История хакасов. Бутанаев в.я. этническая история хакасов введение - изен ползын илбек хакасстан

В 1604-1703 годах кыргызское государство, располагавшееся на Енисее, подразделялось на 4 владения (Исарское, Алтырское, Алтысарское и Тубинское), в которых сформировались этнические группы современных хакасов: качинцы, сагайцы, кызыльцы и койбалы.

До революции хакасов называли «татарами» (минусинскими, абаканскими, качинскими). В то же время в документах XVII — XVIII веков Хакассия именовалась «Кыргызская земля» или «Хонгорай». В качестве самоназвания у хакасов употребляется «хоорай» или «хыргыс-хоорай».

В XVII — XVIII веке хакасы проживали в разрозненными группами и находились в зависимости от феодальной верхушки енисейских кыргызов и алтын-ханов. В первой половине XVIII они были включены в состав Русского государства. Территория их проживания была поделена на «землицы» и волости, во главе которых стояли башлыки или князьцы.

Термин «хакас» появился лишь в 1917. В июле был образован союз инородцев Минусинского и Ачинского уездов под названием «Хакас», которое было образовано от слова «Хягас», упоминавшегося в древности в китайских летописях.

20 октября 1930 года в Красноярском крае была образована Хакасская автономная область, а в 1991 году была образована республика Хакассия, вошедшая в состав России.

Традиционным занятие хакасов является полукочевое скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, овец и лошадей, из-за чего и назывались иногда «трёхстадным народом». Местами разводили свиней и домашнюю птицу.

Не последнее место в хозяйстве хакасов занимала охота, считавшаяся исключительно мужским занятием. А вот земледелие было распространено лишь в некоторых районах, где основной посевной культурой являлся ячмень.

Женщины и дети в прежние времена занимались собирательством (съедобных коренья кандыка и сараны, орехи). Корни перемалывались на ручных мельницах. Для сбора кедровых шишек применяли нохы, который представлял собой большую чурку, насаженную на толстую жердь. Жердь эту упирали в землю, а нанося удары по стволу дерева.

Основным видом хакасских селений были аалы — объединения 10-15 хозяйств (обычно родственных). Поселения подразделялись на зимние (хыстаг), весенние (частаг), летние (чайлаг), осенние (кустег). Хыстаг обычно располагался на берегу реки, а чайлаг в прохладных местах у рощ.

Жилищем хакасов была юрта (иб). До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта, которую летом покрывали берестой, а зимой ещё и войлоком. В позапрошлом веке распространились стационарные срубные многоугольные юрты. В центре жилища был расположен выложенный из камня очаг, над которым в крыше делали дымовое отверстие. Вход располагался с восточной стороны.

Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским — платье. Рубаха была с поликами (ээн) на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего.
Нижняя часть одежды мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женщины также носили штаны (субур), которые обычно шились из синей ткани и практически не отличались по виду от мужчин. Концы штанов женщины обязательно заправляли в голенища сапог, так как их не должны были видеть мужчины. Мужчины и женщины также носили халаты. Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам носили безрукавку (сигедек).

Украшением хакасских женщин служил нагрудник пого, который был обшит перламутровыми пуговицами и узорами, выполняемыми кораллом или бисером. По нижней кромке делалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Традиционной пищей хакасов служили мясные и молочные блюда. Наиболее распространёнными блюдами были мясные супы (угре) и бульоны (мун). Праздничное блюдо — кровяная колбаса (хан-сол) Традиционный напиток – айран, приготовлялся из кислого коровьего молока.

Основные праздники хакасов были связаны с и скотоводством. Весной хакасы отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя, традиции которого были призваны охранять будущий урожай. В начале лета отмечали Тун Пайрам — праздник первого айрана – в это время появлялось первое молоко. Праздники обычно сопровождались спортивными состязаниями, которые включали конные скачки, стрельбу из лука, борьбу и прочее.

Наиболее почитаемым жанром хакасского фольклора является героический эпос (алыптыг нымах), исполняемый под аккомпанемент музыкальных инструментов. Героями песен являются богатыри (алыпы), божества, духи. Сказители пользовались в Хакасии уважением и кое-где даже освобождались от налогов.

В старину у хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) также выполняли функции лекарей. На территории Хакасии сохранилось множество культовых мест, где совершались жертвоприношения (обычно баранов) духам неба, гор, рек. Национальной святыней хакасов является Борус — вершина на Западных Саянах.

Стоянка Малая Сыя (30-35 тыс. л. н.) на берегу реки Белый Июс , где были найдены сверленые украшения, обработанные резцами .

Историко-культурное наследие

Традиции государственности

Первое государство на территории Южной Сибири возникло в -III веках до н. э. Древнекитайские летописи называли его создателей народ «динлины » (кит. 丁零 ), а государство - «Динлин-го» (丁零国).

Первые контакты между кыргызами и русскими начались с постройки в 1604 году Томского острога на земле эуштинских татар - кыштымов кыргызских беков . Затем более ста лет шёл очень сложный и болезненный процесс вхождения Хакасии под юрисдикцию Русского царства .

Российский период

Датой официального закрепления Хакасии за Российской империей можно считать 20 августа 1727 года , когда между Россией и Китаем был заключён пограничный трактат . Все земли, находившиеся на северной стороне Саян , отошли к России, на южной - к Китайской империи.

Фактическое закрепление территории Хакасии произошло позже. В 1758 году китайские войска вторглись на Алтай и разгромили Джунгарию . Возникла угроза нарушения официально признанных границ Российской империи . На этом их участке царское правительство в спешном порядке разместило казачьи гарнизоны. Со времени, когда пограничную службу стали нести казаки , произошло фактическое закрепление Хакасии за Российской империей.

В XIX в. коренное население именовалось российскими властями минусинскими (абаканскими, ачинскими) татарами. Им было предоставлено самоуправление в рамках Устава об управлении инородцев : Степные думы и инородные управы .

Хакасская автономная область была образована 20 октября 1930 года , много лет входила в Красноярский край ; в 1990 году была переименована в Хакасскую АССР , в 1991 году - в Хакасскую ССР . В 1992 году Хакасская ССР вышла из состава Красноярского края, получив наименование «Республика Хакасия».

Напишите отзыв о статье "История Хакасии"

Примечания

Литература

  • История Хакасии с древнейших времен до 1917 / Под ред. Л. Р. Кызласова. - М .: Восточная литература, Наука, 1993. - 528 с. - 10 700 экз. - ISBN 5-02-017080-1 . (в пер.)
  • Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.


Отрывок, характеризующий История Хакасии

– Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
– Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
– А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
– Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
– Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
– Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.

Автореферат диссертации

... .] В исследова­ниях Л.П. Потапова, посвященных этногенезу и этнической истории ха­касов , завершение процесса образования этноса относится... годы войны на этническую историю хакасов . В канун войны хакасы совместно с другими народами участвовали...

  • История хакассии библиографический список основная

    Документ

    2006 5. Бутанаев В.Я. Очерки по истории Хакасии . - Абакан, 2008 Дополнительная: 6. ... Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан, 2000 ... 7. Бутанаев В.Я. Социально-экономическая история Хонгорая в XIX- нач.XXвв. ...

  • ИСТОРИЯ № 1·2008 ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ

    Документ

    В. (М., 1979); Народные рисунки хакасов (совместно с Н.В. Леонтьевым. М., 1980); История Южной Сибири в средние века... времен до наших дней (М., 1986); История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. (М., 1993 ...

  • Документ

    Общих изданиях по истории Сибири, Красноярского края, Хакасии История Хакасии истории . Этическая аргументация истории

  • Великий шелковый путь его важнейшая роль в истории казахстана

    Документ

    Общих изданиях по истории Сибири, Красноярского края, Хакасии , Енисейской губернии... Окладникова. Ленинград, 1968. История Хакасии : с древнейших времен до 1917 ... отношения к мировой истории . Этическая аргументация истории создала оптимистическую установку...

  • Хакасия расположена в Южной Сибири, в пределах левобережной части среднего течения реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. На сравнительно небольшой территории - 61,9 тыс. кв. км. - сосредоточены уникальные природно-ландшафтные зоны: от полупустынь до высокогорья альпийских лугов и тундр. Такое разнообразие, а также относительно мягкий климат котловины, привели к тому, что на территории Хакасии во все исторические этапы плотность населения была чуть выше, чем в других регионах Сибири. Это не могло не отразится на количестве и качестве объектов культурного наследия.

    Историко-культурное наследие Республики Хакасия богато и разнообразно. Точное количество памятников археологии Хакасии подсчитать невозможно, часть из них находится под землей и визуально не воспринимается. Однако в начале 2000-х годов специалистами была предпринята попытка составления карты археологических ландшафтов Хакасии. По оценке составителей карты в Хакасии насчитывается 30-32 тысячи «надземных» памятников археологии. Однако в состав некоторых археологических комплексов может входить до нескольких сотен памятников, поэтому, наряду с заявленной численностью существует еще одна, официальная, - 13,5 тысяч объектов культурного наследия. Но и такое количество объектов культурного наследия делает Хакасию обладательницей крупнейшего в Сибири археологического фонда.

    Курганы, древние поселения, крепости-све, наскальные рисунки, каменные изваяния составляют основу историко-культурного наследия народов Республики Хакасия.

    Как предполагают ученые, предки человека поселились на территории Саяно-Алтайского нагорья свыше 300 тысяч лет назад, однако самые древние свидетельства освоения человеком пространств Хакасии соотносится с периодом, отстоящим от наших дней на 80-100 тысяч лет.

    В течение тысячелетий на территории современной Хакасии сталкивались многочисленные культуры угро-финских, иранских, монгольских и тюркских народов. Определенное влияние на развитие южносибирских народов оказывали и древнекитайские государства: в старинных китайских хрониках мы находим упоминания о северных соседях, называемых китайцами «Хягасы». Взаимоотношения этих народов являлись непростыми: были и бесчисленные военные столкновения, борьба за выживание, и периоды относительного затишья, когда шли оживленный торговый и культурный обмены.

    Первое государство на территории Южной Сибири, предположительно, возникло еще в IV-III веках до н. э. В 201 г. до н.э. государство динлинов, как их определяют китайские источники, было завоевано гуннами. В VI веке на территории Хакасии создается Кыргызский каганат, который к середине IX века достигает своего расцвета, занимая значительную часть азиатского континента.

    С древнейших времен Хакасия имела караванные пути, связывающие ее с Монголией, Китаем, Тибетом и Индией. В эпоху Кыргызского каганата (VI-XIII вв.) существовала ветвь Великого шелкового пути, которая соединяла Хакасию с Тувой. Этот путь упоминался еще в древнетюркских рунических памятниках VII-VIII вв.

    Письменность в бассейне верхнего и среднего течения Енисея (включая Хакасию) существовала, по предположениям профессора Л.Р. Кызласова, вплоть до монгольского завоевания, т.е. до конца ХIII века, а по последним исследованиям и до более позднего периода - ХVII- ХVIII вв.

    С ХIII века народы Саяно-Алтая, в т.ч. енисейские кыргызы, стали испытывать все более усиливающееся давление со стороны южных соседей, монголов. В результате военной экспансии в 1293 году Кыргызское (Хакасское) государство было разрушено.

    После падения Хакасского государства разрозненные княжества на территории Хакасии так и не смогли создать прочный единый союз. Определенная стабильность произошла лишь к началу ХVII в., когда сформировались четыре феодальных улуса (княжества): Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский. Правили улусами князья из господствующего рода кыргыз.

    Процесс вхождения Хакасии в состав России был длительным и противоречивым.

    В марте 1707 года царь Петр I подписал Указ о сооружении острога в Хакасии, который был построен за пятнадцать дней, с 4 по 18 августа 1707 года. Это событие и знаменует начало процесса вхождения Хакасии в состав России. Для окончательного закрепления Хакасии в составе России на ее южной границе в 1718 году строится еще один острог - Саянский. Датой же официального включения территории Хакасии в состав Российской империей можно считать 20 августа 1727 года, когда между Россией и Китаем был заключён Буринский (или Кяхтинский) пограничный трактат. Все земли, находившиеся на северной стороне Саян, отошли к России, на южной - к Китаю.

    С XVIII века начинается научное и промышленное освоение Хакасии. Еще при Петре I Д.Г. Мессершмидт сделал первые описания природы Хакасии, и ее полезных ископаемых. Это способствовало развитию здесь промышленности. К началу 30-х годов ХVIII века были открыты многие медные месторождения: Сырское, Майнское, Базинское, где организуется промышленная добыча руды. В 1740 году строится два завода: Луганский медеплавильный и Ирбинский железоделательный.

    Для обеспечения сырьем металлургических заводов в 30-40-е годы ХVIII века разрабатываются рудники Карышский и Заступовский на р. Белый Июс, Ербинский на реке Ерба, Аскизский, Базинский,Сырский и Таштыпский на реке Абакан, Майнский и Уйский на реке Енисей.

    Важное место в развитии хозяйства Хакасско-Минусинского края играла золотодобыча, где с 30 - 40-х годов ХIХ века в Сибири началась «золотая лихорадка». К 1860 году на территории Минусинского и Ачинского округов работало 127 приисков. Основными районами добычи золота были рудники Сарала, Богомдарованный (ныне рудник Коммунар) и Балахчин. В 1852 году в Минусинском округе на золотых приисках и рудниках работало 3800 рабочих.

    За два столетия со времени вхождения Хакасии в состав России, ее территория была заселена и освоена русским населением. Уже в 1822 году на территории Хакасско-Минусинского края насчитывалось 90 русских поселений.

    В ХVIII веке в хакасских хозяйствах преобладало скотоводство. Чисто скотоводческие хозяйства земледелием не занимались, разводили скот в больших количествах. А земледельческие хозяйства наряду с хлебопашеством имели скот в умеренных размерах. Охотничьи хозяйства промышляли звероловством, держали немного скота и в небольших количествах сеяли хлеб.

    Во всех скотоводческих хозяйствах табунное коневодство в структуре стада занимало первое место.

    Пушной промысел в ХIХ веке становится товарным. По переписи 1890-1891 годов охотников-промысловиков в Хакасии насчитывалось 1714 человек, из них 67% приходилось на Аскизское ведомство.

    Абсолютное большинство хакасского населения в то время занималось единоличным сельскохозяйственным производством, причем 93,7% не использовали наемный труд. Баи составляли только 2,5%.

    ХХ век был переломным в истории Хакасии. Советская власть изменила структуру народного хозяйства Хакасии. Она из аграрной, преимущественно, скотоводческой, превратилась в индустриальный регион. Здесь были построены крупные предприятия: Саянский алюминиевый завод, «Абаканвагонмаш», Сорский молибденовый комбинат, Абаканский и Тейский железные рудники и многие другие. Энергетическим сердцем Хакасии стала Саяно-Шушенская ГЭС.

    Национально-государственное строительство хакасского народа в советский период можно условно разделить на четыре этапа.

    Первый из них охватывает 1917-1923 годы. Он характеризуется советизацией хакасского улуса, приобщением хакасов к социалистическому строительству в рамках Минусинского и Ачинского уездов. Этот этап консолидации Хакасии в особую административную единицу.

    Объединением хакасской народности в уезд, а затем и в округ начинается второй этап (1924-1930) годы. В рамках административных образований хакасский народ проходит школу государственного управления и развития политической активности трудящихся масс.

    С предоставлением (20 октября 1930 года) хакасскому народу государственности в форме автономной области начинается третий этап, когда автономным областям предоставлялись некоторые права и самостоятельность в решении вопросов, связанных с национальными особенностями и бытом народностей, образовавших их, и определением конкретных форм осуществления общегосударственных задач.

    С преобразованием в июле 1991 года Хакасской автономной области в составе Красноярского края в Республику Хакасия начинается четвертый этап национально-государственного строительства. В мае 1995 года была принята Конституция Республики Хакасия.

    Археологические культуры Хакасии

    Эпоха камня

    · 100-80 тыс. лет назад - 12 тыс. лет назад - палеолит.

    · 12-11 тыс. лет назад - VI-V тысячелетия до н. э. - мезолит.

    · V- IV тыс. до н. э. - неолит.

    Эпоха бронзы

    · IV-III тыс. до н.э. - Афанасьевская культура.

    · III - середина II тыс. до н.э. - Окуневская культура.

    · Вторая половина II тыс. до н.э. - Андроновская культура.

    · XIII-VIII вв. до н.э. - Карасукская культура.

    Эпоха железа

    · Начало I тыс. до н.э. - III в. до н.э. - Тагарская культура.

    · II в.до н.э. - I в. н.э. - Тесинский этап тагарской культуры.

    · I-V вв. н.э. - Таштыкская культура.

    · VI-XVII вв. - Эпоха средневековья.

    Основные исторические даты и события

    · IV-III вв. до н.э. - Возникновение первой государственности на территории Хакасии (по Н.Я. Бичурину и Л.Р. Кызласову).

    · 201 г. до н.э. - Нашествие гуннов и разрушение государства «Динлин-го».

    · VI - ХIII вв. - Период существования средневекового хакасского государства Кыргызский каганат.

    · 1207 г. - Нападение на территорию Хакасии монголов.

    · 1293 г. - Окончательное падение Кыргызского государства в результате монгольского завоевания.

    · 1707 г. - Строительство Абаканского острога. Дата вхождения Хакасии в состав России.

    · 1718 г. - Строительство Саянского острога.

    · 1727 г. - Заключение Буринского (или Кяхтинского) пограничного трактата между Россией и Китаем о границе, с этого момента Хакасия официально входит в состав России.

    · 1918 г. - Утверждение "Положения о Хакасском степном самоуправлении" Минусинским Советом рабочих, крестьянских, солдатских депутатов.

    · 1923 г. - Образование Хакасского уезда.

    · 1930 г. - Образование Хакасской автономной области.

    · 1991 г. - Хакасская автономная область была преобразована в Хакасскую ССР.

    · 1992 г. - Была переименована в Республику Хакасия в составе Российской Федерации.

    · 1995 г. - Принятие Конституции Республики Хакасия.

    В Хакасии возрождены многие традиции проведения народных праздников, дошедшие до нас из глубокой древности. Сохранение национального культурного наследия - одна из важнейших задач, стоящих перед нашей республикой.

    Информация предоставлена:
    Министерство культуры Республики Хакасия

    Асочакова А.З. Земля предков 1990

    На свете мало земель, где всюду видны древние памятники. Хакасия именно такова. В какой бы местности вы ни находились, в какую бы сторону вы здесь ни посмотрели - взгляд обязательно найдет явные следы древней цивилизации. Крупные, обставленные высокими камнями курганы; загадочные изваяния с грозными ликами; огромные глыбы и менгиры; испещренные рисунками всех эпох поверхности скал; каменные стены крепостей на горных вершинах; стелы с высеченными на них местными письменами, стихами, прославляющими былых героев. Многие из этих монументов древнее или равны по возрасту египетским пирамидам, гробницам древнеиранских царей, мавзолеям китайских императоров. Никакого отставания древнейшего и средневекового населения Хакасии от уровня развитых племен Европы и Азии не было. Ни в древности, ни в раннем средневековье Южная Сибирь не была окраиной культурного мира. Более того, она вносила немалый вклад в развитие цивилизации Евразии. (Источник: Кызласов И. Вступление./ И. Кызласов.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10) .- С.2)

    История - увлекательная и познавательная наука. Без знаний прошлого человек не может понять настоящее и предвидеть будущее. Древние называли историю «наставницей жизни». Каждый образованный человек должен знать историю и культуру своей страны, своего народа.

    На сайте уделено большое внимание истории памятников материальной и духовной культуры населения Хакасско - Минусинской котловины.

    Чебодаев П.И. в книге "История Хакасии" пишет "...это курганы хакасских степей разных эпох, петроглифы, письмена, каменные изваяния, орудия труда и вооружения, устное народное творчество (фольклор). В этих памятниках культуры воплощено лучшее наследие прошедших поколений, Однако под воздействием времени, особенно людей, немало памятников археологии и этнографии разрушены и пришли в негодность как исторический источник. Вместе с ними ушли некоторые тайны хакасской истории и культуры. Поэтому так важно сохранять доставшие нам памятники народной старины для сегодняшнего и будущих поколений".

    История Южной Сибири и Хакасии до присоединения к России

    100-35 тыс. лет назад

    Каменный век. Средний палеолит. Появление первых людей на берегах Среднего Енисея. Грот Двуглазка, грот Проскурякова на Чулыме

    35-10 тыс. лет назад

    Каменный век. Поздний палеолит. Возникновение родового строя. Афонтовская культура. Кокоревская культура. М. Сыя на реке Белый Июс

    10-8 тыс. лет назад

    Каменный век. Мезолит. Появление лука и стрел.

    7-3 тыс. до н.э.

    Каменный век. Неолит. Начало развития скотоводства и земледелия на Среднем Енисее. Появление глиняных сосудов и наскальных изображений

    Начало 3 тыс.до н.э.

    Каменный век. Поздний неолит. Тазминская культура. (О существовании этой культуры высказал свое предположение археолог, д.и.н., проф. МГУ, Л.Р. Кызласов на основе многолетних исследований)

    Середина 3 тыс.до н.э.

    Медно - Каменный век. Энеолит. Афанасьевская культура

    Конец 3 тыс.до н.э. - начало 2 тыс.до н.э.

    Бронзовый век. Окуневская культура

    Середина 2 тыс. до н.э.

    Бронзовый век. Андроновская культура.

    13-8 вв. до н.э.

    Бронзовый век. Карасукская культура.

    7-3 вв. до н.э.

    Ранний Железный век. Тагарская культура. Государство Динлинов

    Около 201-40 гг. до н.э.

    Железный век. Господство гуннов на Среднем Енисее.

    1 в. до н.э. - 5 н.э.

    Железный век. Таштыкская культура.

    Конец 5 - начало 4 в..н.э.

    Раннее Средневековье . Образование Древнехакасского (кыргызского) государства.

    7 в..н.э.

    Средневековье. Возникновение древнехакасской или древнеенисейской письменности.

    9-12 вв.

    Средневековье. Расцвет Древнехакасского государства. Феодальная раздробленность. Культура чаатас. Города.

    1207 г .

    Вторжение монголо - татар в Древнехакасское государсво

    1218, 1254, 1274-1293 гг.

    Восстания хакасского народа против монголо-татарского ига.

    1293 г .

    Разгром монгольской армией Хубулая древних хакасов и ликвидация древнехакасской государственности.

    1368 г .

    Распад Монгольской империи.

    Около 15-14 вв.

    Образование Алтысарского, Алтырского, Тубинского и Езерского княжеств.

    Конец XVI в.

    Установление над Хакасией власти северо-западных монголов

    1667 г .

    Установление джунгарского господства над Хакасией

    1608 г .

    Начало присоединения Хакасии к России