Цусимское сражение – трагедия, показавшая героизм русских моряков. Цусимское морское сражение

Тяжело сказать, что и как было на самом деле. Ни кто, из тех кто был в этот момент с адмиралом Рожественским на мостике флагманского броненосца, кроме самого адмирала, не уцелел в сражении. А сам адмирал Рожественский хранил по этому поводу молчание, так нигде и никогда не объяснив мотивы и причины своих действий в сражении. Попробуем сделать это за него. Предложив свою версию этих событий. Событий так сильно сказавшихся на судьбе России.

В мае 1905 года русская эскадра медленно входила в Цусимский пролив. И казалось, что было сделано всё, для того, что бы дозорные корабли противника её обнаружили. Эскадру сопровождали несколько транспортных и вспомогательных судов. Которые ограничили её скорость 9 узлами. А два госпитальных судна, по требованиям того времени, светились всем огнями, подобно новогодним ёлкам. И первая же линия японских дозоров обнаружила русские корабли. И именно по этим «ёлкам». Тут же заработали японские радиостанции, передающие информацию, о русских кораблях. А на встречу русской эскадре вышли главные силы японского флота. Радиостанции, на которых так же работали не переставая. Осознав опасность командиры русских судов предложили командующему эскадрой адмиралу Рожественскому отогнать японских разведчиков. А командир вспомогательного крейсера «Урал», имевшего первоклассную, для своего времени радиостанцию, предложил заглушить работу японских радиостанций.

Госпитальное судно «Орёл».

Вспомогательный крейсер «Урал». Ещё четыре подобных корабля отделились от русской эскадры и приступили к рейдерским операциям у берегов Японии. «Урал» остался при эскадре.

Но адмирал всё запретил. И открывать огонь по японским разведчикам и заглушать работу их радиостанций. А вместо этого приказал перестроить эскадру из походного порядка в боевой. То есть из двух колонн, в одну. Но за 40 минут, до начала сражения Рожественский распорядился снова перестроить эскадру. В точности наоборот из одной колонны в две. Но теперь эти колонны броненосцев располагались уступом вправо. И стоило русским закончить перестроение, как на горизонте показались дымы кораблей главных сил японского флота. Командующий которым, адмирал Того заканчивал манёвр, гарантирующий ему победу. Ему надо было только повернуть вправо. И поставить строй своих кораблей, поперёк движения русской эскадры. Обрушивая огонь всех своих орудий на головной корабль противника.

Адмирал Того

Но увидев, что русские броненосцы идут походным порядком вместо этого адмирал Того, повернув влево. На сближение с наиболее слабыми кораблями русской эскадры. Намериваясь атаковать в первую очередь их. И тут же, русская эскадра, начала перестроение в одну колонну. И открыв огонь, буквально засыпала японский флагман градом снарядов. В какой-то момент сражения по японскому флагману вели огонь одновременно шесть русских кораблей. За короткие 15 минут в «японца» попало более 30 крупнокалиберных снарядов. Адмирал Рожественский, сделал то ради чего на флоте и существует командующий, он привёл свою эскадру без потерь и переиграл японского адмирала. Заставив того подставить свои корабли под сосредоточённый огонь стремительно приближающихся русских броненосцев.

Схема начала Цусимского сражения.

Рожественский сделал то, что хотел, воспользовавшись единственным шансом на победу. Он дал возможность противнику выявить эскадру, дал понять, что она тихоходна и идёт восточным, узким проливом. Он не стал мешать передачи информации разведчиками. И работе радиостанций главных сил японцев. А в последний момент, перед столкновением перестроил эскадру. Точно рассчитав время столкновения. Зная, что адмирал Того, уже не успеет получить расшифрованную информацию об его манёвре.

Броненосец «Сагами» ведет колонну кораблей

Скорее всего адмирал Рожественский рассчитывал и на находящиеся во Владивостоке два броненосных крейсера. Которые за три дня до Цусимского сражения вышли из порта. По официальной версии для проверки работы радиостанций. Но как раз во время, что бы подойти к Цусимскому проливу вместе с главными силами русского флота. Но тут вмешалась случайность. За год до этого японцы на фарватере поставили минное поле. Несколько раз русские крейсера свободно проходили это минное поле. Но именно накануне Цусимского сражения флагман этого отряда броненосный крейсер «Громобой» коснулся мины и вышел из строя. Отряд вернулся во Владивосток. Лишив возможности адмирала Рожественского усилить свою эскадру уже в ходе сражения. На то что это планировалось, указывает наличие в составе эскадры того же вспомогательного крейсера «Урал». Предназначенного для рейдерских операций на коммуникациях и совершенно не приспособленного для боя эскадр. Но имеющего лучшую в эскадре радиостанцию. С помощью, которой и должен был вывести крейсера из Владивостока к месту боя.

Броненосный крейсер «Громобой» в сухом доке Владивостока.

Сделал это, адмирал Рожественский точно зная, где находиться японская эскадра. И в этом ему помогли сами японцы. Точнее их радиостанции. Опытные радисты, по силе радиосигнала, или по «искре», как тогда говорили, могут определить расстояние, до другой радиостанции. Узкий пролив указывал точное направление на противника, а сила сигнала японских радиостанций показывала расстояние до него. Японцы рассчитывали увидеть одну колонну русский кораблей. А увидели две, и поспешили атаковать наиболее слабые корабли. Но русские колонны шли уступом вправо. Это и дало возможность Рожественскому перестроить эскадру и попытаться самому атаковать наиболее слабые корабли японцев. Прикрывая которые адмирал Того вынужден был продолжить манёвр. Буквально развернув последовательно свои броненосцы. Чем и подставил свой флагман, под сосредоточённый огонь лучших русских кораблей. В это момент, в японский флагман и попало около 30 крупнокалиберных снарядов. А следующий в строю броненосец 18. В принципе этого было достаточно, что бы вывести вражеские корабли из строя. Но к величайшему сожалению только в принципе.

Повреждения русского и японского броненосца в сражении.

Парадоксально, но самым большим японским секретом того времени, были русские снаряды. Точнее их ничтожное воздействие на корабли противника. В погоне за бронепробиваемостью русские инженеры уменьшили вес снаряда, на 20%, по отношению к зарубежным снарядом аналогичного калибра. Что предопределило более высокую скорость снарядов русских орудий. А что бы сделать свои снаряды безопасными их снаряжали взрывчаткой на основе пороха. При этом предполагалось, что, пробив броню снаряд, взорвётся, за ней. Для этого поставили очень грубые взрыватели, которые не взрывались даже при попадании в не бронированную часть борта. Но мощности взрывчатки, в снарядах, порой не хватало, даже на то что бы разорвать сам снаряд. И в результате русские снаряды, попадая в корабль, оставляли аккуратненькое круглое отверстие. Которое японцы быстренько заделывали. Да и взрыватели у русских снарядов оказались не на высоте. Боёк получился слишком мягким и не накалывал капсюль. А эскадру Рожественского вообще снабдили бракованными снарядами. С повышенным содержанием влаги, во взрывчатке. В результате даже попавшие в японские корабли снаряды массово не разрывались. Именно качество русских снарядов и предопределило, что японские корабли выдержали массированный огонь русских. И сами, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости стали охватывать голову русской колонны. Вот тут даже возникает сомнение в том, что если бы японцы не знали об посредственном качестве русских снарядов, то Того рискнул бы выполнить свой рискованный манёвр. Нет, он не мог знать об отвратительном качестве снарядов находившихся на снабжении второй эскадры. Но вполне возможно, что он правильно оценил риск для своих кораблей и совершил свой манёвр. Который потом назовут гениальным, но который не совершит ни один находящийся в здравом уме флотоводец. А в результате японцы победили, в Цусимском сражении. Не смотря на героизм русских и выигрыш Рожественского на манёвренном этапе боя.

Картина посвящённая героической гибели броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков»

И всё же в этом поражении виноват лично Рожественский. Будучи начальника Главного морского штаба, он лично курировал технические вопросы во флоте. И именно на его совести, оказались эти не годные снаряды. Да и в составе японского флота, были 2 корабля, которые могли бы быть в составе его эскадры. Но от которых он лично так опрометчиво отказался. В Италии строились 2 броненосных крейсера, для Аргентины. Корабли были уже готовы, когда заказчик от них отказался. И итальянцы предложили эти корабли России. Но Рожественский, будучи начальником Морского Штаба, отказался от них. Мотивируя, тем, что эти корабли не подходят Русскому флоту по типу. Японскому же флоту они подошли. Японцы их сразу же перекупили. И как только эти корабли, достигли Японии, началась война. В это же время на Средиземном море находилась эскадра из двух броненосцев, трёх крейсеров и более десятка миноносцев. Шедшая на Тихий океан. И была выдвинута идея, сопровождать эти корабли своими кораблями. И под угрозой уничтожения этих кораблей, не дать возникнуть войне до усиления нашего флота. Но для этого, было необходимо оставить миноносцы, без опеки крупными кораблями. И Рожественский, запретил сопровождать японцев, приказав конвоировать миноносцы. В результате эта эскадра, до начала войны, не спела усилить наш Тихоокеанский флот. А перекупленные японцами броненосные крейсера успели.

Броненосный крейсер «Касуга», который мог служить и в Российском императорском флоте

Адмирал Рожественский, вполне справедливо, мог бы показать себя одним из величайших флотоводцев России. Который привёл флот без потерь через три океана, и сделал все, что бы разгромить японцев. Но как администратор, он проиграл войну, ещё до её начала. Упустив возможность усилить свой флот, ослабить флот противника. И не сумев обеспечить вверенные ему силы боеприпасами надлежащего качества. Чем и опозорил своё имя. В конце концов, оказавшись в плену у японцев.

Корабль оправдавший своё название. На нём адмирал Рожественский попал в плен к японцам.

Как известно незнание истории приводит к её повторению. И недооценка роли бракованных снарядов в Цусимском сражении ещё раз сыграло в нашей истории негативную роль. В другом месте и в другое время. Летом 1941 года, в начале Великой Отечественной войны. Тогда основным нашим танковым и противотанковым боеприпасом был 45-мм снаряд. Который должен был уверенно пробивать броню немецких танков метров до 800. Но реально, наши танки и противотанковые пушки этого калибра были бесполезны метров с 400. Немцы, это выявили сразу и установили безопасную дистанцию для своих танков в 400 метров. Оказалось, что в погоне за увеличением выпуска снарядов, произошло нарушение технологии, их изготовления. И массово шли перекалённые, а значит и более хрупкие снаряды. Которые просто раскалывались, при попадании в немецкую броню. Не причиняя особого вреда немецким танкам. И позволявшие немецким танкистам практически беспрепятственно расстреливать наших солдат. Совсем как японцам наших моряков при Цусиме.

Макет снаряда 45мм

Цусимское сражение показало, что даже могущественные державы терпят поражение из-за утраты своей морской мощи. ">

14-15 (27-28) мая 1905 года состоялось Цусимское сражение. В череде праздничных и торжественных мероприятий, которых особенно много в первые две недели мая, мы не должны и не сможем забыть об этой самой большой трагедии Российского флота. Героическая, но совершенно бессмысленная гибель 2-й Тихоокеанской эскадры стала прямым следствием невнимания к флоту, игнорирования государственным руководством его самых насущных нужд. Этот тяжелый урок истории весьма актуален и в наши дни.

Парадоксально, но чем дальше уходим мы от этого трагического события, тем больше появляется теорий, легенд и версий, о его причинах, истоках и последствиях. Во многом это объясняется безусловной уникальностью события, а также отсутствием полных и достоверных данных о действиях и потерях сторон. Все это делает причины поражения русской эскадры в Цусимском сражении далеко не однозначными, что и создает почву для продолжения дискуссии.

Аргументы сторон

Первоначально, все исходили из того, что японские корабли были более быстроходными, лучше защищены броней, их снаряды были лучше наших, а комендоры стреляли быстрее и точнее. Если к этому добавить ряд тактических «ошибок» Рожественского, то, казалось бы, причины поражения русской эскадры совершенно понятны. Однако, тщательный анализ хода сражения показывает, что наши снаряды по своей поражающей способности не уступали японским.

Количество погибших и раненых на японских кораблях свидетельствует, что наши комендоры стреляли не хуже японских, броня наших кораблей тоже не уступала японской. Наша эскадра при определенных условиях могла бы дать почти такую же скорость, как и японская. Сторонники адмирала Рожественского не только нашли разумные объяснения многих его решений, но и сложили красивую легенду о его гениальном тактическом маневре, который в начальный период Цусимского сражения поставил японскую эскадру в очень опасное положение.

Надежды и реалии

Цусимское сражение было крупнейшим в истории войн сражением артиллерийских кораблей. Это был кульминационный эпизод русско-японской войны. Поражение России в этой войне было связано с тяжелейшими политическими и экономическим последствиями, как на международной арене, так и внутри страны. Чтобы в полной мере представить всю тяжесть этого поражения, необходимо посмотреть, в какой обстановке проходили проводы эскадры и какие надежды на нее возлагались. Столичная пресса тех дней была полна эйфории по поводу предстоящих побед. Писали, что эскадра отомстит японцам за вероломное нападение на Порт-Артур, за неудачи русской армии и флота. Преисполненные оптимизма авторы статей мечтали, что корабли Рожественского соединятся с 1-й Тихоокеанской эскадрой, вместе они завоюют господство на море. После этого японские войска в Китае, отрезанные от метрополии, начнут сдаваться.

Безысходность

Первые предупреждения специалистов о бесперспективности посылки эскадры раздавались еще до ее выхода из Кронштадта, но выступать с такими заявлениями было очень трудно, поскольку в ответ сразу же градом сыпались обвинения в трусости и пораженческих настроениях. Совершенно очевидной бессмысленность похода 2-й Тихоокеанской эскадры стала после падения Порт-Артура. Эскадра З.П. Рожественского находилась в это время в Индийском океане, и ее вполне можно было бы вернуть обратно, сохранив при этом тысячи жизней российских моряков. Однако это стало бы крупным политическим поражением.

Но и продолжение похода не сулило ничего хорошего. Даже прорвавшись во Владивосток, эскадра не смогла бы оказать существенного влияния на ход войны. Этот порт слишком далеко отстоял от японских коммуникаций. Сложился редкий по своей очевидности пример стратегической безысходности. Все это прекрасно понимал Рожественский и очень ждал приказ о возвращении эскадры, но такого приказа не поступило. Вместо этого он получил указание: «Всецело восстановить наше положение на море и препятствовать сообщению неприятельской действующей армии со своей страной».

Действия сторон в Цусимском сражении

В этих условиях Рожественский потерял всякую надежду на разгром японского флота и планировал только прорыв эскадры во Владивосток. При этом он избрал пассивную оборонительную тактику похода эскадры, в кильватерной колонне на малой скорости, что полностью противоречило самой идее прорыва.

Того в этом сражении устраивал только полный разгром русской эскадры, поэтому он действовал очень активно и решительно. В составе его эскадры было несколько отрядов, каждый из которых вел сосредоточенную и централизованную стрельбу по одному из флагманов русской эскадры, добиваясь его гибели или полного подавления, после чего огонь переносили на следующий в строю корабль. Подобную тактику боя применял еще адмирал Ф.Ф. Ушаков, читайте . В результате им удалось потопить три новейших броненосца и лишить боеспособности четвёртый, что и предопределило поражение русских.

Несмотря на всю грандиозность, огромное влияние на дальнейшее развитие военно-морского искусства и кораблестроения, Цусимское сражение ничего не изменило в стратегии войны и не имело решающего значения для ее исхода. Оно всего лишь дало японцам определенный психологический перевес, который сразу же был использован ими для выхода из войны. Уже через два дня после Цусимы Япония, обратилась к президенту США Рузвельту с отчаянной просьбой — помочь заключению мира с Россией.

Броненосец «Адмирал Ушаков»
С картины В.С. Емышева

К этому времени было уже совершенно ясно, что японский план молниеносной войны провалился. Русская армия полностью сохранила свою боеспособность, она организованно отошла на хорошо укрепленные позиции и готовилась к новым боям. Пропускная способность Транссибирской магистрали была увеличена в 10 раз. По ней непрерывным потоком шли подкрепления, военная техника и снаряжение. Для крейсерских операций на океанских просторах были мобилизованы пароходы Добровольного флота, а суда РОПиТ — для переброски войск и военных грузов. Подробности в статье . Фактически Россия только вступала в войну.

Япония, по существу, исчерпала все свои военные, экономические и людские возможности. Боевой дух японских солдат падал. К лету 1905 г. Англия и США отказали Японии в очередных займах, были прекращены поставки сырья и материалов. Добившись ослабления России, эти страны стали блокировать дальнейшее усиление Японии. Ее финансовое состояние стало катастрофическим. Таким образом, война была прекращена, когда все преимущества России лишь начали проявляться.

Непосредственным следствием Цусимского сражения стала потеря престижа империи. Из страны, имевшей третий флот в мире, Россия превратилась во второстепенную морскую державу. Зато Япония стала шестой по величине морской державой. Победа оказала глубокое влияние на японскую культуру и национальное самосознание. Вместе с тем, в умах части японского военного и политического руководства, она породила мысль, что похожие победы могут быть одержаны над любой державой.

Но главный урок Цусимского сражения носит гораздо более долговременный характер. Он состоит в том, что нельзя пренебрегать военно-морским флотом. История в очередной раз показала, что даже могущественные державы терпят поражение в результате утраты своей морской мощи.

После Цусимского сражения на Адмиралтейском канале в Санкт-Петербурге было закончено строительство храма Спасения на Водах. На его стенах поимённо были названы погибшие русские моряки за всё время существования российского флота, в том числе и погибшие в Цусимском сражении. В советское время храм был уничтожен. Сейчас на его месте стоит часовня в память о храме и его предназначении.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Клоков Н.Н. «Предыстория русско-японской войны». Еженедельник «Независимое военное обозрение» № 6 за 2004 г.
  • Кириллов Ю. «Тотальная Цусима как закономерность. 105 лет окончанию русско-японской войны — извлечены ли все уроки?» Еженедельник «Независимое военное обозрение» № 21 за 2010 г.
  • Михайлов Ю. «Предпосылки для поражения». «Морской сборник» № 6 за 2005 г.
  • Сахаров А.Н. «Размышления о русско-японской войне 1904-1905 гг.». Журнал «Вопросы истории» № 4 за 2007 г.

Тема Цусимского сражения представляет большой интерес, она постоянно присутствует в нашем сознании и часто всплывает в статьях, дискуссиях и беседах. У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии

  1. Leanna Bister :

    I would like to thank you for the efforts you have made in writing this post. I am hoping the same best work from you in the future as well. In fact your creative writing abilities has inspired me to start my own BlogEngine blog now.

  2. leha :

    спасибо! очень интересноя статья:)

  3. Дмитрий Фомин :

    Раз и навсегда самую обьективую оценку сражению дал Новиков-Прибой. Его никто даже не пытается опровергнуть. А вот что могло быть дальше…Россия спокойно могла продолжать войну,апофеозом которой могло бы стать вхождение крейсеров «Россия» и «Громобой» на рейд Сасебо в виду полностью утративших боевое значение кораблей Японского императорского флота из-за расстрела боезапаса, отсутствия средств на текущий ремонт и отсутствие угля. То-есть если бы велась война на истощение, то к концу 1905 полная и безоговорочная капитуляция Японии была бы подписана в Токио.

  4. Ирина :

    Автор забыл про наличие при эскадре транспортов, которые напоминали тот самый «чемодан без ручки». Если прорыв — то их бросать (хотя можно было и отправить заранее в тот же Сайгон), если с собой — то и получаем «парадный»ход 9 узлов. Но бросить посреди океана нельзя по понятной причине и, в итоге, получили то, что получилось.
    Качество наших кораблей, как минимум, было не хуже. Но главный бич нашего кораблестроения (впрочем, не только нашего, но, хоть, и в гораздо меньшей степени, и у других) — хроническая перегрузка. Главным образом, которая проистекала из долгостроя, в ходе которого постоянно вносились «улучшения» (не всегда таковые) и изменения, а также разнотипности кораблей. Даже в пределах одной серии. Хотя и серий было-то немного. Да и пресловутая «экономия на экономии» тоже делала своё «черное дело»… По заявленным характеристикам же наши корабли из новых ни в коем разе не уступали равноценным японским (среди которых, как известно, был один ЭБР, у которого орудия ГК заряжались только после их приведения в ДП). Очень, конечно, большой недостаток нашей эскадры — это отсутствие броненосных крейсеров («Нахимов», разумеется, не в счёт). Но, увы, имеем то, что имеем…
    Далее… Понятие «централизованная стрельба» в то время отсутствовала как таковое. В первую очередь — из-за отсутствия необходимых систем управления огнем. Тут правильнее сказать — организация стрельбы. Корректировка огня производилась наблюдением за знаками падения (всплески). Попробуйте отличить падение своего снаряда среди десятков других. И вот тут японцы стояли впереди нас намного вперёд. Потому как их корабли стреляли поочередно. И, зная время полёта снаряда, «свои» всплески можно было сравнительно легко распознать. Наши же, не имея подобных навыков, вели огонь одновременно, что делало практически невозможной корректировку огня. И, то, что добились на первом этапе достаточно большого количества попаданий, можно смело отнести на счёт закона «больших чисел» и, собственно, саму выучку комендоров. Качество снарядов и их могущество тоже вопрос сложный, потому как это были очень «разные» снаряды. Наши были «заточены» на бронебойное действие и в этом качестве себя почти оправдали, хотя трубка Бринка почти никогда не срабатывала при попадания тяжелого снаряда в небронированные части корабля, японские же — наоборот. Ни разу (!) не было отмечено пробитие толстой брони на наших кораблях, но фугасное действие было большим, что, учитывая сравнительно небольшую площадь бронирования силуэта, приводило к огромным разрушениям, пожарам и потерям.
    Имея под своим началом такую разнотипную эскадру (даже — разношерстную), З.П. Рожественский вряд ли мог прибегнуть к сложному маневрированию, рискуя при этом полностью потерять контроль над ней. Так что пришлось делать всё по принципу — «делай как я». И в таких условиях разработка плана боя, точнее, отсутствие таковой, с младшими флагманами (что постоянно ставилось и ставится ему в упрёк) ничего не меняло. Если только не разделение эскадры на два полноценных отряда — быстроходный и тихоходный. Первый — решительный прорыв со всем старанием при этом уклониться от боя, второй — идущий вперёд со всем старанием отвлечь на себя хоть часть японских кораблей. И тоже — на полных ходах, по мере сил. Транспорты — врассыпную наутёк. Но для этого надо было (на мой взгляд) избрать несколько более позднее время. Но — увы, сработал принцип «своих не бросают», достойный по сути, но, иной раз, сильно вредящий поставленной задаче. Немцы при Доггер-банке фактически бросили «Блюхер», но сохранили остальное, а Иессен в бою в Корейском проливе, пытаясь прикрыть «Рюрика», чуть не погубил два других своих корабля…
    Где вот так, в первом приближении… Но это моё мнение. Если есть желание устроить более подробный «разбор полётов» (не по памяти), а с серьёзными источниками — то милости просим. Рекомендую уважаемому автору пристально прочитать монографию Чистякова «Четверть часа в конце адмиральской карьеры» (вроде так) и развернутую рецензию Кофмана на неё же. Очень способствует прояснению некоторых моментов…
    А господину Д.Фомину могу только сказать, что Новиков-Прибой, при всём моём уважение к нему как к непосредственному участнику тех трагических и, одновременно, достославных дел, не относится к категории документалистов, увы. Он писатель, а не исследователь. Хотя бы, в силу занимаемого в то время положения. Отличную книгу Степанова «Порт-Артур» ведь Вы не будете приводить в качестве документального источника? Лучше уж Семенова «Расплата» в качестве реперной точки приводили, что ли… Да, и насчет подписания капитуляции в Токио — это чистое АИ. Мы такое проигрывали в свое время в клубе. Но там посыл был несколько другой…

Продолжаю начатую предыдущим постом тему Русско - японской войны 1904 - 1905 годов и ее финального сражения Цусимского морского боя 14 - 15 мая 1905 года . На этот раз речь пойдет о боевых кораблях 2-й Тихоокеанской эскадры, принявших участие в сражении с японским флотом, и о их судьбе. (Дата в скобках после названия корабля означает его спуск на воду после постройки)
Кроме того, всем, кто интересуется историей Отечества, я думаю, будет интересно увидеть, как выглядели боевые российские корабли более чем сто лет назад.

1. Флагман - эскадренный броненосец "КНЯЗЬ СУВОРОВ" (1902)
Погиб в бою

2. Броненосный крейсер "ОСЛЯБЯ" (1898)
Погиб в бою


3. Броненосный крейсер "АДМИРАЛ НАХИМОВ" ( 1885)
Погиб в бою

4. Крейсер 1-го ранга "ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ" (1883)
Затоплен экипажем

5. Крейсер 1-го ранга "ВЛАДИМИР МОНОМАХ" (1882)
Затоплен экипажем

6. Броненосец "НАВАРИН" (1891)
Погиб в бою

7. Эскадренный броненосец "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ" (1889)
Сдался в плен. Позже вошел в состав японского флота

8. Броненосец береговой охраны "АДМИРАЛ УШАКОВ" (1893)
Затоплен экипажем

9. Броненосец береговой охраны "АДМИРАЛ СЕНЯВИН" (1896)

10. Броненосец береговой охраны "ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ АПРАКСИН" (1896)
Сдался в плен. Вошел с состав японского флота

11. Эскадренный броненосец "СИСОЙ ВЕЛИКИЙ" (1894)
Погиб в бою

12. Броненосец "БОРОДИНО" (1901)
Погиб в бою

13. Крейсер 2-го ранга "АЛМАЗ" (1903)
Был единственным из крейсеров, прорвавшимся во Владивосток

14. Бронепалубный крейсер 2-го ранга "ЖЕМЧУГ" (1903)
Ушел в Манилу, где был интернирован, после окончания войны вернулся в состав русского флота.

(То же относится ко всем русским кораблям, которые смогли оторваться от преследования японского
флота и дошли до портов нейтральных государств)

15. Бронепалубный крейсер 1-го ранга "АВРОРА" (1900)
Ушел в Манилу

16. Броненосец "ОРЕЛ" (1902)
Сдался в плен. Вошел в состав японского флота

17. Броненосный крейсер 1-го ранга "ОЛЕГ" (1903)
Ушел в Манилу

18. Броненосец "ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР ТРЕТИЙ" (1901)
Погиб в бою

19. Броненосный крейсер 1-го ранга "СВЕТЛАНА" (1896)
Затоплен экипажем

20. Вспомогательный крейсер "УРАЛ" (1890)
Затоплен экипажем

21. Эскадренный миноносец "БЕДОВЫЙ" (1902)
Сдался в плен. Вошел в состав японского флота

22. Эскадренный миноносец "БЫСТРЫЙ" (1902)
Взорван экипажем

23. Эскадренный миноносец "БУЙНЫЙ" (1901)
Погиб в бою

24. Эскадренный миноносец "БРАВЫЙ" (1901)

25. Эскадренный миноносец "БЛЕСТЯЩИЙ" (1901)
Затоплен экипажем

26. Эскадренный миноносец "ГРОМКИЙ" (1903)
Затоплен экипажем

27. Эскадренный миноносец "ГРОЗНЫЙ" (1904)
Сумел прорваться во Владивосток

28. Эскадренный миноносец "БЕЗУПРЕЧНЫЙ" (1902)
Погиб в бою

29. Эскадренный миноносец "БОДРЫЙ" (1902)
Ушел в Шанхай

Таким образом, в Цусимском сражении из 29 боевых кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры в бою, сражаясь до конца, погибли 17 кораблей (включая те, которые не желая сдаваться врагу и не имея возможности продолжать бой, были взорваны собственным экипажем или затоплены открытием кингстонов, чтобы не доставаться врагу). 7 кораблей доблестно сражаясь с японцами, после того, как все было кончено, разными путями сумели сохраниться как боевые единицы, уйдя в нейтральные порты, или прорвавшись к своим во Владивосток. И только 5 кораблей сдались в плен японцам.
На этот раз никакого вывода не будет. Делайте его сами, если вам интересна история нашей страны, состоящая не из одних только побед, но и из поражений.

Сергей Воробьев.

Сражение между русской и японской эскадрами в Японском море было крупнейшей морской битвой эпохи броненосного флота. Во многом именно она решила исход Русско-японской войны.

Шла Русско-японская война. С первых ее дней японский флот захватил стратегическую инициативу на море, теперь русскому командованию срочно требовалось усилить свой Тихоокеанский флот. В октябре 1904 года из Либавы на Дальний Восток отплыла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Зиновия Рожественского. В нее вошли корабли Балтийского флота и достраивающиеся броненосцы. Эскадра обогнула Африку и достигла Мадагаскара, где в феврале 1905 года ее пополнили корабли, отправленные ей вдогонку. 9 мая поблизости от Сингапура к эскадре присоединились вышедшие из Либавы 3 февраля корабли 3-й Тихоокеанской эскадры адмирала Николая Небогатова.

НА ПОДХОДЕ К ЦУСИМЕ

Сражение произошло между островами Цусима и Окиносима в Цусимском проливе, который был частью Корейского пролива между островом Кюсю и Корейским полуостровом. Неподалеку командующий японским флотом адмирал Того Хэйхатиро развернул свои главные силы, выдвинув крейсера южнее пролива, ожидая подхода русской эскадры. Со своей стороны Рожественский решил, прежде всего, добраться до Владивостока, кратчайший путь к которому шел именно через Корейский пролив. В ночь на 27 мая русские корабли вошли в Корейский пролив. Здесь в 04:28 они были замечены с японского вспомогательного крейсера. Того, который теперь имел полную информацию о составе и расположении русской эскадры, немедленно начал развертывание своих основных сил, собираясь утром неожиданно атаковать и уничтожить противника. Отказавшийся от ведения разведки (из опасения обнаружить свое местонахождение) Рожественский действовал наугад, а следивший за эскадрой старый японский крейсер был замечен с русских кораблей лишь в 06:45.

НАЧАЛО СРАЖЕНИЯ

В 13:49 флагман русской эскадры эскадренный броненосец «Князь Суворов» с дистанции 38 кабельтовых (6949 м) открыл огонь по японскому флагману «Микаса». Ответный огонь японцы дали в 13:52, и в первые же минуты повреждения получили все три русских флагмана — броненосцы «Князь Суворов», «Ослябя» и «Император Николай I», причем первые два загорелись. Более современные японские корабли превосходили русские по ряду параметров: их скорость была выше — 18-20 узлов против 15-18; артиллерия имела большую скорострельность — японцы могли дать 360 выстрелов в минуту против 134 у русских; фугасность снарядов была выше в 10-15 раз; бронирование кораблей составляло 61 % площади (против 40 % у русских кораблей).

В 14:10 отряд Того сосредоточил свой огонь на «Князе Суворове», а отряд Камимуры Хиконодзе — на «Ослябе». К бою присоединились остальные русские броненосцы, «Микаса» получил 25 попаданий. Среди японских кораблей наиболее сильно был поврежден броненосный крейсер «Асама», который был вынужден выйти из строя. Ситуация на русском флагмане была критической: сбита труба, на палубе начался пожар, выведена из строя кормовая башня, были перебиты и сожжены все фалы, и теперь Рожественский не мог отдавать приказы и руководить действиями русской эскадры. Однако наиболее тяжело пострадал «Ослябя»: получив несколько пробоин в небронированной носовой части, он набрал много воды; на палубе пылали надстройки. В 14:32 кренящийся на левый борт «Ослябя» вышел из строя, примерно через 15-20 минут он завалился и затонул. В те же 14:32 «Князь Суворов» потерял управление; на мостике был тяжело ранен адмирал Рожественский. До 18:05 русской эскадрой никто не командовал.

ЦУСИМСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Исход Цусимского сражения был решен за первые 43 минуты боя, однако военные действия продлились до вечера, а ночью и на следующий день японские корабли довершили разгром русского флота.

Оставшиеся без руководства русские корабли возглавил броненосец «Император Александр III», который вернул эскадру на курс норд-ост. В ходе боя из строя был выведен японский крейсер «Асама», но и «Император Александр III» был вынужден выбыть, после чего эскадру повел за собой броненосец «Бородино». Получивший ряд повреждений броненосец «Сисой Великий» начал отставать. Около 14:50 «Бородино» повернул на север, а затем на зюйд-ост, после чего японцы из-за тумана потеряли противника.

МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Около 15:15 русские корабли снова легли на курс во Владивосток, а в 15:40 противники вновь сошлись и бой возобновился, ряд кораблей сильно пострадал. Около 16:00 «Бородино» повернул на восток, и в 16:17 противники вновь потеряли визуальный контакт. В 16:41 2-й русский броненосный отряд открыл огонь по японским крейсерам, а через 10 минут на звук выстрелов подошли корабли Камимуры, этот бой продолжался до 17:30. Тем временем практически неуправляемый «Князь Суворов», с которого миноносец «Буйный» снял раненого адмирала Рожественского, был окружен и расстрелян японскими миноносцами. В 19:30 он перевернулся и пошел ко дну с находившимися на нем 935 членами экипажа. К 17:40 русские корабли перестроились в несколько кильватерных колонн, и в 18:05 — с догнавшего флот миноносца «Буйный» был, наконец, передан приказ Рожественского о передаче командования эскадрой адмиралу Николаю Небогатову. В это время под огонь японских крейсеров попал уже начавший крениться на правый борт броненосец «Император Александр III», который в 18:50 перевернулся и затонул. В 18:30 «Бородино», уклоняясь от огня противника, повернул на норд-вест, но спастись ему не удалось: в 19:00 корабль был уже охвачен огнем, а после взрыва погреба бортовой башни в 09:12 он перевернулся и затонул. Теперь русскую колонну должен был возглавить броненосец «Император Николай I». В 19:02 адмирал Того отдал приказ прекратить огонь. Всего в ходе сражения погибло 4 русских броненосца, остальные корабли также сильно пострадали в бою; японцы не по теряли ни одного корабля, но некоторые из них получили тяжелые повреждения. Во время боя русские крейсера составили отдельную колонну, лишившись при перестрелке вспомогательного крейсера и транспорта.

НОЧНЫЕ БОИ

В ночь на 28 мая в дело вступили японские миноносцы, которые разыскивали получившие повреждения русские корабли и добивали их торпедами. В ходе ночных боев русская эскадра потеряла броненосец «Наварин» и броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», а японцы — три миноносца.

В наступившей темноте часть русских кораблей утратила связь друг с другом, три крейсера ушли на Филиппины, другие попробовали прорваться во Владивосток — фактически русская эскадра как единая сила перестала существовать.

Наиболее сильный отряд действовал под началом адмирала Небогатова: эскадренные броненосцы «Император Николай I» и «Орел», броненосцы береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин» и крейсер «Изумруд».

КАПИТУЛЯЦИЯ НЕБОГАТОВА

В 05:20 отряд Небогатова был окружен японскими кораблями. После 09:30 Небогатов попытался атаковать, пойдя на сближение, но японцы, пользуясь превосходством в скорости, отвернули в сторону, дожидаясь подхода основных сил флота. К 10:00 русский отряд был полностью блокирован, и в 10:34 Небогатов, так и не вступив в бой, поднял сигнал XGE — «Сдаюсь». Не все с этим согласились: «Изумруд» сумел вырваться, затем сел на мель и был взорван командой, а команда «Орла» попыталась затопить корабль, открыв кингстоны, но японцам удалось им помешать. После 15:00 эсминец «Бедовый», на котором находились раненый Рожественский и штаб флота, не сделав ни одного выстрела, сдался японскому эсминцу. Во Владивосток смогли прорваться лишь крейсер «Алмаз» и миноносцы «Грозный» и «Бравый».

ПОТЕРИ

В русской эскадре в ходе сражения погибло 5045 человек, в плену оказалось 7282 человека, в т. ч. два адмирала. Из 38 русских кораблей затонул 21 (7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера, вспомогательный крейсер, 5 миноносцев, 3 транспорта), 7 достались японцам (4 броненосца, миноносец, 2 госпитальных судна). Потери японцев составили 116 человек убитыми и 538 ранеными, а также 3 миноносца.

12017

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Рожественский был агентом кайзера Вильгельма и тайным революционером. Читать статью «Конрад Цусимский — великое предательство России»

    Ответить

Сражение

23 мая 1905 г. эскадра Рожественского произвела последнюю погрузку угля. Запасы снова взяли сверх нормы, в результате броненосцы оказались перегруженными, глубоко погрузившись в море. 25 мая все лишние транспорты были направлены в Шанхай. Эскадра была приведена в полную боевую готовность. Рожественский разведку не организовал, чтобы не обнаружить эскадру.


Однако японцы и так догадались, каким путём пойдут русские корабли. Японский адмирал Того ждал русские корабли уже с января 1905 года. Японское командование предполагало, что русские попытаются прорваться во Владивосток или захватить какую-нибудь гавань в районе Формозы (современный Тайвань) и оттуда вести операции против Японской империи. На совещании в Токио было принято решение исходить от обороны, сконцентрировать силы в Корейском проливе и действовать по ситуации. В ожидании русского флота японцы провели капитальный ремонт кораблей, заменили все неисправные орудия новыми. Предыдущие бои сделали японский флот единой боевой единицей. Поэтому к моменту появления русской эскадры японский флот был в наилучшем состоянии, единым, с большим боевым опытом соединением, которые было воодушевлено прежними успехами.

Основные силы японского флота были разделены на 3 эскадры (в каждой несколько отрядов). 1-й эскадрой командовал адмирал Того, который держал флаг на броненосце «Микасо». В 1-м боевом отряде (броненосное ядро флота) было 4 эскадренных броненосца 1-го класса, 2 броненосных крейсера 1-го класса и минный крейсер. В 1-ю эскадру также входили: 3-й боевой отряд (4 бронепалубных крейсера 2-го и 3-го классов), 1-й отряд эсминцев (5 эсминцев), 2-й отряд эсминцев (4 единицы), 3-й отряд эсминцев (4 корабля), 14-й отряд миноносцев (4 миноносца). 2-я эскадра была под флагом вице-адмирала Х. Камимуры. В её состав входили: 2-й боевой отряд (6 броненосных крейсеров 1-го класса и авизо), 4-й боевой отряд (4 бронепалубных крейсера), 4-я и 5-й отряды эсминцев (по 4 корабля), 9-й и 19-й отряды миноносец. 3-я эскадра под флагом вице-адмирала С. Катаока. В состав 3-й эскадры входили: 5-й боевой отряд (устаревший броненосец, 3 крейсера 2-го класса, авизо), 6-й боевой отряд (4 бронепалубных крейсера 3-го класса), 7-й боевой отряд (устаревший броненосец, крейсер 3-го класса, 4 канонерки), 1-й, 5-й, 10-й, 11-й, 15-й, 17-й, 18-й и 20-й отряды миноносцев (по 4 единицы), 16-й отряд миноносцев (2 миноносца), отряд судов особого назначения (в него входили вспомогательные крейсера).

Японский флот выходит навстречу 2-й Тихоокеанской эскадре

Соотношение сил было в пользу японцев. По линейным броненосным кораблям было примерное равенство: 12:12. По орудиям крупного калибра в 300 мм (254-305 мм) преимущество было на стороне русской эскадры - 41:17; по другим орудиям преимущество имели японцы: 200 мм - 6:30, 150 мм - 52:80. Японцы имели большое преимущество по таким важным показателям как число выстрелов в минуту, весу в кг металла и взрывчатки. По орудиям калибра 300-, 250- и 200 мм русская эскадра делала 14 выстрелов в минуту, японцы - 60; вес металла составлял у русских орудий 3680, у японцев - 9500 кг; вес взрывчатого вещества у русских, у японцев - 1330 кг. Русские корабли уступали и в сегменте орудий калибра 150 и 120 мм. По числу выстрелов в минуту: русские корабли - 120, японские - 300; весу металла в кг у русских орудий - 4500, у японцев - 12350; взрывчатки у русских - 108, у японцев - 1670. Русская эскадра уступала также по площади брони: 40% против 60% и в скорости хода: 12-14 узлов против 12-18 узлов.

Таким образом, русская эскадра уступала по скорострельности в 2-3 раза; по количеству выбрасываемого в минуту металла японские корабли превосходили русские в 2 1/2 раза; запаса взрывчатки в японских снарядах было больше в 5-6 раз, чем в русских. Русские толстостенные бронебойные снаряды с крайне низким разрывным зарядом пробивали японскую броню и не взрывались. Японские же снаряды производили сильные разрушения и пожары, буквально уничтожая все неметаллические части корабля (на русских кораблях был избыток дерева).

Кроме того, японский флот имел заметное преимущество в лёгких крейсерских силах. В прямом крейсерском бою русским кораблям грозило полное поражение. Они уступали в числе кораблей и орудий, а также были связаны охраной транспортов. Огромное превосходство японцы имели в миноносных силах: 9 русских 350-тонных миноносцев против 21 эсминца и 44 миноносца японского флота.

После появления русских кораблей в Малаккском проливе японское командование получало точные сведения о движении 2-й Тихоокеанской эскадры. В середине мая крейсера Владивостокского отряда выходили в море, что указало Того, что русская эскадра приближается. Японский флот приготовился к встрече противника. 1-я и 2-я эскадры (броненосное ядро флота из 4 эскадренных броненосцев 1-го класса и 8 броненосных крейсеров 1-го класса, почти равных по мощи броненосцам) расположились на западном берегу Корейского пролива, в Мозампо; 3-я эскадра - у острова Цусима. Вспомогательные крейсера из торговых пароходов составили сторожевую цепь протяжением в 100 миль, раскинутую в 120 милях к югу от главных сил. За сторожевой цепью располагались легкие крейсеры и дозорные корабли главных сил. Все силы были связаны радиотелеграфом и охраняли вход в Корейский залив.


Японский адмирал Того Хэйхатиро


Эскадренный броненосец "Микаса", июль 1904 года


Эскадренный броненосец "Микаса", ремонт кормовой башни. Рейд Эллиот, 12-16 августа 1904 года


Эскадренный броненосец "Сикисима", 6 июля 1906 года

Эскадренный броненосец "Асахи"

Утром 25 мая эскадра Рожественского направилась в Цусимский пролив. Корабли шли двумя колоннами с транспортами посередине. В ночь на 27 мая русская эскадра прошла японскую сторожевую цепь. Корабли шли без огней и не были замечены японцами. Но, следовавшие за эскадрой 2 госпитальных судна были освещены. В 2 час. 25 мин. их заметил японский крейсер, сам оставшись необнаруженным. С рассветом на русскую эскадру вышли сначала один, а затем несколько вражеских крейсеров, которые следовали на удалении и временами исчезали в утреннем тумане. Около 10 часов эскадра Рожественского перестроилась в одну кильватерную колонну. Позади двигались транспорты и вспомогательные суда под прикрытием 3 крейсеров.

В 11 час. 10 мин. из-за тумана появились японские крейсера, некоторые русские корабли открыли огонь по ним. Рожественский приказал прекратить стрельбу. В полдень эскадра взяла курс норд-ост 23° - на Владивосток. Затем русский адмирал попытался перестроить правую колонну эскадры в строй фронта, но, вновь увидев противника, отказался от этой идеи. В результате броненосцы оказались в двух колоннах.

Того, получив утром сообщение о появление русского флота, немедленно перешёл от Мозампо на восточную сторону Корейского пролива (остров Окиносима). Из донесений разведки японский адмирал отлично знал дислокацию русской эскадры. Когда около полудня расстояние между флотами сократилось до 30 миль, Того двинулся навстречу русским с главными броненосными силами (12 эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров) плюс 4 легких крейсера и 12 эсминцев. Главные силы японского флота должны были атаковать голову русской колонны, а крейсерские силы Того направил в обход русского тыла, чтобы захватить транспорты.

В 13 час. 30 мин. правая колонна русских броненосцев увеличила ход до 11 узлов и стала уклоняться влево, чтобы выйти в голову левой колонны и составить общую колонну. Крейсера и транспорты получили указание отойти вправо. В этот момент с северо-востока появились корабли Того. Японские корабли, имея ход в 15 узлов, шли наперерез русской эскадре и, оказавшись впереди и несколько влево от наших кораблей, начали последовательно (один за другим в одной точке) поворачивать в обратное направление - т. н «петля Того». Таким маневром Того занял позицию впереди русской эскадры.

Момент поворота был очень рискованным для японцев. Рожественский получил хороший шанс переломить ситуацию в свою пользу. Ускорив до максима ход 1-го отряда, сблизившись на привычную для русских комендоров дистанцию 15 кабельтовых и сосредоточив огонь на точке поворота эскадры Того, русские эскадренные броненосцы могли расстрелять врага. По мнению ряда военных исследователей, такой маневр мог причинить серьёзный ущерб броненосному ядру японского флота и позволить 2-й Тихоокеанской эскадре, если не победить в этом бою, то по крайней мере, выполнить задачу прорыва основных сил к Владивостоку. Кроме того, новейшие русские броненосцы типа «Бородино» могли попытаться «отжать» японские корабли к колонне более старых русских броненосцев, медленных, но с мощными орудиями. Однако Рожественский или не заметил этого, или не решился на такой шаг, не веря в способности своей эскадры. А времени на принятие такого решения у него было крайне мало.

В момент поворота японской эскадры в 13 час. 49 мин. русские корабли открыли огонь с расстояния около 8 км (45 кабельтовых). При этом только головные броненосцы могли эффективно бить по врагу, для остальных расстояние было слишком большим, и мешали впереди идущие корабли. Японцы немедленно ответили, сконцентрировав огонь на двух флагманах - «Князе Суворове» и «Ослябе». Русский командующий повернул эскадру вправо, чтобы занять положение параллельно курсу японского флота, но противник, пользуясь большей скоростью, продолжал охватывать голову русской эскадры, закрывая путь на Владивосток.

Примерно через 10 минут японские комендоры пристрелялись и их мощные фугасные снаряды стали производить большие разрушения на русских кораблях, вызывая сильные пожары. Кроме того, огонь и сильный дым затрудняли русским стрельбу и нарушали управление кораблями. «Ослябя» были сильно поврежден и около 14 час. 30 мин. зарывшись носом по самые клюзы, выкатился из строя вправо, примерно через 10 минут броненосец опрокинулся и затонул. Командир капитан 1-го ранга Владимир Бэр был ранен в начале боя и отказался покидать корабль, вместе с ним погибли более 500 человек. Миноносцы и буксир подняли из воды 376 человек. Примерно в это же время сильные повреждения получил «Суворов». Осколки снаряда попали в рубку, перебив и ранив почти всех, кто там был. Рожественский был ранен. Потеряв управление, броненосец покатился вправо, а затем болтался между эскадрами, пытаясь вернуть управление. В ходе дальнейшего боя броненосец не раз обстреливали, атаковали торпедами. В начале 18 час. миноносец «Буйный» снял с корабля часть штаба во главе с тяжело раненым Рожественским. Вскоре японские крейсера и миноносцы добили искалеченный флагман. Весь экипаж погиб. Когда погиб броненосец «Суворов», командование принял адмирал Небогатов, державший флаг на эскадренном броненосце «Император Николай I».


И. А. Владимиров. Героическая гибель броненосца "Князь Суворов" в Цусимском сражении


И. В. Славинский. Последний час броненосца "Князь Суворов" в Цусимском бою

Эскадру возглавил следующий броненосец - «Император Александр III». Но вскоре получил сильные повреждения и переместился в центр эскадры, уступив «Бородино» место головного. Добили броненосец «Александр» в 18 час 50 мин. сосредоточенным огнём броненосных крейсеров «Ниссин» и «Кассуга». Никто из экипажа (857 человек) не выжил.

Русская эскадра продолжала движение в относительном порядке, пытаясь вырваться из японских клещей. Но, японские корабли, не имея серьёзных повреждений, по-прежнему закрывали путь. Около 15 час. японские крейсера вышли в тыл русской эскадре, захватили два госпитальных судна, завязали бой с крейсерами, сбив крейсера и транспорты в одну кучу.

После 15 час. море внезапно закрыл туман. Под его защитой русские корабли повернули на юго-восток и разошлись с противником. Бой был прерван, и русская эскадра снова легла на курс норд-ост 23°, в сторону Владивостока. Однако вражеские крейсера обнаружили русскую эскадру и битва продолжилась. Через час, когда снова появился туман, русская эскадра повернула на юг и отогнала японские крейсера. В 17 час., повинуясь указанию контр-адмирала Небогатова, «Бородино» опять повёл колонну на северо-восток, к Владивостоку. Затем снова приблизились главные силы Того, после короткой перестрелки, туман разделил главные силы. Около 18 час. Того снова догнал главные русские силы, сосредоточив огонь на «Бородино» и «Орле». «Бородино» получил сильные повреждения, горел. В начале 19 час. «Бородино» получил последние критические повреждения, был весь в огне. Броненосец опрокинулся и затонул со всем экипажем. Спасся только один матрос (Семён Ющин). Чуть раньше погиб «Александр III».

С закатом солнца японский командующий вывел корабли из боя. К утру 28 мая все отряды должны были собраться к северу от острова Дажелет (в северной части Корейского пролива). Миноносные отряды получили задачу продолжать бой, окружить русскую эскадру и ночными атаками довершить разгром.

Таким образом, 27 мая 1905 г. русская эскадра потерпела тяжелое поражение. 2-я Тихоокеанская эскадра потеряла 4 лучших эскадренных броненосца из 5-ти. Оставшийся на плаву новейший броненосец «Орёл» был сильно поврежден. Тяжелые повреждения получили и другие корабли эскадры. Многие японские корабли получили по несколько пробоин, но сохранили боеспособность.

Пассивность русского командование, которое даже не попыталось нанести врагу поражение, шло в бой без всякой надежды на успех, отдавшись на волю судьбы, привела к трагедии. Эскадра только пыталась прорваться в сторону Владивостока, а не вела решительный и яростный бой. Если бы капитаны решительно бились, маневрировали, пытались сблизиться с противником для эффективной стрельбы, японцы понесли намного более серьёзные потери. Однако пассивность руководства парализовала почти всех командиров, эскадра, как стадо быков, глупо и упрямо, прорывалась в сторону Владивостока, не пытаясь смять строй японский кораблей.


Эскадренный броненосец "Князь Суворов"


Эскадренный броненосец "Ослябя" в походе на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры


Эскадренный броненосец "Ослябя" перед Корейским проливом, май 1905 года


Корабли 2-й эскадры во время одной из стоянок. Слева направо: эскадренные броненосцы "Наварин", "Император Александр III" и "Бородино"


Эскадренный броненосец "Император Александр III"

Завершение погрома

Ночью многочисленные японские миноносцы окружили русский флот с севера, востока и юга. Небогатов на своём флагмане обогнал эскадру, стал в голове и двинулся во Владивосток. Крейсеры и миноносцы, а также уцелевшие транспорты, не получив задачи, направились в разные стороны. Оставшиеся при Небогатове 4 броненосца («Николай», «Орёл», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин») утром были окружены превосходящими силами врага и капитулировали. Экипажи были готов принять последний бой и с честью погибнуть, но выполнили приказ адмирала.

Только попавший в кольцо окружения крейсер «Изумруд», единственный крейсер оставшийся в эскадре после боя и ночью охранявший остатки 2-й Тихоокеанской эскадры от атак миноносцев, не подчинился приказу о сдаче японцам. «Изумруд» на полном ходу прорвал кольцо окружения и пошёл во Владивосток. Командир корабля капитан 2-го ранга Василий Ферзен, который отлично себя проявил в ходе этого трагичного сражения и прорыва кольца окружения, во время пути во Владивосток совершил ряд серьёзных ошибок. Видимо, сказалось психологическое напряжение сражения. При заходе в залив Владимира корабль сел на камни и был взорван экипажем, опасаясь появления противника. Хотя во время прилива можно было снять корабль с мели.

Броненосец «Наварин» сильных повреждений в дневном бою не получил, потери были небольшими. Но ночь он выдал себя светом прожекторов, и атака японских миноносцев привела к гибели корабля. Из 681 члена экипажа спастись удалось только троим. Броненосец «Сисой Великий» получил в ходе дневного боя тяжелые повреждения. Ночью была атакован миноносцами и получил смертельное повреждение. Утром броненосец достиг острова Цусима, где столкнулся с японскими крейсерами и миноносцем. Командир корабля М. В. Озеров, видя безнадежность ситуации, согласился на капитуляцию. Японцы эвакуировали экипаж, а корабль затонул. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» был серьёзно поврежден днём, ночью был торпедирован и утром его затопили, чтобы не сдать врагу. Броненосец «Адмирал Ушаков» получил в дневном сражении серьёзные повреждения. Скорость корабля упала, и он отстал от основных сил. 28 мая корабль отказался капитулировать и принял неравный бой с японскими броненосными крейсерами «Ивате» и «Якумо». Получив сильные повреждения, корабль был затоплен экипажем. Сильно поврежденный крейсер «Владимир Мономах» был затоплен экипажем в безнадежном положении. Из всех кораблей 1-го ранга крейсер «Дмитрий Донской» ближе всех смог подойти к Владивостоку. Крейсер настигли японцы. «Донской» принял бой с превосходящими силами японцев. Крейсер погиб, не спустив флага.


В. С. Ермышев Броненосец "Адмирал Ушаков"


"Дмитрий Донской"

Во Владивосток смогли уйти только крейсер II ранга «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный». Кроме того, транспорт «Анадырь» ушёл на Мадагаскар, а затем на Балтику. Три крейсера («Жемчуг», «Олег» и «Аврора») ушли в Манилу на Филиппинах и там были интернированы. Миноносец «Бедовый», на борту которого находился раненый Рожественский, был настигнут японскими миноносцами и сдался в плен.


Пленные русские матросы на борту японского броненосца «Асахи»

Основные причины катастрофы

С самого начала поход 2-й Тихоокеанской эскадры носил авантюристический характер. Корабли нужно было отправить на Тихий океан ещё до войны. Окончательно смысл похода был утрачен после падения Порт-Артура и гибели 1-й Тихоокеанской эскадры. Из Мадагаскара эскадру нужно было возвращать назад. Однако из-за политических амбиций, желания хоть как-то поднять престиж Россию, флот отправили на гибель.

Сам поход из Либавы к Цусиме стал беспримерным подвигом русских матросов по преодолению огромных трудностей, но сражение при Цусиме показало всю гнилость империи Романовых. Сражение показало отсталость кораблестроения и вооружения русского флота по сравнению с передовыми державами (японский флот создавался усилиями ведущих мировых держав, особенно Англии). Русская морская сила на Дальнем Востоке была сокрушена. Цусима стала решающей предпосылкой для заключения мира с Японией, хотя в военно-стратегическом отношении исход войны решался на суше.

Цусима стала своего рода страшным знаковым событием для Российской империи, показывая необходимость коренных изменений в стране, гибельность войны для России в её текущем состоянии. К сожалению, его не поняли, и Российская империя погибла как 2-я Тихоокеанская эскадра - кроваво и жутко.

Одной из главных причин гибели эскадры стала безынициативность, нерешительность русского командования (бич русской армии и флота во время Русской-японской войны). Рожественский не решился жестко поставить вопрос об отправке эскадры назад, после падения Порт-Артура. Адмирал вёл эскадру без надежды на успех и держался пассивно, отдав инициативу врагу. Конкретного плана сражения не было. Дальнюю разведку не организовали, удобный случай нанести поражение японским крейсерам, которые значительное время были в отрыве от основных сил, не использовали. В начале сражения не использовали шанс нанести сильный удар основным силам противника. Эскадра не закончила боевого построения и вела бой на невыгодных условиях, нормальный огонь могли вести только головные корабли. Неудачное построение эскадры позволило японцам сосредоточить огонь на лучших броненосцах русской эскадры и довольно быстро вывести их из строя, после чего исход битвы был решен. В ходе боя, когда головные броненосцы вышли из строя, эскадра фактически сражалась без командования. Небогатов принял командование только вечером и утром сдал корабли японцам.

Среди технических причин можно выделить «усталость» кораблей после длительного похода, когда длительное время были в отрыве от нормальной ремонтной базы. Корабли были перегружены углём и другими грузами, что снижало их мореходные качества. Русские корабли уступали японским кораблям в общем числе орудий, площади бронирования, скорости хода, скорострельности, весе и взрывной мощи выстрела эскадры. Сильное отставание было в крейсерских и миноносных силах. Корабельный состав эскадры отличался разнообразным по вооружению, защите и маневренности, что сказалось на его боеспособности. Новые броненосцы, как показал бой, имели слабое бронирование и малую остойчивость.

Русская эскадра, в отличие от японского флота, не была единым боевым организмом. Личный состав, как начальствующий, так и рядовой, отличался разношёрстностью. Кадровых командиров хватило только на замещение основных ответственных должностей. Некомплект командного состава возместили за счёт досрочного выпуска морского корпуса, призыва из запаса «стариков» (которые не имели опыта хождения на броненосных кораблях) и перевода из торгового флота (прапорщики). В результате образовался сильный разрыв между молодежью, не имеющей нужного опыта и достаточных знаний, «стариками», которые нуждались в обновлении знаний и «гражданскими», не имеющими нормальной военной подготовки. Матросов срочной службы также не хватало, поэтому экипажи примерно на треть состояли из запасников и новобранцев. Много было «штрафников», которых командиры «сослали» в дальний поход, что не улучшило дисциплину на кораблях. Не лучше ситуация была и с унтер-офицерским составом. Личный состав в большинстве был назначен на новые корабли только летом 1904 года, и не смог хорошо изучить корабли. Из-за того, что приходилось в авральном порядке заканчивать, ремонтировать и готовить корабли, эскадра летом 1904 года вместе не ходила, не училась. Только в августе было совершено 10-дневное плавание. Во время похода, из-за ряда причин, экипажи не смогли научиться маневрировать кораблями и хорошо стрелять.

Таким образом, 2-я Тихоокеанская эскадра была плохо подготовлена, по сути, не получила боевой подготовки. Понятно, что русские матросы и командиры вступили в битву мужественно, храбро дрались, но их героизм не мог выправить ситуацию.


В. С. Ермышев. Броненосец "Ослябя


А.Трон Гибель эскадренного броненосца "Император Александр III"

Хорошо описал ситуацию Алексей Новиков, матрос на «Орле» (будущий советский писатель-маринист). Его в 1903 году арестовали за революционную пропаганду и как «неблагонадёжного» перевели на 2-ю Тихоокеанскую эскадру. Новиков писал: «Многие матросы были призваны из запаса. Эти пожилые люди, явно отвыкнув от военно-морской службы, жили воспоминаниями о родине, болели разлукой с домом, с детьми, с женой. Война свалилась на них неожиданно, как страшное бедствие, и они, готовясь в небывалый поход, выполняли работу с мрачным видом удавленников. В число команды входило немало новобранцев. 3абитые и жалкие, они на все смотрели с застывшей жутью в глазах. Их пугало море, на которое они попали впервые, а ещё больше - неизвестное будущее. Даже среди кадровых матросов, кончивших разные специальные школы, не было обычного веселья. Только штрафные, в противоположность остальным, держались более или менее бодро. Береговое начальство, чтобы отделаться от них, как от вредного элемента, придумало для этого самый лёгкий способ: списывать их на суда, отправляющиеся на войну. Таким образом, к ужасу старшего офицера, у нас набралось их до семи процентов».

Ещё один хороший образ, объясняющий гибель эскадры, передал Новиков (под псевдонимом "матрос А. Затертый"). Вот что он увидал: «Мы были крайне поражены тем, что этот корабль ничуть не пострадал от нашей артиллерии. Он имел такой вид, как будто его сейчас вывели из ремонта. Даже краска на орудиях не сгорела. Наши матросы, осмотрев «Асахи», готовы были клясться, что 14 мая мы сражались не с японцами, а… чего доброго, с англичанами. Внутри броненосца мы поражались чистотой, опрятностью, практичностью и целесообразностью устройства. У нас на новых броненосцах типа «Бородино» для каких-нибудь тридцати человек офицеров отводилась целая половина корабля; ее загромождали каютами, а они во время боя только увеличивали пожары; а в другую половину корабля у нас были втиснуты не только до 900 человек матросов, но и артиллерия, и подъемники. А у нашего противника на корабле все было использовано главным образом для пушек. Затем нам резко бросилось в глаза отсутствие между офицерами и матросами той розни, какую на каждом шагу встречаешь у нас; там же, наоборот, чувствовались между ними какая-то сплоченность, родственный дух и общие интересы. Тут только впервые мы и узнали по-настоящему, с кем мы имели дело в бою и что такое японцы».