Характеристика образа Веры Николаевны «Гранатовый браслет» Куприн А.И. Гранатовый браслет главные герои

«Гранатовый браслет» - Повесть Александра Ивановича Куприна, написанная в 1910 году. В основу сюжета была положена реальная история, которую Куприн наполнил грустной поэзией. В 1915 и 1964 году по этому произведению был снят одноименный фильм. Главные герои рассказа Гранатовый браслет проживают яркие моменты жизни, они любят, страдают.

Гранатовый браслет главные герои

    • Василий Львович Шеин - князь, губернский предводитель дворянства
    • Вера Николаевна Шеина - его жена, возлюбленная Желткова
    • Георгий Степанович Желтков - чиновник контрольной палаты
  • Анна Николаевна Фриессе - сестра Веры
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский - брат Веры, товарищ прокурора
  • Генерал Яков Михайлович Аносов - дедушка Веры и Анны
  • Людмила Львовна Дурасова - сестра Василия Шеина
  • Густав Иванович Фриессе - муж Анны Николаевны
  • Женни Рейтер - пианистка
  • Васючок - молодой шалопай и кутила.

Гранатовый браслет характеристика Желткова

Главный герой «Гранатового браслета» - мелкий чиновник со смешной фамилией Желтков, безнадежно и безответно влюбленный в княгиню Веру, жену предводителя дворянства.

Желтков Г.С. Герой «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему…было около 30, 35-ти».
7 лет назад Ж. влюбился в княгиню Веру Николаевну Шеину, писал ей письма. Потом, по просьбе княгини, перестал ее беспокоить. Но сейчас вновь признавался княгине в любви. Ж. прислал Вере Николаевне гранатовый браслет. В письме он пояснял, что гранатовые камни раньше были в браслете его бабки, позже они были перенесены на золотой браслет. В своем письме Ж. раскаивался, что писал раньше «глупые и дерзкие письма». Теперь в нем осталось «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Это письмо прочитала не только Вера Николаевна, но и ее брат и муж. Они решают возвратить браслет и пресечь переписку княгини и Ж. При встрече Ж. спросив разрешения, звонит княгине, но она просит прекратить «эту историю». Ж. переживает «громадную трагедию души». Позже из газеты княгиня узнает о самоубийстве Ж., который объяснял свой поступок казенной растратой. Перед смертью Ж. написал Вере Николаевне прощальное письмо. В нем он называл свое чувство «громадным счастьем», посланным ему Богом. Ж. признавался, что его, кроме любви к Вере Николаевне, «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твое». Придя проститься с Ж., Вера Николаевна замечает, что в его лице после смерти светилась «глубокая важность», «глубокая и сладкая тайна», а также «умиротворенное выражение», которое было «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».

Гранатовый браслет характеристика Веры

Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена князя Василия Львовича Шеина, возлюбленная Желткова.
Живя в, казалось бы, благополучном браке, прекрасная и чистая В.Н. угасает. С первых строк рассказа, в описании осеннего пейзажа с «травянистым, грустным запахом» южного предзимья, возникает ощущение увядания. Подобно природе увядает и княгиня, ведя однообразный, дремотный образ жизни. Он основывается на привычных и удобных связях, занятиях, обязанностях. Все эмоции героини давно притупились. Она «была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». В жизни В.Н. нет настоящей любви. С мужем она связана глубоким чувством дружбы, уважения, привычки. Впрочем, во всем окружении княгини нет человека, награжденного этим чувством. Сестра княгини, Анна Николаевна, замужем за человеком, которого терпеть не может. Брат В.Н., Николай Николаевич, не женат и жениться не собирается. Сестра князя Шеина, Людмила Львовна, — вдова. Недаром друг Шеиных, старик-генерал Аносов, у которого тоже в жизни не было настоящей любви, говорит: «Не вижу настоящей любви». Царское спокойствие В.Н. разрушает Желтков. Героиня испытывает пробуждение нового душевного настроя. Внешне ничего особенного не происходит: съезжаются гости на именины В.Н., ее муж с иронией рассказывает о странном поклоннике княгини, возникает и осуществляется план посещения Желткова. Но все это время нарастает внутреннее напряжение героини. Самый напряженный момент – прощание В.Н. с умершим Желтковым, их единственное «свидание». «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Возвратившись домой, В.Н. застает знакомую пианистку, которая играет ей любимый отрывок Желткова из второй сонаты Бетховена.

«Гранатовый браслет» - повесть Александра Ивановича Куприна , написанная в 1910 году . Основана на реальных событиях.

Сюжет [ | ]

В день своих именин княгиня Вера Николаевна Шеина получила от своего давнего анонимного поклонника в подарок золотой браслет, с пятью крупными гранатами-кабошонами густо-красного цвета, окружающими зелёный камень - гранат редкого сорта . Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от посторонних мужчин.

Её брат, Николай Николаевич, помощник прокурора, вместе с её мужем князем Василием Львовичем нашёл отправителя. Им оказался скромный чиновник Георгий Желтков. Много лет назад он случайно на цирковом представлении увидел в ложе княгиню Веру и влюбился в неё чистою и безответною любовью. Несколько раз в год, на большие праздники он позволял себе писать ей письма.

Когда брат Николай Николаевич, явившись в жилище Желткова вместе с мужем, вернул ему гранатовый браслет и в разговоре упомянул о возможности обращения к властям, чтобы прекратить преследование, по его словам, княгини Веры Николаевны, Желтков попросил разрешения мужа и брата княгини позвонить ей. Она сказала ему, что если бы его не было, ей было бы спокойней. Желтков просил послушать cонату № 2 Бетховена . Затем он отнёс квартирной хозяйке возвращённый ему браслет с просьбой повесить украшение на икону Божьей Матери (по католическому обычаю), заперся в своей комнате и застрелился, чтобы княгине Вере жилось спокойно. Он сделал это всё из-за любви к Вере и ради ее блага. Желтков оставил предсмертную записку, в которой объяснил, что застрелился по причине растраты казённых денег.

Вера Николаевна, узнав о смерти Желткова, спросила разрешения мужа и поехала на квартиру самоубийцы, чтобы посмотреть хотя бы раз на человека, который столько лет безответно любил её. Вернувшись домой, она попросила Женни Рейтер сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что та сыграет именно ту часть сонаты, о которой писал Желтков. Сидя в цветнике под звуки прекрасной музыки, Вера Николаевна прижалась к стволу акации и плакала. Она поняла, что та любовь, о которой говорил генерал Аносов, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Когда пианистка закончила играть и вышла к княгине, та стала целовать её со словами: «Нет, нет, - он меня простил теперь. Всё хорошо».

Герои [ | ]

  • Князь Василий Львович Шеин - губернский предводитель дворянства
  • Вера Николаевна Шеина - жена князя Шеина, получала письма от Желткова
  • Георгий Степанович Желтков - чиновник контрольной палаты, влюблённый в Веру
  • Анна Николаевна Фриессе - сестра Веры, не любит своего мужа
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский - брат Веры и Анны, товарищ прокурора
  • Генерал Яков Михайлович Аносов - военный товарищ отца Веры и Анны, крестный Анны
  • Людмила Львовна Дурасова - сестра Василия Шеина
  • Густав Иванович Фриессе - муж Анны Николаевны
  • Понамарёв - штабной полковник, друг Аносова
  • Бахтинский - гвардейский царский поручик, друг Аносова
  • Женни Рейтер - пианистка
  • Лука - повар
  • Васючок - молодой шалопай и кутила

Интерпретации [ | ]

В большинстве работ о «Гранатовом браслете» в качестве его главной идеи обсуждается преображающая сила любви, придающая масштаб фигуре Желткова и отбрасывающая отсвет на однообразное, заурядное в остальном существование княгини Веры . Встречаются, однако, и иные трактовки «Гранатового браслета»: так, Д. В. Кузьмин предлагает «разобраться, кто в нём подлинный герой: незадачливый влюблённый чиновник, на свой лад стремившийся довести до сведения дамы сердца, что „в таком-то городе живёт Пётр Иванович Бобчинский“, или муж героини, всякое действие или бездействие которого определяется желанием счастья для своей не слишком внимательной к нему супруги»


_____________________________________________________________________________

Действие рассказа разворачивается в начале ХХ века на черноморском побережье. Княгиня Вера Николаевна отмечает свои именины на даче. К ней съезжаются гости- большей частью родственники. В самый разгар застолья Вере Николаевне передают сверток, в котором она обнаруживает гранатовый браслет грубой работы и записку, подписанную инициалами Г.С.Ж.

Вера Николаевна узнает почерк человека, до замужества преследующего ее дерзкими и полными обожания письмами. Она показывает письмо мужу, вскоре новость об очередном письме Г.С.Ж. становится известной всем гостям. Муж Веры Николаевны, Василий Львович, и её брат, Николай Николаевич, принимают решение найти Г.С.Ж. и пресечь его переписку с княгиней Верой.

Вечером Вера Николаевна и ее сестра Анна провожают своего названного дедушку, генерала Аносова, до экипажа. Генерал Аносов спрашивает внучку об истории с Г.С.Ж.. Та без утайки все рассказывает. Аносов сожалеет о том, что на свете нет настоящей, бескорыстной любви. Во всяком случае, он ни разу такой не видел. Он рассказывает Вере о двух подобных чувствах, закончившихся печально для влюбленных. Но может быть, этот Г.С.Ж. и есть та самая настоящая Верина любовь? Княгиня Вера провожает Аносова до экипажа и с неприятным чувством возвращается домой.

Через некоторое время Шеин и Мирза-Булат-Тугановский наносят визит Г.С.Ж., оказавшемуся мелким чиновником Желтковым. Придя в его скромное жилище, они встречают человека лет 30, растерянного и нервного. Николай Николаевич начинает требовать Желткова прекратить всякое общение с Верой Николаевной, угрожать ему полицией. Вначале Желтков слушает его внимательно и признает за собой все, что вменяется ему в вину, но когда начинаются угрозы, Желтков просто перестает замечать Булат-Тугановского и дальнейшее объяснение происходит между Желтковым и Шеиным. Хозяин объясняет гостям, что не в силах разлюбить Веру Николаевну, и только она властна им распоряжаться. Он звонит княгине, она не желает говорить с ним.. Желтков возвращается к гостям, обещает больше не доставлять беспокойств семье Шеиных и просит только дозволения написать последнее письмо Вере Николаевне. Шеин соглашается.

Вечером Василий Львович передает жене содержание разговора. Она подавлена. Ей кажется, что Желтков собирается убить себя.

На следующий день Вера Николаевна узнает из газеты о смерти своего тайного обожателя. Весь день ее одолевает беспокойство, ей вспоминаются слова генерала Аносова о настоящей любви. Вечером ей приходит прощальное письмо от Желткова. Он вспоминает об их первой встрече и просит Веру сыграть в его память сонату Бетховена.

Вера Николаевна решается ехать в город и поглядеть на умершего.

На следующий день она без труда находит дом Желткова и, глядя на его тело, понимает, что «главная любовь ее жизни прошла мимо нее». Квартирная хозяйка передает ей записку от Желткова с названием все той же сонаты Бетховена.

Вера Николаевна приезжает домой. Она рада, что в доме нет ни мужа, ни брата. Княгиня просит свою подругу-пианистку сыграть ту сонату в память Желткова. Прижавшись к стволу акации, Вера рыдает. На расспросы подруги она отвечает, что теперь все хорошо, и что он, должно быть, уже простил ее.

===================



    • образ Желткова;

    • образ Веры Николаевны Шеиной;

    • образ Василия Львовича Шеина;

    • образ Анны Николаевны Фриессе;

    • образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановский;

    • образ генерала Аносова.
_____________________

Образ Желткова:

…он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти.

…глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившею всю его человеческую жизнь…


Образ Веры Николаевны Шеиной:

Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…

…что касается Веры- та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры…

Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна.


Образ Василия Львовича Шеина:

Князь Шеин,несмотря на своё видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т.д.

…у него (Шеина) была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьёзным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха.
Образ Анны Николаевны Фриессе:

…Анна, - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа…с надменным выражением в маленьком, чувственном рте…-лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт…в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Её грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая крастоа ее сестры.

Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком…мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей…больше она решила не иметь детей и не имела.

Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту…но никогда не изменяла мужу…

Была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища…но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество.
Образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановского:

Холостой брат Веры Николаевны, товарищ прокурора…Николай из скупости (он и в самом деле был скуповат)…


Образ генерала Аносова:

…тучный, высокий, серебряный старец…У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть.

…этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, о трогательные и глубокие черты…те чисто русские, мужицкие черты… состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечному терпению и поразительной выносливости.

===================


3. Охарактеризуйте систему персонажей рассказа.

Первая пара образов-антиподов- Вера Николаевна и ее сестра Анна, непохожие друг на друга как внешне, так и внутренне, несмотря на родственные узы. Чистоту, цельность образа Веры Куприн противопоставляет многоликой, противоречивой Анне.

Желткову, мещанину, способному испытывать сильнейшее чувство по отношению к Вере Николаевне, противопоставляется Шеин. Василий Львович в общем неплохой человек, но испытывать подобные чувства он не может и, несмотря на свое благородное происхождение, ведет себя, как паяц, когда демонстрирует альбом гостям.

Его сестра, Людмила Дурасова, типичная матрона, любящая светские сплетни- герой-антипод генерала Аносова, философствующего добряка, верящего в настоящую любовь.

Во время сцены визита к Желткову героями-антиподами становятся Булат-Тугановский и Шеин. Николай Николаевич полностью захвачен своей «миссией», не замечая вокруг себя никого. Он разоблачает и угрожает, скатываясь до полного отсутствия вежливости (очевидно, сказывается профессиональная привычка). Перед нами человек черствый и косный, не способный считаться с чувствами других людей.

Совсем не таков Василий Шеин. Он сразу понимает, что за человек перед ним, шестым чувством распознает что-то необычно-трагическое в фигуре Желткова. Князь не в состоянии понять его, но и не может встать на его пути. Читатель сразу понимает, что, несмотря на скабрезные надписи в альбоме, Василий Львович тонко чувствующий человек, способный на сопереживание и понимание.

===================


  1. В чем, на Ваш взгляд, проявляется жанровое своеобразие рассказа?
_____________________
===================

  1. Определите и проанализируйте кульминационную сцену в рассказе.
.

_____________________

На мой взгляд, кульминационной сценой в рассказе является сцена визита Шеина и Булат-Тугановского в дом Желткова. Именно в этот момент происходит развязка, во время разговора Желтковым разрешается проблема его дальнейшего существования. Также именно в этой сцене автор знакомит читателя с настоящим, невыдуманным остряками Желтковым.

Итак, в доме Желткова мы видим сначала «заплеванную лестницу, пахнущую мышами, кошками, керосином». В подъезде так темно, что неразличим даже номер квартиры. Сама квартира Желткова состоит из низкой и широкой комнаты, «похожей на кают-компанию парохода».Для автора при описании дома Желткова очень важна художественная деталь, помогающая глубже раскрыть образ героя. То, что чиновник живет в грязном доме под самой крышей, свидетельствует о его стесненном финансовом положении. Хозяин не стремится привнести уюта в свое жилище: единственное украшение- скатерть на столе. Однако, несмотря на отсутствие средств, человеку характерно окружать себя уютом, чего мы не видим у Желткова. Таким образом перед глазами читателя предстает человек, настолько погруженный в свои личные переживания, в свой внутренний мир, что ему безразлична окружающая реальность.

Сам хозяин квартиры с нежными мягкими волосами, детским подбородком и голубыми глазами более похож на поэта, нежели на мелкого чиновника. Это разительное несоответствие между его внутренним миром и тем, кем он является, усиливается, когда Желтков заговаривает о своей любви.

Хозяин необычайно смущен нежданным визитом. Николай Николаевич пользуется замешательством Желткова, и начинает устраивать тому настоящий допрос(вероятно, сказывается профессиональная привычка). Желтков соглашается на все обвинения с видом человека, которому нечего скрывать и нечего стесняться. Для человека, оказавшегося в подобной ситуации, он ведет себя со всем мыслимым достоинством.

Поведение Шеина разительно отличается от того, как ведет себя Николай Николаевич. Он с первых минут понимает, что здесь «происходит трагедия», которую он не может постигнуть. На Желткова он глядит «не отрываясь, с недоуменным и жадным, серьезным любопытством». В этой сцене проявляются такие качества Шеина, как врожденная чуткость и способность сопереживать. Желтков сразу чувствует, к кому ему следует обратиться. И Василий Львович действительно не может сказать чего-либо против. Желтков, волнуясь и бесконечно прерываясь, открывает свою душу. Автор все время сравнивает Желткова с мертвецом: «губы у него были бледные и не двигались, как у мертвого». Читатель может понять, что с жизнью его связывает только любовь к Вере Николаевне. Желткова ничего более не интересует в жизни. Эта удивительная любовь была смыслом его земного существования, и теперь, когда он понимает, что зашел слишком далеко, но обратного пути уже нет, он превращается в мертвеца. Последняя нить, которая еще держит его- сама княгиня. Но после короткого разговора Желтков понимает, что в его жизни больше нет смысла, ибо его любовь не нужна и самой Вере.

Он возвращается в комнату спокойным. То, на что он не может решиться сам, решила, сама того не ведая, Вера. Ее же желанию он не в силах воспротивиться. Выбор для Желткова сделан, проблема дальнейшего существования его чувства и его самого решена.

Герой испытывает в этот момент катарсис.

Этот эпизод является миттельшпилем рассказа. Герой, поставленный перед поистине шекспировским вопросом, сделал свой выбор.


===================

  1. Проанализируйте композиционное своеобразие рассказа.

_____________________


===================

  1. Исследуйте стилистические особенности рассказа.
_____________________

Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» пронизан романтикой. Образы и персонажи очень характерны и ярки. Основные стилистические приемы текста- это антитеза (система образов в рассказе, поведение героев, противопоставление обыденности жизни уникальному в своем роде чувству Желткова) и оксюморон (используется при изображении Желткова- несоответствие характера и роли персонажа в рассказе его общественному положению и образу жизни).

Очень интересен прием введения в рассказ «музыкального сопровождения», который особенно усиливает впечатления от прочитанного в конце произведения, в момент, когда Вера слушает игру Женни Рейтер. Мелодия, соединенная со словами автора о любви, которая победила саму смерть, вызывает у читателя очень сильные эмоции.

Куприн очень тщательно прорабатывает образы и характеры героев. Каждый из них по-своему самобытен. В начале рассказа автор приводит достаточно длинные жизнеописания Анны Николаевны и генерала Аносова.

Однако, несмотря на обилие деталей, нельзя не заметить, что все образы рассказа несколько надуманы и не реалистичны. К каждому герою можно поставить клише: Желтков- идеальный влюбленный, Вера Николаевна- верная супруга и добродетельная мать, генерал Аносов- любимый дедушка (причем в более широком смысле, чем в рамках семьи: в городе К., где он служит комендантом, с ним обращаются, как с дедушкой- любят и уважают, добродушно посмеиваются над его старческими причудами).

Поэтому, на мой взгляд, «Гранатовый браслет» нельзя назвать в полной мере реалистическим произведением. Характеры героев, их мотивации и поступки, идеалистическое представление о любви и трагический конец делают произведение близким к сентиментализму. Я считаю, что «Гранатовый браслет» во многом напоминает « Бедную Лизу» Н.Карамзина сюжетной линией, характерами и общим впечатлением.

Эти произведения оставляют после себя легкий налет тоски по прекрасным временам и высоким чувствам.

===================

Анализ проблематики


  1. Раскройте купринское понимание темы любви.
_____________________

Изображение любви в произведениях Куприна можно сравнить с картинами Рафаэля. В своих рассказах он склонен идеализировать любовь. Куприн восторженно принимает любовь как чудо, старается показать читателю ее лучшие стороны. Как правило даже обстоятельства, в которых зарождается чувство, необычны (как, например, в рассказе «Олеся»- в ведьминой хижине в лесной глуши). Образы любящих- это образы красивых внешне и внутренне людей, яркие и характерные.

В понимании Куприна, любовь-это светлое и «однородное» чувство. На протяжении повествования могут меняться обстоятельства, но отношения героев друг к другу не меняются. Чувство любви прекрасно, но статично. Желтков влюбляется в Веру Николаевну с первого взгляда, и чувство его не претерпевает изменений спустя годы. И, судя по тому, что в конце рассказа чувствует Вера, он не перестает любить ее и после смерти. «Да святится имя твое», -поет музыка Вере. Эти слова можно назвать лейтмотивом любовной темы у Куприна. Он возводит чувство любви в культ и поднимает до неземных высот. Хотя, к сожалению, его изображение этого чувства тоже не может быть названо реалистичным.

Основная трагедия любви-это невозможность соединения влюбленных («Гранатовый браслет», «Олеся»). Однако самое характерное то, что проблема эта исходит не изнутри отношений героев, а извне- т.е. им мешают обстоятельства, побороть которые они не в силах, да и не пытаются (социальные различия в «Олесе», «Гранатовом браслете».) У Куприна любовь скорее созерцательная, нежели борющаяся. Я полагаю, что такой взгляд на любовь был бы более оправдан и характерен для писателя-сентименталиста начала ХIХ века, нежели для человека, живущего и творящего в начале века двадцатого.


===================

  1. Охарактеризуйте романтические черты, использованные при создании образа Желткова
_____________________
===================

  1. Традиции Ф.М.Достоевского в трактовке темы «униженных и оскорбленных» в рассказе Куприна.
_____________________

Истоки темы «униженных и оскорбленных» следует искать глубоко в русской литературе. Иначе говоря, это переформулированные социальные темы, которые мы находим еще у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву».Очень близка к ней тема «маленького человека», освещенная в «Станционном смотрителе» Пушкина и «Шинели» Гоголя.

Тема «униженных и оскорбленных», впервые прозвучавшая в одноименной повести Ф.М.Достоевского, нашла свой отголосок в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».

А.Куприн очень своеобразно трактует эту тему. Желтков, главный герой рассказа, мелкий чиновничек, еле сводящий концы с концами, самым главным и смелым поступком которого, на первый взгляд, является растрата казенных денег. Казалось бы, перед нами очередной Акакий Акакиевич, маленький «серый» человечек, обреченный влачить жалкое существование до конца дней.

Однако, присмотревшись к Желткову, читатель понимает, что для Куприна этот образ не так однозначен. Я бы даже назвала образ Желткова в рассказе «Гранатовый браслет» амбивалентным. Внешней непримечательности, обыденности героя автор противопоставляет его сильнейшее чувство. Нельзя не брать в расчет, что на подобные чувства способны только сильные персонажи. Это несоответствие было бы довольно странным, если бы Желтков не объяснял его сам: «…случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота у будущем счастии людей- для меня вся жизнь заключается только в Вас...» То есть Желтков для автора при всей своей внешней заурядности- необычайная личность, возможно, не встреть Желтков Веру Николаевну, он смог бы доказать это обществу. Но случилось так, что всю свою энергию он направил во имя служения «прекрасной даме».

У Желткова два лица: одно из них- лицо пошлого чиновника-растратчика он показывает всему миру, другое, настоящее, лик любви и обожания, он оборачивает к Вере Николаевне.

Куприн не случайно выбрал для влюбленного героя именно такой образ. Как известно, чем больше влюблен человек, тем сильнее он может поменяться ради своего возлюбленного. Две крайности одной и той же сущности Желткова доказывают исключительность его чувства. Ведь, будь он светским повесой, читатель был бы менее склонен верить в святость его любви.

Трактовка темы «униженных и оскорбленных» в творчестве Куприна необычайно интересна. Впервые в русской литературе «маленький человек» из жалкого страдальца превращается чуть ли не в святого. При этом автор искусно лавирует между такими полярными понятиями, как смерть во имя любви и казенная растрата в одно и то же время, не опошляя при этом образа главного героя.

Для Куприна проработка этой темы не является самоцелью, основной темой рассказа, но средством художественной выразительности текста.
===================
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Тема любви в прозе И.Бунина и А.Куприна.

  2. Особенности изображения образа природы в рассказе «Гранатовый браслет»

  3. Своеобразие конфликта в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».
А.А. Блок (1880-1921)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами


  1. Расположите все программные стихотворения Блока в хронологическом порядке, указывая год написания и цикл, в который они включены.
_____________________
===================

  1. Из программных стихотворений приведите цитаты, иллюстрирующие

    • эволюцию образа Прекрасной Дамы;

    • трактовку темы поэта и поэзии;

    • образ России.
(указывайте цитируемое стихотворение).

_____________________


===================

_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Уточните свои представления о символизме как литературном направлении. Каким образом символистское мировосприятие Блока преломляется в его лирике?
_____________________
===================

_____________________
===================

  1. Проанализируйте композиционное своеобразие цикла «На поле Куликовом».
_____________________
===================

  1. Найдите в программных стихотворениях христианские символы и определите их роль.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Проанализируйте некрасовские и лермонтовские мотивы в лирике Блока.
_____________________
===================

  1. Проследите на примере программных стихотворений усиление реалистического начала в художественном сознании Блока.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте конфликт мечты и реальности в лирике Блока.
_____________________
===================
«ДВЕНАДЦАТЬ»

Работа с текстом


_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие

    • образ Катьки;

    • образ Петьки;

    • образ Андрюхи;

    • образ России.
_____________________
===================


  • метафора;

  • эпитет;

  • гипербола;

  • гротеск;

  • катахреза.
_____________________
===================

  1. Приведите и прокомментируйте примеры, иллюстрирующие:

  • ритмическое своеобразие поэмы;

  • своеобразие рифм;

  • своеобразие инструментовки стиха.
_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


_____________________
===================

  1. Проанализируйте стилистические особенности поэмы.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте систему образов поэмы.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Как современники отреагировали на появление поэмы (рассмотрите трактовки И.А. Бунина, Вяч. Иванова, З. Гиппиус)?
_____________________
===================

  1. Как преломились в поэме идеи Достоевского?
_____________________
===================

  1. Как соотносятся образы России и Катьки?
_____________________
===================

  1. Определите ключевую роль любовной интриги в поэме.
_____________________
===================

  1. Как Вы понимаете идейно-художественную функцию образа Христа в поэме? Как этот образ соотносится с евангельской проблематикой?
_____________________
===================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Основные мотивы лирики Блока.

  2. Образ России в поэзии Блока и Некрасова.

  3. Лирический герой поэзии Блока.

С.А. Есенин (1895-1925)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами


  1. Расположите все программные стихотворения Есенина в хронологическом порядке, указывая год написания и сборник, в который они включены.
_____________________
===================

  1. Приведите наиболее важные цитаты, характеризующие лирического героя (указывайте цитируемое стихотворение).
_____________________
===================

  1. Приведите наиболее выразительные цитаты, иллюстрирующие

    • своеобразие цветовых эпитетов;

    • образ России;

    • образ любимой.
_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Уточните свои представления об имажинизме как литературном течении. Охарактеризуйте формы проявления поэтики имажинизма в лирике Есенина (уделите особое внимание своеобразию есенинской метафоры).
_____________________
===================

  1. Определите своеобразие хронотопа в лирике Есенина.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений».
_____________________
===================

  1. Приведите примеры использования приема олицетворения и определите его художественную функцию.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Рассмотрите тему России в лирике Есенина. Сопоставьте есенинскую трактовку темы с блоковской.
_____________________
===================

  1. Рассмотрите природный мир как основу поэтики Есенина, проследите эволюцию образа природного мира.
_____________________
===================

  1. В чем, с Вашей точки зрения, выражается народность творчества Есенина?
_____________________
===================

  1. Сформулируйте и раскройте основные философские мотивы лирики Есенина.
_____________________
===================
«АННА СНЕГИНА»

Работа с текстом


  1. Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания поэмы.
_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы:

  • метафора;

  • сравнение;

  • эпитет;

  • гипербола;

  • гротеск;

  • ирония.
_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие наиболее значимые характеристики героев.
_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Проанализируйте композиционное своеобразие поэмы.
_____________________
===================

  1. Рассмотрите письма как одну из форм раскрытия внутреннего мира героев поэмы и как средство анализа происходящих в общественной жизни процессов.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте жанровые особенности поэмы как лиро-эпического произведения.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте метафоры и метафорические эпитеты как средство раскрытия мироощущения лирического героя.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Определите своеобразие есенинской трактовки темы Родины в поэме.
_____________________
===================

  1. Как, на Ваш взгляд, соотносятся автор и герой в поэме?
_____________________
===================

  1. Соотнесите любовную и общественную коллизии в поэме.
_____________________
===================

  1. Как внутренняя раздвоенность лирического героя (сознание необходимости перемен – и неспособность примириться с ними) отразилась в поэме?
_____________________
===================
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  1. Тема Родины в лирике Блока и Есенина.

  2. Сюжетно-композиционные особенности поэмы Есенина «Анна Снегина».

  3. Русская деревня в изображении Есенина.

Повесть "Гранатовый браслет" - это история глубокой безответной любви. Переплетение обыденности и тонкой материи чувств, черствости и невинности.

Главные герои повести - Шеина Вера Николаевна и пан Желтков. А так же Шеин Василий Львович.

Второстепенные персонажи - Фриессе Анна Николаевна, Мирза‑Булат‑Тугановский Николай Николаевич и Аносов Яков Михайлович.

Вера

Молодая, красивая девушка, жена Князя Василия Львовича Шеина. Чопорная и сдержанная барышня, которая тоскует от того, что у них с мужем нет детей. Считает свой брак счастливым, но втайне понимает, что большой любви к мужу не испытывает. Вера на протяжении восьми лет получает письма от тайного поклонника, даже не подозревая, кто это. Честная и высокомерная, она даже не помышляет скрывать этот факт от мужа.

История разоблачения и смерть ее обожателя раскрывает всю палитру чувств сдержанной красавицы. Испытав на себе силу высшей любви, девушка понимает, что ее жизнь спокойна и пресна. Вера терзается нежностью и жалостью к человеку, которого она отвергла, так и не воспользовавшись шансом познакомиться.

И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет.

Пан Желтков

Таинственный молодой человек, много лет преследующий Веру. Желтков бедный неудачник, мелкий чиновник, живет только безнадежной любовью к девушке, которой никогда не суждено стать его. Он пишет ей дерзкие письма, надеясь на ее благосклонность. Но когда Вера выходит замуж, молодой человек теряет всякую надежду на взаимность.

Сила его любви настолько велика, что он решается на отчаянный шаг - на день рождения возлюбленной присылает ей гранатовый браслет, единственную ценность и семейную реликвию. Он отправляет подарок с письмом, в котором ясно дает понять, что не претендует ни на что большее, чем просто любить ее и быть отвергнутым.

Когда его личность становится известна и к нему с визитом приходит князь Шеин, Желтков с облегчением признается в своих чувствах, дает благородное обещание оставить свою возлюбленную в покое. После ухода Шеина пан Желтков сводит счеты с жизнью.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“.

Василий Львович Шеин

Муж Веры. Мягкий, спокойный человек. Чуткий муж, добропорядочный человек и веселый собеседник. Ему чужды страсти, он живет размеренной жизнью. Под давлением брата Веры он разыскивает тайного поклонника жены и приходит к нему с визитом. Для него это скорее дело чести, чем ревности и негодования. Увидев Желткова, он сразу находит в нем благородного человека.

После разговора с ним, он понимает всю искренность чувств пана к его молодой жене. Рассудительно предположив, что невозможно заставить человека разлюбить, он готов оставить все, как есть.

Когда Василий узнает о смерти Желткова, он понимает, что напрямую является ее причиной. Этот факт заставляет его испытывать угрызения совести.

Анна

Сестра Веры и полная ее противоположность. Она не так красива, как Вера. Но Анна покоряет мужчин своей живостью, веселым смехом и задорными глазами. Милая и ласковая, девушка очень любит свою сестру. Анна имеет двух детей и богатого мужа, с которым она несчастлива в браке. Мечтательная натура, грезит большой любовью, кокетничает с мужчинами и радуется жизни. Вместе с тем, Анна верует в бога и ведет праведный образ жизни.

Николай Николаевич

Брат Веры и Анны. Очень важный и суровый человек, заместитель прокурора. Николай печется о своих сестрах, ревностно оберегает их репутацию. Во всей этой ситуации с тайным поклонником Николай играет решающую роль. Под его натиском муж Веры идет на встречу с Желтковым. Там Николай пытается угрожать пану, пугает его властями. Человек, которого невозможно пронять чувствами, ему чужда жалость и уважение к печали другого человека.

Аносов

Бравый генерал Яков Михайлович - друг семьи Веры, считающий сестер своими внучками. Яков Михайлович пережил личную трагедию, его жена сбежала от него с заезжим актером.

Разочаровавшийся в женщинах, пожилой человек, рассуждает о черствости современного общества. О исчезающем героизме и мужчинах, не способных на большие поступки. О женщинах, которым не хватает любви.

Именно рассуждения старого генерала зарождают в Вере первые мысли о том, что в ее жизни могла быть большая любовь. Могла быть, но прошла мимо.

Татьяна Шеханова

Татьяна Сергеевна ШЕХАНОВА - преподаватель московского лицея № 1536, член Союза писателей России, Союза журналистов России.

«Гранатовый браслет» в вопросах и ответах

В связи с сокращениями часов на литературу многие учителя жалуются на нехватку времени, особенно в старших классах. Возникают ножницы между требованиями стандарта и реальной ситуацией, в которой часто приходится даже не проходить, а “пробегать” произведение.

Одним из способов нейтрализации этих ножниц является разгрузка программы старших классов (особенно выпускного) за счёт перераспределения материала. Часть произведений вполне можно перенести в 8–9-й классы: они доступны подросткам по возрасту и могут быть объединены в смысловые блоки с традиционно изучаемыми в этих классах произведениями.

Так можно поступить, например, с «Гранатовым браслетом» А.И. Куприна, который удачно встраивается в линию с «Ромео и Джульеттой», рыцарскими балладами, повестями Тургенева, рассказами Бунина, любовной лирикой разных времён.

В помощь словесникам, которые решатся на такой ход, печатаем десять вопросов и ответов по повести «Гранатовый браслет», которые помогут им провести “инвентаризацию” сведений перед тем как планировать урок, а также послужат опорными линиями для урока.

1. Сравните Веру и Анну. Счастливы ли они? Почему вы так решили?

2. Расскажите о князе Шеине, Николае Николаевиче, генерале Аносове. У них успешная карьера, прочное положение в обществе. Счастливы ли эти герои?

3. В чём смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чём причины несчастья во всех трёх историях?

4. Почему именно генерал Аносов чувствует прежде всех иной масштаб переживаний и духовной жизни Желткова?

5. Что “не так” делают, говоря словами Веры, Николай Николаевич, Василий Львович и она сама? Что “так” делает один Желтков?

6. Как меняется Желтков за “семь лет безнадёжной и вежливой любви”? Расскажите о “трёх шагах” Желткова в последней попытке объясниться - с Шеиным, с Верой и, наконец, со всеми (своим уходом).

7. Как соотносятся образы генерала Аносова и мелкого чиновника Желткова, ни разу не встречавшихся? Образы Пушкина и Наполеона - “великих страдальцев”?

8. В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Largo Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённой с темой истинной любви и истинной жизни?

9. Проанализируйте мотивы розы, письма, символику детали (браслет - дар Желткова, серьги - дар Шеина), жеста, цифр. В чём их роль в повести?

10. Как можно истолковать финал повести?

1. Сёстры Вера и Анна, с одной стороны, похожи: обе замужем, у обеих влиятельные мужья, обе любят быть друг с другом, дорожат этими мгновеньями. С другой стороны, они являются антиподами: это проявляется и в их портретах (английская породистость Веры и татарская порода, “грациозная некрасивость” Анны), и в их мироощущении (Вера следует светским обычаям, Анна своевольна и дерзка, но до определённой границы: “под глубоким декольте носит власяницу”), и в их семейной жизни (Вера не ведает, что не любит мужа, потому что не знает любви, а Анна отдаёт себе отчёт в нелюбви к мужу, но, согласившись на брак, терпит его). В последнем - в несчастной жизни в браке - обе сходны. Вера как бы “потеряна” в привычной жизни, не заметна её красота, стёрта её исключительность (для всех и для неё самой), а Анна “презирает” мужа-глупца и награждена детьми вроде бы хорошенькими, но с “мучнистыми” лицами.

2. Князь Шеин уважаем в обществе, о чём говорит его положение, внешне благополучен (средств не хватает, но это удаётся скрывать; о “недостаточности” любви в семье он не подозревает). Николай Николаевич горд своим чином, должностью, деятелен и внешне также благополучен; однако одинок, что примечательно. Одинок и генерал Аносов, один из самых обаятельных героев повести. Отважный солдат, он на старости лет остаётся без семейного очага. Это главное несчастье всех троих героев.

3. “Девочки” по сравнению с древним генералом Аносовым, Вера и Аня расспрашивают его о любви. Трижды отвечает на это генерал. Две притчи - о том, что есть “не любовь, а какая-то кислятина” (подделка, заблуждение), а одна - история собственной жизни - об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.

4. В отличие от Веры, Василия Львовича, Николая Николаевича и даже Анны с её чуткостью (“море пахнет арбузом”, “в лунном свете есть розовый цвет”), генерал разделяет подлинность чувства “телеграфиста” и принятую в свете “усреднённость”, стёртость, ритуальность отношений между людьми. Любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и поле брани. В опошленном в устах князя Шеина рассказе о “похождениях телеграфиста” Аносов слышит знакомые именно ему, старому солдату, ноты доблести духовной.

5. Подарок мелкого чиновника Желткова княгине Шеиной не обрадовал её и привёл в беспокойство всё семейство, включая её брата Николая Николаевича, помощника прокурора. Всё это приводит к трагической развязке. Что же сделали не так (по определению Веры) князь Шеин и Николай Николаевич? Они попытались пресечь чувство любви Желткова к княгине Вере, поставив ничтожного, по их мнению, чиновника “на место”. За тем они и идут к нему. Шеин пассивен, он “влеком” Николаем Николаевичем как вещественное доказательство виновности Желткова, который посягнул на Веру. Она замужем , и муж - подтверждение тому. Шеин безмолвен и безволен, его попытки перебить безапелляционные речи Николая Николаевича вялы. Вот в чём его не так . Николай Николаевич угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности, то есть действует, предполагая, что Желтков может устрашиться и послушно прекратить любить княгиню Веру, не подозревая, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. В этом - не так Николая Николаевича. Вера же, не сумевшая принять дар любви (и, как его проявление, дар браслета), тоже поступает не так , поскольку живёт не по своим, а по чужим, установленным когда-то и кем-то правилам, не чувствуя себя. Опомнится она лишь после известия о смерти Желткова и прощания с ним (дважды - с телом и с душой).

6. Кто же такой Желтков? Недаром сначала мы видим пародийное воспроизведение его странного поведения: в рамки приличий оно не укладывается. Шеин пародийно интерпретирует письма и действия Г.Ж. Для этого есть основания: раннее письмо Желткова очень отличается от позднего, а пылкие, неловкие поступки влюблённого юноши - от деяний поистине любящего зрелого человека . Налицо рост личности, и именно высокое чувство определяет этот рост, о чём говорит лексика, строй предложений, система аргументов “позднего” Желткова. Через пародийное портретирование мы, читатели, продираемся, как через досадную преграду, к истинному облику личности Желткова. Портрет и речь героя растут с ним. Автор учит нас видеть не место на социальной лестнице, а самого человека. Предостерегает от того, чтобы, раз уверившись в несовершенстве человека, мы не переставали видеть перспективу его развития, не отказывали ему в возможности совершенствоваться, а себе - в возможности видеть его самосовершенствование. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, с Верой и, наконец, со всем миром. Шеину Желтков говорит о любви, которой нельзя противостоять. Но обещает, что больше не потревожит его. Вере - она отказывается выслушать Желткова - говорит о том же, но уже посмертно (в письме). И, наконец, его последним объяснением с миром и со всеми, кто может слышать , является бетховенская соната № 2 - о жизни, о смерти и о любви.

7. Желткова так и не услышали при жизни, как в полной мере при жизни не услышали до конца и Пушкина, и Наполеона - “великих страдальцев”. Куприн именно здесь, после смерти Желткова, открыто вводит романтический мотив отторженности и непонятости героя , возвышая его над обыденной жизнью. Недаром смог расслышать это в глумящихся речах Шеина и особенно Николая Николаевича только генерал Аносов, знающий цену жизни, смерти и любви. Очень важно, что светская беседа не сбивает генерала с толку, он расспрашивает Веру - и в ответ на её встречные вопросы даёт определение истинной любви, которой не был удостоен сам, но о которой много размышлял. Аносов и Желтков не встречаются, но генерал распознаёт в нём героя, не сравнимого по масштабу с князем Шеиным, по слухам о нём.

8. Эпиграф и настраивает нас на то, чтобы слушать сонату Бетховена - величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть. Овеянная ими, она учит тому же - не мельчить, не суетиться, а мыслить и чувствовать по-настоящему, соразмерно себе самому. Музыка внятно рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой. Эта щедрость и милосердие проясняют Веру самой себе . Такой она и останется. Это главный дар Желткова, который когда-то в юности увидел подлинность и совершенство Веры, неясные ей самой. Так быстро всё объяснить человеку могут только три вещи - любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом - особый смысл музыкальной темы, дающей - от эпиграфа к последней сцене - исключительную завершённость произведению.

9. Напряжённо работает система деталей и символов в повести. Роза - символ не только любви, но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и Желтков (последний - посмертно). Символичны дары князя Шеина (серьги с жемчугом - два разъединённых предмета, украшенные символом скорби и слёз) и Желткова (гранатовый браслет с зелёным гранатом посредине; браслет, замкнутый в кольцо, - воплощение гармонии, гранат, по преданию, приносил своему обладателю радость и веселье, а зелёный гранат сообщал, как справедливо предупреждает сам Желтков, дар прозрения). Символичны жесты героев, особенно антиподов - Николая Николаевича и Желткова - при объяснении друг с другом.

10. Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что купринская тема романтической любви необычайно глубока и притягательна. Проста она обманчиво. На самом деле за её прозрачностью - глубина и размах. Недаром в художественном пространстве повести возникают такие могучие образы-символы, как Пушкин, Наполеон, Бетховен. Ещё один образ неназванно, неуловимо присутствует здесь - князь Мышкин (портрет, речь в сцене объяснения Желткова с Шеиным и Николаем Николаевичем напоминают нам о нём), персонаж Достоевского. Недаром Куприн говорит устами генерала Аносова, что любовь - это “великая трагедия”. Однако, несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и сильной. В этом особенности купринского подхода к теме.

Можно предложить ученикам после беседы по «Гранатовому браслету» поработать с небольшим текстом «Портрет княгини Веры». Сначала необходимо вставить в него пропущенные буквы и знаки препинания (особенно хорошо отрабатывать здесь тему «Однородные и неоднородные определения»), а затем написать по нему изложение. Для более сильных учеников можно предложить продолжить наблюдения, сделанные в тексте, сравнив этот портрет Веры с тем, который мы встречаем в финале повести.

Портрет княгини Веры

Героиня повести «Гранатовый браслет» княгиня Вера появляет..ся на фоне осен..их цветов: “…она ходила по саду и осторожно ср..зала ножницами цветы к обеден..ому столу. Клумбы опустели и имели бе..порядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а так(же) левкой - наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях пахнувших капустой розовые кусты ещё давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие редкие точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры распростр..няя в чутком воздухе осен..ий травянистый грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и ч..резмерного материнства тихо осыпали на землю бесчислен..ые семена будущей жизни”. Героини кажется ещё и нет - перед нами описание цветов, которые она ср..зает. Присмотримся к нему внимательнее: из всех цветов выделен..ы и помещен..ы в центр фрагмента георгины, пионы и астры - союз “зато” противопост..вляет их левкоям и розам цветущим не так “пышно” “холодно” и “высокомерно”, слово “остальные” в начале следу..щего предложения опять выделяет их из ряда - уже по признаку бесплодности . Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, им были ведомы любовь и радость материнства, осень для них - не только пора ум..рания, но и время начала “буду..щей жизни”.

“Человеческие” мотивы в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. На этой же странице читаем: “…Вера пошла в мать красавицу англичанку своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом… ” Выделен..ые нами определения связывают в сознании.. читателя Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них - создаётся впеч..тление, что она одна из них. Так образ героини.. вошедш..й в пору своей осени встраивает..ся в более широкий пейзажный контекст, который обогаща..т этот образ дополнительными смыслами.