Как питание влияет на развитие сверхспособностей? Факторы, влияющие на развитие способностей

Если не будут созданы соответствующие условия развития способностей, не будет предоставлена детям соответствующая деятельность, будут упущены сензитивные периоды для развития определенных способностей, не будут учтены и другие не менее важные факторы – способности не разовьются, и может наступить необратимая утрата способностей. Для развития способностей важна совокупность различных факторов, вот некоторые из них:

I. Психологические:

· сензитивные периоды формирования функций: каждый ребёнок в своём развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности; например, известно, что у ребёнка от 0 до 3 лет интенсивно развивается устная речь и мышление, а в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, занятиям музыкой, математикой, спортом и т.д.;

· соответствующая деятельность с помощью взрослого (зона ближайшего развития, по Л. С. Выготскому),

· повышенная мотивация, интерес.

II. Материальные:

· сбалансированное питание (яйца, мясо, молоко, творог, сыр, овощи, фрукты);

· наличие сложных игрушек, инструментов (в том числе музыкальных), красок, альбомов, компьютера и т.д.

III. Социальные:

· родители (мать);

· воспитатели;

· учителя;

· методики обучения.

3. О физиологической основе способностей. Что является физиологической основой способностей? Существует много противоречивых точек зрения, много гипотез.

Я познакомлю Вас с открытиями профессора, доктора биологических наук Владимира Павловича Эфроимсона (1908 – 1989), принадлежавшего к отряду старейших советских «генетиков-первопризывников» знаменитой московской школы Н. К. Кольцова. Его большой труд (докторская диссертация) называется «Биосоциальные факторы повышенной умственной активности».

Посвящен он гениальности – одному из самых удивительных феноменов, свойственных человеческому роду. Это попытка большого ученого-естественника, биолога, генетика найти подход к естественнонаучному объяснению загадки гениальности.

Кто такой гений?

Гений делает то, что должен, талант – то, что может.

Гете писал: «И если в тебе нет этого – «Умри, но стань!», – то ты лишь скорбный гость на мрачной земле».

Частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов практически одинакова во все времена, у всех народностей и народов: один гений на 2 – 3 тысячи, может быть, на 10 тысяч человек. Но это – частота рождения потенциальных гениев. Развившихся и реализовавших себя настолько, чтобы получить хотя бы высокую оценку, – гораздо меньше. У О`Генри, например, есть история о том, как Бога попросили указать на самого гениального полководца всех времен и народов. И он указал на бедного английского сапожника, который корпел над старыми башмаками. В этом сапожнике умер, так и не проявив себя, величайший полководческий гений.

В жизни частота реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными – 1 человек на 5 – 10 миллионов людей.

Это тема отдельной лекции, потому что здесь необходимо ответить на многие вопросы: нужны ли гении? Что же мешает гениальным людям воплотить их природные задатки?

Дидро писал: «Гений падает с неба, и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится 100 тысяч случаев, когда он падает мимо».

Самое первое положение – гениями рождаются, нужны прежде всего врожденные дарования и способности, чтобы стать гением, т. е. задатки (их комбинации бесконечны).

Эфроимсон выделяет 5 «стигм» гениальности, но предваряет их перечисление следующим тезисом: «Хорошая мать – шедевр природы».

Именно мать и материнская любовь – решающий фактор в развитии гения (Например, судьба Джорджа Вашингтона).

Детство и юность гениев – это история сдержанности, дисциплины и организации, сформированных благодаря материнскому вниманию.

Велика роль матери и в формировании ценностных установок.

Гибкость, стойкость и энергию Эфроимсон считает врожденными свойствами.

Любознательность, любопытство, исследовательский инстинкт исчезают сами собой как явления в высшей степени возрастные, поэтому сколько гибкости, стойкости надо проявить, сколько энергии надо истратить ребенку, чтобы сохранить те черты, которые связаны с творческой любознательностью.

Эфроимсон «отобрал» всемирно признанных гениев. Их оказалось 400 человек. Среди них тоже существует своя «табель о рангах». Он заметил, что среди великих мира сего довольно часто (чаще, чем среди остальных людей) встречаются некоторые наследственные болезни.

1. У гениев в десятки раз чаще, чем в нормальной популяции, встречается наследственно закрепленный повышенный уровень мочевой кислоты в крови. Повышенный уровень уратов (солей мочевой кислоты) приводит к подагре. Подагра заметно отличается от всех артритов и ревматизмов: на ощупь определяется отложение скоплений кристаллов солей мочевой кислоты в тканях, происходит воспаление вокруг этих отложений и наиболее раннее и частое возникновение острых болей в большом пальце ноги, что почти отсутствует при отложении других солей.

Е. Орован установил в 1956 г, что мочевая кислота, избыточное количество которой в крови и приводит к подагре, по своей химической природе (структурной формуле) очень близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержатся в кофе и чае). Накопление мочевой кислоты в крови служит стимуляции мозговой деятельности.

Организм в норме содержит около 1 грамма мочевой кислоты. В организме подагрика ее содержится 20 – 30 граммов.

Если повышенный уровень уратов в крови не сопровождается подагрой, то это состояние принято называть гиперурикемией . В списке Эфроимсона несколько гениальных подагриков: Джованни Медичи, Козимо Старший, Лоренцо Великолепный, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мазарини, Черчиль, Бэнджамин Франклин, Иван III, Иван Грозный, Борис Годунов, И.С. Тургенев, Бетховен – во всей его жизни проявилась типичная подагрическая черта – полное игнорирование всего, что не относилось к делу, к музыке, к творчеству, даже сублимирование влюбленности творчеством; Микеланджелло, Бернард Барух, Рубенс, Рембрандт, Ренуар, Филдинг, Стендаль, Мопассан, Пушкин и др. Конечно, одной подагричности недостаточно. Необходима одаренность.

2. Наследственная форма диспропорционального гигантизма – синдром Марфана. Для этого синдрома характерны очень длинные, тонкие конечности при коротком худощавом теле, крупные кисти рук и стопы, подвывих хрусталика, аневризма аорты и усиленный выброс катехоламинов – природных веществ, некоторые из которых являются гормонами надпочечников (адреналин, норадреналин и некоторые другие). Особенно мощный выброс катехоламинов происходит при стрессах (сильном психическом и физическом напряжении, что позволяет организму преодолевать огромного уровня физические и психические нагрузки).

Но при стрессах происходит одномоментный выброс адреналина в кровь, тогда как при синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено постоянно. Талантливые, одаренные обладатели синдрома Марфана отличаются огромной энергией и способностью к напряженному и длительному интеллектуальному труду.

Синдром Марфана – редчайший. Он встречается 1 раз на 100 тысяч рождений. Среди 400 гениев с таким синдромом 9 человек: ихтиолог Никольский, Чуковский, де Голль, Лиддель Гарт, Андерсен, Линкольн, Тесла, Аббе, Кюхельбекер.

3. Андрогенный (также гормональный) механизм стимуляции умственной деятельности – синдром Морриса. Это «тестикулярная феминизация» – очень не часто встречающийся наследственный синдром (один случай на 20 – 50 тысяч рождений). Он вызван наличием мужского набора хромосом, вызывающим образование семенников, обычно хорошо прощупывающихся в виде легкой паховой грыжи у женщин. Но при мужском наборе хромосом существует наследственная невосприимчивость соматических тканей к мужским половым гормонам, которые в норме должны на эти ткани воздействовать. В результате развивается стройная, сильная, красивая женщина, но с отсутствием ежемесячных недомоганий и бесплодная. У обладателей синдрома Морриса отмечаются умственная энергия, физическая выносливость и сила (например, Жанна д` Арк – к концу 19 века ей было посвящено 2117 крупных произведений, в частности, 600 больших поэм, 200 драм, 16 опер).

Следовательно, повышенное количество андрогенов в крови может оказывать тонизирующий, допинговый эффект. У мужчин это явление называется гиперандрогенией. Гиперандрогения была отмечена у Петра I, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Альфреда де Мюссе, Бальзака, Гейне, Льва Толстого. У многих из них повышенный сексуальный тонус сохранялся до глубокой старости (Гете). И если биографии многих замечательных деятелей свидетельствуют об их полном отказе от секса, то в этих случаях чаще всего нужно говорить о явной сублимации сексуального влечения и переводе его в творческую энергию (Кант, Бетховен).

Воздержание при высокой половой силе связано с творческим вдохновением. Известно изречение: «Из пророка, познавшего женщину, 77 дней не говорит Бог».

4. На базе маниакально-депрессивного психоза циклотимическая акцентуация характера. Циклотимики (в отличие от шизотимиков) характеризуются более или менее регулярным чередованием разных фаз настроения, физического и психического тонуса. Фазы подъема, энергичной деятельности, оптимизма и веры в свои силы сменяются фазами снижения общего тонуса, пониженной активностью, расслабленностью, ухудшением настроения, пессимизмом, вплоть до суицида: Ван Гог, Дизель, Рузвельт, Черчилль, Гете, Линней, Колдридж, Пушкин, Гоголь, Л. Толстой (потомок Пушкина), Шуман, Сен-Симон, Огюст Конт, Гаршин, Диккенс, Хемингуэй, Лютер. Известно, что гипоманиакальная форма и депрессия обычно встречается у 4 человек на 1 тысячу. В списке гениев Эфроимсона эта цифра больше, по крайней мере в 10 раз, – 4 человека из 100. В их биографиях отмечены и меланхолия, и периоды отчаяния, и попытки самоубийства.

У А. С. Пушкина отмечают сразу наличие 3-х «стигм» гениальности: подагру, гиперандрогению, циклотимическую акцентуацию характера.

Гипоманиакальным циклотимиком был и Николай Васильевич Гоголь. Все им написанное – от 20 до 32 лет, причем каждую весну и лето он находился в состоянии тяжелейшей депрессии. Пушкин не любил весну и лето, так как в противоположность большинству людей у циклотимиков резко падает настроение и работоспособность весной и летом, четко поднимаясь осенью. Вот эта сезонность очень характерна для Пушкина и Гоголя. У Л. Толстого бывали депрессии от 2 до 7 лет.

5. Пятая «стигма» гениальности – размер лба, высота лба.

Конечно, сам по себе большой лоб не гарантирует наличия высокого интеллекта, однако несомненно, что преимущественное развитие головного мозга и особенно его лобных отделов полностью узаконивает постановку проблемы о существовании какой-то связи непропорционально большого лба, большой головы с уровнем интеллекта, с гениальностью, одаренностью (не надо смущаться существованием гигантолобых идиотов-гидроцефалов). Это Маркс, Ленин, Энгельс, Бетховен, Лист, Наполеон, Шекспир, Вольтер, Гете, Антон Рубинштейн, Кант, Дарвин, Ломоносов, Мендель.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. На данный момент, в науке пока нет точных данных, что такое способности и задатки, в чём они состоят. Возможно, задатки, это некоторые свойства нервной системы – степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и т. д. Возможно, это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм и т. д. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т. е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Пока нет способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.

Становление и развитие способностей связано с прохождением ребёнка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У одарённых детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга, тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.

Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и, в то же время, естественно организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.

Вопросы для повторения

  1. Какие подходы к изучению способностей вы знаете?
  2. Дайте определение способностей и задатков. Чем, по-вашему, они различаются?
  3. Какие виды способностей вы знаете? Дайте им определения.
  4. Расскажите о биосоциальных факторах гениальности.
  5. Назовите факторы, влияющие на развитие способностей. Приведите примеры.
  6. Какими способностями обладаете вы? Что, по-вашему, способствовало развитию ваших способностей?

Рис. 36. Способности (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)


Рис. 37. Способности (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)


ТЕМА 12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

1. Понятие личности.

2. Формирование личности: социальное и биологическое, бессознательное и осознаваемое в личности.

4. Локализация контроля и каузальная атрибуция.

Основные понятия: индивид,индивидуальность, личность, деперсонализация, персонализация, самореализация, самосознание, образ-Я, Я-концепция, психологическая защита, идентификация, когнитивный диссонанс, ценностные ориентации, направленность личности, мировоззрение, мотив, мотивация, каузальная атрибуция, локус контроля, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи.

Литература

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г.Ананьев. – СПб.: Изд–во «Питер», 2001. – 288 с.

2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

3. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы психологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 468 с.

4. Бернс, Э. Развитие Я-концепции и воспитание / Э. Бернс. – М., 1986.

5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во ЧеРо, «Юрайт», 2000. – 336 с.

6. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1999.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1975. – 304 с.

8. Мейли, Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Р. Мейли. – Вып.5. – 1975. – С. 197 – 277.Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. – М.: ТОО «Горбунок»,1992. – 224 с.

9. Райгородский, Д. Я. Психология личности: в 2-х тт. / Д. Я. Райгородский. – Т.2. Хрестоматия. – Изд-е второе, доп. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 544 с.

10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во МГУ, 1973.

11. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин, – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.

12. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

1. Понятие о личности. Личность – высшая интеграция всех психических процессов и свойств, формирование особых, чисто личностных новообразований: убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения.

Понятие «личности» часто объединяют со словом «человек». Однако это разные понятия. Индивид – это биологическое явление, представитель Homo sapiens, обладающий генетически переданными свойствами. Человек – это явление наполовину биологическое, наполовину социальное, участвующее в общественно-полезной деятельности. А. Г. Асмолов писал: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» . Близко этим понятиям и понятие индивидуальности. Оно обладает следующими признаками: 1) индивидуальность предполагает наличие свойств и особенностей психических процессов, новообразований одного человека, отличающих его от других людей; 2) постоянное, стабильное отличие.

Личность рождается дважды.

Первое «рождение» личности – в три года, когда появляется самосознание, человек выделяет себя из окружающего мира, осознаёт себя и своё «я». Первый признак самостоятельности отмечают тогда, когда человек начинает что-то предпочитать, задерживает одно поведение ради другого, когда формируется система его потребностей и определяется иерархия мотивов.

Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте, когда появляется способность к саморазвитию и самовоспитанию, когда человек осознаёт себя как деятеля, планирует собственную жизнь. В целом личность в подростковом возрасте уже сформирована, хотя потом она может меняться.

В жизни человека случаются также кризисы, переломные моменты, когда требуется переосмысление всего прожитого и принятие новых решений. Американский психолог Гейл Шиихи утверждает, что эти кризисы имеют определённую тематику и периодичность, следуют друг за другом через каждые семь лет, начиная с 16-летнего возраста. Другие исследователи полагают, что самый первый психический кризис – это кризис новорожденности, затем идёт кризис трёх лет, поступления в начальную школу, подростковый, кризис девятнадцати лет, тридцати, тридцати семи, сорока пяти и дальше через каждые семь лет. Психический кризис – это явление перехода количественных изменений, накоплений в качественные, в каждом возрасте происходит формирование своих новообразований, уточнение ценностей, смыслов жизни, способность увидеть себя, близких людей и окружающий мир другими глазами, по-новому.

Таким образом, человек становится личностью в общении, в совместной деятельности. В каждом человеке, включающимся в конкретно-исторические общественные отношения, пробуждается потребность быть личностью и способность стать ею . Потребность эта обусловливается принятием социальной роли.

Роль – понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль врача, пациента, руководителя, отца, матери и т. п.).

«Социальная роль есть единица передачи социально-типического опыта, обеспечивающая адаптивное поведение личности и выражающая общую тенденцию системы «личность в группе» к сохранению. Включаясь в жизнь личности, роль индивидуализируется», – писал А. Г. Асмолов. Если эта роль не входит в систему ценностей личности, то личность и не «вкладывает» себя в деятельность. Она лишь проявляется на уровне отдельных операций (знания, умения) соответственно социальным нормативным требованиям. Если же социальная роль приобретает личностный смысл, то личность в деятельности стремится сделать как можно более эффективные «вложения» своих способностей и при этом выходит за пределы нормативных ограничений, в интересах дела проявляет неадаптивную активность при решении задач, идёт на надситуативный риск (В. А. Петровский, 1981).

Таким образом, становление личности проходит через две фазы: 1) операциональную, где ролью определяется поведение личности, 2) личностно-смысловую, когда личность персонифицирует деятельность, влияя на продуктивность дела и обусловливая тем самым «вклады» в других людей.

На первом этапе проявляется тенденция к социальной адаптации, следованию нормам и ценностям группы. Через ролевые предписания «Я» переходит в «Мы».

Второй этап характеризуется возникновением свободы выбора, когда личность становится субъектом саморазвития, определяя не только собственную судьбу, но и жизненные обстоятельства других. «Я» оказывается представленным в других. Достижения масштабной, зрелой личности транслируются в опыт других людей. Личность, перешагнувшая нормативно-ролевые грани активности, выступает в новом качестве – яркой, сильной, самобытной индивидуальности.

В XX столетии активизировались философские, социологические, телеологические, социально-психологические разработки проблемы личности.

Гуманистический подход постулирует, что в каждом человеке существует ориентация, толкающая его на реализацию возможностей (Годфруа Ж.).

Согласно К. Роджерсу, всякий живой организм наделён стремлением сохранять и улучшать свою жизнь. Необходимая для этого компетенция может развиваться только в контексте социальных ценностей, в котором индивидуум получает возможность устанавливать положительные связи.

Согласно гуманистической психологии, можно выделить следующие личностные характеристики :

1) самосознание (самопознание и самооценка), когда человек выделяет себя из окружающего мира и понимает свою личность как «Я-образ», «Я-психический облик», «Я-социальный облик», роли в общественной жизни, которые складываются в «Я-концепцию» – полное, комплексное представление о себе, не только внешнего облика, но и смысла жизни; главные функции самосознания – познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни;

2) сознание непрерывности и тождественности своего «Я»: «Я» – в прошлом, «Я» – сейчас, «Я» – в будущем; если эта связь нарушается, происходит деперсонализация, или раздвоение личности, и она перестаёт существовать;

3) индивидуальность:

а) специфическое психических процессов, например: наблюдательность, рассудительность, впечатлительность, эмоциональная возбудимость, решительность, инициативность;

б) стабильное проявление этих психических явлений в личности;

4) активность, которая порождается не базальными потребностями, не за счёт доминирующей потребности, а за счёт образования иерархии мотивов, потребностей, человек выбирает направленность своей активности;

5) саморегулирование – не только поведения, но и развития личности, постановки цели жизни, осознание смысла жизни. Саморегулирование ведёт к самоактуализации, персонализации, саморазвитию своей личности, которая постоянно обдумывает это и создаёт себе временные смыслы, которые её временно удовлетворяют. Самоактуализация – стремление реализовать свой потенциал – и персонализация – стремление войти в жизнь других людей – являются врождёнными потребностями человека (метапотребностью у А. Г. Маслоу). За это идёт борьба. Люди стремятся оставить след. У некоторых это становится смыслом жизни: «Нет! Весь я не умру – душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит …».

Представление о самом себе, то есть «Я-концепцию», составляют также «Я- реальное» и «Я-идеальное». Если мы чувствуем, что нас принимают такими, какие мы есть, то мы склонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства, мысли. Напротив, если мы не соответствуем социально одобряемым формам поведения, то будем скрывать свои чувства и мысли, демонстрируя вместо того те, которые одобряемы окружающими. Это приведёт к разладу между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой мы вынуждены отказаться, что станет источником тревоги. Личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Высшими ценностями, призванием самоактуализирующейся личности являются истина, красота, совершенство и простота. Вовлечённость в дело, преданность этому делу побуждают стремиться к самосовершенствованию.

В иерархии человеческих потребностей стремление к самоактуализации, по А. Г. Маслоу, занимает вершину пирамиды, тогда как в её основании лежат простейшие физиологические потребности:

1.Физиологические (голод, жажда и др.);

2. Потребность в безопасности, защищённости;

3. Потребность в любви, присоединении, принятии, дружбе;

4. Потребность в уважении и самоуважении;

5. Познавательные, исследовательские потребности;

6. Эстетические (потребность в гармонии, порядке, красоте);

7. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, реализации способностей).

Личность в своём развитии проходит четыре стадии :

1. Выживания;

2. Адаптационной ниши (обретения безопасности);

3. Активной деятельности (познания и оценки ситуации);

4. Процветания личности (неадаптивной активности). Эта стадия является самой значительной и успешной для личности, потому что в этом случае личность осуществляется как яркая индивидуальность, внося в свою деятельность максимум способностей, вкладов, перешагивая нормативные ограничения и присваивая деятельности своё лицо.

2. Формирование личности: социальное и биологическое, бессознательное и осознаваемое в личности. Формирование личности происходит под влиянием очень многих факторов: наличия витаминов в питании, музыкальных инструментов, обоих родителей, места проживания и т. д., прежде всего биологических, воздействующих изнутри, и социальных, воздействующих извне.

Группа факторов, воздействующих изнутри, – это весь набор врождённых потребностей, инстинктов, особенностей роста (маленький, высокий), телосложения (худой, толстый), внешнего облика (красивый или с дефектами тела), гормональный и гуморальный баланс, строение нервной системы. Все эти компоненты опосредованно скажутся на формировании личности человека. Редко, только при наличии компенсаторного окружения (умных и сильных родителей, друзей, педагогов), ребёнок-инвалид может вырасти в нравственно и психологически полноценную личность. Красивый ребёнок чаще других детей может быть втянут в определённую систему асоциальных отношений.

С другой стороны, извне, личность также может быть подвержена влиянию всей гаммы социальных факторов: особенностей взаимоотношений в семье, школьном коллективе, системы обучения, общества в целом. Человек в лагерях и тюрьмах теряет личность под воздействием системы этих отношений. Взаимодействие факторов, влияние их на человека различно. Итог личности – в балансе между этими двумя группами факторов.

Биологическое и социальное в личности напоминает то, о чём писал З. Фрейд . По Фрейду, личность складывается под влиянием трёх факторов (структур):

1. «Оно» («ид») – котёл низших страстей, которые не выходят на уровень сознания, но дают энергию для поиска объектов для удовлетворения страстей по принципу: удовлетворить потребность, не взирая на реальность; но это недопустимо, и человек в реальной жизни накладывает на это «табу».

2. «Я» («эго») – формируется над «Оно» и отделено от него тонкой перегородкой с целью вводить ограничения в действия «Оно». «Я» – это результат использования опыта и мышления для организации поведения. Задача «Я» – сохранить целостность новообразований, входящих в личность, защитить их от «ид», а также от запретов и норм общества за счёт сублимации, вытеснения, регрессии, замещения и других механизмов психологической защиты.

3. «Сверх-Я» («супер-эго») – выделяется из «Я», формируется обществом внутри личности и состоит из табу и ценностей, внушённых родителями и обществом, так как личность – это арена борьбы между хочу (Оно) и нужно / нельзя (сверх-Я). Иногда «сверх-Я» вырабатывает сигналы, и личность идёт на нарушения, а «вина» (механизм внутреннего наказания за возможную слабость «Я», за уступки, которые «Я» допустило) обрушивается на «Я» этой личности. В «Я» входит часть «Оно» и часть «сверх-Я». Мы не помним многие табу, которые закладывали в нас в раннем детстве, то, в чём нас ограничивали. «Я» познаёт всё, весь мир, внутри «Я» есть целые зоны (например, комплекс Эдипа и комплекс Электры), которые не осознаются, но прорываются в сновидениях, в забывчивости, юморе, описках, ошибках.

Бессознательное всегда остаётся бессознательным, но может обрести некоторую словесную форму: человек должен постараться найти подходящие слова, как можно более точные для определения своего состояния. Задача психоаналитика – найти непугающие слова и вложить в них иной смысл, чтобы исправить данное состояние человека. Иногда в личности созревает конфликт, если «Оно» и «сверх-Я» сильные. «Оно» всегда сильное, всегда давит на личность одинаково, но только при сильном «сверх-Я» бывают конфликты. Если «сверх-Я» слабое, «Оно» всегда удовлетворяется. «Оно» можно сравнить с лошадью, а «Я» – с всадником на этой лошади. Всадник всегда может использовать энергию лошади. Иногда «Я» только делает вид, что управляет «Оно», а вся сила «Я» заключается в сублимировании «Оно», в приведении его в приемлемое для человека и общества состояние, русло (например, судьба и творчество Леонардо да Винчи).

Л. И. Божович выделяет 2 основных критерия сформированности личности:

1) способность преодолевать собственные непосредственные побуждения по фактам социально значимым («первое рождение личности», по А. Н. Леонтьеву);

2) способность действовать на основе сознательных мотивов, целей и принципов, то есть сознательное опосредование. «Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности» . Появление самосознания означает «второе рождение личности». Главная функция самосознания – познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни.

Ю. Б. Гиппенрейтер характеризует следующие «стихийные механизмы формирования личности»: 1) сдвиг мотива на цель; 2) идентификация и 3) освоение социальных ролей.

Названные механизмы действуют в русле общего, генерального процесса «опредмечивания потребности в общении». «Потребность в другом», в контакте с себе подобным оказывается главной движущей силой формирования и развития личности».

Разберём по порядку.

1) Сдвиг мотива на цель : нормы и требования любящей матери освещены для ребёнка личностным смыслом . Общение с ней – радость. Первоначально он выполняет её требования, чтобы продолжить испытывать эту радость. Ребёнок выполняет требуемые действия (цель) ради общения с матерью (мотив). «Со временем на это действие «проецируется» всё большее количество положительных переживаний, и вместе с их аккумуляцией правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом)» . Итак, сначала действие происходит ради одной цели, а потом деятельность сама становится мотив-побуждающая, например: моряк сначала может пойти в море ради денег, потом – ради моря и всего комплекса взаимодействий. Потребность ребёнка в положительных эмоциональных контактах протекает как огромная внутренняя работа, приводящая к хорошему, правильному и культурному поведению и становится внутренней потребностью человека. Это говорит об успешном воспитании. «Тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщается положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив (сдвиг мотива на цель)» . «Если общение со взрослым идёт плохо, безрадостно, приносит огорчения, то у ребёнка новые мотивы не возникают, правильного воспитания личности не происходит». Известен синдром внезапной детской смертности, когда ребёнок не только не развивается как личность, но и погибает физически, если подвергается эмоциональным травмам. «Родители, сделайте своего ребёнка сильным! Ваше мощнейшее оружие – безоговорочная любовь», – обращается к своим читателям американский учёный Росс Кэмпбелл (1992).

2) Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, получение личного опыта через подражание и попытка слияния с этим образом, присвоение опыта; внесение своей личности в личность другого (в раннем детстве через подражание усваивают социальный опыт). Проектирование себя в личность взрослого или другого человека и освоение его опыта называется социальной наследственностью . Затем может происходить смена объекта подражания: воспитатель, учитель, предводитель сверстников и т. п. Юность не отвергает авторитеты, только ищет их не в ближайшем окружении, а выдуманные, литературные или в поп- рок-культуре. Но потом может прийти разочарование, и личность освобождается от идентификации.

3) Принятие и освоение социальных ролей. От идентификации это отличается тем, что идентификация происходит не с персоной, а с ролью . Ребёнок проигрывает роли в раннем детстве, и это имеет большое значение, являясь существенным фактором в становлении его личности.

Переход к роли имеет несколько этапов:

– этап ролевых ожиданий – сначала мы мечтаем кем-то стать, примериваемся к этой роли;

– этап вживления в роль – происходит осознание роли, понимание её;

– этап исполнения – роль может повести за собой, накладывая на личность особый отпечаток, формируя в ней качества, ранее отсутствовавшие, например: белый халат для врача, классный журнал для учителя, свисток и дубинка в руках милиционера и т. д.

Итак, судьба личности – в руках ближайшего социального окружения, но сила внутреннего стремления к самосовершенствованию и саморазвитию поднимает человека над личностным уровнем – к самобытной индивидуальности .

Б. Г. Ананьев определил следующие уровни индивидуальности :

– клеточный (тип наследственности),

– морфологический (тип конституции),

– органических функций (жизнеобеспечение),

– психофизиологический (жизнеспособность),

– психологический (отражение отражённого и преобразованного),

– социально-психологический (роль),

– социальный (статусы).

Движение личности по вертикали становится возможным благодаря включению основных функций самосознания : познания себя, поиска смысла жизни, усовершенствования себя. Личность, зажатая тисками конформизма, не выходит за пределы нормогруппового, стереотипного сознания и поведения. И, наоборот, личность, вырывающаяся за пределы адаптационной ниши, идущая на взрыв этой ниши, на разрушение своей физической и социальной сбалансированности, входит в новую эру своего существования – проявляется как индивидуальность . По определению С. Л. Рубинштейна, существование личности есть непрерывный выход за пределы самого себя: «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя. Этот выход за пределы себя не есть отрицание моей сущности, как думают экзистенциалисты, это – её становление и, вместе с тем, – реализация моей сущности» .

Яркой индивидуальности присущи такие психологические качества, как:

1) творческий подход и постоянный творческий поиск;

2) наличие ярких, устойчивых представлений;

3) чувство материала, включающее интуицию, догадку, прогнозирование;

4) настойчивость и одержимость;

5) установка на оригинальность решения возникающих задач.

Нетривиальность личности «отливается» в стиле деятельности. Человек яркой индивидуальности выступает не как формальный субъект деятельности, а как «автор», вносящий свой вклад в своеобразие операционного и смыслового аспектов деятельности. Высокий профессиональный уровень активности оказывается условием раскрепощения своеобычая личности: «Чем выше мастерство, тем отчётливее проявляется индивидуальный почерк» (Климов Е. М., 1969).

Чтобы эффективно работать, нам нужен большой запас энергии. Для этого мы стремимся к правильному питанию, к здоровому сну, пьем чистую воду… Но к сожалению, мы помним не обо всем. Встает вопрос: сколько задач выполнять, чтобы продуктивно действовать?

В этой статье я расскажу о тех способах, которые применяю на практике сам. Статья будет интересна, прежде всего, для людей, которые работают на себя - для фрилансеров, предпринимателей, бизнесменов.

Ставить глобальные и долгосрочные цели важно, но мне кажется, что главное, быть эффективным сегодня. Ведь результаты месяца, года, пятилетки зависят от продуктивности дня, как прочность кирпичного дома от качества каждого кирпичика.

Задачи я объединил в смысловые группы:

  • физическая энергия
  • эмоциональная энергия
  • ответственность
  • внимание
  • порядок и комфорт

А в конце статьи я подготовил для вас (и для себя тоже) чек лист каждодневных задач, которые влияют на способность действовать. Кому лень читать статью, переходите к нему. Но вы пропустите полезные рекомендации.

Сюда входят очевидные задачи: высыпаться, насыщаться, заниматься спортом. Если вы постоянно чувствуете сонность и вялость, серьезно задумайтесь насколько качественный ваш сон, из чего состоит ваш рацион и как часто вы занимаетесь спортом.

Не смиряйтесь. Ищите причину.

Возможно, вы мало пьете. А ведь из-за недостатка воды повышается вязкость в крови, отчего в ткани перестает поступать кислород и энергия. Суточная норма - в среднем, 2,5 литра воды. Но она зависит от вашего возраста, веса и деятельности. Поэтому забейте в строке поиска «Суточная норма воды», определите для себя литры в сутки и поставьте себе напоминалку, чтобы не забывать пить. Имейте в виду, что напитки или кипяченая вода обычную воду не заменят.

Переменки и отдых

Чтобы избежать перенапряжения, запланируйте себе 15-минутные переменки. У меня одна переменка между завтраком и обедом, а вторая - между обедом и ужином. В эти минуты не забудьте выпить стакан воды, с кем-нибудь поговорите, сделайте пару упражнений. Или посвятите переменку ни разговорам, ни серфингу по интернету, а ничегонеделанию. Подробнее о пользе безделья в .

А на вечер запланируйте себе часовой отдых. Так, вы не будете отвлекаться во время работы и чувствовать вину перед самим собой, когда отдыхаете. Прогуляйтесь, почитайте художественную книгу, посмотрите фильм. Сделайте то, что оставит положительные впечатления. Обычно во время отдыха в голову приходят блестящие идеи.

Спорт для тренировки мозга

Не все люди не знают, что спорт сильно связан с работой мозга. Физические упражнения не только улучшают дыхательную, сердечно-сосудистую, костно-мышечную системы, но и увеличивают приток крови к мозгу, отчего повышается ясность мышления. Кроме того, приходят в движение нейротрансмиттеры (химические вещества в головном мозге), которые повышают систему внимания. У нейронов появляются больше ветвей, что положительно влияет на готовность воспринимать новую информацию.

Я поставил «План» на второе место, потому что подумал, что если физические потребности удовлетворены, то следующий шаг - понимание, чего ты хочешь и как к этому прийти.

Постановка целей

Сюда относится постановка Глобальной цели. Откуда вытекает Долгосрочная, на основе которой вы ставите Краткосрочную. Руководствуясь ей, вы определяете цель на неделю.

Затем вы прописываете план поэтапных действий и назначаете для каждого этапа день. Так, вы будете постоянно ощущать дедлайн. Это не даст вам расслабиться. Но не забывайте и про отдых.

Если вы пока не нашли свое призвание, не поставили глобальную цель, пробуйте реализовываться в разных сферах. Тогда вашим намерением будет найти ту нишу, которая вам по душе. Только не отступайтесь от какого-нибудь дела, если первый шаг оказался провальным.

Расстановка приоритетов

Для самореализации нужны такие действия:

  • Практика
  • Полезные знакомства
  • Своя площадка (офис или сайт)
  • Удобные инструменты
  • Единомышленники со схожими целями. Таких людей вы найдете на сервисе smartprogress.do .

Этим занятиям я дал общие названия:

  • Создание (продукта)
  • Чтение
  • Netvorking
  • Площадка
  • Инструменты
  • Кейсы

Затем, определил их приоритеты по критерию «Что точнее и быстрее приведет меня к результату». Делу с высшим приоритетом (скорее всего, это создание) уделяйте больше времени или внимания. Внесите его в расписание на каждый день. Выполняйте его в то время, когда у вас пик бодрости.

Старайтесь не брать на себя много целей одновременно. Выберите одну главную цель и пусть все остальные задачи работают на нее.

Еще на способность действовать влияет формирование привычек. Доведение мелких задач до автоматизма экономит время и энергию.

Часто сосредоточившись на приоритетных задачах, мы упускаем крутые возможности, которые быстрее приблизили бы нас к цели. Например, не отказывайтесь от просмотра новостей по вашим темам. Но определите для этого занятия временные рамки.

Если я теряю контроль над своим временем, на помощь приходит метод 15-минуток. Каждые 15 минут я записываю, какие действия совершил в течение четверти часа. Фраза «время прошло впустую» очень огорчает, ведь каждая минута дорога. Она мотивирует на обдуманное и качественное времяпровождение.

Мотивация, огонь в глазах, прекрасное настроение - залог продуктивности. Отсутствие эмоциональной энергии или ее отрицательная сторона - причина бездействия и прокрастинации.

Точка Б

Огонь в глазах зажигается, когда вы ясно видите картину светлого будущего. Попытайтесь представить свою жизнь через пять или десять лет - пропишите развернутую точку «Б». Какой образ светлого будущего вы хотите превратить в реальность? Ответьте себе на вопросы:

  • Где и с кем вы живете
  • Каким видом спорта занимаетесь
  • Какими знаниями и умениями обладаете
  • Куда ездите отдыхать
  • Чем занимаетесь профессионально
  • Какое у вас хобби
  • Сколько зарабатываете
  • Какие люди вас окружают
  • Каков стиль вашей жизни

Уловите, что вы при этом чувствуете. Чем вас привлекает желанный уклад жизни.

Попробуйте описать и нарисовать точку «Б». Повесьте лист с текстом или рисунок перед глазами - на стену, где вы работаете. Его цель напоминать вас о своих желаниях, вызывать положительные ощущения и дарить мотивацию к действию.

Положительный настрой

Заведите дневник успеха, где вы каждый вечер будете записывать от трех положительных моментов, которые произошли за день. Он научит вас не воспринимать успехи, как должное.

Приоритетные дела часто выполнять не хочется. И мы про себя повторяем: «Мне нужно этим заняться», «Я должен это сделать», что внушает негативную мотивацию. Вместо этого, скажите себе: «Я хочу это сделать», «У меня есть возможность заниматься этим». А также задайте себе вопросы: «Как это занятие приведет меня к точке Б?», «Что в этом деле самое неприятное?».

Еще попробуйте способ, который предложен в книге Брайна Трейси «Как управлять своим временем»: «представьте, что кто-то предложил вам миллион долларов, чтобы в течение тридцати дней вы прекрасно управляли своим временем и были очень организованными. Я [автор книги] готов поспорить, что при наличии подобной мотивации, вы могли бы превосходно справиться с задачей. Это доказывает, что способность или неспособность управлять временем - дело выбора…».

Еще чтобы поддерживать эмоциональный тонус, в выходной день я смотрю короткое, мотивационное видео.

Ответственность - важный эмоциональный рычаг, который подталкивает к действию. Я неспроста выделил его отдельно, ведь порой это единственный источник мотивации. Здесь, в первую очередь, будьте честными перед собой.

Цена слова

Если вы не умеете держать слово перед собой, дайте обещание публично. Цену слова дайте либо офлайн (на встрече с друзьями или коллегами), либо онлайн (в социальных сетях, на сайте smartprogress.do). Сделайте так, чтобы о вашем обещании узнал человек, чье мнение для вас дорого.

Прямой эфир

Недавно я придумал еще один способ. Просто представьте, что за вами постоянно наблюдают тысячи людей в прямом эфире. Если вы заставите разум поверить в это, вам придется действовать, чтобы не оплошать.

Или представьте, что вы капитан команды и пример для подражания. Тогда соблазн «не сделать» будет стоит потери уважения.

Награда

Придумайте себе награду за продуктивную работу. В масштабе дня это может быть что-нибудь вкусненькое вечером, а в масштабе года - двухнедельный отпуск с крутым развлечением. Главное, чтобы вы действительно этого хотели. И обладали терпением, чтобы не исполнить желанное раньше времени или при отсутствии результатов.

Бывают люди двух крайностей. Те, кто постоянно учатся, но не продвигаются и те, кто пытаются продвинуться без практических знаний. А есть и те, кто сразу воплощают в жизнь то, что узнают.

Полезная информация ускоряет реализацию наших целей, помогает рождать идеи, решает проблемы и тренирует мозг. А еще формирует наши убеждения, отчего, прямым образом, зависит успех.

Поэтому выделите время на чтение книг, статей, писем на почте, новостей в вашей сфере. Время от времени проходите курсы, смотрите познавательные видео. Изучайте то, что актуально для вас в данный момент и параллельно применяйте знания в своих проектах.

Чтобы не затеряться в бесконечном потоке полезного контента, я использую алгоритм обработки информации по GTD.

То, в чем вы больше всего нуждаетесь, когда сели работать - внимание. Вы можете хорошо выспаться, поесть, написать цели на день, переполниться энтузиазмом. Но, если вы не сконцентрируетесь на занятии, не будет и результата.

Что я сейчас буду делать?

Перед тем как приступить к делу, задайте себе вопрос: «Что я сейчас буду делать?» Пусть ответом будет пошаговый алгоритм действий. Лучше запишите его. Старайтесь не отвлекаться ни на что. Для этого есть переменки. Не стоит ждать удобного случая, но в то же время можно помочь себе сконцентрироваться. Например, я в последнее время сосредотачиваюсь, слушая звуки природы. (сайт Хабрахабр) описан онлайн-генератор звуков природы, который я как раз использую.

Внимание тесно связано с планированием. Когда вы четко знаете свою задачу и уверены, что другие дела на своих местах, вы можете спокойно сконцентрироваться над актуальным занятием.

Это тоже относится к способности сосредоточиться. Если у вас не будет выделенного времени на уборку, ваше внимание станет рассеянным, отчего вы будете не успевать сделать множество намеченных задач. Это приведет к стрессу и выгоранию.

Важно, чтобы порядок царил на рабочем столе (настоящем и компьютерном), в папках, в браузере, в браузерных закладках, таск-менеджерах. В общем, чтобы все инструменты, которыми вы пользуетесь не отнимали у вас много времени по причине захламленности.

И еще на эффективность действий влияет хорошее освещение и удобное кресло.

Надеюсь, что статья была для вас полезной и принесла в вашу голову свежие идеи. Большое спасибо, что дочитали ее до конца. Как и обещал, делюсь чек листом.

Чек лист будничного дня

Это чек лист, который использую я при планировании. Скопируйте его и оптимизируйте для себя. Если вы считаете, что сюда нужно добавить еще какую-нибудь деталь, напишите об этом, пожалуйста, в комментариях. Вы мне очень поможете.

Задача, влияющая на способность действовать Кол. Затраченного времени
Сон (время сна кратно 90-минуткам и равно 5-ти циклам сна) 7:30 ч.
Спорт, Гигиена, 1,5 стакана воды, Просмотр точки Б,

Чтение биографии выдающейся личности

30 мин.
Чтение книги 30 мин.
Завтрак (1,5 стакана воды перед ним) 1 час
15 мин.
Обед (приготовление, 1,5 стакана воды) 1 час
Переменка (1,5 стакана воды, упражнение) 15 мин.
Ужин (приготовление, 1,5 стакана воды) 1 час
Просмотр почты 15 мин.
Уборка на рабочем месте 15 мин.
Запись результатов, Планирование завтрашнего дня, Запись в дневник успеха 30 мин.
Отдых (1,5 стакан воды, прогулки, развлечения, награда) 50 мин.
Отход ко сну (1,5 стакан воды) 10 мин.
Непредвиденные обстоятельства 2 часа
Итог 16 часов

Для продуктивной работы, ради которой тратится 16 часов, остается 8 полноценных часов. Конечно, пару часов может уйти на мелкие спонтанно возникающие задачи, но оставшееся время достаточно для больших результатов.

Чек лист задач выходного дня

А вот задачи выходного дня. У меня это суббота. Очередность дел расставьте, как вам удобно. Сначала выполняйте задачи с высшим приоритетом.

Просмотр и анализ входящей информации (ловля возможностей) 3 часа
Просмотр мотивирующих видео 30 мин.
Запись результатов недели и план на следующую 30 мин.
Планирование. Сюда относится продумывание точки Б, постановка целей, прописывание этапов ее достижения, расстановка приоритетов, оптимизация ежедневных дел (новые привычки, чтобы сделать быстрее и эффективнее). 3 часа
Генеральная уборка 2 часа
Другие необходимые домашние дела 3 часа
Сон, утренние процедуры, еда 11 часов
Время для отдыха 1 час

В бешеном ритме жизни современному человеку иногда не хватает времени на самое главное – собственный внутренний мир. Способность к самоанализу и понимание своих ошибок крайне важно для каждой личности. Предлагаем выяснить, какие бывают методы рефлексии и что такое эмоциональная рефлексия.

Рефлексия - что это?

Специалисты говорят, рефлексия – это некое обращение внимания определенного субъекта на себя, а также на собственное сознание, продукты своей активности и их переосмысление. В традиционном понимании – на содержание и функции своего сознания, в которые входят личностные структуры, мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и многое другое.

Рефлексия в философии

Под рефлексией принято понимать философский термин, характеризующий форму мыслительной деятельности индивида, направленную на осмысление своих действий. Рефлексия в философии – это метод, благодаря которому можно раскрыть специфику душевного и духовного мира человека. Важно понимать, что данное понятие вместе с применением категориального языка способно охарактеризовать философское мышление. Если обобщить, то можно утверждать, что вся философия и есть рефлексия разума, которая является размышлением про такие категории как мысли и представления.

В рамках отдельных философских теорий и концепций рефлексию рассматривают как самое существенное свойство сознания. Благодаря этому становится понятно, что исключительно способные быть осведомленными про состояние собственной психики существа можно называть сознательными. Однако подобные подходы не принимают сторонники интенциональной концепции сознания.

Рефлексия в психологии

Принято считать, что рефлексия - это в психологии одна из форм самоанализа и является обращением сознания личности к анализу своих мыслей и поступков. Одним из первых начал работать с этим термином в психологии А. Буземан. Ему принадлежит идея выделить рефлексию в отдельный раздел. По его мнению данное понятие означает перенесение переживаний с внешнего на человека. С. Рубенштейн утверждал, что зрелая полноценная личность может сформироваться, если человек сможет осознать границы своего «я». Такой процесс предусматривает способность к самоанализу.

Под рефлексивным актом понимают остановку всего потока мыслительных процессов и состояния. Осуществляется некий переход от автоматизма до осознанности, процесс понимания личностью собственного внутреннего мира. Результат такой деятельности – формирование у личности только ей характерного способа не только думать, размышлять, а и в целом жить.


Виды рефлексии

Иногда становится актуальным вопрос, какая бывает рефлексия. Принято разделять следующие виды:

  1. Ситуативная рефлексия – является показателем «мотивации» и «самооценки», обеспечивающих включенность субъекта в ситуацию, осознание ее составляющих. В этот вид рефлексии входит способность субъекта сопоставлять с конкретной ситуацией свои действия, координировать и держать под контролем составляющие деятельности в соответствии с условиями, которые могут изменяться.
  2. Ретроспективная рефлексия – способствует анализу выполненной деятельности и прошлых событий.
  3. Проспективная рефлексия – в нее входят размышления про будущую деятельность, представление про ход деятельности, планирование, выбор самых эффективных способов ее осуществления и прогноз возможных итогов

Рефлексия и саморазвитие

Очень важно развитие рефлексии для изменения человека в лучшую сторону. Для этого необходимо:

  1. Уметь анализировать свои действия после действительно важных событий.
  2. Думать над своими действиями и над тем как поступки могли выглядеть в глазах окружающих.
  3. Заканчивать свой день, анализируя все произошедшее.
  4. Иногда проверять свое мнение про других.
  5. Как можно больше общаться с непохожими на себя людьми.

Рефлексия в спорте

Нередко можно слышать про понятие рефлексии в спорте и физической культуре. Под данным термином здесь понимают особый навык, который направлен на самосознание, возможность прослеживать собственные эмоции, поступки, умение проанализировать их и оценить. Если говорить проще, то это некий разговор с самим собой. Обучение основам рефлексии на уроках физической культуре в школе является непростым и многоплановым. Понятно, что ему научить невозможно всего за один урок. Вместе с тем данный процесс является многоуровневым и таким, который постоянно усложняется.

Что влияет на способность человека к рефлексии?

Существует такое понятие как личностная рефлексия. Если говорить про способности к рефлексии, то они могут развиваться, как и все остальные способности в контексте конкретной деятельности. Данные возможности могут представляться внутри определенной структуры. Примером могут быть структура мышления и коммуникации. Способным к рефлексии можно назвать человека, который может при поиске выхода со сложной ситуации успешно решить задачи, переосмыслить собственное сознание.


Упражнения на рефлексию

Очень эффективными называют такие упражнения на рефлексию в тренинге:

  1. Автопортрет – способствует формированию умений распознавать незнакомую личность, развитию навыков описания людей по разным признакам. Здесь необходимо вообразить, что нужно встретиться с незнакомцем и нужно описать себя так, чтобы он смог вас узнать. Такая работа должна проходить в парах.
  2. Без маски – помогает снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность, сформировать навыки искренних высказываний с целью анализа своего «я». Каждый участник получает карточку, на которой есть фраза без окончания. Без подготовки необходимо закончить фразу. Ответ должен быть искренним.
  3. Да – способствует усовершенствовать навыки и рефлексии. Группе необходимо разбиться по парам. Одному из участников нужно сказать фразу, выражающую его состояние, настроение или же ощущение. После этого второй участник должен задать вопросы.
  4. Карусель – поможет сформировать навыки быстрого реагирования во время контактирования. Данное упражнение предполагает серию встреч, при том каждый раз с новым человеком. Здесь важно легко начать контактировать, поддержать разговор и попрощаться.
  5. Качества – будет способствовать выработке у участников объективной . Каждому предстоит написать не менее десяти положительных и не менее десяти отрицательных собственных качеств, а потом их проранжировать. Важно обратить внимание на первые и последние качества.

Как избавиться от рефлексии?

Если угнетает состояние рефлексии и есть желание от нее избавиться, вот несколько ценных советов психологов:

  1. Важно взять за правило себе за правило первой приветствовать людей.
  2. Нужно уметь держаться уверенно или по крайней мере делать вид уверенного в себе человека. Для начала нужно расправить плечи и приподнять вверх подбородок.
  3. Не нужно бояться смотреть людям в глаза. Так человеку будет понятно, что есть в нем заинтересованность и он непременно ответит взаимностью.
  4. Важно научиться вести светские беседы. Можно начать с тех людей, с которыми и вправду очень легко и приятно.
  5. Аутотренинг. Время от времени нужно себе напоминать про собственную значимость и уникальность.
  6. Необходимо попробовать сделать то, от чего есть страх. Если получится совершить то, на что раньше не хватало духу, то можно не сомневаться – впереди победа.

Здоровье

Одна из самых больших ироний нашей жизни состоит в том, что мы годами пытаемся предотвратить беременность, а затем, когда мы к этому готовы, мы уже не можем. Для тех, кто планирует зачать ребенка или уже пытается, стоит знать о тех факторах, которые могут помешать этому естественному процессу. Вот самые распространенные вещи, которые влияют на нашу способность к зачатию:


1. Высокая температура

На кого влияет : на мужчин

Ферменты, которые нужны для выработки сперматозоидов, очень чувствительны к высокой температуре. Мужчины, которые часто посещают сауну или джакузи, носят тесное белье, целый день сидят или стоят перед горячей плитой могут непреднамеренно подвергать яички теплу, что приводит к тому, что нарушается производство сперматозоидов. Причина, по которой яички находятся вовне, состоит в том, что так они сохраняют более низкую температуру, чем температура тела, что необходимо для образования спермы.

Что можно сделать?

Избегайте перегрева репродуктивных органов, ограничив посещение саун и джакузи, а также не держите ноутбук на коленях. Если ваша работа требует длительного сидения, чаще вставайте и двигайтесь и не сидите, скрестив ноги. Носите свободное белье и одежду.

2. Секс в неправильное время

На кого влияет : на женщин и мужчин

Если вы оба заняты построением карьеры, то бывает довольно сложно выкроить время для двоих в нужный период месяца.

Что можно сделать?

Следите за базальной температурой тела или используйте специальные тесты, предсказывающие наступление овуляции, чтобы знать, когда наступает благоприятный для зачатия период. Постарайтесь заниматься сексом, по крайней мере, через день за неделю до овуляции. Как только овуляция наступила, бывает уже слишком поздно.


3. Лекарства

На кого влияет : на женщин и мужчин

Существует несколько распространенных лекарств, которые влияют на способность к зачатию. Мужчины, которые принимают лекарства, содержащие циметидин или сердечное лекарство с дигиталисом , имеют низкое количество сперматозоидов. Некоторые лекарства, которые используются при повышенном кровяном давлении, могут влиять на эякуляцию, подвижность сперматозоидов и их способность передвигаться к яйцеклетке, а антибиотики для лечения инфекций мочевыводящих путей могут подавлять производство спермы. Женщины, использующие противоотечные средства, могут непреднамеренно способствовать высушиванию слизи, выделяемой шейкой матки, которая важна для зачатия, хотя это редко становится причиной бесплодия.

Что можно сделать?

Поговорите с вашим врачом о любых лекарствах, который вы и ваш партнер принимаете, включая безрецептурные препараты. Может оказаться так, что средства нетрадиционной медицины мешают вам забеременеть. Также вам может понадобиться временно прекратить прием каких-то лекарств.

4. Физиологические проблемы

На кого влияет : на женщин и мужчин

Яйцеклетке и сперматозоиду нужно относительно свободный путь для того, чтобы встретиться. Если у женщины маточные фиброиды или полипы, эндометриоз или рубцы на репродуктивных органах, а у мужчины такая врожденная аномалия, как отсутствие семявыводящего протока, то это затрудняет встречу яйцеклетки и сперматозоида.

Что можно сделать?

Если вы попадаете в эту категорию, то, скорее всего, вы уже обращались за помощью к специалисту. Но если вы пытались зачать ребенка и у вас не получалось, вы можете не знать о своем состоянии, так как при этих нарушениях нет симптомов. Стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выявить проблему.

5. Лечение от рака

На кого влияет : на женщин и мужчин

Рак яичек является одним из самых распространенных видов рака у мужчин в возрасте от 15 до 45 лет. В то время как сам рак не ведет к бесплодию, лечение от рака может это сделать. Лечение от рака, как например от лимфомы и лейкемии, может вызывать временное бесплодие.

У женщин, которые лечатся от рака с помощью хирургического вмешательства, радиации и химиотерапии, может появиться ранняя менопауза, что предотвращает беременность.

Что можно сделать?

Если вам предстоит лечение от рака, обсудите с вашим врачом возможность замораживания спермы, яйцеклетки или ткани яичников, которые можно будет использовать для зачатия в будущем.

6. Варикоцеле

На кого влияет : на мужчин

Варикоцеле - это варикозное расширение вен семенного канатика. Расширенные вены способствует скоплению крови, что повышает температуру в мошонке, а это влияет на выработку спермы. Это является самой распространенной причиной мужского бесплодия. Примерно у 15 процентов мужчин есть это нарушение, и большинство об этом не знает.

Что можно сделать?

Варикоцеле исправляют с помощью малой хирургической процедуры, во время которой хирург пережимает варикозные вены.


7. Нерегулярная овуляция

На кого влияет : на женщин

Средний менструальный цикл длится 28 дней. При этом, стоит отметить, что нормальным считается цикл, состоящий от 23 до 35 дней. Овуляция, во время которой яйцеклетка двигается из фаллопиевой трубы к матке, происходит примерно за 14 дней до первого дня следующей менструации. Но существует ряд заболеваний, которые вызывают нерегулярную овуляцию, такие как поликистоз яичников, гипертиреоз (повышенная функция щитовидной железы) или гипотиреоз (снижение функции щитовидной железы), гормональный дисбаланс (например, наличие слишком большого количества мужских гормонов), недостаток или избыток веса, стресс, диеты, перименопауза и другие.

Что можно сделать?

Следите за базальной температурой тела, чтобы знать, когда наступает овуляция и когда лучше заниматься сексом. Вы можете приобрести тесты, предсказывающие овуляцию. Большая часть из них анализирует всплеск лютеинизирующего гормона в моче, что свидетельствует о предстоящей овуляции. Конечно, если у вас одно из вышеперечисленных нарушений, то стоит обратиться к врачу, так как существует несколько методов лечения чтобы помочь стимулировать овуляцию.

8. Алкоголь и курение

На кого влияет : на женщин и мужчин

Алкоголь – это "гонадотоксин", что означает, что это "яд" для яичек, который влияет на выработку сперматозоидов. Мужчинам стоит ограничить потребление алкоголя до двух напитков в неделю. Женщины, которые хотят забеременеть также должны воздерживаться от алкоголя и вообще отказаться от него, как только узнают, что беременны.

И марихуана и сигареты ведут к аномалиям спермы. У курящих женщин, запасы яйцеклеток истощаются быстрее, чем у некурящих, а курение к тому же влияет на производство эстрогена. Эстроген играет важную роль в выработке слизи шейки матки, что помогает сперматозоиду продвигаться к яйцеклетке. Никотин в шеечной слизи женщины убивает сперматозоидов, уменьшая шансы на зачатие.

Что можно сделать?

Если вы курите или принимаете наркотики, настало время остановится. Ограничьте потребление алкоголя до редкого, а лучше прекратите вовсе.

9. Вес

На кого влияет : на женщин и мужчин

Женщины, имеющие вес ниже нормального и те, у кого он выше нормы, могут страдать от гормонального дисбаланса. У мужчин с недостатком веса может быть более низкий уровень тестостерона, а как недостаток, так и избыток веса связывают с более низким количеством и концентрацией сперматозоидов.

Что можно сделать?

Если показатели вашего веса отличаются от нормы, внесите изменения для того, чтобы привести его к здоровым параметрам. Умеренно занимайтесь физической активностью и следите за тем, чтобы ваше питание было полноценным.


10. Стресс

На кого влияет : на женщин и мужчин

У мужчин стресс влияет на фертильность, снижая объем спермы и увеличивая количество аномальных сперматозоидов. У женщин, страдающих от хронического стресса, вырабатывается меньше гонадотропин-высвобождающего гормона, что приводит к ряду изменений в гормональном фоне, связанном с овуляцией.

Что можно сделать?

Научитесь справляться со стрессом с помощью физических упражнений и медитации. Отведите, по меньшей мере, 15 минут в день для себя, чтобы расслабится и выкинуть из головы все проблемы.


11. Инфекции, передающиеся половым путем

На кого влияет : на женщин и мужчин

Если не лечить такие инфекции как хламидия и гонорея, то это может привести к рубцам на фаллопиевых трубах, матке и яичниках, что помешает сперматозоиду добраться до яйцеклетки или помешает прикреплению оплодотворенной яйцеклетки к матке. Рубцы на трубах также могут привести к внематочной беременности. У мужчин, рубцы в протоках придатков яичек и семявыбрасывающих железах могут заблокировать путь сперматозоидов к яйцеклетке и помешать оплодотворению.

Что можно сделать?

Если у кого-то из вас есть инфекции передающиеся половым путем, расскажите об этом вашему врачу. Во многих случаях рубцовую ткань можно удалить хирургическим путем, что приведет к желаемой беременности.

12. Возраст

На кого влияет : на женщин и мужчин

Ко времени, когда женщина достигает 35 лет, она теряет множество жизнеспособных яйцеклеток через менструацию и естественное истощение. Оптимальный возраст для зачатия ребенка, по крайней мере, с точки зрения биологии является возраст от 20 до 30 лет. И хотя мужчины могут технически стать отцом и в пожилом возрасте, риск зачать ребенка с хромосомными аномалиями, особенно с синдромом Дауна, увеличивается после 35 лет, также как и у женщин.

Что можно сделать?

Если вам еще не исполнилось 35 лет, большинство врачей не направит вас к специалисту для лечения бесплодия, пока вы не попытались зачать ребенка, по крайней мере, в течение года. Если же вам за 35, стоит проконсультироваться со специалистом как можно раньше. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем выше ваши шансы на зачатие.

НАТА КАРЛИН

Почему близнецы, которые воспитываются в одной социальной среде, получают одинаковое воспитание и образование, выбирают в жизни разные дороги? Они реализуют себя в противоположных сферах деятельности. Чем объясняется различие планов, желаний и ? Это зависит от талантов, желаний, задатков и способностей человека, заложенных в нем еще в утробе мамы. Способности – это индивидуальные особенности каждого человека. Они не имеют ничего общего с познаниями и умениями, но определяют и объясняют обучаемость человека в конкретном виде самовыражения.

Только используя задатки, с которыми человек родился, он может развить способности. Задатками принято называть анатомо-физиологические особенности, которые развиваются в, выбранном человеком направлении. Изначально, в ребенке заложен ряд способностей, которые, утратив необходимость, постепенно забываются.

Категории способностей человека

Понятие, объединяющее способности – одаренность или талант. Под ним понимают благоприятное соединение в человеке черт характера, личностных качеств и задатков, которые дают возможность усваивать информацию, обрабатывать ее с целью получения необходимого результата.

Способности делятся на следующие категории:

Общие (характерны для каждого ребенка);
Специальные (определяют приоритетный выбор деятельности);
Практические (применимы в работе);
Теоретические (определяют знания, которые получены человеком);
Творческие (художественное искусство и т.д);
Учебные и др.

Следует подробнее остановиться на каждой из них.

Общие способности.

Эта категория способностей помогает в отдельном виде деятельности. В эту категорию относятся феноменальная память, способность к точным наукам, четкая речь и др. Развитие общих способностей у детей помогает им стать успешными в жизни, какую бы профессию они не выбрали.

Специальные и практические способности.

Это развитые в конкретной области задатки — способность к математическим исчислениям или немыслимые успехи в спорте. Сюда же относятся лингвистические, технические и другие способности.

Учебные и теоретические способности.

Способности к творчеству.

Отличаются творческие способности от учебных тем, что человек на основании полученных знаний создает новые технологии, предметы культуры и искусства.

Скрытые способности (задатки, таланты) каждого человека обширны. Поэтому, с раннего возраста нужно выявлять и культивировать их в ребенке.

Пути и средства для формирования способностей

Как уже было упомянуто выше, прежде, чем стать способностями, задатки проделывают долгий путь. Многие способности рождаются вместе с нами, и если делать упор на их развитие с раннего детства, они не исчезают до смерти. Процесс формирования и совершенствования способностей делится на этапы:

Первичный.

На этом этапе происходит развитие органических структур, необходимых для развития конкретных способностей. Этот этап занимает период с рождения до 6-7 лет. В это время у ребенка формируется восприятие действительности, как единого целого, мозг делит полученную информацию, образуя зоны, каждая из которых отвечает за развитие определенной способности. Это плодородная почва для формирования специальных способностей.

Вторичный.

Этот этап относится к обучению в школе. Во время учебы происходит формирование специальных способностей. Особенно это касается начальных классов. Поначалу способности ребенка проявляются в , затем их наблюдают и развивают в учебе и работе.Здесь нужно отметить, что для развития конкретного вида способностей имеет значение характер обучения или род игры. Лучшим стимулом для развития способностей считается творчество. Это процесс, который заставляет ребенка обдумывать свои действия, создавать новое, понимать язык красоты. Во время этого процесса, ребенок осознает себя частью важного и великого процесса, он открывает в себе новые таланты и умения. Творчество – процесс, порождающий желание им заниматься. Оно помогает ребенку учиться преодолевать трудности. Занятие творчеством , заставляет стремиться к новым высотам, порождает чувство удовольствия от достигнутого.

То есть, ребенок будет развивать свои умения и стремиться делать это все лучше в том случае, если его способности находятся на грани с оптимальными трудностями. Процесс остановится, как только уровень трудности задачи уменьшается. Это касается и непосильно трудных задач, ставящихся перед ребенком. Его , не имея достаточных знаний и умений, не сможет развивать свои способности.

Развитие способностей ребенка в семье и макромире

Изначально развитие способностей ребенка формируется в семье. Он реализует эту возможность, опираясь на те задатки, которые заложены в нем от рождения. Поэтому воспитание в семье – первый фактор, влияющий на развитие способностей. Если родители внимательно относятся к ребенку, его стремлениям и проявлениям таланта, это положительно сказывается на обнаружении конкретного вида способностей и дальнейшем развитии. В том случае, если ребенок предоставлен сам себе, способности его могут не раскрыться, и не обнаружиться.

Одним из наиболее важных факторов развития способности у ребенка, считается макросреда. Если микросреда – это семья, в которой родился и растет ребенок, то макросреда – это окружающий мир, в котором существует сам ребенок вместе со своей семьей. Самый положительный фактор из тех, которые оказывает макросреда на человека — забота о развитии в нем способностей. Сюда относится реформирование системы образования, развитие сети клубов по интересам, профессиональной ориентации детей и т.д.

Способности рождаются, развиваются и гибнут в каждом человеке, движимые мотивами и действиями. У каждого человека существует некоторая иерархическая лестница способностей, в структуре которой присутствуют особые образования, свойственные для отдельной личности. Они носят название одаренность.

Это качество – разновидность способности, отличающаяся от последней качественностью. В нашем государстве одаренность не измеряется количественными показателями. Человек либо одаренный, либо нет. В Европе и Америке применяется понятие «коэффициент интеллекта». Это показатель, просчитывающий не качество, а количество одаренности.

Существует два вида одаренности:

Общая. Ей обладают люди, у которых умственное и интеллектуальное развитие на порядок выше, чем у других людей. Однако как считают психологи, одаренность применима только к одной сфере деятельности человека;
Специальная. Этот вид одаренности конкретно направлен на осуществление конкретного вида деятельности. Однако понятие это не настолько узко, как кажется с первого взгляда. Если рассматривать художественную деятельность, как одаренность, то она распространяется на такие виды искусства: графика, живопись, скульптура, перцепция, воображение и т.д.

Кульминация одаренности – талант. Это совершенство, страстное желание делать любимое дело, предельная работоспособность и т.д. Талантливые люди талантливы не только в чем-то одном, они проявляют способности во многих сферах человеческой жизни.

Талантливых людей в мире не так много, как кажется. Крайняя .

Он демонстрирует высочайшее искусство управления неизведанным. Он единственный, кто в состоянии открыть завесу тайны там, где большинство людей не видят ничего, кроме глухой стены. Однозначно определить среди одаренных людей гения невозможно. Это становится заметно в том случае, если у человека есть возможность к равитию, реализации своих талантов и поддержка близких, окружающих. Поэтому стечение обстоятельств, при которых люди становятся непризнанными и забытыми, определяет то, что гении не могут проявить себя.

Диагностика способностей дошкольников – это специфическое направление совершенствования системы образования. Сегодня создаются специализированные заведения для одаренных детей, перед которыми ставится цель – воспитание из подрастающего поколения талантливых детей, ученой элиты страны.

Многие полагают, что изначально дети все гениальны и одарены. Поэтому следует больше внимания уделять развитию системы образования в обычных школах. Само понятие «способность» несет в себе спорный смысл. Почему один из людей способен к живописи, а другой к математике? Чем определяется наличие того или иного таланта? Правильно ли, что в наших школах ребенок, который проявил талант к цифрам, отправляется учиться в математический класс? Система образования «совершенствуется», а уровень образованности детей стремительно падает. Не лучше ли вернуться к прошлым заслугам, когда в любой школе развивали способности детей в каждой сфере одинаково до тех пор, пока сам ребенок не выберет, какой дорогой идти по жизни? И были таланты, гении, и великие ученые, которые любили свою работу за то, что сами ее выбрали в соответствии со стремлениями и способностями.

26 февраля 2014