В какой день не работают евреи. Шабат – что это? Еврейский шабат Добавить свою цену в базу Комментарий

Израиль – светское государство, тут царит религиозная свобода. Каждый еврей в стране соблюдает Шаббат как хочет. Некоторые строго выполняют все правила, некоторые не выполняют их вообще.

Туристам соблюдать какие-либо еврейские субботние нормы совершенно необязательно, но учитывать их придется.

В отелях в Израиле

В некоторых отелях можно наблюдать интересную картину – лифты, у которых кнопки не работают. Такие лифты ездят автоматически между этажами. Это попытка соблюдать нормы Шаббата, ведь нажимать кнопки нельзя.

Обычно, только несколько лифтов в отеле работают по такому субботнему расписанию, а остальные подъемники функционируют в обычном режиме.

Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле.

Меню в ресторанах в отелях в субботу может отличаться от обычных дней, на завтрак может не быть свежих вареных яиц или тостов.

Конечно, каждый отель сам выбирает – внедрять какие-то особенности в честь Шаббата или нет. В любом случае, все службы отелей работают нормально, вы сможете получить любую услугу.

На улицах Израиля

Главное для туристов – не работает общественный транспорт. Железнодорожное движение полностью останавливается. Автобусные линии закрываются, кроме некоторых исключений. Спрашивайте на рецепшн своего отеля о том, какие линии работают в городе вашего пребывания в субботу.

На некоторых улицах в субботу полностью запрещено движение. К счастью, таких улиц немного, следите за дорожными указателями.

В некоторых городах Израиля даже есть специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала Шаббата.

Такси работают, что несколько смягчает ситуацию. Но не забывайте о наценке +25% на услуги таксистов в это время.

Многие достопримечательности закрыты, и тут нет каких-то правил. К примеру, в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена. Интересуйтесь заранее режимом работы интересующего объекта.

Все экстренные службы и медицинские учреждения в субботу работают в обычном режиме.

Тора рассказывает, что Всевышний создал небеса и землю за шесть дней. К дню седьмому дело Творения оказалось завершенным, и в этот день Всевышний ничего не создавал. Так освятился этот день и превратился в день покоя, шабат.

Народ Израиля - первый в истории народ, который ввел обычай не работать в седьмой день недели, но отдыхать от работы. И работникам, и рабам евреев, и даже домашним животным, принадлежащим евреям, запрещено работать в субботу.

Шабат - это высочайшее социальное достижение, предназначенное для того, чтобы освободить человека и его сознание для высоких. духовных занятий, для укрепления семьи и дружеских связей между людьми. Однако этим еще далеко не исчерпывается значение субботы.

Соблюдение субботы - это выражение человеком своей веры в Б-га, Творца Вселенной и признания того, что кроме нашего материального мира существуют еще высокие духовные миры.

Евреи отдыхали в субботу, еще пребывая в египетском рабстве. Моше, выросший в доме фараона, увидев, как изнурительно работают его собратья, обратился к фараону с просьбой дать этим несчастным рабам один день в неделю для отдыха. Фараон согласился. Таким образом, суббота напоминает нам не только о творении мира Всевышним, но и об исходе из Египта.

Заповеди Торы, связанные с соблюдением субботы, разделяются на две группы:
- заповеди, предписывающие отдыхать от работы; - заповеди, запрещающие работать в субботу.
Первые придают субботе ее домашний, семейный облик. В этот день все члены семьи остаются дома, идут в в общину (синагогу) молиться и слушать чтение Торы, а потом все вместе садятся за субботнюю трапезу.
Заповеди, запрещающие работу в субботу, придают ей другой оттенок - оттенок серьезности. Что это такое - работа? Тора отвечает, что работа это всякое действие, создающее что-то новое.
С древнейших времен соблюдение субботы является отличительным признаком евреев. И, как говорит древнее изречение, "больше, чем народ Израиля бережет субботу, суббота бережет народ Израиля".

ЗАЖИГАТЬ СУББОТНЮЮ СВЕЧУ

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЕР ШЕЛЬ ШАБАТ


Если в доме темно - как грустно в нем! А Тора велит нам, чтобы суббота была для нас наслаждением. Вот поэтому мы зажигаем перед наступлением субботы свечи.
Согласно еврейской традиции, сутки начинаются с вечера. То есть с заходом солнца начинается новый день. Следовательно и суббота начинается тогда, когда в пятницу заходит солнце.

Перед самым наступлением субботы мама зажигает субботние свечи, и это означает, что освящается наступающий день.
Мама закрывает ладонями свои глаза, когда произносит "Благословен Ты Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю свечу!"

Не открывая глаз она в эту святую минуту возносит ко Всевышнему молитву о благополучии семьи и здоровье своих детей. Затем она смотрит на горящие свечи, огоньки которых отражаются в ее заблестевших глазах, и благословляет всю семью пожеланием: Шабат шалом! - "Мирной субботы!"
Так зажигая субботние свечи, еврейская женщина наиболее полно выполняет свою роль - приносить в дом свет, красоту и добро.

ШАЛОМ АЛЕЙХЕМ

БОАХЕМ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ МАЛАХЕЙ ЭЛЬОН
МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ АКАДОШ БАРУХ У.

Когда папа, одетый в красивые субботние одежды, забывший о будничных заботах и предвкушающий полный покой субботнего дня, идет в общину (синагогу) - он подобен царю свободно распоряжающемуся своим временем и вольному в своих действиях.
И, - говорит нам еврейская традиция, - когда он возвращается в свой дворец, его сопровождает свита - два ангела Всевышнего. Один из них - добрый ангел, другой - злой. Если они входят в дом, где горят субботние свечи, где накрыт праздничный стол с халами (хлебом), а вино, приготовленное для "Кидуша", багрянеет в блестящем графине, ожидая момента, когда его нальют в стоящий тут же серебряный бокал, добрый ангел говорит: "Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!" А злой ангел отвечает "амен" против своей воли.
Однако если стол пуст и видно, что в этом доме не уважают субботу, - вступает злой ангел и говорит: "Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!" И против своей воли вынужден добрый ангел ответить "амен"..
В честь этих ангелов и в честь святой субботы запевает папа вместе со всей семьей, вернувшись из синагоги и стоя около празднично накрытого стола: Шалом алейхем... - "Мир вам, ангелы, служители Всевышнего..."

1. ШАЛОМ АЛЕЙХЕМ МАЛАХЕЙ АШАРЕТ
МАЛАХЕЙ ЭЛИОН МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ
АКАДОШ БАРУХ ХУ.

МИР ВАМ, АНГЕЛЫ-СЛУЖИТЕЛИ,
ПОСЛАНЦЫ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЯ ЦАРЕЙ,
СВЯТОГО, БЛАГОСЛОВЕН ОН - 3 раза

2.БОАХЕМ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ
МАЛАХЕЙ ЭЛЬОН МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ
АКАДОШ БАРУХ ХУ.

ПРИХОДИТЕ С МИРОМ, АНГЕЛЫ МИРА,
ПОСЛАНЦЫ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЯ ЦАРЕЙ
СВЯТОГО, БЛАГОСЛОВЕН ОН - 3 раза

3.БАРХУНИ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ

АКАДОШ БАРУХ ХУ

ПРИВЕТСТВУЙТЕ МЕНЯ СЛОВОМ "МИР", АНГЕЛЫ МИРА,
ПОСЛАНЦЫ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЯ ЦАРЕЙ
СВЯТОГО, БЛАГОСЛОВЕН ОН - 3 раза

4.ЦЕТХЕМ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ
МАЛАХЕЙ ЭЛЬОН МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ
АКАДОШ БАРУХ ХУ

УДАЛИТЕСЬ С МИРОМ, АНГЕЛЫ МИРА,
ПОСЛАНЦЫ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЯ ЦАРЕЙ
СВЯТОГО, БЛАГОСЛОВЕН ОН - 3 раза

КИДУШ

ЙOM АШИШИ. ВАЕХУЛУ АШАМАИМ ВЕААРЕЦ ВЕХОЛЬ ЦВААМ. ВАЕХАЛЬ ЭЛОИМ БАЙОМ АШВИЙ МИКОЛЬ МЛАХТО АШЕР АСА, ВАИШБОТ БАЙОМ АШВИЙ МИКОЛЬ МЛАХТО AШEP АСА. ВАЕВАРЕХ ЭЛОИМ ЭТ- ЙОМ АШВИИ ВАЕКАДЕШ ОТО, КИ ВО ШАВАТ МИКОЛЬ-МЛАХТО, AШEP БАРА ЭЛОИМ ЛAACOT. ...

"Помни день субботний, чтобы освятить его", - велит нам Тора, и мы должны делом доказать, что помним о субботнем дне и о его святости.

Как именно следует это делать? Торжественно заявляя о своей вере в то, что Всевышний сотворил весь мир в течение шести дней и, закончив Свою работу в седьмой день, освятил этот день, а также о связи святости субботы с памятью об исходе нашего народа из Египта. Это и есть "Кидуш".

Согласно нашей традиции, Кидуш совершают перед первой субботней трапезой, вечером. после наступления субботы. Папа стоит у стола, держа в руке бокал, полный вина, вся семья стоит вокруг и внимательно прислушивается к словам "Кидуша" а потом отвечает: Амен!

Папа садится, отпивает вина и всем дает попробовать из своего бокала. Лишь после этого начинается субботняя трапеза.

Момент, когда совершают "Кидуш", - святые мгновения в каждом еврейском доме, когда вся семья вместе выражает свою веру в Творца Вселенной и свою готовность выполнять Его волю.

"КИДУШ", СОВЕРШАЕМЫЙ В ПЯТНИЦУ ВЕЧЕРОМ.

Псалом Давида.

ГОСПОДЬ ПАСТЫРЬ МОЙ; НИ В ЧЕМ НЕ БУДЕТ МЕНЯ НЕДОСТАТКА. НА РОСКОШНЫХ ЛУГАХ ДАСТ МНЕ ОТДОХНУТЬ, БУДЕТ ПРИВОДИТЬ МЕНЯ К СПОКОЙНЫМ ВОДАМ. ДУШУ МОЮ УСПОКОИТ ОН; ПОВЕДЕТ МЕНЯ ПРЯМЫМИ ПУТЯМИ РАДИ ИМЕНИ СВОЕГО. ДАЖЕ ЕСЛИ БУДУ Я ПРОХОДИТЬ УЩЕЛЬЕМ В МОГИЛЬНОЙ ТЬМЕ - НЕ УСТРАШУСЬ ЗЛА, ИБО ТЫ СО МНОЮ; НАСТАВЛЕНИЕ ТВОЕ И ПОДДЕРЖКА ТВОЯ УТЕШАТ МЕНЯ. НАКРОЕШЬ ТЫ ПРЕДО МНОЮ СТОЛ НА ВИДУ У ВРАГОВ МОИХ, УМАСТИШЬ МОЮ ГОЛОВУ EЛЕЕМ; ПОЛНОЙ БУДЕТ ЧАША МОЯ. ПУСТЬ ЛИШЬ ДОБРО И ЛЮБОВЬ СОПРОВОЖДАЮТ МЕНЯ ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ МОЕЙ, И БУДУ НАХОДИТЬСЯ Я В ХРАМЕ ГОСПОДА ДОЛГИЕ ГОДЫ. (Тегилим 23 - Псалом 22).

Берут бокал в правую руку, после этого берут его левой рукой и ставят на ладонь правой. "Кидуш" говорят стоя. Говоря "И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ...", смотрят на пламя свечей. Во время благословения над вином и следующего за ним благословения смотрят на бокал.

"ДЕНЬ ШЕСТОЙ. И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ СО ВСЕМ ВОИHCTBOM ИХ. И ЗАКОНЧИЛ БОГ НА СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ТРУД СВОЙ, КОТОРЫМ ЗАНИМАЛСЯ, И В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ ТЕХ РАБОТ, КОТОРЫМИ БЫЛ ЗАНЯТ, И БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО В ЭТОТ [ДЕНЬ] НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ РАБОТ СВОИХ, КОТОРЫМИ ЗАНИМАЛСЯ [ПРЕЖДЕ] И КОТОРЫЕ [НА- МЕРЕВАЛСЯ] СОВЕРШИТЬ [ПОСЛЕ TOГО] ."

Над вином:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ!

Над хлебом:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАСТИВШИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ!

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ, И ДАВШИЙ НАМ В НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ, И СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ ГОСПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ!

ОМОВЕНИЕ РУК ПЕРЕД ЕДОЙ

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ НЕТИЛАТ ЯДАИМ.

Собираясь приступить кеде с хлебом, мы сначала омываем руки.
Мы делаем это при помощи кружки, из которой льем воду на: каждую руку.

Еврейская традиция сравнивает обеденный стол с жертвенником, на котором приносятся жертвы Всевышнему. Мы не рассматриваем процесс принятия пиши только как удовлетворение наших физиологических потребностей. Мы видим в нем выражение заботы о здоровье нашего тела - для того, чтобы можно было использовать его для достижения высших целей, для исполнения высокого предназначения человека. Так же, как священнослужитель приближался к жертвеннику в Храме только после того, как омывал руки из специального умывальника, так же и мы омываем руки перед едой - когда приступаем ксовершению того, что преисполнено высшего духовного значения.
Конечно, есть в омовении рук перед едой и другое значение - гигиеническое, эстетическое: мы очищаем руки прежде, чем притронуться к еде.
Совершив омовение рук, мы благословляем Всевышнего за то, что Он повелел нам омывать руки, насухо их вытираем и немедленно приступаем к еде.

БРАХА НА ХЛЕБ

БAPУX АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЕЦ.

Хлеб - основной продукт питания человека. Лишь та трапеза считается настоящей трапезой, когда едят хлеб. В еврейской традиции установили для хлеба отдельное благословение, которое отмечает его как особый дар Всевышнего человеку.

БAPУX АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ
МИН ААРЕЦ. Благословен ты Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Выращивающий хлеб из земли.

Это благословение открывает трапезу, и затем уже нет нужды произносить благословения над другими видами пищи - если они являются неотъемлемой частью трапезы.

Сразу после благословения принято отрезать ломоть хлеба, обмакнуть его в соль и есть.

Когда в Храме приносили жертвоприношения, их обязательно солили перед сожжением на жертвеннике. Как уже упоминалось, еврейская традиция уподобляет обеденный стол жертвеннику в Храме.

СУББОТНЯЯ ТРАПЕЗА

Трапеза - один из главнейших моментов субботы, сообщающий свое настроение всему субботнему дню. Вся семья собирается за столом, все забыли о нуждах, о тревогах повседневности, все спокойны - ведь спешить некуда...
Стол накрыт по-особому, по-праздничному. Горят свечи, вино, великолепный серебряный бокал: две халы, прикрытые красиво расшитой салфеткой...

Тора говорит, что когда евреи шли по пустыне, уйдя из Египта, Всевышний кормил их небесным хлебом, который назывался ман (манна). Однако в субботу ман не падал с неба, и сыны Израиля не выходили из лагеря, чтобы его собирать. Вместо этого в пятницу Всевышний давал им двойную порцию мана . В память об этом в субботу на стол мы кладем две халы - лехем мишнэ.

Спели Шалом алейхем , совершили "Кидуш" - теперь очередь омыть руки и сесть кстолу.

Субботняя трапеза должна состоять из самой лучшей еды: рыба, мясо и те лакомства, которые в семье любят больше всего.

Во время субботней трапезы вся семья распевает змирот шабат - субботние песни, известные и любимые в еврейском народе из поколения в поколение. В доме царит атмосфера покоя, радости и святости...

Ежесубботняя встреча всей семьи за столом предоставляет возможность поговорить обо всем, что произошло в течение недели. Отец экзаменует детей, спрашивая их, что они прошли в течение недели, и рассказывает сам о содержании недельной главы Торы, о примерах нравственного поведения.

"Да будет угодно Всевышнему осенить Своим присутствием Свой народ, вкушающий медовую сладость субботних яств..." - как поется в одной субботней песне.

ПЕСНЬ СТУПЕНЕЙ

ШИР АМААЛОТ, БЕШУВ АДОНАЙ ЭТ ШИВАТ ГИЙОН АЙНУ КЕХОЛЬМЙМ...

В субботы и праздники после еды, перед тем, как прочитать Биркаш гамазон, принято петь главу из книги Тегилим (Псалмы восхожденния)- Песнь ступеней. Ее поет вся семья - в каждой общине на свой мотив, согласно своим обычаям.
Тем самым семья отождествляет себя со всем народом Израиля, выражая веру в скорое и полное освобождение из изгнания - когда весь еврейский народ вернется в Сион и будет жить по законам, унаследованным им от своих великих предков.
Время изгнания и надежда на избавление выражаются в этой главе Тегилим в образе земледельца, в слезах засеивающего свое поле. Эти слезы - не слезы страдания, но слезы надежды, слезы того, кто видит нескончаемые беды, но твердо верит, что в конце концов придет радость и веселье: "Сеющие в слезах- жать будут с песнями ликования!"

Псалом 125 Песнь восхождения.

Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш - пения;
тогда между народами говорили: "великое сотворил Господь над ними!"
Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.

БИРКАТ ГАМАЗОН

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АЗАН ЭТ АОЛАМ КУЛО БЕТУВО, БЕХЕН УВЕХЕСЕД УВЕРАХАМИМ, У НОТЕН ЛЕХЕМ ЛЕХОЛЬ БАСАР, КИ ЛЕОЛАМ ХАСДО...

Закончив трапезу, мы благодарим Всевышнего за то, что Он дал нам возможность утолить голод, - читаем Биркат гамазон.
Подумайте сами: если подобает благословлять Всевышнего перед едой, то после еды, когда мы насытились, тем более следует делать это. Мы не хотим быть неблагодарными и поэтому после еды говорим Всевышнему: "Спасибо!"

Биркат гамазон содержит в себе выражение признательности Всевышнему за то, что Он заботится о пропитании каждого из Своих созданий: миллиарды живых существ, обитающих иа земле, имеют возможность удовлетворять свои физические потребности, находя пищу - каждое именно то, что ему требуется.

Однако мы не ограничиваемся благодарностью лишь за то, что утолили голод. Мы благодарим Всевышнего - и это главное! - за то, что Он удостоил нас также духовного достояния, достояния Б-жьего народа: Торы, Страны Израиля, Иерусалима, Храма, то есть высочайших нравственных ценностей, тесно связанных с нашей страной, потому что именно там мы обязаны сделать их действительностью и оттуда распространить по всему свету.

Заканчивается Биркат гамазон молитвой о мире, ибо ощущение сытости в значительной мере зависит от того, находится ли человек в мире и покое. "Господь придаст сил Своему народу. Господь благословит Свой народ, даровав ему мир" (Тегилим 29:11, Псалмы 28:11)

ГАВДАЛА

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ, БЕЙН ОР ЛЕХОШЕХ, БЕЙН ИСРАЭЛЬ ЛААМИМ, БЕЙН ЙОМ АШВИИ ЛЕШЕШЕТ ЙЕМЕЙ АМААСЭ. БАРУХ АТА АДОНАЙ, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ.

Способность отличать одни предметы, явления, идеи от других, анализируя их свойства, - это основа человеческого разума. Способность отличать святое от будничного, главное от второстепенного - самая суть того, к чему призван верующий человек.
С наступлением ночи, когда мы прощаемся с субботой, последняя почесть, которую мы воздаем ей, - это совершение обряда "Гавдалы": мы проводим границу между святой субботой и наступающими вслед за ней буднями.

МЕССИАНСКИЙ ВЗГЛЯД

Одна из 10 заповедей гласит:

Дварим 5:12-15 (Второзаконие) "Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний."

Что наш Рав Иешуа говорил о шабате (субботе)?

Марк 2:23-28 "И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы ; 28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы. "

Здесь не говорится об отмене субботы. Говорится о обрядности и религиозности. Мы ведь через этот день недели отстраняемся от работы для прославления Всевышнего. Да, мы должны поклоняться Ему и славить Его в сердце своем. И бывают обстоятельства, когда мы можем спасти человека от беды именно в субботу. Иешуа как истинный еврей исполнял шабат и другие праздники. Но иногда Своими добрыми делами (исцелениями) в шабат (субботу) показывал, что перед Богом важно состояние сердца человека, а не просто механическое обрядное исполнение праздника "без души и сердца".

Разве Иисус пришел отменить закон Божий? Матфея 5: 17 - слова Иисуса: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" .

Он сказал, что пришел закон ИСПОЛНИТЬ, ибо только по благодати, с Его помощью мы можем исполнить закон Божий!

Но это не значит, что если мы под благодатью, то закон Божий нам не нужен, мы его можем выбросить, сделать его ВЕТХИМ, старым, ненужным и его не нужно исполнять.

Мол не нужно исполнять 10 заповедей (которые дополнил Иисус в НАГОРНОЙ проповеди - Матф. 5 - 7 главы), благодать будет покрывать все наши беззакония и грехи. Немножко верим, немножко грешим, Иисус все равно простит. Мы же под благодатью, а не под законом! Иешуа даже ужесточил закон! Внимательно прочитаем об этом в 5-ой главе Матфея.

Вот как повезло евреям - праздник у нас каждую неделю! Да, священная Суббота – это не просто выходной, а самый настоящий праздник. Конечно, Шабат очень отличается от остальных еврейских важных дат.

Во-первых, он бывает не раз в год, а намного чаще. Во-вторых, он не связан с каким-то определенным историческим событием. Хотя… это как посмотреть. Ведь мы отмечаем Шабат в память о главном событии человеческой истории.


Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает передышки. «Передохнул» или «остановился» – так переводится слово «шабат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день – день остановки, передышки – это суббота.

Среди заповедей, которые Всевышний передал Моше на горе Синай, была и заповедь соблюдать субботу. Что это означает?

Самое главное – в субботу нельзя работать. Запомнить нетрудно, а придерживаться приятно. Суббота – выходной день по всем законам, и ничего не делать в этот день – проще простого.

Но соблюдение этой заповеди только кажется легким. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому людям запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого мы что-то создаём или изменяем.


Есть несколько видов работ, которых нужно избегать во время Шабата. Первая – это приготовление еды. Но ведь субботний праздничный стол – важная часть традиции! Так что еврейским хозяйкам приходится трудиться заранее, в четверг и пятницу. В субботу пищу нельзя будет даже подогреть. Если, конечно, не оставить плиту включённой с пятницы.

Ещё один запрещённый вид работы – все, что связано с изготовлением одежды. Не только шитьё и вязанье, но даже отрывание ниток или стрижка животных! Кроме того, нельзя ничего писать и строить.

Ну, хорошо, вы уже поняли – в субботу нельзя работать. А что же можно и нужно делать в субботу?

Нужно обратиться к Богу. И вообще подумать обо всем важном, прекрасном, глубоком – о том, о чем в будни нам думать обычно некогда.

Кстати, Шабат начинается ещё в пятницу вечером – сразу же, как зайдёт солнце. Праздник приходит в семью, в каждый дом. Мама зажигает субботние свечи и читает молитву. Потом, когда все садятся за стол, папа или дедушка говорит кидуш – благословение – над бокалом виноградного вина или сока. Но есть пока никто не начинает: нужно ещё произнести благословение над хлебом. Хлеб в этот день на столе не обычный, а праздничный – плетеная золотистая хала. Когда вино и хлеб благословлены, можно ужинать.


Во время субботней трапезы обычно разговаривают не о том, кто какие оценки получил в школе, и не о том, что происходит у папы на работе, и не о том, с кем поссорилась бабушка во дворе. Если это религиозная семья, папа может рассказать что-то интересное о священной книге – Торе. Но даже если ты и твои родные не очень строго соблюдают еврейские обычаи, ничто не мешает вам петь. Да-да, прямо за столом! Есть специальные субботние застольные песни, очень простые и веселые. С ними в дом и в душу приходят покой и радость.

В пятницу вечером и в субботу утром и днем мужчины приходят в синагогу. Молитвы, звучащие там во время Шабата, – особенные. Не такие, как в будние дни.

Заканчивается Шабат субботним вечером. Проводится церемония под названием Авдала. Это переводится как «разделение» и означает, что мы разделяем праздник Шабат и рабочую неделю, которая нам предстоит. Все говорят священной субботе «до свидания» и возвращаются к будничным заботам.

Для кого-то Шабат – поистине священный праздник. Но даже те евреи, которые не соблюдают всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю, поют песни. И тогда приходит Суббота!

Вконтакте

Шаббат, в иудаизме - седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

Значение Шаббата

Шаббат - седьмой день творения

Согласно Пятикнижию:

  • Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек:

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шават) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:2-3).

  • Ранее, Бог благословил сотворённых Им рыб, животных и птиц (Быт.1:22), затем человека и, наконец, субботу. Таким образом, три этапа благословения составляют возрастающую духовную прогрессию. Кроме того, согласно Пятикнижию, Бог освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

Шаббат - союз еврейского народа с Богом

Согласно Пятикнижию, Шаббат - это знамение между Богом и Израилем:

«это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:17).

«… Суббота - знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх.31:13). Говорится в Субботних молитвах: „и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты ее идолопоклонникам, но только Израилю - народу Твоему, который Ты избрал“.»

«Шаббат - не только „вечный союз“ между Богом и народом Его, но и явление общечеловеческое, она служит залогом улучшения мира. В том числе и детей других народов, присоединившихся к Богу, потому что каждого, кто соблюдает Шаббат и держится завета «приведу Я их на гору священную Мою, и обрадую Я их в доме молитвы Моем… ибо дом Мой домом молитвы будет наречён для всех народов» (Ис.56:7). Этот общечеловеческий аспект делает Шаббат в определенной мере наследием всех культурных народов, независимо от того, сознают они это или нет.»

Отказ евреев от работы в Шаббат является, согласно Пятикнижию, напоминанием о седьмом дне творения и провозглашением Бога творцом мира.

Шаббат - память об освобождении из египетского рабства

Согласно Пятикнижию:

  • Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта
  • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам.

Связь с Храмом

Согласно Пятикнижию, приказ о построении Скинии, временного храма, который сопровождал евреев в пустыне, предупреждается запретом совершать работу в Шаббат. Таким образом Шаббат обладает духовным приоритетом перед заповедью построения Храма.

Законы Шаббата

Тора заповедует в субботу покой и прекращение работы и предусматривает применение смертной казни за нарушение законов шаббата (но это наказание выполняет не человек, а сверхъестественные силы):

«Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный» (Исх.31:13-16).

Встреча Шаббата

Встреча Шаббата (ивр. קבלת שבת‎) - традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые атрибуты встречи Шаббата - стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала - традиционный хлеб в форме заплетённой косы, кошерное вино.

Зажигание свечей

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу (ивр. יום שישי‎). Однако, за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь субботние свечи с благословением:

«ברוך אתה ה" אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציוונו להדליק נר של שבת»,

что означае:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».

С момента принятия евреем Шаббата (женщина при зажжении свечей, мужчина не позже захода солнца) и до исхода Субботы (ивр. מוצאי שבת‎) нельзя совершать 39 категорий «труда» (ивр. ל"ט אבות מלאכה‎), включая зажигание и гашение огня.

Молитвы

После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву «Минха» (ивр. מנחה‎), «Встреча Субботы» (ивр. קבלת שבת‎) и «Маарив» (ивр. מעריב‎).

Освящение дня

Освящение дня (ивр. קידוש‎) произносят над бокалом вина или виноградного сока. Глава семьи произносит благословение:

«ברוך אתה ה" אלוהינו מלך העולם בורא פרי הגפן», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Создатель виноградной лозы»,

Омовение рук

После освящения дня следует омовение рук (ивр. נטילת ידיים‎).

Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:

«ברוך אתה ה" אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציונו על נטילת ידיים»,

что означает:

«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

Трапеза

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой - в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.

Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:

«ברוך אתה ה" אלוהינו מלך העולם המוציא לחם מן הארץ» - «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает . Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы.

На это нет строгих правил, каждая община имеет собственную кухню. Как правило, сначала едят блюда из рыбы, а потом сменяют их мясными блюдами, так по обычаю мудрецов Талмуда, не принято есть мясо и рыбу вместе.

Фотогалерея

Полезная информация

Шаббат
Шаббат
ивр. שַׁבָּת
англ. Shabbat или Sabbath ‎
от корня «швт» - «покоиться», «прекращать деятельность»

Запрещенные работы

Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ:

01. Зореа (посадка растений).

02. Хореш (пахота)

03. Коцер (жатва).

04. Меамер (связывание снопов).

05. Даш (молотьба).

06. Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется - «веять»).

07. Борер (сортировка).

08. Тохен (помол зерновых).

09. Мэракед (отделение зерен от примесей - мелких камешков, семян других растений и т. п.).

10. Лаш (замешивание теста).

11. Офе (выпечка хлебных изделий).

Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по-мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие одиннадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.

12. Гозез (стрижка овечьей шерсти).

13. Мелабен (отбеливание шерсти).

*14. Менапец (вычесывание шерсти).

15. Цовеа (окрашивание шерсти).

16. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).

17. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).

18. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).

19. Орег (ткать).

*20. Поцеах (распускать ткань).

21. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).

22. Матир (развязывание узлов).

23. Тофер (шитье).

24. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить).

Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.

25. Цад (охотиться).

26. Шохет (забивать скот).

27. Мафшит (свежевать туши).

28. Меабед (обработка, дубление кожи).

29. Мемахек (разглаживание кожи).

30. Месартет (раскроить)

31 Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).

В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.

32. Котев штей отийот (написание двух букв).

33. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).

34. Боне (строительство).

35. Сотер (разрушение построенного).

36. Мехабе (тушение огня).

37. Мавъир (разжигание огня).

38. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.).

39. һа-моци мирешут лерешут (перенесение объектов из частного владения в общественное).

Это субботнее приветствие на иврите. Накануне в пятницу вечером и всю субботу приветствуют этой фразой, «шабат шалом», שבת שלום, что означает «мирной субботы.
Шабат – это седьмой день недели, который у евреев по сути является праздником. Уже за день до Шабата евреи начинают желать друг другу «шабат шалом» то есть «мирной субботы» или «здравствуй суббота». Главное правило субботы (шабата) – человек не должен работать.

Приветствие с вечера пятницы и в субботу на иврите. Шабат — суббота, шалом — мир. Это притяжательная конструкция, שבת של שלום, шабат шель шалом, суббота мира, то есть мирная суббота. Буквально: «субботний покой».

Шабат шалом
На иврите буквально означает пожелание мирной субботы. Это уникальное приветствие, которое можно использовать в любое время в шабат, хотя общепринято произносить его в завершение субботней церемонии каббалат шабат.

Гут Шабес
Это аналогичное выражение на идиш дословно означает «хорошего шабата». Подобно выражению «шабат шалом», его используют, приветствуя каждого человека в шабат. По своему опыту я знаю, что приветствием «Гут Шабес» можно чествовать в обычном разговоре или при встрече людей, в то время, как «шабат шалом» больше используется в завершение ритуала каббалат шабат.

Шавуа тов
В переводе с иврита - «хорошей (доброй) недели». Приветствие используется после ритуала Авдалы (церемония, отмечающая завершение шабата), чтобы пожелать кому-то хорошей наступающей недели.

Вот как повезло евреям – праздник у нас каждую неделю! Да, священная Суббота – это не просто выходной, а самый настоящий праздник. Конечно, Шабат очень отличается от остальных еврейских важных дат.

Во-первых, он бывает не раз в год, а намного чаще. Во-вторых, он не связан с каким-то определенным историческим событием. Хотя… это как посмотреть. Ведь мы отмечаем Шабат в память о главном событии человеческой истории.

Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает передышки. «Передохнул» или «остановился» – так переводится слово «шабат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день – день остановки, передышки – это суббота.

Среди заповедей, которые Всевышний передал Моше на горе Синай, была и заповедь соблюдать субботу. Что это означает?

Самое главное – в субботу нельзя работать. Запомнить нетрудно, а придерживаться приятно. Суббота – выходной день по всем законам, и ничего не делать в этот день – проще простого.
Но соблюдение этой заповеди только кажется легким. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому людям запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого мы что-то создаём или изменяем.

Есть несколько видов работ, которых нужно избегать во время Шабата. Первая – это приготовление еды. Но ведь субботний праздничный стол – важная часть традиции! Так что еврейским хозяйкам приходится трудиться заранее, в четверг и пятницу. В субботу пищу нельзя будет даже подогреть. Если, конечно, не оставить плиту включённой с пятницы.

Ещё один запрещённый вид работы – все, что связано с изготовлением одежды. Не только шитьё и вязанье, но даже отрывание ниток или стрижка животных! Кроме того, нельзя ничего писать и строить.

Ну, хорошо, вы уже поняли – в субботу нельзя работать. А что же можно и нужно делать в субботу?

Нужно обратиться к Богу. И вообще подумать обо всем важном, прекрасном, глубоком – о том, о чем в будни нам думать обычно некогда.

Кстати, Шабат начинается ещё в пятницу вечером – сразу же, как зайдёт солнце. Праздник приходит в семью, в каждый дом. Мама зажигает субботние свечи и читает молитву. Потом, когда все садятся за стол, папа или дедушка говорит кидуш – благословение – над бокалом виноградного вина или сока. Но есть пока никто не начинает: нужно ещё произнести благословение над хлебом. Хлеб в этот день на столе не обычный, а праздничный – плетеная золотистая хала. Когда вино и хлеб благословлены, можно ужинать.

Во время субботней трапезы обычно разговаривают не о том, кто какие оценки получил в школе, и не о том, что происходит у папы на работе, и не о том, с кем поссорилась бабушка во дворе. Если это религиозная семья, папа может рассказать что-то интересное о священной книге – Торе. Но даже если ты и твои родные не очень строго соблюдают еврейские обычаи, ничто не мешает вам петь. Да-да, прямо за столом! Есть специальные субботние застольные песни, очень простые и веселые. С ними в дом и в душу приходят покой и радость.

В пятницу вечером и в субботу утром и днем мужчины приходят в синагогу. Молитвы, звучащие там во время Шабата, – особенные. Не такие, как в будние дни.

Заканчивается Шабат субботним вечером. Проводится церемония под названием Авдала. Это переводится как «разделение» и означает, что мы разделяем праздник Шабат и рабочую неделю, которая нам предстоит. Все говорят священной субботе «до свидания» и возвращаются к будничным заботам.

Для кого-то Шабат – поистине священный праздник. Но даже те евреи, которые не соблюдают всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю, поют песни. И тогда приходит Суббота!