Что делать при назначении директором предприятия. Вступление в должность руководителя


Для успешного прохождения начального периода работы (первые 100 дней) руководителя на новой должности, приведем ряд рекомендаций.

1. Принять дела. Если предусмотрен обряд приема-передачи дел, то начните с них, хотя надежды на эту процедуру, как правило, не оправдываются, тем более, вы уже на месте, за которое отвечаете и назад пути нет. Бывает, что приемка дел состоит из пары встреч с предыдущим руководителем, возможно, с вызовом и коротким обсуждением ситуации у вышестоящего начальника. Да и сам документ о приеме дел (если такой предусмотрен) формально подводит черту под вашими сомнениями и колебаниями, все уже позади, Рубикон перейден, теперь только вперед.

Однако суд установил, что это не дисциплинарное правонарушение, поскольку оно не привело к каким-либо последствиям или не было признано виновным в истечении. Кроме того, другие сотрудники могли отправлять документы, поэтому приговор был отменен как дискриминационный. Власть была начата в письменной форме, и комитет соискателей заявителя был сформирован для их оценки. Ваджеге не удалось их выполнить - это было призвано уменьшить профессионализм человека. В июне работника уволили за то, что он ушел, потому что у него был неоплачиваемый отпуск - его жена начала осложнения беременности.

Понятно, что такая форма не приемлема для финансовых дел или материальных ценностей, тут надо быть очень внимательным и все по возможности формализовать и принимать на основании документов (баланс, остатки, счета, инвентаризация,…).

2. Представиться сотрудникам. После прихода на новую должность руководителю следует провести первую встречу с сотрудниками, не затягивая это мероприятие и заранее предупредив об этом подчиненных, даже если вы доросли до начальника на этом же предприятии, а не пришли со стороны. Обычно вышестоящее руководство формально покажет вас сотрудникам в первый день (кроме сообщения, как вас зовут, и начальство на вас и на подчиненных надеется, большего от такого представления и ждать нельзя).

До этого работник попросил освободить его на несколько часов, но он не получил согласия, затем попросил отпуск - просьба также не была удовлетворена. Олишкявичюса, не давая заявителю уйти на работу в течение нескольких часов из-за обстоятельств, связанных с здоровьем члена семьи, характеризовалось большим цинизмом, унижением достоинства рабочего. Хотя представители компании в суде считали, что работнику не нужен трехдневный супруг для ухода и доставки в больницу, суд установил, что руководство компании не стремилось выяснить его.

Ваджетинен был временно безработным почти две недели. Доводы работодателя о том, что нет необходимости назначать жену в течение трех дней, не имеет никакого смысла в определении незаконного поведения работодателя, поскольку такие обстоятельства не идентифицировали работодателя и не пытались выяснить, прежде чем налагать самое жестокое дисциплинарное наказание. Суд также не согласен с доводом обвиняемого о том, что наложение наказания - увольнение - и обстоятельства, связанные с ее назначением, не должны быть связаны с предыдущими эпизодами.

Сидящий безвылазно в кабинете новый начальник, вызывающий через секретаря к себе сотрудников и время от времени спускающий вниз директивы, или презирает или боится своих подчиненных, что непременно будет замечено и обсуждаться.

Поэтому разговор с коллективом по вашей инициативе будет полезен для создания хорошей базы дальнейшей совместной работы. На такой встрече целесообразно выступить с кратким сообщением, рассказать о себе, о жизненном пути как руководителя, специалиста и человека (про семейное положение – обязательно), в общем виде изложить свои подходы к работе на этой должности. Уместно заявить, что ваша цель не ломать и перестраивать, а развивать и совершенствовать деятельность компании (подразделения), при активном участии и в интересах сотрудников тоже.

Ваджеги является следствием незаконного поведения незаконного поведения работодателя - направленного психологического насилия, - говорится в постановлении. Суд установил, что все доказательства, собранные в деле, подтверждают, что решения вышеупомянутого работодателя приняты для узаконивания незаконных действий работодателя, поэтому он аннулировал войну и выговоры за июнь, незаконно признал решение уволить его с работы. Сила присуждала выплату выходного пособия, средняя заработная плата за насильственное похищение со дня незаконного увольнения до окончательного решения, частично компенсировала расходы на юридическую помощь.

Ну и про то, что встречают по одежке, а провожают по уму, не следует забывать при подготовке такой встречи.

3. Иметь свой план. Не следует считать, что планировать бессмысленно, пока не займешь искомый пост, надеяться, что на месте видно будет, что, когда и как делать. Ваши цели на новой должности и планы действий должны быть определены еще до того, как вас назначат. Вы должны разработать отдельный план для начального периода деятельности, в рамках своих больших планов работы в данной компании (подразделении).

Требование заявителя о присуждении 100 тысяч Нематериальный ущерб частично удовлетворен. Олишкявичюс: не меняйте историю. Олишкявичюс неохотно обобщает и говорит, что он не слышал аргументов работодателя. Если вы проанализируете это, это абсурдный театр. Постановление суда говорит, что предполагается, что работник является слабость, но слабость может действовать и говорить, полный абсурд, а затем суд руководствуется, и аргументы работодателя, при условии, что он силен, отвергает один за другим.

Это интересно, потому что суд немедленно защищает слабого и даже не прислушивается к аргументам, - сказал он. Олишкявичюс заявил, что суд неправильно истолковал это событие, когда скорая помощь была вызвана на работу. По его словам, работнику приходилось выяснять, что он послал с помощью факса. Олишкявичюс. - Прибывает быстро, проверяет, говорит врач - ничего, давление - 135, а в случае с ним считалось, что с ним что-то было сделано, поэтому был вызван срочный звонок. А скороход был вызван, чтобы убедиться, что у него ничего нет, потому что ничего не сделано.

План желательно иметь написанным на бумаге, память может подвести, и вы будете двигаться под давлением обстоятельств, считая, что это и есть ваш план, забыв, с чем и зачем стремились на новый пост. Ваш личный план как рабочий документ должен быть всегда под рукой, поддерживаться в актуальном состоянии, и его следует постоянно приводить в соответствие с вашим пониманием обстановки, путем систематического контроля исполнения и корректировки по получаемым результатам.

«Мы начали думать - возможно, соперников», - говорит он. - И потом все пошло не так, он что-то послал, взял его за руку и спросил, что ты делаешь, человек не мог сказать. Затем со временем мы поняли, что он, вероятно, консультировался с кем-то. По словам Олишкявичюса, целью бывшего сотрудника было получение прибыли, и он был освобожден от рабочего, потому что он не приходил на работу в течение трех дней. По его словам, глава торгового праздника не стало возможным благодаря работе сезонности: компания неписаное соглашение о том, что праздник, взимаемый в декабре и июне - во время Рождества и летнего солнцестояния, когда магазины прошли крупные покупки.

Такой план поможет вам успешно пройти начальной период, после чего, с формальным утверждением на новой должности, вы можете приступить к реализации ваших больших планов.

4. Руководить – делать работу руками (мозгами) подчиненных. Если вы не поняли или надолго забыли, что ваша работа – делать свою работу руками подчиненных, то это обстоятельство станет очень скоро источником больших проблем. Не работать за подчиненных, а организовывать и обеспечивать их эффективную работу – первое условие.

Олишкявичюс сказал, что из-за того, что команда с сотрудником отказалась работать, задачи были созданы для работы без подчиненных, например, для заказа товаров в магазине. О, в случае, если это делают менеджеры по продажам, есть глупость: каждый это делает.

Вы знаете, почему была вызвана Инспекция по защите данных? Это было так: все продолжалось две-три недели, казалось нам бесконечно: каждое утро нам приходилось идти четыре осла, садиться, видеть, читает ли мальчик письмо, будет подписывать его, иначе не было бы никакой комиссии, никаких свидетелей. И работа состоит в том, что люди были в магазинах в течение 8 часов. Мы говорим, что мы делаем это нормально: мы не приглашаем людей, мы строим ячейку - у нас будут доказательства. Брось как выстрел - нет, ты не будешь снимать меня.

Которое иногда может быть нарушено – и это вполне допустимо – когда вам придется продемонстрировать, в качестве образца, например, собственные технические компетенции или показать класс исполнительской работы, так, чтобы было понятно вашим сотрудникам, что начальник – подготовленный человек в деле, которым руководит.

И начальный период работы наиболее подходит для такого урока. А соблазн исполнить за подчиненных их должностные обязанности существует, особенно в условиях дефицита времени, когда необходимо срочно выдать какой-то важный документ или иной результат, при вашем недоверии (возможно, необоснованном) к сотрудникам. Кроме того, систематическая тяга руководителя к исполнительской работе может также свидетельствовать о попытке компенсировать этим свои менеджерские недостатки и недоработки. Тут принцип один – каждый должен делать свою работу, значит, начальник должен руководить.

Ладно, это то, что вы говорите как человек, который не годится для вас. Мне нечего делать?, - спросил глава риторического вопроса. Он считает, что, возможно, сотрудник начал вести себя странно из-за структурных изменений в компании, а отдел продаж в Вильнюсе стал более строго контролироваться новоназначенным менеджером.

Ваджега говорит, что есть две стороны его победы. Это очень большой урок в моей жизни, - сказал он. Для Вайги эта история является доказательством того, что работнику нужно держаться подальше, если к нему относятся несправедливо и незаконно. Однако специалист обнаруживает, что, имея дело с существующими и бывшими сотрудниками компании, они слышат, что психологическое насилие в компании продолжает применяться.

5. Считать сотрудников людьми, а не ресурсами. Когда у вас под началом оказывается какое-то число подчиненных (что и происходит со вступлением в новую должность), возникает соблазн использовать сотрудников как ресурсы, сходные с техническими, материальными, финансовыми и другими видами ресурсов. Что-то вроде, если холодно, то включим дополнительный калорифер (направим еще одного сотрудника на какую-то работу).

Он сожалеет, что компания, доказав свою правду бывшему сотруднику, не отказалась от прощания и вынуждена была вернуть деньги через судебных приставов. Когда мы получили решение от Апелляционного суда, а затем нотариально заверенное решение первой инстанции по принудительному исполнению, мы немедленно обратились к судебным приставам. Судебный пристав написал им письмо о выплате доброжелательных денег в течение 10 дней. Они немедленно подали решение апелляционного суда в Верховный суд, чтобы остановить судебное решение и обжаловать решение Апелляционного суда.

Этому немало поспособствует применение к месту и не к месту таких терминов и наименований, как HR, кадры, рабочая сила, функционеры, и т.д. Но люди – не калориферы, даже если речь идет о работах типа копать траншею от забора и до обеда, и не могут быть полностью взаимозаменяемыми.

Помните, что такой подход к людям может подвести вас, поэтому лучше оперировать словами типа «сотрудники», «коллеги», «товарищи по работе», открывающими людскую сторону вашего штатного состава, позволяющую и вашим подчиненным разглядеть в вас не только вождя, босса, но и человека со своими сильными и слабыми сторонами. И этому боссу следует уметь распознавать в каждом подчиненном индивидуальность, личность и соответственно принимать управленческие решения в отношении сотрудников.

6. Узнать людей. Познакомиться – а лучше изучить ваших сотрудников, запомнить имена – отчества, просмотреть кадровую информацию, определить, насколько это возможно в начальный период и понять интересы сотрудника. Лучше встретиться, выслушать и учесть его оценку положения дел, предложения по совершенствованию работ (которые есть у каждого, но не каждый их выскажет, надо еще уметь разговорить человека).

Но не только знать, а эффективно взаимодействовать, установив деловые отношения с подчиненными и коллегами. Из них, имеющихся в распоряжении людей, придется делать команду, способную на решение поставленных вами задач. При этом надо помнить, что на каждый роток не накинешь платок, что всем хорош не будешь, что у вас есть и кнут, но есть и пряник, и т.д.

Поэтому придется не только гладить по головке, но и вступать в противоречия с сотрудниками, получать от них негативную реакцию на ваши действия, но не забывать, что узнать людей можно только щедро нагружая их работой и спрашивая за ее исполнение. Следует знать, что ваша задача – не понравиться всем, а вести по трудной дороге ваш коллектив, к достижению поставленных целей.

7. Понять структуру. В начальный период необходимо детально разобраться в структуре вашего предприятия (подразделения). Следует проанализировать отношения между подразделениями, найти неформальные связи, увидеть индивидуальные и групповые цели, и все это сделать с учетом контекста исполнения возложенных задач. Постараться не попасть в ситуацию, когда за деревьями не видно леса.

При этом не замыкаться только исследованием своей, подчиненной структуры, но и найти свое местоположение в системе отношений с другими структурами окружающей вас иерархии. Просматривать свои новые обязанности (а также права и полномочия) на уровень вверх, до своего непосредственного руководителя (не вредно и до начальника вашего начальника). Вникнуть и осознать корпоративную культуру, знать традиции, писанные и неписаные правила и требования, существующие в компании (подразделении), освоить новую терминологию.

Непонимание, незнание или игнорирование структурных, системных вопросов приводит, так или иначе, к возникновению больших проблем в работе, причем зачастую, как кажется, к неожиданному и необъяснимому их проявлению.

8. Преодолеть отчуждение. Очевидная, но не всегда осознаваемая, понимаемая и принимаемая проблема - отчуждение нового начальника от его подчиненных, водораздел, существующий в определенной мере всегда, но с большими предпосылками к расширению, иногда вследствие высокомерия руководителя, а иногда и по инициативе снизу. Кто-то сам намеревался стать начальником, кто-то не склонен менять свои привычки из-за новых требований нового вождя, кто-то всегда против всего, и т.д., найдутся причины для взаимного недоверия и создания дистанции между начальником и сотрудниками, во вред работе.

Новый пост автоматически не гарантирует руководителю ни уважения, ни признания, ни тем более, любви со стороны коллектива, по крайней мере, в начальный период работы. Преодолеть отчуждение и добиться хотя бы лояльности сотрудников необходимо, и стремиться к этому следует с первых дней работы, сознательно поставив себе такую цель.

Безусловно, не за счет каких-то заигрываний или манипуляций с подчиненными, на что легко можно согласиться для достижения краткосрочных целей, а путем создания режима прозрачности и предсказуемости в вашей управленческой деятельности, а также за счет личного примера честной и профессиональной работы.

9. Завершить переходной процесс. Начальный период – это своего рода переходной процесс в организации (подразделении), аналогичный физическим процессам при включении электронных приборов: нарастает напряжение, превышает некий средний уровень, затем идет спад вниз, серия таких колебаний и – наступает стабилизация. Конечно, приборов для измерения переходных процессов в организационных структурах, наверное, нет, но возможен качественный анализ.

Желательно, чтобы момент вашего вхождения на новую должность не вызывал разрушительных переходных процессов, чтобы возглавляемая вами структура не пошла вразнос (прибор не перегорел), даже если использовать подход новой метлы, что по-новому метет. Для иллюстрации можно использовать, например, следующую схему: пришел новый руководитель, установил планку целевых требований слишком высоко – начался ропот сотрудников, их противодействие и падение эффективности; начальник понял ситуацию, снизил требования (временно), возможно даже ниже целевых значений, подчиненные адаптировались; начальник перевел требования на целевой уровень и коллектив заработал устойчиво.

Руководителю надо знать природу и уметь пережить период переходных процессов в компании и подразделении.

10. Доверять, но проверять. Первое впечатление о новом начальнике надолго сохраняется в коллективе сотрудников и его сложно в дальнейшем изменить. Поэтому не нужно внушать и нагонять страх и ужас на подчиненных, часто это бывает следствием собственной боязни и несостоятельности нового руководителя, страхи породят трудно устраняемую ответную ложь, искажающую происходящее во вред управлению.

Не пугать людей, а привлекать и делать из них союзников, пусть с различной степенью лояльности, не работать в одиночку, полагаясь на авторитет должности, когда сила вашего личного авторитета еще очень незначительна. В рамках совместной деятельности, лучше начинать с доверия, с открытости, с постепенного делегирования полномочий сотрудникам, с готовности не искать виноватых, а обсуждать проблемы и находить совместно решения.

Неотъемлемая составляющая, спутник менеджерского доверия – систематическая проверка исполнения, без чего эффективного руководства просто не существует. После чего, при необходимости, будет оправдан и кнут в руках начальника.

11. Быть предсказуемым. Импровизации, управленческие новации, модные менеджерские методы, различные «хотелки» от начальника, даже если они внешне смотрятся на пользу делу, хороши в меру, сотрудники от них быстро устают, перестают на них реагировать, а доверие к руководителю будет подорвано.

При обучении вождению хороший инструктор обычно предупреждает ученика, чтобы его поведение на дороге было предсказуемым и понятным другим участникам движения. Так и хороший начальник, при движении в новой должности ведет себя подобным же образом: заблаговременно подает сигналы поворотов, перестраивается, тормозит и ускоряется, не создавая неожиданной угрозы сотрудникам.

Соблазн быстрее управиться, добиться своего и избыточное доверие методологиям HR и технической стороне менеджмента, провоцируют начальника в начальный период работы воспользоваться всей своей новой мощью, например, при проведении изменений в подведомственной структуре, исполняя их с позиции силы.

Введите в свою практику гласный и открытый институт управления – служебные совещания, на которых ставьте и обсуждайте актуальные вопросы и вырабатывайте совместно с участниками по ним решения, а не генерируйте эти решения в результате единоличных размышлений или сепаратного обсуждения (заговора) с несколькими приближенными, любителями бегать и информировать руководство.

В любом случае ответственность остается на руководителе, и волевые решения из практики управления не исчезнут, но лучше избегать создавать сюрпризы для подчиненных, а для эффективного руководства рекомендуется вовлекать в процесс подготовки решений ваших сотрудников.

12. Взаимодействовать с руководством. Деловые отношения с вышестоящим руководством могут установиться и сами по себе, например, на основе хороших результатов вашей работы, но лучше придать этому процессу осознанный, регулярный и контролируемый характер.

Речь не идет о лести и подхалимаже, сопутствующие признаки которых нетрудно обнаружить слишком часто на всех уровнях иерархии, только на этих средствах далеко не уедешь (хотя некоторым удается неплохо). Следует понимать, что от начальства никуда не уйти, даже если персона вашего непосредственного руководителя вам откровенно неприятна.

Надо работать с начальством, докладывать о возникающих вопросах, не бояться обращаться за советами по той или иной проблеме, уточнять задачи, которые ставит руководство, и обсуждать методы их реализации, своевременно информировать о назревающих трудностях, при необходимости просить помощи и т.д. Соблюдая, конечно меру, не надоедая по пустякам руководству и по возможности, согласовав периодичность подобных встреч, если верх сам не предложит свой регламент.

При этом, надо сказать прямо, необходимо работать на своего руководителя, но так, чтобы и он отдавал себе отчет, что вы на него работаете не за страх (по должностным обязанностям), а за совесть.

Лучше это делать, понимая, какие задачи ваш начальник решает для своего начальника, т.е., просматривать управленческую вертикаль на ступень дальше. Это дело тонкое, избыточные походы к руководству и любопытство не приветствуется, но на начальном периоде допустимо лишний раз посоветоваться с верхом, чтобы из-за неведения или неверного толкования не допустить серьезных промахов.

13. Организовать свою повседневную деятельность. К повседневной деятельности (ПД) обычно относят текущую активность руководства по управлению компанией (подразделением), обычно проистекающую из должностных обязанностей сотрудников. ПД включает такие действия, как встречи, доклады, переговоры, совещания, телефонные звонки, работу с документами и т.д.

Наши повседневные обязанности обычно считают рутиной, текучкой, источником потерь и пожирателями времени, что может нам не нравиться, но исключить их из графика своей работы невозможно. Поэтому необходимо повысить эффективность ПД за счет лучшей организации, устранения потерь, планирования, автоматизации, регламентации, делегирования, тайм-менеджмента, других методов.

Опасно, если ПД будет чрезмерно перегружать руководителя в начальный период его работы, соответственно поглощать время и надежды, отодвигать лучшие планы и начинания, погружать в рутину, не давать развернуться вашему творческому началу и т.д. А потом и породит необходимые аргументы для самоуспокоения, что другого результата при такой текучке невозможно добиться.

Поэтому важно при любой повседневной нагрузке резервировать для себя личное время, желательно не менее часа в день, для осмысления происходящего, самоконтроля и персонального развития руководителя.

14. Создать команду. То, что вы стали начальником многих людей, еще не значит, что у вас есть команда, способная не только играть, но и выигрывать, ее еще предстоит создать. Начинать надо с личного примера, с девиза «делай как я», а не с обычно встречающего у начальства «делай, как я сказал», путем привлечения и убеждения в своей правоте ряда ключевых сотрудников.

Со временем определится ваш «ближний» круг, ядро руководителей и специалистов, с которыми вы будете планировать работы, реализовывать намеченное, оценивать ситуацию, определять дальнейшие задачи и контролировать ход их решения. Скрепить и скоординировать деятельность команды можно, привлекая сотрудников ближнего круга к разработке и воплощению теперь уже общей программы вашей команды. Люди к вам потянутся, если у вас будет предсказуемая собственная линия поведения, без шараханий из стороны в сторону.

Надо помнить также, что на одних призывах и личных примерах далеко не уедешь, следует уже в начальный период вашей работы продумать, обсудить и предложить команде (сотрудникам) мотивационные принципы вашего руководства. При этом, надо понимать, что когда руководитель создаст свою команду, способную решать поставленные задачи, его самого начнут привлекать в команду уже на другом уровне его начальники.

15. Установить приоритеты. На начальном периоде работы руководителя, в условиях постоянного дефицита времени, неполной информации, пробелов в понимании обстановки, неуверенности в сотрудниках и других видах неопределенностей, важно хотя бы определить вашу колею, общие принципы и цели вашей работы и следовать им, насколько это возможно, руководствуясь ими при принятии решений.

Для чего может быть использован следующий примерный перечень направлений работ, из которого можно выстроить, скомбинировать и конкретизировать ваш собственный список приоритетов:

  • Работать на себя, на семью, накапливать компетенции, делать карьеру.
  • Работать на свой коллектив, свою команду, своих подчиненных.
  • Работать на своего непосредственного начальника, реально помогать ему.
  • Работать на начальника своего начальника, видеть, чего хотят наверху.
  • Работать на компанию в целом, как на работодателя.
  • Работать на общество, на окружающих людей.
  • Работать на государство, на весь мир….

16. Добиться первых успехов. Начальный период работы следует завершать каким-то значимым для масштабов возглавляемой структуры успехом. Это может быть вывод компании или подразделения из кризиса (часто по этой причине приходит новый начальник), получение выгодного контракта, утверждение нового направления работ и т.д. При этом не следует удивляться, что считается успехом для одних сотрудников, может рассматриваться как провал другими сотрудниками.

Критерии успеха новый руководитель, в зависимости от специфики и сферы деятельности компании, должен сформулировать в самом начале своей работы и добиваться этой цели следует совместно с командой, расценивать свой успех как итог командной работы. И соответственно, закрепить завоеванные позиции, свою способность руководить у выше стоящих начальников, теперь уже по фактическим результатам, которые принес этот успех.

Заключение

Начальный период деятельности руководителя на новой должности, его «первые 100 дней», представляет собой объективно сложный этап работы для многих начинающих, да и опытных начальников. При этом, на различных должностных позициях, в компаниях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, новый руководитель сталкивается со сходными проблемами, преодолевать которые часто приходится путем проб и ошибок.

Материал данной публикации содержит обзор затруднений, сопровождающих начальный период работы руководителя и соответствующие рекомендации, которые, при критическом их применении, могут помочь в решении конкретных задач, стоящих перед руководителем в различные периоды его жизненного цикла.

Можно ли перевести работника на должность Генерального директора, или лучше сначала его уволить, а потом снова принять?
И можно ли перевести Генерального директора на другую должность в организации через перевод?

По поводу перевода руководителей организации

Ситуация 1.

Руководителя организации (Генерального директора) необходимо перевести на другую должность в организации. Технически это возможно, однако при этом возникает ряд правовых коллизий, которые необходимо решать и любое решение не будет полностью соответствовать букве закона.

1. Кто должен подписывать изменение к трудовому договору со старым руководителем – новый руководитель (Генеральный директор), или Председатель ОСУ/ОСА (далее – ОСУ)?
2. Кто должен подписывать приказ о переводе старого руководителя (по логике новый Генеральный директор)?
3. Какой документ послужит основанием для перевода? Может ли им быть протокол ОСУ, если учесть, что ОСУ не вправе решать вопросы, не отнесенные к его компетенции. Оно вправе только досрочно прекратить полномочия руководителя (Генерального директора), а перевод работников относится к компетенции руководителя.
4. Какие записи делаются в трудовой книжке старого руководителя? Запись о переводе на основании приказа? Правильно ли это, ведь основанием снятия с должности руководителя является Протокол ОСУ?
5. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, в то же время увольнение руководителя (Генерального директора) может быть произведено независимо от его согласия.
6. Под переводом понимается изменение трудовой функции работника, однако при переводе руководителя (Генерального директора) меняется не просто трудовая функция, меняются условия оплаты, изменяются особенности регулирования его труда, меняется перечень оснований для увольнения, срочный договор меняется на неопределенный срок, его деятельность перестает регулироваться учредительными документами компании и пр.

Выводы:
На наш взгляд, перевод руководителя организации (перевод Генерального директора) на другую должность не является абсолютно корректным с точки зрения законодательства, т.к. существуют нормы законодательства, косвенно противоречащие такому действию, однако одновременно не существует и прямого запрета на такой способ.
Поэтому рекомендуется осуществлять перевод руководителя (Генерального директора) через «увольнение-прием», но при этом иметь ввиду, что и прямой перевод не влечет существенных нарушений закона и может быть осуществлен, что и имеет зачастую место на практике.
При этом последовательность действий представляется такой:
- ОСУ прекращает полномочия прежнего руководителя и избирает нового;
- новый руководитель принимает на работу бывшего руководителя уже в другой должности.

Вариант 1: увольнение-прием

Руководитель компании может быть уволен по тем же основаниям, что и прочие работники. Однако процедура увольнения руководителя имеет некоторые особенности.

Если по собственному желанию, то срок предупреждения об увольнении в этом случае составляет не менее одного месяца (ст. 280 ТК РФ). Заявление директора об увольнении по собственному желанию адресуют общему собранию участников (акционеров) общества, совету директоров (наблюдательному совету).

Решение о расторжении трудового договора независимо от того, кто является инициатором увольнения, в ООО принимает общее собрание участников общества, а в АО - общее собрание акционеров или совет директоров (наблюдательный совет). Решение оформляют протоколом. В одном и том же протоколе допустимо зафиксировать решения и о расторжении трудового договора с действующим директором, и об избрании нового. Дата увольнения предыдущего руководителя и дата выхода на работу нового ни в коем случае не должны совпадать. Далее издается приказ по основной деятельности о сложении директором полномочий.

Целесообразно также издать кадровый приказ по унифицированной форме N Т-8, а на его основании составить записку-расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма N Т-61). Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

№ записи

Протокол от 09.03.2008г. №5, Приказ от 11.03.2008г. № 14

Уволен в связи с принятием собранием акционеров решения о досрочном прекращении трудового договора, пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Инспектор (подпись) Иванова А.А.

(подпись работника )

Приказ от 10.06.2010 №7

Открытое акционерное общество «Калина» (ОАО «Калина»)

Приказ от 11.06.2010 №8

Образец приказа о сложении полномочий генерального директора

Открытое акционерное общество «Калина»

Приказ N 7
о сложении полномочий генерального директора

Досрочно слагаю с себя полномочия генерального директора 10 июня 2010 года на основании решения общего собрания участников общества (протокол N18 от 08.06.2010).

Генеральный директор подпись Иванов И.И.

Ситуация 2.

Работника необходимо перевести на должность руководителя (Генерального руководителя) организации. Технически это возможно, однако при этом возникает ряд правовых коллизий, которые необходимо решать и любое решение не будет полностью соответствовать букве закона.

1. Кто должен подписывать изменение к трудовому договору с новым руководителем (Генеральным директором) – старый руководитель, или Председатель ОСУ/ОСА (далее – ОСУ)?
2. Кто должен подписывать приказ о переводе нового руководителя (Генерального директора)?
3. Какой документ послужит основанием для перевода руководителя (Генерального директора)? Может ли им быть протокол ОСУ, если учесть, что ОСУ не вправе решать вопросы, не отнесенные к его компетенции. Оно вправе только избрать руководителя (Генерального директора), а перевод работников относится к компетенции руководителя.
4. Какие записи делаются в трудовой книжке нового руководителя (Генерального директора)? Запись о переводе на основании приказа? Правильно ли это, ведь основанием принятия руководителя на работу является Протокол ОСУ?
5. Под переводом понимается изменение трудовой функции работника, однако при переводе руководителя (Генерального директора)меняется не просто трудовая функция, меняются условия оплаты, изменяются особенности регулирования его труда, меняется перечень оснований для увольнения, договор меняется на срочный, его деятельность начинает регулироваться учредительными документами компании и пр.

Выводы:
На наш взгляд, перевод работника на должность руководителя организации (Генерального директора) не является абсолютно корректным с точки зрения законодательства, т.к. существуют косвенные нормы законодательства, противоречащие такому действию, однако одновременно не существует и прямого запрета на такой способ.
Поэтому рекомендуется осуществлять перевод на должность руководителя (Генерального директора) через «увольнение-прием», но при этом иметь ввиду, что и прямой перевод не влечет существенных нарушений закона и может быть осуществлен, что и имеет зачастую место на практике.

Вариант 1: «увольнение-прием»

Запись в трудовой книжке выглядит следующим образом:

Сведения о работе АТ-VIII N 4560181

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись

№ записи

Открытое акционерное общество «Калина» (ОАО «Калина»)

Принят на должность коммерческого директора

Приказ от 11.03.2008г. №7

Уволен по собственному желанию, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Инспектор (подпись) Иванова А. А. М.П.

(подпись работника )

Приказ от 15.04.2009 №8

Открытое акционерное общество «Калина» (ОАО «Калина»)

Назначен на должность генерального директора

Протокол от 16.04.2009г. №5, Приказ от 16.04.2009г. № 9

Вариант 2: перевод

Нередко бывают ситуации, когда на должность руководителя компании назначают работника, который уже состоит с ней в трудовых отношениях. В этом случае также оформляют протокол и приказ о вступлении в должность. В обязательном порядке заключают дополнительное соглашение к трудовому договору и издают кадровый приказ о переводе работника на другую работу согласно унифицированной форме N Т-5 (утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).

Запись в трудовой книжке выглядит следующим образом:

Сведения о работе АТ-VIII N 4560181

№ записи

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись

Принят на должность коммерческого директора

Приказ от 11.03.2008г. №7

Переведен на должность генерального директора

Протокол от 08.06.2010г. №5

Образец протокола общего собрания участников общества:

Общество с ограниченной ответственностью «Стандарт»

Протокол
общего собрания участников общества

Председательствующий - Иванов И.И.

Секретарь - Петрова Г.П.

Присутствовали: 8 человек (список прилагается)

Повестка дня:

Об избрании на должность генерального директора общества Фролова А.А., занимающего в настоящее время должность коммерческого директора общества, в порядке перевода. Сообщение председателя Правления общества Иванова И.И.

1. Слушали:

Иванова И.И., председателя Правления общества - "Предлагаю рассмотреть для избрания на должность генерального директора общества кандидатуру Фролова Александра Алексеевича, 1968 г.р., паспорт: 45 01 N 654321, выдан РОВД "Ленинский" 02.02.2002 г., проживающего Москва, Ленинский проспект, д. 36, кв. 134. Крюков К.М. имеет высшее образование (юриспруденция), обладает достаточным опытом руководящей работы. С 2008 г. по настоящее время успешно справляется с обязанностями коммерческого директора общества. Согласно Уставу общества, предлагаю избрать Фролова А.А. на должность генерального директора общества и оформить продолжение трудовых отношений с ним в порядке перевода с должности коммерческого директора".

Выступили:

Комаров В.Д., участник общества - поддержал кандидатуру Фролова А.А.., охарактеризовал его как хорошего организатора, добросовестного работника, успешного руководителя.

Белкин В.И., участник общества - подчеркнул, что хорошо знаком с работой Фролова А.А. в период его руководства коммерческой службой общества, поддержал предложение об избрании Фролова А.А. на должность генерального директора общества.

Постановили:

Избрать Фролова А.А. (паспорт: 45 01 N 654321, выдан РОВД "Ленинский" 02.02.2002, проживающего: Москва, Ленинский проспект, д. 36, кв. 134, на должность генерального директора общества и оформить продолжение трудовых отношений с ним в порядке перевода с должности коммерческого директора с 08.06.2010.

Председательствующий Подпись И.И. Иванов

Секретарь Подпись Г.П. Петрова

С протоколом ознакомлен: Подпись А.А.Фролов

В дело N 06-15

Подпись 10.06.2010

Образец приказа о приеме на работу

Общество с ограниченной ответственностью «Стандарт»

Приказ N 7
о вступлении в должность генерального директора

Приступаю к исполнению обязанностей генерального директора ООО «Стандарт» с 10 июня 2010г. года на основании решения общего собрания участников общества (протокол N 5 от 08.06.2010).

Генеральный директор подпись А.А.Фролов

НПА (нормативно-правовые акты)

ТК РФ
Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Статья 72.1. Перевод на другую работу. Перемещение
Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.

Статья 275. Заключение трудового договора с руководителем организации
Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

ФЗ ОООО
Статья 40. Единоличный исполнительный орган общества
1. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.
Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.