Технологическая карта занятие по экологии. Технологическая карта организованной учебной деятельности. Экология

- Ребята, кто-то звонит. Алло? Голос: Это детский сад « Арман »? Группа « Айголек » ? Здравствуйте, дорогие внучата! Это я, старенькая бабушка Маша. Приезжайте ко мне скорее в деревню. - Дорогая бабушка Маша, что случилось? Бабушка: - Мне очень нужна ваша помощь. Приезжайте, я все вам расскажу. - Ну что же, ребята? Поедем, узнаем, что случилось и чем мы сможем помочь? Дети, садимся на ковер-самолет Зрительная гимнастика Пролетает самолет, С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, посмотрел. Я мотор завожу И внимательно гляжу. Поднимаюсь в высь , лечу, Возвращаться не хочу. - А теперь закрыли глаза. Выношу бабушку на руке из кукольного театра. Бабушка: - Здравствуйте, дети! Как я рада видеть вас у себя в гостях! - Здравствуй, бабушка! С ә лемет сіз бе, әже! Что у тебя случилось? Бабушка: - Да вот, стали мы с дедом огород сажать. И капусту, и картошку, и морковь, и лук. Почти все посадили. Хотели еще горох посадить, да у деда спина разболелась. Совсем старый стал. Отправила его в больницу лечиться. А сама без помощи я не справлюсь. А уж дед-то как вам благодарен будет. Очень он любит овощной суп. - Конечно же мы тебе поможем, бабушка. Но сначала мы расскажем какие овощи нужны для приготовления овощного супа. Дидактическая игра варим суп> (на доске набор картинок из серии. - А я знаю стихи про овощи и за гадки про горох. Садись бабушка и вы, ребята, послушай те . (Чтение стихов Ю. Тувима , загадки). Овощи Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, в морковку , горох, Петрушку и свеклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе - Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался не плох! Загадываю Загадки Бабушка: Пальчиковая гимнастика: Палец толстый и большой, В сад за сливами пошел. Указательный с порога Указал ему дорогу. Палец средний самый сильный. Он сбивает с ветки сливы. - Странно, а почему бабушка заговорила с нами про сливу? Правильно, она тоже растет на земле, в огороде или саду. Давайте вспомним, какие еще фрукты растут в саду? Обращаю внимание на плакат с изображение фруктов. Игра а и нет>. (Если дети согласны, то они должны сказать , если не согласны -) На огороде растут: картошка, капуста, яблоки, груши, свекла, морковь. В огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку, сливы. В саду растут: груши, малина, кабачки, картофель, булки, яблоки, смородина. - Молодцы! Правильно всё отгадали, где, что растет . Физминутка : Мы веселые ребята Любим бегать и скакать А сейчас мы вам покажем, Как умеем мы сажать. Фартуки мы одеваем, Нарукавники берем. Здесь горох, горох сажаем, Дружно песенку поем! Бабушка: Спасибо, ребята, помогли. - Но нам пора возвращаться назад в детский сад. Садитесь на ковер, полетели. Играет спокойная музыка. Вот мы и прилетели. Открывайте глаза. Скажите: Где мы побывали? У кого? Что делали? Вы рады, что смогли помочь старенькой бабушке? Что больше всего вам запомнилось?

Конспект урока окружающего мира в 3 классе.

Тема урока: «Экологическая безопасность.»

Цели урока:

Формирование личностных УУД

    формировать ценностное отношение учащихся к окружающей природе;

    помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

Формирование познавательных УУД:

содействовать развитию у школьников умений выделять главное в тексте, анализировать текст.

создать условия для развития умения формулировать и решать проблемы, предлагая разные пути их решения.

Формирование регулятивных УУД:

    обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

    создавать у школьников умение работать во времени;

    содействовать умению осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

Развитие коммуникативной культуры школьников:

    содействовать развитию у детей умения общаться;

    обеспечить развитию у школьников монологической и диалогической речи

Предметные цели:

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил экологической безопасности

обеспечить закрепление понятий «экология», «экологическая безопасность», «круговорот веществ в природе», «экологические проблемы».

Действия педагога

Действия обучающегося

    Самоопределение к деятельности. Орг.момент.

Убедитесь, что рабочее место готово к уроку. Все лежит на местах, расположено удобно для вас. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

Проверяют порядок на рабочем месте, желают успеха на уроке.

Учащиеся распределяют обязанности внутри группы, заносят их в рабочий листок.

    Актуализация знаний, мотивация.

Предлагает решить кроссворд, составленный из слов, связанных с темой урока. В результате заполнения кроссворда дети должны получить ключевое слово урока – ЭКОЛОГИЯ

Проверка правильности работы проводиться по готовому образцу, подготовленному учителем.

Учащиеся решают кроссворд, работая в группе. проводят проверку правильности выполненной работы по готовому образцу, предложенному учителем. Оценивают свою работу на рабочем листке.

Уточняют понятие слова ЭКОЛОГИЯ. высказывают свое мнение об известных им экологических проблемах, существующих в нашем городе.

Заполняют рабочую табличку урока (знаю –хочу узнать – результат моей работы на уроке)

    Постановка учебной задачи

Учитель организует фронтальную беседу, подводящую к созданию проблемной ситуации и формулировке темы урока.

Какие экологические проблемы можно решить в одно мгновение?

Как жить человеку, чтобы уменьшить воздействие загрязненной окружающей среды на организм человека?

Как мы будем с вами работать сегодня?

Чему еще мы будем учиться на уроке?

В ходе беседы формулируют необходимость соблюдения каких-то правил поведения, которые помогут сделать влияние окружающей среды более безопасной.

Учащиеся формулируют цель и задачи урока совместно с учителем.

    Решение учебной задачи.

Учитель сообщает тему исследования каждой группы, контролирует ход работы в каждой группе, консультирует в случае затруднения в работе групп.

Учащиеся, получив задание самостоятельно составляют правила экологической безопасности, записывают их на листочек, создают условный знак, иллюстрирующий одно из этих правил.

    Первичное закрепление

Учитель организует выступление рабочих групп, уточняет знания, полученные в ходе самостоятельной работы, демонстрирует с помощью документ -камеры знак иллюстрирующий правила экологической безопасности, разработанный учащимися.

Учащиеся афишируют выполненную работу, объясняют знак экологической безопасности, придуманный группой, отвечают на вопросы своих одноклассников, уточняют полученные знания.

    Обобщение усвоенного и использование его при решении практических задач.

Учитель предлагает детям ответить на проблемный вопрос, связанный с экологической обстановкой в микрорайоне школы.

Учащиеся в группе обсуждают проблему, предлагают свой вариант ответа на поставленный вопрос.

Учитель организует оценку деятельности команды на уроке, используя рабочий лист и условные обозначения (+, !)

Учащиеся обсуждают долю участия каждого члена команды, правильность ответов, активность. Свою оценку заносят рабочий лист команды. Афишируют свое мнение по просьбе учителя.

    Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Учитель организует работу по подведению итогов деятельности на уроке. Итог предлагает занести в индивидуальный рабочий лист.

Учащиеся сравнивают результат, полученный на уроке с целью урока, анализируют и заполняют последнюю графу индивидуального рабочего листа, афишируют свои записи по желанию.

Если было легко, все задания посильны – смайлик веселый, если были затруднения, с которыми справились – смайлик серьезный, если затруднения большие, справиться с ними не удалось – грустный смайлик.

Задания для коллективного обсуждения в группах в качестве итогового повторения.

Летом прошлого года в школьном саду созрел богатый урожай яблок. Ребята решили собрать урожай и отдать в зоопарк для кормления животных. Но работники отказались принимать яблоки из нашего сада, сказав, что животным их есть нельзя. Объясните, почему работники зоопарка приняли такое решение?

Недалеко от школы есть Ольгинский пруд, который вам хорошо известен. На берегу пруда оборудован песчаный пляж, но каждый год на пляже устанавливают табличку «Купаться запрещено». Как вы думаете, почему считают, что вода в пруду грязная, хотя в него не сливают отходы предприятия?

На территории школьного стадиона есть футбольное поле с хорошим газоном. Многие владельцы собак любят выгуливать собак на этом газоне, однако сторож школы не разрешает им это делать. Почему? Он не любит собак или есть другая причина?

Наша школа расположена в микрорайоне, где есть два больших парка – Удельный и Сосновка. Можно ли считать, что в районе школы воздух чистый и экологическая обстановка нормальная?

Индивидуальный рабочий лист учащегося.

Что я знаю по теме урока

Что хотел бы узнать

Что я знаю по теме урока

Что хотел бы узнать

Результат моей работы на уроке.

Что я знаю по теме урока

Что хотел бы узнать

Результат моей работы на уроке.

Задания для коллективной работы в группах в течение урока.

Прочитайте текст учебника на стр. 31-32. Составьте модель «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека».

Подготовьтесь рассказать, как происходит поступление загрязняющих веществ в организм человека.

Прочитайте текст учебника на странице 33-34. Составьте правила как защититься от загрязненного воздуха. Придумайте и нарисуйте условный знак к вашим правилам. Подготовьте вопросы для ребят, чтобы проверить их знания по теме «Как защититься от загрязненного воздуха» .____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст учебника на странице 34. Составьте правила как защититься от загрязненной воды. Придумайте и нарисуйте условный знак к вашим правилам. Подготовьте вопросы для ребят, чтобы проверить их знания по теме «Как защититься от загрязненной воды».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст учебника на странице 35. Составьте правила, как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания. Придумайте и нарисуйте условный знак к вашим правилам. Подготовьте вопросы для ребят, чтобы проверить их знания по теме «Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кроссворд для актуализации опорных знаний

    Назовите одним словом: трава, кролик, лиса,

    Верхний плодородный слой земли.

    Какой газ необходим человеку д ля дыхания?

    Какое вещество можно встретить на Земле сразу в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном?

    Вещество, от которого зависит плодородие почвы.

    Живые организмы, которые имеют признаки животных и растений, поэтому выделены учеными в отдельную группу, являются мусорщиками.

    Назовите одним словом: трава, кролик, лиса,

    Верхний плодородный слой земли.

    Какой газ необходим человеку д ля дыхания?

    Какое вещество можно встретить на Земле сразу в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном?

    Вещество, от которого зависит плодородие почвы.

    Живые организмы, которые имеют признаки животных и растений, поэтому выделены учеными в отдельную группу, являются мусорщиками.

    Назовите одним словом: трава, кролик, лиса,

    Верхний плодородный слой земли.

    Какой газ необходим человеку д ля дыхания?

    Какое вещество можно встретить на Земле сразу в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном?

    Вещество, от которого зависит плодородие почвы.

    Живые организмы, которые имеют признаки животных и растений, поэтому выделены учеными в отдельную группу, являются мусорщиками.

Технологическая карта занятия реализующего ФГОС

Занятие «Планета Земля в опасности»

Педагог дополнительного образования

Баумова Лидия Дмитриевна

Г. Орёл, 2016

Технологическая карта занятия, реализующего ФГОС

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Форма: занятие

Класс - 1 класс

Тема: Планета Земля в опасности

Цель : формирование экологического сознания и мышления младших школьников на основе активной жизненной позиции, воспитание у учащихся любви к природе и правильному поведению в лесу.

Задачи:

- развитие умений вести рассуждения;

Формирование умений аргументировать свою точку зрения;

Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится:

Выделять главную мысль из высказываний;

Отвечать на вопросы по содержанию мероприятия;

Формулировать несложные выводы;

Эмоционально реагировать на события мероприятия;

Выражать свои мысли в монологическом высказывании, вести диалог;

Отвечать на вопросы педагога и одноклассников;

- осмысливать нравственные жизненные ценности;

- выражать своё мнение на высказывания и поступки людей;

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Обучающийся получит возможность научиться:

Познавательные:

Обучающийся научится:

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Пользоваться знаками, таблицами, диаграммами, моделями, схемами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Строить понятные для партнёра высказывания;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Обучающийся получит возможность научиться:

- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные:

Чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

Расширение кругозора, знаний по окружающему миру, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей природы.

-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

Экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
- чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Словарь : антонимов русского языка

Ресурсы: Информационные ресурсы.

Оборудование: листы формата А – 4.

Подготовительный этап: подготовка оборудования к занятию.

Этап (+время)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

Дорогие ребята я приглашаю вас на необычное занятие.

Слушают педагога. Рассматривают оформление доски. Пытаются во внутреннем плане сформулировать тему занятия.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебную задачу.

2 этап. Мотивация

1) Стимулирует интерес учащихся к занятию.

Отгадайте загадку.

Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети. (Земля)

- О чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем занятии?

Дети отгадывают.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

3 этап. Актуализация знаний

Послушайте экологическую сказку «Доктор Планет Планетович»

На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как же на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую, как на планете Земля. От сложнейшей работы его отвлек телефонный звонок. – Кто звонит? - Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь! – Что случилось? - я вся изрезана, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди. – Вылетаю немедленно. Доктор очень быстро, всего через каких-то 20 минут прибыл на Землю. Осмотрев бедняжку, задумался: перевязать раны цветным бинтом или белым? Решив, что такая красавица, как Земля, заслуживает лучшего, достал 100.000.000.000 км цветного бинта и перевязал порезы. Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал с Земли: - Вам нужна живая планета! – Люди! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках!

- Как вы считаете, о чем и почему заставляет нас задуматься доктор Планет Планетович? (ответы детей )

Дети слушают сказку.

Дети отвечают на вопрос и аргументируют своё мнение.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

Обучающийся научится:

Пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными педагогом;

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

Контролировать свои действия в групповой работе.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)

Дать понять, что Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем стало трудно дышать. Люди и животные болеют. Как мы можем помочь нашей Планете?

Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия.

Тема нашего занятия: «Природа и творчество» (показывается красочная запись на доске).

Прочитайте тему занятия.

Как вы думаете, какое ключевое слово в нашей теме?

Давайте попробуем поставить задачи к нашему занятию.

Молодцы! Вы правильно определили тему занятия и поставили задачи.

Тема нашего занятия: «Планета Земля в опасности» (показывается красочная запись на доске).

Ключевые слова в нашей теме «Планета», «Земля», «в опасности»

Я считаю, что все слова ключевые, потому что они все главные.

Задачи к теме занятия:

Разобраться, почему Планета Земля в опасности;

Подумать, какую помощь мы можем ей оказать;

Научиться задавать вопросы и находить на них ответы;

Научимся рассуждать и искать информацию.

Регулятивные:

Обучающийся получит возможность научиться:

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации.

Итак, учимся рассуждать и искать информацию.

Я вам раздаю листы с информацией. Каждая группа ищет информацию по теме.

Листы с информацией.

1 – я группа.

За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истощается озоновый слой Земли, появляются так называемые озоновые дыры: над Антарктидой, Арктикой, Европой, Москвой (показывает на карте.)

Кислорода на Земле становится всё меньше и меньше, а выхлопных газов от автомобильного транспорта всё больше, металлургических заводов и химических фабрик, теплоэлектростанций, транспорта всё больше и больше.

2 – я группа.

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка.

В результате деятельности человека во многих реках уже нельзя купаться.

3 - я группа.

За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.

Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

4 – я группа.

Никто не станет спорить с тем, что нефть необходима человечеству. И не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. А в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в море.

Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого.

- Давайте сделаем вывод из прослушанной информации.

Работают с разными источниками

информации (специальные рабочие листы, объяснение учителя, словари)

Работают в группах над решением

учебной задачи.

- Фиксируют на листах свое «открытие».

Работают по алгоритму или составляют план действий

алгоритм и выполняют учебные действия

Делают выводы о полноте и правильности информации.

Вступают в диалог

Выполняют задания учителя

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по

учебной проблеме.

После выступлений представителей групп, дети делают выводы.

- В экологических катастрофах большей частью виноваты сами люди.

- Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живём, работаем, учимся. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя здесь чувствуем?

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Обучающийся научится:

Пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными педагогом;

Ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать другое мнение и позицию;

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать речь для планирования своей деятельности;

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

На данном этапе происходит

- повторение и закрепление

материала,

- тренировка навыков использования

нового знания,

- установление связей между новым

и ранее изученным материалом.

- Давайте начнём с малого. Чем же мы можем помочь нашей планете?

Включается запись школьного шума в перемену.

Вы когда – нибудь прислушивались, как шумно в коридорах нашей школы?

- Как мы можем решить проблему шума?

- Какая ещё из проблем может быть нами решена?

Я предлагаю поиграть в игру «Устами младенца, или не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)»

Задание первое:

1. Его производит обыкновенная корова.

2. В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения.

3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4. При попадании в водоёмы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.

5. Его необходимо компостировать.

Задание второе:

1 . У меня очень много игрушек сделано из неё.

2. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать.

3. Предметы, сделанные из неё, весят очень мало.

4. Если её поджечь, то появится чёрный едкий дым.

5. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.

(Пластмасса).

Задание третье:

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

Задание четвёртое:

1. Это получается, когда становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Это можно переплавить, чтобы сделать что – то новое.

5. Это бывает цветным, и его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги.

(Металлолом).

Задание пятое:

1. Её изобрели китайцы.

2. У нас её получают из древесины.

3. Она легко горит.

4. Из неё получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.

Задание шестое.

1. Его много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин.

3. От него люди болеют. Много нервничают, громко кричат, и его становится ещё больше.

4. Его издают разные приборы и машины.

5. Он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик.

Обобщение по ключевым словам, которые на доске появились в ходе выполнения заданий.

Давайте проведём задание «Что может сделать один, когда Планета Земля в опасности?»

Задание – закончить фразы:

1. Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…(использовать много раз, сдать в магазин.)

2. Одежду, которую ты не носишь, можно…(отдать нуждающимся.)

3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут…(кому – то понадобиться.)

4. Узнай, где поблизости есть пункт приёма макулатуры, и …(сдай туда ненужную бумагу.)

5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы…(её выбрасывать.)

6. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно…(сдать.)

7. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически …(не разлагается в природе.)

Обобщение.

Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Творческая работа в группах. Все дети инициативны.

Презентация мини – проектов каждой группы.

Рассказывает подготовленный ученик.

«Обуздание» шума – одна из острейших проблем 21 века. Ещё в 1955 году один американский журнал писал о «стихии шума, захлёстывающей улицы, заводы, дома и небо». По мнению учёных, США уже достигли опасного уровня. «Шум, - заявил американский специалист по шуму Клудсен, - такой же медленный убийца».

- Вести себя спокойно, стараться не шуметь.

Информация (ученик). Замечено, что шумы природного происхождения: шум морского прибоя, шум дождя, шелест листвы, журчание ручья – благоприятно влияют на организм человека: они успокаивают, расслабляют. А вот производственный или транспортный шум утомляет, давит, мешает человеку сосредоточиться.

- Мусор в природе: на улицах, в лесу, на площадках.

Выступления детей в диалогической или монологической речи.

Отгадки на задания «слова» вывешиваются на доске.

Выводы:

- Нужно беречь окружающую природу.

- Вдумчиво относится к утилизации отходов.

- Не создавать лишнего шума.

- Соблюдать правила поведения в лесу.

Ответы на задания «Что может сделать один, когда Планета Земля в опасности?»

Обобщение. Ответы детей в краткой форме.

Чтобы помочь нашей Планете, надо научиться любить природу, любить её с детства.

Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Этим занимаются люди, которые называются экологами.

Нужно помогать экологам сохранять нашу Планету.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

Понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

Интерес к материалу занятия;

Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

Знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

Ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Обучающийся научится:

Пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными педагогом;

Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать другое мнение и позицию;

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока и эмоционального отношения к своей учебной деятельности.

Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Давайте вспомним цель нашего занятия!

Какие задачи мы ставили перед собой?

Рефлексия «Дополни предложение»

На занятии мне больше всего запомнилось….

Меня удивило то, что …

Дома я расскажу…

Я встретился с трудностью при…

Я узнал…

У меня хорошо получилось…

Ещё мне хотелось бы узнать…

Знания, полученные на занятии, я могу использовать…

Лучше всех на занятии работал…

Материал занятия понял, но …

Определяют степень соответствия поставленной цели и

результатов деятельности: называют тему и задачи урока,

отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся

эпизоды занятия, высказывают оценочные суждения.

Определяют степень своего продвижения к цели

(самооценка).

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы

одноклассников, участников группы (взаимооценка).

Дети называют задачи и отвечают достигли мы их на занятии или нет.

Анализируют деятельность по достижению цели

Личностные… - объяснить самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, а что – нет;

- оценивать свои достижения, собственную учебную деятельность, степень самостоятельности.

- выражать свои эмоции и настроение.

Регулятивные: осознание качества уровня освоения и владения учебными действиями.

- осуществлять итоговый контроль

Коммуникативные:

- умение строить взаимодействие с учителем и учащимися.

- открыто выражать своё мнение и отношение к явлениям в жизни, аргументировать свою позицию.

8 этап. Домашнее задание

Если есть нарисовать по теме рисунок, то вы можете это сделать с удовольствием.

Дети по желанию выполняют творческие работы по теме занятия и делятся с родителями своими впечатлениями.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практического занятия № 1
по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Тема: Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.
Наименование работы: Решение экологических задач.
Цель занятия: Научиться анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: Рабочие тетради, инструкционные карты.
Место проведения: кабинет № 215
Основные правила технике безопасности на рабочем месте:
дисциплина;
точно выполнять указания преподавателя;
.
Литература: Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. – М.: «Дашков и К», 2007.-247 с.; Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. – М.: ФОРУМ-ИФРА-М, 2008. – 256 с.; Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2010. – 208 с.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

Дать понятие – природа.
Почему экология играет важную роль в современном мире?

Содержание работы
Взаимодействие человека и природы (социально-экономический аспект) – политика и стратегия в использовании природных ресурсов и в управлении реакциями общества на изменение ресурсных возможностей планеты и её отдельных регионов. Для общества природа имеет огромное социальное, производственное, экономическое, научное, оздоровительное значение. Социально-экономическое развитие человеческого общества всецело должно быть направлено на приспособление (адаптацию) человечества к условиям меняющейся среды. Верный подход в условиях современности заключается в ограниченном рациональном преобразовании природы для нужд развития человечества, которое также должно видоизменять свои инструменты в соответствии с ресурсными возможностями Земли.
В связи с развитием производительных сил общества увеличивается масса веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Человек преднамеренно и непреднамеренно воздействует на условия существования, идя вразрез с законами природы.
Человек познал законы, позволяющие ему создавать современные машины, но пока он не научился понимать, что существуют другие законы, которые, возможно, он ещё не знает, что в его взаимоотношениях с природой существует запретная черта, которую человек не имеет права переступить ни при каких обстоятельствах. Существует система запретов, нарушая которые он нарушает свое будущее». Даже открытые уже законы развития биосферы, общества человек постоянно нарушает в угоду сиюминутной выгоде, вызывая многочисленные локальные и региональные катастрофы, приближая глобальный экологический кризис.

Схема 1. Глобальные экологические проблемы

Задание 1. Решить экологические задачи:

1. В результате выброса пыли из заводской трубы образовалось аэрозольное облако, которое через 8 суток с дождями попало на землю. Какойпуть проделало облако, если ветер дул со скоростью 2, 5, 10, 15 м/сек.
Оцените экономические последствия от разлива нефти в результатеаварии танкера, если из пробоины вытекло 10, 20, 30 и 40 тыс. тонн нефти:
а) рассчитайте площадь морской поверхности, покрытой нефтью;
б) определите количество морской воды, лишенной кислорода, если1 тыс. т нефти покрывает площадь в 20 км2; если 1 кг нефти закрывает
доступ кислорода в 40 м3 морской воды.

Задание 2. Ответить на тест

1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука:
систематика;
зоология;
ботаника;
экология.
2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют:
абиотическими факторами;
биотическими факторами;
экологическими факторами;
движущими силами эволюции.
3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор:
ограничивающий;
оптимальный;
антропогенный;
биотический.
4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют:
видовое разнообразие;
биоценоз;
биомасса;
популяция.
5. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)
биомасса;
видовое разнообразие;
плотность популяции;
все перечисленное.
6. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания:
пищевая сеть;
пищевая цепь;
трофическая цепь;
цепь питания.
7. Самая низкая биомасса растений и продуктивность в:
степях;
тайге;
тропиках;
тундре.
8. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется:
плотностью популяции;
продуктивностью популяции;
саморегуляцией популяции;
восстановлением популяции.

9. Сигналом к сезонным изменениям является:
температура;
длина дня;
количество пищи;
взаимоотношения между организмами.
10. На зиму у растений откладываются запасные вещества:
белки;
жиры;
углеводы;
все перечисленные вещества.
11.Самая высокая продуктивность:
смешанные леса;
лиственные леса;
хвойные леса;
тропические леса.
12. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ
продуценты;
консументы;
редуценты;
детритофаги.
13. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему:
пищевая цепь;
пищевая сеть;
пищевой уровень;
пирамида численности.
14. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности:
фотопериодизм;
биологические ритмы;
биологические часы;
биотические факторы.
15. Приспособление животных к перенесению зимнего времени года:
зимний покой;
зимняя спячка;
остановка физиологических процессов;
анабиоз.

Контрольные вопросы:
Перечислите, глобальные экологические проблемы.
Что такое экологические факторы?

Преподаватель: Жиляева И.Н.

13PAGE 14215

Глобальные экологические проблемы

Загрязнение токсикантами среды

Радиоактивное загрязнение

Истощение «озонового слоя»

Парниковый эффект

Кислотные дожди

Деградация почв

Обезлесивание

Загрязнение океана

Фотохимический смог

Проблемы отходов

Опустынивание

Сокращение генофонда

Экология человека


Приложенные файлы

Сегодня мы отправляемся в чудесный мир природы.

А о чем мы будем говорить на этом занятии, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка

И бесцветная она,

И, как будто, не вкусна,

Но её, пока живём,

С удовольствием мы пьём.

Сегодня мы будем говорить о воде и о бережном отношении к ней.

Показ глобуса.

Кто мне скажет, что это такое? Да, это маленький макет нашей земли.

Скажите, пожалуйста, какого цвета больше на нашей планете? (Голубого)

Правильно ребята, большую часть нашей планеты занимают океаны, моря, озёра и реки.

Давайте скажем слова «вода», «река» на кзахском языке

Воды на нашей планете много, но вся ли она пригодна для питья? Конечно, нет. В морях и океанах вода, соленная ее нельзя пить. Поэтому мы должны, бережно относиться к воде. В пресной и в солёной воде живут рыбы и животные, растут растения.

Но случается, ребята, иногда и вот так. Хотите узнать как?

Рассказ о речке Прозрачной

Текла по равнине речка с чистой пречистой водой. И называлась она Прозрачная. Летом дети купались, рыбу ловили. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы заводу надо много воды, вот и проложили от завода к речке две трубы.

Проводится опыт .

Ребята у вас на столах стоит сок с трубочками. Попробуйте попить сок через трубочку.

Вот так по одной вода на завод вливается, по другой обратно в речку выливается.

Вливается чистая, прозрачная вода, а выливается грязная отработанная. И стала речка в этом месте, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака.

Ниже по течению построили еще один завод- завод резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную, отработанную воду. И стала речка, словно от досады, чернее сходящих с конвейера черных резиновых сапог.

Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной, даже разноцветной. Люди сердятся не умыться, не искупаться. А о рыбаках и говорить не приходится. И приключилась с ними вот такая история.

Инсценировка сказки

Жили-были старик со старухой на берегу речки Прозрачной. И вот однажды забросил дед невод и вытащил его не только с травою речною, но и с ржавыми банками и битыми бутылками. Закинул он невод во второй раз и выловил рваный башмак, пластиковые пакеты и прочий мусор. Ну а в третий раз, как и полагается, попалась старику золотая рыбка. И известное дело заговорила рыбка человеческим голосом. Ну, вот чудо: не стала золотая рыбка просить старика: мол, отпусти меня, старче, в речку. А наоборот, стала молить: только не отпускай меня, старче в речку, лучше отнеси меня домой и отпусти меня в аквариум с чистою, прозрачную водою. Отслужу тебе верой и правдой любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», разноцветной, а хочу остаться рыбкой золотою.

Грустная сказка, правда. Но люди любят наш общий дом, со всеми живущими на земле, и стараются сделать так, чтобы таких грустных историй было как можно меньше.

Вот об этом я вам расскажу чуть позже, а теперь давайте отдохнем.

Физминутка. «Рыбки»

Рыбки весело плескались.

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

Приседаем столько раз.

Сколько рыбок здесь у нас.

Однажды пожаловал на берег Разноцветной самый главный санитарный врач тех мест. На заводах побывал, всё разузнал и очень рассердился. Заводы, говорит, это очень хорошо, но и про людей, и окружающую их природу тоже нельзя забывать. Разве можно смириться с тем, чтобы купальщики выходили из воды разноцветными попугаями? Как это так людям в речке не искупаться, не умыться, ни рыбу наловить? И приказал срочно на всех заводах построить «водоочистители». Пусть испачканная в цехах вода там же чистится и отмывается. Послушались на всех трех заводах доброго совета, и красно- черно- зеленые в крапинку потоки, текущие из труб, иссякли. С этой поры речка Разноцветная, вновь стала речкой прозрачной, чистой: можешь купаться, и рыбу наловить и ухи наварить.

Ребята, а как называется наша речка?

Чистая в ней вода?

Когда то в нашей воде было много рыбы, раков. А сейчас раки пропали, потому что они живут только в чистой воде.

Минута поэзии:

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки

Ты береги нас, береги!

В тревоги рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек,

В тебя мы верим- не солги,

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус- шар земной, Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу, Я сберегу вас, сберегу!