Послы ганса гольбейна младшего. Ганс Гольбейн Младший."Послы" - выдающийся шедевр эпохи Возрождения. Картина является одним из самых известных примеров анаморфозы

Задолго до того, как появились 3-D очки и стали популярны пасхалки, художники эпохи Ренессанса придумали свой способ привлечь посетителей на свои выставки – они играли с перспективой так, что при взгляде на картины с разных ракурсов были видны разные изображения. Одним из наиболее известных примеров этой техники является двойной портрет Ганса Гольбейна Младшего «Послы».

Если посмотреть на картину, то помимо двух богато одетых мужчин на переднем плане можно увидеть странный предмет вытянутой формы. Долгое время не удавалось понять, что же изображено на нём, но оказалось, что для разгадки необходимо взглянуть на картину поду углом. Как видишь, Гольбейн изобразил там череп, который видно, только если смотреть на картину с правой стороны и с довольно близкого расстояния. Критики считают, что таким образом Гольбейн хотел показать, что при обычном рутинном взгляде человека на жизнь, смерть кажется размытым пятном, на которое не стоит обращать внимание. Но стоит изменить ракурс (посмотреть глубже) и смерть выходит на первый план, в то время, как всё остальное теряет свое значение, превращаясь в иллюзию…

1. «Послы» стали отступлением от прежнего стиля Гольбейна

Ганс Гольбейн Младший

Изначально баварский художник следовал по стопам своего отца Ганса Гольбейна Старшего, рисуя картины на религиозные темы, такие как «Мёртвый Христос в гробу». К 30 годам Гольбейнсделал успешную карьеру, занимаясь этим видом творчества, но он все-таки решил рискнуть начать писать концептуально новые картины. Гольбейн отправился в Англию, а затем в Швейцарию, после чего вернулся обратно в Лондон, начав писать светские портреты.

2. Эразм способствовал увеличению популярности портретов Гольбейна

Голландский интеллектуал-мыслитель Эразм представил Гольбейна представилелям «высшего света». Так художник стал известен среди членов английского двора, советников короля, а также таких людей, как Томас Мор и Энн Болейн.

3. Герои картины

Жан де Дентевилль и Жорж де Сельв.

На картине слева изображен Жан де Дентевилль, французский посол в Англии. Этот двойной портрет был написан в канун его 30-го дня рождения. Справа на картине изображен друг и коллега дипломата, 25-летний епископ Жорж де Сельв, который работал в качестве посла Франции в Венецианской республике.

4. Спрятанный возраст

Если присмотреться, то на ножнах можно увидеть возраст.

Если внимательно присмотреться к кинжалу, который держит Дентевилль, то на его богато украшенных ножнах можно найти цифру «29». На книге, на которую опирается локтем Сельв, есть цифра «25». Этот реквизит был также использован в качестве символов их характеров. Книга означает созерцательный характер Сельва, в то время как кинжал обозначает, что Дентевилль является человеком действия.

5. Деталь из Вестминстерского аббатства

Помимо всеобщего признания того, что Гольбейн уделял сильное внимание мельчайшим деталям, искусствоведы похвалили его способность делать картины так, что у зрителя создавалось впечатление, будто он может ступить прямо в холст. Вполне возможно, что Дентевилль видел этот узор на полу в Вестминстерском аббатстве во время коронации Анны Болейн.

6. Детали и размер

Даже на экране компьютера «Послы» производят впечатление тем, что Гольбейн отрисовал мельчайшие детали. Но вблизи картина просто захватывает дух - ее размер 207х209 см.

7. Картина как элемент статуса

Дентевилль заказал картину, чтобы увековечить себя и своего друга. Следуя традициям подобных портретов, Гольбейн нарисовал их в роскошных нарядах и мехах, а также окружил пару друзей символами знаний, такими как книги, глобусы и музыкальные инструменты. Тем не менее, вдумчивый художник также включил в картину символы, которые указывали на неприятности, с которыми сталкивались эти люди.

8. Искусство, политика и религиозные распри

Частью работы Дентевилля были доклады монархам Франции о том, что происходит при английском королевском дворе. А во время развода короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской и последующей женитьбе на Анне Болейн там происходило много чего. Также в это время английский король отрекся от католической церкви и ее папы и создал Англиканскую церковь. Миссия посла была завершена в 1533 году, в том же году Болейн родила дочь Елизавету I своему мужу Генриху VIII.

9. Лютня как политический намёк

Лютня как политический намёк

В середине картины «Послы» Гольбейн изобразил лютню. Присмотревшись к ней, можно подметить, что одна из струн лютни порвана, что создает визуальное представление «раздора».

10. Гольбейн – королевский художник

Портрет Генриха VIII кисти Гольбейна.

Немецкий художник отправился в Лондон в 1532 году в надежде найти богатых покровителей. И это сработало. Несмотря на то, что в «Послах» присутствовала католическая символика, король нанял Гольбейна в качестве личного художника в 1535 году. Два года спустя Гольбейн завершил портрет Генриха VIII , и хотя оригинал был уничтожен во время пожара в 1698 году, остались копии наиболее известного портрета этого неоднозначного монарха.

11. Картина является одним из самых известных примеров анаморфозы

Анаморфоза — изображение объекта таким образом, что намеренно искажает его перспективу. Чтобы увидеть объект должным образом, требуется определенная точка обзора. Первые примеры анаморфозы в искусстве встречаются в 15 — м веке (эскиз Леонардо да Винчи, известный сегодня как «Глаз Леонардо»). Если посмотреть на «Послов» под острым углом, бело-черное пятно в нижней части картины превращается в человеческий череп.

12. Считается, что череп - это отсылка на «Memento mori»

Средневековая латинская теория фокусируется на неизбежной смертности человека и призывает людей отказаться от тщеславия и радостей земных благ, поскольку жизнь все равно коротка. А скрытый череп является символом неизбежности смерти. Дентевилль, который заказал картину, был почитателем Memento Mori. Его личным девизом было «помни, что ты умрешь».

13. Гольбейн спрятал распятие на картине

В верхнем левом углу, за пышной зеленой занавеской, можно заметить распятие с Иисусом.Некоторые историки искусства считают, что это божественная камея связана с черепом Memento Mori и также намекает на смерть. Другие считают, что скрытый символ представляет собой разделение церкви, которое произошло в Англии при Генрихе VIII.

14. Планировка картины также связана с религией

По мнению некоторых искусствоведов, нижний уровень, где лежит анаморфотный череп, изображает смерть. Средняя часть картины (нижняя полка), где виден глобус земного шара, гимн Мартина Лютера и музыкальные инструменты, представляет собой мир живых, полный радости и усилий. И, наконец, верхняя полка с его небесным глобусом, астрономическими инструментами и скрытым распятием символизирует небо и искупление через Христа.

15. Сегодня «Послы» находятся в Лондоне

Портрет сначала висел в зале дома Дентевилля. Тем не менее, Национальная галерея выкупила картину Гольбейна в 1890 году. На протяжении более 125 лет картина является одним из самых ценных экспонатов музея в Лондоне.

 На этой картине кое-что скрыто от взгляда. Перед нами «Послы» Гольбейна. Эта картина написана в 1533 году и находится в Национальной галерее в Лондоне. Слева изображен Жан де Дентвилль - французский посол в Англии. Справа - Жорж де Сельв, его друг. Епископ и тоже посол. В момент написания картины они оба находились в Англии. Гольбейн - швейцарский художник, однако он переехал в Англию, потому что там ему предложили работу. Вскоре после написания картины он стал придворным художником английского короля Генриха VIII. Король Генрих VIII как раз в это время готовился отделить государство от Папы Римского и католической церкви. Мы знаем, что французский посол находился в Англии, чтобы присмотреть за Генрихом VIII в этот тревожный период. На этой картине есть аллюзии на смуту, которая происходит в Англии. Но они вписаны в еще более широкий контекст. Давайте начнем с этих двух мужчин. Слева - Жан де Дентвилль. Именно он заказал эту картину, и в его доме она и висела. Несомненно, он изображен здесь, как чрезвычайно богатый и успешный человек. Посмотрите на этот отороченный мехом плащ, одежду из бархата и атласа. И… Он держит кинжал. Он держит кинжал, на котором написан его возраст - 29 лет. Этот человек еще очень молод. И Гольбейн очень постарался, чтобы изобразить его одежду со всей ясностью и детальностью, характерных для северной традиции, к которой относится его творчество. А справа стоит Жорж де Сельв, одетый более скромно - в меховой плащ. Он поставил локоть на книгу. Правда, интересный контраст? С одной стороны - кинжал, с другой - книга. Это вполне традиционные символы активной и созерцательной жизни. На книге, на которую Жорж де Сельв поставил локоть, написан его возраст - 25 лет. Конечно, подразумевалось, что зритель будет смотреть на них обоих. Может, для художника было даже важнее, чтобы люди разглядели середину картины - предметы, лежащие на двух полках. Гольбейн блестяще воспроизводил текстуры и материалы, придавая изображаемым предметам особую реалистичность. И, конечно, во всех них заложен какой-то смысл. На верхней полке лежат предметы, относящиеся к небесам. К изучению астрономии и измерению времени. На нижней полке - более земные вещи. Перед нами глобус и лютня, а также книга по арифметике. И сборник гимнов. Картина функционирует, как своего рода система координат. Слева - активная жизнь. Справа - созерцательная. Вверху - небесные сферы. Внизу - земное. Посмотрите, как изумительно укорочена лютня на нижней полке. Лютни традиционно изображали в качестве упражнения по изучению перспективы. И здесь перед нами исключительно мастерское воспроизведение того, насколько короче выглядит лютня, если смотреть на нее в таком вот ракурсе. Но если приглядеться совсем пристально, а это возможно, благодаря высочайшей четкости картин Гольбейна, можно увидеть, что одна из струн лютни лопнула. Порвалась. Историки искусства воспринимают это как намек на разлад, происходивший в Европе в то время. Разлад в церкви. Похожую отсылку можно найти и в сборнике гимнов, расположенном ниже. Он изображен в раскрытом виде, причем так четко, что его можно читать. Это гимн в переводе Мартина Лютера - главы протестантской Реформации, как все мы знаем. Вокруг настоящая роскошь. Мы даже не упомянули, например, про восточный ковер. Все эти предметы, вся эта необычайно щегольская одежда на персонажах портрета… И все это - на мозаичном полу, выложенному превосходно прописанной плиткой. Линейная перспектива безупречна. И это напоминает пол Вестминстерского Аббатства. Важно знать, что пол аббатства - своего рода диаграмма, воспроизводящая макрокосом, то есть космический порядок. Теперь посмотрим на очень крупный предмет, занимающий передний план. Знаете, одна моя студентка, увидев его, сказала, что он похож на корягу, которую почему-то поместили на переднем плане картины в каком-то странном положении. Действительно, похоже. Но если подойти к правому углу картины и слегка присесть, то… Или посмотреть на этот предмет в зеркало, приставленное под определенным углом… Окажется, что перед нами на самом деле анаморфическое изображение, которое искусственно растянули в перспективе. И это череп. Человеческий. Его нельзя разглядеть, когда видишь все остальные элементы картины. Его можно увидеть, только когда все остальные элементы картины тебе не видны. У зрителя есть выбор. Или стоять перед картиной так, чтобы видеть череп, а все остальное - только в искаженном виде. Или наоборот. На переднем плане этой картины, в самом центре, как центральная фигура, - череп. Традиционный символ смерти. - Memento mori. - Именно так. Напоминание о смерти. Это очень распространенный элемент, который часто можно увидеть на картинах. Но сейчас перед нами картина, которая на первый взгляд кажется восхваляющей земные достижения. А теперь кажется, что она подвергает сомнению их. - Точно. - Давайте приглядимся еще внимательнее. Видите, в левом верхнем углу картины из-за занавески выглядывает едва различимая скульптура Распятия. Но тогда возникает вопрос, возвращающий нас к Гольбейну. Вопрос о воспроизведении реальности. Вы упоминали о лютне, которая так идеально укорочена. Или о поле, который тоже изображен идеально с точки зрения перспективы. Этот художник может безупречно воспроизводить реальность. Однако принимает решение изобразить череп совсем не натуралистично. Он решает земное воспроизвести реалистично, а сверхъестественное или трансцендентное - так, что ни о каком безупречном воспроизведении реальных предметов речи даже не идет. Я думаю, что Гольбейн действительно хочет, чтобы мы видели этот контраст. Посмотрите на соотношение лютни и черепа. Череп так сильно искажен, что его по-настоящему трудно распознать. Однако, когда мы думаем о растягивании чего-либо, нам приходит в голову растягивание по горизонтали или, возможно, вертикали. Растягивание по вертикали - совершено особенный случай. Лютня лежит на полке. Как я уже упоминал, она существенно укорочена. При этом она лежит под углом, который очень близок к углу искажения черепа. Но не забывайте, что укорачивание - тоже искажение. Поэтому, в каком-то смысле, оба предмета искажены. Однако одно из этих искажений позволяет реалистично изобразить часть нашего мира, какой мы ее видим. Возможно, это напоминание о том, что не все, что мы видим - правда. Именно так. Не все. Здесь есть, о чем задуматься, ведь эта картина была написана о том, чего добились в жизни эти молодые люди. И люди вообще - за всю историю, в ходе познавания мира. Эти два изображения, спрятанные от недостаточно пытливого взгляда, - распятие и череп - указывают на границы земной жизни, границы физического зрения, человеческих знаний, а также неизбежность смерти и обетование о жертве, принесенной Христом на кресте. Subtitles by the Amara.org community

Ганс Гольбейн Младший — один из ярких представителей немецкого Северного Возрождения — известен как выдающийся портретист своего времени. Важной идеологической составляющей Северного Возрождения стала Реформация, начавшаяся в 1517 году, когда Мартин Лютер вывесил на дверях церкви в Виттенберге свои «95 тезисов» с критикой католицизма. Сформировалось новое религиозное течение — протестантизм, которое усомнилось в необходимости церкви как посредницы между Богом и человеком.

Реформация и новое мировоззрение задело все слои населения и естественно повлияло на культурно-художественную жизнь Европы — художники больше не были скованы религиозными рамками, тематика произведений расширилась и видоизменилась. С формированием образа «нового человека» — свободного, независимого, целеустремленного, уверенного в себе и «религиозно обновленного» — жанр портрет видоизменяется и становится популярным. Портрет стал живописной необходимостью, и влиятельные люди непременно желали запечатлеть себя в свое время.

Портрет Шарля де Солье. 1534-35 гг


В портретах Ганса Гольбейна чувствуются светские гуманистические идеи, в которые иногда вплетены религиозные мотивы и античные образы. Эти черты характерны для всего Северного возрождения, однако, образы, которые создает Гольбейн — очень своеобразны. Люди в его портретах гармонично и органично вписаны в мир предметов, которые их окружают. Кроме внешней гармонии, Гольбейн передает и гармонию внутреннюю — лица спокойны, уравновешенны и человек полностью сливается со своим пространством. Альбрехт Дюрер писал портреты с тенью мук и страданий человеческой души, его герои мятежны по своей натуре. Специфика и притягательность портретов Гольбейна в том, что ему удалось показать мир и человека в его естественности и ясности, передав через них свое оптимистическое, жизнеутверждающее мировоззрение.

Ганс Гольбейн родился в Аугсбурге предположительно в 1497 году, учился живописи у своего отца. Но карьера большого художника началась, когда он в 1514 году переезжает в Базель — один из крупнейших культурных центров того времени. Первой крупной работой художника стали иллюстрации к произведению Эразма Роттердамского «Похвала глупости». Роттердамский был для Гольбейна не просто заказчиком, но и хорошим другом. Помимо портретов и иллюстраций, Ганс пишет несколько религиозных картин, а также занимается декорированием интерьеров, ксилографией и росписью фасадов.

Однако, в 1526 году из-за разгоревшихся в Базеле религиозных столкновений — Гольбейн, получив ряд рекомендаций от Роттердамского, переезжает в Англию и останавливается у Томаса Мора (тогда он пишет его портрет). Через два года он вернется в Базель, но в 1532 году окончательно переедет в Англию, оставив в Швейцарии жену и дочь. За годы его отсутствия многое изменилось: влиятельные в Лондоне люди, которые помогли Гансу во время первого визита, попали в немилость к королю Генриху VIII; Томас Мор, убежденный католик — был обвинен в государственной измене и казнен главой новоиспеченной англиканской церкви.

Король Генрих VIII


Тем не менее, Гольбейн не только устраивается в непростой обстановке, но и становится придворным живописцем короля. В эти годы Гольбейн пишет свои самые значимые работы — в основном это заказы влиятельных англичан. После смерти своей жены, король Генрих подыскивал кандидатуру для четвертого брака и чтобы сделать правильный выбор, поручал Гансу рисовать портреты потенциальных невест — настолько велико было доверие к Гольбейну и его портретам.

В 1533 году Гольбейн пишет одну из своих лучших работ — двойной портрет «Послы». На картине изображены французские посланники — Жан де Дентевиль и епископ Жорж де Сельв. Дентевиль хотел биографический портрет и подробно описал Гольбейну все элементы и детали будущего шедевра. Специфика двойных портретов в том, что здесь нет единого центра для зрительского внимания — фигуры людей дополняют друг друга с помощью предметов, которые в свою очередь создают символическую нить произведения. Двойной портрет невероятно сложный жанр в живописи, поскольку важно удержать баланс между действующими лицами и в то же время показать их связь друг с другом и с пространством.

Жан де Дентевиль изображен слева на холсте в пышном одеянии, что характеризует его как важную, значительную персону — он представитель религиозной светской власти. Его правая рука лежит на кинжале, на котором выгравирована надпись «AET SUAE 29», что означает «его 29-е лето». Молодой епископ Жорж де Сельв одет менее пышно и выглядит значительно скромнее своего друга. Его возраст — 25 лет — указан художником на книге под правой рукой епископа. Нельзя сказать, что они просто позируют, на их серьезных лицах спокойствие, достоинство; они как будто открывают зрителю свой предметный мир, делятся своим жизненным укладом, который сочетает в себе гармонию активного и созерцательного.

В симметричной композиции фигуры послов разделены высоким столом с многочисленными предметами. Здесь композиционное разнообразие играет решающую роль, поскольку предметы выступают не только центральным элементом картины, но и максимально характеризуют героев, подчеркивая их образ жизни и сферу интересов. Получается, что натюрморт выступает здесь едва ли не главным смыслообразующим элементом картины — он объединяет двух людей и в то же время оттеняет индивидуальность каждого из них, а кроме того еще и характеризует эпоху.

Такое разнообразие предметов говорит о разносторонности и образованности этих людей — музыка, геометрия, математика, астрономия; а также отражает достижения того времени — великие географические открытия, достижения в астрономии, математике. На нижней полке можно рассмотреть лютню, циркуль, учебник математики, глобус, футляр с флейтами и сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме «Спаси Господи души наши». Выбор этих страниц неслучаен — в этих строках нет ничего противоречащего принципам христианства. Таким образом, Гольбейн и де Сельв призывают к реформации церкви на основах протестантизма, но без отделения от Ватикана. Лютня с порванной струной также напоминает о нарастающем церковном конфликте и традиционно символизирует смерть. Земной глобус повернут таким образом, чтобы зрителю были видны наиболее значимые посольские миссии Дентевиля, а также его поместье Полиси, в котором и будет размещен портрет. В целом, можно сказать, что на нижней полке представлены предметы «земного» назначения, связанные с умственной, профессиональной деятельностью и интересами послов.

Верхняя же полка располагает предметами «высшего» назначения. Солнечные часы, астрономический глобус, квадрант и гномон — все эти предметы предназначены для постижения законов Вселенной, космоса и времени. Предметы на верхней полке этажерки как будто парят на изысканном восточном ковре над всем земным миром. К слову, ковер задает стиль всей картине — без него получилась бы совсем не то. Очень удачно подобрана и зеленая драпировка, которая создает глубину пространства и цвета. В верхнем левом углу можно заметить часть небольшого серебряного распятия, которое всегда следит за делами человека и напоминает о смерти. Но эпоха Средневековья закончилось и здесь лик Христа уже только выглядывает из-за занавески.

Наконец, переходим к самому интересному, загадочному и важному элементу картины. Непонятное вытянутое пятно в нижней части картины — искаженный в перспективе человеческий череп. Этот, странный на первый взгляд, элемент и сделал шедевр Гольбейна столь популярным. Прием намеренного искажения формы получил название «анаморфоз» и впервые был описан в записях Леонардо да Винчи. Чтобы увидеть истинное изображение — человеческий череп — зритель должен переместиться вправо от центра картины. Пользуясь компьютером, вы можете попробовать изменить угол обзора но, разумеется, естественную форму черепа можно увидеть только на подлиннике.

Гольбейн использует этот оптический прием, чтобы показать образ двойного зрения при взгляде на жизнь и на смерть. Когда зритель смотрит на картину в привычном положении — он видит жизнь двух людей, с их интересами, заботами, радостями; а смерть предстает иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимание. Но при особом рассмотрении — смерть становится единственной реальностью, она перечеркивает всю жизнеутверждающую часть картины, жизнь кажется иллюзорной и ни научные достижения, ни власть, ни деньги, ни прогресс — ничто не кажется реальным и значимым перед лицом смерти.

Ганс Гольбейн создал настоящий шедевр — картина, в которую вложены все гуманистические представления того времени. Картина об истинных ценностях бытия, о жизни и о смерти. Гольбейн написал не портрет двух послов, а портрет эпохи.

К:Картины 1533 года

Гольбейн умело использовал различные атрибуты для характеристики модели. В замечательной картине «Послы» два богато одетых человека (французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и епископ Жорж де Сельв) изображены перед высоким столом, загромождённым множеством предметов. Они намекают на их религиозные, интеллектуальные и художественные интересы. Самым странным в картине кажется некий вытянутый по форме предмет, помещённый на переднем плане. Если смотреть на него справа, с близкого расстояния, видно, что это череп .

Гольбейн в своей работе реализует образ двойного зрения - при «прямом» взгляде человека, погружённого в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при «особом» (подразумевается - правильном, глубоком) взгляде всё меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома, иллюзии.

Напишите отзыв о статье "Послы (картина Гольбейна)"

Ссылки

  • в базе данных Лондонской Национальной галереи (англ.)

Отрывок, характеризующий Послы (картина Гольбейна)

– Да ладно! У нас, видимо, о многом понятия будут разными. Это нормально, правда ведь? – «благородно» успокоила его малышка. – А можно с ними поговорить?
– Говорите, если сможете услышать. – Миард повернулся к спустившейся к нам, чудо-Савии, и что-то показал.
Дивное существо заулыбалось и подошло к нам ближе, остальные же его (или её?..) друзья всё также легко парили прямо над нами, сверкая и переливаясь в ярких солнечных лучах.
– Я Лилис...лис...ис...– эхом прошелестел изумительный голос. Он был очень мягким, и в то же время очень звонким (если можно соединить в одно такие противоположные понятия).
– Здравствуй, красивая Лилис. – радостно приветствовала существо Стелла. – Я – Стелла. А вот она – Светлана. Мы – люди. А ты, мы знаем, Савия. Ты откуда прилетела? И что такое Савия? – вопросы опять сыпались градом, но я даже не попыталась её остановить, так как это было совершенно бесполезно... Стелла просто «хотела всё знать!». И всегда такой оставалась.
Лилис подошла к ней совсем близко и начала рассматривать Стеллу своими причудливыми, огромными глазами. Они были ярко малиновые, с золотыми крапинками внутри, и сверкали, как драгоценные камни. Лицо этого чудо-существа выглядело удивительно нежным и хрупким, и имело форму лепестка нашей земной лилии. «Говорила» она, не раскрывая рта, в то же время улыбаясь нам своими маленькими, круглыми губами... Но, наверное, самыми удивительными у них были волосы... Они были очень длинными, почти достигали края прозрачного крыла, абсолютно невесомыми и, не имея постоянного цвета, всё время вспыхивали самыми разными и самыми неожиданными блестящими радугами... Прозрачные тела Савий были бесполы (как тело маленького земного ребёнка), и со спины переходили в «лепестки-крылья», что и вправду делало их похожими на огромные яркие цветы...

«Послы», написанная в 1533 году.

Казалось бы, два богато одетых человека изображены у высокого стола, загромождённого множеством предметов – глобусов, книг, карт – и на этом всё. А теперь всмотритесь.

Ганс Гольбейн «Послы» (1953)

Обратите внимание на левый верхний угол — это раз. На медальон левостоящего — это два. Посмотрите на большое серое пятно снизу посередине — это три. Что вы видите? А теперь переверните ноутбук правым боком к вам (или сами перевернитесь) и еще раз посмотрите на это пятно. Ага.

Итак, что нам хотел сказать художник?

Ганс Гольбейн Мл. «Автопортрет» (1542/1543)

Впервые я обратила внимание на эту картину в книге «Искусство иллюзии» издательства Prestel, в которой говорится, что один из мужчин скончался до того, как картина была закончена, посему и череп, и крест, и кулон. Совсем было бы просто, поэтому — ничего подобного. На момент написания картины оба были живы-здоровы — Мэри Ф. С. Херви* ещё в 1900 году об этом целую книгу написала.

Мужчина справа — французский посол при дворе Генриха VIII (1491–1547), слева — Бишоп Лаварский , в 1533 году наведывавшийся в Лондон.

Тогда в чём дело?

  1. Искусствоведы видят в изображении три уровня жизни : предметы на верхней полке изображают рай; на средней — земную жизнь; на нижней — смерть. По-моему, очень даже грамотное объяснение.
  2. Вторая версия, которую я нашла только в русской википедии (не знаю, из каких это источников): Гольбейн реализует образ двойного зрения: при «прямом» взгляде человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, – но при «особом» взгляде - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома, иллюзии.
  3. А есть еще и такая, более приземлённая версия: в связи с тем, что картину планировалось повесить у лестницы, Гольбейн решил на славу продемонстрировать своё мастерство. Учитывая, что у многих великих произведений были самые земные посылы создания, почему бы и нет. :)

Как бы там ни было, художник добился своего: без малого пятьсот лет мы с прежним интересом разгадываем загадки его творения. Живьем, кстати, картину можно увидеть в