Московская сретенская духовная семинария. Права и роль женщины в православной церкви

Какова роль женщины в христианстве? Если обратиться к первоисточнику, обнаруживается очень интересная вещь - женщина присутствует в каждом из узловых моментов евангельского сюжета.

Первое чудо Спасителя

Первое чудо Иисуса Христа: претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галлилейской. "Вина не имут", - сказала Мария на свадьбе простых людей и попросила Иисуса претворить воду в вино. "Что ты жено? Еще не пришел час мой", - отвечает Иисус. Этот ответ перекликается со сказанным им в Гефсиманском саду: "Да минует меня чаша сия". Он сомневается. Он не хочет раньше времени открывать суть свою и предчувствует всю крестную, ожидающую его муку. Но… поступает так, как просит его мать .

Это одно из самых трагических мест в библии. Это начало трагедии женщины-матери. Здесь также отчетливо проявляется мистическое начало женщины, знание от Бога, которое в ней присутствует, если даже она его не осознает. Мария, конечно, осуществляет волю Бога, но осуществляет она ее через свою свободу.

С этого момента начинается мучительный крестный путь Сына Божьего, это первый шаг к распятию. И начинает Он свой путь, по сути, побуждаемый Марией , движимой милосердием к простым людям. Чудо претворения воды в вино, сотворенное Христом в Кане Галилейской, открыло бесконечный ряд милостей, оказываемых Христом по молитвам Богородицы, "ходатаицы, молебницы и заступницы" за людей во всех их нуждах.

Сын Божий был рожден Марией от Святого Духа, чтобы воплотиться в человеке, отдать свою жизнь, чтобы спасти человечество. Бог отдает своего сына на мучения, - а надо сказать, что пребывание Христа на земле и смерть на кресте были для него очень мучительны, потому что природа его несравненно тоньше организована. Сын Божий рожден Марией, и с ее же помощью Он вступает на свой путь.

История с Самарянкой

Эту историю мы уже рассматривали. Хотелось бы только еще раз подчеркнуть, что Иисус предпочел разговаривать не с мужем, как было положено по закону предков, а с женой, и через нее свидетельство Иисуса открывается Самарянам. Прослеживается мысль, что женщина, в определенном смысле, ближе к Богу. Может быть, она более способна чувствовать Его свидетельство, вера ее более непосредственна. Недаром существует у старообрядцев поговорка, что "муж жену не отмолит, а жена мужа отмолит".

История с грешницей

Существует, по крайней мере, два больших эпизода в Библии, где подчеркивается мысль, что Сын Божий пришел, чтобы спасти грешных людей: "Я пришел спасать грешников, а не праведников". Это одно из центральных положений христианства. И в обоих эпизодах, связанных с этой темой, главные персонажи - женщины.

Одна из них - Самарянка, о которой уже было нами рассказано. История со второй, Марией Магдалиной , более известна. Женщину, взятую в прелюбодеянии, по закону Моисея, должны были забить камнями. Её привели к Иисусу. Он не сказал, что таковых камнями побивать не надо, он сказал: "кто из вас без греха, первый брось на нее камень". И тогда, смутившись, никто из присутствующих не посмел взять в руки камень. И сказал ей Иисус: " …и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (Иоанн 8:4-11). Мария Магдалина стала одной из величайших христианских святых.

Святость - это осознание своего греха. Апостол Павел говорит: "Среди грешников я - первый". Надо сказать, что у женщины есть это осознание, а мужчины склонны отрицать свою греховность.

Таким образом, одно из центральных положений христианства о том, что Иисус пришел спасать грешников, что они могут спастись через осознание своей греховности, проводится через женщину, а не мужчину, хотя, разумеется, можно было бы привести пример с мужчиной-грешником.

История с миропомазанием

Еще до того, как Иисус был заключен под стражу, и ему было предъявлено обвинение, когда ничто еще не предвещало его погибели, Он остановился на ночь в одном из домов Вифании. Мария Магдалина, бывшая там вместе с его учениками, вдруг помазала ноги Христа дорогостоящим миром и вытерла их своими волосами. Это миропомазание было предчувствием крестной муки, смерти и воскресения. Один из учеников упрекнул ее за неразумное поведение (как раз Иуда Искариот, который предал Господа), но Иисус подтвердил - "оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего".

Все присутствующие поняли, что Иисус говорит о своей смерти. Но они не поняли, что речь идет и об их спасении и о том участии, которое принимает в этом женщина - ее предвиденьем, состраданием, самопожертвованием.

История с воскрешением Лазаря

Иисусу рассказали о том, что Лазарь болен. Спаситель "пробыл два дня на том месте, где он находился". Он медлит. Затем Иисус сообщает, что Лазарь умер, и что все они возвращаются в Иудею. Ученики просят Его не делать этого, так как это опасно. Однако Он идет в Иудею, встречается с Марфой и Марией.

Иисус воскрешает Лазаря по просьбам его сестер, Марфы и Марии. Заметим, что у них не возникает и мысли, что это невозможно: "Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. <…> Я верю, что Ты Христос Сын Божий <…>. Мария же, придя туда, где был Иисус, и, увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой" (Ин. 11:21-32)

Это решающий, поворотный момент евангельского сюжета. Иисус воскресил Лазаря, который уже четыре дня был мертв, уже "смердило"… Воскрешение уже не оставляло сомнений в нечеловеческой природе Иисуса. После этого не осталось и у фарисеев ни сомнения, ни выбора, как им поступить с Иисусом: "Если оставим его так, то все уверуют в него". Было решено захватить его и предать смерти.

И опять возникают две женщины, которые толкают Его на крестный путь. Конечно, они, как и Богородица, не знают этого. Они, по сути, осуществляют волю Бога, но проводится эта воля опять через женщин.

История с воскресением Иисуса

Мария Магдалина и ученики пришли ко гробу Господнему. Ученики нашли гроб пустым и ушли, а Мария села и заплакала. И вдруг увидела во гробе двух ангелов, обратилась назад и увидела Иисуса. То есть первой воскресшего Иисуса увидела именно женщина, причем бывшая грешница.

Мария поспешила к рыдающим ученикам, чтобы рассказать им о радостной вести, о том, что Христос воскрес, что она видела его, но они не поверили ей. Когда же Иисус показался своим ученикам, один из них, Фома, все равно говорит, что не поверит, "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его".

Позволил Христос ему удостовериться, сказав, правда, при этом: "ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие" (Иоанн 20: 29). И все же сорок дней понадобилось являться Иисусу, чтобы укрепить дух учеников своих.

То есть воскресший Иисус явился впервые женщине. Может быть, потому что Он знал, что ученики не увидят Его и не поймут, как это было уже прежде, когда они не поняли преображение на горе Фавор. Фома должен был вложить персты, чтобы поверить, а Марии этого не надо было. Над женщиной не тяготеет информация (в данном случае, убит, мертв, никто никогда не воскресал). Она воспринимает знание всем своим существом , а не только умом. Поэтому женщина и достигает мистических высот в религии.

Образ Девы Марии

Говорить о женщине и христианстве невозможно, обойдя роль и значение Богородицы. Образ этой женщины почитался христианами с древних времен. Имя "Богородица" часто заменялось или дополнялось эпитетами "Пречистая", "Пресвятая", что подчеркивало ее особую чистоту и святость в глазах всего христианского мира. Кто же она такая?

Родители Марии, праведники Иоаким и Анна, долгое время не имели детей. Когда они были уже в пожилом возрасте, ангел возвестил им о зачатии дочери. С трех лет девочка воспитывалась при храме, а с двенадцати лет дала обет вечного девства.

Марию выдали замуж за старца Иосифа, поскольку оба они были из рода Давидова. И только Иосиф был достаточно знатен, чтобы жениться на Марии. По существу, она была царицей. По-видимому, Бог устроил ей такой брак, который сохранил бы ее девственность.

Первосвященник Захария женился в свое время на двоюродной сестре Марии, Елисавете. Мария - единственная женщина, которую Захарий совсем юной вводил в "святая святых", куда женщинам вход был запрещен. Захарий, видимо, был свидетелем того, что Мария общалась с ангелами. Ангелы приносили ей пищу. Захария чувствовал необычное предназначение Марии, хотя, конечно, не мог знать, что она родит мессию.

Видно, что Мария не был поражена, когда ей явился архангел Гавриил. Она спокойна, единственное, что она спрашивает у него: "Как это может быть, когда я не знаю мужа?" И архангел отвечает: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим".

И далее разъясняет ей, что родственница ее, Елисавета, была неплодной, но понесла по слову Божию, и вот уже шесть месяцев младенцу во чреве её. Примечателен ответ Марии: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". Она принимает, верит, что ниспосланное Богом - есть благо.

О судьбе Марии после распятия Иисуса на кресте известно мало. По одним легендам, она вместе с апостолами отправилась проповедовать. По другой версии осталась жить в доме Иоанна Богослова. Незадолго до смерти ей вновь явился архангел Гавриил, предвестивший ей скорое воссоединение с "небесной славой". Она так же, как и сын её, вознеслась после смерти - апостолы нашли гробницу пустой. По одной из версий, Он сам приходил за ней, чтобы вознестись на небо.

Вячеслав Иванов сказал: "Бог создал мир, чтобы создать Богородицу". Это максимально отражает преклоненное отношение христианского мира к Деве Марии, по крайней мере, православного и католического. Она занимает верховное положение среди всех людей, созданных Богом.

Любимая молитва Ф.М.Достоевского была обращена к Богородице: "Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Своим". Согласно Флоренскому, "она есть центр тварной жизни, точка соприкосновения земли с небом. Она - Царица Небесная и тем более Земная", "Хадатаица и Заступница за тварь пред Словом Божием".

Бог спасает Еву, спасает человечество рождением Богородицы. Женщина, павшая в лице Евы, была восстановлена из своего падения в лице Девы Марии.

Образ Девы Марии в народном сознании

Простые люди видели в Марии милостивую заступницу, оберегающую людей от всякого зла и страданий. Молитвы ей возносились столь же часто, как и самому Господу Богу; к ней взывали и в общественных молениях, и в народных заговорах.

Богоматерь традиционно считалась покровительницей всех женщин и особенно рожениц . Поэтому знахарки и повитухи, принимавшие роды, традиционно обращались к Деве Марин с заговорами и молитвами о благополучном разрешении родов.

Например, у сербов при родах традиционно обращались к Богоматери с молитвами о помощи и при этом иногда омывали водой икону с изображением Богоматери, а потом давали пить эту воду роженице, полагая, что от этого она легко и быстро разрешится от бремени.

Кроме того, чтобы облегчить роды, в Сербии женщину на сносях порой заранее опоясывали веревкой, которая перед этим провисела в церкви у иконы Богоматери целую ночь.

Бесплодные женщины на коленях молились перед иконой Богородицы, иногда проводя в молитвах долгие часы, а порой соскребали с иконы немного краски, растворяли ее в воде и пили, полагая, что это помогает зачатию младенца. У восточных славян беременные женщины нередко носили при себе в ладанке на груди текст "Сон Богородицы", полагая, что он помогает при трудных родах.

Богородица традиционно считалась покровительницей детей , их заступницей на этом и на том свете. Считалось, что она охраняет малышей от всякой беды, кормит грудью осиротевших или забытых матерями младенцев и уносит души усопших детей в царство Божие, чтобы передать их на попечение ангелов.

Наряду с роженицами и детьми, под особой защитой Богородицы находились, по народному убеждению, и молодые "заневестившиеся" девушки. Девицы, вошедшие в брачную пору, молились ей о ниспослании им хороших и добрых женихов, а невесты, выдаваемые замуж насильно, против их желания, молились Пречистой Деве о защите и покровительстве.

Многие обряды, относящиеся к севу, жатве и пр., неизменно сопровождались обращением к Пречистой Деве. Например, в Забайкалье принято было перед началом сева зажигать свечи и трижды возносить молитву Богоматери, так как считалось, что только в этом случае земля даст хороший урожай.

Богородице традиционно молились и для оберега домашних животных . К Богородице обращались с молитвой и в день первого выгона скота в поле.

Повсеместно праздновались так называемые "богородичные праздники": Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Успение Богородицы. Каждый праздник был связан с конкретным эпизодом жизни Марии и сопровождался своими обрядами.

У восточных славян, особенно у русских, было принято также отмечать праздники, связанные с днем памяти прославленных икон: Казанская, Владимирская, Смоленская, Знаменская, Тихвинская и др.

На основе апокрифов и древних преданий о Богородице слагали множество легенд и поверий. Например, у всех славян были известны легенды о том, что Богоматерь иногда извлекает из ада не слишком больших грешников и позволяет им войти в царство Божие.

Сербы верили, что из свечей, поставленных перед иконой Богородицы за упокой души, Пречистая Дева плетет сеть, которую один раз в год (по многим поверьям - на Пасху) забрасывает в ад и вытаскивает оттуда души тех, кто "отстрадал" свои грехи.

Подобные легенды были, по-видимому, основаны на апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", а также на апокрифе "Сон Пресвятой Богородицы", который практически у всех славян использовался в виде амулета и носился па шейном кресте.

У болгар рассказывается, что Пречистая Дева ткала пояс от Рождества Христова до светлого воскресенья. Когда Христос сошел в ад, он вывел оттуда всех праведников, начиная с ветхого Адама. Только грешники остались. Сжалилась над ними Богородица, выпросила у Спасителя позволение освободить столько человек, сколько укроется под её одеждою. Развернула свой пояс, покрыла им всех грешников и вывела из ада. После воскресения Христа она начала снова ткать пояс и будет продолжать эту работу до второго пришествия. Когда Господь пошлет новых грешников в ад, Пречистая вновь укроет своим поясом их и спасет от мук.

А теперь подведем итоги

Женщина в христианстве значима уже тем, что присутствует в каждом из узловых моментов евангельского сюжета. Размышляя над текстом первоисточника, мы видим, что Иисус говорит и проповедует для женщины , свидетельствует через нее. Бог нередко через женщину осуществляет свою волю, по крайней мере, на крестном пути Иисуса. И велико участие , которое принимает на этом пути женщина - своим предвиденьем, состраданием, самопожертвованием.

Прослеживается мысль, что женщина, в определенном смысле, даже ближе к Богу. У женщины развито осознание своей греховности, она воспринимает знание всем своим существом, а не только умом, поэтому она и достигает порой больших мистических высот.

Людмила Вагурина

О роли женщины в Церкви

cвященник Сергий Свешников

Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Поэтому когда ставится вопрос о роли женщины в Церкви, то чаще всего имеется ввиду собственно не роль-об этом проповедовал Сам Христос, и писал ещё Апостол Павел-но продолжающаяся проблема взаимоотношения полов в семье, в обществе и в Церкви. В церковном сознании эта проблема обычно выражена в том, что бородатые мужчины в чёрном обладают административной властью, которую женщине не дают, даже если она приклеит себе бороду и оденет чёрный халат. С точки зрения современной Западной светской культуры, к которой принадлежат не только жители Соединённых Штатов, но в довольно значительной степени и жители европейской части России, – налицо дискриминация Церкви против женщины, только за то, что она родилась женщиной. Поэтому кажется немного странным, что указывать женщинам на их место в Церкви пригласили меня-бородатого мужчину в чёрном, наделённого некоторой административной властью в своём приходе, то есть в малой части Церкви.

Что-ж, поделюсь с вами своим мнением: место женщины в церкви-с левой стороны, то есть с той стороны, с которой на иконостасе помещена икона Божией Матери. Впрочем, нужно заметить, что такое положение делает большую честь женщинам, чем мужчинам. Дело в том, что когда предстоятель возносит молитву Богу как один из нас, то есть лицом на восток, то по его правую руку оказываются мужчины. Когда же из царских врат в благословении или через Святые Дары к нам исходит Сам Христос, то по Его правую сторону стоят именно женщины. Таким образом, если мы представим себе Христа, стоящего в царских вратах и отделяющего овец от козлищ (Мф. 25:32), то именно женщины стоят одесную, а мужчины-ошуюю (33).

Конечно, всё это сказано в полушутку, и вопрос о взаимоотношении полов в Церкви очень сложный, то есть сложенный из многих частей. Постараемся рассмотреть некоторые из них.

Введение: Несколько замечаний о Церкви и обществе

Не секрет, что общество-его философия, идеология, культура-оказывает огромное влияние на христианскую мысль. Проповедуя христианство в эллинистическом мире, Церковь пользовалась терминологией и методикой понятной эллинистическому обществу; существуя в рамках Римской Империи, Церковь богословствовала образами политическими и юридическими; столкнувшись с советским богоборчеством, Церковь искала пути противостояния; а живя в условиях современного материализма, Церковь полемизирует с ним, изобличая его духовную нищету.

С другой стороны, Церковь-это не только наши небесные покровители, но и мы-вполне земные человеки, подверженные влиянию идеологии, пропаганды, духа времени, воспитания, различных заблуждений и модных философий. Мы не только выносим что-то из Церкви, но и вносим в неё, в её житие и в её мировоззрение. Это не всегда плохо. Представьте, что вам в трёхлетнем возрасте сказали бы, что ваш жизненный опыт исчерпан, что учиться теперь нужно только на примерах из жизни предыдущих поколений, и что к своим мыслям, переживаниям и личному опыту нужно относиться либо с недоверием, либо начисто их отвергать. Как это было бы абсурдно по отношению к отдельному христианину, также абсурдно было бы консервировать Церковь четвёртым или пятым веком, как банку солёных огурцов.

Однако, нужно помнить, что наши личные переживания не всегда могут быть мерилом всех вещей, и что велосипед стоит изобретать только после того, как мы познакомимся с уже существующими моделями, но не раньше того. Кажется, у диакона (ныне протодиакона) Андрея Кураева где-то есть очень поучительный пример. Он пишет, что мы никогда бы не подумали указывать нейрохирургу как именно оперировать на головном мозгу или пилоту современного реактивного самолёта какие именно кнопки ему нажимать. Но почему-то многие обыватели считают себя авторитетами в деле управления церковным кораблём и подвергают сомнению тот путь святости, которым вот уже два тысячелетия его ведут те люди, которых Господь поставил кормчими.

Нетрудно понять, что некоторые из современных претензий к Православной Церкви исходят из непонимания той задачи, которую Христос поставил перед Своей Невестой. Например, в задачи Церкви не входит установление всеобщего равенства полов, наций или сословий в рамках земной истории. Это вовсе не означает, что Церковь не может занять ту или иную позицию в отношении дискриминации, бесправия или рабства. Однако искоренение рабства земного не входит в прямые задачи Церкви, провозглашающей Христову победу над рабством греха, к которой одинаково может приобщиться и мужеский пол, и женский, и раб, и свободь (Гал. 3:28), и белокожий, и чернокожий христианин.

Церковь всегда совершенно и неукоснительно провозглашала благую весть, услышанную от Самого Господа-«исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18). Но это не значит, что каждый член Церкви, даже из высокопоставленных, всегда был верен духу и букве Евангелия. Наша привязанность к земле слишком часто даёт о себе знать в нашем отношении к вещам небесным. Желая себе земных благ, мы и Христа представляем себе земным царём, забывая, что царство Его есть не от мира сего (Ин. 18:36). Добиваясь земного авторитета, мы и из Христа делаем какого-то тирана, забывая, что Он пришёл послужить, а не для того, чтобы Ему служили (Мк. 10:45). Наконец, стараясь подчинить себе жену, «воздвигшую глас» (Лк. 11:27), мы слишком часто цитируем слова «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33) и слишком редко «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (25). В таком извращённом «богословии» вовсе не вина Церкви, но вина нашей падшей природы. Хотя и есть такие произведения неких священнослужителей, как «Домострой», но они не отражают собственно христианского понимания проблемы полов, а лишь указывают на современное автору положение вещей в обществе, причём автор «Домостроя» сознательно старался смягчить существующие нравы, указывая варварам на принципы евангельской любви. То есть, такие творения, как «Домострой», представляют скорее социально-исторический интерес, нежели являются эталонами взаимоотношений между христианскими супругами.

Но самое поразительное, пожалуй, не в том, что отпечаток нашей греховности лежит на околоцерковной литературе, а в том, что даже Священное Писание вынуждено принимать во внимание наше жестокосердие. Удивительный пример этому находим в диалоге Христа с законниками: «…как же Моисей заповедовал..?-…Моисей по жестокосердию вашему позволил вам.., а сначала не было так… но Я говорю вам…» (Мф. 19:7-9). То есть, мы должны быть предельно осторожными, когда цитируем Писание, чтобы смотреть на Божественное откровение не через призму нашего эгоизма и жестокосердия, а глазами Самого человеколюбивого Источника этого откровения.

Женщина в Церкви

В православном вероучении проблемы полов просто нет, как не стоит в православии и вопрос о роли женщины в Церкви. Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Повздорив с женой, например, мужчина может бросить в неё цитатой из послания Апостола Павла, что несомненно отразится на церковном самосознании как мужа, так и жены. А услышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, человек сознательно или бессознательно несёт их в Церковь, и начинает сравнивать Церковную жизнь-по крайней мере, такую, какую он видит-с гуманистическими, в том числе и с феминистическими, принципами. Кроме того, проблема часто усугубляется самими служителями алтаря, которые-кто в шутку, а кто и всерьёз-цитируют из Святых Отцов что-то вроде «Держись подальше от женщин и архиереев», забывая при этом упомянуть, что совет был дан вполне конкретным старцем-монахом вполне конкретному молодому послушнику и не является каким-то обобщающим принципом православного сознания.

Конечно, можно долго спорить о том, существует ли «отвлечённое» или «абстрактное» православие. Скорее всего, мы будем вынуждены сказать, что такового не существует, как не может обладать бытием невоипостазированный, отвлечённо-абстрактный человек. Как однажды сказал наш до-боли известный соотечественник Владимир Ильич Ленин: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Однако, это вовсе не означает, что мы не можем рассматривать основополагающие вероучительные принципы православной веры, которые верны всегда, везде и для всех. И вот в православном вероучении мы не находим полемики полов. В отличие от некоторых других вероучений-таких, например, как индуизм или некоторые секты в исламе-православие учит об абсолютном равенстве людей в их отношении к Богу, спасению и вечной жизни независимо от их пола, национальности, социального положения и т.п.

«Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Это, конечно не означает, что Павел себя самого уже не считал ни иудеем, ни свободным, ни мужчиной-каким-то транснациональным, бесполым, неопределённым существом. Совсем наоборот-Апостол понимал и принимал реалии земного бытия. Но бытие христианина, как и бытие Самого Христа, есть соединение несоединимого: земного и небесного, временного и вечного, праха и дыхания жизни (Быт. 2:7)-именно соединение, а не отвержение одного в пользу другого. Цель христианской жизни в православии есть обожение, то есть обожение всего нашего существа: «Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце… Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе» (из Благодарственных молитв по Святом Причащении; молитва 3-я). Христос пришёл всего человека исцелить (см. Ин. 7:23), а не убить тело, чтобы освободить душу, как-бы из клетки. И воскресение есть не воскресение душ только, но воскресение телес. Наконец, именно наше земное бытие задаёт нам уходящую в вечность траекторию, как именно земная жизнь Христа-с Его воплощением, служением, распятием и воскресением-принесла спасение миру.

Именно поэтому в церковном отношении к каждому человеку мы находим два элемента-земной и небесный. Небесный, равноангельный элемент выражается в том, что все в храме равно предстоят Богу, все равно участвуют в совершении Божественной Литургии, молитвенные правила для всех равны, все равно причащаются Телу и Крови Спасителя, посты для всех одни и вообще в вопросах спасения и обожения православие не знает различий между мужчинами и женщинами.

Однако, и земной элемент в Церкви тоже присутствует. Церковь, например, венчает браки только между мужчиной и женщиной, то есть признавая это существенное различие между людьми. Заметим, что венчание на брак-это не дань нашей падшей природе, некое насильственное внедрение социально-биологического элемента в жизнь Церкви, а совсем наоборот-освящение и восстановление Церковью того института, который был создан Творцом ещё до грехопадения первых людей (Быт. 1:27-28; 2:22).

Таким образом, утверждая равенство людей, Церковь одновременно утверждает их уникальность. Помня, что каждый человек есть воипостазированная природа, единство природы и уникальность ипостасей можно показать на примере Святой Троицы. Каждое Лицо Святой Троицы обладает единой Божественной природой, но различно и уникально в Своей ипостаси: Отец рождает, Сын рождается, Дух исходит; Отец не есть Сын или Дух, Сын не есть Отец или Дух, Дух не есть Отец или Сын. Причём установление иерархии внутри Троицы осуществляется через отношения Лиц внутри Самой Троицы, то есть через любовь, а не через некое превосходство природы или ипостаси Отца над природой или ипостасью Сына или Духа. Взгляните, например, на икону св. Андрея Рублёва «Троица»: хотя Отец и изображён во главе стола, в предвечном совете принимают участие все три Лица Святой Троицы, а решение принимает Сын.

Также и в отношении Церкви к мужчинам и женщинам иногда можно наблюдать некоторое «первенство чести» мужчин при абсолютном равенстве мужских и женских ипостасей и абсолютном единстве природы. Однако, честнейшая не только всех мужчин, но и херувимов, всё же женщина-Пресвятая Богородица, которую православие, в отличие от католицизма, почитает вполне и во всём подобной нам, кроме личного греха. С первенством чести мужчин иногда связывают невозможность в православии женского священства. Однако, считать, что священником в Церкви может быть только мужчина, было бы глубоко неверно.

Дело в том, что священство, согласно Апостолу Петру, принадлежит всем без исключения христианам: «Но вы–род избранный, царственное священство (ιερατευμα), народ святой, люди, взятые в удел…» (1 Пет. 2:9) То есть, иерей, стоящий у Святого Престола, не обладает и не может обладать тем, чем уже не обладает вся Церковь. Вне Церкви нет и не может быть священства, потому что священство-это неотъемлемое качество именно народа Божия. Это качество, вернее сказать, благодать, направляется и как-бы фокусируется на личности архиерея, а через него и на личности священника, но она не есть какое-то уникальное качество именно этой личности, она-уникальное качество Христа и Его Тела-Церкви.

Священство присуще Церкви, как Телу Архиерея-Христа. В определённом смысле можно сказать, что священство есть отношение Христа и Церкви. Вспомним что делает священник-он приносит и принимат жертву: «Пожри, владыко!-Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира…» Но жертва Христа принесена за всех нас, и все христиане принимают эту жертву, и самих себя отдают Христу, т.е. приносят себя в жертву своему Богу. Апостол Павел пишет: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19-20). Таким образом, священство не есть что-то недоступное для женщин, но их неотъемлемое христианское призвание. Вспомним, что Литургия (гр.-«общее дело») совершается именно Церковью, а не одним священником, который в одиночку даже не может служить Литургии. В отличие, например, от синагоги, где для общественного служения нужен кворум именно из мужчин, в христианстве это двое или трое, собранные во имя Христа-независино от половой принадлежности молящихся.

Что же касается собственно епитрахили, то мы не знаем почему Христос воплотился в мужском теле, но было именно так, и все апостолы были мужчинами, и с первых дней христианства послушание священства даётся именно мужчинам, и при том, не всем. Это случилось вовсе не по каким-то социально-историческим причинам-христиане сломали довольное количество социальных норм древнего мира, и не потому, что в древнем мире не было женщин-жриц-их тоже было достаточно. Видимо, так изволися Святому Духу и апостолам, что они установили в Церкви институт именно мужского священства. Должен признаться, что кроме того, что уже было сказано, у меня нет более точного ответа на вопрос «почему?» Но существуют некоторые богословские домыслы, которые могут показаться интересными.

Так как глубокое богословское осмысление тайны творения не входит в цели данного доклада, ограничимся лишь самыми общими чертами. Может быть для кого-то это будет новостью, но первый богоустановленный порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной можно назвать матриархатом. «…[О]ставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Помня, что у человека ещё не было матери и отца, а только сотворивший его Бог, можно понять, что эти слова Творца суть родовое установление для будущих поколений. То есть, если Вася Петров и Маша Иванова решили стать одной плотью (ibid.), то Вася должен оставить свой род (отца и мать) и прилепиться к жене, к её роду, т.е. стать Васей Ивановым. Но всё же, динамика отношений между мужчиной и женщиной не должна была включать в себя элементы господства или какого-то превосходства.

На деле же получилось иначе. Ева не только нарушила Божию заповедь, не только без обоюдного согласия с Адамом решила вознестись над ним и стать «как боги» (Быт. 3:5), но и «причастила» после себя мужа, утвердив тем самым своё превосходство над ним.

Размышляя о наказании, последовавшем за грехопадением, нужно помнить, что Бог-не мстительный и злопамятный мучитель, но любвеобильный Врач, Который Сам взошёл на крест для нашего исцеление и спасения. Поэтому и наказание нужно понимать не как заслуженное мучение, а как лекарство. Каково лекарство-такова и болезнь. «Жене [Бог] сказал: … к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). То есть, в самом грехе Евы, видимо, был какой-то элемент, который исцеляется послушанием мужу; и может быть поэтому Церковь традиционно возлагает бремя пастырства и священства не на женщину, а на мужчину. Впрочем, возможны и другие толкования этих мест из Священного Писания.

Однако, ещё раз повторимся: никакое толкование книги Бытия не меняет того факта, что роль женщины в Церкви-та же, что и роль мужчины-обожение. Почему же в алтарь пускают только мужчин? Это не совсем так. В алтарь вообще положено входить только священнослужителям. 69-е правило Шестого Вселенского Собора запрещает всем мирянам-мужчинам и женщинам-входить в алтарь. То, что сейчас на приходах к служению в алтаре привлекают нерукоположенных мальчиков, говорит не о привилегированном положении мужчин, а о нехватке священнослужителей. Точно также к службе в алтаре привлекают и девочек до двенадцатилетнего возраста, то есть до начала их полового созревания и связанных с этим месячных кровоистечений. Женщины старшего возраста тоже могут получить благословение входить в алтарь. Хотя такая практика и редка на приходах, но она существует.

Наконец, ещё одной темой, которую хотелось бы затронуть, является роль женщины в семье. Апостол Павел говорит о таинстве брака, как о таинстве Христа и Церкви. Поэтому, исследование православного понимания брака может нам помочь глубже понять роль женщины в Церкви.

Женщина в семье

Самое распространённое мнение о взаимоотношениях мужчины и женщины базируется-и не без основания-на текстах из Священного Писания, читаемых во всеуслышание во время Таинства Венчания. Как уже отмечалось выше, упрощённое понимание того, что жёны должны повиноваться своим мужьям (Еф. 5:22), часто вызывает аплодисменты со стороны мужчин, но попробуем разобраться о чём именно пишет Апостол. Не окажется ли, что Апостол Павел духовнее нас, и что в своём понимании великой тайны Христа и Церкви мы ничем не искуснее древних иудеев, которые кивали головами своими, не понимая великой тайны нашего спасения (Мф. 27:39-43).

Говоря о повиновении женщин мужьям, Апостол Павел основывает этот принцип на том, что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви (Еф. 5:23). Но какое это главенство? Такое ли, какое мы видим у некоторых «ревнителей» благочестия? Давайте рассмотрим соответствующие места из Священного Писания:

«…младенец родился нам-Сын дан нам; владычество на раменах Его…» (Иса. 9:6) Что такое «владычество на раменах Его»?-В переводе с церковнославянского это означает «на плечах», но не нужно думать, что это погоны или эполеты-привычные нам знаки начальства. Вспомним что было на плечах Христа?-Он «нес крест Свой» (Ин.19:17), «Он понес на Себе грех многих» (Иса. 53:12). Это ли вид генералиссимуса в погонах?-«…нет в Нем ни вида, ни величия… Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его…» (Иса. 53:2-3).

Мирской начальник действует по принципу: «Придите ко мне все, кому я ещё ничего не приказал, и я дам вам обязанности». Христос же говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Кто больший в царстве мирском?-Тот, у кого погоны поблестящее, шапка повыше и свита помногочисленнее. Но, когда спросили Христа: «Кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них…» (Мф. 18:1-2)

«И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35).

«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13:14).

Подобных цитат-множество; и все они указывают на очень существенное качество Христова главенства-оно вовсе не такое, к какому привыкли мирские начальники и вельможи. Поэтому и главенство мужа в семье может быть двоякое: главенство земное и главенство небесное. Эти два главенства вовсе не исключают друг друга и могут сосуществовать в одном и том же браке. Но необходимо помнить, что без Христова кенозиса, без истощания себя не может быть христианского брака-Таинства Христа и Его Церкви, а остаются лишь социально-финансовые отношения.

Конечно же, крестоношение не относится к одним лишь мужчинам, как оно и не относится к одному лишь Христу. Путь Церкви, как и путь каждого из супругов, тоже лежит через отвержение себя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Посмотрим, как Апостол Павел намекает на то, кто главнее в супружеских отношениях: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1 Кор. 7:5). То есть, не по «хотению мужа» (Ин. 1:13), не по желанию «жены сварливой и сердитой» (Притчи 21:19), но по обоюдному согласию (συμφωνου).

Хотя мы и называем себя рабами Христовыми, но Он называет нас друзьями (Ин. 15:15) и полагает душу Свою за нас (13). Это означает, что рабство наше не есть рабство пленника, которого закабалил насильник, но рабство любящего сердца, которое Христос уловил Своей любовью. То есть, послушание жены, по-библейски говорящей своему мужу «господин» должно быть добровольным послушанием любви. Конечно, всё это может показаться недосягаемыми идеалами, но не нам ли сказано: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48)?

Заключение

Итак, роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина, независимо от пола, нацоинальности, социального положения, состояния здоровья и т.д.-соработничество Христу в деле нашего спасения. В силу своих индивидуальных дарований женщина может выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем или начальником хора, стяжать равноангельное житие в монашеском звании или святость в высоком звании матери-но всё это лишь внешние выражения некоторых аспектов жизни христианина. Главное же-это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3:4). Потому что Тело Христово состоит не из администраторов, богословов или иконописцев, даже не из священнослужителей, но из христиан. И роль каждого христианина-мужчины или женщины-по слову преп. Серафима Саровского, «стяжание Духа Святаго Божия».

Список литературы

См., напр., Hopko, Thomas. Women in the Priesthood. Crestwood: Saint Vladimir’s Seminary Press, 1999.

Из работы «Что делать?» (1902). Перефраза цитаты из Георга Вильгельма Фридриха Гегеля «Лекции по истории философии» («Введение», 1816): «Если истина - абстрактна, то она - не истина». Ср. Н. Г. Чернышевский, «Очерки гоголевского периода русской литературы» (гл. VI): «Отвлеченной истины нет; истина конкретна».

В индуизме женщины стоят ниже на лестнице воплощений, чем мужчины.

Необходимо отметить, что, несмотря на очевидную дискриминацию против женщин в исламском мире, Коран всё-же утверждает равное предстояние мужчин и женщин перед Аллахом, и закон шариата предписывает равные наказания за преступления мужчинам и женщинам.

Хотя и существуют особые околоцерковные сборники молитв «Молитвослов воина», «Молитвослов женщины», но они ни как не выражают какого-то церковного выделения воинов или женщин из общей среды верующих. Церковные молитвенные правила и те пути, которые Церковь предписывает нам для нашей духовной пользы, –одни.

Не путать с центром композиции.

Из диалога диакона и священника во время проскомидии или чина Божественной Литургии св. Иоанна Златоустого.

Кроме отдельных случаев, когда в силу особых обстоятельств архиерей благословляет служить священнику одному.

Миньян: в традиционном иудаизме-кворум из десяти мужчин, необходимый для совершения общественного богослужения.

Хотя на эту тему существует множество богословских (и не очень) мнений.

Конечно, мы должны иметь ввиду таинственно-религиозный аспект грехопадения, а вовсе не то, что Ева подала Адаму на обед ворованные яблоки.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

Березниковская основная школа-филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения Юрьевской средней школы

Эссе

Предмет: «О сновы религиозной культуры и светской этики »

ЖЕНЩИНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Исполнитель

Фролова Ольга Львовна

С. Березники – 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о роли женщины в Православной Церкви многократно поднимался на протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви. Поэтому когда в двадцать первом веке задается этот вопрос, то чаще всего имеется в виду собственно не роль - об этом проповедовал Сам Христос, и писал еще апостол Павел, а актуальная проблема взаимоотношений мужчин и женщин в семье, в обществе и в Церкви.

Назначение женщины в мире за последние 2 тыс. лет нисколько не изменилось. Все, чему учат Священное Писание, Церковь, как и ранее жизненно и актуально, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18).

Другое дело, что сейчас, в современном цивилизованном мире, наполненном гордостью за свои мнимые ценности и оторванном от духовных корней, женщина все больше и больше забывает свое исконное место в жизни... и все более и более чувствует себя несчастной. Ведь ни владения высокими постами, ни успешная карьера - ничего из этого никогда не сможет заменить ей тихого семейного счастья, счастья любить и иметь опору в лице мужа, счастья материнства и воспитания детей.

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалась словам апостола Павла: «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»(1 Кор, 14, 34-35).

Тема настоящего эссе остается особенно актуальной в наше время и ставит перед современным поколением много вопросов и задач, связанных с участием женщины в жизни Православной Церкви.

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Женщина и религия - одно из самых противоречивых явлений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а в некоторых случаях определяющую роль. Именно сочетание мужского и женского начала порождает в обществе все сущее.

Однако почти все мировые религии игнорируют женщину как существо второстепенное, делают невозможным роль женщины как служителя культа, но ей отводится определенное место в храме, где она выполняет определенные для нее функции .

В православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу, и в последнюю очередь самой себе, если у нее на это хватает времени и сил.

Православной Церковью судьба женщины предопределена - рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Такая догматическая точка зрения свойственна и современному православию. Таким образом, православие в своих взглядах придерживается четкой патриархальной линии, возлагая исключительно на мужчину ответственность за женщину в семье и обществе.

Такой подход православия и Церкви характеризуется аскетичностью и суровой догматичностью, традиционно рассматривая женщину как мать, жену и помощницу мужу, основной задачей которой должна стать забота о благосостоянии семьи. То есть, Православная Церковь значительно сужает сферу деятельности женщины - подобная тенденция наблюдается и сейчас .

Чтобы определить, каким является положение женщины в христианстве, необходимо детально изучать этот вопрос в историческом экскурсе. Для этого нужно обратиться к первоисточникам по данной тематике, сравнить положение женщины, которое характеризует теоретические материалы и на основе высказываний церковнослужителей определить связь религиозных взглядов с тенденциями современного мира, процессами глобализации, определить роль СМИ в формировании стереотипов относительно женской роли в обществе .

Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике. Можно говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаивается точка зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, но призывает к почтению догматов церкви и уважению к мужу .

Другая группа исследователей говорит об открытом дискриминационном отношении к женщине в православии, о несоблюдении ею прав и свобод, о сужении ее социальных ролей. Надо сказать, что обе группы исследователей открыто избегают полемики по данному вопросу, освещая лишь одну сторону проблемы и используя сравнение с другими религиями, не принимая во внимание тенденции современного развития мира .

По традиции, восходящей с раннехристианских времен, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение отвечало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов.

В дни празднования Светлого Воскресения Христова все верующие удостаиваются щедрых милостей Божиих и переживают чрезвычайную радость торжества Пасхи Христовой. Но особой пасхальной благодати на Пасхальные праздники удостаиваются верующие женщины, так же как этого удостоились жены-мироносицы, которые не только первыми услышали от Ангелов весть о Воскресшем Спасителе, но и первыми сподобились увидеть Воскресшего Господа. Поэтому Православная Церковь в первое воскресенье после Антипасхи установила чтить память жен-мироносиц.

Почему же жены-мироносицы имели такую ​​большую честь Господа? На этот вопрос нам отвечает Евангелие, в котором говорится о пламенной любви жен-мироносиц в своего Господа и Спасителя. Они не только старательно служили Иисусу Христу в Его спасительной смерти, но и в порыве своей глубокой любви к Нему, на рассвете третьего дня пребывания Христа во гробе, пошли помазать Его тело ароматами, и имели честь первыми увидеть чудо Воскресения Христова, стать первыми свидетелями Воскресения Господня.

Так и православные жены, стремясь всегда к прославлению Господа, особенно тщательно и с глубокой любовью готовятся сами и украшают церковь и свои дома на праздник Пасхи Христовой. Жертвуя празднику свои труды и любовь, верующие жены соответственно и получают самые благодатные дары и милости от Воскресшего Христа. Поэтому в праздник жен-мироносиц Православная Церковь чтит труды и подвиги, любовь и преданность Церкви Христовой своих верующих православных женщин .

Пасхальный праздник жен-мироносиц еще больше укрепляет благодатную силу православных женщин, чем значительно облегчает им служения семье, Церкви и обществу. Воскресенье жен-мироносиц становится для них праздником духовного торжества любви и подвигов и благодатного пасхального вдохновение в жизни и трудах.

Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь одновременно противостоит современным тенденциям к умалению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не отменяет их естественной различия и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. У каждого свое предназначение, заложенное в природе Самим Творцом, и противоречить этому - значит противостоять всему Божьему промыслу о человеке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вне Церкви нет спасения, говорят св. отцы. Только в Церкви, в ее Таинствах и обрядах, мы получаем благодать Божию, которая укрепляет нас на пути возвращения добродетелей, дает силы очиститься от греха. Добродетель вообще благодатный дар. Где же еще, как не в Церкви, может черпать силы для изменения себя современная женщина?

Только в христианстве - женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумия, терпения, способности рассуждать, мудрости.

Как бы ни провозглашали Отцы церкви, женщина в христианстве уже давно не находится на задворках, хотя лидирующее место она занимать не может. Нельзя обвинить христианство в том, что оно смотрит на женщину как на низшее существо: это единственная религия, провозгласившая высоким и самым совершенным представителем человеческого рода именно женщину – «Честную Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» Пресвятую Деву Марию. Но и Она повиновалась своему Обручнику Иосифу. Это объясняют тем, что более совершенное создание вполне может подчиняться менее совершенному, так как отношение подчинения в христианстве определяется не качеством, а функцией.

Православная религия представляет собой самостоятельную и конечную ценность, а все нерелигиозные потребности отходят на второй план. Среди людей этого типа преобладают женщины. Религия и Церковь спасает их от тревог и страхов, дает ощущение радости и свободы и, в конечном счете, помогает реализовать свой высший духовный потенциал. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а Бог для них тем необходимым собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге. Каждая отдельно взятая женщина сейчас может выбирать, какую социальную роль ей выполнять, роль лидера или матери, возможно, сочетание этих двух ипостасей, что вполне естественно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бегиян Сергий, священник Мужчина и женщина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/66988.html (дата обращения – 11 марта 2018 года)

    Лоргус Андрей, священник Женщина в православии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavet.ru/vopr/pism/004.htm (дата обращения – 11 марта 2018 года)

    Лоргус Андрей, священник Женщина в православии[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavet.ru/vopr/pism/004.htm (дата обращения – 11 марта 2018 года)

    Кураев Андрей, протодиакон Женщина в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/ (дата обращения – 12 марта 2018 года)

    Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П.Н. Евдокимов. - Минск: Лучи Софии, 1999. - С. 263-267.

Сегодня мне хочется поговорить с Вами об истоках. Об истоках бытия, о том, как все начиналось, о том, как мир и мы с Вами – люди – были созданы Богом.

Мы с Вами можем придерживаться разных точек зрения относительно веры, возможно, Вы исповедуете другую религию – я лишь хочу систематизировать хотя бы часть тех ценнейших знаний, которые мы можем подчерпнуть из Библии, и применять их на благо наших семей.

Вспомним, как говорится в Библии о сотворении первой женщины, Евы:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

Бог говорит о женщине, как о «помощнице» , и согласно православной традиции, это самое главное назначение женщине при муже.

Быть мужу главной помощницей – что это значит?
- быть в курсе его дел, разбираться в том, чем он занимается, быть на его стороне
- поддерживать и уважать его
- принимать его таким, какой он есть
- вдохновлять мужа, помогать раскрыть его лучшие способности

Данное предназначение женщины, наверное, сильнее всего раскрывает всю ее душевную красоту, приближает к Богу, чувство материнской любви ни с чем не сравнимо, это глубина нежности и любви, но и ответственности.

И отцу, и матери предписано заботиться о своих детях, дарить им любовь, воспитывать их, быть им достойным примером, и сопровождать их любовью и советом на протяжении всей жизни.

Что такое семейный очаг? Это порядок и чистота в доме, и теплые отношения в семье, забота друг о друге. Кто справится с такими задачами лучше женщины? Нам все эти качества уже даны Богом и природой – желание служить ближнему, делать приятное, дарить любовь, заботу и нежность, следить за домом, наводить красоту и уют – если подходить к домашним заботам с такой точки зрения, то многие домашние дела перестанут быть рутиной. У всех этих задач есть высший смысл, а именно – чтобы близким было дома хорошо и уютно. Тогда все затраченные на это силы легко компенсируются, ведь главная награда здесь – это тепло в семье и любовь.

Какие же качества предписывает женщине православие?

1.Послушание мужу

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» Еф. 5:22-24.

В современном мире так сложно женщине быть послушной, мы на все имеем собственное мнение. Это хорошо, но где-то нужно уметь и смолчать, выслушать мужа, согласиться с ним т.к. он – глава семьи, и это то место, которое определил ему Господь.

Послушание мужу дает свои преимущества – однажды это становится естественным, и это такое счастье, когда своему мужу можно довериться, и не оспаривать его решений.

Это сохраняет огромное количество нашей женской энергии и просто нервов.

Также это дает прекрасный пример детям – если жена слушается мужа, не перечит ему, то дети слушаются родителей, т.к. у них перед глазам есть пример послушания.

2.Мудрость
«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» Пр. 14:1.
Мудрая жена всегда выслушает своего мужа, поддержит его в новых начинаниях и идеях, утешит и ободрит его.
Мудрая жена не тянется к главенству к семье, она отходит на второй план, она стоит «за» мужем, усиливая и подчеркивая его значимость.

3.Принятие мужа с его достоинствами и недостатками
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал. 6:2.

Когда мы только начинаем общаться с будущим супругом, все в нем нам кажется прекрасным и удивительным, но период бурной влюбленности сменяется более спокойным и стабильным чувством любви, когда мы уже знаем мужа на протяжении долгого времени. Мы знаем его недостатки, но любим его целиком, таким, какой он есть, ведь достоинств, в итоге, всегда больше.

У нас, у жен, тоже ведь есть недостатки, неправильные качества, и так «неся бремена друг друга», поддерживая во всем, мы вместе делаем друг друга лучше, вместе растем и развиваемся.

4.Верность

Верность мужу не только на физическом уровне, но и на уровне ментальном и духовном – жена верна мужу в том, что всегда на его стороне, поддерживает в трудных ситуациях, не отворачивается от него в моменты трудностей и испытаний.

5.Радость
«Весело смотрит она на будущее» Пр. 31:25; «сварливая жена – сточная труба» Пр. 19:13.

Когда жена полна радости, и не отчаивается в сложных ситуациях, надеясь на помощь Бога и мужа, то в доме тепло и светло. Если же она полна сомнений, нервов и страхов – она может создать дома напряженную атмосферу.

6.Умение вовремя замолчать
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» Пр. 10:19.

Большинство проблем и ссор в семье возникает от того, что супруги не контролируют свои эмоции, и в порыве гнева или раздражения выплескивают друг на друга те мысли и чувства, которые, возможно, забудутся и пройдут сразу после ссоры, а грубые слова могут ранить мужа или жену, и оставят след в душе. Поэтому умение вовремя замолчать – важное слагаемое семейного счастья.

7.Умение прощать
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» Кол. 3:15.
Не нужно замыкаться в себе, демонстративно не разговаривать с мужем, искать поощрения своей гордости и тщеславия. Нужно уметь обо всем разговаривать со своим самым близким человеком, уметь забывать обиды, не оглядываться в прошлое, и вместе, сообща, творить Вашу счастливую семью.

Я желаю Вам мудрости и терпения в познании истины, и да пребудет любовь в сердце Вашем!

cвященник Сергий Свешников

Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Поэтому когда ставится вопрос о роли женщины в Церкви, то чаще всего имеется ввиду собственно не роль-об этом проповедовал Сам Христос, и писал ещё Апостол Павел-но продолжающаяся проблема взаимоотношения полов в семье, в обществе и в Церкви. В церковном сознании эта проблема обычно выражена в том, что бородатые мужчины в чёрном обладают административной властью, которую женщине не дают, даже если она приклеит себе бороду и оденет чёрный халат. С точки зрения современной Западной светской культуры, к которой принадлежат не только жители Соединённых Штатов, но в довольно значительной степени и жители европейской части России, – налицо дискриминация Церкви против женщины, только за то, что она родилась женщиной. Поэтому кажется немного странным, что указывать женщинам на их место в Церкви пригласили меня-бородатого мужчину в чёрном, наделённого некоторой административной властью в своём приходе, то есть в малой части Церкви.

Что-ж, поделюсь с вами своим мнением: место женщины в церкви-с левой стороны, то есть с той стороны, с которой на иконостасе помещена икона Божией Матери. Впрочем, нужно заметить, что такое положение делает большую честь женщинам, чем мужчинам. Дело в том, что когда предстоятель возносит молитву Богу как один из нас, то есть лицом на восток, то по его правую руку оказываются мужчины. Когда же из царских врат в благословении или через Святые Дары к нам исходит Сам Христос, то по Его правую сторону стоят именно женщины. Таким образом, если мы представим себе Христа, стоящего в царских вратах и отделяющего овец от козлищ (Мф. 25:32), то именно женщины стоят одесную, а мужчины-ошуюю (33).

Конечно, всё это сказано в полушутку, и вопрос о взаимоотношении полов в Церкви очень сложный, то есть сложенный из многих частей. Постараемся рассмотреть некоторые из них.

Введение: Несколько замечаний о Церкви и обществе

Не секрет, что общество-его философия, идеология, культура-оказывает огромное влияние на христианскую мысль. Проповедуя христианство в эллинистическом мире, Церковь пользовалась терминологией и методикой понятной эллинистическому обществу; существуя в рамках Римской Империи, Церковь богословствовала образами политическими и юридическими; столкнувшись с советским богоборчеством, Церковь искала пути противостояния; а живя в условиях современного материализма, Церковь полемизирует с ним, изобличая его духовную нищету.

С другой стороны, Церковь-это не только наши небесные покровители, но и мы-вполне земные человеки, подверженные влиянию идеологии, пропаганды, духа времени, воспитания, различных заблуждений и модных философий. Мы не только выносим что-то из Церкви, но и вносим в неё, в её житие и в её мировоззрение. Это не всегда плохо. Представьте, что вам в трёхлетнем возрасте сказали бы, что ваш жизненный опыт исчерпан, что учиться теперь нужно только на примерах из жизни предыдущих поколений, и что к своим мыслям, переживаниям и личному опыту нужно относиться либо с недоверием, либо начисто их отвергать. Как это было бы абсурдно по отношению к отдельному христианину, также абсурдно было бы консервировать Церковь четвёртым или пятым веком, как банку солёных огурцов.

Однако, нужно помнить, что наши личные переживания не всегда могут быть мерилом всех вещей, и что велосипед стоит изобретать только после того, как мы познакомимся с уже существующими моделями, но не раньше того. Кажется, у диакона (ныне протодиакона) Андрея Кураева где-то есть очень поучительный пример. Он пишет, что мы никогда бы не подумали указывать нейрохирургу как именно оперировать на головном мозгу или пилоту современного реактивного самолёта какие именно кнопки ему нажимать. Но почему-то многие обыватели считают себя авторитетами в деле управления церковным кораблём и подвергают сомнению тот путь святости, которым вот уже два тысячелетия его ведут те люди, которых Господь поставил кормчими.

Нетрудно понять, что некоторые из современных претензий к Православной Церкви исходят из непонимания той задачи, которую Христос поставил перед Своей Невестой. Например, в задачи Церкви не входит установление всеобщего равенства полов, наций или сословий в рамках земной истории. Это вовсе не означает, что Церковь не может занять ту или иную позицию в отношении дискриминации, бесправия или рабства. Однако искоренение рабства земного не входит в прямые задачи Церкви, провозглашающей Христову победу над рабством греха, к которой одинаково может приобщиться и мужеский пол, и женский, и раб, и свободь (Гал. 3:28), и белокожий, и чернокожий христианин.

Церковь всегда совершенно и неукоснительно провозглашала благую весть, услышанную от Самого Господа-«исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18). Но это не значит, что каждый член Церкви, даже из высокопоставленных, всегда был верен духу и букве Евангелия. Наша привязанность к земле слишком часто даёт о себе знать в нашем отношении к вещам небесным. Желая себе земных благ, мы и Христа представляем себе земным царём, забывая, что царство Его есть не от мира сего (Ин. 18:36). Добиваясь земного авторитета, мы и из Христа делаем какого-то тирана, забывая, что Он пришёл послужить, а не для того, чтобы Ему служили (Мк. 10:45). Наконец, стараясь подчинить себе жену, «воздвигшую глас» (Лк. 11:27), мы слишком часто цитируем слова «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33) и слишком редко «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (25). В таком извращённом «богословии» вовсе не вина Церкви, но вина нашей падшей природы. Хотя и есть такие произведения неких священнослужителей, как «Домострой», но они не отражают собственно христианского понимания проблемы полов, а лишь указывают на современное автору положение вещей в обществе, причём автор «Домостроя» сознательно старался смягчить существующие нравы, указывая варварам на принципы евангельской любви. То есть, такие творения, как «Домострой», представляют скорее социально-исторический интерес, нежели являются эталонами взаимоотношений между христианскими супругами.

Но самое поразительное, пожалуй, не в том, что отпечаток нашей греховности лежит на околоцерковной литературе, а в том, что даже Священное Писание вынуждено принимать во внимание наше жестокосердие. Удивительный пример этому находим в диалоге Христа с законниками: «…как же Моисей заповедовал..?-…Моисей по жестокосердию вашему позволил вам.., а сначала не было так… но Я говорю вам…» (Мф. 19:7-9). То есть, мы должны быть предельно осторожными, когда цитируем Писание, чтобы смотреть на Божественное откровение не через призму нашего эгоизма и жестокосердия, а глазами Самого человеколюбивого Источника этого откровения.

Женщина в Церкви

В православном вероучении проблемы полов просто нет, как не стоит в православии и вопрос о роли женщины в Церкви. Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Повздорив с женой, например, мужчина может бросить в неё цитатой из послания Апостола Павла, что несомненно отразится на церковном самосознании как мужа, так и жены. А услышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, человек сознательно или бессознательно несёт их в Церковь, и начинает сравнивать Церковную жизнь-по крайней мере, такую, какую он видит-с гуманистическими, в том числе и с феминистическими, принципами. Кроме того, проблема часто усугубляется самими служителями алтаря, которые-кто в шутку, а кто и всерьёз-цитируют из Святых Отцов что-то вроде «Держись подальше от женщин и архиереев», забывая при этом упомянуть, что совет был дан вполне конкретным старцем-монахом вполне конкретному молодому послушнику и не является каким-то обобщающим принципом православного сознания.

Конечно, можно долго спорить о том, существует ли «отвлечённое» или «абстрактное» православие. Скорее всего, мы будем вынуждены сказать, что такового не существует, как не может обладать бытием невоипостазированный, отвлечённо-абстрактный человек. Как однажды сказал наш до-боли известный соотечественник Владимир Ильич Ленин: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Однако, это вовсе не означает, что мы не можем рассматривать основополагающие вероучительные принципы православной веры, которые верны всегда, везде и для всех. И вот в православном вероучении мы не находим полемики полов. В отличие от некоторых других вероучений-таких, например, как индуизм или некоторые секты в исламе-православие учит об абсолютном равенстве людей в их отношении к Богу, спасению и вечной жизни независимо от их пола, национальности, социального положения и т.п.

«Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Это, конечно не означает, что Павел себя самого уже не считал ни иудеем, ни свободным, ни мужчиной-каким-то транснациональным, бесполым, неопределённым существом. Совсем наоборот-Апостол понимал и принимал реалии земного бытия. Но бытие христианина, как и бытие Самого Христа, есть соединение несоединимого: земного и небесного, временного и вечного, праха и дыхания жизни (Быт. 2:7)-именно соединение, а не отвержение одного в пользу другого. Цель христианской жизни в православии есть обожение, то есть обожение всего нашего существа: «Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце… Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе» (из Благодарственных молитв по Святом Причащении; молитва 3-я). Христос пришёл всего человека исцелить (см. Ин. 7:23), а не убить тело, чтобы освободить душу, как-бы из клетки. И воскресение есть не воскресение душ только, но воскресение телес. Наконец, именно наше земное бытие задаёт нам уходящую в вечность траекторию, как именно земная жизнь Христа-с Его воплощением, служением, распятием и воскресением-принесла спасение миру.