Молох в мифологии — демон, бог удачи, идол и жертвоприношение. Мифология: Молох. Значение имени и суть божества

Где-то далеко, на другом конце планеты, в пустынных районах Австралии живет «колючий дьявол» — ящерица из семейства агам. «Колючий», потому что каждый сантиметр ее тела покрыт огромными шипами – колючками, а «дьявол», потому что действительно в ее внешнем виде есть нечто дьявольское, например, большие рога.


Название «молох» эта ящерица получила от исследователя Джона Грея, который описал ее в 1841 году. В языческой мифологии Молохом звали божество, которому, согласно преданиям, приносили человеческие жертвы. В результате оно стало символом зла. Но наш герой совсем безобидный. Столь необычный и устрашающий внешний вид необходим ему для защиты от хищников.


Эта 12-15-сантиметровая ящерица имеет уплощенное широкое туловище, маленькую голову и мощные лапы с короткими пальцами. Ну, и конечно же хвост.

Небольшая ящерица

Окраска по всему телу различная. Так спинка и бока могут быть окрашены в коричнево-желтый, каштаново-бурый или красно-оранжевый цвета с ярким рисунком в виде темных пятен, напоминающих ромбы. Брюшко – светлое с рисунком из продольных и поперечных темных полос.




Все тело молоха покрыто «колючками», которые представляют собой кожаные выросты, окруженные видоизмененными роговыми щитками. Самые крупные из них располагаются на голове над каждым глазом, на верхней стороне шеи и по бокам туловища.


"Рога"

На шее молоха расположен большой шишковидный нарост, иногда достигающий размеров головы ящерицы. Он также покрыт шипами. Так как у этого животного нет особых приспособлений для защиты, то оно использует следующие уловки. В моменты опасности молох опускает голову вниз, выставляя вперед этот нарост, который по форме и цвету очень напоминает его голову. Так что, если противник укусит за него, то это будет не так страшно.


Нарост на шее по форме и цвету очень похож на голову ящерицы

К тому же змеям, птицам и более крупным ящерицам, например, варанам, придется достаточно повозиться, чтобы проглотить эту ящерицу. Во-первых, этому помешают ее шипы. Во-вторых, молох может раздуть свое тело и достаточно увеличиться в размерах.


Еще одним способом защиты является маскировка. Они, словно хамелеоны, могут менять свою окраску в зависимости от окружающего фона и температуры. В теплую погоду ящерицы приобретают желто-красные цвета, а в холодную – темно-оливковый или тускло-коричневый цвет. Такие перевоплощения могут происходить буквально за считанные минуты.


Наибольшую активность они проявляют в утреннее и дневное время. «Проснувшись» и приведя себя в порядок (сходив в отхожее место) ящерицы отправляются на поиски еды. Точнее искать ее особо и не надо. Молохи питаются исключительно муравьями-фуражирами . Они уже знают, какими тропами передвигаются эти насекомые и каждое утро приходят к определенному месту. За день ящерицы могут съесть от 600 до 2500 муравьев!

Влагу в этих пустынных районах они получают весьма необычным способом. Раньше считалось, что эти ящерицы подобно амфибиям, впитывают влагу через кожу, но это не так. Вода, попадая на тело, впитывается в систему мелких кожных складок и по ним, за счет капиллярной активности поступает ко рту.

Живут они в собственноручно вырытых небольших норках или же целиком закапываются в песок на небольшую глубину. Аналогичные приемы используют и . Зимой и в очень жаркие летние дни они практически не вылезают из своих норок. А вот весной все меняется.


Ведь в это время года наступает сезон размножения, и все ящерицы вылезают на поверхность для поисков партнеров. Вот тут уже они готовы пройти достаточно большие расстояния, чтобы найти себе «вторую половинку».


Самки начинают откладывать яйца в сентябре-декабре. Для этого они выкапывают небольшие норки. Число яиц в кладке не превышает 10 штук. Затем они тщательно закапывают и маскируют вход, а также убирают все следы, ведущие к норке.


Через 3-4 месяца вылупляются 6-миллиметровые детеныши и выбираются на волю. Растут они медленно и лишь к 5 годам достигают размеров взрослой особи. Хотя, если учитывать, что продолжительность их жизни составляет 20 лет, то это нормально.


Молохи по образу жизни, форме тела и даже вкусовым предпочтениям очень схожи с и некоторыми видами круглоголовок. Хотя они относятся к разным семействам и живут на разных континентах. По-научному это явление называется конвергенцией .


- (евр., т. е. царь). Бог огня у аммонитян и моавитян, которому они приносили в жертву людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОЛОХ евр. melech, король, царь. Идол аммонитян и моавитян, которому они… … Словарь иностранных слов русского языка

Молох - Из Библии. Неоднократно встречается в книгах Ветхого Завета (Левит, гл. 18, ст. 21; гл. 20, ст. 2; 4 я Книга царств, гл. 23, ст. 10). Молох имя божества, которому поклонялся древний библейский народ ханаанеян. Описывается в виде некоего медного… … Словарь крылатых слов и выражений

МОЛОХ - МОЛОХ, молоха, мн. нет, муж. 1. Символ жестокой и неумолимой силы, требующей жертв от людей (книжн.). Молох войны. Приносить жертвы молоху. 2. Род австралийской ящерицы (зоол.). (По имени семитического божества Malek, которому приносились… … Толковый словарь Ушакова

МОЛОХ - «МОЛОХ», Россия Германия Япония, ZERO FILM (Германия)/FUSION PRODUCT (Япония)/ГОСКИНО/ЛЕНФИЛЬМ, 1999, цв., 107 мин. Лирическое осмысление истории. Приватный визит Адольфа Гитлера и его присных весной 1942 года в неприступный замок на горе… … Энциклопедия кино

молох - (неправильно Молох) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

МОЛОХ - МОЛОХ, согласно Библии, божество, которому приносились человеческие жертвы (особенно дети); почиталось в Палестине, Финикии и Карфагене. В переносном смысле страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв … Современная энциклопедия

МОЛОХ - согласно Библии, божество, которому приносились человеческие жертвы (особенно дети), почитавшееся в Палестине, Финикии и Карфагене. В переносном смысле страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв …

МОЛОХ - ящерица семейства агам. Тело (дл. до 22 см) покрыто острыми искривленными шипами. Обитает в песчаных пустынях Австралии. Способен менять окраску в зависимости от температуры и освещения. Охраняется … Большой Энциклопедический словарь

Молох - (др. ханаан. слово, в оригинале Молех; вероятно, родственно евр. мелех царь; т.о., М. это, видимо, не имя, а титул), название языч. божества, многократно упоминаемого в Библии. Согл. одной из теорий, масореты (см. Масоретский текст) добавили к… … Библейская энциклопедия Брокгауза

МОЛОХ - МОЛОХ, а, муж. (книжн.). О слепой и беспощадно убивающей силе [первонач. у древних народов: бог солнца, огня и войны, к рому приносились человеческие жертвоприношения]. М. войны. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

МОЛОХ - (греч. Μολόχ), Молех (евр. Molek). До сер. 20 в. считалось (на основании Библии), что М. это почитавшееся в Палестине, Финикии и Карфагене божество, которому приносились человеческие жертвы, особенно дети. Существовала гипотеза, что М. и… … Энциклопедия мифологии

Книги

  • Молох , Куприн Александр Иванович. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии. Учился…

March 13th, 2018


Вы знаете, кто такой был Удача?
Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.
Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним - медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.
Какую жертву принимал Удача?
Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!». И послушай безумных женщин, они говорили друг дружке: «Кума, ты отдашь своего ребенка?», — а та отвечала: «Отдам, чтобы была удача!». Брала баба ребенка из отцовских рук, перекладывала на руки идольскому служителю, он разрезал его на куски и клал на сковородку Удачи, чтобы пожарить. Так до 40-50 детей за раз клал он на ту сковородку»…

Наверное, у многих возникает вопрос. Ведь «молох» в переводе «царь», «царственный». При чем тут вообще удача?
Во многих источниках указано, что это был сильный, мощный демон, который унес много жизней. Много людей поклонялись Молоху в то время. Поэтому не удивительно, что переводится «молох» именно как «царственный».
Взглянем теперь на определения, почитаем о том, что же это был за идол такой вообще.
«Молох (лат. Moloch соб. «царь») — упоминаемое в Библии имя семитского божества, которому поклонялись евреи во время исхода (Амос. 5:26 ) и во времена царя Соломона (3Цар.11:7). Поклонение Молоху отличалось принесением детей в жертву через всесожжение. Бог, давая закон Моисею, уже тогда категорически запретил под страхом смерти подобную форму поклонения иным богам (Лев. 18:21 ; Лев.20:2). Помимо евреев Молоху поклонялись аммонитяне (3Цар.11:7) и финикийцы (им он был известен под именем Мелькарта). Похожий культ практиковали и моавитяне.»
Понятно: страшный, царственный демон, принимавший жертвы младенцев.

А теперь почитаем тексты о словах старца Клеопы на румынском языке и разберемся, как этот Молох связан с удачей. Старец Клеопа из Румынии. И вполне вероятно, что в тексте есть помарки, связанные с переводом, или просто ошибки трактовки. Но если его точно цитируют, то старец говорит о демоне Noroc. На наш язык «noroc» переводится как «удача».
Клеопа Илие говорит: «Кто этот бог Молох или удачи, как сегодня его называют?»
И в некоторых местах слово «удача» употребляет как имя собственное, в текстах оно написано с заглавной буквы.
Какую жертву принимал Удача?
Получается, что речь старец ведет об одном и том же демоне.
Так вот. Если коротко. Говорится в этом тексте о том, что до прихода Христа у людей на каждый грех был свой демон, идол, которого они почитали как божество. Марс, божество войны. Афородита, божество похоти. А вот Молох — божество, идол, которому приносили страшные жертвы детей для получения удачи.
Дальше старец описывает, кем был этот идол Молох. И как женщины носили ему в жертву младенцев, объясняя это тем, что хотят получить удачу. А потом приводит слова пророка Исайи. Если взять современный перевод стихов, о которых он говорит, звучат они так:
«Но тех, кто оставил Господа, Я накажу. Они забыли о Моей святой горе и начали поклоняться удаче и полагаться на неверного бога судьбы.»
Именно поэтому старец Клеопа просит никому не желать удачи, не призывать ее! Потому что фактически, призывая удачу, мы обращаемся не к Господу нашему Иисусу Христу, а к демоническим силам, как когда-то в те идолопоклоннические времена…
«Такого и врагу не пожелаешь!», - говорят в тех случаях, когда происходит какое-то несчастье или беда. Однако мы привыкли постоянно желать друг другу «Удачи», даже не представляя, какое страшное проклятие насылаем на того, кому предназначается данное пожелание!

Дело в том, что Удача или, как нам более известно — Молох, — было главным божеством у семитских народов, которое являлось одним из воплощений Баала (или Ваала, Вельзевулаа, Валтасара), т.е. дьявола. О Ваале в Библии упоминается несколько раз в Книге Судий — 2:11 , 3:7, 10:6; о Молохе — в Книге Амоса 5:26 и 3 Книге Царств 11:7.
Культ Молоху-Ваалу у семитов состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. Внешним символом его постоянно служил phallus, который изображался в виде колонны с усеченной вершиной. При капищах Ваалу жили так называемые кедешимы и кедешомы, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством. Назначение данного культа было в том, чтобы глубоко развратить народ, прибегающий к нему. Плодами данного поклонения стали всем известные печальные события, произошедшие с городами Содом и Гоморра, где культ Ваалу был особо выражен.
Как сейчас, так и ранее, основной чертой семитских народов — поклонников и служителей сатаны, является ложь и лукавство. Не были исключением и жрецы Ваала-Молоха, которые, стараясь завуалировать истинную цель культа, дабы не отпугнуть от ее диавольской сущности людей, распространяли идею о том, что они служат плодородному Солнцу, источнику теплоты и жизненного огня, проявляющегося в нем.
Как и во всех языческих культах, служители Молоха приносили ему жертвы. Как правило, это были человеческие жертвоприношения, которые совершались в честь Молоха через всесожжение, якобы проводя их сквозь солнечный жизненный огонь. Самыми же приятными жертва Ваалу считались новорожденные младенцы, особенно дети знатных фамилий: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:31 ). Дети клались на проcтepтые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костер. Эти чудовищные жертвоприношения совершались ночью при звуках флейт, тамбуринов и лир, которые заглушали крики несчастных детей, а так же усиливали возбуждение в народе. Алтари богов постоянно обагрялись кровью детей, в годы же крупных празднеств или в годины бедствий людей и в частности детей приносили в жертву сотнями и тысячами.
«Сначала приближается Молох, ужасный король, забрызганный кровью человеческих жертв и слезами отцов и матерей. Но из-за шума барабанов не слышны крики их детей, когда их бросают в огонь в честь страшного идола», — Джон Мильтон «Потерянный рай».

«Статуя Молоха сооружённая специально для принятия человеческих жертвоприношений и сожжения их. Она была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертв до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса… дети клались живыми на страшные докрасна раскалённые ладони чудовища. Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе они не только лишились бы всякого почёта, подобающего им вследствие оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежних. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена. Барабаны и флейты поддерживали беспрерывный шум не только для того, чтобы заглушить вопли жертв, но чтобы усилить возбуждение в народе». [Рагозина З. А. История Ассирии. СПб.: И-е А. Ф. Маркса, 1902. С. 151-152].

Как было уже указано выше, Молох-Валаам имел также прозвище «Удача». Почему? Потому что считалось, что семью, которая принесла в жертву божеству своего ребенка, непременно ждет удачный год с плане земледельческих работ и сбора урожая. Посему, когда жрецы Молоха привозили отлитого из меди или серебра своего идола на двухколесной тележке в очередное селение, они хлопали в ладоши и кричали «Кто хочет удачи в делах, неси жертву Ваалу!» Тогда безумные женщины брали своих младенцев и отдавали их служителям сатаны...
Такого рода ритуальные детоубийства впоследствии были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью (Лев. 18:21 ; Лев.20:2), однако вплоть до Вавилонского плена (586 до н.э.) семиты не прекращали их практиковать.
Но бытует мнение что изначально, за долго до появления собственно славянских языков, это означает, что после коллективной охоты, человек по заслугам оказался у раздачи трофеев, то есть «У дачи». А та ЧАСТЬ добычи, которую ему выделили — его УЧАСТЬ. Позднее, когда охота перестала играть большую роль, эти понятия были расширены. Удача — это уд+дача. Уд — одно из славянских названий мужского причинного места. Удача — изначально, означает, что мужику от дам обломилось. Отсюда образное выражение «удить рыбу». Если посмотреть с боку на рыбака стоящего с удочкой, все сразу станет понятно. Потом к этому слову присоединились уд+явился= удивился (эквивалентно современному заторчал или о… ел)
В любом случае к нам от древних греков и шумеров это ну никак не могло попасть. Просто из некогда общего праязыка древние охотничьи понятия разошлись к нашим предкам, к грекам и шумерам и там приобрели свое значение.

Вот еще информация об удаче.
Есть люди, рядом с которыми хочется находиться, чье присутствие вдохновляет, люди, у которых спорится всякое дело, за которое они берутся. Есть, напротив, люди, чье присутствие угнетает, привносит тяжесть, рядом с которыми опускаются руки и теряется «вкус к жизни». Каждый из нас — иногда осознанно, а иногда инстинктивно — стремится быть рядом с первыми и избегать общества вторых. Этих вторых мы часто называем неудачниками, уже не помня истинного, древнего смысла этого слова.
«Удачи!» — привычное пожелание, произносимое русскими при расставании, и соответствующие ему древне-скандинавское «Auja!» и древне-среднеевропейское «Aja!» мы понимаем сейчас просто как пожелания везения. Между тем эти восклицания, имеющие, как будет видно дальше, магический, заклинательный характер, связаны с одним из важнейших представлений нордической Традиции.
Понятие Удача в древности как мы видим его в этнографических материалах и в древних скандинавских сагах, означает отнюдь не «везение», но некую важнейшую интегральную характеристику человека. В скандинавских текстах мы можем встретить такие формулировки, как «у него была хорошая Удача» или «у него была плохая Удача», «он приобрел (или потерял) Удачу, совершив то-то и то-то», «его Удача стала более (или менее) хорошей». В русском языке до сих пор сохранились выражения, отражающие те же представления: «его Удача оставила его», например.

Скандинавский термин Auja, обычно переводимый на русский как «удача», подразумевает под собой не только «везение», но и счастье, радость, силу. О викинге, которому повезло в бою, говорили, что он победил, потому что у него была хорошая Удача; но так же отзывались о том, у кого ладно строились корабли, чья жена рожала много детей, кто умел вести за собой людей. Таким образом, «везение» — это только одно — хотя и характерное — из проявлений Удачи. Сама же она понималась древними нордами как особое личное [магическое] могущество (др. -исл. Megin), приносящее удачу в узком смысле слова и благо вообще.
Так же и русское слово удача само по себе не связано с «везением», хотя благоприятное стечение обстоятельств мы до сих пор понимаем как одно из проявлений Удачи. Однако само это слово происходит от глагола дать и подразумевает значение «то, что дано». Как характеристика конкретного человека, Удача — это то, что ему дано. И если речь идет о язычестве, то Удача это то, что дано богами.
Удача в старые времена.
1. Итак, во-первых, Удача может быть хорошей и плохой, иначе говоря — «положительной» и «отрицательной». Первая приносит благо, вторая — неблаго; человек, чья Удача — плохая, становится невезучим во всем, к чему прикасается.
2. Удача может быть приобретена, утеряна или изменена. Так, например, по представлениям древних скандинавов, человек, совершивший воровство, переставал считаться мужчиной и терял хорошую Удачу.
3. В древности удача считалась «заразной». Человек с плохой Удачей еще в раннем Средневековье был обречен на одиночество. Мы до сих пор избегаем таких людей, в древности же путники нередко делали крюк, чтобы обогнуть дом или земли человека с плохой Удачей, люди бежали из городов, где правили такие князья, и воины оставляли их дружины, если тому не препятствовали соображения этического характера. Напротив, дом человека с хорошей Удачей всегда полон гостей — каждому хочется побыть рядом с ним, прикоснуться к нему, поговорить с ним, т.е. перенять часть его Удачи. Многие вожди викингов стремились зазвать в свои дружины воинов, известных большой хорошей Удачей. При этом считалось, что Удача не аддитивна, т.е. сколько бы человек не делился с другими своей Удачей — будь она хорошая или плохая — его собственная Удача от этого не уменьшается.
4. Удача вождя распространяется на его людей. Переходя, как то часто бывало, от одного вождя к другому, викинги выбирали хёвдинга, обладавшего хорошей Удачей. Великий Новгород выбирал себя князя, оценивая характер его Удачи; князь, потерявший хорошую Удачу или приобретший плохую, изгонялся. В древней Ирландии существовали специальные ритуалы оценки «истинности» будущего верховного короля, поскольку возведение на престол «не-истинного» короля, т.е. короля, обладавшего плохой Удачей, приводило к неурожаям, падежу скота и кровавым междоусобицам.
5. Удача отчасти наследуется. С этим ее свойством связано существование родовой, или клановой, Удачи, и даже Удачи этноса.

Удача в старые времена, как уже было сказано, представляла собой главную ценность, которой может владеть человек (или род). Удачи, а не счастья или материального благополучия — просили у богов. Удачу берегли как ценнейший их дар. На ее приобретение или улучшение были направлены многие магические технологии.
Нередко такие технологии были связаны с персонификацией Удачи в образе божества, связанного с конкретным человеком. Такой персонифицированный аспект Удачи назывался на Северо-Западе фетч (др. -англо-сакс. fetch), фюльгья (др. -сканд. fylgja) или ведогон (слав.); эти традиционные представления были позднее заимствованы и христианством, где персонифицированная Удача превратилась в ангела-хранителя.
Что вы знаете об удаче?

Ныне, когда идеология «прогрессивного гуманизма» стала все присущей, стало как-то не популярно писать о былых жертвоприношениях дохристианской поры.

Христианство «де-факто» осуждено как ретроградная идеология. В связи с этим фактом после 1945 года требования к европейскому обществу руководствоваться его постулатами всегда могут трактоваться как «фашизм», поэтому «прогрессивной» общественности как-то неудобно напоминать о том, в каком состоянии общество было до победы христианской церкви, ибо в языческих культах того времени ныне «цивилизованный мир» и ищет свои идеалы.

Конечно, известны примеры дикости и развращенности нравов на дворах римских императоров из свидетельств римских же авторов, которых нельзя было заподозрить в симпатиях к христианству, в частности Гая Светония, личного секретаря императора Адриана, автора сборника биографий «Жизнь двенадцати Цезарей».

Все же можно справедливо заметить, что изначально тот же Рим характеризовался куда более высокими морально-нравственными свойствами, присущими изначально человечеству в силу того, что человек сотворен Богом-творцом.

В Риме язычество совершало постепенную эволюцию от человека к нечеловеку, и в не малой мере эта эволюция, по мнению римских же авторов, происходила под влиянием различных языческих культов из Ближнего Востока и Северной Африки. Эти регионы представляли собою колыбель язычества того времени, по крайней мере тех культов, которые ныне и распространяются в «цивилизованном обществе», и потому для оценки нравов этого язычества более характерным примером были нравы финикийцев, хорошо описанные античными авторами еще до появления христианства.

При этом ныне как то забывается, что финикийцы были частью тогдашней цивилизации и народом «европейского» облика, а не каким-то негроидным племенем.

Однако религия, точнее культ поклонения богам Ваалу и Молоху, сделали из этого народа чудовищного монстра.

Известны из Ветхого завета примеры жертвоприношения в Ханаане богам Ваалу и Молоху, к которым "прилепилась душой" часть тогдашнего Израиля, создавшая в долине сынов Енномовых капище Ваалу, где совершались человеческие жертвоприношения, как и ритуалы магии (Книга пророка Иеремии 19;1-6 и 32;29-35)

Молох

Подобные массовые кровавые жертвоприношения сопровождались как мужской, так и женской храмовой проституцией. Все это и объясняет ту нетерпимость к Ханаану, которую испытывал народ древнего Израиля, живший земледельчеством и скотоводством и имевший высокие моральные устои.

«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица своего» (Втор.18:9-12).

Однако со временем культ того же Ваала стал широко распространяться в Древнем Израиле и о человеческих жертвоприношениях Ваалу, совершаемых израильтянами, говорится, например, в книге пророка Иеремии

Как пишет исследователь Библии Рафаэль Патэ в своей книге "Иудейская Богиня", археологические находки "не оставляют сомнений в том, что вплоть до самого заката иудейской монархии поклонение ханаанским богам было составной частью религии иудеев". Более того, "культ Богини играл намного более важную роль в этой религии, чем культ богов". Например, при раскопках холма Телль-Бейт-Мирсим (библейский город Давир к юго-западу от современного Хеврона) наиболее часто встречающимися предметами культа в поздних слоях Бронзового века (XXI-XIII вв. до н.э.) были так называемые фигурки или бляхи Астарты. И даже в 1300-1200 годах до н.э., когда город был заново отстроен после его разрушения во время иудейского нашествия, как замечает Патэ, "археологические свидетельства не оставляют сомнений в том, что эти фигурки были очень популярны среди иудеев".

Бог финикийцев Молох из Ветхого Завета был все тем же Баалом или Ваалом, также упоминающемся в Ветхом Завете.

Существует мнение, что имя Молох произошло от слова "molk", означавшего принесение в жертву.

На месте раскопок города Угарит в Сирии найдены в 1928 году несколько клинописных табличек на угаритском языке, на котором говорили народы Ханаана.

На этих табличках было записано несколько мифов, ключевыми из которых были мифы о Баале - боге плодородия, называемого еще «всадником облаков», который являлся также богом молний и грома, поэтому еще носил имя сирийского происхождения - Хадад.

В текстах на этих табличках роль Астарты играла сестра Баала - Анат, которая убивала его врагов, навешивая на себя головы и руки убитых ею и ходя по колено в крови («Мифология Ближнего Востока». Самуэль Хук. «Центрполиграф». Москва. 2009 г. ("Midlle Eastern Mythology". Samuel H. Hooke)).

На табличках подробно описывается враг Баала - бог морей и рек Йам-Нахор. В дальнейшем же станет известно, что в Ханаане существовал бог Дагон, который изображался с рыбьим хвостом, хотя нет абсолютных доказательств тому, что он соответствовал Йаму-Нахору. На этих же табличках появляется и богиня моря Асират, как жена Элла, мать всех богов, как и богиня солнца Шапаш.

Однако главным врагом Баала является бог преисподней - Мот, который побеждает Баала, уводя его в преисподнюю, откуда его, как и в мифе о Тамузе и Иштар, выводит богиня солнца Шапаш. В другом варианте мифа Мот уже не упоминается, а из преисподней Баала выводит богиня Анат.

Само же имя Баал на финикийском языке означало «господин». В найденных табличках, Баал является сыном верховного бога Эла, живущего в доме у источника всех рек. Эл, что на семитском языке означает «бог», был, однако малозначителен по сравнению с Баалом, с которым исследователи ассоциируют также бога молний под именем Решеф.

Культ Баала отличался кровавыми человеческими жертвоприношениями, описанными еще античными историками. Так Диодор Сицилийский описывал медную статую Баал-Хаммона, на руки которой ставился жертвенный младенец, который потом заживо сжигался, скатываясь по рукам статуи - «Ибо у них была медная статуя Кроноса с руками, наклоненными таким образом, что ребенок, положенный на них, скатывался в глубокую яму, наполненную огнем".

Баал-Хаммон

Об этом обычае писал также и Плутарх, дополняя сообщением, что при подобном жертвоприношении должны были присутствовать матери жертвуемых младенцев, одетые в праздничную одежду и с веселыми лицами. Естественно, этот обычай со временем стал забываться, однако при осаде Тира Александром Македонским, он был повторен финикийцами, вызвав отвращение греков.

Нечто похожее происходило и в соседней Финикии - Сирии, в которой существовал культ бога Хадада также требовавший кровавых жертв, и прежде всего новорожденных детей. Об этом свидетельствуют не только исторические источники, но и археологические открытия - близ остатков алтарей в храмах Хадада найдены огромные скопления детских костей.

Невозможно отрицать исторические факты, описанные античными историками, которые и не предполагали, что описание жертвоприношений когда-нибудь будет квалифицировано как клевета, тем более, что эти факты в ХХ веке были подтверждены археологами.

Сам культ Баала, возникший по некоторым предположениям в древнем городе Петра, достаточно подробно описан в Ветхом Завете. Вопреки столетней критике этого описания сторонниками «свободного разума», этот культ, вызвавший отвращение к финикийцам у других народов, был подтвержден в ходе археологических раскопок святилища Танит в Карфагене. Эта карфагенская богиня плодородия Танит в самом Ханаане была известна под именем Астарты.

Находка тысячи гробов, в которых находились скелеты младенцев возраста до двух лет в святилище Таннит при раскопках Карфагена, полностью подтвердили описание Тофета под Иерусалимом в долине сыновей Еннома, разрушенного царем Иосией (4-я книга царств, глава 23).

Камень с символом богини Танит

Согласно книге Дональда Хардена «Финикийцы - основатели Карфагена» богиня Танит в Карфагене некоторыми учеными считалась отражением Баала ("Финикийцы. Основатели Карфагена". Дональд Харден. (Donald Harden-"The Phoenicians),"Центрполиграф". Москва. 2004 год).

Богиня Танит на западе Средиземноморья и Астарта - на востоке, своей ролью уподобляются богине Иштар в Месопотамии по отношению к Таммузу, с которым часто ассоциировался Баал.

Статуи богини Танит имели на себе знаки полумесяца, голубя.а так же египетского иероглифа обозначавшего жизнь и она нередко изображалась в виде крылатой женщины с лунным диском в руках

Камень с символом богини Танит. Источник - edwebproject.org

Баал являлся главным богом города Тира, и потому часто назывался еще Мелькарт (как «правитель города»). Силий Италик описывал, что выходцы из Тира культ Мелькарта перенесли в Карфаген и в созданный в Испании город Гадес-храм, в котором горел «вечный огонь».

Помимо этого в Сидоне существовал культ бога Эшмуна, также перенесенный в Карфаген.

Широко почитаем в Карфагене был и бог Решеф, имя которого означало «Пламя» или «Искра», а в руках он держал лук.

Баал, также носил имя Баал-Хаммона в западных колониях финикийцев. Существуют расхождения в описаниях его культа в разных городах-колониях и его супруги - богини Танит. Знаком отличия Баала был знак, состоявший из треугольника, увенчанного диском, разделенным горизонтальной чертой прямого или изломанного облика, над которым нередко сверху находился полумесяц, под которым иногда помещался другой диск ("Финикийцы. Основатели Карфагена". Дональд Харден.(Donald Harden-"The Phoenicians),"Центрполиграф". Москва. 2004 год).

Сам Карфаген или Карт-Хадаш (новый город) был основан финикийцами в честь бога Ваала и богини Танит.

Карфаген

В книге "Финикийцы. Основатели Карфагена" Дональда Хардена (Donald Harden-"The Phoenicians) о раскопках этого святилища пишется следующее: «...Итак, мы подходим к последнему типу святилищ, жертвенному участку или "тофету", упомянутому в Библии, который находился в долине детей Еннома за Иерусалимом».

Множество артефактов обнаружено в Норе, Сульхе, Мотии, а также на нескольких площадках Северной Африки, например в Хадрумете (Сусе), где Синтас раскопал несколько слоев, датируемых от шестого века до нашей эры до римских времен. Однако самым важным является святилище Таннит в Саламбо, в Карфагене. Здесь впервые обнаружено достаточно доказательств древних историй о приношении детей в жертву Молоху финикийцами и хананеями и осквернении Иосией иерусалимского тофета в период разрушения им идолопоклонничества в Иудее. Иерусалимский тофет был действительно тем местом, где человек "мог провести своего сына или дочь сквозь огонь Молоха". Теперь очевидно, что отвращение других народов к финикийцам из-за подобного ритуала было основано на действительных фактах.

На этом очень большом участке (до сих пор не полностью раскопанном) найдены тысячи урн с кремированными останками маленьких детей до двенадцати лет, но большинству детей - меньше двух лет. Попадаются также птицы и маленькие животные, пожертвованные в качестве замены человеческих жертв (фото 58). Этот участок (рисунок 51), находящийся всего метрах в пятидесяти западнее прямоугольного порта, использовался в течение всего существования пунического города и занимает три, а некоторые полагают - четыре слоя (фото 27; рисунок 23). Самый нижний слой, лежащий прямо на наскальном основании и ниже уровня воды (фото 26) относится к восьмому и началу седьмого века. Найденные там урны раннего типа с костями кремированных детей, в основном красные с черным линейным рисунком, лежали на скале каждая под маленькой пирамидкой из камней. Иногда рядом находили статуэтки (рисунок 220). Следующий уровень, отделенный от первого слоем вязкой желтой глины, совсем другой и, судя по изменению керамики, относится к седьмому веку. Урн в нем в четыре-пять раз больше, они проще и грубее и лежали под крупнозернистым известняком в форме тронов, или (позже) маленьких домиков, или просто прямоугольных надгробий (фото 30;33; рисунок 24). Иногда несколько урн лежат под одной стелой (фото 27). Обычно на стелах нет надписей, хотя иногда встречаются посвящения. Например, в одну стелу из крупнозернистого известняка (фото 31) вставлена плита из мелкозернистого известняка, на которой перечислено не менее семнадцати поколений жрецов Таннит. Чаще на стелах грубо вырезаны изображения богини или знака Тиннит (фото 33; рисунок 24б, ц, ф). В какой-то момент истории этого слоя стеллы стали делать из твердого мелкозернистого известняка в форме обелисков, грубо обработанных с трех сторон и отшлифованных с четвертой стороны, на которой часто выполнялись надписи, символы или другие украшения (фото 32,35; рисунок 25,28,67). Судя по керамике, эти изменения начались примерно в конце пятого века, и по ним некоторые археологи отличают слои друг от друга, признавая всего четыре. Однако захоронения под стелами из крупнозернистого известняка, хотя лежат обычно чуть выше, попадаются и среди более ранних захоронений (фото 27) и реальных изменений в погребальном уровне не наблюдается.

Ближе к вершине уровня 2 местами встречается слой горелого мусора, пепла и т.д., однако этот слой не постоянный и не одинаковой толщины, а потому не образует четкой границы между этим уровнем и следующим. Возможно, это остатки погребальных костров в местах святилища, временно не используемых для захоронений. Слой 3, вероятно, начинается незадолго до 300 года и представляет собой последние 150 лет пунического города. В этом слое находились меньшие урны и несколько стел, однако он был сильно поврежден более поздней деятельностью на площадке (рисунок 23), включая римские подвалы припортовых лавок. Поскольку в мусоре встречается множество разбитых стел, можно предположить, что многие другие были украдены и употреблены в качестве строительного материала. Этот участок использовался до самого падения Карфагена.

Расположение этого участка так близко к портам имеет важное значение. Синтас, проводивший его частичные раскопки, нашел в нетронутой земле под погребальными урнами самого нижнего слоя маленькое сооружение, которое счел самым ранним центральным храмом этого культа (рисунок26), храмом моряков из числа первых колонистов. Правда надо отметить, что найденные им предметы, явно связанные с этим храмом (рисунок 27), относятся не к Х веку, как он первоначально предположил, а, самое раннее, к концу IX века, главным образом, ко второй половине VIII века, что и должно быть датой этого хранилища. Пока не обнаружено долгой пунической жизни этого святилища. Даже святилище в Сусе, как мы видели, появились позже, а другие североафриканские святилища, такие как в Бир-бы-Книссии, Сьягу, Константине и других местах, в основном появились во время Пунических войн, хотя часто использовались (как в Сусе) и в неопунический период.

Святилище Танит

Жрецы, ритуалы

Все святилища и храмы нуждались в жрецах и других прислужниках. Надписи упоминают и жрецов и жриц и доказывают, что временами жречество было прерогативой отдельной семьи в нескольких поколениях, а на одной из могил есть эпитафия пяти поколениям. Мы также обнаруживаем, что жрецы женились на жрицах. Как в некоторых других странах, священники были только культовыми служителями и не выполняли обязанностей судей. Однако, похоже, что временами одна и та же персона выполняла эти роли, а финикийские цари и царицы совмещали обе обязанности, как, например Малх в Карфагене в VI веке до нашей эры. Пикар предполагает, что жрецы кроме религии, были и хранителями финикийских традиций, и главной опорой интеллектуальной жизни, и именно жречество так долго помогало сохранять финикийские обычаи и язык в Северной Африке. Существует достаточно фактов доказывающих подобную точку зрения...

Есть информация и о ритуальных жертвоприношениях. В те времена многие предметы могли, приноситься в жертву: еда и питье, птицы и животные и даже люди. Две надписи из святилища Таннит в Карфагене недвусмысленно говорят о приношении в жертву детей. Нам знаком рассказ Диодора о бронзовой статуе, на руки которой клали жертвы, падавшие оттуда в пламя. А пока ребенок лежал на руках статуи, родственники гладили его, чтобы он не плакал. Описанием ритуала древних историков воспользовался Флобер в своем романе "Саламбо". Хочется думать, что с течением времени детские жертвоприношения становились реже и дети подменялись маленькими животными и птицами, во всяком случае, можно надеяться, что когда содержание погребальных урн святилища Таннит будет полностью изучено, мы получим доказательства смягчения нравов. Пока мы лишь можем сказать, что кости птиц и маленьких животных попадаются в урнах, однако костей младенцев гораздо больше. Взрослых в Финикии и ее колониях приносили в жертву реже, однако исторические источники упоминают жертву трех тысяч пленных в Гимере в 409 году во искупление гибели Гамилькара в сражении 480 года (странно, что месть задержалась более чем на семьдесят лет). В Карфагене ежегодно приносили одну человеческую жертву Мелькарту. Приведем для сравнения надпись на моавитском камне. Она утверждает, что Камош убил 7000 людей Нево, «посвятив жертву Астарте-Кемош"..."

Римский историк Плиний (Plin, N.H. XXXVI. 39) описывает ежегодный обычай пунийцев приносить в жертву человека, заживо его сжигая.

Так же и Диодор (Diod, XX, 65; Diod XIII, 62,4) описывает обычаи принесения в жертву Баалу тысяч пленных, в первую очередь самых красивых. Диодор так же пишет, как в ходе нападения Агафокла на Карфаген карфагеняне совершили массовое жертвоприношение, дабы умилостивить своих богов, и ими тогда было сожжено пятьсот младенцев. Обычаи принесения в жертву своих детей были согласно Диодору распространены в Карфагене, хотя некоторые семьи, чтобы защитить своих младенцев, покупали чужих детей, выращивали и выкармливали их, а затем отдавали в жертву, чем спасали своих детей. Вместе с тем свое поражение от Агафокла, сами карфагеняне приписали гневу богов, которые им мстили за использование подставных жертв.

Одержимость карфагенян культом Баала была невероятно высокой и, как пишет С.В. Авдиев в работе «Пунический Карфаген в свете новейших раскопок», даже когда Карфаген был давно уничтожен, римская полиция время от
времени вылавливала в тех краях жрецов Ваала, которые тайно совершали
человеческие жертвоприношения...

Конечно, нельзя думать, что карфагеняне поступали так в силу собственной необразованности - наоборот, они были хорошо образованы и знали ради чего приносят жертвы.

По мнению исследователя первобытной культуры Эдварда Тайлора, жертвоприношение берет начало в той же анимистической системе, что и молитва. Подобно тому, как молитва есть такое обращение к божеству, как будто оно - человек, так и жертвоприношение есть приношение даров божеству как человеку.

Как пишет в книге «Сципион Африканский. Картины жизни Рима эпохи Пунических войн» (Воронеж, 1996 год), автор Боровникова Т.А: «жертвоприношения в честь ханаанского бога Баала-Элагобала требовали постоянные и массовые человеческие жертвоприношения» и эти обычаи после падения Карфагена были переняты вместе с культом Баала и римлянами.

Так в Риме, во время восхождения на престол императора Гелиогабала, принадлежавшего к сирийскому аристократическому роду Вариев,потомственного жреца финикийского бога солнца Элагабала, во всей Италии отбирались красивые мальчики (Элий Лампридий, VIII, 1 Дион. 79.1.3) для жертв этому сирийскому богу, представлявшему все того же Баала.

Император Гелиогабал

Историк Геродион описывает, что у алтарей храма Баалу в Риме каждое утро приносились обильные жертвы вином, животными и людьми, причем внутренности жертв ритуально обносились жрецами в золотых чашах вокруг алтарей. По завершению же ритуала начиналась пляска Гелиогабала и его соплеменниц - жриц Баала перед подготовленными к сожжению горами трупов.

Сами римляне к финикийской религии, относились резко отрицательно, в том числе и из-за жертвоприношений, так как в ходе Пунических войн в жертву карфагенянами приносились и сами римляне. Так Ганнибал Магон,после битвы под Гимером в 408 до Р.Х. на алтаре Ваала принес в жертву 3000 пленных.

Аналогично вели себя карфагеняне и в ходе трех Пунических войн которые вели против Рима и потому война Рима против Карфагена, как писал Честертон, была войной за сохранение каких-то нравственных норм.

Список используемой литературы

1.​ «Финикийцы. Основатели Карфагена». Дональд Харден.(Donald Harden-"The Phoenicians),"Центрполиграф". Москва. 2004 год

2.​ «Мифология Ближнего Востока». Самуэль Хук. «Центрполиграф». Москва. 2009 г. ("Midlle Eastern Mythology". Samuel H. Hooke).

3.​ «Жизнь двенадцати Цезарей». Светоний

4.​ «Сципион Африканский. Картины жизни Рима эпохи Пунических войн». Боровникова Т.А. Воронеж, 1996 год

5.​ «Иудейская Богиня». Рафаэль Патэ

6.​ «Танит (Тиннит)».Сайт "Иллюстрированная мифологическая энциклопедия" http://mifolog.ru/

Молох в мифологии - одно из самых спорных созданий. Ему попеременно причисляли божественную либо, напротив, демоническую суть. До сего времени не стихают споры о том, кто таковой Молох - как в среде демонологов, колдунов и эзотериков, так и посреди историков и археологов.

Молох в мифологии - самые античные упоминания

В мифологии Молох упоминается сначала в семитских преданиях и ветхозаветных книжках. Так, одно из самых первых упоминаний в Торе воспрещает под ужасом погибели евреям отдавать собственных малышей Молоху . Хоть какого, уличенного в схожем язычестве, немедля должны уничтожить его соседи и близкие. При всем этом в большинстве случаев говорится, что детки, которых отдают Молоху - попадают в огнь. Это - один из первых неоднозначных моментов, касающихся этого существа, кумира либо бога. Некие историки считают, что это обозначало только ритуальные танцы и прыжки через костер. Другие же молвят, что идет речь конкретно о детских жертвоприношениях.

Необыкновенную связь с Молохом имел культ Баала. всераспространенный в семитских странах. Баалу поклонялись в Финикии, Тире и, потом - Карфагене. Конкретно в Карфагене появилась традиция сожжения всех деток, погибших в возрасте до 7 лет. Время от времени даже практиковалось конкретное принесение в жертву живых малышей в момент сильной нужды карфагенян. Схожее жертвоприношение именовалось «молх », что очевидно созвучно с именованием этой сути. Некие языковеды проводят прямую параллель меж этими традициями. Что, в свою очередь, позволяет им заявлять о в корне неправильных трактовках Торы, Талмуда и Ветхого Завета в целом.

Распространение же представления, что Молох является бесом, стало пользующимся популярностью со Средних Веков. Вот тогда были написаны знаменитейшие гримуары. описывающие самых различных обитателей Преисподней. Многие из бесов ранее являлись богами и разумеется, что информацию о их создатели черпали конкретно в иудейских источниках. Но даже в средние века меж большинством колдунов велись споры относительно того, является ли Молох определенной личностью, как бес Вельзевул. или же просто некий какой-нибудь разновидностью бесов, как бес Абара. А именно, в почти всех трактатах религиозного смысла молохи упоминаются во множественном числе.

Кровавая жертва Молоху - как она выполнялась

По семитским легендам и преданиям кровавая жертва Молоху, вне зависимости от источников, всегда была связана с огнем. И, фактически всегда, кроме самых редчайших случаев, в жертву приносились конкретно малыши. Все же, встречается и упоминание, что этому кумиру нельзя отдавать собственное семя. Может быть это связано с обычными традициями народов-земледельцев, связанными с плодородием. Мужское семя числилось источником жизни и нередко выступало в качестве ритуальной жертвы для грядущего урожая.

Так либо по другому, но судя по строгости запрета на поклонение Молоху, либо же совершение молха, зависимо от трактовки, эти ритуалы были всераспространены везде по местности обитания семитских народов. Конкретных описаний Молоха в этом контексте в Библии не было, но понятно, что этот бог, бес либо кумир имел бычью голову либо бычьи рога. Некие считают его олицетворением Золотого Тельца. Другие же подразумевают, что деток вправду кидали в жаровню, которая размещалась снутри железного кумира. По одной из версий, жаровня находилась снутри кумира, а малышей давали ему в раскаленные руки, чтоб они практически жарились живьем.

В особенности увлекательна связь Молоха и геенны пламенной, которая является одним из основополагающих принципов иудаизма, ислама и христианства. Само слово «геенна» появилось от наименования равнины Енном, расположенной недалеко от Иерусалима. Конкретно в этой равнине длительное время совершались жертвоприношения язычников огню, а потом - просто сжигался мусор и тела животных. Может быть, конкретно из-за этого появилось мировоззрение, что в геенне пламенной обитают молохи.

Числилось также, что Молох являлся богом фортуны, которая постигала того, кто вознес ему ужасную жертву. Спасение Карфагена от греков после жертвоприношения деток знати только укрепило веру в это. Вот поэтому посреди православных есть традиция не просить у Бога фортуны - не поминать имя кровавого беса.

Такового рода ритуальные детоубийства потом были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью (Лев.18:21; Лев.20:2), но прямо до Вавилонского плена (586 до н.э.) семиты не прекращали их практиковать.

Бес Молох и методы его вызова

В целом, о демонической сути Молоха понятно не так и много. МакГрегор Матерс считал Молоха одним из архидьяволов в каббалистическом миропонимании, который противоборствует небесным сфирам. Другие теоретики утверждают, что Молох является покровителем слез и для него нет ничего лучше, чем пролитые по своим детям слезы матерей.

Все же есть несколько рабочих ритуалов, которые позволяют войти в контакт с этой сутью, хотя конкретного общения они не предоставит. Конкретно это и делает непонятным саму сущность существа - является ли он отдельным бесом либо просто их разновидностью, специализирующейся на ликвидировании противников и разрушении. Невзирая на то, что наилучшим жертвоприношением и методом заслужить благодарность этого существа и его доброжелательность, является принесение в жертву малыша через сожжение, на данный момент такая мистика не практикуется по понятным причинам. Все же есть и другой вариант жертвы малыша - просто попросить его прыгнуть через особым образом сложенный костер, в основании которого находится печать Молоха. Таким макаром вы навеки предоставите эту детскую душу в использование беса и не вызовете никаких подозрений у окружающих.

Конкретный же вызов Молоха востребует от вас долговременной подготовки. Для того, чтоб наказать обидчика, для вас будет нужно кусок его нестираной одежки. Следует уйти в равнину и развести там костер, все таким же образом - с печатью Молоха в его основании. В этот костер следует кинуть кусок одежки и сказать заклинание:

In nomine Astaroth Baal Beelzebub et Lucifer Evoco Moloch! Tollite sacrificium! Accede ad eam, et conteram illud comburent eam, et capient eam! Amen. Amen. Amen.

После этого следует прыгнуть через костер. Следующие ритуалы можно будет совершать дома, используя пламя свечки. Проведением этого ритуала вы навеки заключаете контракт с Молохом, и он повсевременно будет добиваться от вас новых жертв. Если он не получит их в течение года, то с вашими близкими либо вами случится неудача - вероятнее всего, это будет пожар.

Значение слова Молох и его образ в искусстве

Значение слова Молох является достаточно конкретным, если не брать во внимание его вероятное происхождение от ритуала жертвоприношения. Так, в древнеиудейском языке слово «мелех» обозначало царя. Таким макаром, нередко этот бес стает в царственном, находящемся над людьми, обличьи.

Не считая этого, толковый словарь, равно как и деятели искусства нередко отождествляют Молоха с любым бездушным убийственным механизмом. Он практически перемалывает собственных жертв, не задумываясь об их личных эмоциях и желаниях. А в горячих странах живет совершенно безопасная, но очень жутко выглядящая ящерка, которая также именуется Молохом. У нее отовсюду торчат острые чешуйки, которые на ее голове образуют огромные рога. Она была так названа конкретно в честь этого языческого бога.

Некие сторонники мессианского иудаизма также лицезреют в Молохе головного неприятеля Машиах Шедим - Мессии. Приход Мессии ознаменует конец вражды меж всеми народами и положит край существованию зла, как такого. Согласно легендам, в сей день будет восстановлен Иерусалимский Храм, а Царствие Господне воцарится на земле после Ужасного Суда.

Подвести окончательный результат над сутью Молоха, похоже, на данном шаге развития истории и волшебных наук нереально. Все же стоит держать в голове о том, как кровавыми и злыми были ритуалы, связанные с этим существом. Потому обращать к нему внимание не следует - от этого очевидно остерегают священные книжки иудаизма, христианства и ислама.