Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконы. Введение во храм Богородицы. Иконы праздника

Введение во храм Пресвятой Богородицы, двунадесятый непереходящий праздник, отмечаемый Православной Церковью 4 декабря 2018 года в честь легендарного события, описанного в апокрифах, которому посвящена и икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, долгое время не имели детей. Молясь о даровании им ребёнка, они дали обет Господу посвятить будущее дитя служению Богу.

Когда Приснедове Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна решили исполнить данное ранее обещание. Они привели дочь в Иерусалимский храм, где ее встретил первосвященник Захария.

Мария поднялась по 15 большим ступеням лестницы, не оборачиваясь назад, что вызвало восхищённое изумление первосвященника, который радостно раскрыл ей объятья. Люди, которые находились в храме, также были удивлены этому. Мария осталась жить в храме.

Что изображено на иконах, посвященных этому событию, в чем заключается значение иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы», в чем помогает эта икона? Об этом и пойдет наш рассказ.

За несколько веков сложились определенные каноны написания икон «Введение во храм Пресвятой Богородицы». В центре изображают Деву Марию. С одной стороны от нее стоят родители, с другой изображен встречающий девочку первосвященник Захария.

Также изображается лестница, по которой поднялась маленькая Мария, и Иерусалимский храм, где она воспитывалась до 14 лет.

Значение иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» заключается в прославлении подвига Приснодевы Марии, с раннего детства посвятившей свою жизнь Богу, и ее благочестивых родителей.

В чем помогает икона «Введение во храм Богородицы»?

Считается, что этот образ помогает женщинам исцелиться от бесплодия. Верующие также просят Богородицу об исцелении от различных болезней.

Молитва, произносимая в этот день всеми верующими, воздает хвалу Приснодеве Марии и просит о заступничестве Божией Матери перед Господом за каждого молящегося.

К этой иконе также обращаются с просьбами об укреплении в вере, прощении грехов. Родители молят о здоровье и благополучии своих детей. Богородицу также просят о наставлении детей в православной вере, о том, чтобы они выросли добрыми и хорошими людьми.

Праздник Введения (входа) во храм Пресвятой Богородицы — это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Отмечается 4 декабря по новому стилю и всегда приходится на Рождественский пост.

Предание относит установление данного праздника к первым векам христианства, когда на развалинах Иерусалимского храма была построена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

http://files.predanie.ru/mp3/zakon/noviy/002.mp3

Событие, послужившее основой для праздника, не упоминается в канонических Евангелиях. Основанием служит церковное предание, а именно апокрифы «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея» .

Древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведет к Тройным воротам и воротам Хульды, через которые был проход прямо на площадь перед Храмом.

Согласно этим источникам, родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна, молясь об избавлении от бесплодия, дали обет о том, что если родится дитя, они посвятят его на служение Богу. Обетование Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила дочь по имени Мария. Когда Пресвятой Деве исполнилось 3 года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках, они отправились из Назарета в Иерусалим. Три дня двигалось это торжественное шествие, пока наконец процессия не достигла Иерусалимского храма. Там Богоотроковицу встретил первосвященник Захария со множеством священников и левитов (священнослужители низшего духовного сана у древних евреев ).


Введение во храм Пресвятой Богородицы. Тициан. 1534-1538

Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами: «Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь — радость и веселие мира ». Пресвятая Дева, несмотря на свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма. Первосвященник Захария (отец Иоанна Крестителя) принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя ». По внушению свыше, Она как одушевленный кивот Божий, была введена им во Святая Святых, куда нельзя было входить ни женщинам, ни священникам. Лишь один раз в год, в День Очищения (праздник «Йом кипур», 10-й день осеннего месяца Тишри), туда входил первосвященник с жертвенной кровью, приносимой им за себя и за «грехи неведения» всего Израиля. Конечно, формально ввести маленькую девочку в «Святая святых» было вопиющим нарушением Закона благочестия древних иудеев. Поэтому все присутствовавшие в храме удивились этому необыкновенному событию.

Трехлетняя Мария, по введении во храм, была помещена в обитель девственниц, существовавшую при храме с древних времен. Старшие девицы обучали Ее чтению священных книг и женским рукоделиям. По назначению первосвященника Она имела особенное место для чтения, рукоделья и отдохновения, в святилище же входила только для молитвы.

«Отрочество Богоматери». Франсиско Сурбаран. 1660

Порядок Ее жизни в храме, между прочим, описал блаженный Иероним Стридонский в послании к Илиодору. Он отмечает, что Блаженная Дева при церкви вела образ жизни строго упорядоченный. С утра до третьего часа дня Она стояла на молитве, с третьего до девятого часа упражнялась в рукоделии и чтении книг, с девятого часа снова начинала молиться и не прекращала молитвы, пока Ей не являлся Ангел с пищей. Таким образом, Она все более и более возрастала в любви к Богу и восходила от силы в силу. Ее дух Божией благодатью быстро развивался и укреплялся. По мере усовершения Ее молитвы и умножения подвигов трудолюбия, в Ней умножались дары Святого Духа. Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно предуготовлена была к рождению в мир Хлеба Жизни - воплощенного Отчего Слова.

При храме Божием Пресвятая Дева жила около 11 лет. Родители Марии уже умерли. Когда ей исполнилось 14 лет, священники сообщили, что Ей по обычаю надлежит оставить храм и выйти замуж. Но на это Пресвятая Мария ответила, что Она от рождения посвящена Богу и хочет сохранить девство на всю жизнь. Первосвященники не знали, что им делать. Они не могли оставить Марию в храме, когда она достигнет совершеннолетия и так же не могли заставить выйти замуж. В связи с этим первосвященники с молитвою обратились к Богу, прося Его сказать им Свою волю. После одной из молитв к первосвященнику пришел Ангел и сказал: «Захария, собери неженатых мужей колена Иудова из дома Давидова, пусть они принесут с собой посохи. Кому Господь покажет, тот будет хранителем Ее девства ». Первосвященник Захария поступил так как было велено: он собрал посохи и со словами «Господи, покажи достойного стать обручником Девы », поставил во Святая Святых. И в один из дней он вошел в Святая Святых и увидел, что посох старца Иосифа, который был плотником и дальним родственником Пречистой Девы Марии, расцвел и на нем сидела голубица. Голубица взлетела и стала кружиться над головой Иосифа. Первосвященник Захария подал посох плотнику и сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее ». После сего и произошло обручение.


Никола Луар. «Обручение Марии и Иосифа»

Духовное значение праздника

Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия , и ступенью постижения его человеческой душой.

О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова. Маленькая девочка Мария, удостоилась великой чести — войти в ту часть Храма, которая называлась у древних иудеев «Святая святых». Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на Земле, стать Его Матерью.

Святая Святых — самое сокровенное место Скинии собрания (походного храма иудеев), а затем и Иерусалимского храма. Место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета. Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой, в которой находился Ковчег Завета (рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем, а также сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и елей помазания). В Иерусалимском храме, в Святая святых располагался Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, над которым сейчас стоит мусульманская мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) — считается, что с него Господь начал Сотворение мира. У иудеев считалось, что это место, где физически ощущается присутствие Божье.

Иерусалимский храм, восстановленный после Вавилонского плена, называли Вторым храмом . Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, — она исчезла.

Ковчег завета (по гречески «кивот» ) — ковчег, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Считается также, что в Ковчеге хранилось и непроизносимое Имя Бога.


Ковчег Завета

Ковчег располагался в Святая святых Скинии собрания, затем - в Святая святых Иерусалимского храма.

После разрушением Иерусалимского Храма Навуходоносором в 586 году до н. э. Ковчег Завета исчез. Что случилось с этой святыней в дальнейшем — одна из наибольших загадок истории.

В Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится о возвращении Ковчега Завета в Храм во время Второго Пришествия Иисуса Христа (ср. Отк.11:16-19).

Пророки предрекали этому Второму храму славу бо́льшую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете ». Но шли годы, ничего не происходило, Святая Святых, место где некогда хранился «Ковчег Завета» пребывало пустым.

То, что «Святая Святых» в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества. Девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим . И Ей было суждено послужить делу Божественного замысла.

В пустующее Святая Святых храма, главного священного центра религиозной жизни, вводится Дева Мария и человек сам становится Божиим храмом. Ее тело есть храм, Чистота ее души и ее верность Богу — плод усердного стремления к святости поколений еврейских праведников до Нее, их ожиданий спасения. Дева Мария становится источником спасения и соединения людей с Богом.

Со дня Своего рождения Она была избранницей Божией, таинницей и домом Божественной благодати. С самого детства Она носила в Себе всю возможность человеческого спасения и неисчерпаемое богатство благодати, которое еще не было явлено миру. И только праведные Иоаким и Анна, для которых рождение Пресвятой Девы было связано с исполнением их сокровенных чаяний и горячих молитв, предчувствовали значение Новорожденной для спасения человечества.

Но плотского рождения Пресвятой Девы было недостаточно , чтобы стать Матерью Божией, ибо предстоящая Царю неба и земли Она, «превознесенная превыше всех тварей небесных и земных», была дочерью человеческой , соестественной всем нам дочерью Адамовой. Чтобы стать Матерью Сына Божия, Она должна была открыть свободно Свое сердце благодати, добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей и добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства. Это как бы второе духовное рождение Богоматери и вместе с тем явление Ее миру , подобное явлению после крещения народу Иисуса Христа. Именно добровольная отдача Себя Богу в большей степени, чем плотское рождение, дает возможность почувствовать и осознать вселенское значение Богоматери.

Божия Матерь, будучи чистой жертвой Богу, — великий пример для следующих по этому пути, а также скорая Помощница и Молитвенница за них. Только молитва к Божией Матери, Ее помощь и предстательство могут сохранить всех идущих по этому пути от соблазнов и падений.

Она именуется Одигитрией , то есть Путеводительницей . В день Введения во храм Пресвятой Богородицы, величая Ее, как «честнейшую и славнейшую горних воинств Деву, Пречистую Богородицу», мы, заканчивая канон праздника, обращаемся к Ней с молитвой: «Под Твое благоутробие прибегающия верно и покланяющияся благочестно Сыну Твоему, Дево Богородительнице, яко Богу и Господу мира, молися от тли и бед избавити, и всяческих искушений «.

Богослужение праздника, содержание песнопений не только вводят в живое созерцание Пречистой Девы в храме, но и учат прославлять Ее и горячо Ей молиться. Через Нее мы примирились с Богом, и Ее молитвами спасаемся. Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным Светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого зла.

Рождественский пост в самом своем начале как бы в поддержание и укрепление нашей духовной немощи дарит нам чудесный праздник — «Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

Тропарь , глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак , глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем, юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

Величание
Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое .

Задостойник, глас 4
Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася: како со славою вниде во святая святых? Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Основой для создания иконографии « » стали описания этого события, зафиксированные в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8), «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7). Эти апокрифические тексты отражают устное церковное предание, повествующее о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы.

Написанное во второй половине II века «Протоевангелие Иакова» получило распространение в восточной части христианского мира, а «Евангелие псевдо-Матфея», датируемое IX веком, было популярно на Западе. Этим объясняются некоторые различия между западным и восточным вариантами иконографии праздника.

В большинстве случаев церковные образы того или иного события создаются после появления празднования в календаре. Празднование «Введения во храм» было установлено достаточно поздно. В VIII веке праздник отмечен в некоторых месяцесловах, а в IX веке он был уже широко распространен на Востоке.

Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена «Введение во храм». Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Сцена «Введения» встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира: в киевском Софийском соборе, церкви Успения в Дафни (недалеко от Афин), Псковском Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), Кралевской церкви монастыря Студеница (Сербия), соборе афонского монастыря Хиландар, церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Стамбуле.

Самые ранние изображениям праздника на иконах - это фрагменты эпистилиев* XII века из монастыря Ватопед и обители великомученицы Екатерины на Синае.

Центром композиции является маленькая, хрупкая фигура Пресвятой Девы, приведенной родителями согласно их обету в Иерусалимский храм. К Ней склоняется вышедший навстречу первосвященник; по преданию это был праведный Захария, отец . Фигура Захарии помещается или в открытых вратах ограды, или за затворенными вратами, напоминающими царские врата иконостаса. Позади первосвященника может быть изображен церковный престол, а над ним - сень (киворий). Все эти детали соотносятся с текстами паремий и песнопений богослужения, которые раскрывают тему Богоматери как одушевленного храма, вместившего невместимое Божество.

Первая и вторая паремии праздника (Исх. 40: 1–5, 9–10, 16, 34–35; 3 Царств 7:51; 8: 1, 3–7, 9–11) повествуют об устройстве Моисеем скинии и построении Соломоном храма. И скиния и храм согласно толкованию святых отцов являются прообразами Богородицы. Несколько нарочитое изображение на иконе дверей напоминает верующим о другом прообразе - видении пророком Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез 44. 1–4). Это пророчество традиционно истолковывается как указание на приснодевство Богородицы.

Наличие в композиции деталей именно христианского храмового убранства вряд ли может быть объяснено тем фактом, что художники бесхитростно изображали современные им храмовые интерьеры. Разумеется, ветхозаветного храма они видеть не могли, но существовали его описания. И средневековые художники были достаточно образованы, чтобы понимать, что там не было царских врат, а жертвенник не был похож на престол православного храма. Этим анахронизмом могло сознательно подчеркиваться то, что Введение во храм, как и Рождество Богоматери, - это начало времени Нового Завета, «предображение» благоволения Божия (как говорится в тропаре), предвкушение эры Спасения и Благодати. Иерусалимский же храм - это место, неразрывно связанное с эпохой Закона, с ушедшим в прошлое ветхозаветным периодом.

В произведениях IX–XIII веков позади Богородицы изображались праведные Иоаким и Анна, а за ними процессия дев с зажженными свечами в руках. В поздне-византийский период в иконографической схеме произошло изменение: иудейские девы стоят сразу за Богородицей, а Ее родители представлены замыкающими торжественное шествие. В верхней части композиции изображается сцена питания Богоматери ангелом. Пресвятая Дева представлена внутри храма, сидящей на ступени Святая Святых.

В западноевропейских произведениях времени позднего Средневековья и Ренессанса Богородица изображается в одиночестве восходящей к порогу храма по крутым ступеням лестницы, поскольку в повествовании псевдо-Матфея делается акцент на этом эпизоде. Шествие дев со светильниками не изображается, так как о нем нет упоминания в указанном латинском источнике. Художники Возрождения со свойственным этому периоду вниманием выстраивают массивные архитектурные фоны. Многие мастера создают образ Иерусалима I века до Р.Х., соединяя элементы современной им итальянской архитектуры (лоджии, дворцы, дозорные башни, рустованные стены) с деталями сохранившихся античных построек (обелиски, цилиндрические храмы-толосы).

В русских памятниках также наблюдается тенденция перехода от «условных» архитектурных фонов, унаследованных из византийской традиции, к попыткам передать формы отечественной архитектуры: белокаменные резные фасады, закомары, луковичные главки, шатровые звонницы. А в XVII веке, ознакомившись с западноевропейским искусством (в основном посредством гравюр), русские мастера пытаются заимствовать не только отдельные изображения «античных» построек, но и способы перспективного построения пространства.

_________________________________

* Эпистилий - длинная горизонтальная икона с изображением нескольких праздников; ставился поверх местных икон иконостаса.

Эсташ Лесюэр. Ок.1640-1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

Икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» рассказывает о событии, которое произошло еще до рождения Иисуса Христа, о его матери Деве Марии и ее родителях, которые отдали свою дочь Церкви согласно своим обещаниям и предвидя ее судьбу.

История и предания

Праздник и икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» появились на основе церковного жизнеописания Девы Марии, преданий о событиях, которые предшествовали рождению Иисуса Христа.

Родители ее — Анна и Иоаким — в течение многих лет не могли зачать ребенка и, молясь о его появлении, дали Богу обет о том, что после рождения долгожданного малыша его посвятят церкви и служению Богу. Когда же у них родилась дочь, и ей исполнилось 3 годика, счастливые родители обета повели ее в храм Иерусалима, чтобы отдать на обучение. Для них это было своего рода жертвой, ведь они привели своего единственного и такого долгожданного ребенка, которому предстояло посвятить свою жизнь церкви.

Икона и праздник «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» как раз и посвящены этому событию. Около входа в храм их встретил первосвященник — праведный Захария. По необъяснимому вдохновению он открыл двери Святая Святых, которые являются прообразом православного алтаря, перед 3-летней девочкой и ввел ее в двери храма.

Перед этим событием торжественная процессия, возглавляемая родителями Девы Марии и всеми ее родными, проходила из Назарета в Иерусалим. Девочку одели в красивое платье, расшитое жемчугом, а впереди нее шла процессия девушек, которые держали зажженные свечи. Только спустя 3 дня процессия подошла к храму, где их встретил священник.

Ее мать Св. Анна обратилась к нему с речью, в которой просила принять свою Богодарованную Дочь и ввести ее в святое жилище. Маленькая девочка не испугалась, а сама направилась к храму, не оглядываясь, поднялась по 15 ступеням и взошла на церковный помост. Удивленный Захария взял ее на руки, и тут его коснулся Святой Дух. Он занес девочку в Святая Святых, как будто предвидев ее будущую судьбу.

Значение Богородицы в православии

Впоследствии в православной религии Богородицу, ставшую матерью Христа, стали считать «одушевленным храмом», т. е. местом, где пребывал Бог. для людей является прообразом сердца, в глубине которого верующий человек носит Бога. Это место считается сокровенным, ведь внутри в киоте хранятся каменные скрижали Завета, содержащего 10 заповедей, данных Господом еврейскому народу.

По традиции Православия это событие отмечается во время праздника Введение во Храм Пресвятой и значение которого посвящены детям, чистоте их души и тела.

Жизнь и путь Девы Марии

После этого события родители Марии вернулись в Назарет, а девочка много лет прожила в комнате храма, предназначенной для молодых девушек. Она научилась читать, вышивать, шить, ткать лен и прясть шерсть. Большую часть ее времени она занималась чтением молитв и Священного Писания.

Из стен храма Мария никогда не отлучалась, а пищу ей приносил архангел Гавриил, ставший ее неотступным хранителем, его изображение обычно присутствует на иконе вверху, в правом углу. Мать часто приходила навещать ее, своими разговорами она укрепляла ее дух.

После 12-летия Марии Захария по указанию Ангела устраивает смотр подходящих женихов для нее, во время которого был выбран вдовец Иосиф, держащий в руке посох, чудесным образом расцветший. После этого Дева Мария покидает храм.

Богословское толкование произошедших с Богородицей событий было дано Григорием Паламой в Слове «На Введение…», где рассказано о причинах избрания Девы Марии выполнить важную миссию и стать матерью Сына Божьего.

Икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы»: описание и значение

В основе композиции иконы лежит изображение Иерусалимского храма, куда Анна и Иоаким подвели свою дочь Марию. Все семейство встречает священник, голова которого увенчана нимбом. Позади него находятся врата Святая Святых, которые представляют особое место, где хранятся важные реликвии иудеев. Сюда даже первосвященник может входить только 1 раз в год, потому что для верующих находиться здесь равнозначно возможности увидеть Бога и поговорить с ним, пребывать около него.

Слева на иконе видны родители Марии, а справа стоит священник около входа в храм. В центре изображения — сама Дева Мария, образ которой знаменует начало спасения и стремления к чистоте души. Обращаясь к Богу, каждый верующий совершает работу над собой, своим духом, что затем приносит радость и праздник.

Старинные иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», фото приведены в обзоре, есть во многих православных храмах России и в коллекциях музеев.

Храм по традиции на иконах изображают в виде кивория, шатра. Вверху иконы художники рисовали красное покрывало (велум), которое символизирует собой место действия и означает, что оно происходит внутри Иерусалимского храма, интерьеры которого также часто присутствуют. На голову первосвященника надет кидар, что означает его принадлежность именно к этому храму, к нему всегда крепится табличка с надписью «Святыня Богу». 15 ступеней символизируют 15 восходящих псалмов, которые произносят паломники, поднимаясь в Храм.

Иконография праздника

Первоначальные версии "Введения" входили в цикл жития Богородицы. Так, на фресках 9 в. капеллы Иоакима и Анны и в Софийском соборе в Киеве изображение располагалось в алтарной части в составе цикла, в наосе, парклисе и т. д. Впервые в виде отдельной иконы это событие было отображено на миниатюре Минология Василия 2-го, а также среди икон праздничного ряда иконостаса в и др., часто этот сюжет был представлен отдельно в монументальных росписях.

Композиция и описание иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» соответствуют теме прославления ее как чистой и непорочной девы, принесенной в дар Богу. В центре находится фигура Марии, одетой в мафорий, который в те времена считался традиционной одеждой замужних женщин, красного или вишневого цвета. Синяя или голубая туника и чепец подчеркивают ее девство. В данном случае мафорий символизирует ее материнство. А изображение трех золотых звезд на нем является знаком ее непорочности. Облик Богородицы совсем не детский, чем подчеркивается ее избранность и будущая предназначенность судьбы.

Отличия в иконографии и композиции

В западноевропейской живописи эпохи Возрождения восхождение Марии по лестнице представлено единственной ее фигурой, а священник ожидает ее на вершине. Так выглядит сюжет иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» (фото ниже) знаменитого живописца Тициана (написана в 1534-1538 гг., Венеция) и у Джотто на фресках в капелле Скровеньи в Падуе (1303).

Композиции в русских иконах были созданы по другому принципу: дева стоит рядом со священником на ступени при входе. В верхнем углу позади первосвященника изображена сцена принятия пищи Девой Марией от Ангела.

В большинстве сюжетов Иоаким и Анна стоят впереди и вручают свою дочь священнику, позади них стоят девы со свечами, на более поздних иконах родители изображались в конце процессии, а девы окружали Богоматерь, иногда и ее рисовали со свечкой в руке.

В сцене питания Богоматери она сидит на ступенях Храма, а к ней слетают Ангелы с небес. На росписях в Успенском соборе на территории Московского Кремля композиция этого сюжета изображена в интерьере пятиглавого храма, а Святая Святых является алтарем новозаветного храма, где Богородица сидит на ступенях над престолом, а к ней летит ангел, держащий кадило в руке.

Где находятся иконы, посвященные Деве Марии

Сведения о земной жизни Святой Богородицы можно узнать из церковного Предания. Событие и подробности передачи Девы Марии от родителей стали известны из разных рукописей и устных источников: греческого «Протоевангелия Иакова» 2 в., Евангелия псевдо-Матвея 9 в. и других старинных религиозных книг. Иконография этого праздника на протяжении многих веков оставалась неизменной: Мария, стоящая с трагическим лицом перед входом в Святая Святых, и Захария, который склонился перед ней в поклоне, что показывает его благоговение перед ней. Торжественный вход Марии в храм является символом начала ее новой жизни, посвященной Богу и - впоследствии - подвигу рождения Иисуса Христа.

Первые фрески с таким сюжетом существовали в 9 в. в храмах Каппадокии. На территории России первые росписи были сделаны в 11 веке в Софийском соборе (Киев, Украина), затем в 15 в. - в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Новгороде, которая была уничтожена во время войны.

Древние иконы «Введения» экспонируются во многих музеях России и мира: в Третьяковской галерее, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства, в Русском музее и др.

Праздник Введения: история и значение

Праздник, посвященный иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», отмечается 4 декабря (по старому стилю 21 ноября), в самом начале традиционного Рождественского поста. Сейчас он принадлежит к самым большим православным праздникам, которые называются двунадесятыми (от слова «дванадесять», т. е. 12).

Торжество посвящено праздничному событию, которое стало звеном Божьего промысла и ожидалось в течение 5,5 тыс. лет после грехопадения. Дева Мария явилась для того, чтобы совершить свой личный подвиг: благодаря своей чистоте и безгрешности она смогла ввести вместе с собой в церковь все православное человечество.

Вхождение Марии также символизирует событие, когда вместо утраченного после завоевания Вавилоном Ковчега Завета она становится новым Киотом. Наступает время Нового Завета, приближается событие Рождения Христа.

Спустя 10-летие после этого события произойдет вхождение в мир Сына Божьего, к чему и готовилась все это время Божья Матерь. По историческим данным, в список он вошел после 14 в. и вначале отмечался менее торжественно.

Богослужение в храме

Во время празднования, уже за месяц до великого события Рождества Христова, в песнопениях и радости люди готовятся встречать появление на свет Богомладенца.

Праздник состоит из одного дня предпразднества и четырех дней попразднества. Впервые празднование упоминается в сочинениях Григория Нисского в 4 в., сохранились проповеди патриархов Германа и Тарасия из Константинополя, датированные 8 в.

Накануне празднования служится всенощное бдение, читается акафист Божьей Матери. Во время самого праздника служатся часы и литургия. После этого совершается торжественный крестный ход, после чего священник произносит проповедь, поздравляя всех прихожан. Священнослужители одеваются в бело-голубые облачения. Украшение иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» делается с помощью цветочных гирлянд и зажженных свечей.

Иконография композиции и расположение на ней участников, место иконы среди богородичных сцен и картин земной жизни Христа соответствуют темам песнопений во время службы праздника. Самая важная из них - прославление Богородицы как вместилище одушевленного храма.

Традиции и празднование у верующих

По народным приметам в этот день заканчивается осень и наступает зима. На Руси во всех городах и селах в этот день проводились веселые введенские ярмарки, самой широко известной была Московская, на которой проходили рыбные торги, продавались кренделя, пряники и блины, пили сбитень — горячий медовый напиток.

По традиции после окончания празднования крестьяне меняют летние телеги на сани. Также в эти дни было принято устраивать смотрины, где молодожены садились в сани и объезжали все окрестные деревни, где местные жители собирались их смотреть. Для девочек в такой день мамы дарили подготовленные заранее подарки.

Молитвы и пение во время праздника

Во время богослужения звучат религиозные песнопения: акафист, кондак и тропарь. Акафистом называют хвалебное пение, торжественный гимн, написанный в честь Божьей Матери или Христа, который читать нужно обязательно стоя, обращаясь за утешением к изображению святого. Акафист иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» читают стоя к ней лицом. Состоит он из нескольких частей, которые называют кондаками и икосами.

Кондак — небольшая песнь, описывающая кратко определенное действие, которое совершил святой, а икос — восхваление этому событию. При чтении акафиста также читаются тропари, восхваляющие слова, предназначенные святым или в честь праздника.

Молитва иконе "Введение во Храм Пресвятой Богородицы" читается в храме во время праздника и имеет силу, если человек искренне верует. Считается, что икона может помочь в карьере, творческом и духовном росте человека. Совершая около нее молитву, верующий просит Бога об исцелении от болезней, а девушки — о благоприятном и удачном замужестве.

По традиции считается, что в такой день данная Богу клятва будет исполнена с его помощью. Все люди совершают ошибки, многие имеют грехи, и загладить свою вину поможет молитва, с которой верующий обращается к Божьей Матери, ведь она прошла свой земной путь, пережив и радости, и лишения.

Церкви и храмы, посвященные Богородице

Всего на территории нашей страны построено почти 400 храмов, посвященных иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы»:

  • Церковь около Салтыкова моста в Москве, где еще в 1801 г. было возведено деревянное здание, освященное в честь Богородицы, затем в 1825 г. был построен каменный храм.
  • Церковь Введения в Барашах, построенная в конце 17 в.
  • В Сергиевом Посаде — является одной из древнейших в России, построена в 15 в.
  • В Калужской области, в г. Козельске, на территории Свято-Введенской Оптины пустыни, датируется концом 14 в.
  • В Иваново, Пскове, Туле и других российских городах.

Заключение

В иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» показана внутренняя красота Девы Марии, ее духовное величие, искренность веры и непорочность. Именно этой девушке с детства было предначертано стать Божьей Матерью. В ее образе для христиан всего мира воплотились основные человеческие ценности: жертвенность, любовь, материнство и внутренняя чистота.

Введение в церковь Пресвяты́я Владычицы на́шея Богородицы и Приснодевы Мари́и - один из (от славянского «дванадесять » - двенадцать), то есть самых больших , установленный в воспоминание о том, что родители Богородицы торжественно повели Ее в трехлетнем возрасте в Иеросалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается ежегодно 4 декабря (21 ноября по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

В первой паремии (Исх. XL, 1-5, 9-10, 16, 34-35) повествуется о построении Моисеем скинии и о том, как облако осияло ее. Во второй паремии (3 Царств VII, 51; VIII, 1, 3, 7, 9-11) повествуется о торжественном перенесении Ковчега Завета в устроенный Соломоном храм и о том, как слава Господня наполнила храм (и скиния, и храм служили прообразом самой Девы Марии, которая была обиталищем Славы Отчей - Сына Божия). Третья паремия та же, что и на праздник (Иез. XLIII, 47; XLIV, 1-4).

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Днeсь бlговолeніz б9іz проњбражeніе, и3 чlча спасeніz проповёданіе, въ цRкви б9іи ћснw дв7аz kвлsетсz, и3 хrтA всёмъ бlговэствyетъ. т0й и3 мы2 велеглaснw возопіeмъ, рaдуйсz смотрeніz зижди1телева и3сполнeніе.

Русский текст

Сегодня предъизображение благоволения Божия и предвестие о спасении людей. Дева открыто является в храме Божием и всем предвозвещает о Христе. Ей и мы громко возгласим: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Пречи1стаz цRкви сп7сова, многочестнhи черт0гъ дв7ца, сщ7eнное сокр0вище слaвы б9іz, днeсь вв0дитсz въ д0мъ гDнь, бlгодaть совводsщи д¦омъ бжcтвенымъ. ю4же пою1тъ ѓнGли б9іи, тA є4сть сёнь нбcнаz.

Русский текст

Пресвятая Дева - пречистый Спасов храм и многоценный чертог, священное хранилище славы Божией, сегодня вводится в дом Господень и вводит с собою благодать Божественного Духа. Ее воспевают Ангелы Божии: Она есть селение небесное.

Ввведение во храм Пресвятой Богородицы. Народные традиции праздника

День праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечен в народном месяцеслове целым рядом особых поверий и связанных с ними обычаев. Сохранился целый ряд простонародных песенных сказаний, являющихся в то же самое время и хвалебными величаниями впервые вступившей во храм Господень Пресвятой Деве. «Ты во церковь приведеся, архиереом воздадеся и от ангел предпочте ся», - начинается одно из них. За этим началом-«запевкою» следует повторяющийся и в самом конце стиха припев: «Приведутся девы, ближняя Ея, во след Ея во Святая Святых! » Сказание, прерванное этим четверостишием, продолжается: «Захария сликовствует, пророчески извествует, веселяся торжествует. Руце старец простирает. Царицею называет, сладкими гласы воспевает. Днесь подъемлет старец Деву, да возведет Евву, да разрушит клятву древню. Евва, ныне веселися: се Девая Днесь явися, на престоле спосадися. Дух Святый осеняет, а Девая принимает, трилетна всем ся являет. Прилетают херувими, окружают серафими, поют гласы трисвятыми. Ангел пищу принашает, а Девая принимает, кверху руце простирает »… Другой воспевающий этот праздник стих начинается словами о горах Сионских, на которых Бог «завет положил, свыше нам с небес свет Божий открыл, струями словес сердце напои л». В третьем - приглашаются торжествовать «патриарси», «вси девы» - бодрствовать и «ликовствовать со пророки» . В четвертом - веселится праматерь-Ева . И во всех них явственно слышится благоговейное чувство народа-песнотворца, воздающего честь-хвалу Богоматери.

Этот праздник относился на Руси к женским, «бабьим» праздникам, как и день Покрова Богородицы, мучениц Екатерины и Варвары, а также Параскевы Пятницы.

На праздник Введения по народным традициям (если было достаточно снега) начинались санные катания. «Делу время, потехе - час!» - говорит и в наши дни русский человек, чередующий свои работы и заботы с отдыхом. К первому санному гулянью наши предки относились как к особому торжеству. Открывали «сезон» молодожены, обвенчанные церковью.

В старину праздник Введения был днем первого зимнего торга. Введенские ярмарки начинались сразу после окончания утренней божественной литургии и часто располагались на прилегающих к Введенским храмам площадях. На ярмарках можно было приобрести разнообразные товары, повеселиться от души и полакомиться предложенными угощениями. Именно на Введенских ярмарках продавали сани - одиночные, парные, троечные; будничные и праздничные, украшенные искусной резьбой или росписью, а также конную упряжь для зимы. Кроме этого, на Введенских ярмарках всегда продавали мороженую рыбу, а также привезенные из окрестных деревень заготовки осенней поры - сушеные грибы и ягоды к постному столу горожан. На праздничных ярмарках в зимний период разносчики продавали пирожки «с пылу, с жару» и угощали всех горячим сбитнем - травяным настоем с медом.


Зимняя ярмарка. Борис Кустодиев

Праздник Введения всегда связывался с природным циклом вхождения природы из осени в зиму. По погоде на этот праздник делали выводы на состояние природы в дни всех последующих зимних праздников: «В Введенье мороз - все праздники морозны, а тепло - все праздники теплы ». На Руси сформировалось много пословиц, с которыми связаны приметы этого времени года. В некоторых российских регионах на Введение нередко случалась оттепель, тогда говорили:

  • Введенские морозы зимы не ставят;
  • Введенье ломает леденье;
  • До Введенья если снег выпадет, то растает.

Если морозы к этому времени уже устанавливались, то говорили:

  • Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили;
  • На Введенье - толстое леденье;
  • Введенье пришло - зиму привело;
  • Если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома - будет богатый урожай хлебов.

Введение Пресвятой Богородицы во храм. Иконы

Самые ранние изображения праздника Введения во храм Богородицы на иконах - это фрагменты эпистилиев XII века из монастыря Ватопед и обители великомученицы Екатерины на Синае. Центром композиции является маленькая, хрупкая фигура Девы Марии в Иерусалимском храме. К Ней склоняется вышедший навстречу первосвященник - праведный Захария, отец Иоанна Предтечи. Богоматери как одушевленного храма, вместившего невместимое Божество.

В поздне-византийский период в иконографической схеме произошло изменение: сразу за Богородицей стоят иудейские девы и родители Богородицы, праведные Иоаким и Анна. В верхней части композиции изображается сцена питания Богоматери ангелом. Пресвятая Дева представлена внутри храма, стоящей на ступени Святая Святых.

Храмы в честь Введения Пресвятой Богородицы на Руси

Считается, что первый храм в честь этого праздника построила в Палестине в IV веке равноапостольная царица Елена. Широкое распространение праздник получил только с IX века. Возможно, с этим связано немногое количество храмов, освященных в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В ансамбле Кирилло-Белозерского монастыря сохранилась дораскольная церковь Введения, построенная в 1519 году на месте старой деревянной монастырской трапезной. В первой половине XIX века внешний вид церкви претерпел несколько изменений.

В середине XVI века, между 1544 и 1545 гг., была возведена церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм в Спасо-Прилуцком монастыре (Вологодская область). В XIX в. храм также несколько перестроен.

В 1547 г. в Сергиев Посаде была построена каменная одноглавая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Подоле на средства боярина И. Хабарова. Несколько раз церковь перестраивалась, современные своды с главой устроены в 1740 году. Храм закрыт в 1928 г., в 1968 частично отреставрирован. Возвращен Троице-Сергиевой лавре в 1991 году.

Двустолпный пятиглавый собор Введения Пресвятой Богородицы во храм во Владычном монастыре в г. Серпухове был сооружен не ранее 1597 года на вклад Бориса Годунова вместо каменного здания 1362 г. Окружающие собор паперти полностью перестроены в XIX в. Собор закрыт в 1927 г., служил складом. В нач. 2000-х храм отреставрирован в формах XVI в.

В начале ХVII века были построены храмы Введения Пресвятой Богородицы в г. Астрахани, в г. Чебоксары и некоторых других городах.

Старообрядческие Введенские храмы

Введение во храм Пресвятой Богородицы - престольный праздник для женских монастырей Николо-Улейминского в России и села Русская Слава в Румынии.

Введению Богородицы посвящены поморские храмы в Нижнем Новгороде, селе Белая Калитва Ростовской области, Ульяновской общины (Латвия) и (Пущанской) общины в Литве.