Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого. Описание картины И. Е. Репина «Портрет Л. Н.Толстого

Портрет Толстого в кресле с книгой в руке. 1891 г.

Толстая-Сухотина Татьяна Львовна. Копия с оригинала И. Е. Репина 1887 г. Холст, масло. 125 × 89.

Автопортрет. 1894 г.

Репин Илья Ефимович (1844-1930). Холст, масло. 90 × 63,5.

Л. Н. Толстой за чтением у лампы. 1901 г.

Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). Холст, масло. 62,5 × 44.

Портрет Т. Л. Толстой. 1890-е гг.

Ге Николай Николаевич (1831-1894). Портрет не закончен. Холст, масло. 87 × 61.

Деревня Ясная Поляна от Большого пруда (Большой пруд в Ясной Поляне)

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). Холст, масло. 27 × 40,6.

Дом Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. 1911 г.

Батурин Виктор Павлович (1863–1938). Холст, масло. 63 × 93.

Портрет Л. Н. Толстого в розовом кресле. 1909 г.

Репин Илья Ефимович (1844-1930). Холст, масло. 107 × 91.

Л. Н. Толстой на концерте Рубинштейна. 1895 г.

Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). Холст, масло. 64 × 50.

Л. Н. Толстой за работой. Авторское повторение 1891 г.

Ге Николай Николаевич (1831-1894). Холст, масло. 96 × 68. Справа внизу авторская надпись: «1891 Н. Ге».

Толстой в своем рабочем кабинете. 1909 г.

Моравов Александр Викторович (1878-1951). Холст, масло. 67 × 80.

Этюд к картине «Чтение «Крейцеровой сонаты». 1893 г.

Мясоедов Григорий Григорьевич (1835-1911). Холст, масло. 88 × 62.

Л. Н. Толстой на фоне пруда. 1907 г.

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). Холст, масло. 119 × 103.

В фондах музея хранится cвыше 500 произведений живописи. Коллекция включает обширную портретную галерею Толстого и его окружения, пейзажи Ясной Поляны и других мест, связанных с Толстым, иллюстрации к его произведениям. Одно лишь перечисление имен говорит об уровне собрания. В фондах и в экспозиции музея находятся выдающиеся работы И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернака, М. В. Нестерова.

Современники Толстого, его друзья и почитатели, среди которых было немало художников, понимали важность сохранения для потомков всего, что связано с именем великого писателя. Еще в 1908 году, в канун празднования 80-летнего юбилея Толстого, они задумали создать музей его имени. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Многие жертвовали свои произведения в дар музею.

В организации и открытии Толстовского музея в Москве, которое состоялось уже после смерти писателя, в декабре 1911 года, непосредственное участие приняли Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, С. Д. Меркуров, автор посмертной маски Л. Н. Толстого, и другие.

Уже тогда в коллекции музея находились значительные художественные ценности, которые и сейчас составляют гордость музея. Среди них - выдающиеся работы И. Н. Крамского, И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернака, М. С. Башилова, С. Н. Салтанова, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Сухотиной-Толстой. Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого - Сергеем, Ильей и Татьяной. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Чертков, А. К. Черткова, Ю. И. Игумнова, П. И. Бирюков, Н. Л. Оболенский и др.

Основу изобразительной коллекции составляет галерея прижизненных портретов писателя - от самого первого, выполненного рукой непрофессионального художника, профильного изображения будущего писателя в его студенческую пору, до последнего, одного из самых драматических портретов, созданного художником В. Н. Мешковым незадолго до смерти Л. Н. Толстого.

Открывает живописную портретную галерею блестящий портрет писателя в пору расцвета его творчества, в период между двумя романами - «Войной и миром» и «Анной Карениной», работы И. Н. Крамского (1873 г.). В экспозиции представлена его копия, исполненная в 1912 году художником-передвижником Н. В. Орловым, произведения которого на крестьянскую тему высоко ценил Лев Николаевич.

Среди других выдающихся портретов, исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст - первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г.) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей - С. А. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Черткова, М. А. и С. А. Стаховичей.

Художники, которым довелось видеть и знать Толстого, писать его, каждый раз открывали в нем все новые и новые грани сложной грандиозной личности, не всегда доступной пониманию, но обладающей большой притягательной силой.

М. В. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины «На Руси», признается в том, как трудно дать в искусстве целостный образ писателя: «Познакомившись <с Толстым>, я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей». Помимо живописного портрета 1907 года и его повторения 1921 г., в фондах музея находится десять портретных карандашных изображений писателя, сделанных Нестеровым в Ясной Поляне летом 1906 года. Среди них одиy рисунок был особенно дорог Толстому, он напоминал ему «своим выражением, мягкостью братца Николеньку».

Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того - работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Сам художник считал все сделанное им о Толстом своего рода мемуарами на языке изобразительного искусства. Музей Толстого - обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Среди них самый значительный, столь непохожий на другие портреты по своей образной характеристике - обобщенный до символа - портрет 1901 года, изображающий Толстого в профиль на фоне грозового неба.

В разные годы писали Толстого художники А. В. Моравов, Ю. И. Игумнова, И. П. Похитонов, П. И. Нерадовский. В советское время - С. В. Малютин, А. А. Пластов, К. И. Рудаков, Б. В. Щербаков, Д. А. Шмаринов и др.

Особую группу произведений в изобразительном фонде музея составляют работы представителей рода Толстых, в том числе и детей Льва Николаевича, а также его жены Софьи Андреевны Толстой. Это барельефы и силуэты Ф. П. Толстого, Д. Н. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Остен-Сакен, А. А. Толстой, многочисленные портреты Толстого и его окружения работы дочери писателя Татьяны Львовны, талант которой ценили И. Е. Репин и Н. Н. Ге. Эту группу замыкают пейзажи Ясной Поляны и Хамовников кисти уже нашего современника, правнука писателя О. В. Толстого.

Виды мест, связанных с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, запечатлели художники С. Н. Салтанов, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. П. Батурин, С. А. Виноградов, П. И. Петровичев, Б. В. Щербаков и др.

Коллекция музея постоянно пополняется, у музея всегда существовали и существуют прочные связи с художниками, которым дорого творчество писателя.

Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни - в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана... »

О графических рисунках Репина

За свою долгую деятельность Репин рисовал неустанно. Карандаш - неразлучный его спутник и товарищ. По свидетельству близко его знающих лиц, он пользуется всяким случаем, чтобы рисовать: сидит ли он на каком-нибудь заседании, беседует ли с приятелем или знакомым на улице - всюду он зарисовывает в альбом или на лист бумаги. Работая над картиной или портретом, он опять попутно рисует; ищет на бумаге карандашом наиболее совершенного выражения своей идеи... »

Воспоминания современников Репина

Илью Ефимовича Репина я узнала, когда была еще ребенком, вероятно, лет семи, в то время, как он писал портрет моей матери, Поликсены Степановны Стасовой. Этот портрет висел у нас в квартире в Петербурге сначала на Малой Морской улице, а потом на Фурштадской, в кабинете отца над диваном. Направо от него, под углом, висел портрет дяди - Владимира Васильевича Стасова, писанный И. Е. Репиным в 1883 году, в течение трех дней в Дрездене. Кроме этих работ Репина, у моих родителей был еще один из первоначальных набросков к «Бурлакам»...

Величайшего русского писателя Льва Николаевича Толстого, которого называли совестью нации, рисовали несколько знаменитых художников. Самые известные портреты классика принадлежат кисти И.Е. Репина, И.Н. Крамского, М.В. Нестерова. Из отечественных живописцев к образу Л.Н. Толстого обращались Л.О. Пастернак (отец писателя Б.Л. Пастернака) и Н.Н. Ге.

Всемирное признание

Но есть портрет Толстого Льва Николаевича, автором которого является Пабло Пикассо (написан в 1956 году). Кроме того, рисовал автора романа «Война и мир» знаменитый польский художник Ян Стыка. У него есть несколько портретов классика и две картины. На одной изображен последний уход писателя с котомкой за плечами из Ясной Поляны. Полотно называется «На дороге к бесконечности». На второй запечатлен великий русский писатель, обнимающий Иисуса Христа.

В несколько необычной манере выполнен портрет Толстого Льва Николаевича американским графиком Маурисио Лазански. Наверное, и у этого полотна есть свои поклонники.

Работы известных мастеров

Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Особенно хорошо известны живописные произведения кисти вышеперечисленных русских художников. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. У М.В. Нестерова - две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Леонид Пастернак много рисовал писателя. В 1901 году им был создан портрет Толстого Льва Николаевича на фоне грозы и при свете настольной лампы. А 1906 году он нарисовал Очень известна работа Н.Н. Ге 1884 года, на которой классик изображен самозабвенно пишущим: он не позирует, он работает. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера?». Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия.

Великий Крамской

С детства каждому россиянину из школьных учебников известно полотно, на котором изображен сорокапятилетний Лев Толстой, - портрет работы художника-передвижника И.Н. Крамского. Живописец-психолог, замечательный мастер портретной живописи написал в Ясной Поляне одну из лучших своих картин.

История создания такова. Лев Толстой долго отказывался, несмотря на уговоры Третьякова, позировать рекомендуемым художникам. Но Крамскому удалось убедить писателя. Это полотно так популярно потому, что художнику удалось раскрыть сложный мир гения и аналитика человеческих душ, которым был Лев Толстой. Портрет запечатлел на века спокойный взгляд уникального человека, передающий и простоту, и мудрость одновременно. И.Н. Крамской рисовал два портрета - для галереи Третьякова и семьи писателя. Художник настолько был увлечен работой, что закончил первое полотно за три сеанса, второе удалось завершить еще быстрее. Этому живописцу под силу было заметить и запечатлеть скрытые движения души и черты характера изображаемого человека. Сам художник говорил, что портрет должен в первую очередь отображать то в человеке, за что его любит вся Россия. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть "великого Льва"». Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.

Гениальный Репин

Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. У него самая большая серия портретов писателя. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Очень популярна картина, на которой писатель изображен лежащим под деревом в лесу и читающим книгу. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош.

Очень много зарисовок ко всем картинам. Необычайно популярна картина Ильи Ефимовича, где изображен Толстой, стоящий босиком на траве. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется - «Пахарь». Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Есть и где писатель изображен с супругой, имеются зарисовки пишущего и читающего писателя в разных ракурсах. Работ очень много.

Гений на картине гения

Самой же известной является работа Репина 1887 года, на которой запечатлен великий писатель, сидящий в кресле с книгой в руке. Гениальный Толстого изобразил «магистра мысли», спокойно откинувшегося на спинку темного кресла. В такой же цветовой гамме и одежда писателя. Картина рассказывает о гении очень просто. Цветовая гамма весьма скромна, что не умаляет величия ни картины, ни изображенного на ней «человека на все времена».

История в художественных образах (Л.Н.Толстой)

Писатель Л.Н. Толстой в конце XIX - начале ХХ века стал для России своеобразной "совестью нации": к нему прислушивались, с ним советовались, ему подражали. Его публицистические работы и взгляды на жизнь вызывали в обществе бурные дискуссии. 20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года стало настоящей трагедией для людей России: в Астапово и Ясную Поляну приходили тысячи телеграмм с выражением глубочайшей скорби, а в ряде городов состоялись рабочие и студенческие демонстрации в память о писателе. М.Горький писал: "Умер Лев Толстой. Получена телеграмма, и в ней обыкновеннейшими словами сказано - скончался. Это ударило в сердце, заревел я от обиды и тоски, и вот теперь, в полоумном каком-то состоянии, представляю его себе, как знал, как видел, - мучительно хочется говорить о нем. Представляю его в гробу, - лежит, точно гладкий камень на дне ручья... И руки наконец спокойно сложены - отработали урок свой каторжный..." И это только один отзыв, а их было великое множество - вся культурная Россия переживала и плакала. В память о Толстом было создано несколько музеев - в Москве и в Ясной Поляне, и неизменный интерес вызывают художественные портреты этого замечательного художника слова. И.Н.Крамской, И.Е. Репин, М.В. Нестеров, Л.О. Пастернак, Н.Н. Ге и другие, русские и зарубежные художники, неоднократно обращались к образу Льва Николаевича Толстого, создавая в отдельных случаях даже целые серии работ. Многие картины имеют свою историю, подчас необычную и курьезную.

Крамской И.Н. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого 1873

Иван Николаевич Крамской стал первым среди своих собратьев, создавшим живописный образ писателя, и выполнен он был в эпоху написания Толстым романа "Анна Каренина". Художник одновременно писал два портрета: один находится в Третьяковской галерее в Москве, второй в Яснополянском доме-музее. С.А. Толстая в записках "Моя жизнь" писала: "Несколько раз пытался Крамской исполнить желание Треьякова, но Лев Николаевич упорно отказывал. Наконец сам Крамской приехал, и очень понравился Льву Николаевичу. Лев Николаевич согласился, но позировать не обещал и, кроме того, поставил в условие, что Крамской напишет копию для нас за плату, которую сам назначит.. ." Сеансы проходили в Ясной Поляне почти ежедневно с 6 сентября по 3 октября, со спорами и рассуждениями об искусстве.

Крамской И.Н. Портрет Л.Н. Толстого 1882

В 1882 году И.Н. Крамской повторил свой знаменитый портрет Л.Н.Толстого для каталога Всероссийской выставки, проходившей в Москве в то время в специальной графической технике, предназначенной для воспроизведения методом фотолитографии. Представленная работа - графическая интерпретация живописного портрета, находящегося ныне в Третьяковке.

Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого 1884
(Государственная Третьяковская галерея)

Еще один из самых известных портретов Л.Н.Толстого - портрет работы художника Николая Николаевича Ге, написанный в 1884 году. После общения с Толстым, Ге стал последователем его нравственно-философского учения. Став чуть ли не членом семьи писателя, Ге за ковригу хлеба или вообще задаром клал печи крестьянам, почти разорвал отношения со своей семьей. Такова была сила воздействия на людей мыслей Льва Николаевича Толстого.

Репин И.Е. Портрет писателя Л.Н.Толстого 1887
(Государственная Третьяковская галерея)

Лев Толстой позирует И.Е.Репину

Самая большая серия портретов Льва Николаевича Толстого принадлежит кисти Ильи Ефимовича Репина. Их знакомство состоялось в октябре 1880 года, когда мастерскую художника в Большом Трубном переулке посетил, приехавший на несколько дней из Ясной Поляны в Москву, Лев Николаевич Толстой. Однако, по воспоминаниям современников Репин долго не решался начать писать портреты писателя и лишь в 1887 году на свет появилась первая его живописная работа - портрет Л.Н. Толстого с книгой в руке.

Репин И.Е. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне 1887
(Государственная Третьяковская галерея)

Лев Николаевич Толстой на пашне Ясная Поляна Фотография В.Г.Черткова 1908

Тогда же появилась и серия рисунков, изображающих Льва Николаевича пашущим. Эти зарисовки послужили впоследствии Репину материалом для создания картины "Толстой на пашне". Однако эта работа художника не очень понравилась домашним писателя, особенно Софье Андреевне, посчитавшим, что Репин обнародовал интимную сторону жизни писателя.

Лев Толстой в Ясной Поляне в кругу семьи

Репин И.Е. Лев Толстой в розовом кресле 1909

Репин И.Е. Лев Толстой за роялем с дочерью А.Л.Толстой 1908 (воспроизведено с антикварной открытки)

Нерадовский П.И. Толстой за роялем. Никольское-Обольяново Январь 1895

(Дом-Музей Толстого в Хамовниках, Москва)

Через всю жизнь Л.Н.Толстой проносит любовь к классической музыке, к русской народной песне и пляске. Не оттого ли так прекрасны описания сцен пребывания Наташи Ростовой на охоте с последующим отдыхом среди близких в простых деревенских условиях. Сын писателя, Сергей Львович, вспоминал: "В 70-х годах Толстой сам увлекался музыкой до того, что играл по три-четыре часа в день. Впечатление от его игры - одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в четыре руки с матерью ". Позже в этом действе участвовали все члены семьи и гости. Толстой любил слушать музыку и пение, сидя в глубоком вольтеровском кресле, которое сейчас можно увидеть в гостиной у рояля в доме-музее в Ясной Поляне. В этом-то кресле и изобразил Репин Толстого на портрете 1909 года "Л.Н.Толстой в розовом кресле". В также есть несколько рисунков Репина и других художников, изображающих Толстого за роялем.

Репин И.Е. Эскиз-рисунок Л.Н. Толстой в комнате под сводами

Репин И.Е. Лев Толстой в комнате под сводами 1891

"Комната под сводами" - одно из помещений яснополянского дома, которое более двадцати лет было рабочим кабинетом великого писателя. Здесь созрел план и было написано начало "Войны и мира". Здесь с 1887 по 1902 годы он пишет "Живой труп", "Воскресение", "Хаджи-Мурата" и многие другие свои произведения. В 1891 году И.Е.Репин в этой комнате работал без устали с натуры над своей картиной "Толстой в яснополянском кабинете под сводами". "Я послушался Илью Ефимовича и пошел за ним. Лев Николаевич уже сидел в своей комнате у окна и писал. Меня поразила обстановка, среди которой работал Лев Николаевич. Старинный подвал напоминал средневековую келью схимника. Сводчатый потолок, железные решетки в окнах, старинная мебель, кольца на потолке, коса, пила - все это имело какой-то таинственный вид. Сам Лев Николаевич в белой блузе, сидит поджав ногу, на низком ящике, покрытом ковриком, напоминая какого-то сказочного волшебника..." - так писал в своих воспоминаниях "Как я работал в Ясной Поляне" скульптор И.Я.Гинцбург.

Репин И.Е. Л.Н.Толстой босой 1901
(Государственный Русский музей)

В 1891 году И.Е. Репин пишет Л.Н. Толстого в лесу, на молитве, в длинной белой рубахе и босиком. Эта каритна вызвала настоящий фурор, который закончился довольно курьезным скандалом. Не буду здесь повторяться, а просто отошлю заинтересовавшихся читателей к ранее написанному материалу про эту картину вот сюда: Л.Н.Толстой босиком и без штанов (о пиаре в искусстве)

Репин И.Е. Студийные наброски зарисовки Л.Н.Тостого 1891

Репин И.Е. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу 1891
(Государственная Третьяковская галерея)

Репин И.Е. Л.Н.Толстой за работой у круглого стола 1891

Репин И. Е. (?) Лев Толстой за работой 1909

Репин И.Е. Лев Николаевич Толстой за работой 1887

Репин И. Е. Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете

Репин И.Е. Портрет Л.Н.Толстого 1891

Репин И.Е. Семейный портрет С.А. и Л.Н.Толстых (к сожалению в цвете портрет обнаружить не удалось)

Репин И.Е. Лев Николаевич Толстой за чтением 1891

О репинских работах можно писать бесконечно - как известно одних только портретов Л.Н.Толстого в разные годы им создано 12 (а по другим данным целых 40), кроме того сделано множество рисунков, эскизов. Выполнены были также иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого и портреты членов семьи.

Пастернак Л.О. Лев Толстой в кругу семьи в "Ясной Поляне"

Пастернак Л.О. Портрет Л.Н. Толстого 1908

Пастернак Л.О. Лев Толстой

Л.О. Пастернак - художник создавший также целую серию зарисовок и портретов Л.Н. Толстого. Он же выполнил большое количество иллюстраций к его произведениям. В 1898 году он работал в яснополянском доме, выполняя иллюстрации к роману "Воскресение". Чуть позже появятся и его известные работы, где Толстого можно увидеть в кругу семьи или за работой.

Еще несколько портетов Л.Н.Толстого русских художников

Нестеров М.В. Портрет Л.Н.Толстого 1907

Нестеров М.В. Портрет Л.Н.Толстого 1918
(Сумский художественный музей)

Мешков В.Н. Лев Толстой в яснополянской библиотеке 1910

Хазин С. Портрет Л.Н.Толстого 1900

Работа художника Хазина очень необычна - хранится она в музее г. Слободского Кировской области. Это графика, но какая! При внимательном рассмотрении на слегка растушеванной плоскости бумаги появляются бисерные слова, складывающиеся в строки. Строки знаменитой "Крейцеровой сонаты" создают графику портрета. Сделан этот рисунок художником С. Хазиным в Одессе на рубеже веков.

С.М. Прокудин-Горский Л. Н. Толстой. Единственный цветной фотопортрет писателя Л.Н.Толстого. И первый цветной фотопортрет в России. Ясная Поляна Май 1908

"Прилагаемый при настоящем номере портрет Гр. Л. Н. Толстого исполнен мною 23 мая 1908 года и является единственным портретом, сфотографированным в красках непосредственно с натуры. Несмотря на некоторые неблагоприятные условия фотографирования, вследствие проходившего в мае месяце циклона, который принуждал в значительной мере увеличить время экспозиции, я тем не менее мог ограничиться экспозицией всего в шесть секунд, включая сюда и время, потребное для передвижения очень большой кассеты. Съемка была сделана один раз, и кассета была доставлена мною на руках в Москву, где только было возможно вынуть из нее пластины для упаковки их. Проявление пластин произведено в Петербурге...

Мысль снять в большом размере портрет Гр. Л. Н. Толстого пришла мне в голову совершенно случайно, и работа эта выполнена мною скорее по настоянию моих друзей, чем по моей личной инициативе... Сравнительная слабость здоровья с одной стороны и преклонный возраст, в совокупности с постоянной работой и различными посещениями Льва Николаевича, не позволили мне сделать какой-либо предварительный опыт съемки и потому пришлось возложить надежду главным образом на свой многолетний опыт и чувствительность пластин.

Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования, оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича. Супруга Льва Николаевича, София Андреевна принимала с своей стороны все меры, дабы способствовать успеху этой работы, за что приношу ей искреннее спасибо.

В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы сохранить всю ценность подлинности воспроизведения ."

С. Прокудин-Горский

Творчество Льва Николаевича Толстого не прошло мимо и иностранных художников. Его портреы писалки как современники, так и ныне живущие художники. У них, конечно, свое представление о писателе, и поэтому некоторые работы выглядят несколько необычно, но и они имеют право на существование.

Ян Стыка (Jan Styka) Портрет Л.Н. Толстого 1908 и Лев Толстой обнимающий Христа

Ян Стыка (Jan Styka) На дороге к бесконечности

Ян Стыка (Jan Styka) Лев Николаевич Толстой 1910

Пабло Пикассо Лев Николаевич Толстой 1956

Маурисио Лазански (Mauricio Lasansky) Портрет Л.Н.Толстого 1986

Мейсенский фарфор Портрет Л.Н. Толстого 1972

Как было написано уже выше - дореволюционная Россия буквально молилась на Льва Толстого. Это подтверждает целая серия художественных открыток и фотографий, выпускавшихся огромными тиражами. Многие из них кроме того имели еще и образовательный характер - знакомили зрителей с мудростью великого старца.

Две открытки - Лев Толстой и его мысли о жизни 1910

Л.Н.Толстой художественная открытка

Художественная открытка - Л.Н.Толстой среди яснополянских детей

Открытка - Жизнь Л.Н.Толстого

Две самых последних предсмертных фотографии Л.Н.Толстого

"Он завещал похоронить себя на Яснополянском кургане, где играл в детстве.Там основал он с братьями «орден для спасения мира»; в кургане зарыл какую-то зеленую палочку, веря, что, когда ее отроют, «наступит на земле царство Божие».

Если это — легенда, то глубочайшая сущность его выражается в ней: детство, как царство Божие. «Если не обратитесь и не станете как дети, не можете войти в царство небесное».

Он исполнил этот завет: стал как дитя, чтобы войти в царство Божие. Этим начал и этим кончил жизнь.

За что мы все так вдруг полюбили его или, вернее, узнали, что любим? За то, что он—дитя Божье. Мы все хотим быть детьми, тоскуем о детстве, как будто о прошлом, а на самом деле о будущем, золотом веке. И как же нам не любить того, кто показал, что есть еще детство в мире, а, значит, и царство Божие на земле будет!

Да, всю жизнь был дитя. Потому-то и был так счастлив. Чем дети счастливее взрослых? Мы трудимся; дети играют. Мы спорим о Боге; дети молятся. Мы знаем; дети любят.

Он всю жизнь, как дитя, играл, молился и любил. Сначала играл в божественную игру искусства; потом оставил игру, чтобы молиться; наконец оставил молитву, оставил все, чтобы любить. И умер за любовь. «На свете миллионы страдающих людей. Зачем же вы все — около меня одного?»

Помянуть его нельзя никакими словами. Чтобы помянуть это Божье дитя, надо самим стать как дети. Мы себя не обманываем: знаем, как трудно это, почти невозможно для нас; знаем, какие все мы взрослые, сложные, скорбные, грешные… А все же попробуем. Если нам и не удастся, то самое усилие зачтется ."

Дмитрий Сергеевич Мережковский

("БЫЛО И БУДЕТ. ДНЕВНИК 1910-1914" Глава "Зеленая палочка")

P.S. Все изображения кликабельны и большая часть увеличивается до большого размера.

В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого они сами из значительных лиц увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства". Они, как правило, не ждали заказов, не рассчитывали на щедрую плату и нередко сами просили, уговаривали людей, которых им хотелось запечатлеть.
В обширном ряду портретов Толстого, выполненых многими художниками, портрет работы Крамского – один из лучших. Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. Толстой – в своей просторной серовато-синей рубахе-блузе, он сидит на просторном стуле, со сложенными на коленях руками. Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного – выразительной головы Толстого с "мужицкими" чертами его типично русского лица и умными, проницательными глазами. Работа над портретом длилась менее месяца. И все это время между Толстым и Крамским шли оживленные разговоры об искусстве и жизни. Личность Толстого увлекла Крамского своей целеустремленностью, энергией, волей, могучим аналитическим умом и простотой внешнего облика: "На гения смахивает!" – говорил Крамской. Толстой и сам чрезвычайно заинтересовался беседами с Крамским и личностью художника, с интересом наблюдал и изучал его. Впечатления от этих бесед и наблюдений он, несомненно, использовал при создании образа художника Михайлова в романе "Анна Каренина", над которым в ту пору работал. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже сохраняет его облик.

"Чтобы написать портрет Льва Толстого для Третьяковской галереи, Крамской поселился в Козловке-Засеке, неподалеку от Ясной Поляны, и долго убеждал писателя, никак не соглашавшегося позировать.
– Я слишком уважаю причины, по которым вы отказываете в сеансах, – настойчиво повторял он Толстому, – но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее.
– Как так?
– Очень просто... Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно...
"Написать его мне очень хочется", – признавался Крамской в письме Третьякову. И как же ощутимо это желание в замечательном портрете, где так правдиво и так проникновенно переданы и простота Толстого, и его мудрость. И как хорошо, что портрет был написан своевременно и что, кроме Толстого, седобородого патриарха, навсегда живым остался еще и этот – крепкий, скуластый, темноволосый, в синей рабочей блузе, со сверлящим, до глубочайших глубин проникающим толстовским взглядом." (Из книги: Наумович В.Л. Лицо времени. Детская лит. М.1965)

Крамской написал одновременно два портрета – для Третьякова, по заказу, и для семьи Льва Николаевича.
В большой зале усадьбы Толстого Ясная Поляна висит портрет писателя Л.Н. Толстого, созданный одновременно с портретом, ныне находящимся в Третьяковской галерее. Первый из живописных портретов Л.Н.Толстого. Написан по просьбе С.А.Толстой для семьи писателя. По свидетельству членов семьи, с натуры писались только лицо и руки, остальное – по памяти. Меньший холст, то есть портрет, хранящийся в ГТГ, был начат в четверг 6 сентября 1873 г. (упоминается в письме Крамского Третьякову от 15.09.1873) и в 3 сеанса художник добился поразительного результата. После этого он начал писать больший холст, то есть яснополянский портрет. 2-й портрет, по мнению Крамского, удался быстрее. Но в указанном выше письме Крамской признавался, что скоро и 1-й портрет он поправил настолько, что по общему отзыву он "стал лучше второго".

Ресурсы

ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО (1873) Крамской - Крамской.инфо

Альбом демонстрационного материала
с электронным приложением
«Л.Н. Толстой»

Комплектация: 20 постеров (30 x 42 см), методическое пособие

Нажмите на картинку для увеличения

1. Лев Николаевич Толстой
2. Предки Л.Н. Толстого
3. Родители. Ясная Поляна
4. Детство
5. Казань. Университет
6. На военной службе
6-а. Николай Николаевич Толстой (брат писателя). С дагерротипа. 1851
7. Севастопольские рассказы
8. Некрасовский «Современник»
9. Хозяин Ясной Поляны
9-а. Толстой на покосе. Рисунок И.Е. Репина. 1880
10. Школа Толстого
11. Софья Андреевна
12. Работа над романом «Война и мир»
13. Роман «Анна Каренина»
14–15. Театр Толстого. «Власть тьмы», «Плоды просвещения»
16. Роман «Воскресение»
17. Толстой и русская литература ХХ века
18. Толстой и российское общество
19. Толстой и мировая литература
20. Толстовские места России