Базаров и его родители краткое содержание. Сочинение базаров и родители в романе тургенева отцы и дети

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Каким должен быть урок, чтобы он запомнился, чтобы ученику хотелось идти в школу и заниматься там с удовольствием? Думаю, урок нужно строить так, чтобы он стал и доступным, и в то же время необыкновенным, нетрадиционным. В данной системе уроков я использую не только нестандартные методы и приёмы, но и обновляю содержание некоторых уроков, применяя элементы проблемного обучения. Создание проблемной ситуации учителем – творческий поиск знаний учащимися. В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье.

Большинство наших воспитанников из неблагополучных семей, хотя есть и дети – сироты, и дети, никогда не знавшие своих родителей. Вот на такой контингент учащихся и рассчитан цикл уроков литературы, где затрагивается тема семейных отношений, где на примере произведений “Война и мир” Л. Толстого, “Гроза” А. Островского, “Вишнёвый сад” А. Чехова, “Отцы и дети” И. Тургенева, “Доктор Живаго” Б. Пастернака, “Тихий Дон” М. Шолохова, “Жизнь и судьба” В. Гроссмана и др. ребята убеждаются в необходимости создания благополучной семьи, в которой при любой ситуации можно найти поддержку и понимание. Учащиеся пришли к выводу, что обязанности есть не только у родителей по отношению к детям, но и у детей перед родителями. Такое умозаключение я решила использовать в теме “Базаров и его родители” при изучении романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Мы не станем говорить о родителях Базарова, как об “отставных людях”, идущих не в ногу со временем, во многом не понимающих сына – нигилиста. Для нас, как и для самого Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна – любящие отец и мать, стремящиеся, чтобы их сын нашёл счастье в жизни. Важно увидеть на данном уроке, что эту семью объединяет любовь, уважение, искреннее дружелюбие. Когда Евгений умирает, горе родителей безмерно. Необходимо заставить учеников сострадать несчастью людей, потерявших сына, тогда они сами придут к решению, что дети ответственны перед родителями за их душевный покой, за их долгую жизнь.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.

Оборудование урока:

  • эпиграфы к уроку на доске:

Базаров - человек реального, полезного дела.

Д.И. Писарев

Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.

Р. Гамзатов


И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном -
Помни свято об этом всю жизнь.

М. Рябинин

  • Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.

Методические приёмы: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.

На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему “Что значат для меня мои родители?”. Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему, задачу, цель занятия.

Ход урока.

I. Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”

Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко -
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:

Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.

В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.

Учитель зачитывает выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”

  • У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой, а это бывает очень редко, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.
  • Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Мне их часто не хватает, потому что домой езжу только по выходным. Родители для меня – это жизнь.
  • Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.

Задание классу:

Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока.

Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению.

Тема урока: “Базаров и его родители”.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.

Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

II. Реализация домашнего задания.

Слово учителя:

Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:

"Семья как основа нравственного благополучия в смутное время".

Вспоминаем, что роман “Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов IXX века. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм:

Нравственное благополучие семьи

Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец. Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников? Учитель зачитывает отрывки из эссе тех ребят, чьи отцы недавно ушли из жизни, но оставили свой след в душах детей (надо отметить, что один из них был директором школы, благополучным человеком, а другой, наоборот, пьяницей, неудачником):

Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочется поговорить с ним, рассказать о своих проблемах, посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов.

Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой, папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче, расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо, никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно.

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.
  • Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).
  • Речь отца и сына. (Примеры из текста).
  • Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).

Слово учителя.

Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.

  • Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я её очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от неё секретов.
  • Когда я выйду замуж, и у меня родятся дети, я тоже стану такой матерью для своих детей, как и моя мама. А мама моя – это настоящее чудо, она добрая, ласковая, красивая, но самое главное – хороший человек и любящая, всегда понимающая, родная и просто... Мама!

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Арины Власьевны.
  • Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?
  • Обратите внимание на эпиграф: “Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.
  • Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?

Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.

Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни...Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу. Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы...” ).

III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:

  • 1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? .
  • 2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.
  • 3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?

“Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” .

Слово учителя.

Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?

Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.

IV. Слово учителя.

В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

Сообщение ученика об истории создания данной картины .

Работа с текстом.

Прочитайте последний абзац эпилога ,сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

Вывод.

Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока, слова звучат на фоне произведения Ф. Шуберта “Ave Maria”):

Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном –
Помни свято об этом всю жизнь.

V. Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение: “История жизни Аркадия Кирсанова”.
  2. Написать сочинение-миниатюру “Почему Аркадия нельзя назвать настоящим другом Базарова?”

Литература

  1. Тургенев И. С. Избранные сочинения. / Библиотека учителя /. - М. , Худож. литер. , 1987.
  2. История русского искусства. В 2-х томах. - М., Госиздат “Искусство”, 1960.
  3. Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все? - М., Просвещение, 1990.
  4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПК и ПРО, 2002.
  5. Смолина Е. А. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга. - Волгоград, Учитель, 2001.

­Отношение Базарова к родителям

Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети» для своего времени был знаковым. Написанный во второй половине XIX века, он всецело отражал проблемы эпохи и актуальный во все века конфликт между старшим и младшим поколением. Яркими представителями старшего поколения в нем являются родители Базарова - Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы. Это единственные люди, которые принимали своего сына таким, какой он есть, потому что искренне любили его.

Несмотря на то, что автор уделил им не так много внимания, как семье Кирсановых, мы понимаем, что это люди старой закалки, воспитанные в соответствии со строгими правилами и на традиционных догмах. Василий Иванович, также как и сын, врачующий лекарь. В глазах окружающих он старается казаться прогрессивным, но его выдает недоверии к современным методам медицины. Арина Власьевна - настоящая русская женщина. Она малограмотна и очень набожна. В целом она производит приятное впечатление на читателя. Автор отмечает, что ей следовало родиться двести лет назад.

К своему сыну и отец, и мать относятся с благоговением. Они в нем души не чают, несмотря на его резко либеральные взгляды. Для них неважно близко или далеко находится Евгений, главное, чтобы у него все было хорошо. Отношение самого Базарова к родителям сложно назвать любовью. Иногда они его откровенно раздражают. Нельзя сказать, что он ценит родительское тепло, которым они старательно его окружили. Его не радуют их попытки проявить радость от его присутствия. На то он и называет себя «нигилистом», чтобы отрицать все сложившиеся в обществе правила.

Василий Иванович и Арина Власьевна знают о взглядах своего сына и о его неприятии повышенного внимания, поэтому стараются скрывать свои истинные чувства. Возможно, и сам Базаров в душе любит родителей, но вот открыто проявлять какие-то эмоции не умеет. Взять к примеру, его отношение к Анне Сергеевне , которая ему всерьез нравилась и, в которую он был действительно влюблен. Евгений так и не сказал ей самого главного, а только намеренно заглушал свои чувства. Только, находясь уже при смерти, он написал ей письмо с напоминанием о своей любви и с просьбой приехать.

Как стало ясно в конце произведения, все его реакции были показными. Он был абсолютно нормальный, любящий и хороший человек, просто для того чтобы выделиться из толпы, выбрал такой неординарный способ. Более того, в письме к Одинцовой он не забыл упомянуть своих стариков, умоляя ее приглядывать за ними. Следующие строки свидетельствуют именно о его любви к родителям: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

«Отцы и дети» для своего времени был знаковым. Написанный во второй половине XIX века, он всецело отражал проблемы эпохи и актуальный во все века конфликт между старшим и младшим поколением. Яркими представителями старшего поколения в нем являются родители Базарова - Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы. Это единственные люди, которые принимали своего сына таким, какой он есть, потому что искренне любили его.

Несмотря на то, что автор уделил им не так много внимания, как семье Кирсановых, мы понимаем, что это люди старой закалки, воспитанные в соответствии со строгими правилами и на традиционных догмах. Василий Иванович, также как и сын, врачующий лекарь. В глазах окружающих он старается казаться прогрессивным, но его выдает недоверии к современным методам медицины. Арина Власьевна - настоящая русская женщина. Она малограмотна и очень набожна. В целом она производит приятное впечатление на читателя. Автор отмечает, что ей следовало родиться двести лет назад.

К своему сыну и отец, и мать относятся с благоговением. Они в нем души не чают, несмотря на его резко либеральные взгляды. Для них неважно близко или далеко находится Евгений, главное, чтобы у него все было хорошо. Отношение самого Базарова к родителям сложно назвать любовью. Иногда они его откровенно раздражают. Нельзя сказать, что он ценит родительское тепло, которым они старательно его окружили. Его не радуют их попытки проявить радость от его присутствия. На то он и называет себя «нигилистом», чтобы отрицать все сложившиеся в обществе правила.

Василий Иванович и Арина Власьевна знают о взглядах своего сына и о его неприятии повышенного внимания, поэтому стараются скрывать свои истинные чувства. Возможно, и сам Базаров в душе любит родителей, но вот открыто проявлять какие-то эмоции не умеет. Взять к примеру, его отношение к Анне Сергеевне , которая ему всерьез нравилась и, в которую он был действительно влюблен. Евгений так и не сказал ей самого главного, а только намеренно заглушал свои чувства. Только, находясь уже при смерти, он написал ей письмо с напоминанием о своей любви и с просьбой приехать.

Как стало ясно в конце произведения, все его реакции были показными. Он был абсолютно нормальный, любящий и хороший человек, просто для того чтобы выделиться из толпы, выбрал такой неординарный способ. Более того, в письме к Одинцовой он не забыл упомянуть своих стариков, умоляя ее приглядывать за ними. Следующие строки свидетельствуют именно о его любви к родителям: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Евгений Базаров - главное действующее лицо романа Тургенева "Отцы и дети". Персонаж Базарова - молодой человек, убежденный нигилист, презрительно относящийся к искусству и уважающий лишь естественные науки, типичный представитель нового

поколения мыслящей молодежи. Главная фабула романа - конфликт отцов и детей, мещанского образа жизни и желания перемен.

В литературной критике много внимания уделяется противостоянию Базарова и Павла Петровича, личности Аркадия Николаевича (друга Базарова), однако совсем мало говорится об отношениях главного героя со своими родителями. Такой подход весьма необоснован, ведь без изучения его взаимоотношений с родителями невозможно до конца понять и его характер.

Родители Базарова - простые добродушные старички, очень любящие своего сына. Василий Базаров (отец) -старый уездный лекарь, ведущий скучную, бесцветную жизнь небогатого помещика, в свое время ничего не жалевший для хорошего воспитания сына.

Арина Власьевна (мать) - дворянка, которой "нужно было родиться в петровскую эпоху", очень добрая и суеверная женщина, умеющая заниматься лишь одним делом - превосходно готовить кушанья. Образ родителей Базарова, этакого символа закостенелого консерватизма, противопоставлен главному герою - пытливому, умному, резкому в суждениях. Однако, несмотря на столь различное мировоззрение, родители Базарова по-настоящему любят своего сына, в отсутствие Евгения все их свободное время проходят в размышлениях о нем.

Базаров же относится к родителям внешне суховато, он конечно любит их, но не привык к открытым излияниям чувств, его тяготит постоянное навязчивое внимание. Ни с отцом, ни с матерью он не может найти общий язык, с ними он не может даже вести дискуссии, как с семейством Аркадия. Базарову тяжело от этого, однако он ничего не может с собой поделать. под одной крышей он согласен лишь при условии, что ему не будут мешать заниматься естественными науками в своем кабинете. Родители Базарова отлично понимают это и стараются во всем угождать единственному ребенку, но им такое отношение, конечно, переносить крайне сложно.

Возможно, главная беда Базарова была в том, что он не был понят своими родителями, в силу большой разницы в интеллектуальном развитии и уровне образования, и не получил от них моральной поддержки, поэтому он и был таким резким и эмоционально холодным человеком, что часто отталкивало от него людей.

Однако в родительском доме нам показан другой Евгений Базаров - более мягкий, понимающий, полный нежных чувств, которые он никогда внешне не проявит из-за внутренних барьеров.

Характеристика родителей Базарова ставит нас в тупик: как же мог в такой патриархальной обстановке вырасти человек таких передовых взглядов? Тургенев очередной раз показывает нам, что человек может сам. Однако он также показывает главную ошибку Базарова - его отчуждение от родителей, ведь они любили своего ребенка таким, какой он есть, и очень страдали от его отношения. Родители Базарова пережили своего сына, но с его смертью закончился смысл их существования.