Образ екатерины и ее душевная трагедия. «Душевная трагедия Катерины» по драме Островского «Гроза


Никто точно не знает, где написана "Гроза", - на подмосковной даче в Останкино или в заволжском Щелыкове, но создана она всего за два осенних месяца 1855 года в результате волжских поездок писателя. Десятки критиков и режиссёров спорили об этой пьесе - от Добролюбова и Писарева до великих наших современников. Не было и нет драматической актрисы, не мечтающей сыграть Катерину. А уж сколько в школе написано о ней сочинений! И все разные. Ведь каждое поколение воспринимает эту пьесу по-своему, находит в ней новизну, созвучную его эпохе, как бы ни были далеки по времени персонажи "Грозы" и их жизненный уклад.

Задумавшись над феноменом "Грозы", я решила поподробнее узнать о её рождении и сценической судьбе.

И была просто потрясена. Ведь болью раненного сердца писал Островский свою Катерину. И мне больше нравится версия о любви великого драматурга и актрисы, чем предположение, что трагедия, описанная в "Грозе", навеяна судьбой Александры Клыковой. Юная Люба Косицкая, актриса Малого театра, актриса "милостью божьей", встретила Островского в конце сороковых годов. А ведь в это время ещё ни одна пьеса молодого драматурга не пробила себе дорогу на сцену. И надо иметь большое мужество, чтобы избрать для бенефиса только что законченную комедию никому неизвестного автора. "Не в свои сани не садись" стала триумфом и для Островского, которого знали пока только в москвоских литературных салонах, и для актрисы, до сих пор блиставшей в шекспировском "Гамлете" и в шиллеровской драме "Коварство и любовь". Есть свидетельства, что даже император похвалил спектакль. И этот потрясающий успех Островский приписывал таланту Косицкой. Иван Никулин, муж актрисы, может быть, раньше неё догадывался, что в сердце Островского зарождается чувство, оно сильнее дружеского. Осенью 1859 года Александр Николаевич на квартире у Косицкой читает актёрам Малого театра "Грозу". Автор волнуется, часто выходит курить, а слушатели, потрясённые услышанным, уже толкуют о распределении ролей. И единодушно решили: Любови Павловне быть первой Катериной на русской сцене. Соглашаясь с мнением С. А. Юрьева, писателя, редактора журнала "Русская мысль", о волжских истоках "Грозы", я уверена, что Островский вынашивал свой замысел, ощущая незримое присутствие Косицкой. В это время он пишет ей жаркие, страстные письма. До сердечных глубин, до беспамятства влюбился он в эту женщину. А потом - неизбежное: он получает решительный отказ. Отказала, уверяя в нежной дружбе, много говорила о чести, долге, о маленьких детях Островского, о гражданском браке драматурга, который многому обязывает. И ещё о многом другом. И только в конце призналась: "Я люблю другого". И этот другой - молодой московский купец, который вскоре довёл её до нищеты, отчаяния и ранней смерти. В одном из последних писем она напишет Островскому, что его дружба и любовь были единственной радостью в её судьбе. Но это будет позже, а тогда, 16 ноября 1859 года, Любовь Павловна, перевоплощалась в юную трогательную Катерину, будто играла собственную судьбу. Нет, конечно же, её жизнь и жизнь Катерины не совпадают полностью, но играла актриса такую судьбу, которая была ей понятной и в чём-то схожей. На черновой рукописи "Грозы" рукой Островского сделаны пометки: "... сообщено Л. П." Косицкая рассказывала писателю эпизоды из своей жизни, навеяв ему слова Катерины о юности, об отчем доме.

Мне кажется, самые светлые чёрточки в характере в характере Катерины были связана с признаниями Любови Павловны. Итак, на сцене Катерина - Любовь Косицкая. Она ведёт диалог со свекровью - Марфой Кабановой. Нельзя понять сути и смысла "Грозы", не вникнув в конфликт между Катериной и Кабанихой. Ведь Островский как бы спрашивает у нас: кто победил в этом поединке? Смерть Катерины - победы или поражение Кабановой? А как бы та поступила, будь на месте Катерины другая невестка, покладистая, умеющая соблюдать видимость "бла-алепия"? Чего вообще-то хочет Кабанова от невестки в доме, чего добивается? Марфа Кабанова прежде всего твердолобая поклонница "Домостроя". Но даже Тихон называет домостроевскую старину "кандалами". И Кулигин знает о домашних порядках в их доме. "Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем". Но почему она всех заедает? Чего ей не хватает? Понимает ли сам, как тягостна неволя, заведённая в этом доме? С кем она знается в этом городе? Ба, да это же Савёл Прокофьевич Дикой! Ему она оказывает долю снисхождения. Но и от него не терпит ни малейшей непочтительности: "Ну, ты не очень-то горло распускай! Ты найди подешевле меня!" - резко обрывает она буяна. И тот спохватывается, даже прощенья просит. Вот этот грубиян - для Кабановой союзник. Ведь он из тех, о ком Кулигин скажет: "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите... А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать..." Право же, удивительные слова! Да ещё со сцены! Кстати, "Коммунистический манифест", был опубликован за одиннадцать лет до выхода в свет "Грозы". Островскому он едва ли был известен. А под монологами Кулигина, бесспорно, подписались бы и его авторы. Неладное почуяли и в цензурном ведомстве. Удивительно, но особому пристрастному суждению подвергался образ Кабановой. В нём усмотрели пародию на... царя! Много потратил слов Островский, пока не убедил цензора подписать разрешение на постановку пьесы. Как счастлив был Александр Николаевич! Как озлобились его враги! Даже великий Щепкин негодовал по поводу сцены в овраге! По его словам, девушек-дочерей нельзя пускать на "Грозу". Мне кажется, что главная опасность для противников "Грозы" - образ Кабанихи. Ведь весь её гнев, вся злоба - во имя господства над другими людьми. Она тиранит людей, чувствуя, что в её самодовольству и самовластию конец приходит. А без этого ей незачем жить. Без этого она останется старой ворчуньей. Но ведь и в масштабах города у неё власть немалая. Она правит торговым домом, и Тихон едет по коммерческим делам в Москву, едет надолго. Видно, по-крупному живёт Кабаниха. Я представила себе её покойного мужа. Нет, не мог он быть похож на Тихона. Скорее, что-то от Дикого в нём было. Иначе, у кого же училась властвовать Марфа Игнатьевна? Да, трещит по швам её семейная клетка, она всерьёз тревожится, потому что вряд ли удержит власть в своих руках. Но есть в ней своё, тайное, женское. Ревнует она Тихона, ревнует к молодой жене его, не велит баловать. За ссылками на "Домострой" в этих упрёках, по-моему, таится просто зависть одной женщины к другой. Наверное, покойный Кабанов не подавал сыну таких примеров. И в молодости, думаю, Марфу Игнатьевну нечасто ласкали да лелеяли. А тут ещё и Варвара рядом. Не упрекнул бы будущий Варварин муж тёщу в недостаточной строгости при воспитании дочери! Поэтому всё в доме Кабановой держится на страхе. Пугать и унижать - вот её философия. Но самое отвратительное - это её ханжество. Она, по-моему, больше суеверна, чем набожна. Уж слишком быстро она переходит от мыслей о Боге к обычным житейским делам. Помнится, прямо с бульвара Марфа Игнатьевна едет в молельню, а думает о земном. Суровой угрозой звучит предупреждение: "... чтобы мне вас дожидаться! Знаешь, я не люблю этого."

Но вот в доме появилась Катерина. Совершенно неожиданно для Кабанихи возникла опасность. И она её чувствует. Почему? Ведь никакого непокорства поначалу Катерина не проявляет. В торговые дела не лезет, на главенство в доме не претендует. Видимо, и в домашние дела не вмешивается. Но почему-то уверена Кабанова, что опасность исходит от Катерины, опасность непоправимая, смертельная. Марфа Игнатьевна не выдерживает, грубит, срывается: "Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают...", "Да я об тебе и говорить-то не хотела, а так, к слову пришлось". Хочу себе представить, что же было до свадьбы Тихона. Несомненно, что невестку выбирала сама Кабаниха. Приданое, видно, взяла немалое. Помните, вышивала Катерина "только по бархату золотом"? Да и Варвара подсказывает: "Да ведь у нас то же самое". Такой же дом богатый, такая же семья крепкая. Но почему-то Катерина в трудную минуту не ищет спасения у родных. Либо в живых никого нет, либо все очень далеко. Поэтому и выход один: "В окно выброшусь, в Волгу кинусь". Нигде Островский не указывает возраст Катерины. Но её мечты, неземные сны говорят о молодости героини. И Варвара замечает: "Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось ещё". На что Катерина отвечает: "И никогда не уходится... такая уж я зародилась горячая". Кабанову пугает такая горячность Катерины. Мне кажется, они обе чувствуют неизбежность столкновения, открытой схватки. А когда домашняя трагедия завершается гибелью Катерины, побегом Варвары, бунтом Тихона, Кабанова готова проклясть не только память о непокорной невестке, но и собственного сына: "Прокляну, коли пойдёшь! Об ней и плакать-то грех!" Злобно, с угрозами расписывается она в своём бессилии. Всё! Конец! Дочь убежала, невестке-самоубийце где-нибудь на краю кладбища выроют могилу. А сын готов пропить последний умишко, чтобы с ним, как с дураком, нянчились. Что же остаётся Марфе Игнатьевне? Я думаю, выход один: монастырь, одинокая келья. И в этом приговор драматурга Островского всему царству кабановых и диких. Но это и победа "луча света" над тьмой насилия и бесчеловечности, это утверждение светлого, страдальческого образа Катерины.

Драма А.Н. Островского «Гроза» - самое значительное произведение драматурга - появилась в 1860 году, в пору, когда ломались устои крепостничества и в душной российской атмосфере действительно собиралась гроза.

В основе произведения - конфликт молодой женщины Катерины с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Понять, почему возник этот конфликт, почему конец драмы столь трагичен, можно, лишь заглянув в душу Катерины.

Со слов Катерины мы узнаем о ее жизни в девичестве: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству, «наряжала, как куклу». Жизнь в родном доме была свободной: девушка рано вставала, шла умыться к роднику, поливала ключевой водой цветы, которых было много в доме, шла с матерью в церковь, а потом занималась рукоделием и слушала рассказы странниц, которыми вечно был полон дом.

От природы Катерина - натура цельная, страстная, мечтательная. Она всей душой искренне принимает веру. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится!» На службе и в снах она часто улетала на небо, парила над облаками, общалась с ангелами. Ей случалось подняться среди ночи и до утра молиться и плакать. О чем она молилась, о чем плакала - она и сама не знала. Всего того, что противоречило ее представлению о жизни, она просто не замечала, уносясь в мечтах на небо.

При всей своей набожности Катерина наделена от природы сильным характером и свободолюбием. Однажды, в возрасте шести лет, обидевшись на что-то, она ночью убежала на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! Еще одной важной деталью ее жизни было то, что она жила в своем мире, отгороженном от реальной действительности. Жизнь ее была чиста и целостна, душа пребывала в покое. Наивная, добрая, набожная девушка с задатками сильной, целостной, свободолюбивой личности - вот что такое Катерина до замужества.

Замужество меняет все. Хотя Катерине в каком-то смысле даже повезло: ее муж хоть и подчинен матери, но жену не обижает и даже по-своему защищает. Отчего же мы с самого начала пьесы понимаем, что душа Катерины страдает и мечется?

Первое, чего лишилась Катерина, выйдя замуж, - свободы. В доме, не ставшем для нее родным, ей тяжело от самой необходимости жить в замкнутом пространстве, быть запертой в четырех стенах, ограниченной лишь кругом домашних забот. Катерина уважает себя, и домостроевские замашки Кабанихи постоянно ранят ее чувствительную душу. Она не умеет не замечать их и не реагировать на них, она не хочет и не может молчать, выслушивая незаслуженные попреки. Отстаивая собственное достоинство, Катерина разговаривает со свекровью на «ты», как с равной себе.

После постоянного общения с природой, которым было наполнено ее детство, для Катерины невыносимо затворническое существование, полное обмана, лицемерия, жестокости, бесправия, подчинения чужой воле, ей душно и скучно в доме свекрови.

К тому же замуж ее выдали очень рано, без любви, она, по словам Вари, не нагулялась в девках, сердце ее «не уходилось». Но по мнению самой Катерины, оно и не «уходится» никогда: «слишком горячей родилась». Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик, ни на кого тебя не променяю». Но любить искренне и открыто, как того просит душа, в «темном царстве» не принято: Кабаниха одергивает невестку: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Катерина признается Варваре: «Да здесь все как будто из-под неволи».

Глотком свободы становится для нее чувство к Борису, вспыхнувшее с первого взгляда и ставшее причиной ее нескончаемых душевных страданий. Для набожной женщины сами помыслы о любви к чужому мужчине греховны. Отсюда подавленность Катерины, страх, предчувствие близкой гибели. Внешне она еще ничего не совершила, но уже преступила свой внутренний нравственный закон и терзается чувством вины. Вот почему она уже не испытывает восторга от посещения церкви, не может по-прежнему молиться, не в состоянии сосредоточиться на своих мыслях. Тревожные думы, бередящие душу, не дают ей любоваться природой. Изменились и ее сны. Вместо райских кущ видится ей кто-то, кто обнимает ее горячо-горячо и уводит куда-то, и она за ним идет. Внутренне она уже согрешила и осознает свою любовь как «страшный грех», а потому боится умереть вдруг, без покаяния, предстать перед Богом «как... есть, со всеми... грехами, со всеми помыслами лукавыми».

Ей тяжело дома, ей хочется бежать от свекрови, которая все время унижает ее человеческое достоинство, от тоски она готова что-то сделать с собой. Борясь со своими чувствами, как утопающий, хватающийся за соломинку, она просит мужа не оставлять ее одну. Но тот говорит, что сам устал от жизни в маменькином доме и хочет погулять на воле. Нет у Катерины и детей, а они могли бы скрасить ее одиночество и стать ее опорой: «Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать - ангелы ведь это».

Так Катерина остается одна. Варя не понимает ее, считает слишком мудреной, выступает в роли искусительницы, передавая ключ от калитки и обещая прислать Бориса. По ней - делай что хочешь, лишь бы все было шито-крыто. Когда-то и она, как Катерина, не умела врать, но жизнь научила ее и вранью, и лицемерию.

Почему в борьбе мотивов: увидеть Бориса или выкинуть ключ -побеждает первое желание «будь что будет, а Бориса я увижу!»? Катерина не лукавила даже перед самой собой, она знала, что идет на грех, но, видимо, настолько непереносимой стала для нее ее жизнь, что она решает: «Мне хоть умереть, да увидеть его». И на первом свидании Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил!»; «Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!»

Жить со столь тяжким грехом на душе Катерина не может. Потому-то она так боится грозы. Она для нее - проявление гнева Божьего. Быть убитой грозой (а она уверена, что та обязательно убьет ее) и предстать перед Богом, не раскаявшись, кажется ей невозможным. Ее собственный суд над собой для нее невыносим. Сокрушены ее внутренние устои. Тут не просто «семейный обман» - произошла нравственная катастрофа, нарушены казавшиеся Катерине вечными моральные нормы. Единственным способом спасения своей души считает она покаяние. Но ее публичное признание не нужно никому, даже мужу: «Не надо, не надо! не говори! Что ты! Матушка здесь!»

В представлении обывателей ее страдания и не трагедия вовсе: мало ли случаев, когда жена погуливает в отсутствие мужа. К тому же Тихон любит Катерину и прощает ей все. Но она не в состоянии простить саму себя, и оттого жизнь превращается для нее в постоянную муку, одна смерть кажется ей избавлением.

Катерина не стала бы Катериной, получившей литературное бессмертие, если бы у нее все было «шито-крыто». Так же как нестрашен для нее суд людской, так невозможна для нее никакая сделка с совестью. «Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше».

Душевная драма Катерины заканчивается трагедией. Такое наказание за свой грех назначила сама себе эта решительная, цельная, русская натура. И если на минутку забыть, что пьеса написана полтора столетия назад, то можно увидеть, что подобная драма могла случиться не только в ту отдаленную эпоху, она возможна во все времена. Потому что это драма свободолюбивой личности, которая не может развернуться в невыносимом для себя окружающем мире насилия, прежде всего над человеком. Это драма нравственной личности в мире окружающей безнравственности. В самой невозможности для человека примирить эти противоречащие начала я и вижу причину драмы Катерины.

"Гроза"- наиболее сильное и решительное произведение А. Н. Островского, в котором ярко описаны картины мрачной действительности России дореформенного периода. Центральный конфликт драмы - столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром " тёмного царства", с царством лжи, лицемерия, ханжества, невежества, власти денег, в котором правят "хозяева", сильные и властные люди. Именно им противопоставлена светлая и чистая душа главной героини Катерины Кабановой.

С самых первых сцен она привлекает к себе особое внимание. Катерина отличается от всех представителей "тёмного царства" глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, поэтичностью натуры. В её образе автор запечатлел всю красоту народной души. Свои думы и чувства Катерина выражает простым народным языком, не употребляя обычных в купеческой среде искажённых слов и выражений. Речь героини музыкальна, напевна, напоминает народные песни. В ней много ласкательных и уменьшительных слов: солнышко, водица, дождичек, травка. А какое чистосердечие звучит в рассказе о её вольной жизни в родном доме, среди цветов, икон, молитв. "Я жила,ни об чём не тужила, точно птичка на воле". Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица-символ воли. И Катерина,как "вольная птица" ,верна чувству свободы, лишь в ней она видит содержание и смысл жизни. "Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. "Но эта вольная птица попала в железную клетку. И она бьётся, тоскует в неволе.

Со своей мечтательной и романтической душой Катерина чужая в доме Кабановых. С таким характером она не может жить там, где всё держится на лжи, лицемерии, тирании. Не может жить в доме, где жизненная философия хозяйки - пугать, унижать и держать всех в страхе. Ей тяжело терпеть унизительные упрёки свекрови. Но цельная,сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. "А уж коли очень мне здесь опостынет, -говорит она, - так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Среди жертв "тёмного царства" она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу," -отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживёшь. Самодурная сила "тёмного царства" не согнула Катерину, не отравила её сознания, не заставила лицемерить и лгать. Она живёт с мечтой о настоящей, человеческой жизни.

Её попытка вырваться из "опостылевшего" мира сливается с проснувшимся чувством любви. И в этот момент происходит столкновение любви и долга. Ведь Катерина не может любить так, как робкие жертвы "тёмного царства". Она хочет открытости, свободы, "честного" счастья. Борис говорит ей: "Никто и не узнает про нашу любовь..." А Катерина отвечает: "Пусть все знают,пусть все видят, что я делаю!" Она изменяет своему мужу Тихону, но при этом воспринимает своё светлое чувство любви как смертный грех. И здесь перед нами открывается трагедия женской души, её муки и страдания. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собою. Она не может выбрать между долгом и любовью. Героиня находится в мучительном разладе со своей совестью. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви, озарившей её жизнь, пытается запретить себе любить и быть счастливой. Но эта борьба с собой, со своими чувствами оказывается героине не по силам. Законы окружающего мира, его уклад и порядок давят на неё. И Катерина жаждет очистить свою совесть покаянием. Она не может больше терпеть. И когда видит на стене галереи в церкви картину "Страшного суда" ,то не выдерживает, падает на колени и принародно кается в грехе. Но это не приносит облегчения. Трагизм заключается в том,что героиня нигде не находит поддержки. Даже у любимого человека. "Возьми меня с собой отсюда!" -молит она Бориса. Но слаб и забит её друг. "Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду..." -таков его ответ. Борис -не герой, он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Невозможность найти поддержку и опору в любимом человеке, травля со стороны деспотичной свекрови, столкновение любви и долга -всё это приводит к трагическому концу, ломает судьбу Катерины, толкает её к обрыву.

Она уже не представляет своей жизни без любви и счастья, поэтому жить в доме Кабановой, для которой эти понятия чужды, Катерина не может. И единственный возможный выход для себя героиня находит в самоубийстве. Мысль о будущем только пугает её, а могила кажется спасением от душевных мук. Катерина уходит из жизни. Но в этом проявляется скорее её сила, чем слабость. Потому что она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей предлагали в обмен за её живую душу, не захотела жить в обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка.

Смерть героини не была бесполезной. Нравственная победа Катерины над "тёмным царством" несомненна. Она озарила царящий в душах и сердцах людей мрак, открыла им глаза, побудила к действию. Её смерть-это страшный вызов самодурной силе, это приговор всему "тёмному царству". Жизнь героини была коротка, но она, как "луч света", полыхнула во мраке и оставила зарево над царством тьмы и безумия.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.

Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» порядков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.

Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужала духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.

Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету;, «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомолок, которые каждый день были в доме, и на шитье по бархату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).

После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не то не мог понять, Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.

Еще одна боль Катерины - непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения - он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.

Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружающие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!».

Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье - ему вечный позор!».

Нравы города Калинова, его грубость да «бедность нагольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков

Характер у меня».

Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Катерину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролюбов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Катерины неоднозначен.

Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.

Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме.

Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из под неволи», – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.
Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

о жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.