Загадки на тему мифы древней греции. Золотые девы Гефеста. Две жизни, два пути бытия

Д. Ю. Медведев-Барьяхтар

или как история с географией поспорили.

Я люблю историю, и, в первую очередь, историю Древней Греции . Эллинские страницы в истории также отличаются от других стран и народов как цветная иллюстрация от черно-белой фотографии. Небывалый расцвет городов и ремесел, поэзия и философия, театр и архитектура, политика и военное дело, мореплавание и колонии… Естественно, что когда что-то любишь, то пытаешься узнать об этом больше и вникнуть глубже. И я узнавал и вникал, и чем дальше, тем больше удивлялся. Поверьте, есть чему. , на поверку, оказалась не только самой прекрасной, но и самой загадочной страной в мировой истории. Куда там таинственным майя и инкам! Как правило, самым загадочным оказывается именно привычное, вложенное в сознание со школьных учебников, то есть в том возрасте, когда критический склад ума еще не работает. И не раз и не два меня посещало ощущение, что Эллада потому такая и яркая, что… это именно картинка, яркая нарисованная картинка без глубины и перспективы. Почему? Судите сами.

Экономическая загадка Древней Греции.

Что мы знаем о Древней Греции до нашей эры? Небольшая гористая страна с многочисленными городами-государствами - Афины, Спарта, Фивы, Коринф, Микены. Населяют это города философы и скульпторы, стратеги и атлеты, архитекторы и поэты. Ну и также, понятно, жрецы, ремесленники, домашняя прислуга и прочий люд. Но вот что интересно. Философ и скульптор, стратег и атлет, архитектор и поэт – это все профессии, которые не производят непосредственно материальные блага. Они их потребляют. Проще говоря, их всех нужно кормить (а атлетов регулярно и достаточно обильно).

Сколько нужно крестьян для того, чтобы кормить одного «горожанина»? Например, в XIX веке в России 85% людей жило в деревне и пахало землю. Россия была, конечно, отсталая и сельскохозяйственная страна, но во Франции и США крестьян было 60%, в Италии 73%. Самый низкий процент по Европе в Германии – 44%. Так это в XIX век! Через полторы тысячи лет!!! Попробуйте представить, сколько крестьян нужно в Древней Греции IV – V веке до нашей эры для того, чтобы кормить одного философа.

При этом, если судить по историческим данным, уровень урбанизации в Древней Греции (количество тех самых городов) просто зашкаливает. На одном Пелопоннесе, по самым скромным подсчетам, более 10 крупных городов-государств. И если бы речь шла только об обнесенных тыном сельских поселениях! История говорит об каменных стенах, храмах, банях, стадионах, театрах и так далее. Однако, в истории Древней Греции практически нет упоминаний о сельском населении. Где оно жило, чем занималось в то время, когда создавалась греческая философия? Не случайно греков называют не по стране, а по городам, где они живут. Афиняне – жители города Афин, спартанцы – жители города Спарты. Кто населял Аттику и Лаконику остается "за кадром".

Кроме этого Греция , как древняя, так и современная, очень неудобная для земледелия страна. Гористый рельеф с минимальным количеством пригодной для сельского хозяйства земли. Вот что говорит Википедия об Аттике: "Почва страны представляет собой почти сплошь лёгкий, довольно тонкий слой каменистого известняка, который мало пригоден для возделывания пшеницы, более - для ячменя и винограда, но особенно для оливы и фиги, и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами её вывоза" . И это одна из самых плодородных долин Древней Греции . Да, это не речные долины Египта или Месопотамии, и не русские пашни. Из домашних животных распространены в основном козы (коров просто не где пасти). Из доступных продуктов приходит на ум только рыба. Но в мире нет ни одной цивилизации, которая бы "выросла" на охоте и собирательстве и не только потому, что подобный промысел не надежен и дает мало прибавочного продукта. Цивилизация требует сохранения и накопления продуктов питания. Зерновые, рис, кукуруза - все эти продукты легко хранить. Рыба же, как и мясо портится очень быстро.

Иногда экономическую проблему Древней Греции пытаются решить через рабовладение. Типа дешевый рабский труд позволял существовать и расцветать эллинской цивилизации. Очень хорошо. Рабов в Древней Греции действительно было много. По данным Википедии население Аттики в период расцвета достигало 500.000 человек, из которых 400.000 были рабами. Но вот в чем проблема. Раб на общественных работах, на рудниках, как прислуга продуктов не производит, он производит их, если занимается сельским хозяйством. Так что нам придется ограничиться только рабами занятыми трудом на земле. В чем же возможная эффективность рабского труда? Единственный вариант – берем сильного мужика и заставляем работать до потери сознания, кормим впроголодь, а все продукты отдаем тем самым философам. Вроде получается. Но раб, как бы это сказать, не вечное орудие труда. Десяток – другой лет и он состарится и работать не сможет. Как его заменить? Вариантов несколько: захват, покупка и другие способы приобретения рабов на стороне или рождение рабов в семьях. Вариант с военнопленными, на первый взгляд, наиболее целесообразен. Всего то и делов, что захватить здорового мужика в плен и обратить в рабство. Но греки не вели постоянных (и обязательно успешных) завоевательных воин. Кроме того, Ника – богиня победы, дама капризная. Сегодня война удачная и рабы есть, а завтра битва проиграна и сами завоеватели стали рабами у кого-то. Можно ли строить экономику такой цивилизации, как на таком не надежном источнике? Второй вариант, рождение рабов в семьях, напротив, отличается стабильностью. Имея семью, раб, так сказать, воспроизводит сам себя. Но, при этом, эту семью ему придется кормить. При таком раскладе раб мало отличается от обычного землепашца, и ждать от него «экономических чудес» рабского труда не приходится.

Теперь основной вопрос: чем кормилось население городов Древней Греции ? У меня внятного ответа нет. Возникает ощущение, что города существуют сами по себе, а хлеб, овощи, фрукты и другие продукты питания берутся буквально из воздуха. Типа манны небесной, но в греческом варианте.

Торговая загадка Древней Греции.

Экономический тупик Древней Греции пытались решить через торговлю.Греки торговали по всему Средиземноморью и продукты питания завозили к себе по морю. Действительно, если верить истории, то греки были знатные моряки, пираты и торговцы. Сначала торговали, а затем и основывали колонии по всему побережью Средиземного и Черного морей: Малая Азия, Сицилия, Южная Италия, Крым, Африка и так далее.

Все очень хорошо, но как говорил кот Матроскин, «чтобы купить что-нибудь нужное, надо сначала продать что-нибудь ненужное». И чем торговать грекам, если сельское хозяйство страны мало производительно, а для подъема ремесел уже нужны продукты питания? Ведь кузнец или горшечник не может работать в долг под залог того, что им через какое-то время привезут поесть. Единственный экспортный продукт – оливковое масло, но хватит ли его для обеспечения существования цивилизации Древней Греции на протяжении нескольких столетий вопрос открытый, а международной системы разделения труда древний мир еще не знал.

Кроме того, для такого размаха «деловых операций» нужен целый торговый флот – корабли, корабли и еще раз корабли. Сложно сказать про размеры торгового флота греков, но вот военный флот городов Древней Греции , по историческим данным, насчитывал сотни кораблей. В одной битве при Саламине участвовало около 400 (!) греческих галер. Понятно, что военные корабли, как и современные танки и ракеты, прибыли не приносят, а одни убытки. То дерево меняй, то такелаж прогнил, то весло сломалось и так далее. Так что торговый флот, который эти самые деньги и добывает, должен быть значительно многочисленнее военного. Одним – двумя парусными лодками здесь не обойтись.

Понятно, что корабли нужно из чего-то строить. Из воздуха, как и продукты питания, они не появляются. Единственный подходящий материал, до изобретения металлического корпуса, это строевой лес. Кривая – косая береза, растущая на скальном уступе, здесь не подходит. Строевой лес до XIX века был стратегическим ресурсом любого строящего флот государства, но ресурсом исчерпаемым. Вот в Палестине, как говорит история, были когда-то леса из ливанского кедра, и извели этот кедр финикийцы на строительство кораблей. Остался ливанский кедр в основном только на флаге и гербе государства Ливан. В Древней Греции же строевого леса нет и строить корабли там просто не из чего . Если же завозить… замкнутый круг. Чтобы завести лес в Древнюю Грецию , нужен корабль, а для того, чтобы его построить, нужно завести лес.

С географией торговли Древней Греции тоже проблемы. Где должен быть основан торговый город? Понятно, что идеальное место – перекресток торговых путей. Там, где встречаются караваны, стихийно или намеренно возникает рынок (базар, ярмарка), где товары обмениваются друг на друга. Чем вести товар прямо до потребителя, как правило, выгоднее и безопаснее продать его с прибылью на рынке. Местные купцы, живущие около рынка, во все времена без всякого риска и дальних путешествий здорово зарабатывали на перепродаже. А за безопасность и торговлю на рынке местная власть всегда брала с купцов налоги (мыто – по-русски). И платили, так как караваны, как морские, так и сухопутные нужно обслуживать. То уже упоминавшийся такелаж заменить, то лошадь подковать. И припасы купцам нужны, и банкир, чтобы деньги обменять – занять, и отдохнуть в безопасности, и женщина не помешает. На обслуживании купцов складывается целая система того, что сейчас называют транспортной инфраструктурой. Одним словом понятно, что перекресток торговых путей это золотое дно, как для местной власти, так и для огромного количества народа. Теперь посмотрите непредвзятым взглядом на карту Восточной Европы. Где должен находиться самый оживленный перекресток торговых путей? Точка одна – пролив Босфор. География сложилась так, что в этом месте сходятся морские торговые пути от древних цивилизаций Средиземного моря через Черное море и реки черноморского бассейна Дунай, Дон, Днепр, Днестр ко всей Восточной Европе. Там же сходятся и сухопутные торговые пути из Европы на Восток. Великий шелковый путь мог проходить либо севернее Черного моря (через степи, где грабеж прочие прелести), либо южнее через Босфор. Одним словом, место для торгового города уникальное. Второго такого, наверное, нет нигде в мире.

И что мы видим на этом месте в Древней Греции ? Ничем особенным не отмеченная греческая колония Византий, основанная в VII веке до нашей эры. С такой выгодной позицией Византий должен был стать центром средиземноморской и черноморской торговли, а правители Византия скупить всю Древнюю Грецию , Малую Азию и Причерноморье, продать и еще раз скупить уже по дешевке. Но, шли века, а город так и оставался мелким ничем серьезным не отмеченным поселением. Может быть, в Восточной Европе просто не было товаров, которые могли заинтересовать греческих негоциантов? Но Ольвию, Херсонес, Феодосию, Пантикапей, Танаис и еще десятки колоний на побережье Черного моря греки основали? Значит было с кем торговать на севере. И все торговые пути из этих колоний шли через один пролив – Босфор. И только в IV век нашей эры император Римской империи Константин обращает внимание на заштатную колонию и сразу переносит туда столицу империи! И на много сотен лет Константинополь, а затем и Стамбул становятся торговым и политическим центром средиземноморья. А тысячу лет до этого никому в голову не пришло, как можно использовать данную точку на карте?

Загадка флота Древней Греции .

Отдельная история это военный флот Древней Греции . Как известно, основную его силу составляли биремы и триеры. Для непосвященных это галеры с двумя и тремя рядами весел расположенных друг над другом. Впрочем, это не предел. Доходило до кораблей с пятью рядами весел – пентер. При этом все попытки реконструкции подобных кораблей особого успеха не имели. Второй, а тем более третий ряд весел располагается настолько высоко над водой, что весла становятся слишком длинными и тяжелыми даже для нескольких гребцов. Вот норманнскую ладью реконструировать получается и плавает она по морю, а галеру из Древней Греции никак. Ну ладно, допустим, что наши современники просто не обладают античными технологиями. Но в историческое время тоже стоили галеры и в большом количестве. На Средиземном море – испанцы, французы, турки, венецианцы и генуэзцы, мавританские пираты, на Балтике шведы и русские. Ни туркам, ни испанцам, ни шведам, ни русским в голову не приходило при строительстве галер сажать гребцов друг над другом. Интересно почему?


Размеры эскадр Древней Греции тоже поражают воображение. Под Саламином 400 греческих галер разгромили персидский флот из 1200 кораблей. В XVI веке, через две тысячи лет, в битве при Лепанто участвовали 206 галер объединенного христианского флота (из них около 90 испанских и более 100 венецианских) против 220 турецких и алжирских судов. Естественно, что для античных времен такое количество это просто несерьезно. Испанская империя, контролировавшая половину Европы и две трети Америки, на судьбоносную для нее битву смогла послать 90 кораблей, Блистательная порта наскребла 220, а вот персидская империя в V веке до нашей эры выставила для завоевания Греции 1200 судов! Даже если допустить, что персидские суда представляли оборудованные для боя рыбацкие лодки, цифры как-то не вяжутся.

Загадка армии Древней Греции .

Как выглядит гоплит из Древней Греции примерно V века до нашей эры? Реконструкций хватает. Вот он, краса и гордость античного мира. Панцирь и поножи блестят на солнце, на голове шлем с гребнем, в мускулистых руках щит и копье, взглядом орел, сложением ну чистый атлет, печатает шаг в рядах фаланги.



А теперь порошу читателя немного напрячь воображение и представить себе… русского средневекового ополченца. Как он выглядит? Большинство затруднится описать. Для облегчения задачи я попытался найти в интеренете соответствующий рисунок. Это оказалось гораздо сложнее, чем искать того же гоплита. Ну не любят у нас рисовать мужиков на войне. Впрочем, порывшись в картинках, одно изображение все-таки нашлось. Вот он, на третьем плане. На голове обычная шапка. Толстый стеганый кафтан. Обувка либо обмотки, либо обычные лапти. Плотницкий топор на длинной ручке (как вариант переделанное из косы копье) да охотничий лук за плечами. Крестьянин, да и только, волею судеб занесенный на войну.

А теперь внимание! По уровню военной подготовки, точнее по ее отсутствию, русский ополченец и гоплит из Древней Греции это одно и тоже, так как и первый и второй не профессиональные воины, а всего лишь… ополченцы.

По школьной истории Древней Греции все просто как дважды два четыре. Вот получили в городе Афины известие о высадке персидского десанта под Марафоном. Собрались граждане афинские, то есть рыбаки, горшечники, пастухи и прочие, в количестве 10.000 человек, вооружились и выступили в поход. Придя под Марафон, построились фалангой и массированным ударом опрокинули персидские войска. Один из афинян с известием о победе пробежал 42 километра и еще несколько метров, крикнул «Радуйтесь афиняне, мы победили» и упал мертвым (что для нас уже несущественно).

Но если обратиться к опыту средневековья, то мобилизации трудоспособного населения на войну тогда не было. Войны вели небольшие отряды профессионалов-дружинников. Основное же население занималось своими делами (пахало, сеяло, одним словом работало). Иногда, при исключительной опасности, на Руси мужиков призывали в посошную рать (по-современному ополчение). Для чего использовалось такое ополчение? Работы хватало. Это (по википедии):

  • строительство и восстановление укреплений (военно-инженерные работы);
  • разграждение, строительство и восстановление дорог (военно-дорожные работы);
  • строительство и восстановление мостов (военно-дорожные работы);
  • наведение переправ;
  • подвоз орудий;
  • подвоз боеприпасов;
  • подвоз продовольствия;
  • обслуживание орудий (артиллерийская прислуга);

Бросать в бой такую рать избегали, так как военная эффективность ее была на условном нуле и отряду профессионалов такое ополчение «на один зуб». В чем причины такой низкой эффективности? В числе наиболее основных - отсутствие хорошего оружия и низкий уровень подготовки. Посмотрим как с этим было в Древней Греции .

В первую очередь оружие. В Древней Греции , похоже, в каждом доме висел на стене полный комплект тяжелого вооружения из шлема, панциря, поножей, копья и меча. Представляете сколько шахтеров и кузнецов нужно для того, чтобы обеспечить хотя бы 10.000 сражавшихся под Марафоном гоплитов вооружением? С задачей обеспечения всего населения оружием в случае мобилизации смогли справиться только централизованные европейские государства XIX века после промышленной революции. В Древней Греции с этим никаких проблем, судя по-всему, не было.

Еще одна интересная деталь. Греческих гоплитов всегда изображают с гребнями на шлемах из конского волоса. Затрудняюсь представить, сколько лошадей в безлошадной Греции нужно было остричь, чтобы обеспечить армию подобным украшением. Но это не самое главное. Для чего воину шлем? Само собой, для защиты головы от ударов колющим, рубящим и другим оружием. А теперь представьте, во что превратятся шлемы гордых гоплитов после одной - двух рукопашных схваток. Видок будет еще тот. Самое близкое сравнение с недоощипанными петухами.

Во вторую очередь обучение гоплитов в Древней Греции . Для того, чтобы научить человека владеть холодным оружием требуется время и постоянные тренировки. Это стрелять и укрываться в окопе можно за месяц – другой. Для владения холодным оружием, которое применяется в рукопашный схватке нужны годы регулярной работы. На импровизации далеко не уедешь. Когда у трудового народа Древней Греции находилось время на подобные занятия? Ведь одним – двумя инструктажами здесь не обойтись. Нужно доводить движения до уровня рефлекса. Да еще и подавить естественный для любого человека страх смерти.

По истории Древней Греции мы знаем, что греки предпочитали сражаться плотным строем, который называется фаланга. Попробуйте вывести в поле 1000 человек и добиться хотя бы одного - двух слаженных действий, типа шага вперед и шага назад. А ведь греческие фаланги совершали и более сложные действия, типа поворота на 90 градусов, при котором офицером (надо понимать тоже из… горшечников) отдавалось до десятка команд. А как вам такое описание: «Если армия, выстроенная колоннами, должна была построиться фалангой, движение начиналось с задней эномотии, которая выдвигалась в направлении налево и выравнивалась в линию с предшествующей эномотией. Затем эти две эномотии выступали движением налево до уровня со следующей эномотией и т. д., пока все эномотии не выстраивались в одну линию и не образовывали фаланги. То же передвижение, только в обратном порядке, производилось, если надо было вздвоить ряды.» Попробуйте хотя бы представить, о чем идет речь. Это вам не современный строевой шаг с командами нале-во, напра-во. Для того, чтобы вести войну так, как ее вели гоплиты Древней Греции надо было бы ежедневно с самого утра на протяжении нескольких лет выводить все мужское население из города и заниматься боевой подготовкой до самого вечера. Если греческие граждане так регулярно тренировались, то когда они умудрялись работать?

Кроме того, еще одна странность. Ополчение в Средние века на войну призывали в крайнем случае еще и потому, что отрыв мужиков от пашни был чреват экономическим крахом. Прибавочный продукт был мизерным, основная часть работ физическая, так что подменить мужиков женщинами (что стало возможным только с автоматизацией труда в XX веке) было просто невозможно. В Древней Греции годами велись междоусобные войны без всякого вреда для экономики городов-государств, а уж поход Александра Македонского с многотысячной армией на восток с точки зрения экономики родной Македонии вообще тянет на фантастику.

Так может, противники у греков были под стать им самим? Мне лично легче поверить в существование профессиональной армии именно у персов. Создание огромной империи (в том числе и Римской) требует регулярных воин и налаженного механизма сбора налогов, что дает хоть какой-то запас провианта для содержания небольшой регулярной армии. Однако персидских «профессионалов» греческие «любители» били уверенно и регулярно, в том числе и под упоминавшимся Марафоном.

Есть даже художественное описание данной битвы: «Когда персы приблизились к грекам на сто - сто пятьдесят шагов и начали осыпать их градом стрел и камней, Мильтиад приказал своим воинам начать движение. Сомкнутая масса гоплитов, выдерживая равнение в рядах и шеренгах, двинулась вперед. Первая шеренга, соединив щиты, была как бы стеной, за которой приготовилась к удару длинными копьями вторая шеренга, третья, четвертая. Сначала воины шли быстрым шагом, затем побежали, чтобы скорее миновать место, поражаемое стрелами, и набрать инерцию для удара. Удар гоплитов был страшным. Первые толпы персов были сбиты на землю. Однако новые воины стали теснить греков, середина фаланги прогнулась. Но тут оба края греческого строя выдвинулись вперед и сжали противника, как клещи. Персы не выдержали, побежали к кораблям.» Митяев «Книга будущих командиров».

Так и хочется реконструировать битву где-то в период многочисленных воин Русского государства с Речью Посполитой. «Когда закованные в доспехи польские крылатые гусары приблизились на сто - сто пятьдесят шагов, плотный строй русских мужиков в армяках пришел в движение. Выдерживая равнение в рядах и шеренгах, с песнями под гармошку ополченцы сначала печатали лаптями шаг, а потом перешли на бег, набирая инерцию для удара. Удар русских топоров был страшен, первые хоругви польских гусар были выбиты из седел. Затем фланги русского ополчения выдвинулись вперед и сжали противника в клещи. Паны не выдержали и, теряя по дороге доспехи и перья, побежали к себе в Польшу.» А чем мы, русские, хуже греков? Им можно, а нам нельзя?

P.S. Это не значит, что Древней Греции не было, но история с географией в данном случае не согласуется. Либо Древней Греции была не такой, как нам ее описывают, либо располагалась не там, но что-то тут не так.

Город Санкт-Петербург весь соткан из тайн, загадок, мифов и легенд. Загадочна даже цель его создания – вроде бы царь Пётр хотел сделать плохо шведам, прорубив на болотах окно в Европу. Окно он прорубил, положив при этом, по разным данным, от сорока до ста тысяч строителей, но сама идея строить город, чтобы сделать плохо другой стране, могла прийти в голову только русскому царю и только похмельным утром.

А если ещё учесть, что строить Пётр решил на земле, которая в то время вообще принадлежала шведам… Но царь махнул чарочку и решил всё-таки строить, и строить не просто город, а столицу, и не просто столицу, а европейский город с блестящей архитектурой. И, надо отдать должное, город он действительно построил великолепный и в рекордные сроки. Правда, расплачиваются петербуржцы за всё это великолепие и за все эти рекорды до сих пор…

Легенда об основании Санкт-Петербурга гласит, что, когда святой апостол Андрей Первозванный, проповедуя христианство, дошел до устья Невы, он встретил там трёх прорицателей-вепсов. Они вручили апостолу так называемую «Инкериманскую заповедь», вырезанную ими на лопатках то ли лося, то ли енота. Что было написано в этой заповеди? Эту тайну скрыли века, заповедь давно считалась утерянной, да и в само её существование уже никто не верил, пока…

…пока в начале нынешнего столетия израильский учёный Иегуда Ласкин, уроженец Санкт-Петербурга, после многолетних кропотливых поисков не обнаружил этот артефакт в Ватиканской апостольской библиотеке и не предъявил его миру. Сам Ласкин и расшифровал рунное письмо, переведя его сначала на иврит, а затем и на русский язык.

О чём же предупреждали святого Андрея вепсы?

«Три терзающие беды пророчим людям, которые осмелятся громоздить каменные сооружения на болотах местных и ломать жилища наши», — гласит предсказание: «Первая беда – вода злая, вторая – дурные игры, третья – духопадение от песнопений и представлений отвратных…»

Начнём с первой напророченной вепсами беды, со «злой воды». Это, разумеется, наводнения.

Во время строительства о них не подумали, царь только хохотал, глядя на сидящих по крышам горожан и предсказание начало сбываться. В общей сложности более трёхсот раз холодная вода с Балтики приходила в город, принося с собой жертвы и разрушения.

Съездовская линия во время наводнения. Октябрь 1967 г. Ленинград. Фотограф В.И.Логинов.

Питерцы народ терпеливый, по скорости мышления приближающийся к прибалтийским стандартам, поэтому строить защитную дамбу они задумали в начале девятнадцатого века, начали строить в конце двадцатого, а достроили в начале двадцать первого. Но что такое двести лет для вечности? Миг, хотя Пётр Первый за такой долгострой головы бы посносил.

Петра, кстати, жители города белых ночей чтят до сих пор и называют самой популярной исторической личностью. На втором месте по популярности – Антибиотик, на третьем – Татьяна Буланова. Кто не знает, а никто не знает, это известная певица и бывшая жена какого-то питерского футболиста…

Футбол или, по «Инкериманской заповеди», «дурная игра» и является второй бедой, от которой содрогается культурная столица России. А ведь ещё сорок лет назад футбола как такового в городе не было, так как три солнечных дня в году не особо способствуют развитию игры в мяч ногами на свежем воздухе. Нет, какие-то команды, конечно, существовали, по полю в трусах и в тумане они бегали, мячик пинали, но всё это было смешно и наивно.


1949 г. Ленинград стадион «Динамо» капитан «Зенита» Пшеничный перед матчем.

«Команда «Зенит» проиграла команде «Динамо» со счётом ноль-три» — всё, что писали газеты того времени о футболе. Но в Москве-то футбол процветал, а этого Санкт-Петербург, в ту пору Ленинград, снести не мог.

Старая обида на Москву, возникшая после того, как у города трёх революций отняли звание «столица», сыграла свою роль и – чудо! — в Питере то ли нашли крупнейшее месторождение газа, то ли построили центральный офис «Газпрома» и на сладкий газовый запах в Санкт-Петербург потянулись футболисты со всех уголков земного шара. Из них и была собрана крепкая команда, которая, под руководством иноземного же тренера, уже несколько лет как наводит ужас на своих соперников из Уфы и Саранска.

Появились и болельщики, в начале интеллигентные. Поддерживая команду, они скандировали стихи Бродского и Хармса, распевали песни Эдуарда Хиля, после матча вызывали футболистов на поклоны, а судью, с лёгкой руки одного местного артиста и тоже болельщика, обзывали словом «каналья». Со временем интеллигентность исчезла, стихи упростились, а песни Эдуарда Хиля заменили одной «Вечерней песней» на музыку Соловьёва-Седого. Кстати, последним исполнителем этой песни был известный москвич Борис Моисеев, которому очень шли голубые цвета самобытной футбольной команды.

И всё бы ничего, но на смену питерской интеллигентности пришла питерская же хамоватость. У знаменитых каменных львов дыбом встаёт грива, когда они видят людей в одинаковых шарфах, скандирующих что-то невразумительно-матерное, а коренные питерцы в дни футбольных матчей стараются вообще не выходить на улицу, из окон наблюдая за передвижениями болельщиков из Рыбацкого и с Турухтанных островов.

«Революцию пережили, блокаду, советскую власть, что мы, футбол не переживём» — шепчут питерские старушки, плюют в сторону нового стадиона, который стоит больше, чем весь город с пригородами и включают телевизор, навечно настроенный на канал НТВ.

Да, питерские старушки, ранее читавшие только стихи Анны Ахматовой и мемуары графа Игнатьева, старушки, за которыми не так давно ухаживали Сергей Довлатов и Ефим Копелян, а за их мужьями – Рудольф Нуриев и Вадим Козин, те самые питерские старушки, курящие «Беломор», ненавидящие безвкусицу, пошлость и бездарность, смотрят по НТВ «Улицы разбитых фонарей», «Ментовские войны» и «Бандитский Петербург»!

Питерские старушки уже не покажут гостям города самый короткий путь от филармонии до Мариинки, но с удовольствием проводят вас до того самого двора на Петроградской стороне, где вчера снимались очередные «Менты» и на лавочке сидели Селин и Половцев. Это великие питерские актёры. Товстоногов переворачивается в гробу.

В этих сериалах снялись, кстати, уже все артисты, проживающие в Санкт-Петербурге и окрестностях, за исключением, разве что, Алисы Фрейндлих. В портфолио любого питерского лицедея есть строка: «Улицы разбитых фонарей-5», серия «Глаз волка», роль – «Допрашиваемый»». А режиссёрами в этих сериалах отметились все жители города на Неве, хоть раз заходившие в буфет Ленинградского областного колледжа культуры и искусства.

Духопадение, то есть падение культуры, состоялось, и пророчество вепсов сбылось полностью.

А если ещё упомянуть знаменитых питерских музыкантов… Хотя чего их упоминать – ведь после Шостаковича их в Питере родился только один, да и тот Гребенщиков, уже лет пятьдесят ноющий под одну и ту же мелодию произвольный набор слов. Но что вы хотите от города, дождь в котором идёт с 1703 года, а любой житель различает до десяти тысяч оттенков серого? Недаром многие гости северной столицы, надышавшись болотистыми испарениями, в нём и заканчивали свой земной путь. Кого-то убивали, как москвича Пушкина, и последнее, что он видел в своей жизни, был питерский сумрак за окном квартиры на Мойке… Кто-то, как тоже москвич Достоевский, умирал сам, прогулявшись по набережной Невы и подхватив чахотку…

Список людей, которых забрал холодный балтийский ветер, огромен – тут и рязанский мужичок Есенин, и северяне Менделеев, Ломоносов и Чайковский, и киевлянин Вертинский, да и сам основатель города царь Пётр… Уральский режиссёр Балабанов скончался, прокатившись на велосипеде по Васильевскому острову… Даже лучезарный солист группы «Бони М», приехав на гастроли и вдохнув гиблого воздуха, тихо умер от депрессии в своём гостиничном номере, так и не посетив Эрмитаж и не спев своего «Распутина». Да и Распутина, кстати, убили тоже в Питере.

Сырая погода и отсутствие солнца не щадят никого и город мостов и памятников продолжает собирать свою страшную дань, пополняя попутно коллекцию знаменитой «Кунсткамеры». Первого, между прочим, музея, открытого в городе.

Для сравнения – первый открытый для посещения музей Москвы это Палаты бояр Романовых, Парижа – Лувр, Лондона – Британский музей… И только в культурной столице догадались открыть для населения коллекцию заспиртованных уродцев…

Может, поэтому и бегут, бегут питерцы из своей Северной Венеции, кто побогаче – в Москву, кто победнее – в Финляндию, и лишь китайские туристы, не обращая ни на что внимания, фотографируются у памятника Чижику-Пыжику…


Китайские туристы в Санкт-Петербурге на Красной экскурсии. Фото: OLGA MALTSEVA/AFP/Getty Images

Всего лишь за два века город на Неве прошёл путь от Медного всадника до Чижика-Пыжика… От Аничкова моста до моста имени Кадырова… Сто лет назад на пуанте Елагиного острова отдыхала питерская богема, а сейчас бандиты забивают там свои «стрелки»…

Пятьдесят лет назад запоздалого прохожего на Невском можно было ранить только плохим отношением к позднему творчеству Гумилёва, а сейчас запоздалый прохожий сразу получает ножом в сердце…

Тридцать лет назад в компаниях слушали и подпевали «Атлантам» Городницкого, а сейчас слушают «В Питере пить» Шнура…

А что же город? А что город…

Город-герой вечной осени… Город, сменивший четыре официальных и имеющий сотню неофициальных названий… Северная Пальмира, в которой фальшивым залпом «Авроры» закончилась история русской монархии… Сырая колыбель революции…

Дремлет притихший северный город…

При Антибиотике, конечно, такого бардака быть не могло.

Фото на превью: Александр Петросян / «Коммерсантъ»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Так, в разных уголках земли путешественники и местные жители встречают снежного человека, в Австрийских Альпах и пустыне Гоби наталкиваются на гигантских червей, в Уссурийской тайге видят необыкновенного человека, но уже не снежного, а летающего, хорошо известного знатокам фольклора...

К сообщениям о подобных чудесах можно было бы отнестись как к безобидной выдумке, не возникни на их основе дисциплина, рассматривающая легендарных и вымерших животных как реальность наших дней.

В начале 19 века великий французский зоолог Жорж Кювье заявил, что фауна позвоночных изучена полностью, и предложил дальнейшие сообщения об их новых видах считать заведомой фальшивкой.

С тех пор открыты лесной слон, окапи, горная горилла...и ещё с десяток видов, в том числе знаменитая кистепёрая рыба, в незапамятные времена положившая начало наземным позвоночным.

О нём свидетельствовали лишь палеонтологические данные - и вот оказалось, что один из видов кистепёрых рыб - латимерия - здравствует до сих пор!


Совсем недавно гигантские кальмары - архитевтисы - считались легендой. Теперь этих гигантских головоногих моллюсков ловят и изучают.

По мнению учёных, стеллеровы коровы вымерли. Но с Камчатки приходят письма, авторы которых, знатоки местной фауны, утверждают, что видели... «коров». Может быть, существование этого вида сиреновых не миф?

А кому не известна знаменитая «большая четвёрка»? Это, во-первых, знаменитая Несси, чудовище, якобы обитающее в прохладных водах шотландского озера Лох-Несс, затем йети (по-тибетски это «демон»), или снежный человек, скрывающийся в Гималаях; также его «собрат» бигфут, или саскватч, - крупное, волосатое двуногое животное, оставляющее отпечатки громадных ступней в канадской провинции; и, наконец, мокем-мбембе, который, как полагают, скрывается в глухих, болотистых джунглях Центральной Африки.

На поиски этих существ потрачено много сил и средств, но увы...

Напомню, что разношёрстную компанию существ, составляют, во-первых, мифологические животные, во-вторых, давно или недавно вымершие.


Реальность сказочных чудовищ теоретически не исключена, поскольку человеческая фантазия не выходит за рамки совокупного человеческого опыта и, наверное, драконы, сирены и прочие возникли не на пустом месте. У них непременно должны быть прототипы в живой природе. Вопрос о вымерших животных потруднее. По крайней мере, точно известно, что они существовали, и считается доказанным, что к нашему времени они исчезли. Следует ли отсюда, что на планете не осталось ни одной пары особей данного вида, способной произвести потомство?

Кстати, особого внимания заслуживают места обитания данных объектов. Что, если на самом деле распределение таинственных существ по природным зонам планеты более равномерно? Тогда их можно было бы поискать в любых необитаемых или почти не обитаемых людьми местах, но...большинство таких мест ещё менее пригодно для наблюдений. Прячутся же наши объекты виртуозно. И прячутся не столько от людей, сколько от тех, кто их выгнал с «праздника жизни», - от соседей своих по биоценозу, - руководствуясь отнюдь не разумностью, которой у них нет и не было, а древнейшим инстинктом самосохранения.

К сожалению, несмотря на постоянно проводимые обследования укромных мест и глухих закоулков нашей планеты, таинственные существа продолжают ускользать из рук учёных.

Однако оптимизм энтузиастов кажется неистощимым. Каждый год приносит обнадёживающие сообщения. То обнаружится фантастически крупный след, то кому-то удаётся получить смутное изображение зверя... И учёные всё время находят нечто новое: виды, считавшиеся ранее вымершими или же совсем неизвестные науке...

Среди вновь открытых птиц, которые считались вымершими, - попугай какапо из Новой Зеландии.


Он отличается тремя своеобразными чертами. Во-первых, это один из немногих ночных попугаев. Во-вторых, он самый тяжёлый из них и весит более двух килограммов. В-третьих, это единственный нелетающий попугай.

Да, пока новонайденные животные, увы, - это преимущественно мелкие создания. Но кто, сказал, что поиски закончились?

Может быть, читатели книг на данную тему, воодушевлённые успехами исследователей прошлых лет, организуют собственные экспедиции в неведомое, и они окажутся успешными.

Когда мы сегодня говорим о происхождении на нашей планете первых людей, мы, как правило, пользуемся теми стереотипами, с помощью которых нар обучали в средних и высших учебных заведениях по учебным программам нового времени. Но если внимательно и доброcовестно отнестись к атому вопросу, то следует вспомнить, что у нас, помимо учебных программ, есть два независимых достоверных источника сведений о далеком прошлом. Это, в первую очередь, мифы древнейших обитателей Земли, повествующие о появлении на Планете первых людей, и, конечно, археологические раскопки. Попробуем внимательно Прислушаться к тому, что думали по этому вопросу наши далекие предки, что говорили о себе те, кто жил на Земле в самом начале нашей сегодняшней цивилизации.

Более трех десятков лет изучая мифологию планеты, автор оказался перед фактом и вынужден признать, что ни один из древнейших народов планеты Земля не считал себя земным!.. Все древнейшие народности планеты либо выводят свою родословную от “небесных богов”, либо содержат мифы о прямом переселении своих предков с других миров.. Это представление отражено, например, в библейском мифе об изгнании первых людей из “небесного рая” и о водворении их на Землю, где к этому моменту уже была “посеяна” жизнь в виде животных и растений…

Вот фрагмент дешифровки “кохау-ронго-ронго” (“говорящего дерева”), повествующий о прапредке аборигенов острова Пасхи: “Он спустился с Неба на Землю, на обе земли Хоту Матуа… Он пришел на корабле своего младшего сына, своего лучшего сына. Он пришел на Землю с Неба”.

Работавший несколько лет на этом острове известный французский этнограф Франсис Мазьер записал сокровенные легенды островитян о небесных первопоселенцах, воспевающие, как он пишет, “совсем особый, но светлый ум тех, кого все еще называют здесь “другие люди”. Мы знаем, что эта первая раса действительно существовала и обладала какими-то высшими знаниями совсем другого мира”, - сообщает ученый.

Среди древнейших мифов обращает на себя внимание широко распространенный в древнем мире сюжет, описывающий появление на Земле “небесных предков” или “богов-прародителей”. У разных народов этот момент связывался с образом приносимых птицей или змеей “небесных металлических яиц”, из которых появляются первые люди. В книге З.П.Соколовой “Культ животных в религиях” приводится древнее предание о том, что “сирийская богиня - прародительница Ма упала с неба в яйце, которое высидела голубка…”.

В древних вариантах первой руны “Калевалы” говорится о том, как “небесный, орел” приносит шесть золотых и одно железное яйцо, из которых выходят предки финнов.

О “железном яйце”, которое приносит “небесный орел”, рассказывает миф о происхождении якутов.

Согласно древним иранским преданиям, бог света праотец, людей и учитель, добра Ахурамазда также родился из “небесного яйца”. Поэтому древние иранцы прославляли яйцо в священных, гимнах, держали в храмах металлические изображения яйца.

Из “золотого небесного яйца” выходит бог древних индусов Брама. Древнесанскритский источник “Сатапатха Брахмана”, повествует об индийском аналоге Адама, также связывает, с его появлением небесное “золотое яйцо… из него возник… человек. Это был Праджапати”. Равно как и персонаж древнейшего памятника индийской культуры “Ригведы” Висвакарман, который появляется из яйца, “плававшего в мирозданьи…”.

В Океании на острове Самоа сохранились легенды о Таагароа, который “плавал в начале мирозданья в яйцеобразной раковине в темном пространстве…”

Согласно древнекитайскому мифу первопредок людей Паньгу в незапамятные времена заснул в огромном “небесном яйце”. “Прошло восемнадцать тысяч лет прежде чем он проснулся… вокруг него был сплошной черный мрак…”

Предание рассказывает, что в Южном море есть могила Паньгу длиной триста ли.

Боги древних египтян Ра и Пта, от которых египтяне выводят свою родословную, также появились на земле из “небесных яиц”…

В советском еженедельнике “За рубежом” (N5,1969 г.) исследователь древних мифов Г.Хеннинг приводит древнее предание инков о “прибывшем со звезд” золотом корабле. “Им командовала женщина по имени Орьяна. Ей суждено было стать праматерью земной расы. Орьяна родила 70 земных детей, а затем вернулась к звездам”.

Священная книга центральноамериканских индейцев майя-киче “Пополь-Вух” также повествует о четырех “небесных предках” этого народа, которые как и Орьяна, выполнив земную миссию, вернулись “на небо”…

Смерть Сарданапала / Делакруа Эжен (1827)

Согласно верованиям североамериканских индейцев, их предки были “собраны в небе” Великим Духом Гитче Манито, который отправил большую Птицу-Громовержец на поиски особого места, где должны будут жить его дети. “Птица-Громовержец нашла эту землю на североамериканском континенте и он доставил туда первых индейцев, чтобы они научились пользоваться этой землей мудро и никогда не злоупотребляли природными ресурсами.”

В книге “От тайны к знанию” советский исследователь А.Кондратов пишет: “Было установлено, что среди американских индейцев нет людей с кровью III и IV групп, т.е. фактор “В” в крови коренных жителей Нового Света отсутствует. А в крови южноамериканских индейцев нет не только фактора “В”, но и фактора “А”. У всех у них только I группа крови! Иными словами, в крови потомков легендарной Орьяны содержится один лишь фактор “О”. В какой связи находится этот факт и легенда инков о “небесных предках-долгожителях”?

Исследования, проведенные в Киевском НИИ геронтологии под руководством профессора В. П. Войтенко, показали, что отсутствие в крови факторов “А” и “В” является привилегией именно долгожителей. Иначе говоря, “сошедшие с небес”, согласно древним преданиям, предки южноамериканских индейцев, по-видимому, действительно жили гораздо дольше современного человека…

Представления о внеземном происхождении предков мы находим также в тибетском трактате “Ясное знание”, где говорится: “Первые люди на Земле появились от небесных богов. Сначала первые люди могли летать по небу, как боги, но потом утратили эту способность. Причина заключалась в пище. Пока люди питались каким-то особым составом, чем-то вроде нектара, они могли летать. Когда же нектар кончился и они перешли на более грубую пищу, то стали деградировать и утратили способность передвигаться по воздуху. Далее они вынуждены были начать заниматься сельским хозяйством”.

Древние германцы были уверены, что их предки прибыли на Землю на “летающих башнях”. Потомками “небесных предков” считают себя и аборигены Новогебридских островов. Того же мнения о своем происхождении и айны, живущие сегодня на Сахалине и в Японии.

Туристам, посещающим Японские острова, еще и сегодня показывают священный столб в долине реки Сару (на острове Хонсю), отмечающий, то место, на которое ступил ногой первый айн, спустившийся с неба на Землю…

В древнем предании аборигенов Австралии рассказывается, как “небесная змея” Унгуд “ходила по сотворенным ею землям и везде откладывала яйца. Из них вылупились Вонджина (мифические предки людей. - В.К.), которые и разошлись во всех направлениях”.

Можно как угодно относиться к тому или иному отдельному мифу, но мифологию целой планеты подделать невозможно, и мы стоим перед фактом, что наши далекие предки были единодушно убеждены в своем “небесном” или, иначе говоря, “инопланетном” происхождении!

Не случайно китайский мыслитель Дун Чжун Шу во втором веке до нашей эры утверждал: “Корень становления человека в небе. Небо - праотец человека”.

). Судя по регистрации посещений в ЖЖ, игра привлекла внимание многих, но вот ответы свои оставить решились лишь некоторые, хотя отгадки были простые. Больше всего правильных ответов дал miling_k , дано 4 правильных ответа (один, правда, с недочётом, но не критичным), ещё в 1 вопросе был правильно угадан мифологический персонаж, хотя дать ответ на сам вопрос не удалось. Так что miling_k у нас победитель!
Также n_scoffer дал 2 правильных ответа.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (прячу под кат, чтобы все, кто ещё хочет погадать, могли бы это сделать, не зная ответов).

1) Купало.
Для не верующих, что это можно отгадать, логика разгадывания:
Вывод из первого предложения: есть некое имя как бы славянского бога, это на самом деле не бог, но само слово существует и имеет отношение к древнему язычеству.
Вывод из фрагмента про Татищева: с этим названием связан какой-то праздник, сам праздник связан с водой.
Вывод из фрагмента про Ломоносова: это "нечто" явно связывали с производительными силами земли. Татищев при этом приписывает функцию по празднику и совершенно иную, по идее Ломоносов даёт свою трактовку на основе тех же данных.
А теперь вопрос: много ли вы знаете праздников, которые бы были одновременно связаны с водой, с плодородием (вряд ли это зимний праздник!) и неким наименованием, которое можно было бы принять за имя языческого бога?

2) Баба-Яга.
Тут тоже из сомнительных сведений нужно было оставить сухой остаток. А дальше Баба-Яга она как Путин. Если не она, то кто?

3) Афанасий Афанасьевич Фет. «Лихорадка».
Речь идёт о сёстрах-лихорадках, известных по русским поверьям и заговорам. Число сестёр может быть разное, у Чулкова и Фета - девять.
Текст М. Д. Чулкова: «Лихорадка: простолюдины уверяют, что сих лихорадок девять сестер: они крылаты и неприязненны человеческому роду; содержатся в земных челюстях, на цепях, и когда их спускают, тогда без милости нападают на людей. Они столь вредны, что когда им много дела одним мечтательным поцелуем причиняют трясавицу и обитают во одержимых лихорадками; счастлив тот, когда прикоснеся к кому лихорадка во время много немоществующих, ибо они будут заняты делом, от одного больного к другому перелетая, не так долго трясут и дают отдыхать болящим; а в самые сестер недосуги, приходит иногда через день, через два и три. Лихорадки боятся собачьих удавок, свиных гнезд и проч.».
Стихотворение «Лихорадка» можно прочесть, например, . Фет неоднократно обращался в своих стихах к образам фольклора.

4) «Идёт Смерть по улице, несёт блины на блюдце / Кому вынется — тому сбудется». Подблюдная песня.
Это цитата из коротенькой песни, которую поют над блюдцем во время гадания. В блюдце складывают маленькие личные вещи (кольца, серьги, пуговицы и т. п.) и вынимают после каждого песенного предсказания. Вещь символизирует владельца, для которого предназначено предсказание. Поэтому в конце каждой такой песни обычно поётся: «Кому вынется — тому сбудется, не минуется». Подблюдная песня, включённая в текст Летова, предвещает смерть.
Упомянутая в задании баллада - это