Жизнь и деятельность а н радищева. Краткая биография Радищева Александра: история жизни, творчество и книги


Радищев - писатель, именем которого мы гордимся. Из всех замечательных людей XVIII века он ближе и роднее всех советскому гражданину. Недаром первый памятник, воздвигнутый молодой Советской республикой, был памятник Радищеву.

Радищев дорог нам как первый русский революционер, борец против самодержавия и крепостного права, против угнетения человека. Он «вольность первый прорицал», - можем мы сказать о нём словами самого Радищева. Начиная с Радищева, русская литература приобретает новое, ценнейшее качество: возникает непосредственная связь передовой художественной литературы с общественно- революционным движением.

Радищев был широко образованным человеком.

Он имел большие знания в химии, физике, астрономии, минералогии, ботанике, медицине, политической экономии; работал и в области истории, агрономии, теории стиха; знал французский, немецкий, английский, латинский и итальянский языки. Но самое главное - все свои обширнейшие знания, все силы своего ума, чувства и воли он отдал делу служения родине, борьбе за народную революцию, за свободу и счастье трудового народа.

Биография Радищева.

Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в семье крупного помещика. В селе Верхнем Аблязове Саратовского наместничества (ныне Кузнецкого района Пензенской области), на лоне природы Поволжья, в помещичьей усадьбе прошли его детские годы. Крепостная няня и крепостной дядька рассказывали ему народные сказки, вводили его в мир народной поэзии.

Отец Радищева был человек культурный; мать - женщина добрая и чуткая.

Крестьянам у них жилось гораздо лучше, чем у других помещиков, так что во время восстания Пугачёва крепостные спасли от пугачёвцев отца Радищева, его братьев и сестёр. Далеко не такими были помещики - соседи Радищевых. Так, например, в шести верстах от Аблязова находилось поместье Зубова. Этот помешик был настоящий изверг; он совершенно обобрал своих крестьян, отнял у них всё, что они имели. кормил их, как скотину, из общих корыт и зверски наказывал. Радищев знал это. Такие впечатления навсегда врезались в его память.

Лет семи Радищева отправили в Москву. Здесь он жил в семье своего дяди. Вместе с его детьми Радищев учился у лучших профессоров Московского университета, а их общим гувернёром был француз - республиканец по взглядам.

В 1762 году, во время пребывания в Москве Екатерины П, Радищев по ходатайству дяди был «пожалован в пажи. Вскоре после этого Радищев переехал в Петербург и стал учиться в Пажеском корпусе. Образование было здесь поставлено плохо; всё внимание было обращено на воспитание из пажей придворных. Дежурство во дворце и присутствие на всех торжествах вводило пажей в обстановку придворной жизни. Радищев вынес отсюда много впечатлений, которыми впоследствии воспользовался для описания в своём «Путешествии» нравов придворного общества.

В 1766 году в связи с намерениями Екатерины II созвать комиссию по составлению нового Уложения (свода законов) потребовались образованные законоведы. Решено было послать двенадцать молодых дворян в Германию (в Лейпциг) для изучения права. В число этих двенадцати попал и Радищев.

В начале 1767 года Радищев и его товарищи приехали в Лейпциг. Глубокая любовь к народу, к родной природе, тяжёлые воспоминания об ужасах крепостничества и, наконец, оставившие неизгладимый след картины раболепия и нравов придворного общества - вот что воспитывало в Радищеве человека-гражданина, борца против тирании, вот что принёс он с собой за границу. Та обширная политическая литература, которую изучал Радищев за границей, была близка и понятна ему: она только расширяла и оформляла те свободолюбивые идеи, которые уже были заложены на родине.

Радищев пробыл в университете около пяти лет. Он изучал юридические науки, языки, философию, естественные науки и медицину. Кроме того, он много читал, изучая лучшие достижения передовой русской и западноевропейской научной литературы, в частности французской. В это время во Франции назревала буржуазная революция. Своими сочинениями её подготавливали те передовые писатели, которые получили название «просветителей». Ленин указывает, что «в ту пору, когда писали просветители XVIII века...все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками». Эта антикрепостническая направленность произведений французских просветителей, их протест против угнетения человека были близки Радищеву, вольнолюбивому сыну страны, изнемогавшей под игом крепостничества и самодержавия.

После пятилетнего пребывания за границей Радищев вернулся в Петербург. То, что он увидел в своём отечестве, глубоко потрясло его. В первые же дни после его возвращения - зрелище публичной казни участников бунта, вызванного эпидемией чумы.

Комиссия по составлению нового Уложения была распущена. Работать в ней Радищеву не пришлось. Он вынужден был поступить на скромную должность протоколиста в сенате. Здесь он познакомился с «делами» о злоупотреблениях помещиков. Ужасные картины жестоких истязаний и даже убийств крепостных, зверских усмирений восставших крестьян «мелким ружьём и пушкой» проходили перед Радищевым, когда он читал казённые бумаги. Работа протоколиста не могла удовлетворить Радищева, и он перешёл на военную службу, которую также скоро бросил (в 1775 г.).

Радищев принимает участие в организованном Новиковым «Обществе, старающемся о напечатании книг».

В 1777 году Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию, ведавшую торговлей и промышленностью. Во главе этого учреждения стоял образованный вельможа А. Р. Воронцов. Вскоре Воронцов оценил Радищева и стал ему покровительствовать* В 1780 году Радищев был назначен помощником управляющего петербургской таможней, а в 1790 году - управляющим. Но ни служба, по которой он быстро продвигался, ни счастливо сложившаяся семейная жизнь (Радищев женился в 1775 г.) не могли отвлечь его от борьбы за свободу народа. В своих произведениях он неизменно проводил свободолюбивые идеи, вкладывал в написанное всё своё сердце, пламенеющее любовью к свободе, стойкость и непримиримость бойца-революционера.

Политические события, развёртывавшиеся в России (Пугачёвское восстание), в Северной Америке (война за независимость 1776-1783 гг.), во Франции (революция 1789 г.), поднимали и укрепляли революционные настроения Радищева.

На борьбу американских колоний за независимость он откликается одой «Вольность» (1781 -1783), которая представляла собой приветствие американскому народу, освободившему себя от власти Англии, и призыв к революции в России. Ода не была полностью напечатана при жизни Радищева; отрывки из неё он поместил в главу «Тверь» своего основного труда - «Путешествие из Петербурга в Москву».

Но когда Америка стала независимой страной, Радищев понял истинный характер американской «демократии» и заклеймил её как лживую. В главе «Хотилов» своего «Путешествия» он писал, что в Америке «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова». Ж

В 1789 году Радищев напечатал книгу «Житие Ф. В. Ушакова». В ней он рассказал о жизни своего близкого друга, с которым жил и учился в Лейпциге (Ушаков умер в Лейпциге в 1770 г.). Книга была насыщена свободолюбивыми идеями.

Основным трудом, над которым Радищев в это время работал, была книга «Путешествие из Петербурга в Москву». Задумал он это произведение давно, вскоре после приезда из Лейпцига на родину, и работал над ним с перерывами около десяти лет. (Один такой перерыв вызвала в 1783 г. смерть любимой жены.) С 1785 года он возобновляет работу и заканчивает книгу в 1789 году. В июле 1789 года Радищев получил у петербургского обер-полицмейстера разрешение на печатание книги. Но типография, куда он обратился, побоялась её печатать. Тогда Радищев купил печатный станок и устроил типографию у себя на дому. В ней он и напечатал «Путешествие из Петербурга в Москву». Закончив в мае 1790 года печатание 650 экземпляров книги, Радищев отдал в продажу только 25 экземпляров да несколько роздал друзьям и знакомым. Книга вызвала небывалый шум. Скоро она дошла и до Екатерины. Читая «Путешествие», царица пришла в негодование. В своих примечаниях к книге она писала: «Надежды полагает на бунт мужиков..» Царям грозится плахою...» Намерения автора - «показать недостаток теперешнего образа управления и пороки оного (его)» и т. п. Своему секретарю Екатерина сказала о Радищеве: «Он бунтовщик хуже Пугачёва». Хотя книга была издана без имени автора, его вскоре нашли. 30 июня Радищева арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Перед арестом Радищев успел дать распоряжение, чтобы все оставшиеся экземпляры книги были сожжены. Следствие шло быстро, и уже в июле Судебная палата приговорила Радищева к смертной казни. Казнь была заменена ссылкой на 10 лет в Сибирь, в Илимский острог (около 1000 вёрст севернее Иркутска). Полубольного Радищева заковали в кандалы и отправили в Сибирь в ссылку. Екатерина II, заменяя казнь ссылкой, рассчитывала, что Радищев не вынесет тяжкого путешествия или долгой ссылки вдали от семьи, в мучительных раздумьях о судьбе детей. Так бы и случилось, если бы на помощь Радищеву не пришёл Воронцов. Благодаря его хлопотам кандалы с Радищева были сняты, и он получил возможность ехать в несколько лучших условиях!. В Тобольске догнала его родственница и привезла к нему двух младших детей.

После смерти Екатерины II (1796) Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири. Ему было приказано поселиться в имении отца Немцове Калужской губернии, где он и пробыл четыре год», до смерти Павла I. По существу это тоже была ссылка, так как Радищев находился под надзором полиции и ему было запрещено выезжать из деревни. После вступления на престол Александра I в 1801 году Радищева совсем освободили от ссылки. Радищев переехал в Петербург н стал работать в Комиссии по составлению законов. Он составил «Записку о новых законах», где развивал мысль, что «лучше предупредить преступление, нежели оное наказывать», написал «Проект гражданского уложения», в котором говорил о равенстве всех сословий перед законом, об отмене телесных наказаний и пыток, о свободе печати и т. д.

Он оставался верен прежним своим взглядам. Но в комиссии заседали сановники совсем иных убеждений. Они косо смотрели на Радищева, видели в нём вольнодумца, которого не сломила даже ссылка. «Эх, Александр Николаевич! - сказал ему как-то раз руководитель комиссии граф Завадовский, - охота тебе пустословить по-прежнему... Или мало было тебе Сибири?» Эти слова были недвусмысленной угрозой. Смириться Радищев не мог, а бороться был не в силах. И он решил умереть, самой смертью своей протестуй против бесчеловечного режима самодержавия. 11 сентября 1802 года он отравился. «Потомство за меня отомстит»» - написал он незадолго до смерти.

Обновлено: 2011-03-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Русский революционер, писатель, философ-материалист, родился 20(31). VIII.1749 г. в Москве в богатой дворянской семье; умер 12(24).IX.1802 г. в Петербурге.

Детские годы провел в подмосковном имении отца селе Немцове, а затем в Верхнем Аблязове (Пензенской губернии).

Начальное образование Александр Николаевич Радищев получил дома, под руководством отца. Грамоте научил приставленный к нему дядька, крепостной Петр Мамонтов. Запомнилась на всю жизнь нянюшка Прасковья Клементьевна.

С 1756 он живет в Москве, в семье родственника М. Ф. Аргамакова, с детьми которого занимается на дому с преподавателями и профессорами недавно открытого первого русского университета (1755).

В 1762, после переворота, на престол вступила Екатерина II . Во время коронационных празднеств в Москве в том же году Александр Николаевич вместе с другими дворянскими юношами был определен в Пажеский корпус. До 1766 он прожил в столице, учась в корпусе и выполняя обязанности пажа при Екатерине, дежуря в царском дворце.

Желая заполнить судебные учреждения образованными юристами, Екатерина решила отправить в Лейпцигский университет наиболее отличившихся пажей. Радищев вместе со своим товарищем Алексеем Кутузовым оказался в их числе.

С 1766-71 учеба в Лейпцигском университете. Там, Радищев занимался не только на юридическом факультете, но изучал литературу, естественные науки, медицину. Университет дал ему отличные знания, помог овладеть в совершенстве несколькими иностранными языками.

Но жили русские студенты в чудовищных условиях, под надзором начальника русской колонии невежественного, жадного и деспотического майора Бокума.

Студенты, «доведенные до крайности», подняли бунт, во главе которого стал старший по возрасту студент Федор Ушаков. Ненавистник рабства, свободолюбец, Ушаков делал блестящую карьеру в Петербурге . Но, увлеченный философией, он бросил службу и вместе с молодыми людьми уехал в Лейпциг. Человек большого самобытного ума и таланта, твердой воли и непреклонного чувства, он завоевал уважение и любовь своих товарищей, заняв место идейного вождя в русской колонии. Бунт против Бокума дал свои результаты: улучшились условия жизни, студенты стали чувствовать себя свободнее и «с того времени жили... почти как ему (Бокуму) неподвластные». Радищев же сделал важный вывод для себя: насилию, неправде, самодержавному гнету надо противиться. Только сопротивляясь, только бесстрашно борясь против деспотической власти, человек может добиться победы и сохранить себя как личность, отстоять свою свободу и достоинство.

Живя в Лейпциге, русские студенты не теряли связей с родиной. Они внимательно следили за работой Комиссии по составлению «Нового уложения» (законов), которая заседала с 1767. Демократические депутаты, споря с дворянскими идеологами, ставили вопрос об ограничении прав помещиков, о смягчении рабства. Они читали сочинения первых русских просветителей - Я.Козельского («Философические предложения»), сатирический журнал Н. Новикова «Трутень», в котором обличались помещики-крепостники, защищались крепостные крестьяне, развертывалась смелая полемика Н. Новикова с самой Екатериной - автором статей в журналов «Всякая всячина».

Помимо посещения лекций в университете, русские студенты приобретали широкие знания в домашних занятиях, которые проходили под руководством Ушакова. Он считал, что нельзя ограничиваться науками, преподававшимися в университете. Изучая философию, он стремился «иметь понятие и о других частях учености». Так началось знакомство с философией и литературой французского Просвещения, с сочинениями Руссо и Гельвеция, Мабли и Дидро. На этих занятиях, по словам Радищева, он начинал «учиться мыслить». Жизнь его в Лейпциге проходила в напряженном идейном развитии, в активной подготовке к исполнению своего долга по возвращении на родину. Накануне окончания срока обучения ему суждено было пережить большое горе: умер его друг и «учитель, по крайней мере в твердости» - Ф. Ушаков.

В конце ноября 1771 Радищев со своими друзьями - Кутузовым и Рубановским - вернулся в Россию. В декабре они уже были назначены протоколистами в сенат. В обязанности протоколиста входило составление экстрактов (краткого извлечения) всех разбиравшихся там дел по челобитным (жалобам) и подготовка проектов решений.

Работа эта требовала знания юриспруденции и русского законодательства. В свое время он, по обязанности пажа бывая во дворце, видел екатерининское правление с его парадной стороны. Теперь сенат открыл ему крепостную Россию с черного хода - без прикрас, какой она была в действительности: с деспотизмом помещиков, бесправием крестьян, с безнаказанными действиями крупных чиновников государства, бравших взятки, обворовывавших казну, торговавших интересами отечества. Служба в сенате - учреждении, призванном следить за исполнением законов,- убеждала его, что искать правду в самодержавном государстве - дело безнадежное.

Первым общественным выступлением Радищева Александра Николаевича был перевод книги Мабли «Размышление о греческой истории», в которой французский просветитель, прославляя гражданские добродетели и демократический характер государственных учреждений древней Греции, нападал на тиранов. Материалы истории перекликались с современностью, позволяли под покровом истории осуждать монархическую власть. Этим и воспользовался Радищев. Его намерение с особой силой и откровенностью проявилось в примечаниях, которыми он снабдил переводимую книгу. Так в число русских просветителей вошел новый деятель.

С мая 1773-75 он работал в штабе финляндской дивизии. Служба в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора), знакомство с делами беглых рекрутов раскрыли Радищеву жизнь крепостного крестьянства, злоупотребления помещиков при продаже рекрутов, преступные действия правительства. Военная служба помогла ему следить за ходом крестьянского восстания, читать приказы военной коллегии, знакомиться с манифестами Пугачева, в которых были высказаны надежды и требования народа. Восстание Пугачева явилось определяющей вехой в идейном развитии Радищева Александра Николаевича. Русская действительность, социальные противоречия эпохи, вылившиеся в могучую крестьянскую войну против своих угнетателей, довершили его воспитание.

Впервые с такой потрясающей очевидностью раскрылась для него ненависть крестьян к своим поработителям.

Впервые он увидел великую энергию народа в общественном движении, его умение создавать свою армию, узнал о выдвинувшихся «из среды народный» замечательных руководителях восстания, военачальниках, во главе с Пугачевым одержавших победы над прославленными генералами. Все это послужило мощным толчком для теоретической работы Радищева, определило демократизм его убеждений.

Именно после крестьянского восстания 1773 - 75 коренные вопросы социального и политического развития отечества стали в центре внимания Радищева А.Н.. Он настойчиво стал изучать жизнь народа, его художественное творчество, проявляя особый интерес к многочисленным и постоянным в крепостническом государстве «бунтам, к расправам крестьян со своими помещиками-мучителями.

В 1775 уйдя в отставку, Радищев Александр Николаевич женился на племяннице своего университетского товарища - Анне Васильевне Рубановской.

В 1777 он вернулся на службу, поступив в Коммерц-коллегию, руководителем которой был гр. А. Р. Воронцов, либеральный вельможа, настроенный оппозиционно к Екатерине II. Огромные знания Радищева, его честность и принципиальность в исполнении своего служебного долга были замечены и высоко оценены Воронцовым. Он приблизил к себе Радищева, между ними возникли дружеские отношения.

Десять лет служил Радищев в таможне в должности помощника Даля.

С 1780-х гг. начинается новый этап развития Радищева - его произведения проникаются революционной мыслью. В своих сочинениях он будет выступать как революционер. Годы, проведённые в Петербурге, были годами напряженной работы - служебной и литературной. Много времени отнимала семья.

В 1780 Радищев написал «Слово о Ломоносове» (опубл. в 1790), в котором дал высокую оценку замечательному русскому деятелю - ученому и поэту, «исторгнутому из среды народныя».

В 1782 - «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего», посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I работы Фальконе (знаменитый Медный всадник). В облике Петра Радищев увидел могучую личность великого преобразователя, русского «плотника», «обновившего Россию». В то же время он подчеркнул и второй лик Петра - «властного самодержца», который, укрепляя русское помещичье государство, «истребил последние признаки дикой вольности своего отечества».

В 1783 после непродолжительной болезни умерла жена Радищева, оставив ему четверых маленьких детей - трех сыновей и дочь. Приходилось заниматься воспитанием детей и всеми домашними делами. К счастью, в лице сестры жены, Елизаветы Васильевны Рубановской, самоотверженной девушки, он нашел верного и доброго помощника.

В то же десятилетие внимание всего мира привлекли события за океаном - там тринадцать английских колоний подняли восстание против колониального владычества королевской Англии и образовали новую республику - Соединенные Штаты Америки: Радищев А.Н. с огромным интересом следил за вооруженной борьбой народа за свою свободу.

В 1783 американская революция победила. Ее опыт подтверждал правильность складывавшейся у Радищева теории, что уничтожить рабство, угнетение может только сам народ, которому свойственно и высшее творчество - революция.

Служба в Коммерц-коллегии, а потом в таможне не могли его удовлетворить. Он стремился к деятельности на благо страждущего в оковах народа. Какой же могла быть эта деятельность? Работа французских и русских просветителей помогала Радищеву определить свой путь.

Он принимает решение выступить единым фронтом с просветителями и передовыми писателями, избрав для этого писательскую деятельность, рассматривая свободное слово как сильное оружие в борьбе. Предстояло написать правду о политическом строе России, о положении народа, о деспотизме екатерининского правления, о революции, которая одна только может преобразовать отечество на началах вольности. Радищев А.Н. определил свое понимание роли писателя: он не только патриот (какими были Ломоносов и Державин), но и революционер, «прорицатель вольности» и потому активный политический деятель, вождь освободительного движения.

В 1783 Радищев закончил оду «Вольность» - первое революционное стихотворение в России. В ней Радищев приветствовал победивший американский народ, славил его революцию. Ода - произведение огромного философского и политического содержания, в ней была изложена теория народной революции. Создавая оду, пробуя свои силы в поэзии, писатель должен был «вдаваться в области неизведанные», прокладывать пути русскому революционному стихотворству. Он избрал жанр оды, который получил широкое распространение в европейском и русском классицизме. В одах раскрывалась высокая, торжественная тема, причем, как правило, высокое определялось тем, что было посвящено богу и царю. Радищев же написал революционную оду, в которой, воспевая свободу, отстаивал право народа судить и казнить царя-злодея. Александр Николаевич создает новое представление о высоком - это стремление человека к свободе, ко всему прекрасному. Ода начинается гимном вольности.

Она «бесценный дар» человека, «источник всех великих дел». Что же является «препоной свободе»? Законы, создаваемые самодержавием и освящаемые церковью, согласно которым у народа отняли вольность и утвердили рабство. Значит, народ имеет право вернуть отнятую у него свободу, выступить против монарха.

Ода завершается вдохновенным пророчеством о будущей победе русской революции.

Историзм помог ему понять, что в современных ему условиях победа еще невозможна.

Ода Радищева «Вольность» глубоко лирична, она воссоздает духовный облик автора - первого русского революционера. Небывалым предстал нравственный мир личности, избравшей для себя жребий «прорицателя вольности». Ненавистник рабства, он мечтал - и это была мечта о революции в России, о «дне, избраннейшем всех дней».

В 1784 из бывших воспитанников Московского университета, определившихся после окончания обучения на службу в столицу, в Петербурге было создано «Общество друзей словесных наук». Кроме бывших студентов, в него входили молодые чиновники, а позже - молодые офицеры. В это общество вступил Радищев А.Н., желая установить тесные связи с передовой молодежью и мечтая подчинить целям революционной пропаганды журнал общества - «Беседующий гражданин». В журнале печатались статьи, получившие общее одобрение всех его членов. На одном из собраний он прочитал статью «Беседа о том, что есть сын отечества», проникнутую «вольностью духа» (опубл. в 1789). Писатель доказывал, что свободного по рождению человека преступно превращать в «тяглый скот». Истинным сыном отечества, патриотом может быть только свободный человек.

Потому им не может быть крепостной крестьянин, превращенный в раба.

В 1787 Радищев закончил автобиографическую повесть «Житие Ф. В. Ушакова» (опубл. в 1789), посвященную воспоминаниям о годах, проведенных в Лейпцигском университете. Повесть рисовала образ положительного героя - человека и гражданина, готового к борьбе за свободу своего народа.

С середины 80-х гг. Радищев А.Н. приступил к работе над главным своим сочинением - «Путешествием из Петербурга в Москву», в котором мужественный писатель ставил коренные проблемы русской революции. Книга отличалась необыкновенной широтой охвата явлений русской действительности XVIII в. и глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи. Жанр путешествия, при котором возможно описание самых различных сторон жизни, Александр Николаевич использовал для освещения вопросов экономики и права, политики и религии, войны и мира, морали, семейных отношений, положения женщины, воспитания детей, вопросов культуры (школа, цензура, печать) и другого.

Вся книга пронизана, с одной стороны, страстной любовью автора к русскому закрепощенному крестьянину и, с другой - ненавистью революционера к помещикам- крепостникам, «алчным зверям и пиявицам ненасытным», ко всему самодержавно- крепостническому строю. Главными героями книги стали народ, движущая сила будущей революции, и передовой дворянин, от имени которого ведется рассказ, порывающий со своим классом и становящийся в ряды «прорицательной вольности», деятелей революции. Книга должна была «отнять завесу с очей» тех, кто «взирал непрямо на окружающие его предметы», должна была открыть истину, раскрыть заблуждения, научить понимать «истинное блаженство».

Весной 1789 «Путешествие» было отдано в цензуру. Цензор по небрежности дал разрешение печатать книгу, не прочитав ее. Для того чтобы издать революционное сочинение, Радищеву пришлось завести у себя в доме маленькую типографию, где с помощью своих друзей он и напечатал ее в количестве 650 экз.

В апреле 1790 он официально был назначен директором столичной таможни.

А в мае 1790 уже продавалось в книжной лавке Зотова в Гостином дворе «Путешествие». Слух о выходе революционного сочинения быстро распространился по столице. Дошел он и до Екатерины II. Секретарь императрицы Храповицкий записал в дневнике: «Говорено о книге «Путешествие от Петербурга до Москвы»...

Открывается подозрение на Радищева...Сказывать изволили, что он бунтовщик, хуже Пугачева». После ареста книгопродавца Зотова писатель уничтожил нераспроданные экземпляры книги. 30 июня 1790 Радищева по приказу Екатерины был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

В июле 1790 сенат приговорил его к смертной казни «посредством отсечения головы». Екатерина - возможно, из опасений потерять в Европе репутацию просвещенной императрицы - повелела сослать его «на десятилетнее безысходное пребывание» в далекий сибирский острог - Илимск.

8 сентября его, закованного в кандалы, отправили в Сибирь. Императрица, проявляя «милость», была уверена, что он не вынесет тяжелого пути и погибнет, еще не доехав до места ссылки. Так бы оно и случилось, если бы не вмешался вельможа Воронцов. Он потребовал от Екатерины, чтобы она приказала снять с осужденного кандалы.

Затем, используя свои связи с губернаторами и свое влияние, он послал вслед за Радищевым специальных курьеров с письмами к тем губернаторам, через чьи губернии должен был ехать ссыльный. В письмах он просил оказать ему личную услугу и облегчить осужденному Радищеву Александру Николаевичу условия тяжелой дороги. Желая заручиться поддержкой могущественного вельможи, губернаторы выполнили его просьбы, снабдили Радищева всем необходимым для дальнего и трудного пути. В далеком Тобольске он задержался на полгода. Туда же к нему прибыла Елизавета Васильевна Рубановская с его двумя младшими детьми.

Мужественная девушка, полюбив Александра Николаевича, решила последовать в Сибирь за дорогим ей человеком, чтобы быть вместе с ним, чтобы облегчить его участь и скрасить его жизнь в ссылке.

Ни следствие, ни суд, ни ссылка не сломили могучий дух революционера. Живя в Илимске, он ищет и находит способы и пути к многообразной деятельности. В центре всех занятий Радищева в Илимске была работа над философским сочинением «О человеке, о его смертности и бессмертии», за которое он принялся уже на двенадцатый день своей илимской жизни. В нем основной философский вопрос - об отношении сознания к природе - Радищев А.Н. решал как материалист. Он указывал, что мозг является материальным органом мысли.

Здесь же он развивал тезис о познаваемости мира человеком, категорически отвергая учение о врожденных идеях. Развивая идею изменения природы, вскрывая влияние окружающей среды на развитие организма, Радищев, однако, оставался метафизическим материалистом. Он писал: «Шествие природы есть тихо, неприметно и постепенно».

Он не только освоил достижения материализма и естественных наук XVIII в., но и внес в теоретическую разработку проблем материализма революционную идею, которая отличает его от материализма французских энциклопедистов, бывших сторонниками мирных способов социальных преобразований.

Смерть Екатерины в ноябре 1796 избавила Александра Николаевича от сибирской ссылки. Новый император Павел разрешил ему покинуть Илимск и поселиться в подмосковном имении его отца Немцове, где он должен был жить под строжайшим полицейским надзором. Радость возвращения в родные края была омрачена новым несчастьем: по дороге простудилась и после тяжёлой болезни умерла подруга Елизавета Васильевна. В Немцово он прибыл с маленькими детьми.

Только в 1801 он получил полную свободу, когда на престол вступил Александр I . Вернувшись в Петербург, Радищев много работает, пишет поэтические и прозаические сочинения, встречается с новыми общественными деятелями - просветителями, литераторами. Указом нового царя он назначается в Комиссию по составлению законов и активно занимается составлением проектов законодательных реформ. До нас дошли три юридических сочинения Радищева:

«О законоположении»,

«Проект гражданского уложения».

«Проект для разделения уложения Российского».

Программа Радищева, сформулированная им в 1802 в законодательных сочинениях, включала требование уничтожения крепостного права и сословных привилегий, уничтожения чудовищного произвола властей, отмены телесных наказаний. И в период либеральных обещаний Александра I писатель подвергался травле в Комиссии по составлению законов за вольнолюбивые «особые мнения» по казусным (спорным) делам («О ценах за людей убиенных», «О праве подсудимых отводить судей и выбирать себе защитника»). Председатель комиссии гр. П. В. Завадовский заявил Радищеву, что если он не смирится, то его ждет новая сибирская ссылка. Понимая невозможность осуществления своих идеалов, Радищев А.Н. в ответ на угрозы и преследования покончил жизнь самоубийством.

Главной книгой Радищева, делом его жизни, революционной энциклопедией русского Просвещения, было «Путешествие из Петербурга в Москву». Пушкин называл его «сатирическим воззванием к возмущению». Выдвинув идею народной революции, Р. изобразил народ в своем «Путешествии» так, как он еще никогда не изображался ни в русской, ни в мировой литературе. До Радищева народ не был героем искусства. Для классицизма жизнь крепостного крестьянства - «низкая» тема, поэтому писатели-классицисты изображали не народ, а отдельного крестьянина, да и то как сатирический персонаж - в комедии или басне. Новое искусство - сентиментализм - разрушало сословный принцип и учило ценить любого человека, вне зависимости от его происхождения и положения.

Но своим героем оно сделало не народ, а представителя третьего сословия, чаще всего мелкого буржуа, человека, делающего карьеру или отстаивающего свое семейное счастье. В русской литературе первое изображение крепостного мы встречаем у Новикова в «Трутне» (1769). В соответствии со своими просветительскими убеждениями он протестовал против крепостного права, показывал униженную рабством и ужасающей нищетой жизнь, взывал к чувству, к человеколюбию, к жалости дворян. Отсюда и характер изображения крепостного: несчастный Филатка лишь скорбно плачется на свою судьбу, он не протестует, но молит барина быть милостивым отцом своих крепостных.

Радищев , писатель-революционер, сделал именно народ героем своей книги, совершив тем самым переворот в литературе. Его открытие состояло в том, что, изображая русских крестьян, людей, отягощенных рабством, низведенных крепостничеством на положение «пленников в отечестве своем», он героизировал их, видя в каждом мужике дремлющую до случая силу, которая сделает его истинным сыном отечества, патриотом, деятелем революции. Мы чувствуем в «Путешествии» в каждом русском крепостном будущего освободителя России. Через индивидуальный облик каждого просвечивает потенциальная судьба свободного человека. Радищев писал так о русском народе потому, что верил и понимал, что именно ему предстоит решить судьбу русского государства, обновить отечество.

Образ бурлака открывает галерею крестьян «Путешествия». Утверждая свою веру в народ, Радищев дерзко бросает вызов дворянству и самодержцу, заявляя: «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровью от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской». В Любани происходит встреча с пашущим крестьянином. Писатель подчеркивает: как ни чудовищно положение крепостного, но его труд, даже безмерно тяжелый, спасает его и от голодной смерти, и от нравственной гибели. Несмотря на бедность, он полон достоинства и потому не плачется, а судит своего жестокого барина. В нем нет ни капли смирения и унижения.

Еще более характерна встреча путешественника с крестьянской девушкой Анютой в деревне Едрово. Несмотря на бедность, сиротство и рабское положение, она независима, горда, полна достоинства. Основа ее жизненного поведения, как и у крестьянина из Любани,- труд. По деревне о ней слава: «Какая мастерица плясать! всех за пояс заткнет, хоть бы кого... А как пойдет в поле жать... загляденье». Крестьянин из Любани, Анюта из Едрова - крепостные, сумевшие, несмотря на гнет рабства, сохранить в себе «величественные преимущества человека».

Встреченный в Городне рекрут - крепостной интеллигент; волею «человеколюбивого помещика» он получил образование, и в нем оказались разбуженными дремавшие силы, таланты и способности. Главное в нравственном облике образованного крепостного - рост самосознания; он говорит о себе: Я «есмь человек, реем другим равный».

Он «тверд в мыслях» и ненавидит «робость духа». Разбуженное в нем человеческое достоинство делает его активным и смелым. Как истинно русский человек, он терпелив, но до предела. Он грозно предупреждает своего мучителя: «не доводи до отчаяния души», «страшись!». Рядом с образом крепостного интеллигента - образ Ломоносова, сына холмогорского рыбака («Слово о Ломоносове»). Крепостной интеллигент - только возможность, Ломоносов - свершение. Ломоносов - великий деятель русской национальной культуры - неопровержимое свидетельство талантливости русского трудового народа, его огромных потенциальных сил, его способности к величайшему созидательному творчеству.

С еще большей силой новаторство Александра Николаевича Радищева проявилось в созданном им коллективном образе народа. Крестьяне даны Р. в действии, в наивысший момент своей жизни - в момент, когда они совершали справедливое отмщение своим мучителям и поработителям. Впервые мы сталкиваемся с народом в действии в главе «Зайцево», где крестьяне, доведенные до крайности помещиком, обрушили на него свое мщение. В главе «Хотилов» прямо говорится о Пугачевском восстании, которое подняло десятки тысяч крестьян и сделало из них мужественных воинов, одушевленных желанием «освободиться от своих властителей». Создавая образ русского народа, писатель использовал народнопоэтические мотивы, в особенности русскую песню. Он был убежден, что песня, обнаруживая «образование души нашего народа», раскрывает его характер. Герцен отлично понял это, сказав, что в песне автор «Путешествия» нашел «ключ к таинствам народа». Новаторство Радищева как писателя тесно связано с его революционными убеждениями.

Создав первую революционную оду - «Вольность», он утверждал пафос борьбы за свободу человека как основное содержание гражданской поэзии, тем самым надолго определив поэтический словарь русской вольнолюбивой лирики - декабристов, Пушкина, Лермонтова, Огарева. При внешнем сходстве книги Радищева А.Н. с жанром сентиментального путешествия она не может быть отнесена к литературному направлению сентиментализма. Пафос «Путешествия» Радищева не в изображении внутреннего мира автора, а в создании реальной картины действительности, правдивых, социально заостренных портретов крестьян и крепостников.

Исторический подход к обществу, понимание социальной обусловленности человека позволили Радищеву создавать типические характеры. Своим творчеством он способствовал победе реализма в русской литературе.

Александр Николаевич Радищев (20 (31) августа 1749, Москва - 12 (24) сентября 1802, Санкт-Петербург) - русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.
Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в семье, имеющей дворянские корни. Дед Радищева был денщиком у Петра I, затем служил в гвардейских войсках. Отец же Радищева, будучи очень образованным человеком, предпочел военной службе ведение хозяйства. Сам Александр был первым ребенком в семье.

Радищев получил образование по гимназической программе, затем был отправлен в Лейпциг для продолжения образования. После возвращения в Петербург Радищев был назначен протоколистом в сенате.
Всю жизнь Александр Николаевич посвятил литературному труду. Его перу принадлежат многие произведения на исторические, политические и философские темы. Наиболее известное произведение - "Путешествие из Петербурга в Москву" - было закончено в 1790 году. В этом же году за распространение данной книги Радищев был арестован и отправлен в сибирскую ссылку, где он пробыл пять лет. Вплоть до 1801 года Александр Николаевич жил под постоянным надзором полиции.
Затем по ходатайству А. Р. Воронцова Радищев стал членом Комиссии по составлению законов, здесь он проработал всю оставшуюся жизнь. Умер Радищев 12 сентября 1802 года.

Воспитателями Александр Радищева были крепостные. На ранних годах жизни Николая они научили его писать и читать. Именно тогда ребенок открыл для себя тяготы жизни крестьян - от крепостных он узнал о жестокосердии соседских помещиков. Рассказы об их издевательствах над крепостными оставили глубокий след в душе мальчика, который впоследствии превратился в ненависть к угнетателям. При достижении шестилетнего возраста в дом был приглашен француз, который после оказался беглым солдатом. Да и французского языка он практически не знал. С ним пришлось расстаться. В 1756 году отец отвез сына в Москву - в дом родственника матери. Последний являлся племянником директору Московского университета. Александр Радищев начал учебу в по гимназической программе университета. Правда, знания он получал на дому, но также как и гимназисты посещал экзамены, участвовал в диспутах, имел доступ к книжной лавке при университете. Читал Александр очень много.

В 1762 году Александр Радищев стал пажом. К этому времени он представлял собой юношу, получившего отличное образование. В следствие этого его записали на придворную службу. Он стал пажом. В 1764 году Александр совершил свое первое путешествие. В составе Пажеского корпуса он провожал императрицу из Москвы в Петербург. Прибыв в Петербург, он оказался совершенно одним в незнакомом для него городе; здесь он провел более двух лет - с 1764 по 1766 годы.

Радищев был отправлен на обучение в Германию. В 1766 году императрица отправила двенадцать молодых дворян за границу - в Лейпцигский университет. Постигать юридические науки отправился и Александр Радищев. Среди молодых людей заметно отличался Федор Васильевич Ушаков - будучи самым старшим (на тот момент ему исполнилось 19 лет), он имел острую жажду знаний (ради этого даже бросил выгодное место чиновника), благодаря чему вскоре сделался главой группы.Учеба в Лейпциге продолжалась пять лет. Кроме изучения предметов, предусмотренных программой, Александр Радищев интересовался литературой, иностранными языками, медициной. В Россию студенты начали съезжаться в 1771 году.

Литературная деятельность Александра Николаевича началась во время учебы в Лейпциге. Здесь он начал переводить брошюру политического деятеля Гика, которая имела политическую тематику. Выбор именно этой темы для перевода говорит об соответствующих увлечениях Радищева.

В 1771 году Радищев стал получил должность протоколиста. После возвращения на родину Александр Николаевич стал протоколистом в сенате. Он получил чин титулярного советника.

Радищев не ограничился работой в сенате. В свободное от службы время он занимался переводом сочинения Г. Б. де Мабли - известного французского мыслителя. Летом 1773 года Александр Николаевич написал автобиографическую повесть. Она называлась "Дневник одной недели". Работа в таком учреждении как в сенате давала молодому автору огромное количество материала для размышлений над судьбой страны, утвердившимся государственном строе и т.п. Некоторые подробности своей службы Радищев и описал в своей работе. Правда, свет этот труд увидел спустя много лет - повесть была издана только в 1811 году (уже после смерти автора).

О начале восстания под предводительством Пугачева Александр Николаевич узнал в Финляндской дивизии. Здесь он получил должность полкового судьи. Вероятно, что Радищев лично видел казнь Пугачева 10 января 1775 года. Это восстание привело Александра Николаевича к мысли, насколько самодержавие вредит развитию страны, а также к тому, что избавиться от угнетающего крепостного права можно только при помощи вооруженной борьбы.

В марте 1775 года Александр Николаевич настоял на отставке. Впрочем, через некоторое время Радищев был принят на должность юрис-консула. Граф Воронцов, занимающий видное место среди государственных сановников, оценил способности Александра Николаевича и способствовал назначению Радищева на более высокий пост. В 1780 году он стал помощником управляющего Петербургской таможни, где служил вплоть до 1790 года. Затем он был назначен управляющим Петербургской таможни.

Лучшие художественные произведения Александра Николаевича Радищева относятся к 80-м годам XVIII столетия. Именно в эти годы были созданы отличные исторические, художественные и публицистические произведения. В 1780 году Радищев написал "Слово о Ломоносове". Ода Александра Николаевича "Вольность", написанная в период с 1781 по 1783 годы, открыла русское революционное направление в литературе. В 1788 году Радищев закончил трудиться над второй своей автобиографической повестью. В ее содержание вошло описание учебы Радищева в Лейпциге. Он рассказал о своих товарищах, вместе с которыми коротал университетские годы, а также о важной роли просвещения и воспитания. В эти же годы Александр Николаевич написал несколько трактатов по истории Отечества и состоянии таможенного дела в Российской империи.

Радищев - член Общества словесных наук. Вошел он в него во второй половине 80-х годов. На собраниях общества Радищев читал свои статьи, в которых рассуждал о благородстве, сострадании, благонравии и других добродетелях.

Радищев - автор "Путешествия из Петербурга в Москву". Главная книга в жизненном пути Радищева была закончена в 1790 году. Этот труд увековечил имя Александра Николаевича в памяти его потомков. Только вот императрица вовсе не оценила его старания, назвала "бунтовщиком", да еще и "хуже Пугачева" - настолько острые проблемы освещались в этой книге. Издавать этот труд Радищева не решался никто, поэтому Александр Николаевич взялся за это дело собственнолично - типографию организовал на втором этаже своего петербургского дома. Радищев смог издать примерно 650 экземпляров книги, часть которых уже в мае 1790 года появилась в продаже. Несколько экземпляров Радищев подарил своим знакомым. Что же не понравилось Екатерине Великой, когда она собственно прочитала эту книгу? Основной ее темой стало бесчеловечное отношение помещиков со своими крепостными. Но мало того, он осмелился оправдывать вооруженный бунт крестьян против жестоких господ - изменить государственный строй, по его мнению, можно было только восстанием.

За свои убеждения Радищев был арестован. Это случилось 30 июня 1790 года. К нему в дом прибыл полковник Горемыкин и предъявил ордер на арест. Радищев был заключен в Петропавловскую крепость, следствие по его делу продолжалось две недели. Приговор, вынесенный Петербургской палатой уголовного суда, звучал грозно - Александр Николаевич Радищев приговаривался к смертной казни. Однако императрица его не утвердила, слишком большая была вероятность недовольства общественности. А. Н. Радищев был отправлен в ссылку сроком на 10 лет. Местом ссылки стала Сибирь - Илимский острог.
Интересен тот факт, что вслед с Александром Николаевичем в место ссылки поехали некоторые из его крестьян, а точнее, из бывших крестьян - перед арестом он дал им вольную.

Радищев отправился в Сибирь в легком платье. К 8 сентября 1790 года он едва мог держаться на ногах - сказались истощение и огромное нервное напряжение. К тому же в путь он отправился в легком платье. Вероятно, Екатерина подумывала о смерти Радищева в дороге, тогда общественность встревожилась бы не так сильно, как в случае с возможной казней. Однако граф А. Р. Воронцов, когда узнал о том, что Александра Николаевича везут в острог, распорядился, чтобы тверской губернатор купил Радищеву все необходимое - Воронцов лично отослал ему деньги.

"Путешествие из Петербурга в Москву." было запрещено. Значительную часть изданных книг Радищев сжег собственноручно еще до ареста. 6 экземпляров были обнаружены соответствующими органами власти и уничтожены. До нашего времени дошло менее пятнадцати экземпляров "Путешествия из Петербурга в Москву" издания Радищева.
Те проблемы, которые осветил Александр Николаевич Радищев в своем труде, продолжали беспокоить умы русских людей еще на протяжении столетия. А сколько книга перетерпела гонений! Даже в 1905 году все попытки издать книгу в полном варианте были пресечены властями, которые усматривали в ней подрывание монархических устоев и революционные нотки в настроении автора. Радищева обвиняли в посягательстве на доброе имя важных вельмож, особенно государственных служащих, а также в убеждении крестьян в необходимости насильственных действий против помещиков.

В сибирской ссылке Александр Николаевич Радищев провел пять лет. В Илимском остроге он занимался общественной деятельностью и домашней работой: он врачевал, собственноручно делал прививки от оспы (знания по медицине здесь ему пригодились), проводил различные эксперименты по выплавке руды, соорудил у себя дома плавильную печь, которую использовал для обжига посуды. Однако самым важным для Радищева занятием и в Сибири оставалась литература - среди его работ и философские трактаты, повесть о Ермаке, а также историческое расследование.
Из ссылки Александра Николаевича освободил новый царь - Павел I, он приказал ему жить в своей деревне. Но полностью свободным человеком Радищев так и не стал - он жил постоянно под надзором полиции. Представители полиции могли заявляться в имении Александра Николаевича в абсолютно когда им заблагорассудится. Они имели полное право читать все письма Радищева, копировали их содержание и предоставляли копии Павлу I. Такая жизнь была очень тяжела, спасала Радищева только работа.

После окончания срока ссылки Радищев не стал свободным. В 1800 году, когда закончился десятилетний срок ссылки, отведенной Радищеву императрицей Екатериной Великой, Павел I не прекратил надзора за Александром Николаевичем.

Александр I освободил Радищева. Указ об амнистии был издан новым императором 31 мая 1801 года. Граф А. Р. Воронцов посодействовал возвращению Александру Радищеву дворянского титула. Он снова мог проживать в Петербурге и даже был включен в Комиссию составления законов, в которой он работал до последних дней жизни. В возрасте 53 лет - в 1802 году - он скончался, обстоятельства его смерти до конца не понятны, ведь последними его словами были "Потомство за меня отомстит". Скорее всего, в них он выразил свое сострадание к крепостным, надежду на разум самодержцев и обиду за государственные порядки России.

Русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинении. В главном произведении Радищева — "Путешествии из Петербурга в Москву" (1790) — широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 года распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801 — 02) вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.

Биография

Родился 20 августа (31 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Детские годы прошли в подмосковном имении отца, селе Немцове, а затем в Верхнем Аблязове.

С семилетнего возраста мальчик жил в Москве, в семье родственника Аргамакова, с детьми которого учился дома с профессорами только что открытого университета.

В 1762 — 1766 учился в Петербургском пажеском корпусе, затем в течение пяти лет продолжал образование на юридическом факультете Лейпцигского университета, а также изучал литературу, естественные науки, медицину, овладел несколькими иностранными языками. Большую роль в формировании мировоззрения Радищева сыграло его знакомство с сочинениями французских просветителей — Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, читая которых, "учился мыслить".

По возвращении в Россию в 1771 был назначен протоколистом в Сенат, затем в 1773 — 1775 (годы крестьянского восстания Е. Пугачева) служил в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора) в штабе финляндской дивизии. Военная служба дала возможность познакомиться с делами беглых рекрутов, злоупотреблениями помещиков, манифестами Пугачева, читать приказы военной коллегии — все это стало определяющим в идейном развитии Радищева. В год расправы с Пугачевым он ушел в отставку, женился на А. Рубановской.

В 1777 Радищев поступил в Коммерц-коллегию, руководителем которой был либеральный вельможа А. Воронцов, оппозиционно настроенный к Екатерине II, который приблизил к себе Радищева и в 1780 рекомендовал для работы в столичной таможне (с 1790 был директором).

В 1780-е годы Радищев поддерживал бурно развернувшуюся деятельность русских просветителей: Новикова, Фонвизина, Кречетова. С интересом следил за событиями войны за независимость в Северной Америке (1775 — 83), в ходе которой образовалась новая республика — Соединенные Штаты Америки.

В эти годы Радищев активно занимался литературным трудом. Написал "Слово о Ломоносове", "Письмо к другу...", закончил оду "Вольность".

В 1784 в Петербурге было создано "Общество друзей словесных наук" из бывших воспитанников университета, в которое вступил и Радищев, мечтая подчинить целям революционной пропаганды его журнал "Беседующий гражданин". Здесь была опубликована статья Радищева "Беседа о том, что есть сын Отечества" (17897.

С середины 1780-х приступил к работе над "Путешествием из Петербурга в Москву", которое в 1790 было напечатано в количестве 650 экземпляров. После известных слов Екатерины II ("он бунтовщик, хуже Пугачева") книга была конфискована, Радищев арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Смертную казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск.

Находясь в ссылке, Радищев изучал по поручению графа А. Воронцова сибирские промыслы, экономику края, быт крестьян. В письмах к нему он делился мыслями об организации экспедиции по Северному морскому пути. В Илимске написал "Письмо о китайском торге" (1792), философский труд "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792㭜), "Сокращенное повествование о приобретении Сибири" (1791 — 96), "Описание Тобольского наместничества" и др.

В 1796 Павел I разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. Полную свободу он получил в марте 1801 при Александре I.

Привлеченный в Комиссию по составлению свода законов, он занимался разработкой проектов законодательных реформ. Законодательные сочинения Радищева включали требование уничтожения крепостного права и сословных привилегий, произвола властей. Председатель Комиссии граф П.Завадовский пригрозил Радищеву новой ссылкой в Сибирь. Доведенный до отчаяния, Радищев 12 сентября (24 н.с.) 1802 кончил жизнь самоубийством, приняв яд.