Внутрисемейные отношения в "Домострое" Сильвестра и драме А.Островского "Гроза". Драма «Гроза», ее создание и проблематика

Большой вклад произведений А. Н. Островского неоспорим, и это касается не одной русской литературы, но и развития русского театра. Многие писатели, драматурги восхищались его творчеством и умением описывать эпоху той жизни, в которой переплелись противоречивые характеры героев. Именно А. Н. Островский был назван автором, который превознес национальную культуру. Он был автором, которым гордились и которого очень любили как истинно русского писателя-драматурга.

Он прославился в эпоху развития промышленности, когда начинали складываться новые социально-экономические отношения. Этот факт и стал основой сюжетов его произведений, в которые были вплетены трагизм и комизм человеческих отношений.

А. Н. Островскому выпала честь описать солидный временной отрезок, где человек непрерывно сталкивается с выбором между добром и злом. В ту эпоху добром выступали человеческие отношения, которые не были зашорены властью денег, в которых ценились, в первую очередь человеческие качества, которые не позволяли унижать, лукавить и хитрить во благо собственной выгоды. Злом же в данной пьесе выступают экономические отношения, в которых власть получают только при наличии финансового капитала. Именно его наличие или отсутствие и определяло положение человека в обществе. А. Н. Островский показал, как пылкие сердца героев испытывают нечеловеческие терзания между моральными устоями и алчными законами действительности. Многие авторы пытались отобразить проблему материального неравенства и противоречивое отношение к нему. У некоторых получались нейтральные образы, которые любили деньги и пытались приумножить их количество. Некоторые показывали, что деньги не имеют в жизни людей решающей роли, так как не служат их обогащению. Но именно А. Н. Островскому это удалось просто блестяще. У него тема денег является решающей, которая определяет судьбы людей, изменяя их души.

В драме «Гроза» четко показана трагедия человеческих судеб, как они остаются у «разбитого корыта», поскольку не могут расстаться с деньгами. Возьмем к примеру, образ Дикого, которому тяжка сама мысль о потере хотя бы копейки. В этом раскрыта жадность героя. Его племянник, Борис не женится на чистой и горячей любви Катерины, потому как потеряет возможность получить наследство. Да и сами родители Катерины показаны очень ярко, которые не хотели выдавать ее замуж за Тихона Кабанова, только лишь потому, что тот во всем слушался свою «маменьку», так как зависел от ее денег.

В «Бесприданнице» же все отношения определены и крутятся вокруг денег. Начиная с бедной вдовы, матери Ларисы, которая всегда считает каждую копейку и за нее отчитывает кухарку. В этом произведении четко видна линия, что именно деньги, состояние или капитал играют решающую роль в судьбах главных героев. Именно деньги искаверкали судьбы, заставляя совершать не совсем хорошие поступки. Да и отсутствие денег иногда толкает героев на опрометчивые шаги. Возьмем Кнурова, солидный человек с огромным капиталом, а поговорить не с кем. Тогда он решает подкупить Ларису. Вожеватов, приходясь Ларисе другом детства, отказывает ей в помощи, поскольку дал кому-то свое «купеческое слово», что навсегда определило отношение Ларисы к этому человеку. Паратов поражает своей готовностью поплатиться свободой в пользу денежного состояния, хотя искренне любит и ценит настоящие чувства. Трагизм этих судеб предрешен с самого начала, хотя они в произведении играют роль людей, которые имеют власть не только над капиталом, но и над людьми. На самом деле - это не единственные трагические роли, которые решают судьбу Ларисы.

Значительную нагрузку несет и образ Карандышева, мелкого начальника почтового отделения. С первого взгляда нам импонирует его желание спасти Ларису от подлости и жестокости мира. Но впоследствии поступает не совсем честно, чем и подталкивает ее к неприглядным поступкам, что провоцирует ее в обществе, которое с удовольствием предаст моральному суду.

Лариса же была с ним честна с самого начала. Она сказала, что не любит его, но, не смотря на это, она приложит максимум усилий, чтоб стать ему хорошей женой. При этом просит только одного - чтоб он увез ее поскорей туда, где они смогли бы жить спокойно, вдалеке от городской суеты. Но Карандышев, будучи человеком мелочным и тщеславным решает свадьбу играть в городе, чтоб всем показать, кто его невеста. Карандышев, который терпел столько лет унижения и насмешки, вдруг получает шанс хоть не на много, но приподняться к «сильным и властным».

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавнокрепостнического строя, но еще не созрели новые, прогрессивные силы, способные сдвинуть страну с рутинных позиций. В драме Островского очень ярко и полно отразились общественные противоречия той эпохи.

В основе «Грозы» лежит глубокий социальный конфликт, возникший в результате непримиримой вражды двух типов мировоззрения: отживающего старого и зарождающегося нового, «темного царства» самодуров и гордого протестующего, свободолюбивого характера.

Рассмотрим вначале первый тип мировоззрения, весьма типичный для 50-х годов XIX века и воплощенный в образах Дикого и Кабанихи.

Эти персонажи - влиятельные купцы - олицетворяют собой власть богатства, которая распространяется почти на всех жителей провинциального городка. В период создания пьесы расстановка политических и экономических сил российского общества была такова, что богатство, привилегии давали возможность людям, подобным Дикому и Кабанихе, безнаказанно попирать права и свободу тех, кто стоял ниже их по происхождению и социальному положению. И герои не без успеха используют эту возможность, что наглядно подтверждается «слезами видимыми и невидимыми», которые обильно льются «за замками да запорами». Эти народные слезы проливались тогда по всей России, во всех городах, где власть «самодуров» приобрела столь ужасающие формы. Да и дикие р кабанихами существовали тогда в ту жестокую пору практически во всех провинциальных российских городках. Поэтому этих персонажей можно считать обобщенными образами тирании и невежества, процветавших тогда в стране.

Положение Дикого и Кабанихи, людей недалекого ума, невежественных и духовно ограниченных, предписывало им держать в такой же темноте непросвещенности остальных жителей Калинова, чтобы не потерять своего влияния, поддерживавшегося преимущественно на необразованности, незнании. Поэтому им было выгодно, чтобы калиновцы слушали рассказы Феклуши-странницы о людях с песьими головами и «огненном змее»; чтобы, сравнивая другую жизнь с собственным существованием, считали жизнь в Калинове самой лучшей и справедливой.

Воспитанные в вековой рутине, Кабаниха и Дикой являются противниками всего нового, прогрессивного. Всякая попытка отступить от старых, давно отживших традиций встречается ими в штыки. «Сами самодуры... добродетельны и даже умны по-своему, в пределах, предписанных им рутиною и поддерживаемых их положением; но положение это таково, что в нем невозможно полное, здоровое человеческое развитие», - писал Н.А. Добролюбов.

Казалось бы, будучи полноправными хозяевами своего «темного царства», Дикой и Кабаниха должны чувствовать себя в абсолютной безопасности. Но на самом деле это далеко не так. Появляется альтернативный персонаж - Катерина, которую Добролюбов назвал «новым типом, создаваемым русской жизнью». И действительно, мировоззрение Катерины представляет собой нечто новое, совершенно отличное от тех установок, взглядов, традиций, которых придерживаются столпы «темного царства». Это человек совершенно иного склада ума, характера, уже начинавшего формироваться в народной среде в 50-е годы XIX века.

Воспитанная на религиозных основах, Катерина жила в узком, обособленном мирке, отчасти придуманном ею самою и отчасти отражавшем патриархальный уклад провинциального городка. Но, в отличие от замкнутого и неподвижного пространства, отгороженного от внешней кипучей жизни, каким был Калинов, мир Катерины был своеобразной моделью идеального справедливого общества, в котором нет насилия над личностью человека, нет униженных и возвышенных.

Попав в среду самодуров, Катерина по-своему протестует против неволи, насилия, жестокости, косности. Ей тесно в четырех стенах мужниного дома, и потому она горько вопрошает: «Почему люди не летают, как птицы?» Героиня рвется на волю, разрывая вековые узы рутинных традиций, на которых зиждется вся власть «темного царства». Именно своим протестом, непримиримостью к жестокости и страшна Катерина для Дикого, Кабанихи и им подобных, в отличие от других жителей городка Калинова - Кулигина, Шапкина, Бориса, безропотно сносящих любые выходки тиранов.

Самодуры чувствуют, что приходит конец их «царству», что зарождаются новые силы, способные им противостоять. Внутренняя, духовная сила Катерины являет собой реальную угрозу самому существованию и процветанию диких и кабаних. В этом смысл названия драмы «Гроза» и сущность социального конфликта пьесы.

Психологическая драма Катерины напрямую обусловлена социальными противоречиями. Ведь Кабаниха не просто ее свекровь, она представитель иного мира, носитель противоположных нравственных и общественных убеждений. На примере Катерины Островский показывает, как в человеческой драме раскрываются социальные противоречия. Поэтому можно сказать, что сущность конфликта «Грозы» заключается не только в столкновении старого мира с миром зарождающимся, но и в столкновении личных убеждений с общественным мнением, которое и подтолкнуло Катерину Кабанову к самоубийству.

Таким образом, в пьесе Островского сделано необычайно точное и емкое обобщение характерных особенностей и противоречий крепостнической России XIX века. Городок Калинов - это уменьшенная и упрощенная модель российского общества дореформенного периода, глядя на которую, мы видим основную особенность русского жизни того времени - «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных».

Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»

В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

Тема семьи в пьесе Островского играют большую роль в раскрытии характеров, показывает настоящие ценности героев, да и вообще, семья- главное в жизни человека, от нее зависит воспитание, характер, отношение к жизни, она ставит приоритеты, зачастую помогает понять человеку, что в этой жизни есть еще кое-кто, кто нуждается во внимании заботе и любви; каков статус семьи, таков и статус члена этой семьи, в общем, эта общественно социальная единица формирует в человеке личность способную на многое в этой жизни…

Тема семьи расскрывается непосредствено во взаимоотношениях между матерью, сыном, его женой и его сестрой. Обратим внимание на отношение Кабановой к своим детям: для нее не важно семейное счастье её же сына, намного приоритетней те законы, в которых она живет; какие-то законы становятся выше чувств родных людей. Кабанова не скрывая завидует совей невестке, жену ведь сын больше любит, чем мать, это и послужило причиной тирании снохи. Марфа Игнатьевна видеть и слышать не хочет Катерину, постоянно ругая, оскорбляя и унижая её. Так например, когда Тихон уезжает в дрогу, Кабанова не просто говорит невестке через сына, что нужно делать в отсутствие мужа, она буквально поливает ее грязью, одновременно обвиняя её и жалуясь сыну на якобы непочитание, грубиянство к свекрови со стороны Екатерины, обвиняет ее в лени, и в том, что она засматривается на парней. Последнее обвинение настолько смутило самого Кабонова, что он уж начал спорить с матерью, но все-таки не нашел сил устоять перед ней, и сам того не хотя в своем лице обвинил в этом жену, породив в какой-то степени ссору между супругами. Катерина настолько ошарашена этой выходкой, что потом стоит в оцепенении. Ладно бы еще Марфа Игнатьевна была убеждена в том, что невестка любит ее сына, но как бы не так, Кабанова считает чувства Катерины ненастоящими, что она только на словах ее сына любит; по ее мнению любое чувство должно сопровождаться соответствующими, показными действиями, как то плач после отъезда мужа. Невестка хочет возразить, что это лишнее, соседям на потеху, но для Марфы Игнатьевны это все пустые слова; все что она говорит - то правильно, никакие оправдания не принимаются, и Кабанова вновь упрекает и унижает свою сноху.

Марфа Игнатьвна настолько убеждена в неспособности своих детей «правильно» жить, что вмешивается во все отношения между супругами, Катерине даже спокойно обнять мужа нельзя без упреков: “Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься!… В ноги кланяйся!” даже удивительным становится то, что она разрешает поговорить молодым перед отъездом Тихона. Сам Кабанов признается в том, что готов сбежать от любимой жены, ведь ему, мужчине, свободы мать не дает. Он даже не хочет взять Катерину с собой, уехать от матери и жить как настоящая любящая семья, хорош мужик, как говориться, воля железная!

Интересно и одновременно грустно то, что Кабанова не хочет видеть своих детей и внуков в, по ее мнению обреченном, будущем, которое стоять не сможет: “Ничего-то не знают, никокого порядку. … Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.”. Раз посадить гостей не умеют - так все прахом пойдет.

Варвара, дочь Кабановой, сама не в восторге от своей матери с братом, она совершенно свободна от Марфы Игнатьевны и делает все, как сама считает нужным, как сердце прикажет: гуляет с любимым по ночам, да и Катерину с Борисом сводит. Она не уважает мать, потому что не видит за что. Хоть Кабанова и говорит об уважении к матери, но сама не делает ничего что бы могло заставить проявить к ней требуемое почетание.

Единственное, чему душа радуется, так это сестренские отношения между Катей и Варей. Они доверяют друг другу, делятся тайнами, Варвара полностью понимает ее сложившиеся отношения с мужем, принимает сторону невестки, сочувствая и сопереживая ей, помогает ненадолго, но вырваться из четырех стен, хоть на мгновение, но дает возможность Катерине почувствовать себя счастливой и свободной.

Не смотря на все, Катерина в начале пьесы изо всех сил старается сохранить любовь к мужу, даже после его слов, в которых он хочет бежать на волю, и оставить ее одну; после всех унижений свекрови, которая даже не пытается как-то смягчить пребывание в новой для Катерины семьи. И как у одного из немногих людей в этой семье, у которого есть совесть и душа, она кается в содеянном. Но как судья, которому нужно только подтверждение своей правоты, нужен предлог для страшной казни, Кабанова заставляет своего сына бить ее, начинает еще сильней тиранить ее, и заканчивается это все всем известным и печальным событием.

Таким образом, Александр Николаевич хотел показать сильные противоречия между отцами и детьми, между новым укладом и старым. Раскрывает ширму “примерной семьи”, высмеивает её и плачет.


Первый период жизни и творчества драматурга (1847 - 1860) - пьесы, отражающие жизнь дореформенной России: 1) обличительные пьесы в духе гоголевской традиции («Семейная картина», «Свои люди - сочтемся!», «Утро молодого человека», «Неожиданный случае», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами». Второй период жизни и творчества драматурга (1860-1875): 1) пьесы, отражающие жизнь пореформенной России - о разорившихся дворянах и дельцах нового типа («Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и исторические пьесы, изображающие сильные характеры («Козьма Захарьич Минин, Сухорук», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»). Третий период жизни и творчества драматурга (1875 - 1886): пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о тружениках, разночинцах, актерах («Богатые невесты», «Правда. - хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». В «Грозе» как в драматическом произведении основу сюжета составляет развитие конфликта. Драма состоит из пяти действий, каждое из которых изображает определенный этап борьбы - действие 1: социально-бытовой фон конфликта, неизбежность (предчувствие) конфликта; действие 2: непримиримость противоречий и острота конфликта Катерины с «темным царством»; действие 3: свобода, обретенная Катериной, - шаг к трагической гибели героини; действие 4: душевное смятение Катерины - следствие свободы, обретенной ею; действие 5: самоубийство Катерины как вызов самодурству. Каждое действие распадается на отдельные сцены, т. е. на такие отрезки текста, в которых конфликт изображается в каком-либо одном ракурсе, видится глазами какого-либо одного персонажа. Конфликт в «Грозе» развивается быстро и напряженно, что достигается особым расположением сцен: с каждой новой сценой, начиная от завязки конфликта, растет напряженность (драматический накал) борьбы. Эта напряженность усиливается и другими приемами: во-первых, соблюдением закона ретроспекции в расположении некоторых сцен; во-вторых, изображением таких явлений, которые, выражая предчувствие беды, вызывают у зрителя состояние эмоциональной тревоги. Сцена 1: «хозяева жизни» - Дикой и Кабаниха - в общественном мнении города. Дикой и Кабаниха представлены так, как их видит и понимает Кулигин. Первая сцена дает представление о времени и месте действия, о характере действующих лиц и жизненной позиции, которую каждый из них занимает. Дикого еще нет на сцене, но мы уже получаем об герое ясное представление по тому, что о нем говорят Кудряш, Шапкин, Кулигин. Затем появляется Дикой, он грубо ругает Бориса Григорьевича, ругает просто так, ни за что, только потому, что тот попался ему па глаза. Из того, что говорят о Диком, и из его реплик, обращенных к Борису Григорьевичу, мы заключаем, что Дикой - грубый, жесткий, деспотичный человек, самодур и что Борис Григорьевич находится и экономической зависимости от него. Появление Дикого означает завязку социального конфликта: в экономической зависимости от него находятся очень многие люди. Какую роль сыграет этот социальный конфликт в личной драме героев, пока еще не ясно. Сцена 2: семейные отношения Кабановых. С первого появления Кабанихи нам ясен ее характер. Нас пугают ее представления об отношениях между родителями и детьми. Она ежечасно тиранит своих детей, требует, чтобы они боялись ее, подчинялись ей во всем беспрекословно, чтобы без ее дозволения шагу не осмеливались ступить. Она упрекает сына, называет его дураком только за то, что Тихон, как ей кажется, жену любит больше матери, за то, что он не понимает, почему жена должна бояться мужа. Мы еще не знаем, как будет развиваться личная драма героев, но уже видим, что столкновение неизбежно, раз Катерина оказалась рядом с такой натурой, как Кабаниха. Катерина в этом действии кажется пассивной. Но ее молчание настораживает: у нас возникает предчувствие беды. Первое представление о Катерине мы получаем раньше, чем она появляется на сцене: Борис Григорьевич признается Кулигину в любви к Катерине. Во второй сцене мы видим Катерину рядом с Кабанихой, Тихоном и Варварой: ее молчаливая реакция па «урок» Кабанихи детям говорит о полной психологической несовместимости ее со свекровью и мужем. Ясно, что она не может любить мужа: в ее молчании во время наставлений Кабанихи Тихону мы вместе с ней переживаем досаду за Тихона и жалость к нему. Мы чувствуем: быть беде, если Катерина ответит на любовь Бориса Григорьевича. Но уже в этой сцене Катерина на прямое обращение к ней Кабанихи ответила репликой, в которой содержится «зародыш протеста» (Добролюбов): «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна», «напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Видя забитость Тихона, его полную зависимость от матери, его неумение постоять за самого себя (где уж ему постоять за жену!), мы понимаем, что в борьбе с Кабанихой Катерина будет одна - Тихон ей не опора. Сцена 5: отъезд Тихона. Центральный момент этой сцены - прощание Кате- -рины с мужем перед его отъездом. Тихон отказывается взять Катерину с собой: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной». Отвечая на вопрос жены: «Да неужели же ты разлюбил меня?»,- Тихон обрушивает на Катерину, жаждущую любви и сочувствия, все свои обиды и недовольство жизнью: «Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так и убежишь и от жены. Да как я знаю теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на но-ч гах нет, так до жены ли мне?» Слова эти сказаны без желания обидеть, не под горячую руку, не в гневе, а в самом хорошем расположении духа. Это норма его отношения к жене. Можно ли оправдать такую грубость и откровенность Тихона по отношению к Катерине его подневольным положением? Виновата ли Катерина, что у пего на ногах «кандалы»? Не является ли такая позиция предательством по отношению к Катерине, пусть стихийным, неосознанным? «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» - эти полные душевной боли слова Катерины усиливают паше презрительное отношение к Тихону. И когда Катерина на упрек Кабанихи, что она не воет после отъезда мужа, заявляет: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!», мы воспринимаем это как начало протеста. Сцена 6: душевное смятение Катерины после отъезда мужа. Перечитаем еще раз явление 10 - историю с ключом. Какое значение в развитии действия имеют объяснение Катерины с Тихоном перед его отъездом и история с ключом? Они означают завязку конфликта. Суть конфликта в том, что напряжение душевных сил Катерины, обреченной в доме Кабановых па полное одиночество, на унизительное положение человека, достоинство которого грубо попирается, достигло предела. Кончилось се терпение, так жить она больше не может: «Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..» Почему стремление Катерины быть человеком, остаться самой собой нашло выражение в любовном порыве, понять нетрудно. Вспомним, как она самой себе боится признаться в любви к Борису, как она хочет любить мужа, как ищет в Тихоне поддержки и борьбе с чувством, охватившим ее. Любить или не любить - это единственное, в чем женщина, замкнутая в кругу семейных, домашних обязанностей, могла проявить свою свободу. Других форм проявления независимости у женщины из мещанско-купеческой среды не было.