Cочинение «Просветительские идеалы в комедии. Просвещенные герои «Недоросля» как идеал дворянина для Фонвизина


УРОК 14

КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КОМЕДИИ

Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
ХОД УРОКА
I . Примерные планы к предложенным темам.

«Вот злонравия достойные плоды».

1. Что характеризует сентиментализм как литературное направление?

2. Основные жанры сентиментализма.

Сентиментализм появился в Европе во второй половине ХVIII в.

Идеология сентиментализма близка просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили ту же цель и придерживались той же логики. Только они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир. Они рассуждали примерно так: воспитав чувствительность во всех людях, можно победить зло.

В ХVIII в. под словом «сентиментализм» понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека.

Таким образом, сентиментализм - это литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума.

Как самостоятельное литературное направление сентиментализм зародился в творчестве англичанина Лоренса Стерна и французского просветителя Ж.-Ж. Руссо. В России получил развитие в творчестве Н.М. Карамзина.

Характерные жанры для сентиментализма - письма, где раскрываются в форме доверительного монолога мысли и чувства героев, и путешествия, где описываются случайные встречи и разговоры в пути, самые незначительные дорожные происшествия. Все это важно, так как дает пищу для сердца и воображения.

В произведении сентиментализма очень важен голос рассказчика. В статье «Что нужно автору», ставшей манифестом русского сентиментализма, Н.М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, - или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».


I V . Докажите, что «Путешествие...» принадлежит литературе сентиментализма.
V . Ответ на 2 вопрос домашнего задания .
V I. Домашнее задание.

Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Н.М. Карамзин» (по карточке 8).

Карточка 8

Н.М. Карамзин 1

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) вырос в провинции, в Симбирской губернии. Когда ему исполнилось 14 лет, его повезли в Москву и отдали в пансион профессора Шадена. Он получил хорошее образование и светское воспитание.

В 18 лет Карамзин поступил на военную службу, - как и полагалось дворянскому юноше, - в один из лучших гвардейских полков. Однако вскоре он вышел в отставку и уехал в Симбирск. Там он блистал в обществе , поражал провинциалов столичными туалетами и необыкновенной образованностью. В Симбирске Карамзина увидел И.П. Тургенев, известный масон и литератор новиковского круга. Он убедил молодого человека ехать вместе с ним в Москву, вовлек его в масонскую организацию, заставил его серьезно заняться литературой и углублением своего научного кругозора.

Масоны верили, что через просвещение, через добрые дела, через перевоспитание можно постепенно ликвидировать зло.

Жизнь Карамзина среди масонов продолжалась около четырех лет. Наконец, он пережил разочарование в масонской организации и в самом Новикове. Ему надоели мистические увлечения масонов, вероятно подействовавших на него первоначально атмосферой тайны и своеобразной рыцарской романтикой ритуалов. Но более всего Карамзина смутил в новиковском масонстве налет конспирации, имевшей не столько эстетический, сколько политический характер. Карамзин не хотел участвовать в замыслах масонов; он устранялся от прямых политических действий, практический, деловой размах предприятий Новикова также был неприятен ему. К тому же он хотел видеть Европу, хотел расти как писатель. Он уехал за границу, покидал в Москве любимую женщину и друзей; это был разрыв с масонами и начало новой жизни.

Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции и Англии, при этом старался наблюдать природу и правы чужих стран, читал, добивался знакомства с выдающимися людьми на Западе - с писателями, учеными, философами; старался тут же разобраться в своих впечатлениях, понять увиденное, осмыслить его. В 1790 г. он жил несколько месяцев в Париже, наблюдая революцию в действии, - и отнесся к ней без сочувствия.

Осенью 1790 г. Карамзин вернулся в Россию в модном фраке, с модной высокой прической, с лентами на башмаках , с множеством французских, немецких и английских книг, с запасом идей, впечатлений и воспоминаний на много лет. С 1791 г. он начал издавать «Московский Журнал», выходивший два года. Карамзин печатал в нем много своих повестей и стихотворений; повесть «Бедная Лиза», помещенная в нем, произвела фурор. Московские девушки и юноши, прочитав повесть и умилившись печальной судьбою ее героини, ходили к Симонову монастырю и любовались на пруд, в котором она якобы утопилась. Слава пришла к Карамзину, когда ему было всего 25 лет.

В 1816 г. Карамзин приехал в Петербург. Через два года появились первые восемь томов «Истории Государства Российского». Успех книги был неслыханный. Все хотели прочесть историю своей страны, впервые научно и увлекательно написанную.

С 1816 г. Карамзин летом жил в Царском Селе, недалеко от дворца. Работа над «Историей...» занимала все утро. На прогулке в парке Карамзин встречался постоянно с царем Александром. Они вместе гуляли и разговаривали. Карамзин стал личным другом царя, хотя нередко оспаривал его мнения и даже действия весьма решительно.

Он не хотел ни чинов, ни денег, - и он не получал их. Нередко в Царское Село приезжали друзья , писатели. Летом 1816 г. часто бывал на этих чаепитиях юноша Пушкин. Зимой беседы за круглым столом переносились в Петербург.

УРОК 17

Н.М. КАРАМЗИН. ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА

При нем и вследствие его влияния тяжелый

педантизм и школярство сменились сентимен-

тальностью и светскою легкостью...

В.Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Н.М. Карамзин» (По карточке 8).
II. Беседа по вопросам:

1. Почему Н.М. Карамзин был одной из выдающихся фигур своего времени? (Он рано вошел в литературу и довольно быстро получил славу первого писателя. Он путешествовал и общался с выдающимися людьми Западной Европы. Он глава школы русских сентименталистов и преобразователь русского языка. Он автор «Истории Государства Российского», названной Пушкиным «созданием великого писателя» 1 .)

2. Что такое «чувствительность» в понимании современников Карамзина и как это понятие связано с направлением в искусстве сентиментализмом?

3. Найдите в стихотворениях Н.М. Карамзина, помещенных в учебнике, черты сентиментализма. Выразительно прочитайте эти стихотворения, отметьте особенности их интонации, образы, нарисованные в них, красоту и выразительность эпитетов.


III. Домашнее задание.

а) Почему критики считают образ Эраста несомненной заслугой автора? Эраст злодей или жертва своих страстей?

б) Как в повести выражено отношение автора-рассказчика к происходящим событиям?

Докажите, что описания природы готовят героев и читателей, настраивают их на определенные события.

2. Задание по группам проанализировать следующие моменты:

1 вариант - описание Симонова монастыря в начале повести;

2 вариант - Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом;

3 вариант - описание грозы.

УРОК 18

ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА».

ЖИЗНЬ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ.

ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ

«Бедная Лиза» - ...образцовое произведе-

ние, посвященное не внешним событиям, а

«чувствительной» душе.

Е. Осетров
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. О сюжете повести «Бедная Лиза» исследователи говорят, что он не был ни новым, ни сложным. Какие события лежат в его основе?

2. Почему эта повесть, написанная в 1792 г., имела небывалый успех, что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.)

4. Стала крылатой фраза Н.М. Карамзина, что «и крестьянки любить умеют». К какой героине относятся эти знаменитые слова? (Речь идет не о Лизе, а о ее матери. Прочитав повесть, мы понимаем, что это можно сказать и о Лизе.)

5. Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой . Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают их на определенные события. Для этого проанализируйте три пейзажа (проверка домашнего задания).

6. Осуждает ли рассказчик свою героиню за самоубийство? (Нет, он убежден, что всякое страдание получит награду, и это многим читателям казалось верным, многие же обвиняли автора в безнравственности, появилась даже анонимная эпиграмма:

Ну можно ль поступить безбожнее и хуже:

Влюбиться в сорванца и утопиться в луже?


Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, -

Топитесь, девушки, в пруду довольно места!) 1

Согласны ли вы с тем, что Эраст - элодей или он жертва своих страстей? (Ответ на вопрос домашнего задания.)

9. Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? Найдите слова, создающие образ-настроение, образ-переживание. Почему так часто употребляется слово «слезы»?
II. Домашнее задание.

Индивидуальные задания - подготовить сообщения на темы «В.А. Жуковский», «Романтизм» (по карточкам 9, 10).

Вторая половина XVIII в. отличается подлинным расцветом русской драматургии. В сложившееся ранее литературное направление начинают проникать произведения, не предусмотренные правилами классики жанра, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания. Среди этих новинок, прежде всего, оказалась так называемая общественная сатирическая комедия. Пожалуй, первым произведением этого направления можно считать «Недоросля».

Эта пьеса неоднозначна, но все же основной целью произведения автор считает воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, личными стремлениями и долгом перед государством разрешается всегда в пользу последних. Таким образом, создается образ человека, творящего добро, - идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон. Нетрудно понять, что ближе всего и дороже всего автору именно они. Это легко заметить и по взглядам на жизнь самого Фонвизина, и по той особой теплоте, с которой проработаны эти герои. Именно они открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Значение положительных персонажей для Фонвизина обусловлено еще и тем, что с их помощью он может сказать своим современникам о наболевшем, о назревших проблемах, которые не позволяют молчать.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», - проблема воспитания просвещенных, передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой), у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся». Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они «…не оставляют двора… двор им полезен», «…чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.

Но автора не оставляет надежда, что ситуация может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над

Всей российской жизнью.

Свои надежды на возрождение российского общества Фонвизин связывает с положительными героями «Недоросля». Вдохновенно, со всей пылкостью и жаром души писатель наделяет их максимумом положительных черт дворянина и прогрессивных идеалов.

А вот сформулированные драматургом жизненные «…правила, которым следовать должны…» настоящие дворяне: «… Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»; «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала»;

«Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума»; «… Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»; «Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»; «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокоме-рия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого Квт нужного»; «… Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, Которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был автор. И те персонажи, которые наиболее близки сердцу автора, на «границах «Недоросля» являются воплощением и средоточием идеалов прогрес-< явного общества. Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин влялся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет бщечеловеческое значение, не потерявшее своей актуальности и в наши дни.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Просвещенные герои «Недоросля» как идеал дворянина для Фонвизина .

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным в 18 веке. В произведении автор раскрывает наиболее актуальные для того времени темы и идеи – вопросы общественных идеалов, морали, личной чести и служения отечеству, конфликт «отцов и детей» и значение родительского воспитания при формировании осознанной личности.

Тема комедии «Недоросль»

Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем противопоставления персонажей-носителей идей просвещения (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и представителей устаревших, отживших себя устоев феодального общества (Простаковы, Митрофан, Скотинин). Такое деление героев для произведения «Недоросль» не случайно – они по-разному воспитаны, а значит и имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это отражено даже в отношениях между родителями и детьми – достаточно вспомнить как взаимоуважение между Софьей и Стародумом контрастирует с чрезмерным потаканием прихотям избалованного Митрофана, который не ценит того, что дает ему Простакова и в конце вообще отказывается от матери.

Именно в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Простакова, желая сэкономить, нанимает непрофессиональных учителей – отставного сержанта Цыфиркина, не окончившего семинарию Кутейкина и не имеющего никакого отношения к наукам Вральмана. Митрофана по сути учат рабы, а чему они могут научить, кроме как быть такими же как они? (Вспомним, ироничный момент, когда юноша повторял за Кутейкиным «Аз же есмь червь…»и «Аз есмь скот»). Иронизируя, Фонвизин заострил внимание на том, что Россия той эпохи нуждается в срочной реформации образования. Дворян должны воспитывать как сильных, самостоятельных, просвещенных личностей с высокими идеалами. И люди, служащие при дворе не исключение – о падении их нравов мы узнаем из речей Стародума, когда он вспоминает годы свой службы.

Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед родиной и честного его исполнения. Как становится понятно при подробном анализе произведения, она тесно связана с темой воспитания. Высокая мораль, понятие о чести, умении пренебречь собственной выгодой и комфортом ради светлого будущего отчизны могут привиться только от родителей или образованных учителей. На время написания пьесы данные взгляды были передовыми, так как в среде дворянства насаждалась идея, что служить нужно прежде всего государю, а не отечеству. Именно за такие, достаточно резкие высказывания в произведении Фонвизин был ограничен в литературной деятельности по приказу Екатерины ІІ.

Идея комедии «Недоросль»

Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был личностью Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. Олицетворяющий букву закона Правдин, после того как получает подтверждение, что деревня Простаковых переходит под его опеку, запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. Более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. Однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской России, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же Простаковы и Скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников.

Таким образом, тема и идея «Недоросля» тесно связаны. В комедии Фонвизин не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль должны стать основой обновленного дворянства.

Подводя итог, стоит отметить, что Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Пьеса привлекает все новых читателей и исследователе своей глубиной и злободневностью осветляемых вопросов.

Тест по произведению

Денис Иванович Фонвизин происходил из обрусевшей немецкой семьи, оригинальная фамилия которой была - фон Визен. Современное же написание Фонвизин было предложено А.С. Пушкиным гораздо позже.

Первое время Фонвизин занимался у частных учителей, затем поступил в гимназию при МГУ, в котором позже и учился. Но Университет он не закончил, бросил, чтобы начать службу. Еще в гимназии он дебютировал как литератор и переводчик с немецкого: когда Фонвизин учился на первом курсе университета, при дворе потребовался переводчик, и его приняли на службу в Коллегию иностранных дел, где он проработал всю жизнь. В 1763 году Фонвизин переехал в Петербург, где познакомился с литераторами, в т.ч. с Елагиным: он вступает в его кружок и становится поклонником теории склонений.

Фонвизин как драматург

1764 год - дебют Фонвизина как драматурга: он публикует пьесу Корион . Написана она слабо, но в полном соответствии с теорией склонений - это переработка французской комедии.

После этой неудачи Фонвизин долго не писал, только в 1769 году он создает комедию Бригадир . По этой пьесе видно, что Фонвизин понял: мало просто дать героям русские имена, нужно еще и ввести в пьесу русские проблемы. В Бригадире такой проблемой является галломания - подражание всему французскому, это было актуально в России середины XVIII века; другая, не менее актуальная проблема, - воспитание молодых дворян. Но также в Бригадире чувствуется и влияние теории склонений, потому что сюжетный ход там заимствован из французской драматургии - это т.н. симметрия в волокитстве (ситуация, когда в двух супружеских парах мужья синхронно ухаживаю за чужими женами). Но поскольку Бригадир все-таки был толково адаптирован для России, его считают первой русской пьесой.

Сначала постановка Бригадира в театре была запрещена, т.к. Елагин и Лукин испугались, что Фонвизин отберет у них драматургическую славу. И, чтобы донести пьесу до публики, Фонвизин начал устраивать публичные чтения. На одном из них он познакомился с графом Никитой Паниным, воспитателем наследника престола Павла. Общаясь с ним, Фонвизин начал больше интересоваться политикой, стал смелее.

Идеалы Фонвизина в комедии Недоросль

Фонвизин умел различать и описывать любые проблемы российского общества, обладал хорошим чувством юмора, мог мыслить по-государственному. Все это проявилось в главном его произведении - комедии Недоросль , написанной в 1781 году . Однако впервые опубликована комедия была лишь в 1830 году, после смерти Фонвизина.

Главная проблема, которая поднимается в этой комедии - воспитание молодого российского дворянина, идеи просветительства. Это было очень актуально в 1780-е годы, когда даже сама императрица Екатерина много размышляла об образовании, была противницей домашнего воспитания с гувернерами.

В XVIII веке существовало несколько философских теорий о воспитании. Согласно одной из них, изначально ребенок не является полноценной личностью, он лишь копирует поведение взрослых. Поскольку Екатерина разделяла эту теорию, она рекомендовала отрывать детей от родителей, помещать их в учебные заведения. Фонвизин, который тоже был сторонником этой теории, как раз показывает в комедии Недоросль всю пагубность домашнего образования.

Фонвизин стремится доказать, что образованность - синоним счастья.

Главный герой комедии - молодой дворянин Митрофан, у которого перед глазами множество отрицательных примеров для подражания. Во-первых, его мать, госпожа Простакова - жестокая и своевольная помещица, которая вообще не видит смысла в образовании. Во-вторых, его кормилица Еремеевна - рабыня по духу своему, от которой Митрофан перенимает психологию преклонения перед сильными (равно как и от своего отца). В-третьих, его дядя, Тарас Скотинин - дворянин, не желающий служить отечеству, больше всего он любит своих свиней. Подчеркивается, что от всех них Митрофанушка что-то перенимает.

Несмотря на сатиру, изначально пьеса не задумывалась как смешная. Современники, читая ее, ужасались.

Недоросль как произведение классицизма

Комедия, бесспорно, является произведением эпохи классицизма , но с некоторыми отступлениями от канонических правил. Например, здесь соблюдается лишь одно правило из триединства - единство места, т.к. все действие происходит в имении Простаковых.

Присутствуют герои-маски : Софья - госпожа, Стародум - отец (хотя он не глуп!), он же - герой-резонер, Милон - герой-любовник, Митрофан и Скотинин - отрицательные женихи, Правдин - бог из машины. Нет здесь амплуа субретки.

В пьесе, как и положено, пять действий : экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка (которая включает в себя неоправданную развязку и катарсис, когда нам становится жаль Простакову).

Классицистический конфликт чувства и долга выражается в том, что положительные герои этой пьесы живут, подчиняясь разуму, государству и воле старших. Отрицательные же становятся рабами своих чувств, часто злых и эгоистичных. Конечно, в конечном счете положительные герои вознаграждены счастьем, а отрицательные оказываются в проигрыше.

В комедии присутствует множество говорящих фамилий : Скотинин, Цифирькин, Милон и т.д.

Пьеса написана низким штилем, легким разговорным языком, в прозе.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Многообразие поэтических тем в творчестве Державина
Следующая тема:   Карамзин: судьба историка, писателя, общественного деятеля

Конец XVIII века характеризовался в России началом «революции в искусстве». В это время в литературе появились новые жанры, новые сти­ли, новые яркие имена. Одним из таких имен было имя Дениса Ивановича Фонвизина, автора знаменитой комедии «Недоросль», которая до сих пор не сходит со сцен известнейших театров. Писатель создавал свое великое произведение в период наивысшей политической зрелости, в пе­риод явного оппозиционного отношения к екате­рининскому самодержавию, что не могло не най­ти выражения в комедии. Его отрицательные ге­рои являются типичными представителями клас­са помещиков и дворян, носителями их самых низких и грубых черт.

Положительные же герои, наоборот, выступа­ют полной противоположностью помещичьей среде и всеми своими действиями и словами ра­зоблачают самодержавный строй. При дворе им­ператрицы «по большой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее», - говорит Стародум. Здесь «один дру­гого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле». Естественно, что нравы двора в еще более извращенной и преуве­личенной форме присутствуют в среде помещи­ков.

Н. В. Гоголь отмечал, что в своем произведе­нии Фонвизин вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребленья внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Комедия «Недо­росль» действительно отличается большой соци­альной глубиной и резкой сатирической направ­ленностью.

Но если из названия можно сделать вывод о том, что основная проблема, затронутая автором, - это проблема истинного и ложного воспитания, то После внимательного знакомства с произведени­ем становится определенно ясно, что смысл, за­ложенный в него, намного глубже и серьезнее. Фонвизин отразил следствия основного конфлик­та эпохи: борьбы крестьянства с угнетателями-помещиками. Писатель показал все стороны ра­стлевающего влияния крепостного права и на народ, и на дворянство.

На первое место в комедии поставлена тема помещичьего произвола. С беззаконием и жесто­костью помещиков мы сталкиваемся уже с пер­вых страниц произведения: народный умелец крепостной Тришка, нигде не учившийся порт­няжному искусству, «изряднехонько» сшил каф­тан «дитяти» «деликатного сложения» Митрофа­ну, однако это не спасает его ни от брани поме­щицы Простаковой, ни от несправедливой пор­ки. Госпожа Простакова вообще чувствует себя полновластной хозяйкой в имении, потому гос­подствует нагло, деспотично, в полной уверенно­сти в собственной безнаказанности.

Сироту Софью она цинично использует исклю­чительно в собственных целях: хочет выдать де­вушку замуж за своего брата, для того чтобы зав­ладеть ее имением. На крестьян же эта «презлая фурия» смотрит не как на людей, а как на суще­ства низшей породы. С крестьянами и слугами она общается только с помощью грубых бранных слов, называя их не иначе, как «скот», «кана­льи», «старая ведьма». Она обдирает и без того бедных крепостных и при этом жалуется Скотинину: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».

Простакова «холопам потакать не намерена», целыми днями она «наводит порядок» в доме с помощью ругани и побоев: «С утра до вечера, - жалуется помещица, - как за язык подвешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь». Вер­ная, бесконечно преданная хозяевам служанка и нянька Митрофана Еремеевна получает в оплату за свой тяжкий труд «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». «Бестия», «каналья», «собачья дочь», «старая хрычовка», «уж я те от­делаю» - вот слова, которые слышит служанка от хозяйки в благодарность за преданную служ­бу. А уж если кто-то из слуг посмеет заболеть - то тут негодованию Простаковой не будет преде­ла. «Ах она бестия! Лежит. Как будто благород­ная!» - возмущается помещица, узнав о болез­ни дворовой девки Палашки.

Выступая с обличением крепостного права, Фонвизин показывает и его растлевающее влия­ние на крепостных. Так, служанка Еремеевна, рабски преданная своим хозяевам, совершенно теряет человеческое достоинство и, не думая о грозящей ей опасности, защищает Митрофана от Скотинина.

Комедия призвана вызывать смех. Но в отно­шении «Недоросля» это - смех сквозь слезы, горький смех. Не случайно П. А. Вяземский от­мечал, что образ Простаковой «стоит на меже трагедии и комедии». Эта невежественная, коры­столюбивая и безжалостная крепостница, страш­ная в приступе бешенства, по-своему чадолюби­ва. Но ее любовь к Митрофанушке также извра­щена, как все чувства помещицы. Потому и вы­растает он таким же деспотичным, жестоким, наглым, как его мать, к которой он относится со­вершенно равнодушно, не испытывая ни малей­шей благодарности.

Не многим отличается от Простаковых и се­мья Скотининых, где хозяин необычайно «мас­терски» собирает оброк и все свои убытки от со­седей сдирает с собственных крестьян. «Не будь я Тарас Скотинин, - хвалится он, - если у меня не всякая вина виновата».

Помещики, подобные Простаковым и Скотининым, смело творят беззакония, потому что зна­ют: они охраняемы самим государством. Они вов­се не считают грубое обращение с крепостными преступлением. Да это и не удивительно - ведь все указы они привыкли трактовать на свой лад. Так, например, Указ о вольности дворянства. Простакова воспринимает как «юридическое ос­вящение неограниченной власти… над личностью и собственностью крестьянина». Потому так воз­мущает ее закон, запрещающий пороть кресть­ян. «Дворянин, - с негодованием восклицает помещица, - когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?»

Показывая нечеловеческую, звериную сущ­ность помещиков, Фонвизин широко вводит в свое произведение зоологизмы: брат Простаковой носит фамилию Скотинин; Кутейкин заставляет Митрофана объявить всему залу, что он «не че­ловек» и даже «не червь», а «скот»; Вральману кажется, что в имении Простаковых он жил «фсе с лошатками» и т. д.

Однако в комедии «Недоросль» автор высту­пает не только с обличением помещичьей нагло­сти и произвола. Он показывает низкую, ничтож­ную, трусливую сущность этих людей. Когда они оказываются наедине с сильным противником, то сразу же меняют свой тон и поведение. Так, Про­стакова униженно валяется в ногах у Правдина, умоляя не отдавать ее под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам.

Когда же ее простили, она всю злость за вы­нужденное унижение снова срывает на крепост­ных: «Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке».

Однако ее замыслам не суждено сбыться - имение уже взято под опеку. Писатель уверенно разоблачает деспотизм и произвол помещиков, приводя своих «антигероев» к логическому фи­налу: потерявшая неограниченную власть над крепостными, будучи отвергнута собственным сыном, Простакова выглядит жалко и унижен­но. И ей не от кого ждать сочувствия, так как в своей жизни она сама никого не жалела, никому не сочувствовала.

Комедия «Недоросль» имела огромный успех, что способствовало небывалому приливу творчес­ких сил у Фонвизина. В 1783 году он написал и напечатал в журнале «Собеседник любителей рос­сийского слова» несколько сатирических статей.

Кроме того, послал в журнал анонимные вопро­сы о внутреннем политическом положении Рос­сии. «Буде оные напечатаются, то продолжение последует впредь и немедленно, - писал автор в письме издателям журнала, среди которых была и сама Екатерина II. - Публика заключит тогда по справедливости, что если можно вопрошать прямодушно, то можно и отвечать чистосердеч­но». Реакция императрицы была резкой и кри­тичной.

Попыткам Фонвизина был положен конец. Но они уже зажгли искру протеста в умах передовых людей того времени. И оставалось только ждать, когда эти искры перерастут в яркий революци­онный огонь.

Сочинение на тему: ТЕМА ПОМЕЩИЧЬЕГО ПРОИЗВОЛА В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА


На этой странице искали:

  • сочинение на тему положительный идеал фонвизина
  • сочинение на тему положительный идеал фонвизина в комедии недоросль
  • характеристика правдина недоросль
  • положительный идеал фонвизина в комедии недоросль сочинение
  • сочинение положительный идеал фонвизина в комедии недоросль