Где найти пример сочинения по направлению «Доброта и жестокость»? Аргументы к темам “Доброта и жестокость”

Добро - созидательное начало жизни и результаты его созидания: дома, города, люди - заботящиеся о людях, природе и жизни в целом. Как жизненные обстоятельства, добро это то, что у людей наивысшего личностного развития (душевно здоровых , с позитивной мотивацией) вызовет наибольшую энергию к улучшению жизни. К тому, чтобы количества добра в мире увеличивалось. В житейском смысле термин "добро" относится ко всему, что получает у людей положительную , либо ассоциируется со и . Шире - со светом, светлым, белым. Зло - с тьмой, тёмным, чёрным.

При этом, что конкретно является добром, а что - нет, вопрос не простой. Как правило, лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Как правило, мир лучше, чем война. При этом что-то абсолютно утверждать здесь нельзя. Когда-то здоровье оказывается злом, а война - добрым обстоятельством, эти понятия относительны.

Известная фраза «победа сил добра над силами разума» отражает скепсис по отношению к женскому взгляду на доброе, где сочувствие и состраданием нередко заслоняет трезвый взгляд на происходящее. Можно спорить, насколько созидательна та или иная доброта, но в целом доброта и воспитание доброты являются ориентиром для большинства людей, которым дорога человеческая культура. Собрание примеров красивой доброты - радует.

Добро должно за себя постоять . Если добро не защищать, добра скоро не будет. Как заботиться о добре - вопрос другой. Станислав Куняев писал:

Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
​Со всех, кто лезет на добро.

С точки зрения высшей нравственности добро должно делаться полностью бескорыстно, однако с педагогической точки зрения лучше, если дети видят: добрая жизнь вознаграждается, не добрая - наказывается. Люди становятся добрее потому, что видят добрые образцы, и тогда, когда чувствует смысл и и интерес в доброй жизни, когда быть добрым - разумно и рентабельно, жизненно перспективно. Добро и зло борются не сами по себе, все делают люди - когда оказываются заинтересованными в делании добра.

Старый индеец рассказывает своему внуку: "Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность". - Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил. "А какой волк побеждает?" - Старый индеец улыбнулся: "Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь".

Я думаю, что смысл жизни в том, чтобы жить радостно и дельно, делая добро. Чтобы сегодня было радостно, а завтра становилось лучше, чем сегодня. Чтобы наши дети жили в мире еще более красивом, чистом и богатом. Чтобы после нас на земле оставались сады, города, чистая вода и солнце.

Что бы я ни делал, количества добра в мире должно увеличиваться.

«Пусть он торопится совершить благое, от зла пусть он удерживает свой ум.
Ибо ум того, кто не торопится делать добро, находит удовольствие во зле».

«Самый благородный в мире вопрос звучит так: «Какое доброе дело я могу совершить?»

Лучшие представители человечества имели представление о том, что есть добро, были убеждены, что без этого жизнь человеческая теряет смысл. Верно, определить «добро» не всегда просто, но выбор направления «жить в направлении добра», а не просто «как мне будет сытнее и проще» делает человеческую жизнь другой: человеческой. Как минимум, это обязательство думать, искать и работать, а это уже очень много.


02.09.2018

Сборник аргументов из литературы по направлению «Доброта и жестокость» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.

Тезисы по проблеме «Доброта и жестокость»

  • Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
  • Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
  • Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
  • Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
  • Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
  • Истинная и ложная доброта.
  • Доброта и жестокость на войне.
  • Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

Аргументы на темы "Доброта и жестокость"

М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Натальей Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.

Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Жестокость окружающего мира угнетала Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно смотреть, как бедняки мучились в нищете, а богачи жили в роскоши, и считал, что его призвание – восстановить справедливость. Жестокость породила жестокость: Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую считает никчемной и недостойной существования, а следом, ненамеренно, лишает жизни и ее сестру. Но преступление не приносит герою ожидаемого облегчения, наоборот, обрекает его на муки и страдания. В тяжелые моменты одиночества он встречает Соню Мармеладову – образец добродетели и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставив отказаться от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются в всем угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.

И. А. Гончаров. «Обломов»

Главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» – человек безынициативный и ленивый, зато искренний и добрый. За эти качества Обломова любит и ценит его друг Штольц. Каждая встреча с Ильей Ильичом для него как отдушина. Своей добротой Обломов привлекает и Ольгу. Он некрасив и некрасноречив, но открыт и простодушен, чем и покоряет сердце красавицы. Илья Ильич доверчив, никогда ни в чем не ищет выгоды, покорно принимает удары судьбы. Даже узнав, что Ольга вышла замуж за Штольца, искренне радуется за друга и бывшую возлюбленную. На примере Обломова автор демонстрирует, что искренняя доброта всегда бескорыстна и оценивается людьми по достоинству.

Добрым человеком в романе И. А. Гончарова «Обломов» предстает перед нами Андрей Штольц. Он без поддержки отца добился высокого положения в обществе и благодаря уму и расчетливости нажил собственный капитал. Но борьба за место под солнцем не сделала его жестоким человеком. Он был добр со своим другом-неудачником Обломовым, поддерживал его в трудных жизненных обстоятельствах, несколько раз отваживал от него жаждущих наживы мошенников, а когда Илья Ильич умер, взял на воспитание его сына. За добро Штольц был вознагражден счастливой семейной жизнью с Ольгой Ильинской.

А. И. Солженицын. «Матренин двор»

Пример истинной доброты – героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.

Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Доброта свойственна Петру Гриневу из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Попав в пургу, он встречается с незнакомцем, которому безвозмездно отдает свой заячий тулупчик. Иногда Гриневу приходится проявлять жестокость, например, по отношению к Савельевичу в споре за долг Зурину. Но после он смягчается и просит прощение за вспыльчивость. В ответ Савельевич также проявляет доброту и в свое время уговаривает палачей не казнить Гринева. По мнению Пушкина, добро порождает добро.

Жестоким человеком в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» показан Емельян Пугачев. Бунтовщик нещадно расправляется с семейством Мироновых и другими обитателями крепости. Но не лишен разбойник и проявления доброты. Он щадит Гринева, помня былое великодушие офицера, а также по просьбе Петра освобождает Машу Миронову из плена Швабрина. Таким образом, ответная доброта возможна даже в суровых условиях войны.

Н. В. Гоголь «Шинель»

В повести Н. В. Гоголя «Шинель» показана жестокость общества, в котором мнение о человеке складывается по его внешнему виду, чину, размеру оклада. Доброго и безобидного Акакия Акакиевича не ценят на службе и часто смеются над ним за прохудившуюся шинель, которую он носит. Но сам Башмачкин любит свою работу. Он даже на дом берет переписывать документы с удовольствием. А когда за кровно скопленные гроши приобретает новую шинель, на него начинают смотреть по-другому, даже приглашают на именины. Но в жестоком мире нет справедливости: грабители отбирают у Акакия Акакиевича шинель, и он снова становится предметом насмешек. Получается, доброму и неспособному на злодеяния человеку нет места в обществе, где царит беззаконие, лицемерие и отсутствуют истинные ценности.

Н. С. Лесков «Дурачок»

Образцом доброты и самопожертвования представит перед нами герой рассказа Н. С. Лескова «Дурачок». Панька говорит, что терпеть не может, когда обижают других, готов вынести горести вместо них, и душа его от этого будет радоваться. Он всегда рвется всем помогать, за что его считают дурачком. Так, Панька спас Петьку от выпорки розгами, взяв удар на себя; напросился в рекруты, оставив сыновей плачущим матерям. Это образец истиной добродетели, к которой должен стремиться каждый.


Сохранить ссылку:

А.С.Пушкин «Пущину»

Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина.

Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Ярким примером для подражания является отношение Вильгельма Кюхельбеккера к своему лицейскому другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища.
"Снежная королева" Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая.

В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость. Но не все люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу». Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом.

Вспомним другого литературного героя - Печорина, обрести настоящего друга которому тоже помешали эгоизм и равнодушие. Этот человек был увлечён только собой, собственными интересами и экспериментами, поэтому люди для него были всего лишь средствами для достижения своих целей.

В настоящем друге нуждался и герой сказки А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц жил на своей маленькой планете и заботился о единственном близком существе - прекрасной Розе. Но Роза была очень капризна, её слова часто обижали малыша, а это делало его несчастным. Но однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился в путешествие по Вселенной в поисках настоящих друзей.

Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина - В.А.Жуковского , который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты. Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником.

А вот ещё одна печальная история о потерянной дружбе. В одном из произведений А.Алексина рассказывается о двух подругах - Люсе и Оле, дружеские отношения которых были обречены, потому что одна из них - Люся - всегда проявляла заботу о подруге, а другая нет. Даже когда у Оленьки появилась возможность сделать приятное для Люси, она не посчитала нужным ею воспользоваться, чем очень обидела подругу. Оля поступила эгоистично, она не подумала об интересах и желаниях Люси, поэтому их дружбе пришёл конец.

Взаимоотношения главных героев романа А. Дюма «Три мушкетёра» - классический пример настоящей дружбы. Д"Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе.

Что такое доброта? Я думаю, что это душевное, сердечное отношение к другим людям, к животным, ко всему окружающему миру. А жестокость – это одно из проявлений зла. И то, и другое вечно существуют в нашей жизни. Чего больше? На этот вопрос вряд ли можно ответить. Наиболее ярко эти душевные качества людей проявляются в критических ситуациях, во время тяжёлых испытаний, бедствий, на войне, потому что именно тогда человек раскрывается, обнажаются все его хорошие и плохие черты.

Проблема доброты и жестокости во время военных действий рассматривается и в художественной литературе. Обратимся к примерам.

Не бывает войны без смертей и жестокости. А в основе произведения Гоголя «Тарас Бульба» – война украинского народа за свою независимость. Вспомним эпизоды из этой повести. Один из них – это описание того, как Тарас убивает своего младшего сына Андрия. Молодой казак изменил своей Отчизне, своим товарищам из-за любви к прекрасной паночке. «Я тебя породил, я тебя и убью», — говорит Бульба сыну. Жестоко ли поступает Тарас по отношению к нему? Конечно, жестоко. Но, на его взгляд, справедливо. Андрий – изменник. А Тарас Бульба не только отец, но и атаман запорожских казаков, которые борются против польских панов, захвативших Украину. Поэтому он не может поступить иначе, не должен прощать сына.

Беспощадной была война казаков против ляхов. Тарас со своим полком немало погубил народу в Польше. И ляхи так же сурово поступают с самим Бульбой. В конце повести автор рассказывает о смерти главного героя. Тараса сжигают на костре на высоком берегу Днестра.
Всё это примеры жестокости, которая, однако, является проявлением исторических условий того времени.

Но война – это не только походы и сражения. Воюют люди, и в тяжёлых военных условиях проявляются их различные качества: смелость и трусость, жадность и щедрость, жестокость и доброта. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть такой эпизод. Русские солдаты в ночном лесу грелись у костра. К ним вышли два француза, слабые, измученные. Да, это были враги, но те, кто не мог уже причинить зла. Солдаты проявили милосердие, доброту к несчастному противнику: согрели, накормили французов, отнесли замёрзшего офицера в избу, потому что в это время эти люди были для них уже не врагами, а теми, кому требовалась помощь. Автор хочет сказать, что даже во время тяжёлых испытаний важно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и доброту.

В русской литературе о Великой Отечественной войне много примеров того, как жестоко расправлялись фашисты с нашими людьми. Пытали, вешали, сжигали их на оккупированных землях, сотнями тысяч убивали в концентрационных лагерях. Один из примеров – повесть Василя Быкова «Сотников». В конце произведения автор описывает, как пытали Сотникова, когда того вместе с Рыбаком схватили немцы. Щипцами срывали ногти, стягивали ремнями тело, избивали. От мучений Сотникова спасало только то, что он быстро терял сознание. Но пытки не сломили духа этого героя повести. Он и в последние минуты перед смертью держался достойно. Тяжело перечитывать эти сцены насилия над человеком. Война не должна оправдывать жестокостей и зверства. Такие произведения о Великой Отечественной войне учат читателя не забывать о том, каким путём досталась победа, сколько испытаний перенесли наши предки, чтобы защитить Родину от врагов.

В заключение хотелось бы сказать, что доброта и жестокость существовали всегда и будут существовать. Чего будет больше в нашей жизни, зависит от нас самих.

Что такое преданность ? Преданность – это готовность пожертвовать чем-то ради чего-либо, способность в любой ситуации сохранять верность чему-либо или кому-либо, будь то идея или человек. Попробую обосновать данное мною определение этого этического понятия.

В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса можно привести предложение 15 из текста В.В Чаплиной. В нем описывается преданность росомахи материнскому долгу – защите своих детей. Как только её детёнышам стала угрожать опасность, она, несмотря ни на что, бросилась на защиту своего потомства.

В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, приведу пример из своего жизненного опыта. Я знаю двух друзей. Они вместе служили во время войны в Чечне. Однажды во время отступления одного из товарищей ранили. Он не мог двигаться и остался прикрывать отход наших войск. Вдруг рядом ложится его приятель и говорит: «Русские своих не бросают!» Вот она, настоящая преданность: несмотря на угрозу собственной жизни, остаться верным другу, не бросить его в трудную минуту.

Думаю, что приведя два аргумента, я доказал своё понимание слова «преданность». Жалко, что она редко встречается в наши дни. (Белов Никита)

Сочинение 15.3.

Думаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью предложенного нам для анализа текста и своего жизненного опыта.

Например, в произведении Розы Госман речь идет о дружбе двух девушек: Ольги и Елены. Оля пишет стихи. Она сама понимает, что они не очень хорошие (1). Однако Лена их всегда хвалит (13). Но подруга неискренна: она льстит Оле, а за спиной смеется над ней (19-21). Поэтому, когда Оля узнает правду, девушки ссорятся. В этой ситуации Оля ведёт себя очень великодушно: она прощает Лену, а та, получив хороший урок, изменила отношение к увлечению Оли, и девушки возобновили дружбу (45-50).

Кроме этого, я хочу привести пример из своей жизни. Моя подруга всегда мне помогает, хранит тайны и поддерживает меня во всех начинаниях. Я тоже стараюсь отвечать ей тем же. Поэтому я считаю ее настоящим другом.

Таким образом, я доказала, что дружба строится на понимании и доверии. Роль дружбы огромна в нынешнем мире, ведь хорошо осознавать, что у тебя есть на кого положиться в трудную минуту.

(Екатерина Листишенкова)

Сочинение 15.3.

Я знаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью исходного текста и своего жизненного опыта.

В произведении А. Иванова приведен пример настоящей дружбы. Овечкин готов был пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти друзей. Он бесстрашно прыгнул на ствол дерева и стал рубить его (45-46). Овечкин знал, на какой риск он пошел, но не остановился, а завершил свое дело (48-57).

Кроме того, я хочу привести пример из своей жизни, подтверждающий мою точку зрения. Когда у меня в жизни произошла неприятность, из-за которой я очень переживала, подруга все время была рядом, поддерживала и подбадривала меня. Я думала, что именно она помогла забыть то происшествие. Хочу выразить благодарность ей за это.

Таким образом, я доказала, что дружба действительно играет большую роль в жизни человека, на ней держится весь мир. (Екатерина Листишенкова)