Архитектура первой половины XIX века

Архитектура 19 века в России ознаменовала себя тем, что русский классицизм уступает место направлению под названием эклектика или историзм. Суть нового стиля заключается в неком подражании древнерусскому искусству, ренессансу, готике и барокко. Наиболее знаменитыми архитектурными сооружениями того времени являются: Большой Кремлевский дворец , а также храм Христа Спасителя , которые были построенные в русско-византийском стиле К. Тоном.

Русская архитектура 19 века представлена многочисленными фабриками, вокзалами и пассажами. Каждое сооружение поражает новизной композиции, новыми функциями, использованием различных конструкций из металла и стекла. Долгие годы, с легкой руки архитекторов, которые работают в стиле модерн, понятие архитектура в России 19 века ставились под сомнение.

Однако сейчас, художественные достоинства XIX века рассмотрены и пересмотрены по-новому. Благодаря исследованиям Борисовой и Кириченко изменилось в лучшую сторону отношение к этому архитектурному направлению. представленапроизведениями, которым отличаются уникальным качеством исполнения деталей, огромным разнообразием художественных элементов и семантической насыщенностью композиций. Отметим также, что именно архитектура 19 века в России определила облик большей части городов страны.

Архитектура России первой половины 19 века

Первая половина XIX в. в России прошла в обстановке всеобщего подъема, связан он был с Отечественной войной 1812 г. Именно это событие во многом определило как будет развиваться архитектура первой половины 19 века.

Перед архитекторами того времени стояли четкие задачи решения градостроительных задач. В Петербурге завершают планирование основных площадей: Дворцовой и Сенатской. Великими мастерами создаются прекрасные ансамбли города. Особенно интенсивно идет восстановление Москвы после пожара 1812 г.

Идеалом для многих зодчих становится античность в ее греческом варианте; не отстает также гражданственная героика. Широко используется тосканский (или дорический) ордер, который восхищает своей суровостью и лаконизмом. Основные элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен, арок и колоннад.

Главную роль в общем облике сооружения играет скульптура, которая выражает определенное смысловое значение. Архитектура первой половины 19 века удивляет цветовым решением . Архитекторы высокого классицизма выделяют два цвета: обычно колонны и лепные статуи создают белые, а фон чаще всего - желтый или серый.

Среди архитектурных построек главное место по-прежнему занимают общественные сооружения различного характера: театры, учебные заведения, значительно реже ведется постройка дворцов и храмов. Крупнейшими архитекторами этого времени являются: А.Н. Воронихин, Ф.И. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов и многие другие

Читай также:

Архитектура России второй половины 19 века

Архитектура второй половины 19 векав России пережила сильные потрясения. Господствовавший реализм означал, что требуется определенная условность и идеализация. Поэтому интересных и по-настоящему смелых идей архитекторы предложить не смогли. Однако все же попробовали найти источник вдохновения у истоков и в традициях, попытались отобрать лучшее и создать оригинальный стиль. Однако практически получилось, что элементы разных стилей смешивались в одном здании. Такое условное подражание прошлой эпохи называется эклектизмом. Этим направлением и ознаменована архитектура второй половины 19 века.

Опубликовано: Июль 28, 2014

Архитекторы России первой половины 19 века

Начинается XIX век с классицизма, русского ампира. Названия стилей начинают выражать содержание целых исторических эпох. Романтичны не только картины, но и здания, относящиеся к данному периоду, а также само время, полное великих надеж и упований. Только внешние формы остаются строго классическими. Но они все равно наполнены романтической мечтой, мечтой о грядущих судьбах Российской империи, войска которой только что разгромили Наполеона и победным маршем дошли до Парижа.

Андрей Воронихин (1759 - 1814 ), представлял классицизм в архитектуре. Казанский собор (Санкт-Петербург, 1801-1811 гг.). Это монументальное здание, составляющее одну из главных достопримечательностей Невского проспекта. Своим куполом и мощной полукруглой колоннадой оно напоминает знаменитый собор Святого Петра на центральной площади Рима. Однако римские мотивы творчески переработаны зодчим и великолепно вписаны в петербургскую среду. Здесь были размещены трофеи, принесенные русскими войсками с полей Отечественной войны с Наполеоном. Здесь же похоронен Кутузов. А перед собором установлены памятники - ему и Барклаю-де-Толли. Благодаря этому собор воспринимается как пантеон боевой славы.

Карло Росси (1775-1849). Подданный Италии, но живший и воспитанный в России, чье имя было так созвучно названию его новой родины.Он отдал ей весь свой талант и все свое умение. Философия Просвещения определила его стремление подчинить среду обитания человека единому стилевому решению. Росси подчеркнул ту мысль, что природа не только питает человека эмоционально, но и является для него источником жизненных сил.

Михайловский дворец (он же - Русский музей), Санкт-Петербург, 1817-1825 гг. Этот дворец, принадлежащий к числу самых масштабных и эффектных зданий Петербурга, был выстроен для великого князя Михаила Павловича, который являлся братом императора Александра I. Здание, решенное в торжественных ампирных формах, составляет целый грандиозный ансамбль с фасадами, выходящими на площадь Искусств и Марсово поле. В конце XIX века здесь был устроен музей Александра III, или Русский музей, ставший наряду с Третьяковской галереей, одним из двух богатейших хранилищ отечественного искусства.

Главный штаб (Санкт-Петербург, 1819-1829 гг.). Мощным полукругом здание Главного Штаба охватывает с южной стороны, противоположной Зимнему Дворцу, главную площадь Санкт-Петербурга. Расположенная в его центре двойная триумфальная арка, увенчанная колесницей Победы с шестеркой коней и украшенная скульптурой и барельефами, является его составной частью. Протяженный трехэтажный фасад Главного Штаба, выходящий на площадь, лишь в своей центральной части, прилегающей к арке, отмечен приставными, трехчетвертными колоннами коринфского ордера. Величественная монументальная арка воплощает идею триумфального въезда на Дворцовую площадь.

Андреян Захаров (1761 - 1811). Представитель архитектурного стиля «ампир». Адмиралтейство (Санкт-Петербург, 1806-1823 гг.). Главный фасад наиболее протяжен и делится на три части: среднюю, двухэтажную, в центре которой на массивном кубе возвышается ступенчатая башня, увенчанная золоченым шпилем с флюгером в виде кораблика, и две боковых, трехэтажных, каждая из которых имеет 12-колонный портик с фронтоном посередине и шестиколонные с аттиком по сторонам. Массивный куб имеет въездную арку. Над ним возвышается другой - куб-павильон, окруженный 28 встроенными колоннами ионического ордера. Очень важная роль в художественном решении фасадов здания принадлежит скульптуре, образы которой навеяны легендами и мифами, связанными с морем. На верхней площадке помещены стоящие фигуры - аллегории ветров и стихий. Ниже, на углах аттика-куба, статуи четырех героев древности. Зодчий Захаров усилил значение Адмиралтейства как центра архитектурной композиции Санкт-Петербурга. На шпиле его башни ориентированы три главные магистрали города, одна из которых - Невский проспект.

Огюст Монферран (1786 - 1858). Исаакиевский собор (1818-1858 гг.). Он представляет собой грандиозную высотно-купольную композицию. Материалом для колонн послужил монолитный красный гранит, тщательно отполированный. Главный купол - из металла. На момент постройки это был третий металлический купол в мире. Значительная часть скульптуры выполнена способом гальванопластики. Объемная структура прямоугольного в плане собора содержит в основе характерную для русской архитектуры идею пятиглавия. Однако её нельзя признать решенной в полной мере. По углам расположены четыре купола, на которых располагаются небольшие башни звонниц. Они сравнительно невелики на фоне центрального. Внушительные и мощные восьмиколонные портики исполнены в традициях древнегреческого коринфского ордера и имеют фронтоны. Последние выступают со всех четырех сторон. Благодаря подобному архитектурному решению собор снаружи имеет форму креста. Высокий барабан центрального купола окружен колоннами, а также покрыт золоченой кровлей. Наружные стены облицованы серым мрамором. В Исаакиевском соборе, как и в других постройках Санкт-Петербурга этого времени, был применен синтез искусств. На отделку интерьера пошли малахит, порфир, мрамор и мозаика.

Александровская колонна (Санкт-Петербург, 1829-1834 гг.). Многочисленные туристы видят перед собой монолитную колонну, исполненную из темно-красного полированного гранита. Она установлена на облицованном гранитом и украшенном бронзовыми барельефами постаменте. Фигура бронзового ангела с крестом, попирающего змею, служит логическим и архитектурным завершением колонны. Так архитектор аллегорически передал идею победы России в Отечественной войне 1812 года. На барельефах постамента также можно увидеть различные аллегорические фигуры наряду с воинскими доспехами.



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

Архитектура 19 века является богатым наследием всего мирового общества. Какое огромное значение имеют такие здания, как храм Христа Спасителя в столице или Генерального штаба в Санкт-Петербурге! Без этих сооружений мы уже не можем представить себе архитектурный городов.

Русская архитектура 19 века характеризуется такими направлениями, как классицизм, ампир - последний этап развития классицизма, а также Что же принадлежит к каждому их этих направлений? Сейчас разберемся. Классицизм - это обращение к античности, а значит, это величественные здания, чаще всего с колоннами.

Архитектура 19 века в этом направлении была представлена следующими постройками.

Санкт-Петербург:

  • Смольный институт и здание Академии наук были построены Кваренги. Пожалуй, это единственные здания 19 века в этом стиле.
  • здесь нельзя не отметить Триумфальные ворота, здание Большого театра, Манеж и Александровский сад - это те здания, без которых наша столица будет уже не та. Архитектура Москвы 19 века в стиле классицизм была представлена такими выдающимися архитекторами, как Бове и Жилярди. Большой театр - это символ русского искусства и культурной жизни народа до сих пор, а Триумфальные ворота, возведенные в честь победы над Наполеоном, создают образ величия и могущества нашей Родины. К творчеству Жилярди нужно отнести Опекунский совет и усадьбу Кузьминки.

Ампир - следующее направление в архитектуре 19 века. Это последняя стадия развития классицизма. Стиль представлен в большом количестве на улицах :

  • Захаров перестроил Адмиралтейство, шпиль которого является одним из символов города; Казанский собор Воронихина - это символ Невского проспекта, а Горный институт - вершина развития этого направления.
  • К. Росси - один из величайших архитекторов Старой Пальмиры, его Михайловский дворец стал Русским музеем - хранилищем всех художественных традиций нашей страны. Здание Генерального штаба, - все это представляет собой не просто архитектурный ансамбль города, но и является неотъемлемой частью истории.
  • Великое детище Монферрана - Исаакиевский собор. В это большое, величественное здание просто нельзя не влюбиться: все детали и украшения собора заставляют замирать от восторга. Еще одним произведением искусства этого архитектора стала Александровская колонна.

Архитектура 19 века была представлена и русско-византийским стилем, распространенным преимущественно в Москве. Самыми известными являются следующие здания:

  • Храм Христа Спасителя, Большой и известная Оружейная палата дополнили Кремль (архитектор Тон).
  • Исторический музей Шервуда позволил сделать Красную площадь еще более значимым местом.

Таким образом, архитектура 19 века в России - это больше, чем сооружения. Эти здания оставили след в истории, в их помещениях совершались великие дела и решались важные вопросы. Без этих мы не можем представить себе нашу страну.

Понятие «культура » происходит от латинского слова cultura, означающего «возделывание», «обрабатывание». В широком смысле под культурой подразумевается иге, что создано физическим и умственным трудом людей. В более узком смысле культура - сумма достижений общества, его материальные, идейные и нравственные условия жизни, проявляющиеся в быте, идеологии, образовании, воспитании, в явлениях науки, искусства, литературы. Но часто понятие «культура» используется для обозначения в первую очередь художественного творчества.

Россия, расположенная на стыке Востока и Запада, соприкасаясь с различными народами, верованиями, традициями, всегда находилась под воздействием различных, часто очень несхожих культурных влияний. Что-то приживалось на русской почве, а многое и отвергалось. То же, оно оставалось в России (христианство, письменность, некоторые формы государственного управления, приемы организации научной деятельности и др.), приспосабливалось к отечественным условиям и в конечном итоге приобретало подлинно национальные черты.

К началу XIX в. Россия являлась страной особой культурной жизни. Верхние слои общества (дворянство, чиновничество, богатейшее купечество) строили свою жизнь в соответствии с нормами, распространенными на Западе. Прекрасно владея иностранными языками (главным образом французским и немецким), представители этих общественных групп имели возможность знакомиться с новейшими европейскими достижениями.

В Россию ввозилось огромное количество самых разных книг и журналов из Франции, Германии и Великобритании, которые давали представление о политической и общественной жизни этих стран, о новейших научных открытиях и важнейших технических изобретениях. В середине XIX в. подданных русского царя нередко можно было встретить в крупнейших городах Европы. Порой положение дел во Франции, Англии и Германии им было гораздо более известно, чем состояние дел на Родине, которую они видели реже, чем Европу. Часть аристократии настолько европеизировалась, что для нее французский язык, в то время язык международного общения, превратился в родной. Русским же словом и письмом немалое число дворян пользовалось с большим трудом.

Основная часть населения России - русское крестьянство - в первой половине XIX в. не испытывало на себе никакого воздействия европейских нравов, мод и привычек. Для него существовал традиционный русский мир, живший по собственным законам. Большая часть населения Российской империи в тот период не умела ни читать, ни писать. Но это отнюдь не означало, что простые русские люди находились вне культуры. У них существовала своя, специфическая культура, исконная, выработанная в веках система представлений и духовных ценностей.

Русская Православная Церковь, ее обряды, символы веры и таинства поднимали людей над повседневными мирскими заботами, учили смотреть на мир как на творение Божье. В отличие от дворянства, многие представители которого фактически порвали с Церковью, простые люди сохраняли и приверженность к вере в учение Иисуса Христа, и веру в царя, помазанника Божьего. Никакие присущие дворянству сомнения и недовольства на этот счет не проникали в их души.

Народ создавал свои замечательные сказки, былины, песни, мастерил множество самых разнообразных изделий из кожи, дерева, льна, камня, металлов. И вкладывал в эти творения душу. Это была культура быта русского народа, его духовный мир. И когда в эпоху царствования Николая I дворяне-славянофилы начали изучать и пропагандировать этот красочный, для многих неизвестный мир, то немалое число людей с удивлением узнало, что, оказывается, рядом с ними существуют совершенно оригинальные, неповторимые образцы культурного богатства. Золотой век русской культуры. В первой половике XIX в. так называемое образованное общество начало осознавать значение культурной самобытности России. Этот период ознаменовался появлением творцов, преодолевших старый культурный разрыв между верхами и низами общества. Их творчество стало подлинно общенациональным явлением. Это время потом назовут золотым веком русской культуры. Имена А: С. Пушкина, Н. В. Гоголя М. Ю. Лермонтова навсегда стали символом аистих достижений отечественной культуры.

Литературный критик и поэт А. Григорьев написал: Пушкин -г- наше всё. И в этом высказывании не было преувеличения. Пушкин - вершина человеческого дарования. Это и поэт, и писатель, и мыслитель, и историк. Он фактически тал и родоначальником современного русского литературного языка. Все, к чему он прикасался, все, о чем он писал и размышлял, превращались под его пером в подлинный шедевр. Пушкин явился русским гением, поднявшим русскую культуру на вселенскую высоту и навсегда утвердившим ее в качестве одной из важ­нейших составляющих мирового культурного наследия человечества.

Академик Д. С. Лихачев писал: Пушкин — это гений, сумевший создать идеал нации. Не просто «отобразить» национальную особенность русского характера, а сломать идеал русской национальности, идеал культуры. А. С.Пушкин (1799-1837) родился в Москве. Род дворян Пушкиных был старым и именитым.

Мать поэта была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии, бывшего одним из ближайших сподвижников Петра I. Пушкин увековечил его в повести Арап Петра Великого. Детство Александра прошло частью в Москве, частью в подмосковных имениях Пушкиных. Воспитывали его, как и многих других дворянских детей, под руководством иностранцев гувернеров. В юные годы он знал французский язык несравненно лучше русского. Большое влияние на развитие в нем любви ко всему русскому и понимание народной жизни и культуры оказала его няня, крестьянка Арина Родионовна, души не чаявшая в своем воспитаннике. Она рассказывала ему народные сказки, предания, пела русские песни. Многое из того, что поэт слышал от няни Арины, потом зазвучало в его замечательных произведениях. Написанные в стихах Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, Сказка о золотом петушке стали любимыми для многих поколений русских людей.

В произведениях А. С. Пушкина отражены все наиболее значительные события русской жизни. Пушкинская философия истории, его размышления о ее поступательном развитии, о жизни русского общества и многих злобо­дневных вопросах современности нашли свое наиболее яркое воплощение в трагедии Борис Годунов, в поэмах Медный всадник и Полтава, романе в стихах Евгений Онегин, в романе Арап Петра Великого, повестях Дубровский, Капитанская дочка и др. Поэт проявил себя и как историк-исследователь. Его История Пугачева и История Петра I - серьезные научные работы.

Творения А. С. Пушкина проникнуты глубокой любовью к Родине. Поэт живо откликался на важнейшие общественные и государственные проблемы современной ему жизни, проявил себя решительным противником крепостного права:

Увижу ль я народ неугнетенный И рабство, падшее но манию царя…

Это был великий русский поэт-патриот, хорошо знавший культуру своего народа, дороживший честью и славой Родины. Осенью 1836 г. в письме к П. Я. Чаадаеву А. С. Пушкин написал: Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал.

Н. В. Гоголь (1809-1852) родился в местечке Сорочинцы в Полтавской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы, проведенные на Украине, народный быт, культура украинского народа навсегда запечатлелись в памяти Гоголя и позднее отразились в ярких литературных произведениях - сборниках повестей Вечера на хуторе близ Диканьки и Миргород.

Первая часть книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» сразу обратила на себя внимание столичных литераторов. Переехав в Петербург в 1828 г., Гоголь познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным и другими писателями. Несомненное дарование Гоголя выпало всеобщее признание. После того как и 1632 г. вышла вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», имя Гоголя обрело широкую популярность. В Петербурге Гоголь сформировался как большой мастер, стал настоящим русским писателем.

В 1830-е гг. у Гоголя появился замысел двух полый их произведений. Ими станут впоследствии комедия Ревизор и поэма Мертвые души, сюжеты которых были подсказаны Гоголю Л. С. Пушкиным.

Над комедией «Ревизор» писатель кончил работать в 1836 г. Автор мечтал о ее постановке на сцене, для широкой публики. Но влиятельный столичный чиновный мир усмотрел в гоголевской пьесе нападки на власть, автора обвинили в клевете на Россию. Если бы и дело не вмешался император, пьеса не дошла бы до зрителя. Ознакомившись с «Ревизором», Николай I разрешил театральную постановку. Царь видел и знал, что в государственном управлении страной имеется немало недостатков, и считал необходимым бороться с этим злом, к том числе и публично высмеивая его.

Пьеса «Ревизор» произвела сильное впечатление на со­временников. Ничего подобного еще не видела театральная сцена. Русская действительность изображалась в ней с такой талантливой силой и яркостью, что хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, многие негодовали. Комедия встретила живой и сочувственный отклик среди тех, кто выступал за изменение общих политических условий и за публичное выявление недостатков государственного управления.

В 1836 г. Н.В.Гоголь уехал за границу, где с небольшими перерывами находился почти до самой смерти. Он жил в основном в Италии, где и работал над самым крупным своим произведением - поэмой «Мертвые души», в которую он вложил самые заветные свои размышления об исторических судьбах России. В 1841 г. он закончил первый том, который был издан под названием Похождения Чичикова, или Мертвые души.

В 1840-е гг. в мировоззрении писателя произошли серьезные изменения. Гоголь оказался во власти душевного кризиса, серьезной переоценки ценностей, глубоких размышлений о пережитом. Этими настроениями душевной неустроенности, смирения перед жизненными невзгодами, неудовлетворенности созданным им в литературе полна книга 4 Выбранные места из переписки с друзьями.

Как только появилось это сочинение, последовала резкая реакция тех, кто представлял себя «борцом за прогресс, за светлые идеалы». Это негодование отразилось в агрессивном письме В.Г. Белинского, беспощадно заклеймившего Гоголя как отступника. Мысли писателя о том, что все происходящее в жизни следует принимать и. Лермонтов со смирением, Белинский воспринимал как реакционные, полагая, что великий писатель «заблудился», «изменил».

Эти нападки угнетающе подействовали на Гоголя. Появились признаки нового обострения его душевной болезни, Гоголя терзали предчувствия близкой смерти.

Умер Н.В. Гоголь в Москве и был похоронен на кладбище Данилова монастыря. На надгробии были помещены слова пророка Иеремии: Горьким моим словом посмеются. В 1931 г. останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

В ряду замечательных дарований золотого века русской культуры находится и имя М.Ю.Лермонтова (2814- 1841). Он прожил короткую жизнь, но обессмертил себя поэтическими и прозаическими сочинениями, ставшими подлинной классикой отечественной литературы.

Природа одарила М. Ю. Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью - виртуозно играл на скрипке и на рояле, пел арии из итальянских опер, сочинял музыку. Рисовал и писал маслом, и если бы посвятил себя живописи, то мог бы стать известным художником. Легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом. Был хорошо образован, знал несколько иностранных языков. Все ему давалось довольно легко, но потребностью его души стала поэзия, литература.

Всей читающей России М. Ю. Лермонтов стал известен о.’Ш1ч>даря произведениям Смерть Поэта и Бородино Волданным в 1837 г.

Написанное сразу после кончины А. С. Пушкина стихотворение «Смерть Поэта» разошлось в списках. Это лирический монолог молодого Лермонтова о трагической судьбе Пушкина-Поэта.

Стихотворение «Бородино» было напечатано. Старый солдат, заслуженный воин, участник Бородинской битвы, от лица которого в произведении идет рассказ, вспоминает одну из самых героических страниц истории Родины.

Творчество М. Ю. Лермонтова определило послепушкинский этап в развитии русской поэзии.

Судьбы Родины и раздумья поэта над ними нашли свое отражение во многих произведениях поэта (Опять народные витии… Прощай, немытая Россия… Родина о Листок и др.).

Стихи и поэмы Лермонтова наполнены его духовными исканиями, мечтами, порывами, настроениями и вместе с тем трезвым, бесстрашным самоанализом, самопознанием. Это размышления и о вечных вопросах человеческого бытия. Таковы поэмы Мцыри и Демон, стихотворения Парус, Выхожу один я на дорогу…, «И скучно и грустно…, Стансы, Дума, Пророк и др.

Самое значительное произведение М.Ю. Лермонтова - роман Герой нашего времени, сюжетом которого стали жизненные перипетии молодого дворянина, офицера Григория Александровича Печорина, человека одаренного, мыслящего, с сильной волей. Писателю интересна эта богатая, глубокая человеческая личность, которая не может найти применения своим могучим силам, своим бурным страстям.

В архитектуре и скульптуре сохранял свои позиции классицизм с его пристальным вниманием к античному наследию как норме и идеальному образцу. В архитектуре его вершиной стал стиль ампир который выражался в массивных формах с наличием скульптур, дополнявших архитектурное оформление зданий. Градостроительная фантазия в архитектуре обрела невиданный размах. Первая треть XIX в. стала высшей фазой в почти вековом развитии архитектуры русского классицизма. В наиболее крупные достижения связаны с творчеством О. Монферрана, А. Н. Воронихина, А.Д. Захарова и К. Росси.

Их усилиями центр Петербурга приобрел свой неповторимый облик, сформировавшись не как сумма отдельных сооружений, а как цикл пространств. Сообщающиеся друг с другом Дворцовая, Адмиралтейская, Сенатская площади вместе с площадью Биржи, архитектором которой был Ж. Томон (1760-1813), образовали уникальную, грандиозную систему архитектурно-пространственных комплексов.

К числу наиболее выдающихся памятников архитектуры первой половины XIX в. относится огромный Исааки-евский собор в Петербурге, строившийся с 1818 по 1858 г. по проекту французского архитектора О. Монферрана (1786-1858), Собор олицетворял мощь и величие православия, силу России, ставшей, по представлениям Русской Церкви, после падения Византии носительницей истинной (православной) веры Христовой.

В 1834 г. в центре Петербурга был открыт необычный монумент - Александровская колонна, созданная по проекту О. Монферрана. Монумент посвящен победам русского оружия в войне с Наполеоном. Колоссальный гранитный монолит имел 25,6 м в высоту и весил свыше 600 т при общей высоте сооружения в 47,5 м. Венчающая колонну фигура ангела выполнена скульптором Б. И. Орловским (1796-1837).

Еще ранее, в 1811 г., на главной магистрали Петербурга, Невском проспекте, архитектор А. Н. Воронихин (1759-1814) завершил строительство Казанского собора. На площади перед Казанским собором установлены

выполненные скульптором Б. И. Орловским статуи М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли, в которых органично соединились психологизм, конкретность изображений с присущими классицизму строгостью и величавостью. В 1813 г. в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 г. фельд­маршал М. И. Кутузов. Б. И. Орловскому принадлежит также проект здания Горного кадетского корпуса (Горного института), отмеченного монументальной и строгой торжественностью.

Среди наиболее значительных архитектурных памятников Петербурга того времени находится и здание Императорского Эрмитажа (архитектор Л. фон Кленце, 1784-1864), ставшее главным российским музеем, сосредоточившим богатейшие художественные коллекции. Но воле императора Николая I в 1852 г. собрание художественных произведений было открыто для бесплатного.смотра всеми желающими. Эрмитаж стал первым общедоступным музеем в России.

Масштабностью замысла поражают творения К. И. Росса (1775-1849). Его первой крупной работой в Петербургестало строительство великокняжеского Михайловского дворца, ныне здания Государственного Русского музея. Идеи Росси воплотились также в сооружении ансамбля Александринского театра и Дворцовой площади со зданиями и аркой Главного штаба, колоссальная дуга которого окаймляет Дворцовую площадь. Триумфальная арка стала кульминацией всей архитектурной композиции, задуманной как памятник героической славы русского народа, победившего в войне 1812 г.

Шедевром русской архитектуры явилось здание Адмиралтейства. При его строительстве решение сложнейшегокомплекса градостроительных проблем, предложенное архитектором А. Д. Захаровым (1761 -1811), оказалось поразительно точным.

В первопрестольной столице России, Москве, также появляются замечательные сооружения.

По проекту выдающегося архитектора О. И. Бове (1784-1834) в 1814 г. была реконструирована Красная площадь. Старое здание торговых рядов напротив кремлевской стены обрело новый архитектурный облик. Оно превратилось в горизонтально вытянутые здания, создавшие выразительный контраст с устремленными ввысь кремлевскими башнями.

В 1816 г. Бове создал план классического ансамбля Театральной площади. Здесь в 1825 г. открыл свои двери для публики Большой театр, построенный по проекту О. И. Бове и ставший одним из крупнейших в мире театральных зданий.

Организовалось пространство площадей, включившее в себя Краспую, Театральную, Манежную площади. Все это свидетельствовало о том, что архитекторы первой половины XIX в. I мыслили масштабно - отдельное здание или группу зданий они видели! в пространственном размахе улицы, I площади, города в целом. Это предо­пределило характерную для архитектуры ампира протяженность фасадов. | В 1817 г. состоялось открытие огромного здания Манежа, предназначенного для проведения военных смотров, парадов и учений. В нем свободно мог разместиться пехотный полк (2 тыс. человек). Проект был выполнен под руководством инженера А. А. Бетанкура, а отделка фасада принадлежала О. И. Бове. По проекту О. И. Бове был разбит Александровский сад у кремлевской стены, им был создан план 1 й Градской больницы. Бове был автором воздвигнутых в 1834 г. Триумфальных ворот в честь победы в Отечественной войне 1812 г. Ворота располагались у Тверской заставы при въезде в Москву из Петербурга, откуда начиналась глав­ная магистраль города.

На Красной площади в 1818 г. был установлен первый московский памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, выполненный скульптором И. П. Map то сом (1754-1835). Жест Минина указывал на Кремль - алтарь России, по выражению М. Ю. Лермонтова.

На Сухаревской площади в начале XIX в. закончилось строительство большой больницы и приюта, получивших название Странноприимного дома. Этот комплекс зданий был создан на средства графа Н. П. Шереметева архитекторами Е.С.Назаровым (1747-1822) и Дж. Кваренги (1744-1817).

Крупнейшим мастером московского ампира стал Д.И.Жилярди (1788-1845). Лучшими его творениями являются реконструированное после пожара здание Московского университета, построенное в XVIII в. М. Ф. Казаковым, и здание Опекунского совета на Солянке (ныне - Академия медицинских наук России).

Причудливым сочетанием классицизма с декоративными мотивами древнерусского зодчества отмечено творчества архитектора К. А. Тона (1794-1881), создателя Большого Кремлевского дворца, здания Оружейной палаты. Московского Кремля, а также храма Христа Спасителя.

Строгость, суровость, аскетизм присущи творению архитектора В. II. Стасова (1769-1848) - зданию Провиантских складов с их эффектом неколебимой мощи стен.

В других городах Российской империи тоже строилось немало в этот период, но постройки там не отличались столичной грандиозностью.

Театр и драматургия

В первой половине XIX в. происходит становление отечественного театра. Ранее театральные группы существовали либо в усадьбах богатых дворян, -ибо при царском дворе. Городских, или, как тогда говорили, публичных, театров было немного. Располагались они, как правило, в малоприспособленных, темных помещениях, и зрительные залы не были рассчитаны на большое количество публики.

На театр смотрели как на забаву, считалось, что зритель на спектаклях должен лишь развлекаться, веселиться. Поэтому и театральный репертуар состоял главным образом из веселых водевилей, легковесных пьесок, непременное музыкой и танцами.

В Петербурге существовали французский и немецкий театры, постоянно выступали итальянские оперные артисты. На сценах двух крупнейших российских театров - Большого в Москве и Марии некого в Петербурге шли в основном итальянские или французские оперные и балетные спектакли.

В XIX в. положение меняется. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры. В них ставятся отечественные пьесы, затрагивающие большие общественные проблемы (например, пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор»),

В первой половине XIX в. на сцене Александрийского театра блистала замечательная актриса В.Н. Асенкова (181 7-1841). Ей в равной степени удавались как веселые роли в водевилях, так и значительные роли в таких спектаклях, как «Ревизор» (Марья Антоновна) и «Горе от ума» (Софья).

Огромной популярностью в 1830-1840-х гг. пользовался В. А. Каратыгин (1802-1853), ставший общепризнанным первым трагиком русского драматического театра. Он много работал в Александрийском театре. Его актерское мастерство открыло отечественному зрителю глубину и величие пьес У. Шекспира. Его исполнение ролей Гамлета, короля Лира и Отелло публика и театральные критики признавали вершинами актерского мастерства.

В Москве крупнейшим драматическим театром являлся основанный еще в XVIII в. Малый театр (так его называли по контрасту с расположенным рядом Большим театром). В пьесах русских и европейских авторов на сцене Малого театра раскрылся талант выдающихся русских актеров. В их числе был замечательный реформатор русского театра, в частности разработавший принципы искусства актерского перевоплощения, М. С. Щепкин (1788- 1863). Роли Фамусова в «Горе от ума» (первая постановка в 1831 г.) и городничего в «Ревизоре» (первая постановка в 1836 г.) сделали имя это бывшего крепостного крестьянина (вольную он получил в 1822 г.) известным всей России. Щепкин утверждал просветительское значение теат­ра, он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра.

Актер П. М.Садовский (1818-1872) тоже прославился на сцене Малого театра. Его творчество способст­вовало утверждению в репертуаре театра пьес русского писателя-драматурга А. Я. Островского (1823-1886). П. М. Садовский участвовал в постановках всех пьес Островского. Первый раз комедия Островского «Не в свои сани не садись» была сыграна здесь в 1852 г. Вскоре Малый театр стали называть Домом Островского, т. к. его пьесы начали преобладать в репертуаре театра.

Изобразительное искусство

Постепенно в русской живописи первой половины XIX в. универсальный стиль классицизма уступает место романтическому мироощущению. Создаются полотна, которые становятся явлениями духовной жизни общества.

Демократические тенденции новой эпохи ярко выразились в творчестве В.Л. Тропинина (1776-1857).

В. А. Тропинин. Кружевниц»:

Талантливый крепостной художник графа И. И. Моркова, он некоторое время имел воз­можность посещать классы Петербургской Академии художеств, где тщательно копировал произведения западноевропейских мастеров. В 1823 г. Тропинин получил вольную и в этом же году был удостоен звания академика. К тому времени им было создано несколько первоклассных полотен. Тропинину-портретнсту свойственна романтическая приподнятость, его живописный язык свободен и смел. Шедеврами его творчества являются Портрет А. С. Пушкина, Кружевница, «Старик-нищий» и «Пряха».

К. П. Брюллон. Автопортрет:

Блестящий рисовальщик, акварелист, порт­ретист, исторический живописец К. П. Брюллов (1799- 1852) еще учеником Петербургской Академии художеств снискал всеобщую славу. Он окончил Академию с золотой медалью. Затем за счет государства его отправили совершенствовать мастерство в Италию. Здесь он провел несколько лет, написал серию картин из римской жизни. Центральным произведением К. П. Брюллова стала созданная в Италии картина «Последний день Помпеи с ее необыкновенным живописным эффектом холодного молниеносного освещения на фоне огненной лавы, извергающейся из глубин Везувия.

Другая линия брюлловского творчества - так называемый итальянский жанр, наиболее яркими образцами которого являются картины Итальянское утро и Итальянский пол­день.

Мир парадных портретов художника (Портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Паччини, Портрет Н. В. Кукольника, Автопор­трет и др.) с его декоративностью и яркой живописностью воссоздает облик человека в минуты мечтательного уединения.

Родоначальником русской бытовой картины является А.Г.Венецианов (1780-1847). Зрителю открылся несколько идеализированный художником крестьянский мир. Это картины шедевром мастера признан Портрет А.С. Пушкина. Кипренскому принадлежит также серия изображений военных - участников Отечественной войны 1812 г.

С. Ф.Щедрина (1791 - 1830) можно считать родоначальником русской пейзажной живописи. Его полотнам свойственны романтизм, попытка передать состояние радости и счастья в душе человека. Такова серия работ художника Гавани в Сорренто с гаванями, гротами, террасами и верандами, обвитыми виноградом.

А. А. Иванов (1806-1858) придал русской исторической живописи невиданную до той поры психологическую точность.

Отец художника, А. М. Иванов, был профессором живописи, и мальчик с ранних пор пристрастился к рисованию. В 11 лет он поступил в Академию художеств, которую закончил с золотой медалью. Затем отправился совершенствоваться в технике живописи в Италию. Сюжет своего полотна художник взял из Евангелия от Иоанна - Иисус впервые появляется перед народом, принимающим крещение от Иоанна Крестителя. Несколько лет Иванов готовился к этой работе, сделал десятки набросков, написал серию подготовительных полотен, в том числе - Явление Христа Марии Магдалине, за которое был удостоен звания академика.

Более 20 лет художник работал над этим крупнейшим полотном в своей жизни. И в 1858 г. представил его на суд критиков и публики. Огромная картина Явление Христа народу произвела сильное впечатление на современников. Александр II приобрел ее и через несколько лет пода­рил только что возникшему Московскому публичному музеуму и Румянцевскому музеуму. Имя художника и его грандиозного произведения было у всех на устах. Но сам автор не успел насладиться славой: летом 1858 г. он скоропостижно умер от холеры.

Целую серию полотен, на которых запечатлены различ­ные жанровые сцены, отражавшие быт и нравы России того времени, создал Я. А. Федотов (1815-1852).

Живописные произведения Федотова отличаются выразительностью поз, жеста и мимики персонажей, юмором, тщательностью письма. Широкой демократической аудитории предназначались такие его работы, как Свежийкавалер, Разборчиваяневеста, Сватовство майора, Завтрак аристократа, Вдовушка и др.

Музыка

В области музыкальной культуры в начале XIX в. в России безраздельно господствовали сочинения иностранных авторов. Но уже с 1830-х гг. положение начинает меняться, и появляются крупные музыкальные произведения, в которых отечественные композиторы широко используют национальные мотивы.

Представителем романтизма в русской музыке стал А. Н. Верстовский (1799-1862). Композитор считается одним из основоположников русской оперы-водевиля. Его опера Асколъдова могила построена на основе русского фольклора и народных напевов. Она явилась первым подобным произведением в русской музыке.

М. И. Глинка (1804-1857) - общепризнанный родоначальник русской классической музыки. Две его оперы («Жизнь за царя* и «Руслан и Людмила*) положили начало двум направлениям в развитии русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Музыкальная фантазия Камаринская состоит из оркестровых обработок русских народных песен. Русские мелодии пронизывают и оперные произведения Глинки. Он классик русского романса.

Современниками М. И. Глинки были композиторы А. С. Даргомыжский (1813-1869). А. А. Алябьев (1787- 1851).А. Е. Варламов (1801-1848) и А.Л. Гурилев (1803- 1858).

Опера Даргомыжского Русалка ознаменовала рожде­ние нового жанра русской оперы - народно-бытовой психологической драмы.

Алябьев, Гурилев и Варламов явились родоначальниками русского романса - самобытного вокально-музыкального произведения, чувственного и мелодичного.

Замечательному поэту В. А. Жуковскому (1783-1852) и композитору А. Ф.Львову (1798-1870) принадлежит честь создания Государственного гимна Российской империи. 11 декабря 1833 г. состоялось его первое публичное исполнение в Большом театре. Гимн отразил силу духа русского народа, его высокие духовные ценности, великую преданность Родине, одушевленность победой и Отечественной войне 1812 г. Второе название гимна — Молитва русского народа.

Боже, царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам! Царствуй на страх врагам. Царь православный, Боже, царя, царя храни!

Боже, царя храни! Славному долги дни Дай на земли, дай на земли! Гордых смирителю. Слабых хранителю. Всех утешителю - Всё ниспошли!

Перводержавную Русь православную. Боже, царя, царя храни! Царство ей стройное, В силе спокойное. Все ж недостойное Прочь отжени!

О провидение. Благословение

Нам ниспошли, нам ниспошли! К благу стремление. Счастье, смирение, В скорби терпение Дай на земли!

Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого Пушкина. Война 1812 г. и восстание декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия.

Особенно остро противоречия времени обозначились в 40-е годы. Именно тогда началась революционная деятельность А.И. Герцена, с блестящими критическими статьями выступил В.Г. Белинский, страстные споры вели западники и славянофилы.

В литературе и искусстве появляются романтические мотивы, что естественно для России, уже более столетия вовлеченной в общеевропейский культурный процесс. Путь от классицизма к критическому реализму через романтизм определил условное разделение истории русского искусства первой половины XIX в. как бы на два этапа, водоразделом которых явились 30-е годы.

Многое изменилось по сравнению с XVIII в. в изобразительных, пластических искусствах. Возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимались социальные и нравственные проблемы.

Рост интереса к художественной жизни России выразился в здании определенных художественных обществ и издании специальных журналов: "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств" (1801), "Журнала изящных искусств" сначала в Москве (1807), а затем в Петербурге (1823 и 1825), "Общества поощрения художников" (1820), "Русского музеума." П. Свиньина (1810-е годы) и "Русской галереи" в Эрмитаже (1825), провинциальных художественных школ, вроде школы А.В. Ступина в Арзамасе или А.Г. Венецианова в Петербурге и деревне Сафонково.

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, которое нередко оказывается в руках самих архитекторов. Главенствующий стиль этого времени - зрелый, или высокий, классицизм, в научной литературе, особенно начала XX столетия, часто именуемый русским ампиром.

Архитектура первой трети века - это прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте; гражданственная героика античности вдохновляет русских архитекторов. Используется дорический (или тосканский) ордер, который привлекает своей суровостью и лаконизмом. Некоторые элементы ордера укрупняются, особенно это касается колоннад и арок, подчеркивается мощь гладких стен. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи - белые, фон - желтый или серый. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).