Композиция и ее роль после бала. Роль композиции в рассказе «после бала

Пушиной Д.В.

Конспект урока литературы в 8 классе.

Тема : Рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Особенности композиции рассказа.

Цели:

Образовательная – познакомить учеников с новым произведением, расширить их представление о биографии писателя, его жизненной позиции.

Развивающая – развивать навыки анализа текста, пересказа; работа над навыком выделения художественных средств, особенностей композиции.

Воспитательная - формировать нравственную позицию учащихся через раскрытие гуманистического пафоса рассказа.

Оборудование: проектор, раздаточный материал: шаблоны таблицы для заполнения учениками.

Ход урока:

Слайд 1.

Ранее вы уже знакомились с творчеством Л.Н.Толстого. Вспомните, какие произведения писателя вы читали?

Ответ: Басни, рассказы «Лев и собачка», «Косточка», «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы».

Назовите главную особенность «Севастопольских рассказов», повестей «Детство», «Отрочество».

Ответ: Автобиографичность.

История написания рассказа «После бала» косвенно относится к биографии писателя. В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Толстого - Сергеем. Упоминаемый в рассказе «девический институт» - это (теперь Суворовское училище), располагавшийся тогда на окраине города. Вы будете немало удивлены, узнав, что место, где «гоняли татарина за побег», сегодня является улицей Льва Толстого. Таким образом, можно сказать, что поздний рассказ Толстого, наряду с его автобиографической трилогией, во многом связан с казанскими воспоминаниями писателя.

Прежде чем мы перейти к анализу рассказа, прослушаем два музыкальных отрывка. Слушайте внимательно, затем я дам вам задание. Слайд 2.

1. (Звучит марш). Запишите, пожалуйста, в тетрадях, какие чувства у вас вызывает эта музыка.

Заполните таблицу. Опишите настроение музыки и то, в какие цвета она окрашена. Запишите в соответствующий первый столбик таблицы. Слайд 3. Опрос учеников.

2. (Звучит мазурка). Ученики заполняют вторую колонку. Слайд 4 (таблица, обозначено, какой столбик заполнять), 5 (муз.отрывок). Опрос учеников.

Слайд 6 – изображение общей заполненной талицы.

Понаблюдаем, что у нас получилось? Что вы можете сказать о содержании первой и второй колонок?

Ответ: 1 и 2 колонка противопоставлены друг другу.

Как называется подобный приём в художественном произведении?

Ответ: антитеза.

Дайте определение антитезы.

Ответ: Антитеза – это противопоставление.

Ответ: рассказ состоит из двух частей: «Бал» и «После бала».

Да, предлагаю озаглавить шапку таблицы. Первый столбик – «После бала», второй – «На балу».

Давайте рассмотрим название. В чем его смысл? Почему Толстой назвал свой рассказ именно так, а не иначе?

Ответ: он хотел подчеркнуть события, произошедшие именно после бала.

Ответ: герой-резонер // композиция рассказа // прием антитезы.

Что такое композиция? Дайте определение.

Композиция – построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

Толстой в рассказе использует кольцевую композицию. Запишем определение.

Кольцевая композиция – это такое построение текста произведения, при котором последний эпизод обращается к первому или повторяет его. Т.о. текст как бы «закольцовывается».

Теперь с помощью текста рассказа докажем что композиция действительно кольцевая. Давайте вместе зачитаем начало рассказа и его финал. Ученики зачитывают отрывки. Что вы заметили?

Ответ: Рассказ начинается и заканчивается одной и той же фразой: «А вы говорите…» / «Вот вы говорите…»

Слайд 7. Проблемный вопрос: Как вы думаете, может ли случай изменить жизнь человека?

Ответы учащихся.

Действительно, это достаточно спорный вопрос и сегодня мы с вами рассмотрим, с помощью каких средств и приемов на него отвечает Л.Н. Толстой.

Слайд 8. Тема урока.

Итак, ранее мы сказали о двух частях рассказа. Какие основные события в этих частях вы выделите?

Ответ: танец полковника с дочерью и сцена наказания татарина.

Противопоставляются ли два эти события друг другу?

Ответ: да.

Хорошо, предлагаю доказать это с помощью работы с текстом. Слайд 9.

Групповая работа: разделить класс на 3 варианта.

1 вариант ищет слова и словосочетания, описывающие чувства героя на балу, в первой части рассказа и после него, во второй части.

2 вариант ищет характерные эпитеты в 1 и 2 частях.

3 вариант ищет детали (вещи персонажей, характерные атрибуты) там и там.

4 вариант ищет звуки. Это будет не только звуки музыки, но и может звуки голосов, интонация, возгласы.

Слайд 10. (показано, как заполнять таблицу)

На это задание вам дается 4 минуты.

Проверка задания: устные ответы с места.

Слайд 11.

Теперь сравните данные двух таблиц, которые мы составили. Что вы видите?

Ответ: они совпадают / почти совпадают / по сути своей одинаковые. Каждая из таблиц основана на противопоставлении, контрасте, антитезе.

С помощью чего Толстой создает свой прием антитезы (контраста)? (Что в рассказе передает настроение героя, выражает авторскую точку зрения, противопоставляется?)

Ответ: музыка, цвет; какие-то значимые детали.

Доп.вопросы по схожим деталям:

Определите роль белого цвета в обеих частях рассказа.

Ответ: в первой части это цвет радости, а вот во второй он скорее оттеняет ужас происходящего, контрастирует с ним, контрастно подчеркивает красный и черный цвета.

Здесь есть деталь, которая присутствует в обоих частях рассказа.

Ответ: замшевая перчатка полковника.

Какова ее роль в рассказе?

Ответ: эта деталь связывает между собой две части. В первой части полковник надевает замшевую перчатку перед танцем с дочерью и говорит: «Надо все по закону». Во второй части рукой в это же перчатке бьет по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Таким образом, фраза, сказанная на балу, приобретает зловещий смысл.

Также мы с вами поставили в начале урока проблемный вопрос: может ли случай изменить жизнь человека? Как отвечает на него писатель?

Ответ: Толстой думает, что случай может изменить жизнь человека. Об этом прямо говорит его герой. Доказывает это и кольцевая композиция рассказа.

Есть ли еще что-то в композиции, доказывающее это?

Ответ: название рассказа. После бала – это не только события с избиением татарина, но и вообще вся жизнь героя, полностью изменившаяся после этого случая.

Итак, в завершение нашего урока снова обратимся к таблице, сделаем вывод, опираясь на следующие вопросы:

Сравните, пожалуйста, 2 столбца: на балу и после бала. Представляют ли они контраст? Противопоставляются ли друг другу? Какой вывод о композиции рассказа мы можем сделать?

Вывод (делает ученик, затем учитель повторяет) Слайд 12 : два эпизода в рассказе противопоставлены друг другу с помощью приема антитезы и это отражается сразу на нескольких уровнях произведения. Толстой для достижения нужного эффекта не только констатирует полярные чувства своего героя, не только использует изобразительные средства, но и использует детали, цвет, музыкальные мотивы в произведении.

Д/з: Слайд 13 . Задание также комментируется и поясняется учителем.

Приложение.

Образец раздаточного материала – шаблона таблицы.

Список литературы:

    Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1985. Т. 14. С. 7-16.

    Шпилевая Г.А. «Язык бала» и «музыка жизни» в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 2 (28). С. 142-150.

    Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд. – М.: 2010. – 384 с.

    Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф., Беленького Г.И. М.: 2012. - 508 с.

    Поурочные разработки по литературе. 8 кл.: методические рекомендации / И. В. Золотарева, Т. А. Крысова. - М. : ВАКО, 2003. - 335 с.

  1. . Методическая разработка урока литературы в 8-м классе «Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала"» [Электронный ресурс] / Л.А. Мальцева. – Режим доступа:

  2. Фокина Т.Н. Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Гуманизм в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"» [Электронный ресурс] / Т.Н.Фокина. – Режим доступа: , свободный. – Проверено: 06.03.15.

  3. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: свободная универсальная интернет-энциклопедия. – Электрон. данные. – Режим доступа: , свободный. – Проверено: 15.05.12.

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала - яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

    Петр Владиславович (Полковник Б.) – отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича. Он «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». П.В. красив, статен, высок. У него румяное лицо, белые усы и бакенбарды, «ласковая радостная улыбка…в...

    Антитеза - это сопоставление противоположных образов; а в более широком смысле - любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. На таком художественном приеме построены пословицы, широко...

    Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» - это рассказ в рассказе по своей композиции. Рассказчик Иван Васильевич повествует в 40-е годы 19 века о том, что с ним произошло в 30-е годы, когда он был ещё молодым человеком. Он любил Вареньку. Кульминации...

    Читая рассказ Л. Н. Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Повествование строится вокруг эпизода из жизни главного героя - Ивана Васильевича. Мы узнаем,...

    Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом "После...

Цели урока:

Ближе познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «После бала»;

Выявить особенности композиции рассказа;

Анализируя произведение, понять его основную идею;

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, тексты, сообщения учащихся

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу с рассказом Л.Н. Толстого «После бала». Тема урока:

«Особенности композиции и её роль в раскрытии идейно — художественного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала». На этом уроке мы должны выявить особенности композиции рассказа, понять его основную идею. Как мы будем исследовать композицию рассказа? На что должны будем обратить внимание? Нам подсказкой послужит тема нашего урока.

2. Вступительное слово учителя.

Перед вами, ребята, портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1887 году. Представьте себе поздний вечер… комната погружена в полумрак… Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Свечи ярко освещают лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности. На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, одно из которых — рассказ «После бала», написанный в 1903 году.

3.Сообщение ученика. История создания рассказа «После бала»

Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейшн была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и её и отца. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу… танцую с ней; её красавец – отец ласково берет её и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал его друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.

С рассказом вы уже познакомились. Первый вариант названия был «А вы говорите».

А почему, на ваш взгляд, Толстой изменил название рассказа?

(уже хотел подтолкнуть читателя к поиску идеи)

Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку.

4. Сообщение ученика.

Экзекуция — так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая первого. Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. «Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки! Палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище»,- вспоминает старый 95-летний солдат, герой статьи Толстого «Николай Палкин». В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого, был казнен солдат, ударивший офицера, издевавшегося над ним. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление. «Случай этот», — писал впоследствии Толстой, — имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни». Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о реформировании армии, где выступал против варварского наказания — «прогнания сквозь строй».

5. Беседа по тексту.

Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему? О чем вы задумались, читая это произведение?

Создавая художественное произведение, писатель продумывает его композицию. Давайте вспомним, что называется композицией художественного произведения? (Композиция — построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий).

В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа:

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение.

Выявить особенности композиции рассказа – это одна из целей нашего урока.

Запишем в тетради — «Особенности композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала» и приступим к работе.

От чьего лица ведется повествование? Почему?

Зачитаем начало рассказа. Скажите, кто является рассказчиком?

Кто они? (один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, по- видимому, это молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич; другой — сам Иван Васильевич).

Перед нами по существу своеобразный «Рассказ в рассказе» . Это одна из особенностей композиции рассказа.

О чем беседуют люди, окружающие Ивана Васильевича, каков предмет их разговора?

«Вечные» нравственные проблемы добра и зла, совести и ответственности, справедливости и человеческого счастья разрешаются Л.Н.Толстым во многих его сочинениях, разных по тематике и жанру. Позже вы познакомитесь с другими его произведениями: «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина» и другими. Почему эти проблемы называются «вечными»?

6. Творческое задание.

1. А сейчас я бы хотела дать задание для двух небольших групп. Пока мы анализируем эпизоды, я предлагаю сравнить два варианта концовки рассказа и ответить на вопрос: почему, на ваш взгляд, Толстой изменил концовку рассказа? Подготовить пересказ от третьего лица фрагмент сцены наказания

7. Анализ эпизодов.

Обратимся к тексту, сопоставим две сцены: «бал» и «после бала». В ходе анализа мы будем выписывать ключевые слова, поэтому разделите тетрадь на две части: «Бал» и «После бала»

С чего начинается сцена бала? (Описание хозяев бала)

Прочитайте, выделите ключевые слова. Если мы говорим об описании, то какой частью речи должны быть ключевые слова? Какие слова вам непонятны?

А теперь найдите и прочитайте описание людей в сцене «После бала». Какое слово повторяет рассказчик и для чего?

Прочитайте описание зала. Выпишите ключевые слова в тетрадь. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? Какова их роль в произведении?

Где происходит действие в сцене «После бала»? Прочитайте описание улицы. Назовите ключевые слова.

Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой, расставшись с Варенькой? Какие слова наиболее емко характеризуют психологическое состояние героя во время счастливого бала?

Какие чувства овладели героем после увиденного жестокого наказания татарина? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

Примерная запись, сделанная в ходе анализа.

Бал После бала
Хозяева: добродушные, хлебосольные Солдаты: черные
Зала: прекрасная, бал чудесный. Улица: пустынный переулок
Варенька: белое платье, милые глаза, разрумянившееся лицо, плавные движения Наказываемый: оголенный по пояс, спина — что-то мокрое, красное, неестественное, двигаясь всем телом, то опрокидываясь назад, то падая вперед.
Полковник: красивый, статный, высокий, свежий, с блестящими глазами, радостной улыбкой. Полковник: в военной шинели, твердая, подрагивающая походка
Иван Васильевич: доволен, счастлив, добр, нежное чувство Иван Васильевич: физическая, доходившая до тошноты тоска, ужас от зрелища, досада
В душе у меня все время пело, и слышался мотив мазурки Другая, жесткая, нехорошая музыка. Повторяли неприятную, визгливую мелодию.

Какие выводы можно сделать на основании наших наблюдений? (Сцены противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий — это основа композиции рассказа. С какой целью Толстой использует в рассказе контрастное изображение?

Итак, мы выявили композиционные особенности рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Как вы думаете, ребята, почему полковник, как будто любящий и внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком, лицемером? Попробуем поработать следующим образом: первый ряд защищает полковника, второй – осуждает его. Третий — делает выводы.

Толстой яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.

Спасибо. А теперь послушаем подготовленные группы.

Сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа и ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Ответ: в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, царящую в мире? Согласны ли вы, ребята, с таким мнением?

О чем заставил задуматься Ивана Васильевича случай с солдатом?

О чем он старался узнать?

Какую роль играет, на ваш взгляд, среда в жизни человека?

(На вопрос, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека, мы прямого ответа не получили. Но мы можем сделать очень важный вывод: человек не может и не должен быть равнодушным к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни).

Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной к злу, совершенному её отцом?

Какова же идея произведения?

Какую роль в постижении идеи произведения играет композиция этого рассказа?

Писатель своим произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ставил, как мы увидели, глубокие гуманистические проблемы: Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой в 1900-е годы вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности. И положил его в основу рассказа. У него не было желания восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Замысел этот воплощается в композиции и идее рассказа.

8. Подведение итогов урока.

Каково значение рассказа? Выставление и комментирование оценок.

9. Домашнее задание: ответить на вопрос:

« В чем хотел убедить нас, читателей, Л.Н.Толстой?»

No related posts.

♦ Рубрика: .

Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Усвоение новых понятий: антитеза;

1.2. Применение опорных понятий: рассказ, жанр, композиция, виды композиции;

1.3. Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы /вопрос-понятие, вопрос-суждение/, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;

1.4. Развитие специальных умений: находить в содержании произведения композиционные особенности.

II. Воспитательная цель:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.

-Иван Васильевич страдал от разрывавших его противоречий между тем, что он чувствовал на балу и невозможностью остаться прежним от увиденного после бала (на плацу).

Выбор между добром и злом!

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.
Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала – яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.
Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.