Самые странные картины. Необычные картины художников Самые необычные художники мира и их картины

Много ли нужно для того, чтобы стать художником? Может быть талант? Или умение учиться чему-то новому? Или бурная фантазия? Безусловно, все это необходимые факторы, но какой самый главный? Вдохновение. Когда художник буквально вкладывает свою душу в картину, она становится словно живой. Магия красок творит чудеса, а взгляд невозможно перевести, хочется изучить каждую мелочь…

В этой статье мы рассмотрим 25 поистине гениальных и известных картин.

✰ ✰ ✰
25

«Постоянство памяти», Сальвадор Дали

Эта небольшая картина и принесла популярность Дали, когда ему было 28 лет. Это не единственное название картины, так же она имеет названия «Мягкие часы», «Стойкость памяти», «Твердость памяти».

Идея написания картины пришла к художнику в тот момент, когда он думал о плавленном сыре. Запись о смысле и значении картины Дали не оставил, поэтому ученые трактуют ее по своему, склоняясь к теории относительности Эйнштейна.

✰ ✰ ✰
24

«Танец», Анри Матисс

Картина написана всего тремя цветами - красный, синий и зеленый. Они символизируют небо, землю и людей. Помимо » Танца» Матисс написал еще картину «Музыка». Их заказал русский коллекционер.

На ней нет лишних деталей, только природный фон и сами люди, которые застыли в танце. Именно этого и хотел художник - зафиксировать удачное мгновение, когда люди едины с природой и переполнены экстазом.

✰ ✰ ✰
23

«Поцелуй», Густав Климт

«Поцелуй» - самая известная картина Климта. Он писал ее в свой «золотой» период творчества. Он использовал самое настоящее сусальное золото. Есть две версии биографии картины. По первой версии, на картине изображен сам Густав со своей любимой Эмилией Флёге, чье имя он произнес последним в своей жизни. По второй же версии, картину заказал некий граф, чтобы Климт нарисовал его и возлюбленную.

Когда граф спросил почему на картине нет самого поцелуя, Климт заявил, что он художник и он так видит. На самом же деле Климт влюбился в девушку графа и это было некоей местью.

✰ ✰ ✰
22

«Спящая цыганка», Анри Руссо

Полотно нашли лишь спустя 13 лет после смерти автора и оно сразу стало самым дорогим его произведением. При жизни он пытался продать ее мэру города, но все безуспешно.

Картина передает оригинальный смысл и глубокую задумку. Умиротворение, отдых - вот какие чувства вызывает «Спящая цыганка».

✰ ✰ ✰
21

«Страшный суд», Иероним Босх

Картина самая масштабная из всех его уцелевших произведений. В объяснении сюжета картина не нуждается, все понятно из названия. Страшный суд, апокалипсис. Бог судит и праведников и грешников. Картина разделена на три сцены. В первой сцене рай, зеленые сады, блаженство.

В центральной части сам Страшный суд, где Бог начинает судить людей за их деяния. В правой стороне изображен ад, как и представляется. Страшные чудища, раскаленное пекло и чудовищные пытки над грешниками.

✰ ✰ ✰
20

«Метаморфозы Нарцисса», Сальвадор Дали

Для основы было взято много сюжетов, но самое главное место занимает история Нарцисса - парня, который настолько восхищался своей красотой, что умер от того, что не смог удовлетворить свои желания.

На первом плане картины Нарцисс сидит в задумчивости у воды и не может оторваться от своего собственного отражения. Рядом изображена каменная рука, в которой яйцо, оно является символом возрождения и новой жизни.

✰ ✰ ✰
19

«Избиение младенцев», Питер Пауль Рубенс

За основу картины был взят сюжет из Библии, когда царь Ирод велел убивать всех новорожденных мальчиков. На картине изображен сад во дворце Ирода. Вооруженные воины силой отнимают младенцев у рыдающих матерей и убивают их. Земля усыпана мертвыми телами.

✰ ✰ ✰
18

«Номер 5 1948», Джексон Поллок

Джексон пользовался уникальным методом нанесения красок на картину. Он ложил полотно на землю и ходил вокруг него. Но вместо того, чтобы наносить мазки, он брал кисти, шприцы и брызгал на полотно. Позже этот метод назвали «живопись действия».

Поллок не использовал эскизы, он всегда полагался только на свои эмоции.

✰ ✰ ✰
17

«Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер-Огюст Ренуар

Ренуар единственный художник, не написавший ни одной грустной картины. Сюжет для этой картины Ренуар нашел рядом с домом, в ресторане «Мулен де ла Галетт». Живая и веселая атмосфера заведения вдохновила художника на создание этой картины. Для написания произведения ему позировали друзья и любимые натурщицы.

✰ ✰ ✰
16

«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи

На этой картине изображено последнее застолье Христа с его учениками. Принято считать, что нарисован тот момент, когда Христос говорит о том, что один из учеников предаст его.

В поисках натурщиков да Винчи провел много времени. Самыми сложными были образ Христа и Иуды. В церковном хоре Леонардо заметил юного певца и рисовал с него образ Христа. Спустя три года художник увидел в канаве опустившегося пьяницу и понял - это тот, кого он искал и притащил его в мастерскую.

Когда он срисовал образ с пьяницы, тот признался ему - три года назад сам художник рисовал с него образ Христа. Так и получилось, что образы Иисуса и Иуды были списаны с одного и того же человека, но в разных жизненных периодах.

✰ ✰ ✰
15

«Водяные лилии», Клод Моне

В 1912 году художнику поставили диагноз двойной катаракты, из-за этого он перенес операции. Лишившись хрусталика на левом глазу, художник стал видеть ультрафиолет как голубой или фиолетовый цвет, из-за этого его картины приобрели новые и яркие цвета. Рисуя эту картину, Моне видел лилии голубыми, тогда как обычные люди видели просто обычные белые лилии.

✰ ✰ ✰
14

«Крик», Эдвард Мунк

Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, его часто мучили кошмары и депрессии. Многие критики считают, что на картине Мунк изобразил самого себя - кричащего от панического и безумного ужаса.

Сам же художник описывал смысл картины как «крик природы». Он говорил, что шел с друзьями на закате и небо окрасилось в кроваво-красный цвет. Дрожа от страха, он якобы услышал тот самый «крик природы».

✰ ✰ ✰
13

«Мать Уистлера», Джеймс Уистлер

Для картины позировала мать самого художника. Изначально он хотел, чтобы мать позировала стоя, но для старой женщины это оказалось сложно.
Уистлер назвал свою картину » Аранжировка в сером и черном. Мать художника». Но со временем настоящее название забылось и люди начали называть ее «Мать Уистлера.»

Первоначально это был заказ от члена парламента. который хотел, чтобы художник нарисовал дочь Мэгги. Но в процессе та отказалась от картины и Джеймс попросил свою мать стать натурщицей, чтобы закончить картину.

✰ ✰ ✰
12

«Портрет Доры Маар», Пабло Пикассо

Дора вошла в творчество Пикассо как «женщина в слезах». Он отмечал, что никогда не мог написать ее улыбающейся. Глубокие, печальные глаза и грусть на лице - вот характерные особенности портретов Маар. И обязательно кроваво-красные ногти - это особенно восхищало художника. Пикассо часто писал портреты Доры Маар и все они достойны восхищения.

✰ ✰ ✰
11

«Звездная ночь», Винсент Ван Гог

На картине изображен ночной пейзаж, который художник выразил густыми, яркими красками и атмосферой ночного спокойствия. Самые яркие объекты это, конечно, звезды и луна, они нарисованы наиболее выражено.

На земле растут высокие кипарисы, как бы мечтая присоединиться к увлекательным танцам звезд.

Смысл картины трактуют по разному. Некоторые видят отсылку к Ветхому Завету, а кто-то просто склоняется к тому, что картина это результат затяжной болезни художника. Именно во время лечения он и написал «Звездную ночь».

✰ ✰ ✰
10

«Олимпия», Эдуард Мане

Картина послужила причиной для одного из самых громких скандалов в истории. Ведь на ней изображена обнаженная девушка, лежащая на белых простынях.
Возмущенные люди плевали в художника, а некоторые даже пытались испортить полотно.

Мане хотел лишь нарисовать «современную» Венеру, показать, что женщины настоящего ничуть не хуже женщин прошлого.

✰ ✰ ✰
9

«3 мая 1808», Франсиско Гойя

Художник глубоко переживал события, связанные с нападением Наполеона. В мае 1808 года восстание мадридцев трагически закончилось и это настолько затронуло душу художника, что спустя 6 лет он излил свои переживания на полотно.

Война, смерть, утрата - все это настолько реалистично изображено на картине, что восхищает умы многих до сих пор.

✰ ✰ ✰
8

«Девушка с жемчужной серёжкой», Ян Вермеер

У картины было еще одно название «Девушка в тюрбане». Вообще о картине известно немного. По одной из версий Ян нарисовал собственную дочь Марию. На картине девушка словно поворачивается к кому-то и взгляд зрителя фокусируется на жемчужной сережке в ухе девушки. Блеск сережки отсвечивает и в глазах и на губах.

По картине был написан роман, в последующем сняли одноименный фильм.

✰ ✰ ✰
7

«Ночной дозор», Рембрандт

Это групповой портрет роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. Портрет был написан по заказу Стрелкового общества.
При всей трудности содержания, картина полна духом парада и торжественности. Словно мушкетеры позируют художнику, забыв о бое.
Позже картину обрезали со всех сторон, чтобы она поместилась в новом зале. Некоторые стрелки исчезли с картины безвозвратно.

✰ ✰ ✰
6

«Менины», Диего Веласкес

На картине художник пишет портреты короля Филлипа Четвертого и его супруги, которые видны отраженными в зеркале. В центре композиции изображена их пятилетняя дочь, окруженная свитой.

Многие считают, что Веласкес хотел изобразить самого себя в момент творчества - «живопись и живописи».

✰ ✰ ✰
5

«Пейзаж с падением Икара», Питер Брейгель

Это единственная сохранившаяся работа художника на тему мифов.

Главного героя картины практически не видно. Он упал в реку, из водной глади торчат лишь ноги. На поверхности реки разбросаны перья Икара, которые вылетели от падения. А люди заняты своими делами, никому нет дела до упавшего юноши.

Казалось бы, картина трагична, ведь на ней изображена смерть молодого юноши, однако картина написана в спокойных, неярких тонах и как бы говорит - » ничего не произошло».

✰ ✰ ✰
4

«Афинская школа», Рафаэль

До «Афинской школы» Рафаэль мало имел опыта со фресками, но на удивление, эта фреска получилась по гениальному превосходна.

Эта картина изображает Академию, которую основал Платон в Афинах. Собрания Академии проходили под открытым небом, но художник решил, что более гениальные идеи приходят в великолепно сделанном античном здании и поэтому изображает учеников именно не на фоне природы. На фреске Рафаэль изобразил и самого себя.

✰ ✰ ✰
3

«Сотворение Адама», Микеланджело

Это четвертая из девяти фресок потолка Сикстинской капеллы на тему сотворения мира. Микеланджело не считал себя великим художником, он позиционировал себя как скульптор. Именно поэтому тело Адама на картине такое пропорциональное, имеет ярко выраженные черты.

В 1990 году обнаружили, что в изображении Бога зашифровано анатомически точное строение человеческого мозга. Возможно, Микеланджело был хорошо знаком с анатомией человека.

✰ ✰ ✰
2

«Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Мона Лиза и по сей день остается одной из самых загадочных картин в мире искусства. Критики до сих пор спорят, кто же на самом деле изображен на ней. Многие склоняются к тому, что Мона Лиза это жена Франческо Джоконды, который и попросил художника написать портрет.

Главная загадка картины кроется в улыбке женщины. Версий множество — начиная от беременности женщины и улыбка выдает движение плода, заканчивая тем, что на самом деле это автопортрет художника в женском образе. Что же, остается только гадать и восхищаться невероятной красотой картины.

✰ ✰ ✰
1

«Рождение Венеры», Сандро Ботичелли

На картине изображен миф рождения богини Венеры. Богиня родилась из морской пены, ранним утром. Бог ветров Зефир помогает богине доплыть до берега в своей раковине, где ее встречает богиня Ора. Картина олицетворяет рождение любви, вызывает чувство прекрасного, ведь на свете нет ничего прекрасней, чем любовь.

✰ ✰ ✰

Заключение

Мы постарались уместить в этой статье лишь некоторые из самых популярных картин в мире. Но есть ещё и множество других не менее интересных шедевров изобразительного искусства. А какие картины Вы считаете популярными?

Итальянские ученые заявили, что они нашли останки, которые могут принадлежать Лизе дель Джокондо. Возможно, тайна «Моны Лизы» будет раскрыта. В честь этого вспомним самые загадочные картины в истории.

1. Джоконда
Первое, что приходит на ум, когда заходит речь о загадочных картинах, либо о картинах-загадках - это «Мона Лиза», написанная Леонардо да Винчи в 1503-1505 годах. Грюйе писал, что эта картина может свести с ума любого, кто, насмотревшись вдоволь на нее, начнет вести о ней разговоры.
«Загадок» в этой работе да Винчи находят множество. Искусствоведы пишут диссертации по наклону руки Мона Лизы, медицинские специалисты ставят диагнозы (от такого, что у Джоконды нет передних зубов до такого, что Мона Лиза - мужчина). Есть даже версия, что Джоконда - это автопортрет художника.
Кстати, особую популярность картина приобрела только в 1911 году, когда была украдена итальянцем Винченцо Перуджио. Нашли его по отпечатку пальца. Так «Мона Лиза» ещё и стала первым успехом дактилоскопии, и огромным успехом маркетинга рынка искусств.

2. Черный квадрат


Всем известно, что «Черный квадрат» на самом деле не черный, и не квадрат. Это действительно не квадрат. В каталоге к выставке он был заявлен Малевичем как «четырехугольник». И действительно не черный. Художник не использовал черную краску.
Меньше известно, что Малевич считал «Черный квадрат» своим лучшим произведением. Когда художника хоронили, «Черный квадрат» (1923) стоял в изголовье гроба, тело Малевича было накрыто белым холстом с нашитым квадратом, черный квадрат был нарисован и на крышке гроба. Даже на поезде и кузове грузовика были изображены черные квадраты.

3. Крик

С картиной «Крик» загадочно не то, что она якобы тяжело влияет на людей, заставляя их чуть ли не совершать самоубийство, а то, что эта картина - по сути, реализм для Эдварда Мунка, который в пору написания этого шедевра страдал от маниакально-депрессивного психоза. Он даже вспоминал, как именно он увидел то, что написал.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

4. Герника


Пикассо написал «Гернику» в 1937 году. Картина посвящена бомбардировке города Герника. Говорят, когда Пикассо в 1940 году вызвали в гестапо и спросили про «Гернику»: «Это сделали вы?», художник ответил:«Нет, это сделали вы».
Огромную фреску Пикассо писал не дольше месяца, работая по 10-12 часов в сутки. «Герника» считается отражением всего ужаса фашизма, бесчеловечной жестокости. Те, кто видел картину своими глазами, утверждают, что она порождает тревогу, а иногда и панику.

5. Иван Грозный и сын его Иван


Все мы знаем картину «Иван Грозный и сын его Иван», называя её обычно «Иван грозный убивает своего сына».
Между тем, убийство Иваном Васильевичем своего наследника, весьма спорный факт. Так, в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен.
Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей.
Иван Грозный не убивал своего сына. Именно такой версии придерживался, например, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. Увидев на выставке знаменитую картину Репина, он был возмущен и писал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический». Версия же об убийстве была основана на рассказах папского легата Антонио Поссевино, которого сложно назвать незаинтересованным лицом.
На картину однажды было совершено настоящее покушение.
16 января 1913 года двадцатидевятилетний иконописец-старообрядец Абрам Балашов нанес ей три удара ножом, после чего лица изображенных на картине Иванов Илье Репину пришлось писать фактически заново. После происшествия, тогдашний хранитель Третьяковской галереи Хруслов, узнав о вандализме, бросился под поезд.

6. Руки противятся ему


Картина Билла Стоунхема, написанная им в 1972 году, прославилась, скажем прямо, не самой доброй славой. Согласно информации на E-bay, картина через некоторое время после покупки была найдена на свалке. В первую же ночь, как картина оказалась в доме нашедшей её семьи, дочь прибежала к родителям в слезах, жалуясь, что «дети на картине дерутся».
С того времени за картиной очень нехорошая репутация. Купившему её в 2000 году Киму Смиту постоянно приходят гневные письма с требованием сжечь картину. Также в газетах писали, что в холмах Калифорнии иногда появляются призраки, как две капли воды похожие на детей с картины Стоунхема.

7. Портрет Лопухиной


Наконец, «нехорошая картина» - портрет Лопухиной, написанный Владимиром Боровиковским в 1797 году, через некоторое время стал иметь дурную славу. На портрете была изображена Мария Лопухина, которая скончалась вскоре после написания портрета. Люди стали говорить, что картина «отбирает молодость» и даже «сводит в могилу».
Достоверно неизвестно, кто пустил такой слух, но после того, как Павел Третьяков «бесстрашно» приобрел портрет для своей галереи, разговоры о «загадке картины» поутихли.


Среди мирных пасторалей, благородных портретов и прочих произведений искусства, которые вызывают только положительные эмоции, есть полотна странные и шокирующие. Мы собрали 15 картин, которые заставляют зрителей ужаснуться. Причём все они принадлежат кисти всемирно известных художников.

«Герника»


Одна из самых известных работ Пабло Пикассо «Герника» - повествование о трагизме войны и страданиях невинных людей. Эта работа получила всемирное признание и стала напоминанием об ужасах войны.

«Проигрыш разума перед материей»


«Проигрыш разума перед материей» - картина, написанная в 1973 году австрийским художником Отто Раппом. Он изобразил разлагающуюся человеческую голову, надетую на птичью клетку, в которой лежит кусок плоти.

«Данте и Вергилий в аду»


Картина Адольф Вильям Бугро «Данте и Вергилий в аду» была вдохновлена короткой сценой о битве между двумя проклятыми душами из «Ада» Данте.

«Подвешенный живой негр»


Это ужасное творение Уильяма Блейка изображает раба-негра, который был повешен на виселицу с помощью крючка, продетого через его ребра. Работа основана на рассказе голландского солдата Стэдмена – очевидце подобной жестокой расправы.

«Ад»


Картина «Ад» немецкого художника Ганса Мемлинга, написанная в1485 году, является одной из самых страшных художественных творений своего времени. Она должна была подтолкнуть людей к добродетели. Мемлинг усилил ужасающий эффект сцены, добавив подпись: "В аду искупления нет ".

Дух воды


Художник Альфред Кубин считается крупнейшим представителем символизма и экспрессионизма и известен своими темными символическими фантазиями. «Дух воды» - одна из таких работ, изображающих бессилие человека перед морской стихией.

«Necronom IV»


Это страшное творение известного художника Ганса Рудольфа Гигера было вдохновлено известным фильмом «Чужой». Гигер страдал от ночных кошмаров и его все картины были вдохновлены этими видениями.

«Свежевание Марсия»


Созданная художником времен итальянского Возрождения Тицианом картина «Свежевание Марсия» в настоящее время находится в Национальном музее в Кромержиже в Чехии. Художественное произведение изображает сцену из греческой мифологии, где с сатира Марсия сдирают кожу за то, что он осмелился бросить вызов богу Аполлону.

«Крик»

Крик является известнейшим полотном норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. На картине на фоне неба цвета крови изображён отчаянно кричащий человек. Известно, что "Крик" был вдохновлен безмятежной вечерней прогулкой, во время которой Мунк стал свидетелем кроваво-красного заходящего солнца.

«Gallowgate Lard»


Эта картина ни что иное, как автопортрет шотландского автора Кена Карри, который специализируется на мрачных, социально-реалистических картинах. Любимая тема Карри - мрачная городская жизнь шотландского рабочего класса.

«Сатурн, пожирающий своего сына»


Одна из самых известных и зловещих работ испанского художника Франсиско Гойя была нарисована на его стене дома в 1820 - 1823. «Сатурн, пожирающий своего сына» основан на греческом мифе о титане Хроносе (в Риме - Сатурн), который опасался, что будет свергнут одним из своих детей и съедал их сразу после рождения.

«Юдифь, убивающая Олоферна»


Казнь Олоферна изображали такие великие художники, как Донателло, Сандро Боттичелли, Джорджоне, Джентилески, Лукас Кранах старший и многие другие. На картине Караваджо, написанной в 1599 году, изображён самый драматичный момент этой истории - обезглавливание.

«Кошмар»


Картина «Кошмар» швейцарского живописца Генриха Фюзели была впервые показана на ежегодной выставке Королевской Академии в Лондоне в 1782 году, где она шокировала и посетителей, и критиков.

«Избиение младенцев»


Это выдающееся произведение искусства Петера Пауля Рубенса, состоящее из двух картин, было создано в 1612, как полагают, под влиянием работ известного итальянского художника Караваджо.

Если картины показались чересчур мрачными, чтобы повесить их дома, можно воспользоваться одним из .

Изобразительное искусство способно подарить целую гамму эмоций. Некоторые картины заставляют вглядываться в них часами, другие же буквально шокируют, изумляют и взрывают мировоззрение. Есть такие шедевры, которые заставляют задуматься и искать тайный смысл. Некоторые картины окутаны мистическими загадками, в других же главное - их непомерно высокая цена.

В истории мировой живописи странных картин немало. В нашем рейтинге умышленно не будет упоминать Сальвадора Дали, который был мастером в таком жанре и чье имя первым приходит на ум. И хотя само понятие странности носит субъективный характер, можно выделить те известные работы, которые явно выбиваются из общего ряда.

Эдвард Мунк "Крик". Работа размером 91х73,5 см была создана в 1893 года. Мунк писал ее маслом, пастелью и темперой, сегодня картина хранится в Национальной галерее Осло. Творение художника стало знаковым для импрессионизма, это вообще одно из самых известных на сегодня картин в мире. Сам Мунк так поведал историю ее создания: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями. В это время солнце садилось. Вдруг небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор. Я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я все стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу". Есть две версии толкования смысла нарисованная. Можно считать, что изображенный персонаж охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижав руки к ушам. Другая же версия гласит, что человек закрыл свои уши от кричащего вокруг него крика. Всего Мунк создал целых 4 версии "Крика". Некоторые специалисты считают, что эта картина является классическим проявлением того маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. Когда Мунк пролечился в клинике, к этому полотну он уже не возвращался.

Поль Гоген "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?". В бостонском музее изящных искусств можно найти эту работу импрессиониста размером 139,1х374,6 см. Написана она маслом на холсте в 1897-1898 годах. Эта глубокая работа была написана Гогеном на Таити, куда он удалился от суеты парижской жизни. Картина стала настолько важной для художника, что по ее окончании он даже хотел покончить с собой. Гоген считал, что она на голову лучше всего, что он создал до этого. Художник полагал, что не сможет уже создать что-то лучшее или похожее, ему просто не к чему больше стремиться. Гоген прожил еще 5 лет, доказав истинность своих суждений. Сам он говорил, что его главную картину надо рассматривать справа налево. На ней присутствуют три основные группы фигур, которые и олицетворяют те вопросы, которыми озаглавлено полотно. Три женщины с ребенком показывают начало жизни, в середине люди символизируют зрелость, старость же представлена пожилой женщиной, которая ждет своей смерти. Кажется, что она смирилась с этим и думает о чем-то своем. У ее ног расположилась белая птица, символизирующая бессмысленность слов.

Пабло Пикассо "Герника". Творение Пикассо хранится в мадридском музее королевы Софии. Большая картина размером 349 на 776 см написана маслом на холсте. Это полотно-фреска была создана в 1937 году. Картина рассказывает о налете фашистских летчиков-добровольцев на город Герника. В результате тех событий город с населением в 6 тысяч человек был полностью стерт с лица земли. Эту картину художник создал буквально за месяц. В первые дни Пикассо творил по 10-12 часов, в первых же его набросках уже просматривалась главная идея. В итоге картина стала одной из лучших иллюстраций всех ужасов фашизма, жестокости и человеческого горя. В "Гернике" можно рассмотреть сцена зверства, насилия, смерти, страданий и беспомощности. Хотя причины такого явно не указаны, они ясны из истории. Говорят, что в 1940 году Пабло Пикассо в Париже даже вызывали в Гестапо. Его сразу же спросили: "Вы это сделали?". На что художник ответил: "Нет, это сделали Вы".

Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини". Эта картина была написана в 1434 году маслом по дереву. Размеры шедевра составляют 81.8х59.7 см, а хранится он в Лондонской национальной галерее. Предположительно на картине изображен Джованни ди Николао Арнольфини вместе со своей супругой. Работа является одной из самых сложных в западной школе живописи времен Северного Возрождения. В этой знаменитой картине огромное количество символов, аллегорий и различных зацепок. Чего стоит только подпись художника "Ян ван Эйк был тут". В итоге картина является не просто произведением искусства, а настоящим историческим документом. Ведь на ней изображено реальное событие, которое запечатлел ван Эйк. Эта картина в последнее время стала очень популярна в России, ведь невооруженным взглядом заметно сходство Арнольфини с Владимиром Путиным.

Михаил Врубель "Демон сидящий". В Третьяковской галерее хранится этот шедевр Михаила Врубеля, написанный им маслом в 1890 году. Размеры холст - 114х211 см. Изображенный тут демон удивляет. Он предстает грустным юношей с длинными волосами. Обычно люди не так представляют злых духов. Сам же Врубель о своем самом знаменитом полотке говорил, что в его понимании демон не столько злобный дух, сколько страдающий. При этом нельзя отказать ему во властности и величавости. Демон Врубеля является образом, прежде всего духа человека, царящей внутри нас постоянной борьбы с самим собой и сомнений. Это существо в окружении цветов трагически сцепило руки, его огромные глаза с грустью смотрят вдаль. Вся композиция выражает стеснение фигуры демона. Он будто бы зажат в этом образе между верхом и низом рамы картины.

Василий Верещагин "Апофеоз войны". Картина была написана в 1871 году, но в ней автор словно бы предвидел ужасы будущих Мировых войн. Холст размером 127х197 см хранится в Третьяковской галерее. Верещагин считается одним из самых лучших баталистов в российской живописи. Однако войны и сражения он писал отнюдь не потому, что любил их. Художник средствами изобразительного искусства пытался передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин даже пообещал больше не писать батальных картин. Ведь горе каждого раненного и убитого солдата художник воспринимал слишком близко к сердцу. Результатом такого проникновенного отношения к этой тематике и стал "Апофеоз войны". Страшная и завораживающая картина изображает гору человеческих черепов на поле с воронами вокруг. Верещагин создал эмоциональное полотно, за каждым черепом в огромной груде прослеживается история и судьба личностей и близких им людей. Сам художник саркастически называл эту картину натюрмортом, ведь на нем изображена мертвая природа. Все детали "Апофеоза войны" кричат о смерти и пустоте, это видно даже в желтом фоне земли. А синева неба только подчеркивает смерть. Идея ужасов войны подчеркивает дырками от пуль и следами сабель на черепах.

Грант Вуд "Американская готика". Эта небольшая картина имеет размера 74 на 62 см. Она была создана в 1930 году, а сейчас хранится в Чикагском институте искусств. Картина является одним из самых известных примеров американского искусства прошлого века. Уже в наше время имя "Американской готики" часто упоминается в СМИ. Картина изображает довольно мрачного отца и его дочь. Многочисленные детали рассказывают о суровости, пуританстве и закостенелости этих людей. У них недовольные лица, посередине картины оказались агрессивные вилы, а одежда пары является старомодной даже по меркам того времени. Даже шов на одежде фермера повторяет форму вил, удваивая угрозу тем, кто посягнет на его образ жизни. Детали картины можно изучать бесконечно, физически ощущая дискомфорт. Интересно, что в свое время на конкурсе в Чикагском институте искусств картина была принята судьями, как юмористическая. А вот жители Айовы обидели на художника за то, что он выставил их в таком неприглядном ракурсе. Моделью для женщины выступила сестра Вуда, а вот прототипом сердитого мужчины стал зубной врач живописца.

Рене Магритт "Влюбленные". Картина была написана в 1928 году маслом на холсте. При этом существует два ее варианта. На одном из них мужчина и женщина целуются, вот только их головы закутаны белой тканью. На другой версии картины влюбленные смотрят на зрителя. Нарисованное и удивляет, и завораживает. Фигуры без лиц символизируют слепоту любви. Известно, что влюбленные не видят никого вокруг, мы же не можем разглядеть их истинных чувств. Даже друг для друга эти люди, ослепленные чувством, на самом деле загадка. И хотя основной посыл картины и кажется понятным, "Влюбленные" все равно заставляют смотреть на них и думать о любви. У Магритта вообще почти все картины являются ребусами, разгадать которые полностью невозможно. Ведь эти полотна ставят главные вопросы о смысле нашей жизни. В них художник говорит об иллюзорности того, что мы видим, о том, что вокруг нас много таинственных вещей, которых мы стараемся не замечать.

Марк Шагал "Прогулка". Картина была написана маслом на холсте в 1917 году, сейчас она хранится в Государственной Третьяковской Галерее. В своих работах Марк Шагал обычно серьезен, но тут он позволил себе проявить чувства. Картина выражает личное счастье художника, в ней полно любви и аллегорий. Его "Прогулка" является автопортретом, где Шагал изобразил рядом с собой свою супругу Беллу. Его избранница парит в небе, она вот-вот утащит туда и художника, который и так почти уже оторвался от земли, касаясь ее только кончиками обуви. В другой руке мужчины - синица. Можно сказать, что так Шагал изобразил свое счастье. У него и журавль в небе в виде любимой женщины, и синица в руках, под которой он подразумевал свое творчество.

Иероним Босх "Сад земных наслаждений". Этот холст размером 389х220 см хранится в испанском музее Право. Босх написал картину маслом на дереве в 1500-1510 годы. Это самый знаменитый триптих Босха, хотя картина и имеет три части, названа она по имени центральной, посвященной сладострастию. Вокруг смысла странной картины постоянно ведутся споры, нет такого ее толкования, которое бы признали единственно верным. Интерес к триптиху появляется из-за множества мелких деталей, которыми и выражена главная идея. Есть тут полупрозрачные фигуры, необычные сооружения, чудовища, воплотившиеся ночные кошмары и видения и адские вариации реальности. На все это художник смог взглянуть острым и испытующим взглядом, сумев соединить непохожие элементы в единое полотно. Некоторые исследователи пытались увидеть в картине отображение человеческой жизни, которую автор показал тщетной. Другие нашли образы любви, кто-то обнаружил торжество сладострастия. Однако сомнительно, что автор пытался прославить плотские наслаждения. Ведь фигурки людей изображены с холодной отстраненностью и простодушием. Да и церковные власти довольно благосклонно отнеслись к этой картине Босха.

Густав Климт "Три возраста женщины". В Римской Национальной галерее современного искусства располагается эта картина. Квадратное полотно шириной 180 см было написано маслом на холсте в 1905 году. Эта картина выражает одновременно и радость, и печаль. Художник в трех фигурах смог показать всю жизнь женщины. Первая, еще ребенок, крайне беззаботная. Зрелая женщина выражает умиротворение, а последний возраст символизирует отчаяние. При этом средний возраст органично вплетен в жизненный орнамент, а старый заметно выделяется на его фоне. Явный контраст между молодой женщиной и пожилой является символом. Если расцвет жизни сопровождается многочисленными возможностями и изменениями, то последняя фаза - это закоренелое постоянство и конфликт с действительностью. Такая картина привлекает внимание и заставляет задуматься о замысле художника, его глубине. В ней вся жизнь с ее неизбежностью и метаморфозами.

Эгон Шиле "Семья". Этот холст размером 152.5х162.5 см написан маслом в 1918 году. Ныне он хранится в венском "Бельведере". Учителем Шиле являлся сам Климт, однако ученик вовсе не старался его старательно копировать, ища свои методы выражения. Можно смело утверждать, что работы Шиле еще куда более трагичные, пугающие и странные, чем у Климта. Некоторые элементы сегодня назвали бы порнографическими, есть тут множество разных перверсий, во всей красоте присутствует натурализм. При этом картины буквально пронизаны каким-то щемящим отчаянием. Вершиной творчества Шиле и его самой последней картиной является "Семья". В этом полотне отчаяние доведено к максимуму, при этом само произведение для автора оказалось наименее странным. После того, как от испанского гриппа скончалась беременная жена Шиле, и незадолго до его смерти был создан этот шедевр. Между двумя смертями прошло всего 3 дня, их хватило художнику, чтобы изобразить себя с супругой и своего, так и не рожденного ребенка. На тот момент Шиле было всего 28 лет.

Фрида Кало "Две Фриды". Картина появилась на свет в 1939 году. Мексиканская художница Фрида Кало стала известна после выхода в свет кинокартины о ней с Сальмой Хайек в главной роли. В основе творчества художницы лежали ее автопортреты. Сама она объясняла этот факт так: "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего". Интересно, что ни на одном из своих полотен Фрида не улыбается. Ее лицо серьезно, даже в чем-то скорбно. Сросшиеся густые брови и едва заметные усики над сжатыми губами выражают максимальную серьезность. Идеи же картин кроются в фигурах, фоне и деталях того, что окружают Фриду. Символика картин опирается на национальные традиции Мексики, тесно переплетаясь со старой индейской мифологией. "Две Фриды" является одной из самых лучших картин мексиканки. В ней оригинальным образом отображены мужское и женское начало, имеющих единую кровеносную систему. Таким образом, художница показала единство и целостность этих двух противоположностей.

Клод Моне "Мост Ватерлоо. Эффект тумана". В Санкт-Петербургском Эрмитаже можно найти эту картину Моне. Она была написана маслом на холсте в 1899 году. При близком рассмотрении картины она предстает фиолетовым пятном с нанесенными на него густыми мазками. Однако отдаляясь от полотна, зритель понимает всю его магию. Сперва становятся видны неясные полуокружности, проходящие по центру картины, проявляются очертания лодок. А с расстояния в пару метров можно увидеть уже все элементы картины, которые связываются в логическую цепочку.

Джексон Поллок "Номер 5, 1948". Поллок является классиком жанра абстрактного экспрессионизма. Его самая известная картина является на сегодня самой дорогой в мире. А нарисовал ее художник в 1948 году, просто разливая масляную краску по фибролиту размером 240х120 см полу. В 2006 году эта картина была продана на аукционе "Сотбис" на 140 миллионов долларов. Предыдущий хозяин, коллекционер и кинопродюсер Дэвид Гиффен, продал ее мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу. Поллок говорил, что решил отойти от таких привычных инструментов художника, как мольберт, краски и кисти. Его инструментами стали палочки, ножи, совки и льющаяся краска. Он использовал также смесь ее с песком или даже битое стекло. Начиная творить. Поллок отдается вдохновению, не осознавая даже, что делает. Только потом приходит осознание совершенного. При этом у художника нет страха разрушить образ или изменить его ненароком - картина начинает жить собственной жизнью. Задача Поллока - помочь ей родиться, выйти наружу. А вот если мастер потеряет контакт со своим творением, то на выходе получится хаос и грязь. В случае успеха картина воплотит в себе чистую гармонию, легкость получения и воплощения вдохновения.

Жоан Миро "Мужчина и женщина перед кучей экскрементов". Эта картина ныне хранится в фонде художника в Испании. Она написана маслом на листе меди в 1935 году всего за неделю с 15 по 22 октября. Размер творения всего 23х32 см. Несмотря на такое провокационное название, картина говорит об ужасах гражданских войн. Сам автор, таким образом, изобразил события тех лет, происходящие в Испании. Миро попытался показать период беспокойства. На картине можно рассмотреть неподвижных мужчину и женщину, которые, тем не менее, тянутся друг к другу. Полотно насыщено зловещими ядовитыми цветами, вместе с увеличенными половыми органами это выглядит нарочито отвратительно и гадливо сексуально.

Яцек Йерка "Эрозия". В работах этого польского неосюрреалиста картины действительности, переплетаясь, порождают новую реальность. В чем-то даже умилительные картины являются крайне детальными. В них чувствуются отголоски сюрреалистов прошлого, от Босха до Дали. Йерка рос в атмосфере средневековой архитектуры, чудом уцелевшей после бомбежек Второй мировой войны. Рисовать он начал еще до поступления в университет. Там попытались было изменить его стиль на более современный и менее детализированный, но сам Йерка сохранил свою индивидуальность. Сегодня его необычные картины выставляются не только в Польше, но и в Германии, Франции, Монако, США. Есть они в ряде коллекций по всему миру.

Билл Стоунхэм "Руки противятся ему". Картина, написанная в 1972 году классикой живописи назвать тяжело. Однако нет никаких сомнений, что она входит в число самых странных творений художников. На картине изображен мальчик, рядом с ним стоит кукла, а сзади к стеклу прижаты многочисленные ладошки. Это полотно странное, загадочное и в чем-то мистическое. Оно уже обросло легендами. Говорят, что из-за этой картины кто-то умер, а дети на ней - живые. Выглядит она и вправду жутковато. Неудивительно, что людям с больной психикой картина навевает страхи и жуткие фантазии. Сам же Стоунхэм заверял, что нарисовал самого себя в возрасте 5 лет. Дверь же за мальчиком является барьером между реальностью и миром сновидений. Кукла же является проводником, которая может проводить ребенка из одного мира в другой. Руки же являются альтернативными жизнями или возможностями человека. Картина стала знаменитой в феврале 2000 года. Ее выставили на продажу на eBay, поведав, что на ней есть привидения. В итоге "Руки противятся ему" была куплена за 1025 долларов Кимом Смит. Вскоре покупатель был буквально завален письмами со страшными историями, связанными с картиной, и требованиями уничтожить это полотно.

Если не брать всерьез течение реализма, то живопись всегда отличалась от других жанров искусства своей странностью. Метафоричность изобразительных образов, поиск новых форм и оригинальных средств выражения художников - всё это способствует гигантскому отрыву живописи от реальности. Писать очевидно для стоящего художника творческой смерти подобно. В картине должна быть глубина и подтекст, чехарда смыслов. В какой-то работе их больше, в какой-то меньше, но есть и такие, где их количество зашкаливает. Эти картины называют странными, их истинный смысл известен одному только автору. Вот 10 самых странных из них:

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» - Лондонская национальная галерея, Лондон

1434, дерево, масло. 81.8х59.7 см

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены
является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи
Северного Возрождения.

Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами,
аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк
был здесь», что превратило ее не просто в произведение искусства, а в
исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на
котором присутствовал художник.

В России последних лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

Эдвард Мунк "Крик" - Национальная галерея, Осло

1893, картон, масло, темпера, пастель. 91х73,5 см

"Крик" считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

"Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно
небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и
оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным
фиордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от
волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», говорил Эдвард
Мунк об истории создания картины.

Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и
безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от
звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и
есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза,
от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не
возвращался к работе над полотном.

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» - Музей изящных искусств, Бостон

1897-1898, холст, масло. 139,1х374,6 см

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была
написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он
хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что «Я верю, что это
полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не
создам что-то лучше или даже похожее».

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три
основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три
женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа
символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной
группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти,
кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног
«странная белая птица… представляет бесполезность слов».

Пабло Пикассо «Герника» - Музей королевы Софии, Мадрид

1937, холст, масло. 349х776 см

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году,
рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город
Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью
уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы
над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках
можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара
фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и
беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны.
Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже.
Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» - «Нет, это сделали вы».

Михаил Врубель «Демон сидящий» - Третьяковская галерея, Москва

1890, холст, масло. 114х211 см

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный
длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о
том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой
известной своей картине:

«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при
всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа,
внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с
печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов.
Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого
между верхней и нижней перекладинами рамы.

Василий Верещагин «Апофеоз войны» - Государственная Третьяковская галерея, Москва

1871, холст, масло. 127х197 см

Верещагин - один из главных российских художников-баталистов, но он
рисовал войны и сражения не потому что любил их. Наоборот, он пытался
передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в
пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду — баста!
Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально)
горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа
стала страшная и завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой
изображено поле, вороны и гора человеческих черепов.

Картина написана так глубоко и эмоционально, что за каждым черепом,
лежащим в этой куче, начинаешь видеть людей, их судьбы и судьбы тех, кто
этих людей больше не увидит. Сам же Верещагин с печальным сарказмом
называл полотно «натюрмортом» - на нем изображена «мертвая природа».

Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит, символизируют смерть и
опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею
«Апофеоза войны» выражают также шрамы от сабель и дыры от пуль на
черепах.

Грант Вуд «Американская готика» - Чикагский институт искусств, Чикаго

1930, масло. 74х62 см

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в
американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI
столетий.

Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые
указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по
меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера,
повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто
посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от
неуюта.

Интересно, что судьи конкурса в Чикагском институте искусств
восприняли «Готику» как «юмористическую валентинку», а жители штата
Айова страшно обиделись на Вуда за то, что тот изобразил их в столь
неприятном свете.

Рене Магритт «Влюбленные» -

1928, холст, масло

Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На
одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на
другом - «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя
фигурами без лиц Магритт передал идею и слепоте любви. О слепоте во всех
смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а
кроме того, влюбленные - загадка даже друг для друга. Но при этой
кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских
влюбленных и думать о них.

Едва ли не все картины Магритта - это ребусы, которые полностью
разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия.
Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой
таинственности, которую мы обычно не замечаем.

Марк Шагал «Прогулка» - Государственная Третьяковская Галерея

1917, холст, масло

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал
восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и
любовью. «Прогулка» - это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая
парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле
непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала
синица - он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его
живопись), и журавль в небе.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений» - Прадо, Испания

1500-1510, дерево, масло. 389х220 см

«Сад земных наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха,
получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху
сладострастия. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований
картины не признано единственно верным.

Непреходящее очарование и одновременно странность триптиха
заключается в том, как художник выражает главную идею через множество
деталей. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими
сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими
карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно
острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение
жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие —
торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с
которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к
этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться,
что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.