Повесть временных лет. Повесть Временных Лет в переводе Д.С. Лихачева

Летопись рассказывает о крещении Ольге в самых светлых тонах:

"В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что ста очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись ж, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она ж, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она ж ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга". И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она ж, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники – да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, – так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) – человеческой, а эта – Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество… " Эта же блаженная Ольга с малых лет шкала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон".

Эта легенда чудесным образом показывала, что Русь приняла христианство от самой "христианнейшей" страны Средневековья – Византии. Становясь крестной дочерью всесильного императора, Ольга становилась и воспреемницей правильной веры, и ореол святости переходил с княгини на всю страну, ее народ. В XII-XIII вв. это было очень актуально. Русь, к тому времени уже Киевская, становилась в ряд с европейскими странами. Так что понятно, почему эта легенда стала такой популярной. На самом-то деле император Византии нашу Ольгу не крестил, хотя она побывала в Константинополе и виделась с Константином. Эта легенда появилась лет через сто после того как Иоанн Скилица в своем труде ее обнародовал; "И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная, и истиной вере оказавшая предпочтение, она, удостоившись великой чести по этому поводу, вернулась домой".

"Константин Порфирогенит, – пишет Никитин, – не оставил сведений о причинах приезда Ольги, а его описание церемониала не дает никаких оснований говорить не только о "сватовстве", но и о крещении "архонтиссы Росии", поскольку Ольгу сопровождал "священник Григорий", т. е. она уже была христианкой. Вместе с ней на приеме находились ее родственницы, придворные дамы, а также послы и купцы, причем в том же числовом соотношении, которое указано в преамбуле договора Игоря… "Эльга росена", т. е. "росская", как ее называет Константин VII, была принята с титулом "архонтиссы Росии", т. е. правительницы страны, будучи сопровождаема шестью "родственшщами-архонтиссами", т. е. княгинями, ее сестрами или женами братьев Ольги, о которых совершенно ничего не известно, а также ее племянником, сыном брата или сестры. Ольги Эльги, но не Игоря Кроме того, вместе с Ольгой в Константинополь приехали священник Григорий, "люди Святослава", 16 придворных дам, слуги Ольги, слуги послов, прислужницы, 2 переводчика и пр., а также 22 посла и 44 купца (столько же, сколько зафиксировано в договоре Игоря). Наличие послов и купцов свидетельствует о заключении каких-то торговых и политических соглашений между греками и Русью, может быть, связанных с подтверждением или пересмотром "договора Игоря". В то же время, наличие священника безусловно снимает всякое сомнение в исконном христианстве Ольги/Эльги, нигде не названной именем "Елена", якобы полученным ею при крещении в Константинополе, как о том говорит рассказ ПВЛ. В самом деле, в случае "язычества" Ольги с ее стороны, не было бы никакой хитрости сделать императора своим воспреемником при крещении, поскольку это даже требовалось при крещении знатных язычников. Действительная хитрость, на которой изначально только и мог быть построен сюжет фаблио, дошедший до нас в урезанном виде, должен был заключаться в том, что Ольга крестилась, будучи у же христианкой, дабы, избежать сетей, которые расставлял ей сластолюбивый император".

В одном из старинных текстов северной традиции указывается между тем, что имя Ольги изначально звучало как Олена, то есть Елена. Ясно, конечно, что наша Ольга-Преслава-Елена не могла происходить из "народной" среды, потому что кастовое деление в древнем обществе было строгим и князей женили только на благородных невестах. Это было характерно как для Руси, так и для циркумбалтийских славян, и для скандинавов, и для германцев, и для латинян – и эти правила не нарушались. Если Ольга была родом из Болгарии, а не из-под северного Пскова, то она могла быть крещена во младенчестве, Болгария уже была страной христианской, хотя и с очень интересным христианством. Например, болгарские христиане считали, что "Христос взял свою плоть на небе и прошел через нее (Марию), как через канал", то есть что его рождение было мнимым (не рождался совсем) и потому он не страдал на кресте; они испытывали к кресту глубочайшее презрение, считая, что раз Христос на нем не погибал (поскольку это невозможно для лишенного плоти), то поклонение кресту – язычество и суеверие; что в мире существуют два Бога, один из них находится на небе и не занимается такой ерундой, как творение материального мира, он всеблаг, зато другой демиург создал мир материи, и имя ему Сатана, и если Ветхий завет утверждает, что бог создал человека материально, то имя этому богу известно, от него и есть все зло, человек потому как имеет тварное тело и нетварную душу, находится всегда в зоне борьбы этих двух сил – ветхого бога и светлого бога, и ему (человеку) в помощь бог послал с неба своего ангела по имени Иисус. Латиняне считали, что получили веру от апостола Петра, византийцы – что от апостола Андрея, болгары же знали, что их вера – от святого Павла. Так что болгарская ересь получила название павликанства. Идеологом этого учения невольно оказался епископ Арий, преданный анафеме на одном из первых соборов. Болгарское христианство и не скрывало, что целиком разделяет учение Ария, пришедшее из Александрии. И хотя Болгария находилась совсем рядом с могущественной Византией, побороть арианство в ней так и не удавалось. Византия, дабы изжить арианство, пробовала присоединить к себе Болгарию, и это периодически удавалось, но стабильность была тут понятием весьма шатким, к тому же в стране имелись как последователи Ария, так и греческие христиане. В конце концов византийцы стали использовать ариан для защиты границ империи. Эти христиане были хорошими воинами, они легко шли на смерть. Время Ольги, и еще более – время правления ее сына Святослава как раз и связано с попытками Византии полностью подчинить себе Болгарию. Положение осложнялось тем, что при Симеоне Болгария перестала подчиняться константинопольскому патриарху, а ученики Мефодия ушли в Болгарию. Ольга не могла не понять, что для вхождения в европейскую семью народов выбирать ей придется отнюдь не ту веру, которую она исповедует. Выбор невелик – между греческим и римским христианством По одной из версий, кроме посещения Константинополя она отправила послов и к латинянам Константинополь на этом пути был первым. Насчет Болгарии же княгиня знала, что этому христианству не выжить рядом с двумя сильными империями. Ольга была человеком крайне расчетливым, ошибок она не хотела. Она, конечно, не могла не заметить, как предвзято отнесся византийский царь к сопровождающему ее духовнику, который был из болгар. "В свите Ольги, – писал Мавродин, – которая сопровождала ее в Царьград, действительно был некий священник Григорий, но в посольстве Ольги он не играл никакой роли. Он не был официальным духовником русской княгини, во всяком случае в Византии его не считали таковым, потому что в противном случае его не обидели бы так бесцеремонно, как сделал Константин Багрянородный, дав ему подарок меньше того, что получили переводчики. Меньше Григория получили только рабы и слуги". Для Ольги такое неуважение было знаменательным. Она знала, что дальнейший путь "в цивилизацию" Болгарию обходит стороной.

ОЛЬГА. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

МЕСТЬ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши. Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим". И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы; над горою был теремной двор - был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и сказала им: "Гости добрые пришли". И ответили древляне: "Пришли, княгиня". И сказала им Ольга : "Так говорите же, зачем пришли сюда?". Ответили же древляне: "Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала"". Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же им Ольга: "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: "Зовет вас Ольга для чести великой". Они же ответили: "Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И ответили киевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя", - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга : "Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: "Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди". Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: "Вымывшись, придите ко мне". И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами: "Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже". Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: "Где дружина наша, которую послали за тобой?". Она же ответила: "Идут за мною с дружиною мужа моего". И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода". Древляне же ответили: "Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же им Ольга, что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: "Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге , ибо был Вышгород городом Ольгиным . И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год.

В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.

В год 6456 (948).

В год 6457 (949).

В год 6458 (950).

В год 6459 (951).

В год 6460 (952).

В год 6461 (953).

В год 6462 (954).

В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой, а эта - Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество...". Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон".

Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для неверующих вера христианская юродство есть"; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки от разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет". Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя". Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия.

В год 6464 (956).

В год 6465 (957).

В год 6466 (958).

В год 6467 (959).

В год 6468 (960).

В год 6469 (961).

В год 6470 (962).

В год 6471 (963).

Комментарии

Комментарии приводятся по сборнику "За землю Русскую!" (М.Сов.Россия,1981), С.М.Соловьев История России с древнейших времен и др.

земля Венгерская - Территория совр. Венгрии, бывшей римской провинции Паннонии, была занята венграми (мадьярами), народом финно-угорской группы, в конце IX - начале X в.

... Болгарская - Дунайская Болгария, сюда в VII в. с Волги пришли болгары, народ тюркской группы, во главе со своим ханом Аспарухом. Здесь тюрки-болгары смешались с южными славянами, восприняв их язык и культуру; так образовалась южнославянская народность болгары.

поляне - восточнославянское племя, жившее в среднем течении Днепра;

древляне - восточнославянское племя, жившее в лесах по южным притокам р.Припяти;

дреговичи - восточнославянское племя, жившее в среди болот между Припятью и Западной Двиной;

полочане - восточнославянское племя, жившее по р.Полоте, притоку Западной Двины;

славяне (словене) - восточнославянское племя, жившее по р.Волхову и оз. Ильмень;

к Царьграду - Константинополь, столица Византийской империи;

Болгары - имеется в виду Волжская Булгария;

Корсунь - Херсонес;

Андрей - апостол Андрей Первозванный .

[ Автор ПВЛ счел нужным описать путешествие апостола Андрея Первозванного по пути "из варяг в грекы" и установку крестов в Новгороде и на Киевских горах. Следовательно, крещение Руси произошло не в 988 году, а задолго до него и не каким-то добровольным крестителем, а самим первым апостолом учеником живого Бога Иисуса Христа. Удивляться тут нечему: в то время наш регион представлял из себя окраину Римско-Персидского мира, за преобладающие влияние в котором мировые державы того времени боролись с переменным успехом. ПВЛ содержит рассказ о Вадиме-новгородце, возмутившем сограждан против призванного князя Рюрика. Даже в настоящее время многие искренне считают имя ВАДИМ русским, или славянским, В святках по этому поводу однозначно сказано - перс.

Примечание Д.Зенина ].

На горе, где ныне подъем Боричев - Боричев спуск соединял центральную, древнейшую часть Киева на горе с Подолом, расположенным под горой;

Щековица... Хоревица - два древнейших поселения Киева, существовавших VI века.

Киев - первый по величине город Киевской Руси, основанный, по Стрыйковскому, в 430 г., впервые упоминается в летописях под 860 г.;

Стал род их держать княжение - см. Происхождение названия "князь";

белые угры - хазары;

При царе Ираклии - Византийский император Ираклий (610-641) вел частые войны с иранским царем Хосровом II Парвизом (591-628);

обры - авары;

Братьев этих - т.е. Кия, Щека и Хорива;

При фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея - Моисей, библейский иудейский пророк, выведший свой народ из египетского плена. Согласно Библии Моисей еще ребенком, играя, свалил с головы фараона царский венец. Жрец предсказал, что Моисей погубит Египет;

В год 6360 (852) - Летоисчисление в средневековой Руси велось от мифического "сотворения мира", дата которого устанавливалась Библией: согласно последней Иисус Христос родился в 5508 году от "начала мира". Это летоисчисление через посредство греков и болгар получило распространение и стало общеупотребительным на Руси с конца X века по 1700 год. Здесь и далее в скобках приводится дата по современному летоисчислению;

Индикт - порядковое число данного года в пределах текущего пятнадцатилетия, согласно византийскому счету времени, принятому на Руси с конца X века. Календарный год начинался с 1 сентября или с 1 марта;

Михаил - византийский император Михаил III (852-867);

Константин - римский император Константин I Великий Флавий (306-337), основатель г.Константинополя;

И избрались трое братьев

Василий - византийский император Василий I (867-886);

взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев:

Варяги - норманны, жители Скандинавии, находившиеся на русской военной службе по договору ("вар" - договор);

Чудь (эсты) - народ финно-угорской группы, живущий на территории Эстонии;

Кривичи - восточнославянской племя, жившее по Западной Двине;

Меря (меряне) - народ финно-угорской группы, живший у озер Неро и Клещина и в Волго-Окском междуречье;

Радимичи - восточнославянской племя, потомки легендарного Радима, жившие по р.Сожу, левому притоку Днепра;

Вятичи - восточнославянской племя, потомки легендарного Вятка, жившие по рекам Оке и Десне;

Хорваты белые (т.е. некрещеные) - восточнославянской племя, жившее в предгорьях Татр и Карпат;

Дулебы (волыняне или бужане) - восточнославянской племя, потомки легендарного Дулеба, жившие по Западному Бугу;

Тиверцы - восточнославянской племя, жившее по Западному Бугу и Днестру;

"Великая Скифь" - Великая Скуфь или Великая Скифия - собирательное название народов Восточноевропейской равнины, бывшее в ходу у византийцев;

Суд - залив Золотой Рог, отделяющий Константинополь от его предместья Галаты;

святой Дмитрий - Дмитрий Солунский, христианский мученик (ум. в 306г.), наиболее почитаемый у византийцев и славян святой-воин, покровитель г.Солуня;[

pcenter]***

гривна - серебряный слиток определенного веса (51-68 граммов), имевший хождение в денежном обращении Киевской Руси. Новгородская гривна весила больше - 204 грамма;

Цари же Леон и Александр - византийский император Лев VI (886-911) и его брат Александр (император 911-913);

Слывет могилой Олеговой - в XII веке в Киеве еще показывали на горе Щековице "могилу Олега". Легенда о смерти Олега напоминает рассказ одной византийской хроники о смерти императора Михаила III от своего коня.

царь Роман - Роман I Лакапин (?-948), византийский император;

страну Вифинскую - Вифиния, область Малой Азии, примыкающая к Мраморному морю;

по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили:

Понт - море, в данном случае Черное море;

Ираклия - Гераклея, город в Малой Азии, на южном берегу Черного моря, основанный в VI веке до н.э.;

Пафлагония - область на северо-востоке Малой Азии;

Никомидия - область на северо-западе Малой Азии, примыкающая к проливу Босфор;

Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патриций с македонянами, Федор-стратилат с фракийцами:

Панфир, Варда Фока, Федор - византийские военачальники;

Деместик - страж, охранявший византийского императора;

Патриций - знатный муж Византийской империи;

Стратилат - воин;

Фракийцы - народ индо-европейской группы, живший в древности на Балканском полуострове и на северо-западе Малой Азии, позднее участвовал в этногенезе болгарского и румынского народов;

И стал трубами пускать огонь - во время морского боя византийцы применяли так называемый "греческий огонь": через медные трубы, установленные на борту корабля, выбрасывалась горящая смесь на неприятельские корабли и поджигала их. В состав этой смеси входила нефть, масла, жженая известь, селитра, уголь, смола, сера;

корсунцы - жители Херсонеса;

Роману - Роман I Лакапин, византийский император (919-944);

Убили Игоря - Византиец Лев Диакон говорит, что древляне, привязав Игоря к двум деревьям, разорвали его;

ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3 | ЧАСТЬ 4 | ЧАСТЬ 5 |

Перед вами летопись монаха Нестора, переведенная на современный русский язык академиком Лихачевым, которая является одним из самых ранних источников сведений по истории Руси. Конечно, летописи несут на себе влияние времени и писались авторами в определенных политических целях, но они являют нам представление русинов об истории собственного государства от расселения славян на русском пространстве и создания Рюриком государства до расцвета Киевской Руси времен Владимира Миномаха.

Страница создана для пояснений раздела в рубрике . Ссылка на статью: http://сайт/page/olga-povest-vremennyh-let

В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян , и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд : "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода". Древляне же ответили: "Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же им Ольга, что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха ". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов , поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: "Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.
И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты . И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год.
В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.
В год 6456 (948).
В год 6457 (949).
В год 6458 (950).
В год 6459 (951).
В год 6460 (952).
В год 6461 (953).
В год 6462 (954).
В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей ". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь ". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены ". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью ? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга ". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх , и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой, а эта - Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество...". Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон".
Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами.
Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем . "Ибо для неверующих вера христианская юродство есть "; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки от разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться ". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет ". Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя". Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия.
В год 6464 (956).
В год 6465 (957).
В год 6466 (958).
В год 6467 (959).
В год 6468 (960).
В год 6469 (961).
В год 6470 (962).
В год 6471 (963).

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

Задание 1

В каком году произошло описанное ниже событие?

«И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. <…>

  1. 945 г.
  2. 957 г.
  3. 962 г.
  4. 969 г.

Задание 2

О каком князе пишет В.О. Ключевский?

«Князь был суровый и своенравный хозяин, который во всём поступал по своему, а не по старине и обычаю. Прогнав из Ростовской земли больших отцовых бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец».

  1. Юрий Долгорукий
  2. Даниил Галицкий
  3. Андрей Боголюбский
  4. Всеволод Большое Гнездо

Задание 3

Кто являлся первым главой Посольского приказа?

  1. А.Л. Ордин-Нащокин
  2. И.М. Висковатый
  3. А.С. Матвеев
  4. Л.К. Нарышкин

Ответ:

1 2 3
2 3 2

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего за задания 3 балла.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Укажите имена государственных и религиозных деятелей, составлявших окружение первого русского царя.

  1. А. Курбский
  2. А. Адашев
  3. Митрополит Алексий
  4. Протопоп Сильвестр
  5. Ф. Шакловитый
  6. Б. Морозов

Задание 5

В каких древнерусских городах в XI в. были построены соборы Святой Софии?

  1. Переяславль-Русский
  2. Полоцк
  3. Владимир-на-Клязьме
  4. Чернигов
  5. Новгород

Задание 6

Какие из указанных ниже договоров были заключены между Русским государством и Речью Посполитой?

  1. Деулинское перемирие
  2. Столбовский мир
  3. Ям-Запольский мир
  4. Ясский мир
  5. Поляновский мир
  6. Фридрихсгамский мир

Ответ:

4 5 6
124 256 135

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 6 баллов.

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. Неревский, Загородский, Людин, Славенский, Плотницкий.

7.2. Резана, куна, векша, ногата, гривна.

Ответ:

7.1. Названия новгородских концов (административных единиц).

7.2. Денежные единицы в Древней Руси.

2 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 4 балла.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. П.А. Зубов, А.Д. Меншиков, Г.Г. Орлов, Г.А. Потемкин, А.Д. Ланской.

8.2. Зернь, скань, филигрань, чернь, фреска.

Ответ:

8.1. Фавориты Екатерины II. Лишний – А.Д. Меншиков.

8.2. Виды ювелирной техники. Лишнее – фреска.

2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.)

Всего за задание 4 балла.

Задание 9

Расположите известных художников в хронологическом порядке их жизни и деятельности.

А) В. Ван Гог

Б) А.П. Антропов

В) Д. Веласкес

Г) А.А. Дейнека

Д) А. Дюрер

Е) П.А. Федотов

Ответ:

1 2 3 4 5 6
Д В Б Е А Г

5 баллов за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 5 баллов.

Задание 10

Расположите названия государственных органов Российского государства в порядке их появления:

А) Верховный тайный совет

Б) Коммерц-коллегия

В) Стрелецкий приказ

Г) Министерство государственных имуществ Российской империи

Д) Приказ тайных дел

Е) Министерство внутренних дел Российской империи

Ответ:

1 2 3 4 5 6
В Д Б А Е Г

5 баллов за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 5 баллов.

Задание 11

Установите соответствие между именами правителей Русского государства и законодательными актами, принятыми в период их правления. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ :

Ответ :

А Б В Г
5 2 3 1

По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Всего за задание 4 балла .

Задание 13

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Алексей Михайлович скончался 30 января (1) г. Земский собор «назвал» московским государем 14-летнего (2 – имя и отчество) . При нём прежнюю силу при дворе приобрели (3 – фамилия боярского рода) , потеснённые было роднёй царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Самой важной реформой, проведённой при (2), стала отмена (4 – название явления) .

(2) скончался 27 апреля (5) года. Наследниками были его 16-летний брат (6 – имя) и 10-летний единокровный брат (7 – имя) . При поддержке Н.К. Нарышкиной царём объявили (7). Однако царевна (8 – имя) , сестра покойного царя, всячески пыталась посадить на престол своего родного младшего брата, а управление государством взять в свои руки. Ей это удалось после майских событий (5) года, отраженных в знаменитой опере М.П. Мусоргского, которые вошли в историю под названием (9 – название) . В ходе этих событий стрельцы с пушками и знаменами двинулись к Кремлю, где обвинили Нарышкиных в гибели царевича (6) и убили близкого к Алексею Михайловичу человека, воспитателя Натальи Кирилловны и царевича (7) – боярина (10 – фамилия) . В конце концов (6) и (7) вместе были венчаны на царство, однако главным царём считался старший брат. (7), его мать и родня отправились в почётную ссылку в подмосковное село (11 – название села) . Царевна (8) же стала (12 – название должности) – правительницей государства при малолетних братьях.

Первым человеком при царевне-правительнице стал князь (13 – фамилия) , по словам Куракина, «амур» и «галант» царевны. Он являлся главой (14 – название приказа) приказа, но фактически и внутренние дела вершились по его совету. По его инициативе в 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение(15 – название) . Во внешней политике самыми крупными событиями стали заключение в (16) г. «Вечного мира» с Речью

Посполитой и два (17 – название) похода в 1687 и 1689 гг.

Ответ:

17 верных вставок – 15 баллов;

16 верных вставок – 14 баллов;

15 верных вставок – 13 баллов;

14 верных вставок – 12 баллов;

13 верных вставок – 11 баллов;

12 верных вставок – 10 баллов;

11 верных вставок – 9 баллов;

10 верных вставок – 8 баллов;

9 верных вставок – 7 баллов;

8 верных вставок – 6 баллов;

7 верных вставок – 5 баллов;

6 верных вставок – 4 балла;

5 верных вставок – 3 балла;

3–4 верные вставки – 2 балла;

1–2 верные вставки – 1 балл.

Всего за задание 15 баллов.

Задание 14

Внимательно рассмотрите схему и выполните задания, помещённые ниже.

14.1. Столица какого княжества обозначена цифрой 6? К началу правления какого князя границы этого княжества приобрели такой вид?

Ответ: Московское княжество. Иван III.

По 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего 2 балла.

14.2. Напишите цифру, которой обозначен город, где последними посадниками были представители рода Борецких.

Ответ: 1 (1 балл).

14.3. Запишите название ханства, которое в начале XVI века захватило территории государства, обозначенное на схеме цифрой 11.

Ответ: Крымское ханство (1 балл).

14.4. Напишите цифры, которыми обозначены земли, присоединённые к Русскому государству: А) в 1510 г., Б) в 1514 г., В) 1521 г. Укажите столицы этих земель.

Ответ: А) 2 – Псков; Б) 7 – Смоленск; В) 9 – Рязань (Переяславль-Рязанский).

По 1 баллу за каждую пару. Всего 3 балла.

14.5. Верны ли представленные ниже утверждения («да» ‒ «нет»)? Ответы внесите в таблицу.

А) После присоединения княжества, обозначенного на схеме цифрой 4, сын Василия II стал титуловаться «Государем всея Руси».

Б) Государство, обозначенное на схеме цифрой 3, выплачивало Русскому государству так называемую Юрьевскую дань.

В) Земли, обозначенные на схеме цифрой 8, называются Низовскими княжествами.

Г) Последним правителем государства, обозначенного на схеме цифрой 11, был хан Ахмат.

Д) Земли, обозначенные на схеме цифрами 7 и 10, были отторгнуты от Русского государства в начале XVI в.

Е) Земли, обозначенные на схеме цифрой 10, были присоединены к Русскому государству в результате войны с княжеством Литовским.

Ж) Первым правителем государства, обозначенного на схеме цифрой 5, был хан Золотой Орды, к которому Василий II и Юрий Звенигородский ездили в 1431 г. за ярлыком.

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж
да да нет нет нет да да

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 7 баллов.

Всего за задание 14 баллов.

Задание 15

Перед Вами фотографии архитектурных памятников. Расставьте их в хронологической последовательности в соответствии со временем сооружения и заполните таблицу.



Ответ:

Всего за задание 13 баллов.

Задание 16

Внимательно изучите представленный ниже отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему.

«Милостивый Государь Иван Иванович.

Полученным от Вашего Превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно к истинной пользе и славе отечества. При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное Ваше несравненное дарование служить может, и многих книг чтение способствовать.

Однако и тех совет Вашему Превосходительству не бесполезен будет, которые сверх того … не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради ежели … по примеру иностранных учредить намеряетесь, что весма справедливо, то желал бы я видеть план, Вами сочиненной. Но ежели ради краткости времени, или ради других каких причин того не удостоюсь, то уповая на отеческую Вашего Превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении … кратко вообще.

1) Главное мое основание, сообщенное Вашему Превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберется. Осталную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание Библиотеки, нежели зделав ныне скудной и уской план по скудости ученых, после как размножатся оной снова переделывать и просить о прибавке суммы.

2) Профессоров … меньше двенатцати быть не может, в трех факультетах. В Юридическом три. <…> В Медицинском 3 же. <…> В Философском шесть. <…>

3) …необходимо должна быть Гимназия, без которой … как пашня без семян. О ея учреждении хотел бы я кратко здесь предложить, но времени краткость возбраняет.

Не в указ Вашему Превосходительству советую не торопиться, чтобы после не переделывать. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целой полной план предложить могу. Непременно с глубоким высокопочитанием пребываю Вашего Превосходительства».

16.2. Назовите адресата письма.

16.3. Охарактеризуйте взаимоотношения между автором и адресатом.

16.4. Датируйте письмо как можно более точно, используя данный текст. Ответ аргументируйте.

16.5. Какому событию посвящено данное письмо?

16.6. На каких принципах должно быть организовано это учреждение, по мнению автора? Назовите четыре принципа.

Ответ:

16.1. М.В. Ломоносов (2 балла).

16.2. И.И. Шувалов (2 балла).

16.3. С одной стороны, можно отметить, что автор относится к адресату с искренним уважением («При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное Ваше несравненное дарование служить может, и многих книг чтение способствовать») (2 балла ), однако эти же слова можно истолковать как проявление хорошего тона или лести (2 балла ). С другой стороны, автор в социальной иерархии находится ниже, чем адресат, о чём свидетельствуют его обращения к адресату («Ваше превосходительство») и выражения, подобные «Непременно с глубоким высокопочитанием пребываю Вашего Превосходительства», «уповая на отеческую Вашего Превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении» (2 балла). Всего 6 баллов.

16.4. 1754 год, так как М.В. Ломоносов пишет о том, что процесс создания Московского университета уже запущен («Полученным от Вашего Превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук…»).

(2 балла за указание года (за указание 1755 года также 2 балла, так как по тексту документа невозможно установить датировку с точностью до года).

1 балл, если участник укажет середину 1750-х гг. или первую половину

1750-х гг. 3 балла за верный аргумент. Всего 5 баллов.

16.5. Учреждение Московского университета (2 балла).

16.6. Университет необходимо учреждать, используя западноевропейские образцы. Для успешного функционирования университета необходимо заранее выделить деньги на зарплату преподавательскому составу, чтобы в будущем не возникло проблем с необходимостью требования дополнительного финансирования. Средства, выделяемые на содержание «мёртвых душ», на первых порах необходимо тратить на формирование библиотечного фонда. Необходимо создать в университете 3 факультета: юридический, медицинский и философский. Для подготовки юношей к поступлению в университет необходимо создать при нём гимназию.

По 2 балла за каждый названный принцип. Всего 8 баллов.

Всего за задание 25 баллов.

Задание 17

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
  2. можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
  3. располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
  4. владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая

Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник);
  2. грамотность использования исторических фактов и терминов;
  3. чёткость и доказательность основных положений работы;
  4. знание различных точек зрения по избранному вопросу;
  5. наличие обоснованных выводов, соответствующих поставленным участником задачам.
  1. «Князь Андрей Боголюбский был суровый и своенравный хозяин, который во всем поступал по-своему, а не по старине и обычаю… В его лице великоросс впервые выступил на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным». (В.О. Ключевский)
  2. «Но даже если утвердится признание социально-политического устройства России второй половины XVI в. наиболее оптимальным для развития страны… то все равно исследователи встанут перед решением вопроса: обязательны ли для достижения такого итога были все те кровавые жертвы, которыми ознаменовалось правление Ивана IV…» (Б.Н. Флоря)
  3. «Многим памятна эффектная, но, к сожалению, весьма легковесная фраза В.О. Ключевского о том, что при Анне Иоанновне «немцы посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка». Между тем немцы «посыпались» в Россию задолго до анненского царствования, и их количество никогда не было устрашающе для национального существования русского народа». (Е.В. Анисимов)
  4. «Декабристы были последними военными заговорщиками… Но они сделались первыми идейными революционерами». (П.Н. Милюков)
  5. «По итогам правления Александра III страна казалась успокоенной и окончательно замиренной. Революционное движение ушло в глубокое подполье. Либеральная оппозиция затихла. Деревня разорялась и пролетаризировалась почти без волнений и бунтов. Отдельные стачки рабочих с появлением рабочего законодательства уже не выглядели устрашающими». (В.А. Твардовская)

До 5 баллов по каждому критерию.

Всего за задание 25 баллов.

Максимум за работу 130 баллов.

К концу XIX века в России стал явно ощущаться недостаток женских орденов. Имевшимися орденами женщин практически не удостаивали, а орден Святой Екатерины вручался только аристократкам, да и то весьма редко. А число знатных дам и просто богатых женщин, которые занимались благотворительностью и другими общественными делами, было довольно велико, и круг их был влиятелен.

Поэтому в 1907 году Православное общество Святой княгини Ольги выступило с инициативой учредить особый женский орден в честь древнерусской княгини, которую Православная церковь причислила к рангу равноапостольных святых. Им предполагалось награждать женщин за деяния, каждому из которых находилась аналогия в биографии Святой княгини Ольги.


«В память о крещении самой княгини Ольги и ее успехах на этом поприще».

В лето 955. Пошла Ольга в Греки и пришла к Царьграду. Был тогда царь Константин, и пришла к нему Ольга. И увидел царь, что она очень красива лицом и разумна; подивился ее уму, беседуя с нею, и сказал ей:

– Достойна ты царствовать с нами в столице нашей. Она же, уразумев это, ответила царю:

– Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь.

И крестил ее царь с патриархом. После крещения призвал ее царь и сказал ей:

– Хочу взять тебя в жены себе. Она же ответила:

– Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается этого – ты сам знаешь. И сказал ей царь:

– Перехитрила ты меня, Ольга.

И дал ей дары многие: золото и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своей дочерью.


«За подавление народных мятежей» – в связи с усмирением княгиней Ольгой восстания древлян, убивших ее мужа – князя Игоря, и как отголосок событий 1905 года. В «Повести временных лет» об одном из эпизодов мести княгини Ольги сказано так:

В лето 946. Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Древлянскую землю. И вышли древляне против нее. И сошлись оба полка для схватки. Бросил копьем Святослав в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило в ноги коню, ибо был Святослав еще ребенок. И сказал Свенельд, воевода отца его:

– Князь уже начал; ударим, дружина, за князем.

И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах.

Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню. И стояла Ольга все лето и не могла взять города и замыслила такое.

– Хочу только взять с вас небольшую дань и, замирившись с вами, уйду прочь. Теперь у вас нет ни меду, ни мехов, вы ведь изнемогли в осаде, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья.

Древляне, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном.

Ольга же раздала воинам – кому по голубю, кому по воробью – и повелела к каждому голубю и воробью привязывать трут , завертывая его в маленькие платки и ниткой прикрепляя к каждому. И повелела Ольга своим воинам, когда станет смеркаться, пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, воробьи же под стрехи. И так загорелись. и не было двора, где бы не горело. И нельзя было гасить, так как все дворы загорелись сразу. И побежали люди из города, и повелела Ольга своим воинам хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

«За усовершенствование государственного и культурного быта» и «За оборону крепостей» (в память защиты Киева от печенегов).

В лето 968. Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславле на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со своими внуками. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни весть послать. Нельзя было вывести коня напоить. изнемогали люди от голода и жажды.

И сказал один отрок:

– Я проберусь.

Ибо он умел говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него из луков, но не смогли ему ничего сделать.

На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье. и привезли его к дружине.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную.


«За воспитание юношества» (сына своего Святослава и его дружинников):

Пришла княгиня в Киев и учила Святослава, сына своего, принять крещение, но он не внимал тому, говоря:

– Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться, – и продолжал жить по языческим обычаям, но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем.


«Матерям героев» (князь Святослав погиб в бою):

Взял Святослав много даров и возвратился в Переяславец со славою великою. Увидев же, что мало у него дружины, сказал себе: «Как бы не убили нас какой-нибудь хитростью – и дружину мою и меня. Ведь многие были убиты в боях». И сказал: «Пойду на Русь, приведу еще дружины». И пошел в ладьях к порогам.

Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился Святослав зимовать, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову.

Когда наступила весна, пошел Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский. И убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.


Орден Святой Ольги тогда не был учрежден, но идея о его создании не забылась. Вновь к ней возвратились в 1913 году. В результате многочисленных обсуждений проекта нового ордена было решено в числе прочих юбилейных наград, в честь празднования 300-летия дома Романовых, учредить и Знак отличия для женщин, работавших в государственных учреждениях, а также для женщин-врачей и женщин-учителей. Но до 1914 года новая награда так и не была узаконена.

Во время Первой мировой войны вновь вернулись к идее учреждения Знака отличия для женщин за их подвиги милосердия и мужества. Художникам, которым предстояло разрабатывать проект будущего Знака отличия, поставили несколько условий:

– чтобы они не предлагали ленту через плечо (так как это будет не орден);

– на шее новый Знак тоже носить было нельзя, так как его предполагалось прикреплять на женское платье;

– по форме своей новая награда должна была отличаться от других.


Осенью 1914 года было отобрано три проекта Знака отличия Святой Ольги, который имел три степени. Из них император Николай II утвердил проект, предложенный генерал-майором М.С. Путятиным – начальником Царскосельского дворцового управления. Есть сведения, что в разработке эскизов будущей награды принимала участие и императрица Александра Федоровна – возможно, советами и пожеланиями.

Одновременно с эскизами Знака отличия Святой Ольги разрабатывался и его статут. Теперь наградой должны были жаловать «исключительно лиц женского пола, во внимание к заслугам женщин на различных поприщах государственного и общественного служения, а равно к подвигам и трудам их на пользу ближнего». Окончательно статут новой награды был обнародован в 1915 году, когда уже шла Первая мировая война.

Высшая степень Знака отличия Святой Ольги представляла собой особой формы крест, лицевую сторону которого покрывала голубая эмаль. По периметру креста шел золотой чеканный ободок; на центральном круглом медальоне, окруженном золотым ободком, помещалось изображение Святой княгини Ольги на золотом фоне. На оборотной стороне креста шла надпись славянскими буквами, которая обозначала дату, послужившую поводом для награждения, например, «21 февраля 1613–1913» (то есть к 300-летнему юбилею дома Романовых).

Вторая степень Знака отличия представляла собой такой же крест, только все золотые детали в нем заменялись серебряными. Третья степень Знака – это овальный медальон с прорезным крестом в середине; крест той же формы, как и на Знаках отличия высших степеней. Знаки всех степеней полагалось носить на левом плече на банте из белой ленты, причем знаки низших степеней не должны были сниматься, если жаловалась более высокая степень.

Особый пункт статута Знака отличия предусматривал вручение его «матерям героев, оказавших подвиги, достойные увековечения в летописях Отечества». Все исследователи наградной системы России сообщают, что единственной женщиной, удостоенной этой награды, стала Вера Николаевна Панаева, потерявшая в Первую мировую войну трех сыновей. Все три брата были Георгиевскими кавалерами.

Старший из братьев, Борис Панаев, участвовавший еще в Русско-японской войне, бал два раза ранен и награжден четырьмя боевыми орденами. Одну из наград он получил за то, что на своем коне вывез из-под вражеского огня раненого вестового. В бою 15 августа 1914 года Борис Панаев со своим эскадроном атаковал кавалерийскую бригаду врага и, несмотря на свои ранения, продолжал вести отряд в атаку. Третья пуля в висок прервала жизнь храброго офицера.

Второй из братьев, штаб-ротмистр Гурий Панаев, погиб через две недели в Галиции. Во время кавалерийской атаки он увидел, что лошадь под одним из гусаров убита, а всадник ранен. Верный боевому братству, Гурий соскочил с коня, перевязал раненого и посадил его в свое седло. Сам он сразу же вернулся в строй, но был убит. Посмертно Гурий Панаев стал кавалером ордена Святого Георгия IV степени.

В этом же бою 29 августа участвовал и ротмистр Лев Панаев, получивший за отличие в атаке, в которой был убит его брат, Золотое Георгиевское оружие. Но почетную Золотую шашку с надписью «За храбрость» ему довелось носить недолго: в январе 1915 года во время атаки в Галиции он был убит наповал.

Когда пришло известие о смерти третьего из братьев, Платон Панаев, самый младший, был лейтенантом флота. Его сразу же отозвали из действующего флота и зачислили на службу в одно из учреждений морского ведомства в Петрограде. Но «спустя некоторое время, лейтенант Панаев подал рапорт об обратном командировании его к действующему флоту». Один из современников вспоминал впоследствии, что «мать погибших трех сыновей, вдова Панаева, не только не препятствовала намерению сына, но вполне разделяла его желание, что на месте он нужнее, нежели в Петрограде». Первого апреля 1916 года Платон Панаев отбыл в одну из действующих эскадр, а уже 2 апреля был подписан императорский рескрипт о награждении В.Н Панаевой Знаком отличия Святой Ольги II степени. Ни до, ни после Знак отличия, носивший имя древнерусской княгини и вручавшийся как награда исключительно женщинам, больше не выдавался.

Орден Святой равноапостольной Великой княгини Ольги (трех степеней) в 1988 году учредила Русская Православная Церковь. Он представляет собой прямоугольный крест с чистыми полями белой эмали. На слегка выпуклой поверхности круга (диаметр его – 3 мм) в центре креста помещено поясное изображение Святой княгини Ольги на золотом фоне. Сам круг покрыт эмалью ультрамаринового цвета; в верхней части круга желтым металлом сделана надпись «Ольга российская», а в центре нижней расположены крестик и две отходящие от него веточки пальмы.

Внешние стороны креста заканчиваются голубыми камнями восьмиугольной формы. За крестом идут две лавровые веточки, на которых в оглавии ордена лежит корона. От круга до лавровых ветвей по диагонали орденского креста расположены граненые лучи из полированного металла.

Орден Святой равноапостольной Великой княгини Ольги предназначается для награждения игумений и настоятельниц женских монастырей, а также женщин – деятельниц Русской Православной Церкви. В 1994 году, в день 680-летнего юбилея Свято-Введенского Толгского женского монастыря, игуменья Варвара (Александра Ильинична Третьяк) награждена орденом Святой Ольги II степени. В 1998 году ордена Святой Ольги «За многолетнее служение церкви» удостоена Л.К. Колчицкая – секретарь Патриархии.