Храм и его значение в жизни верующего. Роль церкви в современном мире. Готический и стиль Возрождения

«Очень велика наша Россия. И в каждом городе одним из его украшений является храм, его золотые купола. Это прекрасное строение поражает своей красотой, величием. Многие наши современники все еще, к сожалению, задаются вопросом: а зачем нужны Церковь вообще и храмы в частности? Это непонимание является следствием незнания основ веры, основ духовной жизни. Многие также спрашивают: зачем строить столько храмов? Нужны ли они все Богу? Действительно, Богу храмы не нужны. Храмы нужны нам, людям, для нашей духовной жизни. Еще в глубокой древности пророк Исаия сказал, что земля – подножие ног Божиих, а небо – престол Его.

Есть и такие люди, которые задаются вопросом: зачем мне ходить в храм, если Бог у меня в душе? Вопрос вроде бы простой и понятный, но мы забываемся, если так думаем, ограничивая самих себя в развитии. Давайте разберемся. Что в человеке является главным? Голова и тело. Руки, в принципе, не особо важны для жизни, поскольку без них прожить можно. Человек может жить даже и без ног. Но это очень трудно. Потому что руки и ноги помогают нашему телу и голове совершать те манипуляции, которые доставляют нам не то что комфорт и удобство, а спасают нас в этой жизни. Так же и с душой. Зачем мы ограничиваем душу? Да, душа это главное, но без Церкви душа не может обрести спасение. Когда Господь вознесся, то Он оставил Церковь, апостолов, священников, Священное Писание для того, чтобы мы могли руководствоваться в деле спасения души. Вся эта полнота Христова учения заключена в храме Божием.

В начале своей жизни мы пытаемся постигнуть все ее основы: учимся ходить, держать правильно ложку, получаем образование. Так же и в духовной жизни мы должны совершать правильные поступки, иметь правильные знания о духовной заботе. Иначе могут возникнуть сложности и проблемы. Такие проблемы возникали на протяжении всего существования Церкви. Это различные еретические, сектантские учения. Когда люди, имея лишь малое представление о вере и Боге, начинали по-своему толковать христианское учение, то это приводило к духовной гибели человека. Это было и в первые века христианства, в период Вселенских соборов, когда люди по-своему толковали Священное Писание, учение. И в наше время многие сталкиваются с ложными представлениями о Боге и Церкви в лице сект, которые заполонили не только наш регион, но и всю страну. Люди начинают терять не только свои материальные ценности, но и свои семьи. Это очень страшно. А храмы для того и нужны, чтобы в них наши дети могли научиться основам нравственности, духовной жизни. Городские и сельские приходы являются ничем иным, как духовными центрами, помогающими нам и нашим детям правильно ориентироваться как в духовной, так и в светской жизни.

Открытая городская исследовательская конференция

"Краеведческие чтения"

Значение православных храмов в жизни города Курчатова

секция Культурное наследие

тип работы исследовательская работа

Обыденных Людмила Ивановна,

учитель начальных классов,

МБОУ "Гимназия № 2"

г. Курчатов, 2017 г

I. Введение..........................................................................................................1

II. Храм в жизни города......................................................................................4

III. Храм Успенья Пресвятой Богородицы.........................................................5

IV. Храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в

земле Курской просиявших.................................................................................7

V. Храм святого Луки Крымского, исповедника..............................................8

VI. Заключение.....................................................................................................10

I . Введение.

В 2014 году в г. Курчатове в рамках фестиваля детского творчества "Сияние Рождества" проходила исследовательская конференция "Радость моя!", где я принимала участие со своей работой "Письмо батюшке Серафиму Саровскому" и стала ее лауреатом. Конференция проходила в храме преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших. В тот январский день я впервые осознанно познакомилась с храмом. (слайд 1, слайд 2)

Так началась моя дорога к Храму, идя по которой, я хотела узнать, что находят там люди, как их деятельность влияет на жизнь города? Я поняла, что храм это не только красивое здание, а нечто большее.

В беседах с одноклассниками, в ходе проведенного анкетирования школьников, я выяснила, что очень много людей, не знают, чем еще кроме молитвы занимаются прихожане в храме, не знают какую большую просветительскую и благотворительную работу они делают. Об этом, конечно, нельзя рассказать без понимания православия, основных понятий веры в Бога. Ведь нашу великую страну Россию создали своими трудами именно православные люди. И не знать этого, и не говорить об этом в наше время нельзя. Ведь нация, не знающая своих корней, теряющая свои духовные основы, обречена.

В начале своей работы, я видела проблему в отсутствии информации у людей и недостаточности ее в целом, о православных храмах нашего города. Люди имеют очень смутные представления о их значении и деятельности.

Целью моей работы было побольше узнать, из первых уст, о значении храмов в жизни города Курчатова, рассказать о замечательных, скромных людях- настоятелях храмов, учителях воскресных школ, членах групп милосердия, о той большой благотворительной и просветительской работе, которую они ведут.

Задачами своей работы я видела восполнение пробела информации об этих жителях нашего города, о храмах, изучение просветительской и благотворительной деятельности прихожан, их роли в жизни Курчатова.

О храмах города Курчатова, написано мало, в интернете на официальных сайтах есть только сухая информация, но за этими строками не видно живых людей, подвижников, живущих среди нас.

Храмы нашего города играют исключительно важную роль в воспитании: духовных и нравственных качеств людей, патриотизма, особенно подрастающего поколения.

Методами решения поставленных задач, у меня были интервьюирование настоятелей храмов, членов групп милосердия, преподавателей воскресной школы, жителей г. Курчатова, проведение анкетирования.

Свою работу я построила на живом общении с ними, изучением их деятельности, посещением храмов, изучением литературы, интернет ресурсов, исследования уровня знаний школьников о деятельности православных храмов.

Я посетила все три храма нашего города, взяла и записала интервью с батюшками, сделала фотографии храмов, их внутреннего убранства.

Но прежде, чем подойти к раскрытию темы своей работы, я хочу рассказать, что мне удалось узнать о значении храма в жизни города.

II. Храм в жизни города.

По духу, по образу мыслей - мы православные. Символ православия -храм. На Руси всякий город, всякое селение начиналось с Храма.

В 20 веке эта традиция была утеряна: церкви не строились, а наоборот разрушались. Но в 90-е годы прошлого столетия изменилось отношение людей к своим православным корням, во многих городах началось строительство храмов. (слайд 4)

"Не хлебом единым жив человек!" Не только им. С детства в каждом из нас теплится духовная искра. Не потерять ее, в течении жизни, помогает нам - вера и храм - Дом Божий, место соединения Бога и людей.

Наш город - совсем еще юный в историческом летоисчислении, ему 48 лет. Но в нашем маленьком городе действуют уже три храма, о которых, вот что мне удалось узнать.

III . Храм Успенья Пресвятой Богородицы.

(слайд 5)

История Успенского Храма уходит в глубь веков. С 17 века известно село Успенское Колпаковской волости Льговского уезда. Село и церковь располагались вдоль оживленного Киевского тракта, ныне проходящего как и встарь на том же месте. Вероятно, именно по этой дороге в Киев шли будущие великие святые и наши земляки- преподобные Феодосий и Серафим.(слайд6)
Судьба Успенского храма после 1917 года была печальна, как и многих церквей той эпохи. Его закрыли и разграбили.

В 1990 году в город приехал молодой священник отец Георгий. По просьбе прихожан власти передали ему небольшой деревянный домик. (слайд 7)

______________________________________________________________________

1.Святое Евангелие. Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011.

2.Храмы России. Москва 2012, С.Минаков

В этом домике начали вести богослужения.
Одновременно с этим началось строительство храма.

В интервью, (слайд 8) взятом мною в ходе своей работы, настоятель храма протоиерей Роман отметил, что в первую очередь, активное участие в строительстве храма принимал настоятель протоирей Георгий (Нейфах), он был очень образованным и деятельным человеком. Финансовые расходы по строительству взяла на себя Курская Атомная Станция. Также активное участие в строительстве принимали жители нашего города.

Меня очень интересовал вопрос: "Почему люди идут молиться именно в храм, ведь молиться можно везде- на улице, дома, в дороге?"

Батюшка отец Роман рассказал мне, что в воскресные и праздничные дни, а также в будни, мы должны ходить в храм Божий, куда собираются подобные нам христиане. Там мы молимся сообща, все вместе. Именно храм является единственным местом для полноценного общения с Богом. Ведь Сам Господь нам сказал: "Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я среди них". *

Батюшка пояснил мне, что сердце храма - это алтарь, и что храм наш украшен святыми изображениями (фресками, иконами).(слайд 9) В некоторых иконах, находящихся в Успенском Храме хранятся частицы мощей святых, они пользуются особым почитанием верующих.

Из одной из паломнических поездок, батюшка привез частичку мощей особо почитаемого святого - преподобного Серафима Саровского. (слайд 10)

Из бесед с прихожанами, я узнала, что храм это не только величественное здание, но и люди, которые не только молятся Богу, но и делают большое количество добрых дел. Так при храме действует группа милосердия. Члены данной группы помогают бедным, больным, немощным. Организуют сбор вещей, средств, с последующей передачей их нуждающимся. В данную группу входят простые люди, жители нашего города, которые нигде не афишируют свои благие дела, таких людей при храме Успения, больше двадцати человек. Ежегодно прихожане храма собирают пожертвований на сумму около полумиллиона рублей, вся сумма из которых идет на помощь больным, малоимущим семьям, покупку всего необходимого для школьников многодетных семей. Все эти добрые дела делаются абсолютно бескорыстно, и как правило, никто об этом никогда не рассказывает.

IV . Храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в

земле Курской просиявших.

(слайд 11)

На берегу Курчатовского водохранилища возвышается красавец - храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших.

В храме Серафима Саровского я увидела икону с частичкою мощей святого Ильи Муромца. Для меня было открытием узнать, что любимый герой народных сказок и былин - богатырь Илья Муромец - реальное историческое лицо! Да еще и причисленное к лику святых православной церкви. Отец Николай в интервью рассказал мне, (слайд 12) что в 2006 году, их приходу были передана эта частица мощей и ещё 90 святых Киево-Печерской лавры.

Другой важной новостью для меня было то, что при храме действует православная воскресная школа.(слайд 14) И многие вещи, которые для меня были открытием, а именно жития святых - Преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, русских князей, адмирала Ушакова, хорошо известны воспитанникам этой школы. В настоящее время их более 100 человек. В беседе с преподавателем школы Батяевой Ириной Дмитриевной (слайд 15) я узнала о большой творческой работе, проводимой с детьми, многочисленных поездках, конкурсах, фестивалях, патриотических конференциях. В этот храм приходят воины - афганцы, сотрудники полиции, спортсмены, деятели культуры, которые рассказывают воспитанникам воскресной школы о патриотизме, любви к Родине.(слайд 16) С каждым годом воспитанников воскресной школы становится все больше. В помещении воскресной школы действуют секции настольного тенниса, шахмат. Ведут их взрослые, настоящие мастера своего дела, бескорыстно отдающие свое время и силы любимому делу.

V . Храм святого Луки Крымского (слайд 17)

Особое место в нашем городе занимает храм, расположенный во дворе медсанчасти. Этот храм, где в основном люди молятся об исцелении болезней своих и близких. Познакомившись с отцом Валерием, (слайд 18) настоятелем больничного храма, удивительно добрым и спокойным человеком, я узнала, что этот храм построен в честь святого Луки Крымского.(аудио запись интервью ) Меня очень заинтересовала судьба этого необычного святого, человека жившего среди нас совсем недавно, работавшего врачом в простых больницах, в том числе и в селе Верхний Любаж Курской области.

Главный врач нашей медсанчасти Щербаков Владимир Алексеевич, принимавший большое участие в строительстве храма, рассказал мне, что и до сих пор, и во всем двадцатом веке, нет хирурга равного святителю Луке. Он один, работая в маленькой больнице на 10 коек, делал операций больше, чем вся Курская областная больница в настоящее время!

_________________________________________________________________

Жития святых.интернет ресурс PRAVMIR.RU.

Отец Валерий пояснил, что больничный храм - это не обычный приходской храм. При храме создана служба Сестёр милосердия, состоящая из четырёх человек. Группу возглавляет Галина Алексеевна Колесникова. Галина Алексеевна рассказала, что они посещают людей, находящихся на стационарном лечении, особое внимание уделяют детям, бедным, скорбящим и требующим утешения.

Сам батюшка скромно рассказал о том, что практически ежедневно он и члены группы милосердия, находящейся при храме, посещают тяжело больных людей, находящихся на излечении, где молитвой, где добрым словом утешают пациентов. Доброе, мудрое слово отца Валерия порою лечит лучше всяких лекарств.

Рассматривая иконы храма (слайд 19), изучая жизнь святого Луки Крымского, меня не покидала мысль о том, как много общего между трудами святого и повседневной работой людей, служащих при храме! Все они бескорыстно помогают людям в болезнях, в скорбях и других неприятностях. И эти люди живут рядом с нами, в нашем городе, и о них, в силу их скромности, мало кто знает! В общении с этими людьми я поняла, что главное для них - просто помочь своим ближним, утешить их.

VI . Заключение

Путем проведения бесед-интервью с замечательными, скромными людьми, изучая жизнь храмов нашего города, я узнала много нового, я увидела тех, с которых во многом можно и нужно брать пример. В ходе своей работы, руководители воскресной школы храма Серафима Саровского пригласили весь мой класс посетить храм и воскресную школу, (слайд 20) чему я очень рада, так как все мои одноклассники побольше узнали о православной вере, о людях, делающих много доброго. Моя гипотеза об исключительно большом значении храмов в жизни нашего города, подтвердилась. В результате моей работы, мы приобщили весь мой класс к великой русской культуре, на живых примерах показали, какими должны быть настоящие граждане нашей страны. Я считаю, что проблему, поставленную перед собой, я раскрыла, цель моей работы достигнута, так как мне опытным путем, удалось выяснить, с одной стороны, явную недостаточность знаний у школьников о храмах, священнослужителях, православной культуре в целом. А с другой стороны, увидеть жажду этих знаний, стремление вернуться к своим духовным корням, и хоть в малой степени удовлетворить ее в результате своей работы.

Практическое значение работы:

Материалы моей работы могут быть использованы на уроках по основам православной культуры, нравственного воспитания, при проведении экскурсий по г. Курчатову. И самое главное, на живых примерах, показать школьникам моральные и духовные ориентиры.

Результаты моих исследований могут помочь, в формирования общественного мнения, выводов, о необходимости более глубокого преподавания основ православной культуры в школах.

Ведь все мы - граждане нашей великой страны России, которая была создана православными людьми, которые и тогда, и сейчас являются основой нашего общества. А храмы- это символы духовного возрождения нашей страны, источник силы и нравственных ценностей. (Слайд 21)

Литература.

1. Святое Евангелие. Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011.

2."Толковая библия" Москва 2014, А.П. Лопухин

3."Жития святых" интернет ресурс PRAVMIR.RU

4. "Храмы России" Москва 2012, С.Минаков

5. "Православный храм" РООССА, 2009, Н. Будур.

6. "Тесный путь" Рязань 2014., О. Рожнева.

7. "Православные святыни" РООССА, Н.Ионина

Аннотация.

Олефиренко Мария. "Значение православных храмов в жизни г. Курчатова."

В исследовательской работе, была изучена роль храмов в жизни города, раскрыта тема благотворительной и просветительской работы священников, преподавателей воскресных школ, прихожан. Путем проведения интервью, изучения истории храмов, бесед с жителями города в доступной и интересной форме раскрыта тема духовного и нравственного труда, и его значения для подрастающего поколения.

Я считаю, что Олефиренко Мария справилась со своею задачей.

Руководитель проекта: __________ Обыденных Людмила Ивановна.

Урок для учащихся средней возрастной группы

Тема : «О значении храма в жизни христиан»

Цель: формирование религиозного сознания

Задачи:

1. Познакомить с символикой храма.

2. Показать храм как центр религиозной жизни.

3. Уяснить цель посещения храма христианами.

Методы:

1. Беседа–диалог.

2. Работа с текстами проповедей свт. Феофана, Затворника Вышенского.

3. Использование видеоматериалов.

Ход урока

I . Учитель – На уроке мы будем многократно обращаться к проповедям свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Слайд – Портрет свт. Феофана Затворника.

Слово о пребывании в затворе свт. Феофана.

Слово о свт. Феофане, Затворнике Вышенском, выдающемся богослове Х I Х века, христианском подвижнике, который в проповедях своих указывал путь спасения человека – путь православной нравственности.

Имя свт. Феофана во второй половине Х I Х в. было широко известно в православном мире. Его знали и как мудрого пастыря – проповедника, и как известного педагога, и как выдающегося ученого-богослова.

Много лет епископ Феофан возглавлял Тамбовскую, а затем Владимирскую епархии. Каждую свою службу в храме он завершал проповедью, в которой звучало четкое и ясное толкование Слова Божьего, мудрое наставление прихожан в Истине Божией и жизни по заветам Бога. Все очень любили эти проповеди, в которых находили участие и искреннюю заботу о судьбе каждого. Проповеди свт. Феофана собирали большое количество людей.

Находясь на преподавательской работе в Киеве, Новгороде, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, он очень много внимания уделял воспитательной работе и к своим ученикам обращался с проповедями нравственного содержания. 28 последних лет своей жизни свт. Феофан провел в Вышенском Успенском монастыре. В Х I Х в. земли монастыря входили в состав Тамбовской губернии (ныне Шацкий район Рязанской области).

Прослужив 25 лет на различных должностях в Церкви, епископ Феофан подал прошение об отставке с правом поселиться в Вышенском монастыре. На свое прошение он получил положительный ответ. С весны 1866 г. свт. Феофан поселился в Вышенском монастыре, поэтому в его имени и присутствует слово Вышенский. Природа вокруг монастыря, тишина, покой, размеренный распорядок жизни нравились свт. Феофану, но он приехал сюда не для спокойной жизни, не для отдыха, а трудиться. Я хочу «предаться занятиям желаемым… Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить», – так говорил свт. Феофан. И для того, чтобы сосредоточиться на этом труде и целиком посвятить ему свою жизнь, он принимает решение уйти в затвор. Затвор – это особый вид монашества, когда, по собственному решению прекращается общение с людьми. Свт. Феофан продолжал жить на территории монастыря в отведенном для него флигеле, специально обустроенной келье. Здесь был кабинет, библиотека, мастерская и Церковка, освященная во имя Богоявления Господня, – главная комната. Только три человека имели доступ к свт. Феофану: архимандрит Аркадий, игумен Тихон и келейник Евлампий. В затворе свт. Феофан прожил 22 года. Поэтому к его имени добавилось слово Затворник. Каждый день свт. Феофана был наполнен трудом. Владыка писал, находясь в затворе: «Я знаю одного человека, который всегда один, – сам никуда не выходит и других к себе не приглашает. Спрашиваю его: как тебе не скучно? Он отвечает: мне некогда, так много дела, что как открою глаза после сна, делаю–делаю и никак не успеваю переделать, пока не закрою их». Он работал над богословскими сочинениями, вел переписку (к нему приходило много писем от знакомых и незнакомых людей, стремящихся к общению с известным пастырем), рукодельничал в часы отдыха, а главное – молился в своей Церковке.

Слайды – Успенский Вышенский монастырь

Успенский храм

В целом ряде своих проповедей свт. Феофан говорит о значении храма в жизни христиан. Мы продолжим нашу беседу по плану, который написан на доске. Каждый пункт плана – это строки, взятые из проповедей свт. Феофана, произнесённых в разных местах его пастырского служения.

1. Храм – символ христианства.

2. Храм – жилище Божие.

3. Храм – дом молитвы.

4. Церковь Православная – мать наша.

5. Храм – Небо земное.

Как вы понимаете: «Храм – символ христианства»? Что означает слово «символ»?

Ответы – 1. Символ – это выражение в краткой форме какого–то большого, объёмного

понятия.

2. Символ – выражение самого главного.

3. Через символ можно изложить целое учение.

Учитель – Через символ можно выразить целую философию.

Храм – символ христианства. В нём выражено миропонимание христиан, истины, или догматы христианские: как создан мир, в котором мы живём, кто его Создатель, кто сотворил человека, какой путь жизни указал человеку его Создатель и много–много других очень важных истин. Столько мудрости заключено и во внешнем облике и во внутреннем устройстве и убранстве храма! Каждый христианин должен понимать символику своего храма.

Для этого нужно приложить усилия ума, души, усердие и старание. С этого урока вы можете начать этот труд.

Слайды – Рязанские храмы: Успенский, Христорождественский, Николо–Ямской, Иоанна Кронштадтского…

Учитель – Какие храмы узнали? Назовите. В каких храмах бывали? По какому поводу?

Слайд – В храме люди разных возрастов.

Учитель – Люди идут в храм, приходят со своими мыслями, ожиданиями. Здесь происходит что–то очень важное, может быть, самое важное для христиан уже много веков.

Вот как об этом говорит в своей проповеди свт. Феофан, Затворник Вышенский.

Работа с текстом проповеди

Ученики читают – учитель комментирует.

«…Печален кто – идет в храм петь параклисис ( молебен) Богородице; радость получил – идет туда же воспеть благодарное молебствие; дом надо строить – из храма берется благословение; колодец вырыть – то же; дождя нужно – храм ходит по полям, чтобы привлечь дождь с неба; болезнь постигла – Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья… сочетается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой… из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме».

Учитель – С каким органом нашего организма сравнивает свт. Феофан храм?

Ответ – С сердцем.

Учитель – Очень точное сравнение. Сердце – самый главный орган в нашем организме. Вот такую же роль выполняет церковь в жизни христиан.

Слайд – «Нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по- христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним».

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь«На освящение храма » в с. Ольшанке

Учитель – С принятием христианства пришли на нашу землю и храмы. На русской земле стоят, устремляясь ввысь, во множестве святыни наши – храмы православные, и древние, и построенные совсем недавно, и величественные соборы, и маленькие деревенские церквушки. Идут и идут сюда люди.

Н. А. Некрасов. «Тишина».

…Храм Божий на горе мелькнул

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Слайды – Храм Христа Спасителя, храмы Владимира, храмы в Кижах, храм Покрова на Нерли…

Комментарии учителя о символике внешнего вида храма: устремленность ввысь – к высшим началам; купола (количество, цвет); православный крест; форма здания храма (круглая – символ бесконечности; форма восьмиконечной звезды – звезда Вифлеемская, указывающая место рождения Спасителя; вытянутая форма – символ корабля, устремленного к высшему миру; кубическая форма – символ мироздания); цвет здания; архитектурные украшения; главный вход в храм с западной стороны; апсиды – на восточной стороне здания храма.

Учитель обращает внимание на храм Покрова на Нерли, жемчужину русского храмового зодчества XII века. Храм занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стихи о храме Покрова на Нерли

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

Л. Гайвороновский

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Учитель – Вот что говорил в своей проповеди «На устроение храма» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г. свт. Феофан, Затворник Вышенский.

Слайд – «Устроение храма есть великое благодеяние, и можно ли найти ему равное! Селение без храма то же, что дом без хозяина, что тело без души, что местность сухая, не имеющая рек и источников!»

«…Отныне у вас храм, и Господь среди вас…»

Свт. Феофан Затворник

Учитель – Как вы понимаете слова: «Отныне у вас храм, и Господь среди вас»?

Какому событию посвящена проповедь?

Ответ – Освящению храма.

Учитель – Освящение – обряд, который вводится Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через этот обряд на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

Слайд – «С этого момента в церкви незримо присутствует Бог, который обетовал, что очи Его здесь, чтоб видеть приходящих, и уши, чтоб внимать молитвам их» (3Цар. 9,3).

Свт. Феофан Затворник.

Учитель – Свт. Феофан напоминает:«Всякий раз, вступая благоговейно в храм сей, в простоте веры изливайте здесь души свои перед Господом и благовременно приимите всякую потребную вам помощь от Него» .

Учитель вновь обращает внимание учеников на план беседы.

1) Храм – символ христианства.

2) Храм – жилище Божие .

3) Храм – дом молитвы.

4) Церковь Православная – мать наша.

5) Храм – Небо земное.

Мы знаем, что значит первое определение «храм – символ христианства»; второе – тоже понятно «церковь – жилище (дом) Бога»: Он присутствует в каждом храме, а вместе с Ним и весь сонм святых, а также Ангелы – хранители всех присутствующих в храме.

«Приходя сюда, помните , – наставляет свт. Феофан Затворник,что Господь видит вас и готов услышать, о чем будете просить Его».

Как люди обращаются к Богу?

Ответы – Через молитву.

Учитель – О чём люди говорят в своих молитвах?

Ответ – О нуждах, о грехах, просят помощи, благодарят.

Учитель – Теперь понятно, почему «храм – дом молитвы».

Значит, люди приходят в «храм – жилище Божие» для общения с Ним через молитву. Поэтому «храм – дом молитвы».

II . Стихи – Лермонтов М.Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Учитель – Свт. Феофан советует:

Слайд – «Спешите же в храм охотно, стойте здесь благоговейно и молитесь с надеждою, что услышаны будете».

Свт. Феофан Затворник

Слайд Молящиеся люди.

Учитель – Христианин идёт в храм со всякой нуждой, с надеждой, с радостью, готовый к открытому, честному разговору, без всякой хитрости на душе, с мыслью, что здесь поймут, простят.

К кому так идут и даже стремятся люди?

Ответ – К родителям, в родной дом.

Учитель – Вот именно поэтому свт. Феофан называет Церковь Православную нашей матерью. Храм, по словам свт. Феофана Затворника, учит истине Божией, воспитывает христианина под руководством пастырей, врачует и восстанавливает наши духовные силы. То есть храм заботится о нас, как мать.

Работа с текстом проповедей «На освящение храма» в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г. и «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

Прочитаем в проповеди свт. Феофана Затворника.

Читает учитель – дети следят по рабочим материалам.

Слайд – Храм (внешний вид, внутренний вид).

«Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме».

«Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится самым утешительным познанием – о Боге, мире и человеке…»

«Храм Божий есть питомник, взращивающий и воспитывающий нас при свете истин, здесь проповедуемых».

Слайд «…Храм есть тень Неба, если смотреть на состав его, на действия, совершающиеся в нём, и на изображения, наполняющие его. Можно сказать, что он есть самое Небо на земле, – в котором благоволит вселяться Господь, а с Ним и… Ангелы, наши… Хранители, и святые».

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь «На освящение храма» в имении А.А.

Колибова)

Учитель – Вы были в храме. Что вы видели внутри храма?

Ответы – Иконы, росписи на библейские темы.

Учитель – О символике внутреннего устройства храма (три части: притвор, основное пространство, алтарь – в восточной части; алтарь – главное место, где невидимо пребывает Бог; иконостас – ряды икон; подкупольное пространство – Спас Вседержитель, апостолы, евангелисты; росписи: мозаики, фрески; иконы; внутреннее устройство символизирует корабль, устремленный к высшим сферам).

Поэтому и говорит свт. Феофан: «Побывать в храме то же, что в видении побывать на родине Небесной». Храм есть училище, питомник, врачевательница, открывающий двери Царствия Небесного.

Слайд – «Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме».

«… Здесь какое богатство святых помышлений в слове!»

«Сколько примеров святости в изображениях!

Сколько разительных напоминаний в действиях!»

«Храм есть совмещение всего живоносного, Богом определенного к преобразованию нашего естества. Приходите же и питайтесь здесь хлебом Небесным. В храме преподается… наука о спасении души…»

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь «На освящение храма» в с.

Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.)

Слайд Портрет свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Работа с текстом проповеди «На освящение Крестовоздвижеского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

Читает учитель – ученики следят по рабочим материалам.

«Мудрость сия преподается здесь в чтении Божественных и отеческих писаний; в содержании и чине всякого служения, даже в форме и устройстве самого храма; преподаётся всякому…: и малому, и большому, и богатому, и бедному, и ученому, и неученому – для всякого в доступном для него образе и виде; преподается так внятно и впечатлительно, что внимательный без других способов обучения, посредством усвоения одного того, что преподаётся в церкви, становится крепким в разуме и ведающим…такие истины, кои нередко недоступны ведению усидчивых тружеников знания».

«Тут будут просвещаться духовною мудростью, врачеваться в духовных немощах, питаться благодатию ( через Таинства) и общиться с Небом».

Слайд – Храм (внешний и внутренний вид).

III . Учитель – Так велико значение храма! Здесь просвящаются духовною мудростью, врачуются в духовных немощах, питаются благодатию (через Таинства Исповеди и Причастия) и общаются с Небом.

Слайд – «Храм сооружается для людей. Не забывайте же бывать в храме…всякое воскресенье и праздники, а кто может – и во всякий другой свободный день» .

«В храм приходят, чтобы получить силы; силы получаются, чтобы действовать ими; действовать же надобно по заповедям,… чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма – быть кроткими, миролюбивыми,… трудолюбивыми, уступчивыми, смиренными – словом, украшенными всякой добродетелию».

Свт. Феофан Затворник

Учитель – Каково же значение храма в жизни православного христианина?

Ответы – Познать Божию мудрость.

Научиться жить по заповедям Божиим.

Получить помощь для преодоления грехов.

Получить помощь в решении проблем.

Научиться добродетелям.

Учитель – Это возможно. Но от вас потребуется соблюдение определённых правил. Каких?

Ответы – Ходить в церковь регулярно (в воскресение, в праздники).

Участвовать в службах, вникая в них.

Искренне молиться с верою и надеждою получить помощь.

Заслужить благодать Божию через Таинства Исповеди и Причастия, так как,

по словам свт. Феофана, «без благодати мы ничего не можем делать».

Учитель – Церковь создана для людей – мы должны её знать и любить, и верить ей.

Слайд – Дорога к храму.

Учитель – Сейчас строится много новых храмов, восстанавливаются старые. На службах много людей разных возрастов, в том числе и детей. Храмы нужны. Послушайте, что пишут ваши сверстники.

Чтение отрывков из конкурсных творческих работ учащихся.

Колесникова Юлия, 15 лет.

«…Жизнь нашего храма – это путь длиной почти в 150 лет… Одиннадцатый год мы восстанавливаем нашу церковь, и сейчас она поднимается. Поднимается навстречу новой жизни. Это символично: храм возрождается вместе с нами. Вместе с Россией».

Бочарова Мария, 14 лет.

«…В 1931 году началось „Церковное дело“. Разорили храм… С закрытием церкви началось забвение веры… Прошли годы. В 1991 году разрешили восстанавливать храмы. Замечательная подвижница благочестия Михеева Надежда Николаевна (в монашестве Серафима) возглавила работу по восстановлению нашего храма… И храм воскрес, открылся».

Рожкова Анна, 15 лет.

«…Сегодня на месте разрушенных прежде храмов растут новые церкви, часовни. И всякий новый купол с крестом, возносящийся в небо, являет собой не только религиозный символ, но и знак возрождения, обращения к истокам.

Храм Успения Пресвятой Богородицы села Огарёво–Почково в Сасовском районе был построен в 1750 году… В начале ХХ века храм был разорён… Но пришли иные времена. Стали восстанавливаться храмы… Мы все верили, что настанет день, когда колокола призовут нас на богослужение. Это случилось 28 августа 2006 года в храме Успения Божией Матери в день престольного праздника».

Слайд – В храм люди идут за единственной правдой – Правдой Христа, Бога нашего, чтобы по этой единственной Правде строить собственную жизнь и жизнь общества.

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси

Учитель – Наш Патриарх Кирилл в проповеди на освящении храма в Ханты–Мансийске 28.09.2013 г. сказал, что «в храм люди идут за единственной правдой Правдой Христа, Бога нашего , чтобы по этой единственной Правде строить собственную жизнь и жизнь общества. Эта Правда – единственно верная».

Задание на дом: написать сочинение на тему «Храм, в который я хожу (мы ходим всей семьей)» .


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

к уроку «О значении храма в жизни христиан»

Свт. Феофан Затворник. Слово веры. Слова и проповеди. – М.: Правило веры, 2002.

Проповедь «На освящение храма. О значении храма в жизни христиан» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г. С. 303–310.

Проповедь «На освящение храма. Храм – воспитатель духовной жизни» в с. Савватме Елатомского уезда 6.08.1861 г. С. 311–317.

Проповедь «На освящение храма. Храм – училище, питомник, врачебница, странноприемница»в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г. С. 318–323.

Проповедь «На устроение храма. Как и чем почерпать духовные блага в храме и потом плод от них иметь» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г. С. 331–334.

Проповедь «На освящение теплого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм духовен» в г. Владимире 17.11.1863 г. С. 335–340.

Проповедь «На освящение Крестовоздвижеского храма. О созидании духовной жизни в храме, с соответственными уроками» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г. С. 350–356.

Стихи о храме.

Н. А. Некрасов. «Тишина»

…Храм Божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Наум Коржавин. «Церковь покрова на Нерли»

…Среди зелени – белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

…Когда возводили собор Покрова на Нерли,

Все самое лучшее в сердце своем берегли.

И каждый положенный камень был клятвой на верность,

Вот в чем красота и откуда ее несравненность.

Л. Гайвороновский

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Лермонтов М.Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

к уроку «О значении храма в жизни христиан »

«На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

«Храм – символ христианства и место благодатных средств Божиих».

«Что значит для нас храм? Храм для нас есть то же, что сердце для тела.

В сердце живо отражается всякое движение, состояние и действие нашего тела… Все вообще отражается в сердце и вызывает с нашей стороны соответственные тому действия.

Не то же ли самое есть между нами и храмом? Всякая наша нужда духовная не отзывается ли в храме и не вызывает ли из него соответственных действий».

«…Печален кто – идет в храм петь параклисис (молебен) Богородице; радость получил – идет туда же воспеть благодарное молебствие; дом надо строить – из храма берется благословение; колодец вырыть – то же; дождя нужно – храм ходит по полям, чтобы привлечь дождь с неба; болезнь постигла – Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья… сочетается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой… из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме».

«… Нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по–христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним».

Стихи о храме.

Н. А. Некрасов. «Тишина».

…Храм Божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Наум Коржавин «Церковь покрова на Нерли»

…Среди зелени – белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

…Когда возводили собор Покрова на Нерли,

Все самое лучшее в сердце своем берегли.

И каждый положенный камень был клятвой на верность,

Вот в чем красота и откуда ее несравненность.

Л. Гайвороновский

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Лермонтов М. Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма» в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г.

«Храм Божий есть училище – именно училище Божественной премудрости».

«Здесь все учит: истины Божии предлагаются здесь в чтении Слова Божия, в песнях церковных и в поучениях, истины Божии составляют содержание всех священнодействий, совершающихся здесь; истины Божии выражаются самым устроением и расположением всех частей храма, – так что довольно иметь очи и слух, чтобы принимать в себя преподаваемую здесь премудрость, единую истинную».

Всё в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме.

«Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий и обогатится самым утешительным познанием – о Боге, мире и человеке».

Храм Божий есть питомник, взращивающий и воспитывающий нас при свете истин, здесь проповедуемых.

Из Проповеди святителя Феофана Затворника Вышенского «На освящение Крестовоздвиженского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

«Храм есть училище и училище Небесной мудрости».

«Мудрость сия преподаётся здесь в чтении Божественных и отеческих писаний;

преподаётся всякому…: и малому, и большому, и богатому, и бедному, и ученому, и неученому – для всякого в доступном для него образе и виде;

преподаётся так внятно и впечатлительно, что внимательный без других способов обучения, посредством усвоения одного того, что преподаётся в церкви, становится крепким в разуме и ведающим…такие истины, кои нередко недоступны ведению усидчивых тружеников знания».

«Тут будут просвещаться духовною мудростью, врачеваться в духовных немощах, питаться благодатию (через Таинства) и общиться с Небом».

«В храм приходят, чтобы получить силы; силы получаются, чтобы действовать ими; действовать же надобно по заповедям,… чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма – быть кроткими, миролюбивыми,… трудолюбивыми, уступчивыми, смиренными – словом, украшенными всякой добродетелию ».

ПРАВОСЛАВНЫЙ СЛОВАРЬ

БЛАГОГОВЕЙНО – благочестиво, со страхом Божиим, с глубоким уважением.

БЛАГОДАТЬ – действенное снисхождение Бога к человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. Благодать дарует спасение и освящение человека.

ГОРНИЙ МИР – высший мир; духовный мир; мир, в котором пребывают Бог, апостолы, Ангелы, святые.

ДОГМАТЫ – официально признанные основные положения религии, непреложные истины.

ЗАТВОРНИК – монах, совершавший подвиги своего спасения в уединении – в затворе. Затворничество является одним из видов отшельничества, отличительной особенностью затвора является то, что подвижник укрывается не в далеких пустынях, но затворяется ото всех среди монастыря, на окраине города и т.п.

ОБЕТОВАНИЕ –Божественное обещание какого-либо дара человеку, заключающее в себе Божественное провозвестие этого дара и Божественную гарантию его осуществления.

ОСВЯЩЕНИЕ – обряд, который вводится Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через этот обряд на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ – служение, помогающее пастырю – священнику – церкви заботиться о людях.

ПРОПОВЕДЬ – церковное наставление, преподаваемое в храме (за литургией) с целью разъяснения христианам церковного учения.

СОНМ – собрание кого-либо.

ХРАМ – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия.

ХРИСТИАНИН – человек верующий, исповедующий христианское учение и старающийся уподобиться Христу.

ЦЕРКОВЬ – духовная организация, в которую человек может вступить, приняв крещение и живя праведно.

После утери рая через грехопадение нашими прародителями земля для всех живущих и появляющихся на ней стала местом изгнания, утратила свою благодатность по сравнению с райским ее состоянием до грехопадения. Возникла особая нужда, необходимость в месте освящения души человеческой, и таким местом стали возводимые храмы, которые были самыми святыми местами на земле.

Причина создания храмов земных лежит в грехопадении и помрачении падшего человеческого естества – в них оно находит себе врачевание, одуховление, обновление, воссоздание и восстановление для жизни в Царствии Небесном.

День Введения во храм Пресвятой Богородицы - еще и храмовый праздник – праздник всех богородичных храмов, своего рода их День ангела.

Храм Божий – уголок рая на земле, преддверие Царства Небесного, заемное Небо, место, где более всего открывается нам Бог, а мы – Богу, где мы собеседуем молитвенно с Ним, исповедуемся Ему, соединяемся с Ним, получаем от Него несказанно много. Здесь, в храме, нас, прежде усвоенных греху, усвояет вновь Бог, особенно через Причащение Святых Христовых Тайн Тела и Крови – дарующего максимально возможную в земной жизни глубины богообщения вплоть до богоединения.

Именно здесь, в храме – некоей здравнице души – мы начинаем больше и глубже познавать себя и то, что есть в нас, без прикрас видеть себя, ставить себе истинный диагноз, нащупывать все болевые точки своей души и узнавать себя; видеть в себе образ Божий и то безобразие, которое сквернит его; через покаяние, примирение и всепрощение обретать лучшую связь с Богом и с людьми, глубже проникать в евангельские смыслы Божественных Откровений.

Храм, или церковь есть Небо на земле. В это-то земное Небо, соединяющее нас с небесным, духовным миром, и приведена была Божия Матерь на вос-питание – вос-полняющее питание души Духом Святым. Поэтому храм и все, что имеется и происходит в нем, имеет колоссальное воспитательное значение, особенно для детской души, начиная от необыкновенной архитектуры храма, всей его глубоко духовной символики, внутреннего устройства и атмосферы, до свечей и лампад, ликов святых на иконах, которые именуют окнами в духовный мир, молитвенного чтения и пения, слов пастырских, обращенных к душе каждого присутствующего…

Первым храмом, как мы знаем, была ветхозаветная скиния (переносной храм в виде палатки), об устройстве которой Моисею поведал Сам Бог, поэтому храм, так же, как и Священное Писание, есть Божественное Откровение.

Мы должны вспомнить первый Великий храм Соломонов, построенный в Иерусалиме и разрушенный язычниками – вавилонянами. Второй храм – т.н. послепленный, хоть и меньший по размеру, но более славный. Именно в него введена была Пресвятая Дева, и затем в нем остался Отрок Иисус в 12 лет в праздник ветхозаветной пасхи; в нем Он поучал ежегодно в течение трех лет; именно из него Он изгнал некогда торжников; в нем многократно исцелял; о нем пророчествовал, что не останется от него камня на камне, что и произошло в 70 годы I века при императоре Тите, когда уничтожен и сметен был весь город с лица земли.

И теперь весь христианский мир имеет Новый Иерусалимский храм, который является центром всего христианского мира, Вселенской Церкви – немного юго-западнее прежнего, там, где живоносный Гроб Господень.

Шествие во храм Пречистой Девы, Богоизбранной Отроковицы, есть путь души человеческой от мира к Богу через храм, чтобы обрести большее благо и спасение, исполнить волю Божию. Это – шествие из тьмы к Свету, ради укоренения творения в Боге. Бог на это ответствует преизобилием Своих милостей, которые мы – человечество – получили через Матерь Божию и Ее Сына – Иисуса Христа.

Храм Божий – это место встречи Бога и человека, чтобы человеку жить в согласии и по воле Божией, в Его любви и благодати. Это и место укрытия от всех бурь, страстей и невзгод мира сего. Храм – это чрево Матери Церкви, где она пестует и напитывает, как божественная воспитательница, души своих чад.

Именно через храм, богослужение и таинства Бог вновь и вновь вдыхает в нас дыхание жизни Своей. Здесь мы обретаем заряд и запас душевных и духовных сил, дабы дальше нести свой крест. Здесь наши души врачуются, умы просвещаются, сердца обновляются и размягчаются, а души - спасаются.

Храм Божий – это наш в прародителях утерянный рай.

Храм Божий – это наш спасительный ковчег и ветхозаветный Синай по выходе из непомерного рабства греху.

Храм Божий – это дом нашего духовного рождества вместе с Девой Марией, это место обретения нашего жизненного креста и пути ко спасению.

Храм Божий – это и наша Вифлеемская пещера рождества, нашей веры во Христа и жизни с Ним и в Нем.

Храм Божий – это и Иордан нашего покаяния и Крещения.

Храм Божий – это Отчие объятия после наших измен и блуда.

Храм Божий – это и место нашего малого (Исповеди – покаянного самоосуждения), во образ Страшного Суда.

Храм Божий – это и Силоамская купель нашего прозрения от духовной слепоты и прелести.

Это – отложение всяческих житейских забот и дел, тихое и безмятежное пристанище души.

Храм Божий – это наша тайная (ночная) беседа (как евангельского Никодима) со Христом, Божией Матерью и всеми святыми.

Храм Божий – это и Кана Галилейская пира веры брачного союза мира и любви с Господом и Церковью, где наша пресная жизнь исполняется благодати и радости.

Храм Божий - это Фавор нашего непрестанного преображения, уподобляющего нас Первообразу - Христу.

Храм Божий – это и Сионская горница нашей вечери со Христом, и прообраз общения с Ним как Женихом в Чертогах Отца Небесного.

Храм Божий – это место нашего совоскресения со Христом, чтобы и будущее воскресенье было всем нам во спасение!

В жизни людей храмам принадлежит особое место. Каждое поколение возвышало свои храмы. Храм – это символ веры, причем символ видимый, осязаемый. Веру искоренить сложно, она в душе человека, а вот храм стереть с земли куда как просто. Если убрать храм – разрушишь символ, а вера исчезнет сама по себе – так, рассуждали, принимая решения об уничтожении церквей.

В дореволюционное время в Мариинске мирно уживались представители различных религиозных концессий: православные, католики, иудеи, мусульмане. Они имели свои храмы (за исключением мусульман, мечети не было в городе).

Православные имели: Никольский собор, церковь «Во имя всех святых», в тюремном деревянном замке приписную церковь «Утоли мои печали», была часовня святого Пантейлемона.

Католики Римско-Католический храм, иудеи синагогу.

Храмы были не только украшением города, представляли собой большую ценность, как памятники архитектуры и культуры. К сожалению, их не сохранили для потомков.

Никольский собор

Построенный в 1824 году в селе Кийском, которое в 1857 году обрело статус города и названо Мариинском, храм во имя Николая Чудотворца можно смело назвать народным достоянием – сооружен он исключительно на деньги прихожан. Стоял он близ берега Кии, на углу Большой Московской и Никольской улиц. Это был очень красивый, белокаменный, с куполами храм. На нем было 8 колоколов и их перезвон, особенно в большие религиозные праздники, слышался не только в городе, но и далеко за его пределами. Никольский собор занимал важное место в жизни мариинцев – здесь они принимали крещение, здесь венчались, здесь их отпевали, когда они покидали земную юдоль

Новая власть некоторое время не трогала собор, но в 1934 году, после выхода постановления о запрещении колокольного звона, начался его терновый путь. Причина – звон колоколов мешает работать учреждениям. Старожилы рассказывают, как однажды на площади перед собором появились мужички с лестницами и веревками и стали деловито снимать колокола. Народ окружил храм, из конца в конец по толпе шел шепоток о Божьей каре богоухольникам, старушки крестились, но никто не протестовал. А лишь говорили, что Христова вера учит терпению, послал Господь испытание, значит, грехи велики. Снятие колоколов, по сути, означало начало конца – 14 августа 1936 года собор превратили в зернохранилище. Рассказывают, что власти не разрешили верующим снять иконы, и святые лики, покрывались пылью и грязью, казалось, вопрошали: ведаете ли что творите? Но, думаем, ответа на этот вопрос нет и до сих пор

Куда девалось все имущество собора – неизвестно. Судьба служителей храма такая же, как и многих других. Настоятель собора Иосиф Долматов был репрессирован.

В качестве зерносклада храм использовали недолго – очень уж не приспособлено его помещение для таких целей. И сооружение оставили на поругание – всяк, греха не боявшийся, тащил из собора все, что приглянулось или в хозяйстве годное. Перед войной здание, а вернее то, что от него осталось, передали Мариинской МТС. Старожилы помнят эпопею по разборке стен храма. Сколько положено было трудов, чтобы оторвать хотя бы кусок кладки! Сколько требовалось усилий, чтобы отделить от него отдельные кирпичи! Не раствор держит, передавалось из уст в уста по Мариинску, Господь предостерегает!

Но, как известно, что одним человеком содеяно, другим может быть разрушено. И часть храма унесли по кирпичику к месту постройки мастерских, начали возводить стены. Но едва подвели здание под крышу, кладка стала расползаться. Пытались установить стяжки, не помогло, все равно трескалось. Рассказывают, как однажды подошел к рабочим, который ликвидировал трещины, пожилой мужчина и сказал» «Зря стараетесь, все равно ничего у вас не получится. И будет вам кара Божья за надругательство над святыми камнями». То ли предостережение напугало, то ли нерентабельно стало заниматься добыванием храмовых кирпичей, но собор оставили в покое. На развалинах его играли ребятишки, которые рассказывали матерям, что в этих руинах кто-то часто и жалобно плачет.

Так не стало в нашем городе каменного красивого по своей архитектуре собора как исторического, религиозного памятника. Храм – символ веры – был разрушен, на его месте возвели управление Сиблага.

Кладбищенская церковь

Кроме Никольского собора, в нашем городе был еще один православный храм – церковь «Во имя всех святых», прозванная в народе кладбищенской, поскольку находилась она около погоста и там большей частью отпевали православных. Было у нее еще одно неофициальное название – солдатская. Дело в том, что невдалеке, возле тюремного замка стояли казармы охранной роты, солдаты которой составляли большее число прихожан церкви.

Своим появлением храм обязан иркутскому мещанину Василию Шпочину – именно он, как свидетельствуют документы Томской епархии, внес средства на сооружение кладбищенской церкви в Мариинском Уезде. Почему иркутянин воспылал любовью к Мариинску – неясно. Однако в 1862 году был заложен первый камень, а уже в 1865 году специально посетивший Мариинск епископ Томский Порфирий освятил новопостроенный храм.

А какая красивая была церковь! Само здание – деревянное, с деревянной колокольней, фундамент каменный. Оно гармонично вписывалась в архитектуру тогдашнего Мариинска, большинство зданий которого строилось в стиле русского барокко.

Судя по всему, приход был не из богатых – на солдатские пятаки не очень-то поддержишь великолепие храма. К тому же деревянное здание по прошествии полувека требовало вложений средств на ремонт, а их не находилось. А когда власть переменилась, храмом и вовсе заниматься стало не кому.

В 30-х годах кладбищенскую церковь закрыли, причем тихо, спокойно, не оскверняя принародно лики святых и не разрушая стены. Потом сняли с куполов кресты, а в помещении открыли Дом культуры, просуществовавший в нем до 1958 года.

Почти вековой давности постройка совсем обветшала, но еще держалась, и там разместили спортивный клуб «Динамо». Запахи мира и ладана полностью перебили табачный дым и вонь пота от тел, разгоряченных тренировками спортсменов Долго им пребывать там не удалось – по невыясненным причинам бывший храм загорелся, и в одночасье от него осталось пепелище. В этом «самовозгорании» верующие усмотрели кару небесную за все прегрешения, не мог больше терпеть храм надругательства над своими святыми стенами

Так это или нет, но еще один дом Божий оказался стертым с лица земли. Память о нем сохраняют лишь старожилы, у которых на прицерковном кладбище были похоронены близкие. Правда, сейчас и не догадаться, что тут было кладбище, поскольку место его ныне занято городским садом с развлекательными аттракционами

Кладбищенская церковь канула в Лету, недалеко от места ее расположения планируется возвести Спасо-Преображенский храм. Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий, освятил закладной камень, но строительство все не начато – нет средств, и когда они найдутся, неизвестно. Разве что опять какой-нибудь иркутянин воспылает любовью к нашему городу и подарит ему храм

В нашем краеведческом музее можно увидеть фотографии кладбищенской церкви и Никольского собора.

Кроме них в Мариинске была часовня святого Пантейлемона. Каждое лето от Никольского собора проходило шествие с хоругвями и молитвами к часовне.

Польский костел

Как и православные храмы, католический так же был построен на пожертвования католиков, проживавших в Мариинске.

О закрытии католического костела было принято решение Запсибкрая в 1931 году. В нем говорилось: «Учитывая отказ римско-католического религиозного общества от пользования в дальнейшем католическим костелом в Мариинске и уплаты налогов и сборов, считать молитвенный пункт в католическом костеле ликвидированным, здание костела передать горсовету для использования под культурно-просветительные цели».

Согласно решению, польский костел был закрыт, а впоследствии разобран.

Из него была сделана пристройка к городскому Дому культуры в городском саду (бывшей кладбищенской церкви).

Так Мариинск потерял еще один архитектурный памятник, который украшал наш родной город.

Иудейская синагога.

Кроме христианских, в городе был и иудейский храм-синагога. Евреи имели свой храм, где совершались культовые обряды. Это единственное сохранившееся здание храма, все горожане его прекрасно знают – здесь находился почтамт.

По архивным материалам установлено, что синагога была построена в 1896 году на пожертвования евреев, проживавших в городе Мариинске. В городе в те времена было много торговцев и домовладельцев – евреев. синагога представляла собой двухэтажное каменное здание. На фронтоне и сейчас можно рассмотреть силуэт шестиугольной звезды – иудейского символа – он находится в круге на самом верху. В 1931 году, учитывая добровольный отказ иудейского религиозного общества от использования синагоги считать ее ликвидированной. Здание передали для использования на культурно-просветительские и учебные цели. Был ли это добровольный отказ евреев от синагоги или нет, сейчас трудно судить.

С недавних пор церкви и храмы начали возрождать: строить новые, реставрировать разрушенные временем и людьми памятники, появился интерес к наследию прошлого.

Сегодня в Мариинске снова есть Никольский храм – маленький, вдали от центра города. Будет ли когда-нибудь церковь, похожая на Никольский собор, такая же белокаменная, с тремя алтарями, сказать трудно. А может, все же будет!

Никольский храм

В Мариинске жителям он был больше известен, как польский костел. Он находился на углу улиц М. Горького и Гоголя (кстати, раньше ул. М. Горького и называлась Костельной).

Костел был деревянным, характерной архитектуры готического стиля, построен в 1913 году. На фотографии отчетливо видны посредине здания сплошные снизу доверху окна, а по сторонам по два окна – одно под другим, как бы на первом этаже и на втором этаже. На самом деле здание одноэтажное с очень высоким потолком. На верху здания высокий купол в виде шпиля и на нем крест.