Советы начинающему художнику. С чего начать? Как научиться рисовать карандашом для начинающих Рисование: как для начинающих нарисовать что-нибудь красивое и легкое

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Давид Ревуа, иллюстратор и концепт-художник, поделился с начинающими художниками списком знаний, которые необходимо приобрести, чтобы работы получались реалистичными. Не важно, чем ты рисуешь - карандашом, кистью, мелками или на планшете, - эти законы остаются незыблемыми.

сайт припас для вас статью, где четко и понятно излагается план действий для начинающего художника, который решил учиться самостоятельно.

«Сложно выбрать, что надо изучать тем, кто собирается заняться рисованием... Я получаю много писем на эту тему; новички обычно чувствуют себя потерянными, заблудившимися среди всего этого. Поэтому я решил составить своеобразное оглавление - список того, что надо изучить и в чем надо практиковаться, чтобы создавать качественные работы и научиться рисовать лучше. Каждый пункт снабжен моими простыми комментариями, отвечающими на вопросы «что», «зачем», «как». Таким образом будет проще найти необходимый материал с помощью вашей любимой поисковой системы. Также этот материал может быть полезным для тех, кто хочет повысить качество своих работ. Я буду использовать эти отправные точки в своих упражнениях и при поиске ошибок в своих работах. Если вы только начинаете рисовать - вот вам мой совет: будьте эрудитами, изучите основы и фокусируйтесь на отдельных элементах по очереди.

1. Перспектива

Что это : Искусство передавать трехмерное пространство на плоской поверхности.
Какова цель : Не рисовать плоско, изображать глубину на двухмерной бумаге.
Что надо об этом узнать : Сетка перспективы, как простые формы (кубики, шары и т. п.) ведут себя в перспективе и как сохранить пропорции.

Работа на основе двух исчезающих точек (зеленая и красная).

2. Пропорции

Что это : Соотношение размеров всех объектов на вашем рисунке.
Какова цель : Рисовать узнаваемые объекты благодаря стереотипным представлениям о пропорциях.
Что надо об этом узнать : Учиться запоминать пропорции, найти способ легко запоминать соотношения частей объекта, составить «словарь» пропорций.

Оранжевые линии показывают основные пропорции и соотношения на рисунке (слева) и наброске (справа).

3. Анатомия

Что это : Изучение структуры.
Какова цель : Рисовать объекты реалистично (людей, животных, растения, технику и т. д.).
Что надо об этом узнать : Суставы, кости, мышцы, как они работают, как ведут себя, как соединяются части и т. п.

Упражнение на рисование рук (слева), на рисование скелета (по центру), изучение мышц (справа).

4. Композиция

Различные эскизы перед началом работы; поиск композиции.

5. Освещение

Что это : Свет и тень, переданные в цвете.
Какова цель : Создать иллюзию света, отобразить правильные тени, достичь объема и передать настроение.
Что надо об этом узнать : Значения цветов, отбрасывание теней, влияние материалов поверхности, отражение света, характеристики света (преломление, рассеивающие материалы и т. д.).

Слева: свет показывает разницу в материале. Справа: использование света, чтобы показать второго персонажа (отбрасываемая тень).

6. Края

Что это : Способ выделить силуэты объектов на вашем рисунке.
Какова цель : Облегчить чтение работы, разделить объекты и фон, усилить эффект глубины.
Что надо об этом узнать : Стиль краев (четкие / мягкие / теряющиеся) в рисовании, стили линий (вес, скорость, мягкость) для контуров.

Слева и в центре: края на рисунке, справа: толщина контуров.

7. Цвета

Что это : Искусство выбора правильных оттенков (средние тона, тени, свет).
Какова цель : Добавить больше движения, настроения и эмоций вашей работе.
Что надо об этом узнать : Цветовые системы (монохроматические, комплементарные и т. п.), особенности влияния цветов на настроение, стереотипы.

Сверху слева: 3 цветовых круга, отражающих палитры для этой работы; три дополнительных цвета.

8. Позы

Что это : Искусство запечатлеть активное движение на статичном листе.
Какова цель : Добавить жизни, энергии, движения и показать динамику.
Что надо об этом узнать : Эмоциональные штрихи, наброски, быстрые рисунки, изучение всего движущегося, частые «разогревающие» упражнения.

Слева: позы пингвина в зоопарке, по центру: изучение поз при движении, справа: разминочные наброски фигуры.

9. Стиль

Что это : Эстетика, чувство стиля. Часто зависит от фундаментальных стандартов (этических, исторических, социальных, символических), искусства культурных групп, арт-маркета.
Какова цель : Проложить работе путь к зрителям.
Что надо об этом узнать : Ваш собственный вкус, культура, творческий коллектив как публика и творцы одновременно.

Слева: классический черно-белый портрет, по центру: сильно стилизованный (и странный) стиль персонажа и рисования, справа: мой стиль комикса.

10. Идея

Что это : Рисование абстрактных концептов, идейные ассоциации, изобретение и предложение нового дизайна. Это большей частью процесс разработки.
Какова цель : Предложить новые образы объектов, персонажей и существ, чтобы развлечь или проинформировать публику.
Что надо об этом узнать : Как работают вещи, как создавать новое, ассоциации идей, веселые ситуации, творческий процесс.

Новый тип техники (слева), новый вид дракона (по центру) и средневековый дом, который никто не видел до этого рисунка (справа).

11. Коммуникации

Что это : Изображение может передать большой объем комплексной информации быстро. Пословица «Картина стоит тысячи слов» хорошо это объясняет.
Какова цель : Художник может общаться (интернационально или нет) со зрителями.
Что надо об этом узнать : Чтение изображений (расшифровка отправленных сообщений, невербальные знаки), передача смысла, истории, информации.

Рисунок листа не несет особой информации (слева), но комплекс деталей и выражение лица уже могут рассказать историю (по центру). Такой символ, как гриф из газет (справа), может заставить глубже задуматься о проблеме неэтичной журналистики.

Вывод: значимая иллюзия

Если вы сможете правильно объединить все сказанное выше, то добьетесь чувства объема, глубины, текстуры, света, движения и жизни на статичной поверхности. Это погрузит ваших зрителей в ваш мир, и вы сможете легко передать им свои идеи, сообщения или рассказать историю. И, наконец, как я вижу результат: искусство создавать значимые иллюзии . Вся эта палитра навыков послужит вашему интеллектуальному (память, контроль, решительность), а также эмоциональному развитию (чувства, эмоции, подсознание). Это комплексное упражнение, требующее знаний, наблюдений, воображения , но прежде всего вам нужно ПРАКТИКОВАТЬСЯ, ПРАКТИКОВАТЬСЯ и ПРАКТИКОВАТЬСЯ . Навык рисования похож на мышцу (и вы, конечно, не станете сильнее от того, что прочитаете книгу о поднятии тяжестей или посмотрите видео), поэтому удачи вам в рисунке и живописи, постройте свой уникальный опыт ".

Если вы хотите освоить новое интересное занятие и научиться рисовать карандашом с нуля, для новичков существуют особые методы. Они облегчают процесс создания изображения. Даже если вы никогда не ходили в изостудию или художественную школу, при желании, терпении и усидчивости вполне можно освоить эту технику.

Выбор основного инструмента

Если вы решили научиться рисовать карандашом с нуля, прежде всего, вам потребуются грифели различной твердости. Чаще всего применяется HB или ТМ в русском варианте, но также необходимо иметь H (Т), B (М), 2B (М). Маркировка обозначает мягкость, а цифра соответствует ее степени. Номер — 2H (2Т) самый твердый, который обычно используют. Он оставляет очень тонкую, едва заметную линию. Если сильно нажать хорошо заточенным карандашом, на бумаге может даже остаться царапина. Обозначение HB соответствует средней твердо-мягкости. Чем больше номер у маркировки B (М), тем темнее и шире будет получаться линия на листе.

Чтобы научиться вполне достаточно трех разных грифелей. Стоит отметить, что графит может продаваться как в деревянной оправе, так и в виде стержней для механического инструмента. Также производят палочки диаметром с обычный карандаш, которые снаружи покрыты специальным не пачкающимся слоем. В этом случае удобно использовать боковую поверхность заточенной части для штрихования больших поверхностей. Их чаще покупают для быстрых набросков. Выбирать можете любой вариант.

Что еще необходимо?

Если вы пытаетесь научиться рисовать карандашом с нуля, обязательно подготовьте хороший ластик. Он должен быть мягким, чтобы не травмировать лишний раз слой бумаги.

С этой же целью наносите контуры тонкими линиями. Имейте в виду, что карандаши всегда должны быть остро заточенными. Новичку допустимо использовать точилку, однако профессионалы применяют только нож. Это связано с получающейся формой заостренной части. Для выполнения правильной штриховки рекомендуется полого затачивать инструмент, то есть грифель освобождают от дерева на один, а то и два сантиметра, делая постепенный переход среза к сторонам цилиндра карандаша. Новичку это стоит знать лишь для общего сведения. Делайте так, как вам проще и удобнее.

Возможные техники исполнения

Научиться рисовать карандашом с нуля проще всего линейно. сделать легче, чем с тональной проработкой.

Иногда неопытному художнику кажется, что он сделал портрет очень похожим на оригинал, но в процессе штриховки мнение меняется. Для тренировки можно выполнить несколько работ именно линейно, нанеся лишь в некоторых местах легкие тени. Будет создаваться впечатление быстрого наброска. Ведь необязательно всем рассказывать, что вы просто еще не имеете достаточно опыта.

В процессе практики рука будет обретать уверенность, и вы сможете перейти к выполнению светотеневой проработки формы. В пособиях "Как научиться рисовать карандашом для начинающих" чаще предлагают использовать растушевку. Она представляет собой растирание графита по листу.

В таком варианте вы не увидите отдельных линий, а переходы между тонами будут очень плавными. Штриховку освоить сложнее. Каждый отдельный элемент должен очень плотно располагаться рядом с соседним, иначе не получится цельности объекта, а будет впечатление полосатости, волосатости — чего угодно, только не единой формы.

Так что, на первом этапе воспользуйтесь растушевкой. Растирать след карандаша можно с помощью мягкого листочка бумаги или даже пальца, однако стоит помнить, что профессионалы так не делают. Если вы соберетесь учиться в художественной школе, придется забыть о таком способе рисования. При серьезных намерениях лучше сразу осваивать технику штриховки, постепенно разрабатывая руку. Это пригодится в будущем.

Как правильно выполнять штриховку?

Если вы решили действовать профессиональным методом, лучше потренироваться предварительно на обычных листах.

Попробуйте карандаши разной мягкости в действии. Попытайтесь сделать тональные переходы с помощью одного и того же грифеля. Главное, старайтесь, чтобы штрихи плотно прилегали друг к другу, не используйте перекрещенные под прямым углом линии. Лучше накладывать их по форме, то есть если перед вами куб, то штриховку следует выполнять либо в вертикальном направлении, либо параллельно линиям граней. Больше делайте упражнений. Помните, мастерство приходит с опытом.

Как исправлять ошибки?

Если во время работы вас что-то не устраивает по качеству, карандаш легко стирается.

Однако чтобы не удалить лишнее, имеет смысл сделать ножом срез на ластике, сформировав тонкий край. Если начать активно стирать штриховку, можно размазать слишком много выполненной работы или сильно травмировать бумагу. На испорченную поверхность новый слой графита плохо ложится. Для удаления большого количества штриховки или частичного ослабления тона, если предмет получился слишком темный, воспользуйтесь специальной массой для стирания. Она напоминает пластилин или На профессиональном сленге называется клячкой. Она легко вбирает в себя излишки графита. Тем же свойством обладает комок мякиша обычного хлеба. Так что, даже если вы в чем-то перестарались в своем первом опыте, ошибки справить можно всегда. Главное — старайтесь не повторить их в следующий раз.

Что лучше рисовать начинающим?

Если вы интересуетесь, как научиться рисовать карандашом поэтапно, все просто — работу нужно всегда выполнять от простого к сложному и от общего к деталям.

Какой бы сюжет вы ни выбрали, последовательность шагов будет схожая. Конечно, новичкам лучше не использовать слишком сложных мотивов с большим количеством составляющих элементов. Это можно выполнить, только имея четкую наглядную поэтапную инструкцию. Для самостоятельного рисования выбирайте простые предметы и композиции из них, например, натюрморт из бытовых предметов, фрукты, овощи, лежащие на столе или в корзинке.

Стоит запастись терпением, если вы решите изучить, как научиться рисовать портреты карандашом.

Это одно из самых сложных заданий даже для профессионала. Новичку его освоить очень непросто. Конечно, у каждого есть предметы, которые независимо от уровня мастерства и опыта хочется изобразить. Выбирайте любимые сюжеты, просто старайтесь найти и изучить как можно больше советов и рекомендаций по их рисованию. Речь идет о таких непростых объектах, как животные, цветы, архитектура, автомобили, мотоциклы, катера, люди.

Как научится рисовать машины карандашом? Можно срисовывать их с фотографии (например, по клеткам, подробнее методика описана в следующем разделе). Начинающим художникам проще всего будет изобразить автомобиль сбоку.

карандашом?

Выполнить лицо человека — одно из самых сложных заданий. Новичку можно предложить метод создания изображения по клеткам с фотографии.

Он позволяет более точно передать пропорции. Для этого делаете следующие шаги:

1. Чертите ячеистую структуру на прозрачной пленке.

2. Накладываете ее на фото и закрепляете, чтобы она случайно не сдвинулась.

3. На своем листе бумаги, приготовленном для портрета, также выполняете вспомогательное построение в виде клеток.

4. Сравниваете, как линии на оригинале пересекают ячейки, стараетесь максимально точно повторить их карандашом.

Итак, вы узнали, как научиться рисовать карандашом. Поэтапно это достаточно легко. Самое главное — соблюдайте последовательность работы от общего к деталям, а также вначале старайтесь выбирать простые объекты для выполнения.

    Рисуйте ежедневно. Практика, практика и еще раз практика. Именно эта мантра популярна среди знаменитых художников во всем мире, так как практика является гарантированным способом развития навыков рисования. Даже если вы будете ежедневно тратить всего несколько минут на выполнение набросков, это будет стимулировать творческие способности вашего мозга и поможет освоить новые техники рисования.

    Всегда носите с собой альбом для рисования. Если у вас всегда будет при себе небольшой альбом или блокнот для рисования, перед вами откроется возможность рисовать что угодно, начиная от пассажиров автобусов и природных сцен и заканчивая впечатляющими городскими многоэтажками и небоскребами. Чтобы научиться лучше рисовать, необходима практика, поэтому будьте готовы рисовать в любом месте в любое время.

    Купите различные карандаши. Простые карандаши выпускаются в различной твердости, которая говорит о том, насколько сильный след они после себя оставляют. Карандаши с маркировкой “H” и “Т” имеют прогрессивную шкалу твердости и оставляют после себя более тонкие и менее заметные линии, тогда как карандаши с маркировкой “B” и “М” хороши для создания толстых и более темных линий.

    Поэкспериментируйте с текстурами штриховки, цветом и растушевкой. Потратьте пару страниц альбома на эксперименты с тем, как ваши карандаши накладывают цвет, как хорошо они растушевываются пальцами или бумажными салфетками. Попробуйте нарисовать ими простейшие сферы. При этом необходимо понять, как вам будет лучше работать с имеющимися в вашем распоряжении материалами, чтобы рисунки стали лучше, а вы могли применять нужные карандаши при выполнении соответствующих линий.

    • Подготовьте 3-4 шкалы для градиентной штриховки и начните практиковаться в создании плавного перехода тонов. Подумайте, как можно использовать каждый из карандашей, чтобы нарисовать переход от абсолютно черного цвета к совершенно белому?
  1. Запишитесь на уроки рисования или начните изучать теорию рисования. Несмотря на то, что многие начинающие художники полагают, что смогут самостоятельно научиться рисовать, существуют некоторые техники рисования, которые могут быть разъяснены только опытным преподавателем. Уделите время работе над перспективой, пропорциями и рисованию с натуры. Время, проведенное вместе с учителем в художественной студии, позволит вам осознать и исправить свои ошибки заметно быстрее, чем вы могли бы сделать это сами.

    • Узнайте о возможности посещения уроков рисования в кружках, художественных школах или колледжах искусств.
  2. Срисовывайте изображения с фотографий и других картин. Несмотря на то, что никогда не следует копировать работы других художников и выставлять их за свое единоличное творчество, можно освоить ценные техники рисования, срисовывая от руки фотографии и понравившиеся вам картины. Так как готовое изображение уже отображено на двумерной плоскости, у вас есть возможность избавиться от задачи оценки перспективы и сконцентрироваться исключительно на выполнении линий и прорисовке соответствующих ракурсов.

    • Практикуйте перерисовку набросков художников-классиков, чтобы многому научиться у этих мастеров. Например, да Винчи был королем отображения человеческой анатомии, и его рисунки способны подарить вам важные знания.
    • Никогда не сводите контуры с рисунков, что нельзя считать рисованием, а лишь простым копированием линий.
  3. Рисуйте перевернутые рисунки. Рисование перевернутых рисунков заставит вас забыть о попытках сделать рисунок внешне правильным и позволит сконцентрироваться лишь на отображении того, что вы видите. Аналогичных результатов можно добиться рисованием через зеркало или практикой перерисовки искаженных или отредактированных в Photoshop изображений.

    Изучите объект рисования, который изображаете. Рисование точных контуров требует нечто большего, чем пристальный взгляд на изображение из сети. Лучшие художники и преподаватели художественной теории штудируют множество книг, реальных примеров и проводят свои собственные исследования, чтобы лучше понять те штрихи, с которыми они работают. Несмотря на то, что все зависит от конкретного вида рисования, которым занимается человек, всем художникам полезно периодически выполнять практические наброски в альбоме для рисования.

    • Если вы рисуете людей, потратьтесь на иллюстрированную книгу о человеческой анатомии или запишитесь на уроки рисования с натуры.
    • Если вы обожаете животных, проведите в зоопарке целый день вместе с альбомом для зарисовок или купите себе иллюстрированную книгу по анатомии животных.
    • Если вы рисуете пейзажи или городские сюжеты, полезно будет приобрести книгу о работе с перспективой, чтобы научиться правильно придавать глубину своим рисункам.
  4. Купите деревянный манекен для рисования. Он представляет собой маленькую шарнирную модель человека, конечностям которой можно придавать любое положение, чтобы вы могли отточить рисование идеальных человеческих пропорций. Как таковое, манекен полезен для изображения сложных поз. Просто придайте модели необходимое положение и используйте ее для того, чтобы выполнить свой набросок и уже потом прорисовать детали изображения.

    • Если вам не удастся найти манекен для рисования, то вместо него, чтобы освоить правильное изображение пропорций, можно воспользоваться моделью человеческого скелета, которая используется при изучении биологии.
    • Также для художников производятся специальные анатомически верные модели рук, голов и скелетов, но обычно они стоят заметно дороже.

Контурное рисование

  1. Знайте, что контурное рисование состоит исключительно из линий. Контуры представляют собой внешние очертания изображаемого объекта. Это только линии без наложения каких-либо теней и растушевки. Качественное отображение контуров очень важно для окончательного рисунка, так как именно в них закладываются форма и пропорции объекта.

    • В целом, контуры – это первое, над чем вы начинаете работать в своем рисунке.
  2. Создайте направляющие линии наброска. Зачастую начинающие художники недооценивают данный шаг и переходят сразу к выполнению работы, но он очень важен для получения точного рисунка. Например, если вы рисуете крупную сцену, начните с нанесения на лист едва заметных линий, разбивающих ваше изображение на три части по вертикали и горизонтали. На альбомном листе у вас получится девять небольших прямоугольников. Они помогут вам правильно оформить рисунок и вписать все предметы именно туда, где они и должны находиться, так как у вас будут присутствовать соответствующие точки для ориентировки.

    В первую очередь сконцентрируйтесь на пропорциях. Пропорция – это соотношение размеров двух различных предметов. Если, например, нарисовать руки и ноги без соблюдения пропорций, то ваш рисунок будет выглядеть недоработанным и перекошенным. Зажмурьте один глаз и визуально приложите карандаш к изображаемому объекту. Рука с карандашом при этом должна быть полностью вытянута вперед. Используйте карандаш как линейку, чтобы отметить на нем размер объекта с помощью большого пальца. Затем этот размер можно сопоставить с размерами остальных изображаемых предметов либо даже воспользоваться тем же карандашом, чтобы разметить соответствующие размеры объектов на альбомном листе.

    • Также в качестве ориентира может выступать выполненная разбивка изображения на прямоугольники. В какие из прямоугольников вписан изображаемый в настоящее время предмет? Занимает ли он целиком всю страницу или только ее треть?
  3. Выполните базовый набросок, прежде чем двигаться дальше. Нет ничего хуже, чем почти полностью закончить рисунок и осознать, что рука изображенного на нем человека кажется слишком короткой. Хорошие художники знают, что этого можно избежать посредством создания наброска основных частей объекта. Используйте простые геометрические фигуры, чтобы разметить пропорции каждого изображаемого элемента. Например, обозначьте округлым овалом голову человека, треугольником со скругленными вершинами – его торс, а длинными узкими овалами – части рук и ног. Корректируйте обозначенные фигуры до тех пор, пока не будете уверены в точности передаваемых ими поз и пропорций для каждого элемента.

    • Выполняйте набросок легким нажимом на карандаш, чтобы потом его линии можно было без труда стереть.
    • Обозначьте суставы небольшими кружками или точками, чтобы потом вам было легче “подвинуть” руки и ноги на рисунке в нужное положение.
  4. Неторопливо прорисуйте детальные контуры рисунка. Каждый очередной этап прорисовки должен делать рисунок более сложным. Сначала вы наносите направляющие линии и черточками рисуете схематичный набросок. Потом дополняете набросок базовыми геометрическими фигурами и обозначаете позы объектов. А уже затем прорисовываете окончательные контуры рисунка, соединяя отдельные детали между собой, изображая мелкие черты человеческих лиц и так далее. Если вы рисуете человека, оформите окончательный контур его тела, соединив воедино все места сочленения отдельных элементов наброска, чтобы человеческий силуэт стал узнаваемым.

    Сначала рисуйте крупные объекты, а потом переходите к мелким деталям. Никогда не начинайте с прорисовки деталей. К деталям следует переходить только тогда, когда вы уже закончили работу по оформлению основных контуров рисунка. Именно в этом месте часто спотыкаются начинающие художники, тратя свое время и усилия на прорисовку деталей и недооценивая важность обозначения крупных пропорций.

    Работайте над перспективой, чтобы придать изображаемым сценам реалистичную глубину. Перспектива делает удаленные предметы маленькими, а близлежащие – большими. Чтобы рисунки получались точными, необходимо научиться правильно отображать перспективу. Один из способов работы с перспективой – использование точки перспективы. Думайте о ней как о самой далекой точке горизонта подобной солнцу в момент заката. Нарисуйте линии от этой точки, чтобы использовать их в качестве ориентира для разметки рисунка. Все, что будет находиться ближе к точке перспективы и дальше от вас, должно быть меньше, а все, что будет дальше от точки и ближе к вам, должно быть больше.

Работа со светотенью

    Знайте, что наложение теней на рисунок придает ему объем. Игра светотени оживляет рисунок и не дает ему казаться плоским изображением. Основная составляющая иллюзии объема – наложение теней. Однако освоить наложение теней достаточно трудно, особенно когда вы пытаетесь рисовать что-то выдуманное или по памяти.

    • В наложении теней также могут использоваться линии. Подумайте о двух вертикальных выступах над верхней губой человека. Несмотря на то, что их можно изобразить отдельными линиями, это сделает данную анатомическую особенность нереалистично выраженной. Вместо этого попробуйте слегка затенить участки рядом с этими линиями, чтобы они “показались” единым целым с окружающим пространством.
  1. Подумайте об источниках света. Тени появляются потому, что отдельные участки изображаемой сцены освещаются меньше других. Расположение источника света, его тип и даже время суток будут влиять на отображение теней. Тени появляются на предметах с противоположной стороны от источника освещения. Например, если положить мяч и подсветить его фонариком справа, то слева он будет казаться более темным. Именно с этой стороны вам и придется накладывать тени, если вы решите нарисовать данный мяч.

    Обратите внимание на границы тени. Граница тени будет определять то, насколько быстро растворяется тень на рисунке. Представьте себе, что вы пытаетесь изобразить руками театр теней: когда ваши руки находятся близко к источнику света и стене, являющейся экраном, контуры тени на границе со светом получаются достаточно резкими, но чем дальше будут расположены руки, те более плавным будет переход от тени к свету. Тем не менее, обратите внимание, что у всех теней обязательно слегка размыт край. Разница между созданием контурного рисунка и наложением теней состоит в том, что границы теней растушевываются.

    • Прямые источники света, такие как точечные светильники или солнце в ясный погожий день, создают драматичные тени с четкими краями.
    • Рассеянный свет, свет от дальних источников света, от множества светильников или от солнца в пасмурный день создает более мягкие тени с размытыми краями.
    • По мере совершенствования навыков переходите на изображение прозрачных предметов, предметов сложных форм или применение второго источника света, чтобы освоить более сложные техники работы с тенями.
    • Чтобы получить углубленную практику, попробуйте создавать объемные тени на детских раскрасках, которые обычно представлены лишь простыми контурами рисунков.
  2. Изучите различные техники наложения теней. Несмотря на то, что самый реалистичный эффект создает равномерная постепенная растушевка (наложение “плавных” теней), у разных художников, работающих в разных техниках, существуют различные стили работы с тенями. Например, при изображении карикатур для обозначения теней нередко используется перекрестная или точечная штриховка. Тем не менее, базовые принципы штриховки остаются теми же – чем больше штрихов или отметок, тем темнее тень. Протестируйте различные способы наложения теней, чтобы понять, что именно лучше вам подходит.

  • Экспериментируйте со своими ошибками. Возможно, сделанный вами неверный штрих впоследствии сделает ваш рисунок еще лучше! Умение идти на компромисс в своем творчестве – хороший способ открыть для себя новые техники рисования, которые помогут вам отточить ваши навыки в будущем.
  • Посещайте художественные галереи, а также рассматривайте картины любимых художников в сети, чтобы получить от них вдохновение.

Для применения урока на практике понадобятся простые карандаши разной степени жесткости, ластик и бумага.

Разная интенсивность штриховки

В технике штриховки разные оттенки создаются изменением плотности нанесенных на бумагу линий, разным нажимом на карандаш и использование карандашей разного вида. Переходить оттенки могут от светлого к темному и от темного к светлому, в зависимости от замысла. Этот урок требует многих часов практики.

Придется потратить многие часы на рисование простых линий с заданным расстоянием друг от друга. Нужно пробовать разные углы наклона и нажима, поворачивать лист и изменять угол и направление линий штриховки. Только после этого получится найти удобные линии, угол наклона и степень нажима.

Основные виды штриховки

Тренироваться будет удобнее, если знать основные виды штриховки, используемые художниками.

Самый первый вид штриховки - линии короткие и расположены вдалеке друг от друга. Таким образом изучаются свойства карандашей разной мягкости. Расположенные на некотором расстоянии друг от друга линии создают иллюзию светлого тона.

Затем линии рисуются ближе друг к другу и длиннее. Визуально такая штриховка смотрится более темной.

В третьем варианте линии почти вплотную прилегают друг к другу, но между ними еще видна бумага. Здесь проверяется точность руки и способность рисовать параллельные линии разного вида - длинные и короткие, удаленные друг от друга и расположенные рядом.

Затем следует тренироваться в рисовании как можно более длинных и аккуратных спиралей, раскручивая их из центра или напротив закручивая в центр. Это упражнение придает руке художника твердость и гибкость.

Создание штриховой шкалы

Это занятие помогает понять границы цвета. Заключается оно в нанесении на бумагу 7-10 групп штрихов от темного к светлому и наоборот от светлого к темному. Переход должен быть плавным, соответствующие таблицы для сверки можно приобрести в художественных магазинах вместе с карандашами и другими учебными пособиями.

Для достижения результата используется как разная степень нажима на карандаш, так и карандаши разной степени мягкости. Рисовать нужно уметь и так, чтобы были видны линии штриховки, и так чтобы создавался эффект гладкости, без просветов между линиями.

После того, как все три этих упражнения не будут вызывать затруднения, можно смело браться за один из множества пошаговых уроков изображения чего-либо: все получится на отлично. Для художника особенно важны практика и твердая рука, все остальное делает огромное желание творить.

Рисование — это как минимум отличное хобби для творческих людей. Многие считают, что для этого нужно иметь какой-то особый талант, когда, на самом деле, рисовать может научиться каждый — при определенном упорстве и систематической практике. Мы поможем вам разобраться, как научиться рисовать карандашом и что об этом занятии нужно знать начинающим.

Принадлежности для рисования

У вас должен быть набор простых карандашей. Они обозначаются буквами H (Т в русской маркировке) — твердый карандаш, B (М) — мягкий, а перед буквой ставится цифра, которая говорит о степени твердости или мягкости, например, 2B.

Новичкам следует начать с карандаша HB (ТМ) — это стандартный карандаш, средней степени твердости-мягкости. Когда вы к нему привыкнете, вам будет легче контролировать силу нажима при использовании других типов карандашей.

Бумагу берите белую и плотную, лучше всего зернистую — на ней хорошо будут видны карандашные оттенки. По возможности купите один лист бумаги на проверку и потрите ее ластиком — если она сразу станет рыхлой с катышками, то качество такой бумаги оставляет желать лучшего.

Не забудьте взять хороший ластик, чтобы исправлять будущие помарки. Выбирайте мягкий ластик, чтобы при стирании не сильно травмировать бумагу.

С чего начать

Прежде всего, нужно ознакомиться с основными принципами рисования: композицией, объемом, перспективой, динамикой. Эти основы относятся к любому стилю, не только к рисункам карандашом.

После этого стоит определиться, чему именно вы стремитесь научиться и как хотите рисовать, какой стиль выбрать. Даже если вам хочется уметь все понемножку, остановитесь сначала на чем-то конкретном и не пытайтесь объять необъятное — освойте один стиль, а потом переходите к другому.

Если вы хотите научиться рисовать портреты, то придется изучить основы анатомии, пропорции человеческого лица и тела. Чтобы научиться рисовать пейзажи, нужно практиковать рисование природных объектов — растений, горных массивов, морских волн и т.п. Если хотите рисовать аниме , то нужно знать особенности прорисовки персонажей в этом жанре.

От простого — к сложному

Вы должны научиться рисовать геометрические фигуры в двухмерном, а после — в трехмерном пространстве. Это станет очень важным этапом вашей практики, ведь, по сути дела, все предметы и даже мы сами условно состоим из разных геометрических фигур. И когда вы только будете учиться рисовать предметы и людей, и даже набравшись опыта, вы все равно будете набрасывать на бумаге кружки, овалы, квадраты, обозначая пропорции рисуемых объектов.

Рисуйте много несложных предметов, животных в упрощенном виде. Не отмахивайтесь от рисования скучных на первый взгляд объектов вроде чашки, будильника или яблока на столе — даже простой контурный двухмерный рисунок потребует от вас некоторой сноровки.

Давайте попробуем немного попрактиковаться прямо сейчас и нарисовать милую мышку.

1. Возьмите мягкий карандаш и нарисуйте рядом друг с другом два овала, с небольшим пересечением. Один из них будет поменьше — это будущая мышкина голова, а второй станет туловищем.


2. Нарисуйте окружности на месте ушей, очертите лапы и наметьте загибающийся хвост.


3. Теперь нарисуем мышке мордочку — глаз в форме перевернутой капельки, нос шариком, улыбку, а также не забываем прорисовать ушки.


4. Сотрите внутренние контуры на мордочке и сделайте более насыщенную обводку. Разукрасьте зрачок и нос черным цветом, с белым бликом посередине.


5. Прорисуйте мышке лапы и придайте форму хвосту, стерев вспомогательные контуры по туловищу. Обведите оставшуюся часть мышки.


После двухмерных изображений приступайте к освоению трехмерных, с передачей объема. Изучая светотеневой рисунок, начните с классического задания — нарисуйте шар с падающей тенью. Если у вас дома нет подходящего шарика, используйте в качестве объекта куриное яйцо. Как выполнять такой рисунок, можно увидеть в следующем видео.

Поначалу очень важно научиться рисовать с натуры — вы должны развивать чувство формы на реальных объектах, наблюдать за тенями и светом, видеть объем.

Главный принцип в рисовании — это движение от простого к сложному, от общего — к деталям.

Не спешите и не рассчитывайте, что после пары занятий рисованием вы будете способны создавать гениальные картины. Запаситесь терпением: иногда вам придется научиться рисовать одну и ту же фигуру снова и снова, пока не добьетесь достойного результата и только потом переходить к более сложным задачам, например, к рисованию людей .

Основные техники рисования карандашом

К основным техникам рисования карандашом относятся растушевка и штриховка.

На начальных этапах вам будет проще освоить растушевку. Хотя иногда учащиеся художественных школ, например, используют исключительно штриховку, а растушевку считают неправильной техникой. В любом случае, полезно будет освоить обе техники, так как они помогают добиваться разных результатов в рисунке.

Штриховка

Штриховка выполняется нанесением коротких тонких линий карандашом на участок бумаги. Линии располагают на одинаковом расстоянии друг от друга. Карандаш при этом отрывается от листа: проведя одну линию, вы не тянете ее по бумаге зигзагом на исходную позицию, а возвращаете назад, не оставляя следов. Важно штриховать рисунок в одном направлении.

Степень насыщенности тона контролируется за счет разной частоты штрихов и их направления — штрихи могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными. Увеличение глубины цвета достигается с помощью перекрестных штрихов разного направления, например, сверху на вертикальные штрихи накладываются диагональные.

Существуют и рельефные штрихи — они используются с целью передачи рельефа и выполняются штрихами кривыми, дугообразными, ломаными, но не прямыми.

Посредством штриховки карандашом передают как светотени и тона, так и различные текстуры: фоны, поверхности, материалы и т.д.

Техника штриховки достаточно сложная для начинающих и требует большого количества тренировок. Скорее всего, пройдет много времени, прежде чем вы сможете выработать собственный стиль штриховки. Поэтому новичкам подойдет техника растушевки, которая поможет исправить недочеты в штриховке в случае необходимости.

Именно с помощью растушевки добиваются реалистичности изображения при плавной градации тона.

Выполняется она следующим образом: на бумагу карандашом наносятся штриховочные линии, а затем растираются с помощью специального инструмента — растушки, либо ватной палочкой, кусочком мягкой бумаги, ткани или замши. Не стоит растушевывать линии пальцем, дабы избежать появления жирных пятен на рисунке.

По факту, растушевка — опциональный этап после штриховки, однако со своей особенностью: штриховать перед растушевкой лучше с перекрестными зигзагообразными линиями. Не делайте горизонтальную растушевку — растирать карандашные линии следует только в направлении сверху вниз.

Важно, чтобы растушевка была однородной. В крайнем случае, можете светлые участки аккуратно подштриховать карандашом еще раз, а темные ослабить с помощью ластика.

В этом видео вы можете посмотреть, как выполнять разные виды штриховки и растушевку.

Когда основы изучены, карандашные техники освоены, остается только почаще упражняться в рисовании. Помните, что практика — залог вашего успеха.

Существует масса пособий для начинающих художников, где вы увидите специальные уроки по рисованию отдельных предметов или картин карандашом. Можно как купить эти издания в специализированном магазине, так и брать уроки из Интернета. Главное — практиковаться максимально много и часто. Пусть рисование станет для вас, в первую очередь, приятным досугом.