Как нарисовать дерево без листьев карандашом. Поэтапное рисование деревьев с детьми. Как рисуют дуб


Растения – одни из самых интереснейших созданий на нашей планете, их можно изучать бесконечно и каждый раз обнаруживать потрясающие и занимательные подробности. Вот взять обычную веточку – казалось бы, чего в ней необычного? Но суть в том, что вы видите обычную ветку с листиками, покачивающимися на ветру, а на деле в этот момент там происходит немало сложных процессов, связанных с переработкой и аккумулированием солнечной энергии, испарением влаги и так далее.

В этом уроке я хотела бы подробно рассказать вам, как нарисовать веточку карандашом поэтапно. Мы уже пробовали , и , а вот вопроса о том, как рисовать именно ветки, не касались.

На самом деле я не большая любительница рисования природы – мне больше нравится , но природа очень часто становится объектом модульных картин , которые выглядят просто потрясающе – с рисунком человека такого трюка не выйдет. Поэтому делаем вывод – любой начинающий и опытный художник должен уметь рисовать природу, поэтому давайте учиться вместе.

Итак, приступаем к рисованию веточки. Нам потребуется бумага, карандаш и ластик, также можно в этот набор добавить краски, фломастеры, цветные карандаши и мелки, но они понадобятся лишь на завершающем этапе. Я пользуюсь графическим планшетом и редактором на компьютере, и вы тоже можете попробовать – например, нарисовать веточку в SAI мышкой.

Первым делом создаем вот такой легкий набросок, который определит направление ветки, ее размеры и количество ответвлений. Делайте легкие карандашные линии, чтобы их потом можно было стереть.

Теперь добавляем веткам формы и объема, делая их толще. Немногие деревья могут похвастать идеально гладкими веточками, поэтому поверхность не должна быть супер ровной.

Добавляем листики и на другую часть веточки.

Можно добавить цветочки, если вы рисуете цветущее дерево, например, сакуру или яблоню. А у нас получилось вот так.

Вопросом о том как нарисовать дерево, например, такое широко распространенное как дуб, задается практически каждый начинающий пейзажист. Ведь красоту окружающей природы просто невозможно отобразить, не умея правильно рисовать деревья.
Такое дерево как дуб любили изображать на своих картинах очень многие великие живописцы, например, такие как Шишкин. Возможно, причиной популярности этих растений стал их внушительный и мощный внешний вид. Крона у дубов широкая, ветви – длинные и толстые, а ствол с каждым годом становится все объемнее. Благодаря всему этому, данное дерево карандашом поэтапно нарисованное всегда смотрится чрезвычайно эффектно.
Для того чтобы изобразить дуб вам понадобятся следующие предметы:
1). Механический карандаш (либо самый обычный карандаш, но остро заточенный);
2). Гелевая ручка, имеющая черный оттенок;
3). Набор цветных карандашей;
4). Стирательная резинка;
5). Лист бумаги.


Теперь можно переходить к изучению того как нарисовать дерево карандашом поэтапно. Этот процесс можно разбить на отдельные шаги:
1. Начертите горизонтальную линию, обозначив таким образом место произрастания дерева. Затем нарисуйте начало ствола и корни дуба;
2. Легкими линиями изобразите очертания кроны дерева. После этого нарисуйте мощные и довольно-таки длинные ветви. Старайтесь, чтобы ветки не получались абсолютно прямыми. Для того чтобы дерево в итоге смотрелось реалистично, изобразите их изогнутыми в некоторых местах, а также порой перекрывающими друг друга;
3. Под деревом короткими штрихами изобразите траву. Потом прорисуйте отдельные тонкие веточки;
4. Наметьте расположение листвы. Помните, что крона дерева должна иметь неправильную форму, иначе она не будет смотреться естественно;
5. Поняв, как нарисовать дерево карандашом, вы сможете перейти к раскрашиванию готового изображения. Для этого надо сначала обвести карандашный набросок ручкой, а затем стереть его, воспользовавшись для этого ластиком;
6. Карандашами коричневых тонов начните заштриховывать ствол дуба;
7. Продолжите раскрашивать ствол дерева, а также его ветки;
8. Закончите закрашивать как ветки, так и ствол дерева, используя для этого карандаши той же цветовой гаммы, что и в самом начале работы;
9. Для того чтобы нарисовать траву, воспользуйтесь карандашами темно-зеленого и светло-зеленого оттенков;
10. Начните раскрашивать крону дуба. Наиболее затемненные участки заштрихуйте карандашом оливкового тона. Для хорошо освещенных участков выберите светло-зеленый карандаш, а в качестве промежуточного оттенка используйте карандаш насыщенно-зеленого цвета;
11. Закончите раскрашивать листву, пользуясь для этого карандашами той же зеленой гаммы;
12. Поняв, как нарисовать дерево поэтапно, надо придать картинке законченный вид. Для этого нужно дорисовать траву, чтобы она соответствовала размаху кроны. После этого надо заштриховать небо светло-голубым карандашом.
Рисунок роскошного дуба готов! Теперь, зная, как нарисовать дерево, вы можете создать очень интересный пейзаж. Например, рядом с деревом можно изобразить маленький домик или же мирно пасущуюся лошадь. Готовый рисунок дерева вы можете раскрасить не только карандашами, но и фломастерами либо красками.

В природе существует большое разнообразие деревьев, также как и большое разнообразие животных или птиц. Всё это огромное множество классифицируется по разным признакам. Но для художника важны особенности внешнего вида дерева. И чтобы научиться его рисовать нужно наблюдать за формой ствола, формой веток, листьев, формой всей кроны дерева. Ведь, у каждой породы свои характерные особенности. Поэтому обсудим эти особенности у 6 видов деревьев — клёна, берёзы, сосны, ели, ивы и дуба (но в начале рекомендую прочитать ).

Клён.

  • Ствол клена может изгибаться и разветвляться, от этого он приобретает извилистую форму.
  • Кора тёмного цвета, в целом похожа на кору большинства деревьев.
  • Верхушка кроны этого дерева округлая, но может иметь и неправильную форму.
  • Кленовый лист, как известно, имеет остроконечную форму, похожую на звезду. Большие массы кленовых листьев создают «колючую» фактуру поверхности кроны.
  • Заштриховывая крону, можно пользоваться и продольными штрихами, но чтобы показать характер кленовой листвы, лучше добавлять в рисунок «корявый» или «колючий» фактурный штрих, похожий на листья клёна (о фактуре штриховки я писал ). Этим же принципом следует руководствоваться и в живописи, прописывая холст такими мазками, которые создавали бы иллюзию листвы. Учитывая, что листья и ветки объединяются в отдельные группы, фактура штриховки и живописного мазка должна быть разнообразной.

Берёза

  • Берёза бывает разных разновидностей. В средней полосе ствол берёз, как правило, прямой и «стройный». В других местностях берёзовый ствол может образовывать «рогатку», раздваиваясь у корня.
  • Крона берёзы часто имеет вытянутую форму, устремлённую вверх. Однако, встречаются берёзы и с раскидистой, приземистой кроной.
  • Берёзовая кора белая на поверхности. Но она имеет тёмные «штрихи», которые являются по-сути трещинами, сквозь которые виден тёмный внутренний слой. Чем ближе к земле, тем чаще эти «штрихи» появляются на коре. «Чёрные черточки» имеются на стволе у основания ветвей, т. е. в тех местах ствола, откуда растут ветви. Они могут иметь треугольную и прямолинейную форму.
  • Малые ветки берёз настолько тонкие и гибкие, что свисают, устремляясь вниз. Листочки, растущие на этих ветках образуют вертикально направленные ряды. Склоняющиеся к земле ветви изгибаются, придавая внешнему виду берёз особый трепет и лёгкость.
  • В рисунке карандашом или живописи изящный характер берёзок можно передать продольной вертикальной штриховкой или соответствующими мазками краски. Движения карандаша или движения кисти могут повторять описанное выше движение ветвей.

Сосна

  • Ствол сосны прямой. Однако, бывают сосны с изгибающимся вверху стволом, имеющими «коренастый» характер. Часто встречаются корабельные сосны у которых крона расположена наверху дерева, а ствол прямой и высокий.
  • Кора этого дерева имеет рыжий цвет, который, по мере приближения к земле, становится значительно темнее, превращаясь в серо-коричневый. В середине ствола сосновая кора напоминает шелушащуюся, чешуйчатую структуру. Ближе к земле она огрубевает и образует плотный растрескивающийся слой.
  • Крона молодых сосен имеет треугольную, конусообразную форму. Но крона зрелых деревьев уже будет более округлой.
  • Ветви многолетних старых сосен могут быть извилистыми и корявыми. Как правило, сосновые ветки не сильно устремлены вверх. В большей степени они направлены в стороны от ствола.
  • Сосновые иголки длиннее еловых. Поэтому они создают ощущение пушистой кроны, которую нужно отобразить графическими средствами, либо живописными приёмами, если это не рисунок, а живопись. Необходимо использовать фактурный штрих или соответствующие мазки в живописи. Каждая ветвь имеет свет и тень, поэтому художнику нужно подумать как нарисовать объём отдельных ветвей в общей массе кроны.

  • Ель и сосна — имеют много общего, однако это разные деревья, со своими особенностями. Например, если ствол ели такой же прямой, как и у сосны, то характер ветвей будет уже отличаться от характера сосновых веток. Ветви ели слегка изогнуты вверх. В нижних ярусах старые ветви опущены вниз и напоминают «лапы».
  • Еловые иголки короче сосновых, поэтому общая фактура кроны этого дерева будет отличаться от сосновой.
  • Крона ели по форме напоминает треугольник или конус и состоит из ярусов.
  • Когда художник пишет пейзаж, он пишет деревья объёмными. Для этого нужно проследить как освещается всё дерево целиком и как освещены отдельные ветви или ярусы веток. Например, уходя внутрь кроны, еловая «лапа» погружается в тень. Снаружи она может оставаться светлой, так как на неё попадает больше дневного света.
  • Цвет еловой хвои темный и насыщенный. Поэтому как отдельные ели, так и массив елового леса в целом, будут отличаться по цвету от других видов деревьев.

  • Деревья ивы могут выглядеть по-разному, в зависимости от разновидности. Например, у плакучей ивы ветви более гибкие и пластичные, чем у обычной ивы. Из-за этого её ветви свисают, устремляясь к земле.
  • Для ивы характерно постоянное разветвление ствола, а также крупных ветвей.
  • Листья ивы узкие и продолговатые. Это сильно влияет на внешний вид дерева. Поэтому данную особенность нужно уметь отразить посредством штриховки или манеры письма в живописи.
  • Цвет ивовой листвы непростой. С одной стороны листа — цвет зелёный. А с другой — светлый, серо-зелёный. Поэтому общий колорит дерева отличается серо-голубыми оттенками.

  • Ствол дуба — мощный. У старых деревьев в основании он может достигать большого диаметра. Но в засушливых районах дубы могут быть менее коренастыми, похожими на стройные молодые дубки.
  • Ветки и ствол дуба извилистые и корявые.
  • Форма листьев — волнистая. Поэтому общий вид листвы в целом будет «коряво-кудрявым».
  • Кора — грубая и плотная.
  • Цвет листвы темно-зелёный, насыщенный.

Здесь я рассмотрел особенности внешнего вида всего лишь шести разновидностей деревьев. В природе же существует огромное множество и деревьев и других растений. Как же научиться рисовать если не всех их, то хотя бы пару десятков разновидностей? Для этого нужно развивать наблюдательность. Если у художника «поставлен глаз» и хорошая наблюдательность, то не важно, что он будет рисовать. Главное понимать натуру и подмечать ключевые моменты. А на какие моменты нужно обратить внимание, как раз и обсуждается в учебном материале. Для тех, кто хочет хорошо научиться рисовать пейзажи с деревьями, также, будет полезно изучить схемы и методику под названием (о ней я упоминал в начале этой статьи).

В этом уроке Вы узнаете как рисовать деревья карандашом. Вопрос может показаться банально простым, но на самом деле это тяжело, ведь мы пытаемся сделать его как можно реалистичнее. Дерево не имеет каких-либо чётких очертаний, а множество веток и листьев делают работу долгой и затруднительной. Мы попытаемся при помощи света и теней сделать визуальный эффект реалистичного дерева.

Как нарисовать деревья карандашом поэтапно

Шаг 1. Итак, я покажу Вам, как нарисовать дуб. И первым, что Вам предстоит сделать, это очертить линию земли, изобразить ствол (обычно у дуба он толстый, неровный, а ветки начинают расти низко) и несколько крупных веток, от которых Вы можете дорисовать еще парочку маленьких веточек. Шаг 2. Затем Вашему дереву необходимо нарисовать листву и крону. Это важный мoмeнт, так как фopма кроны опpeделяет впечатление от всего деpeва. В данном pиcyнке я изобразил ее pacширенной в обе стopoны, но а Вы, кoнeчно, можете иллюстрировать ее как Вам yгoднo. Что касается листьев, то вы можете сделать их размазанными или наоборот отрисовать каждый листок, это зависит от того, какого эффекта вам хочется добиться. Шаг 3. Далee пpидадим нашей листве гycтоты, что сделает Ваше дepeво объемнee, что пpидаст eму легкocти и живocти. Здесь нyжно yчecть, что нижняя часть кpoны всегда немнoгo тeмнee, чем вepxняя, котopая вступает в непосредственный кoнтaкт c coлнечными лyчaми. Шаг 4. После этого выдeлим контypы ствола дepeва и исходящих от нeгo вeтoк, закpaсив их каpaндашом, а также нaвeдем густоту лиcтьeв около вeтвeй. Шаг 5. И сделаем пocледний штpих нашему pиcyнку – дopисуем окончательный контyp кpoны и изобpaзим тень под дepeвом. Надеюсь, теперь у Вас есть представление о том, как рисовать деревья карандашом. Если у Вас есть идеи, как еще можно рисовать дерево пишите об этом в комментариях или . А тем временем я сделал специально для Вас еще несколько уроков рисования на тему пейзажей. Вот попробуйте нарисовать.

Чтобы научиться рисовать деревья нужно понять несколько принципов, которые помогут увидеть закономерности в строении деревьев. Приведённые ниже схемы и рисунки позволяют увидеть всё это наглядно. А дальше нужно наблюдать за природой и регулярно делать зарисовки. Только постоянно практикуясь в рисовании можно овладеть необходимыми навыками. Итак, какие принципы нужно понять, чтобы научиться рисовать деревья?

1. Цилиндрическая форма ствола и веток дерева.

В основе ствола дерева лежит цилиндрическая форма. Поэтому когда художник рисует кору, за фактурой коры, нужно видеть объём ствола. Это значит, что он будет освещен неравномерно. Т. е. с одной стороны — свет, а с другой — тень. Свет может находиться и посередине «цилиндра», а по его бокам, соответственно — тень. Тоже самое применимо и к веткам. Но из-за их маленькой толщины светотень будет мало заметна. Поэтому художники применяют такой приём: ветку пишут одним цветом, а ее край подчеркивают темной краской. Подчеркивание создаёт впечатление тени и ветки кажутся объёмными.

2. Структура коры дерева чаще всего представляет собой трещины.

Структура коры у большинства деревьев представляет собой трещины поверхностного слоя ствола. Растрескиваясь и огрубевая, этот слой с годами становится толще и грубее. Каждый отдельный «бугорок» коры имеет освещённую и теневую стороны. Но глядя на дерево мы не видим таких подробностей, а воспринимаем образ в целом. Поэтому художник не срисовывает каждую «коринку», а передает фактуру штрихом похожим на кору. Например, можно использовать «корявый» штрих, с разной толщиной линии. При этом область коры, находящаяся в тени, будет темнее.

3. Форма ствола и веток. Направление ветвей.

У каждой породы дерева есть свои особенности. Например, характер изгибов ствола и ветвей. У дуба ветви более извилистые и корявые. У сосны ствол в основном прямой. У ивы ствол может разветвляться на несколько стволов, образуя «рогатку». Такой же характер и у множества крупных ветвей ивы. Поэтому, рисуя дерево, нужно быть наблюдательным и видеть различные особенности строения.

Кроме этого, есть ещё один аспект о котором многие люди забывают. Часто начинающие художники рисуют ветки слева и справа от ствола, забывая о том, что ветви ещё растут вперёд и назад, окружая ствол со всех сторон. Если ветка растет вперёд, то она будет загораживать ствол и другие ветви. Таким образом в рисунке дерева образуются планы: первый, второй, третий… Ветви первого плана будут закрывать ветви второго плана и т. д.

4. Фрактальный принцип иерархии веток дерева.

Фрактал — это повторяющееся самоподобие. Если внимательно понаблюдать за деревьями, то можно увидеть, как похожи друг на друга мелкие и крупные ветви, а также ствол. Действительно, крона дерева состоит из иерархии ветвей: очень мелкие, малые, средние, крупные, очень крупные и сам ствол дерева. В их основе лежит одна и та же форма. Словно взяли одну ветку и сделали с неё множество копий все большего и большего размера. Зная этот принцип, рисовать дерево будет значительно проще.

5. Ствол дерева виден не везде: он — то появляется, то прячется в листве.

Ствол дерева, его разветвления и крупные ветви будут проходить между масс мелких веток и листьев. Ствол может то появляться между ними, то уходить вглубь, где его уже не видно. Из-за этого на него будут падать тени от групп веток и листьев. Поэтому, передавая светотень на цилиндрической поверхности ствола, нужно ещё посмотреть — нет ли на нём падающих теней от его листвы. В солнечный день бывает так, что ствол дерева испещрён «пятнами» падающих теней.

6. Светотень на всей кроне дерева в целом.

Вся масса ветвей и листьев дерева без нижней части ствола называется кроной. Она имеет объём. То есть на всей этой массе в целом есть свет, полутень, тень и рефлекс. Например, часто солнечный свет падает на крону сверху. Это значит, что верхушка дерева будет светлее, чем его нижняя часть. Однако, крона дерева состоит из скоплений листвы, между которыми есть промежутки, сквозь которые видны небо или теневая внутренняя часть кроны. Сами эти скопления или группы веток, также освещаются солнечным светом по-разному. А значит крона дерева не будет изображаться в рисунке сплошным силуэтом. Поэтому мы приходим к изучению следующего важного принципа.

7. Листва и ветви деревьев объединяются в группы.

Огромное множество листочков дерева, а также ветки на которых они растут объединяются в группы, образуя скопления. Крона дерева это не сплошная масса листвы. Крона состоит из множества групп веток и листьев. Причем эти группы также различаются по размеру и форме. Они не одинаковые. Каждая группа освещена дневным светом, а значит каждая отдельная масса листвы имеет свой свет, свою тень, свои рефлексы и полутени. Т. е. как в рисунке гипсового шара студенты передают светотень, так и в рисунке дерева, в каждой отдельной массе или группе веток и листьев нужно передать светотень. Однако, вместе с этим нужно помнить, что светотень отдельных групп будет подчинена общей светотени всей кроны (о чем я писал в предыдущем подзаголовке). Но как это воплотить в рисунке? Например, солнце светит сверху. Самая светлая точка на дереве будет на его верхушке. Самая тёмная точка — снизу. Но крона состоит из вышеупомянутых групп веток. Значит на каждой группе есть своя светотень. Предположим, на верхушке дерева расположена одна группа, а в нижней части дерева — другая. Так вот, свет на верхней группе будет светлее, чем свет на нижней группе. Также и тень на верхней группе будет светлее, чем тень на нижней группе (на рисунке они под номером №1 и №2). Получается, что частное подчиняется общему. Светотень отдельных групп веток подчиняется общей светотени всей кроны дерева. Но в данном правиле есть исключения. Если группа листьев из нижней теневой части дерева будет выступать больше и на неё будет падать больше света, то она может быть такой же светлой как и та, что на самом верху (из нашего примера).

8. Имитация листвы посредством штриховки.

В предыдущих схематичных рисунках деревья выглядят «мультяшно» и упрощённо. В настоящем рисунке дерево нужно изображать реалистично. Для этого нужно обратить внимание на технику исполнения. Штриховка может быть самой разной в зависимости от изображаемой поверхности (о видах штриховки я писал ). Она должна передавать «материальность» изображаемого предмета. В нашем случае — это листва дерева. И художнику не нужно рисовать тысячи отдельных листочков на дереве. Нужно просто заштриховать так, чтобы получилось впечатление листвы. Но как нужно штриховать дерево, чтобы получилось реалистично и живо?

Секрет заключается в том, что штрих может создавать иллюзию листвы. Т. е. характер линий будет подобен характеру листьев. На приведённом рисунке Вы можете увидеть три вида штриховки, соответствующих трём видам листьев — листьям клёна, листьям дуба, листьям ивы. В одном случае линия «колючая», в другом «корявая», в третьем — штрихи более продолговатые. Но это лишь примеры. Вы можете придумать свой вид штриха. Здесь нужно подключать фантазию и не мыслить шаблонно. Для коры дерева следует придумать другой штрих, для травы третий и т. д. В этом отношении только могу дать такой совет: рисунок эффектно смотрится, когда толщина линии меняется. Т. е. работать нужно тупым и острым кончиком грифеля карандаша. Поэтому придумывая свою штриховку, можно учитывать этот момент.

9. Просветы в массе листвы.

Крона дерева не монолитная и, как я писал выше, состоит из веток и листьев, объединённых в группы. Следовательно между этими группами будут образовываться промежутки, через которые может просвечиваться небо или внутренняя, теневая часть дерева.

Казалось бы всё просто. Но, как раз, здесь, у начинающих художников и возникает проблема в рисовании деревьев. Дело в том, что эти просветы начинающие изображают не между массами листвы, а между отдельными листочками, и рисуют они их одинаковыми в размерах. В результате получается живопись, в которой зритель видит дерево, силуэт которого выглядит «мультяшно» и неестественно. В природе промежутки в листве располагаются на разном расстоянии друг от друга. Сами просветы, также везде различны по размеру. Но такая закономерность обусловлена не только природой, но и законами композиции. В изобразительном искусстве есть понятие ритма. Также, как и в музыке, кстати. Если художник располагает объекты на одинаковом расстоянии друг от друга, то изображаемый вид выглядит скучно и не естественно. Если же художник меняет расположение, размеры, тон или цвет, то живопись становится динамичной и естественной. Таким образом, в живописи создаётся ритм.

Представим, что мы пишем темно-зеленый силуэт дерева на фоне неба. Этот силуэт испещрён «точками», представляющими собой просветы в дереве, через которые виднеется небо. Так вот, эти точки нужно делать разными по размеру и на разном расстоянии друг от друга. Крупные, мелкие, средние… Между малыми группами веток, между крупными скоплениями листвы, между отдельными листочками дерева и т. д.

Поэтому крона дерева будет выглядеть не как сплошная масса листвы, а как рыхлая структура пронизанная ветками и имеющая просветы между скоплениями листвы.

10. Не шаблонный подход.

Для того чтобы понять, как применить вышеупомянутую теорию на практике, привожу два своих рисунка деревьев. В первом изображён клен, а во втором — дуб. Попробуйте проследить в этих рисунках девять принципов изложенных выше. Сразу оговорюсь, что есть разные виды рисунка: линейные, тоновые, быстрые зарисовки и многочасовые подробные рисунки. Данные рисунки клёна и дуба являются быстрыми зарисовками. А в таких набросках художники не всё прорисовывают. Поэтому где-то Вы можете обнаружить некоторые отступления от того, что прочли выше. Здесь как раз видно, что я не пользовался шаблонным подходом, а руководствовался именно принципами, размышляя как их лучше всего применить. Поэтому в заключении добавлю, что художник должен добавлять к теоретическим знаниям творчество, фантазию и интуицию. Тогда рисунок будет более выразительным и лишённым однообразия шаблонного подхода.