Аркадий хоралов личная жизнь. Аркадий хоралов судится с элтоном джоном

Михаил Шуфутинский: «Хочу прыгнуть с парашютом!»

Михаил Захарович совсем недавно, 13 апреля, отметил свой 71-й день рождения. А ровно через неделю – 20 апреля – легенда шансона по-русски поднимется на сцену Кремля, чтобы получить премию «Шансон года – 2019». Накануне торжества артист рассказал, за что любит Instagram и не любит дворцы спорта, почему боялся работать с хитом «All around the world» и о чём мечтает в 71 год.

Время неумолимо мчится вперёд. Уже в эту субботу, 20 апреля, в Государственном Кремлёвском дворце состоится шоу, которого так ждали все почитатели «Радио Шансон», все неравнодушные к нашему жанру и просто любители хороших песен. Я говорю о торжественной церемонии вручения премии «Шансон года – 2019». Для артистов, которые получат статуэтки с золотым гитарным грифом, это тоже не рядовое событие. Александр Маршал считает, что это общая награда звёзд и поклонников.

Не исключено, что в ближайшем будущем водителям на подъезде к перекрёстку придётся не только снижать скорость и следить за помехами справа и слева, но и копаться в кошельках. На Международном навигационном форуме обсудят идею брать плату за беспрепятственный проезд загруженных перекрёстков. Впрочем, это по желанию. Если есть время, никто не мешает постоять в пробке. Бесплатно.

Вы знаете, что такое УМО? Это не управление мобильных отрядов, не уголок молодого оптимиста. Это – углублённое медицинское обследование. Процедура, которую обязаны проходить спортсмены. Вот только условия прохождения как-то разнятся. Наша прославленная сноубордистка, призёр олимпийских игр и обладательница кубка мира Алёна Заварзина пройти УМО не смогла. То есть ей сообщили об этом после олимпийских игр в Пхёнчхане, где она показала лучший среди россиян результат – четвёртый. Вот такое УМО, к...

В новом выпуске программы «Канон» Александр Крузе встретится с певцом и композитором, заслуженным работником культуры РФ - Аркадием Хораловым. Аркадий вспомнит свое детство, сотрудничество с «Самоцветами», Софией Ротару, «Красными маками», судьбоносную встречу с поэтом Андреем Дементьевым. Также зрители смогут увидеть и услышать две композиции - «Прости, солдат» и «Давай попробуем вернуть».

Сегодня мы пообщаемся со всенародно любимым певцом, композитором, поэтом, заслуженным работником культуры Российской Федерации Аркадием Хораловым.

Аркадий Хоралов родился на Украине, в городе Мелитополе Запорожской области, в 1950 году. В 1972-м окончил Мелитопольский институт механизации сельского хозяйства (сегодня это Таврический государственный агротехнологический университет) по специальности «Инженер по организации технологии ремонта машин». Учебу Аркадий совмещал с выступлениями в составе академического эстрадного оркестра института в качестве вокалиста. С 1972 по 1974 год работал с вокально-инструментальным ансамблем «Поют гитары». За десять лет, с 1974 по 1984 год, Аркадий Хоралов работал в таких коллективах, как ансамбль Софии Ротару «Червона рута», государственный эстрадный джаз-оркестр Армении под руководством Константина Орбеляна, вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы» (руководитель Юрий Маликов), вокально-инструментальный ансамбль Валерия Чуменко «Красные маки». С 1984 года Аркадий Хоралов занимается сольным творчеством.

Аркадий Дмитриевич, мое детство прошло в городе-герое Туле, и, должен Вам признаться, туляки считают Вас своим земляком. Я уверен, что жители Мелитополя и Москвы - тоже. Скажите, где Вы чувствуете себя наиболее комфортно и где Ваша малая родина?

Моя малая родина - это все-таки Мелитополь, хотя Туле были отданы многие очень хорошие годы. Для всех было непонятно, почему я из столицы, из «Самоцветов», уехал в Тулу. Все рвались в Москву, а меня в Тулу потянуло.

- В Туле Вы работали в ансамбле «Красные маки»?

Да, из «Самоцветов» я ушел в «Красные маки», и для всех было загадкой, почему и зачем я это сделал. Но нужно пробовать себя везде и во всем, Вы знаете мои этапы и пути. Я пробовал себя везде, и в этом нет ничего зазорного. Это мои шаги в жизни, творчестве. Малая родина для меня все-таки Мелитополь. Там я родился, там живет моя единственная сестра, там могилы родителей. В Мелитополе прошли мои детство и юность.

- Расскажите о них. Как Вы нашли свой путь в мир музыки, ведь Вы учились в техническом вузе?

Ни для кого не секрет, что в институт я поступил в первую очередь из-за того, что там был достаточно знаменитый студенческий эстрадный оркестр, причем полный состав, то есть пять саксофонов, четыре тромбона, пять труб и так далее.

- Настоящий биг-бенд.

Да, причем в нем играли студенты. Это было время ренессанса. Параллельно с оркестром мы были заняты в своей группе, собранной из самых активных музыкантов. Играли спиричуэлс и джаз-рок. Все играли «The Beatles», а мы - негритянскую блюзовую музыку. У нас был хороший состав: труба, саксофон, две гитары, орган и барабаны. В то время это было очень интересно. Мы слушали немного другую музыку, хотя, конечно, «The Beatles», «The Rolling Stones» и «Deep Purple» никто не отменял, это понятно. Моим любимым занятием всегда было послушать эти группы. Моя педагог по классу фортепиано в музыкальной школе что-то во мне видела. Также я очень признателен своим родителям, потому что благодаря им я окончил восьмилетку специальной музыкальной школы. Мы жили в центре города, в государственном доме с соседями, они просили меня петь. В детстве, как у всех детей, у меня был голосок, как у Робертино Лоретти, - звонкий дискант. Мальчиком пел чисто, хотя педагог сказал, что у меня нет никаких данных, и я очень расстроился. Свой учебный день я начинал в пять утра: готовил уроки. Весь день был занят музыкальной школой, легкой атлетикой и футболом, так что он был насыщенный.

- Ваши родители как-то связаны с музыкой? У них было музыкальное образование?

Мои папа и мама очень музыкальные. Дедушка и бабушка по папиной линии в свое время бежали от турецкой резни в 1915 году. Для них это было очень тяжелое время: они жили в Эрзуруме, у них там корни (сейчас это Турция). У бабушки с дедушкой светлая порода армян, со светлыми, как у меня, глазами. Моя мама - украинка из села Каменка Луганской области (там вся ее родня). Родители познакомились во время войны, а после ее окончания поженились. Папа командовал танковым батальоном, был контужен. С войны пришел без двух пальцев на левой руке, и при этом нормально играл на скрипке (он самоучка). Папа был уникален. Мама тоже была музыкальная; талантливая украинка, она пела песни на армянском языке. От дедушки мы знали молитвы на армянском. Армянская Церковь очень древняя.

Позже мне купили пианино, и спорт пришлось оставить. Я очень не любил ходить в музыкальную школу, потому что слушал другую музыку, но благодаря родителям я ее окончил. В пять утра, пока все спали, я раскладывал учебники и первым делом включал радио. На длинных волнах очень хорошо ловилось румынское радио, и там хоть немного крутили эстрадную музыку, потому что на наших радиостанциях вообще нечего было слушать. Я, конечно, любил Муслима Магомаева, Жана Татляна, но, когда был мальчишкой, оттуда начиналась тяга к эстрадной музыке. Также мне многое нравится из классики. Моя учительница засыпала, когда я играл правильно. Она думала, что я играю по нотам, а я играл на слух. Так проходило мое детство: в музыке, спорте - я любил все. Еще я хотел начать заниматься радиотехникой, но для меня это было сложно - наверное, мои мозги развернуты в другую сторону. Паять еще можно, но разобраться, что к чему, я не мог.

У нас были очень хорошие педагоги, сейчас их всех, к сожалению, уже нет в живых. В школе, в девятом классе, я организовал ансамбль из школьников, а по тем временам это было вообще нечто, нигде такого не было. В состав входили саксофон (парень очень хорошо играл, мы потом вместе поступили в эстрадный оркестр), пианино, барабаны. У нас был заслуженный учитель физики: очень хороший, грамотный и интересный. Он нам делал усилители на лампах, колонки, и мы играли на школьных вечерах. Для всех школ это был нонсенс: как это так, в школе - свой ансамбль?!

До института, еще школьником, я пел в двух достаточно хороших эстрадных оркестрах, - Мелитополь очень музыкальный город. Наш студенческий оркестр ездил в Германию, Францию; на ВДНХ, в Киев, Минск. Мы выезжали, потому что у нас был хороший оркестр и талантливый руководитель - Александр Иванович, консерваторский человек. Мало кто остался жив, но воспоминания самые теплые, это было большое удовольствие. С Мелитополем связано очень многое, я только малую толику всего перечислил. Там мои друзья, с которыми я дружу уже пятьдесят лет: с теми, кто еще жив.

Звучит песня «Прости, солдат».

С песни «Давай попробуем вернуть» началось Ваше плодотворное сотрудничество с классиком отечественной эстрадной песни поэтом Андреем Дементьевым. Расскажите, пожалуйста, о том невероятном случае знакомства с мэтром и о работе с ним.

Это получилось, как говорится, в нужное время в нужном месте. С ансамблем «Червона рута» и Софией Михайловной Ротару (она еще в Черновцах работала) мы приехали на фирму «Мелодия» писать новый альбом. Для меня это было нечто недостижимое, даже в мыслях, потому что я пришел из еще не очень известного ансамбля «Поют гитары». Меня с удовольствием забрали и встретили с раскрытыми объятиями София Михайловна и ее покойный муж. Она меня очень уважала, я пел с ней дуэтные партии и сольные. Андрей Дмитриевич Дементьев приехал, наверное, специально в «Мелодию», так как уже была песня «Алексей, Алешенька, сынок», и Женя Мартынов уже очень сильно набирал обороты. София Михайловна великолепно пела эту песню, на каждом концерте невозможно было спокойно слушать, как она отдавалась. Мы, музыканты, каждый день слушали эту песню в ее исполнении, и это был сплошной трепет.

Прямо на лестнице фирмы «Мелодия» София Михайловна познакомила меня с поэтом Андреем Дементьевым.

- А Вы к тому времени показывали свои произведения Софии Ротару?

Да, конечно. Она талантливый человек и видела, что, наверное, какой-то не простой тут пацанчик бродит. Она уже слышала какие-то мои песни, потому что я еще в школе начал писать. Андрей Дементьев достал из кейса стихи и дал мне их - это как раз были стихи к песне «Давай попробуем вернуть». Для меня все было невероятным событием. Наверное, под впечатлением от всего этого по дороге на концерт, после общения с Дементьевым, я прямо в автобусе написал песню. Пока расставляли аппаратуру, я сыграл ее на рояле ребятам. Все сказали: «Это хит!» Это миг истины, который иногда приходит. Просто так ничего сочинить невозможно. Песня «Давай помолчим - мы так долго не виделись», которую впоследствии пел Валерий Ободзинский, и многие другие приходили под настроение: в тамбуре поезда, в самолетах.

У Вас случалось так, что песня уже написана, но Вы по каким-то причинам ее откладываете в стол и не хотите, чтобы она видела свет?

У меня было много таких песен.

- А с чем это связано?

Я просто пишу песни под впечатлением. Я не сажусь писать песни: для этого нужно настроение. Если оно есть, то ты никуда не денешься, даже если нет инструмента: у тебя в голове она все равно есть. Многие песни в то время я не спешил записывать на ноты или какой-то прибор. Если наутро я песню вспоминал, значит, она будет жить, а если забыл, то Бог с ней. Таких песен было много, они приходили и уходили. А те песни, что остались, стали известны. Хотя путь песен к слушателям очень тяжелый: не всегда есть финансовые возможности, не всегда аранжировщик может понять, как ты хочешь ее сделать. Очень многие аранжировщики делают песни, чтобы показать друг другу, какие они профессионалы и какие появились новые навороты. Хорошую песню можно испортить, а обычную, бывает, удается исправить хорошей аранжировкой, и песня звучит. Еще многое зависит от исполнителя. Путь песни очень сложен. Когда мы приходили в гостиницу с концерта (это происходило по всей стране, от Владивостока до Черновцов), после одиннадцати народ всегда расходился с песней «Давай попробуем вернуть», а на радио ее нигде не брали. Андрей Дмитриевич после худсовета в 1984 году вышел и сказал: «Три часа просидели. Встала Александра Николаевна Пахмутова и сказала, что мы сегодня просидели не зря: мы открыли новое имя - Аркадия Хоралова». Но на этом все кончилось, потому что редакторы песню не брали из-за западной манеры пения, из-за несоответствия.

Звучит песня «Давай попробуем вернуть».

Детство и юность

Аркадий Хоралов в 1957 году поступил в первый класс общеобразовательной школы № 5 г.Мелитополя, которую закончил с отличием в 1967 году. Параллельно учился и закончил музыкальную школу №1 по классу фортепьяно.

В 1967 году поступил в Мелитопольский институт механизации сельского хозяйства, который закончил в 1972 году со специальностью инженера по организации и технологии ремонта машин. Также, учась в институте, прошел четырёхлетний курс на военной кафедре и получил звание лейтенанта инженерных войск. Имеет первый мужской разряд по легкой атлетике, член юношеской сборной города по футболу.

Участие в ВИА

На первом курсе иститута стал солистом студенческого эстрадного оркестра под управлением Александра Ивановича Чигрина, при котором была создана группа «Грифы», играющая бит- и поп-музыку. Будучи лидером группы и автором нескольких композиций, вскоре был приглашен в ВИА «Поют гитары» (художественный руководитель - Валерий Муратов) в качестве солиста.

С 1974 года Аркадий начал выступать вместе с ансамблем Софии Ротару «Червона рута». Ротару познакомила молодого автора с поэтом Андреем Дементьевым, который предложил композитору написать музыку для стихотворения «Давай попробуем вернуть».

В 1975 году, после работы в качестве солиста в Государственном эстрадном джаз-оркестре Армении под руководством Константина Орбеляна, Аркадия пригласили принять участие в московском ВИА «Самоцветы» (художественный руководитель Юрий Маликов), сотрудничество с которым началось в 1976 году. Работая в коллективе, он исполнял ряд песен, одна из которых песня-шлягер «Горький мед».

С 1979 года, когда Аркадий Хоралов начал работать с легендарным ВИА «Красные маки» (художественный руководитель - Валерий Чуменко), его популярность как солиста и композитора приобретает всесоюзный масштаб.

В 1979 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел первый диск-гигант ВИА «Красные маки» «Если не расстанемся», с которого звучали песни, записанные Аркадием. В следующем году на втором диске-гиганте «Красных маков» «Кружатся диски» Хоралов записал свои авторские песни: «Помни» и «Ясно все» на стихи поэта Игоря Кохановского.

В 1981 году песни композитора записали Валерий Ободзинский («Давай помолчим») и Алексей Глызин и ВИА «Веселые ребята» («Вот и все»).

Сольная карьера

В 1984 году Аркадий начал сольную карьеру как композитор и певец - исполнитель своих песен на стихи Андрея Дементьева.

В 1985 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел первый миньон Хоралова «Без тебя», на котором были записаны песни «Заброшенный лес», «Воскресенье» и «Без тебя». Позже появился альбом «Бесконечность», разошедшийся тиражом 3 400 000 копий.

В 1988 году вышел альбом «Странный мир», тираж которого превысил 1 000 000 копий. В 1990 году - «Где я и ты». В дальнейшем певец переиздал их на компакт-дисках.

В 1994 году появился альбом «Мой странный мир», на котором записаны песни за период творчества 1985-1993 годов.

Первым прорывом на радио стала композиция «Новогодние игрушки» - в середине восьмидесятых несколько станций начали ставить песню по заявкам слушателей. Впоследствии композиция «Новогодние игрушки» была признана одной из самых популярных новогодних песен на постсоветском пространстве. В 90-е годы Аркадий Хоралов активно гастролировал, в том числе в США и Испании и стал организатором ежегодных концертов памяти своего коллеги Игоря Талькова.

В 2000 году вышел альбом «Я твой пленник».

В 2005 году к 30-летию своего творчества Аркадий Хоралов выпустил пять своих сольных альбомов: «Давай попробуем вернуть», «Бесконечность», «Странный мир», «Я твой пленник», «Я позвоню». На этих компакт-дисках наряду с композициями раннего творчества музыканта записаны и новые песни.

Песни Аркадия исполняли Алсу («Заброшенный лес»), группа «Премьер-Министр» («Давай попробуем вернуть»), Анита Цой («Новогодние игрушки»), Любовь Успенская («Вот и все»), Таисия Повалий («Давай попробуем вернуть») и Витас («Без тебя»), а песнопение «Спаси нас, Господи!» было исполнено оперной певицей, Народной артисткой СССР, солисткой Большого Театра Ириной Архиповой.

В 2009 вышел диск Аркадия Хоралова «Я встречи ждал…», куда вошли хиты артиста и абсолютно новые песни.

Юбилейный концерт

В декабре 2010 года планируется большой юбилейный концерт певца в Государственном Кремлевском дворце.

В концерте примут участие друзья и коллеги Хоралова: Юрий Антонов, Александр Серов, Лев Лещенко, Андрей Дементьев, Владимир Винокур, Николай Носков, Лолита, Вячеслав Добрынин, Владислав Медяник, Игорь Саруханов, Алексей Глызин, Юрий Маликов и «Самоцветы», Сергей Дроздов и «Синяя птица» и др.

Награды

  • Имеет награды и почетные грамоты ЦК ВЛКСМ.
  • Лауреат Международного и Всесоюзного конкурсов артистов эстрады.
  • Имеет благодарность В. В. Путина.
  • Является членом Международного Союза деятелей эстрадного искусства.
  • Член Творческого Союза композиторов. Указом Президента РФ от 12.10.2010 г. № 1237 присвоено звание Заслуженный работник культуры РФ.

Дискография

  • Если не расстанемся, 1980 (ВИА «Красные маки»).
  • Кружатся диски, 1980 (ВИА «Красные маки»).
  • Без тебя, 1985 (миньон).
  • Бесконечность, 1985.
  • Странный мир, 1988.
  • Где я и ты, 1990.
  • Я позвоню, 1993.
  • Мой странный мир, 1994 (авторский сборник).
  • Я твой пленник, 2000.
  • Grand collection. Лучшие песни, 2008.
  • Музыка любви (сборник лирических песен), 2008.
  • Я встречи ждал…, 2009.













Аркадий Хоралов - певец, композитор, поэт, автор многих популярных песен. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2010 ).

Хоралов Аркадий родился в городе Мелитополе Запорожской области, Украина. В 1957 году поступил в первый класс общеобразовательной школы, которую закончил с отличием в 1967 году. Параллельно учился и закончил спец. музыкальную школу восьмилетку по классу фортепьяно.
В 1967 году поступил в Государственную Таврическую Академию, которую закончил в 1972 году со специальностью инженера по организации и технологии ремонта машин. Также, учась в академии, прошел 4-х летний курс на военной кафедре и получил звание лейтенанта инженерных войск. Учеба в академии проходила совместно с посещением занятий и выступлений с Академическим эстрадным оркестром в качестве вокалиста.
Имеет первый мужской разряд по легкой атлетике, член юношеской сборной города по футболу.
С 09.1972 по 11.1974 работал в качестве вокалиста-инструменталиста в составе ВИА «Поют гитары» Костромской государственной филармонии (худ. руководитель - Заслуженный деятель искусств Валерий Муратов).

С 12.1974 по 10.1975 работал солистом-вокалистом в составе ВИА «Червона рута» (худ. руководитель - Народная артистка СССР София Ротару).

С 10.1975 по 11.1976 - солист Государственного эстрадного джаз-оркестра Армении (худ. руководитель и дирижер - Народный артист СССР, композитор Константин Орбелян).
С 11.1976 по 12.1979 - солист-вокалист московского ВИА «Самоцветы» (худ. руководитель - Заслуженный деятель искусств Юрий Маликов).

С 01.1980 по 1984 - солист-вокалист ВИА «Красные Маки» Тульской государственной филармонии (худ. руководитель - Заслуженный деятель искусств Иосиф Михайловский).
В разное время С ВИА, в которых работал Аркадий Хоралов, были записаны и выпущены фирмой «Мелодия» многочисленные долгоиграющие пластинки.
С 1985 по 1992 - запись и выпуск сольных альбомов на Государственной фирме грамзаписи «Мелодия».
С 1992 года по сегодняшний день - участие в сольных и сборных концертах со звездами российской эстрады, запись и выпуск сольных альбомов на CD. Работа над новыми сольными проектами.
В 2008 году вышел диск "Я встречи ждал...", в который вошли как полюбившиеся хиты, так и новые песни.
Имеет награды и почетные грамоты ЦК ВЛКСМ. Лауреат Международного и Всесоюзного конкурсов артистов эстрады.
Имеет Благодарность Верховного главнокомандующего РФ В.В. Путина.
23.10.2003 года - зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания РФ четвертого созыва по Щекинскому одномандатному округу №177, Тульская область.
Является членом Международного Союза деятелей эстрадного искусства. Член Творческого Союза композиторов (худ. руководитель - Народная артистка СССР И.К. Архипова).

Организация концертов и заказ корпоративных выступлений Хоралова Аркадия. Официальный сайт випартист, где можно ознакомиться с биографией, а по указанным контактным телефонам на сайте, Вы можете пригласить Аркадия Хоралова с концертной программой или заказать выступление Хоралова Аркадия на свое мероприятие. Сайт Хоралова Аркадия содержит информацию фото и видео, а так же заказ райдера в бланке заказа.

Армянский любовник Пугачевой не давал Долиной заниматься сексом на работе

Наша беседа с Аркадием ХОРАЛОВЫМ - автором и исполнителем хитов 80-х «Давай попробуем вернуть», «Вот и все», «Новогодние игрушки» - началась с неожиданного вопроса. «У тебя нет телефона или адреса Элтона ДЖОНА?» - спросил меня Аркадий Дмитриевич и пояснил, что хочет попросить у сэра крупную сумму, которая сейчас, в момент кризиса, ему остро необходима. Естественно, я не мог не поинтересоваться, какие у Хоралова имеются основания для столь наглой просьбы.

Это давняя история, - начал свой рассказ Хоралов. В середине 80-х годов на одном из концертов, где я участвовал, ко мне подошел главный звукорежиссер и язвительно сказал, что, если уж я ворую песни, надо делать это не так откровенно. Он объяснил, что припев моей песни «Давай попробуем вернуть» очень похож на припев «Shoot Down The Moon» из альбома Элтона Джона «Ice On Fire». На следующий день звукорежиссер принес запись, дал мне послушать. Сходство действительно присутствовало, хотя были отличия в тональности, в темпе и в аранжировке. «В каком году вышел этот альбом Элтона Джона? Только в 1985 году! - сказал я. - А моя песня еще в 1978 году вышла на пластинке в исполнении ВИА «Самоцветы», а в 1979 году - в исполнении ВИА «Красные маки».

Сэр-плагиатор

Как ни невероятно, но Элтон Джон действительно мог позаимствовать у меня мелодию. В одном из своих интервью сэр рассказал, как он сочиняет песни: «Я прослушиваю под настроение огромное количество музыки. Потом захожу в студию и под впечатлением от услышанного сочиняю свое». Услышать мою песню он мог во время гастролей в соцстранах. На Украине, где я родился, ловились польские и румынские радиостанции. И я часто слышал у них в эфире «Давай попробуем вернуть». Друзья познакомили меня с очень серьезным адвокатом, который работал на Манхэттене. Когда я рассказал ему про Элтона Джона, юрист захотел взяться за это дело и даже предложил оплатить расходы. Доказать мой приоритет не составит труда. «Давай попробуем вернуть» я еще в 1976 году зарегистрировал в ВААПе (Всесоюзное Агентство по Авторским Правам, правопреемником которого является нынешнее Российское Авторское Общество. - М.Ф. ). А написал я ее в 1975 году, когда работал у Софии Ротару в ансамбле «Червона Рута». Мы приехали на фирму «Мелодия» записывать альбом. И на лестнице встретили поэта Андрея Дементьева. Ротару к тому времени уже спела его «Алексей, Алешенька, сынок» и «Пусть летят по небу лебеди». У них были очень хорошие отношения. Дементьев тут же дал мне текст «Давай попробуем вернуть». В тот же вечер в автобусе по дороге на концерт я сочинил на него музыку.

Сомнительная версия

- Как вы попали в коллектив к Ротару?

Я закончил Таврическую сельскохозяйственную академию в Мелитополе. Параллельно пел в студенческом оркестре. Потом получил приглашение работать в ансамбле «Поют гитары» Костромской филармонии. Знакомый посоветовал пройти прослушивание у Софии Ротару: она с «Червоной Рутой» была на гастролях за рубежом, а по возвращении попала в клинику с какими-то проблемами с легкими. И наше первое общение происходило через больничное окно. София Михайловна приняла меня в «Червону Руту». Когда я солировал, Ротару не уходила в гримуборную, а всегда стояла за кулисами и слушала меня. Нас даже запечатлели вместе в документальном фильме «Песня всегда с нами», где мы исполняли песни замечательного композитора Володи Ивасюка, сочинившего «Червону руту», «Водограй» и другие хиты.

- Ивасюк погиб при каких-то загадочных обстоятельствах?

Да, гибель Володи была очень непонятной. По этому поводу ходили разные слухи. Якобы он написал какую-то песню, которая не понравилась националистам Западной Украины. Они посчитали ее антиукраинской. Угрожали ему, чтобы он не давал композиции хода. Но я боюсь утверждать, что это именно так. Знаю только, что его повесили в лесу под Львовым. По официальной версии, чтобы закрыть следствие, он покончил с собой. Но это явная ерунда. С чего человек в расцвете творческих сил, любимый народом, взял бы и повесился?! Тем более, он был непьющий. Нормальный, адекватный человек. Жизнерадостный. Сколько я его помню, всегда улыбался.

Строгий маэстро

- Если в «Червонной Руте» к вам так хорошо относились, почему же вы ушли?

Был молод, горяч, полон энергии и планов! Захотелось попробовать, потяну ли я как вокалист с большим эстрадным оркестром.

В 1975 году я поехал на прослушивание в один из лучших коллективов страны - государственный джаз-оркестр Армении под управлением Константина Орбеляна. Спел пару песен из репертуара Тома Джонса. И был принят сразу во второе отделение. Но и у Орбеляна я долго не задержался. Внутри коллектива были слишком строгие порядки. Лариса Долина, которая тогда работала в оркестре, даже не могла завести себе любовника, жила, как монашка. Все боялись, что - не дай Бог! - кто-то чего-то узнает, и потом будут поносить, как в ауле. Даже Алла Пугачева, когда приезжала к Орбеляну репетировать его песню «Сто часов счастья», жила в гостинице в отдельном номере и на людях не афишировала свои истинные отношения с Маэстро. А самое главное - в коллективе не было возможности творчески развиваться. Я тогда уже сочинял песни, хотел сам их исполнять. Но Константин Агапаронович запрещал. В репертуаре были только зарубежные хиты, армянские песни и произведения самого Орбеляна. А у меня был приятель Виталик Кретюк, с которым я познакомился на гастролях в Ростове, когда еще работал в ансамбле «Поют гитары»…

Лишенец Серов

- Это тот самый Кретюк, который в начале 70-х был любовником Пугачевой?

Говорили, что они жили гражданским браком. Точно не знаю. Алла Борисовна работала в группе, которой руководил Виталик, - это факт.

Потом она ушла к Паше Слободкину в ВИА «Веселые ребята». А Кретюка взяли во второй состав «Самоцветов». В этом составе также работали Володя Пресняков с супругой Леной, Саша Барыкин, Володя Винокур и много другого известного народа. Кретюк и меня туда тянул, но на работу в «Москонцерт» не принимали без московской прописки. А прописаться было нельзя, пока не устроишься на работу. Можно было заключить фиктивный брак, но я с 18 лет уже был женат. Моей дочке тогда исполнилось четыре года. Устроился к Игорю Гранову в «Голубые гитары» - формально числился там, а реально работал в «Самоцветах». Вскоре после меня в коллектив пришел на прослушивание Саша Серов. Но Маликов ему сказал: «У нас уже есть Хоралов. Зачем нам еще один?»

Кремлевский соловей

Что потом стало с Кретюком? Бывшая солистка «Веселых ребят» Светлана Резанова утверждала в интервью, что его убили за какие-то темные дела.

Мне кажется, это все базарные разговоры. Ходили слухи, что он попал в тюрьму и там умер. Якобы его посадили за спекуляцию аппаратурой. Но Виталик был крайне от этого далек. Музыкант до мозга костей, великолепный пианист с очень хорошим вкусом. По-моему, его в жизни ничего не интересовало, кроме творчества. Конечно, в тюрьму может попасть кто угодно. Не исключено, что его просто подставили. Ты же прекрасно знаешь, в какой стране мы живем.

- Когда вы общались с Кретюком в последний раз?

После моего ухода в «Красные маки» я Виталика больше не видел. У «Самоцветов» был свой «чес», у нас - свой, мы нигде не пересекались. И с «Лейся, песня», куда Виталик перешел из «Самоцветов», почему-то тоже не пересекались. Вот с «Веселыми Ребятами» и «Песнярами» у нас траектории часто совпадали. А с Яком Йоллой в начале 80-х «Красные Маки» даже работали по отделению в одной программе. На родине, в Эстонии, его недолюбливали. Считали «кремлевским соловьем». А у нас его концерты проходили с неизменным успехом. Он был покорителем дамских сердец - красавчик, «фирмач», всегда модно одетый. Девушки к нему в очередь выстраивались. Довелось нам совместно гастролировать и с еще одним любимцем дам - Валерием Ободзинским. Это было в 1983-84 годах в Средней Азии. Правда, мы застали его уже не в лучшей форме. Из-за злоупотребления спиртным он тогда очень плохо себя чувствовал. Однажды его объявили, он вышел, постоял немного и ушел со сцены. Пришлось «Красным Макам» работать за него второе отделение. К сожалению, собраться с коллегами просто так, не по работе, удавалось крайне редко. Я в этом убедился, когда на протяжении 15 лет проводил в Туле благотворительные вечера памяти Игоря Талькова.