Получают ли священники зарплату. Сколько получают священники в России


В последнее время все чаще люди стали критиковать православных священников. Львиная доля всей критики растет из убеждения, что священники очень неплохо зарабатывают. Не все интересуются какова реальная зарплата священника. И вот нехорошие персонажи через СМИ и Интернет раскручивают убеждение, что вроде как везде пухнут дети от нищеты и голода, а рядом ездят попы на майбахах.

Есть ли зарплата у церковнослужителей?

К требам относятся таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер.

Зарплата священника может быть как постоянной, так и зависеть от доходов храма, от времени года, от усердия самого священнослужителя.

Есть ли у священника зарплата?

— Фиксированного оклада священнослужители не имеют. Как правило, оплата труда зависит от уровня дохода храма и количества прихожан. Понятно, что в Москве денег на порядок больше, чем в умирающем селе. Собранные пожертвования распределяются на зарплаты, ремонт и прочие нужды епархии. Все священно­служители сегодня имеют трудовую книжку. Пенсию служителям церкви, так же как и мирянам, назначают в зависимости от трудового стажа.

Зарплата священника.

Приближается Рождество, и думая об этом празднике, мне вдруг пришла в голову мысль, а сколько же зарабатывают священники в РПЦ? Может быть, если зарплата хорошая, мне туда работать пойти?=))

Попытался покопаться в интеренете, выяснилось, что информации об этом немного. Официальной информации нет вообще. А та информация, которая есть, либо от СМИ никакого отношения к церкви не имеющих, либо от некоторых священников, с неслишком большим доходом, которым особо скрывать нечего — поэтому они и пишут.

Кто платит зарплату священникам

Представители различных религиозных организаций часто говорят, что священнослужитель – это не просто работа, а призвание, постоянное служение Богу и людям. Между тем с юридической точки зрения священнослужитель – такая же профессия, как и все остальные. Он тоже оканчивает высшее учебное заведение, устраивается на работу, получает зарплату и старается обеспечить себе достойную старость. Однако последнее дается с большим трудом.

Лепта в кармане священника

Соотношение богатства и бедности в жизни католического священнослужителя нередко становится объектом пристального внимания как прихожан, так и сторонних наблюдателей. Между тем жизнь священника в некоторых европейских странах, где католичество является господствующей конфессией, отличается от жизни его собратьев в России. О материальной стороне жизни католического духовенства в России в беседе с корреспондентом «НГР» Лидией ОРЛОВОЙ рассказал генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь КОВАЛЕВСКИЙ.

Нужно ли платить священникам зарплату?

Как сообщалось, волгоградский депутат от «Единой России» Роланд Херианов предложил приравнять священнослужителей к госслужащим и платить им зарплату. Свое предложение он обосновал тем, что «помимо текущих вопросов, связанных с работой храмов, священникам приходится ежедневно заботиться о благополучии своих семей. Многие православные батюшки являются многодетными отцами, воспитывают приемных детей.

Символ Веры

Условно украинских священнослужителей, независимо от подчинения тому или иному патриархату, можно разделить на два типа – «менеджеров» и «молитвенников».

Первые ищут спонсоров, отстраивают храмы, ездят на хороших авто. Вторые же уповают на милость Господнюю. И пока Господь им ее не послал – служат в недостроенных церквях и с трудом сводят концы с концами.

– Каждый выживает, как может, – объясняет епископ УПЦ КП Евстратий (в Киевской Митрополии Московского Патриархата о делах хозяйственных говорить отказались.

Сколько на самом деле зарабатывают священники?

Вот у нас тут отцы из разных епархий, из разных стран, давайте все здесь и отпишемся чтобы народ не строил иллюзий. Ну, хотя бы те, кому нечего скрывать.

В Одессе зарплата священника колеблется между 500 и 1000 гривен. Кроме зарплаты есть еще деньги которые верующие жертвуют за совершение треб (различных освящений и проч.). Хорошо, если набегает еще 1000. Но во многих храмах все требы оплачиваются через храмовую кассу, соответственно священник их не видит.

Тема: Должен ли священнослужитель получать зарплату?

Вопрос возник такой. знаю у баптистов,пятидесятников и др.-церковь содержит пастора,у православных-не знаю,интерестно,также если есть оплата,то какова?знаю у Свидетелей Иеговы,старейшины не получают 3.п.,что считаю больше основано на Писании

Будет интересно узнать на основании каких мест Писания вы делаете вывод. что отказ от содержания пресвитера церковью «больше основано на Писании» .

Существует очень распространенный стереотип о том, что священник должен служить и трудиться бесплатно.

Это ошибочное мнение. Бессребреничество – добровольный аскетический подвиг, на который может отважиться с Божьей помощью и по благословению духовника любой человек. Такими, например, были святые Косма и Дамиан или великомученик и целитель Пантелеимон. Требовать же бессребреничества от белого (женатого) батюшки, у которого жена, трое, четверо, пять, восемь детей, нуждающиеся в еде, по крайней мере жестоко.

К тому же Священное Писание говорит нам вещи обратные. Вспомним Моисеев Закон. При разделе Земли обетованной левиты (ветхозаветные священники) не получили земного надела, так как они питались и существовали при Иерусалимском храме благодаря жертвоприношениям, подаяниям всего израильского народа. В Пятикнижии с арифметической точностью указывается, сколько туши жертвенного животного используется в богослужении, а сколько отдается священнику и его семье. Уже в Новом Завете Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос в наставлениях семидесяти апостолам говорит следующее: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои…» (Лк. 10:7). Данный евангельский стих очень легко соотнести с деятельностью приходского священника. Дом – это приход. Трудящийся – батюшка, который за свои труды (богослужения, крестины, погребения усопших, строительство храма, исповедь и причастие больных и умирающих, предстояние в молитве за население тех градов и весей, кои ему вверены, и прочее пастырское душепопечение) достоин награды.

Повторюсь. Согласно процитированному библейскому стиху, материальная поддержка священнослужителей и его семьи со стороны народа является прямым Божьим установлением. Человек, посвященный Господу, т. е. священнослужитель, освобождается от земных забот и хлопот для того, чтобы он у Престола Господнего предстоял за народ и молился за него. Вот какая вертикаль образуется в материально-финансовых взаимоотношениях пастырь–народ. Священник – это человек, который по большому счету не принадлежит себе. Он в ведении Бога и людей. Батюшка по первому зову должен откликаться на голос страждущих и нуждающихся. Когда меня рукоположили во иереи, я через некоторое время понял, что священническое служение чем-то сродни работе медика скорой помощи. Только вернулся со службы поздно вечером, устал, начал переодеваться и трапезничать – и вдруг к тебе бегут: «Батюшка, у бабушки инсульт, пожалуйста, сделайте что-нибудь!» И ты, бросив все, превозмогая усталость, впрыгиваешь в машину и «летишь» за запасными Святыми Дарами, чтобы успеть исповедовать и причастить страждущего. Такими случаями исполнена священническая жизнь. И, согласитесь, в это время, когда батюшка должен максимально сконцентрироваться на болящем, ему лучше не думать о том, что дома сидят голодные дети.

Также о священнической награде писал и святой первоверховный апостол Павел: «Не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18); «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1 Кор. 9:13).

По поводу первой цитаты божественного Павла святитель Феофан Затворник отмечал: «На Востоке молотят волами. Разбросают на току пшеницу или ячмень снопами развязанными и водят по ним волов, пару, две и три. Они ногами своими изомнут все в мелкие частицы. Тогда отвеют, и зерно получат. Этих молотящих волов уста закон запрещал завязывать. Это можно применить и ко всем трудящимся. Святой Павел применяет это к апостолам, трудящимся в проповеди, давая мысль, что если б ученики не содержали б апостолов, то это похоже было бы на то, как жестокий хозяин заграждал бы уста молотящих волов, что закон запрещает». Эту мысль святителя Феофана можно применить, конечно же, и к священникам. Здесь аллегория такова: они – как волы, которые в наших душах своим трудом распространяют слово Божие, и народ не должен быть жесток к своим пастырям.

Теперь о прозе жизни…

Зарплата священнослужителя формируется по-разному. В каждом храме свои особенности на этот счет. В городе, как правило, у штатного клирика, например собора, есть ставка. Она сравнительно невелика, в пределах минимальной зарплаты. Также священник с каждой требы, совершенной в соборе или храме, имеет четвертую или третью часть от пожертвования мирян.

В райцентре или в селе дело обстоит несколько сложнее. Теоретически священник также должен получать здесь зарплату, но, как правило, он ее не берет, потому что в церковной кассе почти всегда нет денег. Их едва хватает, чтобы свести концы с концами в храме: оплатить счета за электричество, отопление, ремонтные работы и прочее. В основном доход священника в маленьком городке или селе составляют пожертвования за требы. И, поверьте мне, это не такая большая сумма, как может показаться! Заправка бензином авто, его ремонт, медикаменты, счета за отопление, электричество и прочее «съедают» их очень быстро. К тому же треб в селах не так уж много. Часто приходится и крестить, и отпевать бесплатно, потому что в деревнях много бедных людей.
Нередко сельский священник, чтобы прокормить семью, вынужден держать большое хозяйство и обрабатывать огороды. И то, что он в этой ситуации с Божьей помощью не отчаялся, не приуныл, не бросил свое служение, но продолжает заботиться и о храме, и о прихожанах, и о многодетной семье – это подвиг.
Потому не спешите осуждать батюшек. «Толстый поп с колбасой на вилке за рулем «мерседеса» – это миф, придуманный богоборцами и дьяволом, чтобы внести в Церковь Божью раздор между пастырем и паствой.

Да, есть среди священников те, которые ездят на дорогих машинах. Но их из общего количества два-три процента. У большинства же «копейки», «таврии», в лучшем случае «ланосы». Конечно, есть среди батюшек и толстые (я, например), но их тоже два-три процента, как и в любом другом человеческом сообществе.

Потому, дорогие братья и сестры, берегите своих батюшек. Они – посредники между вами и Богом. Их главное служение – молитва – зачастую невидимо. Но преподобный Силуан Афонский говорил: «Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». Мы, священники, стараемся молиться за вас. Ваша же задача – доверять нам, чтобы в нашей многомиллионной церковной семье не было места раздорам и подозрениям, но мы бы спасались с Божьей помощью друг другом в любви и послушании…

Иерей Андрей Чиженко

The Village продолжает рассказывать, как устроен бюджет людей разных профессий. В новом выпуске - священник. В России церковь живет на пожертвования, зарплата священникам выплачивается из тех денег, которые собирает его же храм. Бюджеты небольшого деревенского храма с простыми прихожанами не сравним с доходом крупного столичного прихода, у которого есть ктиторы (крупные благотворители). И доходы, которые получают священники, могут отличаться в десятки раз. Приходской священник анонимно рассказал The Village, как получить место в богатом храме, на что живет приход, какова наценка на свечки и куда идут пожертвования.

Профессия

Священник

Доход

20 000–200 000 рублей

в среднем 70 000–120 000 рублей

Траты

4 000–5 000 рублей

оплата коммунальных услуг

15 000–20 000 рублей

продукты и кафе

20 000 рублей

бензин и обслуживание автомобиля

15 000–20 000 рублей

3 000 рублей

тренажерный зал

10 000–15 000 рублей

20 000–40 000 рублей

накопления

Духовное образование

Священниками становятся только те, кто получил духовное образование и окончил семинарию. Раньше было проще: обычный человек мог стать священником, если имел желание и долго прислуживал в церкви. Несколько лет назад семинарии приравняли к государственным вузам, но сделано это было только на бумаге, потому что на самом деле духовное образование сильно отличается от светского.

Вступительные экзамены в семинарию проводятся по Закону Божьему. Когда принимают ребенка в школу, требуют, чтобы он умел считать и писать. Здесь точно так же. Все то же самое ему будут преподавать в течение четырех лет, только углубленно. Основные предметы - Новый Завет, Ветхий Завет, библеистика, история церкви, история русской церкви. Чтобы диплом был приравнен к диплому бакалавра, добавили общеобразовательные предметы: русский язык, русскую литературу, иностранный. Полный список предметов зависит от места, где находится семинария.

Престижными считаются Московская духовная академия и семинария и Санкт-Петербургская семинария. Это давно существующие школы. В новообразованных или переделанных из училищ семинариях не дают как такового образования, обучение там основано на заповедях Русской православной церкви, а именно на послушании. Послушание - это, например, работа под началом своего собрата, чистка снега, уборка листьев, мытье полов и туалетов. Фактически это превращается в систему унижений, потому что провинившиеся делают такую работу чаще, чем понравившиеся начальству.

В семинарии есть должность помощника проректора по воспитательной работе. Он занимается распределением послушаний. Это такая психологическая «давилка» на более-менее свободолюбивых ребят, чтобы заставить их смирить свой пыл. Многие не выдерживают и уходят. Дежурные помощники так и говорят: «Ты пришел смиряться, отдать все и положить свою жизнь церкви». Здесь срабатывает эффект позвоночника: кто гибкий, тот освобождается от работы и потом получает лучшие места. Некоторых освобождают от грязной работы вовсе, если те приближаются к священнику и начинают заниматься церковной службой. Так выстраивается иерархия.

В моей семинарии воспитательную работу возглавлял очень мягкий человек. Сначала мне было удивительно, как он может быть лоялен к слабостям семинаристов, которым разрешается пить или курить. Потом я понял, что так определялись слабости человека, а потом его брали на крючок. Такие люди оставались как бы в кулаке и после окончания семинарии.

Сейчас почти в каждой епархии и митрополии большого областного центра есть семинария. Хотя это абсолютно не нужно: слишком много священников выпустили в последнее время. Если все «выйдут в поля», то не смогут себя прокормить. Поэтому кто-то ушел на светскую работу, а кто-то живет в деревне подсобным хозяйством. Чем дальше от центра, тем уровень семинарий ниже, несмотря на то, что диплом везде один.

Во время обучения бывают дежурства в храме и череды, когда студент помогает на клиросе, прислуживает на церковном богослужении, участвует в общей молитве. В каждом городе есть духовный глава - епископ, митрополит или архиепископ. Для его службы нужно большое количество церковных служителей. На эту роль берут ребят из семинарий. Те, кто более-менее способен к пению, долгим стояниям на службе и отличается представительским видом, становятся иподиаконами. Они помогают в богослужении - подают митрополиту свечу, снимают с него шапку, держат книгу и делают еще сто малозначимых мелочей.

Как стать священником

Человеку, который окончил семинарию, очень сложно устроиться на нормальную, «светскую», работу, поэтому он находится как бы в крепостническом положении и согласен выполнять то, на что обычный человек не согласится. У того, кто оканчивает семинарию, стоит выбор: либо он оканчивает ее неженатым и постригается в монашество (но редко кто выбирает такое - это сложно), либо ему срочно нужно жениться. От этого зависит, получит ли он место, рукоположение (посвящение в духовный сан. - Прим. ред.) и должность. Есть условный клуб православных девушек, которые общаются с учащимися семинарии и выбирают себе мужа.

Если семинарист очень удачливый, то он женится на дочери попа, и его определяют в тот же храм, где служит священником ее отец. В Петербурге были целые священнические семьи, кланы, династии, когда места в лучших центральных храмах передавались по наследству - от отца к сыну или к мужу дочери.

После женитьбы выпускник семинарии пишет на имя епископа прошение определить его в священники. Либо просит пострига в монашество, и уже после определения в монастырь может стать священником. После этого менять семейное положение или уходить из монастыря уже нельзя.

Все стараются выбить себе место через каких-то друзей, знакомых, покровителей. Могут договориться о практике - пойти в храм в качестве чтеца. Там уже священник смотрит, нужен ли ему такой потенциальный «коллега» или нет, сможет ли он с ним сработаться или нет. Обычно быстро берут глупеньких, которые не будут совать нос в дела, управление и финансы.

Церковная карьера

В церковной иерархии есть церковнослужители и священнослужители (вторые прошли рукоположение и могут совершать таинства и обряды). Промежуточное между ними звено - иподиаконы. Церковнослужители не допущены к совершению таинств, они лишь помогают в ведении служб. Священнослужители - это диаконы, потом иереи, то есть священники, которые могут совершать богослужения, выполнять любые требы и управлять приходом. Следом - архиереи, епископы, архиепископы, митрополиты и патриарх.

То, сколько времени у семинариста займет путь в священники, зависит от способностей конкретного человека. Можно пройти посвящение из иподиакона в дьяконы, а на следующий день стать иереем. Я знаю случаи, когда в 17 лет человек уже был священником. Вообще, после окончания семинарии в 21 год человек может стать священнослужителем. Если к этому времени он нашел себе место, то для посвящения нет никаких препятствий.

Обычные люди относятся к священнику с благоволением. Как правило, он не делает никакой грязной работы. Если это приход с большим количеством прихожан, нанимаются уборщицы, привратники, свечницы, а священник приходит только на службу. Если приход в деревне, то там доход небольшой и ему с матушкой приходится делать все самим.

Судьба священника зависит от симпатий начальства. Если человек очень способный, но неуживчивый, то у него не будет никакой карьеры. Способность к послушанию стоит на первом месте. Если у человека есть связи в миру, то его не будут продвигать, потому что это означает слишком большую самостоятельность. Как правило, карьеру делают напористые, не очень далекие и крайне лояльные к руководству люди. Такие мальчики могут в 22 года стать ректором гимназии или правой рукой епископа. Но обычно они остаются там ненадолго, потому что работа нервная и даже опасная. У человека сразу образуется множество завистников. А в юном возрасте сложно понять баланс сил, расстановки в городе или области, тем более, если мальчишка приехал из деревни. Где-то он перегибает палку, где-то срабатывает жадность.

В приходах своя история. Есть глава прихода. Это либо давно назначенный священник, либо молодой, который только что получил приход. Внутри прихода между священниками тоже постоянно идет борьба за влияние, власть и деньги. Новый человек начинает переманивать часть паствы, прихожан на свою сторону, старается им угодить, показать, что он гораздо лучше, чем предстоятель, чтобы со временем его заменили. Он перетягивает на свою сторону и влиятельных пожертвователей прихода, и самых активных бабушек, которые могут усложнить жизнь его начальству.

В первые века христианства было хорошо: священника избирали люди из своего состава там, где он проживал. Там до своей смерти он и оставался. Теперь в России перевод священников - дело очень частое. Сами священники уходят редко: если разочаровываются в христианстве вообще. Бывает, что священник разочаровался в религии, но остается служить все равно. Таких случаев больше, потому что человек, не имея профессии, не может никуда уйти.

Провинившегося могут сначала отправить в деревенский приход, потом в неоплачиваемый отпуск, а потом и вовсе уволить.

Увольняют за проступки, которые повлекли за собой публичный ущерб церкви. Провинившегося могут сначала отправить в деревенский приход, потом в неоплачиваемый отпуск, а потом и вовсе уволить. Не терпят пьянства. Но часто дела заминаются, если это удается. Если все попадает в газеты, как история про священника на большой машине, который сбил человека, его карьера заканчивается. В целом в личную жизнь никто не лезет, главное, чтобы никакие порочащие церковь действия не вышли в публичное пространство.

Каждый сам осознает, где он может остановиться. Чем выше по карьерной лестнице, тем выше конкуренция. Только очень хитрые и пронырливые люди могут балансировать между силой главы церкви, архиереем и теми, кто хочет их сместить. Это очень шаткое положение, и если раз его потерять, то сложно завоевать заново. Репутация в церкви очень важна.

На что живет приход

Приход живет только на пожертвования прихожан и захожан. Тех, кто приносит денежки, покупает свечи, иконки, крестики, записки, заказывает требы (священнодействия, которые совершает священник по просьбе отдельных людей - крещение, венчание, освящение и так далее. - Прим. ред.) . Тут месяц на месяц не приходится. Летом люди разъезжаются по дачам, и доход сразу падает. Самый большой доход приходится на Пасху, а также на рождественские и крещенские службы. Еще все зависит от места, где находится приход. Я знаю, что есть приходы, где и 10 тысяч рублей не наберется в месяц. Потому что там придут бабульки, принесут банку варенья, десяток яиц, конфеты, положат на канон и говорят: «Помяни моего дедушку». Большие храмы в областных городах могут иметь 1–2 миллиона рублей в месяц. Если храм в Москве, то доход может исчисляться миллионами. Этими деньгами распоряжается настоятель. Настоятель - глава юридического лица, местной православной религиозной организации. Храм не может считаться храмом, если на бумаге у государства не зарегистрирован.

Деньги, которые проходят через расчетный счет и отражаются в бухгалтерских документах, нельзя использовать нецелевым образом. Цели прописаны в уставе религиозной организации. Все такие поступления действительно идут на уставную деятельность. Неофициальные доходы у прихода возникают потому, что настоятель не хочет фиксировать большое количество денег. По разным причинам. Я знаю, что одного священника вызывали наверх, потому что на счету у прихода скопилась большая сумма, а он никуда не тратил. Его из-за этого сняли: надо уметь тратить любые суммы.

Самая большая наценка на свечи - в десятки раз. Это деньги из воздуха.

Не все пожертвования и деньги от продаж иконок проходят через бухгалтерию. Кстати, вы только думаете, что покупаете крестик в церкви, а на самом деле вы жертвуете рекомендуемую сумму, а взамен получаете крестик. Чисто юридически вы его потом не сможете вернуть, потому что получили его как бы бесплатно. В основном речь как раз об обычных пожертвованиях, когда дядечки и тетечки приносят деньги за свечечки. Если кто-то отстегнул миллиончик на новую колокольню, это большая редкость. В общем, основной доход - торговля православными сувенирами. Какую наценку делать на товары в церковной лавке, решает настоятель. Самая большая наценка на свечи - в десятки раз. Это деньги из воздуха.

Церковные предприятия вроде свечного заводика - это скорее исключение. В ручном труде задействовано много людей. Они должны где-то жить, их нужно кормить, заказывать производные для товаров. Это сложная схема, но без перспективы получения каких-то сногсшибательных доходов. Производство -затратное, а потому редкое явление. Если оно и есть, то это скорее социальная деятельность - занять людей или приютить бомжей.

Священники в России выполняют роль недопсихологов. С ними люди не лукавят, стараются рассказать самое сокровенное, легко идут на контакт. Если священника пригласили освящать квартиру, то стараются ему всячески угодить - таким образом завязываются отношения. Священник начинает поздравлять семью с праздниками, те в ответ приглашать его на семейные торжества. Более состоятельным людям священник, конечно, уделяет больше внимания, потому что они пожертвуют больше, чем какая-нибудь старушка. Бывает, священник, видит, что человек работает на заводе, и делится с ним, что вот, мол, строим колокольню, нужна сетка-рабица. И человек от чистого сердца сетку-рабицу несет. Бывает, приходят священники к директору организации и в лоб говорят: «У меня вот храм в вашем районе, нам нужна машина щебня». Но, как правило, это все же свободная воля. Или появился в области новый завод - приходит батюшка его освящать, а потом мельком говорит о проблемах прихода. Некоторые могут даже задружиться с директорами.

Крупные поступления редко бывают денежными - их часто дают строительными материалами, оплатой счетов за электричество, но не напрямую. Но некоторые конторы заинтересованы в выводе капитала через благотворительность, потому что очень сложно посчитать, сколько денег ушло на строительство храма. Бывает, что смета завышается в два раза.

Расходы

Самые крупные расходы - это содержание штата. На зарплаты и обязательные налоговые отчисления тратится около 40 % всей прибыли. Есть штатное расписание, где указаны все сотрудники: настоятель, священник, диаконы, свечницы, уборщицы, звонари. Если я глава прихода, могу нанять не свечницу, а владычицу морскую. Унифицированных окладов нет. Стараются делать не ниже прожиточного минимума, чтобы не было проблем с налоговой. Если человеку нужен стаж, оформляют его на полставки. Зарплата свечницы, допустим, 9 тысяч рублей. У священника чуть больше, чтобы как-то отличаться. Но там может быть что угодно написано - в основном по минимуму, чтобы платить поменьше налогов.

Другая официальная статья расходов - крупные закупки товаров. Здесь действуют вполне рыночные отношения, и настоятель старается найти, где подешевле. В течение года ему звонят разные поставщики, привозят образцы, присылают предложения на электронную почту. Если в ходу определенные серебряные крестики, их заказывают с запасом. Сейчас все просто: компании доставляют все что угодно. В РПЦ есть «Софрино» - это крупное предприятие, которое производит всю церковную утварь, иконы, сосуды для богослужений, иконостасы, свечи, облачения. Несмотря на то что это необязательный поставщик, каждая епархия должна оформить там заказ, чтобы загрузить производственные мощности. Обычно епархиям нужно закупиться в «Софрино» на несколько миллионов в год, чтобы не получить проблем с руководством.

Если приход очень богатый, то самое дорогое, что могут заказать, - иконостас. Заменить его или сделать новый стоит от 1,5 до 10 миллионов рублей. Хотя такие покупки редки даже в богатых храмах. В церквях на окраине иконостас часто печатают на фотобумаге, чтобы издалека не было понятно, икона это или репродукция. Кадила, литургические наборы, другие предметы богослужения могут стоить десятки и сотни тысяч рублей. Иногда такие подарки делает какой-нибудь богатей, который выбирает себе храмик и считается его покровителем.

Крупные расходы в приходе бывают, когда готовятся к приезду высокого чина. Некоторые священники в маленьких храмиках даже берут кредиты, чтобы накупить цветов. Так демонстрируют лояльность. Если архиерей один раз сказал священнику, что тут нужен забор, а там надо украсить дорожку, в следующий его приезд священник просто обязан поставить забор и постелить дорожку, даже если она пригодится всего один раз. Самодурство епископов не так глупо, как может показаться на первый взгляд. Это проверка послушания.

Отчисления

Нельзя занимать хорошее место, если не отстегиваешь наверх. Без этого священник не продержится и месяца. Каждый большой праздник глава епархии старается служить в крупных храмах. Там происходит передача денег, не только ему, но и всем, кто с ним служит, - каждому по конверту. Настоятель может отдавать больше половины (иногда доходит даже до 80 %) прибыли, которая вчерную идет мимо кассы, нигде не проходя по бумагам. Дальше все идет по цепочкам выше и выше. Одна цепочка очень короткая: в епархии, где мало священников, все отдают напрямую епископу. Если это большая разросшаяся бюрократическая машина, как в Московской области, то все идет через благочинных. Все это, помимо церковного налога (около 20%), который платится официально.

Церковная верхушка аккумулирует эти средства. Когда человек приходит на первый курс семинарии, он уже видит эту цель. Плох тот семинарист, который не хочет стать архиереем. Почему? Именно из-за благ, которые можно получать.

Через год после назначения епископ может купить дом где-нибудь в Италии.

Через год после назначения епископ может купить дом где-нибудь в Италии. Хранить деньги на счетах - дурной тон. Как правило, люди покупают себе дорогие украшения, кресты с драгоценными камнями, улучшают быт настолько, насколько это вообще возможно: обустраивают дом как барскую усадьбу, не отказываются от дорогих кушаний. Один человек при должности в Петербурге просил приносить ему устриц, чтобы они «аж пищали». Он ее кушает, а она пищит.

Доход священника

Рабочий день священника зависит от расписания богослужений. Как правило, утренняя служба начинается в 7–8 утра, а заканчивается в 11 часов. Потом садятся за трапезу прямо в храме или берут еду из дома, потому что утреннее богослужение совершается натощак. Священнику нельзя есть после полуночи, нельзя есть и пить до причащения во время богослужения. После этого священник устраивает себе небольшой отдых или у него назначены требы.

Требы - это частные богослужения, которые люди заказывают для себя: венчание, освящение, отпевание, беседы перед крещением. Всем этим занимается батюшка. Доход рядового священника складывается из оклада и денег, полученных от треб.

Рекомендованная сумма пожертвований за требы ограничивается только фантазией настоятеля. Иногда все четко прописано в объявлении на притворе храма. Иногда, когда спрашивают, сколько должны, священники отвечают «Ну, обычно дают 3 тысячи» или «Сколько можете подать». Человек переживает, что мало, и дает больше. Некоторые священники могут упасть в ноги и начать плакаться, говорить, что дети в обносках ходят, а матушка болеет. Но это крайность, конечно.

Если человек заказал требу в храме - пришел в церковную лавку и попросил освятить квартиру, - то доход пойдет на нужды храма. Если священник «получает заказ» по своим каналам, то деньги кладет себе в карман. Одна треба стоит от 500 рублей до 30 тысяч рублей. Знают историю, когда за освящение вертолета дали именно 30 тысяч. Но в среднем освящение дома стоит 3 тысячи рублей.

В областном городе у рядового священника, не настоятеля, в месяц выходит от 20 до 200 тысяч рублей. Начинающий священник априори не может много зарабатывать: 20 тысяч на требах и 15 тысяч зарплата - всего 35 тысяч. Но для выпускника вуза в областном городе это нормально. Я не говорю о Москве. Москва - другая страна. Священники тут могут 200 тысяч в среднем получать. Настоятель центрального храма - от миллиона рублей.

Светские траты

Очень редкий священник вне церкви ведет жизнь, отличную от светского человека. Деньги уходят на аренду квартиры или покрытие ипотеки, на еду, бензин, ремонт машины, отдых. Что-то откладывается на крупные покупки. Все как у обычного человека. Если у священника есть несколько детей, конечно, основные траты будут на питание, школу и детские сады, одежду, лекарства.

Специальные служебные квартиры имеют редкие богатые храмы. Это скорее исключение. Священник должен сам оплачивать жилье. Деревенские храмы, как правило, находятся рядом со священническим домиком. Но домики эти пребывают в жалком состоянии, и туалет там на улице. При некоторых монастырях бывают гостиницы, но все это временные варианты на переночевать. Жилье священник ищет сам. Снимает комнату или квартиру, а со временем продает жилье в своем городе, переезжает и перевозит семью. Мой доход колеблется от 70 до 120 тысяч рублей. У меня есть своя квартира, на оплату коммунальных услуг уходит 4–5 тысяч рублей.

На еду можно потратить 15–20 тысяч рублей. На это уходит не так много, потому что в России есть традиция приносить продукты за поминовение усопших. Так что хлеб, крупы, растительное масло, кагор, конфеты мы вообще не покупаем. Священник может спокойно уносить домой этот «сухой паек» - это обыденные вещи, но в питании вполне пригодные. Часто приносят что-то с огорода - лук, яблоки. В основном ем дома, но могу зайти в кафе или перекусить в фастфуде несколько раз в неделю. Это никак не возбраняется ни начальством, ни обществом. Конечно, люди оглядываются на человека в рясе, но большинство священников выходят в город в нормальной одежде.

На бензин и обслуживание машины расход большой, потому что на требы приходится выезжать на автомобиле: нужно везти с собой облачение и специальные предметы. Доходит до 20 тысяч рублей в месяц.

На одежду много не трачу. Какие-то расходные предметы гардероба могу обновить за 15–20 тысяч рублей. А подрясник и ряса настолько медленно изнашиваются, что покупается раз в пять-десять лет. Ряса стоит 15 тысяч рублей, подрясник еще 10 тысяч.

Ряд священников в крупных городах открывают мелкий бизнес - кафешки или магазины. Мечта каждого священника - чуть-чуть подкопить и получить свободу от духовного руководства. Потому что прессинг достаточно высокий, а хочется быть спокойным за свое будущее.

Священники редко берут кредиты, потому что есть постоянный приток денег. Чаще образуются накопления, которые переводят в недвижимость. У меня, например, есть вторая квартира, и я ее сдаю. Ряд священников в крупных городах открывают мелкий бизнес - кафешки или магазины. Мечта каждого священника - чуть-чуть подкопить и получить свободу от духовного руководства. Потому что прессинг достаточно высокий, а хочется быть спокойным за свое будущее.

Почти все священники стараются посещать спортзал, чтобы себя не запустить, потому что богослужения,длящиеся часами, требуют физических сил. Ведь от долгого стояния со временем начинает болеть поясница. В месяц на это уходит около 3 тысяч рублей.

Все специфические траты идут за счет прихода. Например, облачение священника - это расходы церкви. Священник пользуется одним и те же облачением чуть ли не в течение всей жизни. Конечно, какое-то облачение может находиться в его собственности, но в основном все храмовое. Если человек хочет, то может дополнительно покупать для треб масло, свечи и иконки. Но это настолько малая сумма, что вряд ли отражается на его бюджете.

По законодательству священнику предоставляется отпуск - 28 дней. Нужно подгадать, чтобы он не совпал с отпуском другого священника. Как и где отдыхать, священники вольны выбирать. Редкий священник едет в отпуск в церковной одежде. Хотя в облачении священников часто пропускают без очереди или продают что-то подешевле. Я людей, которые этим пользуются, считаю позерами. В остальном священника в очереди на вылет на юг России не так просто отличить: мода на бороды отняла последний шанс.

Один-два раза в год священники выезжают за границу в паломнические поездки. Если победнее, то на русский юг. Стараются хоть раз в жизни побывать в святых местах - в Иерусалиме или на Афоне. Но, откровенно говоря, священники избегают таких поездок. Они относятся к этому как к работе: в таких местах их будет ждать куча прихожан. Соглашаются, если их зовут бесплатно сопроводить группу паломников и поработать гидом. В свой отпуск священник редко ездит по святыням. Предпочитает море, чтобы позагорать.


Приближается Рождество, и думая об этом празднике, мне вдруг пришла в голову мысль, а сколько же зарабатывают священники в РПЦ? Может быть, если зарплата хорошая, мне туда работать пойти?=))
Попытался покопаться в интеренете, выяснилось, что информации об этом немного. Официальной информации нет вообще. А та информация, которая есть, либо от СМИ никакого отношения к церкви не имеющих, либо от некоторых священников, с неслишком большим доходом, которым особо скрывать нечего - поэтому они и пишут.
Следовательно, данный материал создавался из этих двух источников.
Немного общей информации по православной церкви в целом: на Кипре священники возмущались из-за слишком маленьких зарплат - 500 Евро. Правительство пошло им на встречу и подняло зарплату на 200 Евро. Там зарплату священникам платит государство. Так же государство платит зарплату священникам в Греции.
Частично, зарплату платит государство и в Румынии.
В России церковь отделена от государства, а следовательно, государство не может платить им зарплату. По выплате пенсий на священников распространяются ещё советские законы (новых законов пока просто нет), и по ним священник при уходе на покой, будет получать пенсию... 80 рублей в месяц!
Но недавно РПЦ заключило договор с Пенсионным фондом и теперь эта ситуация уже будет не столь плачевной. Но есть свои нюансы, предположим, священник не может стать ветераном труда, поскольку он не "работает на бога", а "служит" богу. Так же, видимо, обстоит дело и с больничным.
А теперь чтоже говорят сами священники,которые открыто рассуждают о доходах. Как правило, эти священники из провинциальных, небогатых, дальних приходов. Им нечего терять (дальше уже не пошлют) и соответственно особо некого бояться.
Итак, из чего состоит "труд" священника? Вот примерное расписание его дня:
в 8:00 проскомидия - он заготавливает Святые Дары для причастия. В 8:30 — начало исповеди, которая длится полчаса. В 9:00 — начало литургии, 10:00 — причастие, 10:20 — проповедь, 10:30 — водосвятие и панихида, 11:30 — своеобразный обеденный перерыв, потому что литургию служат натощак. В 12:00 — крещение; 13:00 — венчание; 14:00 — отпевание; 14:40 — встречи и беседы с прихожанами; 17:00 — начало вечерней службы.
Так же священник может служить на выездах, поэтому график получается ненормированным.
Средняя оплата труда священника 8-10 тысяч рублей. Летом,когда народ уезжает в отпуска она может быть и того меньше - 5 тысяч рублей. Прожить на такие деньги нереально, поэтому многие священники занимаются приусадебным хозяйством.
Зарплата священника складывается из пожертвований прихожан и продажи свечей и другой церковной утвари и печати. Как правило, с этих денег надо оплатить ещё труд двух-трёх человек служащих при храме. Формально деньги священнику платит приход, но зачастую священник сам является главой прихода.
Священник обязан часть дохода отдавать в епархию и иногда складывается такая ситация, что "вынь да полож" - т.е. денег в храме нет, а их отдать нужно. Редко бывают случаи, когда церкви разрешают неплатить налог в епархию, но это бывает лишь тогда, когда храм строится. Если священник не отдаёт епархии причитающиеся ей деньги, то тут может начаться "футбол" - священника начнут перебрасывать из прихода в приход, до тех пор, пока он не попроситсяза штат ("в отставку"). Неудачников не любят нигде.
К тому же могут бросить в какой-нибудь неуживчивый приход (епархия может не спрашивать приход согласия на кандидатуру того или иного священника), откуда ты через пару месяцев со скандалом вылетишь.
Жадность епархий уже в церкви стала притчей во языцах. Алексий-II в 2000 году открыто пожаловался, что епархии перечисляют всего 5% от общего бюджета РПЦ.
Пожаловаться рядовой священник на своё начальство теоритически может в Синод, но на практике это бессмысленно - ворон ворону глаз невыклюет. Начальство будет друг за друга.
Кстати, до революции у священников было больше прав, поскольку в Синоде тогда сидели гражданские чиновники, и они могли остудить и осудить зарвавшего архиерея. Сейчас рядовой священник практически бесправен.
Карьеру сделать практически невозможно: на карьерный рост может расчитывать лишь монах. Белому духовенству путь по карьерной лестнице закрыт. Более того, идущая сейчас в Московскую и Питерскую семинарию молодёжь, открыто признаётся, что примет монашество в основном из карьерных соображений, а не только из-за призвания к служению богу. Так что пропасть между белым и чёрным духовенством в церкви с каждым годом только увеличивается.
А если опальному священнику пытаться как-то устроиться в миру, то это будет тоже сложно - дипломы семинарий государством не признаются. По закону, священник, получается лицо без высшего образования.
Так же карьеру придётся завершить, если ты совершил даже неумышленное преступление (были случаи, когда священники совершали наезд на пешеходов), а так же если кто-то из твоей семьи не в ладах с законом - "не умея управлять своим домом, не сможешь управлять людьми".

Это было мнение обычных священников из небогатых приходов. А как живут высокопоставленные служители церкви, читайте в следующей части.

Конец первой части.=))

Существует очень распространенный стереотип о том, что священник должен служить и трудиться бесплатно.

Это ошибочное мнение. Бессребреничество – добровольный аскетический подвиг, на который может отважиться с Божьей помощью и по благословению духовника любой человек. Такими, например, были святые Косма и Дамиан или великомученик и целитель Пантелеимон. Требовать же бессребреничества от белого (женатого) батюшки, у которого жена, трое, четверо, пять, восемь детей, нуждающиеся в еде, по крайней мере жестоко.

К тому же Священное Писание говорит нам вещи обратные. Вспомним Моисеев Закон. При разделе Земли обетованной левиты (ветхозаветные священники) не получили земного надела, так как они питались и существовали при Иерусалимском храме благодаря жертвоприношениям, подаяниям всего израильского народа. В Пятикнижии с арифметической точностью указывается, сколько туши жертвенного животного используется в богослужении, а сколько отдается священнику и его семье. Уже в Новом Завете Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос в наставлениях семидесяти апостолам говорит следующее: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои…» (Лк. 10:7). Данный евангельский стих очень легко соотнести с деятельностью приходского священника. Дом – это приход. Трудящийся – батюшка, который за свои труды (богослужения, крестины, погребения усопших, строительство храма, исповедь и причастие больных и умирающих, предстояние в молитве за население тех градов и весей, кои ему вверены, и прочее пастырское душепопечение) достоин награды.

Повторюсь. Согласно процитированному библейскому стиху, материальная поддержка священнослужителей и его семьи со стороны народа является прямым Божьим установлением. Человек, посвященный Господу, т. е. священнослужитель, освобождается от земных забот и хлопот для того, чтобы он у Престола Господнего предстоял за народ и молился за него. Вот какая вертикаль образуется в материально-финансовых взаимоотношениях пастырь–народ. Священник – это человек, который по большому счету не принадлежит себе. Он в ведении Бога и людей. Батюшка по первому зову должен откликаться на голос страждущих и нуждающихся. Когда меня рукоположили во иереи, я через некоторое время понял, что священническое служение чем-то сродни работе медика скорой помощи. Только вернулся со службы поздно вечером, устал, начал переодеваться и трапезничать – и вдруг к тебе бегут: «Батюшка, у бабушки инсульт, пожалуйста, сделайте что-нибудь!» И ты, бросив все, превозмогая усталость, впрыгиваешь в машину и «летишь» за запасными Святыми Дарами, чтобы успеть исповедовать и причастить страждущего. Такими случаями исполнена священническая жизнь. И, согласитесь, в это время, когда батюшка должен максимально сконцентрироваться на болящем, ему лучше не думать о том, что дома сидят голодные дети.

Также о священнической награде писал и святой первоверховный апостол Павел: «Не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18); «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1 Кор. 9:13).

По поводу первой цитаты божественного Павла святитель Феофан Затворник отмечал: «На Востоке молотят волами. Разбросают на току пшеницу или ячмень снопами развязанными и водят по ним волов, пару, две и три. Они ногами своими изомнут все в мелкие частицы. Тогда отвеют, и зерно получат. Этих молотящих волов уста закон запрещал завязывать. Это можно применить и ко всем трудящимся. Святой Павел применяет это к апостолам, трудящимся в проповеди, давая мысль, что если б ученики не содержали б апостолов, то это похоже было бы на то, как жестокий хозяин заграждал бы уста молотящих волов, что закон запрещает». Эту мысль святителя Феофана можно применить, конечно же, и к священникам. Здесь аллегория такова: они – как волы, которые в наших душах своим трудом распространяют слово Божие, и народ не должен быть жесток к своим пастырям.

Теперь о прозе жизни…

Зарплата священнослужителя формируется по-разному. В каждом храме свои особенности на этот счет. В городе, как правило, у штатного клирика, например собора, есть ставка. Она сравнительно невелика, в пределах минимальной зарплаты. Также священник с каждой требы, совершенной в соборе или храме, имеет четвертую или третью часть от пожертвования мирян.

В райцентре или в селе дело обстоит несколько сложнее. Теоретически священник также должен получать здесь зарплату, но, как правило, он ее не берет, потому что в церковной кассе почти всегда нет денег. Их едва хватает, чтобы свести концы с концами в храме: оплатить счета за электричество, отопление, ремонтные работы и прочее. В основном доход священника в маленьком городке или селе составляют пожертвования за требы. И, поверьте мне, это не такая большая сумма, как может показаться! Заправка бензином авто, его ремонт, медикаменты, счета за отопление, электричество и прочее «съедают» их очень быстро. К тому же треб в селах не так уж много. Часто приходится и крестить, и отпевать бесплатно, потому что в деревнях много бедных людей.
Нередко сельский священник, чтобы прокормить семью, вынужден держать большое хозяйство и обрабатывать огороды. И то, что он в этой ситуации с Божьей помощью не отчаялся, не приуныл, не бросил свое служение, но продолжает заботиться и о храме, и о прихожанах, и о многодетной семье – это подвиг.
Потому не спешите осуждать батюшек. «Толстый поп с колбасой на вилке за рулем «мерседеса» – это миф, придуманный богоборцами и дьяволом, чтобы внести в Церковь Божью раздор между пастырем и паствой.

Да, есть среди священников те, которые ездят на дорогих машинах. Но их из общего количества два-три процента. У большинства же «копейки», «таврии», в лучшем случае «ланосы». Конечно, есть среди батюшек и толстые (я, например), но их тоже два-три процента, как и в любом другом человеческом сообществе.

Потому, дорогие братья и сестры, берегите своих батюшек. Они – посредники между вами и Богом. Их главное служение – молитва – зачастую невидимо. Но преподобный Силуан Афонский говорил: «Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». Мы, священники, стараемся молиться за вас. Ваша же задача – доверять нам, чтобы в нашей многомиллионной церковной семье не было места раздорам и подозрениям, но мы бы спасались с Божьей помощью друг другом в любви и послушании…

Иерей Андрей Чиженко