Сандро боттичелли рождение венеры. «Рождение Венеры» Ботичелли: скрытые символы на картине. Готика встречает Ренессанс

Годы создания: 1482-1486
Техника: Темпера, холст
Размеры полотна: 172,5 х 278,5 сантиметров
Место хранения: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Картина «Рождение Венеры » представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Её подгоняет западный ветер, источник которого - бог Зефир, изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Его дыхание наполняет ветер цветами. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица - древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Талло - покровительствовала весне, поэтому именно она в мифологии была спутницей новорождённой Венеры.

Мифологическая справка:

Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена, из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Отсюда пошло второе имя богини - Пенорождённая. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву.

«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Дивную богиню повели на Олимп. Громко приветствовали её боги. С тех пор всегда живёт среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная прекраснейшая из богинь»

«Легенды и мифы Древней Греции», Николай Кун

По факту, в картине «Рождение Венеры » Боттичелли синтезировал христианство и язычество. И в этом нет ничего странного, ведь художник был адептом неоплатонизма, который гласит, что Бог воплощается в земной красоте - как духовной, так и телесной. Таким образом, нагая Венера символизирует и обнажённость души в момент рождения или таинства крещения. «Душа её - суть Любовь и Милосердие, глаза её - Достоинство и Великодушие, руки - Щедрость и Великолепие, ноги - Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты.

Моделью для Венеры Боттичелли служила Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Девушку считали первой красавицей эпохи Возрождения во Флоренции. Её называли Несравненной и Прекрасной.

В 1987-м году картину отреставрировали, сняли слой потемневшего лака времён Боттичелли. В основе лака был яичный желток, что надёжно законсервировало работу и сохранило её до наших дней. После реставрации «Рождение Венеры» заиграло новыми, яркими, весенними красками.

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ
Sandro Botticelli

Великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470-1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ

«Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere) - картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Картина представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5 ? 278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.

История картины

Источник -1, Википедия

Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи - двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи, родившаяся в Портовенере на лигурийском побережье. Возможно, намёк на это содержится в сюжете картины. Также есть версия, что Боттичелли написал «Рождение Венеры» не для Лоренцо Медичи, а для одного из своих знатных современников, а в собственность Медичи она попала позднее.

Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.

Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454-1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433-1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь, и чья красота вела смертных на небеса.

Даже если Полициано или Фичино не были прямыми советчиками Боттичелли, их работы подготовили общественное мнение к восприятию образа обнажённой античной богини, и художник мог работать над своим произведением не боясь осуждения или непонимания со стороны сограждан.

В 1987 году была завершена реставрация картины. С неё был удалён слой лака, нанесённый через некоторое время после того, как Боттичелли закончил работу над ней, и превратившийся за несколько веков в жёлто-коричневый налёт.

Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты).

Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.

Источник-2, arts-dnevnik.ru

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам. Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из «кормушки» Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе «Венеру». Боттичелли - непревзойдённый эстет. Его картины - это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.

Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи. Слишком кроткие Мадонны Рафаэля сейчас бы вряд ли украшали обложки модных журналов. А уж пышнотелые красавицы Рубенса тем более. Мы бы сказали, что сейчас ценится иная красота.

А вот Боттичелли умудрился написать вневременную красоту. Она нам совсем не кажется устаревшей. Посмотрите на его ангелов и нимф. Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красоту богини и внутреннюю красоту Мадонны.

Мы видим взгляд целомудренной, кроткой и нежной женщины. У греческой богини такого взгляда быть не могло. Ведь языческие боги не ведали сострадания. Оно пришло лишь с христианством. Неудивительно, что этим же прекрасным лицом Боттичелли наделял почти всех своих мадонн.

«Рождение Венеры» далеко не всегда была признана шедевром. До середины 19 века Боттичелли считали второстепенным мастером. Никто не толпился у ног прекрасной светловолосой богини.

Тогда все художники страдали рафаэлеманией. У Боттичелли был младший современник Рафаэль. Который создавал не менее прекрасных Мадонн. И у него было два больших преимущества перед Боттичелли. Рафаэль создавал свои шедевры масляными красками. Вслед за Леонардо да Винчи. Тончайшие лессировки (полупрозрачные слои краски) делали его героинь более живыми.

В то время, как Боттичелли ещё работал по старой технологии, темперными красками. Они быстро сохли, поэтому накладывались одним слоем. В результате образы получались сухими, безжизненными. Свою «Венеру» Боттичелли смог лишь слегка оживить за счёт румянца и развивающихся волос.

Источник - 3. smallbay.ru

Искусство Италии 15 века. Ренессанс

Знаменитая картина художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Размер работы 172,5 x 278,5 см, холст, темпера. Картина написана по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого исполнялась и «Весна». Картина была предназначена для украшения все той же виллы Кастелло. По-видимому, они мыслились как парные композиции, и между ними существовала определенная связь.

Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию, или богоявление. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».

И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Как обычно в живописи Боттичелли, приподнятость чувств здесь граничит с меланхолической задумчивостью, рождая эмоциональную атмосферу, пронизанную светом. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Он дал остро личное истолкование строк древнегреческих поэтов и Полициано, которые легли в основу программы картины. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит, и радуется небо, - претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря; под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.

Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья - все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. Ветры - Зефир и Аура - зримо колышут водный простор. В отличие от ветров, чья стихия - воздух, пространство Оры - земля. В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. Два боковых крыла композиции - пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, - это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии.

Натянутыми, порывистыми и мелодичными линиями, выводящими сложную арабеску, художник очерчивает фигуры и более обобщенными контурами обозначает окружающую среду. Видна лишь узкая полоска берега, а остальное место занимают светлое сияющее изнутри небо и море. Венера - едва ли ни самый пленительный образ у Боттичелли. Художник дает собственное истолкование классического идеала красоты, внося в чувственный образ черты спиритуализации.

Боттичелли изображает фигуру с изящно покатыми плечами, маленькой головкой на великолепной длинной шее и вытянутыми пропорциями тела и певучими, плавными очертаниями форм. Неправильности в передаче строения фигуры, в фиксации ее контуров лишь усиливают замечательную экспрессию образа. В лице богини также заметны отступления от классической правильности, но оно прекрасно и притягательно своей трогательностью. В выражении его отсутствует определенность, так же как лишена устойчивости поза богини, только что пришедшей в мир. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.

Следуя древнеримским поэтам, Боттичелли изображает волосы, разделенные на пряди и колеблемые морским ветром. Это зрелище очаровывает. Стыдливым жестом Венера прикрывает тело, такая иконография идет от античного типа Venera pudica («стыдливая»). Чувственный облик прекрасной богини любви и красоты художник наделил чистотой и почти сакральной возвышенностью. Дождь роз, мерно ниспадающих в море, передан ясным языком линий и цвета. Боттичелли не ищет научно выверенной точности их очертаний и форм. Восхищение красотой цветка диктует ему простые и изящные контуры бутонов и раскрытых роз, повернутых в разных ракурсах. Их нежная окраска, хрупкость строения и ритм этого тихого дождя из цветов подчеркивает эмоциональную тональность композиции.

В инвентарных описях картины «Рождение Венеры» обозначено: «Венера в море, стоящая на раковине». Вот так иногда можно мировой шедевр уложить в бездушные рамки нескольких слов. Что изображено на картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» ? Попробуем описать ее мы?

Центральным образом этой картины – только что рожденная красавица-Венера , которая на морской раковине приплывает к берегу под дуновением бога западного ветра, Зефира , проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Флоры . Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры , цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана ). Этот момент символизирует акт воплощения в человека ее Величеством Природой, где соприкасаясь с материей животворный дух вдыхает в богиню человеческий мир, дабы она шла дальше и несла людям красоту и любовь.

С другой стороны к девушке спешит нимфа Ора , являющаяся воплощением Природы, символизирующая тот исторический момент совершенствования человека, протягивая Венере плащ, наделяя ее наилучшими добродетелями. Ора – одна из трех Гор , нимф времен года и судя по расшитым ее одежду цветам, покровительствует именно тому периоду года, когда сила и могущество Венеры достигает своего апогея. Возможно, великого художника ренессанса на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.

По мнению самого мастера, Венера – гармония, рожденная от слаженного союза материи и духа, природы и души, любви и идеи.

Сандро Боттичелли с картины «Поклонение волхвов», где изобразил себя сам.

Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная пробыли в совершенном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции . Подумать только, картина была немного больше в размерах, на полметра больше по вертикали, преимущественно верх картины, и на четверть метра по горизонтали. Недостающими сантиметрами достигалось бы идеальное соотношение пространства, а именно обилием воздушных потоков над головами персонажей картины, как если бы мы отошли на несколько шагов назад.

Кто та муза, вдохновившая Сандро Боттичелли на написание картины «Рождение Венеры» , ведь Венера – едва ли не самый пленительный образ у великого художника итальянского ренессанса . Картина выполнена по заказу, кузена Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции в 1486 году. А моделью

была , родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Она была возлюбленной , и была воплощением самой красоты и любви, вот поэтому с таким лишающим рассудок желанием грел руки у чужого костра сам Сандро. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи , для кого и написал картины и «Весна» . Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев самым обсуждаемым событием, хотя она и была не продолжительной. Вскоре Симонетта умирает от чахотки, а через два года, в день погребения Симонетты Веспуччи, 26го апреля, во время оплакивания возлюбленной, в соборе был заколот Джулиано.

Сандро Боттичелли завещал похоронить его рядом с его музой. Через 34 года после смерти Симонетты Веспуччи, Сандро Боттичелли был погребен в ногах спящей красавицы во Флоренции, в Церкви Оньиссанти, построенной членом семьи Веспуччи.

К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы , но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции.

Приближаясь к залу, где находится моя любимая картина моего любимого художника, я ощущала особый внутренний трепет. И вот она, перед моими глазами. Свершилось.

Светлана Конобелла, из Италии с любовью.

About konobella

Светлана Конобелла, писатель, публицист и сомелье Итальянской Ассоциации (Associazione Italiana Sommelier). Культивист и реализатор разнообразных идей. Что вдохновляет: 1. Все, что выходит за рамки общепринятых представлений, однако почитание традиций мне не чуждо. 2. Момент единения с объектом внимания, например, с грохотом водопада, восходом в горах, фужером неповторимого вина на берегу горного озера, горящим в лесу костром, звездным небом. Кто вдохновляет: Те, кто создают свой мир, полным ярких красок, эмоций и впечатлений. Живу в Италии и люблю ее правила, стиль, традиции, так же как и "ноу-хау", но Родина и соотечественники навсегда в моем сердце. Редактор портала www..

Одним из самых выдающихся полотен Сандро Боттичелли признано «Рождение Венеры». Великий мастер из Флоренции подарил миру множество шедевров, захватывающих дух. Картина Боттичелли превратилась в настоящий кладезь вдохновения художников, поэтов, многих других деятелей искусства. Образ Венеры заставил зрителей изменить мироощущение.

Венеру (богиню красоты) описывают по-разному. Божественный облик с древних времен считался переменчивым, поскольку у людей вкусы разные. Одни считают Венеру блондинкой с выдающимися округлостями, другие – стройной брюнеткой. Но первым живописцем, воплотившим образ, поразивший всех, не оставляя никого равнодушным, стал Боттичелли.

Эпоха Возрождения дала миру много настоящих гениев в искусстве. Художники стремились к раскрытию единства красоты души, тела, гармонии в мире, человеке. Тот, кто написал картину «Рождение Венеры», достиг вершины в создании подобного совершенства. Обнаженный образ Венеры мастеров живописи, творивших одновременно с великим художником, олицетворял символ небесной любви, непорочности, целомудрия, высшей добродетели.

Анализ картины «Рождение Венеры» самыми известными искусствоведами подтверждает, что эта работа наполнена глубоким смыслом. Каждая деталь может говорить о многом. Полотно гармонично сочетает следующие стили:

  • иконографию;
  • символизм;
  • гармоничность.

Постоянное изучение картины открывает все новые грани ее послания миру. Шедевр открывает перед зрителями новые смыслы изображения, толкает переосмыслить собственную жизнь.

Выполнено полотно в жанре живописи темперой, имеет размер 172,5 на 278,5 см. Такая рабочая площадь помогла автору точно прописать детали сюжета.

История картины

Точный год создания «Рождения Венеры» документально не зафиксирован. Существует мнение, что работа закончена в 1484-м. Неизвестно, для кого создавался шедевр. Некоторые специалисты считают, что художник создал его для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, поскольку многие факты указывают на то, что кузен герцога Флоренского долго владел этим полотном. Доказательств заказа картины именно для вышеназванного дворянина не существует.

Создавать образ для любой картины нелегко. Изобразить прекрасное лицо без модели достоверно практически невозможно: тени, блики играют на коже по-разному. В связи с этим, существует мнение, что основным прототипом лика Венеры стала обычная девушка Симонетта Веспуччи. Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья. Символично, что город, чье название переводится как Порт Венеры, – родина прекрасной дамы, вдохновившей Боттичелли на создание образа богини красоты.

Боттичелли имел доступ в круг деятелей интеллектуального общества Флоренции. Здесь существовала возможность познакомиться со многими творческими личностями, например, Анджело Полициано, поэтом того времени. Именно Анджело создал великолепное стихотворение «Рождение Венеры», возможно, подарившее вдохновение художнику.

Когда взгляд останавливается на изображении Зефира и жены божества северного ветра Хлориды, возникает вопрос о прототипе данного образа. Лишь в нескольких оригинальных текстах Гомера и Овидия можно встретить их описание. Данные манускрипты были не очень известны Боттичелли, поскольку образцы оригинальных текстов отсутствовали в библиотеках Флоренции.

Закончив картину, мастер передал полотно заказчику. Позже картину покрыли лаком, превратившимся в коричневый налет, скрывший нежные краски. Реставрацию, восстановившую шедевр в полном великолепии, закончили в 1987 году. Избавившись от грязного оттенка лака, полотно снова радует взоры ценителей прекрасного.

Желающим посетить место для культурного досуга, где находится картина «Рождение Венеры», придется посетить Флоренцию. Найти Галерею Уффици легко, ведь достаточно спросить о местонахождении местных жителей.

Описание картины «Рождение Венеры»

Простор неба, моря, бесконечность мира открывается перед взором зрителя. Нежные краски указывают на раннюю пору, когда ночь еще только отступает, а день не успел раскинуть над миром свой яркий полог.

Подбирая оттенки для создания картины, автор остановил выбор на нежных, весенних красках. Основная палитра включает множество оттенков голубого и синего. Насыщенно-синий край неба постепенно переходит в нежно-голубой. Морская синь прочерчена нежными, мелкими волнами, лишь слегка покачивающими раковину-челнок.

Центральной фигурой картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» стала сама богиня красоты. Нежнейшая, прекраснейшая из античных богинь восстает из морской пены, плывет в морской раковине по гребням волн. Тень кротости, легкой печали слегка затемняют взор прекрасной юной девы, которая старается прикрыть свою наготу ладонью и великолепными волосами, локонами которых весело играет ветерок. Изящная фигура приковывает внимание. Беззащитность, потерянность, непонимание причин появления в мире проскальзывают в движениях, взгляде, выражении лица. Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине. Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену.


Путь богини облегчает Зефир, являющийся западным ветром. Он подгоняет к берегу волшебный челнок с новорожденной девой, придерживая обвившую его тело руками и ногами любимую жену Хлориду. Аккуратными дуновениями божество северного ветра мягко направляет движение морской раковины, вынуждая последнюю плавно приблизиться к кромке берега.

Господство над водами Средиземного моря Зефир получает в весеннюю пору, что указывает на появление новой богини весной.

Талло, пора цветения и весеннего возрождения природы, подтверждает эту теорию. С нежностью и любовью во взгляде, прелестница приготовила пурпурный плащ, расшитый цветочным орнаментом. Решение принять прекрасную богиню, укрыть от нескромного взгляда, поддержать дается Талло легко, движения грациозны, облик наполнен материнской мягкостью. Легкое касание раковины к суше побуждает деву весны потянуться к новоприбывшей, накинуть плащ и принять в свою обитель.

Присмотревшись к нежному лицу Венеры, можно заметить сходство с изображениями Мадонны. Именно так ее изображали иконописцы Италии. Поза героини резко отличается от церковного образа, как и непосредственно фигура. Изящная и нежная богиня больше напоминает творение древнегреческих мастеров, ценивших идеальные пропорции тела, скромность в творениях.

Единение двух культур в образе Венеры получилось идеальным. Античность и христианство тут отказались от противостояния, дополнили друг друга. Искусство живописца, создавшего картину, поражает тонкостью работы, богатством образа, изысканностью центральной фигуры.

Категория

Экономико-Технологический колледж питания

Реферат

Картина Сандро Боттичелли “Рождение Венеры”

Выполнила: Даньшина Олеся

студентка группы 3ТО-418

Преподаватель: Лисицкая Вера Александровна

Санкт – Петербург 2011 год


Репродукция картины

Паспорт картины

Биография художника

Анализ картины

Личное впечатление

Список используемых сайтов


Репродукция картины

Паспорт картины

Название: Рождение Венеры

Материалы: темпера по холсту

Размер: 278,5Х172,5

Биография художника

Настоящее имя художника - Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход.

Ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. К ювелиру ("некоему Боттичелло", как пишет Вазари, человеку, личность которого по сей день не установлена), отправил Алессандро отец, устав от его "экстравагантного ума", одаренного и способного к учению, но беспокойного и до сих пор не нашедшего истинного призвания; возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром, по меньшей мере, с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.

Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке - искусстве необходимом для точного и уверенного "чернения", вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства.

Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине, превосходнейшему тогдашнему живописцу, которую покинул в 1467 году в возрасте двадцати двух лет. Отдавшись целиком живописи, он стал последователем своего учителя и подражал ему так, что Фра Филиппо его полюбил и своим обучением вскоре поднял его до такой степени, о которой никто не мог бы и подумать.

Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Боттичелли, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник.

Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как "Мадонна в розарии" (ок. 1470, Флоренция, Уффици) и "Мадонна с Младенцем и двумя ангелами" (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.

К периоду с 1467 по 1470 год - относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый "Алтарь Сант-Амброджо" (ныне в Уффици), Он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки.

Можно заключить, что уже в 1469 году Боттичелли - самостоятельный художник, ибо в кадастре того же года Мариано заявил, что сын его работает дома. Деятельность четырех сыновей принесла семье Филипепи значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками.

Уже в 1970 году Сандро открыл собственную мастерскую и где-то между 18 июля и 8 августа 1470 года закончил произведение, принесшее ему широкое общественное признание. Картина с изображением аллегории Силы предназначалась для Торгового суда

В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для "штандартов и других тканей" (Вазари), инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Одним из официальных учеников Боттичелли первого года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи, сын бывшего учителя мастера

Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви В том же 1474 году, когда было завершено это произведение, художника пригласили работать в другой город. Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ "Смерть Марии".

Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции. Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного на века сохранили черты погибшего. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана.

В промежутке между 1475 и 1482 годами, с усилением психологической выразительности, реализм изображения достигает своего максимального развития. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему "Поклонение волхвов", одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) - в Национальной галерее в Вашингтоне.

Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве; отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв.

Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая "Примавера" ("Весна") и "Рождение Венеры" заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо - сыновей брата Пьеро "Подагрика".

Судя по количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием.

Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Так как в больницу поступали, прежде всего зараженные чумой, роспись, вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии. Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы, а современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику - папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ - дуб и сочетание желтого с голубым - цветов герба делла Ровере, использованное в одеянии Аарона в последней картине.5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло, исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл "Декамерона" Боккаччо.

По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо, где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости.

Среди больших религиозных композиций несомненным шедевром является "Алтарь св.Варнавы", написанный тотчас же по возвращении из Рима. Большое произведение Боттичелли "Венчание Богоматери" (1490) проникнуто уже иным духом. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. В то же время здесь ощущается некоторый отход от "совершенства пропорций".

В 1493 году в личной жизни Боттичелли произошли важные события: умер и был похоронен рядом с отцом на кладбище Оньисанти брат Джованни.

Уже с юношеских лет, если не с рождения, Сандро несет в себе высокое стремление к красоте, чувство глубокого сострадания личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, - опасность погубить душу. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: "Покинутая", "Благовещение", "Венчание Богоматери", "Аллегория клеветы". После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в "Рождестве" к душераздирающим мотивам "Распятия" и "Сцен из жизни св.Зиновия". Так завершается этот путь - от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. Чувства художника не утрачивают остроты, но становятся крайне чуткими к вопросам совести и морали.

Боттичелли умер в 1510 году, одинокий, забытый, по словам Вазари. Возможно, одиночество было необходимо для духовной жизни художника и что в нем именно и заключалось его спасение.


Анализ картины

Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения, и с сюжетом «Коронования Девы». В образе Венеры, как и в других женских персонажах, преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции.

Пример: аллегория «Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года. Весна или Ора в «Рождении Венеры», возможно, символизирует целомудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, - чувственную, плотскую. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» (греческая мифология)

Богиня любви, возникла обнаженной из морской пены и на раковине добралась до берега. Первой сушей на ее пути оказался остров Кифера, но, обнаружив, что он очень мал, она перебралась на Пелопоннес, а затем окончательно обосновалась» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:

В пене воздушной

Пригнало ее дуновенье Зефира

Влажною силой своей

И Орры в златых диадемах

Радостно встретив богиню

Нетленной одели одеждой


Картина написана художником темперой (по-итальянски tempera, от temperare - смешивать краски). Краски (а также живопись такими красками), приготовляемые на основе сухих натуральных порошковых пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии - натуральные (разбавленный водой). На холсте в 1482 г. по заказу герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи для его виллы в Кастелло. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно.

Композиция картины отражает содержание бесед, которые вели между собой члены платоновской Академии при дворе Лоренцо Великолепного во Флоренции.

Самая знаменитаякартина Боттичелли “Рождение Венеры” в нет никаких “амуров, помогающих ей вступить на землю”.

Центральный образ картины - богиня Венера, рожденная из пены морской, подплывающая на раковине к берегу. Слева от нее дуют Зефиры, от их дыхания сыплются розы и словно наполняют всю картину тонким благоуханием. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. С другой стороны нимфа Ора, украшенная миртом, приготовила пурпурный плащ, чтобы укрыть Венеру. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в “Примавере”). Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в “Примавере”).

Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником Венера достигает берега в раковине (любимая формаИтальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами. Картина написана через четыре года после «Аллегории (от древне-греческого allegoria - иносказание).

Выражение отвлечённых идей (понятий) посредством конкретных художественных

ботичелли итальянский художник картина

Анкета

1. В каком году родился художник?

2. Знаете ли вы, какой эпохе принадлежит творчество Сандро Боттичелли?

3. Назовите настоящее имя художника.

4. В каком году была написана картина «Рождение Венеры»?

5. Названия, каких картин написанных Сандро Боттичелли вы запомнили?

6. понравилась ли вам картина?

7. Чем понравилась /не понравилась картина?

8. Кто по картине встречает на берегу Венеру?

Личное впечатление

Начнем с того, что, если бы мне не понравилась эта картина, я бы не писала о ней работу. А выбрала я ее потому, что она меня зацепила. Своей нежной и мягкой натурой.

Сама по себе картина не резкая на нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься. Больше всего в этой картине нравится, как изображена сама Венера, ее невинный взгляд, ее руки, которыми она слегка прикрывает части своего тела. Несмотря на то, что она полностью обнажена, ты глядишь на нее, будто она полностью одета. Никакой цензуры и никаких элементов, которые могли бы оскорбить чувства смотрящего на нее.

Через образ Весны передается определенная теплота смотрящему, так как на картине можно сразу заметить проявление некой заботы к Венере. Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью.

Каждый раз, когда я смотрю на такие произведения искусства, задумываюсь о том, что могло подвигнуть человека на то, чтобы написать что-то такое. Ведь «Рождение Венеры» не единственная картина, которая поражает и восхищает глаз человека. Порой хотелось бы забраться в голову автору и ощутить все эмоции и понять все мысли на момент написания картины. Но, увы, это невозможно. И мы довольствуемся своими мыслями и эмоциями когда смотрим на такие шедевры.


Список используемых сайтов

http://ancientart.in/arti/Rozhdenie-Veneryi-Botichelli.html

http://www.centre.smr.ru/win/artists/bottich/biogr_bottich.htm

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0118/p0118.htm

http://library.by/portalus/modules/biographies/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1096279235&archive=&start_from=&ucat=1&

http://smallbay.ru/artreness/botticelli04.html

http://www.maranat.de/agr_02_01.html