Как нарисовать карандашом капитель. Изучение пропорций и характерных движений фигуры человека

Нарисовать ионическую капитель карандашом на листе бумаги формата А4или А3.

Более сложная по форме ионическая капитель отличается от дорической насыщенностью поверхности дополнительными декоративными элементами - иониками и волютами. Это собственно и осложняет задачу изображения подобного рода декорированных капителей, так как декоративные элементы отвлекают внимание и мешают увидеть ее основную конструктивную сущность, которая ничем не отличается от дорической. Она состоит из трех основных элементов - ствола колонны (цилиндра), абаки (утолщенной квадратной плиты) и примыкающего к ней эхина (четвертного вала) (рис.1).

Рис.

Для правильного изображения ионической капители необходимо понять конструктивные закономерности строения декоративных деталей во взаимосвязи с конструктивной основой самой капители - квадратом абаки с цилиндром колонны. Если мысленно удалить детали, то мы увидим ствол колонны и абаку с примыкающим к ней четвертным валом. Такой прием дает ясное понимание основ конструкции капители. Дополнительные детали уточняются впоследствии. При изображении капители на плоскости листа сначала нужно построить абаку со стволом колонны, а затем пристроить к ним конструкцию волюты. На рис.1 показано построение изображения ее составных элементов с последующим их уточнением.

Рис.

Для начала полезно порисовать элементы ионики отдельно. В свое время подобные орнаменты вырезались из сплошной продольной полосы мрамора, профиль которого был приближен к четвертному валу. Ионика напоминает яйцевидную форму (овоид) со срезанным верхом, обрамленную стилизованным листом и разделенную стрелками. В основании орнамента проходит тонкая полоса из бусинок, профиль которых есть валик. Для правильного распределения орнамента на рисунке следует всю видимую часть вала равномерно разметить поперечными осями с учетом перспективы и закругленности формы, причем одни оси проходят по стрелкам, другие - по ионикам. Затем прорисовывают контуры деталей орнамента, уточняя их пропорции с учетом перспективы и приближая рисунок к этапу светотеневой проработки. Вместе с тем, во время прорисовки мелких деталей орнамента могут быть допущены значительные искажения формы профиля четвертного вала, на что следует обратить внимание. При построении половины ионической капители (так же, как и при изображении половины капители дорического ордера) важно для начала изобразить контуры целой формы, а затем произвести симметричное вертикальное сечение, оставляя нужную половину для дальнейшего ведения работы, а вспомогательную - для последующего уточнения основной.

Построение изображения конструктивных элементов волюты и составных ее частей показаны на рисунках 1,2. Приступая к рисованию архитектурных деталей с натуры, необходимо вести работу в такой последовательности:

1.Конструктивный анализ формы и ее отдельных элементов во взаимосвязи. 2.Выбор точки зрения с учетом линии горизонта и размещения изображения на листе. 3.Построение конструкции предмета с учетом пропорции, перспективы и характера. 4.Выявление объемной формы предмета с помощью светотени. 5.Подведение итогов и обобщение рисунка.

Рис. Перспективное построение изображения капители коринфского ордера

Более сложная по форме ионическая капитель отличается от дорической насыщенностью поверхности дополнительными декоративными элементами - иониками и волютами. Это собственно и осложняет задачу изображения подобного рода декорированных капителей, так как декоративные элементы отвлекают внимание и мешают увидеть ее основную конструктивную сущность, которая ничем не отличается от дорической. Она состоит из трех основных элементов - ствола колонны (цилиндра), абаки (утолщенной квадратной плиты) и примыкающего к ней эхина (четвертного вала) (рис.90).

Для правильного изображения ионической капители необходимо понять конструктивные закономерности строения декоративных деталей во взаимосвязи с конструктивной основой самой капители - квадратом абаки с цилиндром колонны. Если мысленно удалить детали, то мы увидим ствол колонны и абаку с примыкающим к ней четвертным валом. Такой прием дает ясное понимание основ конструкции капители. Дополнительные детали уточняются впоследствии. При изображении капители на плоскости листа сначала нужно построить абаку со стволом колонны, а затем пристроить к ним конструкцию волюты. На рис.90 показано построение изображения ее составных элементов с последующим их уточнением.

Для начала полезно порисовать элементы ионики отдельно. В свое время подобные орнаменты вырезались из сплошной продольной полосы мрамора, профиль которого был приближен к четвертному валу. Ионика напоминает яйцевидную форму (овоид) со срезанным верхом, обрамленную стилизованным листом и разделенную стрелками. В основании орнамента проходит тонкая полоса из бусинок, профиль которых есть валик. Для правильного распределения орнамента на рисунке следует всю видимую часть вала равномерно разметить поперечными осями с учетом перспективы и закругленности формы, причем одни оси проходят по стрелкам, другие - по ионикам. Затем прорисовывают контуры деталей орнамента, уточняя их пропорции с учетом перспективы и приближая рисунок к этапу светотеневой проработки. Вместе с тем, во время прорисовки мелких деталей орнамента могут быть допущены значительные искажения формы профиля четвертного вала, на что следует обратить внимание.

При построении половины ионической капители (так же, как и при изображении половины капители дорического ордера) важно для начала изобразить контуры целой формы, а затем произвести симметричное вертикальное сечение, оставляя нужную половину для дальнейшего ведения работы, а вспомогательную - для последующего уточнения основной.

Построение изображения конструктивных элементов волюты и составных ее частей показаны на рисунках 90,91.

Приступая к рисованию архитектурных деталей с натуры, необходимо вести работу в такой последовательности:

1. Конструктивный анализ формы и ее отдельных элементов во взаимосвязи.
2. Выбор точки зрения с учетом линии горизонта и размещения изображения на листе.
3. Построение конструкции предмета с учетом пропорции, перспективы и характера.
4. Выявление объемной формы предмета с помощью светотени.
5. Подведение итогов и обобщение рисунка.

Рисунок тосканской, дорической, ионической греческой, ионической римской, коринфской и композитной колонн.

Для того, чтобы верно выбрать колонны, которые будут украшать фасад дома, многие ищут картинки, колонны на которых подчеркивают задуманный стиль или даже являются стилеобразующим элементом. Поскольку колонны в европейской архитектуре - продукт античного творчества, стоит ознакомиться с колоннами на рисунках из альбомов, которые составляли историки архитектуры. При желании создать сооружение, напоминающее античное, можно посмотреть колонны на фото древних храмов Греции. Например, иллюстрацию храма Зевса в Олимпии, строительство которого вел Либон, а затем Фидий между 472 и 456 гг. Храм Зевса - дорический периптер. По периметру храм украшала дорическая колоннада: 13 колонн располагались вдоль боковой стороны фасада, 6 колонн вдоль коротких сторон под фронтоном - основных фасадов. Этот ритм и соотношение между параметров сторон демонстрирует основные пропорции, используемые греческими зодчими.

Иллюстрация храма Зевса в Олимпии - предположительно так выглядело это античное сооружение до разрушения.

В последнее время все чаще при украшении фасадов используются готовые колонны, выполненные из различных материалов, например из полиуретана. Картинки таких колонн представлены на сайте, и из них можно выбрать наиболее подходящие по стилю. Такого типа колонны используют в случае, если они не несут нагрузки. В случае, если нагрузка есть, то используются несущие колонны из стали или железобетона, которые могут быть отделаны декором. Именно для таких случаев колонны из полиуретана выпускаются в виде двух полуколонн..jpg Но колонны - принадлежность не только античной греческой и римской культур. Если есть желание украсить фасад дома египетскими мотивами, можно использовать колонны египетского стиля. Для ознакомления с египетским стилем можно изучить картинки с колоннами Древнего Египта, сохранившиеся до наших дней. На египетских колоннах наносили письмена, орнаменты. Колонны могли иметь гладкие стволы или напоминать переплетающиеся растения. Иногда капители напоминали бутон или раскрывшийся цветок папируса.

Египетские колонны очень красочны и изобразительны.

Очень информативна в плане египетского стиля будет колонна с хатхорической капителью, изображающей голову богини Хатхор, как колонны на фото внизу.

Египетские колонны с хатхорической капителью. Святилище Хатхор. Гипостильный зал. Литография 19 в.

Усилить эффект могут скульптуры, которые устанавливают перед колоннами и опирают на них, которые не несут нагрузки. Образец такого симбиоза на картинке с колоннами ниже.

Колонны и скульптуры в Мединет-Абу, Рамессеум ансамбль Джосера в Сакаре, храм Рамзеса III. 1185 — 1153 гг. до н. э.

Конечно, в современных домах изменяются пропорции колонн в соответствии с высотой здания. Кроме того, буквальные цитаты исторических прообразов могут оказаться претензионными, но орнаментальные мотивы и элементы колонн, как на рисунке внизу, перенести можно.

Орнаментальные мотивы египетских колонн и рисунки можно перенести на колонны в современных зданиях.

Колонны присущи и восточному зодчеству, например, архитектуре Индии. Индия для западного человека нередко была предметом мечтаний. Дом в индийском стиле станет ярким акцентом, привлекающим внимание, и основным элементом станут колонны, как на фото ниже. Не так просто выделить единый индийский стиль, так как индийская архитектура представлена большим количеством направлений, которые сложились из традиций большого количества народностей, проживающих на территории этой страны. Но если решают включить в дизайн современного фасада колонны с индийскими мотивами, то получают желаемый эффект. Ориентироваться можно на картинки с колоннами, которые, например, относятся к эпохе Маурьев (начало правления царя Ашоки Маурья, когда страна достигла расцвета -262 г. до н. э.). В качестве образца может служить колонна Ашоки (Сарнатха). Колонна Ашоки была создана в начале 3-его века. До наших дней сохранилось основание, на котором высечены слова из Дхарма Чакры - (Колесо Закона) - кодекса государства. Капитель с четырьмя львами хранится сейчас в Археологическом Музее Сарнатха, она стала национальной эмблемой Индии и символом на гербе страны. Фигуры львов словно охраняют власть, глядя на все стороны света. На их спинах колесо, символизирующее движение вселенной. Под фигурами львов находятся рельефы с динамичными изображениями животных, словно бегущих друг за другом, символизируя замкнутый цикл человеческой жизни. Опорой для фигур служит лотос, обращенный лепестками вниз. Можно также за основу взять картинку с колонной Ашоки в Рампурве, с фигурой быка, стоящего на колоколе. Несмотря на то, что такие колонны обозначали территорию властителей и не являлись украшениями индийских фасадов, идею можно использовать в декоре современного здания для придания ему индийского стиля.

Капитель с четырьмя львами колонны Ашоки. 3 в. н.э. хранится в Археологическом Музее Сарнатха.

Другим вариантом индийского стиля может быть резная колонна с объемными фигурами на сюжеты индийской мифологии и письменами, которая может быть сделана как из камня, так и из искусственных материалов, имитирующих камень, чтобы она напоминала, например, колонну на фото ниже.

Колонны храма Кришны в Наггаре.

Или колонны напоминают, например, колонны на фото из храма Маликарджуна

Интерьер храма Маликарджуна.

Определившись со стилем здания и дизайном фасада, выбирают картинки с колоннами, подходящими к конкретному строению и той идее, которую хотел передать архитектор.

Инструкция

Рисовать, конечно, лучше всего с натуры. Но мало кто держит у себя дома макеты архитектурных деталей в натуральную величину, поэтому не исключено, что придется обойтись картинкой. Однако можно использовать и современные средства. Например, найдите подходящее , досмотрите его до места, где капитель будет в нужном вам ракурсе, и сделайте стоп-кадр. Это, конечно, не объемный макет, но представление об освещении и соотношении форм такой способ дает.

Рассмотрите капитель . Вы увидите, что она состоит из нескольких деталей. Наверху находится массивная квадратная плита, ее еще называют абакой. Еще выше - плита потоньше, она называется полочкой. Если начертить эти плиты в верхней проекции, то центры их совпадут, а стороны будут параллельны. Под абакой у дорической капители находится что-то вроде чаши - широкая деталь, образованная вращением шара. Это эхин. Под ним вы видите поясок, состоящий из отдельных частей, еще ниже - цилиндр. Он заканчивается идущей по кругу полочкой, которая и является переходом собственно к колонне. Это самый простой вариант капители. Под верхней плитой могут находиться изображения растений и животных, поясок может быть резным - ну и так далее.

Начинайте рисовать тонким твердым с осевой вертикальной линии. Самый удобный ракурс - когда середина верхней плиты находится прямо перед вами. В этом случае она совпадает с осью симметрии, и вам остается только определить соотношение размеров. Но, конечно, можно выбрать и любой другой ракурс.

Определите соотношение высот самых крупных частей. За основу возьмите часть колонны между поясками. Высота ее примерно в 2 раза меньше ширины. Наметьте высоту точками, затем отложите от каждой точки вправо и влево равные ей расстояния. Вниз отложите отрезки, примерно равные 1/6 высоты этой части капители. Для эхина отведите высоту, равную примерно 2/3 от высоты колонны между поясками, и примерно столько же - на высоту плиты без полочки.

Определитесь с шириной эхина и верхней плиты. Нижний диаметр эхина чуть шире основной колонны, а верхний - равен стороне плиты. Сама же плита примерно в 2 раза шире основной колонны. Для верхней полочки отведите ширину чуть побольше.

Соедините намеченные точки. Все части капители соедините прямыми линиями либо дугами, в зависимости от того, в каком положении по отношению к вам находится капитель . Овальную часть можно нарисовать так же, как вы рисуете стакан - двумя прямыми линиями, между которыми сверху и снизу располагаются овала. Лишние линии уберите. Боковые части эхина прорисуйте дугами, выпуклая часть которых направлена от колонны. Пририсуйте поперечные линии. Передайте штриховкой форму капители. Те части, которые находятся дальше от вас, сделайте более темными.

Роль детали не бывает постоянной даже в одной отдельной национальной архитектуре, в том или ином стиле. Известно, что на пути своего развития каждый стиль проходит три стадии: конструктивную, тектоническую и декоративную. На первом этапе роль деталей невелика, поскольку достаточно утилитарна, близка к чистому строительству. На втором, тектоническом этапе возникает удивительный сплав общего и частного, детали невозможно отделить от объема, настолько гармонично они сочетаются, совместно работая на общий образ сооружения.

Детали прорисованы здесь с особой точностью и изысканностью. Такова, например, архитектура античной Греции эпохи Высокой классики. Третий период характеризуется преобладанием декоративного начала, когда эффект достигается не утонченной гармонией формы и деталей, а количеством применяемых декоративных элементов. То, что было основой выразительности в тектоническом периоде (для Греции это ордерные системы), в результате всех трансформаций становится просто декором, применяемым для украшения зданий. В соответствии с этим меняется и прорисовка отдельных деталей. При этом архитектурный — одно из самых удивительных изобретений человечества. Он оказался настолько универсальным языком зодчества, что применяется в архитектуре на протяжении уже почти трех тысяч лет. За это время его образ много раз трансформировался, но изначальное семантическое значение элементов остается неизменным.

Капителью называется верхняя часть колонны. Колонна, которую мы привычно воспринимаем как одну из основных частей архитектурного ордера, происходит от простейшей опоры — деревянного столба, врытого в землю. Появление примитивной стоечно-балочной системы, состоявшей первоначально из круглых бревен, стало первой революцией в строительстве (произошло это еще в неолите). Революционность конструкции заключалась в том, что несущие элементы отделились в этой системе от венчающих (несомых). На стыке стойки и балки подкладывали промежуточный элемент — доску или обрубок древесины. В дальнейшем, когда в Античной Греции из утилитарной деревянной конструкции родился ордер — система, выражающая в художественной форме суть работы стоечно-балочной конструкции, место между столбом и балкой заняла . показывает, как нагрузка передается от балки к несущей ее колонне. Именно на такое восприятие рассчитаны все ее формы.

Научимся изображать дорическую капитель по представлению.

Капители не предполагает полное отсутствие натуры, то же самое относится и к вазе, и к бионику. Эти тела столь сложны, что у учащихся может просто не хватить уровня пространственного мышления, чтобы представить их форму во всех деталях. С другой стороны, нарисовав эти предметы с натуры, ученик вполне в состоянии проделать эту работу и по представлению. Обратиться к рисунку капители по представлению заставляет сам характер этого задания. Опыт показывает, что когда ученики рисуют капитель с натуры, вымеряя ее пропорции, срисовывая детали, в работу, как правило, вкрадывается ошибка. Чтобы избежать ее, необходимо сперва нарисовать фасад капители, а затем, через построение эллипсов, перейти к объему, что по своей методике ближе как раз к рисунку по представлению, чем к рисованию с натуры.

Начните рисунок с анализа капители (рис. 8.6). Ее основной объем представляет собой круглую симметричную форму с общей вертикальной осью. Верхнюю часть капители — эхин — четверть вала, можно представить как и одновременно. Эхин сопрягается с цилиндрической шейкой колонны через три последовательно уменьшающихся пояска (тонкие цилиндры). Астрагал, состоящий из валика и полочки, переходит в колонны через выкрутку. колонны имеет утонение кверху и может быть представлен и как (в нижней части колонны), и как усеченный . Ствол декорирован двадцатью длинными полукруглыми в плане бороздками — каннелюрами, имеющими полукруглые же завершения. Верхняя часть капители — квадратная в плане абака (абак) — плита (прямоугольная призма) с каблучком и полочкой.

Основой рисунка послужит фронтальная проекция капители. Наметьте на листе ее основные размеры, нарисуйте верхний эхина и опишите вокруг него абаки. Определите размеры, соответствующие основным частям капители (рис. 8.7). Прорисуйте до конца фронтальную проекцию и изобразите эллипсы на горизонтальных осях, соответствующих основным членениям капители (рис. 8.8). Прорисуйте мелкие детали капители. Грамотно изобразить каннелюры вам поможет план ствола колонны. Перенесенные с плана на перспективное изображение точки требуют незначительной коррекции с учетом перспективных сокращений (рис. 8.9). Выявляя форму капители средствами светотени, воспользуйтесь знаниями о характере светотени на простых геометрических формах (рис. 8.10).