Как найти в себе внутреннего ребенка. Что такое «внутренний ребенок»? Практическая психология

Книга начинающего эгоиста. Система «Генетика счастья» Калинский Дмитрий

Задание двенадцатое. Работа с внутренним ребенком

Задание двенадцатое. Работа с внутренним ребенком

Представьте место, где вы будете чувствовать себя максимально комфортно – берег моря, лужайка, собственный диван – значения не имеет. Мысленно перенеситесь туда: постарайтесь ощутить, как дует легкий ветерок, или светит солнце, или приятно поскрипывает кресло-качалка в старом дачном домике. В конце концов, это же ваш идеальный мир. Когда вы оказались в нем целиком, от макушки до кончиков пальцев, представьте, что издалека к вам приближается какая-то фигура. И постепенно вы осознаете: это – ребенок. Маленькая девочка или мальчик трех-пяти лет, как две капли воды похожий на вас в том же возрасте. Если трудно вспомнить себя в те годы, предварительно полистайте семейный альбом, найдите свое фото, хорошенько вглядитесь в собственные забытые черты – ведь нужно, чтобы в вашем воображении тот ребенок ожил.

Почему важен именно этот возраст? Что будет, если вы вспомните себя, семилетнего? Результат, увы, окажется далеко не идеальным. Потому что

ребенок трех-пяти лет символизирует наше подсознание.

С которым мы и будем работать.

Итак, получилось. Вы четко увидели того мальчика или девочку, встретились с малышом. Теперь прежде всего постарайтесь дать ему как можно больше любви, тепла, заботы и нежности. Обнимите, расцелуйте, приласкайте, говорите добрые слова. Посадите на колени, поиграйте – в общем, постарайтесь наполнить его максимальным количеством положительных эмоций.

Чем больше позитива вы подарите ребенку, тем больше положительных чувств активизируете внутри себя.

Теперь пришло время пообщаться с малышом. Спросите, все ли у него в порядке, быть может, он на кого-то обижен, разозлен, кого-то жалеет или боится? В любом случае постарайтесь успокоить ребенка, вселить в него уверенность, силу, спокойствие. Какие-то вещи попытайтесь объяснить ему с позиции взрослого человека. К примеру, если малыш обижается на маму или папу, скажите, что это бессмысленно. Что эта ситуация должна была произойти, чтобы малыш усвоил жизненный урок.

Если ребенок чувствует себя виноватым, освободите его от этого чувства, расскажите ему о зонах личной ответственности, объясните, что чувства вины в принципе не существует (вы ведь уже знаете – почему). Если он жалеет себя или кого-то из близких, постарайтесь до него донести, что это чувство разрушительное, что жалостью он никому не поможет, что к каждому человеку – и к себе, и к другим – надо относиться как к нормальным, полноценным людям. И так далее.

Имейте в виду: поскольку сейчас мы общаемся с образом своего подсознания, а у подсознания память глобальная, проблемы могут всплыть абсолютно любые – как неприятности трехлетки, так и комплексы и обиды из вашего недавнего прошлого.

Если ребенок говорит, что у него есть какие-то претензии лично к вам, попросите у него прощения.

А что делать, если малыш молчит? Ну, не совсем – однако о серьезных вещах говорить не желает? Ни в коем случае нельзя «трясти» его, как грушу, дабы он поскорее выложил вам все свои проблемы и секреты. Наберитесь терпения. Если сегодня задушевного разговора не получилось – не страшно. Просто общайтесь! Обсуждайте игрушки, мультики, погоду, природу и прочие мелочи – сейчас главное установить контакт, ну а потом и за откровенностью дело не станет.

Когда разговор завершится, попрощайтесь с малышом и представьте, как он уходит все дальше и дальше. А вы остаетесь один, все в том же чудесном месте, ощущая спокойствие и комфорт.

Как вы уже догадались, проблемы, которые вы обсудили с ребенком, вы закрыли для себя, сегодняшнего. А значит, они уйдут из вашей жизни.

Работать с внутренним ребенком желательно ежедневно, в течение месяца, двух, трех – вы сами почувствуете, когда можно отпустить малыша (или расстаться с ним на какое-то время).

Для чего нужна эта техника? Во-первых, мы активизируем память, вытаскиваем из подсознания информацию, которая, быть может, представляется нам не особенно важной, но на самом деле имеет огромное значение – иначе ребенок на эту тему не стал бы говорить. Во-вторых, устанавливаем связь с собственным подсознанием. Это навык чрезвычайно полезный, в чем вы еще не раз убедитесь. И в-третьих, такие виртуальные встречи отлично развивают интуицию. Когда вам нужно будет принять важное решение, понять, в каком направлении двигаться, устройте свидание с внутренним ребенком, пообщайтесь и прислушайтесь к его совету. Только не требуйте никаких объяснений! Логические обоснования в компетенции сознания. Вы же имеете дело с образом подсознания – так что просто доверьтесь ему.

У меня была клиентка, которая достигла огромного успеха исключительно благодаря этой технике. Ей удалось добиться полного взаимопонимания с внутренним ребенком, она абсолютно доверилась ему – и с легкостью обходила любые острые углы, выигрывала в самых, казалось бы, патовых ситуациях! Мистика? Ничего подобного!

Подсознание способно сканировать будущее на семь месяцев вперед – и выдавать правильные ответы.

Конечно, при условии, что вы доверяете и слышите себя – что, опять-таки, возвращает нас к работе с внутренним ребенком.

Кроме того, эта техника позволяет человеку успокоиться.

Когда мы испытываем необъяснимое волнение, беспокойство, переживания «на пустом месте», обычно это означает, что встревожен наш внутренний ребенок.

Из книги 50 упражнений для развития способности жить настоящим автора Левассер Лоранс

Из книги Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить автора Мэдсон Патрисия

Двенадцатое правило Заботьтесь друг о друге Люди – существа общественные. Индивиды, общества и культуры, научившиеся заботиться и любить друг друга, а также ценить отношения между людьми, выживали за последние несколько сотен тысяч лет лучше тех, кто этого не делал. Дин

Из книги Невозможное возможно автора Свияш Александр Григорьевич

Двенадцатое правило Заботьтесь друг о друге Станьте чьим-то ангелом-хранителем. Пусть вашему партнеру станет легче. Спасите страдающего или разделите его судьбу. Делитесь полномочиями, не подгребайте все под себя. Доброта спасет в условиях кризиса и

Из книги Книга начинающего эгоиста. Система «Генетика счастья» автора Калинский Дмитрий

Борьба с ребенком У вас родился любимый ребенок, и вы счастливы? Отлично. Но проходит несколько лет, и вы обнаруживаете, что он учится недостаточно (для чего???) хорошо, и вы погружаетесь в борьбу за его успеваемость. Итог этой долгой борьбы за вашу замечательную идею

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза вторая автора Курлов Григорий Петрович

Задание двадцать первое. Контрольная работа Итак, перед вами перечень убеждений, которые должны были сформироваться в процессе работы. Читайте, вникайте и спрашивайте себя: действительно ли эта позиция стала моим искренним убеждением?Мало просто согласиться с той или

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза четвертая автора Курлов Григорий Петрович

Из книги 30 уроков личной силы от психолога-мастера, которые приведут к счастью и благосостоянию автора Сучкова Ольга

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Из книги Миллионер за минуту. Прямой путь к богатству автора Хансен Марк Виктор

63. Подружитесь с внутренним ребенком Вспомните, как в детстве вы не нуждались в веском поводе для радости и создавали его сами. Лужи после дождя, по которым так весело прыгать, протянувшаяся через все небо радуга, шалости вроде звонков в чужие квартиры, соревнование на

Из книги Прогулки по полям, или Поочерёдно двигая ногами автора Красс Наталья Александровна

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

Поле двенадцатое Быть в образе Реквизит: фото людей в полный рост (для анализа стиля), планшет, ткани, нити, деревянные заготовки, бусины, пуговицы, фурнитура, куски кожи, клей, проволока медная, ножницы, бумага,

В психологии существует термин "внутренний ребенок". Это одна из наиважнейших частей нашей психики. Разберемся подробнее.

"Ребёнок", как пишет Эрик Бёрн - очень ценная часть личности. Только "детская" часть нашей психики позволяет нам переживать Радость, Творчество, Восторг, Очарование. Внутренний ребёнок - это источник интуиции и искренних чувств.
Мы - серьезные люди, которые теперь уже хорошо знают, что почем. Мы - большие дяденьки и тетеньки, которые стараются вести себя по правилам. Суровые разумные взрослые, мы не терпим никаких глупостей и нелепостей... В сказочки мы не верим.
Но почему же тогда мы, будучи такими взрослыми и серьезными, совершенно по-детски любим свои дорогие игрушки, иногда боимся темноты и одиночества, можем расплакаться в кино и торжествуем, обгоняя на дороге другие машины? Почему мы так жадно ищем любви и не терпим соперничества?
Ответ простой: потому, что, став взрослыми, мы не перестаем в глубине души оставаться детьми.
Когда мы видим человека, охваченного сильными чувствами, мы говорим: "Он ведёт себя как ребёнок". И это действительно так. Наши первые годы жизни были заполнены до предела эмоциями, а вовсе не мыслями, словами и объяснениями. И сейчас, когда радость или печаль иногда заставляют нас забыть о здравом смысле, мы становимся подобны детям.
Благодаря внутреннему Ребёнку мы обладаем любопытством, стремлением к неизведанному. Остальные части нашей личности консервативны и настороженно относятся ко всему новому, и только внутренний Ребёнок в восторге от неожиданных поворотов судьбы. В такие моменты он предвкушает приключение, а приключения - это как раз то, о чем он мечтает!
Только те люди, в душе которых внутренний ребенок не сидит взаперти, а активно участвует в психической жизни, хорошо и красиво танцуют. У них, как правило, легкая походка, естественные и гармоничные движения и живая мимика. Они непосредственны и свободны, поэтому с ними приятно общаться. Правда, они непредсказуемы и переменчивы в своих настроениях, но это с лихвой компенсируется выдающимися творческими способностями.
Однако, к сожалению, детство далеко не всегда бывает счастливым и безоблачным. У очень многих ранние детские воспоминания полны переживаниями обиды, безысходности и горьким чувством вины. Некоторые люди в детстве чувствовали себя совершенно беспомощными и бесправными существами в руках родителей. Если внутренний ребёнок до сих пор обижен на кого-то, плохо себя чувствует или обеспокоен, это может привести к самым разрушительным последствиям в жизни уже взрослого человека.
Такой взрослый практически никогда не чувствует себя счастливым, как бы удачно ни складывались обстоятельства его жизни. Он не знает, что болит в глубине его души, почему он так печален... Присмотревшись, можно заметить, как сквозь глаза такого неудачника-взрослого смотрит на мир безутешно плачущий над погибшей собакой мальчик или сжавшаяся от страха перед папиным ремнем девочка. В психологии есть понятие "раненый ребенок" - это та часть психики взрослого, в которой до сих пор хранятся под семью замками детские обиды, детские слезы и разочарования...

Что же мы можем сделать для своего внутреннего ребенка, если он ранен? Почти то же самое, что нужно реальному ребенку, когда он безутешен: взять на руки, обнять, вытереть его слезы и сказать, что Вы теперь его никогда не бросите. И больше никогда не обидите. И отныне не позволите никому издеваться над ним...
Есть люди, в психике которых взбалмошный, капризный, впечатлительный и эмоциональный Ребёнок становится главной фигурой. Он совершенно некстати и неумело пытается управлять всем поведением целостной личности. Понятно, что это неизбежно приводит к множеству ошибок. Непосредственность прекрасна, глубина и сила чувств - это потрясающе, но иногда в жизни все-таки надо и подумать. Также приходится учитывать правила и нормы того общества, в котором мы живем, иначе это самое общество быстренько ограничит все наши свободы: средств для этого у него предостаточно. Поэтому-то человек, ставший заложником своего внутреннего ребенка, не столько радуется, сколько страдает.
Ребёнок - не единственный обитатель дома нашей души. Известный психолог Эрик Берн считает, что мы также являемся носителями внутреннего родителя, который всегда знает как нам положено себя вести, что является правильным и неправильным. Внутренний родитель формируется в человеке от рождения до пяти лет под влиянием указаний его собственных настоящих мамы и папы. Чем строже были в детстве родители, тем, как правило, суровей и их внутренний образ. Внутренний родитель тоже склонен стремится к абсолютной власти над всем поведением. Если он ее получает, человеку приходится забыть о всех своих "хочу" и делать только так, как "надо". С одной стороны, это, казалось бы, хорошо. С другой стороны, эта ситуация вызывает слишком сильное напряжение в психике, что долго продолжаться не может. Однажды "ребенок" может "выйти из подполья" и свергнуть абсолютную власть внутреннего родителя. Строгие правила сменяются полным разгулом. Но разгул также не вечен, из глубины души поднимается чувство вины - основное оружие внутреннего родителя - и власть снова меняется. Человек раскаивается в содеянном и строго себя наказывает - и чем строже наказания, тем ближе очередной "переворот".
Описанные колебательные движения были бы неизбежны, если бы не вмешательство третьей силы. К счастью, внутренние ребёнок и родитель дополняются внутренним Взрослым. Взрослый - это наш собственный опыт. Всё то, что мы обнаружили в жизни сами, а не усвоили в готовом виде, формирует в нас позицию Взрослого. Благодаря Взрослому мы ведём себя не только "как положено" или "как хочется", но и "так, как наиболее целесообразно".
Можно сделать вывод, что личность человека - это хор, в котором три голоса являются ведущими. Это - голоса Ребёнка, Родителя и Взрослого. Они могут звучать, сливаясь друг с другом в гармонии и созвучии, но могут и пытаться заглушить друг друга. Голос внутреннего ребенка - и самый чистый, и самый яркий из трех. Именно он ведет основную тему, когда человек счастлив...
Так пусть внутренний ребенок улыбается нашими губами и смотрит на мир нашими глазами - и счастье, быть может, превратится из некой абстракции в реальное состояние души...

Медитации – это ключ к формированию реальности, способ воздействия на подсознание, формирование себя самого, как новой личности. Выявив свои слабые стороны и страхи, их можно искоренить медитациями. Одна из таких проблем, над которыми нужно работать, это наш внутренний ребенок. Существует много практик, задача которых, как раз-таки, помочь своему ребенку. Все они имеют общее название: «Внутренний ребенок медитация». Это поистине глубокие, насыщенные медитации, достоинства которых будут описаны ниже.

Однажды я нашла медитативную диагностическую технику, которой поделюсь ниже. Ее результаты меня поразили. Такое простое, буквально десятиминутное упражнение, открыло мне глаза на то, чего я не знала. О том, что движет моими поступками, что я пытаюсь получить от мира и от других людей, и чего мне больше всего не хватает. Позже я поняла, что я подсознательно знала об этом, но не хотела себе признаваться.

Суть, возможности и ограничения данной медитации

Медитативные практики, связанные с внутренним ребенком, имеют огромную силу. Только представьте. Когда-то давно вы были ребенком. Иногда вас обижали родные, в чем-то отказывали, за что-то наказывали и что-то категорически запрещали. Все эти воспоминания сидят в нас, пусть и неосознанно. Они продолжат управлять нами. Хватало ли нам внимания и любви родителей в детстве? Лелеяли и баловали они нас или, напротив, постоянно ругали и всем были недовольны? Какой образ оценки себя самого привили: говорили, как вы прекрасны и замечательны или как глупы и непослушны?

Часто бывает так, что люди, чья низкая самооценка была сформирована еще в детстве родителями, во взрослом возрасте считают, что не достойны любви и принятия. И они начинают угождать другим, подстраиваться, терпеливо сносить все то, что их не устраивает. Даже в пределах своей собственной семьи. Ведь любовь не бывает просто так, ее нужно заслуживать.

Вот с этими установками и борется медитация на внутреннего ребенка. Она помогает найти источник неуверенности и боли, перестроить отношение к детским проблемам и травмам. Узнать, что такое самоценность. Подарить так необходимую любовь себе самому. И начать жить по-новому. Такие практики ничего не оставляют неизменным. Определив проблему, которая движет нами, с ней можно начать бороться.

Нашему внутреннему ребенку часто не хватает любви, внимания и заботы. Этих подарков не надо ждать от других людей. Вы сами можете сделать себя счастливой.

Техники медитации для работы с внутренним ребенком

Самое первое, с чего нужно начать — это встреча. Именно благодаря ей вы сможете открыть свой внутренний мир, наполнить его положительными эмоциями и пониманием того, что все обиды нужно отпустить и отправить далеко от себя. Представленная ниже техника поможет вам улучшить свое состояние, открыть подсознание, поверить в себя и отпустить обиды.


Встреча с внутренним ребенком медитация

Встреча с внутренним ребенком — это ваша первая встреча с самим собой. Для тех, кто только начинает практику, может показаться, что такая медитация — это некие видения, которые не должны быть у человека, но на самом деле это не так. Встреча с внутренним ребенком поможет вам посмотреть на себя со стороны:

  1. Найдите десять минут на самого себя. Сделайте освящение тусклым. Прилягте на кровать. Если чувствуете, что можете уснуть, лучше сядьте, вытянув вперед ноги. Подышите немного. Отключите поток мыслей. Если не получается, сосредоточьтесь на окружающих звуках.
  2. Когда будете полностью расслаблены, представьте, что с неба в вашу голову опускается золотой луч света. Постепенно этот свет заполняет ваше тело. Он проникает во все ваши органы и клетки. А теперь он выходит за пределы вашего тело, окутывая собой пространство вокруг вас.
  3. А теперь представьте, что вы находитесь на опушке леса. Здесь стоит скамейка, а на ней сидят… ваши родители. Они совсем молодые. Что они делают? Обнимаются или ругаются? Им радостно или тоскливо? Они вас не видят, но вы видите их. Что вы чувствуете? Вдруг, рядом с ними оказался ребенок. Красивый, маленький ребенок. Он что-то показал родителям, а потом побежал к лесу. Последуйте за ним.
  4. Вот вы зашли в лес и увидели, что ребенок сидит под деревом. Посмотрите на него внимательно. Ему весело или грустно? Быть может, он обижен на кого-то? Или чего-то боится? А может ему полностью хорошо сейчас?
  5. А теперь еще раз посмотрите ребенку в глаза и поймите, что это и есть вы. Вы, когда-то давно. Подойдите к нему. Он улыбается и протягивает вам свою крохотную ручку. Возьмите его ручку, обнимите этого прелестного милого ребенка. Почувствуйте, какая сильна любовь возрождается в вашем сердце. А теперь скажите, как вы его любите, что целиком принимаете. Пообещайте, что отныне будете заботиться о нем и во всем поддерживать. Поцелуйте ребенка в макушку и открывайте глаза. Какие у вас возникли ощущения?

А теперь предлагаю провести следующую практику. Эта поможет вам выяснить, чего вам не хватало в детстве и что вы хотите получить до сих пор.


Медитация на внутреннего ребенка

Выполните первые два пункта из прошлой медитации и, когда расслабитесь, переходите к следующим этапам:

  1. Представьте, что вы идете по темной мрачной улице. Она заброшена. Здесь нет ни людей, ни животных, ни птиц. Здесь стоят только покинутые дома и магазины.
  2. Выберете в одной из зданий и войдите в него. Пройдите по коридору возле дверей или прилавков.
  3. Смотрите по сторонам. Есть ли что-нибудь, привлекающее ваше внимание. А вот на вашем пути оказался некий предмет. Это может быть что угодно. Возьмите его с собой и положите в карман. Теперь покиньте это здание и эту улицу.
  4. Вы вернулись домой. Достаньте эту вещь и рассмотрите внимательно. Это может быть игрушка, рисунок, подушка, животное все, что угодно.
  5. Какой этот предмет? Что вы чувствуете, глядя на него? Положите этот предмет на свет в уютное место. Как вы думаете, как он себя чувствует? Что ему не хватает? Может заботы и любви, а может одиночества или покоя? Чтобы этот предмет хотел сейчас получить? Дайте ему это. И посмотрите, стало ли ему лучше. Быть может, он преобразился, стал ярче, чище? Почувствуйте, нужно ли ему что-то еще для счастья? Что именно? Дайте ему все это. А потом, когда предмет станет доволен, открывайте глаза.

Предмет из практики – это состояние вашего внутреннего ребенка. Чистый он, ухоженный, красивый или разбитый и старый? То, что предмет просил у вас – это то, что нужно вам самой. Выпишите эти вещи и начините давать их самой себе.

Исцеление внутреннего ребенка медитация

Теперь, когда мы познакомились с нашим ребенком и узнали о его потребностях, нас будет ждать следующая техника. Это особенно важная часть всей нашей работы. Ее направленность четко выражена в книге Евгении Погудиной: «отправиться в прошлое и дать внутреннему ребенку то, что ему нужно, чтобы вырасти». Выполните уже известные вам два пункта.

  1. После расслабления, вернитесь на лесную полянку к вашему внутреннему ребенку. Вы там уже встречались.
  2. Возьмите его на руки. Расскажите ему снова, как вы его любите и как восхищаетесь.
  3. Окружите его вашей любовью и заботой. Прижмите его по крепче к себе и попросите прощения за то, что не уделяли ему внимания, забыли о нем, ограничивали его.
  4. Почувствуйте свет в вашем сердце. Это свет любви. Передавайте его вашему ребенку. Расскажите ему о том, чего вы боитесь и о чем тревожитесь. Узнайте у него о его мечтах.
  5. Начините играть с ним. Веселитесь, кружитесь, бегайте. Дайте ребенку проявить себя максимально. А теперь наблюдайте, как этот ребеночек стал счастлив. Вас охватывает прилив любви и нежности, желания заботиться о нем.
  6. Ощутите, что и вы счастливы теперь. Затем поцелуйте ребеночка, пообещайте, что будете заботиться о нем и обязательно вернетесь к нему. И открывайте глаза.

Какие вы испытываете эмоции? Теперь повторяйте эту медитацию столько раз, сколько вам необходимо. Эти практики помогут вам понять себя самого, свое поведение и потребности, наладить связь с внутренним ребенком – важнейшей вашей частью. Эти медитации несут мощное исцеление и очищение. Начните уделять внимание вашему внутреннему ребенку и наблюдайте, как меняется мир вокруг вас!

Внутренний Ребенок – это часть нашей психики, нашей личности, которая выражает образ нашего истинного «Я», потенциал личности, ее уравновешенность, целостность и жизнеспособность, непосредственное самовыражение, умение найти выход из любой ситуации, принятие и открытость миру.

Человек со здоровой частью (Внутренним Ребенком) ведет себя непринужденно, творчески, игриво и радостно. Он умеет искренне смеяться над самим собой и тем, что с ним происходит. Он в гармонии с собой и окружающим миром.

В каждом из нас живет Внутренний Ребенок. Это девочка или мальчик, у каждого внутреннего ребенка свой возраст, чаще это возраст, когда возникла рана, когда он начал испытывать боль. Иногда это целый детский сад, если травматичных эпизодов было много.

Все, что нужно ребенку – это полное принятие его как личности, понимание и удовлетворение его истинных потребностей, закладывание позитивных образов себя и будущей жизни. Если родители обеспечивают ему эти условия, ребенок благополучно взрослеет и становится счастливым и успешным человеком, реализуя свой творческий потенциал.

Если же потребности ваших родителей не были удовлетворены, когда они были детьми, им трудно будет удовлетворить ваши потребности. Ну это конечно в идеале, в реальности все мы травмированы, кто в большей, кто в меньшей степени.

Родители могут высмеивать своих детей, не позволять им выражать свои истинные чувства. Им трудно уважать своих детей как отдельных личностей. В результате они лгут, бьют, угрожают им, изолируют их, не верят, презирают, принуждают, унижают и вторгаются в их личное пространство: «Руки у тебя не из того места! Да кому ты такая нужна! Лучше бы тебя не было! Лучше бы я сделала аборт, как собиралась! Я ради тебя всем пожертвовала, а ты…!»

В подсознании такого ребенка формируется негативный образ себя. И тогда многие отрекаются от себя еще в детском возрасте. Мы больше не хотим иметь ничего общего с этим перепуганным и глупым ребенком. Так возникает непринятие себя и нелюбовь к себе. Теряется контакт с собой настоящим – внутренним ребенком и мы перестаем слышать себя.

«Раненые» дети вырастают и начинают самостоятельную жизнь. Но они только выглядят взрослыми. Они страдают от бесчисленных ран, залечить их нелегко, но легко тронуть и разбередить уже во взрослом возрасте.

Почти каждый ребенок дает себе “тайную клятву” в том, что, когда вырастет, не будет говорить своим детям тех слов или совершать поступки, которые говорили или совершали по отношению к нему. К сожалению, многие став взрослыми, убеждаются, что нарушают эту клятву, говорят или делают по отношению к своим детям именно то, что делали по отношению к ним, и часто используют те же самые методы или слова. Почему же так происходит?

Во внутренней структуре нашей психики есть еще Внутренний Родитель - это проэкция наших реальных родителей, образ. и может так случиться, что уже и реальных родителей и на свете уже нет. Но в психической структуре человека «Внутренний родитель» все еще «воспитывает» Внутреннего ребенка.

Такой порочный круг жестокости будет беспрепятственно передаваться от поколения к поколению, если не изменить эту модель. Для этого необходимо исцелить своего внутреннего ребенка. В этом может помочь терапия и хороший специалист.

А можно очень долго холить и лелеять свои раны и шрамы. Это дает ряд преимуществ. Можно не взрослеть, не брать ответственность за свою жизнь «назло маме». Можно бесконечно что-то доказывать – и так вроде появляется цель в жизни. И очень часто мы именно этим и занимаемся.


Мы постоянно вспоминаем, как несправедливо к нам относились родители. Как нас обижали или унижали. И здесь я не оправдываю родителей, это их ответственность, а наша ответственность сделать счастливой (на сколько это возможно) свою жизнь счастливой из того «наследства» что нам досталось.

Положение маленького обиженного ребенка может быть очень выгодно. Если бы не одно но, пока мы жуем свои обиды и претензии, наша жизнь проходит. Мы не можем жить полной жизнью. Не можем быть собой. Не умеем строить отношения. Становимся не самыми лучшими родителями.

Можно ничего не делать в своей жизни и всю ответственность за это складывать на родителей. Ведь гораздо проще ничего не делать – а крайние уже найдены. Да наши родители дали нам меньше, чем нам нужно было, и это невосполнимо уже…Наша задача принять то, что они дали, а остальное сделать для себя самостоятельно, позаботиться о себе.

Можно взять листок бумаги и написать все то, что мы не получили от родителей, в чем мы нуждались, писать столько, сколько пишется, чтоб ничего не забыть, может быть тебе не хватит даже листа на это, возьми еще один. После чего в самом верху листочка пишем: «Это я могу сделать для себя сама». Перечитываем список…

Найдите те уроки, которые преподнесли родители, в них однозначно есть ресурс для вас и вашей дальнейшей жизни, а может и наша Миссия…

Примите своих родителей такими, какие они есть. В некоторых случаях это действительно может быть сложно, если в детстве был пережит очень травмирующий опыт. Они люди со своим жизненным опытом, характером, заморочками, со своими слабыми и сильными сторонами. Они люди и как и все - не идеальны. Возможно у них было далеко не радужное детство.

Скорее всего, у родителей нет того, что нам нужно. И именно поэтому они этого не дают. Просто у них нет этого. Они сами не получили этого потока. Их самих никто недолюбил в детстве. Но все-таки они много дали нам. Все, что могли. Иногда – только жизнь. Но ведь и это – уже ценный дар и бесценный урок.

Перестать ждать, что они изменятся. Принять, что так будет всегда. Даже если это безумно больно признать. Найти источник, которым можно заполнить дефицит, ведь мир изобилен. И в нем есть то, что вам нужно. Более того, этого очень много – и хватит на всех. Нужно учиться заботиться о себе, видеть ресурс для удовлетворения своих потребностей, и позволять себе усваивать. Иногда это долгий процесс требующий поддержки психолога, психотерапевта.

Чего вам больше всего хочешь от родителей? Любви? Понимания? Поддержки? Ищите это там, где этого много. Ведь кто сказал, что все это мы должны и можем получить только от родителей? Через родителей мы получаем свою жизнь – и это уже более чем ценно.

В каждом из нас есть эмоциональная, иррациональная часть, которая называется "Внутренний ребенок".

"Внутренний ребенок" - это эмоциональный и поведенческий опыт, вынесенный нами из детства.

Бывали ли вы в эмоционально-нейтральных ситуациях, когда внутри внезапно оживали непонятные сильные и иррациональные чувства?

Например, страхи, неуверенность в себе, злость, ревность, или вы вдруг просто начинаете плакать.

В такие моменты из глубин вашего "Я" доносится голос Внутреннего ребенка.
И этот голос - осознаем мы его или нет - ежедневно звучит в нашей повседневной жизни:

  • "Я хочу быть лучше всех",
  • "Он оставляет меня в одиночестве",
  • "Мне нужно защищаться, чтобы выжить".

В результате уже во взрослом возрасте мы не можем признать достижений других людей или боимся вступать в отношения из-за страха отвержения, или реагируем на человека из настоящего так, как реагировали бы на кого-то из детства.

Будучи детьми, мы встречаемся с различными травматическими ситуациями. Например, ребенок, чьи родители развелись, может не выражать своих переживаний открыто. Он как будто бы консервирует и архивирует их на долгие годы. А спустя много лет очень сильно привязывается к своему партнеру и испытывает сильнейший страх потерять его. Такой же сильный, как когда он потерял одного из своих родителей. Можно сказать, что здесь, в этом страхе и звучит голос Внутреннего ребенка.

И здесь есть два варианта.

  1. услышать этот голос, этот страх и эту боль отвержения и переработать эти чувства. Это долгий и порой болезненный процесс - но он ведет к большей целостности, гармонии и полноте нашей жизни. На этом пути вы перестаете быть узником прошлого и открываете двери настоящему моменту вашей жизни.
  2. Есть и другой вариант - оставаться глухим к своим собственным чувствам и страхам. Но тогда вы остаетесь глухи и к себе - своим потребностям и желаниям. Есть вероятность, что в этом случае вы, так или иначе, будете бессознательно воспроизводить травматическую ситуацию и вновь и вновь переживать эти чувства в режиме реального времени.

У К.Г. Юнга на этот счет есть прекрасное выражение:

Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать.

Голос, который вы слышите внутри себя (эмоции, навязчивые мысли, поведенческие паттерны, сновидения), очень много рассказывает вам о том, что вы действительно хотите,и кто вы на самом деле есть. Главное - научиться слышать этот голос, принимать и понимать его.

Как найти в себе этот голос . Попробуйте представить его в своем воображении. Попробуйте нарисовать его. Как он выглядит? Что он чувствует? Он весел? Испуган? Злится? Плачет? Ему стыдно? Ревнует? О чем бы он хотел рассказать взрослым? Что он хочет услышать? О чем он мечтает и фантазирует? Есть ли с ним кто-то рядом? Кто-то, кто защитит его или успокоит.

Попробуйте вспомнить свое детство - чего вам хотелось? О чем вы мечтали? Сбылись ли эти мечты? Попробуйте пофантазировать об этом, просто следовать за своими фантазиями. Куда они ведут вас? Быть может, со временем вы лучше начнете понимать свои глубинные потребности и то, как они воплощаются в вашей взрослой жизни.

Контактировать с Внутренним ребенком не всегда просто . Бывает очень сложно различить этот внутренний голос. Чаще всего он доносится до нас в виде эмоций - плач, страх, тревога, обида. И вначале кажется, что эти эмоции просто нескончаемые. И это естественно - они скрывались внутри вас годами и десятками лет. Но если вы наберетесь терпения и будете слушать, ждать, пытаться понять - однажды вы услышите, о чем же в действительности плачет ваш Внутренний ребенок.

И со временем Внутренний ребенок перестанет тонуть в своих эмоциях, переживет и интегрирует их. Со временем он преодолеет свои страхи, оставит их за спиной и выйдет в новый мир.

Ведь вы же не будете ожидать от реального ребенка, чтобы он точно рассказал вам, из-за чего он плачет? Думаю, вы просто дадите ему пространство, чтобы пережить эти чувства и интегрировать их. Потом, когда эмоции утихнут, он найдет способ рассказать вам о том, что с ним происходит и что он переживает. Главное оставаться внимательным слушателем своего внутреннего голоса. Может, что-то похожее стоит сделать вам и со своим Внутренним ребенком?

Как я могу позаботиться о "Внутреннем ребенке"?

  • Будьте терпеливы. Это не разовое занятие, это процесс, который может длиться достаточно много времени.
  • Попытайтесь принять в себе эти чувства. Порой они очень сильно конфликтуют с представлениями о себе. Взрослая, независимая, женщина, которая привыкла все контролировать, вдруг начинает чувствовать свою зависимость от мужчины. Эти чувства совершенно неприемлемы для ее разумной части. Но, в тоже время, это ее эмоции, желания и потребности. И они очень естественны для ее эмоциональной части. То, что чувствует ваш Внутренний ребенок - это ваши чувства; это часть вас.
  • Попробуйте довериться этому голосу. Попробуйте пойти за потребностями, о которых Вам говорит этот голос. Чего он просит от вас? Попробуйте позаботиться о себе так, как вы заботились бы о реальном ребенке.
  • Подумайте о возможности прохождения терапии, если вы чувствуете, что причина неблагополучия глубокая и давняя.

Помните, что психологическая травма - это эпизод жизни, а не приговор.