Люди: персоналии и группы



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Основные даты жизни и деятельности
  • 3 Чины и награды Российской империи
  • 4 История Симбирской чувашской школы
  • 5 Семья И. Я. Яковлева
    • 5.1 Супруга
    • 5.2 Дети
    • 5.3 Внуки
    • 5.4 Правнуки
  • 6 И. Я. Яковлев как писатель, переводчик и издатель
  • 7 Память
  • 8 Фотогалерея
  • Литература

Введение

Иван Яковлевич Яковлев - чувашский просветитель конца XIX - начала XX веков.


1. Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки - Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский р-он Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей русского крестьянина Пахомова, однодеревенца. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева.

В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в г. Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.

Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И.Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х гг. XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путем его просвещения, приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование.

В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступает в V класс Симбирской мужской гимназии.

Обучаясь там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова, постепенно расширяется.

В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и - материальную поддержку.

В университете Яковлев знакомится с известным ученым-ориенталистом профессором Н. И. Ильминским, консультируется у него по «инородческому» (национальному) вопросу. При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И.Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт.

В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нём был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: «Пылкость молодой натуры, с которой он (Яковлев - ред.) принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным…»

В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в г. Симбирске. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы, напряженная педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег, он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы.

И.Яковлев вел активную переписку с академиками С. Платоновым, В. Радловым, А. Кони, В. Имшенецким, музыкальными деятелями М. Балакиревым, С. Смоленским, художником-академиком Н. Кошелевым и многими другими. В числе его корреспондентов были: известный немецкий издатель, основатель «Universal Bibliothek» в Лейпциге А. Реклам, французские учёные Л. Сиклер, А. Пинар, венгерские - Г. Балинт, Д. Месарош, редактор «Revue Oriental» академик Б. Мункачи и другие. За 50 лет своей деятельности Яковлев написал около 2 тысяч писем. Основная их тема - просвещение и национальный подъем родного народа, приобщение его к русской культуре. За 50 лет яковлевская чувашская Симбирская школа выпустила тысячи учителей и учительниц, в последние годы число воспитанников доходило до 350 человек обоего пола. Она стала центром создания новой чувашской письменности, переводов и издания книг на чувашском языке, распространения их в десятках тысяч экземпляров среди сельского населения.

Многие выпускники школы, окончив с успехом разные высшие учебные заведения, отметили свой жизненный путь выдающимися достижениями «на поприщах науки, искусств, ремесел, сельского хозяйства и т. п.», - с гордостью писал И.Яковлев.

То, что было сделано им для чувашского народа, И. Яковлев считал сделанным и для русского и других народов. Он никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью - Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. «Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, - писал И. Яковлев, - было всячески содейсттвовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта. Для этого должны были служить следующие меры: 1) приобщение чуваш к христианской культуре, признаваемой народными массами (И. Яковлев организовал перевод и перевел на чувашский язык часть Библии: Новый Завет и Псалтирь. В настоящее время Библия целиком переведена и издана на чувашском языке); 2) создание чувашского литературного языка и письменности, притом с алфавитом, имеющим общее с алфавитом русским; 3) ознакомление русского народа с жизнью и бытом чуваш, равно как и ознакомление чувашского народа с историческим прошлым, настоящим Матери-России».

Осенью 1919 года И. Я. Яковлев по болезни вышел на пенсию. В 1922 году он переехал жить в Москву к сыну. Скончался Иван Яковлевич Яковлев в 1930 году.

Наследие И. Яковлева в свете последних исторических перемен ещё подлежит переосмыслению. Это - дело будущего. В годы коммунистического режима многое из жизни и деятельности этого выдающегося человека замалчивалось по идеологическим основаниям, а полуправда, как показывает жизнь, опаснее лжи. Истинный масштаб сделанного выдающимся сыном чувашского народа, воспитанного в русской семье, станет ясен после изучения и введения в научный оборот документов, к которым до недавнего времени у многих исследователей просто не было доступа.


2. Основные даты жизни и деятельности

  • 1856-1860 гг. - Учёба в Бурундукском удельном училище
  • Декабрь 1860 г. - май 1863 г. - Учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии
  • Май 1864 г. - декабрь 1866 г. - Служба в удельном ведомстве
  • 1(13) сентября 1868 г. - поступление в V класс Симбирской мужской гимназии
  • 28 октября (9 ноября) 1868 г. - Основание Симбирской чувашской школы
  • 25 июня (7 июля) 1870 - получение золотой медали об окончании гимназии
  • 12 (24) августа 1870 г. - поступление в Казанский университет
  • 1871-1873 гг.- создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
  • 17 (29) июня 1875 г. - получение свидетельства об окончании Казанского университета
  • 28 августа (9 сентября) 1875 г. - назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
  • 1877 г. - преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
  • 26 сентября (8 октября) 1877 г. - вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
  • 1878 г. - открытие женского класса при центральной школе
  • 1890 г. - Преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
  • 1901 г. - Открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
  • октябрь 1917 г. - Преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию
  • октябрь 1922 г. - переезд к сыну в Петроград
  • лето 1923 г. - переезд в Москву
  • октябрь 1928 г. - Празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы.
  • 23 октября 1930 смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище

3. Чины и награды Российской империи

Орден Св. Станислава 3 ст. 26.12.1878 г.
Орден Св. Станислава 2 ст. 27.12.1887 г.
Орден Св. Анны 3 ст. 15.05.1889 г.
Орден Св. Анны 2 ст. 26.12.1892 г.
Серебряная медаль в память Александра III 25.04.1896 г.
Тёмно-бронзовая медаль «За труды по I всеобщей переписи населения 1897 г.» 30.01.1897 г.
Орден Св. Владимира 4 ст. 9.03.1900 г.
Действительный статский советник 1904 г.
Медаль в память Отечественной войны 1812 г.
Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых.


4. История Симбирской чувашской школы

В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тыс. жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства гимназиста И. Яковлева и размещалась на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Закончив университет, И. Н. Яковлев занялся дальнейшим её развитием. Для школы было приобретено на набережной Свияги каменное двухэтажное здание с находящимися при нём строениями и землей. После капитального ремонта, в сентябре 1877 г., была переведена с собственный постоянный дом. В нём разместились учебные классы, спальни воспитанников, кухня, столовая, пекарня и учительская квартира.

В числе построек, вместе с каменным домом, находился одноэтажный деревянный флигель, отведенный под женское отделение школы, которым заведывала жена И. Я. Яковлева - Екатерина Алексеевна, приемная дочь Н. И. Ильминского. Первоначально там разместилась квартира инспектора Яковлева - до 1885 года.

Построеные в 1878 году мастерские школы, по ходатайству И. Я. Яковлева были перестроены в домовую церковь. 20 января 1885 года храм был освящен во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. Позже. в 1897-1898 гг. здание было надстроено вторым этажом, пристроен алтарь. В здании разместились школьная библиотека и классы женского отделения. В настоящее время здание передано Ульяновской епархии, и в нём располагается храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Для мастерских было отстроено новое двухэтажное каменное здание, где производилось обучение столярно-токарному, переплетному и ручному труду. Вся классная и школьная мебель изготавливалсь в мастерских, кроме этого мастерские выполняли заказы города, в том числе для кадетского корпуса, гимназии, лютеранской кирхи и вообще изделий на продажу, что являлось важной статьей дохода школы. Мастерские давали школе до 3,5 тыс. рублей дохода в год, а накопленный капитал школы к 1917 году составил 100 тыс. рублей

В 1906 году при Симбирской чувашской школе было открыто мужское двухклассное приходское училище, в 1910 году переведенное в собственное трехэтажное здание, пожертвованное сибирским меценатом Н. Я Шатровым.

Наиболее значительным зданием школы было построенное в 1885 году трехэтажное здание, на третьем этаже которого разместилась квартира И. Я. Яковлева и женское отделение, которым заведывала его жена - Екатерина Алексеевна. Квартира семьи Яковлевых, в которой они прожили до 1922 года, состояла из 6 комнат - кабинета, столовой, гостинной, спален Ивана Яковлевича и Екатерины Александровны и детской.
К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ, женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1 разряда. В школу принимались крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и крещеные татары в возрасте от 11 до 18 лет. К 1918 году в чувашской народной школе было подготовлено около 1200 человек.

В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии и открытии на её базе учительского института, без учета сложившегося чувашского направления. От чувашской семинарии оставались только трехгодичные чувашские курсы при институте. Все имущество семинарии предавалось институту. Иван Яковлевич остался не у дел. Он всеми силами и средствами старается сохранить свое детище. 23 ноября 1919 г. в газете «Заря» - органе Симбирского губкома РКП(б) и губисполкома, появилась заметка: «Яковлев и чуваши», в которой говорилось, что «деятельность Яковлева имела огромное значение среди чувашского населения, но тем не менее в данный революционный момент приходится от Яковлева, безусловно, отказаться. Как он сам, так и его взгляды устарели для нашей эпохи, для нашего времени» . 25 ноября коллегия Симбирского губоно постановила: «Считая, что пребывание Яковлева в стенах семинарии вредно отражается на деятельности семинарии, по предложению Наркомпроса уволить Яковлева в отставку с сохранением за ним пенсии».
Лишь весной 1920 года при вмешательстве В. И. Ленина, лично знакомого с семьей Яковлевых по Симбирску, была назначена пенсия И. Я. Яковлеву и его жене, а 1 сентября 1920 года в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования, позднее - Ульяновский чувашский педагогический техникум. 23 сентября 1928 г. техникуму было присвоено имя И. Я. Яковлева. С 1937 года техникум стал педагогическим училищем им. И. Я. Яковлева, которое просуществовало в Ульяновске до 1956 г.


5. Семья И. Я. Яковлева

«В семейной жизни я был счастлив и в жене, и в детях моих»

5.1. Супруга

В 1870 г., будучи студентом Казанского университета, Иван Яковлевич познакомился с Н. И. Ильминским и его семьей, в которой воспитывалась их приемная дочь Екатерина Алексеевна Бобровникова (р. 2 октября 1861 г.). Через семь лет состоялась свадьба 16-летней Екатерины, выпускницы казанской женской гимназии, и 29-летнего инспектора чувашских школ Ивана Яковлева.

В жизни Екатерины Алексеевны были не только домашние обязанности. В 1878 году при Симбирской чувашской школе было открыто женское отделение, которое она позднее возглавила и работала преподавателем и воспитателем бок о бок со своим мужем.


5.2. Дети

28 декабря 1878 года в семье Яковлевых родился первый ребёнок, которого в память деда назвали Алексеем. Позднее родились Наталия, Лидия, Николай и Александр. Из них Наташа и Саша умерли в раннем возрасте.

  • Алексей Иванович Яковлев (1878-1951) - известный историк, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии СССР;
  • Николай Иванович (1883-1949) - горный инженер, военный конструктор, музыковед;
  • Лидия Ивановна (1881-1942) - филолог и переводчик.

5.3. Внуки

Достойные продолжатели рода - внучка О. А. Яковлева, кандидат исторических наук, внук И. А. Яковлев стал доктором физико-математических наук. Ещё две внучки: Е. А. Некрасова - доктор искусствоведения, А. А. Некрасова - профессор Государственного института театрального искусства.

5.4. Правнуки

А. Б. Покровская - народная артистка Российской Федерации, А. Б. Покровский - концертмейстер Московской консерватории, В. В. Павлов - заслуженный артист Российской Федерации, Е. В. Павлова - кандидат искусствоведения, Франсуаза Варе - профессор медицины (Франция), праправнук М. О. Ефремов - заслуженный артист Российской Федерации. Л. Д. Некрасова - москвовед, искусствовед. Это уже шестое поколение замечательного сына чувашского народа.


6. И. Я. Яковлев как писатель, переводчик и издатель

Знакомство с ученым-ориенталистом Н. И. Ильминским в годы учёбы в Казанском университете утвердила желание И. Я. Яковлева в создании чувашской азбуки, букваря и издании книг для чувашей, которым по незнанию русского языка был закрыт путь к знаниям и литературе. Изучение фонетики чувашского языка привело к созданию первой чувашской азбуки, насчитывающей 47 букв. Была составлена азбука и букварь, с поучительными для народа пословицами и поговорками. Однако выяснилось, что 47 букв сложно для запоминания и И. Я. Яковлев переработал азбуку, оставив в 1873 году только 25 букв.

В первую очередь И. Я. Яковлев занялся переводом на чувашский язык Евангелия, который в целом был завершен только к 1911 году. Над переводом Библии он работал до 1922 года, когда неизданные материалы И. Я. Яковлев передал в архив Британского библейского общества. Кроме религиозной литературы им были изданы литературный сборник «Сказки и предания чуваш» и «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» в двух томах, переводы на чувашский язык произведений русских классиков: «Полтавы» Пушкина, «Песни про купца Калашникова» Лермонтова, рассказов Толстого и др

За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке.

Некоторые сочинения И. Я. Яковлева:

  • Букварь для чуваш . Казань, 1872 (издавался до 1919 г.).
  • О школьном образовании чуваш . «Городской и сельский учитель», 1897, в. 5;
  • Краткий очерк Симбирской учительской школы . Симбирск, 1908;
  • Детские рассказы . Чебоксары, 1968.
  • Письма . Чебоксары, 1985. - 366 с.
  • Верьте в Россию и любите её . Чебоксары.: Чувашский госуниверситет, 2002. - 308 с.

7. Память

Для развития и сохранения наследия И. Я. Яковлева в Чебоксарах создан Институт И. Я. Яковлева при Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова

Православный миссионер , педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.

Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки́-Новотимба́ево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина Пахомова, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.

Основные даты жизни и деятельности

  • 1856 - 1860 - учёба в Бурундукском удельном училище
  • Декабрь 1860 - май 1863 г. - учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии
  • Май 1864 - декабрь 1866 г. - служба в удельном ведомстве
  • 1(13) сентября 1868 - поступление в V класс Симбирской мужской классической гимназии
  • 28 октября (9 ноября) 1868 - основание Симбирской чувашской школы
  • 25 июня (7 июля) 1870 - получение золотой медали об окончании гимназии
  • 12 (24) августа 1870 - поступление в Казанский университет
  • 1871-1873 - создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
  • 17 (29) июня 1875 - получение свидетельства об окончании Казанского университета
  • 28 августа (9 сентября) 1875 - назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
  • 1877 - преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
  • 26 сентября (8 октября) 1877 - вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
  • 1878 - открытие женского класса при центральной школе
  • 1890 - преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
  • 1901 - открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
  • октябрь 1917 - преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию
  • октябрь 1922 - переезд к сыну в Петроград
  • лето 1923 - переезд в Москву
  • октябрь 1928 - празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы
  • 23 октября 1930 - смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище

Чины и награды Российской империи

  • Орден Св. Станислава 3 ст. (26.12.1878)
  • Орден Св. Станислава 2 ст. (27.12.1887)
  • Орден Св. Анны 3 ст. (15.05.1889)
  • Орден Св. Анны 2 ст. (26.12.1892)
  • Серебряная медаль в память Александра III (25.04.1896)
  • Тёмно-бронзовая медаль «За труды по I всеобщей переписи населения 1897 г.» (30.01.1897)
  • Орден Св. Владимира 4 ст. (9.03.1900)
  • Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913)

История Симбирской чувашской школы

В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тысяч жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства гимназиста И. Яковлева и размещалась на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Закончив университет, И. Я. Яковлев занялся дальнейшим её развитием. Для школы было приобретено на набережной Свияги каменное двухэтажное здание с находящимися при нём строениями и землей. После капитального ремонта, в сентябре 1877 года, была переведена в собственный постоянный дом. В нём разместились учебные классы, спальни воспитанников, кухня, столовая, пекарня и учительская квартира.

В числе построек, вместе с каменным домом, находился одноэтажный деревянный флигель , отведенный под женское отделение школы, которым заведовала жена И. Я. Яковлева - Екатерина Алексеевна, приёмная дочь Н. И. Ильминского . Первоначально там разместилась квартира инспектора Яковлева - до 1885 года.

Построенные в 1878 году мастерские школы, по ходатайству И. Я. Яковлева были перестроены в домовую церковь . 20 января 1885 года храм был освящен во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов . Позже, в 1897-1898 годах, здание было надстроено вторым этажом, пристроен алтарь . В здании разместились школьная библиотека и классы женского отделения. В настоящее время здание передано Ульяновской епархии , и в нём располагается храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Для мастерских было отстроено новое двухэтажное каменное здание, где производилось обучение столярно -токарному, переплетному и ручному труду. Вся классная и школьная мебель изготавливалась в мастерских, кроме этого мастерские выполняли заказы города, в том числе для кадетского корпуса , гимназии, лютеранской кирхи и вообще изделий на продажу, что являлось важной статьей дохода школы. Мастерские давали школе до 3,5 тыс. рублей дохода в год, а накопленный капитал школы к 1917 году составил 100 тысяч рублей.

В 1906 году при Симбирской чувашской школе было открыто мужское двухклассное приходское училище , в 1910 году переведенное в собственное трехэтажное здание, пожертвованное симбирским меценатом Н. Я. Шатровым.

Наиболее значительным зданием школы был построенный в 1885 году трехэтажный дом, на третьем этаже которого разместилась квартира И. Я. Яковлева и женское отделение, которым заведовала его жена - Екатерина Алексеевна. Квартира семьи Яковлевых, в которой они прожили до 1922 года , состояла из 6 комнат - кабинета, столовой, гостиной, спален Ивана Яковлевича и Екатерины Александровны и детской.

К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс, состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ , женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1-го разряда. В школу принимались крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и крещеные татары в возрасте от 11 до 18 лет. К 1918 году в чувашской народной школе было подготовлено около 1200 человек.

В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии и открытии на её базе учительского института, без учета сложившегося чувашского направления. От чувашской семинарии оставались только трехгодичные чувашские курсы при институте. Все имущество семинарии предавалось институту. Иван Яковлевич остался не у дел. Он всеми силами и средствами старается сохранить своё детище. 23 ноября 1919 года в газете «Заря» - органе Симбирского губкома РКП(б) и губисполкома, появилась заметка: «Яковлев и чуваши», в которой говорилось, что «деятельность Яковлева имела огромное значение среди чувашского населения, но тем не менее в данный революционный момент приходится от Яковлева, безусловно, отказаться. Как он сам, так и его взгляды устарели для нашей эпохи, для нашего времени» .

25 ноября коллегия Симбирского губоно постановила: «Считая, что пребывание Яковлева в стенах семинарии вредно отражается на деятельности семинарии, по предложению Наркомпроса уволить Яковлева в отставку с сохранением за ним пенсии».

Лишь весной 1920 года при вмешательстве В. И. Ленина , лично знакомого с семьей Яковлевых по Симбирску, была назначена пенсия И. Я. Яковлеву и его жене, а 1 сентября 1920 года в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования, позднее - Ульяновский чувашский педагогический техникум. 23 сентября 1928 года техникуму было присвоено имя И. Я. Яковлева. С 1937 года техникум стал педагогическим училищем им. И. Я. Яковлева, которое просуществовало в Ульяновске до 1956 года.

Семья И. Я. Яковлева

«В семейной жизни я был счастлив и в жене, и в детях моих»

Супруга

В 1870 году, будучи студентом Казанского университета, Иван Яковлевич познакомился с Н. И. Ильминским и его семьей, в которой воспитывались дети умершего друга и коллеги Ильминского А. А. Бобровникова - Екатерина (р. 2 октября 1861 г.) и Николай. Через семь лет состоялась свадьба 16-летней Екатерины, выпускницы казанской женской гимназии, и 29-летнего инспектора чувашских школ Ивана Яковлева.

В жизни Екатерины Алексеевны были не только домашние обязанности. В 1878 году при Симбирской чувашской школе было открыто женское отделение, которое она позднее возглавила и работала преподавателем и воспитателем бок о бок со своим мужем.

Умерла Яковлева Е. А. в 1936 году.

Дети

28 декабря 1878 года в семье Яковлевых родился первый ребёнок, которого в память деда назвали Алексеем. Позднее родились Наталия, Лидия, Николай и Александр. Из них Наташа и Саша умерли в раннем возрасте.

  • Яковлев, Алексей Иванович (1878-1951) - историк, член-корреспондент АН СССР , лауреат Сталинской премии;
  • Некрасова, Лидия Ивановна (в девичестве Яковлева) (1881-1942) - филолог, искусствовед, этнограф, переводчик с английского и немецкого;
  • Яковлев, Николай Иванович (1883-1949) - горный инженер, военный конструктор, музыковед.

Внуки

  • Некрасова, Екатерина Алексеевна (в девичестве Павлова) (?-1911);
  • Павлова, Екатерина Алексеевна (1905-1989) - доктор искусствоведения, специалист по истории русского и европейского искусства, переводчик;
  • Яковлев, Иван Алексеевич (1912-2000) - доктор физико-математических наук, профессор;
  • Некрасова, Анна Алексеевна (1913-2003) - режиссёр Центрального детского театра, профессор Государственного института театрального искусства;
  • Некрасов, Дмитрий Алексеевич (1914-1971);
  • Яковлева, Ольга Алексеевна - кандидат исторических наук;
  • Маару, Наталья Алексеевна (в девичестве Яковлева).

Правнуки

  • Павлова, Екатерина Всеволодовна (1934-2015) - пушкинист, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации;
  • Покровская, Алла Борисовна (р. 1937) - народная артистка Российской Федерации;
  • Павлов, Владимир Всеволодович (р. 1940) - заслуженный артист Российской Федерации;
  • Покровский, Александр Борисович (р. 1944) - концертмейстер Московской консерватории;
  • Варе, Франсуаза - профессор медицины (Франция);
  • Некрасова, Лидия Дмитриевна (р. 1951) - москвовед, искусствовед.

Праправнуки

  • Толмачёв, Василий Михайлович (р. 1957) - доктор филологических наук, профессор МГУ;
  • Ефремов, Михаил Олегович (р. 1963) - заслуженный артист Российской Федерации;
  • Ордынская, Любовь Михайловна (р. 1966) - дизайнер-типограф;
  • Павлов, Алексей Владимирович (р. 1975);
  • Макеева, Надежда Дмитриевна (в девичестве Некрасова) (р. 1978);
  • Мартынова, Варвара Дмитриевна (в девичестве Некрасова) (р.1980);
  • Павлов, Всеволод Владимирович (р. 1983);
  • Нифонтова, Полина Дмитриевна (в девичестве Некрасова) (р. 1983);
  • Павлова, Екатерина Владимировна (р. 1985);
  • Павлова, Ольга Владимировна (р. 1989).

Прапраправнуки

  • Ефремов, Никита Михайлович (р.1988) - российский актёр театра и кино;
  • Ефремов, Николай Михайлович (р.1991) - российский актёр кино;
  • Макеева, Маргарита Кирилловна (р. 1995);
  • Некрасов, Леон Кириллович (р. 1997);
  • Некрасов, Никита Кириллович (р. 2000);
  • Некрасов, Иван Андреевич (р. 2004);
  • Некрасова, Вероника Андреевна (р. 2005);

Иван Яковлевич Яковлев (25 апреля 1848 года, Кошки-Новотимбаево, Буинский уезд, Симбирская губерния - 23 октября 1930 года, Москва) - чувашский просветитель, православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.

Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина Пахомова, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.

В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в село Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.

Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И. Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х годов XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путём его просвещения, приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование.

В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступает в V класс Симбирской мужской гимназии. Обучаясь там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова, постепенно расширяется.

В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и - материальную поддержку.

В университете Яковлев знакомится с известным учёным-ориенталистом профессором Н. И. Ильминским, консультируется у него по «инородческому» (национальному) вопросу. При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И. Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт.

В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нём был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: «Пылкость молодой натуры, с которой он (Яковлев - ред.) принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным…»

В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в Симбирске. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы, напряженная педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег, он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы.

И.Я. Яковлев вошёл в историю нашей многонациональной культуры как выдающийся педагог- просветитель. В трудных условиях царской России он создал чувашскую письменность, издал первые учебники и другие книги для чувашских школ, организовал учительскую школу в Симбирске и немало сельских училищ, способствовал сохранению и развитию национальной культуры, распространению среди населения педагогических, сельскохозяйственных и медицинских знаний.




Детские годы Иван Яковлевич Яковлев родился, по официальной записи о крещении в церкви села Жуково Симбирской губернии Буинского уезда, 25 апреля 1848 года в деревне (ныне село) Кошки-Новотимбаево. На третий день он остался без родителей. Фамилия и отчество даны были при крещении по крестному отцу, крепостному крестьянину Якову Яковлеву. Мальчика-сироту взяла к себе после смерти матери семья удельных крестьян - чуваш Пахомовых, жившая в деревне Кошки, саженях в от дома его матери.























Яковлев ищет пути создания новых учебников. Вместе со своим учеником К.В.Ивановым он приступает к составлению нового учебника для внеклассного чтения «Первая книга для чтения после букваря на чувашском языке», изданного в 1909 г. Новая книга была составлена по образцу «Книги для чтения» Л. Н. Толстого и должна была выходить в четырех книгах. Вышла только первая, издание остальных запрещено учебным округом.


И.Я. Яковлев организовал также перевод и издание отдельных классических произведений русской и зарубежной литературы. Вместе со своими учениками он выпустил отдельными книжками на чувашском языке «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Дикие лебеди» Х.К. Андерсена, «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и другие стихотворения М.Ю. Лермонтова. Х. К. Андерсен








Коллектив преподавателей Симбирской чувашской учительской школы г.




Школе было передано 150 десятин земли с фермой на шесть лет с условием, что И. Я. Яковлев будет представлять обществу ежегодный отчет о ее состоянии. В декабре 1892 г. Иван Яковлевич обратился с докладной запиской в Симбирское общество сельского хозяйства, в котором просил передать школе один из заброшенных участков с фермой. За четыре года аренды фермы Яковлев превратил ее в образцовое хозяйство. В 1896 г. она дала школе 1633 рубля дохода.








За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске () и будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа () И.Я. Яковлев открыл и преобразовал множество сельских школ, создал 14 приходов. Он выпустил более 100 учебников, пособий и книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные произведения чувашской литературы, а также Новый Завет на чувашском языке, организовал школьный театр, духовой и симфонический оркестры.


В октябре 1922 г. Иван Яковлевич и его жена Екатерина Алексеевна выехали из Симбирска в Москву. В столице они жили у сына Алексея, а затем у дочери Лидии. Умер И.Я. Яковлев в Соломенной Сторожке 23 октября 1930 г. от миокардита и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.



, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Иван Яковлевич Яковлев относится к числу выдающихся деятелей культуры и просвещения нерусских народов востока России, среди которых он трудился более полувека, продолжая замечательные традиции русского просветительства, начатые в далёком прошлом передовой интеллигенцией нашего многонационального отечества. Ещё в конце 70-х годов прошлого столетия им была разработана и успешно внедрена в жизнь система начального образования в двуязычной школе, получившая широкое распространение среди нерусских народов России. Она стала всеобщей на основании Правил о начальных училищах для нерусских народов, утверждённых Министром народного просвещения 31 марта 1906 года.

И. Я. Яковлев был крупным общественным деятелем, почётным членом Британского и иностранного библейского общества в Лондоне, организатором благотворительных обществ, перевода и издания Священного писания, книг по различным отраслям знаний, он поддерживал творческие связи с учёными многих зарубежных стран.

С каждым годом растёт интерес к его многогранной новаторской деятельности и научному наследию. Имя Яковлева известно теперь не только каждому чувашу, но и каждому просвещенному россиянину. День рождения И. Я. Яковлева теперь в Чувашии считается ещё и днем чувашской письменностью. В этот день в нашей республике проходит много различных мероприятий, посвященных ко дню рождения И. Я. Яковлева и ко дню чувашской письменности.

Я работаю учителем чувашского языка и литературы уже 20 лет. Педагогический стаж работы 30 лет. Ежегодно ко дню рождения И. Я. Яковлева в школах республики проходят декады или недели чувашского языка и литературы. В эти дни в школах проходят уроки, посвященные чувашскому Патриарху и Улыпу(чувашский сказочный богатырь). Проводятся встречи с чувашскими писателями и поэтами. Дети знакомятся с произведениями великого просветителя, читают его завещание чувашскому народу. «Завещание чувашскому народу» И. Я. Яковлева – действительная программа воспитания молодежи.

Хочу сказать, что этот день в республике проходит, как праздник дружбы и духовного единения народов России.

И.Я.Яковлев дал родному народу Книгу. М ы вправе гордиться и возвеличивать своего Патриарха, так как не каждому народу Бог дал таких людей, каким является для чувашей великий Улып – И. Я. Яковлев.