Анна достоевская — «что значит быть женой гения

Ни для кого не секрет, что многих великих мужчин прошлого и современности сопровождали и сопровождают по жизни не менее великие женщины. Одной из таких женщин, которые положили всю свою жизнь на служение идеалам мужа, можно назвать Анну Григорьевну Достоевскую, вторую супругу Федора Михайловича.

Детство и юность будущей жены великого писателя

Урожденная Анна Сниткина происходила из петербургской семьи мелкого чиновника. С детства девушка мечтала хоть как-то изменить мир, сделать его лучше и добрее. Первое знакомство с творчеством тогда уже знаменитого писателя у Анны состоялось примерно в шестнадцатилетнем возрасте, когда она совершенно случайно нашла в библиотеке отца «Записки из Мёртвого дома» Достоевского. Именно это произведение стало для Анны той отправной точкой, которой она так ждала. С этого момента девушка решает стать педагогом и в 1864 году поступает на отделение физико-математических наук Педагогических курсов. Однако учиться у Анны получилось всего год, умер отец и юной мечтательной особе пришлось немного отодвинуть в сторону высокие идеалы и начать зарабатывать на пропитание семьи.

Для того, чтобы хоть как-то помочь родным после гибели отца, Анна Сниткина поступает на курсы стенографисток, где ее природное рвение приводит к тому, что к концу обучения девушка становится лучше ученицей профессора Ольхина, к которому после и обратится Достоевский. Знакомство с будущим мужем состоялось 4 октября1866 г., когда Анну пригласили работать вместе с Достоевским над романом «Игрок». Этот загадочный писатель поразил девушку с первого взгляда. Да и Анна Сниткина, обычная стенографистка, не оставила Федора Михайловича равнодушным. Уже через несколько дней совместной работы он смог по-настоящему откровенно выговориться и излить душу перед этой юной особой. Может быть уже тогда писатель почувствовал настоящее родство душ, которое многие так и не встречают на своем жизненном пути.

Верная жена и настоящий соратник

Уже через несколько месяцев после знакомства Достоевский делает предложение руки и сердца Анне Сниткиной. По словами самой девушки он очень сильно переживал по поводу того, что она может отказать. Но чувство было взаимным и 15 февраля1867 г. состоялось венчание супругов Достоевских. Однако первые месяцы супружеской жизни оказались вовсе не «медовыми», семья Федора Михайловича всячески унижала молодую жену и старалась при случае ужалить как можно больнее. Но Анна Григорьевна не сломалась, она решила, что семейное счастье только в ее руках. Продав все свои ценности, она увозит мужа в Германию, где дает ему полную свободу и обеспечивает покой для нормальной работы. Именно здесь началась их по-настоящему счастливая жизнь. Анне Достоевской принадлежит и еще одна немаловажная победа — именно она поспособствовала тому, чтобы романист бросил свое пагубное пристрастие к рулетке, за что в последствии он ее очень сильно благодарил.

В 1868 году в семье Достоевских появился первенец — дочка Соня, которая, к сожалению, умерла в раннем детстве. В следующем году в Дрездене Бог посылает им еще одну дочь Любовь. А в 1871 году, когда семья уже вернулась в Петербург, у Достоевского появляется сын Федор, а затем, в 1875 сын Алексей, который умирает через три года от эпилепсии.

Личные достижения Анны Достоевской

Помимо того, что именно Анна Григорьевна вела все экономические дела семьи и смогла вытащить ее из долговой ямы, она также занималась всеми делами с типографиями и издательствами, обеспечивая тем самым мужу простор для творчества, не обремененный обыденными проблемами. Достоевская сама издавала все произведения писателя и даже занималась распространением его книг. Тем самым Анна Григорьевна Достоевская стала одной из первых российских женщин-предпринимателей того времени. Даже после смерти писателя она не оставила дела его жизни. Именно жена Достоевского собрала все его сочинения, документы, фотографии, письма и организовала целую комнату в Историческом музее города Москвы, посвященную Достоевскому. Важным биографическим источником жизнеописания Достоевского являются и ее дневники и воспоминания о муже, опубликованные соответственно в 1923 и 1925 годах.

Анна Григорьевна Достоевская известна также как одна из первых русских женщин, которые увлекались филателией. Собирать свою собственную коллекцию почтовых марок жена писателя начала еще в 1867 году, отчасти чтобы доказать супругу, что и женщина способна длительное время идти к своей цели и не останавливаться. Что интересно, за всю жизнь Анна Достоевская не заплатила ни за одну марку, все они были получены ею в подарок или сняты с конвертов. Куда делся альбом с марками жены Достоевского, неизвестно.

- (урождённая Сниткина; 30 августа (12 сентября) 1846, Санкт-Петербург , Российская империя - 9 июня 1918, Ялта, Крым) - русская мемуаристка. Стенографистка, помощница, а с 1867 года вторая жена Ф. М. Достоевского , мать его детей - Софьи (22 февраля 1868 - 12 (24) мая 1868), Любови (1869-1926), Фёдора (1871-1922) и Алексея (1875-1878) Достоевских; публикатор творческого наследия Фёдора Михайловича. Известна как одна из первых филателисток России.

Биография

Родилась в Санкт-Петербурге, в семье мелкого чиновника Григория Ивановича Сниткина. С детства зачитывалась произведениями Достоевского . Слушательница стенографических курсов.
С 4 октября 1866 года, в качестве стенографистки-переписчицы, участвовала в подготовке к печати романа «Игрок» Ф. М. Достоевского . 15 февраля 1867 года Анна Григорьевна стала женой писателя, а через два месяца Достоевские уехали за границу, где оставались на протяжении более четырёх лет (до июля 1871 года).

По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне. На здании, расположенном на том месте, где находилась гостиница, в которой останавливались Достоевские, в декабре 2006 года была открыта мемориальная таблица (скульптор Ромуальдас Квинтас).

Направившись на юг, в Швейцарию, Достоевские заехали в Баден, где сперва Фёдор Михайлович выиграл на рулетке 4000 франков, но не мог остановиться и проиграл всё, что с ним было, не исключая своего платья и вещей жены. Почти год они жили в Женеве, где писатель отчаянно работал, и иногда нуждались в самом необходимом. 6 марта (22 февраля) 1868 года у них родилась первая дочь Софья; но 24 (12) мая 1868 года в возрасте трёх месяцев ребёнок умер, к неописуемому отчаянию родителей. В 1869 году в Дрездене у Достоевских родилась дочь Любовь (ум. 1926).

По возвращении супругов в Петербург у них родились сыновья Фёдор (16 июля 1871 - 1922) и Алексей (10 августа 1875 - 16 мая 1878). Начался самый светлый период в жизни романиста, в горячо любимой семье, с доброй и умной женой, которая взяла в свои руки все экономические вопросы его деятельности (денежные и издательские дела) и скоро освободила мужа от долгов. С 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку. Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя и вела дела с издателями и типографиями, сама издавала его сочинения. Ей посвящён последний роман писателя «Братья Карамазовы» (1879-1880).

В год смерти Достоевского (1881) Анне Григорьевне исполнилось 35 лет. Вторично замуж не выходила. После смерти писателя собирала его рукописи, письма, документы, фотографии. Организовала в 1906 году комнату, посвящённую Фёдору Михайловичу в Историческом музее в Москве. С 1929 года её коллекция перешла в музей-квартиру Ф. М. Достоевского в Москве.

Анна Григорьевна составила и издала в 1906 году «Библиографический указатель сочинений и произведений искусств, относящихся к жизни и деятельности Ф. М. Достоевского» и каталог «Музей памяти Ф. М. Достоевского в императорском Российском историческом музее имени Александра III в Москве, 1846-1903». Её книги «Дневник А. Г. Достоевской 1867 год» (опубликована в 1923 году) и «Воспоминания А. Г. Достоевской» (опубликована в 1925 году) являются важным источником для биографии писателя.

Умерла Анна Григорьевна в Ялте в голодном военном 1918 году. Через 50 лет, в 1968 году, её прах был перенесён в Александро-Невскую лавру и захоронен рядом с могилой мужа.

Библиография

«Дневник А.Г.Достоевской 1867 год» (1923)
«Воспоминания А.Г.Достоевской» (1925).

Память

Фильмы

  • 1980 - советский художественный фильм «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Режиссёр-постановщик - Александр Зархи. В роли А. Г. Достоевской - известная советская и российская актриса Евгения Симонова.
  • 2010 - документально-постановочный фильм «Анна Достоевская. Письмо мужу». Режиссёр-постановщик - Игорь Нурисламов. В роли А. Г. Достоевской - Ольга Кирсанова-Миропольская. Производство продюсерского центра «АТК-Студио».

Литература

  • Гроссман Л. П. А. Г. Достоевская и её «Воспоминания» [Вступ. ст.] // Воспоминания А. Г. Достоевской. - М.-Л., 1925.
  • Достоевский А. Ф. Анна Достоевская // Женщины мира. - 1963. - № 10.
  • Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. - М.: «Советская энциклопедия», 1964. - Т. 2.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. - М.: Связь, 1980. - С. 182.
  • Мазур П. Кто был первым филателистом? // Филателия СССР. - 1974. - № 9. - С. 11.
  • Стрыгин А. Женская тема в филателии. Некоторые рассуждения о коллекционировании марок // НГ - Коллекция. - 2001. - № 3 (52). - 7 марта.

Является одной из первых известных женщин России, увлекавшихся филателией. Начало её коллекции было положено в 1867 году, в Дрездене. Поводом для этого послужил спор между Анной Григорьевной и Фёдором Михайловичем о женском характере:
« Очень меня возмущало в моём муже то, что он отвергал в женщинах моего поколения какую-либо выдержку характера, какое-нибудь упорное и продолжительное стремление к достижению намеченной цели. <...>
Этот спор меня почему-то раззадорил, и я объявила мужу, что на своём личном примере докажу ему, что женщина годами может преследовать привлекшую её внимание идею. А так как в настоящую минуту <...> никакой большой задачи я пред собой не вижу, то начну хоть с занятия, только что тобою указанного, и с сегодняшнего дня стану собирать марки.
Сказано - сделано. Я затащила Фёдора Михайловича в первый попавшийся магазин письменных принадлежностей и купила («на свои деньги») дешёвенький альбом для наклеивания марок. Дома я тотчас слепила марки с полученных трёх-четырех писем из России и тем положила начало коллекции. Наша хозяйка, узнав о моем намерении, порылась между письмами и дала мне несколько старинных Турн-Таксис и Саксонского Королевства. Так началось мое собирание почтовых марок, и оно продолжается уже сорок девять лет… От времени до времени я хвалилась перед мужем количеством прибавлявшихся марок, и он иногда посмеивался над этой моей слабостью. (Из книги «Воспоминания А. Г. Достоевской».)»

Воспоминания Анны Григорьевны Достоевской облачены в столь притягательную форму, позволяющую читателю максимально опираться лишь на факты из жизни Федора Михайловича Достоевского и делать выводы самому. В тексте практически отсутствуют стандартные, наштопанные крупными стежками контрастных ниток, собственные мысли автора по поводу ее отношений с мужем, слишком субъективное восприятие взглядов Достоевского на различные вещи, нет рассусоливания собственных слезливых эмоций. Что делает честь Анне Григорьевне, на долю которой выпал немалый фунт лиха.

Приходится учитывать грандиозную пропасть между Федором Михайловичем и его женою, ибо к моменту знакомства с нею он был уже состоявшимся литератором, будучи старше ее на 25 лет. Воспоминания Анны кажутся максимально объективными, она не старается казаться умнее и лучше, чем то было на самом деле. Это подкреплено многочисленными эпизодами из жизни этой семейной пары, в частности, на этапе создания "Братьев Карамазовых" автор указывает на то, что практически ничего не поняла, хотя сама это произведение стенографировала. Разумеется ни одна вдова великого писателя не напишет плохо о собственном муже, но значимость всего этого тускнеет на фоне того, что пришлось пережить этой женщине в период брака с Достоевским. "Жена гения" - это такой же статус, как и "гений".

Образ Федора Михайловича складывается задолго до ознакомления с его биографией благодаря прочтению его произведений, но данный труд только укрепляет восприятие автора и радует схожестью мышления некоторой части человечества. Присоединяюсь к опровержению глупого письма Страхова, обвиняющего Федора Михайловича во всех смертных грехах при жизни, которое приводится в конце произведения. Сие письмо не связано изначально с самим воспоминаниями, иными словами - труд не ставил себе целью как-то обелить Достоевского в глазах читателей, тем более, что в настоящий момент в этом уже нет никакой надобности. Люди, продолжающие вторую сотню лет читать Достоевского, давно сами во всем разобрались. Но и картины эпилептических припадков Федора Михайловича, многочисленной родни-на-шее, постоянных материальных проблем в течении всей жизни, игры в рулетку, уродов-издателей - очень яркие и реалистичные.

О jalousie de metier (профессиональная зависть) не приходится говорить, ибо кто есть такой Страхов? О таковом никто и не слышал. Хотя, зависть, как таковая, к другим авторам - качество похвальное, ибо заставляет любого писателя шевелить лапами, дает дополнительный стимул. Вообще, не помню ни одного героя у Достоевского, страдающего чрезмерной гордыней. Раскольников? Фома Опискин? Темная же сторона Достоевского видна всегда и здесь Страхов не открыл никаких америк. Но эта темная сторона навсегда увязла в теориях. Герои Достоевского вечно были нереальными на фоне кажущейся реалистичности. Этот противоречивый романтический реализм является неповторимой особенностью личности автора. Череда пережитого, необычайно ярко прожитая жизнь - сие случайность на теле истории. В том нет, нужно признать, особых заслуг самого Федора Михайловича, но и повторить схожая личность ничего подобного не сможет. Так как, если даже будет возможность, то не возникнет желания. Достоевские скромно рассосались по уголкам жизни.

Вполне достоверные выводы о жизни Достоевского всегда сделает человек, читавший его произведения, которые навечно останутся живой иллюстрацией личности автора. Но прочитать мало - нужно еще понять, принять и прочувствовать. Спасибо Анне Григорьевне за добротный труд, Федору Михайловичу за то, что он был, а им обоим - за то, что они навсегда останутся.

Какой должна быть жена великого человека? Этим вопросом задавались биографы многих известных людей.

Часто ли рядом с великими мужчинами оказываются великие женщины, которые становятся единомышленниками, помощниками, друзьями? Как бы то ни было, Федору Михайловичу Достоевскому повезло: его вторая жена, Анна Григорьевна Сниткина, была именно таким человеком.

Анна Григорьевна Достоевская прожила долгую и насыщенную жизнь, пережив писателя почти на 40 лет.

Для того, чтобы понять роль Анны Григорьевны в судьбе классика, достаточно посмотреть на жизнь Достоевского «до» и «после» встречи с этой удивительной женщиной. Итак, ко времени знакомства с ней в 1866 году Достоевский был автором нескольких повестей, некоторые из которых были оценены очень высоко. Например, «Бедные люди» - они были восторженно встречены Белинским и Некрасовым. А некоторые, например, «Двойник» - потерпели полное фиаско, получив разгромные отзывы от этих же литераторов.

Если успех в литературе, хотя бы и переменный, но все-таки был, то остальные сферы жизни и карьеры Достоевского выглядели куда плачевней: участие в деле «Петрашевцев» привело его к четырехлетней каторге и ссылке; созданные вместе с братом журналы закрывались и оставляли после себя огромные долги; здоровье было настолько подорвано, что практически большую часть жизни писатель жил с ощущением «на последних днях»; неудачный брак с Марией Дмитриевной Исаевой и ее смерть - все это не способствовало ни творчеству, ни душевному равновесию.

Накануне знакомства с Анной Григорьевной к этим катастрофам добавилась еще одна: по кабальному договору с издателем Ф.Т. Стелловским Достоевский должен был предоставить новый роман к 1 ноября 1866 года. Оставалось около месяца, в противном случае все права на последующие произведения Ф.М. Достоевского переходили к издателю. Кстати, Достоевский был не единственным писателем, оказавшемся в такой ситуации: чуть раньше на невыгодных для автора условиях Стелловским были изданы произведения А.Ф. Писемского; в «кабалу» попал В.В. Крестовский, автор «Петербургских трущоб». Всего за 25 рублей были выкуплены сочинения М.И. Глинки у его сестры Л.И. Шестаковой.

По этому поводу Достоевский писал Майкову:

«Денег у него столько, что он купит все русскую литературу, если захочет. У того ли человека не быть денег, который всего Глинку купил за 25 целковых».

Ситуация была критическая. Друзья предлагали писателю создать основную линию романа, этакий синопсис, как сказали бы сейчас, и разделить между ними. Каждый из друзей-литераторов мог бы написать отдельную главу, и роман был бы готов. Но на это Достоевский пойти не мог. Тогда друзья предложили найти стенографистку: в таком случае шанс написать роман вовремя все-таки появлялся.

Этой стенографисткой и стала Анна Григорьевна Сниткина. Вряд ли другая женщина могла настолько осознать и прочувствовать сложившуюся ситуацию. Днем роман надиктовывался писателем, ночами главы были расшифрованы и написаны. К назначенному сроку роман «Игрок» был готов. Он был написан всего за 25 дней, с 4 по 29 октября 1866 года.


Иллюстрация к роману «Игрок»

Стелловский не собирался так быстро отказываться от возможности переиграть Достоевского. В день сдачи рукописи он просто уехал из города. Приказчик отказался принять рукопись. Обескураженного и разочарованного Достоевского выручила опять же Анна Григорьевна. Посоветовавшись со знакомыми, она уговорила писателя сдать рукопись под расписку приставу части, в которой проживал Стелловский. Победа осталась за Достоевским, но во многом заслуга принадлежала Анне Григорьевной Сниткиной, довольно скоро ставшей не только его женой, но и верным другом, помощником и компаньоном.

«Неточка Незванова»

Чтобы понять отношения между ними, необходимо обратиться к событиям куда более ранним. Родилась Анна Григорьевна в семье мелкого петербургского чиновника Григория Ивановича Сниткина, который был почитателем Достоевского. В семье её даже прозвали Неточкой, по имени героини повести «Неточка Незванова». Ее мать - Анна Николаевна Мильтопеус, шведка финского происхождения, - была полной противоположностью увлекающемуся и непрактичному мужу. Энергичная, властная, она выказывала себя полной хозяйкой дома.

Анна Григорьевна унаследовала и понимающий характер отца, и решительность матери. А отношения между своими родителями она проецировала на будущего мужа: «…Всегда оставались собою, нимало не вторя и не подделываясь друг к другу. И не впутывались своею душою - я - в его психологию, он - в мою, и таким образом мой добрый муж и я - мы оба чувствовали себя свободными душой».

О своем отношении к Достоевскому Анна писала так:

«Моя любовь была чисто головная, идейная. Это было скорее обожание, преклонение пред человеком, столь талантливым и обладающим такими высокими душевными качествами. Это была хватавшая за душу жалость к человеку, так много пострадавшему, никогда не видевшему радости и счастья и так заброшенному теми близкими, которые обязаны были бы отплачивать ему любовью и заботами о нем за все, что (он) для них делал всю жизнь. Мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье - овладела моим воображением, и

  • Федор Михайлович стал моим богом, моим кумиром, и я, кажется, готова была всю жизнь стоять пред ним на коленях».

Совместная жизнь с Достоевским

Семейная жизнь Анны Григорьевны и Федора Михайловича также не избежала несчастий и неуверенности в будущем. Им довелось пережить годы почти нищенского существования за границей, смерть двух детей, маниакальную страсть к игре у Достоевского. И тем не менее, именно Анна Григорьевна сумела привести в порядок их быт, организовать работу писателя, освободить его, в конце концов, от тех финансовых долгов, что накопились со времен неудачного издания журналов.

Несмотря на разницу в возрасте и тяжёлый характер мужа, Анна смогла наладить их совместную жизнь.

Жена боролась и с пагубной привычкой игры в рулетку, и помогала в работе: стенографировала его романы, переписывала рукописи, читала корректуры и организовывала торговлю книгами.

Постепенно все финансовые дела она взяла на себя, и Федор Михайлович в них уже не вмешивался, что, кстати, крайне положительно отразилось на семейном бюджете. (Еще бы он вмешивался — взгляд у Анны Григорьевны какой)

Именно Анна Григорьевна решилась на такой отчаянный поступок, как собственное издание романа «Бесы». Прецедентов, когда писателю удавалось самостоятельно издать свои произведения и получить от этого реальную прибыль, на тот момент не было. Даже попытки Пушкина получать доходы с издания своих литературных трудов, потерпели полное фиаско.

Существовало несколько книжных фирм: Базунова, Вольфа, Исакова и других, которые покупали права на издание книг, а затем издавали и распространяли их по всей России. Сколько проигрывали на этом авторы, можно подсчитать довольно легко: за право издавать роман «Бесы» Базунов предлагал 500 рублей (и это уже «культовому», а не начинающему писателю), тогда как доходы после самостоятельного издания книги составили порядка 4 000 рублей.

Анна Григорьевна проявила себя как истинная бизнес-леди. Она вникла в дело до мелочей, многие из которых узнавала буквально «шпионским» образом: заказывая визитные карточки; расспрашивая в типографиях, на каких условиях печатаются книги; делая вид, что торгуется в книжном магазине, узнавала, какие наценки он делает. Из подобных расспросов она выяснила, какой процент и при каком количестве экземпляров следует уступать книгопродавцам.

И вот результат - «Бесы» были распроданы моментально и крайне выгодно. С этого момента основной деятельностью Анны Григорьевны становится издание книг ее мужа…

В год смерти Достоевского (1881) Анне Григорьевне исполнилось 35 лет. Вторично замуж она не выходила и полностью посвятила себя увековечиванию памяти Федора Михайловича. Она семь раз издавала собрание сочинений писателя, организовала квартиру-музей, писала мемуары, давала бесконечные интервью, выступала на многочисленных литературных вечерах.

Летом 1917 года события, будоражащие всю страну, забросили ее в Крым, где она заболела малярией тяжелой формы и через год скончалась в Ялте. Похоронили её вдали от мужа, хотя она и просила об обратном. Она мечтала обрести покой рядом с Федором Михайловичем, в Александро-Невской лавре, и чтобы при этом ей не ставили отдельного памятника, а только вырезали бы на надгробии несколько строк. Последняя воля Анны Григорьевны была исполнена лишь в 1968 году.

16 (4) октября 1866 года юная стенографистка Анна Сниткина пришла к Федору Достоевскому, чтобы помочь ему в работе над новым романом «Игрок». Эта встреча навсегда изменила их жизни.

В 1866 году Анне было 20 лет. После смерти отца, мелкого чиновника Григория Сниткина, девушка, окончившая с серебряной медалью Мариинскую женскую гимназию и стенографические курсы, решила на практике применить полученные знания. В октябре она впервые встретилась с 44-летним писателем Федором Достоевским, чьими книгами зачитывалась с детства. Она должна была помочь ему в работе над новым романом, до сдачи которого оставалось меньше месяца. В Петербурге, в доме на углу Малой Мещанской и Столярного переулка, писатель стал надиктовывать помощнице сюжет, который она старательно стенографировала.

За 26 дней они вместе совершили невозможное - подготовили роман «Игрок», который до этого существовал лишь на черновиках. Если бы этого не произошло, то писатель на 9 лет передал бы авторские права и гонорары на свои издания в пользу предприимчивого издателя Федора Стелловского, у которого, по словам Достоевского, «было столько денег, что он мог бы купить всю русскую литературу».

«Готова всю жизнь стоять пред ним на коленях»

Работа в форсмажорных условиях сблизила писателя и Анну. Вскоре между ними произошел откровенный разговор, который позже привела в своих мемуарах Анна Григорьевна. Он предложил ей представить себя на месте героини, которой в любви признался художник, и спросил, что бы она ответила на это.

«Лицо Федора Михайловича выражало такое смущение, такую сердечную муку, что я, наконец, поняла, что это не просто литературный разговор, и что я нанесу страшный удар его самолюбию и гордости, если дам уклончивый ответ. Я взглянула на столь дорогое мне, взволнованное лицо Федора Михай­ловича и сказала: - Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!», - писала она.

По ее воспоминаниям, чувство, охватившее ее, было похоже на безграничное обожание, безропотное преклонение перед великим талантом другого человека.

«Мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье - овладела моим воображением, и Федор Михайлович стал моим богом, моим кумиром, и я, кажется, готова была всю жизнь стоять пред ним на коленях».

И она воплотила свою мечту в жизнь, став надежной опорой в жизни писателя.

15 февраля 1867 года в Измайловском Троицком соборе Санкт-Петербурга они обвенчались. Для Достоевского это был второй брак (первая его жена Мария умерла от чахотки), но только в нем он узнал, что такое семейное счастье.

«Я должна была искупить свое счастье близости к нему»

После свадьбы, состоявшейся всего через 5 месяцев после их знакомства, Анна начала понимать, с какими сложностями им теперь предстоит бороться вместе. Страшные приступы эпилепсии, случавшиеся у писателя, пугали ее и одновременно наполняли сердце жалостью.

«Видеть любимое лицо, синеющее, искаженное, с налившимися жила­ми, сознавать, что он мучается, и ты ничем не можешь ему помочь, - это было таким страда­нием, каким, очевидно, я должна была искупить свое счастье близости к нему...» - вспоминала она.

Но не только борьба с болезнью предстояла им. Бюджет молодой семьи был непрочен. Финансовые долги накопились у Достоевского еще со времен неудачного издания журналов. По одной из версий, чтобы скрыться от множественных кредиторов, Анна и Федор Михайлович приняли решение уехать в Германию. По другой версии, свою роль в этом сыграли конфликтные отношения молодой супруги с родственниками мужа.

Сам Достоевский представлял, что поездка не будет похожа на романтичное путешествие двух влюбленных. По его словам, он уезжал «со смертью в душе».

« В заграницу я не верил, то есть я верил, что нравственное влияние заграницы будет очень дурное. Один... с юным создани­ем, которое с наивною радостию стремилось раз­делить со мною странническую жизнь; но ведь я видел, что в этой наивной радости много неопыт­ного и первой горячки, и это меня смущало и мучило очень... Характер мой больной, и я пред­видел, что она со мной измучается», - рассказывал он поэту Аполлону Майкову.

Путешествуя по Европе, семейная пара заехала в город Баден в Швейцарии. Мысль о быстром богатстве, шальном выигрыше, который избавит от многих проблем, завладела Достоевским после того, как он выиграл в рулетку 4 тысячи франков. После этого болезненный азарт не отпускал его. В итоге он проиграл все, что мог, даже ювелирные украшения молодой жены.

Анна старалась помогать супругу бороться с этой пагубной страстью, и в 1871 году он навсегда бросил азартные игры.

«Надо мною великое дело свершилось. Исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти десять лет. Я всё мечтал выиграть: мечтал серьёзно, страстно… Теперь всё закончено! Всю жизнь вспоминать это буду и каждый раз тебя, ангела моего, благословлять», - писал Достоевский.

По воспоминаниям историков, светлый период в их жизни наступил по возвращению в Петербург. Достоевский был поглощен работой, все заботы о доме и детях (а к тому моменту их было уже трое – прим.) Анна Григорьевна взяла на себя. Благодаря ее умелому ведению дел, финансовые проблемы постепенно исчезли. Она представляла дела мужа, общаясь с издателями, сама издавала его сочинения.


Анна Григорьевна с детьми.

В 1881 году Достоевский умер. В то время Анне было 35 лет. После его смерти она не стала повторно выходить замуж. Все годы она продолжала заниматься делами супруга, собирать рукописи, документы, письма.

Анна Григорьевна умерла в 1918 году в возрасте 71 года. В настоящее время ее прах захоронен рядом с могилой мужа в Александро-Невской лавре.