Как не поссориться с медведем. Централизованная городская библиотечная система, г.Тюмень - Централизованная городская библиотечная система, г.Тюмень

Шутка в одном действии


(Посвящена Н. Н. Соловцову)
Действующие лица

Елена Ивановна Попова , вдовушка с ямочками на щеках, помещица. Григорий Степанович Смирнов , нестарый помещик. Лука , лакей Поповой, старик.

Гостиная в усадьбе Поповой.

I

Попова (в глубоком трауре, не отрывает глаз от фотографической карточки) и Лука .

Лука . Нехорошо, барыня... Губите вы себя только... Горничная и кухарка пошли по ягоды, всякое дыхание радуется, даже кошка, и та свое удовольствие понимает и по двору гуляет, пташек ловит, а вы цельный день сидите в комнате, словно в монастыре, и никакого удовольствия. Да право! Почитай, уж год прошел, как вы из дому не выходите!.. Попова . И не выйду никогда... Зачем? Жизнь моя уже кончена. Он лежит в могиле, я погребла себя в четырех стенах... Мы оба умерли. Лука . Ну, вот! И не слушал бы, право. Николай Михайлович померли, так тому и быть, божья воля, царство им небесное... Погоревали — и будет, надо и честь знать. Не весь же век плакать и траур носить. У меня тоже в свое время старуха померла... Что ж? Погоревал, поплакал с месяц, и будет с нее, а ежели цельный век Лазаря петь, то и старуха того не стоит. (Вздыхает.) Соседей всех забыли... И сами не ездите, и принимать не велите. Живем, извините, как пауки, — света белого не видим. Ливрею мыши съели... Добро бы хороших людей не было, а то ведь полон уезд господ... В Рыблове полк стоит, так офицеры — чистые конфеты, не наглядишься! А в лагерях что ни пятница, то бал, и, почитай, каждый день военная оркестра музыку играет... Эх, барыня-матушка! Молодая, красивая, кровь с молоком — только бы и жить в свое удовольствие... Красота-то ведь не навеки дадена! Пройдет годов десять, сами захотите павой пройтись да господам офицерам в глаза пыль пустить, ан поздно будет. Попова (решительно). Я прошу тебя никогда не говорить мне об этом! Ты знаешь, с тех пор как умер Николай Михайлович, жизнь потеряла для меня всякую цену. Тебе кажется, что я жива, но это только кажется! Я дала себе клятву до самой могилы не снимать этого траура и не видеть света... Слышишь? Пусть тень его видит, как я люблю его... Да, я знаю, для тебя не тайна, он часто бывал несправедлив ко мне, жесток и... и даже неверен, но я буду верна до могилы и докажу ему, как я умею любить. Там, по ту сторону гроба, он увидит меня такою же, какою я была до его смерти... Лука . Чем эти самые слова, пошли бы лучше по саду погуляли, а то велели бы запрячь Тоби или Великана и к соседям в гости... Попова . Ах!.. (Плачет.) Лука . Барыня!.. Матушка!.. Что вы? Христос с вами! Попова . Он так любил Тоби! Он всегда ездил на нем к Корчагиным и Власовым. Как он чудно правил! Сколько грации было в его фигуре, когда он изо всей силы натягивал вожжи! Помнишь? Тоби, Тоби! Прикажи дать ему сегодня лишнюю осьмушку овса. Лука . Слушаю!

Резкий звонок.

Попова (вздрагивает). Кто это? Скажи, что я никого не принимаю! Лука . Слушаю-с! (Уходит.)

II

Попова (одна).

Попова (глядя на фотографию). Ты увидишь, Nicolas, как я умею любить и прощать... Любовь моя угаснет вместе со мною, когда перестанет биться мое бедное сердце. (Смеется, сквозь слезы.) И тебе не совестно? Я паинька, верная женка, заперла себя на замок и буду верна тебе до могилы, а ты... и тебе не совестно, бутуз? Изменял мне, делал сцены, по целым неделям оставлял меня одну...

III

Попова и Лука .

Лука (входит, встревоженно). Сударыня, там кто-то спрашивает вас. Хочет видеть... Попова . Но ведь ты сказал, что я со дня смерти мужа никого не принимаю? Лука . Сказал, но он и слушать не хочет, говорит, что очень нужное дело. Попова . Я не при-ни-ма-ю! Лука . Я ему говорил, но... леший какой-то... ругается и прямо в комнаты прет... уж в столовой стоит... Попова (раздраженно). Хорошо, проси... Какие невежи!

Лука уходит.

Как тяжелы эти люди! Что им нужно от меня? К чему им нарушать мой покой? (Вздыхает.) Нет, видно уж и вправду придется уйти в монастырь... (Задумывается.) Да, в монастырь...

IV

Попова , Лука и Смирнов .

Смирнов (входя, Луке). Болван, любишь много разговаривать... Осел! (Увидев Попову, с достоинством.) Сударыня, честь имею представиться: отставной поручик артиллерии, землевладелец Григорий Степанович Смирнов! Вынужден беспокоить вас по весьма важному делу... Попова (не подавая руки). Что вам угодно? Смирнов . Ваш покойный супруг, с которым я имел честь быть знаком, остался мне должен по двум векселям тысячу двести рублей. Так как завтра мне предстоит платеж процентов в земельный банк, то я просил бы вас, сударыня, уплатить мне деньги сегодня же. Попова . Тысяча двести... А за что мой муж остался вам должен? Смирнов . Он покупал у меня овес. Попова (вздыхая, Луке). Так ты же, Лука, не забудь приказать, чтобы дали Тоби лишнюю осьмушку овса.

Лука уходит.

(Смирнову.) Если Николай Михайлович остался вам должен, то, само собою разумеется, я заплачу; но, извините пожалуйста, у меня сегодня нет свободных денег. Послезавтра вернется из города мой приказчик, и я прикажу ему уплатить вам что следует, а пока я не могу исполнить вашего желания... К тому же, сегодня исполнилось ровно семь месяцев, как умер мой муж, и у меня теперь такое настроение, что я совершенно не расположена заниматься денежными делами.
Смирнов . А у меня теперь такое настроение, что если я завтра не заплачу процентов, то должен буду вылететь в трубу вверх ногами. У меня опишут имение! Попова . Послезавтра вы получите ваши деньги. Смирнов . Мне нужны деньги не послезавтра, а сегодня. Попова . Простите, сегодня я не могу заплатить вам. Смирнов . А я не могу ждать до послезавтра. Попова . Что же делать, если у меня сейчас нет! Смирнов . Стало быть, не можете заплатить? Попова . Не могу... Смирнов . Гм!.. Это ваше последнее слово? Попова . Да, последнее. Смирнов . Последнее? Положительно? Попова . Положительно. Смирнов . Покорнейше благодарю. Так и запишем. (Пожимает плечами.) А еще хотят, чтобы я был хладнокровен! Встречается мне сейчас по дороге акцизный и спрашивает: «Отчего вы всё сердитесь, Григорий Степанович?» Да помилуйте, как же мне не сердиться? Нужны мне до зарезу деньги... Выехал я еще вчера утром чуть свет, объездил всех своих должников, и хоть бы один из них заплатил свой долг! Измучился, как собака, ночевал чёрт знает где — в жидовской корчме около водочного бочонка... Наконец приезжаю сюда, за 70 верст от дому, надеюсь получить, а меня угощают «настроением»! Как же мне не сердиться? Попова . Я, кажется, ясно сказала: приказчик вернется из города, тогда и получите. Смирнов . Я приехал не к приказчику, а к вам! На кой леший, извините за выражение, сдался мне ваш приказчик! Попова . Простите, милостивый государь, я не привыкла к этим странным выражениям, к такому тону. Я вас больше не слушаю. (Быстро уходит.)

V

Смирнов (один).

Смирнов . Скажите пожалуйста! Настроение... Семь месяцев тому назад муж умер! Да мне-то нужно платить проценты или нет? Я вас спрашиваю: нужно платить проценты или нет? Ну, у вас муж умер, настроение там и всякие фокусы... приказчик куда-то уехал, чёрт его возьми, а мне что прикажете делать? Улететь от своих кредиторов на воздушном шаре, что ли? Или разбежаться и трахнуться башкой о стену? Приезжаю к Груздеву — дома нет, Ярошевич спрятался, с Курицыным поругался насмерть и чуть было его в окно не вышвырнул, у Мазутова — холерина, у этой — настроение. Ни одна каналья не платит! А всё оттого, что я слишком их избаловал, что я нюня, тряпка, баба! Слишком я с ними деликатен! Ну, погодите же! Узнаете вы меня! Я не позволю шутить с собою, черт возьми! Останусь и буду торчать здесь, пока она не заплатит! Брр!.. Как я зол сегодня, как я зол! От злости все поджилки трясутся и дух захватило... Фуй, боже мой, даже дурно делается! (Кричит.) Человек!

VI

Смирнов и Лука .

Лука (входит). Чего вам? Смирнов . Дай мне квасу или воды!

Лука уходит.

Нет, какова логика! Человеку нужны до зарезу деньги, впору вешаться, а она не платит, потому что, видите ли, не расположена заниматься денежными делами!.. Настоящая женская, турнюрная логика! Потому-то вот я никогда не любил и не люблю говорить с женщинами. Для меня легче сидеть на бочке с порохом, чем говорить с женщиной. Брр!.. Даже мороз по коже дерет — до такой степени разозлил меня этот шлейф! Стоит мне хотя бы издали увидеть поэтическое создание, как у меня от злости в икрах начинаются судороги. Просто хоть караул кричи.

VII

Смирнов и Лука .

Лука (входит и подает воду). Барыня больны и не принимают. Смирнов . Пошел!

Лука уходит.

Больны и не принимают! Не нужно, не принимай... Я останусь и буду сидеть здесь, пока не отдашь денег. Неделю будешь больна, и я неделю просижу здесь... Год будешь больна — и я год... Я свое возьму, матушка! Меня не тронешь трауром да ямочками на щеках... Знаем мы эти ямочки! (Кричит в окно.) Семен, распрягай! Мы не скоро уедем! Я здесь остаюсь! Скажешь там на конюшне, чтобы овса дали лошадям! Опять у тебя, скотина, левая пристяжная запуталась в вожжу! (Дразнит.) Ничаво... Я тебе задам — ничаво! (Отходит от окна.) Скверно... жара невыносимая, денег никто не платит, плохо ночь спал, а тут еще этот траурный шлейф с настроением... Голова болит... Водки выпить, что ли? Пожалуй, выпью. (Кричит.) Человек!

Лука (входит). Что вам? Смирнов . Дай рюмку водки!

Лука уходит.

Уф! (Садится и оглядывает себя.) Нечего сказать, хороша фигура! Весь в пыли, сапоги грязные, не умыт, не чесан, на жилетке солома... Барынька, чего доброго, меня за разбойника приняла. (Зевает.) Немножко невежливо являться в гостиную в таком виде, ну, да ничего... я тут не гость, а кредитор, для кредиторов же костюм не писан...

Лука (входит и подает водку). Много вы позволяете себе, сударь... Смирнов (сердито). Что? Лука . Я... я ничего... я собственно... Смирнов . С кем ты разговариваешь?! Молчать! Лука (в сторону). Навязался, леший, на нашу голову... Принесла нелегкая...

Лука уходит.

Смирнов . Ах, как я зол! Так зол, что, кажется, весь свет стер бы в порошок... Даже дурно делается... (Кричит.) Человек!

VIII

Попова и Смирнов .

Попова (входит, опустив глаза). Милостивый государь, в своем уединении я давно уже отвыкла от человеческого голоса и не выношу крика. Прошу вас убедительно, не нарушайте моего покоя! Попова . Я сказала вам русским языком: денег у меня свободных теперь нет, погодите до послезавтра. Смирнов . Я тоже имел честь сказать вам русским языком: деньги нужны мне не послезавтра, а сегодня. Если сегодня вы мне не заплатите, то завтра я должен буду повеситься. Попова . Но что же мне делать, если у меня нет денег? Как странно! Смирнов . Так вы сейчас не заплатите? Нет? Попова . Не могу... Смирнов . В таком случае я остаюсь здесь и буду сидеть, пока не получу... (Садится.) Послезавтра заплатите? Отлично! Я до послезавтра просижу таким образом. Вот так и буду сидеть... (Вскакивает.) Я вас спрашиваю: мне нужно заплатить завтра проценты или нет?.. Или вы думаете, что я шучу? Попова . Милостивый государь, прошу вас не кричать! Здесь не конюшня! Смирнов . Я вас не о конюшне спрашиваю, а о том — нужно мне платить завтра проценты или нет? Попова . Вы не умеете держать себя в женском обществе! Смирнов . Нет-с, я умею держать себя в женском обществе! Попова . Нет, не умеете! Вы невоспитанный, грубый человек! Порядочные люди не говорят так с женщинами! Смирнов . Ах, удивительное дело! Как же прикажете говорить с вами? По-французски, что ли? (Злится и сюсюкает.) Мадам, же ву при... как я счастлив, что вы не платите мне денег... Ах, пардон, что обеспокоил вас! Такая сегодня прелестная погода! И этот траур так к лицу вам! (Расшаркивается.) Попова . Не умно и грубо. Смирнов (дразнит.) Не умно и грубо! Я не умею держать себя в женском обществе! Сударыня, на своем веку я видел женщин гораздо больше, чем вы воробьев! Три раза я стрелялся на дуэли из-за женщин, двенадцать женщин я бросил, девять бросили меня! Да-с! Было время, когда я ломал дурака, миндальничал, медоточил, рассыпался бисером, шаркал ногами... Любил, страдал, вздыхал на луну, раскисал, таял, холодел... Любил страстно, бешено, на всякие манеры, черт меня возьми, трещал, как сорока, об эмансипации, прожил на нежном чувстве половину состояния, но теперь — слуга покорный! Теперь меня не проведете! Довольно! Очи черные, очи страстные, алые губки, ямочки на щеках, луна, шёпот, робкое дыханье — за всё это, сударыня, я теперь и медного гроша не дам! Я не говорю о присутствующих, но все женщины, от мала до велика, ломаки, кривляки, сплетницы, ненавистницы, лгунишки до мозга костей, суетны, мелочны, безжалостны, логика возмутительная, а что касается вот этой штуки (хлопает себя по лбу), то, извините за откровенность, воробей любому философу в юбке может дать десять очков вперед! Посмотришь на иное поэтическое созданье: кисея, эфир, полубогиня, миллион восторгов, а заглянешь в душу — обыкновеннейший крокодил! Но возмутительнее всего, что этот крокодил почему-то воображает, что его шедевр, его привилегия и монополия — нежное чувство! Да черт побери совсем, повесьте меня вот на этом гвозде вверх ногами — разве женщина умеет любить кого-нибудь, кроме болонок?.. В любви она умеет только хныкать и распускать нюни! Где мужчина страдает и жертвует, там вся ее любовь выражается только в том, что она вертит шлейфом и старается покрепче схватить за нос. Вы имеете несчастье быть женщиной, стало быть, по себе самой знаете женскую натуру. Скажите же мне по совести: видели ли вы на своем веку женщину, которая была бы искренна, верна и постоянна? Не видели! Верны и постоянны одни только старухи да уроды! Скорее вы встретите рогатую кошку или белого вальдшнепа, чем постоянную женщину! Попова . Позвольте, так кто же, по-вашему, верен и постоянен в любви? Не мужчина ли? Смирнов . Да-с, мужчина! Попова . Мужчина! (Злой смех.) Мужчина верен и постоянен в любви! Скажите, какая новость! (Горячо.) Да какое вы имеете право говорить это? Мужчины верны и постоянны! Коли на то пошло, так я вам скажу, что из всех мужчин, каких только я знала и знаю, самым лучшим был мой покойный муж... Я любила его страстно, всем своим существом, как может любить только молодая, мыслящая женщина; я отдала ему свою молодость, счастье, жизнь, свое состояние, дышала им, молилась на него, как язычница, и... и — что же? Этот лучший из мужчин самым бессовестным образом обманывал меня на каждом шагу! После его смерти я нашла в его столе полный ящик любовных писем, а при жизни — ужасно вспомнить! — он оставлял меня одну по целым неделям, на моих глазах ухаживал за другими женщинами и изменял мне, сорил моими деньгами, шутил над моим чувством... И, несмотря на всё это, я любила его и была ему верна... Мало того, он умер, а я всё еще верна ему и постоянна. Я навеки погребла себя в четырех стенах и до самой могилы не сниму этого траура... Смирнов (презрительный смех). Траур!.. Не понимаю, за кого вы меня принимаете? Точно я не знаю, для чего вы носите это черное домино и погребли себя в четырех стенах! Еще бы! Это так таинственно, поэтично! Проедет мимо усадьбы какой-нибудь юнкер или куцый поэт, взглянет на окна и подумает: «Здесь живет таинственная Тамара, которая из любви к мужу погребла себя в четырех стенах». Знаем мы эти фокусы! Попова (вспыхнув). Что? Как вы смеете говорить мне всё это? Смирнов . Вы погребли себя заживо, однако вот не позабыли напудриться! Попова . Да как вы смеете говорить со мною таким образом? Смирнов . Не кричите, пожалуйста, я вам не приказчик! Позвольте мне называть вещи настоящими их именами. Я не женщина и привык высказывать свое мнение прямо! Не извольте же кричать! Попова . Не я кричу, а вы кричите! Извольте оставить меня в покое! Смирнов . Заплатите мне деньги, и я уеду. Попова . Не дам я вам денег! Смирнов . Нет-с, дадите! Попова . Вот на зло же вам, ни копейки не получите! Можете оставить меня в покое! Смирнов . Я не имею удовольствия быть ни вашим супругом, ни женихом, а потому, пожалуйста, не делайте мне сцен. (Садится.) Я этого не люблю. Попова (задыхаясь от гнева). Вы сели? Смирнов . Сел. Попова . Прошу вас уйти! Смирнов . Отдайте деньги... (В сторону.) Ах, как я зол! Как я зол! Попова . Я не желаю разговаривать с нахалами! Извольте убираться вон!

Пауза.

Вы не уйдете? Нет?

Смирнов . Нет. Попова . Нет? Смирнов . Нет! Попова . Хорошо же! (Звонит.)

IX

Те же и Лука .

Попова . Лука, выведи этого господина! Лука (подходит к Смирнову). Сударь, извольте уходить, когда велят! Нечего тут... Смирнов (вскакивая). Молчать! С кем ты разговариваешь? Я из тебя салат сделаю! Лука (хватается за сердце). Батюшки!.. Угодники!.. (Падает в кресло.) Ох, Дурно, Дурно! Дух захватило! Попова . Где же Даша? Даша! (Кричит.) Даша! Пелагея! Даша! (Звонит.) Лука . Ох! Все по ягоды ушли... Никого дома нету... Дурно! Воды! Попова . Извольте убираться вон! Смирнов . Не угодно ли вам быть повежливее? Попова (сжимая кулаки и топая ногами). Вы мужик! Грубый медведь! Бурбон! Монстр! Смирнов . Как? Что вы сказали? Попова . Я сказала, что вы медведь, монстр! Смирнов (наступая). Позвольте, какое же вы имеете право оскорблять меня? Попова . Да, оскорбляю... ну, так что же? Вы думаете, я вас боюсь? Смирнов . А вы думаете, что если вы поэтическое создание, то имеете право оскорблять безнаказанно? Да? К барьеру! Лука . Батюшки!.. Угодники!.. Воды! Смирнов . Стреляться! Попова . Если у вас здоровые кулаки и бычье горло, то, думаете, я боюсь вас? А? Бурбон вы этакий! Смирнов . К барьеру! Я никому не позволю оскорблять себя и не посмотрю на то, что вы женщина, слабое создание! Попова (стараясь перекричать). Медведь! Медведь! Медведь! Смирнов . Пора, наконец, отрешиться от предрассудка, что только одни мужчины обязаны платить за оскорбления! Равноправность так равноправность, чёрт возьми! К барьеру! Попова . Стреляться хотите? Извольте! Смирнов . Сию минуту! Попова . Сию минуту! После мужа остались пистолеты... Я сейчас принесу их сюда... (Торопливо идет и возвращается.) С каким наслаждением я влеплю пулю в ваш медный лоб! Чёрт вас возьми! (Уходит.) Смирнов . Я подстрелю ее, как цыпленка! Я не мальчишка, не сантиментальный щенок, для меня не существует слабых созданий! Лука . Батюшка родимый!.. (Становится на колени.) Сделай такую милость, пожалей меня, старика, уйди ты отсюда! Напужал до смерти, да еще стреляться собираешься! Смирнов (не слушая его). Стреляться, вот это и есть равноправность, эмансипация! Тут оба пола равны! Подстрелю ее из принципа! Но какова женщина? (Дразнит.) «Чёрт вас возьми... влеплю пулю в медный лоб...» Какова? Раскраснелась, глаза блестят... Вызов приняла! Честное слово, первый раз в жизни такую вижу... Лука . Батюшка, уйди! Заставь вечно бога молить! Смирнов . Это — женщина! Вот это я понимаю! Настоящая женщина! Не кислятина, не размазня, а огонь, порох, ракета! Даже убивать жалко! Лука (плачет). Батюшка... родимый, уйди! Смирнов . Она мне положительно нравится! Положительно! Хоть и ямочки на щеках, а нравится! Готов даже долг ей простить... и злость прошла... Удивительная женщина!

X

Те же и Попова .

Попова (входит с пистолетами). Вот они, пистолеты... Но, прежде чем будем драться, вы извольте показать мне, как нужно стрелять... Я ни разу в жизни не держала в руках пистолета. Лука . Спаси, господи, и помилуй... Пойду садовника и кучера поищу... Откуда эта напасть взялась на нашу голову... (Уходит.) Смирнов (осматривая пистолеты). Видите ли, существует несколько сортов пистолетов... Есть специально дуэльные пистолеты Мортимера, капсюльные. А это у вас револьверы системы Смит и Вессон, тройного действия с экстрактором, центрального боя... Прекрасные пистолеты!.. Цена таким минимум 90 рублей за пару... Держать револьвер нужно так... (В сторону.) Глаза, глаза! Зажигательная женщина! Попова . Так? Смирнов . Да, так... Засим вы поднимаете курок... вот так прицеливаетесь... Голову немножко назад! Вытяните руку, как следует... Вот так... Потом вот этим пальцем надавливаете эту штучку — и больше ничего... Только главное правило: не горячиться и прицеливаться не спеша... Стараться, чтоб не дрогнула рука. Попова . Хорошо... В комнатах стреляться неудобно, пойдемте в сад. Смирнов . Пойдемте. Только предупреждаю, что я выстрелю в воздух. Попова . Этого еще недоставало! Почему? Смирнов . Потому что... потому что... Это мое дело, почему! Попова . Вы струсили? Да? А-а-а-а! Нет, сударь, вы не виляйте! Извольте идти за мною! Я не успокоюсь, пока не пробью вашего лба... вот этого лба, который я так ненавижу! Струсили? Смирнов . Да, струсил. Попова . Лжете! Почему вы не хотите драться? Смирнов . Потому что... потому что вы... мне нравитесь. Попова (злой смех). Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь! (Указывает на дверь.) Можете! Смирнов (молча кладет револьвер, берет фуражку и идет; около двери останавливается, полминуты оба молча глядят друг на друга; затем он говорит, нерешительно подходя к Поповой). Послушайте... Вы всё еще сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли... как бы этак выразиться... Дело в том, что, видите ли, такого рода история, собственно говоря... (Кричит.) Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь? (Хватается за спинку стула, стул трещит и ломается.) Чёрт знает, какая у вас ломкая мебель! Вы мне нравитесь! Понимаете? Я... я почти влюблен! Попова . Отойдите от меня — я вас ненавижу! Смирнов . Боже, какая женщина! Никогда в жизни не видал ничего подобного! Пропал! Погиб! Попал в мышеловку, как мышь! Попова . Отойдите прочь, а то буду стрелять! Смирнов . Стреляйте! Вы не можете понять, какое счастие умереть под взглядами этих чудных глаз, умереть от револьвера, который держит эта маленькая бархатная ручка... Я с ума сошел! Думайте и решайте сейчас, потому что если я выйду отсюда, то уж мы больше никогда не увидимся! Решайте... Я дворянин, порядочный человек, имею десять тысяч годового дохода... попадаю пулей в подброшенную копейку... имею отличных лошадей... Хотите быть моею женой? Попова (возмущенная, потрясает револьвером). Стреляться! К барьеру! Смирнов . Сошел с ума... Ничего не понимаю... (Кричит.) Человек, воды! Попова (кричит). К барьеру! Смирнов . Сошел с ума, влюбился, как мальчишка, как дурак! (Хватает ее за руку, она вскрикивает от боли.) Я люблю вас! (Становится на колени.) Люблю, как никогда не любил! Двенадцать женщин я бросил, девять бросили меня, но ни одну из них я не любил так как вас... Разлимонился, рассиропился, раскис... стою на коленях, как дурак, и предлагаю руку... Стыд, срам! Пять лет не влюблялся, дал себе зарок, и вдруг втюрился, как оглобля в чужой кузов! Руку предлагаю. Да или нет? Не хотите? Не нужно! (Встает и быстро идет к двери.) Попова . Постойте... Смирнов (останавливается). Ну? Попова . Ничего, уходите... Впрочем, постойте... Нет, уходите, уходите! Я вас ненавижу! Или нет... Не уходите! Ах, если бы вы знали, как я зла, как я зла! (Бросает на стол револьвер.) Отекли пальцы от ЭТОЙ мерзости... (Рвет от злости платок.) Что же вы стоите? Убирайтесь! Смирнов . Прощайте. Попова . Да, да, уходите!... (Кричит.) Куда же вы? Постойте... Ступайте, впрочем. Ах, как я зла! Не подходите, не подходите! Смирнов (подходя к ней). Как я на себя зол! Влюбился, как гимназист, стоял на коленях... Даже мороз по коже дерет... (Грубо.) Я люблю вас! Очень мне нужно было влюбляться в вас! Завтра проценты платить, сенокос начался, а тут вы... (Берет ее за талию.) Никогда этого не прощу себе... Попова . Отойдите прочь! Прочь руки! Я вас... ненавижу! К ба-барьеру!

Продолжительный поцелуй.

XI

Те же, Лука с топором, садовник с граблями, кучер с вилами и рабочие с дрекольем.

Лука (увидев целующуюся парочку). Батюшки!

Пауза.

Попова (опустив глаза). Лука, скажешь там, на конюшне, чтобы сегодня Тоби вовсе не давали овса.

Занавес

В одном ауле жил старик со старухой. Однажды старик запряг быков и поехал в лес за дровами. Только стал он рубить большущее дерево, как вдруг подошёл к нему огромный Медведь и говорит:

Пусть будет удачным твой день!

Обернулся старик, увидел Медведя и замер со страху.

Ты почему не отвечаешь на приветствие? - спрашивает Медведь.

Прости меня, Медведь, задумался я, - говорит старик.

О чём же ты задумался?

Я подумал, что шкуры одного Медведя мне маловато. Вот если бы хоть две было, можно сшить шубу.

Теперь Медведь испугался.

Давай, старичок, будем с тобой дружить! Я натаскаю тебе дров на всю зиму, но ты никому не говори о нашей дружбе. Если расскажешь - я стану твоим врагом, - сказал он.

Ночью Медведь натаскал старику полный двор дров.

Утром старик увидел дрова, обрадовался. Он вошёл в дом и говорит:

Да, мой друг не обманул меня!

Любопытная старуха стала пытать, что это за новый друг появился у старика.

Не утерпел старик, рассказал о своей встрече с Медведем. А Медведь в то время притаился под дверью и всё слышал.

Едва стемнело, перетаскал Медведь обратно в лес не только те дрова, что сам принёс, но и те, что привёз старик.

На следующее утро старик не нашёл даже щепок, чтобы растопить печку.

Пришлось ему опять ехать за дровами. Подъехал он к лесу, а въехать в чащу боится. Остановился на краю леса, собирает хворост. Пробегала мимо Лиса. Удивилась она, отчего это старик собирает хворост.

Рассказал старик, как поссорились они с Медведем. Рассмеялась Лиса и говорит:

Я помогу твоей беде, а ты за это дашь мне улей мёду. Теперь ты поезжай в лес, распряги быков и руби деревья. Медведь услышит стук топора и придёт к тебе. Тут я закричу: «Мои охотники упустили огромного Медведя, ты не видал такого?» Ты отвечай, что не видал. Испугается Медведь и согласится выполнить любой твой приказ. Ты вели ему лечь в сани, привяжи его покрепче - и он никуда от тебя не уйдёт.

Старик так и сделал. Поехал в лесную чащу, а Лиса поднялась на гору, смотрит.

Только услышал Медведь стук топора, вышел он из берлоги и к старику.

Тут Лиса как крикнет:

Э-ге-гей! Мои охотники упустили огромного Медведя, ты не видал такого?

При этих словах Медведь даже присел со страху.

Не видал, - ответил старик.

А что это чернеет неподалёку от тебя? - спрашивает Лиса.

Скажи, что это большой пенёк, - прошептал Медведь.

Это пенёк! - крикнул старик.

Если это пенёк, почему ты не кладёшь его в сани? - опять спросила Лиса.

Сделай вид, будто кладёшь меня в сани, - прошептал Медведь.

Сейчас я положу его в сани! - ответил старик.

Если ты сам не управишься, я помогу тебе! - крикнула Лиса.

Скажи скорей, что не надо помогать. Я сам залезу в сани и лягу! - взмолился Медведь.

Нет, нет, не надо мне помогать! - сказал старик.

Он делал вид, будто поднимает пенёк, а Медведь сам лёг в сани.

Если это пенёк, почему ты не привяжешь его к саням? - спрашивает Лиса. - Ведь он может вывалиться!

Делай вид, будто ты привязываешь меня, - попросил Медведь.

Старик взял верёвку и крепко-накрепко привязал Медведя к саням.

Лиса опять закричала:

Почему ты не ударишь этот пенёк топором?

Размахнись топором, будто хочешь ударить меня, - попросил Медведь.

Старик взял свой топор и убил Медведя.

Так старик избавился от своего врага, а Лиса получила целый улей мёду.

Хрестоматия является составной частью комплекса учебных пособий для общеобразовательных школ Ямала и других регионов Крайнего Севера.
Хрестоматия способствует расширению круга знаний учащихся по национально-региональному компоненту. Тексты, собранные в ней, дают представление о мифологии, фольклоре и литературе народов Ямала. Некоторые тексты никогда ранее не публиковались.
Хрестоматия тесно увязана с учебником «Мифология, фольклор и литература Ямала» для 5–7 классов общеобразовательных школ.
Рекомендуется использовать хрестоматию в сочетании с учебником, однако она представляет интерес и как самостоятельное собрание образцов фольклорно-литературного творчества народов Ямала.
Адресована учащимся школ, учителям и всем интересующимся культурой народов, населяющих Ямал и другие регионы Крайнего Севера.

ПОЯС НУМИ-ТОРУМА.
(мансийская сказка)
Верхний дух, Нуми-Торум создавал Землю. Послал он на Землю свою старшую сестру Иоли-Торум-Шань:
- Посмотри, хорошо ли будет на Земле Человеку, и Зверю, и Птице всякой.
Иоли-Торум-Шань спустилась на Землю и увидела, что ненадежно стоит Земля,

шатается. Как же Человек устоит на ней? Как Птица гнездо совьет? Поднялась она в небо к брату своему, сказала:
- О, брат мой, Нуми-Торум! Как ни велика стала Земля, а все еще движется, не стоит на месте. Плохо будет на ней и Человеку, и Птице, и Зверю всякому. О, Верхний Дух, брат мой, Землю нашу укрепи!..

Верхний Дух думать стал. Пока сидел думал, не один котел рыбы сварить можно было. Потом он снял свой драгоценный пояс с тяжелыми пуговицами и опоясал им Землю. Чтобы крепко стояла.
Там, где пояс пролег по Земле, вырос Уральский хребет. Земли середина. Где были пуговицы, там заплескались озера.
Живи да радуйся, Человек, и Зверь, и Птица всякая!

СОДЕРЖАНИЕ
Обращение к читателю
Традиционный фольклор
В народе говорят... (Пословицы, поговорки, приметы)
Загадки северных народов
Песнь старца из Теги. Хантыйское сказание (отрывки)
Сказки
Пояс Нуми-Торума (мансийская сказка)
Храбрый Яндо и его сестра Тэюне (ненецкая сказка)
Три сына (ненецкая сказка)
Сильнейший из сильнейших (ненецкая сказка)
Почему собаки только лают (селькупская сказка)
Берестяная малица Ичи (селькупская сказка)
Хозяйка огня (селькупская сказка)
Идэ (сказка народа ханты)
Деревянный идол (сказка народа ханты)
Племянник по имени Место, Где Были Рожки (сказка народа ханты)
Луна и Солнце (татарская сказка)
Три дочери (татарская сказка)
Горе (татарская сказка)
Мифы и легенды
Ненецкие мифы о сотворении мира
Миф о происхождении самоедов, остяков, зырян, русских и сотворении собаки (ненецкий)
Миф о создании богом людей (мансийский)
Миф о всемирном потопе (ненецкий)
Ядне Н. Легенда о фамилиях
Легенда о роде Няруй
Священный сказ о сотворении земли (мансийский миф)
Остяцкая легенда о сотворении мира
Мифы, притчи, сказки, обработанные современными писателями Ямала
Айпин Е. Вверх Ушедший Человек (из романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари»)
Айпин Е. Луна-Человек (отрывок из повести «Я слушаю землю»)
Айпин Е. Собака Старика Месяца (из книги «Я слушаю землю»)
Неркаги А. О чем плачет гагара (из повести «Белый ягель»). Легенда
Дудников Н. Сопка пяти пальцев. Легенда
Габдель Махмут. Начало пути (татарская притча)
Афанасьев Ю. Летучий Зверь-Налим
Лазарев Г. Сказка про Глухаря
Дудников Н. Спорила ворона с солнцем (сказка)
Сазонов Г., Конькова А. Как поссорился человек с медведем (отрывок из романа-сказания)
Мария Вагатова. Пять слов, пять рассказов
Ругин Р. Залив Священной Собаки
Слинкина Г. Старик-Луна
Стихи о Ямале
Лапцуй Л. Полярная ночь (перевод В. Афанасьева)
Лапцуй Л. Рождение Ямала. Глава из поэмы (перевод Н. Грудининой)
Лапцуй Л. Алеет заря (перевод Г. Гампер)
Ругин Р. Живун (перевод И. Фонякова)
Стихотворения о лучшем друге человека
Ругин Р. Щенок (перевод И. Голотиной)
Ругин Р. Собачий лай (перевод И. Фонякова)
Ругин Р. Бродячие собаки (перевод И. Голотиной)
Лапцуй Л. Лайка (перевод В. Афанасьева)
Лапцуй Л. Мальчик из стойбища. Поэма (перевод И. Грудининой)
Художественная проза
Таинственная игра неведомых огней
Афанасьев Ю. Рассказ девочки про собаку
Ругин Р. Ланги (повесть)
Габдель Махмут. Татарчонок
Истомин И. Встань-трава (глава из романа «Живун»)
Краткие сведения об авторах.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Мифология, фольклор и литература Ямала, Хрестоматия, 5-7 класс, Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

ВЛ / Статьи / Интересное

23-01-2016, 14:41

Медведь – удивительный зверь. Особенный для нас, русских – и с незапамятных времен. Сейчас в мире насчитывается около 200 000 медведей, из них 120 000 – в России. Медведь на Руси - нечто вроде царя зверей, подобно льву в Африке или тигру в Индии, он - хозяин русского леса.

Осознание родства человека с медведем восходит к глубокой древности. Мифы, сказки, ритуалы, поверья – многие из них сохранились до наших дней. Медведь очень похож на человека. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост, т.е. сосет лапу. Как и люди, он неравнодушен к меду и водке. Он «думец» и наделен разумом, но, как говорят, «в медведе думы много, да вон нейдет». Доказательство человеческого происхождения медведя охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других зверей. Если с медведицы содрать шкуру, она выглядит как женщина. И по множеству поверий охотники под медвежьей шкурой находили бабу в сарафане.

Некоторые охотничьи ритуалы можно встретить и сейчас, особенно среди коренных народностей Сибири. Считается, что стрелять в медведя можно только после того, как он тебя увидел. Чтобы душа вышла из убитого медведя, нужно открыть ему пасть. Снятие шкуры с медведя – тоже ритуал, похожий на снятие шубы с расстегиванием пуговиц.

Медведи – едва ли не единственные животные, которых наши предки хоронили (правда, только голову и лапы), да так, чтобы медвежьи останки не достались другим зверям и птицам. А культ отрубленных лап известен нам со времен неолита и до XIX века. Помните сказку «Медведь-липовая нога»? Между прочим, очень страшная сказка, о том, как убитый медведь явился к охотнику за своей шкурой и отрубленной ногой.

Этнографами изучено ритуальное убийство медведя, которого называют родным, отцом, дедом (иногда отцом отца), а в момент убийства зверя стараются задобрить его: "Ты не сердись, дедушка! Пойдем к нам в гости". Представители народов Сибири при убийстве медведя хоронят его и пытаются убедить: «Это не я тебя убил, я тебя только хороню».

На женщин медведь нападает не затем, чтобы их съесть, а чтобы увести к себе и сожительствовать с ними. Верят, что от такого сожительства рождаются на свет люди, обладающие богатырской силой. Помните сказку «Ивашка-медвежье ушко»? (или мультфильм «Маша и медведь» J). И если при встрече с медведем мужчине следует притвориться мертвым, то женщина по поверьям должна показать ему свою грудь.

Изучая случаи нападения медведя на человека, я обратила внимание: как мало среди жертв медведей женщин. Не возьмусь говорить о статистике, но на первый взгляд в этом поверье есть какой-то смысл.

В сказке про медвежьего сына, у того "кожа медвежья, лицо человечье" или "до пояса человек, а от пояса медведь". Иногда у него только ухо медвежье. Богатырь растет не по дням, а по часам и, будучи еще ребенком, выворачивает дубы, выламывает бревна в избе и т. д. Важно отметить, что сказочный полумедведь-получеловек убегает из берлоги, идет к людям и в большинстве случаев убивает своего медвежьего родителя. В числе подвигов взрослого богатыря Медвежье Ушко почти всегда упоминается поимка медведя, езда на медведе или запугивание попа медведем.

У славян до сих пор название этого зверя осталось в древней табуированной, иносказательной форме: "мед-ведь" - "мед ведающий", а исконная запретная форма была, очевидно, близка к североиндоевропейской, так как зимнее жилище медведя повсеместно в России называется "бер-логой", т. е. "логовом бера".

У медведя русский характер. Он - силен, свиреп, страшен, но не так уж и смел - во всяком случае, здесь он уступает волку. Есть и поговорка: «Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы!». И ленив он («Силен медведь, да в болоте лежит»), и вороват... В фольклоре, да и в анекдотах медведь выглядит не лучшим образом. Силен, но прямолинеен, туповат... Сказочного медведя легко провести. Словом, добрый, сильный, недалекий, неуклюжий. Медвежья услуга - то, чем Топтыгин может удружить тем, кому он благоволит. А кому нет - задерет, загрызет, заломает...

Соприкосновение с огромным страшным медведем, одоление и подчинение его пробуждали в человеке самоуважение и стимулировали, кстати, лихую безалаберную русскую душевную щедрость: ручной медведь становился напарником, а порой и приятелем. Ручного медведя водили, его обучали разным штукам, его показывали, он плясал, кувыркался, он самолично собирал в шляпу деньги за представление; он танцевал, он изображал барышню, собирающуюся на свидание, и пьяного, и скрюченную древнюю старушку; медведь курил, тренькал на балалайке, разве что не пел... Правда, быть приятелем и балаганным забавником медведя принуждают: «Не охоч медведь плясать, да губу теребят». Или: «Не привязан медведь, не пляшет». Но такова медвежья доля...

На Руси издревле были популярны медвежьи бои, то есть схватка медведя с человеком (подобно испанской корриде). Смелый боец с рогатиной выходил против медведя и в одиночку его убивал. Довелось мне читать воспоминания опытного охотника-медвежатника XIX века, ходившего на медведя с рогатиной в одиночку. Он говорил, что никогда в жизни больше на такое не отважится – это чистое безумие. А мечтателей выйти против медведя с рогатиной до сих пор хоть отбавляй – не дает русским мужчинам покоя медвежья сила, хочется им единоборства со зверем. Вот только кто в этом единоборстве победит?

Рогатина, вопреки бытующему мнению, это вовсе не рогатка, а копье с перекрестьем. В отличие от боевого копья, перекрестье не дает проткнуть медвежью тушу насквозь – охотник не только ранит медведя, но и держит его на расстоянии от себя (если может, конечно). С появлением огнестрельного оружия рогатина используется для того, чтобы удержать зверя до выстрела: один охотник держит медведя на рогатине, а другой стреляет. До сих пор ненарезная двустволка считается более надежной в охоте на медведя, она безотказна. А отказ оружия в такой ситуации – смерть охотника.

Однако медведь - неагрессивный зверь, если его не трогать, и случаи нападений медведя на человека очень редки. Как правило, медведь имеет веские основания для нападения: медведица защищает детенышей, человек ведет себя вызывающе, ну и от зимнего голода человека может убить медведь-шатун. Однако медведя очень легко приучить как к человеческой пище, так и ко вкусу человеческого мяса: и то, и другое для зверя – словно наркотик, это легкая и вкусная еда. Там, где туристы приучили медведей попрошайничать, те могут запросто отобрать у человека его припасы силой. И, конечно, всем известно, как легко зверя пристрастить к спиртному.

При встрече же в лесу медведь обычно ведет себя флегматично, или, пугаясь, убегает сам. Однако не надо думать, что этот зверь вовсе неопасен и добродушен. Ударом лапы матерый самец способен переломить хребет быку, что уж говорить о человеке… Медведя надо уважать, а не боятся. И вести себя с ним в соответствии с его силищей.

Убежать от медведя невозможно: при всей своей кажущейся неуклюжести, он развивает скорость до 55-70 км/ч. Бегают медведи красиво, легко и неслышно, при этом они похожи на кошачьих – грацией, изяществом, совершенством движений. По лесу медведь ходит бесшумно, как всякий хищник. Еще медведь отлично плавает – совсем как человек, в том числе саженками. И лазает по деревьям, но только в молодости – старые медведи этого не любят.

К зиме медведь нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу. За период зимовки медведь теряет до 80 кг жира. Вопреки распространённому мнению, зимний сон у бурого медведя неглубок; температура его тела во сне колеблется между 29 и 34 градусами. В случае опасности он просыпается и покидает берлогу, отправляясь на поиски новой. Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи; таких медведей называют шатунами.

Самые крупные бурые медведи живут на Камчатке и Аляске. Самцы весят 400-500 и более кг; попадались гиганты весом 600-800 кг. Самый крупный медведь, пойманный на острове Кадьяк, весил 1134 кг. Некоторые самцы, встав на задние лапы, достигают роста 2,8-3 м.

В наших лесах медведи заметно меньше, весом около 200-300 кг. Их рост в холке – около метра. Самцы в полтора раза крупней самок. У медведей пятипалые (человеческие) лапы и огромные когти – до 12 см.

Друг с другом медведи не дружат, они одиночки. Только во время брачного сезона медведь сходится с медведицей, иногда они вместе проводят «медовый месяц» (и очень нежны друг с другом). Но после этого расходятся и стараются не встречаться. Взрослый самец запросто может напасть на медвежонка, поэтому медведица избегает встречи с самцами.

Медвежата рождаются в феврале, в берлоге, и весят при этом всего 300-600 граммов, а выходят из берлоги уже 25-килограммовыми. Они проводят с матерью иногда до четырех лет, кормит их медведица молоком от полутора до трех лет. Часто вместе с детёнышами-сеголетками (лончаками) держатся прошлогодние медвежата, так называемые пестуны. Но когда приходит срок, мать жестоко изгоняет медвежат. Братья еще некоторое время могут держаться вместе, но потом расходятся и не помнят родства.

О медведях можно рассказывать бесконечно. Парадоксально, но чем больше человек отдаляется от медведя, тем сильней идеализирует его образ: в массовом сознании бесповоротно утверждается антропоморфный образ медведя, представление о косматом буром хищнике как о всегда ручном, большом, добродушном, сильном и справедливом.

Но, чтобы там ни было, образ медведя для русского человека всегда был и останется одним из самых мощных архетипов. Может, секрет моего «Берендея» именно в этом?



Оцените новость

Новости партнеров:

Собираясь в путешествие, или просто отдыхая на природе, неверно считать, что где-то там, в тайге, притаился злой, голодный и мечтающий разодрать вас на мелкие кусочки, медведь. На самом деле встреча с человеком, является для медведя таким же стрессом, как и для человека, встреча с ним. Практика показывает, что этот зверь всегда предпочитает скрыться. Можно целыми днями идти по его следам, лежкам, местам обитания, но так ни разу нигде и не встретится, и даже если встреча все же произошла, то большинство этих хищников, как правило, стремятся убежать. Однако следует заметить, что происходит это лишь в тех случаях, когда человек уважительно относится к этому зверю, знает его повадки и, исходя из этого, соблюдает несколько несложных правил, которые мы с вами и попытаемся здесь сформулировать.

ОДНАЖДЫ,

работая в поселке Взморье, мне пришлось подвезти одну попутчицу, с двумя ведрами шампиньонов. По пути разговорились. Оказалось эта женщина каждый год, в течение всего лета, занимается сбором дикоросов.

— Но ведь в ваших краях полно медведей, — удивился я, — а у вас, как посмотрю, никаких средств защиты с собой нет.

— Средство очень простое, — улыбнулась она, — перед выходом на природу я беру какую-нибудь тряпочку, замачиваю ее в сильном растворе хлорки и ложу в полиэтиленовый пакет. По приходу в лес, достаю и обматываю тряпочку внизу — вокруг сапога.

— И что? Медведи убегают?

— Да уже лет двадцать хожу по их следам, но еще ни разу с ними не встречалась, так, видела издалека.

НИЧТО

так сильно не развито у медведя, как нюх и слух. Что касается зрения, так оно очень слабое. Глазами зверь видит примерно так же как человек, смотрящий сквозь мутное стекло. Иногда, встречаясь с медведями на небольших расстояниях, я наблюдал, как они вертят головой, шевелят ушами и нюхают воздух, пытаясь разобраться, кто же и что же находится перед ними. Нюх у этого хищника идеален. Например, вы когда-нибудь пробовали передвигаться в абсолютной темноте, по лесу, без освещения? Скажу вам, что даже с хорошим фонарем это не так просто. Медведь же спокойно гуляет по зарослям всю ночь. Своими великолепными радарами — обонянием и слухом, он буквально сканирует каждую веточку. Можно сказать, что его нюх, это и есть его основное зрение. Вы еще будете находиться от хищника за километр, а он уже будет знать, где вы находитесь и в какую сторону движетесь. В принципе, на этих двух особенностях зверя и строится вся концепция безопасности человека. Представьте, что вы решили на кого-то напасть, а вам вдруг неожиданно завязали глаза — от атаки придётся отказаться однозначно. То же самое и для медведя, от сильного чужеродного запаха он буквально «слепнет» и старается обойти этот запах за версту. Вообще многие специалисты сходятся во мнении, что лучшее средство против агрессивного хищника, это специальный газовый баллончик. Ученые биологи штата Аляска, где на сегодняшний день насчитывается примерно 150 тысяч медведей, опросили около ста семидесяти человек, которым приходилось когда-либо применять против зверя специальный газ. В большинстве своем это были случаи, когда медведи выходили к жилью или стоянкам на запах пищи, но было и несколько нападений на туристов, которые, как оказалось, не соблюдали элементарных правил и спаслись только благодаря баллончику. Исходя из выше сказанного, мы уже можем определить для себя несколько несложных правил поведения в дикой природе.

ИТАК, ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

В лесу вы ни в коем случае не должны, образно говоря, «пахнуть колбасой». Активно применяйте средства против комаров и клещей. Тщательно упаковывайте продукты в полиэтилен. На стоянках, прежде чем поесть, разводите огонь. Не раскидывайте объедки и сжигайте весь мусор, в том числе и пустые консервные банки. Готовясь к ночлегу, приберитесь и помойте посуду. Если котелок остался с едой, накройте его травой или лопухами. В этом случае целесообразно положить сверху пустые чашки и кружки. Если все же ночью придёт мохнатый гость, шум посуды известит вас о его прибытии. Вещи и рюкзаки складывайте на ночь во вкладыши (полиэтиленовые мешки). Перед ночевкой разведите костер. Лучший вариант «Нодья» из трех коротких бревен, такой огонь долго горит, и к утру еще остаются угли. Очень нежелательно ездить в глухие уголки природы на пиво и шашлыки, а если при этом еще ваши дети бесконтрольно носятся по кустам, то это вообще непростительная глупость. Как-то раз в лесу, на одном из карьеров нашего предприятия, заехавшие на пост охранники, решили отметить свой приезд шашлыками. Не прошло и часа, как на поляну вышел медведь и «подмел» все их угощение. Ребята еле успели скрыться в вагончике, и сидели целую неделю без воды, а зверь, надеясь на продолжение банкета, их охранял, пока его не вспугнули случайно заехавшие туда лесники.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ

Конечно, бывает и так что медведь не всегда может нас учуять. Происходит это в тех случаях, когда мы движемся навстречу ему против ветра, или во время цветения сильнопахнущих трав, а также в местах большого скопления тухлой рыбы. В этих ситуациях мы используем такое свойство зверя как его идеальный слух. Передвигаясь по ручьям, зарослям, тропам, желательно покрикивать, или производить любой другой шум, особенно в местах ограниченного обзора пространства, например на закрытых поворотах реки, перепадов высот и прочее. Во время длительных одиночных путешествий, когда от крика начинает болеть горло, я, например, достаю чашку, кружку, связываю их вместе и подвешиваю на поясе, возле ноги — погремушка получается что надо! Каждый раз, спускаясь к реке, будьте внимательны, потревоженный во время добычи медведь очень сильно нервничает, и не дай Бог вам с ним встретится неожиданно, но если он услышит вас заранее, то все же рисковать не станет и поспешит скрыться.

КРИТИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ

Одна из особенностей хищника состоит в том, что при встрече с человеком на близком расстоянии, он начинает воспринимать его как угрожающего ему противника. Это конечно не означает, что зверь обязательно на вас нападет. С психологической точки зрения медведи бывают трех разных типов: трусы, олимпийцы и драчуны. Труса мы рассматривать не будем, если он от вас убежал, то и, слава Богу. Олимпиец будет спокойно стоять и смотреть, вертеть головой, нюхать воздух, пытаясь определить кто перед ним, а возможно даже что зверь, в это время чувствует, сканирует ваше внутреннее состояние и если вы психологически к этой встрече были готовы, не паникуете и сохраняете спокойствие, то этот медведь тоже уйдет. (Одну из таких встреч я описал ) Ну и третий, самый редкий тип-драчун. При критической дистанции, (а по моему мнению она составляет менее десяти метров), он нападает сразу и это очень опасный тип, исходя из чего у нас возникают две следующие темы, а именно средства защиты и психологическая готовность.

Рассмотрим их по порядку.

Не будем в данной статье обсуждать огнестрельное оружие, так как это отдельная, большая и сложная тема. Обратимся к простым и доступным каждому, средствам.

ГАЗОВЫЙ БАЛЛОНЧИК

Как уже упоминалось выше, средство защиты очень хорошее. Сильная, бьющая на семь метров струя, специального едкого состава, способна, гарантировано остановить нападение хищника, но только при условии, что вы психологически к этому нападению готовы. Когда на человека несется разъяренный хищник, с ревом и оскаленной пастью, не у каждого хватит нервов спокойно стоять и направлять струю газа ему в морду. Большим недостатком этого средства является то, что при сильном встречном или боковым ветром, его эффективность сводится к нолю. В рискованных местах заранее учитывайте этот фактор. При покупке баллончика спрашивайте сертификат соответствия, газ должен быть именно для защиты от медведя. К сожалению, на настоящий момент в наших торговых точках ничего такого нет.

В прошлом году зашел в Южно-Сахалинский магазин «Медведь». Смотрю, стоит что-то похожее, с нарисованным «хозяином тайги» и надписью -«От агрессивных животных». Купил, отдал 800 рублей. Через неделю взял его с собой в поход. К вечеру первого дня путешествия, придя на стоянку, достаю из кармана баллончик и ничего не пойму, крупными буквами на нем написано: «ЛАК ДЛЯ ВОЛОС «НОЧНАЯ ФИАЛКА». Странно, думаю, откуда это у меня взялось? И где средство против медведя? Оказалось залепуха. Во влажном кармане бумажная наклейка слезла и обнажилась настоящая надпись. Теперь друзья подкалывают, спрашивают: «Ты что, хотел медведю прическу сделать?».

ФАЛЬШФЕЙЕР

Этим средством защиты я пользуюсь уже много лет. Шумный, яркий, сильный, горящий в течении минуты огонь, также способен остановить нападающего хищника. Скажу честно, что не смотря на огромное количество путешествий и встреч с медведем, зажигать фальшфейер для самообороны мне еще не приходилось так как хищник все время уходил. И все же были случаи, когда меня спасал именно фальшфейер. Попробую расшифровать. Одно дело, когда ты стоишь перед мишаком с пустыми руками, и совсем другое, когда с оружием, которому доверяешь. Весной 2008 года, двое моих товарищей попросили научить их ориентироваться в походных условиях по компасу и карте. Выбрав незнакомый маршрут, на майские праздники мы отправились в поход. На второй день пути, спускаясь с косогора, на одном из притоков реки Шебунинка, на большом расстоянии мы увидели вдалеке медведя. Решив по-выпендриваться перед опытным путешественником, не смотря на предупреждение, мои спутники смело рванули вперед. Переходя через бурную реку, я следил за тем, чтобы не набрать воды в болотки и на какое-то время упустил товарищей из виду. Закончив переправу и подняв голову, вижу, как навстречу мне летят двое смельчаков и с криком: «ОН бежит»- проносятся мимо. Мгновенно достав фальшфейер, я приготовился к атаке. Медведь стремительно приближался и метров за пять, когда рука уже была готова рвануть шнур, зверь вдруг резко свернул влево и сиганул в лес. В последствии, анализируя этот случай, я пришел к выводу, что именно мое спокойствие и выдержка заставили зверя прекратить атаку, ну а главное, этим спокойствием я был обязан именно наличию фальшфейера в руках.

ВЫБОР ФАЛЬШФЕЙЕРА

Как показала практика, самый лучший фальшфейер-судовой, нашего российского производства. Пускается со шнура, причем мгновенно в отличие от западных образцов, имеющих трехсекундную задержку, что в экстремальной ситуации недопустимо. К недостаткам относится конусная, зауженная к низу рукоять. Как правило, в походе у вас мокрые, скользкие, а иногда испачканные в земле и глине руки и удержать фаер при запуске очень сложно. Поэтому надо что-нибудь придумать, например, намотать изолентой на рукоятку буртик.

И ЕЩЕ ОДИН ВАЖНЫЙ МОМЕНТ

Во время путешествия, все средства защиты должны находится в специально оборудованных для них, карманах, то есть это молнии, клепки, фиксирующие резинки и прочее. Конструкция кармана для фальшфейера, должна позволять мгновенно его вытаскивать и в то же время он не должен вываливаться самопроизвольно. Если вы положили фаер в простой карман, то, через пару часов пути заметите, что у вас его уже нет, проверено на практике многократно. Так же бестолково класть фаер в рюкзак, как делают некоторые мои друзья, в этом случае вообще теряется весь смысл его присутствия. Это то же самое что охотится с разобранным и сложенным в чехол ружьем.

ПОСТКРИПТУМ

Один известный путешественник, посвятивший много времени изучению образа жизни медведей, утверждает, что из каждых двухсот встреч человека с хищником, лишь одна является опасной. Надеюсь, что следование вышеизложенным правилам поможет вам благополучно пережить и эту двухсотую встречу.