Мертвые и живые души в поэме гоголя. Живые и мёртвые в поэме "Мёртвые души"

Н. В. Гоголь — писатель, чье творчество по праву вошло в золотой фонд классики русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом, но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И тогда рядовое событие обретает странную, порой даже зловещую, окраску. Именно так происходит и в поэме «Мертвые души».

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». «Реальный» мир автор строит, воссоздавая современную ему картину российской жизни. По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме реальность, стремясь к максимальной широте охвата ее явлений. Мир этот уродлив. Мир этот страшен. Это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры в нем извращены, законы, по которым он существует, — аморальны. Но, живя внутри этого мира, родившись в нем и восприняв его законы, практически невозможно оценить степень его аморальности, увидеть про пасть, отделяющую его от мира истинных ценностей. Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную де-градацию, нравственный распад.

В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев Манилов, прокурор, полицеймейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Целую галерею характеров и типов, лишенных души,

создал Гоголь в поэме.

Первым в галерее этих характеров представлен Манилов. Создавая его об раз, Гоголь использует различные худо-жественные средства, в том числе пейзаж, описание поместья Манилова, интерьер его жилища. Вещи характеризуют Манилова в не меньшей степени, чем портрет и поведение: «У всякого есть свой задор, но у Манилова ничего не было». Главная его черта — неопределенность. Внешняя доброжелательность Манилова, его готовность оказать услугу представляются Гоголю чертами вовсе не привлекательными, так как все это в Ма-нилове гипертрофировано.

Глаза Манилова, «сладкие, как сахар», ничего не выражают. И эта сладость об-лика привносит ощущение неестественности каждого движения героя: вот на лице его появляется «выражение не только сладкое», но даже приторное, «подобное той микстуре, которую ловкий доктор за-сластил немилосердно, воображая ею обрадовать пациента». Что за «микстуру» засластила приторность Манилова? Пус-тоту, никчемность его, бездушие при бес-конечных рассуждениях о счастии, друж-бе и других высоких материях. Пока этот помещик благодушествует и мечтает, его имение приходит в упадок, крестьяне ра-зучились трудиться.

Совсем другое отношение к хозяйству у Коробочки. У нее «хорошенькая дере-венька», двор полон всякой птицы. Но Ко-робочка не видит ничего дальше своего носа, все «новое и небывалое» пугает ее. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Собакевич, по выражению Гоголя, «чер-тов кулак». Страсть к обогащению толка-ет его на хитрость, заставляет изыски-вать разные средства наживы. Поэтому в отличие от других помещиков он приме-няет новшество — денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.

Представитель еще одного типа поме-щиков — Ноздрев. Он непоседа, герой ярмарок, карточных столов. Он к тому же еще кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В хорошем состоянии нахо-дится только псарня. Среди собак он как «отец родной». Доходы, получаемые с крестьян, он тут же проматывает.

Завершает портретную галерею гу-бернских помещиков Плюшкин. Он пока-зан иначе, чем все предыдущие типы. Пе-ред нами история жизни Плюшкина, тог-да как у предыдущих героев Гоголя как бы нет прошлого, которое отличалось бы от настоящего и что-то в нем объясняло. Мертвенность Плюшкина абсолютна. Причем мы видим, как постепенно он ли-шался всех человеческих качеств, как становился «мертвой душой».

В имении Плюшкина распад и разруше-ние, а сам помещик утратил даже челове-ческий облик: его, мужчину, дворянина, легко принять за бабку-ключницу. В нем и в его доме чувствуется неотвратимое воздействие тления, распада. Автор окре-стил его «прорехой на человечестве».

Венчает галерею помещиков Чичиков — плут, у которого все заранее просчитано, всецело охваченный жаждой обогаще-ния, меркантильными интересами, погу-бивший свою душу.

А ведь кроме помещиков есть еще и го-род N, а в нем — губернатор, вышиваю-щий шелком по тюлю, и дамы, хвастаю-щиеся модной тканью, и Иван Антонович Кувшинное рыло, и целый ряд чиновников, бесцельно проедающих и проигры-вающих в карты свою жизнь.

Есть в поэме еще один герой — народ. Это та самая живая душа, которая хранит и выявляет все лучшее человеческое. Да, смешны дядя Митяй и дядя Миняй, смеш-ны своей недалекостью, но ведь их талант и их жизнь — в труде. И народ составляет часть мира «идеального», который стро-ится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится живая ду-ша человека.

Два мира, представленные в поэме, вза-имно исключают друг друга. По сути, миру «идеальному» противостоит «антимир», в котором добродетель смешна и нелепа, а порок считается нормальным. Для дости-жения резкого контраста мертвого и живо-го Гоголь прибегает к множеству разнооб-разных приемов. Во-первых, мертвенность «реального» мира определяется засилием в нем материального начала. Вот почему в описаниях широко используются длин-ные перечисления материальных объек-тов, как бы вытесняющих духовную состав-ляющую. Также поэма изобилует фрагмен-тами, написанными в гротескном стиле: персонажи часто сравниваются с животны-ми или вещами.

В названии поэмы заложен глубочай-ший философский смысл. Само понятие «мертвые души» — бессмыслица, ведь душа, согласно христианским канонам, бессмертна. Для «идеального» мира ду-ша бессмертна, так как она воплощает божественное начало в человеке. А в ми-ре «реальном» вполне возможна «мерт-вая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого от покой-ника. Так, когда умирает прокурор, окру-жающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездухов-ность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начать-ся возрождение Руси, возвращение утра-ченных идеалов, духовности, души в ис-тинном, высшем ее значении.

Чичиковская бричка, идеально преобра-зившаяся в последнем лирическом от-ступлении в символ вечно живой души русского народа — чудесную «птицу-трой-ку», завершает первый том поэмы. Вспом-ним, что начинается поэма с, казалось бы, бессмысленной беседы двух мужиков о том, доедет ли колесо до Москвы, с опи-сания пыльных, серых, тоскливых улиц гу-бернского города. Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора ве-ру в обязательное возрождение его геро-ев и всей жизни, всей Руси.

Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы "ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других". "Мертвые души" - это представители господствовавших в то время общественных слоев. Поэма построена как похождение "приобретателя" Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, т.е. не вычеркнутые из ревизских списков, души. Центральное место в первом томе занимают пять "портретных" глав. Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку. Гоголь даёт эти главы в определённом порядке:

Бесхозяйственного помещика Манилова сменяет мелочная Коробочка, безалаберного прожигателя жизни Ноздрева прижимистый Собакевич. Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения. С большой выразительностью в "портретных" главах дана картина упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова, к "дубинноголовой" Коробочке, от нее к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее к оскотинившемуся кулаку "прорехе на человечестве" Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира. Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства. Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова

В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, "романтического" бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. "Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть…" Ворует ключница, "глупо и без толку готовится на кухне", "пусто в кладовой", "нечистоплотны и пьяницы слуги". А между тем воздвигнута "беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью: "Храм уединенного размышления". Мечты Манилова вздорны и нелепы. "Иногда… говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…" Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. "В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года". Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

Образ накопительницы Коробочки уже лишен тех "привлекательных" черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип - "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые… набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов". Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. "Крепколобая" и "дубинноголовая" Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову "мертвые души". Любопытна "немая сцена", которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.

Галерею "мертвых душ" продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. "Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в восемнадцать и двадцать: охотник погулять". Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. "Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками… Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его". Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете "не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья…" Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели, или, напротив, не сварились.

Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева - роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, "почем ходят мертвые души", подтверждает слова лихого "говоруна".

Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: "Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком".

Приемы типизации используются Гоголем и для описания образа Собакевича. Деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определенном достатке. "Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности… Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует". Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению (сравнение помещика с медведем). В своих суждениях о еде Собакевич поднимается до своеобразной "гастрономической" патетики: "У меня, когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!" Впрочем, Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка (не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян).

Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от "бережливого" хозяина к полусумасшедшему скряге. "А ведь было время, когда он… был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать… навстречу выходили две миловидные дочки… выбегал сын.… Сам хозяин являлся к столу в сюртуке… Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешли к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее". Вскоре семья полностью развалилась, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность: "…сам он обратился, наконец, в какую-то прореху на человечестве". Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения. Перед нами разыгрывается трагедия одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.

В деревне Плюшкина Чичиков замечает "какую-то особенную ветхость". Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин - ничтожный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем "последний пастух Собакевича". Бесчисленные богатства пропадают зря… Предостерегающе звучат слова Гоголя: "И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!.. Все может статься с человеком".

Таким образом, помещиков в "Мертвых душах" объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота.

Чиновники в поэме показаны сатирически. Они для автора, как и помещики, - «мертвые души». Символический смысл названия произведения относится и к чиновникам. Рассказывая о них, Гоголь искусно отображает индивидуальные качества губернатора, прокурора, почтмейстера и других и одновременно создает собирательный образ чиновничества. Они грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения - явления повседневные и вполне закономерные. Полицмейстеру «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», как на его столе появляются балыки и отменные вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки. Председатель палаты предупреждает Чичикова: «…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить». Чудовищная безнравственность раскрывается в этих словах высокопоставленного лица. Он все называет своими именами, даже не пытаясь скрыть всеобщую продажность. Все чиновники используют служебное положение в личных интересах. В бюрократической России это стало неписаным законом. В поступках и взглядах чиновников, в их образе жизни нет сколько-нибудь существенного различия. Гоголь создает групповой портрет людей, связанных между собой круговой порукой. Когда раскрылась афера Чичикова, чиновники растерялись и все «вдруг отыскали в себе … грехи». Трагикомическое положение, в котором оказались «хозяева города», создалось в результате их преступной деятельности.

Вся галерея образов, данная в первом томе "Мертвых душ", убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый вид крепостников - душевладельцев. "Мертвым душам" поэмы противопоставлены "живые" - талантливый, трудолюбивый, многострадальный народ. Гоголь видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу "бойкого народа" и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка "в гвардию годился бы". Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников "что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо". А Еремей Сорокоплехин "одного оброку приносил по пятьсот рублей!". Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров, не выдержала его душа гнета неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он "гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами". Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему. Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.

Как во время грозы сгущаются и наливаются свинцом тучи, растет напряжение в атмосфере, как в «Мёртвых душах» постепенно мрачнеют краски. Как во время грозы наступает разрядка, так в поэме частная история Чичикова незаметно переходит в рассуждение о судьбе Руси, «бойкой необгонимой тройки» которая и есть та главная живая сила, которая способна побороться с мертвечиной и одолеть её. Говоря иными словами - словами Герцена - «противостоять «мёртвым душам» должна удалая, полная силы национальность, у которой все пестро, ярко, одушевленно».

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Крестьянская Русь в поэме «Мертвые души» для 9 класса. Образ народа в поэме

Когда мы слышим упоминание о «Мертвых душах» Гоголя, у нас непроизвольно всплывают перед глазами «приобретатель» Чичиков и тянущаяся за ним плеяда порочных помещиков. И это правильная ассоциация, ведь самыми частыми темами для размышления были именно эти образы, недаром все-таки поэма названа «Мертвые души». Но много ли людей пытались отыскать, на каких же страницах Гоголь спрятал живые души, светлые образы, в которых чувствуется надежда автора на будущее России? Есть ли они там вообще? Может быть, писатель приберег этих героев для двух других томов, которые так и не смог закончить? Да и, в конце концов, существуют ли эти «живые души» вообще, или в нас таится только зло, унаследованное от тех самых помещиков?

Сразу хочу развеять сомнения: для пытливого читателя живые души у Гоголя припасены! Стоит лишь внимательно вглядеться в текст. Писатель только вскользь упоминает о них, то ли не желая раньше времени показывать эти образы, то ли неукоснительно соблюдая концепцию произведения, в соответствие с которой должны были быть только мертвые души. Эти образы мы видим на страницах «ревизских сказок», которые написал Собакевич про своих умерших крестьян в надежде продать их подороже. Степан Пробка значился у него как «богатырь, что в гвардию годился бы», Максим Телятников — «чудо, а не сапожник», Еремей Сорокоплехин — тот, что «одного оброку приносил по пятьсот рублей». Так же некоторые беглые крестьяне Плюшкина были удостоены мини-биографии. Например, Абакум Фыров, вольный бурлак, тянущий свою лямку «под одну бесконечную, как Русь, песню». Все эти люди мелькают лишь единожды, на их именах мало кто даже остановится при первом прочтении, но именно с помощью их историй Гоголь создает еще больший контраст между «мертвым и живым» в поэме. Получается двойной оксюморон: с одной стороны люди живые представлены в поэме «мертвыми», безнадежными, пошлыми, а люди, ушедшие в мир иной, кажутся нам более «живыми» и светлыми. Не намек ли это на то, что Гоголь видит лишь упадок в стране, где достойные люди, фундамент, на котором стоит держава, «уходят в землю», а «мертвые» помещики продолжают богатеть и наживаться на честных работниках?

Писатель выражает свою мысль о том, что все величие страны держится не на гнусных помещиках, которые не несут никакой пользы Отечеству, а наоборот, только плодят её бедность, бесясь с жиру, губят своих крепостных. Вся надежда автора ложится на русский народ, простых людей, которых притесняют и всячески обижают, но которые не сдаются, по-настоящему любя свою страну и собственными усилиями пролагая верную дорогу «птице-тройке».

Сложно понять, кто действительно «мертвая душа», а кто нет, потому что у Гоголя это все не так однозначно и понимается при неоднократном прочтении. «Настоящую книгу вообще нельзя читать — её можно только перечитывать», — говорил Набоков, и это точно про «Мертвые души». В этой поэме много нерешенных вопросов, но и столько же данных автором ответов на то, что есть наша страна и народ в ней, кто является большим злом на пути России к процветанию, а кто, не зная о величии своих каждодневных маленьких дел, все-таки ведет её к благополучию и успеху.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Живые и мёртвые в поэме "Мёртвые души"

" " - это правдивая история о России, об её прошлом, настоящем и будущем. Проблему совершенствования нации автор ставит в прямую связь с преобразованием каждого человека.
Поэтому разговор о настоящем и будущем России оказывается размышлением о возможности нравственного перерождения души.

В романе "Мёртвые души" условно можно выделить две группы героев: души мёртвые (души, которые не способны к возрождению) и души живые (способны к возрождению или живут духовной жизнью). Всех мёртвых героев поэмы объединяет бездуховность, мелочность интересов, замкнутость на одной какой-либо страсти. Мёртвые души - помещики, показанные крупным планом (Манилов, Собакович, Ноздрев, Коробочка).

В каждом из этих героев Н.В. отмечает какие-то типичные черты. Манилов - слишком слащавый, сентиментальный, беспочвенно мечтательный и неспособный к решительному действию. Собакевич - воплощение бездуховности, плотского начала, прижимистости ("человек-кулак"). Коробочка обвиняется в транжирстве, бесшабашности, расточительности, лжи, вранье, тупости, низости интересов.

Миру мёртвых душ противостоят живые души крепостных крестьян. Они появляются в лирических отступлениях и в думах Чичикова и у них даже есть имена (умелые, которые любят трудиться, мастеровые люди, Максим Телетняков, Степан Пробка, Пименов).

Изображая в своём произведении живые души, автор не идеализирует народ: есть в народе любящие выпить, есть и ленивцы, вроде лакея Петрушки, есть и бестолковые, вроде дяди Митя. Но в целом, народ, хотя он бесправен и задавлен, стоит выше мёртвых душ, и не случайно части книги, посвященные ему, овеяны лёгким лиризмом. Пародокс в том, что мёртвые души долго живут, а живые почти все умерли.

Является одним из лучших его произведений. Над ее созданием автор работал более 10 лет, так и не завершив задуманное. Несмотря на это, произведение получилось оригинальным и интересным. Все персонажи в поэме, их образ жизни и быт, продуманы до мелочей. В этом произведении писатель отразил как свои творческие мысли, так и назревающие в обществе проблемы, связанные с крепостничеством. Казалось бы, название говорит само за себя, но под фразой «Мертвые души» подразумевались не души умерших крестьян, а скорее мертвые души помещиков, погребенные под их мелочными интересами.

Главный герой, бывший работник казенной палаты, Павел Иванович Чичиков . Путешествуя по России, он пытается найти помещиков, которые продали бы ему «мертвые души» крестьян. Согласно его хитроумному плану, их можно потом заложить в банк за приличную ссуду. Таким образом, он смог бы обеспечить себе безбедное существование. Первым помещиком, которого он навестил, был Манилов . За внешней приятностью этого помещика скрывается бессмысленная бездеятельность. Время словно остановилось в деревне этого праздного мечтателя. В его кабинете лежит книга, которую он читает уже год на четырнадцатой странице. При этом он считает себя образованным и благовоспитанным человеком, выказывают наигранную любовь к семье и друзьям, а также готов безвозмездно отдать список «мертвых душ» Чичикову, якобы ради дружбы.

Вторым «продавцом» душ была помещица-крохоборка по фамилии Коробочка . Эта бездушная и мелочная хозяйка согласна продать что угодно, лишь бы заработать побольше деньжат. Когда Чичиков предлагает ей такое «дельце», ее не тревожит сомнительный подтекст сделки, а лишь вопрос цены. Поэтому она не сразу соглашается, а говорит, что хотела бы прицениться в городе, почем нынче продают «мертвые души». Следующим на пути главного героя встречается разбитной малый Ноздрев – человек, увлеченный всяческими «задорами». Если поначалу он кажется деятельным и интересным человеком, то на деле оказывается пустым и лживым существом. Его не интересуют даже собственные дети, лишь кутежи и мотовство. Узнав, что Чичиков промышляет «душами», он сначала называет его мошенником, а затем предлагает играть в шашки на «души». Отказ гостя довести игру до конца приводит его в ярость, и он готов его поколотить.

Галерею «мертвых» помещиков дополняют угловатый Собакевич и скряга Плюшкин . Собакевич отличается «бульдожьей» хваткой и «медвежьим» телосложением. Чичикову даже кажется, что природа, создавая этого героя, «рубила с плеча». Сначала махнула топором – получился нос, еще раз – вышли губы, а глаза, скорее всего, были высверлены большим сверлом. Душа у помещика ничтожная и мелочная. Его деловая хватка не знает границ. Его вовсе не удивляет предложение Чичикова, и он сразу же начинает торговаться со знанием дела. Но даже он не может сравниться по бездушности со стариком Плюшкином. Этот персонаж давно потерял не только душу, но и рассудок. Он ходит в старых тряпках, не следит за домом и хозяйством, имея целые амбары еды, морит голодом своих крестьян, при этом подбирает на дороге сущие безделицы. Когда-то он был предприимчивым хозяином, но со временем его накопительство приняло бесчеловечные формы.

Наряду с «мертвыми» помещиками в произведении упоминаются и светлые души трудолюбивых крестьян. Возможно, автор уже тогда понимал, что в России назревал конфликт между миром помещиков и миром крестьян. Своей книгой он хотел не только передать национальную самобытность, но и предупредить о предстоящем столкновении. Первый том заканчивается лирическим размышлением о судьбах России, в котором просматривается надежда автора на лучшее будущее. Второй том был сожжен самим автором. В результате от него сохранилось лишь несколько черновых глав. Третий том не был написан вообще.