Опера с.рахманинова "алеко". история создания, интересные факты, исполнители. Цыганы Кто изменил пушкинскому алеко

В 1892 году студенты-композиторы, заканчивающие Московскую консерваторию, получили нелегкое задание – написать в качестве дипломной работы оперу. Был среди них и девятнадцатилетний , за год до этого уже окончивший консерваторию как пианист. Либретто написал , а в качестве литературной основы была выбрана поэма Пушкина «Цыганы». Безусловно, сочинять по заданию привычно для студента-композитора, а опера – достойное завершение учебы, но слишком уж мало времени было предоставлено выпускникам: даже у опытных авторов на сочинение оперы иной раз уходит больше года, а в данном случае молодые композиторы должны были создать оперу – пусть даже одноактную – всего за месяц. Задача усложнялась тем, что либретто было предоставлено в готовом виде, и корректировать его не позволялось.

Рахманинов не просто уложился в предоставленное время – он выполнил задание даже раньше срока, всего за семнадцать дней, успев написать за это время не только клавир, но и партитуру. Но не только скоростью работы поразил выпускник своих строгих наставников – опера была поистине великолепна: автор получил высшую оценку, удостоился золотой медали, а имя его было занесено на мраморную доску отличия.

При переработке в оперное либретто поэма Пушкина подверглась сокращениям – лишь вскользь упоминается о бегстве героя от городской жизни, от «оков просвещенья», внимание сосредоточено на любовном конфликте, на «роковых страстях» Алеко. Его драма играет главенствующую роль в опере, и квинтэссенцией образа становится лейтмотив главного героя, проходящий красной нитью через все произведение – ритмически острый, гармонически неустойчивый, возбужденно-речитативный по складу. Впервые он возникает в оркестровом вступлении к опере, впоследствии на нем строятся и речитативные, и многие ариозные фрагменты, которые характеризуют Алеко. Лишь в среднем разделе каватины («Весь табор спит») – самой развернутой и вдохновенной части партии Алеко – возникает мелодия иного склада: широкая, по-рахманиновски «бесконечная», устремленная вверх (оказывается, охваченный страстями герой способен и на чувство по-настоящему возвышенное).

Земфира, противопоставляемая мрачному, мятущемуся Алеко, тоже наделена лейтмотивом – энергичная, угловатая мелодия песни, которую напевает она в первой картине («Старый муж, грозный муж…») передает решительность и независимость характера цыганки. Эта мелодия звучит то мягко и нежно – перед средним разделом каватины Алеко (герой вспоминает о своем счастье с Земфирой), то тоскливо – в сцене смерти героини.

Противостоит Алеко и другой персонаж – Старый цыган. Его ариозно-повествовательный рассказ контрастирует возбужденным репликам заглавного героя – так же, как противопоставляются друг другу жизненные позиции этих людей. Скорбная, возвышенная мелодия рассказа Старого цыгана возвращается в финале оперы – как приговор Алеко.

Любовная драма разворачивается на фоне цыганского быта. «Групповой портрет» цыган создает хор и танцевальные номера. Основные средства создания цыганского колорита – гармонический лад, хроматика, словом, все то, что чаще всего используется как «восточный элемент». В пляске мужчин использована подлинная цыганская мелодия. С безмятежным хором цыган («Как вольность весел наш ночлег») интонационно связан романс молодого цыгана («Взгляни, под отдаленным сводом») – энергичная мелодия в ритме вальса, проникнутая ощущением радости жизни.

Оперу «Алеко» – первое произведение Рахманинова в оперном жанре – высоко оценили не только консерваторские наставники. Первое исполнение, которое состоялось 9 мая 1893 года в Москве в Большом театре, имело большой успех. Одним из самых восторженных зрителей был – впрочем, он обратил внимание на творение молодого композитора еще в период репетиций. Опера настолько понравилась ему, что он предложил Рахманинову исполнять ее в один вечер со своей одноактной оперой – «Иолантой». С. В. Рахманинов был настолько поражен оказанной ему честью, что на несколько минут лишился дара речи.

Более чем через год после московской премьеры оперы «Алеко» – в октябре 1893 года – состоялась киевская премьера, столь же успешная. На двух спектаклях дирижировал сам Сергей Васильевич Рахманинов.

В дальнейшем опера «Алеко» ставилась не особенно часто, но каждой постановке неизменно сопутствовал успех. В год 100-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина в заглавной роли выступил . Усматривая сходство между героем и поэтом, певец посредством грима придал своему облику сходство с самим Пушкиным. Впоследствии – в год 100-летия со дня смерти Пушкина – Шаляпин предложил Рахманинову написать пролог к опере, в котором раскрывалась бы предыстория событий – жизнь Алеко до прихода в табор. Но композитор отказался: к тому времени сюжет оперы был для него уже пройденным этапом.

Музыкальные сезоны

Опера «Алеко» — одноактная лирическая психологическая драма. Композитор - Сергей Васильевич Рахманинов , автор либретто - Владимир Иванович Немирович-Данченко. Премьера оперы прошла 27 апреля 1893 года в Москве.

Основана на поэме Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы» .




Сюжет .

Однажды юноша по имени Алеко в отчаянии покидает город. Ему опостылела светская жизнь. Он примыкает к цыганскому табору. Вот уже несколько лет Алеко кочует с цыганами по свету.

В таборе он повстречал прекрасную девушку Земфиру и горячо полюбил ее. Его чувства не были безответными, поэтому пара принимает решение пожениться.

Но через некоторое время девушка увлеклась другим юным цыганом, а муж стал вызывать лишь только раздражение. Повторялась история ее матери, которую так часто вспоминал отец Земфиры. В один из вечеров старый цыган рассказал Алеко , что только лишь год Мариула любила его, а потом цыганка приняла решение сбежать с другим и бросила малышку Земфиру с отцом.


Рассказ старого цыгана в исполнении Валерия Малышева.Запись 1967 года



Главный герой раздраженно недоумевает, почему старик не отомстил за себя и дочь. И вот, в один из вечеров Земфира сбегает с новым возлюбленным из табора на одну ночь. Алеко не выдерживает порыва собственной ревности и наутро в беспамятстве убивает двоих любовников.


Став невольными свидетелями убийства, цыгане выгоняют Алеко из табора и снова отправляются в путь-дорогу. А юноша снова остается один на один со своим отчаянием.


История создания .

«Алеко» является первой оперой Рахманинова. Произведение было написано в качестве выпускной работы в Московской консерватории, по окончании которой композитор получил Большую золотую медаль. Сергей Васильевич здорово увлекся дипломной работой. Он создал великолепную оперу всего за семнадцать дней. Талант композитора проявился во всей красе. Премьера спектакля удалась: ее с успехом приняли не только простые зрители, но и критики.


Произведение так и не вошло в традиционный репертуар оперных театров, однако, разовые спектакли принимались публикой с неизменным успехом.

Музыка прекрасно раскрывает характеры главных героев, рисует поразительные картины цыганских вечеров и красочных пейзажей. Мелодичная, яркая, драматичная оркестровая партия создает уникальную атмосферу душевной тревоги и предчувствия неминуемой трагедии. Характеры главных героев - отца Земфиры и Алеко - создают сильный контраст.


Мудрость и справедливость старого цыгана противоположны моральным принципам эгоистичного Алеко. Критики отмечали, что Сергей Васильевич Рахманинов обладает явным талантом писать удивительные музыкальные характеристики, которые отличаются необычайной ясностью и краткостью.



Занимательные факты :
- Лучшим исполнителем роли Алеко признан друг композитора - Федор Иванович Шаляпин . На первом исполнении оперы, проходившем в честь столетнего юбилея со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, певец загримировался под великого русского поэта.


Поет Федор Шаляпин. Запись 1929 года

Однажды на репетиции оперы к молодому Рахманинову подошел Петр Ильич Чайковский с вопросом, не может ли и его «Иоланта» пройти в один вечер вместе с «Алеко». Сергей Васильевич был так удивлен подобной честью, что потерял дар речи и мог делать только какие-то невразумительные жесты.


Финал оперы "Алеко"

Тогда Чайковский предложил ему подмигнуть в качестве согласия. Тот так и сделал. Тогда Петр Ильич окончательно развеселился: «Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь». Впоследствии Чайковский всеми силами содействовал постановке оперы «Алеко».


Каватина главного героя Алеко "Весь табор спит" отнесена к лучшим произведениям оперного искусства.


Каватину Алеко исполняет Дмитрий Хворостовский

С. Рахманинов опера «Алеко»

Чуть более 20 дней работы над оперой, 19 лет ее автору… Кто бы мог подумать, что дипломная работа юного выпускника консерватории будет исполняться на протяжении как минимум нескольких столетий? Но юношу звали Сергеем Васильевичем Рахманиновым , либреттистом дебютанта выступил В.И. Немирович-Данченко, а в основе сюжета лежали вечные пушкинские строки. Благодаря этим именам «Алеко» уже с премьеры вошел в историю мировой оперы на равных с творениями признанных мастеров.

Краткое содержание оперы Рахманинова «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

баритон русский, живущий в цыганском таборе
Земфира сопрано цыганка, жена Алеко
Молодой цыган тенор любовник Земфиры
Старик бас отец Земфиры

Краткое содержание


Два года назад Алеко пришел в цыганский табор за Земфирой, которую любил. До недавнего времени это чувство было взаимным, но она увлеклась Молодым цыганом. В один из вечеров Старик рассказывает Алеко о том, что его с маленькой дочерью на руках бросила жена, убежав с любовником. Алеко удивлен, что Старик не отомстил за измену. Ночью Земфира уходит на встречу с Молодым цыганом. Утром вернувшуюся пару встречает Алеко, он пытается воззвать к чувствам возлюбленной, но в ней они давно остыли. В порыве ярости ревнивец убивает их обоих. Цыгане изгоняют его из табора.





Интересные факты

  • Рахманинов был не единственным композитором, кто в тот год писал дипломную работу на это либретто – аналогичные оперы создали его однокурсники, Н.С. Морозов и Л.Э. Конюс.
  • Пушкинские «Цыгане» использовались в качестве сюжета оперного либретто и до Рахманинова. В 1850 году появилась опера В.Н Кашперова, в 80-е – работа Г.А. Лишина. Через 20 лет после Рахманинова оперу «Цыгане» написал один из главных представителей веризма Р. Леонкавалло. Всего на этот сюжет было создано 14 опер и 2 балета, не считая многочисленных романсов и оркестровой сюиты.
  • В октябре 1893 года Рахманинова пригласили продирижировать постановкой «Алеко» в Киеве. Публика хорошо приняла спектакль, несмотря даже на то, что на первом из них исполнители партий Земфиры и Молодого цыгана в дуэте забыли слова.
  • «Алеко» - 14 по популярности русская опера. Каждый сезон она исполняется примерно 80 раз, опережая по числу исполнений «Снегурочку » Римского-Корсакова, «Мазепу » Чайковского и «Руслана и Людмилу » Глинки.
  • Либретто Немировича-Данченко неоднократно критиковалось за изменение и упрощение идей пушкинской поэмы, излишнюю мелодраматизацию философии поэта.
  • Партия Алеко была одной из лучших в репертуаре Ф.И. Шаляпина.


  • Каватину Алеко называют последней великой арией в истории русской оперы. Она является центром оперы и позднее композитор, готовя ее очередное нотное издание, обратился к своему другу, М.А. Слонову, с просьбой расширить центральную часть арии. Это было единственное дополнение, сделанное автором в опере.
  • Когда Рахманинов готовил оперу к премьере, к нему подошел Чайковский и предложил, чтобы в будущем сезоне «Алеко» дали в один вечер с «Иолантой». Юного композитора настолько обескуражила такая высокая честь, что он даже не смог вымолвить ни слова.
  • На произведения А.С. Пушкина написано несколько камерных опер: «Каменный гость» А.С. Даргомыжского , «Пир во время чумы» Ц.А. Кюи, «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова . «Алеко» С.В. Рахманинова является самой популярной из них.
  • С Пушкиным и Чайковским связаны и две другие оперы Рахманинова: «Скупой рыцарь» в качестве текста использует пушкинскую поэму, а «Франческа да Римини» написана по либретто М.П. Чайковского, брата композитора. Пушкинские стихи также легли в основу многих романсов Рахманинова, известны его музыкальные наброски к «Борису Годунову» и «Полтаве», а сам он всегда считал себя учеником и последователем Чайковского.
  • Сергей Васильевич признавался, что именно успех первой оперы побудил его к продолжению композиторской деятельности.
  • На выпускном экзамене консерватории, где 7 мая 1892 года Рахманинов впервые сыграл «Алеко», присутствовал известный издатель К. А. Гутхейль, который немедленно заявил о желании купить права на печать произведения. В тот же год было выпущено фортепианное переложение, однако полная партитура им так и не была издана. Ее первая публикация состоялась только в 1953 году.
  • В 2015 году бельгийский театр Ла Монне представил в один вечер все три оперы композитора в проекте «Рахманинов. Тройка».

Лучшие номера оперы

Ария Земфиры «Старый муж, грозный муж» (слушать)

Каватина Алеко «Весь табор спит…» (слушать)

Рассказ Старика «Волшебной силой песнопенья…» (слушать)

История создания и постановок

История этой оперы начинается с либретто, которое написал В.И. Немирович-Данченко под впечатлением новинки прошлого московского театрального сезона – «Сельской чести » П. Масканьи. С.В. Рахманинов , получив либретто в качестве задания к выпускному экзамену, увлекся этим сюжетом. Однако его вдохновение черпало свои силы не в творчестве модных веристов, а в русской оперной традиции, на которую опирались Глинка, Мусоргский , Чайковский. В частности, ближайшим примером была опера «Пиковая дама », впервые исполненная полутора годами ранее. Несмотря на весьма сжатый срок, отпущенный учебным заведением на написание дипломного произведения – 1 месяц, работа над «Алеко» завершилась еще раньше, менее чем за 25 дней. Рахманинов безоговорочно удостоился большой золотой медали консерватории.

П.И. Чайковский , называя Рахманинова своим «внуком в музыке», был очарован его первой работой. Мэтр всячески помогал юному композитору в процессе подготовки оперы к постановке, премьера которой в Большом театре состоялась 27 апреля 1893 года. Работу композитора-дебютанта ждал невероятный успех у публики. Разумеется, впечатление на собравшихся в театре произвел и горячий прием, оказанный опере Чайковским, который аплодировал стоя, «высунувшись из ложи».

Петр Ильич договорился с дирекцией Большого театра о включении «Алеко» в постоянный репертуар. С декабря 1893 года оперу планировалось давать в один вечер с его «Иолантой ». К несчастью, 25 октября Чайковский скоропостижно скончался, и «Алеко» вновь прозвучал в Большом только через 12 лет - 2 февраля 1905 года, под управлением самого автора.

Легендарной стала постановка к столетию со дня рождения А.С. Пушкина. Она состоялась в театральном зале Таврического дворца в Санкт-Петербурге 27 мая 1899 года. В ней принимали участие Ф.И. Шаляпин, М. Дейши-Сионицкая, И. Ершов. Рахманинов присутствовал на спектакле и остался им доволен, а вот критика неоднозначно приняла решение Шаляпина выйти в роли Алеко загримированным под Пушкина.

В Москве оперу возобновили в 1903 году. В 1926 году в своем театре поставил «Алеко» и один из ее авторов, В.И. Немирович-Данченко.

Музыка «Алеко» в кинофильмах


«Ленфильм» создал две экранизации «Алеко». В 1953 году вышел фильм С. Сиделёва, главные роли в котором исполнили А. Огнивцев (Алеко), М. Рейзен (Старик), И. Зубковская (Земфира). В фильме В. Окунцова 1986 года снимались Е. Нестеренко (Алеко), Н. Волшанинова, поет С. Волкова (Земфира), В. Головин, поет В. Маторин (Старик).

Музыка из оперы редко становится частью саундтреков кинофильмов, единственным можно назвать «Повесть о любви и тьме» 2015 года.

В 1937 году, когда мир отмечал столетие со дня смерти Пушкина, Шаляпин предложил Рахманинову написать первый акт – пролог для «Алеко», в котором раскрывалась бы судьба героя до начала оперы. Композитор идею отверг – прошло 45 лет, и в возвращении к своей юношеской работе он не видел ни смысла, ни интереса. Он понимал, что этот шаг обернулся бы противостоянием между 64-летним опытным мастером и вдохновенным 19-летним юношей, причем обоими был он сам. «» остался шедевром начинающего гения, брызжущим искрами молодого таланта и творческой энергии.

Сергей Рахманинов «Алеко»

Aleko - опера, состоящая из одного акта, написана Сергеем Рахманиновым. Впервые музыкальный шедевр смогли в Москве слушать любители оперного искусства: Большой Театр в конце весны 1893 года давал премьеру. Стоит отметить, что композитору, создавшему Алеко, на момент написания было всего 19 лет и именно это произведение стало его дипломной работой в Московской консерватории. Отзывы на произведение, которые дал Чайковский, были максимально высокими. Одним из замечательных исполнителей роли главного героя - Алеко, был сам Федор Шаляпин. Кстати, оперу впервые представляли в рамках столетия со дня рождении Пушкина, и Шаляпин выступал в образе великого поэта.

Содержание оперы не может быть полностью раскрыто без знания истории ее создания. Все началось приблизительно дней за тридцать до аттестационного экзамена, который Рахманинов должен был сдавать по классу композиции. Ему было представлено либретто Немировича-Данченко, написанное по пушкинским «Цыганам». Сюжет понравился и увлек, что позволило молодому дарованию окончить работу всего за 17 дней.

Стоит отметить, что написанное по поэме либретто не только сократило само произведение, но и кое-где изменило его. Автор оперы с первых секунд смог обрисовать ситуацию, полную напряженного драматизма. Так же как и в поэме, либретто выделило центральный конфликт, заключающийся в столкновении вольных нравов свободных цыган и одинокого в своей гордости Алеко. Он отрекся от общества в стремлении обрести покой, но именно общество становится его проклятием, мешающим ему стать хорошим и благодарным гостем кочевого народа. Алеко становится источником горя для тех, кто его приютил.

Что касается музыки, то произведение представляется камерной лирико-психологической оперой, в которой прослеживается интенсивная драматургия. Образы главных героев неотделимы от красочных картин природы и быта кочевников. Сюжет, как и музыка, пленяет откровенным прямодушием и щедростью на разнообразие мелодий.

Краткое содержание не может отразить всего колорита картины, но оно позволит лучше понять суть произведения. А начинаются действия оперы на берегу реки, где разбросаны цыганские разноцветные шатры. В одном из них располагаются Алеко и Земфира. Действия дополняются бытовыми картинами и неспешной обыденной суетой. Алеко среди цыган, с которыми он кочует уже два года. В начале оперы звучит интродукция, в которой чистота образов переплетается с жутковатым впечатлением от Алеко. Зрители и слушатели с первых мгновений окунаются в мир табора, где цыганский хор полон безмятежности и хорошего настроения. Привлекает образ старого цыгана, предающегося воспоминаниям о собственной грустной истории любви к Мариуле, сбежавшей всего через год и бросившей недавно рожденную дочь - Земфиру. Недоумевающий Алеко не понимает, почему старик не отомстил, ведь он сам готов совершить подлость, если ему придется мстить, не задумываясь. Земфира, раздраженная словами Алеко, говорит о стремлении к свободе и о том, что больше не хочет его любви. Она увлечена молодым цыганом, что становится основанием для мести со стороны ревнивца.

Цыгане не любят печалиться и стремятся развеять грустные мысли веселым пением и плясками. «Женская пляска» и «Пляска мужчин» - автор оперы использовал подлинные мелодии цыганских песен для того, чтобы отразить все оттенки чувств и эмоций.

Действие продолжается сценой разговора Земфиры с молодым цыганом, который мечтает о поцелуе, но получает отказ, из-за боязнь Земфирой Алеко. Однако назначается свидание, а местом для него выбирается курган над могилой. Бытовые сцены сопровождаются пением Земфиры у люльки, размышлениями Алеко о радостях случайной любви. Земфира уже не скрывает своей неприязни к мужу, но утверждается в предпочтениях к молодому цыгану. Она откровенна в своих признаниях, высказанных перед уходом.

Непревзойденной и впечатляющей признается ария Алеко из оперы одноименной, исполняемой им в одиночестве.

Сцена рассвета сопровождается появлением Земфиры и молодого цыгана, которые не могут расстаться, но боятся появления Алеко. Но последний, незамеченный, становится свидетелем любовной сцены. В драматичной развязке выясняется то, что Земфира уже не любит Алеко, и его мольбы о воспоминаниях былого счастья остаются без душевного отклика. Рассудок покидает Алеко, который готов к мести. Просьбы Земфиры к молодому цыгану о том, чтобы он бежал, не успевают реализоваться и Алеко закалывает его, а в итогом проклятий Земфиры становится ее смерть. Разбуженные шумом цыгане застают трагическую сцену убийства. Алеко не мстят, его изгоняют, и он опять остается наедине с одиночеством.

На сайте клуба «Орфей» можно бесплатно в режиме онлайн услышать самые знаменитые арии из оперы Алеко, созданные Рахманиновым. Там же можно бесплатно увидеть видео многочисленных постановок оперы.

Your browser does not support the audio element.
Алеко - И. Петров, Земфира - Н. Покровская, Молодой цыган - А. Орфенов, Старик - А. Огнивцев, Старая цыганка - Б. Златогорова. Дирижер Н. Голованов. 1951 г.

Действующие лица:

Алеко баритон
Молодой цыган тенор
Старик (отец Земфиры) бас
Земфира сопрано
Старая цыганка контральто
Цыгане

Берег реки. Кругом разбросаны шатры из белого и пестрого холста. Направо - шатер Алеко и Земфиры. В глубине - телеги, завешанные коврами. Кое-где разведены костры, варится ужин в котелках. Тут и там - группы мужчин, женщин и детей. Общая, но спокойная суета. За рекой восходит красноватая луна.

Цыгане

Как вольность, весел наш ночлег
И мирный сон под небесами,
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами.
Для нас везде, всегда дорога,
Везде для нас ночлега сень,
Проснувшись поутру, мы отдаем свой день
Труду и песням.

Старик

Волшебной силой песнопенья
В туманной памяти моей
Вдруг оживляются виденья
То светлых, то печальных дней.

Цыгане

Поведай, старик, перед сном
Нам сказку о славном былом.

Старик

И наши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула!
Но ты, пора любви, минула
Еще быстрее: только год
Меня любила Мариула.

Однажды близ кагульских вод
Мы чуждый табор повстречали,
Цыгане те свои шатры,
Разбив близ наших, у горы,

Две ночи вместе ночевали.
Они ушли на третью ночь, -
И, брося маленькую дочь,
Ушла за ними Мариула.

Я мирно спал; заря блеснула;
Проснулся я, - подруги нет!
Ищу, зову - пропал и след.
Тоскуя, плакала Земфира,
И я заплакал!.. С этих пор
Постыли мне все девы мира,
Для них навек угас мой взор.

Алеко

Да как же ты не поспешил
Тотчас вослед неблагодарной
И хищнику, и ей, коварной,
Кинжала в сердце не вонзил?

Земфира*

К чему? Вольнее птицы младость.
Кто в силах удержать любовь?

Молодой цыган*

Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.

Алеко

О нет! Когда над бездной моря
Найду я спящего врага,
Клянусь, я в бездну, не бледнея,
Столкну презренного злодея.

Земфира

О, мой отец! Алеко страшен.
Смотри, как вид ужасен.

Старик

Не тронь его, храни молчанье.
Быть может, то тоска изгнанья.

Земфира

Его любовь постыла мне,
Мне скучно, сердце воли просит.

Алеко

Мне тяжко: сердце мести просит.

Молодой цыган

Ревнив он, но не страшен мне.

Цыгане

Довольно, старик!
Скучны эти сказки,
Забудем мы их
В веселье и в пляске.

Начинаются пляски, во время которых Земфира и молодой цыган скрываются. Затем цыгане укладываются на ночлег.

Цыгане

Огни погашены. Одна луна сияет
С небесной вышины и табор озаряет.

Появляются Земфира и молодой цыган.

Молодой цыган

Еще одно, одно лобзанье!
Одно, но доле! На прощанье!
Скажи, придешь ли на свиданье?
Обманет, не придет она!

Земфира

Иди! Мой муж ревнив и зол.
Прощай, покамест не пришел!
Когда поднимется луна…
Там, за курганом над могилой.

Земфира

(увидя Алеко)
Беги, вот он! Приду, мой милый.

Молодой цыган уходит. Земфира уходит в шатер и садится у люльки. Алеко около шатра собирает веревки.

Земфира

(поет песню у люльки)
Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда, не боюсь
Ни ножа, ни огня.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю.
Умираю, любя.

Алеко

Душа томится грустью тайной…
Где ж радости любви случайной?

Земфира

Режь меня, жги меня,
Не скажу ничего;
Старый муж, грозный муж,
Не узнаешь его.

Алеко

Молчи! Мне пенье надоело.
Я диких песен не люблю.

Земфира

Не любишь? Мне какое дело!
Я песню для себя пою.

(Продолжает петь.)

Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод, как он смел!
Как он любит меня!

Алеко

Молчи, Земфира, я доволен…

Земфира

Так понял песню ты мою?

Алеко

Земфира…

Земфира

Ты сердиться волен.
Я песню про тебя пою.

(Снова поет.)

Как ласкала его.
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине!

Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод, как он смел!
Как он любит меня!
Как ласкала его
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине! А!

Земфира уходит… Луна поднимается высоко и становится меньше и бледнее.

Алеко

Весь табор спит. Луна над ним
Полночной красотою блещет.
Что ж сердце бедное трепещет?
Какою грустью я томим?
Я без забот, без сожаленья
Веду кочующие дни.
Презрев оковы просвещенья,
Я волен так же, как они.
Я жил, не признавая власти
Судьбы коварной и слепой
Но, боже, как играют страсти
Моей послушною душой!..

Земфира! Как она любила!
Как, нежно прислонясь ко мне,
В пустынной тишине
Часы ночные проводила!
Как часто милым лепетаньем,
Упоительным лобзаньем
Задумчивость мою
В минуту разогнать умела!

Я помню: с негой полной страсти,
Шептала мне она тогда:
«Люблю тебя! В твоей я власти!
«Твоя, Алеко, навсегда!»
И всё тогда я забывал,
Когда речам ее внимал
И как безумный целовал
Её чарующие очи,
Кос чудных прядь, темнее ночи.
Уста Земфиры… А она,
Вся негой, страстью полна,
Прильнув ко мне, в глаза глядела…
И что ж? Земфира неверна!
Моя Земфира охладела!

Алеко уходит. Луна скрывается, чуть брезжит рассвет. Издалека доносится голос молодого цыгана.

Молодой цыган

Взгляни: под отдаленным сводом
Гуляет вольная луна;
На всю природу мимоходом
Равно сиянье льет она,

Кто в небе место ей укажет,
Промолвя: там остановись,
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись!

Начинает светать… Возвращаются Земфира и молодой цыган.

Земфира

Молодой цыган

Земфира

Пора, мой милый, пора!

Молодой цыган

Нет, нет, постой! Дождёмся дня.

Земфира

Уж поздно.

Молодой цыган

Как робко ты любишь. Минуту!

Земфира

Ты меня погубишь.

Молодой цыган

Не замеченный ими, появляется Алеко.

Земфира

Если без меня
Проснется муж…

Алеко

Проснулся он… Стойте!
Куда вы? Стойте!
Иль во сне я грежу?

(Земфире)
Где ж твоя любовь?

Земфира

Отстань! Ты опостылел мне.
Былое не вернется вновь.

Алеко

Земфира! Вспомни, милый друг!
Всю жизнь я отдал за желанье
С тобой делить любовь, досуг
И добровольное изгнанье.