Великие стройки коммунизма и Сталинский план преобразования природы. Великие стройки

Великие стройки коммунизма - именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии - проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки - менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные - так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года - и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам - суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров - именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис - с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ - Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги - близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Русская семерка

П.С. Странные данные приводит автор сего материала по поводу строительства двух каналов: он пишет, что сведения о тяжелой жизни строителей были взяты из... публицистики. Удивляюсь! Сейчас в сети появилось много материалов из архивов, где подробно описывается еда и содержание всех строителей каналов. Все было вполне прилично и даже по воспоминаниям самих строителей! И цифра: в день умирало по 700 человек. Это что же: значит, сколько должно было умереть в год? В месяц- 21 тысяча, в 10 месяцев- 210 тысяч. Автор соображает, что написал? Как-то вроде тех 40 млн. погибших в ГУЛАГе по словам СоЛЖЕницына. Чушь какая-то! То, что строили потом Волго-Дон пленные, понятно всем. А кто должен был в те годы строить? Так что эти данные взяты из 90-х по привычке обливать грязью все, что было в СССР.

Реконструкция Ground Zero

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Нью-Йорк, США

Дата открытия

2017 год

Стоимость

$25 млрд



Международная космическая станция

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Орбита Земли

Дата открытия

2024 год

Стоимость

$150 млрд

Самый дорогой международный научный проект: с момента запуска в 1998 году на сборку и обслуживание МКС ушло уже $150 млрд. Состоящая из 14 модулей станция имеет длину в сотню метров и может разместить 6 космонавтов. Это не последняя конфигурация МКС: в ближайшие годы к ней должны быть присоединены ещё два исследовательских модуля. Недавно стало известно, что Россия не будет участвовать в проекте до 2024 года, как это предполагалось прежде: вместо этого Роскосмос сосредоточится на новых проектах.



Город Масдар

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Абу-Даби, ОАЭ

Дата открытия

2020 год

Стоимость

$20 млрд

Научные парки, позволяющие соединить бизнес и передовые исследования, строятся по всему миру - высокие технологии могут стать основой экономики для экономик развивающихся стран. Впрочем, даже среди отстающих уже есть заведомые победители: богатые страны Персидского залива, инвестирующие в создание будущей инфраструктуры сверхдоходы от продажи углеводородов. Таков, например, проект Масдар в Абу-Даби - не технопарк, а целый город ценой в $20 млрд, спроектированный бюро британца Нормана Фостера. Работа в постиндустриальном городе на 50 000 человек будет построена вокруг нового Института науки и технологий, тесно взаимодействующего с MIT. Первые научно-исследовательские постройки в Маcдаре появились ещё в 2010 году, а к моменту своего завершения в 2020 году город станет воплощением всех современных технологий. В городе будет реализована новаторская система личного автоматического транспорта, а вся необходимая энергия будет поступать из возобновляемых источников.





Развлекательный парк Dubailand

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Дубай, ОАЭ

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$65 млрд

Зимняя Олимпиада в Сочи обошлась в $51 млрд - это самые дорогие спортивные игры в истории, но вряд ли самый масштабный развлекательный мегапроект. Всего через год в ОАЭ должен открыться комплекс Dubailand: на площади в 300 квадратных километров разместятся 45 тематических парков аттракционов, спортивных комплексов, торгово-досуговых центров и гостиниц. Dubailand будет в два раза больше «Всемирного центра отдыха Уолта Диснея» во Флориде и станет самым большим местом развлечений на планете.





Город Сонгдо

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Южная Корея

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$40 млрд

Основанный всего десять лет назад южнокорейский Сонгдо - одновременно аналог аэрополиса Аль-Мактум и научного города Масдар. Это компактный бизнес-город, расположенный неподалеку от международного аэропорта Инчхон и связанный с ним эффектным подвесным мостом. Через пару лет здесь будут жить порядка 65 тысяч человек - в основном предприниматели и учёные, работающие в одном из четырёх местных университетов. Сонгдо создавался с нуля как «зелёный» и «умный» город. Он станет площадкой для экспериментов в области интернета вещей.

Одним из самых скрываемых и подлых мифов в расхваливаемом ныне воздыхателями СССР было воспевание якобы участия единственно силами свободных и идейных комсомольцев-коммунистов в индустриализации или очередной, чаще всего ненужной "великой стройке коммунизма" , на самом деле на них использовались миллионные армии рабов - ЗэКа: на строительстве любого объекта - гражданского, военного, культурного, на котором не щадя бесплатный труд и жизни заключенных выполнялись задания Коммунистической партии.

На стройке МГУ. Фото: pastvu.com

«Дешевая рабочая сила» заключенных широко использовалась в первой половине прошлого века — во времена ГУЛАГов.

О высотке на Котельнической набережной ходит много рассказов и легенд. Одна из историй гласит, что в квартире писателя Василия Аксенова есть нацарапанная надпись «строили зеки». Рассказывают также, что заключенные позировали скульпторам, лепившим барельефы. Осужденные действительно строили высотку на Котельнической набережной, а также здание МГУ . Масштаб привлечения рабочей силы из исправительных учреждений был таким, что позволял задействовать зеков для строительства не только промышленных и военных, но и гражданских объектов.

С 1934 года все исправительно-трудовые лагеря и колонии были переданы в ведение главного управления лагерей трудовых поселений и мест заключения НКВД СССР. В системе ГУЛАГов создавались главки с определенными экономическими задачами: главное управление лагерной лесной промышленности (ГУЛЛП), главное управление лагерей горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП), главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), главное управление аэродромного строительства (ГУАС), главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой), главное управление лагерей гидротехнического строительства (Главгидрострой) и так далее.

Одним из направлений деятельности Главпромстроя было жилищное и культурно-бытовое строительство. Именно силами заключенных лагерей Главпромстроя были возведены высотки на Котельнической набережной и Воробьевых горах. Отделочные работы главного здания МГУ произвели заключенные лагпункта «Высотный» — это 368 человек, из них 208 женщин.

Рабочие на стройке Беломорканала, 1930-1933 годы. Фото: Laski Diffusion / East News

* * * * *
Одна из многих тщательно скрываемых коммунистами все 70 лет своей краткой истории Союза ужасных страниц:

Нижнетагильский Драматический театр им. Мамина-Сибиряка на проспекте, разумеется, Ленина . Кем строился? Сознательными комсомольцами? Конечно, архитектор и часть строителей были строителями, а сколько там погибло ЗэКа на нем и других стройках?

«Эта надпись замурована 15 марта 1954 года не под гром оркестров и шум толпы, но она расскажет потомству, что этот театр построен не силами комсомольских бригад, как об этом будут утверждать летописи, а создан на крови и костях заключенных — рабов ХХ столетия. Привет! грядущему поколению, и пусть ваша жизнь и ваша эпоха не знает рабства и унижения человека человеком.

С приветом заключенные
И. Л. Кожин
Р. Г. Шарипов,
Ю. Н. Нигматулин.
15. III 1954 г.

Со слов Льва Самуиловича Либенштейна, который в 50-е годы работал в домостроительном комбинате и курировал возведение зданий на Театральной площади, заключенные, лишенные права переписки, замуровали под одной из колонн бутыл-ки со своими письмами. Что в них написано, никто не знает...

P.S. Данная ссылка с фото "нежданно пропала", позаботились об этом: источник: http://tagildrama.ru/hidden-partition/127-poslanie-potomkam
Ничего, это письмо и описание использования рабов-ЗЭКа широко известны, коммунистам свои преступления замолчать не удастся:

" Когда Вера Августовна Лотар-Шевченко работала в драматическом театре, его здание ещё строилось. Строили его заключённые Тагиллага, которых привозили каждое утро на работу, а вечером увозили обратно. Стройка, как было положено, была огорожена колючей проволокой, а по углам ограждения стояли вышки, на которых часовые с винтовками внимательно наблюдали за перемещениями заключённых.

Тем не менее, в марте 1954 года строители-заключённые ухитрились замуровать лист железа с посланием «грядущему поколению».

Уже через два года оно было найдено, во время ремонта полов, но времена были уже другие, - прошел ХХ съезд КПСС, поэтому текст послания сохранился. Вот, что написали заключенные:

“Эта надпись замурована 15 марта 1954 года, не под гром оркестров и шум толпы. Но она расскажет потомству, что этот театр построен не силами комсомольских бригад, …

Видела ли эту стройку Вера Августовна? Конечно, видела. И эту, и другие стройки в Нижнем Тагиле. Труд заключённых, «рабов ХХ столетия» широко использовался и в Нижнем Тагиле, и в Свердловске, и еще в сотнях городов СССР.

Использовался он и в Академгородке в первые годы, начиная с 1959 и вплоть до середины 60-х, когда к нам стали ездить иностранцы, в т.ч. и высокопоставленные особы. Поэтому академик Лаврентьев стал просить полковника Иванова, начальника Управления строительства «Сибакадемстрой» отказаться от использования заключенных на строительстве или, по крайней мере использовать на таких объектах строительствах, где их бы не могли видеть иностранцы.

Николай Маркелович Иванов в ответ всегда говорил, что у него огромная нехватка рабочих, без заключённых он обойтись не может, и если академик Лаврентьев будет ставить ему палки в колёса, он не сможет гарантировать выполнение плана.

Дело доходило до разбирательства в райкоме КПСС, куда, конечно, академик Лаврентьев не приходил, а был его заместитель Б.В. Белянин и начальник УКСа Каргальцев. Разговор шел обычно на повышенном тоне. Я сам пару раз присутствовал при этом, поскольку обсуждалось именно выполнение планов строительства.

Положение секретаря райкома было при этом весьма незавидное. Он не мог игнорировать мнение академика Лаврентьева, но и не мог заставить полковника Иванова отказаться от даровой рабочей силы - заключённых. Напомню, что объекты Минсредмаша в те годы строились с массовым использованием труда заключённых, а Управление строительства «Сибакадемстрой» подчинялось именно этому министерству..." http://www.proza.ru/2014/01/23/152

Фото из строительства драматического театра в Нижнем Тагиле

Строительство Драматического театра. Фото 1953 года. Первые работы по строительству драматического театра были начаты в 1951 году. 3 декабря 1951 года приступили к кладке стен Драматического театра. К весне 1952 года цокольный этаж был готов.


Позади драматического театра. Вид от нынешнего ДППна пр. Ленина. Справа часть здания пожарной башни позади драматического
театра. Фото 1953 года. http://historyntagil.ru/cards/9_old_tagil_50_open.htm

Такая память только на одном театре, построенном узниками Тагиллаг. Это был настоящий лагерь смерти.


Одно из крупных лагерных образований на территории Урала военного и послевоенного времени Тагиллаг НКВД — это десятки лагерных пунктов с ужасающими условиями труда и быта заключенных, страшные штрафные лагеря на Винновке и в Серебрянке, многочисленные массовые захоронения, тысячи никому не известных жертв голода, болезней, физического насилия ; это судьбы русских, поляков, латышей, советских немцев, жителей среднеазиатских республик, военнопленных из спецлагерей № 153 и 245. В лагерях свирепствовал сыпной тиф, люди умирали от авитаминоза, цинги, дизентерии, замерзали от жуткого холода в землянках и бараках. Узники Тагиллага, несмотря на голод, холод, болезни, моральные и физические унижения, строили город и его промышленные объекты, восстанавливая страну. Вот лишь краткий перечень строек, где труд заключенных составлял от 50 до 100 %: НТМЗ мартеновские печи № 4 и 5, домна № 3, фасонно-литейный и прокатный цеха, блюминг; аглофабрика, Верхне-Выйская плотина, Северо-Лебяжинский карьер, клуб ВЖР, здание управления рудника; коксовые батареи № 3 и 4, цех ректификации и другие объекты коксохимпроизводства; цементный, шиферный и кирпичный заводы; гофмановские печи № 3 и 4 на огнеупорном заводе; улицы жилых домов в городе; танкодром и подъездные дороги на Уралвагонстрое; Черноисточинская плотина; вторая очередь Гороблагодатского рудника и многое другое.

И вот уже не стало Сталина, а заключенные остались, и рабский труд оказался востребован при строительстве драмтеатра, память о них постарались вообще вычеркнуть из нашей истории, а трудовые подвиги узников-рабов записали на счет комсомольцев и коммунистов, возвеличив и укрепив идеологические догмы тоталитарного режима.


Тагиллаг прекратил свое существование в 1953 г., но не ушел из города, оставив после себя «богатое наследие» — более десятка ИТЛ и множество спецкомендатур. Нижний Тагил стал мрачным символом всего тоталитарного режима — городом тюрем и лагерей, населенным людьми с раздавленным прошлым, лишенными будущего. http://kp74.ru/nizhnetagilskij-teatr-dramy.html

Вы прекрасно помните огромную карту советских концлагерей, покрывавших Страну Советов? Нет? Уже "забыли" или вообще не знали и не подозревали?

Но такие "продуманные нужные" стройки для Советской власти, на которых гнобили безсчетно тысячи жизней начались не при Джугашвили, тот был всего лишь верным продолжателем дела главного упыря СССР - Ленина:
Одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина. И неудивительно что о ней неизвестно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе — первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, — долгое время были засекречены.
В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики. 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею». Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям. Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат. Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары. Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод. Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял. По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!).

Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы. Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов. Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке).

Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера. Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна. Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными. Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено. Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Использование бесплатного труда приветствовалось и поощрялось заботливыми коммунистическими правителями, вспомним, доблестную страницу из авиастроения, шарашки для ученых появились гораздо раньше в 1928-29 г.г. - легендарный советский истребитель "Ишачок", созданный, разумеется, ЗэКа.
Руководителям ОГПУ пришла в голову блестящая мысль: почему бы, вместо того чтобы отправлять арестованных на Соловки, не заставить их в тюремных условиях, под бдительным оком стражей государственной безопасности, строить самолеты и двигатели? «...Только условия работы в военизированной обстановке способны обеспечить эффективную деятельность специалистов в противовес разлагающей обстановке гражданских учереждений» , — писал позднее в письме Молотову заместитель председателя ОГПУ Ягода.
Первое в истории авиации тюремное конструкторское бюро было организовано в декабре 1929 г. Оно находилось «по месту жительства» заключенных — в Бутырской тюрьме. Две комнаты для работы оборудовали чертежными досками и другими необходимыми чертежными принадлежностями. Новой организации присвоили громкий титул — Особое конструкторское бюро.

В ноябре 1929 г. Бутырской тюрьме было создано Особое конструкторское бюро (ОКБ). В январе следующего года ОКБ перевели на авиазавод No. 39, где начали создавать Центральное конструкторское бюро (ЦКБ). На территории завода имелся деревянный одноэтажный ангар No. 7, приспособленный под жилье для арестантов. В нем под охраной жили и работали 20 заключенных. Коллектив был невелик, но отличался очень высокой квалификацией. Костяк конструкторов составили работники Отдела морского опытного самолетостроения (ОМОС, ранее им руководил Д.П.Григорович), которые разделили участь своего начальника: А.Н.Седельников (бывший заместитель начальника отдела), В.Л.Корвин (заведующий производством) и Н.Г.Михельсон (начальник чертежного бюро). Вместе с Поликарповым в ЦКБ попали его коллеги Е.И.Майоранов и В.А.Тисов. Кроме них в ОКБ сидели крупный специалист по стрелковому оружию А.В.Надашкевич (создатель авиационного пулемета ПВ-1), бывший директор опытного завода No. 25 Б.Ф.Гончаров, инженер по статиспытаниям П.М.Крейсон, помощник директора завода No. 1 И.М.Косткин и др. Главным конструктором ОКБ назначили Григоровича, но фактически все основные вопросы проектирования решались коллегиально. Связь арестантов с производственными подразделениями завода обеспечивал свободный инженер С.М.Данскер. Перед "вредителями" поставили нелегкую задачу - срочно спроектировать одноместный истребитель смешанной конструкции с мотором воздушного охлаждения. - "за месяц не сделаете - расстреляем"

Меньше чем за два месяца маленький коллектив ОКБ спроектировал новый истребитель. Тюремная администрация запрещала проводить продувки моделей и другие виды испытаний в лабораториях ЦАГИ (которым управлял А. Туполев, ставший впоследствии «заключенным специалистом» ЦКБ-29), МВТУ, Военно-воздушной академии. Конструкторы могли рассчитывать только на свой опыт и те материалы, которые им разрешалось получать из некоторых организаций...


<...> Амнистировать нижеследующих конструкторов — бывших вредителей, приговоренных коллегией ОГПУ к различным мерам социальной защиты [каков термин! — Д. С. ], с одновременным их награждением:
а) главного конструктора по опытному самолетостроению Григоровича Дмитрия Павловича, раскаявшегося в своих прежних поступках и годичной работой доказавшего на деле свое раскаяние — грамотой ЦИК Союза ССР и денежной наградой в 10000 рублей;
б) главного конструктора Надашкевича Александра Васильевича — грамотой ЦИК Союза ССР и денежной премией в 10000 рублей;
в) бывшего технического директора завода № 1 Косткина Ивана Михайловича — денежной наградой в 1000 рублей;
г) Крейсона Павла Мартыновича — денежной наградой в 1000 рублей;
д) Корвин-Кербер Виктора Львовича — денежной наградой в 1000 рублей;
е) амнистировать всех инженеров и техников, приговоренных ОГПУ к различным мерам социальной защиты за вредительство и ныне добросовестно работающих в Центральном конструкторском бюро.
Среди арестованных авиационных специалистов были не только самолетостроители, но и конструкторы двигателей: А.А.Бессонов, Н.Р.Бриллинг, Б.С.Стечкин... 25 октября 1929 г. был арестован Н. Н. Поликарпов — выдающийся авиаконструкто р, прославившийся в 30-е гг. как создатель первоклассных истребителей. Ему инкриминировали участие в контрреволюционной вредительской организации и, так же, как других товарищей по несчастью, посадили в Бутырскую тюрьму.
Биограф Поликарпова В. П. Иванов приводит в своей книге письмо конструктора к жене и дочери, написанное им вскоре после ареста: "...Я все время беспокоюсь, как вы живете, как ваше здоровье, как вы переживаете наше общее несчастье. Об этом не стоит и вспоминать, я совсем убит этим горем. Изредка ночью или рано утром я слышу звуки жизни: трамвай, автобус, автомобиль, звон к заутрене, а в остальном моя жизнь течет монотонно, удручающе. Внешне я живу ничего, камера сухая, теплая, ем сейчас постное, покупаю консервы, ем кашу, пью чай или, вернее, воду. Читаю книги, гуляю по 10 минут в день... Помолись за меня св. Николаю, поставь свечку и не забывай про меня..."
Полностью - ИСТОРИЯ АВИАЦИОННОЙ И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ
http://voenoboz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=109%3A2011-03-09-17-32-27&catid=34%3A2011-02-14-00-01-20&Itemid=28&showall=1
http://topos-lite.memo.ru/vnutrennyaya-lubyanskaya-tyurma
"Репрессии в советской авиапромышленности" http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm

* * * * *
Канал смерти - Беломорско-Балтийский , воспетый лучшими писателями и поэтами СССР, всеми этими горькими, демьянами0, бедными и другими вылизывателями коммунистических преступников.

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин. Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно — без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна). Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.

Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых — двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней. Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий — десять.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства. Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала». Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность. Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей. Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе — награды давать, ордена, может быть?..» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…
"Убойные стройки XX века" http://arman71.livejournal.com/65154.html , фото из "Канала Смерти" https://mexanic2.livejournal.com/445955.html
* * * * *

Немедленно по подыхании массового убийцы Сталина все "великие стройки коммунизма" пришлось сворачивать,

Немного от allin777 в Неоконченные стройки сталинизма.
Проект постановления Совета Министров СССР «Об изменении строительной программы 1953 года»
21.03.1953
Совершенно секретно
Проект Об изменении строительной программы 1953 года

Учитывая, что строительство ряда гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, предусмотренное ранее принятыми постановлениями Правительства не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства, Совет Министров СССР постановляет:

1. Прекратить строительство следующих объектов:

Б) железных и автомобильных дорог —

железная дорога Чум—Салехард—Игарка , судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки ;

Из письма Л.П. Берия в Президиум Совета Министров СССР об изменении строительной программы 1953 года

Выполнено работ на 1.I/1953 г. в миллионах рублей:

Железная дорога Чум—Салехард—Игарка , судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки- 3724,0

ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 416. Лл. 14-16. Заверенная копия.

ИТОГО: Ликвидировались строительства, в которые было вложено 6 миллиардов 293 миллиона рублей и тысячи жизней советских заключенных.
* * * * *
В одном материале невозможно перечислить все бессчисленные стройки и понесенные на них жертвы советских заключенных во имя достижения мифического и так и не построенного коммунизма.

Сравнивать прошлое и настоящее необходимо для улучшения будущего, при этом желательно не повторять ошибки предков. СССР — могучая некогда супердержава, внёсшая в своё время немалый вклад в развитие общества. Одной из краеугольных основ жизни советских граждан были пятилетки. По их итогам историки могут судить об индустриализации страны, сравнивать достижения прошлого и настоящего, узнать, как технологически далеко ушло наше поколение и к чему ещё стоит стремиться. Итак, тема данной статьи — пятилетки в СССР. Таблица, представленная ниже, поможет структурировать полученные знания в логическом порядке.

Первая пятилетка (1928-1932)

Итак, началась во имя строительства социализма. Страна после революции нуждалась в индустриализации, дабы не отстать от ведущих европейских держав. К тому же только с помощью форсированного наращивания промышленного потенциала было можно сплотить страну и вывести СССР на новый военный уровень, а также повысить уровень земледелия на всей огромной территории. По мнению правительства, нужен был строгий и безукоризненный план.

Таким образом, основной целью стало наращивание военной мощи максимально быстрыми темпами.

Основные задачи первой пятилетки

На XIV съезде ВКП(б), в конце 1925 года, Сталин высказал идею, что нужно превратить СССР из страны, ввозящей импортное оружие и технику, в страну, которая сама всё это может производить и поставлять иным государствам. Конечно же, нашлись люди, выразившие ярый протест, но мнением большинства он был подавлен. Сам Сталин заинтересовался тем, чтобы в первую же пятилетку вывести страну в лидеры, поставив на первом месте по производству металлургии. Так, процесс индустриализации должен был пройти в 4 этапа:

  1. Возрождение транспортной инфраструктуры.
  2. Расширение отраслей экономики, связанных с добычей материалов и сельским хозяйством.
  3. Перераспределение государственных предприятий по территории.
  4. Изменение работы энергетического комплекса.

Все четыре процесса проходили не поочерёдно, а затейливо переплелись. Так началась 1 пятилетка индустриализации страны.

Все задумки воплотить в жизнь не удалось, однако производство тяжёлой промышленности выросло почти в 3 раза, а машиностроения - в 20 раз. Естественно, столь успешное окончание проекта вызвало вполне закономерную радость правительства. Конечно, тяжело дались людям первые пятилетки в СССР. Таблица с итогами первой из них содержала бы в качестве лозунга или подзаголовка следующие слова: "Главное — начать!"

Именно в это время появляется множество призывных плакатов, отражающих главную цель и самобытность советского народа.

Главными стройками в то время были угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Магнитогорский металлургический комбинат. Благодаря этому удалось достигнуть финансовой независимости СССР. Самое видное сооружение — это ДнепроГЭС. Год 1932-й ознаменовался окончанием не только первой пятилетки, но и главнейшей для тяжёлой промышленности стройки.

Новая держава семимильными шагами укрепляет свой статус в Европе.

Пятилетка номер два (1933-1937)

Вторая пятилетка в высоких кругах носила название «пятилетка коллективизации» или «народного просвещения». Она была утверждена VII съездом ВКП(б). После тяжёлой промышленности страна нуждалась в развитии народного хозяйства. Именно эта сфера и стала главной целью второй пятилетки.

Основные направления второй пятилетки

Основные силы и финансы правительства в начале «пятилетки коллективизации» были направлены на строительство металлургических заводов. Появился Урало-Кузбасс, пустил первый ток ДнепроГЭС. Страна не отставала и в научных достижениях. Так, вторая пятилетка ознаменовалась первой высадкой на Северном полюсе экспедиции Папанина, появилась полярная станция СП-1. Активно строилось метро.

В это время большой упор делался на среди рабочих. Самый известный ударник пятилетки — Алексей Стаханов. В 1935 году он поставил новый рекорд, выполнив за одну смену норму 14 смен.

Третья пятилетка (1938-1942)

Начало третьей пятилетки ознаменовалась лозунгом: "Догнать и перегнать производство продукции на душу населения развитых Главные усилия правительства были направлены на повышение обороноспособности страны, так же как и в первой пятилетке, из-за чего страдало производство предметов народного пользования.

Направления третьей пятилетки

К началу 1941 года почти половина (43 %) капиталовложений страны шла на поднятие уровня тяжёлой промышленности. В преддверии войны в СССР, на Урале и в Сибири быстрыми темпами развивались топливные и энергетические базы. Необходимым для правительства было создание «второго Баку» — нового района нефтедобычи, который должен был появиться между Волгой и Уралом.

Особое внимание уделялось танковым, авиационным и другим заводам подобного рода. Значительно увеличился уровень производства боеприпасов и артиллерийских орудий. Однако вооружение СССР всё ещё отставало от западного, в частности от германского, но с выпуском новых видов оружия не очень-то спешили даже в первые месяцы войны.

Четвёртая пятилетка (1946-1950)

После войны все страны должны были возрождать своё производство и экономику, СССР это удалось почти полностью выполнить в конце 40-х годов, когда начался четвёртый срок. План пятилетки подразумевал не наращивание военной мощи, как раньше, а возрождение утраченного во всех сферах жизни общества в период войны.

Основные достижения четвёртой пятилетки

Всего через два года был достигнут тот же уровень промышленного производства, что и в довоенное время, даже несмотря на то, что планы второй и третьей пятилеток выдвигали суровые рабочие нормы. В 1950 году главные производственные фонды вернулись на уровень 1940 года. Когда заканчивалась 4 пятилетка, промышленность выросла на 41 %, а строительство зданий - на 141 %.

В строй снова вступила новая ДнепроГЭС, восстановили работу все шахты Донбасса. На этой ноте закончилась 4 пятилетка.

Пятая пятилетка (1951-1955)

Во время пятой пятилетки большое распространение получает атомное оружие, появляется в Обнинске, а в начале 1953 года пост главы государства вместо И. В. Сталина занимает Н. С. Хрущёв.

Основные достижения пятой пятилетки

Поскольку капиталовложения в промышленность возросли в два раза, выросли и объёмы выпускаемой продукции (на 71 %), в сельском хозяйстве - на 25 %. Вскоре были построены новые металлургические заводы - Кавказский и Череповецкий. На первую полосу полностью или частично выступили Цимлянская и Горьковская ГЭС. А в конце пятой пятилетки наука услышала об атомных и водородных бомбах.

Наконец, построен был первый и Омский нефтеперерабатывающий комбинат, значительно выросли темпы добычи угля. И 12.5 млн га новых земель вступили в оборот.

Шестая пятилетка (1956-1960)

Более 2 500 крупнейших предприятий вступило в строй, когда началась шестая пятилетка. В конце её, в 1959 году, начался параллельный семилетний план. Национальный доход страны повысился на 50 %. Капиталовложения в это время удвоились вновь, что повлекло широкое развитие лёгкой промышленности.

Главные достижения шестой пятилетки

Валовая продукция промышленности и сельского хозяйства выросла более чем на 60 %. Были достроены Горьковская, Волжская, Куйбышевская и К концу пятилетнего плана отстроен крупнейший в мире камвольный комбинат в Иваново. В Казахстане началось активное освоение целины. У СССР наконец-то появился ракетно-ядерный щит.

Первый в мире спутник запустили 4 октября 1957 года. Неимоверными усилиями развивалась тяжёлая промышленность. Однако больше было неудач, поэтому правительство организовало семилетний план, включающий в себя седьмую пятилетку и последние два года шестой.

Седьмая пятилетка (1961-1965)

Как известно, в апреле 1961 года первый человек в мире полетел в космос. Этим событием ознаменовалось начало седьмой пятилетки. Национальный доход страны продолжает активно расти и за следующие пять лет увеличивается почти на 60 %. Уровень валовой промышленной продукции вырос на 83 %, сельского хозяйства - на 15 %.

К середине 1965 года СССР занял передовую позицию по добыче угля и железной руды, а также по производству цемента, и это неудивительно. Страна всё ещё активно развивала тяжёлую промышленность и строительную индустрию, города росли на глазах, а для крепких зданий нужен цемент.

Восьмая пятилетка (1966-1970)

План пятилетки подразумевал не производство материалов, а строительство новых зданий и заводов. Города продолжают расширяться. На пост главы государства вступает Л. И. Брежнев. За эти пять лет появляется множество станций метро, Западно-Сибирский и Карагандинский металлургический комбинаты, первый автомобильный завод ВАЗ (выпуск: 600 тыс. авто в год), Красноярская ГЭС — крупнейшая в мире станция на то время.

Активное жилищное строительство решало проблему обездоливания (эхо войны всё ещё отзывалось в больших городах). В конце 1969 года более 5 млн жителей получили новые квартиры. После полёта Ю. А. Гагарина в космос астрономия сделала большой скачок вперёд, был создан первый луноход, привезён грунт с Луны, машины достигли поверхности Венеры.

Девятая пятилетка (1971-1975)

Во время девятой пятилетки построено свыше тысячи промышленных предприятий, валовой объём продукции промышленного характера вырос на 45 %, а сельского - на 15 %. Активно развивается автомобилестроение, ремонтируются авто и железные дороги. Капиталовложения перевалили за 300 млрд рублей в год.

Освоение нефте- и газоносных скважин в Западной Сибири привело к постройке множества предприятий, прокладыванию нефтепроводов. Поскольку с появлением большого количества заводов вырос и уровень занятого населения, был учреждён знак «Ударник девятой пятилетки» (за отличие в труде и на производстве).

Десятая пятилетка (1976-1980)

Активное повышение национального дохода и объёма промышленной продукции начинает идти на спад. Теперь страна не нуждается в огромном росте предприятий, но стабильное развитие всех сфер промышленности необходимо всегда.

Добыча нефти вышла на первый план, поэтому за пять лет было построено множество нефтепроводов, протянувшихся по всей Западной Сибири, где свою работу развернули сотни станций. Значительно повысилось количество рабочей техники: тракторов, комбайнов, грузовых машин.

Одиннадцатая пятилетка (1981-1985)

Для СССР началось крайне неспокойное время. Все в правительстве чувствовали приход кризиса, причин для которого было много: внутренние, внешние, политические и экономические. В своё время можно было изменить структуру власти, не отказываясь от социализма, но ничего этого произведено не было. Из-за кризиса люди, занимающие главенствующие посты государства, сменялись очень быстро. Так, Л. И. Брежнев оставался секретарем ЦК КПСС до 10.11.1982, Ю. В. Андропов занимал эту должность до 13.02.1984, К. У.Черненко - до 10.03.1985.

Продолжает развиваться транспортировка газов из Западной Сибири в Западную Европу. Построен нефтепровод "Уренгой - Помары - Ужгород" длиной 4 500 км, пересекающий Уральский хребет и сотни рек.

Двенадцатая пятилетка (1986-1990)

Последняя пятилетка для СССР. За её время планировалось реализовать долгосрочную экономическую стратегию, но планам не суждено было сбыться. В это время многие получили знак ударника двенадцатой пятилетки: колхозники, рабочие, специалисты предприятий, инженеры... Планировалось (и частично было исполнено) наладить производство лёгкой промышленности.

Пятилетки СССР: обобщающая таблица

Итак, мы вкратце перечислили все пятилетки в СССР. Таблица, представленная вашему вниманию, поможет систематизировать и обобщить вышеизложенный материал. В ней собраны самые важные аспекты по каждому плану.

Задачи плана

Главные постройки пятилеток

Итоги

Любой ценой увеличить военную мощь и повысить уровень производства тяжёлой промышленности.

Магнитогорский металлургический комбинат, ДнепроГЭС, угольные шахты в Донбассе и Кузбассе.

В 3 раза выросло производство тяжёлой промышленности и в 20 раз - машиностроения, ликвидирована безработица.

И. В. Сталин: «Мы должны догнать передовые страны за 5-10 лет, иначе нас сомнут».

Стране требовалось повышение уровня всех типов промышленности, как тяжёлой, так и лёгкой.

Урало-Кузбасс — вторая угольно-металлургическая база страны, судоходный канал "Москва - Волга".

Значительно вырос национальный доход и промышленное производство (в 2 раза), сельское - в 1.5 раза.

Из-за агрессивной политики фашисткой Германии основные силы были брошены на обороноспособность страны и производство машин, а также тяжёлой промышленности.

Упор на образовательные учреждения в начале пятилетки, после усилия переносятся на Урал: самолёты, машины, орудия и миномёты производятся там.

Страна понесла большие убытки из-за войны, но значительно продвинулась вперёд обороноспособность и производство тяжёлой промышленности.

Четвёртая

Восстановление страны после Великой Отечественной войны. Необходимо достигнуть того же уровня производства, что и в довоенный период.

Вновь в строй вступают ДнепроГЭС, электростанции Донбасса, Северного Кавказа.

К 1948 году был достигнут довоенный уровень, США лишено монополии на атомное оружие, значительно снижены цены на товары первого спроса.

Повышение национального дохода и объёма промышленной продукции.

Волго-Донской судоходный канал (1952 год).

Обнинская АЭС (1954 год).

Построено множество водохранилищ и ГЭС, в два раза вырос уровень промышленного производства. Наука узнаёт об атомных и водородных бомбах.

Повышение капиталовложений не только в тяжёлую, но и в лёгкую промышленность, а также в сельское хозяйство.

Горьковская, Куйбышевская, Иркутская и

Камвольный комбинат (Иваново).

Капиталовложения увеличены почти в два раза, активно осваиваются земли Западной Сибири и Кавказа.

Повышение национального дохода и развитие науки.

Повышение основных производственных фондов на 94 %, национальный доход вырос на 62 %, валовая продукция промышленности на 65 %.

Повышение всех показателей: валовой продукции промышленности, сельского хозяйства, национального дохода.

Строятся Красноярская, Братская, Саратовская ГЭС, Западно-Сибириский металлургический комбинат, Волжский автозавод (ВАЗ).

Создан первый луноход.

Вперёд продвинулась астрономия (привезён грунт с Луны, достигнута поверхность Венеры), нац. доход вырос на 44 %, объём промышленности - на 54 %.

Развивать отечественное хозяйство и машиностроение.

Стройка нефтеперерабатывающих заводов в Западной Сибири, начало строительства нефтепровода.

Значительно развивается химическая промышленность после освоения залежей Западной Сибири. Проложено 33 тыс. км газопроводов, 22.5 тыс. км нефтепроводов.

Открытие новых предприятий, освоение Западной Сибири и Дальнего Востока.

Камский завод, Усть-Илимская ГЭС.

Увеличилось количество газо- и нефтепроводов.

Появились новые промышленные предприятия.

Одиннадцатая

Повысить эффективность использования производственных фондов.

Нефтепровод "Уренгой - Помары - Ужгород" длиной 4 500 км.

Длина газо- и нефтепроводов достигла 110 и 56 тыс. км соответственно.

Повысился национальный доход, увеличены социальные выплаты.

Расширено техническое оснащение заводов.

Двенадцатая

Реализация реформаторской экономической стратегии.

Преимущественно строятся жилые здания.

Частично налажено производство лёгкой промышленности. Повышение электроснабжения предприятий.

Как бы трудны ни были эти планы, итоги пятилеток показывают настойчивость и мужество народа. Да, выполнено было не всё. Шестую пятилетку пришлось "продлевать" за счёт семилетнего плана.

Пусть и были тяжелы пятилетки в СССР (таблица - прямое тому подтверждение), но советский народ стойко справлялся со всеми нормами и даже перевыполнял планы. Главным лозунгом всех пятилеток было: «Пятилетку в четыре года!»

Со словосочетанием «Великие стройки коммунизма » знакомы практически все, однако что имелось в виду изначально? И что значит « ».

Много иллюстраций .

Начать следует со Сталинского плана преобразования природы.

Осень 1948 года, через 3 года после окончания Великой Отечественной войны, Совет Министров СССР принял постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР ». В печати указанный документ назвали « ».

Рассчитан план на период 1949-1965 годы. В чем его суть?

В степных и лесостепных районах европейской части СССР (Поволжье, Западный Казахстан, Северный Кавказ, Украина ) часто повторялись засухи и суховеи.

Однако там же можно получать отличные урожаи – там много солнца и тепла.

Только не хватает воды.

Что же делать?

Использовать травопольную систему земледелия (В.В. Докучаева, П.А. Костычева и В.Р. Вильямса ).

Суть которой заключается в:

  • а) посадка защитных лесных полос на водоразделах, по границам полей севооборотов, по склонам балок и оврагов, по берегам рек и озер, вокруг прудов и водоемов, а также облесение и закрепление песков ;
  • б) правильная организация территории с введением травопольных полевых и кормовых севооборотов и рациональным использованием земельных угодий;
  • в) правильная система обработки почвы , ухода за посевами и, прежде всего, широкое применение черных паров, зяби и лущения стерни;
  • г) правильная система применения органических и минеральных удобрений ;
  • д) посев отборными семенами приспособленных к местным условиям высокоурожайных сортов ;
  • е) развитие орошения на базе использования вод местного стока путем строительства прудов и водоемов.

Это на местном уровне. А что же государство?

В соответствии с этим планом предстояло посадить лесные полосы , чтобы преградить дорогу суховеям и изменить климат на площади 120.000.000 гектаров, равной территориям Англии, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов вместе взятых. Центральное место в плане занимало полезащитное лесоразведение и орошение.

Всего планировалось высадить более 4.000.000 га леса и создать государственные полезащитные полосы длиной свыше 5300 км. Эти полосы должны были предохранять поля от жарких юго-восточных ветров - суховеев.

Помимо государственных лесных защитных полос, высаживались лесополосы местного значения по периметру отдельных полей, по склонам оврагов, вдоль уже существующих и вновь создаваемых водоёмов, на песках (с целью их закрепления).

План предусматривал также внедрение травопольной системы земледелия. Согласно этой системе, часть пашни в севооборотах засевалась многолетними бобовыми и мятликовыми травами.

Травы служили кормовой базой животноводства и естественным средством восстановления плодородия почв (бобовые же).

Созданные лесополосы и водоёмы должны были существенно разнообразить флору и фауну СССР. Таким образом, план совмещал в себе задачи охраны окружающей среды и получения высоких устойчивых урожаев.

Для проработки и реализации плана был создан институт «Агролеспроект» (ныне Росгипролес). По его проектам лесами покрылись четыре крупных водораздела бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, европейского юга России.

Общая протяжённость крупных государственных полезащитных полос превышала 5.300 км. В этих полосах было посажено 2,3 млн га леса.

Одновременно с устройством системы полезащитных лесонасаждений была начата большая программа по созданию оросительных систем. В СССР было создано около 4 тыс. водохранилищ, вмещающих 1200 км 3 воды

Следующим шагом и были «Великие стройки коммунизма ».

Коричневые стрелки – суховеи, зеленые полосы – лесополосы, красные прерывистые линии – каналы, красные звезды – будущие гидроэлектростанции…

Вопрос был в том, где взять воду. Тепло и солнце уже имеется!

Вода тоже есть, но в виде бесцельно утекающих в моря рек (Волга, Днепр, Дон, Амударья).

Идея в том, чтобы воды этих рек задержать дамбами, тем самым обводняя территории , пустить по каналам давая воду для орошения , заставить крутить турбины и давать электричество !

Те самые «Великие стройки коммунизма ».

Перечислим по пальцам, что относилась к Великим стройкам коммунизма:

Гидроэлектростанции :

Днепр :

- Каховская ГЭС . Создавала водохранилище для питания Южно-Украинского, и Северо-Крымского каналов.

- Цимлянская ГЭС . Создавало водохранилище поднимающее уровень воды для пользования Волго-Донским каналом и его энергообеспечение, обеспечение судоходности Дона, питания оросительных каналов.

Волга :

- Куйбышевская ГЭС . Для электроснабжения. 2-я по мощности в мире на тот момент.

- Сталинградская ГЭС . Для электроснабжения (1-я по мощности в мире на тот момент.), а также орошения, создания условий для Сталинградского магистрального самотечного канала.

Амударья :

- Тахиаташская ГЭС . Перенаправляла воды Амударьи по Главному Туркменскому каналу, электроснабжение.

Каналы :

- Южно-Украинский канал . Оросительный

- Северо-Крымский канал . Оросительный, водоснабжение полуострова пресной водой.

- Волго-Донский канал (Волго-Дон). Транспортный (соединение Каспия с остальными морями).

- Главный Туркменский канал . Оросительный, транспортный (соединение Арала с Каспием). На канале планировались 2 ГЭС.

Если кому интересно немного статистики:

Общая мощность построенных в рамках общего плана гидроэлектростанций составила более 4 млн кВт. Куйбышевская и Сталинградская ГЭС на период строительства были крупнейшими по мощности ГЭС в мире и превосходили самые большие на тот период гидроэлектростанции США (Гранд-Кули и Плотина Гувера).

ГЭС обеспечивала энергетику, орошение и обводнение, водный транспорт, водоснабжение и др. Значительная часть электроэнергии ГЭС была направлена на орошение и электрификацию сельского хозяйства .

База орошения и обводнения

Протяженность магистральных каналов, км

Площадь орошаемых земель, млн. га

Площадь обводняемых земель, млн. га

Куйбышевская ГЭС

Сталинградская ГЭС

Главный Туркменский канал от Аму-Дарьи до Красноводска и оросительные системы в районах низовьев Аму-Дарьи, Западной Туркмении и пустыни Кара-Кум

Каховская ГЭС, Южно-Украинский и Северо-Крымский каналы и оросительные системы в районах юга Украины и Северного Крыма

Волго-Донской судоходный канал и оросительные системы в прилегающих районах

Итого

Пробежимся коротенько по этим стройкам.

Цимлянская ГЭС.

Цимлянская ГЭС - гидроэлектростанция на реке Дон в Ростовской области, у городов Волгодонска и Цимлянска. Построена в 1949-1954 годах в рамках программы сооружения Волго-Донского судоходного пути.

Имеет важное экономическое значение, обеспечивая крупнотоннажное судоходство на нижнем Дону, функционирование Волго-Донского судоходного канала, орошение больших массивов засушливых земель, водоснабжение, защиту от наводнений и выработку электроэнергии.

Волго-Донской канал.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина (Волго-Донской канал) - канал длиной 101 км, соединяющий реки Волгу и Дон в месте их максимального сближения на волгодонском перешейке. Звено единой глубоководной транспортной системы европейской части России.

Глубоководная транспортная система европейской части России – это красный пунктир.

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Неудачно.

Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. Неудачно.

До Революции 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться: сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Кроме того, даже если бы канал был построен, движение судов по нему могло быть лишь в весеннее время, когда реки были полноводными.

31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина. Тогда же у первого шлюза (со стороны Волги) был открыт памятник Иосифу Сталину (позднее снесён, на постаменте установлен памятник Ленину).

Куйбышевская (ныне Жигулёвская) ГЭС.

Жигулёвская ГЭС (ранее Куйбышевская ГЭС, а с 1958 г. - Волжская ГЭС имени Ленина) - гидроэлектростанция на реке Волге в Самарской области, в городе Жигулёвск.

Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС. Вторая

Строительство ГЭС началось в 1950 году, закончилось в 1957 году. Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег сложен трещиноватыми верхнекаменноугольными известняково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины сложен песками с прослоями и линзами суглинков.

Помимо выработки электроэнергии, обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, защиту от наводнений. Водохранилище Жигулёвской ГЭС является основным регулирующим водохранилищем Волжско-Камского каскада.

Сталинградская (ныне Волжская) ГЭС.

Волжская ГЭС (ранее Сталинградская/Волгоградская ГЭС, Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС) - гидроэлектростанция на реке Волга в Волгоградской области.

Первая по мощности гидроэлектростанция в Европе.

Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь его самой нижней ступенью. В 1961 г. крупнейшая в мире гидроэлектростанция. Была воздвигнута в рекордно короткие сроки. Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 г. А в декабре 1958 года уже был пущен первый гидроагрегат. Мировая практика сооружения электростанций не знала подобных объемов и темпов работ.

Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

Каховская ГЭС.

Каховская ГЭС - шестая (нижняя и последняя) ступень каскада днепровских гидроэлектростанций на территории Украины (город Новая Каховка, Херсонская область), построенная на реке Днепр.

Строительство начато в сентябре 1950 года, в октябре 1956 года введён последний гидроагрегат.

Каховский канал.

Каховский канал - центральный оросительный и главный магистральный канал юга Украины.

Был открыт 26 октября 1979 года. Протяжённость канала 130 километров, берёт своё начало из Каховского водохранилища. Вода из Каховского водохранилища насосами (запитка от Каховской ГЭС) поднимается на 25 метров и далее самотеком проходит по территории Херсонской и Запорожской областей.

Водой канала снабжаются четыре оросительные системы:

  • Каховская
  • Приазовская
  • Серогозская
  • Чаплынская.

Канал используется для орошения 326 000 га в двух областях Украины.

Северо-Крымский канал

Оросительно-обводнительный канал длиной 402 км, построенный (более 10 лет шли исследовательские и проектно-изыскательские работы) в 1961-1971 годах для обеспечения водой маловодных и засушливых территорий Херсонской и Крымской областей Украинской ССР с забором воды из Каховского водохранилища, заполненного в 1955-1958 годах. При открытии был известен как Северо-Крымский канал имени Ленинского комсомола Украины .

До 80 % днепровской воды СКК, поступавшей в Крым, использовалось для нужд сельского хозяйства (из них 60 % - на обеспечение выращивания риса) и промышленного прудового рыбоводства; около 20 % днепровской воды СКК подавалось в водохранилища - источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения городов и сельских населённых пунктов Крыма.

С 2014 года подача днепровской воды в Крым прекращена.

Главный Туркменский канал

На переднем плане – шагающий экскаватор.

Канал предполагалось провести от реки Амударьи до Красноводска по древнему высохшему руслу Узбоя для развития хлопководства, освоения новых земель в Каракалпакии и в Каракумах, а также для судоходства от Волги до Амударьи. Строился в 1950-1953 годах, затем строительство было прекращено.

Канал должен был стать вторым по длине каналом в мире. Его протяженность предполагалась более 1200 километров, начиная от мыса Тахиаташ, в 10 км от Нукуса до Красноводска.

По трассе канала планировалась система плотин, шлюзов, водохранилища, три гидроэлектростанции общей мощностью 100 тыс. кВт, отводных каналов и трубопроводов длиной свыше 1 тысячи километров. В начале канала строилась огромная плотина в Тахиаташе, которая должна была сочетаться с гидроэлектростанцией. 25 % стока Амударьи должно было отводиться в новый канал, Аральское море должно было снизить уровень, а земли, возникшие при отступлении моря, предполагалось использовать в сельском хозяйстве, засолённость низовий Амударьи по расчётам должна была снизиться. Проектировалось построить вокруг канала 10 тысяч километров магистральных и распределительных каналов, 2 тысячи водоёмов, 3 ГЭС по 100 тысяч киловатт. Ширина канала должна была быть более ста метров, глубина - 6-7 метров. Планировалось использование десяти тысяч самосвалов, бульдозеров, экскаваторов. Строительство предполагалось закончить к 1957 году.

В декабре 1950 года был заложен новый город Тахиаташ у мыса Тахиаташ, на котором ранее стояло до того два укрытия от непогоды для бурлаков. 15 июня 1952 года была открыта железная дорога Чарджоу - Ходжейли и проведена ветка до Тахиаташа. Создавалась инфраструктура для развития стройки, организовывались изыскательные экспедиции, подключалась авиация.

После смерти Сталина, по предложению Лаврентия Берия, строительство канала было приостановлено 25 марта 1953 года, а затем и прекращено.

C 1954 года началось строительство Каракумского канала.

Синий – не построенный Главный Туркменский канал, красный - построенный Каракумский канал.

Каракумский канал - канал, построенный в СССР для водообеспеченности южных и юго-западных районов Туркмении протяжённостью 1445 км. В современной Туркмении также используется название Каракум-река. Вода в канале идёт самотёком. По нему на протяжении 450 км осуществляется судоходство.

Первая очередь канала (Амударья - Мургаб) длиной 400 км была построена в 1959 году. Введение её в строй позволило довести площадь орошаемых земель до 100 тысяч га.

Вторая очередь канала (Мары - Теджен) длиной 138 км завершена в 1960 году. Это позволило оросить в Тедженском оазисе свыше 70 тысяч га.

Третья очередь канала (Теджен - Ашхабад ) длиной 260 км завершена в 1962 году . В 1967 году канал был доведён до Геок-тепе. Ввод третьей очереди позволил дополнительно оросить около 100 тысяч га.

С 1971 году началось сооружение четвёртой очереди канала. Далее канал протянут до города Берекета. Следующий отрезок канала идёт в субтропические районы юго-западной Туркмении до Этрека длиной 270 км, другая ветвь канала идёт к Небит-Дагу. Строительство канала было официально завершено в 1988 году.

Канал отбирает около 45 % вод Амударьи, что является немаловажным фактором в проблеме Аральского моря. Около четверти, поступающей в канал воды теряется в самом русле, в результате фильтрации через земляное дно.

Почему, провели Каракумский канал, а не Главный Туркменский канал я не знаю.

Но предположения у меня есть. Тахиаташская ГЭС должна была находиться в Узбекистане ! А какой туркменбаши согласится отдавать такой важный объект соседу? Коль сам не съем, то и вам не дам.

Во-вторых, какой туркменбаши откажется попасть в Книгу Рекордов Гиннеса за самый большой фонтанный комплекс в своей столице?

А то, что Арал высох, то это проблемы соседей узбеков, да казахов.

А то, что связность территории СССР от наличия этого канала не увеличивается, то это проблемы Москвы.

А Москве, лишние воспоминания о товарище Сталине не к чему…

Ну, ладно…

А как вообще стоить канал? Вы думали орды заключенных каналоармейцев тачками таскают землю? Огорчу – это малоэффективно. Быстрее и качественнее вот так:

Скреперы создают обваловку будущего канала.

Экскаватор – копает. Шагающий – копает помногу.

Земснаряд – углубляет и расширяет канал.

К чему все эти картинки? Ну, во-первых, интересно. А во-вторых, Вы доверите все эти машины заключенным???

Лирическое отступление о лагерях...

Стоит сказать пару слов о лагерях.

Тема эта крайне благодатна для бесплодных дискуссий. Однако следует указать на некоторые умолчания.

Первое. В стране строящее светлое будущее, где все люди братья были заключенные?!! Да. И хотя это «разрыв шаблона», но что есть, то есть. Кстати их было не намного больше, чем в современной России . Cтолько же сколько в современной Туркмении .

Второе. Современное общество относится к заключенным по принципу «с глаз долой - из сердца вон». Если их никто не видит, то их и нет. А при товарище Сталине считалось, что человек должен служить обществу. Вот и пускай работает на благо общества…

Третье. Советские лагеря пытаются сравнивать с английскими или немецкими. Но это типичная попытка сравнить «теплое с мягким». Советские лагеря – строительные, они от коммунистической идеи про «трудовые армии». Английские и немецкие – концентрационные. Их основная идея – быстрое избавление от лишнего поголовья третьесортного населения. Только англичане не заморачивались инфраструктурой, а немцы пытались приспособить кое-кого к труду на благо Рейха.

Если совсем просто, то из советского лагеря можно было ухитрится выйти досрочно с медалькой за трудовые заслуги, то из немецкого – только ногами вперед в виде удобрения и куска мыла. Так-то!

И последнее. Заключенные тоже люди и их труд во благо достоин уважения. Такие вещи как Салехард-Игарка и т.п. - просто пример бесхозяйственности, и заключенные в это не виноваты.

Остался вопрос для чего использовать электроэнергию?

Лампочки, станки, электропечи понятно, но что такое электротрактор? Представьте тракторное шасси с электромотором и длинным проводом, таскающим плуги. Представили? Так вот это он!

А теперь итоги.

«Сталинский план преобразования природы ».

После смертью Сталина (05.03.1953) многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов для разведения рыбы были заброшены, созданные в 1949-1955 годах 570 лесозащитных станций были ликвидированы. ().

Почему это произошло? Не знаю. Могу лишь предполагать.

План претворялся уже 5 лет, быстрых эффектов не давал, а средства тянул. После смерти Сталина руководителям нужен был популизм для масс, причем не связанный с именем Сталина…

«Великие стройки коммунизма »:

Южно-Украинский канал. Строился долго. Функционирует.

Северо-Крымский канал. Перекрыт в 2014. Без комментариев.

Волго-Дон – недогружен, вроде как из-за обмеления…

Главный Туркменский канал – не построен. А Арал высох…

С электростанциями проще – они были понятнее для товарищей из правительства.

Куйбышевская ГЭС и Сталинградская ГЭС работают. Принадлежат «РусГидро».

Цимлянская ГЭС работает, принадлежит «Лукойл-Экоэнерго».

Электротракторов наклепали аж 32 штуки… И забыли о них.

Через 10 лет, несмотря на распашку целины, в 1963 СССР впервые после войны, продав 600 тонн золота из резервов, закупил около 13 млн. тонн хлеба за границей.

Использовались иллюстрации «Техника - молодежи», марки 1948-1953 годов.