Как научиться зарабатывать на искусстве. Но все же вы решили начать бизнес в Казахстане? Про комплексы из “совка”

Современные технологии разрушают стереотип о постоянно голодном и нищем художнике, работы которого видят только стены мастерской. В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «Твори целый день» Лизы Конгдон , которая делится психологическими и практическими инструментами для последовательных шагов работы в сфере творческих индустрий: от поиска каналов продаж до выбора компании-экспедитора. T&P публикует несколько глав вместе с реальными историями людей, опровергающими миф о том, что невозможно делать деньги будучи художником.

Лиза Конгдон

художник и иллюстратор из Калифонии. Занимается дизайном книг, канцелярских принадлежностей, тканей и домашней утвари. Участвует во многих выставках, выступает на профессиональных конференциях, ведет популярный блог о жизни и работе.

Исследование различных источников дохода

Итак, ваш корабль отходит от пристани, увлекая вас в бурное море художественной карьеры. Очертания, которые примет ваш творческий бизнес, нужно определить с самого начала. У вас есть несколько вариантов, о которых мы и поговорим на страницах этой книги. Например, можно продавать оригиналы своих работ или оттиски, заниматься иллюстрированием и предоставлять права использования. Но с чего же начать? Мои слова могут прозвучать как избитая истина, но лучший совет, который я получила, когда сама начинала карьеру в искусстве, был таков: «Следуй велению сердца». Не существует единого пути, который сработает для всех и каждого; так что решение о том, что станет лучшим лично для вас, определяется неповторимыми обстоятельствами вашей собственной жизни, вашими сильными сторонами, целями, ресурсами и опытом.

Некоторые художники полностью обеспечивают себя, сосредоточившись на единственном источнике дохода, например на иллюстрировании или продаже произведений искусства. Но вообще в наше время принято иметь несколько таких источников. Диверсификация доходов - замечательный способ сделать ваше художественное предприятие интересным и динамичным, к тому же вы не будете зависеть от единственного способа заработать на жизнь. Когда один из источников начнет иссякать, на поверхность выйдет другой. Кроме того, на время обратиться к другому виду заработка можно и в том случае, если вы устанете от какого-то определенного способа продажи своих работ. После того как оригинал рисунка будет продан, вариант получения пассивного дохода, например такого, как предоставление права использования, не потребует большой дополнительной работы, при этом вы сможете на протяжении многих лет получать доход из этого источника и продолжать работать над новыми оригинальными произведениями.

Читая следующие главы этой книги и оценивая возможные источники дохода, подумайте, какие из них принесут вам больше удовольствия и будут лучше соответствовать вашей работе. Не позволяйте себе делать выбор в пользу того или иного потенциального варианта только потому, что он, по-вашему, выглядит более прибыльным. Если источник дохода не соответствует вашим ценностям или вызывает неудовольствие, то в результате он лишит вас вдохновения и оставит чувство неудовлетворенности.

Самый разумный подход - начать с чего-то небольшого, особенно если у вас помимо искусства есть другая работа. Если сразу взять старт со слишком большим количеством источников, они могут захлестнуть вас с головой. Поэтому лучше ограничиться одним-двумя, а нащупав основное русло и начав зарабатывать, уже думать о других. Возможно, вы обнаружите, что управление интернет-магазином отнимает слишком много времени, а общение с заказчиками, приобретающими ваши иллюстрации, мешает творческому процессу. Если какой-то из источников дохода у вас не работает - не волнуйтесь, это в порядке вещей. Процесс исследования различных способов реализации своих работ или получения дохода от своих талантов требует неоднократных по- пыток и большого количества времени, и ошибки неизбежны. Но вооружившись терпением и открывшись миру, вы в итоге найдете свою персональную нишу.

Составление маркетингового плана

Я советую составлять маркетинговый план на каждый квартал в течение года. В зависимости от сезона, ваших карьерных устремлений и того, над чем вы в данный момент работаете, маркетинговые планы для каждого квартала будут выглядеть по-разному. Например, в третьем квартале, когда вы активно работаете в преддверии отпускного сезона, можно сосредоточить свои маркетинговые усилия на получении новых заказов, а в четвертом - на повышении продаж в магазине. Если вы начинаете свою карьеру в качестве художника-иллюстратора, лучше всего заняться продвижением в первом квартале, чтобы ваши открытки не затерялись в отпускной суете в редакторских офисах. Мыслите стратегически, занимайтесь маркетингом каждый день, а не только во времена затишья - и ваши усилия в будущем дадут хорошие дивиденды.

Ваш маркетинговый план должен учитывать все составляющие рекламной кампании, в том числе пресс-релизы, публикации в вашем блоге - вплоть до крупной кампании в социальных сетях. Cоставьте таблицу на каждый квартал, распланировав в ней маркетинговые мероприятия по неделям. Укажите все действия, которые вам необходимо предпринять, и крайние сроки их выполнения. Чем лучше вы организуете свою рекламную кампанию, тем большую отдачу от нее получите.

Как найти свою нишу

Если вы размышляете, не заняться ли вам иллюстрированием, спросите себя: «Для какого сегмента этого рынка мои работы подойдут больше всего?» или «Какая из областей иллюстрирования мне более всего интересна?» Когда я только начинала, то завела себе специальную «доску вдохновения», где отметила, какие работы я хотела бы сделать, и области иллюстрирования, отвечавшие моим увлечениям. Поскольку в моих работах главное - это колорит и жизнерадостный настрой, а не концептуальное содержание, я понимала, что мне лучше всего работать над оформлением канцелярских товаров и предметов домашнего обихода. Кроме того, меня привлекало иллюстрирование книг, поэтому пришлось поработать над сюжетно-тематической составляющей моего портфолио.

Не пожалейте времени, чтобы изучить потенциальные сферы применения вашего таланта и понять, на чем бы вы хотели остановиться, - это поможет решить, какие области иллюстрирования вам возвести в разряд целевых и какие изменения понадобится внести в ваши произведения.

Как полноценно использовать время простоя

Ключевое слово, характеризующее карьеру свободного художника, - непредсказуемость. Но даже когда бизнес идет вяло, всегда есть возможность привести в порядок дела, чему-то научиться и заложить основы для будущего роста. В такие периоды важно регулярно проводить определенное время за работой и заниматься развитием своего художественного бизнеса по следующим направлениям:

Формировать портфолио. Это один из лучших способов использовать время простоя. Начните создавать новые произведения, которые впоследствии можно будет использовать в оформлении коммерческой продукции, например обложек ежедневников или кухонных полотенец. Таким образом вы пополните свое портфолио образцами работ, которые будущие клиенты, возможно, решат использовать в изготовлении своей продукции. Кроме того, вы сможете обратиться в галерею и договориться об организации показа ваших новых произведений.

Работать волонтером. В главе 4 говорилось о важности участия в жизни местного художественного сообщества как о средстве нетворкинга и установления контактов, которое впоследствии может оказать благотворное влияние на вашу художественную карьеру. Так вот, «низкий сезон» можно использовать для того, чтобы поработать в некоммерческой художественной организации, на художественной площадке или стажером в галерее. Работая в галерее, можно многое узнать: как произведения искусства продаются коллекционерам, как организуют и проводят выставки, что представляют собой взаимоотношения художников и владельцев галерей. Работая волонтером в некоммерческой художественной организации, вы узнаете, как получить грант, как добиться включения своих работ в запланированные выставки, как принять участие в крупных мероприятиях, например в аукционах.

Заниматься маркетингом. Используйте свободное время, чтобы «засветить» свое имя. Просмотрите свои маркетинговые материалы: не пришло ли время обновить информацию на сайте? Если да, то добавьте на сайт образцы новых работ, отзывы СМИ, сведения о полученных наградах, подумайте над улучшением дизайна. Вы давно общались в соцсетях? Уделите время общению в Facebook, Twitter и Instagram, изучите варианты расширения своего присутствия в сети. Вы давно не писали в своем блоге? Тогда начните новый персональный проект и напишите о нем. Когда вы в последний раз рассылали художественные открытки галереям своей мечты и арт-директорам? Воспользуйтесь появившимся временем, чтобы разработать дизайн открытки с изображением лучшей из ваших новых работ.

Никки Макклюр

Художник, мастер искусства бумажной пластики, Олимпия

В самом начале карьеры Никки принес известность «самиздатовский» календарь-ежегодник в фирменном черно-белом изобразительном стиле бумажной пластики - наилучшая практическая демонстрация ее достоинств, среди которых терпение, умение много работать и заботиться о том, что действительно для нее дорого. А еще Никки выпускает постеры, книги, открытки и футболки. Никки Макклюр - блистательный пример того, как реализовать свои ценности, чтобы процветать в искусстве и бизнесе, и как рассказать в своих произведениях всему миру о том, что вам дорого: о силе любви и надежды, о красоте повседневных вещей, о заботе об окружающей среде и о возможности изменить мир к лучшему.

Лиза Соломон

Художник, работает в стиле смешанной техники

Лиза имеет степени бакалавра прикладных искусств Калифорнийского университета в Беркли и магистра изящных искусств колледжа Миллс. Ее работы, отражающие интерес к сочетаниям стилей в ремесле и домашнем обиходе, представлены на выставках по всему миру - от музея искусств Сан-Хосе до музея Koumi-Machi Kougen в Японии. Работы Лизы выставлялись в различных галереях, среди которых галерея фотографий Дэвида Вайнберга в Чикаго и художественная галерея Гарсона Бейкера в Нью-Йорке. В настоящее время она сотрудничает с галереей Уолтера Масьеля в Лос-Анджелесе, известной в Сан-Франциско как Fouladi Projects. Работы Лизы изданы в виде монографии Hand/Made. Кроме того, она автор книги об искусстве вышивки «Узелки, нитки, стежки» (Knot Thread Stitch). Но, несмотря на активное занятие творчеством, Лиза находит время, чтобы вести блог и обучать студентов искусству в Государственном университете Сан-Франциско.

Эстер Перл Уотсон

Художник, иллюстратор, Пасадена

«Когда вы только начинаете карьеру художника или иллюстратора, стоит соглашаться на большинство заказов, которые вам предлагают, - именно так завязываются контакты и формируется портфолио. И, кроме того, только так и можно понять, какие занятия вам по душе, а какие - нет. Позже, когда вы это поймете, можно выбирать компании и проекты, в отношении которых вы будете уверены. Еще мы считаем, что важно получать хорошую оплату за свою работу. Если заказчик говорит: «Вы получите большую известность, а вот заплатить вам мы не можем», - для нас это как красный сигнал светофора! Если же мы уже работаем над каким-то заказом, то увеличиваем сумму вознаграждения. Лишний труд должен оплачиваться!»

Долан Гейман

Художник, работает в жанре смешанной техники, Чикаго

Долан Гейман рос в Шенандоа-Вэлли, где он бродил по окрестностям, забирался в заброшенные дома и собирал различные предметы. Детство, проведенное в сельской местности, наложило сильный отпечаток на его картины и коллажи, которые он создает в уникальном стиле поп-фолка. Долан учился в Университете Джеймса Мэдисона в Харрисонберге, а окончив его со степенью бакалавра изящных искусств, вскоре отправился в Чикаго на автомобиле, вооруженный кипой картин, небольшим запасом провизии и удочкой для рыбной ловли. Здесь он хотел заявить о себе как о художнике. Несколько лет спустя Долан создаст множество произведений и печатных репродукций. Помимо управления магазином Etsy и участия в жюри художественных ярмарок Долан сотрудничает с международными розничными компаниями, которые продают оригиналы его произведений, а также создаваемые им недорогие художественные сувениры и предметы декора. Кроме того, он предоставляет права на свои произведения таким компаниям, как Anthropologie, Fossil, Pendleton Woolen Mills и Urban Outfitters.

Искусство покупали всегда, а вкладывать в него деньги стало занятием более прибыльным, чем торговать океанскими яхтами. Арт-инвестиции называют чуть ли не самым доходным финансовым инструментом, приносящим, говорят, до 1000% годовых. В отличие от яхт или даже обычных автомобилей, которые уже через год после покупки дешевеют почти на треть, художественные ценности с годами, наоборот, только дорожают.

Справедливости ради надо отметить, что обычный рост составляет процентов 10 в год. И только в случае какого-нибудь ажиотажа цены взлетают на 50-100, ну иногда 200%. Так случилось, к примеру, с Энди Уорхолом, питавшимся по бедности исключительно консервированным супом «Кэмпбелл». После этого, от нечего делать, Уорхол нарисовал банки из-под него. Потом вдруг поп-арт превратился в глобальное художественное направление, а сейчас это просто модно.

Высокие проценты обусловлены факторами конъюнктуры или раритетности. Например, внезапно появляется мода на авангард, и все срочно скупают Кандинского. Или, скажем, какой-нибудь величайший художник современности покидает этот мир. Тогда все бросаются на оставшееся после него художественное наследие, поскольку количество его работ уже никогда не увеличится.

Прежде всего не кидайся на первую попавшуюся картину и не старайся потом впарить ее втридорога. Надо уяснить, что арт-рынок имеет жесткую структуру и вливаться в него стоит, только четко понимая свое место.

Дилер

Стать арт-дилером - проще простого. Для этого не требуется никаких финансовых вложений. Зато роль дилера на рынке фактически самая главная. Даже великие императоры и президенты подчас были не в состоянии совершить ответственную покупку на аукционах и прибегали к услугам специалистов.

Арт-дилер - посредник между продавцами и покупателями на рынке художественных ценностей. Как правило, специализируется в какой-то определенной области искусства, обладает связями с клиентами, художниками и галеристами. Имеет от 7 до 20% от сделки. Главное - понимать конъюнктуру и динамику рынка и вовремя дать нужный совет нужному человеку. Со временем арт-дилеры и сами становятся коллекционерами, покупают для себя, впрок, открывают галереи и сами формируют рынок.

Почем дрова

Лучше всего иметь дело с работами признанных мастеров. Например, картины Ивана Константиновича Айвазовского, который так долго жил на море, что мог рисовать волны не выходя из спальни, являются одними из самых востребованных в мире. Впрочем, имей в виду, что за 100 лет после его смерти подделок под Айвазовского создано в несколько раз больше, чем сам он успел написать за всю свою сознательную жизнь. Поэтому перед тем, как покупать шедевр, проверь его подлинность.

Никто не смог превзойти Ивана Ивановича Шишкина (картины которого в среде арт-дилеров называют «дрова») в изображении русского леса. Хотя от опытного искусствоведа не ускользнет едва уловимое сходство его полотен с картинами швейцарского пейзажиста Калама, работы которого Шишкин копировал, будучи студентом Академии художеств.

Еще хорошо идет советская живопись 40-60-х годов прошлого века. Госструктуры, имеющие выход на внешний рынок, предпочитают современное искусство, крупные корпорации интересуются XVIII веком и абстракцией типа Поллока, а дочери банкиров и ветреные звезды MTV любят украшать свои спальни картинами Такаши Мураками. Еще есть множество государственных мужей, а также представителей деловых и политических кругов, которые не прочь увековечить себя в образе служителей Отечеству. Никас Сафронов как-то сказал, что чиновники - «самые капризные заказчики, но зато они очень любят позировать» . И ты можешь помочь обеим сторонам - во-первых, крупному политическому деятелю, который стесняется признать, что хочет заполучить собственный портрет. Во-вторых, талантливому художнику - найти выгодный заказ.

Настоящий арт-дилер не стоит с полотнами в торговых рядах на ярмарке в Измайлово или на Крымском Валу. Его задача - войти в дверь к тому человеку, которого действительно интересует его предложение. Экспертизу картины можно сделать в Третьяковской галерее, Пушкинском музее, Всероссийском научно-реставрационном центре им. Грабаря, Институте реставрации, Эрмитаже и Русском музее.

Арт-проект

Первый шаг в налаживании контакта с будущим покупателем - экспозиция. Как известно, художники любят выставляться к месту и не к месту. Твоя задача: внести в этот процесс рациональное зерно - необходимо актуализировать концепцию будущей выставки, чтобы привлечь клиента. Этим на практике занимается куратор проекта. Куратор - главный инициатор, соавтор и организатор художественного проекта. Соединяет в одном месте художественные ценности, финансы и зрителей, часть из которых становятся потенциальными покупателями.

Но сначала ты должен отыскать дюжину картин, которые впоследствии станут шедеврами. Конечно, тут нужно проявить профессиональное чутье, но это не самое сложное. Во всяком случае, не сложнее, чем обеспечить последующее финансирование проекта. Кульминацией всего проекта должна стать даже не покупка какого-нибудь отдельного холста, а положительная реакция публики и прессы, а также заинтересованность в дальнейшем продвижении. Твоя задача - максимально раскрутить художников через выставки и международные ярмарки. Сначала художник работает на имя, потом имя работает на художника и его дилера.

1. «Знак доллара» Энди Уорхола, который не упускал случая помочиться на свои произведения и всю жизнь мечтал купить какую-нибудь безделушку за 5 баксов, чтобы продать ее за миллионы, ушел с аукциона Christie’s за $4,5 млн.

2. Джексон Поллок любил расплескать краски по разложенному на полу холсту, а потом хорошенько отстегать получившуюся картину плеткой. Так рождались шедевры абстрактного экспрессионизма. Самая дорогая из его работ - «Номер 12» - продана на аукционе Christie’s за $11,7

3. Ночной дозор. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1642 г. Рембрандт, первую половину жизни проработавший на мельнице, и в страшном сне не мог представить себе, что Жанна Фриске сделает с Антоном Городецким.

4. Японца Такаши Мураками, рисующего в стиле Hello, Kitty, западные критики недолюбливают за его участие во всех коммерческих проектах без разьора.

Галерист

Галерист - владелец собственной галереи. Выставляет в ней художников по своему усмотрению. Как правило, заключает контракты с несколькими из них, обеспечивает им PR, позитивную критику и клиентов. Бизнес делает за счет разницы между стоимостью картины, так сказать, «со склада» и ее цены после соответствующего промоушена.

Ни один уважающий себя галерист никогда не признается, что бизнес его процветает. И это чистая правда, поскольку держать галерею в принципе занятие убыточное. Уйма денег уходит на аренду помещения, свет, охрану, зарплату персоналу. Сами картины продаются крайне медленно. Но раскрутиться можно, если не торговать картинами, а продавать себя.

Если уж открывать галерею, то лучше всего сразу покупать шоу-рум в центре, как Гари Татинцян, который открыл свое заведение через дорогу от Кремля. Потом, конечно, стоит заявить о себе в художественном мире - привезти, например, Карима Рашида или Нормана Фостера. Ну а затем уже заводить и двигать своих художников. В одной только Москве сотни галерей, но все они остаются в тени, а на самом деле известных выставочных площадок с мировым уровнем - не более 10-15. Картина, попавшая туда, гарантированно будет замечена художественной тусовкой.

И с этого момента начнется ее счастливое продвижение по экспозициям, странам и континентам до тех пор, пока путь не увенчается выгодной продажей на каком-нибудь аукционе. Знаменитый арт-дилер и галерист Лео Кастелли первым начал платить стипендии художникам за то, чтобы те не уходили к другим галеристам, открыл Энди Уорхола и Роберта Раушенберга и фактически стал одним из основателей поп-арта и концептуализма.

Арт-инвестиции

Модное направление в финансовой сфере. Ты можешь неплохо заработать, скупая отдельные картины какого-либо художника, как если бы это были акции компаний. Чем больше у тебя будет картин, тем больше твой пакет акций, а цена на него значительно выше, чем сумма от продажи каждой работы по отдельности.

Самый доступный способ - покупка работ современных российских авторов. Для начала собери с десяток картин. Важно, чтобы они тебе самому понравились. Первичные вложения составят $20 000-50 000. Посмотри, как будет меняться ситуация вокруг автора. Коллекция реально подорожает, если другие работы твоего художника вдруг попадут в Эрмитаж или Лувр. Или кто-нибудь из действующих президентов купит что-нибудь для своей загородной резиденции.

Самый надежный вариант - вложения в мировые шедевры. Стоимость одной картины в этом случае - сотни тысяч, всей коллекции - сотни миллионов. Но и проблем возникает намного больше - страховка, охрана и специальный климатический режим хранения. Создают такие коллекции не для продажи, а для поддержки имиджа или для обеспечения потомков.

Российский арт-рынок разогрет как никогда и в ближайшее время будет бурно развиваться. Количество дорогой недвижимости умножается, а владельцы особняков класса де-люкс просто мечтают украсить стены своих домов настоящим искусством. И тут им понадобится помощь специалиста. Эксперты прогнозируют, что цены будут расти на российское современное искусство, так как сейчас это самый дешевый сегмент рынка. В цене окажется также русская академическая школа - от передвижников до соцреализма 1960-80-х годов. Так как вещей того времени на рынке становится все меньше, дефицит начнет восполняться работами новых реалистов.

История VLADEY, первого коммерческого аукциона современного российского искусства, началась летом 2012 года, когда владелец галереи «Риджина» Владимир Овчаренко организовал благотворительный аукцион «HELP КРЫМСК» для помощи пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае. Свои работы тогда пожертвовали более 20 художников, включая звезд современного российского искусства — Олега Кулика, Павла Пепперштейна, Константина Звездочетова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. На вырученные деньги - около €300 000 - было устроено путешествие в Москву для 350 детей из Крымска.

«Мы остались довольны результатами торгов и чуть меньше чем через год решили организовать настоящий коммерческий аукцион. Вот так и стартовала компания, которая сегодня называется VLADEY, — рассказывает Владимир Овчаренко. — Значимость благотворительных мероприятий очевидна, однако объективным критерием цены произведения на арт-рынке все-таки следует считать готовность человека потратить на него ту или иную сумму в свое удовольствие, без желания кому-то помочь».

При оценке лотов, выставленных на торги VLADEY, учитываются истории художников: примерно половина из них, как правило, уже принимали участие в аукционах — как в отечественных, так и в зарубежных. Другие имеют опыт реализации своих работ через галереи и мастерские. На основании этих данных эксперты VLADEY назначают эстимейт — от двух-трех до нескольких десятков тысяч евро. Реже счет идет на сотни тысяч: на торгах в марте полотно Ильи и Эмилии Кабаковых из серии «Под снегом» ушло с молотка за €540 000 при нижнем эстимейте €500 000.

Овчаренко лично ведет переговоры с художниками: некоторым он напрямую предлагает выставить свои работы на аукцион, другие присылают заявки самостоятельно.

На первых коммерческих торгах VLADEY общая выручка составила €582 000, на вторых — €1,3 млн, на третьих — €1,22 млн. На чем зарабатывают организаторы аукциона? Победитель платит комиссию в размере 20% от фактической цены купленного лота. Учитывая, что на трех прошедших торгах VLADEY было продано более половины участвовавших объектов искусства, бизнес работает с прибылью, однако, как утверждает аукционер, ощутимого дохода он пока не приносит.

«Художник — это не та профессия, которая приносит доход через шесть месяцев. В искусстве карьеры и бизнес строятся долго, и ты должен изначально быть настроен на это. Тогда все получится», — отмечает основатель VLADEY.

Догнать и перегнать

До уровня западных аукционных домов VLADEY еще далеко. К примеру, в ноябре прошлого года на торгах Christie’s - «Собаку из воздушных шаров (Оранжевая)» - продали за $58,4 млн. В целом за один вечер торгов современным искусством Christie’s тогда выручил почти $692 млн. По словам Овчаренко, западный рынок современного искусства — гигантская индустрия. Через него проходят сотни миллиардов долларов в год — в том числе за счет аукционов.

Российская индустрия современного искусства относительно молода: ей всего 20-25 лет. В России меньше художников участвуют в открытых торгах и гораздо меньшие суммы тратятся на приобретение их работ. Да и сообщества коллекционеров современного искусства в стране фактически пока еще не существует.

Куратор специальных программ ЦСИ «Винзавод» Анастасия Шавлохова считает, что отечественный арт-рынок начнет по-настоящему набирать обороты, когда появится новое поколение покупателей. По ее словам, это случится, «когда в страну вернутся те, кто получил образование в зарубежных вузах и там приучился к мысли, что современное искусство — перспективный объект инвестиций, а признанные мастера в этой сфере не появляются сами по себе: их должно взращивать в том числе сообщество коллекционеров».

Интерес западных коллекционеров к российским художникам в последнее время заметно упал, говорит аукционер.

По словам Владимира Овчаренко, сейчас Россию нельзя назвать «модной» для арт-рынка, какой она считалась, например, в годы перестройки или в середине 2000-х на волне экономического подъема.

«Даже если у иностранного коллекционера нет априорного предубеждения против родины Константина Звездочетова (его картина «Мама и Родина — самое главное» была продана на аукционе VLADEY за €68 000) и Егора Кошелева («Встреча на митинге», €9600), он может просто не захотеть тратить время на то, чтобы отделить зерна от плевел — то есть специфический политический курс страны от культурной ценности работ представляющих ее художников, — говорит Овчаренко. — В этих условиях внутренний арт-рынок просто необходимо развивать».

Соруководитель русских торгов Christie’s Эвелин Хиткоат Амори тем не менее убеждена, что рынок современного искусства в России бурно разрастается — в первую очередь в Москве и в Санкт-Петербурге. Например, уже в июле этого года в Эрмитаже откроется «Манифеста» — европейская биеннале современного искусства, которая, с одной стороны, позволит россиянам приобщиться к работам всемирно известных художников, а с другой — привлечет в страну зарубежных коллекционеров. А тот факт, что площадки отреставрированного здания Главного штаба Эрмитажа решили отдать под экспозиции современного искусства, также указывает на признание отрасли, считает Хиткоат Амори.

«В России ниша аукционов на данный момент относительно свободна, но она будет заполняться — по мере роста арт-рынка в целом», — считает Маргарита Пушкина, коллекционер и директор международной ярмарки современного искусства Cosmoscow.

Чем полезны аукционы для современного российского искусства? С одной стороны, они открывают художника для более широкой аудитории. «Как показывает мировая практика, аукцион — отличный способ популяризации», — считает художник Олег Кулик (его работа «Алиса против Лолиты» ушла с молотка за €18 000). С другой стороны, аукцион привлекает в индустрию новый капитал. «Когда мы имеем дело с современным искусством, каждому из нас предоставлена возможность быть судьей, — считает Марк Гарбер, председатель совета директоров финансовой группы GHP Group, дважды выступавшей в качестве генерального партнера VLADEY. — Арт-рынок финансами голосует за то, что имеет перспективу или оценено специалистами как достойное внимание». У GHP Group, кстати, есть коллекция современного искусства, которая 18 марта пополнилась еще тремя работами, включая акварель Павла Пепперштейна из серии «Гипноз» (€7200).

Что общего у искусства и недвижимости

По мнению Владимира Овчаренко, российские покупатели привыкли считать, будто с годами цена картины должна исключительно расти, а не оставаться на месте и уж тем более не снижаться.

Но на деле искусство — такой же актив, как акции или недвижимость, поэтому и его стоимость может падать или расти.

«Всегда стоит учитывать, что какие-то работы со временем «выстрелят», а какие-то — нет», — советует коллекционер Владимир Смирнов. — Кому-то повезет больше, кому-то — меньше. Это нормальный процесс».

У Владимира Овчаренко на этот счет есть четкое мнение: покупать нужно только ту картину, которая по-настоящему нравится. «Если через десять лет выяснится, что стоимость приобретенной работы осталась прежней, значит твои проценты — это удовольствие, которое ты получаешь от общения с ней. Если же она стала дороже, тебе повезло вдвойне».

Когда я решила заняться этой темой, то для начала просмотрела сайты и фейсбучные странички наших художников. Многие из них подчеркивают, что занимаются искусством не ради денег, а для души. В разговоре с нашими мэтрами искусства на вопрос: почем, часто можно было увидеть одну и ту же картину: боль в глазах и оскорбленное самолюбие. В такой реакции всегда читался ответ: “Мы с вами что, с баулами на барахолке стоим? Это моя выставка, а не базар!”.

Между тем всемирно известный арт-скандалист Дэмьен Хёрст почему-то никогда не стеснялся вывешивать ценники на свои произведения, и сегодня это самый богатый художник в мире. У него на счетах более миллиарда долларов.

Американец Джефф Кунс создал благодаря своему таланту целую арт-корпорацию. Сегодня на него работают 150 человек, и он никак не комплексует по поводу того, что духовное искусство приносит ему конкретные материальные блага.

Наша страна давно держит курс на рыночные отношения, но при этом искусство, похоже, застряло где-то в очень глубоком прошлом. Коммерциализация процесса идет с таким скрипом, что невольно задаешься вопросом: а возможно ли там вообще заработать? Несмотря на эти абсолютно неделовые настроения, в последние годы все-таки появились частные галереи - их можно насчитать с несколько десятков. Чем занимаются все эти люди? Об этом я решила поговорить с управляющим директором галереи Союза художников РК Юрием МАРКОВИЧЕМ , который по совместительству имеет похожую должность и в частной галерее.

Про комплексы из “совка”

- Почему у нас некоторые художники комплексуют, когда речь заходит о стоимости их работ?

У искусства всегда был коммерческий оттенок. Для кого-то это будет открытием. Однако все мировые шедевры, которыми сегодня восхищаются, были сделаны когда-то под заказ знати, королей и купцов, что подразумевает финансовую сторону сделки. Искусство - конечно, духовный мир, но оно не должно существовать вне финансовой плоскости. Оно также инструмент инвестиций и должно оцениваться в денежном эквиваленте. Стереотип, что искусство и деньги не могут быть рядом, возник в советское время. Тогда активно боролись с капитализмом, но в итоге он все равно победил. Были созданы художественные институты, они дали нам плеяду мастеров, которые не считали зазорным продавать свои работы. Возникло даже такое понятие, как “коммерческий художник”.

А сегодня как раз таки работы художников, которые были написаны не только в рамках советской системы искусства, являются наиболее востребованными и высокооплачиваемыми. Например, картины Сергея Калмыкова.

Художник жил впроголодь и умер в нищете, не сумев продать свои работы. Сегодня эти картины на аукционе стоят в пределах 20 миллионов тенге. И таких мастеров много. У нас были и есть гениальные художники. Сегодня их работы вошли в золотой фонд казахстанского искусства и популярны среди бизнесменов и коллекционеров.

Шальные 90-е…

- Когда в Казахстане все-таки начал зарождаться бизнес на искусстве?

Во время перестройки, в начале 90-х. Мы стали идти к рыночному формату, появились коммерческие институты в искусстве - галереи, салоны. Стали появляться ИП, ТОО. Это стало обычным бизнесом, с регистрацией, уплатой налогов. Очень интересное время - расцвет арт-бизнеса.

Возникла бешеная мода на художников - этот тренд задали иностранные посольства и консульства, которые активно открывались в то время. Они оценили казахстанское искусство и стали первыми потребителями и покупателями - украшали офисы, дома, покупали в подарок.

Тогда клиентская база казахстанского искусства выглядела так: 80 процентов - иностранцы и 20 процентов - местные бизнесмены . Сейчас ситуация на арт-рынке идет в обратную сторону. Интерес к казахстанскому искусству стали проявлять отечественные бизнесмены. У нас появились крупные коллекционеры. Например, Нурлан Смагулов и другие.

В этот период инвестиции в искусство были очень прибыльными. Сколько процентов роста давали такие вложения?

Первыми инвесторами, которые вкладывались в искусство, были галерейщики. Они рисковали, но инвестировали свои средства в тогда еще не раскрученных, не распиаренных художников. Первичный рынок начинался с небольших денег. Потом созданные коллекции выходили на продажу. И начинался рост прибыли. Те, кто угадал с выбором, получили хорошую прибыль. Тогда можно было купить работу Калмыкова за 35 тысяч тенге, а сегодня она оценивается, как я уже говорил, около 20 миллионов тенге . Вот и считайте, какой тут рост. В те времена было много наследников и владельцев произведений, но они не могли знать, кто из художников станет брендом, выстрелит и на какие картины будет глобальный рост. До сих пор у нас есть запас картин мастеров из 1950-1960-х, которые не стали еще брендами , но этого достойны. И вложения в этой нише вполне перспективные, так как больше всего ценится антиквариат.

Как сделать из художника бренд? Картина - это товар, как бы обидно ни было нашим художникам. Чтобы ее продать, нужна реклама. Как у нас с этим дела обстоят?

Этим как раз должны заниматься галерейщики. Они и продюсеры, и агенты, и маркетологи, и юристы в одном флаконе. Но художники - сложный народ. Не каждый из них понимает, что его работы нуждаются в продюсировании. Они не играют по тем экономическим правилам, которые были созданы еще сотни лет назад. Их отталкивает слово “контракт”, хотя во всем мире это нормальная форма сотрудничества.

Некоторые наши художники не любят отдавать проценты за услуги галереям, не хотят иметь агентов. Хотя в тех же Штатах, если у тебя нет агента, то ты никудышный художник.

Правила арт-бизнеса и менеджмента заложены еще французами Маршанами. Эти ребята начинали первыми делать серьезный бизнес на искусстве. Но в Казахстане эти правила до сих пор не работают. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом: художники - создавать произведения, а менеджер или продюсер - продвигать и продавать их на рынке. Это тоже сложная профессия, которая требует большого таланта и которой не так просто обучиться.

Есть такое. Это смешно и непрофессионально. Я могу говорить об этом долго. Шансы найти покупателя таким образом минимальны. Но за это не надо платить проценты. А галеристы, салонщики, агенты берут в среднем 20 процентов с продажи произведения . В этом бизнесе много дополнительной работы, сопутствующей раскрутке любого художника. Вопрос менеджмента в искусстве сегодня очень болезненный. У нас огромное количество художников, но единицы тех, кто может это продавать.

- А спрос вообще есть или так себе - от юбилея до юбилея?

Спрос должен рождать предложение, с этим у нас тоже есть проблемы. Есть спрос на реализм, этнические полотна, батыров и ханов. Но у нас художники бросаются из крайности в крайность. Сейчас все решили этим заняться разом, при этом качество не всегда соответствует ожиданиям. Мы иногда отбираем картины в Союзе художников для республиканских выставок и видим, что некоторые работы вообще лучше никому не показывать. У наших художников не хватает самокритики .

- Резюмируем. Бизнес идет или рынок спит?

В некоторых нишах процесс идет очень неплохо, и финансовая составляющая там интересная. Я не буду называть их - это коммерческая тайна. Сейчас в основном приходят разовые покупатели.

Время коллекционеров уходит, так как многие коллекции уже собраны и живут своей жизнью, а сами коллекционеры уже могут открывать музеи современного искусства.

Сейчас мы пытаемся развивать систему арт-подарков. Проблема в том, что нам надо искать и готовить новых покупателей. А это огромная работа - тут вам и образовательная система, и привитие духовных ценностей. В любом случае арт-бизнесом должны заниматься профессионалы.

Не любовь, а случайные связи

Несмотря на то что арт-рынок Казахстана все еще пребывает в зародышевом состоянии, попытки выносить это дитя предпринимаются. И занимаются этим не только наши соотечественники, но и приезжие заграничные эксперты. Значит, не все так плохо, подумали мы. А потом для надежности решили спросить у них самих. Несколько лет назад в Казахстане появился аукционный дом, его руководитель Максим ТКАЧЕНКО считает, что в Казахстане отношение к искусству похоже на случайные половые связи. О преданной любви на долгие годы говорить сложно. На нее способны крупные коллекционеры, а их единицы…

- Что происходит с арт-рынком страны?

В Казахстане как такового арт-рынка еще не существует, есть некий спрос на произведения искусства, но он очень периодический и связан с днями рождениями. А день рождения, как известно, только раз в году.

- Но все же вы решили начать бизнес в Казахстане?

Да, я решил попробовать свои силы, аукцион - это очень интересный инструмент. У нас появились люди, которым нравится покупать таким образом. Ведь это дает возможность приобрести качественное произведение живописи по приемлемой цене. Механизм работает. Динамика положительная, все больше людей увлекаются искусством.

- Стоит ли инвестировать в искусство?

Пока это не имеет массовой популярности. Но этот инструмент тоже работает. Меня часто спрашивают: как лучше это сделать? Нужно понимать, что речь идет о длинных инвестициях. Для того чтобы увидеть рост, иногда приходится ждать более пяти лет. Период дикого капитализма 90-х, когда картины взлетали в цене за короткое время, прошел и вряд ли вернется. Теперь мы работаем в стабильном режиме. Пока инвестициями в искусство занимаются только профессионалы.

3 представителя творческих профессий ответили на этот вопрос.

Лилия Ким, художник

Рисовать я начала рано. Сколько себя помню, столько рисую. Если речь идет просто о жизни художника, то это одна история, а если говорить о заработке на искусстве самыми разными способами - это другая история.

В 2000-е годы в Караганде я открыла арт-галерею. У меня была мысль, что, продавая картины, я буду более доступна для населения. Тогда же я расписывала шелковые изделия, шарфы, и думала, что если я буду ближе к людям, в зоне торговых точек, то меня там увидят и всем будет хорошо: люди получат эксклюзивные вещи, а я смогу заработать.

Всегда было желание заработать, чтобы остаться в профессии. Никак не интересно было быть кем-то другим, я искала способы жить, используя то, что мне нравится. Я продала достаточно картин по условным ценам, недорого. Расписанные платки и шарфы также были проданы в большом количестве и разошлись по миру.

Был период, когда мои картины были проданы за 1000 долларов, и это меня впечатляло, это самый яркий период в моей жизни, когда я могла продать картину за серьезную для меня сумму.

Сейчас много обучаю, потому что это реальный доход, в развитие люди всегда активно вкладываются - и взрослые, и дети. Курс состоит из 10 занятий, называется «Погружение в творчество». Моя задача - человека с нуля привести в рисующее состояние, когда человек никогда не рисовал, но у него есть желание. Такой курс стоит 30 000 тенге. Занятия идут два раза в неделю в группах до 20 человек.


У художников есть возможность делать вещи такого формата, как роспись одежды. Может, человек не хочет обучаться, не хочет покупать картину, но какой-то элемент авторской росписи или кусочек картины на своей джинсовой куртке ему интересно получить. Расписать куртку в Караганде будет стоить в районе 10 000-15 000 тенге, цены Алматы - 25 000-30 000 тенге. Это минимальная цена, за которую можно такую картинку сделать. И потом все художники разные, у каждого своя цена.

Сейчас достаточно активная молодежь, которая ищет способы заработать на творчестве, появляются модные течения. Вчера только были на мастер-классе, который называется леттеринг. Много профессиональных художников уходят в тату, это неблизкий мне формат, хоть там те же базовые законы, но это рисунки на теле человека. Также сейчас популярно расписывать оправы очков, сумки, обувь и все что можно покрыть рисунком - покрывается.

Мы настолько многогранны, что любой формат, который может принести доход, в работе. Где-то я выставляюсь, и там могут продаваться картины, между этими выставками я занимаюсь обучением, параллельно с обучением провожу мастер-классы совершенно другого формата, и еще участвую в показах одежды. Все работает в «одну точку». Меня радует, что я осталась в своей профессии и на сегодня, какие бы ни были времена, у меня получается жить, работать, любить то, что я делаю.


Дина Байтасова, искусствовед, Art advisor


Искусством я занимаюсь десять лет. Но вообще, я с детства рисую, ходила в художественную школу. Потом я училась на Fine art в Университете Сорбонна.

Профессионально искусством начала заниматься по окончании университета - пять лет назад. Я открыла некоммерческую организацию IADA по развитию искусства. Фаундеры этой ассоциации: Индира Дюсебаева, я и Laurent Lehmann. Индира живет в Лондоне, Лоран в Париже, а я сейчас переехала в Астану и буду развивать эту ассоциацию здесь.

Коммерческие проекты в плане искусства начали появляться недавно. Одним из крупных проектов была выставка «Жемчужины Франции», которая проходила в музее Кастеева в Алматы. Я помогала в организации и сценографии этой выставки организаторам из ГРАН-ПАЛЕ. Произведения искусства были привезены из более чем 40 музеев, в том числе Лувра, Центра Помпиду.


Самый яркий проект - это оформление павильона Казахстана на EXPO. Это был самый тяжелый проект, но самый яркий, самый challenging. Который выражался в нереально сжатых сроках, ведь это был еще строящийся объект.

Обычно когда ты продаешь произведение искусства, ты продаешь его в готовое помещение. Произведение приходит в самом конце, когда все чисто, бело, и ты просто вешаешь картину. А тут мы все строили от А до Я: и архитектуру здания, и интерьер, и произведения. Получился такой объемный и тяжелый проект. Но у нас все получилось, мы все сделали в сроки. И художники были довольны участием, потому что современное казахстанское искусство было представлено только в сфере и больше нигде в течение этого времени.

Заработать можно, конечно же, но рынок в Казахстане маленький. Я не знаю, какие будут дальше крупные проекты после EXPO, потому что в период EXPO у меня было пять проектов: выставка французского фотографа Жан-Франсуа Розье в Пирамиде, оформление отелей The St. Regis и The Ritz-Carlton, оформление сферы EXPO и Конгресс-центра. Не знаю, будут ли еще масштабные проекты в Казахстане, поэтому я планирую рассматривать другие страны - СНГ и европейские.

Проекты бывают разные. Если это проект, где клиент хочет, чтобы он прошел на хорошем высоком уровне, то на это нужен хороший бюджет. Если есть хороший бюджет на реализацию скульптур, на закуп, на создание, то это интересно и агентству, и художнику, и самому клиенту, потому что он получает качественный продукт.

Сейчас у многих художников есть возможность выставлять работы в интернете, получать заказы, продавать картины. Есть площадки типа artnet.com, куда художники могут предложить свои работы и продавать их онлайн.


Диас Азимжан, режиссер



Если брать творчество в целом, то оно начало проявляться во мне в юности в виде небольших рассказов-комиксов, которые я придумывал сам и прорисовывал после. Иногда мы с другом рисовали разные части истории и в конце объединяли в единое целое. Позже я увлекся выжиганием на деревянных досках. Когда я впервые увидел, как это делает один из моих знакомых, то мне стало жутко интересно попробовать, а после и самому создать что-либо на дереве. У другого знакомого я купил специальный выжигатель советской сборки и начал изображать батыров из нашей истории. Одна из этих работ по сей день висит в родительском доме. В студенческий период меня начало затягивать в танцы, в основном - в модерн. У нас была своя группа, и мы иногда выступали в ночных клубах. Так я и заработал свои первые деньги на творчестве. А в кино я пришел с определенным жизненным опытом, без которого, возможно, мне было бы нелегко писать те же сценарии и режиссировать проекты.

Первый коммерческий проект был осуществлен в марте текущего года, когда мне посчастливилось режиссировать одно развлекательное шоу, снятое по японской франшизе, транслировавшееся на двух национальных каналах. Проекты, которые были до этого, в основном снимались для улучшения кинонавыков, не преследуя коммерческие цели.


Мой первый заработок в качестве молодого режиссера, составил около 500$. Первый заработок в качестве актера - около 200$. Первый заработок в качестве танцора, в 2009 году - 5000 тенге.

Если говорить о количестве проектов, которые нужно реализовывать в год, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, то здесь конкретной цифры нет. Многое зависит от наших индивидуальных потребностей, профессионального статуса и прочих составляющих индустрии. Но однозначно, больших перерывов, длинною дольше месяца, лучше не допускать, так как вы рискуете, не только остаться без финансовой подушки, но и потерять квалификацию и те самые навыки, которые приобрели ранее.

На данном этапе жизни хороший и яркий профессиональный опыт был получен во время развития сценария и самих съемок моей короткометражной ленты «Интериус» летом этого года, в Лос-Анджелесе.


Отвечая на главный вопрос «Можно ли заработать на искусстве?», - скажу, что можно и нужно. Во-первых, искусство позволяет человеку раскрыть весь его потенциал, а, возможно, талант, не ограничивая определенными правилами, протоколами и рамками как в других сферах. Во-вторых, с развитием технологий, уровень автоматизации и роботизации разного рода отраслей будет только расти, а потребность в человеческих ресурсах снижаться, а в некоторых сферах и вовсе сводиться к нулю. Исключением могут служить направления искусства, так как там всегда требуется индивидуальный взгляд человека и его решения в качестве творца. Соответственно, в будущем значение специалистов направлений, связанных с искусством в той или иной степени, будет только расти.