Фантастическое и реальное в повести «Собачье сердце. Реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос". Николай Гоголь, "Нос": анализ повести, основной смысл

Повесть «Собачье сердце», написанная М.А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.

В произведении воссоздается современная автору жизнь - советская реальность начала 1920-х гг. Однако она передается Булгаковым в «причудливой» форме – в смешении реального и фантастического. Так, с одной стороны, в «Собачьем сердце» до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты «машинисточки IX разряда» (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, «как вам известно, ужинают кашей". С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая – профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию – превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез. Но и это еще не все – гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь «творит» собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова.

Реальность и фантастика переплетаются в «Собачьем сердце» самым тесным образом, создавая новый вид реальности – гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски «оплетает» его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.

Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое – он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.

Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый «человеческий материал» - труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и «получает» Шарик.

Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации – пес стал превращаться в человека. Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты «эволюции Шарика», в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.

Образ Шарикова, как и образы других представителей «господствующего класса» во главе с председателем домкома Швондером, – сугубо сатирические. Безусловно, основа в них реальная – Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы – именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их «политике». Так, например, один из членов домкома - «персиковый юноша в кожаной куртке» - носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.

Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об «уплотнении». Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим - «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека «из народа», необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, «дорвавшегося до власти». Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности.

И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона - мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его «семье» грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» или сюжет романа М. Шелли «Франкенштейн».

Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его «детище» несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало «на круги своя» – Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля.

Но финал «Собачьего сердца» не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно «кануть в вечность», как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести.

Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью - физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) - не может привести к успеху. Человек - неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина.

Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила «труженика»-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.

Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического. Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое. В результате соединения этих двух реальностей создается третья – гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.

Но вот под рождество Преображенский решает осуществить свой фантастический эксперимент. Он пытается создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. Преображенский решает посоревноваться с самой природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. Как неплохой медик Булгаков понимает, что это не возможно, но он решается на внедрение такого приёма для более красочного сравнения перемен, которые потрясают Россию в те времена. И начинается фантастика, которая у Булгакова не лишена и сатиры. Используя принципы «фантастического реализма» и гротеск, мешая реальную действительность нэповской России с оригинальной выдумкой, писатель создаёт увлекательную и зловещую историю. Сюжет её необычен: профессор Преображенский, живущий в старинном Калабуховском доме на Пречистенке, подбирает на улице дворнягу и производит медицинский эксперимент по вживлению в мозг собаки гипофиза человека. Профессор, который занимается омоложением, и его ассистент доктор Борменталь получают неожиданный результат: пёс превращается в человека. Это даёт повод молодому доктору мечтать о создании нового человека, «высокой психической личности». Однако эксперимент принимает совсем другой оборот.

Донором для бедного Шарика послужил Клим Петрович Чугункин двадцати восьми лет, судился три раза. «Профессия - игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной « После операции у собаки наблюдается полное очеловечивание. В результате чего появляется своеобразное существо. «Рост маленький, голова маленькая, начал курить», «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие... Лоб поражал своею маленькой вышиной. Почти и непосредственно над чёрными ниточками бровей начиналась густая-густая головная щётка». По этим признакам мы видим, что существо полностью унаследовало физический облик своего прародителя.

А только ли физический?

К сожалению, нет. Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчётливое слово - буржуи. А потом и уличные выражения «не толкайся», «слезай с подножки» он гоняется за кошкой Микрушей всё на своём пути, играет уличные песни на балалайке, пристаёт к служанкам.

Жизнь обывателей квартиры, такая тихая и спокойная раньше, превращается в сущий ад. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...» «Окурки на пол не бросать - в самый последний раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте её подкарауливаете. Смотрите!». Вот в таких условиях теперь приходится жить жителям квартиры №5 на обуховском переулке. Но хуже всего то, что Шариков и не понимает, что он делает что-то неправильно. «Что-то вы меня, папаша, больно притесняете, - вдруг плаксиво выговорил он... - Что вы мне жить не даёте?». С его точки зрения, он просто живёт, а ругань, хамство и наглость-это просто нормальная составляющая жизни. У Шарикова появляется даже свой ангел-хранитель. Это так ненавидимый Преображенским Швондер. Он даёт ему читать книжки (вроде переписки Энгельса с Каутским). Но ангел хранитель ли?

Вот, что говорит об этом Преображенский. «Ну сейчас он (Швондер) всячески старается натравить его (Шарикова) на меня, не понимая, что если кто-нибудь, в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.» А между тем Шариков устраивается на работу и его (не без помощи Швондера) сразу возводят в должность заведующего подотделом по очистке города от бродячих животных. Автор, конечно же, преувеличивает возможности Шарикова, вводя гиперболу, но именно в этой гиперболе он как нельзя чётче показывает нам всё несовершенство того общества. Можно было бы подумать, что теперь Шариков образумится, но это не так. Получив власть, он пользуется ею, как хочет. Он приводит в дом машинисточку и говорит: «Я с ней расписываюсь, это наша машинисточка. Борменталя надо будет выселить...» Как потом выяснилось, он её обманул, сочинив про себя множество историй. И даже когда Шарикова разоблачили, он угрожает ей «... попомнишь ты мне ещё... Я тебе устрою сокращение штатов». Получив власть, наш Шарик и так не обременённый гуманностью превращается просто в деспота. А если вспомнить самое начало повести, то можно сравнить его с любовником. Ведь если вспомнить обыкновенного пса с обваренным боком и вспомнить то, как он сочувствовал этой же машинисточке, в нём не было ни капли жестокости, чего не скажешь о человеческом Шарике.

Апогея своей наглости и хамства Шариков достигает, когда пишет донос на своего создателя. Для того времени это был распространённый приём для свержения конкурентов или врагов. Писался просто донос и через два три дня к подъезду подъезжала машина и человека увозили неизвестно куда и никто его больше не видел. Следующим доносом должен был бы быть донос на Швондера, и Шариков был бы уже председателем домкома. Который бы жил в семи комнатах. Но к великому огорчению Шарика, донос не получил хода. И тогда он решается взять дело в свои руки раздобыв пистолет. Я думаю, что его мог дать только Швондер. И зайдя в смотровую, где его «попросили» уйти из квартиры. Но Шариков не был так глуп, чтобы уйти. И, с криком «...что я на вас управы не найду, что ли» пытается убить Борменталя. Но через несколько секунд оказался на операционном столе под общим наркозом. А ещё через несколько дней, он был той - же собакой, которую подобрали на улице. Вот теперь фантастика уступает место реальности.

Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху.

7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал подобных записей. В. Вересаев говорил о Булгакове: «Цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь “Собачье сердце”, и он падает духом. Да и живет почти нищенски».

Свое произведение Булгаков вначале назвал «Собачье счастье. Чудовищная история». Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.

В повести «Собачье сердце» ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса.

Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека. В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX–XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники. Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.

В повести Булгакова «Собачье сердце» бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни. В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий. Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.

В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.

Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е. Замятин назвал его прозу «фантастикой, корнями врастающей в быт». «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны. Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя. Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества. Эти темы не утратили своего значения и сегодня.

    • Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать […]
    • «...весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе». М. Булгаков Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать - он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления […]
    • Система образов в повести М. Булгакова «Собачье сердце» - вопрос дискуссионный. По моему мнению, здесь ясно просматривается два противоположных лагеря: профессор Преображенский, доктор Борменталь и Швондер, Шариков. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
    • Булгаков умел талантливо объединять противоречия эпохи в одно целое, подчеркивать их взаимосвязи. Писатель в своей повести «Собачье сердце» показал явления и героев во всей их противоречивости и сложности. Тема повести – человек как существо общественное, над которым тоталитарные общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Личность разрушена, раздавлена, все ее многовековые достижения – духовная культура, вера, […]
    • Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим. В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на […]
    • С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну, распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и понесся вперед к цели – благо, она наметилась, а вернее сказать, открылась – словно звезда в разрыве туч. Путеводный ориентир, на который можно опереться, как на руку надежного провожатого. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных тем романа является тема «любви и милосердия», «любви между мужчиной и женщиной», «истинной […]
    • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]
    • «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», - писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
    • Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет. Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура города и пейзажи одинаково талантливо написаны автором. Булгаков делает читателей участниками трагических событий в древнем городе. Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий характер. Слова Иешуа Га-Ноцри о […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Лично я читала роман "Мастер и Маргарита" 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы - полный бред... Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил […]
    • В письме к Сталину Булгаков называл себя «мистическим писателем». Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно рядом с нами, но не все способны видеть его проявления. Мир природы, рождение человека невозможно объяснить одним разумом, эта тайна пока не разгадана. Образ Воланда представляет собой еще одну оригинальную трактовку писателем сущности дьявола в понимании людей. Воланд Булгакова […]
    • Изображая московскую действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • После крестьянской реформы 1861 года, когда в российских деревнях начались волнения, вызванные грабительским характером реформы, получила хождение прокламация “К барским крестьянам”. Ее авторство власти решили приписать Чернышевскому. Однако не так-то просто было расправиться со знаменитым литературным критиком, статьи которого пропускались царской цензурой и широко печатались в “Современнике” и “Отечественных записках”. Всем было известно о его революционных симпатиях, о близости с Герценом и другими крупными […]
    • Во многих произведениях классической и современной русской и зарубежной литературе писатели выступают в качестве совершенно разных образах. Это абсолютно справедливо, потому что писатель – это, прежде всего, человек. Создавая свои произведения, прорабатывая каждую деталь каждого героя, авторы начинают воспринимать их как живых людей, думают о них, как о реально существующих персонажах, и потому могут проникнуться к ним симпатией или ненавистью, в зависимости от того, какой у персонажа характер. Почти все писатели […]
    • Творчество талантливого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого началось сразу после революции. Обычно его изучают как поэта советского периода развития русской литературы. Однако не вызывает сомнений, что по яркому дарованию, страсти к поэтическому экспериментаторству, яркости восприятия мира, тонкости вкуса и глубине философской мысли Заболоцкий ближе к блестящей плеяде поэтов Серебряного века. Несмотря на арест и восемь лет заключения, он сумел сохранить живую душу, чистую совесть и так и не научился […]
    • Владимир Набоков, выдающийся русский писатель, получил признание в 1920-х годах в эмиграции и только во второй половине 80-х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась на исходе Серебряного века русской поэзии и продолжалась вплоть до 70-х годов. Так сложилось, что творчество Набокова вписано в историю сразу двух национальных литератур – русской и американской, причем все его романы, написанные по-русски и по-английски, – подлинные литературные шедевры. Набоков […]

  • Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. В ней отражена реальная картина московской действительности времён нэпа. Революция воспринималась писателем как рискованный эксперимент, в результате которого в сознании людей наступила «разруха». Революционному процессу Булгаков противопоставлял «излюбленную и Великую Эволюцию».

    Быт и нравы Москвы двадцатых годов раскрываются в истории Калабуховского дома. По словам профессора Преображенского, в роскошном особняке на углу Пречистенки и Обухова переулка с 1903 по март 1917 года не было ни одного случая кражи калош. С приходом к власти пролетариата сначала в одночасье исчезли все калоши, затем убрали ковры и стали заходить в дом через чёрный ход.

    До революции электричество гасло в 20 лет – два раза, после революции – раз в месяц. Вместо того, чтобы заниматься своими делами, «жилтоварищи» каждый вечер собираются вместе и поют хором революционные песни. Всё это профессор и называет «разрухой в головах».

    В повести Булгакова узнаваемы приметы жилищного кризиса двадцатых годов, изображена эпоха «уплотнений» и создания домкомов, раскрываются модные темы того времени – проблемы «омоложения» и пола.

    В основе повести два эксперимента. Один из них – социальный, скептическое отношение к которому раскрывается с помощью диалогов между профессором Преображенским и доктором Борменталем. Попытки создать новое, совершенное общество революционными, а значит, насильственными методами, стремление сформировать нового, свободного человека оказываются несостоятельными.

    На вопрос Борменталя, каким образом профессору удалось подманить «такого нервного пса», тот отвечает:»Лаской – единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло».

    Второй эксперимент в повести – фантастический. Цель операции, произведённой Преображенским над бродячим псом Шариком, - выяснить вопрос приживаемости гипофиза и его влияние на омоложение организма у людей. Результат эксперимента был неожиданным – произошло не омоложение, а полное очеловечивание бездомного пса. Пёс Шарик превратился в товарища Шарикова. Но если Шарик был милейшим псом, умевшим быть благодарным, обожествлявшим профессора, спасшего его от голодной смерти, то Полиграф Полиграфович Шариков оказался мерзким типом, способным на подлость. Происходит буквальное воплощение лозунга Интернационала - «Кто был ничем, тот станет всем».

    Бывший бродяга пёс, а ныне Полиграф Полиграфович Шариков получает документ, поступает на должность, вполне соответствующую его собачьему прошлому: он становится «заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее)».

    Шариков претендует на часть жилплощади профессора, приводит жить машинистку, пишет донос на своего благодетеля и в довершение всего, угрожает ему пистолетом. Преображенский становится жертвой своего эксперимента.

    Почему «светило науки» терпит поражение в деле воспитания Шарикова? Прежде всего потому, что в процесс воспитания вмешивается сама жизнь в лице председателя домкома Швондера, опекающего «нового» человека. Швондер подсовывает своему подопечному «Переписку Энгельса с Каутским», «развивает» его.

    Немаловажную роль в формировании личности Полиграфа Полиграфовича играет и наслественность: задатки бездомного пса и алкоголика Клима Чугункина. Перед нами агрессивное, наглое и жестокое по природе своей существо.

    Повесть заканчивается идиллически. В результате обратной операции Шариков вновь превращается в милейшего пса. В реальной жизни всё было наоборот: шариковы размножались.

    Соединение реальности и фантастики помогает Булгакову передать основную идею произведения: вмешательство в естественный ход событий, будь то революция или операция, опасно и грозит непредсказуемыми последствиями.

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

    Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху.
    7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал подобных записей. В. Вересаев говорил о Булгакове: «Цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь "Собачье сердце", и он падает духом. Да и живет почти нищенски».
    Повесть «Собачье сердце» впервые была опубликована в России лишь в 1987 году.
    Свое произведение Булгаков вначале назвал «Собачье счастье. Чудовищная история». Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.
    В повести «Собачье сердце» ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса.
    Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека. В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX-XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники. Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.
    В повести Булгакова «Собачье сердце» бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни. В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий. Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.
    В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.
    Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е. Замятин назвал его прозу «фантастикой, корнями врастающей в быт». «Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны.
    Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя. Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества. Эти темы не утратили своего значения и сегодня.