Кто создатель мультфильма маша и медведь. Как делают мультфильм «Маша и Медведь

«Маша и Медведь» - детский мультсериал, рассказывающий о приключениях лесного Медведя и девочки Маши. В мультфильме используется трехмерная графика, которую авторы с помощью программы Autodesk Maya. Сценарий каждой серии мультфильма не только позволяет посмеяться над приключениями героев, но и содержит поучительную составляющую.

История создания

Идея создания мультфильма принадлежит аниматору Олегу Кузовкову. Олег - не только автор идеи, но и сценарист и один из продюсеров проекта. В «Маше и Медведе» Олег сумел воплотить свой двадцатилетний опыт работы с анимацией.

По словам самого Олега, идея мультика пришла ему в голову во время отдыха в Крыму. На одном из крымских пляжей он заметил маленькую, но очень бойкую девочку. Она не давала покоя никому из взрослых и благодаря этому стала прототипом девочки Маши. История произошла в далеком 1996 году - с тех пор Олег начал вынашивать идею мультфильма. Воплотить идею в жизнь удалось только в 2007 году. Олег собрал группу единомышленников, написал сценарий пилотной серии и начал искать инвестора.

Начало работы

Поиски инвестора увенчались успехом, и вскоре группа аниматоров начала работать над дебютной серией мультфильма «Первая встреча». Над ее созданием работала студия «Анимаккорд» совместно с группой Asymmetric VFX Studio. «Анниммакорд» занималась разработкой персонажей, а Asymmetric VFX Studio - моделингом, рендерингом и анимацией. Эскизы главных героев разработал сам Олег еще в 1996 году, когда познакомился с прототипом Маши. По его словам, на создание эскизов ушло всего два часа времени.

На создание дебютной серии мульфильма ушло восемь месяцев - первые шаги всегда трудно. Со временем, набравшись опыта, «Анимаккорд» сократил время создания серии до четырех месяцев. Как рассказывают сами создатели «Маши и Медведя», самое трудное - это полностью проработать комическую составляющую мультфильма. Больше всего времени уходит не на анимирование персонажей или создание спецэффектов, а именно на придумывание шуток.

«Анимаккорд» встает на ноги

Вторую серию мультфильма «Анимаккорд» создавала совместно со студией «Аэроплан». Позже «Анимаккорд» уже самостоятельно занималась работой над «Машей и Медведем». В составе студии работают три специалиста по композитингу, пять специалистов по рендерингу, пять и дюжина аниматоров. Над анимацией снега и воды работает отдельный человек. Шубка Медведя имитируется с помощью специальной программы, разработанной одним из работников студии.


Все началось с того, что сценарист и один из продюсеров сериала Олег Кузовков отдыхал в Крыму и заметил на пляже очень интересную маленькую девочку. Такую, что ее нельзя было не заметить: она была настолько непосредственной и активной, что вскоре все взрослые попросту прятались от нее.

Вот так у Олега и зародилась идея мультфильма "Маша и Медведь", в основу которого легла всем известная одноименная детская сказка, а прототипом непоседливой главной героини стала та самая крымская девочка.


Однако запустить проект в те годы по ряду причин не представилось возможным, и пришлось отложить его осуществление более чем на 10 лет. Только в 2007 году Кузовков вернулся к идее мультфильма и, собрав группу единомышленников, написал сценарий, подготовил инвестиционное предложение и приложил к нему красочный буклет. Инвестора не пришлось долго искать, и через некоторое время производственный процесс был запущен.

Воплощение проекта "Маша и Медведь" студия "Анимаккорд" ознаменовала выпуском дебютной серии "Первая встреча", режиссером которой стал Денис Червяцов.

По признанию самого сценариста, эскизы дизайна персонажей заняли у него не более двух часов по приезде с отдыха. Эти рисунки и легли в основу трехмерных моделей сериала, разработка стилистики которого была осуществлена художником-постановщиком Ильей Трусовым.


А непосредственно персонажами занималась художник-мультипликатор Марина Нефедова. Первая серия, как это обычно бывает, оказалась самой трудной.

Как рассказывает Олег Кузовков на выпуск "Первой встречи" потребовалось около восьми месяцев, остальные серии выходят намного быстрее и даже с учетом все возрастающего уровня графики занимают не более 4-5 месяцев. Причем больше времени, по словам Кузовкова, занимает творческий процесс, написание сценария, а его реализация – уже дело техники.

Несмотря на самое тщательное и подробное прописывание сценария, многие интересные идеи возникают у режиссеров непосредственно в процессе анимации.


Таким образом, кроме самого отца-основателя и идейного вдохновителя проекта, его соавторами являются четыре режиссера мультфильма.

Всем было интересно, кто же озвучивает главных героев "Маши и Медведя". Дочь
московского рекламиста Ирины Кукушкиной случайно попала в мультик. Создатели
"Маши" обзванивали всех знакомых, у которых есть дети, чтобы найти голос для
главной героини.

Шестилетняя Алина Кукушкина сказала несколько фраз в микрофон и родители даже не ожидали, что девочку возьмут на озвучку этого мультфильма.


С тех пор раз в два месяца Алина приезжает на студию, чтобы озвучить новую серию "Маши и Медведя", а с третьего сезона она стала звукорежиссером мультфильма. В новых сериях Маша говорит голосом Варвары Саранцевой.

Борис Кутневич, который озвучивает доброго и терпеливого Мишу, тоже не
профессиональный актер и получил "роль" Медведя случайно. Обычно его работа
проходила за режиссерским пультом, но случаю было угодно распорядиться иначе.

На том, чтобы Машу озвучивала именно маленькая девочка, а не актриса, настаивал как раз Борис Кутневич.


Директор "Анимаккорд" Дмитрий Ловейко раньше работал в хорошо финансируемой в России авиапромышленности и даже когда-то руководил крупной пекарней. Теперь он занимается бизнес-сферой серии "Маша и медведь". Он предоставляет художникам полную свободу действий.

Когда Ловейко приходится рассказывать о секрете успеха, он говорит: "Мы начинали с нуля, возможно, поэтому мы столь успешны".

В начале зарождения "Маши и медведя" не было никакого образца, никакой стратегии, с помощью которых можно было бы выйти на рынок, который давно поделили между собой такие компании, как Disney или 20th Century Fox.


"Маша и медведь" – это необычная история успеха. Это не вертикальный старт, а дорога со многими поворотами. От первой идеи к прорыву на международный рынок прошло добрых два десятилетия.

Бизнес-модель "Анимаккорд" непривычна для рынка.

В то время как другие производители кинопродукции юридически борются с видеопиратами, Анимаккорд даже поддерживал пиратов в сети. Новые серии выходят на YouTube, прежде чем появиться на DVD. Фирма даже бесплатно предоставляла серии нелегальным интернет-платформам, чтобы как можно скорее сделать сериал более популярным.


И популярность растет. Сериал настолько успешен в интернете, что размещение рекламы в сериях на YouTube все еще является крупнейшим постом в
рамках источника доходов.

Лишь 30% всего оборота студия получает при продаже сериала телеканалам. Остаток приходится на мерчендайзинг. На полках московских магазинов стоят пазлы, школьные ранцы, мюсли, компьютерные игры с изображением "Маши и медведя".

В 2015 году по всему миру продукция с изображением Маши оценивалась в 200 миллионов долларов.


Как создают мультфильм

Всё начинается со сценария, который пишет основатель студии Олег Кузовков. Описание всего действия, которое разворачивается в серии, умещается всего на паре листов A4. После того как сценарий готов, художник в соответствии с ним рисует каждую сцену - делает сториборд. Это раскадровка, которая помогает команде понять, что происходит в серии. Рисунков в сториборде может быть до 2 тысяч, при этом необязательно все сцены попадут в мультфильм.

Затем сториборд попадает в отдел 2D-аниматик. Здесь специалисты располагают картинки в хронологической последовательности на «линейке» и разбивают их на эпизоды. Становится ясно, сколько минут будет длиться каждый эпизод, как будут взаимодействовать герои и что говорит главный персонаж - Маша. После этого её озвучивают - записывают голос актрисы дубляжа Алины Кукушкиной, которой сейчас 14 лет. А «Машей» она стала, когда ей было всего шесть. Правда, новые серии третьего сезона озвучивает актриса Варя Саранцева. На этом же этапе выставляется положение камер.







Затем плоские 2D-объекты и персонажи переводят в объёмные 3D-фигуры. Этим занимаются моделлеры. В базе хранятся все предметы, которые были задействованы в мультфильме. Поэтому, например, для Маши или Медведя не нужно каждый раз создавать новую модель (если они в кадре в «классическом виде»). Но во всех сериях есть такие вещи, которые присутствуют в кадре первый раз - к примеру, новые головные уборы, дома, транспорт. Весь этот реквизит создаётся с нуля: сначала его отрисовывает художник, затем отдают в отдел 2D-аниматик и наконец в 3D-аниматик.

Каждая такая модель переходит на сетап. Здесь специалист прикрепляет ко всем движущимся частям управляющие элементы, потянув за которые можно оживить всё, что не должно быть статичным в кадре. Всё это делается для аниматоров, которые могут заставить занавеску колыхаться от ветра, Машу - танцевать, а Медведя - недоумевать. Моделлеры прорабатывают и все крайние формы эмоций героев, такие как смех, плач, удивление. После того как предметы смоделированы, они идут на текстуринг. Здесь из серой заготовки получается полноценный цветной персонаж. Его раскрашивают, надевая на него текстуру, которую предварительно нарисовал художник.

Наконец в дело вступают аниматоры, которые управляют всем, что есть в кадре, как марионетками. То есть буквально открывают двери, берут книги с полки, делают липсинк - ставят положение губ Маши в соответствии с тем, какие звуки она произносит. При этом нужно учитывать, с каким настроением героиня говорит - весёлым или грустным. Для того чтобы знать текст, аниматоры слушают его запись в наушниках. Весь этот процесс может занимать два-три месяца.







После анимации мультфильм попадает на рендер, где специалисты накладывают фактуры на серые модели и расставляют свет в кадре. Все герои и их окружение становится максимально реалистичным: у персонажей появляются волосы, животные обрастают шерстью, у ёлок вырастают иголки. Плюс на рендере уже появляется время суток, время года и устанавливается погода.

Затем мультфильм отправляется на заключительный этап - композ, специалисты этого отдела работают над слоями, обрабатывая их, выравнивая по интенсивности цвета, динамике и соединяя в один готовый продукт. Финальный вариант мультфильма согласовывается с художественным руководителем, а потом серия заливается на YouTube и iTunes.



Фотографии: Яся Фогельгардт

Как анимационный сериал из России прошел путь от «Спокойной ночи, малыши» до Netflix, покорил Европу, Ближний Восток и готовится к выходу в Азии?

«Маша и Медведь» сегодня - это 20 миллиардов просмотров на YouTube, 225 млн долларов, полученных только от продажи лицензионных товаров, и место в пятерке самых популярных детских брендов в Европе. КиноПоиск разобрался, как российский анимационный сериал про непослушную девочку и домашнего медведя за 10 лет превратился в серьезный бизнес мирового масштаба.

Общемировое достояние

История создания «Маши и Медведя», теперь рекордсмена YouTube и одного из самых успешных анимационных телесериалов в мире, кажется, известна всем. Героев - непоседливую и озорную Машу и терпеливого добряка Медведя - придумал Олег Кузовков , аниматор знаменитой студии «Пилот», в конце 1990-х уехавший работать в США. По легенде, режиссер вдохновлялся «Томом и Джерри» , но наблюдение за окружающими детьми подарило Кузовкову, как теперь понятно, гениальную идею. Он предпочел рассказывать понятную историю, построенную на противопоставлении характеров и неизбежно заканчивающуюся воспитательным хеппи-эндом, не на примере симпатичных животных, а собственно, маленькой девочки, с которой могли себя ассоциировать главные зрители мультфильмов - дети.

Работа над первым эпизодом началась в 2007 году. Кузовков собрал небольшую команду для производства фильма и решил выложить пилот на YouTube. Только после этого у «Маши и Медведя» состоялась первая большая телевизионная премьера - в начале 2009 года в программе «Спокойной ночи, малыши». Мультсериал сразу же полюбился детской аудитории, а взрослые могли лишь в очередной раз порадоваться за российскую анимацию (к тому времени уже прошли успешные показы «Смешариков» , также стартовавших в популярной еще с советских времен передаче). Тогда никто не мог предположить, что «Маша и Медведь» будут общемировым достоянием: сериал станет единственным анимационным каналом, входящим в топ-15 самых популярных каналов YouTube, а игрушки и прочие товары с изображениями героев мультфильма заполонят всю Европу.

Сейчас Кузовков является художественным руководителем сериала, главным человеком, принимающим решение по сценарию и работу аниматоров. Интервью он, правда, не дает. За него о «Маше и Медведе» рассказывают трудящиеся в московском офисе режиссеры и маркетологи, на плечи которых и ложится сейчас основная работа над сериалом.

А также «пасхалки» для взрослых

Режиссер и старший аниматор сериала Андрей Беляев пришел на студию «Анимаккорд», которая занимается производством «Маши и Медведя», в 2011 году, когда мультфильм был уже довольно известен в России.

«Я был аниматором на фрилансе, но искал студию, куда можно было устроиться на постоянную работу. Знакомые посоветовали „Анимаккорд“. Тут мне дали анимационный тест, я помучился с ним пару месяцев, потом у меня принимал его Олег Кузовков, немного покривился, конечно, но сказал, что можно попробовать поработать. Так я сюда и попал под честное слово, что буду много работать», - вспоминает Беляев.

Производственная студия «Маши и Медведя» расположена в Москве, неподалеку от «Останкино», в ничем не примечательном небольшом здании, офисные помещения находятся в нескольких минутах езды. С улицы понять, что именно в этих зданиях сейчас идет работа над самым популярным в мире анимационным сериалом, практически невозможно. Непосредственно над производством сериала работают чуть больше 70 человек. Вместе с менеджерами штат «Анимаккорда» составляет порядка 100 сотрудников.

«Когда я пришел на студию, тут нанимали примерно по одному аниматору в год, поэтому мне, конечно, льстило, что я прошел отбор. Сейчас мы периодически находимся в поиске, на нашем сайте часто появляются вакансии, есть они и на других анимационных сайтах. Талантливых людей мы ищем всегда. Получается, что в среднем в год мы набираем по три человека, но бывают периоды перед запуском нового сезона или параллельных проектов, когда мы увеличиваем производство, и, соответственно, нам нужно большее количество профессионалов. Нужно делать больше, быстрее, увеличивается требование к качеству. Раньше где-то мы могли сделать что-то попроще, а сейчас индустрия требует качества, поэтому приходится делать все на максимально возможном уровне», - говорит режиссер.

Беляев признается, что, прежде чем устраиваться на работу, посмотрел несколько серий «Маши» и «сразу полюбил героев». По такому же принципу симпатий к персонажам, по его мнению, приходит на студию абсолютное большинство аниматоров. Режиссер уверен, что мультфильм сейчас смотрят не только дети, но и взрослые. Именно для них в «Маше и Медведе» оставляют «пасхалки» и на уровне сценария (которым, кстати, по-прежнему занимается лично Олег Кузовков), и в картинке. Это могут быть, например, отсылки к известным взрослым фильмам (здесь самый яркий пример - эпизод «День кино», в котором легко узнать ленты «Титаник» , «Форрест Гамп» , «Маска Зорро») или немного советский быт в доме Медведя (со старым телевизором или холодильником).

Работа над одной серией занимает от двух до четырех месяцев. После получения от Кузовкова финального сценария, над ним начинает работать сторибордист, который рисует сцены будущего мультфильма. Затем эти рисунки раскладывают в монтажном виде, чтобы понимать тайминг каждой пока еще не прорисованной серии. Иногда бывает, что часть рисунков сторибордиста выкидывается на монтаже, так как не помещается в 6-7 минут, которые традиционно длится один эпизод «Маши и Медведя». Создатели сериала считают, что это оптимальное время для просмотра мультфильма детьми. Затем к работе приступают художники и аниматоры. Они собирают первый вариант 3D-аниматика, который после утверждения режиссером детально дорабатывается и затем с помощью композеров превращается в полноценный мультфильм.

Перед тем как разрабатывается 3D-аниматик, идет работа звукорежиссера и композитора Василия Богатырева . Музыка, как считают создатели «Маши и Медведя», является одним из залогов успеха сериала. Как и голос самой главной героини. Причем не только в России, но и за рубежом, где создатели «Маши и Медведя» лично принимают участие в выборе актрисы дубляжа.

Главное, что Маша - ребенок

Первые два сезона Машу озвучивала Алина Кукушкина . Сейчас она уже работает на сериале в качестве звукорежиссера и помогает новому голосу, юной Варваре Саранцевой, входить в роль. Варя признается, что была поклонницей сериала с самого первого его эпизода. Особенно ей импонирует главная героиня.

«Я очень люблю Машу. У нас с ней много общего. Она сладкоежка, и я сладкоежка. Маша любит веселиться, и я люблю веселиться. Маша любит играть, я тоже люблю играть», - говорит юная актриса.

На студию она приезжает примерно раз в месяц. Работа над одной серией занимает у нее час. Иногда девочка справляется быстрее, за полчаса или 45 минут.

«Когда меня утвердили на роль Маши, я рассказала об этом только одной своей подруге. Сейчас уже об этом знает весь мой класс. Некоторые постоянно смотрят сериал, некоторые - от серии к серии. К тому, что я озвучиваю главную героиню, все отнеслись нормально, как всегда ко мне относились. Ничего особенно не изменилось», - рассказывает Варвара.

Она видит, что мультфильм популярен: ее постоянно спрашивают о том, когда выйдет новый эпизод «Маши и Медведя»; девочки в школе некоторое время назад обменивались наклейками с героями фильма; у многих есть игрушечные Маши и множество школьных товаров с изображением героини. У самой Вари, например, есть рюкзак и пенал, с которыми она каждый день ходит в школу. Причину популярности сериала Варвара объясняет тем, что Маша - ребенок, веселый, задорный и в целом хороший. Сейчас ее полностью устраивает сериал - и как непосредственную участницу процесса, и как зрительницу. Единственное, что, пожалуй, Варвара хотела бы, чтобы Маша с Медведем больше путешествовали и познавали мир.

От игрушек до «киндеров»

Но если экранные Маша и Медведь по большому счету ограничены пространством, то путешествий их в реальной жизни становится все больше. Героям российского сериала удалось покорить весь мир, буквально не выходя из леса. На сегодняшний день эпизоды «Маши и Медведя» вместе со спин-оффами «Машины сказки» и «Машкины страшилки» на YouTube в общей сложности набрали более 20 миллиардов просмотров. Сериал также входит в топ-5 детского контента на популярных телеканалах - SBT в Бразилии, Televisa в Мексике, Cartoonito в Великобритании, Teletoon в Канаде и Rai Yo-Yo в Италии.

«Италия входит в список ключевых европейских рынков, так же как и Германия, Франция, Великобритания, Испания. Это наши ключевые партнеры», - отмечает менеджер по медиа Виктория Болотова.

Всего, по ее словам, «Маша» сейчас присутствует более чем в 130 странах мира, сериал дублирован более чем на 25 языков. Целевой аудиторией являются дети от двух до семи лет, причем и мальчики, и девочки.

«Залог успеха за рубежом не только в высоком качестве анимации, но и в уникальности идеи проекта. Отношения родителя и ребенка, которые заложены в поведении Маши и Медведя, понятны всем вне зависимости от культуры и возраста зрителя», - считает Болотова.

Популярностью, впрочем, пользуются не только сами мультфильмы, но и множество сопутствующих товаров, на которых, как правило, зарабатывают анимационные студии. Сейчас «Машу» можно увидеть в игрушках, пазлах, канцелярии, одежде, продуктах питания. По словам старшего лицензионного менеджера Оксаны Шевелевой, охвачены уже практически все доступные тематике бренда лицензионные категории.

«Мы работаем во всех направлениях. Внутри каждой категории постоянно выходят новые позиции. Есть, конечно, ограничения. „Маша и Медведь“ не должны, естественно, ассоциироваться с алкоголем, табаком, продуктами, вредными и опасными для здоровья ребенка. К примеру, мы очень тщательно подходим к выбору партнеров в сегменте пищевой продукции. Они выпускают продукты, которые, как мы видим по составу, не соответствуют нашим критериям полезности. Например, чипсы мы не лицензируем, хотя нам постоянно приходят заявки, потому что это популярный продукт для детей. Но именно картофельные чипсы с большим содержанием жира мы не допускаем. У нас в качестве альтернативы, допустим, в Италии есть кукурузные палочки - более полезная еда, причем довольно популярная. Естественно, сладким газированным напиткам мы предпочитаем минеральные воды и соки. Мы все-таки заботимся об имидже бренда и стараемся регулировать перечень товаров, особенно продукты питания», - отмечает Шевелева.

По данным специализированного международного исследовательского агентства Kidz Global, в октябре 2016 года «Маша и Медведь» вошли в пятерку самых популярных детских брендов в Европе. Игрушки, продукты питания и товары с образами героев мультфильма выпускают такие крупные компании, как Ferrero, Danone, Simba Dickie Group, Penguin Random House, Ravensburger, а также многие другие. Например, за третий квартал 2016-го Simba Dickie Group продала более 5 миллионов игрушек в странах Европы, Ближнего Востока, Турции, Чили, а издательство Egmont - более 300 миллионов книг. Шоколадный магнат Ferrero, с которым «Анимаккорд» работает с 2013-го и имеет пакет совместных проектов аж до 2019 года, в этом году запланировал выпуск большого количества разнообразных продуктов из своей линейки Kinder, в том числе знаменитые «киндер-сюрпризы» с Машей в Германии, Австрии, специальные большие пасхальные «киндеры» появятся к празднику в Италии, Греции, Франции, на Кипре и в странах Бенилюкса.

«Наверное, на данный момент больше всего товаров с „Машей и Медведем“ в России, на домашнем рынке, и в Италии, так как там наиболее развита лицензионная программа в Европе. Последние два года „Маша“ там номер один», - говорит Шевелева.

Вслед за Италией идут Германия, где, кстати, впервые состоялся зарубежный показ «Маши и Медведя», и Польша, которая сейчас является ключевой территорией для продвижения бренда в Восточной Европе.

«Неожиданностью стало то, что мы оказались очень популярны на Ближнем Востоке. Там, правда, лицензионная программа только начинается, но у „Анимаккорда“ уже есть ключевые партнеры по производству игрушек, продуктов питания, одежды и товаров для школы. Это направление мы будем активно развивать уже в этом году», - говорит Шевелева.

Есть мнение, что Ближний Восток привлек в российском сериале тот факт, что Маша в платке.

«У нас Маша в платке не потому, что мы ориентировались на Ближний Восток. Это такое приятное совпадение, которое в том числе способствует там популярности Маши. Но все-таки это не ключевой фактор. Главное - это как раз ценности, которые мы доносим, герои, содержание сериала, который нравится людям во всем мире», - объясняет Шевелева.

Тем не менее именно с Ближним Востоком было связано единственное на данный момент несовпадение с зарубежными партнерами контента сериала, не учитывающего национальные особенности.

«В некоторых сериях у нас есть второстепенный герой Свинка Розочка. И действительно, в Арабских Эмиратах был случай, когда наш партнер вел переговоры с шейхом, чтобы спросить разрешения о том, можно ли показывать свинью по телевидению. Но, как мы выяснили впоследствии, те серии, в которых она есть, в итоге по ТВ не показали», - вспоминает Болотова.

Менеджер по лицензированию в свою очередь отмечает, что там же производители товаров просили одеть Машу в длинное черное платье, но в «Анимаккорде» отказались от этого предложения.

«Больше таких предложений не было. В принципе у нас лицензиаты могут выпускать какие-то товары, которые характерны для их культуры. Например, в той же Италии есть пасхальные и рождественские кексы, рождественские носки, приуроченные к их национальным праздникам. Российские партнеры выпускают блины как пример национального продукта. Только в таком разрезе и есть отличительные особенности», - считает Шевелева.

Как думают менеджеры «Анимаккорда», трудности могут начаться при выходе «Маши и Медведя» на крупные азиатские рынки - в Индию и Китай, для каждого из которых нужен свой подход. Именно такая цель сейчас стоит перед компанией, и они над ней активно работают, консультируются с местными экспертами и лицензиатами. Сложности связаны не только с культурными отличиями, но и касаются известного ограничения зарубежного контента, если говорить именно о мультсериале, и большой популярности местных брендов, что может создать трудности при выпуске игрушечных Маш на азиатский рынок. В остальных странах все-таки ближайшими конкурентами «Маши» преимущественно являются герои Disney и британская . Другие примеры сотрудники студии вспомнить не могут.

Доходы «Маши и Медведя» стараются не раскрывать. Однако в 2015 году Bloomberg подсчитало, что только от продажи лицензионных товаров компания получает порядка 225 млн долларов. Именно товары составляют 60% дохода, тогда как 40% приносит собственно контент, который также пользуется популярностью по всему миру и оставляет пространство для творчества и аниматорам, и менеджерам «Анимаккорда».

Успех страшилок и идеи спин-оффа

«Универсальность „Маши“ подтверждается сильными показателями по просмотрам и на онлайн-платформах, и по ТВ. Именно поэтому в декабре 2015-го мы решили попробовать за рубежом новый для себя формат „Маша в кинотеатре“. Его нам предложила компания Warner Bros. Это было необычно и для нас, и для зарубежного рынка: телевизионный сериал с короткими эпизодами был смонтирован в один фильм, в него были добавлены интерактивные мероприятия для детей. За счет активной медиаподдержки местных партнеров мы добились большого успеха. Например, в Италии фильм шел в 900 кинотеатрах и собрал около 4,5 млн евро. Мы также сделали подобные релизы во Франции, Швеции и на Балканах», - рассказывает Виктория Болотова.

На расширение Машиной аудитории сработала и заключенная в том же 2015 году сделка с крупнейшим американским онлайн-сервисом Netflix.

«На Netflix в Штатах мы запустились летом 2015 года, но Netflix обеспечивает нам большую популярность уже не только там, но и в ряде англоговорящих стран - Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, где также на этой платформе доступны серии „Маши и Медведя“», - говорит Болотова.

По ее словам, они отметили приток новых пользователей после выпуска на Netflix спин-оффа «Машкины страшилки», который был приурочен к Хеллоуину 2016 года.

«Они побили все рекорды и даже поднялись в рейтинге выше основного контента. Инфоповодом были, конечно, сам праздник и тематика. И это привело на сериал более взрослую аудиторию. После успеха Netflix даже задумался о том, чтобы попросить нас произвести второй сезон этого спин-оффа», - отмечает менеджер.

Предложения о создании новых анимационных фильмов, относящихся к вселенной «Маши и Медведя», возникают постоянно. Так, вместе с той же Италией на «Анимаккорде» задумываются над идеей сделать местную версию «Машиных сказок», где героиня будет рассказывать собственно итальянские сказки. Пока эта идея, правда, находится на уровне разработки.

Кроме того, есть идея все-таки вытащить Машу с Медведем из русского леса и, как мечтает Варя Саранцева, отправить их в путешествие по всем странам, где любят Машу и Медведя. Такая история вполне может потянуть на полный метр или даже отдельный сериал, который уж точно будет пользоваться не меньшей популярностью, чем оригинальные «Маша и Медведь».

Олег Кузовков с Машей и Медведем. Фото пресс-службы. Коллаж — Александр Шатов.

Cоздатель культового мультфильма «Маша и Медведь» Олег Кузовков очень не любит давать интервью и привлекать внимание к своей скромной персоне. Обычно он отшучивается, что «никакая не звезда». Но ради «Форума» Кузовков, который мотается между в Лос-Анджелесом и Москвой, сделал исключение и дал интервью.

Олег Кузовков учился в «Московском институте стали и сплавов», потом перешел в Геолого-Разведочный институт. Но еще до развала Советского Союза, с 1988 года, работал не по специальности — рисовал мультики и другие интересные вещи.

в русских пейзажах мультика можно узнать выпускника геологического университета

В России среди прочих Кузовков работал в студии «Пилот». В 1998 он переехал в Лос-Анджелес и работал в «Кинофильме», потом — в студии «Анимаккорд». Здесь и появилась на свет «Маша и Медведь». Причем, как шутит Кузавков, в русских пейзажах мультика все же можно узнать выпускника геологического университета. А вот вдохновением для «Маши и Медведя» послужил мультфильм «Том и Джерри».

Сериал про веселую хулиганку Машу популярен не только в России (например, одна серия «Маша + Каша» набрала более 650 миллионов просмотров в YouTube), но и по всему миру. «Маша и Медведь» транслировался в 39 странах и переведен на многие языки — в том числе корейский и шведский.

На русском Машу озвучивает 12-летняя Алина Кукушкина. Она специально прилетала в Америку, чтобы обучить американскую актрису Элси Фишер, голосом которой говорит Маша на английском. Чтобы адаптировать мультфильм под американский рынок, Кузовков и команда локализировали и дублировали мультфильм в Лос-Анджелесе.

отечественная анимация вышла на абсолютно новый уровень

И в Америке награды и признание уже нашли «Машу и Медведя». В марте этого года в Майами на церемонии награждения детских фильмов Kidscreen Awards мультфильм получил первый приз за лучшую анимацию. «Эта награда — своего рода аналог детского «Оскара» для телеиндустрии — говорит о том, что отечественная анимация вышла на абсолютно новый уровень», - подчеркнул продюсер сериала Дмитрий Ловейко.
Права на распространение мультфильма, среди прочих купили Cartoon Network, Sony Music и NBC Universal. А в августе «Машу и Медведя» на английском станут показывать онлайн на сайте Netflix в разделе для детей до 12-ти лет.

Мультфильму шесть лет, а его популярность все растет и в России, и в других странах. В чем секрет успеха?

Могу объяснить такой интерес аудитории из разных стран тем, что проект универсален и уникален одновременно. Тема взаимоотношений ребёнка и взрослого вечна, а ситуации в сериях происходили, наверное, с каждым, потому нет ничего удивительного в такой симпатии к мультсериалу. К тому же качество анимации и музыка, что для современных сериальных проектов редкость, тоже делают своё дело.

Есть где-то прототип Маши?

Даже по комментариям аудитории видно, что точно такая же Маша есть в каждой семье.

На каких мультфильмах вы воспитывались?

Смотрел всё, что смотрели все советские дети. Союзмультфильм.

Черпаете темы из собственных отношений с детьми?

Что важнее в мультике — картинка или сюжет?

Умение совместить оба.

Работают ли над мультиком психологи, чтобы он был познавательным?

Сколько проект принес за все время существования?

Много сложностей и радостей.

Вокруг «Маши и Медведя» создана целая индустрия — есть игрушки, раскраски, рюкзаки и так далее. Кто на этом зарабатывает?

Производство проекта такого качества обходится достаточно дорого, поэтому львиная доля дохода с продаж покрывает как раз расходы на производство.

Планируете создавать новые мультсериалы?

Есть идеи новых проектов, но сейчас я 24 часа в сутки занят Машей.

Когда и чем закончится «Маша и Медведь»?

Никто не ожидал, что у проекта будет такая популярность, поэтому и загадывать не хотим.