Кустодиев женщины. «Кустодиевские красавицы. Что же это такое

«Красавица » — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича (1878-1927). 1915 год, холст, масло, 141х185 см. В настоящее время находится в Третьяковской галерее в Москве.

Картина, которая отличается некоторой пикантностью, в наше время представляется классическим изображением русской женщины, которую написал один из самых знаменитых живописцев прошлого. Во времена самого Кустодиева и сейчас картина «Красавица» оказывала и оказывает на зрителя огромное по силе воздействие.

Некий митрополит, увидевший обнажённую русскую красавицу, которую Кустодиев изобразил невероятно реалистично, рассказал, что буквально потерял голову и приписал силу воздействия полотна самому Дьяволу: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою «Кpасавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Конечно же, Дьявол или другие силы тьмы здесь ни при чём. «Виной» тому, что зрителей охватывало сильнейшее чувство при виде картин Кустодиева, только его необыкновенный талант.

Борис Михайлович обладал по-настоящему божественным даром творения. Он видел натуру и свет каким-то неизведанным восьмым чувством, был способен преподать свою мысль и ощущения при помощи красок чрезвычайно реалистично, так что люди получали настолько яркое впечатление, что оно буквально вырывало их из реальности и полностью уносило в мир фантазий и грёз. Однако не только прирождённый талант сделали Кустодиева величайшим мастером русской живописи, но также желание постоянно работать и совершенствоваться, всегда быть оригинальным и превосходить других художников по уровню мастерства. Ещё одним секретом Кустодиева была глубокая любовь к своей стране и культуре русского народа, к русским людям и проявлениям российского общества во всех сферах жизнедеятельности. Любовь к российской культуре представлена в картинах Кустодиева очень наглядно, и это подкупает зрителя, который видит в его работах нечто очень знакомое, будто бы на картине отпечаталась часть истории его самого, история его жизни, случай из прошлого.

Картина «Красавица» была написана в 1915 году . В это время художник уже был прикован к инвалидному креслу. Однако тяжёлое положение не сломило художника. Даже наоборот, его картины стали ещё более красочными, пышными и жизнерадостными. Именно в этот, самый последний период творчества Кустодиева, появились такие картины, как «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие. Известно, что картина была написана с натуры, а натурщицей для «Красавицы» стала актриса Художественного театра. Музой для написания картины стала актриса Фаина Васильевна Шевченко (род. 5 апреля 1893 года в Воронеже).

На картине пышнотелая, румяная красавица покидает красочную, расписную кровать. Несмотря на то что красавица обнажена, её вид и поза выглядят целомудренно. Весь образ картины напоминает смесь лубочной живописи, дымковской игрушки, хохломы и современной к тому времени техники живописи. Такое сочетание делает картину не только реалистичной, красивой, красочной, приковывающей взгляд зрителя, но также понятной и родной для человека, который живёт в России и знаком с её традициями.

7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев, обеспечивший белотелым русским купчихам место в мировом пантеоне красавиц, среди рубенсовских богинь, запакованных в парчу инфант Веласкеса и очаровательных паpижанок Ренуаpа.

Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». В то же время, мало кому столько доставалось во все времена от художественной критики и коллег-живописцев.

Купчиха и домовой, 1922

Многие спорят, чего больше в картинах Бориса Михайловича - восхищения или иронии, шутят, что, рисуя пышнотелых богинь в голодной послереволюционной России, он воспевал не их, а сытую жизнь и купеческий достаток, среди которого прошло его детство (семья Кустодиевых арендовала флигель в купеческом доме).

Сам же художник говорил, что тонкие и изящные барышни, соответствующие стандартам красоты, не вдохновляют его. Устав от многочисленных «почему», он сказал как-то:

«Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет - чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 12 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Он был вынужден писать полулёжа, но именно в этот период появились наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Красавица, 1915 год

Когда в 1915 году на выставках появилась кустодиевская «Красавица», других художников до обмороков бесило то, что именно перед этим полотном зрители собираются толпами и подолгу не расходятся.


Пронизанную почти бесстыжей чувственностью «Красавицу» Кустодиев позже неоднократно повторял в разных вариантах - это была одна из его любимых работ.

Одну он подарил Горькому (и тот обожал эту картину), другую - написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская «Красавица» на лондонском аукционе «Сотбис» ушла за фантастическую сумму - 845 600 фунтов (около 1 388 475 долл).

Моделью для этого полотна выступила актриса МХТ Фаина Васильевна Шевченко - будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий.


Фаина Шевченко - Марселина. «Женитьба Фигаро», МХАТ, 1927 год

Встреча Кустодиева и 20-летней артистки МХАТа состоялась в августе 1914 года. В то время Кустодиев руководил мхатовскими художниками, изготовлявшими декорации к спектаклям.


Спокойная и уверенная красота Фаины показалась художнику верхом совершенства. После спектакля Кустодиев зашел к ней в гримерку и попросил позировать для своей картины - обнажённой. Поначалу актрису возмутило такое предложение, но каким-то образом художнику удалось её убедить.


«Красавица», 1918 год


Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. «Красавица», датированная 1918 годом, сейчас находится коллекции Тульского музея музее изобразительных искусств.

Красавица, 1921 год


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ещё несколько слов о модели. Не смотря на то, что внешность Фаины Шевченко не вписывалась в общепринятые представление о женском идеале красоты, актриса обладала невероятным магнетизмом - мужчины просто обожали её.

У нее был короткий роман с Николаем Баталовым и недолгий брак с Григорием Хмарой, затем она вышла замуж за его брата - Александра, статного красавца, виртуозно игравшего на гитаре. С ним она и прожила до конца своих дней. Но хранила ли она ему верность? Тут мы стыдливо опустим глаза. Ходят слухи о её романе с Шаляпиным во время гастрольной поездки МХАТа в Париж. Говорят, муж примчался в Париж и бегал по городу с пистолетом в поисках Федора Ивановича.

«Сама бабушка о романе с Шаляпиным не рассказывала, - говорит внучка актрисы. - Но некоторые факты говорят сами за себя. Фаина Васильевна до конца своих дней бережно хранила портрет известного певца. А он, в свою очередь, заказал у Кустодиева портрет актрисы».

И Борис Михайлович еще раз написал для него ещё одну «Красавицу» – ту самую, которая была продана в 2003 году почти за полтора миллиона долларов.

Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и увез её с собой в Париж, в эмиграцию. Последние годы картина хранилась в особняке Марфы Федоровны Шаляпиной в Ливерпуле. 21 мая 2003 г на лондонских торгах «Сотбис» распродавались раритеты русского искусства из собрания Федора Шаляпина. Среди картин Нестерова, Архипова, Головина и Коровина была и «Красавица» Кустодиева.

Работы такого класса, как «Красавица», появляются на рынке крайне редко, поэтому неудивительно, что именно вокруг этого полотна, созданного в 1919 г., развернулись настоящие баталии, которые привели к рекордному за всю историю «русских торгов» результату.

Похоже, благодаря Кустодиеву, эта женщина и почти через сто лет продолжает сводить мужчин с ума.

Красавица, 1919 год



Вот ещё несколько картин художника, среди которых на первом месте, конечно, хрестоматийная «Купчиха».

Интересно, что моделями для купчих Кустодиева часто были современные ему девушки из интеллигентной среды. Например, для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала Г. Адеркас – студентка медицинского факультета, жившая по соседству.

Купчиха за чаем, 1918 год


Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Купчиха с зеркалом, 1920 год


Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Русская Венера, 1925 год


В березовой роще


Варвара, 1920


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Девушка на Волге, 1919


Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

Купальщица, 1921


Купальщица, 1922


Тюменский областной музей изобразительных искусств

Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919


Государственный Русский музей, С.-Петербург

Осень в провинции. Чаепитие, 1926


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Говоря о русском художнике Борисе Михайловиче Кустодиеве, тут же вспоминаются образы пышнотелых купчих, которых он писал довольно-таки много — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях.

К художнику есть много вопросов — почему купчихи и почему практически все женские образы на полотнах художника обладают, по современным меркам, не самыми «идеальными» формами… Впрочем, рассуждать об идеальных формах самое последнее дело. Это все индивидуально. Важнее, первая часть вопроса — почему именно купчихи?

В поисках причинной связи, пролистал биографию художника. Борис Кустодиев жил в нелегкую эпоху — он пережил революцию, голодное время, гонения на ученых и людей искусства, которые были заподозрены в «буржуазности». Кустодиеву, изображавшего в большей степени купеческую и дореволюционную Россию, досталось по полной. Однако сам он не принадлежал к этому классу, часто недоедал, жил впроголодь.

В своих мечтах он уносился далеко — в сытную и мирную дореволюционную Россию, в детские годы и в небольшой флигель богатого купеческого дома, который арендовала семья Кустодиевых. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества.

  • «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, — писал впоследствии Б. М. Кустодиев, — был как на ладони…

«Купчихи» Кустодиева — это в первую очередь наблюдения детства, пронесенные художником через десятилетия. Во-вторых, образ купчихи передается художником с легкой иронией. Русские Венеры — молоды и красивы, у них приятные полные лица, не вызывающие негативных эмоций, но Кустодиев определенно иронизирует, как бы позволяет зрителю беззлобно улыбнуться, увидев полных и добрых купчих, их застолья, чаепития, яства…платья всех цветов радуги…

В третьих, художник восхищается пышущими здоровьем, полногрудыми статными русскими красавицами, в которых есть что-то необычайно пленительное.

В четвертых, холеные фигуры женщин имеют символическое значение. Художник передает реальную и достоверную информацию о естественной и здоровой жизни людей в патриархальной России.

Чего больше — иронии или восхищения? Вряд ли это имеет какое-то значение. Как говорил сам художник: «Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет, то есть сюжет, как его у нас понимают — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?»

Русские красавицы Кустодиева

Красавица, 1915 год

Моделью послужила актриса МХТ Ф. В. Шевченко.

Купчиха за чаем, 1918 год


Купчиха с зеркалом, 1920 год


Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Русская Венера, 1925 год

Русская девушка у окна, 1923 год


Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Осень, 1924 год


Лето. Провинция, 1922 год


Купчиха и домовой, 1922

В старом Суздале


Москва. Государственная Третьяковская галерея

Купчихи. 1912


Киевский национальный музей русского искусства, Украина

В бане. 1920


В березовой роще

Варвара. 1920


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Встреча (Пасхальный день). 1917


Две купчихи. 1913


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Девушка на Волге. 1919


Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

Купальщица. 1921


Купальщица. 1922


Тюменский областной музей изобразительных искусств

Купчиха. 1920


Томский областной художественный музей

Купчиха. 1919


Вологодская областная картинная галерея

Купчиха. 1915


Купчиха. 1915


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Купчиха на балконе. 1920


Купчиха на прогулке. 1920


Музей-квартира И.И.Бродского, С.-Петербург

Купчиха на прогулке (Провинция). 1920


Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ

Купчиха с покупками. 1920


Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Купчиха, пьющая чай. 1923


Нижегородский государственный художественный музей

Молодая купчиха в клетчатом платочке. 1919


Осень в провинции. Чаепитие. 1926


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Рассказывают, как почти свихнулся некий митрополит, узрев одну из его картин:
"Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою "Кpасавицу", ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои."
Нельзя не удивиться силе кисти художника, вызвавшего такую бурю чувств у подготовленного к искушениям "святого" старца.

Репин, учитель Бориса Михайловича, писал:

"На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий пpиpоду. Отличительные чеpты его даpования: самостоятельность, оpигинальность и глубоко пpочувствованная национальность; они служат залогом кpепкого и пpочного его успеха."

Боpис Михайлович мечтал увидеть свои твоpения в музеях, в Тpетьяковке, где стали достоянием наpода. Но их не спешили показывать, вот письмо к художнику в ответ на его запpос о судьбе своих каpтин:
"В ответ на Ваше заявление от 16 сего месяца музей художественной культуры сообщает, что из пpиобpетенных у Вас тов. Штеpенбеpгом двух картин одна, а именно "Купчиха на балконе", отправлена в Москву в августе 1920 г., "Поpтpет И.Э. Гpабаpя" находится в настоящее время в музее и не мог быть выставлен потому, что организованная тов. Альтманом выставка музея имела целью представить современное течение в искусстве, начиная с импрессионизма до динамического кубизма включительно".

Не динамический кубизм, это верно. Задам риторический вопрос: а кубизм может вызвать искушение у святого старца? А Энди Уорхол может пробудить хоть в кролике сексуальное желание своими творениями? Кстати, вы знаете, что у Энди настоящее прозвание словацкое - Андрей Варгола , он украинец из Словакии.


Немного осовременим? Для любителей фильма "Аватар"

Из монографии В.Володарского
В том же 1915 году Кустодиев завершил окончательное формирование своего стиля картиной "Красавица". Он раскрыл здесь традиционные вкусы в образе, окрашенном одновременно и любованием, и эротикой, и иронией, изобразив не просто полную, а на сей раз особенно пышнотелую женщину. Полусидя, полулежа на постели, она, подобно "Венере Урбинской" Тициана, спокойно взирает на то, как воспринимает ее зритель. Эта обезоруживающая откровенность помогает перевести образ из почти двусмысленной ситуации в сферу эстетического.
Для меня главное в картине - цвет. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как "зефир", тело. Это из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами, цвета картины не передают даже самые лучшие репродукции в альбоме.
Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония - вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины.

Последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения. Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Купчиха за чаем»).

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Это я заснял сам пару лет назад. Скромная могила Кустодиева. Гения.

А картина всё-таки Красавица!

"Красавица" Кустодиева.

"Красавицу" Кустодиев неоднократно повторял, причем в разных вариантах - это была одна из его любимых работ. Одну он подарил Горькому - тот обожал эту картину, другую написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская "Красавица" в мае 2003 на лондонском аукционе "Сотбис" ушла за фантастическую сумму - 845 600 фунтов.Безусловно, и сам Кустодиев был влюблен в свою натурщицу...
Позировала ему 21-летняя актриса МХАТ Фаина Шевченко - будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий.
Фаина Васильевна Шевченко родилась 17 (5) апреля 1893 г. в Воронеже в зажиточной крестьянской семье. Свой неповторимый голос она унаследовала от отца, певшего в хоре Митрофановского монастыря. Окончив Мариинскую гимназию, Фаина отправилась в Москву учиться на актрису. Блистала на сцене МХАТа до начала 60-х годов, переиграв великое множество ролей. Умерла 10 мая 1971 г.

В театральных энциклопедиях ошибочно указано, что Шевченко похоронена в Воронеже. На самом деле актриса покоится на Введенском кладбище в Москве.

В августе 1914 года Борис Кустодиев впервые увидел ее в Художественном театре. Фаина выскочила ему навстречу, чем-то взволнованная и озадаченная. Юная, румяная, пышнотелая. Такой родной и близкий образ из детства. Астраханские купчихи были очень похожи на эту полную девушку. Художнику представили молодую актрису, заметив, что она безумно талантлива. Фаина улыбнулась своей широкой улыбкой и сообщила, что репетирует в спектакле "Смерть Пазухина". После премьеры Кустодиев зашел к ней в гримерку. Робко попросил позировать, она согласилась. Но в мастерской, узнав, что должна снять с себя всю одежду, Шевченко возмутилась:- Ну что вы! - воскликнула она. - Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть?! А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой!

Борис Михайлович нежно ее уговаривал, держал за руку:
- Я ж не для себя прошу вас раздеться, а искусства ради.
Работалось ему легко. Хотя все чаще мучили боли в пояснице, свидетельствовавшие об опухоли позвоночника. Но были вдохновение и влюбленность, отодвигавшие физические страдания на второй план. Фаина видела, что Кустодиев к ней питает отнюдь не дружеские чувства, но не смущалась...
Вновь встретились они в Петрограде на выставке "Мир искусства", где была выставлена "Красавица".
- Очень толстая! - недовольно поморщилась Фаина.
- Какая есть, - улыбнулся он и поцеловал ее пухлую ручку.

Скандал.
Появление картины вызвало поначалу настоящий шок. В эпоху модерна идеалами женской красоты выступали хрупкие, анемичные девицы. А тут вдруг здоровая, дебелая тетка! Посетивший выставку церковный иерарх воскликнул:
- Видимо, дьявол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, ибо смутил он мой покой.
В театре тоже разгорелся скандал. Станиславский кричал на Шевченко так, что стены тряслись, почему она, ведущая актриса, ведет себя как дворовая девка, голышом по перинам скачет.
- Прочь с глаз моих, - вопил Константин Сергеевич, - распутница!!!


Над Фаиной нависла реальная угроза увольнения. Подружки намекали Фаине, что ей надо худеть. Известная актриса Софья Гиацинтова вспоминала: "Бывало, идем на занятия, а она уже высматривает нас из окна первого этажа. "Девки, - кричит, - идите какао пить с пирожками!" Мы отказываемся и ее уговариваем не распускаться. "На возвратном пути придете, не выпущу! - заливалась она грудным своим смехом. - Пить-есть надо!" И шагу пешком не делала. Все на извозчиках".

Брошенная.
Гнев Станиславского сменился на милость, Фаина получила новые роли. В эту пору ею увлекся мхатовец Николай Баталов, тот самый, что сыграл в первом советском звуковом фильме "Путевка в жизнь". А служебный роман с актером Григорием Хмарой закончился свадьбой. Та же Гиацинтова вспоминает, что они были завидной супружеской парой.

Григорий Хмара в фильме "Гедда Габлер". Германия, 1924 год.

Правда, Хмара погуливал на стороне. Причем любовницами его были противоположные по комплекции супруги женщины: стройные балерины и танцовщицы. В 1922 году он собрался на гастроли в Берлин. Фаина как чувствовала беду, не хотела его отпускать. Заграничная жизнь закрутила Григория. Посыпались предложения от именитых режиссеров, и он остался сниматься в фильме Роберта Вине "Раскольников". Вскоре познакомился со звездой немецкого кино Астой Нильсен. О том, что муж не вернется, Шевченко узнала из короткого письма. Асте было 40, Григорию 30, но это не помешало им пожениться. Правда, союз продлился всего семь лет. Хмара написал Фаине, умолял его простить и похлопотать, чтобы ему разрешили вернуться в Советскую Россию. Шевченко обивала пороги чиновников, но получила отказ. Они так больше никогда и не увиделись. Из Германии Григорий перебрался в Париж, где много снимался. Умер в феврале 1970 года.
Фаина пережила его всего на год. Что выпало на ее долю? Она много играла во МХАТе. Как вспоминал Виталий Вульф, сама Раневская взирала на нее с восторгом. Но последние годы жизни Шевченко провела в нищете, забытая всеми.

Родни на похоронах не было. Писатель Михаил Шевченко, родственник Фаины Васильевны, признался, что сама актриса была не очень-то приветлива с родными. Она жила сценой, там был ее дом.

Четыре "Красавицы"

Борис Кустодиев. Красавица. 1915 г.

"Красавицу" Кустодиев неоднократно повторял, причем в разных вариантах - это была одна из его любимых работ. Одну он подарил Горькому - тот обожал эту картину, другую написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская "Красавица" в мае 2003 на лондонском аукционе "Сотбис" ушла за фантастическую сумму - 845 600 фунтов.
Безусловно, и сам Кустодиев был влюблен в свою натурщицу.

Борис Кустодиев Красавица. 1918 г.

"Красавица" вскоре была выставлена в Петрограде на выставке "Мир искусства". Фаине картина не понравилась, уж очень толстой показалась она себе самой. Впрочем, худеть она и не думала.

Борис Кустодиев. Красавица. 1919 г.

Актриса МХАТ Софья Гиацинтова вспоминала: "Бывало, идем на занятия, а она уже высматривает нас из окна первого этажа. "Девки, - кричит, - идите какао пить с пирожками!" Мы отказываемся и ее уговариваем не распускаться. "На возвратном пути придете, не выпущу! - заливалась она грудным своим смехом. - Пить-есть надо!" И шагу пешком не делала. Все на извозчиках".
И правильно делала! Ее любили и такой.

Борис Кустодиев. Красавица. 1921 г.