"Повести Белкина". История Самсона Вырина и его дочери в повести "Станционный смотритель". А.С. Пушкин "Повести покойного И.П. Белкина". Повесть "Станционный смотритель". Серия ироков "История блудной дочери" История дочери станционного смотрителя рассказ

«Станционный смотритель» - одна из повестей, вошедших в известное произведение А.С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В «Станционном смотрителе» автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно - станционных смотрителей, во времена крепостного права. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот.

В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел «свежим и бодрым». Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих - неозлобленного и общительного.

Однако как может изменить человека горе!...

В своей повести рассказчик предпослал немного видоизмененные стихи друга поэта Петра Вяземского «Калужский регистратор,/Почтовой станции диктатор…» . В дальнейшем знакомясь с повестью, мы понимаем, что за этими словами скрыта глубокая ирония. Автор призывает своего читателя вместо негодования наполнить свое сердце искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, знавшему практически всех смотрителей в лицо, можно поверить. Автору интересны эти люди с добрым сердцем, незлобливостью, удивительным умением вести разговоры, которые писатель часто предпочитает речам какого-нибудь чиновника шестого класса.

Действительно, весьма иронично на фоне пушкинских представлений звучат слова князя Вяземского.

Рассказчик с чувством гордости признается, что у него есть приятели из почтенного сословия смотрителей, а память об одном из них особенно драгоценна ему, и эта драгоценная память возвращает его в мая 1816 года.

Рассказчик - молодой человек, имеющий мелкий чин, - приехал на станцию, чтобы отдохнуть, поменять лошадей и переодеться после дождя. Путешественника поразила красота дочери смотрителя Дуни, четырнадцатилетней девочки, ее большие голубые глаза; в ней наблюдаются манеры девицы благородного происхождения. По словам отца, Дуня разумная, проворная - вся в покойницу мать. Еще рассказчик замечает в поведении Луни самолюбование и стремление понравиться гостю, он называет девочку маленькой кокеткой.

В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному.

Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу ее стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

Дуня даже позволила ему в сенях поцеловать себя в щеку. Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний, внимательный, его умиляет обстановка комнаты, где живут эти добрые люди, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской, а также картинки на стенах, изображающие историю блудного сына.Рассказчик подробно описал сюжет этих картинок о юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания. Они словно намекают на будущую историю блудной дочери - героини повести, а почетный старик в колпаке и в шлафроке напоминает самого смотрителя.

В повести рассказчик трижды посещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают много общего. Рассказчик видит все тот же почтовый домик, входит в комнату с картинками на стене, стол, кровать стоят на прежних местах, но это лишь внешняя схожесть обоих приездов. Нет Дуни, и поэтому все привычное видится по-другому.

Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.

Обратите внимание на весьма характерную деталь: «смотритель спал под тулупом». Она подчеркивает, как Вырин запущен. Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркивается еще одной деталью.Сравним первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть он немедленно начал исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд:

Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика..

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное, произносит вслух слова старческим пошептом - перед нами горькая история угасания одной разбитой жизни.

Смотритель рассказывает историю появления на станции ротмистра Минского.

При разговоре со смотрителем он требовал скорее лошадей, «возвысил было голос и нагайку», и лишь ласковое обращение Дуни к гусару развеяло его гнев. Гусар подобрел, согласился ждать лошадей и даже заказал себе ужин. Ротмистр начал весело разговаривать со смотрителем и его дочерью. Минский, желая подольше задержаться на станции, сказался больным и даже подкупил для этого врача.

Самсон Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского, они даже не обратили внимания на то, что больной выпил две чашки кофе и заказал себе обед, выпил кружку лимонада и вместе с доктором ел с большим аппетитом да еще выпил бутылку вина.

Самсон Вырин - добрый и доверчивый челочек, он убежден в порядочности Минского и невольно сам отпускает свою дочь, когда гусар предлагает подвести её до церкви (рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация М. Добужинского к «Станционному смотрителю» ()

Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение; простился и с Дунею и вызвался довезти ее до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении… «Чего же ты боишься?» сказал ей отец; «ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул и лошади поскакали.

Смотритель чувствовал за собой вину. Бедный смотритель не понимал, как мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром:

Как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел, и пошел сам к обедни. Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти. Он поспешно вошел в церковь; священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились еще в углу; но Дуни в церкви не было. Бедный отец на силу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни. Дьячок отвечал, что не бывала. Смотритель пошел домой ни жив, ни мертв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала, может быть, прокатиться до следующей станции, где жила ее крестная мать. В мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой он отпустил ее. Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелен, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».

Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою…

Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте.

Смотритель начинает бороться за свою дочь. Он пешком отправляется на поиски Дуни и надеется привезти домой свою заблудшую овечку. Минский, встретив в прихожей смотрителя, особенно не церемонится с ним, объясняя, что Дуня с ним будет счастлива, откупился от Вырина деньгами, которые потом тот выбросил. Во второй раз слуга ротмистра объяснил Вырину, что «барин никого не принимает, грудью вытиснил из передней и хлопнул дверей ему под нос». Когда Вырин в третий раз осмелился потребовать у Минского свою дочь, гусар вытолкнул его на лестницу. Минский по-настоящему любит Дуню: окружает её вниманием и роскошью. И Дуня любит своего похитителя: с какой нежностью она смотрела на Минского, на матово-черные его кудри (рис. 2)!

Рис. 2. Иллюстрация М. Добужинского к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ()

Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь её отца стала еще несчастнее. Бедняк так и остался бедняком. Но это не главное. Гораздо страшнее то, что оскорбили и растоптали его человеческое достоинство.

Повесть завершается грустно. Прошли годы, рассказчик специально приезжает на станцию, чтобы повидаться со смотрителем, но он уже спился и умер.

Жива ли память о Самсоне Вырине среди людей? Да люди помнят его, знают, где находится его могила, хозяйский мальчишка Ванька выучился у смотрителя вырезать дудочки. Самсон Вырин часто играл с детьми и одаривал их орехами.

Рассказчик узнает, что к Дуне пришло позднее раскаяние, она приехала к отцу, но застала только лишь его могилу. Да, она стала богатой барыней, у нее трое детей, но Дуня нарушила одну из заповедей: «почитай отца своего и мать» и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация М.В. Добужинского к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ()

Что общего и в чем разница истории Дуни и блудного сына из библейской притчи?

Блудный сын раскаялся и прощен, Дуня тоже раскаялась, но поздно: отец умер, она не получила от него прощения, и тем горше ее судьба.

Прочитана повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель».

О чем она?

О глубокой отцовской любви, о дочерней неблагодарности. Эта повесть о том, как бедному человеку трудно соперничать с богатыми и сильными, о маленьком человеке , сохранившем свое достоинство, о запоздалом раскаянии блудной дочери, которая будет жить с чувством вины перед своим отцом.

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК - это тип литературного героя в русской литературе, который возник в двадцатые-тридцатые годы девятнадцатого века. Первым образом «маленького человека» стал Самсон Вырин из повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель». «Маленький человек» - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. А.С. Пушкин, создавая образ «маленького человека», хотел напомнить читателям, привыкшим восхищается романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже достоин сочувствия, внимания и поддержки.

Список литературы

  1. Александр Сергеевич Пушкин в исполнении мастеров художественного слова/Сборник/МР3-CD. - М.: АРДИС-КОНСАЛТ, 2009.
  2. В. Воеводин. Повесть о Пушкине. - М.: Детская литература, 1955.
  3. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - М., 2013.
  4. Пушкин А.С. Повести Белкина. - М.: Рипол Классик, 2010.
  1. Либрусек. Много книг. «Наше всё». Что читать о Пушкине А.С. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  2. Все толковые словари Русского языка в едином рубрикаторе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. «Энциклопедия русской живописи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  4. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Пушкинский кабинет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

  1. Словарная работа. В повести «Станционный смотритель» встречаются устаревшие слова и выражения, значение которых необходимо знать для понимания смысла произведения. Пользуясь толковым словарём русского языка и комментариями к произведению, выпишите значение этих слов:

    Коллежский регистратор -

    Подьячий -

    Фельдъегерь -

    Подорожная -

    На перекладных -

    Прогоны -

  2. Перескажите историю Самсона Вырина (по выбору)

    А. от лица гусара Минского;

    Тема. А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. “Отец и дочь”

    Цель. Познакомить учащихся с историей создания “Повестей Белкина”, дорожным бытом пушкинской поры. В процессе обсуждения содержания выявить, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней, и чем они обусловлены. Обращать внимание учеников на особенности повествовательной манеры А.С. Пушкина.

    Оборудование: Портрет Пушкина, иллюстрации к повести художника Шмаринова.

    Ход урока

    I. Стадия вызова.

    1. Сообщение учителя об истории создания повестей. Отношение критики к этому сборнику (противоречивое ). Причины введения единого героя - повествователя И.П. Белкина, человека простого, не очень образованного, но простодушного и доброго.

    II. Стадия осмысления содержания.

    1. Учитель > к ученикам.

    С чего начинается повесть “Станционный смотритель”? (Чтение фрагмента повести).

    Что обозначало слово “Станция” во времена Пушкина? Кого называли станционным смотрителем? Что входило в его обязанности?

    2. Сообщение учащихся. (Заранее подготовленного.)

    Дорожный быт пушкинской поры.

    3. Обобщение учителя.

    Что, по-вашему, тяжелее всего было в положении этих людей, судя по прослушанной информации и по тому описанию, которое дает Пушкин? (Унижение, бесправие, беззащитность).

    4. Обратите внимание на эпиграф. Как вы его понимаете? Находится ли он в соответствии с пушкинским описанием? Почему Пушкин использовал слова Вяземского?

    5. Учитель:ҷb>

    На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке, умер с горя станционный смотритель Самсон Вырин. Кто виноват в этом? Дуня, его дочь, или он сам? Давайте разберемся, что же произошло?

    - Итак, рассказчик, оказавшись в доме смотрителя, видит хозяина и его дочь. Какими он их увидел? (Найти и прочитать описание портретов героев).

    - Как ведет себя Дуня с проезжающими?

    - Что о ней говорит отец?

    - Какие между ними сложились отношения?

    ( Отец гордится такой дочерью, он вырастил ее без матери, всему научил сам. Она помощница, создала уют в доме. Благодаря своей красоте, отводит от отца удары, защищает от оскорблений. И пока им вместе хорошо .)

    Домашнее задание. Вспомнить библейскую притчу о блудном сыне. Проанализировать сцены “Самсон Вырин и Минский в гостиничном номере” и “Последняя встреча с дочерью” по схеме.

    1) Проследить, как ведут себя герои во время встречи и как выглядят?

    2) О чем говорят они?

    3) Как поведение и речь характеризуют каждого?

    Урок 2

    История блудной дочери”

    Цель: в процессе обсуждения выявить, какое содержание библейской притчи нашло отражение в повести и что автор интерпретировал по-своему, дать представление о родительском долге и обязанностях детей, обсудить, как понимает каждый из героев, что такое счастье.

    I. Продолжение стадии осмысления содержания.

    1. Учитель:

    Рассказчик, оказавшись в доме смотрителя, осматривает его и видит, что на почетном месте висят картинки, которые передают содержание библейской притче о блудном сыне.

    - Давайте вспомним эту притчу ( ученики хорошо комментируют).

    - Зачем Пушкин использует эту деталь, ведь ничего случайного у него не бывает?

    - Как предопредели эти картинки, постоянно висевшие у героев перед глазами, их взгляд на жизнь?

    ( С.Вырин был уверен в том, что Дуня будет несчастна, не допускал даже мысли о возможности счастливой будущности дочери. А Дуня поступает вопреки, она убегает из дома, даже зная о том, что ее, возможно ожидает ).

    2. Из слов ямщика, отец узнал, что, уезжая с Минским, Дуня плакала.

    - О чем, по-вашему, плакала Дуня?

    - Как отец сам способствовал побегу?

    3. Отец, будучи уверенным в том, что дочь брошена, несчастна и боится возвращаться к отцу, сам отправляется на ее поиски.

    - Какой была первая встреча Вырина с Минским в Петербурге? ( Анализ сцены “Вырин с Минским в гостиничном номере”). (Чтение сцены).

    а) Как ведет себя Минский? ( Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне ).

    б) О чем говорят герои? ( О Дуне, о ее счастье, о том, кому она должна принадлежать ).

    в) Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему?

    г) Какую ошибку допускает Минский? Что, по-вашему, он должен был сделать, чтобы наладить отношения с отцом любимой женщины?

    - Анализ второй сцены “Последняя встреча с дочерью” ( чтение сцены ).

    Самсон Вырин решил во что бы то ни стало увидеться с дочерью. Случай представился быстро.

    а) О чем говорит фраза служанки “К Авдотье Самсоновне нельзя, у нее гости!” ( Она не замужем, Минский ездит пока к ней в гости).

    б) Какой увидел отец свою дочь? О чем это говорит? Задумался ли об этом Вырин? Почему именно в этот момент автор называет его “бедным”?

    в) Почему Дуня, увидев отца, не вскрикнула от радости, не бросилась навстречу ему, а упала в обморок?

    (Возможно, она испугалась, что отец заберет ее, лишит счастья, пользуясь своим отцовским правом).

    г) Как ведет себя Минский? Почему? Может ли это его оправдать?

    д) Какие чувства вызывает эта сцена?

    4. Отец возвращается домой. Утешился ли он, увидев вполне благополучную Дуню?

    ( Вырин убежден, что рано или поздно, Дуня окажется выброшенной на улицу, и ее ждет судьба блудного сына из библейской притчи).

    5. Через три года рассказчик вновь оказывается на этой станции и встречается со смотрителем.

    - Каким он увидел смотрителя и его дом? почему произошли такие изменения?

    6. Как заканчивает Пушкин рассказ об истории блудной дочери? Согласуется ли это с содержанием известной притчи?

    ( Дуня все-таки возвращается, но не в рубище, а богатой дамой с детьми, не к живому отцу, а к его могиле).

    7. Почему Пушкин заканчивает повесть именно так. ( Изменение стереотипов ).

    8. О чем, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца? ( Может быть, сама, став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой слишком жестоко поступила с отцом ).

    Домашнее задание. Поразмышляйте над заданиями:

    1) Что хорошего можно найти в случившемся с героями этой повести?

    2) Какие чувства испытывали во время чтения разных эпизодов повести?

    3) Как, по-вашему, должна была поступить Дуня, чтобы отец не чувствовал себя брошенным?

    4) Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом? Если да, то в чем?

    Урок 3

    Тема “Кто виноват и что делать?”

    Цель. С помощью стратегии РКМЧП “Шесть шляп мышления” обобщить сведения, полученные в процессе обсуждения повести. Используя шесть разных способов мышления всесторонне проанализировать сюжет повести и проблемную ситуацию, лежащую в его основе: как автор решает проблему “отцов” и детей в повести “Станционный смотритель”. Выявить главную проблемную ситуацию и сформировать отношение к ней.

    Урок представляет из себя стадию рефлексии.

    Оборудование: Цветные шляпы (6 – белая, черная, желтая, красная, зеленая, синяя), имеющие символическое значение, скатерти тех же цветов, иллюстрации к повести, портрет Пушкина, карточки с вопросами на каждый стол, бумага для записи ответов.

    Ход урока

    I. Сообщение учителем темы и цели урока. Распределение учащихся по группам.

    II. Особенности шести разных способов мышления представлены путем инсценирования “Притчи о старом Шляпнике и его сыновьях” ( автор перевода с английского психолог Т. Зинкевич-Евстигнеев. Смотрите приложение 2).

    III. Распределение заданий по группа.

    1. Белая шляпа (белый стол).

    - Какие события произошли в этой повести? Назовите имена герое. (Вопрос выкладывается на стол. В течение определенного времени учащиеся обсуждают предложенный вопрос и на листе могут записать весь ответ, или план, или опорные слова).

    2. Черная шляпа (черный стол).

    - Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

    3. Желтая шляпа (желтый стол).

    - Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

    4. Красная шляпа (красный стол).

    - Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

    5. Зеленая шляпа (зеленый стол).

    - Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ. Вообще, в этой ситуации от нее что-то могло зависеть?

    6. Синяя шляпа (синий стол).

    - Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Аргументируйте свой ответ.

    IV. Работа учащихся (коллективная) над предложенным вопросом, составление ответа (7-10 мин.).

    V. Выступление представителей каждой группы. ( Учащиеся других групп могут после выступления задавать вопросы, делать добавления).

    VI. Заключительное задание для всех учащихся.

    Учитель:

    - Какие бы вы вопросы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца?

    - Какие бы высказали ей пожелания?

    - Как эта история связана с вечной проблемой взаимоотношение поколений “отцов” и “детей”?

    VII. Итог урока.

    Учитель: Пушкин поднимает вечную проблему взаимоотношений “отцов” и “детей”. Он не оценивает поступки героев, как это делали мы, читатели. И каждый из нас проецирует данные события на свою жизнь.

    Инсценировка притчи о старом Шляпнике

    Герои: 6 мальчиков и автор.

    Жил-был старый мудрый Шляпник. Имел он золотые руки и прекрасную душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы. Просветленными и веселыми решительными и твердыми духом выходили из мастерской люди, унося свой заказ. Очень благодарны были люди Мастеру за чудесные шляпы, в которых таился Великий Секрет Великого Мастера. Шли годы; умер старик, оставив в наследство своим сыновьям шесть шляп.

    1-й сын: “Я возьму себе шляпу белого цвета. Она так изящна, я буду в ней красоваться на балах”.

    2-й сын: “А я выбираю черную шляпу. Она не менее изящна и подойдет к любому костюму”.

    3-й сын: “Мне нравится желтая шляпа. Это цвет солнца, радости, богатства, а это мне так необходимо”.

    4-й сын: “Пусть моей шляпой станет красная. Я всегда буду заметен в толпе”.

    5-й сын: “Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и поле, деревья и цветы. Может быть, она поможет осуществиться моей мечте”.

    6-й сын: “Мне достается синяя шляпа, и я очень рад этому, синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту – вот мое призвание.

    Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Спустя много лет они встретились под крышей отцовской мастерской и рассказали друг другу о том, как сложились их судьбы.

    1-й сын (белая шляпа): Я стал уважаемым человеком благодаря своей беспристрастности. Факты, цифры, хроника событий стали для меня важнее всего на свете.

    2-й сын (черная шляпа): Я же все происходящее вокруг стал видеть в черном свете. Все подвергал сомнению и критике. И от этого стал угрюмым и недовольным.

    3-й сын (красная шляпа): Я человек чувствительный и живу во власти эмоций, иногда это мне очень мешает, потому что чувства заглушают голос разума.

    4-й сын (желтая шляпа): Я иду по жизни, радуясь каждому дню. Ничто не пугает меня. Я верю в красоту, добро, справедливость, свет.

    5-й сын (зеленая шляпа): Я могу все, что вижу, слышу, чувствую, превращать в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы и повести.

    6-й сын (синяя шляпа): Мне суждено было стать мыслителем, исследователем. Я всегда добиваюсь своей цели, никогда не отступаю перед трудностями. Для меня нет ничего недосягаемого.

    10.3.Станционный смотритель. Отец и дочь.

    Повесть «Станционный смотритель» идёт следом за повестью «Гробовщик». К гробовщику Адрияну Прохорову, - как мы открыли, - в конце приходит сознание своей отдельности от мертвецов, вообще отдельности жизни от смерти, и – может быть, - призрачности смерти… Мы привели в той главе о «Гробовщике» незаконченное стихотворение Пушкина о любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам… Кажется, одно противоречит другому, - как же, любовь к гробам, - и ощущение себя – отдельно от них? Но ведь любить можно только то, с чем ты ощущаешь свою раздельность! Любить можно только – «другое», «других», - выбрав, вычленив предмет любви из хаоса. До своего сна гробовщик жил в хаосе, смешавшись со своими мертвецами. Во сне эта ситуация доведена до предельной живости: скелет готов обниматься с гробовщиком! И тогда из глубины существа Адрияна Прохорова поднимается здоровое чувство отвращения и ужаса, – и он решительно отталкивает от себя прах. Упав на него без чувств, гробовщик переживает кризис. А просыпается – здоровым, - радуясь солнечному свету и тому, что купчиха Трюхина не умирала. И готов не ругаться на дочерей, - как обычно, - а пить чай с ними вместе.

    И вот, в конце следующей повести – «Станционный смотритель», - мы видим – глазами рассказчика – красивую, нарядную, благополучную Авдотью Самсоновну, неподвижно лежащую на могиле отца и плачущую. И нам отрадна эта сцена. Дочь не забыла отца, она чувствует свою вину перед ним; она любит родное бедное пепелище, чтит могилы отца и матери. Значит, за неё можно быть спокойными, она – на верном пути! И трое её детей вырастут хорошими людьми.
    Но сначала Дуня оставила Вырина, заставив старика страдать и плакать о себе...
    Сейчас мы хотим рассмотреть эту повесть в таком ракурсе, в каком её никогда не рассматривали, - поскольку сто семьдесят лет мы зациклены на восприятии Самсона Вырина как «маленького человека». Уверяем вас, сам автор никогда его так не воспринимал, и сам термин этот Пушкину должен быть чужд.
    И что такое «маленький человек» его эпохи? Сам Александр Сергеевич – великий, величайший русский поэт, - кем был он – не только в глазах царя или Бенкендорфа, - но в глазах светской публики, а с другой стороны - в глазах извозчиков, портных, лавочников, которым он зачастую не мог заплатить за их работу или товар? В глазах швейцаров, называвших его «литератором» с глубоким презрением к несерьёзности этого занятия… Кто его при жизни почитал за «большого человека», - когда даже для Жуковского, Вяземского, Боратынского только после его смерти стало открытием то, что Пушкин умел мыслить!..
    А декабристы – большими или маленькими людьми они были тогда? Герои 1812 года, увешанные орденами, спасители Отечества, которым грубые солдаты в рудниках говорили «ты» и давали в зубы за «барские» замашки…
    Мария Николаевна Волконская, княгиня, дочь и жена героев Отечественной войны, правнучка первейшего российского учёного, - она не должна была появляться в читинском театре, поскольку – жена преступника… Маленький человек была Мария Николаевна, или - большой? А муж её, Сергей Григорьевич, единственный в истории России двадцатилетний генерал! .. Каторжник в кандалах… Персона нон грата…
    Но вернёмся к нашему станционному смотрителю. Во-первых, для «маленького человека» у него слишком «претенциозное» имя: Самсон. Самсон – это герой, победитель филистимлян; разорвавший льва, как ягнёнка, рушащий каменные своды… Во-вторых, что у него за фамилия – Вырин? Откуда такая фамилия? От какой такой «Выри»? ..
    Когда-то так наши предки называли Рай – Вырий.
    «Вырий (вирий, ирий, урай) - в восточнославянской мифологии древнее название рая и райского мирового дерева, у вершины которого обитали птицы и души умерших. В народных песнях весеннего цикла сохранился мотив отмыкания ключом вырия, откуда прилетают птицы. Согласно украинскому преданию, ключи от вырия некогда были у вороны, но та прогневала бога, и ключи передали другой птице. С представлением о вырии связаны магические обряды погребания крыла птицы в начале осени.»
    (Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник.»)

    Можно ли нашего Вырина назвать тогда – Райским? Или, – может быть, – Раевским?!
    Слышим возражения читателя-демократа: «Раевский – аристократ, а Вырин – бедный станционный смотритель, из мещан…» (Но – между прочим, - Самсон ещё и «старый солдат, с медалями на полинялых лентах…). Продолжая аналогию, в таком случае надо назвать одну из дочерей генерала Раевского – Дуней… Ни одна из них не была такой красавицей, какой мы представляем себе Дуню – по описанию автора. И менее всех, может быть, была ею Мария. .. Но – ведь Пушкин писал х у д о ж е с т в е н н о е произведение, в котором всегда есть вымысел. Но у Пушкина (да и у всех больших писателей) это никогда не полностью вымысел. Отчего бы прототипом Дуни не быть Марии Раевской, а прототипом Самсона Вырина – Николаю Николаевичу Раевскому, генералу, герою 1812 года?
    Социальное положение, происхождение и воспитание прототипов и литературных героев различны, но отношения отца и дочери, не понявших друг друга, драма отца и дочери, - она одна и та же – и у короля Лира, и у отца Горио, и у купца Русакова*. И во дворце, и в бедном домишке; и для короля, и для нищего, - приходит час, когда отец для дочери перестаёт быть главным мужчиной в жизни. Когда она выбирает кого-то другого, и этот другой становится главнее отца. И очень часто бывает так, что этот другой отца не устраивает…
    Хотя, – что касается Николая Николаевича Раевского, то его в его зяте как раз всё устраивало, и он сам предложил его в женихи дочери Марии, - как сам Вырин велел своей Дуне проехаться с гусаром Минским. Вспомним, как это было.
    -Что же ты боишься? – сказал ей отец, - ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест…
    «Волк» - Минский: Волк -он -ский?..**

    (А кроме того, фамилия эта, - конечно, - объединяет в себе фамилии двух спасителей Отечества - гражданина Мин-ина и князя Пожар-ского).

    * * *
    И потом, это нам – по портретам, - кажется, что сёстры Раевские не блистали красотой, но Пушкин в 1820 году из Крыма писал брату Лёвушке, что все дочери генерала – «прелесть». Летом 1820 года Марии было четырнадцать лет (родилась 25 декабря 1805), - столько же, сколько Дуне в первую встречу с ней автора. Так же, как Минский, - только не притворно, а по-настоящему, - был тогда болен сам Пушкин; на него в своей поездке «наткнулись» Раевские, в одной из бедных хижин, - и взяли с собой. Наверное, был и поцелуй поэтом девочкиных губок, - лёгкий, шутливый, целомудренный, - оставивший в нём особо долгое и приятное воспоминание. ..
    Через четыре с половиной года, - в январе 1825, - Мария стала женой генерал-майора Сергея Григорьевича Волконского. Раевский знал о том, что зять состоит в тайном обществе, он потребовал от него выхода из него; Волконский обещал, но не сделал этого. И кто мог знать, что так скоро умрёт Александр Первый, сам благословлявший, казалось, эти тайные общества, - или, - по крайней мере, - «дремавший» в отношении них, - как сказал в «Евгении Онегине» Пушкин!..
    Решение Марии Николаевны ехать к мужу в Сибирь было воспринято стариком Раевским как измена ему, отцу (прямо по «Королю Лиру»!) Вдогонку уезжавшей дочери Николай Николаевич крикнул, что проклянёт её, если она не вернётся через год. Он ещё не знал, что вернуться (в царствование Николая I) ей будет невозможно, - даже если б она захотела это сделать. Но она – и не хотела. Она выбрала мужа, - оставив отца и маленького сына, - а так же - мать, сестёр и братьев. (Мать никогда не примирилась с дочерью.)
    Мария выбрала – страдальца, - «мученика Истины».
    Старый генерал Раевский писал дочери Екатерине уже после отъезда Марии Николаевны, в 1827 году: "Если бы я знал в Петербурге, что Машенька едет к мужу безвозвратно и едет от любви к мужу, я б и сам согласился отпустить ее навсегда, погрести ее живую; я бы ее оплакал кровавыми слезами, и тем не менее отпустил бы ее…" И всё же – за несколько месяцев до смерти – в 1829 году, - «в ней уже всё – от Волконского, и ничего – от Раевских…». Так и не понял старый генерал (хотя – какой старый, и до шестидесяти не дожил!), - что в дочери его, может быть, более, чем в других его детях, проявились его собственные доброта и чувство долга…
    Когда Мария Николаевна узнала о смерти отца, - она пишет в "Записках": «…мне показалось, что небо на меня обрушилось, я заболела».
    Надо сказать в отношении Марии Николаевны, – что поступок её не поняла и не приняла практически вся семья, - кроме сестры Екатерины, которая сама была женой декабриста Орлова.
    Пушкин придумал в своей повести счастливый, благополучный конец, - по крайней мере, для Дуни. Она богата, у неё трое ухоженных детей, и она – благодарная дочь. Имя Евдокия – Авдотья – Дуня, - значит «благая слава», «благоволение».
    С душевно-духовной точки зрения, Мария Николаевна была так же счастливым и благополучным человеком. И она – единственная из декабристок – пережила ещё и эту драму: она выступила против диктата собственной семьи, чтобы поступить так, как считала правильным, - чтобы душа её пребывала в согласии с ней.
    Всего декабристок, - жён декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь, - было одиннадцать. Снова – одиннадцать! Наверное, это так же была инициация, - самого Провидения.
    Во всех них, - в каждой, - проявилась сострадательная душа Девы Марии, - Покровительницы России; Душа самой России!

    * из пьесы А.Н. Островского "Не в свои сани не садись".

    **Нашу мысль подтверждает и Ф.М. Достоевский, устами своего Макара Девушкина: "... вот хоть бы и наш бедный чиновник, - ведь он, может быть, такой же Самсон Вырин, только у него фамилия другая, Горшков. Дело-то оно общее, маточка, и над вами и надо мной может случиться. И граф, что на Невском или на набережной живёт, и он будет то же самое, так только казаться будет другим, потому что у них всё по-своему, по высшему тону, но и он будет то же самое, всё может случиться,.." /"Бедные люди".

    Образ Самсона Вырина в повести “Станционный смотритель” очень трогателен, самобытен и трагичен. Простой, добродушный человек, безгранично любящий отец, человек с боевым прошлым. Безусловно, он заслуживает уважения: добрый, порядочный, отменный работник, душевный человек. Судьба оказалась немилостива с ним: она отобрала у старика самое дорогое – любимую дочь Дуню.

    Мирок старого вояки много лет был стабилен. Он вёл бедную, но достойную жизнь, честно служил смотрителем на почтовой станции. К людям, которые проезжали мимо он относился одинаково хорошо, вне зависимости от чина: окружал удобством, теплом и уютом. Для уставшего от долгой дороги человека – это особенно важно: сытно поесть, согреться, получить частичку человеческого тепла.

    Особой гордостью Самсона Вырина была его дочь – Дуня. Девушка чертами напоминала красавицу-мать, она была стройна, обходительна, хорошо воспитана. Отец не мог наглядеться на свою помощницу, она прекрасно справлялась с хозяйством, её восхищались все, кто бывал на станции. После смерти супруги дочь стала единственным утешением для своего пожилого отца. Но однажды заезжий гусар увёз дочь Самсона с собой, она исчезла без объяснений, без отцовского благословения.

    Жизнь без смысла

    После этого случая жизнь главного героя превратилась в сплошную пытку: он пытался разыскать дочь, поговорить с ней, вернуть назад. Отцовское сердце не принимало предательства и неблагодарности дочери, он переживал, что дочь станет содержанкой, что с ней плохо обращаются. Страшнее всего стало то, что родная кровиночка не поговорила с отцом, не объяснила ему своего решения, бросила старика в неизвестности.

    Отец не может поверить, что его родная дочь могла уехать, поступить так неосмотрительно, легкомысленно: он ищет её у родственницы на соседней станции, не допускает мысли о возможности подобного поступка. Осознание утраты не даёт покоя отцовской душе, он продолжает верить, что дочь опомнится и вернётся.

    Автор рассказывает, что всего за несколько лет смотритель превратился в старика: он осунулся, стал прикладываться к бутылке, перестал радоваться жизни. Дуня была его единственной отрадой, без неё у Самсона не осталось в жизни ни любви, ни лучика света. В конце концов он прекратил поиски дочери, не пытался с ней встретится, стал проводить свои дни в пивной. Спустя некоторое время старика не стало.

    Значение образа Самсона Вырина

    Герой олицетворяет кротость, смирение, безусловную преданность, отцовскую любовь. Образ маленького человека – показывает ничтожность личности в условиях богатства и роскоши. Безграничную жалость вызывает старик, ищущий свою дочь, потерявший смысл жизни из-за её побега. До последних дней своей жизни смотритель надеется на встречу с дочкой. Она появляется слишком поздно, приходит проведать его могилу.