Чувство вины и грех. Ъ-огонек - чувство вины — самое опасное. именно его и навязывает христианство

Наталья Волкова

психотерапевт

Депрессия, попытки самоубийства, беспричинная тревога и страхи — нередко с этими тяжелыми проблемами люди обращаются к психологу. Чтобы помочь пациенту, специалист должен понять причину его страданий. И нередко этой причиной оказывается оставшееся нераскаянным, часто глубоко запрятанное чувство вины. Грех без покаяния, совершенный в прошлом, прорастает в настоящем душевной трагедией. И человек часто не понимает: за что? А лекарство, оказывается, совсем близко.

Ошибочная эмоция?

Человек имеет многовековой опыт вины. Еще в раю Адам обвинил Еву в соблазне, Ева обвинила змея в искушении. С первого греха грешники пытаются переложить свою вину на другого. Каждый из нас так или иначе познает это мучительное чувство: мы содеяли нечто, что не должно было быть содеянным, переступили некий закон, который знает наша совесть. За годы своей клинической практики я наблюдала странный феномен: явную растерянность психологов перед виной как неискоренимым симптомом серьезнейших патологий и расстройств. Каких только теорий и методик ни разработано, каких только научных трудов ни написано, а чувство вины по-прежнему продолжает тревожить человеческий разум и психику. Классический фрейдовский психоанализ, на мой взгляд, едва ли справился с задачей, предложив сомнительное «лекарство от чувства вины» — оправдание ее поступками других людей, и прежде всего родителей. В современной поп-психологии, особенно западной, распространены теории и практики, призванные любыми путями повышать человеческую самооценку.

Считается, что люди должны перестать судить себя и ощущать свою значимость независимо ни от поступков, ни от обстоятельств. Предполагается, что человеку предназначено удовлетворять свои нужды («Я заслужил, потому что я существую»), а потому никакой вины и быть не может. Некоторые идут еще дальше, объявляя вину ошибочной эмоцией, и предлагают попросту уничтожить «зону вины» навсегда, как бесполезный опыт, как нечто постыдное и негативное. Результатом попыток «залечить» или «аннулировать» вину стал рост числа людей с хронической депрессией, состояниями патологической тревоги, неврозов, психозов, самоубийств. Не прекращает увеличиваться и число тех, кто пытается утопить «вину в вине» или убежать от нее в наркотический угар. Часто люди сами приходят к психотерапевту, чтобы враз избавиться от мучительного чувства, и, нередко открываясь в своих нравственных падениях, ждут услышать, — что всегда есть что-то или кто-то — муж, жена, родители, дети, трудное детство, общество, нехватка денег и т. д., что вынудило их совершить дурной поступок, нарушить моральный закон. Словом, вина за содеянное лежит совсем не на них, а значит, и никакой ответственности. Но формальное оправдание греха в кабинете психотерапевта имеет только временный эффект, и то в редких случаях. Неосознанная и непризнанная вина, как скрытый нарыв, продолжает вести свою разрушительную работу в человеке.

Достаньте скелет из шкафа

Вот несколько примеров из моей практики. Пациент Михаил К. (настоящие имена людей изменены), 45 лет, две попытки самоубийства, сменил несколько психотерапевтов, много лет страдает депрессией, неконтролируемой тревогой, бессонницей, с людьми агрессивен, ненавидит женщин. Был кратковременно женат, друзей нет, ни на одной работе не задерживался больше полугода. После нескольких недель психотерапии выявился корень его проблем — глубоко запрятанное чувство вины перед матерью. В подростковом возрасте, в ссоре, Михаил толкнул ее к стене. После неудачного падения мать надолго заболела, и сын, не выдержав обстановки, ушел из дома. Вернулся через три года, когда матери уже не было. Другой пациент, Борис А., 64 года, в прошлом — преуспевающий бизнесмен, руководитель крупной фирмы, разведен, страдает подавленным состоянием, раздражительностью и резкими перепадами настроения. На первом же сеансе признался в неконтролируемом страхе смерти. Единственный сын живет в другом городе, не виделись и не общались больше двадцати лет. После нескольких месяцев терапии распознал свою главную проблему — запрятанное чувство вины перед сыном, которого всю жизнь третировал и унижал за то, что тот не оправдал отцовских надежд, не выучился и не стал большим человеком и опозорил его имя, избрав рядовую профессию плиточника. Еще один пример. Дина С., 40 лет, страдает тяжелой формой депрессии, хронической тревогой, страхами, звуковыми галлюцинациями — постоянно слышит детские голоса. Живет одна, трудно сходится с людьми (по ее словам, бежит от них, как бы боясь какого-то разоблачения (признак паранойи). Страшная саморазрушающая сила и тотальный внутренний террор владели ею большую часть жизни. Понадобилось полгода интенсивной терапии, прежде чем душевный нарыв прорвался и она рассказала, что в 18 лет оставила годовалого ребенка человеку, с которым в то время жила, и убежала с другим. Рассказывая свою трагическую историю, выплеснувшуюся из нее как застоявшаяся вода из запруды, она призналась: «Я долго пыталась оправдать себя, думала, ведь я была еще ребенком. Но теперь осознала, что ребенком была моя дочь, а я была матерью». Все эти судьбы и многие другие, похожие на них, объединяет одно — чувство вины, запрятанное в самые глубины существа. Часто, заботясь о благополучии внешнего фасада, мы даже не подозреваем, какую страшную разрушительную работу ведет червь задавленной вины в нашей душе. В этих судьбах присутствует и нечто другое, очевидное для меня как для православного психолога, — полное отсутствие любви. Больше того, необъяснимый страх перед всяким ее проявлением. Каждый из них реагировал почти неадекватно на мой простой вопрос: есть ли в их жизнях люди, которых они могли бы по-настоящему любить?

Бывают ли без вины виноватые?

Что скрывает пластырь самооправдания

Наш нравственный идеал есть не что иное, как наша совесть, хранящая в себе Божий Закон о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. У нас всегда есть выбор — залепить ее пластырем самооправдания или же открыть наши душевные раны, уверовав в их исцеление. Первое сделать, несомненно, проще. Даже если поначалу наша совесть, мучимая грехом и смутой, сопротивляется и требует очищения от грязи, вторая, третья и последующие попытки приглушить эти порывы даются нам все легче. Холодеет сердце, циничнее становится ум, и душа подает все меньше признаков жизни. От всего этого недалеко и до самого губительного исхода — духовного разложения личности и духовной смерти. За вину — эту нераскрытую душевную рану — многие из моих пациентов заплатили дорогую цену: годами отчаяния и болезни. В своей практике, работая с людьми несчастными и неприкаянными, я постоянно наблюдаю эту тонкую грань, за которой человеческая жизнь может погрузиться в непролазный мрак, если в ней отсутствует свет веры. Вина и прощение — постоянные темы моих бесед с людьми во время психотерапевтических сеансов. И тем из них, кто не отвергает веру, а пытается найти к ней свой путь, всегда легче дается осознание важной правды, что, когда мы нарушаем законы, написанные в нашей совести, мы — виноваты, независимо от того, чувствуем ли мы себя виноватыми или нет. Когда же мы искренне каемся, нам прощается, даже если мы не чувствуем себя прощенными. Вина, чувство вины и конфликт, порожденный этим чувством, — духовная потеря. И потому искать ее разрешения надо в духовной жизни человека, в вере. Как православный психолог, я стараюсь прежде всего полагаться на веру в самом процессе терапии. Когда люди осознают свою ответственность за содеянное, они сами ищут очищение через раскаяние и глубокое сожаление. И только тогда — через боль и радость — в человеческую душу начинает приходить мир, только тогда наступает исцеление.

Одна из моих бывших пациенток, когда-то в молодости сделавшая семь абортов и оставшаяся без детей и без семьи, пришла к покаянию через страшные душевные муки. Непрестанная молитва о душах ее нерожденных детей, о ниспослании им Божьего света и милости зародила в ней надежду к новой жизни. Как говорил святитель Димитрий Ростовский, покаяние восстанавливает падшую душу, делает ее из отчужденной — дружественной Богу; покаяние ободряет душу истерзанную, укрепляет колеблющуюся, исцеляет сокрушенную, делает здоровой уязвленную.

Бесплатный дар

В «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского Соня Мармеладова просит Раскольникова покаяться в убийстве: «- Встань!.. Поди сейчас же, сию минуту. Стань на перекресток, поклонись, поцелуй землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету и скажи вслух: я убил. И тогда Бог опять тебе жизни пошлет… Эка такую-то муку нести! Да ведь целую жизнь, целую жизнь!.. — Привыкну, — проговорил он угрюмо…» Раскольников не привык. И после многих лет мытарств и душевных страданий, уже в остроге, пришел к вере. Какие бы теории и механизмы человек ни придумывал в борьбе с виной, рано или поздно они перестают работать. И наступит минута, когда, наконец, замолкнет внешний шум и суета, которыми мы пытаемся заглушить голос совести, и тогда в глубоком молчании мы услышим горькую правду: «Я переступил… Я ослушался Бога». Раскаяние невозможно без смирения и кротости. Осознание того, что лично я, как человек, слаб и не в силах сам разрешить свою вину, современному человеку дается нелегко: мешает наша раздутая до гигантских размеров гордость. Усмирить ее — большая победа. Древние говорили: из двух человек, первый из которых победил войско, а второй — себя, победителем вышел второй. Бог знает нашу вину, но верит в нашу способность очищения. Очищение не происходит на уровне интеллекта, но совершается в сердце. Часто мы прячем душевные травмы глубоко, как ужасный секрет, который не можем поведать даже близким, боясь потерять их любовь или уважение («если они узнают “это” обо мне, они перестанут меня любить»).

Вера — и в этом я, как православный психолог, убеждаюсь ежедневно, разбивает эту опасную концепцию, порождающую отчуждение. Истинная любовь безоговорочна и безусловна. Потерять ее невозможно. Раскаянная вина лишь восстанавливает наше единство с Богом. Покаяние — Божий дар, нам, каждому из нас данный безвозвратно и бесплатно. Как мы воспользуемся этим даром: предадим забвению по неудобству и ненадобности или бережно понесем по жизни, — нам решать. Психотерапия может быть полезна на первом этапе пробуждения личности, когда человек учится различать свои правдивые и ложные чувства, мотивацию поступков, причины конфликтов, преодолевать недоверие и страх, осознать и выговаривать вину. Настоящее же очищение происходит в более высоких духовных сферах, и я всегда советую своим пациентам искать его в общении с Церковью. Двери Божьего храма открыты. Это наш выбор — пройти мимо, утешая свою совесть, или войти внутрь и предстать со своей виной перед Богом, Единственным, кто истинно может утешить нашу боль. Один воин спросил старца: «Принимает ли Бог раскаяние?» Старец ответил: «Если у тебя порвется плащ, выбросишь ли ты его?» Воин говорит: «Нет! Я его зашью». -«Если ты так щадишь свою одежду, то не пощадит ли Бог cвое творение?»

Словосочетание «христианский комплекс вины» стало весьма расхожим. Очень часто приходится встречать утверждения, будто христиане приобретают этот комплекс из-за регулярных исповедей. Зачем же Церковь «подвергает» паству такому «жесткому психологическому прессингу»? Особенно в пост, когда священнослужители рекомендуют прихожанам исповедоваться каждую неделю?

Исповедь и разные комплексы

Противники Православия дают на это однозначный ответ - «Церковь хочет превратить верующих в закомплексованных нытиков, неспособных на самостоятельные мысли и поступки».

«Одна из главных идей, лежащих в основе христианского мира – это идея вины. Всеобщая вина перед богом за мифический «первородный грех» первой пары людей. Даже маленький ребёнок, только что родившийся, уже виноват перед богом. Ведь он рождён «во грехе». По некоторым источникам этот грех искупил Иисус Христос, но даже в этом случае мы грешим беспрерывно, и, стало быть, виноваты каждую секунду своей жизни...

Постоянное чувство вины имеет глубокое разрушающее действие на личность человека, это вам любой психолог подтвердит. Именно это чувство стремятся привить с детства, стараясь приобщить детей к церкви, как можно раньше. Им бесконечно вдалбливается вина и стыд, за любые поступки маленького человека. За стремления и желания. Ведь взрослый человек он менее подвержен воздействию. Подобные уроки несут максимальный вред несформировавшейся личности.
Оставшись в подсознании они создадут в последствии новую единицу – «Раба Божия».

Внушенное адептам чувство вины также составляет основу могущества и власти церкви». (). - Вот вполне характерный ход мыслей антихристианов (орфография и пунктуация авторские). Подобные претензии выдвигают Церкви в той или иной форме - и неоязычники, и вульгарные материалисты, и просто обыватели, имеющие весьма смутное представление о христианстве.

Что же, посмотрим на Таинство Исповеди (Покаяния) с научной точки зрения и попробуем понять, насколько это Таинство способствует развитию личности, или наоборот - разрушает личность.

«Благий Бог даровал первозданным людям совесть – первый божественный закон. Бог глубоко начертал совесть в человеческих сердцах, и с тех пор каждый наследует совесть от родителей. Если человек в чем-то поступает неправильно, то совесть, работая у него внутри, обличает и ведет его к покаянию. Однако должно заниматься правильным духовным деланием и испытывать свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать ее глас... ...Чтобы быть уверенным в том, действительно ли мы поступаем по голосу своей совести, должно следить за собой и открывать себя своему духовнику » - учит блаженный старец Паисий Святогорец. Разберём же речения старца с научной точки зрения. В приведённой цитате можно вычленить три основных совета - «испытывать свою совесть », «следить за собой » и «открывать себя духовнику ». Собственно, это практически исчерпывающее описание практики покаяния.

Испытывать свою совесть

«Испытывать свою совесть » - значит проверять соответствие своих мыслей и действий своим идеалам, рефлексировать, вырабатывать способность к самооценке. А полезно ли человеку рефлексировать?

«Сначала индивид должен стать наблюдателем своих мыслей, чувств и поступков, то есть интенсифицировать самоосознание. Это помогает ему заметить противоречивость, взаимную несовместимость некоторых своих мыслей, поступков и принципов, что, в свою очередь, активизирует его внутренний диалог, превращая самопознание в самовоспитание, в сознательное формирование и закрепление новых, желательных элементов поведения », - пишет доктор философских наук, профессор, академик И. Кон в работе, посвящённой человеческой личности и её самосознанию. «Замечать противоречивость мыслей, поступков и принципов » - это ведь и значит «испытывать свою совесть ».

Знаменитый русский педагог К. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, однажды разработал для себя специальные правила, своеобразную программу самовоспитания и саморазвития. Правила состояли из десяти пунктов и восьмым был пункт: «Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках ». То есть - вспоминать и анализировать свои поступки, проверять соответствие действий и идеала.

Как можно видеть, афонский старец, учёный Российской Империи и советский академик солидарны: без регулярных «испытаний своей совести» самосовершенствование немыслимо. Стало быть, первый совет старца Паисия - вполне себе выдерживает проверку наукой. Глупо спорить с утверждением, что для занятий самосовершенствованием необходимо сперва решить, какие черты характера стоит развивать, какие - подавлять, а для этого сперва нужно осмыслить свои положительные и отрицательные стороны.

Следить за собой

Берём следующий совет - «должно следить за собой » - тут блаженный старец Паисий рекомендует учиться самоконтролю. Вполне логичный шаг после «диалога со своей совестью». Теперь, когда ты уже отдаёшь себе ясный отчёт в своих действиях, нужно стараться пестовать свои положительные качества и искоренять отрицательные.

«От природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает », - рассказывает о самом себе Антон Павлович Чехов. Антон Павлович - образец интеллигентности. И стал он таковым - как мы можем видеть из процитированного письма - благодаря рефлексии и самоконтролю. То есть сперва Чехов думает о своих поступках, сравнивает их с идеалом «порядочного человека». И затем сдерживает порывы, которые ведут к недостойным идеала поступкам, борется с самим собой.

А ведь преподобный Симеон Новый Богослов учит, что Покаяние как раз и есть - «сознательная борьба с самим собой ». «С собой надо бороться. Себя надо воспитывать, друзья. ...Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель - иди к ней твердо! » - учит, в свою очередь, академик АН СССР П. Кочина. Как можно видеть, по вопросу самовоспитания византийский подвижник и советская учёная новейшего времени дают одинаковые рекомендации: «Выяви свои отрицательные черты и борись с ними!» Рефлексия и самоконтроль. Стало быть, второй совет старца Паисия тоже не противоречит науке.

Открывать себя духовнику

Рассмотрим третий совет старца - «открывать себя духовнику ». Тут оппонировать будут уже не только противники религии как таковой, но и представители религиозных течений, не признающих «посредников между Богом и человеком». В самом деле, допустим, размышлять о своих мыслях, мотивах, целях и поступках - действительно полезно. Но зачем говорить о результатах самокопания?

Противники Православия утверждают, что это - часть плана Церкви по закабалению верующих. «Снять вину может лишь посещение храма и исповедь. Поэтому священник самый необходимый для нас человек, только он может «отпустить грехи». А церковь единственное место, где это можно сделать. Думаю не надо объяснять, что люди с комплексом вины легко управляемы » (блогер starvera, “Вред христианского мировоззрения”). Ну, теории заговора - дело хорошее, конечно. Но давайте снова обратимся к науке.

«Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее », - писал профессор С. Долецкий. Стало быть, говорить о своих недостатках полезно. И стократ полезнее - обсудить свои недостатки с умным, понимающим и любящим человеком, который поможет разобраться в себе и найти пути к исправлению. Получается, и третий совет Паисия можно считать «научно обоснованным».

Таким образом, получается, что страхи антиправославных конспирологов напрасны. Таинство покаяния по самой своей сути помогает развитию человека как личности. Кроме того, Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

И постоянные самокопания с целью припомнить свои грехи способствуют не «появлению разнообразных комплексов», но - развитию самоконтроля и умения быть требовательным к себе. Тем более, что Господь учит нас приводить в порядок не только дела, но и мысли. Отказываться не только от злых поступков, но и от помыслов, которые к этим поступкам ведут. Именно поэтому, а вовсе не из-за «комплекса вины», называют себя «грешниками» даже христианские подвижники и святые. Тут дело не в самоуничижении, а в признании того факта, что для самосовершенствования нет пределов.

Конечно, отдельные личности могут самокопанием и самоедством довести себя до исступления, истерики и депрессии. Но это - явление другого плана. И проистекает оно из неправильного понимания сущности Таинства Исповеди. Про таких личностей говорится в старой русской пословице: «Заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт! »

Попытки самоубийства, беспричинная тревога и страхи — нередко с этими тяжелыми проблемами люди обращаются к психологу. Чтобы помочь пациенту, специалист должен понять причину его страданий. И нередко этой причиной оказывается оставшееся нераскаянным, часто глубоко запрятанное чувство вины. Грех без покаяния, совершенный в прошлом, прорастает в настоящем душевной трагедией. И человек часто не понимает: за что? А лекарство, оказывается, совсем близко.

Ошибочная эмоция?

Человек имеет многовековой опыт вины. Еще в раю Адам обвинил Еву в соблазне, Ева обвинила змея в искушении. С первого греха грешники пытаются переложить свою вину на другого. Каждый из нас так или иначе познает это мучительное чувство: мы содеяли нечто, что не должно было быть содеянным, переступили некий закон, который знает наша совесть. За годы своей клинической практики я наблюдала странный феномен: явную растерянность психологов перед виной как неискоренимым симптомом серьезнейших патологий и расстройств. Каких только теорий и методик ни разработано, каких только научных трудов ни написано, а чувство вины по-прежнему продолжает тревожить человеческий разум и психику. Классический фрейдовский психоанализ, на мой взгляд, едва ли справился с задачей, предложив сомнительное «лекарство от чувства вины» — оправдание ее поступками других людей, и прежде всего родителей. В современной поп-психологии, особенно западной, распространены теории и практики, призванные любыми путями повышать человеческую самооценку.

Считается, что люди должны перестать судить себя и ощущать свою значимость независимо ни от поступков, ни от обстоятельств. Предполагается, что человеку предназначено удовлетворять свои нужды (« Я заслужил, потому что я существую»), а потому — никакой вины и быть не может. Некоторые идут еще дальше, объявляя вину ошибочной эмоцией, и предлагают попросту уничтожить «зону вины» навсегда, как бесполезный опыт, как нечто постыдное и негативное. Результатом попыток «залечить» или «аннулировать» вину стал рост числа людей с хронической , состояниями патологической тревоги, неврозов, психозов, самоубийств. Не прекращает увеличиваться и число тех, кто пытается утопить «вину в вине» или убежать от нее в наркотический угар. Часто люди сами приходят к психотерапевту, чтобы враз избавиться от мучительного чувства, и, нередко открываясь в своих нравственных падениях, ждут услышать, что всегда есть что-то или кто- то — муж, жена, родители, дети, трудное детство, общество, нехватка денег и т. д., — что вынудило их совершить дурной поступок, нарушить моральный закон. Словом, вина за содеянное лежит совсем не на них, а значит, и никакой ответственности. Но формальное оправдание греха в кабинете психотерапевта имеет только временный эффект, и то в редких случаях. Неосознанная и непризнанная вина, как скрытый нарыв, продолжает вести свою разрушительную работу в человеке.

Достаньте скелет из шкафа

Вот несколько примеров из моей практики. Пациент Михаил К. (настоящие имена людей изменены), 45 лет, две попытки самоубийства, сменил несколько психотерапевтов, много лет страдает депрессией, неконтролируемой тревогой, бессонницей, с людьми агрессивен, ненавидит женщин. Был кратковременно женат, друзей нет, ни на одной работе не задерживался больше полугода. После нескольких недель психотерапии выявился корень его проблем — глубоко запрятанное чувство вины перед матерью. В подростковом возрасте, в ссоре, Михаил толкнул ее к стене. После неудачного падения мать надолго заболела, и сын, не выдержав обстановки, ушел из дома. Вернулся через три года, когда матери уже не было. Другой пациент, Борис А., 64 года, в прошлом — преуспевающий бизнесмен, руководитель крупной фирмы, разведен, страдает подавленным состоянием, раздражительностью и резкими перепадами настроения. На первом же сеансе признался в неконтролируемом страхе смерти. Единственный сын живет в другом городе, не виделись и не общались больше двадцати лет. После нескольких месяцев терапии распознал свою главную проблему — запрятанное чувство вины перед сыном, которого всю жизнь третировал и унижал за то, что тот не оправдал отцовских надежд, не выучился и не стал большим человеком и опозорил его имя, избрав рядовую профессию плиточника. Еще один пример. Дина С., 40 лет, страдает тяжелой формой депрессии, хронической тревогой, страхами, звуковыми галлюцинациями — постоянно слышит детские голоса. Живет одна, трудно сходится с людьми (по ее словам, бежит от них, как бы боясь какого-то разоблачения (признак паранойи). Страшная саморазрушающая сила и тотальный внутренний террор владели ею большую часть жизни. Понадобилось полгода интенсивной терапии, прежде чем душевный нарыв прорвался и она рассказала, что в 18 лет оставила годовалого ребенка человеку, с которым в то время жила, и убежала с другим. Рассказывая свою трагическую историю, выплеснувшуюся из нее как застоявшаяся вода из запруды, она призналась: «Я долго пыталась оправдать себя, думала, ведь я была еще ребенком. Но теперь осознала, что ребенком была моя дочь, а я была матерью». Все эти судьбы и многие другие, похожие на них, объединяет одно — чувство вины, запрятанное в самые глубины существа. Часто, заботясь о благополучии внешнего фасада, мы даже не подозреваем, какую страшную разрушительную работу ведет червь задавленной вины в нашей душе. В этих судьбах присутствует и нечто другое, очевидное для меня как для православного психолога, — полное отсутствие любви. Больше того, необъяснимый страх перед всяким ее проявлением. Каждый из них реагировал почти неадекватно на мой простой вопрос: есть ли в их жизнях люди, которых они могли бы по-настоящему любить?

Бывают ли без вины виноватые?

В рассказе Николая Носова «Огурцы» замечательно показаны все стадии осознания человеком чувства вины и освобождения от нее. Мама мальчика доходчиво объясняет сыну, что огурцы он не «просто взял», а украл, и сторожа могут наказать, и выгоняет мальчика из дома вместе с огурцами. Мальчик хочет бросить огурцы в канаву и соврать, что вернул их, но уже не может: раскаяние помогает ему преодолеть страх перед темной пустой улицей и гневом сторожа.

“Котька вытащил огурцы и положил их на грядку. - Ну, все, что ли? - спросил старик. - Нет… одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал. - Почему не хватает, где же он? - Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет? - Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье. - А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал? - Ишь ты какое дело! - усмехнулся дедушка. - Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет. Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали: - Дедушка, дедушка! - Ну что еще? - А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет? - Гм! - сказал дед. - Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл. - А как же? - Ну, считай, что я тебе подарил его. - Спасибо, дедушка! Я пойду. - Иди, иди, сынок. Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно”.

Фрагмент рассказа Н. Носова “Огурцы”

Что скрывает пластырь самооправдания

Наш нравственный идеал есть не что иное, как наша совесть, хранящая в себе Божий Закон о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. У нас всегда есть выбор — залепить ее пластырем самооправдания или же открыть наши душевные раны, уверовав в их исцеление. Первое сделать, несомненно, проще. Даже если поначалу наша совесть, мучимая грехом и смутой, сопротивляется и требует очищения от грязи, вторая, третья и последующие попытки приглушить эти порывы даются нам все легче. Холодеет сердце, циничнее становится ум, и душа подает все меньше признаков жизни. От всего этого недалеко и до самого губительного исхода — духовного разложения личности и духовной смерти. За вину — эту нераскрытую душевную рану — многие из моих пациентов заплатили дорогую цену: годами отчаяния и болезни. В своей практике, работая с людьми несчастными и неприкаянными, я постоянно наблюдаю эту тонкую грань, за которой человеческая жизнь может погрузиться в непролазный мрак, если в ней отсутствует свет веры. Вина и прощение — постоянные темы моих бесед с людьми во время психотерапевтических сеансов. И тем из них, кто не отвергает веру, а пытается найти к ней свой путь, всегда легче дается осознание важной правды, что, когда мы нарушаем законы, написанные в нашей совести, мы — виноваты, независимо от того, чувствуем ли мы себя виноватыми или нет. Когда же мы искренне каемся, нам прощается, даже если мы не чувствуем себя прощенными. Вина, чувство вины и конфликт, порожденный этим чувством, — духовная потеря. И потому искать ее разрешения надо в духовной жизни человека, в вере. Как православный психолог, я стараюсь прежде всего полагаться на веру в самом процессе терапии. Когда люди осознают свою ответственность за содеянное, они сами ищут очищение через раскаяние и глубокое сожаление. И только тогда — через боль и радость — в человеческую душу начинает приходить мир, только тогда наступает исцеление.

Одна из моих бывших пациенток, когда-то в молодости сделавшая семь абортов и оставшаяся без детей и без семьи, пришла к покаянию через страшные душевные муки. Непрестанная молитва о душах ее нерожденных детей, о ниспослании им Божьего света и милости зародила в ней надежду к новой жизни. Как говорил святитель Димитрий Ростовский, покаяние восстанавливает падшую душу, делает ее из отчужденной — дружественной Богу; покаяние ободряет душу истерзанную, укрепляет колеблющуюся, исцеляет сокрушенную, делает здоровой уязвленную.

Бесплатный дар

В «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского Соня Мармеладова просит Раскольникова покаяться в убийстве: «– Встань!.. Поди сейчас же, сию минуту. Стань на перекресток, поклонись, поцелуй землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету и скажи вслух: я убил. И тогда Бог опять тебе жизни пошлет… Эка такую-то муку нести! Да ведь целую жизнь, целую жизнь!.. — Привыкну, — проговорил он угрюмо…» Раскольников не привык. И после многих лет мытарств и душевных страданий, уже в остроге, пришел к вере. Какие бы теории и механизмы человек ни придумывал в борьбе с виной, рано или поздно они перестают работать. И наступит минута, когда, наконец, замолкнет внешний шум и суета, которыми мы пытаемся заглушить голос совести, и тогда в глубоком молчании мы услышим горькую правду: «Я переступил… Я ослушался Бога». Раскаяние невозможно без смирения и кротости. Осознание того, что лично я, как человек, слаб и не в силах сам разрешить свою вину, современному человеку дается нелегко: мешает наша раздутая до гигантских размеров гордость. Усмирить ее — большая победа. Древние говорили: из двух человек, первый из которых победил войско, а второй — себя, победителем вышел второй. Бог знает нашу вину, но верит в нашу способность очищения. Очищение не происходит на уровне интеллекта, но совершается в сердце. Часто мы прячем душевные травмы глубоко, как ужасный секрет, который не можем поведать даже близким, боясь потерять их любовь или уважение («если они узнают “это” обо мне, они перестанут меня любить»).

Вера — и в этом я, как православный психолог, убеждаюсь ежедневно, разбивает эту опасную концепцию, порождающую отчуждение. Истинная любовь безоговорочна и безусловна. Потерять ее невозможно. Раскаянная вина лишь восстанавливает наше единство с Богом. Покаяние — Божий дар, нам, каждому из нас данный безвозвратно и бесплатно. Как мы воспользуемся этим даром: предадим забвению по неудобству и ненадобности или бережно понесем по жизни, — нам решать. Психотерапия может быть полезна на первом этапе пробуждения личности, когда человек учится различать свои правдивые и ложные чувства, мотивацию поступков, причины конфликтов, преодолевать недоверие и страх, осознать и выговаривать вину. Настоящее же очищение происходит в более высоких духовных сферах, и я всегда советую своим пациентам искать его в общении с Церковью. Двери Божьего храма открыты. Это наш выбор — пройти мимо, утешая свою совесть, или войти внутрь и предстать со своей виной перед Богом, Единственным, кто истинно может утешить нашу боль. Один воин спросил старца: «Принимает ли Бог раскаяние?» Старец ответил: «Если у тебя порвется плащ, выбросишь ли ты его?» Воин говорит: «Нет! Я его зашью». –«Если ты так щадишь свою одежду, то не пощадит ли Бог cвое творение?»

Наталья ВОЛКОВА
Рисунки Г. Валька

Нина, Санкт-Петербург

Как справиться со страхом чувства вины?

Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться, буду очень благодарна за помощь. В детстве была, как мне кажется, испугана существованием ада и рая, и с тех пор старалась часто молиться, иногда молилась каждый день. Теперь, во взрослом состоянии, молюсь не каждый день. Но осталось ощущение страха от того, что будет, если я не помолюсь. Не могу даже точно предположить, откуда такой страх, но он мне очень мешает жить. Один раз я не помолилась утром, и в голове возник страх: вдруг, если я не помолюсь прямо сейчас, нечто плохое произойдет с моим будущим мужем? Теперь я боюсь. Я не помолилась не потому, что я против молитвы, а потому, что верю, что Господь знает, что я ни в коем случае не желаю зла своим близким, очень люблю их и боюсь пожелать зла. И ведь это не зависит от того, как часто я молюсь, а от того, что в мыслях моих и как я поступаю. Подскажите, пожалуйста, я правильно рассуждаю? Также я стала бояться покупать какие-либо вещи. Я написала психологу письмо, я предположила, что это мой страх чувства вины. Я боюсь быть виноватой. И поэтому в голове возникают вымышленные ситуации вины. Например, я хочу купить конкретную вещь, а в моей голове возникает мысль о том, что если я куплю, то опять же с близким человеком (конкретным) произойдет что-то плохое (конкретное). Ни в коем случае не хочу пожелать ничего плохого, а боюсь этого, и от этого страха возникают эти мысли! Но еще я думаю: вот куплю вещь, а вдруг Господь подумает, что мне этот человек не дорог, раз я так поступаю, и допустит беду, чтобы я почувствовала вину? Подскажите, пожалуйста, как разубедить себя, может быть, молиться, если возникают такие мысли перед покупкой? Спасибо большое заранее за помощь!

Наверное, лучше начать издалека: есть люди, которые боятся выходить из дома, не заглянув в зеркало; есть те, что боятся пересечь дорожку черной кошки; многие боятся пустого ведра или зайцев. Скорее всего, это называется суеверием. Если я, забыв завязать шнурок на ботинке, рухнул на улице, на мой взгляд, виновата не черная кошка, женщина с ведром в трех кварталах от меня, а моя невнимательность. Согласитесь? Нужно ли чувствовать себя виноватым в чернобыльской трагедии или событиях фукусимского района, не имея к этому отношения даже территориально, эмоционально и даже не зная, где и как? Мы можем попробовать удержать взглядом упущенный из рук камень, кружку или что иное, но есть законы притяжения, установленные Богом. Можно попросить электрический ток, чтобы он не бил дорогого нам человека, но давайте поймем: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь » (Ис. 55:8). Разве то, что мы сегодня купили в супермаркете поесть, оказало влияние на начало и результаты Первой Мировой Войны!? Думаю, что этот гротеск сможет намекнуть, что каждый человек на Страшном Суде отвечает именно за свои дела, слова и помышления, а не за то, кто и что о нем подумал и кто чего натворил из его окружения.

Бог вам в помощь жить благочестиво, молиться, творить благие дела, но при этом спокойно чувствовать себя собой, человеком, а не «Сущностью», от поворота головы которой зависят судьбы всего человечества. Молитесь об обретении вашего спасения в Царствии Небеснем, а здесь — о даровании благополучного Христианского супружества! Молитесь со смирением. В остальном «Да будет Воля Твоя! » (Мф. 6: 9-13).

Мне кажется, что в данный момент у вас идет совмещение разных реальностей и аспектов бытия. Вы думаете, что имеете бóльшую ответственность за окружающий Мир, чем можете понести на своих плечах. Ваш вопрос в принципе не допускает «дистанционного», анонимного ответа, наверное, имеет смысл вживую обратиться к священнику, а может быть, к конкретному специалисту из медиков за разрешением сложной мыслесозданной ситуации.

Количество записей: 16441

Здравствуйте, можно перед установкой памятника на могилу, убрать крест с могилы, и больше его не ставить?

Олег

+
Да, так обычно и делают. Единственное, на самом памятнике нужно сделать изображение Святого Креста.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в снах, в которых я вижу Бога, Иисуса и Деву Марию, сны мои начались с самого детства, и длятся до сих пор, при этом чувствую покойников в реальном мире! Пишу стихи и песни. Сама молюсь, стараюсь соблюдать все заповеди, ходить в церковь. Но почему я так чувствую мир и всё, что с ним связано?

Наталья

+
Вероятно, есть люди более тонкой душевной организации, чем у других, они сильнее открыты к восприятию духовного мира - это и дар, и источник опасности. Будьте осторожны, не зазнавайтесь и крепко держитесь Православия, и тогда, с Божьей помощью, Ваши способности Вам не навредят.

диакон Илия Кокин

Скажите, чем грозит второе венчание без благословения правящего архиерея? Спасибо

Богдан

+
Я вообще сомневаюсь в том, что Вас будут венчать повторно без благословения Правящего архиерея, по крайней мере, так не должно быть. Но, если Вы скрыли эту информацию, и Вас повенчали, в этом нужно каяться на Исповеди. Если же Вы уведомили об этом священника, тут уже скорее вина священника, который совершал Венчание. Но, в любом случае, единственное, что сможет оправдать случившееся - создание крепкой христианской семьи, в которой царит мир и любовь.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, сайт и телепроект "Закон Божий". Я хотел рисовать всяких кумиров, но не стал, мое сердце просит, чтобы я рисовал Пресвятую Деву Марию, рисовал Господа, Сына Божия и Небесных Ангелов, это правильно? Меня мучает часто нечистая сила, когда я был в храме, у меня кружилась голова, с чем это связано, с сатаной? И почему у меня было так, что, когда прикладывался к разным иконам, у меня леденели руки, и почему, когда я в храме прикладывался к распятию Христа и целовал ноги, у меня дух захватывало, может, в моем подсознании живет сатана? Я знаю, что мне поможет Архангел Михаил, я люблю Архангела Михаила, какие молитвы петь, чтобы Архангел Михаил поборол во мне сатану? Храни Вас Господь.

Алеша

Дорогой Алексей, мне кажется, что Вы гораздо больше думаете о сатане, чем о Боге, но Бог намного ближе к Вам, чем Вы думаете, Его не надо бояться и не надо думать, что сатана способен отобрать Вас у Бога без Вашей воли - это не так. Молитесь, кайтесь, причащайтесь, и главное - не бойтесь. Господь благ и премудр, Он обязательно защитит всех любящих Его.

диакон Илия Кокин

Добрый день! Можно исповедоваться и причащаться, живя в гражданском браке 13 лет? Спасибо.

Елена

+
Если под "гражданским браком" Вы подразумеваете брак, оформленный в ЗАГСе, то причащаться можно, а если нет, то каноны запрещают это делать. Возможно, правда, что Вас допустят до причастия, если причина того, что вы еще не вступили в законный брак, заключается в нежелании Вашего избранника. Но это уже повод к тому, чтобы задуматься, стоит ли связывать свою жизнь с безответственным человеком.

диакон Илия Кокин

Меня мучает вопрос: почему Бог позволил людям размножаться после грехопадения, зная, что ничего хорошего для людей в этом не будет. Рождаются уроды, мучаются, страдают и уходят в муки вечные без покаяния. Возможно, было бы милосерднее сделать праотцов бесплодными, до их покаяния. Тем более, что Адам с Евой покаялись к концу жизни. Почему бы Богу не подождать, Он же знал, что они раскаются? Тогда не было бы нужды в спасении, через мучения и страдания.

Алла

+
Конечно, Адам и Ева раскаялись в своем грехе, но их природа была уже повреждена. Требовалось рождение в мир Спасителя, чтобы семя Жены сокрушило главу змия. Но для этого необходимо было деторождение праотцев. Господь, придя в мир, разрушил прародительский грех, и теперь мы свободны выбирать между добром и злом.
Лучше всего переживать не о проблемах мироустройства, об этом попечется Сам Бог, а больше внимания уделять своей душе и исправлению себя от грехов и страстей, в чем да поможет нам всем милосердый Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте батюшка. Очень нужен Ваш совет. Я замужем, очень люблю мужа, но в трудный момент изменила ему, нужно ли говорить ему об этом, или достаточно исповедаться?

Анна

+
Все зависит от того, как Ваш муж отнесется к этому и каков у него шанс узнать про Вашу измену от других, и какие у вас внутрисемейные отношения. Раньше в Церкви исповедь была публичной, перед всеми прихожанами, но потом христиане обмирщились и исповедь стала тайной. И в Вашей ситуации может так случиться, что супруг бросит Вас или же станет изменять, не в силах простить Ваш грех. Но, лучше всего, обсудить, как правильно следует поступить, со священником на исповеди. На исповедь же надо идти безотлагательно, чем скорее Вы покаетесь в своем грехе, тем меньше вреда будет от него.

протоиерей Андрей Ефанов

Можно ли наносить татуировку коптского Креста, так, как делает Коптская православная церковь, нанося ее на внутреннюю поверхность запястья?

Маруся

+
Копты, нанося такую татуировку, совершают подвиг исповедничества, в нашей же жизни это будет выглядеть нелепым фарсом. Я не советую Вам так поступать.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какими молитвами можно отмолить грех? Дело в том, что несколько лет назад я встретила мужчину. Он мне понравился. Но был со мной несколько холоден и равнодушен, как мне казалось. На глаза попалась книга заговоров. И я, под воздействием эмоций, решила прочитать заговор на тоску. Теперь очень жалею об этом. Понимаю, что это страшный грех. Раскаиваюсь. Мучает чувство вины, страх. Заранее, спасибо за ответ!

Анастасия

+
Не отмаливать надо свои грехи, это распространенное заблуждение, а каяться в них. Начните свою духовную жизнь с покаяния и исповеди, ходите регулярно в храм, молитесь ежедневно дома, читайте Евангелие и духовную литературу, старайтесь соблюдать заповеди Христа, и тогда Ваша жизнь изменится, страхи пройдут, а чувство вины сменит благодарность Богу за то, что Он изменил Вас, соделал христианкой, живущей всецело тем, что есть самое важное в человеческой жизни.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Мне 22 года, я крещёная в детстве, и я совсем запуталась в том, что я делаю в жизни. От первого брака у меня девочка, брак был не венчанный. Разошлись. Затем было моё покаяние, но хватило меня ненадолго, связалась с другим, жила в гражданском браке несколько лет, в ссорах, но больше не могла - то ли мучиться самой, то ли мучить его - разошлись. Недавно поймала себя на мысли, что думаю почти постоянно уже о другом человеке. Мне даже кажется, что между нами какая-то связь, в голове постоянно боль оттого, что -вроде бы вот он, это точно он, но я ему уже столько причинила боли - и ребенка завела, и замужем была, потом ещё с одним жила почти на его глазах, что он меня даже близко к себе не подпускает. Что это, я уже сошла с ума? Потому что раньше я никогда не чувствовала такой связи. Или это опять я иду по ложному пути? Спасибо большое.

Анастасия

+
Уважаемая Анастасия, первое, что Вам надо сделать, это остыть. Принимать решения на горячую голову очень опасно. Может быть, объект Вашей новой привязанности совсем и не испытывает боли от вашей прежней жизни. Может, он любит вас такой, какая Вы есть, а может, и совсем не думает о Вас.
Задуматься Вам надо о самой себе, о том образе жизни, который вряд ли приведет Вас к Богу, о вечности, на пороге которой мы все стоим и не знаем, когда нас ждет последний земной миг. Если Вы обратите свой взор к Богу, начнете ходить в храм, молиться дома, читать Евангелие и духовную литературу, в общем, вести жизнь христианскую, тогда и прочие проблемы решатся. Господь, несомненно, поможет Вам в их решении.

протоиерей Андрей Ефанов

Можно ли исповедоваться и причащаться при женской болезни с кровотечением?

Елена

+
Исповедоваться можно всегда, а вот причащаться - только в случае, если болезнь затяжная. В любом случае, надо сказать священнику о заболевании.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, грех ли просить бога простить сатану, ведь он тоже его ребёнок по Писанию, и грех ли сатану просить, чтоб он Бога признал, чтоб не было вражды на земле? Ведь нельзя так больше, нельзя. Ведь сейчас сын убивает отца. Я уже больше не могу смотреть на то, что здесь происходит. И есть ли у меня шанс ко спасению после таких просьб? Поймите, мне жалко всех людей. Не понимаю, куда доброта делась? Да, вот ещё - считается ли страшным грехом то, что я подумала, чтоб лучше бы тогда умер один Христос вместо многих невинных детей, которых убили по приказу Ирода. Так как цифра страшная, а я детей люблю... И это еще не всё, когда я прочитала, что Бог послал Ангела своего, чтоб спасти своего сына, я случайно обозвала его и обвинила в том, что сына своего уберёг, а 14 000 детей не сберёг. Вот, теперь не могу покой в душе найти и себя всё время корю. Простит ли мне эти грехи Господь Бог, ведь я просто детишек люблю. А Бог смотрит в сердце. Есть ли у меня шанс на спасение после этого? Я хочу Богу служить верой и правдой. И по Иисусу Христу я плачу, что казнили его так страшно.

Анна

+
Анна, я был знаком с одним священником, который, стяжав дар духовного созерцания, плакал, воспоминая о страданиях Христовых, искренно жалел сатану и молился о его прощении, переживал о гибели Вифлеемских младенцев, искренно сочувствовал Иуде и очень сострадал слабости Петра. Имел он множество других добродетелей. Спал несколько часов в сутки, еженедельно прочитывал Псалтирь и Евангелие , ежедневно прочитывал по 4-5 канонов и один-два акафиста. Его духовная жизнь удивляла и вызывала стремление последовать его подвигу. Но, когда я спросил его, как мне стяжать такое же сочувствие и такой дар молитвы, то он ответил мне, что, если я поспешу, то впаду в духовное обольщение и это послужит мне в погибель.
У Вас есть не просто шанс спастись, с Вашим складом характера это проще, чем другим. Другое дело, что без молитвенного подвига и без духовного руководства опытным священником все это легко может обратиться во вред. Займитесь поиском духовника, для Вас это очень важно!

протоиерей Андрей Ефанов

Подскажите, я в первый раз в жизни решила поститься, исповедаться и причаститься, особо об этом ничего не знала, постилась 4 дня, пришла в храм, получилось так, что перед Пасхой, отстояла праздничную службу, а потом как-то все само самой получилось, и я так поняла, что это было причастие, получается, я не исповедалась! Очень расстроилась этому поводу, что мне делать?

Мария

+
Здравствуйте! Надо обязательно, не откладывая, подготовить исповедь за всю жизнь, и не забыть рассказать, что так получилось с Причастием. Нужно покаяться в неразумии, чтобы Господь помиловал. Подготовьте полную исповедь от крещения по пособиям к исповеди. Могу посоветовать «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Выпишите свои грехи по книге, память не совершенна у нас, чтобы все упомнить, и идите на исповедь, лучше в будний день или в день дежурства священника, чтобы вам спокойно поисповедоваться, без спешки. Почитайте о Таинстве Причащения. . И, не смущаясь, в следующий раз все делайте, как подобает. Причащаться нужно регулярно, не реже раза в месяц. С Богом!

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте, батюшка. Недавно мы убирались в храме. И когда закончили уборку, одна прихожанка попросила взять домой тряпки, которыми мыли пол, окна, протирали иконы и пр. и выстирать их. При этом она сказала, что воду, в которой полоскали (стирали) тряпки нельзя выливать в канализацию, а вылить ее нужно под дерево. И особенно из-под тех тряпок, которыми мыли солею и амвон. Я, конечно, понимаю, что тряпками, которыми мыли пол, не вытирают с обеденного стола, и, тем более, не протирают иконы. Но чтобы воду не выливать в канализацию - этого я не понимаю. Или я не права? Пожалуйста, объясните. Спасибо.

Татьяна Ч.

+
Здравствуйте!
Обычно не в канализацию сливается вода, в которой стирали, например, богослужебное облачение, напрестольное облачение или платы, которыми вытираются уста после причастия. Воду из-под тряпок, которыми мыли солею и амвон, думаю, все же можно сливать в канализацию.

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли венчаться кольцами, которые достались от родителей? У них был венчанный брак и они в разводе.

Оксана

Можно, кольца перед венчанием освящаются на Престоле и снова благословляются священником перед тем, как их надевают в самом Таинстве.

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что делать, если дедушка пьет? Бабушка живет вместе с ним. И вот уже 40 лет это продолжается. Страшно за бабушку, за ее здоровье, страшно за то, что вдруг не вытерпит, и сядет в тюрьму из-за него! Подскажите, пожалуйста, что делать, или уже ничего?

Анастасия

+
Здравствуйте!
Дедушке надо с любовью объяснять, что Церковь и сам Бог учит, что пьянство есть смертный грех. Употребление вина, водки и т. п. без меры и доведение человеком самого себя до беспамятного состояния и отсутствие покаяния (т. е. прекращения этого греха) может стать препятствием ко спасению души. И не только не спасется, но и будет вечно страдать в аду от своей страсти, с которой душа не боролась. Ведь до революции не отпевали не только самоубийц, но и умерших от пьянства, как по сути тоже самоубийц, расскажите ему об этом.
Вспомним некоторые слова:
"Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно" (Лук.21:34) , говорит Господь.
"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1Кор.6:9-10) , пишет Апостол Павел.
Надо всем родственникам молиться о нем и ему самому объяснять, что это тяжкий грех, пусть молится сам, чтобы от этого греха отстать, уговорите его сходить исповедоваться в нем.
Если есть физическая возможность, съездите вместе с ним или сами к чудотворному образу Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, закажите молебны перед образом, сами помолитесь и ждите помощи Пресвятой Богородицы и Господа с терпением. Если же такой возможности нет, вы можете заказать молебен перед этим образом в любом храме, где он имеется.

иерей Александр Стародубцев

Коллеги-католики в Великий Понедельник угощали на работе куличом и яйцами. У них уже праздник, но ведь у нас Пост. Я есть не стала, потом скормила голубям. А если они освященные были? Вечером дома прочитала, как одному такому, который не ел, когда все на трапезе, а ему подали отдельно, старший сказал, что для него было бы лучше, если бы он ел мясо. С одной стороны, есть я не могла, с другой стороны, почему-то беспокойно на душе. Как правильно надо было поступить, чтобы не допустить кощунства, не нарушить волю Божью, не обидеть человека?

Ольга

+
Обижать человека отказом разделить с ним скоромную трапезу, даже если в данный момент постишься, не нужно. С другой стороны, мне сложно поверить, что верующий католик обидится, если ему сказать: «Ты знаешь, а у нас сейчас еще Страстная седмица и строгий пост». Какие тут могут быть обиды? Мне кажется, правильнее было бы вежливо отказаться, чем брать продукты, которые ты не собираешься есть. Одно дело монастырь, где ты вопреки общему уставу взваливаешь на себя собственный пост, а совсем другое дело, когда ты, пусть и в кругу иноверцев, но держишь пост, установленный Церковью.

иерей Александр Гумеров

Здравствуйте! Подскажите, как избавиться от чувства страха? Всегда всего боюсь, чтобы я ни делал. Каждый день прошу Господа помочь, но почему-то все равно всего боюсь. Помогите, пожалуйста, и помолитесь за меня, если сможете. Спасибо

Александр

+
Дорогой Александр! Чувство страха — это очень серьезная проблема. Чтобы побороть его, недостаточно просто напоминать себе, что Бог хранит человека, и под этим покровом Божием ему нечего боятся. Чтобы ощутить себя по-настоящему защищенным, человек должен это присутствие Божие почувствовать и научиться Богу доверять. Как это сделать? Мне кажется, что лучше всего человек может воспитать в себе доверие к Богу через благодарность. Бог действительно заботится о нас непрестанно, но мы Его заботу о нас или не замечаем, или воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся. Если мы постараемся внимательнее относится к этим дарам Божиим, то мы почувствуем, что мы действительно в Его руках. Если в Вашей жизни произошло что-то доброе и хорошее, поспешите обратиться к Господу с краткой благодарной молитвой. Вечером, когда Вы молитесь перед сном, мне кажется, тоже уместно задуматься и постараться вспомнить те милости Божии, которые Он Вам сегодня посылал.
Тогда Вы не только будете чувствовать Его постоянное присутствие рядом с Вами, но и научитесь ценить Его заботу о Вас. А если Он всегда рядом и заботится о Вас, то чего Вам бояться?!

иерей Александр Гумеров

Здравствуйте! Скажите, как можно замолить грех попытки суицида? И еще вопрос, возможно ли полностью замолить канонами и молитвами, исповедовать на исповеди грех аборта? Или этот грех невозможно полностью замолить? Спасибо.

Наталья

+
Дорогая Наталья! Христос Воскресе! Грех самоубийства считается страшным грехом в первую очередь потому, что человек уходит в вечность, на суд Божий, в состоянии отчаяния и тяжелейшего греха. Если, по милости Господней, человек после попытки самоубийства остается жить, то у него есть возможность раскаяться в грехе и примириться с Богом. Только один грех навеки отлучает нас от Бога — грех, в котором мы сознательно не раскаиваемся. Все прочие грехи Божественное милосердие способно исцелить. О том, как строить свое покаяние, необходимо поговорить лично со священником, которому Вы будете исповедоваться. Общие рекомендации и универсальные рецепты тут совершенно неуместны.
Единственное, что всё же стоит посоветовать — не отчаиваться в милосердии Божием. Его любовь к нам гораздо больше, чем мы можем себе представить. Ну, а второе — замаливая тяжкий грех, совершенный ранее, человек не должен оставлять без внимания свою нынешнюю духовную жизнь. Человек, осознав, что ужасно покушаться на данную Богом собственную жизнь (как при грехе попытки суицида) или жизнь нерождённого младенца (как при грехе аборта) и раскаявшись перед Богом, никогда эти грехи не повторит. Между тем, в нашей жизни присутствуют грехи мелкие — раздражительность, ложь, осуждение, самовлюбленность и многое другое — с которыми мы смирились и, даже если называем их на исповеди, то почти не боремся с ними. Общий груз этих мелких нераскаянных и непобежденных грехов может оказаться более серьезным препятствием к нашему спасению, чем ранее совершенный, но искренне раскаянный тяжкий грех.

иерей Александр Гумеров

Как придти к вере правильно?

Роман

Здравствуйте, Роман! Очень хорошо, что вы поставили вопрос именно в такой форме. Потому как к вере надо приходить правильно, а не как получится. Если вы еще не крещены, но прочитали Евангелие (хотя бы одно из четырех) и уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и Его учение, или склонны именно к принятию Христианства и просто верите в Бога, то для начала надо подготовиться к Таинству Крещения и вообще с помощью книги «Закон Божий» (она продается в любом храме, и на ее основе создан наш сайт) правильно сформировать для себя учение о Боге и Церкви. Итак, если вы не крещены, вам надо пойти в ближайший храм, или в тот, который вам нравится. Это должен быть храм Русской Православной Церкви Московского Патриархата, если вы живете в России. Если же нет, то это в любом случае должна быть именно Православная церковь, как сохранившая веру Апостольскую, веру святых отцов Церкви, древнее правильное славление Бога. Там встретиться со священником и рассказать, что вы хотели бы креститься, для осознанного крещения нужно обязательно собеседование перед Крещением. Скорее всего, вам скажут, что надо прочитать Евангелие, часто для начала советует читать одно Евангелие, например, от Марка. Ознакомиться с молитвой Символ Веры (в ней изложено то, как мы верим) в соответствующем разделе книги «Закон Божий». И если в этом храме исповедуют перед Крещением (так делается подобно тому, как крестились люди у Пророка Иоанна Предтечи в Евангелии, когда люди сначала каялись, а потом принимали крещение), то следует подготовить по книге «Опыт построения исповеди» или подобной ей, свою исповедь. Если же вы крещены, то и подобно новокрещеному, в дальнейшем нужно регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Если крещены были давно, то по пособию к исповеди надо подготовить свою исповедь с момента крещения, т. е. за всю жизнь. Выписать грехи, которые у вас были в жизни, и придти к Исповеди в храм с этим списком. Правильно развивать свою духовную жизнь и укреплять веру мы можем через изучение Священного Писания и Предания (что это, вы можете узнать в «Законе Божием»), изучение житий святых и подражание им, регулярное посещение храма (не раз в год, а раз в неделю), через общение и исповедь у духовника, регулярные приступание к Таинствам. В общем, придти к вере правильно - это жить по заповедям Божиим, будучи реально церковным человеком. Ведь Церковь - это не то, что пишут скептики и неверующие, мирской институт не обязательный для человека, а это то, что создал Бог для человека и его спасения. И главное - не бойтесь что-то сделать не так, всегда спрашивайте у священников и опытных церковных людей, как правильно воцерковляться.

иерей Александр Стародубцев