Смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется. Пословица "как аукнется, так и откликнется": значением и синонимы

М. П. Погодин

Как аукнется, так и откликнется

Софья, молодая девушка, играющая главную роль в моем повествовании, дочь некогда богатых, после промотавшихся, благородных по рождению, но простых по уму родителей, была прекрасна собою. - И теперь еще, когда прошло лет двадцать после ее подвигов на сцене большого света, многие пожилые люди в Москве не могут вспомнить о прелестной без содрогания. - Как мила она была, говорят они, в легком кисейном платьице, которое, чуть-чуть на плеча накинутое, всякую минуту, кажется, готово было спуститься… и взор нетерпеливый дожидался уже чуда, - в этой дымчатой косыночке, едва касавшейся до шеи! С какою ловкостию волшебница ее откидывала, закидывала, поправляла!.. А эти русые волосы, в густых локонах на плеча упадавшие, эти голубые глаза, которые сверкали прямо в сердце, эти ножки быстролетные! - Или - другое явление - с каким искусством во время милой болезни ни то ни се , прославленной Дмитриевым , надевала она на голову простенький батистовый чепчик с узенькой кружевной оборкой! Надобно было любоваться, как он подвязывался под купидоновою ямочкою на подбородке! Надобно было любоваться на этот бантик в две петли из ленты голубой или розовой, на эту канифасную кофточку! Посмотрели б вы также ее на бале. Какая пышность! какой вкус! Как ловко умела она входить, выходить, кланяться на все стороны, оборачиваться, даже отворачиваться! Она вся говорила, и на ней все говорило… Как игрива была ее физиогномия! Всякую минуту, кажется, она переменялась, но всегда была одна и та же, всегда мила и прелестна. Поутру, после умыванья, румянец играл пятнами на нежных ее щечках; после обеда глазки ее покрывались какою-то масляною влагою, к вечеру все лицо разгоралось… Что же производили в чертах ее внутренние ощущения? На каждое чувство у ней было по лицу.

Софья была умна, то есть имела этот светский ум, живой и быстрый, с которым все говорится кстати, ничего лишнего: ее заслушивались в обществе, когда она начинала сыпать своими остротами и шутками. Другой славы она не искала, хотя, вероятно, и могла б получить ее: она думала только тогда, когда говорила, и все внимание ее было устремлено на мнение большого света. Во всем, что касалось до приличий, сметливость ее обнаруживалась блистательным образом: в самом запутанном деле тотчас находила концы и узнавала место, на котором ей стать должно было, когда сказать, когда смолчать и улыбнуться, - знала, с кем надо говорить о богомолье, с кем о вчерашнем бале, с кем посмеяться над соседкою, пред кем разыграть смиренницу.

Софья была добра, но больше по инстинкту, нежели с намерением; она не понимала еще теоретического удовольствия в добре, может быть, потому, что суетная об этом не размышляла. Чувствования все скользили по ее сердцу; иногда можно было подумать, что у ней не было его. Никто из живших с нею вместе не мог сказать решительно, что знает ее мысли о себе. Ныне покажется, что она смеется над тобою, даже презирает тебя, завтра ты попадешь в милость и увидишь знак ее расположения. Иногда выводила она из терпения своими несообразностями, но никак нельзя было сердиться на нее; она всегда казалась каким-то существом особенным, о котором судить невозможно по другим людям, которое отдает отчет только себе; прельщает, когда хочет, и сердит, когда угодно. Власти над собою, разумеется, она не терпела, и малейший признак ее почитала личным для себя оскорблением. Любить ее можно было только, как милую прихоть в человеческом образе.

Но я довольно познакомил читателей с характером моей героини, и теперь могу приступить к описанию происшествия, на котором основывается моя повесть.

Софья явилась в свете в полном блеске молодости и красоты, богатства и роскоши, и была всеми принята с восхищением, всеми без исключения. Пылкая московская молодежь была без ума от нее.

Открылось обширное поле для ее завоеваний: но она долго не брала оружия и думала только о своем веселье, ездила на балы, гулянья для того, чтоб показать себя, посмотреть людей… прыгала, резвилась, смеялась, шалила…

Потом уже стала она осматриваться около себя и увидела толпы обожателей. Это было очень приятно для ее самолюбия, и здесь начинается вторая эпоха ее деятельности. Она начала играть их вздохами, манить надеждою, ласкать то того, то другого и наконец - когда они становились смелее, отставлять с честию. - В самом деле ей никто не нравился: тот слишком умен,

Тот не в чинах, другой без орденов,
А тот бы и в чинах, да жаль - карманы пусты!
То нос широк, то брови густы!

Таким образом в продолжении зимы отпустила она от себя дюжины две селадонов , которые, быв покинуты милою обманщицею, излили свои чувствования в стихах, заунывных и томных, в таком количестве, что даже проницательные журналисты наши никак не могли догадаться, почему беспрестанно присылались к ним тогда плаксивые элегии.

Забавляясь над сими селадонами, наслаждаясь могуществом своих прелестей, Софья была уверена по каким-то софизмам, что для счастия жизни ей довольно себя, что в супружестве не найдет она ничего особенного в награду за принимаемое иго; но несмотря на это, ей не хотелось остаться и в полку престарелых девушек, которые, по ее мнению, разыгрывают печальную роль в нашем печальном мире. Она окинула взором стадо оставшихся сносных, по ее выражению, обожателей и стала искать… Вы удивляетесь этому слову, неопытные юноши, думая, что только вы ищете. Ах, друзья мои, поверьте мне, что они ищут, или, лучше, шарят больше нашего, но только тихомолком, но только умея сохранять во всем вид этого благородного самодовольствия, этого не тронь меня , которое держит нас в таком почтительном отдалении. И так она стала искать себе мужа.

«Какого же мужа стала она искать себе?» - естественно, спросит меня всякий читатель. Вот какого - слушайте.

Не бедного, не старого, не противного собою, не злого, не глупого, не… короче, такого, за которого можно было выйти, не нарушая правил благопристойности…

«Но что значат сии отрицательные требования? - подумает с удивлением читатель, - Софья могла иметь в виду партию блестящую».

Ах, господа, как вы недогадливы! главного условия вы еще не знаете. Я хотел было умолчать об нем, надеясь на вашу опытность, а больше всего, не желая привести в краску некоторых (разумеется, не многих) дам наших и девушек. Софья искала мужа, которого бы могла водить за нос, или, другими словами, она не хотела выходить замуж, но хотела за себя взять мужа.

Пронский, богатый молодой человек, с сердцем и душою, влюбленный в Софью, долго смотревший на нее издали, провожавший всех ее обожателей, наблюдавший, кого и за что она отпускала, сметил наконец дело, догадался, чего ищет она, и прикинулся таким простячком, что Софье во время пробных разговоров с ним невольно представилась мысль: такого-то нам надо…

«Поступай с человеком так, как ты хочешь, чтоб он поступал с тобою», - говорили мне с раннего детства. Этот принцип я старалась не нарушать. Но почему-то он не срабатывал. Люди поступали со мною совсем не так, как я поступала с ними.

Как-то так получалось, что «эхо» в моей жизни возвращало мне совсем иные поступки. Словом, как аукнется, так уж точно не откликнется!

Абонент недоступен

Помню, как-то засиделась на работе до позднего вечера. И только собралась домой, как прибежала Аня - студентка пятого курса. Она просила меня, чтобы я принесла ей одну книгу.

Книгу эту действительно трудно было найти, а Ане она нужна была на следующее утро, Ане требовалось сдать какую-то лабораторную, и преподаватель назначил ей жесткие сроки сдачи.

В то время мы были заняты переездом, и некоторые вещи у нас уже были перевезены, а некоторые еще оставалась у родителей. Я даже не знала, где эта книга. Я объяснила Ане ситуацию, но она очень просила меня принести эту книгу. Я обещала.

Домой я приехала уже в одиннадцатом часу. Книгу я дома не нашла. Но ведь я обещала девочке! Я вызвала такси и поехала к родителям за книгой. Объяснив, что срочно понадобился учебник, забрала книгу и на том же такси приехала домой.

Утром я отдала книгу Анюте. Прошло два или три года. Аня окончила университет, вышла замуж за юриста и стала работать в информационном отделе при коллегии адвокатов.

А меня в это время затопили соседи. Компенсировать причиненный ущерб они отказались, и я вынуждена была подать на них в суд. Судья занял странную позицию, судебные заседания все время откладывались, суд затягивался. Мне нужен был адвокат.

Я обращалась к нескольким адвокатам, но они отказались защищать мои интересы, мотивируя это тем, что не специализируются на жилищном праве. И тут я вспомнила про Аню! Я позвонила ей и попросила узнать, кто из адвокатов в нашем городе специализируется в нужном мне направлении.

Я ничего больше не просила, только узнать, к какому адвокату можно обратиться с таким делом! Думаю, для Ани это не составляло труда. Она обещала мне позвонить. Я ждала ее звонка несколько дней.

Она так и не позвонила. Когда я сама набрала ее номер, то «мобильный аппарат оказался выключен». Я позвонила ей с другого телефона, и она сразу взяла трубку. Извинившись, я сказала, что ошиблась номером.

Лекарство для тети

Особенно больно становится, когда ощущаешь неблагодарность от близких людей. Моей тете врач рекомендовал принимать одно лекарство. Лекарство это было очень дорогое, и в нашем городе найти его было невозможно.

В том году я ездила в Москву. Естественно, тетя попросила меня поискать это лекарство в столице. Целый день я бегала по аптекам, пока, наконец, нашла нужный препарат.

Но, к моей великой досаде, препарат этот поступил в аптеку только в очень большой упаковке. Денег, которые дала мне тетя, не хватало и на половину такой упаковки. Я была огорчена безмерно!

Сотрудница аптеки, видимо, пожалела меня. Она сказала, что этот препарат регулярно берет одна посетительница аптеки. Поскольку препарат поступает редко, посетительница договорилась с аптекарями, чтобы они звонили ей.

«Может быть, наша покупательница согласится взять половину упаковки, ей такое количество пилюль тоже накладно покупать», - предложила женщина. Аптекари позвонили своей постоянной клиентке, и через полчаса она уже пришла за препаратом.

Женщина даже обрадовалась, когда сотрудница аптеки объяснила ей ситуацию, и мы купили упаковку этого препарата на двоих. Причем мне пришлось доплатить еще своими деньгами, поскольку тетиных денег не хватало.

Мы здесь же распечатали упаковку, разделили содержимое поровну. Банку от препарата вместе с инструкцией и упаковкой женщина отдала мне, поскольку сама она уже покупала этот препарат, и банки и инструкции у нее уже были. А вот чек я не подумала взять. Я искренне поблагодарила аптекарей и эту женщину.

Своей тете я позвонила сразу, сказала, что купила препарат, только половину упаковки. О том, что ее денег не хватило, я не стала говорить по телефону. Когда я приехала домой, то занесла препарат тете, но дома ее не застала, поэтому оставила лекарство бабушке. Естественно, про деньги я ничего бабушке не сказала.

Когда мы, наконец, встретились с тетей, она спросила, сколько денег у меня осталось. Я была просто ошарашена! Я рассказала ей, как купила препарат, назвала стоимость всей упаковки, сказала, что в банке – ровно половина.

«Но ведь пилюль меньше, чем полбанки!» - возразила тетя. Она как будто не знает, что лекарства никогда не накладывают до краев упаковки! Естественно, я не стала требовать с нее денег, мне было просто неудобно. А тетя же осталась при своем мнении, что я купила не половину упаковки, а меньше, а оставшиеся ее деньги потратила на себя «в награду» за оказанную ей услугу.

Человек рожден для радости!

Такие случаи происходят со мной регулярно. Я никак не могла понять, почему люди так поступают со мной. Ответ нашелся совершенно случайно. По крайней мере, я нашла такой ответ для себя. Как-то раз мне на глаза попались такие строки:

Человек рожден для радости,
Но если счастья в жизни нет,
То другим он строит гадости,
И этой радостью согрет!

Я думаю, что люди, которые так со мной поступают, в чем-то несчастны. Они считают, что я более счастлива, чем они, и пытаются «установить равновесие», обижая меня. Поняв это, я перестала на них обижаться. Порою в глубине души я ощущаю жалость к ним.

Я поняла, почему мне часто приходится слышать от разных людей одни и те же слова: «Тебе хорошо…»

«Тебе хорошо! Ты любишь свою работу», - говорит мне одноклассник, который имеет зарплату на порядок выше моей. «Тебе хорошо! У тебя ведь дочка», - говорит мне подруга, у которой двое чудесных мальчуганов.

«Тебе хорошо! У тебя в однокомнатной всегда порядок»,- говорит мне соседка, живущая одна в трехкомнатной квартире. «Тебе хорошо! У тебя муж не гуляет», - говорит мне сотрудница, четвертый раз вышедшая официально замуж.

И уж если человек говорит мне такие слова, значит, ему действительно в чем-то хуже, чем мне. Обижаться на него не стоит…

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Передаётся из поколения в поколение. Это необходимое условие для правильного и гармоничного развития общества. Различные высказывания мудрых людей, пословицы и поговорки имеются у всех народов мира. И каждая нация чтит свои традиции и воспитывает молодое поколение, опираясь на опыт предков.

Роль пословиц в жизни общества

Пословицы, так же как и поговорки, составлялись не одно столетие. В них содержится вся премудрость и знания людей, поэтому они никогда не теряют своей актуальности. Пословицы несут в себе либо скрытый подтекст, или содержат прямое руководство к действию. Например, пословица «Как аукнется, так и откликнется» заставляет поразмышлять над своим смыслом, а в таком изречении, как «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», суть сразу ясна. История и возраст у различных пословиц разные. Есть высказывания, которым уже больше сотни лет, а есть и более молодые изречения. Все они имеют высокую ценность и носят поучительный характер.

Смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется»

Количество пословиц и поговорок не счесть. Практически на все случаи жизни есть не по одному десятку мудрых изречений, но не все они постоянно на слуху. Данная же пословица очень известна и распространена, о ней слышали практически все. Какой же смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется»? Суть её заключается в том, что каждый человек получает по заслугам. Как ты отнесёшься к другим людям - так и с тобой поступят. Добрые дела вознаградятся добром, а на злобу вам, скорее всего, ответят той же монетой.

Не нужно сеять зло, так как оно обычно возвращается к обидчику, так же как и добро воротится сторицей.

Происхождение пословицы

В основе данного изречения лежит использование такого явления, как эхо. Так как эхо - это повторение звука, который вы произносите, то, образно выражаясь, что вы пошлёте в пространство - то вам и возвратится. Этот физический закон не вызывает сомнения. Нельзя крикнуть «а», а в ответ услышать «б». Поэтому заложенный смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется» имеет под собой вескую основу. С ней не поспоришь, хотя, конечно, в жизни бывают исключения, когда злобные люди, несмотря на всё добро, что им делаешь, всё равно сеют зло. Или, напротив, истинные христиане никогда не отвечают злом на лихие поступки, а прощают недобрых людей.

Слово «аукнется» в данной пословице имеет чисто русское происхождение. Этим характерным звуком «ау» перекрикивались в лесу ягодники или грибники, для того чтобы не заблудиться.

Сейчас это междометие редко используется, так как оно уже устарело.

Схожие по смыслу пословицы

В русском языке имеется еще много схожих по смыслу пословиц. Например: «Что посеешь - то и пожнешь», «Каков привет, таков и ответ», «Делай добро и жди добро» и многие другие. Смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется» и всех ей подобных - один и тот же, просто сказан различными словами. Они учат относиться с добром и пониманием к другим людям, чтобы в ответ также видеть благие дела.

Однако не только в русском языке существуют пословицы на данную тему. У других народов также есть масса высказываний, имеющих такое же содержание, как и суть пословицы «Как аукнется, так и откликнется». К примеру, английский вариант пословицы: «Каков зов - таково и эхо». Схожие по смыслу выражения имеются в немецком, французском, польском и других языках мира.

Не следует, однако, считать, что данная пословица призывает отвечать злом на плохие поступки. Народная мудрость учит только творить добро, а карать обидчиков - не наша с вами прерогатива. Как правило, жизнь сама рано или поздно наказывает злодеев. Мы должны аккумулировать только положительную энергию и верить в то, что добро всегда одержит победу над злом.

Как аукнется, так и откликнется…

Говоря попросту, нашему мозгу, то бишь сознанию, в силу особенностей устройства, можно втемяшить, что угодно. Наш мозг работает, по сути, иллюзионистом. Старания эволюции не прошли даром и результат налицо.
И все было бы хорошо, если бы мы понимали, что наш мозг работает по созданию иллюзий на основе объективно существующего мира, и вмешательство в его дела чреваты.
Но вечная неудовлетворенность занозой сидит в нашем сознании, и мы разными путями пытаемся создать собственные иллюзии с явным желанием выдать их за реально существующие.
Наивно веря, что всякими там приемами и пассами выйдем на какой-то там уровень тонких материй.
Не понимая того факта, что наш мозг есть великолепный изумительный инструмент по наведению иллюзий. Миллиарды лет эволюция оттачивала это его умение, начиная с простейших форм жизни.
«Собственного» сознания у мозга нет, и потому, что ему предложат, то он и начинает обрабатывать. Верите в бога? Вам будет предложена соответствующая гамма ощущений, как своих, так и заимствованных. Разъяснять, что бога нет, Ваш мозг не будет. Ему простите, до лампочки, какую химеру ему предложили. К примеру, сатанисты верят в дьявола и общаются с ним, уверенные в своей нравственной силе и правоте ничуть не меньше обычных верующих.
Соответствующими методиками понасоздавали всякие там умения?
Сие неудивительно, наш мозг самообучающаяся система. Создаст любую иллюзию: общения с богом или Исой, можно услышать голоса, что-то увидеть, почувствовать и так далее. В полной уверенности, что все это было на самом деле. Проверить объективную истинность предмета своих внутренних чувствований мы не можем.
Меня особенно умиляет наивная вера некоторых людей в свою избранность и особенность вызванных ощущений. С удивительным постоянством приобщившиеся сообщают, что атеисты отстали, их мир беден, и только когда поверят в их учение, то почувствуют невероятную гамму изумительных ощущений. Охотно верю в последнее. И как тут не вспомнить один известный анекдот о туземце, лежащем под пальмами и заключительной фразой, сказанной надоедливому белому: А я что делаю?
Минуя всяких посредников, не эксплуатируя мозг чуждыми ему конструкциями, не насилуя его религиозными и прочими химерами, а просто радуясь жизни, благоговея перед миром живого, ощущая себя его частью, среди чистых родников живого естественного чувства, человек поднимается к высотам духа, создаваемых им самим в лукавом понимании, что это игра, чудесная игра нашего сознания.
Быть благодарными по конкретному адресу природы так прозаично, и нравственность оказывается как бы ни при чем. А в случае приобщения к любому учению ты поднимаешься над простыми непросветленными смертными, и обретаешь право на особую нравственность.
Простой факт, что человек вполне способен быть хорошим человеком вне учения и поднимать себя к вершинам чувств, одновременно создавая их путем реальных действий, не интересен.
Вот сакральность учений, их древность, всякие там таинства и прочее, это так серьезно, так важно, и надо затратить годы на постижение их высокого смысла и смеяться ни в коем случае нельзя, потому что все исполнено этого великого смысла и все очень, очень серьезно.
Надо сказать, мир, в котором царит эта подчеркнутая серьезность, на поверку обычно оказывается глуп. И ничто так не выдает глупость, как постоянно серьезное значительное лицо.
Хочешь сильно и ярко чувствовать – чувствуй.
Для тебя этот чудесный мир, мир природы и мир людей.
Не жди милости – делай для себя все сам. И тогда даже беды будут восприниматься тобою, как взрослым человеком – с достоинством и пониманием, что ничто – пока ты жив – не погасит солнце счастья в твоей жизни.