Личностные качества психолога консультанта. Качества, которыми должен обладать психолог-консультант

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, «у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска».

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

  1. энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
  2. прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
  3. дисциплинированность,
  4. способность к критике и самокритике,
  5. беспристрастие,
  6. умение ладить с людьми.

Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога – уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Перечисленные выше характеристики отражают мнения авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой, в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.

Профессионально важные качества психолога подразумевают специфическую направленность, гибкую концепцию личности и мотив деятельности. Профессиональный психолог обладает высокой наблюдательностью и способностью верно воспроизводить объективность ситуации, анализировать социальное мировоззрение, а также всеми качествами, необходимыми для общения.

Гуманистическая направленность

Гуманистическая направленность проявляется в выдержке, чуткости, оптимизме, интересе к внутреннему миру человека. Таким образом, психолог – это человек, имеющий положительное восприятие себя и окружающих, а кроме всего, стремится к самосовершенствованию и профессиональному росту.

Качество внимания и восприятия

Эти качества необходимы психологам для выявления значимых характеристик личности по малоприметным, на первый взгляд, признакам и явлениям. Наблюдательный специалист, анализируя незначительное изменение в поведении пациента, за ограниченный период времени способен обнаружить симптомы неблагополучия, дать подробную характеристику личности, выявить скрытые проблемы с последующим подходом к их решению. Наблюдение – это психический процесс, составляющими которого являются мыслительные способности, включая воображение, интересы и другие качества наблюдателя.

Самообладание, толерантность

Эмоционально-волевые качества являются неотъемлимыми в работе специалиста: выдержка, самообладание, уверенность, смелость, инициативность, сдержанность, непринужденность, энергичность, приспособленность. Пессимизм, скованность, импульсивность, непредсказуемость – такие качества могут стать существенным препятствием для реализации практических навыков специалиста и его профпригодности.

Авторитетные мнения

По мнению опытных психологов, будущему специалисту необходимо обладать неподдельной заинтересованностью человеком и иметь уважение к личности. Подобный интерес невозможно развить, как и любопытство к устройству внутреннего мира. Не обойтись и без толерантности – терпимости к личностным особенностям человека, готовности принять его недостатки без негативных оценок и раздражения. Дополните эти качества гибкостью, открытостью и чувствительностью, и тогда вы будете способны проникнуться настроением человека, ощутить его боль, как собственную.

Сложность работы психологом состоит в том, чтобы услышать человека, понять его, включиться в его судьбу и пропустить проблемы обратившегося за помощью сквозь себя, т.е. полностью оказать ему психологическую помощь. В этом таится риск эмоциональной перегрузки, поэтому нельзя недооценивать сложности профессиональных обязанностей, учитывая интенсивное взаимодействие с разнообразными людьми. Для того, чтобы понять, имеются ли у вас вышеуказанные качества, не нужно обращаться к другим. Настоящий психолог прежде всего, осознает потенциал внутри себя, необходимый для работы в режиме повседневного оказания помощи.

Копнина Татьяна Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №7″

Проработала в школе в должности педагога- психолога около 20 лет

В процессе модернизации образования роль психолога возросла. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет обратить внимание учителя на возрастные и психологические особенности обучающихся. На первый план в обучении выступают не только учебные умения ученика, но и его личностные достижения (такие, как способность взаимодействовать с окружающими, устанавливать контакты, выражать свою точку зрения и обосновывать ее и т.д.), а также метапредметные результаты (умение понимать учебную задачу, планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать свои результаты и результаты других и т.д.) Поэтому, чтобы обучение было эффективным педагог должен идти в ногу со временем и осуществлять образовательный процесс в непосредственном взаимодействии с психологом.

Проработав в школе около 20-ти лет в должности педагога- психолога, я часто задавала себе вопрос: «каким психологом я должна быть?» . И, как говориться, опыт приходит со временем. Поэтому по прошествии лет, я поняла, что психолог должен быть для учителя – наставником, для родителя – помощником, для ученика – другом. Да, да, я не оговорилась, именно другом. Ведь дети очень четко чувствуют ложь и неискренность. Не каждый ребенок может прийти к психологу и рассказать о своих проблемах, открыться ему. Порой требуется много усилий и времени, чтобы выяснить у ребенка, что его волнует на данный момент, определить формы помощи и точки взаимодействия с педагогами и родителями. Миссию психолога на данном этапе я бы сформулировала так: «Не навреди!» Ведь, порой, наши лучшие побуждения могут обернуться для ребенка серьезной проблемой. Проводя консультации с родителями, важно следовать «золотому» правилу: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» . Порой для человека очень важно, чтобы ему дали возможность выговориться, а в суете дней это практически невозможно. Миссия психолога в данном случае звучит так: «Выслушай, прими, пойми и помоги!» Для одних достаточно, чтобы их выслушали, для других – направили в нужное русло, а для третьих – предложили варианты решения проблемы. В данном случае помощь психолога – опосредованная. И это важно! Он должен не мешать, не навязывать свое видение проблемы, а сопровождать, предлагать пути разрешения ситуации. Поэтому выбор как действовать в той или иной ситуации остается за консультируемым. В процессе взаимодействия психолога с педагогами, не навязывать свои убеждения, а уважать мнения каждого, даже если вы с ним не согласны. Педагоги настороженно относятся к психологам, так как считают, что могут справиться и без него. А если обращаются за помощью, то требуют максимального решения проблемы. Поэтому миссию психолога можно охарактеризовать так: «Уважай мнение каждого!» Чтобы добиться откровения учителя, важно строить взаимодействие на доверии и открытости. Важно не отстаивать свою точку зрения перед учителем, а помочь ему посмотреть на проблему со сторону (например, поставить себя на место ученика или родителя).


08.02.2011

Чтобы быть хорошим психологом, мало пройти качественную школу по теоретической и практической психологии. Человек, решивший посвятить себя этой науке, должен обладать определенными личностными свойствами. Часть из них можно приобрести в ходе учебы, а часть - нужно иметь с момента определения будущей профессии.
Если обратиться к практикующим психологам, результаты опроса покажут, что самых необходимых качеств всего несколько. А все остальные можно приобрести в процессе изучения выбранной специализации и получения практического опыта.

Итак, важнейшим качеством будущего психолога должны стать уважение к человеку и неподдельный интерес . Изучающим стоит проявлять искреннее желание разобраться во внутреннем мире человека, особенностях его психики, мотивации его поступков и образе мыслей. Этот интерес нельзя привить: он либо есть, либо его нет совсем.

В числе остальных важных качеств хорошего психолога и толерантность – проявление терпимости к другим людям, желание воспринимать чужие проявления без раздражения и агрессии. Такое качество можно и развить, но это достаточно трудно и долго, а также чревато появлением скрытой агрессии у психолога. Поэтому важно, чтобы толерантность уже была развита априори.
Следующим важным качеством стоит назвать гибкость и приспосабливаемость . Это означает, что вы должны уметь быстро признавать свои ошибки, менять поведение по ситуации, легко привыкать к новым условиям – жизни и труда. Если такое качество у вас есть, значит есть все шансы стать отличным психологом.

Как любое гуманитарное требует от студента сензитивности, или чувствительности . Человека, проблемы которого вам нужно будет рассматривать, в идеале надо уметь почувствовать, догадываться о его тревогах. Это качество можно развить, но хоть в каком-то виде оно должно у вас присутствовать.

Вот главные особенности личности, которые отличают профессионального психолога от новичка. Среди важных стоит отметить также и умение психолога ясно выражать свои мысли; умение понимать другого человека, а также управлять своими чувствами и их проявлениями. Это все можно при желании развить.

Важно, что психолог не должен уставать от обильного общения с другими людьми. Если вам будет тяжело от интенсивных бесед с людьми, у которых есть проблемы, вы рискуете быстро «сгореть» на работе. Вам не нужно обращаться к другим людям, чтобы понять, насколько вы подходите для работы психологом и есть ли у вас все перечисленные качества? Это большой плюс, ведь психолог должен в первую очередь знать себя и свои возможности.

Какими качествами должен обладать психолог? Даже люди, далекие от этой профессии, понимают, что специалист по проблемам человеческой души чем-то от них отличается. Прежде всего психолог обладает умением качественно проживать свои дни, не тратит их впустую. Он стремится систематически восстанавливать душевное равновесие, постоянно работает над собой. Ведь если этого не делать, можно очень быстро подорвать нервную систему только из-за недостатка положительных эмоций.

Как правило, к психологу большинство людей обращается лишь в критических ситуациях, когда не чувствует в себе сил справиться с проблемой самостоятельно. Рассмотрим подробнее основные личностные характеристики такого специалиста.

Эмпатия

Задумавшись над тем, какими качествами должен обладать психолог, нужно обязательно отметить это свойство личности. Уметь слушать клиента очень важно. Необходимо создать доверительную обстановку в помещении, где происходит процесс консультирования. В противном случае человеку, который переступает порог кабинета, будет нелегко расслабиться и привести мысли в порядок. Эмпатийное слушание позволяет добиться высоких результатов вне зависимости от того, в какой сфере работает специалист: в детском образовательном учреждении, государственной организации или занимается частной практикой.

Ответственность

Какими качествами должен обладать психолог-педагог? Прежде всего, это терпение. Ведь приходится иметь дело со стрессами у детей, связанными с адаптацией в коллективе и различными возрастными изменениями. Необходимо уметь принимать на себя ответственность за результат. Ошибки психолога могут обходиться пациентам очень дорого: принятие неверного решения, усугубление проблемы, повышение уровня тревожности. Вот почему необходимо стараться по возможности их избегать. Начиная профессиональную деятельность, психолог должен обязательно помнить о возлагаемой на него ответственности.

Отзывчивость

Хороший специалист обязательно старается понять своего собеседника. Обращаясь к психологу, каждый человек рассчитывает найти поддержку и понимание. Как правило, прежде чем обратиться за помощью, люди пробуют множество возможностей для того, чтобы избавиться от своих страхов, сомнений и неуверенности. Иногда проходит немало времени, прежде чем личность действительно начинает осознавать необходимость перемен.

Думая над тем, какими личностными качествами должен обладать психолог-консультант, следует отметить такую характеристику, как отзывчивость. Умение чувствовать, что происходит с пациентом, понимать его ощущения очень важно. Выбрав для себя профессию, направленную на оказание помощи другим, нельзя становиться бездушным роботом, которого ничего не волнует кроме собственного благополучия.

Конгруэнтность

Это понятие означает безоценочное принятие. Психолог не должен пытаться критиковать человека, который находится у него на приеме. Нельзя пробовать навязать ему свою точку зрения, подводить к принятию определенного решения. Многие спрашивают: какими качествами должен обладать психолог-консультант?

Конечно, быть эмоционально гибким, избавиться от внутреннего критика. Конгруэнтность подразумевает, что специалист пытается не осудить, а действительно понять своего собеседника.

Наблюдательность

Какими качествами должен обладать психолог? Чтобы суметь вовремя выявить проблему, специалист должен быть предельно внимательным. Здесь нельзя торопиться и принимать скоропалительных решений. Каждое произнесенное слово необходимо взвешивать на предмет уместности его в данном контексте. Наблюдательность - неотъемлемая характеристика работы. Чем профессиональнее работает психолог, тем более внимательно он будет относиться ко всем деталям и делать соответствующие выводы.

Эмоциональная отстраненность

Она необходима для того, чтобы самому иметь возможность абстрагироваться от той истории, которую рассказывает клиент. Это качество обладает видимыми преимуществами - позволяет специалисту не погружаться во внутренний мир пациента. В противном случае психолог не сможет уберечь свое душевное равновесие. Постепенно защитные силы организма начнут истощаться.

Когда постоянно сталкиваешься с проблемами и эмоциональными расстройствами у окружающих, велика вероятность самому перенять какие-то деструктивные модели поведения. По этой причине психолог должен обладать крепкими нервами и беречь свое душевное здоровье. Эмоциональная отстраненность позволяет научиться абстрагироваться от происходящего в особенно тяжелые моменты.

Общительность

Самообладание - это еще не гарантия успеха в профессиональной деятельности. Нужно быть коммуникативным человеком, с удовольствием взаимодействовать с окружающими. Если в психологию приходит замкнутый человек, который сам имеет проблемы в общении, ему будет очень трудно работать с людьми. Возможно, он сможет выйти на причины проблем клиента, но ему наверняка окажется не под силу оказать ему реальную поддержку.

Таким образом, изучая вопрос, какими качествами должен обладать психолог, необходимо обратиться к вопросу самосовершенствования. Постоянный личностный рост позволяет избежать длительных тревожных состояний, депрессии и страхов. Так как психолог постоянно взаимодействует с людьми, то он должен уметь не только оказать реальную помощь, но и оградить себя от возможных неприятных последствий. Сделать это не так легко, как кажется.