Идея преступления раскольникова. Теория раскольникова - социальные и философские истоки теории и ее смысл. Право сильной личности на преступление

Введение

Роман «Преступление и наказание» был написан и опубликован Ф.М. Достоевским в 1866 году, то есть, вскоре после отмены крепостного права и начала смены общественно-экономического строя. Подобная ломка социальных и экономических устоев влечет за собой непременное экономическое расслоение, то есть обогащение одних за счет обнищания других, освобождение человеческой индивидуальности от культурных традиций, преданий и авторитетов. И как следствие, преступность.

Достоевский в своей книге обличает буржуазное общество, порождающее все виды зла -- не только те, что сразу бросаются в глаза, но и те пороки, которые таятся в глубинах человеческого подсознания.

Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, в недавнем прошлом студент петербургского университета оказался на грани нищеты и социального падения. Ему нечем платить за проживание, гардероб изношен настолько, что в нем и на улицу стыдно выйти приличному человеку. Часто приходится голодать. Тогда он решает совершить убийство и оправдать себя теорией об «обыкновенных» и «необыкновенных» людей, которую придумал он сам.

Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

Суть теории Раскольникова

Теория Раскольникова - явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Наиболее обсуждаемой в обществе эта проблема стала после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону, - утверждает Раскольников, - и в голову не пришло бы мучиться вопросом - можно ли убить старушонку, - он зарезал бы без всякой задумчивости».

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он -- сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели.

Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям.

Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей "кровь по совести", нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закон. А необыкновенные имеют право совершать преступления и переступать закон. Данная теория очень цинична по всем моральным принципам, которые складывались на протяжении многих веков с развитием общества, но Раскольников находит примеры для своей теории. Например, это французский император Наполеон Бонапарт, которого Раскольников считает «необыкновенным», потому что Наполеон убил за свою жизнь много людей, но совесть его не мучила, как считает Раскольников. Сам Раскольников пересказывая свою статью Порфирию Петровичу отметил, что «необыкновенный человек имеет право …разрешить своей совести перешагнуть … через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того требует».

По теории Раскольникова к первому разряду относятся люди консервативные, чинные, они живут в послушании и любят быть послушными. Раскольников утверждает, «что они должны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного». Второй разряд переступают закон. Преступления этих людей относительны и многоразличны, они могут «перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь» для выполнения своих целей.

Вывод: создав свою теорию, Раскольников надеялся, что его совесть примирится с его намерением убить человека, что после совершения страшного преступления не будет его мучить, донимать, выматывать его душу, но как оказалось, Раскольников сам обрёк себя на мучение, не справившись со своей натурой.

Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Раскольников видит нищету и обездоленность бедных людей, которые толкают их на пьянство, воровство, проституцию. Это вызывает в нем протест, стремление помочь людям. Но преступ­ление он совершает не только и не столько из-за чувства соци­альной несправедливости. Раскольников хочет проверить, спо­собен ли он быть сильной личностью, преступить нравственный закон. В бунте Раскольникова соединяются социальный протест с крайним индивидуализмом, теорией сильной личности.

Какое значение имеют сны Раскольникова в раскрытии темы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Сны Раскольникова не только служат средством характеристики персонажа, но имеют важное композиционное значение. Они воз­никают в момент наивысшего напряжения героя и как бы заверша­ют один из этапов его идейных поисков. Сны Раскольникова пока­зывают, что борьба идет не только в сознании, но и в подсознании героя. Маленькому Раскольникову, каким он видит себя во сне, жалко измученную, иссеченную кнутом и затем убитую топором лошадь. Он во сне обнимает мертвую лошадиную голову и ужасает­ся крови. Проснувшись, он представляет, как топор войдет в че­реп, и это тоже ужасает его. Но он стремится доказать, что спосо­бен превозмочь себя. Этот сон Раскольникова показывает несовмес­тимость задуманного им преступления с такими чертами его характера, как сострадательность и нежность.

Что объединяет всех обитателей петербургского «дна»?

Ф.М. Достоевский изображает страшные картины жизни бед­ноты большого города. Жалкие жилища, болезни, нищета - это то, что объединяет всех жителей «дна» Петербурга. Каждая семья бедна по-своему, но жизнь всех бедных людей трагична. Доста­точно привести в пример судьбу семьи Мармеладовых.

В чем заключается своеобразие решения темы социальной несправедливости в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Главная тема русской литературы - протест против социаль­ной несправедливости, нищеты поднимается в романе Ф.М. Дос­тоевского «Преступление и наказание» на философско-этический уровень. Раскольников предпринимает «бунт» не из-за личной обиды, а во имя униженных и оскорбленных. Здесь решается про­блема благородной цели и неправедных средств - оправдывается ли убийство даже самой высокой и гуманной целью.

В чем состоит теория Раскольникова?

Теория Раскольникова - это теория сильной личности. Герой разделяет людей на две категории. Одни - муравьи из муравей­ника, которые всю жизнь подчиняются и страдают, другие - их единицы - имеют власть, могут преступать общечеловеческие законы. Это теория крайнего индивидуализма. Раскольников одер­жим идеей проверить на деле, «тварь он дрожащая или право име­ет». Из этой теории полностью уходит христианская идея.

Достоевский «Преступление и наказание». Несостоятельность теории Раскольникова. Сочинение

«Я убил себя, а не старуху»
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины ХIХ в.
В то время многие чувствовали себя разочарованными, загнанными и сжатыми собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о городских дворянах, «жителях темных уголков». До него никто не писал таких книг, и для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью.
События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он нечеловеческий. Это город «уличных девочек», «трактирных постоянных посетителей», которые ищут в вине минутное забвение от скуки. Атмосфера Петербурга — атмосфера тупика. В романе много уличных сцен. Вот женщина с желтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала. И крики второй женщины: «До беса допилася, батюшки, до черта … удавиться тоже хотела, с веревки сняли». Вот один из сумрачных эпизодов. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к распивочной, находящаяся в каком-то подвале. Противная еда, духота «и все это к тому же пропитано винным запахом, что кажется, от одного воздуха можно за пять минут сделаться пьяным». Здесь же звучат слова Мармеладова, убитого горькой беднотою и пьянством: «А если не к кому, если пойти более некуда?»
Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в «смрад пивных». Оставляя шумные улицы, автор ведет нас в дома, где живут его герои.
На мгновение открываются двери в чужую жизнь, полную отчаяния. Ведь страшно жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «безобразном сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов. Судьба «маленьких» людей, которые живут в таких квартирах — с вечной нищетой — страшная.
Писатель заставляет нас заглянуть в один из «закутков» столицы — семью Мармеладовых и ему открывается бездна. «Мармеладов … смешной, жалкий и уродливый, это оборванец с его чиновничьей осанкой, шут, со своим» ораторством «кабацких завсегдатаев». Но этот «забавник» — человек трагической судьбы. Открывшись перед Раскольниковым, Мармеладов говорит: «Некуда идти человеку, а это надо». Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно — погибнуть, и он погибает, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов. Он остро осознает свою вину: «А разве сердце у меня не болит от того, что я ползаю в кабак?» Можно жалеть человека, укравшего последнюю копейку у своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойных сожаления, сочувствовать недостойным этого сочувствия! Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо «он все это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком. Но не только Мармеладов, но и много «маленьких» людей в романе, придушенных беднотою. Они беспощадно жертвуют собой ради благополучия близких. Соня Мармеладова ради семьи «продала» себя, но чем же лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, ради брата и матери выходит замуж за господина Лужина? Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывающие повседневную трагичность жизни народа.
Такой мир, в котором живут герои Достоевского, мир «униженных и оскорбленных», «тех, кто погиб и тех, кто погибнет». Трагедия положения героев Достоевского заключается не только в безвыходности, но и в осознании этого тупика: они видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии обреченных на смерть.
Всем содержанием роман Достоевского показывает полную невозможность найти какой-либо выход, если оставаться в этом обществе, ведь принимать его законы, жить в таком обществе человеку невозможно!
Впервые роман «Преступление и наказание» увидел свет в 1886 году. Это роман о современной Россию, которая пережила эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных стрессов, эпоху «расстройства», роман о современном герое, который впитал в себя все страдания, боли и раны времени.

«Вечером жаркого июльского дня, незадолго до захода солнца, выходит на улицу бывший студент Родион Раскольников». Так начинался роман Достоевского. С этого момента без отдыха, в палкой ненависти снуёт он по улицам Петербурга, останавливается на мостах, над темными холодными водами канала, заходит в грязные кабаки герой Достоевского.
С первых страниц романа мы узнаем о том, что Раскольников соблазнился на какое-то дело, которое является новым шагом, месяц назад у него родилась мечта, к осуществлению которой он близок сейчас.
А месяц назад, почти умирая от голода, он вынужден был заложить у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Большую ненависть сразу чувствует он к капризной и никчемной старухе, которая высасывает кровь из бедных, получает богатство за счет чужого горя. «Странная мысль просыпалась в его голове, как вылупливается из яйца цыпленок». Вдруг услышан в трактире разговор студента с офицером о ней же, «глупой, никчемной, злой, больной старухи, никому не нужной и, напротив, всем вредной». Она живет «сама не зная для чего», а молодые свежие силы исчезают «без всякой поддержки», «и это тысячами, и это повсюду».
Полгода назад Раскольников написал статью «О преступлении», где изложил свою теорию психологического состояния преступников на протяжении всего преступления. Он доказывал, что это состояние более похоже на болезнь — помрачение ума, расстройство воли, случайность и нелогичность поступков.
Мы почти ничего не знаем о том длительном процессе, о той большой работе мысли, в результате которой развилась в сознании Раскольникова его идея, только после убийства раскрывается идея Раскольникова — во всем величии и во всей жалости.
В ужасном грязном трактире, где пьяный шум, крик и хохот заполняют воздух, слушает Раскольников шутливый и трагический рассказ Мармеладова о семнадцатилетней дочери Соне, ее подвиге, ее жертве, о спасении семьи. Но человек ко всему привыкает. Так и Мармеладов.
Негоден тот человек, который ко всему привыкает, все воспринимает, всему повинуется. Нет, не негодяй лишь тот, кто бунтует, разрушает, переступает. Никаких препятствий нет для необычного, «непослушного» человека.
«Еще один удар, ещё один шаг к бунту — письмо матери о Дунечке, сестре, которая» выходит на Голгофу «, выходя замуж за нелюбимого человека, Дунечка, которая моральную свободу не отдаст за комфорт, ради собственной выгоды.
Где выход? Разве возможно обойтись без жертв, нужны ли они? Теперь одними мыслями не поможешь, надо что-то сделать сейчас и быстро. Надо на что-то решится, хоть на что-нибудь … «Или отказаться от жизни совсем, — крикнул он вдруг в пылу, — послушно принять судьбу такой, какая она есть, раз и навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всевозможных права действовать, жить и любить! » Но Раскольников хочет «действовать, жить и любить».
Встреча Раскольникова с пьяной презренной девочкой на Конногвардейском бульваре тоже оказалась судьбоносной. Она тоже жертва стихийных законов, жестокой и непреодолимой необходимости, спокойно оправданной теми, кто смирился: «Говорят, что так и нужно. Такой процент, говорят, должен умирать ежегодно … куда-то … к черту, так должно быть, чтобы других освобождать и им не мешать «. И Сонечка, и Дунечка уже попали в этот «процент».
Убийство старухи нужно Раскольникову для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи, которая как он рассуждал, неоспорима. Решив уже выдать себя, он говорит сестре: «Никогда, никогда я не был сильнее уверен, чем теперь!» Он подвергает свою «идею» беспощадному моральному анализу, он не в силе от нее отказаться: идея неоспоримая, совесть его спокойная. Сознательные, логические возражений своей идеи Раскольников не увидел до конца. Он объединяет объективные особенности современного мира, уверен в невозможности что-то изменить: «бесконечность человеческого страдания и разделение мира на униженных и на тех, кто подавляет, обладателей и подчиненных, или, по Раскольникову на» пророков «и» тварей дрожащих «.
Признание своей вины — это для Раскольникова признание собственной беспомощности и мизерности.

В чем же состояла теория Раскольникова? Люди, по его мнению, разделяются на два разряда. Люди первого разряда живут главным образом для того, чтобы служить «материалом» для людей необыкновенных, они ограниченны и консервативны. Другой разряд составляют люди, преступающие закон, не желающие идти по принятым, избитым дорогам; они создают новое и двигают вперед человечество. Обыкновенно второй разряд господствует над первым, так как люди глупы и власть среди них принадлежит тому, кто ее просто посмеет взять.

До этой теории Раскольников дошел, лежа в своей убогой комнате в темные зимние вечера и думая. О том, что эти вопросы занимали его, свидетельствует и его статья о преступлениях, в которой он говорит, что необыкновенный человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через любые препятствия.

Итак, люди делятся на два разряда. В уме Раскольникова возникает вопрос: к какому разряду принадлежит он? хватает ли у него смелости и силы, сможет ли он переступить? И он производит опыт. В качестве цели, с которой он собирается совершить преступление, он выставляет желание помочь материальному положению, как своему, так и сестры и матери. Это, однако, была цель побочная, случайная; главное — ему требовалось приложить к делу свою теорию. Он не воспользовался ничем из того, что взял у старухи.

Создает первым, если принимать во внимание только его идеологические романы. В центре изображения - главный персонаж Родион Романович Раскольников, к которому сводятся все нити повествования. Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" становится связующим и символическим элементом, благодаря которому произведение приобретает целостность и завершенность.

Молодой человек, живущий в обшарпанной съемной каморке, идет по улицам Петербурга и замышляет какое-то дело. Пока мы еще не знаем, о чем размышляет Раскольников, но по его болезненному состоянию понятно, что это преступление. Он решает убить старуху процентщицу. Однако одно убийство влечет за собой другое. Чтобы устранить свидетеля, ему приходится убить и младшую сестру Алены Ивановны - Лизавету Ивановну. После преступления жизнь героя становится невыносимой: он словно в аду собственных мыслей и страстей, он боится, что его раскроют. В итоге Раскольников сам совершает признание, и его отправляют на каторгу.

Жанровое своеобразие романа

Краткий пересказ говорит о том, что данный роман можно рассматривать как детективный. Однако это слишком узкие рамки для глубокого произведения Достоевского. Ведь помимо тщательного изображения картины преступления автор прибегает еще и к точным психологическим зарисовкам. Некоторые исследователи однозначно относят произведение к жанру идеологического романа, ведь на первый план выдвигается В романе "Преступление и наказание" о ней становится известно не сразу, лишь после убийства. Однако с первых же глав понятно, что герой не просто маньяк, его поступок подкреплен некими рациональными причинами.

Что подталкивает Раскольникова к убийству?

Во-первых, ужасные условия жизни. Бывший студент, который вынужден был бросить учебу из-за недостатка денег, Раскольников живет в тесной каморке с оборванными обоями. Его одежда выглядит так, что другой и посовестился бы такое надеть. Накануне он получает письмо от матери, в котором та сообщает, что его сестра Дуня выходит замуж за состоятельного мужчину, который старше ее. Конечно же, ее подталкивает нужда. Старуха процентщица же богата, но она очень скупая и злая. Раскольников думает о том, что ее деньги могли бы помочь многим, не только его семье. Теория поддерживается одним второстепенным персонажем - студентом, которого видит герой в распивочной. Этот студент разговаривает с офицером. По его мнению, старуха - мерзкое создание, она недостойна жить, а вот ее деньги можно было бы разделить между нищими и больными. Все это укрепляет мысль Раскольникова, что нужно убить.

Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

В какой главе мы узнаем о том, что у героя была своя теория? Порфирий Петрович в пятой главе третьей части говорит о статье Раскольникова, которую он написал, когда еще учился. Эту статью он приводит в качестве обвинений. Ведь в ней Родион разделил людей на две категории: право имеющих и тварей дрожащих. Первые - сильные мира сего - могут вершить судьбы, влиять на ход истории. Вторые же являются материалом. Совершая убийство старухи, Раскольников хочет доказать себе, что он принадлежит к первой категории. Однако муки, которые ему доставляет убийство, говорят об обратном. В конце концов нам, читателям, понятно, что Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" изначально обречена на провал: она бесчеловечна.

Идея двойничества в романе

Огромную роль в раскрытии теории и характера Раскольникова играют так называемые герои-двойники. Их в романе множество, однако самые яркие - это Лужин и Свидригайлов. Благодаря этим персонажам опровергается теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Таблица показывает, в чем сходство и различие трех персонажей.

Критерий Лужин Свидригайлов Раскольников
Теория Жить нужно для себя, "возлюбить себя одного" Человеку все дозволено Сильная личность может поступать так, как считает нужным. Слабые (твари дрожащие) - лишь строительный материал
Поступки

Желает жениться на Дуне, чтобы иметь власть

Домогался Дуни, доводит слугу до самоубийства, приставал к девочке, подслушал признание Раскольникова

Убивает старуху-процентщицу и ее сестру

Выдвигает ложные обвинения против Сони

Отдал деньги сиротам Мармеладовым

Помогает Мармеладовым, спасает детей из пожара

Покончил жизнь самоубиством

Сознается в преступлении

Таблица показывает, что самый грешный из всех троих - Лужин, ведь он так и не признал своих грехов, не совершил ни одного доброго дела. Свидригайлов же перед смертью успел искупить все одним хорошим поступком.

Раскольников ненавидит и презирает их обоих, потому что он видит свое сходство с ними. Все трое одержимы бесчеловечными теориями, все трое грешат. Самая продуманная - теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" (цитаты героя подтверждают это). Он цинично называет старушонку "вошью", говорит о том, что он хотел стать Наполеоном.

Все, что происходит в романе, идею. Даже само поведение главного героя. Особую роль в романе также играют в частности последний сон о моровой язве, благодаря которому становится понятным, насколько губительна теория Раскольникова в романе на подобную тему не может обойтись без расшифровки этого сна. Если бы все считали так, как Раскольников, то мир давно бы рухнул.

Выводы

Итак, бесчеловечная теория Раскольниквоа в романе "Преступление и наказание" опровергается автором, который призывает людей жить по законам божиим. Никакие рациональные причины не могут оправдать убийство человека, каким бы он ни был.