Белый африканец. Амазахи - белый север африки. Ностальгия по золотой лихорадке

Как ни удивительно будет для многих узнать, но коренным населением Северной Африки являются не негроидные африканцы и даже не арабы, а народы, которые принято называть берберами . Ещё большее удивление вызовет тот факт, что эти народы являются народами Белой Расы , подвергшимися насильственной исламизации в 7 веке нашей эры.

Кстати, многим берберам невдомёк, что их так называют, поскольку это название им дали другие народы, и такое название по-научному называется экзоэтнонимом . Есть теория, что якобы появилось оно ещё при римлянах. Выводят его из греческого barbaros , либо латинского barbarus - «варвар» .

Так греки, а за ними римляне, называли все народы, культуру и язык которых они не понимали. Однако, если учитывать, чтоРимской империи в том понимании, в котором она нам преподносится ортодоксальными историками, не существовало, а вся «античная» история писалась в средние века, то всё не так просто и однозначно, даже с термином «варвар» , а уж с происхождением от него «бербер» и подавно. Древних германцев они ведь тоже, говорят, варварами называли, однако берберами те так и не стали называться.
Зато древних испанцев называли иберами . И здесь невозможно не заметить, что этнонимы «бербер» и «ибер» имеют один и тот же корень «бер» . По версии Карла-Вильгельма Гумбольдта, немецкого филолога и философа 19 века, древнейшее население Испании - иберы, проживавшее на территории полуострова с 8 тысячелетия до н.э., есть выходцы из Северной Африки и остатками этого древнего населения Западной Европы являются современные баски. Ещё есть версия, что название бербер могло происхожить либо от местного «бер-абер» - «переселяться группами». Кроме того в центральном Марокко проживает племя брабер (или барабир, берабер). Так что версий происхождения слова берберы при желании можно найти несколько, но почему-то самой распространённой является версия «варварская».

Сейчас берберами называют совокупность множества племён, кторые проживают на территории всей северной Африки, от Египта на востоке до Атлантического океана на западе, и от Судана на юге до Средиземного моря на севере, а также в других странах, в том числе и европейских. Численность берберов в мире оценивают по-разному - от 20 до 40 млн . человек. Больше всего их проживает в так называемях странах Магриба, по-арабски - «Там, где закат»: Морокко (племена шильхов, амазихов, рифов - около 9,5 млн. человек), Алжир (кабилы, шауйя, туареги - около 4,3 млн.), Тунисе и Ливии (племя нафуси 210 тыс.). Также берберы проживают в Мали (0,6 млн.), Нигере (0,4 млн.), во Франции (1,2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.

Считается, что сами себя они называют amazigh, amasiyen (может звучать как амазиг, амазир и даже амазай), что значит «люди» или «свободные люди» . Однако, есть на этот счёт и другое мнение. Его высказывает А.Ю. Милитарёв - российский филолог и лингвист, специалист в области семитского, берберо-канарского и афразийского языкознания. В своей статье «Глазами лингвиста: Гарамантида в контексте Североафриканской истории» он пишет следующее:

«Коснёмся ещё нескольких научных «микромифов» вокруг самоназвания берберов. «Самоназвание, которое они (берберы. - А.М .) чаще всего себе дают, это amasiyen , что значит «люди». Язык же свой они называют людским, в чём не меньше гордости и презрения к неберберам, чем у римлян, которые называли их варварами» (13). И у другого автора: «Самоназвание туарегов - имохаг (или имаджирхен), что значит «свободные» («независимые»)» (14). И в другом месте: «Свободолюбие туарегов, отражённое уже в их самоназвании - «имохаг»... напоминает о гарамантах, отстаивавших свою независимость…» (15).

На самом деле, imaziyean - самоназвание берберов (и его варианты у южных берберов - туарегов) - не переводится ни как «люди», ни как «свободные». Термин этот существует не менее 2,5 тысячелетия - он довольно надёжно идентифицируется с Maksyes Геродота и Mazikes, Mazices других античных источников и действительно, как предполагает Ю. К. Поплинский, сопоставим с этнонимом msws «ливиец» египетских текстов XIX и XX династий… обозначая одно из ливийских племён и ничего более. Самая правдоподобная этимология для amaziy , мн. ч. imaziyan , была предложена Т. Сарнелли: он реконструировал его, как прилагательное «красный» с обычным префиксом m- из общеберберского глагола *i-zway «быть красным».

Название народа по цвету (волос, кожи или традиционной одежды) - явление не уникальное (16). Развившееся в туарегских диалектах дополнительное значение этого этнонима - «свободные» - указывает не на свободолюбие туарегов или их стремление к независимости от каких-то внешних «угнетателей», а, напротив, на их собственный статус свободных, господ по отношению к зависимым от них этническим группам неевропеоидного типа и неберберского происхождения…»

Из этого следуют, по крайней мере, два очень интересных вывода. Во-первых , самоназвание амазихов-берберов может происходить от слова «красный» . И действительно, среди них мого рыжеволосых, белокожих людей с голубыми или светло-карими глазами. Например, мисс Алжир 2013, жена короля Иордании Мухаммеда 6 и всемирно известная и любимая франзузская певица Эдит Пиаф . Она берберка по материнской линии. Также в национальной одежде берберов много красного цвета. И во-вторых, племена амазихов - европеоидного типа. Этот вывод подтверждается и довольно многочислеными генетическими исследованиями, которые выделили, так называемый «маркер берберов» - гаплогруппу E1b1b , которая встречается не только в Африке (Восточная, Северная и Южная), но и в Европе (Юго-Восточная и Южная) и Западной Азии.

Однако осторожные учёные опасаются непосредственно приписывать берберов к белой расе напрямую. Они называют их белыми арабами (Caucasoid Arabs) , промежуточной ступенью между европейцами и чёрными африканцами (Sub-Saharan Africans) , помесью белых европейцев и средиземноморской расы, помесью европейцев и западных азиатов, либо просто - евразийцами. Так жегенетические исследования западных учёных, таких как Луиджи Лука Кавалли-Сфорца (Luigi Luca Cavalli-Sforza) , итальянского генетика или Карлтона Стивенса Куна (Carleton Stevens Coon) , американского антрополога, привели к выводу, что белые люди приходили в Северную Африку несколько раз в период с 30 до 8 тыс. лет назад . Сначала из Евразии, а затем с Ближнего Востока. Кун уверен, что амазихи-берберы проживают на территории Северной Африки, по крайней мере, 15 тыс. лет .

Выше упоминались ливийские племена. Их часто называют предками амазихов-берберов. В этой связи будет интересным рассмотреть один вариант появления самого слова «ливийцы» , тоже экзоэтнонима. Египтяне называли этих людей «народ рабу» - «поклоняющиеся солнцу» и изображали их, как людей с белым цветом кожи, татуировками, страусовыми перьями на голове и спускавшейся на висок косой. «Рабу» произносилось и как «ребу», затем - «лебу», потом - «либу» и, наконец, - «ливы». О том, что ливийцы былибелой расы , свидетельствуют египетские изображения (на первом рисунке - первый ливиец) и мозаики«римских» вилл в Морокко, Ливии и Тунисе (Кирене, Лептис-Магне и Сабрате). Следует отметить, что один из амазихов-берберов стал римским императором Септимием Севером .

Несмотря на тот факт, что в Сети существует немалое количество источников, упоминающих берберов и их историю , не существует единого мнения, когда же она началась. Разброс во мнениях достаточно велик - по разным источникам история берберов насчитывает от 3 до 11 тыс. лет . А уж о возможном происхождении этого народа не говорится нигде. На землях Северной Африки берберы жили задого до всех известных нам завоевателей - финикийцев, греков, римлян и тем более, арабов , которые пришли на их земли в 7-8 вв н.э. Последние начали оттеснять коренное белое население вглубь котнинента в пустынные и горные районы, насильно исламизировать и ассимилировать, навязывая межэтнические браки. Берберский язык запрещалось использовать в школах и официальных учреджениях, но, несмотря на это и практически поголовное принятие ислама, берберам удалось его сохранить, а также свой менталитет, культуру и образ жизни. Возможно, это случилось и потому, что берберы всё-таки как-то умудрились сочетать ислам со своими исконными культами.

К сожалению, берберских источников об их собственной истории и культуре не сохранилось, что, в общем-то и неудивительно, учитывая количество завоевателей, которые волнами накатывали на этот древний народ. Как водится, каждый завоеватель перекраивал культуру и историю завоёванных под себя. С этой целью максимально уничтожалось предыдущее культурное и историческое наследие народа, имеющего несчатье быть завоёванным. Да и взять хотя бы недавнюю оккупацию Ливии войсками НАТО , которые не только напали на суверенную страну, но и разграбили и уничтожили практически все музеи и музейные ценности в Ливиии, варварски бомбили древнейшие города Ливии - Сабрату и Лептис Магну. Уникальныемозаики со славяно-арийскими символами , которые пески Ливии хранили сотни лет, скорее всего, безвозратно уничтожены. Европейские дикари , которые точно так же вели себя в Югославии и Ираке, даже умудрились украсть у Ливии древнейшие наскальные изображения. Они пропитывали специальным химическим составом полотно, припечатывали его к изображениям, которые нему приклеивались. Об этом варварстве рассказывает Николай Сологубовский , публицист, историк, кинематографист, фотограф, в своих репортажах «Ливия. Гибель Цивилизации» и «Гибель Триполитанской Венеры» .

Но вернёмся к древним ливийцам. О них можно найти упоминания лишь в рассказах других народов - древних египтян, греков и римлян. Рассмотрим краткие упоминания о них, а попутно пройдёмся по известной на сегодняшний день истории древних берберов-амазихов. Самое раннее письменное упоминание о ливийцах можно найти в древнеегипетских папирусах конца 4 тысячелетия до н.э. Со своими соседями берберами последние имели довольно таки тесные взаимоотношения. И торговали они, и воевали с ними, и заставляли платить дань. Военные конфликты с ливийцами-берберами украшают стены египетских храмов и усыпальниц фараонов. Так в храме Амона в Карнаке показан фараон Сети I, одерживающий победу над ливийскими воинами, а в Мединет-Абу, погребальном храме Рамсеса III в Луксоре, нашли фаянсовые рельефы, изображающими традиционных врагов Египта . Слева направо: ливийцы, нубийцы, сирийцы, семиты (кочевники Шасу) и хетты.

В период Среднего царства (около 2200-1700 до н.э.) египтянам удалось подчинить себе восточных берберов и заставить их платить дань. Многие берберы служили в армии фараона и достигали высоких постов в государственной иерархии. Один из офицеров берберского происхождения захватил власть в Египте около 950 года до н.э. и правил под именем Шешонк I. Основанная им 22 и следующая 23, а также 26 династии называются «ливийскими» .

Египтяне также рассказывали и о сражениях с племенами воинственных женщин (сохранился папирус эпохи Рамсеса II (1279-1213 гг до н.э.)). Мало кому известно, но помимо широко известных причерноморских амазонок и задолго до них существовали ливийские амазонки - племя белокурых и голубоглазых женщин-воинов . Представляет безусловный интерес, что само название «амазонки» созвучно самоназванию берберов «амазихи» . Самое раннее упоминание об их воинственном племени содержится в «Илиаде» (предположительно 8 в. до н.э.) - поэме Гомера о Троянской войне (14 в. до н.э.). В ней троянский царь Приам вспоминает, что видел битву амазонок против фригийцев. В этой войне амазонки выступали на стороне троянцев против греков. Гомер говорит, что эти женщины сражались, «как мужам подобные».

О них рассказывал и Диодор Сицилийский (90-30 гг. до н. э.), древнегреческий историк и мифограф, который в свою очередь пересказывал мифы, записанные другим древнегреческим мифологом - Дионисием Скитобрахионом (жил в Александрии в середине 2 в. до н.э.). Он говорил, что самое древнее амазонское царство располагалось в Ливии , иначе в Северной Африке (Марокко, Алжир, Тунис), но оно исчезло задолго до Троянской войны. Столица этого царства находилась у северо-восточной части озера Шерги (Атласские горы Алжира). Южнее столицы, у юго-восточного берега этого озера были величественные усыпальницы и дворцово-культовые сооружения амазонок в скалах. Самой известной амазонкой тех времён была Мирина . Под её предводительством амазонки прошли Египет и Аравию, покорили Сирию, прошли Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ: Мирина, Смирна, Мартезия, Отрера и пр. Мирина погибла с большей частью войска во Фракии (современная область на востоке Балкан, разделённая между Болгарией, Грецией и Турцией). Оставшиеся амазонки вернулись в Ливию.

Самым первым из античных авторов, которые писали о древних ливийцах, считается Геродот, который в 5 в. до н.э. описал их племена и нравы в своём труде «История» (Книга IV Мельпомена). В 6 в. до н.э. ливийцы активно боролись с Карфагеном, который их пытался подчинить, но во время Второй Пунической войны (218-216 гг. до н.э.) - войны Рима против Карфагена, они выступили на стороне карфагенян. В армии Ганнибала был ливийский кавалерийский корпус. Карфаген пал в 146 г. до н.э. и земли ливийцев стали римскими провинциями, а им пришлось платить дань, а то и попасть в рабство. В римских источниках постепенно исчезают упоминания о ливийцах, а коренное население Северной Африки стали называтьмаврами , а позднее - берберами . В I веке до н.э. в своих «Записках о гражданской войне» упоминает их Юлий Цезарь.

В 6 веке н.э. на смену Риму и позже вандалам в Африке пришли византийцы, а в 7-8 веках вся Северная Африка была завоёвана арабами и вошла в состав Арабского халифата. Началась исламизация берберов , которые сражались и с этими завоевателями. В 698 году Северную Африку охватило мощное берберское восстание. История сохранила имя предводительницы восставших - пророчицы Дайя (Daya Ult Yenfaq Tajrawt (берб.), Dihya, or Damya (араб.)) эль-Кахины . Кстати сказать, рускоязычная Википедия называет её царицей Берберско-иудейского княжества. Однако англоязычная версия ссылается на мение учёных, которые отрицают различные сообщения, распространившиеся в 19 веке, что эта воительница принадлежала к племени иудаизированных берберов. Более того, некоторые исследователи, например Низовский А.Ю., утверждают, что она вела своё происхождение от цариц ливийских амазонок.

Восстание было жестоко подавлено в 703 году. Дайя сражалась с мечом в руках во главе своих воинов и погибла в бою. Её отрубленная голова была отослана халифу Абд-эль-Малику. Населению Африканского царства был предложен выбор - принять ислам или умереть. Среди множества принявших мусульманскую веру были и двое взрослых сыновей Дайи - утверждают, что перед смертью она приказала своим последователям, в случае поражения, принять для вида ислам, дабы сохранить народ от истребления. Около 50 тысяч человек отказались изменить вере, и были убиты.

В 8 веке берберские племенные ополчения вместе с арабами участвовали в завоевании Испании и играли там решающую роль. Мусульманские войска, вторгшиеся в 711 году под командованием Тарика ибн Зияда (Tariq ibn Ziyad) в Испанию, при подстрекательстве испанских евреев (это даже русскоязычная Википедия признаёт), как раз и состояли в большинстве своём из берберов - 7 тыс. человек, а арабов в отряде было всего 300. Посмотрие, какие были тогда «мавры» и, прежде всего, сам Тарик, по имени которого, кстати, Гибралтар и назвали (от искажённого арабского Джабаль аль-Тарик - «Гора Тарика»). Таким его изображали испанские хронисты в год вторжения его войск на Иберийский полуостров. На картинках ниже: потолочная фреска, изображающая эмиров Гранады в знаменитом дворце эмиров - Альамбре. Средневековые миниатюры, показывающие всадников мусульман (справа) и всадников христиан (слева), готовящихся совместно взять марроканский город Марракеш, христиан - союзников эмира Омара Аль-Муртада преследующих мусульман из войска его противника Абу Юсуфа. «Книга игр» 13 век: христианин и мусульманин играют в шахматы, мусульмане играют в шахматы. Все они белые европеоиды!

Некоторые исследователи предполагают, что «начиная с 8-7 тыс. до н.э. шла миграция неолитических племён из Передней Азии в Северную Африку… Причинами переселения послужило окончание первого неолитического климатического оптимума и наступления опустынивания Аравийского полуострова...» Но это снова мало что нам говорит. Что это за «неолитические племена»? На Аравийском полуострове жила белая раса , а откуда она туда пришла? А что послужило причиной окончания этого самого «неолитического климатического оптимума»? Внятных ответов эти исследователи пока не предлагают.

И в некоторых других материях. О чём и пишет в своё блоге
- Политические убеждения гражданина противоречивы и сочетают в себе этатизм, социализм в виде титоизма, а также тягу к отдельным компонентам имперского строя - в частности, к колониализму. Да, вот такая сборная солянка=)))
- НУ И САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! О чём можно почитать в этом блоге? Да почти обо всём!
Интересует тема Первой Мировой войны? - прошу и . Интербеллум? ! Вторая Мировая и Великая Отечественная? - . Современное искусство - . Обзоры всякой бни также

Правил комментирования особо нет, мат РАЗРЕШАЕТСЯ (сам грешен, каюсь). Особо упоротых граждан буду больно бить банхаммером (так что с фонтаном русофобский и либерастических идей явно не ко мне). !!!

Ну, полный вперёд!

P.S.: да, я знаю, что блогу почти два года и сподобился написать шапку я только сейчас. И нет, я не эстонец=)))

ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ UPD:

March 30th, 2019 , 07:25 pm

Помимо Роберта Маккензи, в родезийской САС был еще один офицер, чье имя все – от солдата до командира части – произносили с нескрываемым уважением. Он участвовал во множестве операций, был награжден высшими орденами Родезии, неоднократно рисковал жизнью – в общем, его вклад в войну против террористов было трудно переоценить. Его звали Колин Уиллис.

Уроженец Северной Родезии (позже Замбия) он был вынужден еще в юном возрасте уехать из страны по причинам политического характера. После того как Замбии была дарована независимость, в стране практически немедленно возник культ личности нового президента Кеннета Каунды. Как-то раз, проходя с друзьями по улице Лусаки Колин смеха ради, подошел к плакату с изображением президента и нарисовал на нем усы. Полицейские, однако, расценили эту шутку как политическое преступление и арестовали Колина. После месячной отсидки, его выслали из страны, объявив, что он является нежелательным элементом, и, предупредив, что если он появится на территории Замбии, то немедленно будет приговорен к длительному сроку. Колину пришлось перебраться в Родезию.

Колин Уиллис

()

March 30th, 2019 , 07:00 pm

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЖАЛОБЫ

131. Большое количество информации о причинах нарушения самочувствия можно получить со слов пострадавшего, например, что он делал до того, как началось ухудшение; когда он обратил внимание; где это случилось и т.д. Будешь ли ты этим случаем заниматься лично или нет, зависит от:
a. Знания приемов первой помощи.
b. Доступных средств первой помощи и лекарств.

132. Во многих случаях, все что ты сможешь сделать – это скорейшим способом доставить пострадавшего в лечебное учреждение или привести к нему квалифицированную медицинскую помощь. Всегда пытайся составить четкое описание того, что пострадавший рассказал тебе, и то, что ты видел своими глазами – это окажет огромную помощь медицинскому персоналу, который будет заниматься пострадавшим. Три важных фактора указывают насколько серьезно состояние пострадавшего – это температура, пульс и дыхание (TPR, temperature – pulse – respiration). Обязательно фиксируй и записывай эти данные.

()

March 30th, 2019 , 06:45 pm

67. Морфий является наилучшим болеутоляющим, он также дает пострадавшему ощущение хорошего самочувствия.

68. Таблетки "Тартрат", дозировка 15 мг. Инструкция по применению:
a. Положить таблетку под язык и начать рассасывать.
b. Не разжевывать и не глотать.
c. Эффект наступает в течение 30 минут. Если пострадавший находится в состоянии шока, то эффект может наступить позже.
d. Применять только в случае отсутствия морфия для инъекций.

69. Ампулы-тюбики с морфием, дозировка 15мг ("Омнопон" 30 мг). Инструкция по применению:
a. Вытащить из контейнера.
b. Взять в руку иглой вверх.
c. Сломать пломбу, потянув за проволоку внутри иглы.
d. Слегка надавить, чтобы вышел воздух.
e. Воткнуть в мышцу под прямым углом и выдавить содержимое.
f. Эффект наступает в течение 15 минут.

70. Важно!
a. На лбу пострадавшего маркером написать дату, время инъекции и введенную дозу, например: "15 мг, 08/11:05". Также можно записать это на полоске лейкопластыря.
b. Инъекцию делать не чаще чем один раз в четыре часа.
c. Эквивалент в метрической системе: ¼ грана равняется 15 миллиграммам.

()

March 30th, 2019 , 06:30 pm

НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В СУХОПУТНЫХ ВОЙСКАХ И ВВС РОДЕЗИИ

ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ОКТЯБРЬ 1971 ГОДА

ВСТУПЛЕНИЕ

1. Смысл оказания первой помощи пострадавшим заключается в:
a. Спасении жизни.
b. Предотвращения ухудшения состояния.
c. Доставки пострадавшего в медицинское учреждение и оказания ему квалифицированной медицинской помощи.

2. Для эффективного оказания первой помощи ты должен:
a. Сохранять спокойствие.
b. Использовать здравый смысл.
c. Демонстрировать пострадавшему уверенность в благополучном исходе.

3. Помни, что ты всегда должен:
a. Смотреть. Убедись, что ты в первую очередь оказываешь помощь наиболее тяжело пострадавшему.
b. Думать. Что ты делаешь, и в какой последовательности.
c. Действовать. Оказывай первую помощь быстро и без паники.

4. Приоритеты. Помни правило ABC для всех травм:
a. А (Airway) – дыхательные пути. Их необходимо очистить, обеспечить доступ свежего воздуха и поддерживать в этом состоянии.
b. В (Bleeding) – кровотечение. Оно должно быть остановлено.
c. С (Chest Wounds) – ранения грудной клетки. При открытых ранениях грудной клетки необходимо перекрыть проникновение воздуха.

5. Важное. Несоблюдение этих условий может привести к тому, что пострадавший умрет, не дождавшись квалифицированной медицинской помощи. Всегда помни про правило ABC.

()

March 30th, 2019 , 05:51 pm

Одновременный пролёт всех трех типов вертолетов, которые были задействованы ВВС Родезии (фото датировано примерно 1979 годом). Alouette II (6 вертолетов были "одолжены" родезийским ВВС южноафриканской полицией в 1973 и возвращены в ЮАР в 1980); Alouette IIIB (суммарно в ВВС было 42 вертолета (за период 1965 - 1980) из них 16 - принадлежавшие ЮАР) и Augusta-Bell AB-205A "Cheetah" (11 вертолетов быти тайно доставлены в Родезию в августе 1978 года, как полагают при посредничестве Израиля - боевые вылеты начались в октябре того же года).
На этом фото заснят, по-видимому, тренировочный полет - Alouette II были приписаны к 7-й эскадрильи (как и часть Alouette III) и использовались практически исключительно для учебных полетов.

Ну и неофициальная песня вертолетчиков 7-й эскадрильи (на мотив Bad Moon Rising группы Creedence Cleawater Revival):

BAD K-CAR ARISING
()


March 30th, 2019 , 05:48 pm

В Дурбане на базе 1-го РДО отдыхать диверсантам пришлось недолго – вскоре поступил приказ опять убыть в Лангебаан. В Донкергате был развернут оперативный штаб операции. По итогам изучения данных, собранных командой Грифа, было решено, что диверсия будет проведена четырьмя группами – три группы подрывников и группа управления. Также было принято решение не трогать цементный завод – во-первых, он был слишком велик, а во-вторых, существовал риск, что жертвы среди мирного населения будут высоки. Однако Гриф предложил компромиссное решение – в ходе рекогносцировки разведчики обнаружили, что на возвышенности над заводом располагалась какая-то цистерна, регулярно наполнявшаяся, что по всей видимости делало ее важным объектом. Уничтожение этой цистерны возлагалось на Сэма Фурье и еще двоих оперативников. Джек Гриф и трое приданных ему спецназовцев должны были взорвать малое хранилище ГСМ. Что касается Тони, то в его задачу входило провести уоррент-офицера Франса Ф. и шестерых диверсантов к большому хранилищу, на другой стороне гавани.

Для подрыва были выбраны магнитные мины южноафриканского производства, покрашенные в серебристый цвет, чтобы они не выделялись на фоне цистерн. Заряды были усиленны, и стараниями военных инженеров мины превратились в грозное оружие – они способны были воспламенить даже сырую нефть.

Расписание тренировок в Лангебаане не отличалось от предыдущей фазы операции – с утра спецназовцы занимались физической подготовкой, стрельбой, преодолением полосы препятствий и изучением мин. После обеда они изучали фотоснимки местности, пути подхода и отхода, расположение зданий, освещенность объектов и т.д. Кроме того, большое внимание уделялось тактическим маневрам: вариантам боестолкновения, экстренной эвакуации, передвижениям группой. Ближе к ночи они отрабатывали скрытное передвижение и ночное преодоление препятствий. Каждая группа занималась по собственному расписанию, уделяя, однако, внимание тому как работают другие.

Диверсанты на занятиях по минному делу
()

March 30th, 2019 , 01:00 am

Мы уже рассмотрели в этом блоге работу сил специального назначения "белых" африканских государств против инфраструктуры соседних стран, оказывавших помощь террористическим формированиям - речь идёт об , в ходе которой отряд родезийской САС под командованием уничтожил нефтебазу в мозамбикском порту Бейра. В данном посте речь пойдёт о том, как свою "нефтяную войну" вели разведывательно-диверсионные отряды Южноафриканской Республики

К началу 1980-х годов командование южноафриканскими вооруженными силами постепенно пришло к пониманию того, что части специального назначения должны заниматься стратегическими операциями. Определенным толчком к этому послужила битва при Эхеки (операция «Кропдойф») – тогда в октябре 1977 года, в бою погибли сразу 7 оперативников. Учитывая то, что численность разведывательно-диверсионных отрядов была невелика, такая огромная потеря была серьезным ударом для спецназа. Поскольку на подготовку одного оперативника тратилось огромное количество времени и денег, то даже самым скептически настроенным офицерам из руководства ВС ЮАР, стало ясно, что разбрасываться таким материалом, как минимум, нерентабельно.

Надо отметить, что южноафриканцы были не одиноки – практически везде, где создавались части спецназа, армейское командование изначально видело в них прежде всего отлично подготовленных штурмовиков. Не понимая, что спецназ – это люди, которые предназначены для решения ювелирных задач, проще говоря, это скальпель, а не топор.

Под стратегическими операциями военное и политическое руководство ЮАР понимало следующее: операция должна нанести серьезный урон экономике противника или же стране, которая укрывает противника, должна проводиться в глубоком тылу противника, ее выполнение связано с исключительным риском и последнее – руководство страны, проводившей операцию, не должно брать на себя ответственность.

Одной из первых стратегических операций, проведенных на территории Анголы, стала операция "Амазон" - уничтожение нефтеналивного терминала в городе Лобиту. Именно она заложила определенную модель для выполнения подобных акций в дальнейшем. Выполнение было поручено оперативникам 1-го и 4-го РДО. От 1-го РДО (1st Reconnaissance Regiment) ответственными были назначены сержант Джек де Валанс Гриф, капрал Сэм Фурье и чернокожий оперативник по имени Тони Виейра. Весной 1980 года военнослужащие были вызваны в штаб 1-го РДО – им было приказано собраться и убыть в Лангебаан, на базу 4-го РДО (4th Reconnaissance Regiment), специализировавшегося на морских десантных операциях.


Сэм Фурье и Тони Виейра
()

March 29th, 2019 , 11:54 pm

Рассказ капитана САС Родезии Роберта Каллена Маккензи об - уничтожении родезийской САС совместно с мозамбикскими партизанами РЕНАМО нефтебазы в Бейре 23 марта 1979 года

Родезийская САС готовилась провести одну из самых дерзких операций. Причем вина (а так же лавры) должны были достаться другим (этого требовали интересы дела) – а именно партизанам РЕНАМО, Мозамбикскому Национальному движению сопротивления. После военного переворота в Португалии 1974 года, Лиссабон дал понять, что удерживать "заморские провинции страны" (именно так обозначались Португальская Западная Африка (Ангола), Португальская Восточная Африка (Мозамбик) и Португальская Гвинея (Гвинея-Бисау)) он не намерен. После ухода португальской администрации в Мозамбике к власти пришла левая группировка ФРЕЛИМО, ориентированная на построение социализма. Экономика была переведена на марксистские рельсы, а внутренняя политика начала строиться по образцу социалистических государств, с поправкой на местные условия. Неудивительно, что за кратчайшее время из относительно развитой страны Мозамбик превратился в бледную тень когда-то приличного государства. Недовольство населения постоянным дефицитом всего и вся вылилось в протесты и недовольство. Позже из этих недовольных возникло политическое движение РЕНАМО. Надобно отметить, что к организации движения более чем приложила руку Секретная Служба Родезии. Ну а боевую подготовку партизан РЕНАМО взяла на себя САС.

Мозамбик, до 1974 года являвшийся дружественной Родезии страной, в одночасье превратился если не во врага, то, по крайней мере, в недруга. Правительство Саморы Машела практически немедленно предоставило свои услуги партии ЗАНУ Роберта Мугабе и ее вооруженному крылу ЗАНЛА – боевикам, ставившим целью свержение правительства Иэна Смита. На территории Мозамбика были организованы базы террористов, оттуда они совершали рейды в Родезию, там же и отдыхали после боев с родезийскими вооруженными силами. Официально и Машел и Мугабе заявляли, что Мозамбик разместил на своей территории лагеря беженцев, "бежавших от репрессий кровавого режима Солсбери". На самом деле это были крупные (порой до нескольких тысяч), хорошо оборудованные и укрепленные лагеря террористов, получавших вооружение и необходимые припасы от стран соцлагеря, прежде всего, из Китая. Мугабе в свое время прослушал не один курс в военной академии в Нанкине, и наиболее перспективные кадры ЗАНУ-ЗАНЛА стали в Нанкине и Пекине частыми гостями. В основном, в лагерях находились китайские инструктора, но также определенная помощь оказывалась Москвой и Берлином.

()

March 28th, 2019 , 11:53 pm

23 марта 1979 года оперативники родезийской САС при поддержке партизан Национального сопротивления Мозамбика (РЕНАМО) провели одну из самых значительных операций за пределами страны. Диверсантам удалось уничтожить нефтехранилище в Бейре, втором по значимости порту Мозамбика.

До этого времени РЕНАМО ограничивалось нападением на отдаленные гарнизоны вооруженных отрядов Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), расквартированные в сельской местности. Хотя партизаны РЕНАМО иногда совершали диверсии на ключевых объектах, вроде электростанции в Мавузе, стратегическая инициатива всегда оставалась за ФРЕЛИМО. Необходимо было что-то предпринять, чтобы изменить этот баланс сил. Объединенное оперативное командование родезийских вооруженных сил, приняло решение о нанесении удара по Бейре. Целью диверсии было выбрано огромное нефтехранилище Мунхава, расположенное в двух километрах от центра Бейры. В Мунхаве было сосредоточено более 40 огромных резервуаров с нефтью, бензином и солярой. Кроме того, в центре нефтехранилища находились баллоны со сжиженным газом и несколько тысяч 200-литровых бочек с бензином. Успешная атака на подобный стратегически важный объект означала бы многомиллионные потери для правительства ФРЕЛИМО, уже испытывавшего серьезные экономические трудности, не говоря уже о пропагандистском эффекте.

Изучая карты, оперативники САС и РЕНАМО пришли к выводу, что кроме нефтехранилища, в Бейре есть еще несколько стратегически важных целей, по которым можно нанести удар: это трансформаторная станция, снабжавшая электричеством город, линия электропередач, портовая ж/д ветка и нефтепровод, ведущий из Мунхавы в порт. Помимо этих целей родезийское командование хотело бы также уничтожить склад ЗАНЛА (вооруженного крыла ЗАНУ, фракции Роберта Мугабе), который под завязку был забит оружием и взрывчаткой. Однако руководитель операции капитан Роберт Маккензи, приняв во внимание временной фактор, отказался от того чтобы распылять силы. Он отобрал несколько целей в качестве второстепенных, а остальные после обсуждения были вычеркнуты из списка.


()

Основные жители Марокко не арабы - амазахи (греч. берберы). Откуда племена этих светлокожих, худощавых высоких мужчин и изящных красивых женщин появились когда-то в Африке, — до сих пор не известно. Но случилось это за много сотен лет до того, как эти земли завоевали арабы и даже до прихода финикийцев. Сейчас многие амазахи ассимилировали с местным населением арабской или африканской внешности, но осталось и не мало «чистых» представителей. (Известные люди амазахского происхождения: Зидан Зинедин, Изабель Аджани.)

Бербе́ры (от греч. βάρβαροι, лат. barbari; самоназвание амазах — господарь, свободный, благородный человек) — общее название коренных жителей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере. Говорят на бербергских языках. По религии — сейчас в основном мусульмане-сунниты, но сохранили целый ряд этнических обычаев. Название «берберы», данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка.

Спорно, но весьма вероятно родство берберов и ГУАНЧЕЙ.

Вероятно, самоназвание амазахи — это то же что древние египтяне называли «Машуеш» (одно из ливийских племен), Геродот — Максиес/ Мазиес (о Ливии), также в античности жителей северных берберов называли Масилы в Нумидии (Алжир и Тунис) и Масасилы (запад Алжира и Марокко). Приставка «мас, мес - маз, мез», которая применялась к именам нумидийских царей (Массиниса, например), встречается до сих пор в фамилиях североафриканцев: Мазари, Мазуни, Мазали, Мзали, Месали, Месис и пр. Также, название деревни Amagaz (произнести а-Магесс), восточная Кавилия.

Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:
1. Амацирги — проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.
2. Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт.
3. Кабилы — народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).
4. Шауйя— народ в Алжире, населяет Орес. Главный город — Батна.
5. Туареги — берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами.

Большинство берберов сегодня живёт в горах. Берберских деревень множество. Дома из сложенного красного местного камня или мазанки из такого же цвета глины расположены в зелени речных долин у склонов гор.

ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Гараманты (греч. Γαράμαντες) — древний народ Сахары. Впервые упоминаются Геродотом (около 500 г. до н. э.) как «очень великий народ» (судя по археологическим данным, их государство возникло намного ранее, в конце II тыс. до н. э.). Имели европеоидный облик. В VIII веке до н. э. государство гарамантов уже включало в себя весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительную часть Мармарики. Цивилизация гарамантов была весьма высокоразвита технологически. Геродот писал о них, как о воинственных, отчаянных и задиристых племенах, проникавших, на запряжённых четвёрками лошадей колесницах, глубоко в степные, ещё тогда, просторы северной Африки. Государство гарамантов было аннексировано Римом в 19 году до н. э. Окончательно ассимилированы арабами гараманты в VII веке н. э. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали так званое древней письменностью тифинаг (другое название «древнеливийское»).

КАБИЛЫ (от арабского qabîlah — племя) —народ группы берберов на севере Алжира. Говорят на северной ветви берберо-ливийских языков. Письменность на основе латинской графики. Распространены также французский и арабский языки. Предпринимаются попытки возрождения древней письменности тифинаг (другое название «древнеливийское»), сохранившейся в вышивках и т. п. (её хранители — в основном женщины). Кабилы составляют большинство членов местных партий «Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил» и др.

Живут в основном в Алжире в горах Большая и Малая Кабилия (историческая область Кабилия) к востоку от г. Алжир. Численность в Алжире ок. 3 млн чел. (2007, оценка). Живут также во Франции (676 тыс. чел.), Бельгии (50 тыс. чел.), Великобритании (св. 3 тыс. чел.). Общая численность 4 млн чел, по некоторым источникам — до 6 млн чел.

Поселения обычно располагаются на вершине горы и имеют 2 улицы: внутреннюю — для женщин и внешнюю — для мужчин; тесно поставленные друг к другу дома обращены наружу глухими стенами. Жители поселения образуют общину (таддарт, джамаат), возглавляемую вождём (амин, амеккран); она подразделяется на группы (адрум), включающие несколько родственных (в 4-5-м поколении) патрилинейных объединений (тараррубт), состоящих из больших патриархальных семей (ахам — букв. большой дом).

Сохранился доисламский фолкльор. В кавильской фолкльоре есть своя птица-феникс, это сокол (или ястреб), вернее самка сокола, то есть соколиха, Tha-Nina (tha - женский артикль, подобно французскому La). По своему символизму и значению для нас она не уступает нашей жар-птице. Она является символом возрождения, женской красоты и просто женским именем.

Защитные символы наносимые хной призваны оберегать женщину в наиболее важные периоды жизни — свадьба, беременность, затем роды. Рисунки на лице,шее, декольте — в основном это Северная Африка, Марокко — это уже другая традиция, называемая harquus («харкуз»). Для harquus используется не хна, а другие красящие смеси, черного цвета. Рисунки в стиле harquus часто можно видеть на лицах танцовщиц трайбл-беллиденс и соответствующие украшения на теле в виде рисунков и татуировок дополняют образ.

ТУАРЕГИ (самоназвание — имощаг, имошаг) — народ группы берберов в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. В прошлом, крайне агрессивный народ-захватчик.

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских обычаев, как например, матрилинейную родовую организацию и ортокузенный брак по материнской линии. Несмотря на то, что современные туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни. Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным.

Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Древние туагеры были белыми и состояли из каст. Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Считали жизнь всего лишь игрушкой, поэтому не боялись ее потерять или отобрать у других, поэтому отличались свободным нравом. Положение женщины определялось количеством любовников и воздыхателей. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. (Колин М. Тернбул. Человек в Африке)

Есть легенда о происхождении народа туарегов. Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара, здесь Тин-Хинан стала царицей. Самые прекрасные, моложые и сильные мужчины-поклонники приезжали к ней для совокупления, потом она их убивала. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки — племя вассалов. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан.

В XI в. арабские завоеватели вторглись на территорию расселения туарегов в Северной Африке, вновь сместив ареал туарегов в западном направлении. В этот период туареги подверглись исламизации и арабизации. По иронии судьбы, современные туареги ассимилировали с чернокожим населением.

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле, создали несколько просуществовавших недолго государственных образований, такие как Султанат Агадес; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда (город-государство на территории Нигера, в оазисе на западе нагорья Аир, существовавшее в Средние века.).

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти (Туарегское восстание 1916-1917). Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Туареги стали прообразом для народа фременов в эпической серии Френка Герберта «Дюна».

В ГАЛЕРЕЕ приедставлены преймущественно фотограффии кабилов (наследственные амазихи) и несколько туарегов (ассимилированные амазахи).

Африка для белых людей.

Эта фраза не популистский лозунг политической партии апартеида, а характеристика всего виденного мною в замечательной стране - Южно-Африканской республике. Действительно, если север Африканского континента - Магриб - можно расценивать как скорее продолжение арабского Ближнего Востока, то центр и практически весь юг обладает ярко-выраженным черным (на самом деле темно-коричневым) оттенком. Южно-Африканская республика же с ее в общем-то средиземноморским климатом долгое время рассматривалась как белая европейская страна, каким-то чудом затесавшаяся на этот бескрайний континент. Однако после окончания политики апартеида страна все больше и больше приобретает явный темноватый оттенок.

Бесспорно, самым красивым и ухоженным городом ЮАР является Кейптаун, и 12 часов (в общей сложности) лета до него, поверьте, стоят того. Основанный переселенцами из Европы, город до сих пор сохранил европейскую же архитектурную застройку. И небоскребы делового квартала как-то органично располагаются ровно посередине, не разрушая общего облика Кейптауна. Главнейшая достопримечательность города - Столовая гора. Ее плоскую "крышу" можно видеть с любой точки города - перепад на краях составляет всего 11 м., что незаметно, именно поэтому она и называется Столовой. Подняться на нее можно с помощью фуникулера или же пешком - но это для особо желающих любителей трекинга. Медленно плывя в кабинке фуникулера, я не раз видел маленькие группки, неспешно продвигающиеся по каменистым тропкам. Столовая гора, кстати, является шикарным местом для проведения пикников, шашлыков и прочего. Отличные виды, открывающиеся с ее плоской верхушки, позволят перебороть несварение каждому. Сверху виден весь город, океан и остров Роббин ("роббин" - морской котик по-голландски), остров, бывший тюрьмой и получивший широкую известность после того, как там долгое время находился в заключении Нельсон Мандела. Только подниматься на гору лучше в солнечную погоду, иначе тучи, висящие около ее подножья, закрывают все виды, а промозглый ветер с океана живо изгонит любого любителя живописных ландшафтов.

Самым милым и тусовочным местом города является Waterfront или набережная. На ней располагаются сотни туристических магазинчиков и закусочных, кинотеатр Imax (с величиной экрана с 5-этажный дом и особой звукоаппаратурой, на нем показываются лишь специальные фильмы, например, подъем на гору Килиманджаро в Танзании) и великолепный аквариум с рыбной и морской, вернее океанской живностью аж с двух океанов - Атлантического и Индийского. Также около Кейптауна располагается огромный парк развлечений с аттракционами и гостиницами наподобие Диснейленда или Порт Авентура.

Кейптаун, если так можно сказать, самый "белый" город ЮАР. Именно в Кейптауне проживает большая часть белого населения страны. Еще в самолете я обратил внимание на девушек с паспортами ЮАР в руках, настоящих потомков легендарных буров, высоких и стройных, с веснушками на загорелых румяных лицах, небрежно одетых и украшенных пирсингом, преимущественно блондинок.

Надо сказать, что буры - это не какое-то чернокожее население страны, а потомки, прежде всего, голландских, а также французских переселенцев, обильно, правда, перемешанных за всю историю страны с местными народами и племенами. В настоящее время в ЮАР ни много, ни мало 11 (!) официальных языков. Между прочим, даже в ООН их только шесть. Можно представить, что творится на государственных заседаниях, например, парламента во время жарких и ожесточенных прений. Ведь каждый делегат может говорить на любом языке, включая английский, африкаанс (самые распространенные), непередаваемый щелкающий язык племени коса и другие. Вот переводчикам приходится туго! Говорят, африкаанс несложный и достаточно не более 2х недель его изучения; по написанию он похож на староголландский (и, следовательно, на немецкий).

Окрестности Кейптауна являются живописнейшими уголками страны, без посещения которых сложно составить полное представление о красотах страны. В пределах нескольких часов езды располагается так называемый "винный маршрут". Он включает в себя несколько уютных городков, богатых своими винодельческими традициями. Вокруг них на многие километры тянутся виноградники. Вино ЮАР считается достаточно неплохим, - фермами, на которых производится вина, шампанские вина и бренди владеют европейцы, которые практически не принимают участие в производственном процессе, контролируя лишь финансовую сторону вопроса и дистрибуцию продукции. Мне удалось побывать на одной из таких ферм близ милого университетского городка Штелленбош - помимо вина, в силу своего ровного климата, город еще известен как оптимальное место для проведения безоблачной старости. Сначала нас долго водили по цехам, показывая и объясняя мудреный техпроцесс, - для получения лучшего вкуса вина нужно отобрать виноград, отделить кожуру и косточки (из них впоследствии получают удобрения - безотходное производство выходит), а затем долго выдерживать в специальных дубовых бочках. После показа нас научили, как правильно дегустировать вино. Оказывается, при дегустации пить вино вовсе не следует - можно опьянеть и сбить вкус. Чтобы этого не произошло, на столы ставятся кувшины с водой для промывания рта и бисквиты - они помогают "начать с нуля" при дегустации каждого нового сорта вина. Перед дегустацией же следует вначале долго вдыхать аромат вина, затем покружить его в бокале, чтобы на стенках бокала остались следы - маслянистые винные "ножки". По характеру этих ножек также можно судить о вине - скажем, длинные и стройные говорят о некоторой легкости вина и т.д. Одними из самых популярных сортов являются красные Шираз и Гевюртстрамине. Все вины стоят, начиная от $4-5 (или от 20-25 рандов - местной валюте).

Также недалеко от Штелленбоша находится месторасположение гугенотской общины. Бежав Варфоломеевой ночи, они прибыли в этот район и основательно обосновались, разведя виноградники. В настоящее время здесь находится музей гугенотов (самый интересный экспонат там - здоровенный самогонный аппарат) и памятник невинно павшим в той памятной резне.

"После инков самое время отправиться к зулусам", - решили корреспонденты из телепрограммы РТР "Планета Земля" Дмитрий Воздвиженский и Владимир Хабелашвили. Сказано - сделано. Маршрут по Южной Африке наметили со значением: из тьмы к солнцу. В качестве тьмы выбрали катакомбы золотодобытчиков Йоханнесбурга, а в качестве света - "город солнца" - Сан-Сити. Промежуточным пунктом стал национальный парк Содвана Бей.

Ностальгия по золотой лихорадке

После многочасового перелета в Йоханнесбург людям обычно требуется некоторое время для отдыха на земле. Мы решили отдохнуть под землей, вообразив себя шахтерами на золотых приисках.

Золото всегда было символом богатства и могущества. Но те, кому собственноручно приходилось добывать драгоценный металл из недр Земли, ничем не похожи на купающихся в золоте богачей. И вряд ли жизнь шахтеров на золотых копях возле Йоханнесбурга можно назвать легкой и приятной. С тех пор, как в этом районе было найдено золото, старатели изрыли весь город, как кроты. Странно, что он еще не ушел под землю. Ничуть не преувеличивая, можно сказать, что Йоханнесбург стоит на пустоте, то есть на заброшенных золотых шахтах. Возможно, когда-нибудь это еще даст о себе знать. Некоторые из золотых рудников продолжают приносить немалый доход уже после того, как были избавлены от драгоценного содержимого. Вокруг самой крупной шахты в Йоханнесбурге возник настоящий парк развлечений, главное из которых - леденящая кровь экскурсия в бывшую золотоносную жилу, куда ежедневно опускаются сотни туристов. Побывала там и наша экспедиция.

Надев защитные каски, мы спустились вниз на электрическом подъемнике, который появился здесь относительно недавно. Когда он ломается, на спуск уходит более полутора часов. Ровно столько требуется для преодоления 1124 ступенек, ведущих на глубину 230 метров, на пятый горизонтальный уровень. Всего в шахте 54 уровня. Правда, доступны только 19, остальные полностью затоплены водой, которую просто перестали откачивать.

Эмиль Золя в свое время сравнивал шахтеров с червями, живущими в земле. Мы, побывав в зловещих и мрачных забоях, убедились, что это похоже на правду. В годы расцвета золотодобычи в шахту ежедневно спускалось до 15 тысяч человек. Возвращались далеко не все, поскольку обвалы случались достаточно часто. Сегодня в рабочем состоянии поддерживается только туристический маршрут, от которого ни в коем случае нельзя отклоняться. Все остальное в любой момент может обрушиться.

Даже удивительно, что за 60 лет из этих гигантских катакомб удалось извлечь всего 15 тонн золота: в среднем 30 граммов из одной тонны породы. Мест-ный смотритель, который каждый день выплавляет здесь золотые слитки для туристов и досконально изучил подземелье, предпочитает не оставаться в нем ночью. Он уверен, что в шахте до сих пор кто-то есть. "32 года назад в забое пропал молодой рабочий, - рассказал нам смотритель. - Его долго искали, но человек бесследно исчез. С тех пор в штольнях время от времени происходят странные и загадочные вещи: слышатся непонятные звуки, раздаются шаги, а иногда огоньки мерцают".

Содвана Бей

Из Йоханнесбурга путь нашей экспедиции лежал на восток ЮАР через мрачные хребты Драконовых гор в провинцию Наталь. Там, на побережье Индийского океана, на границе со Свазилендом, раскинулся национальный парк Содвана Бей. В качестве жилья нам предоставили миленькое бунгало, сильно смахивающее на избушку на курьих ножках. Окна в этом сооружении не предусматривались, поэтому мы так и не поняли, как ловкие мартышки попали внутрь (дверь была закрыта). Устроив настоящий погром, обезьяны совершили акт вандализма, сожрав несколько драгоценных кассет, на которых оператор запечатлел пещерные склепы базальтовой горы Тшанени вместе с ее привидениями. Наверно, этих животных напустил на нас обитавший в этих горах в древности народ шанган, который никому не раскрывает своих секретов.

Но на этом приключения не закончились. Может быть, всему виной был пытливый ум нашего оператора. Обычный человек, увидев на дереве причудливый нарост, покрутит головой и пойдет себе дальше. Но наш оператор обязательно норовит подойти поближе и заглянуть вовнутрь. На этот раз его любознательность чуть не кончилась плачевно. Причудливый нарост оказался жилищем диких черных пчел, и когда коллега вторгся в пределы пчелиной территории, черные жужжащие снайперы молниеносно вылетели из гнезда и впились в него. Бегает наш оператор хотя и быстро, но в данном случае он достиг машины уже с распухшим до неузнаваемости лицом. Врач скептически взглянул на него, хмыкнул, чем-то помазал объект пчелиной атаки и махнул рукой. Мол, если через два дня не умрет, все будет нормально. Следующие два дня пострадавший не особенно отличался свойственным ему любопытством. Долгая дорога в джунглях

Наконец содвана-бейским приключениям пришел конец, и наша экспедиция тронулась на озеро Фин Фут Лейк, расположенное в 100 километрах от Претории. 80 километров пути предстояло разделить с внушительных размеров разговорчивым зулусом-шофером. Снедаемый национальной гордостью, он поведал, что в Южной Африке только его народ блюдет чистоту расы, все другие - ндебеле, свана, коса и кои - хоть и обладали когда-то неповторимым своеобразием, культурой и колоритом, сейчас многое в прошлом. Они даже перестали строить дома из глины и тростника и перешли на более доступные средства, например, выброшенные белыми людьми пустые картонные коробки. Зулусы такой цивилизации не приемлют и хоть и ездят на автомобиле, но при этом свято блюдут национальные традиции и обычаи. Они всегда готовы и у костра поплясать, и национального табака - анаши то есть - покурить, и обидчика проучить. Этому их научил Главный зулус. Белый человек ничего не знает про Главного зулуса? Как так? Все должны знать!

Родился этот зулус, он же Чака, он же черный Наполеон, в конце XVIII века неподалеку от нынешней Содваны Бей. Детство Главного было непростым, поскольку родители бросили его на съедение собакам, ибо он был незаконнорожденным. Чака с тех пор привык строго разбираться со своими недоброжелателями. Его боялись и почитали даже враждующие племена. Впоследствии Чаке удалось объединить народы, жившие к востоку от Драконовых гор, и создать в 1818 году конфедерацию племен в провинции Наталь. Потом эта конфедерация превратилась в могущественное Королевство зулусов. С политическими противниками Чака расправлялся, бросая их в воду, кишащую голодными крокодилами, или сажал на кол. Наиболее высокопоставленным особам по блату вспарывались животы. Это считалось благородной смертью, поскольку зулусы уверены, что таким образом освобождается душа. Кроме того, от руки вспыльчивого Чаки погибли многие из его ста сыновей.

Несмотря на это, Главный был хороший воин, он выиграл много сражений, причем не только у местных племен, но и у тех, кто приплыл из Англии. Британцы предпочитали не драться, а подружиться с нашим королем и заключить мирный договор. И потом, умный Чака заменил неудобные метательные томагавки на ассегаи - короткие копья. Их и метать удобно, и для ближнего боя они хороши, - объяснил зулус.

Через 16 часов автомобиль наконец подъехал к намеченной цели, то есть к отелю на берегу озера Фин Фут Лейк, и мы в полубессознательном состоянии вышли из машины, зулус же объявил, что возвращается обратно.

Как? - изумились мы. - Вы ведь 16 часов за рулем! Неужели можно выдержать еще столько же без отдыха?

Я привык, все нормально. Потомки Чаки - сильные люди, - ответил шофер и скрылся в ночи.

Сумерки в Городе Солнца

Основательно отметив тридцатый день рождения нашего коллеги на берегу Фин Фут Лейк, мы отправились в знаменитый Сан-Сити, что расположен недалеко от Претории. По дороге новорожденный любовался подаренным ему похожим на серп зулусским боевым мечом, специально купленным в антикварном магазине. Продавец назвал это оружие ""экс" и сказал, что оно весьма древнее. Может быть, именно этим мечом упомянутый выше Чака рубил головы своим неприятелям и вспарывал им животы. Отхлебывая по глоточку местный ароматный ликер амаролла, мужчины обсуждали достоинства деревянной резной ручки в форме фигурки африканского божества. Так и доехали до Сан-Сити.

Въезд в город лежал через крокодиловую ферму. Дождь продолжался, и мосточки, по которым следовало идти над головами крокодилов, стали мокрыми и скользкими. Туристы опасливо балансировали в непосредственной близости от довольных зеленых бестий, нежащихся под дождем. Крокодилы любят сырую погоду. Территория поделена на секторы, где живут крокодилы разных возрастов. Маленькие крокодильчики нескольких месяцев от роду резвились в крокодильем лягушатнике и пялились на туристов. Наш оператор, забывший о пчелиных укусах, подхватил самого маленького из них и принялся совать ему палец в пасть. Малыш грыз, но не больно. Довольный "юннат" отпустил зеленого и включил камеру, рискуя поскользнуться на мокром мосточке. Взрослые крокодильи особи шалостей себе не позволяли, держались степенно, притворяясь бревнами. Долгожители двухметровых размеров в надменности и чопорности могли бы соперничать с англичанами, которые так любят приезжать отдыхать в Сан-Сити.

Сразу за фермой начинается крокодиловая индустрия. В специальных магазинчиках можно купить из крокодиловой кожи ремни, сумки и ботинки. Дорогие. В кафе - блюда из рептилий. Мы пообедали крокбургами, отбивными и филе из хвоста крокодила, нарезанным кружочками и с хрящиком посередине. Съели и заключили, что крокодил - ни рыба ни мясо и каким-либо ярко выраженным вкусом не обладает.

Сан-Сити, то есть Город Солнца, встретил нас регистрацией на въезде: каждому надо получить временную прописку. Побродив по громадной зоне развлечений, эдакому южноафриканскому Лас-Вегасу, мы наткнулись на пляж с аквапарком и бассейн с двухметровыми океанскими волнами, которые гонит специальный агрегат. Здесь хорошо, когда светит солнце, а светит оно в Сан-Сити обычно 360 дней в году. Еще бы, ведь иначе в Бопутатсване в начале 80-х годов не построили бы международный турист-ский центр развлечений на 1300 посетителей. Центр включает две пятнадцатиэтажные пятизвездочные гостиницы, комплекс бунгало, игорные и увеселительные заведения. Сан-Сити стал известен в мире, когда там прошел первый конкурс "Мисс Мира". Археологи покопались в окрестностях и обнаружили остатки поселения древних людей, "современников атлантов", которых, как считается, уничтожило извержение вулкана. С тех пор от туристов не стало отбоя.

Закончить путешествие мы решили небольшим сафари по национальному парку, разбитому при Сан-Сити. Это крупнейший и всемирно известный заповедник, где обитает 137 видов животных, включая слонов, львов, леопардов, белых носорогов, антилоп, не говоря уже о птицах и насекомых! Вооружившись камерами и егерем на джипе, мы отправились в дикие джунгли. Наша южноафриканская Одиссея, начавшаяся в мрачных подземельях Йоханнесбурга, а закончившаяся в самом "солнечном городе" мира, подошла к концу.