Скульптор Коненков: биография, творчество и интересные факты. Коненков Сергей Тимофеевич: биография, скульптуры, личная жизнь

Скульптор С. Т. Конёнков родился в деревне Верхние Караковичи Смоленской области. На всю жизнь сохранил Конёнков любовь к людям труда, к народной поэзии. Его произведения утверждали демократические идеалы, прославляли человека - борца за народные интересы.

Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем Петербургскую Академию художеств, Конёнков живет и работает в Москве. Когда в 1905 г. вспыхнула первая русская революция, он принимает в ней непосредственное участие и тогда же создает цикл замечательных произведений, посвященных героям революции: «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Атеист» и др.

В творчестве Конёнкова оживают образы русских сказок, былин, крестьянских поверий. «Старичок-полевичок», «Лесовик», «Стрибог», «Еруслан Лазаревич», «Жар-птица» вырублены из дерева - исконного материала русских народных мастеров. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре, раскрыл его богатые декоративные возможности. Помимо этих работ он создает скульптуры, навеянные античностью, композиции на тему музыки («Бах», «Паганини»), монументально-декоративные панно.

С. Т. Конёнков. Автопортрет. 1954. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

После Октябрьской революции Конёнков принял активное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды . Он создает мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918), предназначенную для Кремлевской стены (ныне в ГРМ). На открытии этой мемориальной доски с речью выступил В. И. Ленин.

В 1924-1945 гг. Конёнков живет и работает за рубежом. В это время он выполняет портреты В. И. Ленина, Ф. И. Шаляпина, А. М. Горького, И. П. Павлова, А. Эйнштейна, а также Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого.

Вернувшись в Москву, Конёнков вдохновенно работает над образами советских людей. Он выполняет портреты ученых (А. Н. Несмеянов, Н. Д. Зелинский), колхозных тружеников («Старейший колхозник деревни Караковичи И. В. Зуев»), осуществляет монументальные работы в Петрозаводске (скульптурное оформление Музыкально-драматического театра, 1953-1954) и Москве (горельефы для фасада Института геохимии и аналитической химии, 1953). В «Автопортрете» (1954) скульптор выразил высокое представление о советском художнике - творце прекрасного, несущем свое вдохновение народу.

В последние годы жизни Конёнков много и плодотворно работал над портретами В. И. Ленина.

Творчество Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР Конёнкова, тесно связанное с современностью, с лучшими традициями русского искусства, снискало широчайшее признание народа.


Сергей Тимофеевич Конёнков родился 28 июня (10 июля) 1874 года в небольшой деревне Караковичи в Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье. Когда ему исполнилось четыре года, семья осиротела, умерла его мать, и мальчик переехал в дом своего дяди. Его первым учителем стал деревенский пасечник, от которого Сергей и перенял тягу к знаниям.

Дядя заметил способности своего племянника и отдал его в прогимназию, которая находилась в уездном городе Рославле. Там впервые и проявились способности Конёнкова к живописи. После окончания курса прогимназии Сергей прожил год в семье знакомых своего дяди, помещиков Смирновых, занимаясь вместе с их сыном с домашними учителями. После выпускных экзаменов в гимназии он поехал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Однако по результатам вступительных экзаменов юноша был зачислен не на живописное, а на скульптурное отделение. Помощи ему ждать было не от кого, и, чтобы прокормиться, Конёнкову пришлось одновременно с учёбой выполнять различные заказные работы. Одной из них стало оформление фасада дома чаеторговца Перлова. Изготовленные Конёнковым эскизы были использованы и для оформления магазина хлебных изделий Филиппова.

В 1897 году вместе со скульптором П. Клодтом Конёнков совершил путешествие по Германии и Италии, посетил Париж. Во время поездки он не только много рисовал, но и лепил, стремясь освоить манеру лепки мастеров Возрождения. Находясь во Франции, Конёнков посетил мастерскую известного скульптора Родена и был покорён его экспрессивной, модернистской лепкой.

По возвращении на родину, в 1898 году, Конёнков переводит в бронзу свою первую значительную работу - «Камнебоец».

Этот образ - один из наиболее запоминающихся образов человека труда в русской скульптуре.

Выразительная композиция статуи, сильно вылепленные руки и голова дают почувствовать не только изнурительно тяжёлый труд человека, но и его не сломленную никакими лишениями внутреннюю силу. В уверенно проработанных чертах лица «Камнебойца» передано глубокое раздумье, за которым угадывается пробуждение его самосознания.

Поездка за границу имела и другие результаты. Конёнков понял, что ему недостаёт специального образования, поэтому сразу по возвращении приехал в Петербург и поступил в Академию художеств в класс скульптуры, которым руководил известный художник В. Беклемишев.

Однако вскоре у Конёнкова возник конфликт со своим наставником, который не мог примириться с тем, что его ученик находится под влиянием Родена, и Конёнков стал работать самостоятельно. Гораздо больше ему дало общение со скульптором С. Волнухиным и художником А. Куинджи.

Ожесточённую дискуссию в Академии вызвала и выпускная работа Конёнкова - статуя «Самсон». Профессоров смущало, что модернистская трактовка библейского мотива привела к нарушению классических пропорций фигуры. Кроме того, в предложенной Конёнковым фигуре было слишком много экспрессии. Молодого скульптора поддержали только И. Репин и А. Куинджи, они высоко оценили работу Конёнкова. Репин даже опубликовал свой отзыв в печати. Благодаря их поддержке скульптор получил звание свободного художника, хотя совет Академии всё же отказал ему в обязательной заграничной командировке. А во время событий 1905 года администрация Академии даже распорядилась уничтожить эту статую, чтобы не будоражить студентов. Только в 1916 году Конёнков был избран академиком живописи.

1905 год застал Конёнкова в Москве. Скульптор принимал участие в организации боевых дружин и даже сражался на баррикадах Арбата. Это находит отклик в его творчестве. За короткий срок - в 1906 году - он создаёт целую серию портретных произведений: «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Крестьянин», «Атеист», «Славянин», «Нике».

„Нике" - имя греческой богини победы, - пишет А. А. Каменский, - образ которой запечатлён в древних статуях. Но в данном случае Конёнков не стремился к повторению или варьированию мотивов античной скульптуры (что встретится несколько позже в большой группе его работ). Он воспользовался лишь символикой этого имени, а реальным прообразом скульптуры была, как рассказывает художник, московская ткачиха с Трёхгорки.

Перед зрителем - русская девушка, черты лица которой чрезвычайно далеки от строгих канонов академической „правильности"; нос „уточкой", пухлые щёки, слегка вывернутые губы. Но сколько в этом простом облике пленительной, лучезарной вдохновенности! Чуть запрокинув голову, девушка устремилась вперёд в радостном, возвышенном порыве. Улыбка, светлая и нежная, трепещет на полуоткрытых губах, искрится в чистом, приветливом взоре. Движение головы, певучий ритм мягких теней, оживляющих поверхность мрамора, общая динамика композиции - всё это создаёт впечатление высокого, свободного полёта, парения…

…Конёнковская „Нике" дышит светлой, ясной верой в будущее, к которому устремлены все её чаяния. В пору её создания взволнованные размышления о завтрашнем дне жизни, устремлённость к новым горизонтам захватывали, будоражили, наполняли трепетным, нетерпеливым ожиданием все здоровые силы русского общества.

Своими произведениями скульптор ясно сказал, на чьей стороне его симпатии, куда зовёт его совесть художника-гражданина. В последующие годы Конёнков перешёл от лепки к весьма необычным для скульптуры материалам: он, например, стал использовать дерево, инкрустируя его драгоценными камнями. В 1907 году Конёнков выставил так называемую «Лесную серию» - ряд деревянных изваяний славянских языческих богов. В них художник сочетал архаические мотивы, приёмы примитивной скульптуры и модернистскую экспрессию. В результате каждая скульптура вела как бы игру со зрителем, заставляя его отгадывать сложный ребус, кто же здесь действительно изображён.

В 1912–1913 годах Конёнков, вновь отправляется в путешествие, на этот раз в Грецию, а затем в Египет, где совершенствует свои стилизаторские приёмы и осваивает опыт античных скульпторов.

Из произведений, навеянных поездкой по Греции, выделяются «Эос», «Кора» (обе - 1912), а также «Женский торс» и «Сон» (обе - 1913). Здесь проявляются упорные поиски крепкого, упругого объёма при полной законченности скульптурных форм и реальности самих образов.

Конёнков в русской скульптуре начала XX века вернулся к теме обнажённого женского тела. В его «толковании» это идёт к возвышенному идеалу античности. Если его «Юная» (1916) - это воплощение красоты целомудренной, ещё себя не осознавшей, то в «Женском торсе» (1913) красота предстаёт перед нами зрелой, пышно цветущей. В этот же период Конёнков создал скульптуры «Сон» (1913), «Заря» (1917).

В 1914 году Конёнков работает над «Девушкой» (с поднятыми руками). «Хвала молодости и красоте человека прозвучала в этой прекрасной скульптуре, - отмечает В. Б. Розенвассер. - Гордая своей красотой, девушка стоит, высоко подняв руки, поддерживая ими тяжёлые пряди волос. Плавные линии, мягкое „перетекание" форм, тонко обработанная поверхность дерева и его золотистый тон - всё это хорошо передаёт нежность и возвышенную чистоту юной героини».

В 1916–1917 годах на Пресне прошли три персональные выставки художника. Они стали событием в художественной жизни того времени.

«Возвратившись в Москву, - пишет в своей автобиографии Конёнков, - я снял мастерскую на Пресне, работал много и в этой же мастерской устраивал персональные выставки. В 1916 году на моей персональной выставке было выставлено около 50-ти работ из мрамора и дерева. В этом же году я был избран в действительные члены Академии художеств…

…В 1922 году я женился на студентке юридического факультета Маргарите Ивановне Воронцовой, моей постоянной спутнице и неустанной помощнице».

По возвращении в Россию Конёнков становится одним из популярных скульпторов, а после революции 1917 года пытается найти своё место в новой действительности. Вначале ему это удаётся, и он даже принимает участие в так называемом плане монументальной пропаганды. Однако власти насторожённо приняли его яркие экспрессивные работы, в которых чувствовалось явное влияние эстетики модернизма. По предложению Луначарского Конёнков, только что ставший профессором Вхутемаса, уезжает в Ригу сопровождающим художественной выставки.

Из Риги он вместе с выставкой в 1923 году отправился в Америку, где и остался на постоянное жительство. До 1945 года Конёнков живёт вдалеке от родины. Он работает в Америке и Италии, а основным его жанром становится скульптурный портрет.

Ему позировали знаменитые учёные Дюбуа и Ногучи, звезда Голливуда и театра Айно Клер и многие другие. Большое место в его творчестве продолжали занимать образы русских людей, его выдающихся современников И. П. Павлова, Ф. И. Шаляпина, С. В. Рахманинова.

В 1928 году в Сорренто скульптор работал над портретом А. М. Горького. Вот что писал об этой работе Сергей Тимофеевич: «Я не пытался фантазировать. Мне дорого было в точности запечатлеть облик писателя: типично русское лицо, крутой лоб мыслителя, пронизывающий взгляд, решительно сомкнутый рот, выдающиеся скулы худого лица». Разумеется, «точность», которой добивался в данном случае скульптор, заключалась не в передаче простого портретного сходства. «Горький» Конёнкова - это портрет-характер, это образ большого русского человека.

Одной из лучших и самых известных заграничных работ мастера по праву считается «Писатель Ф. М. Достоевский» (1933). Достоевский, в представлении скульптора, - могучий мыслитель, который, как никто другой, «понимал и ненавидел зло… мог проникнуться людскими страданиями. Большая заслуга - победить зло, но не менее важно вывернуть наружу и показать свету тёмную душу зла».

Как пишет В. Б. Розенвассер:

«Неудивительно поэтому, что и Конёнков изобразил мучительно сгорбленную фигуру писателя и втянутую в плечи голову с высоким костистым лбом. Сходен и жест рук, правда, пальцы здесь не переплетены в „замок", как на живописном портрете. Однако и эти руки, тяжело сложенные, зримо „отгораживают" Достоевского от окружающего мира, оставляя его один на один с его нелёгкими думами. А отсюда и выражение его лица, и взгляд человека, ушедшего в свои мысли».

Если для многих художников достижение сходства - венец исканий, то для Конёнкова - только начало. Повествуя о своём герое, скульптор выделяет и подчёркивает в нём какое-то одно особенно характерное и примечательное качество. Оно и оказывается центральной, сквозной темой портрета.

Вот, к примеру, скульптурный портрет «Ф. И. Шаляпин» (1930).

«Хотя Шаляпин позировал мне, - вспоминает Конёнков, - я не так уж добивался портретного сходства… В своей скульптуре я изваял только голову Шаляпина, но мне бы хотелось передать зрителю и то, что отсутствует в скульптуре, - его могучую грудь, в которой клокочет огонь музыки… Я изобразил Шаляпина с сомкнутыми устами, но всем его обликом хотел передать песню».

В портрете академика И. П. Павлова (1930) развивается другая линия повествования - о мудрости человеческой, о красоте духа - смелого, чистого, дерзновенного.

«В портрете Альберта Эйнштейна удивительным образом смешались черты вдохновенной мудрости и наивного, чуть ли не детского простодушия, - пишет А. А. Каменский. - …Этот портрет в самом высоком смысле слова светоносен - искрятся широко раскрытые, „думающие" глаза, над которыми взлетели ломкие, тонкие брови; ласковостью солнечного полдня веет от тёплой, милой улыбку и даже небрежно разметавшиеся волосы над огромным, морщинистым лбом - будто лучи, несущие потоки радостного света. Живое, безостановочное движение великой мысли и доверчиво-вопрошающее изумление перед раскрывающимися тайнами гармонии бытия запечатлелись на этом потрясающем своей проникновенной выразительностью лице, таком добром, мягком, простом и в то же время озарённом силой и красотой пророческого ясновидения…»

По возвращении в 1945 году в Москву Конёнков был удостоен звания народного художника СССР и первым из работников искусств стал Героем Социалистического Труда. Но награды не могли повлиять на новаторский характер его скульптуры. Одновременно с такими традиционными работами, как бюсты Ленина или передовых колхозников, Конёнков создаёт образы Л. Бетховена и Н. Паганини, которые традиционно считались реформаторами в музыке.

В последние годы жизни художник вновь возвращается к монументальным композициям и восстанавливает свою раннюю работу «Самсон», которая теперь стала называться «Освобождённый человек». Последняя большая выставка мастера была устроена в Москве в начале 1965 года. Она была приурочена сразу к двум юбилеям Конёнкова - девяностолетию со дня рождения и семидесятилетию его творческой деятельности.

На выставке были представлены практически все известные произведения ваятеля. А в предисловии к каталогу выставки известный художник Павел Корин назвал Конёнкова патриархом русского искусства.

Конёнков умер 9 октября 1971 года. Сергей Тимофеевич говорил, что нет большего счастья, чем служить родному народу. Эти слова можно считать девизом всего творчества замечательного русского скульптора.

Ещё до революции Конёнкова называли «русским Роденом».

Биография

Конёнков родился 28 июня (10 июля) 1874 года в селе Караковичи (ныне Ельнинского района Смоленской области) в крестьянской семье. Белорус. Учился в МУЖВЗ, а позднее в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге у профессора В. А. Беклемишева. Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающий узы» показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена.

В 1897 году посещает Францию, Италию, Германию. В конце XIX века выступил с реалистической скульптурой «Камнебоец».

Революционные события 1905 года застали Конёнкова в Москве. Под впечатлением событий, он создаёт цикл портретов участников боёв на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»).

Конёнков оформляет кафе Филиппова на Тверской (1905), создаёт барельеф «Пиршество» (1910).

В 1912 году посещает Грецию и Египет.

Конёнков работает над «лесной серией», в которой широко использует дерево, применяя различные приёмы обработки. Для него лес - это воплощение стихийных сил природы, символ красоты. Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. К серии принадлежат такие работы как «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1909), «Стрибог» (1910), «Вещая старушка» (1916), «Дядя Григорий» (1916), «Нищая братия» (1918).

Прообразом лица, изображённого в скульптуре «Вещая старушка», Конёнкову послужила чрезвычайно популярная в 1915-1916 годах русская сказительница былин и сказов М. Д. Кривополенова, простая пинежская крестьянка, удивившая Россию своим природным талантом.

Параллельно с «лесным циклом» Конёнков работает над «греческим циклом» (работы «Юноша» и «Горус»).

Конёнков одним из первых среди русских скульпторов рубежа 19-20 веков обращается к изображению обнажённого женского тела. Его работы часто выдержаны в традициях русского народного искусства, деревянной резьбы. («Крылатая» (1913), «Жар-птица» (1915), «Кариатида» (1918).

Скульптор поддержал Октябрьскую революцию, участвовал в реализации плана «монументальной пропаганды». Его стремление к монументальности стало преобладающей тенденцией в искусстве тех лет. Поиски новых форм отразились в работах 1918-1919 годов: барельефе «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены и памятнике «Степан Разин» для Красной площади. В 1923 году принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.

В 1922 году Конёнков женится на Маргарите Ивановне Воронцовой, а в конце 1923 года они отправляются в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится только несколько месяцев, однако возвращение на родину состоялось только через 22 года. Основное местожительства и работы в этот период - Нью-Йорк.

В 1928-1929 годах Конёнков совершает поездку в Италию, где встречается с А. М. Горьким и работает над его портретом. В Риме проходит его персональная выставка.

К американскому периоду творчества относятся рисунки Конёнкова, связанные с размышлениями на темы Библии, «Апокалипсиса». Художник изображает Христа, пророков и апостолов, создаёт эскизы к космогониям.

В 1935 году администрация Принстонского университета заказала Сергею Конёнкову бюст учёного А. Эйнштейна. Великий физик с уважением относился к творчеству русского скульптора, но с ещё большим вниманием - к жене Конёнкова, Маргарите. Маргарита была также знакома с Робертом Оппенгеймером, «отцом американской атомной бомбы».

Во время Второй мировой войны Конёнков был членом Комитета помощи России. Получили известность письма пророческого характера (от имени свидетелей Иеговы), которые накануне войны Конёнков писал И. В. Сталину.[неавторитетный источник?]

По личному приказанию И. В. Сталина в 1945 году был зафрахтован пароход «Смольный», на котором Конёнкова и все его работы перевезли в СССР. Многие авторские гипсы были затем переведены в материал.

Скульптор получил мастерскую на улице Горького в Москве.

В 1965 году в здании Московского дома художника на Кузнецком Мосту состоялась выставка работ Конёнкова, приуроченная к 90-летию со дня его рождения.

Скульптор также выполнил обещание, данное Горькому во время их встречи в Италии, и создал портрет внучки писателя Марфы, её дочери Нины и матери - Надежды Алексеевны Пешковой, объединив их в цикл «Три возраста» (скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»).

В галерее портретов особое место занимают изображения композиторов, в том числе И. С. Баха и Н. Паганини.

Из невоплощённых работ - проект памятника Александру II.

Сергей Конёнков похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (1964)
  • народный художник РСФСР (1955)
  • народный художник СССР (1958)
  • действительный член АХ СССР (1954)
  • Ленинская премия (1957) - за скульптуру «Автопортрет»
  • Сталинская премия третьей степни (1951) - за скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»
  • два ордена Ленина (1955, 1964)
  • Почётный гражданин Смоленска (1964)

Работы Сергея Конёнкова

  • Купальщица, 1917

    Нищая Братия, 1917

Память

  • В 1974 году, к столетию скульптора, в Москве, в доме, где он прожил свои последние 24 года, был открыт музей, названный Мемориальный музей-мастерская С.Т. Конёнкова. В него входят собственно мастерская, где работал мастер, его квартира, кабинет, а также холл и вестибюль. Интерьер выполнен по проекту Конёнкова.
  • На стене музея уcтановлена мемориальная доска-барельеф
  • Также именем Конёнкова названы улицы в Москве и Рославле.

    Вход в Дом-Музей в Москве

    Барельеф Коненкова на стене дома-музея в Москве

    Почтовая марка СССР, 1973 год: портрет Коненкова, художник П. Д. Корин

1916 год) и АХ СССР (1954 год), народный художник СССР (1958 год). Ге-рой Социалистического Тру-да (1964 год).

Учил-ся в МУЖВЗ (1892-1896 годы) у С.М. Вол-ну-хи-на, С.И. Ива-но-ва; ра-бо-тал в мас-тер-ской П.П. Тру-бец-ко-го. В 1897 году по-слан в учеб-ную по-езд-ку, по-се-тил Бер-лин, Дрез-ден, Па-риж и го-ро-да Ита-лии. Ис-пы-тал влия-ние О. Ро-де-на и его шко-лы, а так-же от-час-ти А. фон Хиль-деб-ран-да. Про-дол-жил обу-че-ние в пе-терб. АХ (1899-1902 годы) у В.А. Бек-ле-ми-ше-ва; зва-ние ху-дож-ни-ка по-лу-чил за ком-по-зи-цию «Сам-сон» («Раз-ры-ваю-щий узы»; не сохр.). С 1902 года жил в Мо-ск-ве; при-ни-мал уча-стие в Де-кабрь-ском воо-руженном вос-ста-нии 1905 года. Член Но-во-го общества ху-дож-ни-ков (1908 год), Сою-за рус-ских ху-дож-ни-ков (1909-1915 годы), объ-е-ди-не-ния «Мир ис-кус-ст-ва» (1917-1923 годы). В 1912 году со-вер-шил по-езд-ку в Тур-цию, Гре-цию и Еги-пет.

Ав-тор многих порт-ре-тов: «Мыс-ли-тель» (1898 год, ГРМ), «Ни-ке» (порт-рет Т.Я. Ко-няе-вой, 1906 год, ГТГ), А.П. Че-хо-ва (1908 год, Дом-му-зей А.П. Че-хо-ва, Мо-ск-ва; все - мра-мор), ска-зи-тель-ни-цы М.Д. Кри-во-по-ле-но-вой (де-ре-во, 1916 год, ГТГ); ря-да «ро-ман-ти-зи-ро-ван-ных» порт-рет-ных изо-бра-же-ний в гип-се, де-ре-ве и мра-мо-ре (Н. Па-га-ни-ни, 1906, 1915 годы, и др.; Ф.М. Дос-то-ев-ский, 1924, 1933 годы, и др.; «Де-мон», 1936-1938 и 1955 годы).

Од-ним из пер-вых С.Т. Конёнков об-ра-тил-ся к народной ху-дожественной тра-ди-ции скульп-ту-ры из де-ре-ва, вос-соз-дав фан-та-стический мир ска-зоч-ных су-ществ: «Ве-ли-ко-сил» (1909 год, Ху-дож. му-зей, Ниж-ний Нов-го-род), «Ста-ри-чок-по-ле-ви-чок» (1910 год, ГТГ), «Ве-щая ста-руш-ка» (1916 год, Ху-дожественный му-зей Бе-ло-рус-сии, Минск), «Ле-со-вик» (1917 год, Му-зей ис-кусств Рес-пуб-ли-ки Ка-зах-стан, Ал-ма-Ата) и др. Иным на-прав-ле-ни-ем твор-че-ст-ва С.Т. Конёнкова ста-ла стро-гая «ан-ти-ки-зи-рую-щая» пла-сти-ка ра-бот в мра-мо-ре: «Ко-ле-но-пре-кло-нён-ная» (1907 год, ГТГ), «Ко-ра» (1912 год, ГРМ), «Вакх» (1916 год, Ме-мо-ри-аль-ный му-зей-мас-тер-ская С.Т. Конёнкова, Мо-ск-ва) и др. Ис-пол-нял мо-ну-мен-таль-но-де-ко-ра-тив-ные ра-бо-ты (в т. ч. скульп-тур-ное оформ-ле-ние ка-фе-кон-ди-тер-ской Фи-лип-по-ва на Твер-ской ул. в Мо-ск-ве, 1905 год).

По-сле 1917 года С.Т. Конёнков при-ни-мал ак-тив-ное уча-стие в осу-ще-ст-в-ле-нии Мо-ну-мен-таль-ной про-па-ган-ды пла-на, был од-ним из ор-га-ни-за-то-ров и пред. Московского профессионального сою-за скульп-то-ров-ху-дож-ни-ков (1917-1919 годы); сто-ял у ис-то-ков советского мо-ну-мен-таль-ной скульп-ту-ры. Соз-дал ме-мо-ри-аль-ную дос-ку «Пав-шим за мир и брат-ст-во на-ро-дов» для Се-нат-ской баш-ни Моск. Крем-ля и ком-по-зи-цию «Сте-пан Ра-зин со сво-ей дру-жи-ной» для Крас-ной пл. (де-ре-во, 1919 год; обе - ГРМ).

В конце 1923 года С.Т. Конёнков был ко-ман-ди-ро-ван в США для уча-стия в вы-став-ке русского и советского искусства; до 1945 года жил в Нью-Йор-ке. В 1928-1929 годы со-вер-шил по-езд-ку в Ита-лию, где встре-чал-ся с М. Горь-ким и ис-пол-нил его порт-рет; сре-ди др. про-из-ве-де-ний С.Т. Коненкова - порт-ре-ты Л.Н. Тол-сто-го (де-ре-во, 1924 год), С.В. Рах-ма-ни-но-ва (брон-за, 1925 год, Стей-ну-эй-холл, Нью-Йорк), Ф.И. Ша-ля-пи-на (гипс, 1925 год, Ме-мо-ри-аль-ный му-зей-мас-тер-ская С.Т. Конёнкова, Мо-ск-ва), А. Эйн-штей-на (брон-за, 1936-1938 годы, Прин-стон-ский университет), А. Тос-ка-ни-ни (де-ре-во, 1941-1942 годы, ча-ст-ное со-б-ра-ние, Нью-Йорк). К американскому пе-рио-ду твор-че-ст-ва от-но-сят-ся ри-сун-ки С.Т. Конёнкова на биб-лей-ские те-мы. Во вре-мя Второй ми-ро-вой вой-ны С.Т. Конёнков был чле-ном Комитета по-мо-щи Рос-сии.

В 1945 году С.Т. Конёнков вер-нул-ся в Рос-сию. Про-дол-жал ра-бо-тать в об-лас-ти пси-хо-ло-гич. порт-ре-та (В.И. Су-ри-ков, 1946 и 1964 годы; В.В. Мая-ков-ский, 1947 и 1961 годы; ав-то-порт-рет, мра-мор, 1954 год, ГТГ, и др.); соз-да-вал па-мят-ни-ки (хи-рур-гу А.В. Виш-нев-ско-му, брон-за, 1950 год; М.Н. Ер-мо-ло-вой, мра-мор, 1955 год, оба - в Мо-ск-ве), мо-ну-мен-таль-но-де-ко-ра-тив-ную скульп-ту-ру (скуль-п-тур-ный ан-самбль Музыкально-дра-ма-тического те-ат-ра в Пет-ро-за-вод-ске, 1953-1954 годы), сим-во-лические об-ра-зы, воз-вра-ща-ясь к те-мам ран-не-го твор-че-ст-ва [«Ос-во-бо-ж-дён-ный че-ло-век» («Сам-сон»), 1947 год, ГРМ].

Творческие уст-рем-ле-ния С.Т. Конёнкова свя-за-ны с пре-одо-ле-ни-ем на-ту-ра-лиз-ма и ака-де-миз-ма XIX века, от-сю-да - об-ра-ще-ние к греческой ар-хаи-ке и народному искусству, ра-бо-те в твёр-дом ма-те-риа-ле (де-ре-во, ка-мень); ги-пер-бо-ли-за-ция, экс-прес-сив-ность фор-мы, по-вы-шен-ная эмо-цио-наль-ность об-раз-но-го строя. Нео-ро-ман-тическим и не-оклас-сическим тен-ден-ци-ям С.Т. Конёнкова при-дал яр-ко вы-ра-жен-ный национальный ха-рак-тер. Пре-по-да-вал во Вху-те-ма-се и сту-дии Про-лет-куль-та в Мо-ск-ве (1918-1922 годы), ока-зал влия-ние на В.Н. До-мо-гац-ко-го, Г.И. Мо-то-ви-ло-ва.

Ле-нин-ская премия (1957 год). На-гра-ж-дён ор-де-на-ми Ле-ни-на (1956, 1964 годы). В 1974 году в Мо-ск-ве от-крыт Ме-мо-ри-аль-ный му-зей-мас-тер-ская С.Т. Ко-нён-ко-ва.

Сочинения:

Вос-по-ми-на-ния. Ста-тьи. Пись-ма. М., 1984-1985. Кн. 1-2.

(1874-1971) русский скульптор

Как художник, Коненков Сергей Тимофеевич сложился еще в XIX веке, но он сумел найти свое место и в быстро развивающемся искусстве века двадцатого. Он прошел долгий путь, но всегда был верен главному принципу - реалистическому изображению действительности. По своей творческой концепции Коненков сближается с такими известными мастерами, как А. Бурдель и Огюст Роден .

Сергей Тимофеевич Коненков родился в небольшой деревне Караковичи в Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье. Когда ему исполнилось четыре года, семья осиротела, умерла его мать, и мальчик переехал в дом своего дяди. Его первым учителем стал деревенский пасечник, от которого Сергей и перенял тягу к знаниям.

Дядя заметил способности своего племянника и отдал его в прогимназию, которая находилась в уездном городе Рославле. Там впервые и проявились способности Коненкова к живописи. После окончания курса прогимназии Сергей прожил год в семье знакомых своего дяди, помещиков Смирновых, занимаясь вместе с их сыном с домашними учителями.

После выпускных экзаменов в гимназии он поехал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Однако по результатам вступительных экзаменов юноша был зачислен не на живописное, а на скульптурное отделение. Помощи ему ждать было не от кого, и, чтобы прокормиться, Коненкову пришлось одновременно с учебой выполнять различные заказные работы. Одной из них стало оформление фасада дома чаеторговца Перлова. Изготовленные Сергеем Коненковым эскизы были использованы и для оформления магазина хлебных изделий Филиппова.

Выпускная работа Сергея Коненкова - скульптура «Камнебоeц» - была удостоена малой золотой медали, а автор был награжден стипендией имени П. Третьякова. Она давала право годичной командировки за границу.

Вместе со скульптором П. Клодтом Коненков совершил путешествие по Германии и Италии, посетил Париж. Во время поездки он не только много рисовал, но и лепил, стремясь освоить манеру лепки мастеров Возрождения. Находясь во Франции, Сергей Тимофеевич Коненков посетил мастерскую известного скульптора О. Родена и был покорен его экспрессивной, модернистской лепкой.

Поездка за границу имела и другие результаты. Сергей Коненков понял, что ему недостает специального образования, поэтому сразу по возвращении приехал в Петербург и поступил в Академию художеств в класс скульптуры, которым руководил известный художник В. Беклемишев.

Однако вскоре у Сергея Тимофеевича Коненкова возник конфликт со своим наставником, который не мог примириться с тем, что его ученик находится под влиянием Родена, и Коненков стал работать самостоятельно. Гораздо больше ему дало общение со скульптором С. Волнухиным и художником Архипом Куинджи .

Ожесточенную дискуссию в Академии вызвала и выпускная работа Сергея Коненкова - статуя «Самсон». Профессоров смущало, что модернистская трактовка библейского мотива привела к нарушению классических пропорций фигуры. Кроме того, в предложенной Коненковым фигуре было слишком много экспрессии. Молодого скульптора поддержали только Илья Репин и А. Куинджи, они высоко оценили его работу, а Репин даже опубликовал свой отзыв в печати. Благодаря их поддержке скульптор получил звание свободного художника, хотя совет Академии все же отказал ему в обязательной заграничной командировке. А во время событий 1905 года администрация Академии даже распорядилась уничтожить эту статую, чтобы не будоражить студентов. Только в 1916 гаду Сергей Коненков был избран академиком живописи.

В последующие годы он перешел от лепки к весьма необычным для скульптуры материалам: например, стал использовать дерево, инкрустируя его драгоценными камнями. В 1907 году Коненков выставил так называемую «Лесную серию» - ряд деревянных изваяний славянских языческих богов. В них художник сочетал архаические мотивы, приемы примитивной скульптуры и модернистскую экспрессию. В результате каждая скульптура вела как бы игру со зрителем, заставляя его отгадывать сложный ребус, кто же здесь действительно изображен. В 1916-1917 годах на Пресне прошли три персональные выставки художника. Они стали событием в художественной жизни того времени.

Интересно, что в эти годы Сергей Тимофеевич Коненков сближается с большевиками и как своеобразный гимн революции создает фигуру «Нике», запечатлев в ней образ одной из революционерок.

В 1912-1913 годах Сергей Коненков вновь отправляется в путешествие, на этот раз в Грецию, а затем в Египет, где совершенствует свои стилизаторские приемы и осваивает опыт античных скульпторов.

По возвращении в Россию он становится одним из популярных скульпторов, а после революции 1917 года пытается найти свое место в новой действительности. Вначале ему это удается, и он даже принимает участие в так называемом плане монументальной пропаганды. Однако власти настороженно приняли его яркие экспрессивные работы, в которых чувствовалось явное влияние эстетики модернизма. По предложению Луначарского , Коненков, только что ставший профессором ВХУТЕМАСа, уезжает в Ригу сопровождающим художественной выставки.

Из Риги он вместе с выставкой отправился в Америку, где и остался на постоянное жительство. Начиная с 1924 года, Сергей Коненков живет вдалеке от Родины. До 1945 года скульптор работал в Америке и Италии. В это время для него основным жанром становится заказной портрет, а также детали архитектурного оформления различных зданий. Одновременно, по инициативе Максима Горького , художник создает галерею портретов деятелей русского искусства и науки - бюсты М. Горького, Александр Довженко , Ивана Павлова , Фёдора Шаляпина .

Вернувшись после Второй мировой войны в Москву, Сергей Тимофеевич Коненков был удостоен звания народного художника СССР и первым из работников искусств стал Героем Социалистического Труда. Но награды не могли повлиять на новаторский характер его скульптуры. Одновременно с такими традиционными работами, как бюст Ленина или передовых колхозников, Коненков создает образы Людвига Бетховена и Никколо Паганини , которые традиционно считались реформаторами в музыке.

В последние годы жизни художник вновь возвращается к монументальным композициям и восстанавливает свою раннюю работу «Самсон», которая теперь стала называться «Освобожденный человек». Последняя большая выставка мастера была устроена в Москве в начале 1965 года. Она была приурочена сразу к двум юбилеям Коненкова - девяностолетию со дня рождения и семидесятилетию его творческой деятельности.

На выставке были представлены практически все известные произведения ваятеля. А в предисловии к каталогу выставки известный художник Павел Корин назвал Сергея Коненкова патриархом русского искусства.