Основные литературоведческие понятия:
Тема - это то, о чем идет речь в произведении; круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного изображения. Совокупность тем называется тематикой.
Тему можно:
Определять
По-разному решать
Формулировать
Излагать
Развивать
Осмысливать
Раскрывать
Трактовать
Конкретизировать
Тема может быть:
Основной
Философской
Актуальной
Общечеловеческой
Глубокой
Главной
Общественно значимой
Частной
Побочной
Фоновой
Созвучной
Излюбленной
Сквозной
Полностью исчерпанной
Лирической
Устойчивой
Тема может:
Взаимодействовать с другими темами
Варьироваться в зависимости от замысла автора
Преломляться в различных героях и ситуациях
Проходить через все произведение
Выделяться среди множества других тем
Решаться по-разному
Сменяться другими темами
Воплощаться в отдельном произведении
Появляться в творчестве писателя и т. д.
Проблема - это основной вопрос, который поднял автор.
Проблема может быть:
Злободневной
Актуальной
Серьезной
Основной
Назревшей
Неразрешимой
Наболевшей
Главной
Сложной
Проблематика - это круг вопросов.
Проблематика может быть:
Социально-политической
Культурно-бытовой
Нравственно-этической
Философской
Национально-исторической
Эстетической
Литературной и т. д.
Идею можно:
Формулировать
Выражать
Высказывать
Определять
Идея может:
Обретать жизнь
Выступать через систему образов
Звучать в заглавии текста, рассуждениях автора, финале и т. д.
Сливаться с темой в нерасторжимое целое
Являться ведущим началом в композиционном расположении работы
Жить в образах
Воздействовать на наше сознание
Восприниматься читателями
Углубляться т. д.
Пафос - эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств.
Пафос может быть:
Драматическим
Сатирическим
Трагическим
Комическим и т. д.
Композиция - определенная организация, построение текста, расположение его частей. Например, ваше сочинение будет состоять из следующих частей:
а) вступление
б) основная часть (определение основного содержания текста и позиции автора, анализ языковых средств, использованных автором, выражение своего отношения к поднятой проблеме);
в) заключение.
Жанр - вид произведения, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Троп - слово или оборот в переносном, иносказательном смысле.
Изобразительно-выразительные средства ЕГЭ
Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.
Антонимы - разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый - злой, могучая - бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.
Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя.
Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления: Снег валил с неба пудами.
Индивидуально-авторские неологизмы благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: ...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын).
Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.
Синонимы - это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: влюбленность - любовь, приятель - друг.
Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов - гений - любимое дитя природы (В. Белинский).
Стилистические синонимы - отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся - хихикнул - засмеялся - заржал.
Синтаксические синонимы - параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки - приступить к подготовке уроков.
Метафора - скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
В метафоре автор создает образ - художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы... опрокинулся и затонул.
Метонимия - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:
а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? - спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко - борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось...
Олицетворение - один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
Перифраза - использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город на Неве приютил Гоголя.
Сравнение - одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.
Бывают сравнения, которые передаются формой сравнительной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает холоднее родника; Земля нежнее пуха лежала перед ним.
Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов похож, подобен, напоминает: ...бабочки похожи на цветы.
Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:
1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь;
2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом «так»): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.
Фразеологизмы - это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они - важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально- изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.
Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С. Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.
Эпитет - слово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
1) существительное: болтушка сорока;
2) прилагательное: роковые часы;
3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.
Авторская пунктуация - это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое либо подчеркивает противопоставление: Рожденный ползать - летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь - главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.
Анафора, или единоначатие, - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
Антитеза - стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т. д.
Восклицательные частицы - способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!
Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно не беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!
Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества - берегите мир!
Инверсия - обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное - после него, дополнение - после управляющего слова, обстоятельство образа действия - перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!
Композиционный стык - это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
Многосоюзие - риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги. ... Ни одного мазка, - слышу я слова. - Нет мазков. Как живая.
Парцелляция - прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.
Повтор - сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т. д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
Присоединительные конструкции - построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.
Риторические вопросы и риторические восклицания - особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?
Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!
Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.
«Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека... а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса... И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».
«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств... В центральном зале экспозиции - тридцать пять картин великого романтика».
Синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать - это начало всех начал. Мать - это чудо земное. Мать - это слово святое.
Эпифора - одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т. д.: Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Основные литературоведческие термины:
Авангардизм - движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.
Авторская речь - в прозаическом произведении речь автора, т. е. текст произведения без речи персонажей. Не всегда совпадает с позицией самого автора, ведущего повествование, избравшего определенный художественный угол зрения на описываемые события.
Акмеизм - течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова.
Аллегория - изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши - А. медицины. В отличие от символа, А. однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности.
Амфибрахий - в силлабо-тоническом стихосложении - трехсложная стопа, в которой ударный слог находится между двумя безударными: «О милые плуты! Кто часто их видел, / Тот, верю я, любит крестьянских детей...» (Н. Некрасов).
Анапест - в силлабо-тоническом стихосложении - трехсложная стопа, в которой два первые слога - безударные, а последний - ударный: «Меж высоких хлебов затерялося / Небогатое наше село...» (Н. Некрасов).
Антитеза - резко выраженное противопоставление понятий, положений и образов: «Не отстать тебе. Я - острожник, / Ты - конвойный. Судьба одна» (М. Цветаева).
Антиутопия - произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства (Роман Е. Замятина «Мы»).
Архаизмы - слова и выражения, вышедшие из активного употребления и использующиеся для воссоздания исторического колорита эпохи, а также в торжественной речи; для комического эффекта; для речевой характеристики персонажа: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей» (А.С. Пушкин).
Афоризм - краткое изречение, выражающее глубокую мысль определенного автора, отличающееся выразительностью и неожиданностью: «Знание - сила». (Ф. Бэкон).
Баллада - жанр лирической поэзии, носящий повествовательный сюжетный характер («Светлана» В.А. Жуковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).
Басня - малый повествовательный жанр, преимущественно стихотворный, нравоучительного, сатирического характера. Широко использует олицетворение. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни краткая «мораль» (И.А. Крылов).
Былины - русские народные героико-эпические песни-сказания. Слагались Б. преимущественно в XI- XVI вв.; повествуют о богатырях - защитниках родины; отражают нравственные идеалы народа.
Вымысел художественный - одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности.Герой произведения - одно из главных действующих лиц литературного произведения (в отличие от персонажа). Развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи.
Гипербола - чрезмерное преувеличение («реки крови»). Обратная гипербола - художественное преуменьшение - литота («мальчик с пальчик»).
Гротеск - изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде: «Сидят людей половины» (В. Маяковский, «Прозаседавшиеся»).
Дактиль - в силлабо-тоническом стихосложении - трехсложная стопа с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).
Драма - 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.
В драме изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
Жанр - исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующая внутри определенного вида литературы (эпоса, лирики, драмы).
Завязка - начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.
Идея произведения - главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора к действительности, воплощенная в системе образов.
Имажинизм - русская литературная группировка 1920-х годов. Имажинисты провозглашали победу самоценного образа над смыслом и идеей. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами. Одно время к имажинистам принадлежал С. Есенин.
Классика - литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе (Пушкин, Гете, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Шекспир и др.).
Классицизм - метод и направление в литературе XVII - начала XIX в., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма - конфликт общественных и личных начал, долга и чувства.
Классицизм стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов.
Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса.
Представители русского классицизма: Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.
Комедия - жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя).
Композиция - построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений.
Конфликт - противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.
Концовка - заключительная часть художественного произведения.
Критический реализм - художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке.
Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.
Представители русского критического реализма: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
Кульминация - высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
Лирика - один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта.
Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение (лирика А.С. Пушкина, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского).
Лирический герой - образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.
Лиро-эпический жанр - жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).
Литература, художественная литература - вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (фольклора).
Литературный род - обобщенный тип литературы, основной способ построения произведений, отличающийся от других таких же способов соотношения мира и человека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак - родовая доминанта: это повествование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма).
Метафора - вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: «Вознеслась ты под свод голубой / Над бродячей толпой облаков...» (А. Фет).
Метонимия - вид тропа, в котором одно слово заменяется другим на основе связи их значений по смежности («Театр рукоплескал» - вместо «публика рукоплескала»).
Миф - предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, повествование о богах, духах и обожествленных героях. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убежденности в существовании божественных сил. По форме миф напоминает сказку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе все события описаны как реально происходившие.
Модернизм - общее название направлений искусства и литературы конца XIX - начала XX в., выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.
Монолог - речь действующего лица, обращенная к себе или другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик.
Мотив - простейшая единица сюжетного развития. Любой сюжет сводится к переплетению мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сюжетов и обладать разным смыслом (мотив бегства, мотив исполнения желаний, мотив одиночества и т. д.).
Новелла - небольшой прозаический жанр, разновидность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики.
Образ автора - способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплощение сути произведения. Образ автора не тождествен образу повествователя или образу рассказчика. Он объединяет всю систему образов произведения - и персонажей, и рассказчика. Первый опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину («Евгений Онегин»).
Образ рассказчика - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда - его нет в случае «нейтрального», «объективного» повествования (Петр Андреевич Гринев в «Капитанской дочке», холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из «Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимыч из «Бэлы»).
Ода - жанр лирической поэзии, в классицизме - торжественное прославляющее произведение. В XVI- XVIII вв. - жанр высокой лирики (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).
Олицетворение - такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: «О чем ты веешь, ветер ночной, / О чем так сетуешь безумно?» (Ф.И. Тютчев).
Онегинская строфа - принадлежащая А.С. Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин»; 14-стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввггдееджж». Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, не утомляющей читателя и удерживающей стройность большого романа.
Памфлет - злободневное сатирическое произведение, цель и пафос которого - конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (пьеса-памфлет, роман- памфлет и др.).
Повесть - прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет интриги и расчлененности (в отличие от романа), сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах. Естественное течение жизни во времени и пространстве, как бы лишенные авторского вымысла и драматического сгущения события - специфическая установка автора повести («Вешние воды» И.С. Тургенева).
Поговорка - широко распространенное образное выражение, определяющее какое-либо жизненное явление; в отличие от пословицы, поговорка лишена назидательности («Когда рак на горе свистнет»).
Пословица - сжатое образное грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом: «Что посеешь, то и пожнешь».
Поэма - поэтический жанр большого объема. В древности и в Средние века отличительными чертами поэмы были историчность и героичность содержания, его легендарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и позиции личности с историческими или социальными силами («Медный всадник» А.С. Пушкина). В современной поэме автор - участник или вдохновенный комментатор событий (В. Маяковский, А. Твардовский). В XX в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма.
Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всегда глубже.
Пролог - вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях и их смысле (пролог в «Фаусте» Гете, в «Снегурочке» А.Н. Островского).
Развязка - разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.
Рассказ - малая форма эпического рода литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц - особенность рассказа.
Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности.
Основные принципы реализма: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художественной фантазии (мифа, символа, гротеска).
Реализм XIX века развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального прогресса и буржуазной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М. Горького).
Ритм - повторяемость однородных звуковых элементов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.
Рифма - созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением на последнем слоге), женская (с ударением на предпоследнем слоге) и дактилическая (рифма с ударением на третьем от конца слоге); по взаимному расположению строк - смежная (аабб), охватная (абба) и перекрестная (абаб).
Роман - форма эпического рода литературы, раскрывающая историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою - целых поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.
Романтизм - художественный метод, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру - идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность («Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Демон» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Алые паруса» А. Грина).
Сатира - способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.
Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры - Мольер, М.Е. Салтыков-Щедрин.
Сентиментализм - течение в европейской и американской литературе второй половины XVIII - начала XIX в. Провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеализации. Представитель сентиментализма в России - Н.М. Карамзин.
Символ - образ, максимально обобщенно и экспрессивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления, например символ Прекрасной Дамы у А.А. Блока.
Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов.
Главные представители символизма в русской литературе - В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб.
Синекдоха - название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборо
Учеников для сдачи экзаменов по окончании школы. Сейчас ее сдают лишь около 5% выпускников. Это происходит потому, что литература нужна для поступления на не самые популярные специальности : филолог, лингвист и преподаватель русского и литературы.
До введения ЕГЭ литература обязательно сдавалась при окончании школы в виде сочинения и оценка выставлялась сразу по двум предметам: литературе – за качество текста и раскрытие основной идеи, свое мнение и знание мнений критиков и по русскому языку – за отсутствие ошибок.
Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. По сравнению с прошлым годом вариант КИМ ЕГЭ 2019 изменился. Теперь в задании 17 вам предстоит выбрать одну тему сочинения из четырех (было – из трех). Максимальный первичный балл за весь тест сильно подняли – с 42 до 57. Остальные изменения не очень серьезные, можете с ними ознакомиться .
Оценивание ЕГЭ
В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по литературе хотя бы на тройку, достаточно было набрать 32 первичных балла. Их давали, например, за правильно выполненные задания № 1-7, 10 и 11.
Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего оно появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл сильно увеличился, очень вероятно, что может поменяться и минимальный балл. Ориентируемся пока на эти таблицы:
Структура теста ЕГЭ
В 2019 году тест ЕГЭ по литературе состоит из двух частей, включающих в себя 17 заданий.
- Часть 1: Состоит из двух комплексов заданий. Первый относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: включает семь заданий (1–7) с кратким ответом и два задания (8, 9) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений. Второй относится к анализу лирического произведения: включает пять заданий (10–14) с кратким ответом и два задания (15, 16) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений.
- Часть 2: 4 темы сочинения (17.1–17.4), из которых нужно выбрать ОДНУ и написать текст объемом 200 слов или более.
Подготовка к ЕГЭ
- Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
- Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.
Общие цифры ЕГЭ
Год | Миним. балл ЕГЭ | Средний балл | Кол-во сдававших | Не сдали, % | Кол-во 100-балльников |
Длитель- ность экзамена, мин. |
2009 | 30 | |||||
2010 | 29 | 57,59 | 54 313 | 5 | 422 | 240 |
2011 | 32 | 57,15 | 39 317 | 5 | 355 | 240 |
2012 | 32 | 56,3 | 46 030 | 4,8 | 324 | 240 |
2013 | 32 | 58,4 | 44 420 | 5,6 | 457 | 240 |
2014 | 32 | 53,6 | 235 | |||
2015 | 40 | 56,9 | 235 | |||
2016 | 32 | 235 | ||||
2017 | 32 | 235 | ||||
2018 |
Необходимую для . Для этого, бесспорно, понадобится количество времени и сил, однако, в таком случае вы можете небезосновательно рассчитывать на большое количество .
Конспектируйте объемные произведения. Краткое содержание, написанное собственноручно, облегчит вам повторение пройденного материала непосредственно перед экзаменом. Прочитав его, вы освежите в памяти основные моменты произведения. Не перегружайте конспект ненужными подробностями, излишними описаниями природы и малозначительными диалогами. Однако подробнее опишите характеры героев и жизненные перипетии, ставшие центральным сюжетом произведения. Конспектируйте материал блоками - например, классифицируйте произведения по жанру. Перед ЕГЭ по просмотрите конспект, акцентируя на них внимание – так писать ответы на вопросы будет гораздо легче.
Интересуйтесь смежными науками - историей, философией, культурологией, . Это даст вам возможность развивать гуманитарное мышление и свободно ориентироваться в исторических романах, философских проблемах произведений и нормах права и морали.Написание ЕГЭ по литературе предполагает умение изъяснить свои мысли не только в пределах этого предмета, но и опираясь на , понятия правовой культуры и принципы .
Подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе предполагает также выполнение пробных тестов. Вы сможете ознакомиться с примерным перечнем вопросов и продумать заранее возможные варианты ответов. На полноценном экзамене вы будете чувствовать себя комфортнее, свободно ориентироваться в заданиях. Экзаменационная работа разбита на три части. Первая часть предполагает выполнение 20 заданий, смысл их состоит в выборе одного верного ответа из четырех возможных вариантов. Ответы на второй блок вопросов предполагают высказывание собственного мнения в формате кратких ответов на поставленные вопросы. Третья часть представляет собой - развернутый ответ на поставленный в том или ином произведении вопрос.
Видео по теме
Экзамен по литературе является одним из самых сложных экзаменов, так как при его выполнении вам придется столкнуться со множеством письменных заданий. Чтобы написать сочинения по темам, предложенным экзаменаторами, а также выполнить несколько тестовых заданий, вам необходимо тщательно подготовиться. Вам придется много читать и изучать различные литературные термины. Поэтому перед началом учебы нужно подготовить себя к тому, что придется уделять много внимания данному предмету, а также самостоятельно готовиться к предстоящему экзамену.
1. Посещайте школьные уроки по литературе и дополнительные занятия.
Учитель литературы должен стать вашим помощником в процессе подготовки к экзамену. Заранее скажите ему о том, что вы решили сдавать экзамен по его предмету и попросите оказывать помощь в случае необходимости. Если ваш учитель настроен дружелюбно, вы также можете попросить его о дополнительных занятиях, на которых он даст вам ряд советов по выполнению заданий. Не бойтесь просить о помощи и интересоваться новыми материалами.
Как правило, такой список содержится в документе, который называется "Кодификатор". Вы сможете найти его на сайте ФИПИ. В кодификаторе представлен список литературы, которую вам рекомендуют прочитать экзаменаторы для подготовки к экзамену по литературе. Там будут содержаться произведения отечественной литературы, классика и поэзия. Но не стоит ограничиваться только этими произведениями. Вы также можете читать те книги, которые вас привлекают. Они также могут пригодиться вам при написании сочинений.
3. Запоминайте героев книги, основные события.
В ЕГЭ существует задание на знание персонажей различных произведений. Чтобы к нему подготовиться, вам нужно завести тетрадь, куда вы будете выписывать персонажей и события, с которыми они связаны. Не стоит делать слишком обширных конспектов. Минимизируйте информацию и делайте ее более доступной для запоминания.
4. Сами придумывайте клише для написания сочинений.
При написании сочинений вам будет необходимо пользоваться клише. Например, создавая переходы от одной части к другой, рекомендуется использовать различные связующие фразы. В интернете существует великое множество таких фраз, которые встречаются в работах миллионов школьников и не придают им особой оригинальности. Для того чтобы разнообразить свои письменные работы, разработайте самостоятельно несколько фраз, которыми вы будете пользоваться на экзамене.
5. Пополняйте свой словарный запас.
Экзаменаторы в ходе проверки сочинений учитывают не только соблюдение различных критериев его написания, но и лингвистические навыки, уровень владения речевыми оборотами, интересными фактами. Для того чтобы учесть этот важный фактор, вам необходимо работать со словарем. Запоминайте новые слова и их определения. Они обязательно пригодятся вам в экзаменационной работе.
Первое, что необходимо при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля - это знание текстов. Надо очень много читать.
Литература – предмет накопительный, можно сказать, археологичный. Например, программа для студентов русского отделения журфака МГУ рассчитана так, что они читают по 6-7 часов каждый день, в течение пяти лет. И если ты не накопил этого ресурса в большом количестве, то просто не будешь знать, на что опираться.
На ЕГЭ по литературе, в отличие от математики, нет единственно правильных ответов на вопросы. Тебе может казаться, что твой ответ прекрасен, - а он окажется бессодержательным. Значит, надо не просто читать. Надо знать, на что направить фокус внимания. Надо получать обратную связь любым способом.
Как же готовиться к ЕГЭ по литературе с нуля?
Литература базируется на знании текстов. Если готовишься к ЕГЭ по литературе, тебе нужно хотя бы два года. Если хочешь успеть за год, у тебя должны быть “начитаны” все основные тексты.
И при этом важно не просто “ознакомиться с сюжетом”, но и запомнить все детали и структуру произведения.
Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:
Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»?
Ответ:
Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).
Сколько частей в «Обломове»?
Ответ:
Четыре! Как времен года.
Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»
Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.
Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала - предисловие к роману. Потом - первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».
Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм - хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” - гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.
Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет. Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.
Дальше, надо помнить и не путать имена персонажей, место действия, детали биографий героев. Давайте проверим себя:
Как звали Базарова?
Ответ:
Евгений Васильевич.
Как звали Печорина?
Ответ:
Григорий Александрович.
Как звали по отчеству Татьяну Ларину?
Ответ:
Татьяна Дмитриевна.
Как называлась крепость, где происходили основные события в «Капитанской дочке»?
Ответ:
Крепость называлась Белогорская. Выпускники пишут то “Белгородская”, то “Белозерская” и теряют баллы. Это типичные ошибки на ЕГЭ.
Где живут родители Петруши в той же “Капитанской дочке”?
Ответ:
В деревне в Симбирской губернии.
Какой город осаждается?
Ответ:
Оренбург.
И это только первый шаг в подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.
Второе, что необходимо, - аналитический склад ума. У ЕГЭ по литературе есть своя специфика. Нужно понимать, что есть некий алгоритм, или технология.
Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за год?
Да, за год можно успеть, если у вас очень хороший тайм-менеджмент. Это действительно значит, что надо каждый день хотя бы час уделять этой работе. Буквально ставить таймер. Честно проверять то, что написали, по критериям. Показывать стороннему наблюдателю - например, школьному учителю или репетитору.
На первом этапе мы изучаем тексты. На втором - пишем варианты ЕГЭ и проверяем по всем критериям.
В этом году издательство “Феникс” выпустило мою книгу “Литература. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. В ней я подробно рассказываю о подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.
Как это ни удивительно, но для того, чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ по литературе, недостаточно просто уметь хорошо писать и иметь в своем багаже огромное количество прочитанных книг. Нет, это, безусловно, важно и необходимо, но надо помнить, что выпускной экзамен в форме ЕГЭ имеет четкую структуру, а у проверяющих есть определенные критерии, по которым они и оценивают работы одиннадцатиклассников. Как бы вы не были креативны и оригинальны, если ваша работа не отвечает основным требованиям задания, то, увы, 100 баллов вы не наберёте. Поэтому в этой статье мы раскроем все секреты и дадим вам полезные советы, прислушавшись к которым, вы сможете получить высокий результат и поступить в университет своей мечты.
Как уже было отмечено, выпускникам, сдающим экзамен по литературе, просто необходимо точно знать, как именно оценивается ЕГЭ по литературе. На самом деле, все очень просто и не так страшно, как кажется на первый взгляд.
При выполнении 8 и 15 заданий, требующих развёрнутого ответа в 5-10 предложений, надо дать прямой и лаконичный ответ на вопрос. есть у нас на сайте. Старайтесь не отходить от темы, не использовать пространных рассуждений, следуйте простой схеме – тезис, доказательства. Ничего сверхсложного от вас не требуется, важно внимательно прочитать отрывок из приведённого художественного произведения, проанализировать его и дать краткий, но четкий ответ на вопрос, приводя в пример доказательства из текста. Критериями являются:
- глубина приводимых суждений
- убедительность аргументов
- следование нормам речи.
Всего за 8 и 15 задания можно получить 4 балла за каждое (не забывайте, что набранные вами первичные баллы переводятся в стобалльную систему, и даже 1 допущенная вами ошибка может стоить 4 тестовых балла, так что будьте внимательны).
В 9 и 16 вопросах от вас требуется сопоставить предложенный отрывок из литературного произведения с двумя другими текстами. вы можете посмотреть на сайте. Здесь самым важным является убедительное обоснование, почему вы считаете приведённые вами примеры из художественных произведений подходящими и в чем именно вы находите их сходство. Не стоит забывать, что нужно правильно указать названия произведений и их авторов. Критерии, по которым будут оцениваться ваши ответы:
- включение произведения в литературный контекст
- убедительность аргументов
Так как экзамен всегда является для выпускников стрессовой ситуацией, мы советуем вам заранее продумать примеры произведений под различные тематики, удобнее это сделать в таблице. Разделить ее на конкретные темы, к примеру, война, безответная любовь и т.д. (брать их можно из примерных КИМов), и подбирать тексты, в которых встречаются эти проблемы. Так в час икс вам будет гораздо легче, и вы сможете набрать высший балл за это задание.
И, наконец, последнее задание – написание большого эссе на одну из трех предложенных тем. вы можете посмотреть на сайте. Здесь вы должны показать:
- знание художественного текста
- владение литературоведческими терминами
- литературный кругозор
Проверяющий будет оценивать:
- глубину понимания темы
- убедительность приводимых в качестве аргументов суждений
- уровень владения теоретико-литературными знаниями
- обоснованность привлечения текста произведения
- композиционную цельность
- логичность изложения
- следование нормам речи.
Единственный совет, который мы можем вам дать при написании этого сочинения, – это подготовиться к нему. Вы должны знать все критерии оценки и, следуя им, написать цельную работу, которая будет отражать глубину ваших знаний и осмысленность приводимых вами аргументов.
Что нужно знать?
Перед тем, как начать готовиться к ЕГЭ по литературе, вы должны узнать, из чего состоит экзамен, сколько времени отведено на решение каждого задания, что нужно прочитать и многое другое.
Начнём по порядку:
- Сколько длится ЕГЭ по литературе?
Выпускникам даётся 3 часа 55 минут. Поверьте, этого времени достаточно для выполнения и проверки всех заданий. Но, несмотря на это, из года в год многие выпускники теряют драгоценные баллы как раз из-за того, что просто не успевают ответить на все вопросы или переписать сочинение на чистовик. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем, кто готовится сдавать ЕГЭ по литературе, потренироваться написать КИМ за время, которое будет отведено на экзамене. Засеките время и объективно оцените, успеваете ли вы написать, проверить и переписать все сочинения. Если нет, то попробуйте пересмотреть свои затраты времени, может быть, вам удобнее начать с последнего задания, а потом вернуться к первой части работы. Определите, какое максимальное количество минут вы можете потратить для ответа на тот или иной вопрос и старайтесь не превышать данный лимит.
- Сколько заданий на экзамене?
- Что читать?
- Когда придут результаты?
ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. 1 часть делится на 2 блока – в первом от вас требуется ответить на 7 вопросов, которые проверяют ваше знание теории литературы, и на 2 вопроса с развёрнутым ответом в 5-10 предложений. Весь первый блок посвящён эпическому или драматическому родам литературы. 2 блок касается лирики и также состоит из 7 вопросов по теории и 2 вопросов, при ответе на которые вы должны написать «маленькое сочинение».
Часть 2 представляет собой написание сочинений на одну из трех предложенных тем. Каждая тема касается определённой эпохи (1 тема – древнерусская литература, литература 18 века или литература первой половины 19 века, 2 тема – вторая половина 19 века и 3 тема затрагивает литературные произведения, написанные с конца 19 до начала 20 века). Объём сочинения должен составлять не менее 200 слов.
Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно прочитать весь перечень художественной литературы, составленный именно для этого экзамена, так называемый, , который вы можете прочесть на сайте.
Но должны сразу предупредить вас, если в течение всех школьных лет вы не читали практически ничего из школьной программы, то наверстать упущенное за 1 год невозможно. А вот если вы, напротив, всегда ответственно относились к списку школьной литературы, то ничего дополнительного вам читать уже не придётся.
И на самом экзамене, и на официальном сайте ЕГЭ будут обозначены сроки получения результатов. Не переживайте, в неведении вы не останетесь. Постарайтесь сохранять спокойствие, даже если ваши результаты по литературе задерживаются (такое бывает), все, что было в ваших силах, вы уже сделали. И не бойтесь, проверяющие – не звери, они просто выполняют свою работу, и если вы усердно трудились, то ваш труд оценят по достоинству.
Как готовиться?
Смотри предыдущий пункт. Действительно, начинать подготовку к ЕГЭ по литературе, если ты еще не прочитал большую часть произведений, просто бесполезно. Если же со списком прочитанной литературы все в порядке, то стоит обратиться к теории литературы. В первой части есть целых 14 вопросов, касающихся литературоведческих терминов (жанр и род литературы, размер стихотворения и т.д). Все эти вопросы абсолютно несложные, так что терять на них свои баллы будет очень обидно. А чтобы подготовиться, вам достаточно просмотреть, знание которых будет проверяться, понять и подробно разобрать их, тогда вы никогда не перепутаете ямб с хореем.
Ну а к заданиям с развёрнутым ответом способ подготовиться только один – тренировка. Пишите как можно больше сочинений, старайтесь соблюдать все требования, внимательно перечитывайте свои работы (очень важно уметь замечать собственные ошибки), и, конечно, будет очень хорошо, если найдётся человек, который будет проверять ваши литературные достижения хотя бы в первое время (думаю, ваш школьный учитель не должен отказать в такой просьбе).
Как проходит экзамен?
Точно так же, как и любой другой ЕГЭ. Вы приходите в пункт проведения экзамена, оставив перед этим все электронные устройства дома (вы ведь весь год усиленно готовились, и они вам ни к чему, правда?), идёте в определённую аудиторию и ждёте начала экзамена. Когда наступает час икс, наблюдающий еще раз подробно озвучивает правила проведения мероприятия. Далее вы приступаете к заполнению бланков (отнеситесь к этому серьезно, не забудьте перепроверить, все ли вы заполнили верно, иначе будет обидно, если на блестяще выполненной, стобалльной работе не будет вашей фамилии).
Когда все организационные моменты закончатся, вы наконец-то получите свой КИМ и сможете приступить к его выполнению. Очень внимательно читайте задания! В стрессовой ситуации можно легко перепутать Толстого с Достоевским, так что перечитывайте несколько раз не только свои ответы, но и вопросы (даже прекрасно написанная работа о проблеме маленького человека в творчестве Чехова не будет засчитана, если вопрос был о Гоголе). Проходит 3 часа 55 минут, вы сдаёте все свои заполненные бланки и со спокойной душой идёте домой.
Как сдали ЕГЭ по литературе в 2017 году?
Немного статистических данных: в 2017 году ЕГЭ по литературе сдавали 43548 выпускников, из них только 4,3% не смогли пройти порог (минимальный балл) в 32 балла. А 44% сдававших экзамен смогли набрать более 61 балла. Так что, дорогие выпускники, не все так страшно.
Каждый одиннадцатиклассник, сдающий литературу, однажды спрашивал в отчаянии: «Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?». Но вы даже не представляете, насколько прост ответ – нужно готовиться. Не нужно считать, что если на экзамене от вас требуется не конкретный, единственно правильный ответ на вопрос, а развёрнутый ответ в виде сочинения, то можно пустить процесс подготовки на самотёк и довериться интуиции, а при написании сочинений дать волю фантазии и просто порассуждать на заданную тему. Такой подход не приведёт вас к успеху, вы должны четко знать, что от вас требуется, ваши эссе должны соответствовать «запрашиваемому» формату, а знания по литературе в вашей голове должны быть четко структурированы. В идеале вам необходимо хорошо представлять себе тот или иной исторический контекст, чтобы лучше понять темы творчества того или иного автора. Также вы должны уметь подтверждать свои мысли цитатами (которые нужно знать наизусть), а это возможно только при одном условии – начать готовиться к ЕГЭ по литературе нужно заранее! Тогда у вас не возникнет никаких проблем, и даже если вы очень эмоциональный человек (какими становятся все в момент сдачи экзамена), вы будете более спокойны и уверены в себе, а это и есть залог отличного результата.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!