На затылке кепи…. Я иду долиной. На затылке кепи

Текст стихотворения Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи…» кажется веселым и задорным. Поэт, наряженный по-заграничному (в кепи, лайковых перчатках и английском костюме) приезжает в деревню. Но тут весь лоск моментально слетает с него, стоит лишь ему увидеть «нарядных мужиков и баб», которые работают на покосе. Лирический герой не выдерживает, скидывает свой костюмчик, хватает косу и с наслаждением принимается за работу. Разбирая произведение в классе на уроке литературы, надо обратить внимание на анафоры (во второй строфе), повторы («выйду») и параллелизм («что-то шепчут грабли, что-то свищут косы») – в третьей. Обязательно надо остановиться на сопоставлении труда крестьянского с трудом поэта («Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка - но косой выводят строчки хоть куда…»), причем лирический герой явно склоняется к тому, что «строчки» косца важнее, чем строки поэта. Они внятны лошади, барану и корове. Поэтому в стихотворении можно заметить и грустные нотки: поэт не уверен в важности дела своей жизни.

Начиная читать стих «Я иду долиной. На затылке кепи…» Есенина Сергея Александровича, можно упомянуть и о том, что написано произведение в 1925 году после недельного пребывания поэта в Константинове, где он успел и в покосе поучаствовать, и в рыбалке.

Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.

Я – беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни – сердцем подпевать,
Только бы струилась легкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.

Выйду за дорогу, выйду под откосы,-
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
“Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

На земле милее. Полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?
Размахнись косою, покажи свой пыл”.

Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка –
Но косой выводят строчки хоть куда.
Под весенним солнцем, под весенней тучкой
Их читают люди всякие года.

К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу –
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?

Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.

В этих строчках – песня, в этих строчках – слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату теплым молоком.

«Я иду долиной. На затылке кепи…» - стихотворение, относящееся к позднему творчеству Есенина . В нем он обращается к любимой деревенской теме, а также затрагивает вопросы, касающиеся назначения поэта и поэзии. Произведение отличается экспрессивностью, которая достигается за счет употребления неполных предложений, риторических вопросов и восклицаний, междометий.

Краткая история создания

В начале июля 1925 года Есенин меньше чем на неделю уехал из Москвы в родное село Константиново. Как вспоминала сестра поэта, значительную долю времени он пробыл на свежем воздухе. Погода тому способствовала – стояли сухие и теплые дни. Есенин успел помочь отцу на сенокосе, несколько суток провел в компании работников рыбацкой артели. Под впечатлением от поездки в Константиново поэт в середине июля написал стихотворение «Я иду долиной. На затылке кепи…».

Сюжет и композиция

Стихотворение характеризуется наличием четкого сюжета. Лирический герой прогуливается по деревенским окрестностям, любуясь прекрасными пейзажами. Ему на глаза попадаются местные жители, трудящиеся в поле. Крестьяне начинают провоцировать его. Они просят героя размахнуться косою, «показать свой пыл». Тот соглашается – снимает модный английский костюм и не без удовольствия принимается за работу.

В основе композиции стихотворения лежит принцип контраста. В частности, это касается настроения произведения. Начало – беспечное, веселое, беззаботное. Ближе к финалу текст становится более серьезным, приобретает философский оттенок. Кроме того, лирический герой изначально явно противопоставлен крестьянам. Они – простые труженики. Он – поэт, витающий в облаках. Впрочем, в конце Есенин обозначает их близость. Поэт берется за косу и тем самым показывает, что не забыл свои деревенские корни.

Тематика стихотворения

Основная тема стихотворения – тема поэта и поэзии. В произведении крестьянский труд противопоставляется творческой работе. При этом смысловая оригинальность заключается в том, что предпочтение лирический герой в итоге отдает именно деятельности простых деревенских жителей. По его мнению, косой выводятся «строчки хоть куда», которые люди «читают всякие года». Более того – эти строчки доступны не только человеку, но и животным – лошадям, баранам, коровам. Что касается поэзии, то исходя из логики стихотворения, она подобной ценностью не обладает.

Образ лирического героя

Лирический герой стихотворения – молодой поэт, «беспечный парень». В начале стихотворения Есенин изображает его франтоватым модником, одетым в английский костюм. В финале становится понятно, что герой не забыл о своей малой родине, что он уважительно относится к крестьянскому труду и еще помнит, каково это – трудиться в поле. В нем будто живут две личности. Первая – поэт, зарабатывающий творчеством. Вторая – обычный деревенский парень.

Размер, рифмы и тропы

Стихотворение написано шестистопным хореем, при этом часто встречается пиррихий. Рифмы есть как мужские, так и женские. Рифмовка использована перекрестная.

В стихотворении можно обнаружить ряд средств художественной выразительности. Среди них – эпитеты («розовые степи»), анафора (в трех последних строках второй строфы), риторические вопросы и восклицания («…Памятью деревни я ль не дорожу?»).

Литературное направление

Стихотворение «Я иду долиной. На затылке кепи…» в наибольшей степени тяготеет к новокрестьянской поэзии (ее представителем Есенин был в начале творческого пути). В произведении затрагивается тема деревенской России. Крестьянский мир в целом и его составляющие в частности здесь поэтизируются. Например, лирический герой замечает, что в выводимых косою строчках слышится песня, в них присутствует слово.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина

Читает М. Ульянов

Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.

Я - беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни - сердцем подпевать,
Только бы струилась легкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.

Выйду за дорогу, выйду под откосы -
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы…
«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

На земле милее. Полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?
Размахнись косою, покажи свой пыл».

Ах, перо - не грабли, ах, коса - не ручка,-
Но косой выводят строчки хоть куда.
Под весенним солнцем, под весенней тучкой
Их читают люди всякие года.

К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу -
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?

Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.

В этих строчках - песня, в этих строчках - слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату теплым молоком.

ЕСЕНИН Сергей Александрович (21.09/3.10.1895-28.12.1925), русский поэт. Родился в рязанском селе Константинове. Рано начал сочинять стихи. Окончил земское училище и учительскую школу.
В 1912 Есенин переехал в Москву. В его ранней лирике ощутимо влияние крестьянских поэтов И. 3. Сурикова, И. С. Никитина, С. Д. Дрожжина.
В 1914 первая публикация: стихотворение "Береза". Весной 1915 переезжает в Петроград, где знакомится с Н. А. Клюевым, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, А. А. Блоком. Блок высоко оценил стихи Есенина: "свежие, чистые, голосистые". В 1916 выходит первый сборник его стихов "Радуница".
Затем следуют книги "Преображение" и "Голубень" (1918), "Трерядница" (1920), "Москва кабацкая" и "Стихи" (1924), "Персидские мотивы" н "О России и Революции" (1925).
К н. 1920-х относятся наиболее значительные произведения Есенина: поэмы "Русь уходящая", "Песнь о великом походе", "Русь советская", "Анна Снегина", "Черный человек"; драматические поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев".
В 1922-23 Есенин совершает длительную поездку по Западной Европе и США. В 1924 - 25 путешествует по Закавказью (сб. "Персидские мотивы").

В последние годы жизни Есенин активно выступал против еврейского засилья в России. Против него и его друзей фабрикуется дело по обвинению в антисемитизме, за которое по тем временам полагался расстрел. Затравленный еврейскими большевиками, поставленный в невыносимые условия существования, русский поэт погиб при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия ("самоубийство") отрицается многими исследователями. Скорее всего следует говорить о тайном убийстве по приказанию большевистских властей.

Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.

Я - беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни - сердцем подпевать,
Только бы струилась легкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.

Выйду за дорогу, выйду под откосы -
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы…
“Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

На земле милее. Полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?
Размахнись косою, покажи свой пыл”.

Ах, перо - не грабли, ах, коса - не ручка,-
Но косой выводят строчки хоть куда.
Под весенним солнцем, под весенней тучкой
Их читают люди всякие года.

К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу -
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?

Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.

В этих строчках - песня, в этих строчках - слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату теплым молоком.

Я иду долиной. На затылке кепи… читает Сергей Безруков

«Я иду долиной. На затылке кепи…» Сергей Есенин

Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.

Я — беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни — сердцем подпевать,
Только бы струилась легкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.

Выйду за дорогу, выйду под откосы,-
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

На земле милее. Полно плавать в небо.

Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?
Размахнись косою, покажи свой пыл».

Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка —
Но косой выводят строчки хоть куда.
Под весенним солнцем, под весенней тучкой
Их читают люди всякие года.

К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?

Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.

В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату теплым молоком.

Анализ стихотворения Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи…»

В ночь с девятого на десятое июля 1925 года Есенин уехал из Москвы на родину – в село Константиново. Пробыл он там меньше недели. Погода стояла сухая и тихая. Деревенские жители занимались сенокосом. Согласно воспоминаниям младшей сестры Сергея Александровича, большую часть времени поэт предпочел провести вне стен дома. Он успел помочь отцу с заготовкой сена, уехать на пару дней вместе с рыбачьей артелью. Вернувшись из Константиново, Есенин написал стихотворение «Я иду долиной. На затылке кепи…». В нем отразились впечатления, полученные от поездки на родину, в частности, от общения с местными жителями.

В начале произведения лирический герой предстает перед читателями этаким заграничным франтом – «на затылке кепи», лайковые перчатки, английский костюм. У него отличное настроение: он чувствует себя молодым, беспечным. В ходе прогулки ему встречаются работающие в поле мужики и бабы. Пересечение это позволяет Сергею Александровичу раскрыть сложность взаимоотношений лирического героя с обитателями Константиново. Крестьяне будто подзадоривают его, призывая размахнуться косою, показать молодецкую удаль. При этом они характеризуют поэта как человека весьма легкомысленного:
…Полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Герой вызов принимает. Он решает вспомнить свое крестьянское прошлое, показать, что до сих пор не чурается физического труда, по-прежнему дорожит памятью деревни. В итоге поэт получает настоящее удовольствие от косьбы. Ему льстит мысль, что его работа принесет видимые плоды. «Выведенные по долу травяные строчки» по достоинству оценят лошадь, баран, корова. Последняя еще и отплатит вкусным молоком. Получается, в стихотворении «Я иду долиной. На затылке кепи…» Есенин признает, что простой крестьянский труд гораздо полезнее поэтического творчества.

Сергей Александрович довольно рано покинул родной дом – в четырнадцать лет он начал обучение в церковно-приходской школе, расположенной в Спас-Клепиках. После ее окончания поэт отправился в Москву. Тем не менее, на протяжении всей жизни Есенин не забывал о своих корнях – ему часто вспоминалось Константиново. Нередко он приезжал домой, чтобы повидаться с родственниками, старыми друзьями. Эти визиты часто оказывались спасением для Сергея Александровича. Пребывание в любимом селе помогало ему отдохнуть от города, прикоснуться к истокам, вновь почувствовать себя живым.